Убить дракона описание. Убить дракона… в себе. О пьесе Евгения Шварца «Дракон

Просторная уютная кухня. Никого нет, только у пылающего очага греется Кот. В дом заходит уставший с дороги случайный прохожий. Это Ланцелот. Он зовёт кого-нибудь из хозяев, но ответа нет. Тогда он обращается к Коту и узнает, что хозяева - архивариус Шарлемань и его дочь Эльза - ушли со двора, а он, Кот, пока старается отдохнуть душой, потому что в семье огромное горе. После настойчивых просьб Ланцелота Кот рассказывает: над их городом четыреста лет назад поселился отвратительный Дракон, который каждый год выбирает себе девушку, уводит её в свою пещеру, и больше её уже никогда никто не видит (по слухам, все жертвы умирают там от омерзения). А сейчас настала очередь Эльзы. Вернувшиеся хозяева очень приветливы с неожиданным гостем. Оба спокойны, Эльза приглашает всех к ужину. Ланцелота поражает их самообладание, но оказывается, они просто смирились со своей участью. Лет двести назад кое-кто сражался с Драконом, однако всех смельчаков он убил. Завтра, как только чудовище уведёт Эльзу, отец её тоже умрёт. Попытки Ланцелота пробудить в Шарлемане и его дочери волю к сопротивлению безрезультатны. Тогда он объявляет, что готов убить Дракона.

Раздаётся нарастающий шум, свист и вой. «Лёгок на помине!» - говорит Кот. Входит пожилой мужчина. Ланцелот смотрит на дверь, ожидая, когда же войдёт чудовище. А это он и есть - Шарлемань поясняет, что иногда Дракон принимает облик человека. После короткого разговора Ланцелот вызывает его на бой. Дракон багровеет и сулит дерзкому немедленную гибель.

Вмешивается архивариус - он напоминает, что 382 года назад Дракон подписал документ, по которому день сражения назначает не он, а его соперник. Дракон отвечает, что тогда был сентиментальным мальчишкой, а сейчас он не собирается обращать внимание на тот документ. Кот выскакивает в окно, обещая всем все рассказать. Дракон негодует, но в конце концов соглашается драться завтра и уходит.

Эльза уверяет Ланцелота, что напрасно он все затеял: умирать ей не страшно. Но Ланцелот непреклонен - надо убить злодея. В это время вбегает Кот с сообщением, что оповестил знакомых кошек и всех своих котят, которые тут же разнесли по всему городу весть о предстоящем поединке. Появляется Бургомистр. Он обрушивается на Ланцелота с упрёками и убеждает его уехать как можно скорее. Вошедший следом сын Бургомистра Генрих (бывший жених Эльзы, а теперь лакей и личный секретарь Дракона) требует, чтобы его оставили наедине с девушкой. Он передаёт ей приказ хозяина убить Ланцелота и вручает для этого отравленный нож. Эльза берет нож, решив, что убьёт им себя.

Встретившись на городской площади, Бургомистр с сыном обсуждают предстоящие события. Генрих сообщает, что его повелитель очень нервничает. Спрашивает отца, не сомневается ли тот в победе Дракона. Бургомистр догадывается, что это тайный допрос по поручению хозяина. В свою очередь он пытается разузнать у Генриха, не приказывал ли Дракон «потихонечку тюкнуть господина Ланцелота», и, не добившись прямого ответа, прекращает разговор.

На площади с фальшивой торжественностью происходит церемония вручения оружия противнику Дракона. На деле ему предлагают медный тазик от цирюльника вместо щита, вручают справку, что копье в ремонте, и сообщают, что рыцарских лат на складе не обнаружили. Но устроившийся на крепостной стене Кот шёпотом сообщает Ланцелоту хорошие новости. Слова его прерваны воем и свистом, после чего появляется Дракон. Он приказывает Эльзе попрощаться с Ланцелотом, а потом - убить его. Она повинуется. Но - это уже не прощание, а объяснение двух влюблённых, и кончается оно поцелуем, а затем Эльза бросает в колодец висевший у неё на поясе нож и больше не хочет слушать Дракона. Придётся драться, понимает Дракон. И уходит.

Кот обращает внимание Ланцелота на нескольких погонщиков с ослом. Те передают Ланцелоту ковёр-самолёт и шапку-невидимку, а также меч и копье. Надев шапку, Ланцелот исчезает.

Распахиваются дворцовые двери. В дыму и пламени видны три гигантские головы, огромные лапы и горящие глаза Дракона. Он ищет Ланцелота, но того нигде нет. Неожиданно слышится звон меча. Одна за другой головы Дракона падают на площадь, взывая о помощи, но никто, даже Бургомистр с Генрихом, не обращает на них внимание. Когда все уходят, появляется, опираясь на погнутый меч, держа шапку-невидимку, Ланцелот. Он тяжело ранен и мысленно прощается с Эльзой: смерть уже близко.

После гибели Дракона власть захватывает Бургомистр. Теперь он именуется президентом вольного города, а место бургомистра досталось его сынку. Все неугодные брошены в тюрьму. Горожане, как и прежде, в подчинении и покорности. Новый правитель, провозгласив себя победителем Дракона, собирается жениться на Эльзе. Но его не оставляет страх, что Ланцелот вернётся. Он подсылает сына поговорить с Эльзой и выяснить, нет ли у неё известий о Ланцелоте. При разговоре с Эльзой Генрих полон притворного сочувствия, и поверившая в его искренность Эльза рассказывает ему все, что знает. Ланцелот не вернётся. Кот нашёл его раненым, уложил на спину знакомого осла и вывел их из города в горы. В дороге сердце героя перестало биться. Кот велел ослу повернуть обратно, чтобы Эльза могла проститься с умершим и похоронить его. Но ослик заупрямился и пошёл дальше, а Кот вернулся домой.

Бургомистр в восторге: теперь ему некого бояться и можно сыграть свадьбу. Съезжаются гости, но невеста неожиданно отказывается стать женою президента вольного города. Она обращается к собравшимся, умоляя их очнуться: неужели Дракон не умер, а воплотился на этот раз во множество людей, неужели никто не вступится за неё?! В это время появляется Ланцелот, которого вылечили друзья в далёких Чёрных горах. Перепуганный Бургомистр старается быть с ним любезным, гости прячутся под стол. Эльза не сразу верит своим глазам. Ланцелот признается, что очень тосковал по ней, она - что любит его больше прежнего.

Генрих и Бургомистр пытаются удрать, но Ланцелот останавливает их. Целый месяц он в шапке-невидимке бродил по городу и видел, какой страшной жизнью живут люди, потерявшие способность сопротивляться злу. А сделали это те, кого он год назад освободил от Дракона! Бургомистра и Генриха уводят в тюрьму. Ланцелот же готов к тяжёлой работе - убить дракона в изуродованных душах. Но это впереди, а сейчас он берет Эльзу за руку и велит музыке играть - свадьба сегодня все-таки состоится!


Здесь после окончания просмотра можно будет обсудить фильм "Убить дракона"

Круг вопросов для обсуждения (кроме любых личностных мнений):

1. Актуальность фильма

2. Крылатые выражения (несколько) с Вашими замечаниями и размышлениями

3. Смысл финального фрагмента

4. Логика введения эпилога

5. Соотнесение с текстом источником. Интересно порассуждать о разнице в заглавии

Фильмография

Режиссёр-постановщик: Марк Захаров
Авторы сценария: Григорий Горин, Марк Захаров
Главный оператор: Владимир Нахабцев
Главный художник: Олег Шейнцис
Композитор: Геннадий Гладков
Режиссёр: Александр Хайт
Звукооператор: Евгений Фёдоров
Стихи: Юлий Ким
Монтажёр: Валентина Кулагина

Александр Абдулов — Ланцелот
Олег Янковский — Дракон
Евгений Леонов — Бургомистр
Вячеслав Тихонов — Шарлемань, архивариус
Александра Захарова — Эльза, дочь архивариуса
Виктор Раков — Генрих, сын бургомистра
Александр Збруев — Фридрихсен, местный учёный
Ольга Сошникова — жена Фридрихсена
Анна Фроловцева — экономка
Семён Фарада — дирижёр
Андрей Толубеев — шляпник
Александр Филиппенко — кузнец
Ольга Волкова — жена кузнеца
Вячеслав Полунин — воздухоплаватель
Борис Чунаев — рыбак
Франк Мут — молодой рыбак
Игорь Фокин — тюремщик
Джамбул Худайбергенов — начальник охраны
Вячеслав Войнаровский — гость

Рубрики:

Метки:

На мой взгляд, интереснее сравнивать три явления: пьесу Шварца, фильм Захарова и современную действительность. Как уже отметил Дмитрий Владимирович, оба произведения крайне актуальны сейчас в идеологическом плане, а всё потому, что проблемы затрагиваются философские и общечеловеческие, характерные, как показывает история, для многих эпох.
Известно, что Шварц в пьесе 1943 года изобличал фашизм, а на его фоне – диктатуру в принципе. Неслучайно Дракон появляется в облике «пожилого, но крепкого, моложавого, белобрысого человека с солдатской выправкой; волосы ёжиком», а сцена битвы подана в том же виде, в каком советским гражданам сообщалось о событиях на фронте: никто ничего не видит, но все слышат некое «коммюнике», и все вынуждены ему верить, потому что ничего другого не остаётся. Но здесь Шварц вводит образ Мальчика, видящего всё в реальном свете, поскольку «устами младенца глаголет истина». Как же окружающие реагируют на правду? Очень предсказуемо: действительность коверкают до политически безопасной для горожан, а сомнения Мальчика оставляют неразрешенными, не комментируя эти странные «толкования». В фильме М. Захарова также есть детали, указывающие на символику фашизма. Дракон, например, появляется сначала в характерной каске (образ немецкого фашизма), затем в виде элегантного улыбчивого денди (итальянский фашизм) и, наконец, в костюме самурая (японская фашистская «ассоциация помощи трону»). Таким образом, Дракон здесь – собирательный образ, а не конкретный исторический персонаж, что выводит идеи из фильма в общечеловеческий контекст.
Показательна в этом отношении фраза «Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного»: чтобы победить фашизм, необходимо иметь собственного диктатора, и таких диктаторов в СССР было немало. Вот почему в пьесе Шварца мы видим в образе Бургомистра черты Сталина: до революции был рядовым членом партии, со временем, когда умер «вождь революции», начал постепенно убирать соперников и в конце концов стал полновластным диктатором (о детальном сходстве со сталинским режимом Вика упомянула в своём рассуждении). Но в фильме образ Бургомистра намного сложнее, быть может, потому что был сделан уже в 1988 году. Здесь мы находим черты и Сталина, и Брежнева, любившего целоваться с «важными людьми», и Горбачева, отменившего сухой закон. Может, есть там и другие указания, на которые я не обратила внимание. Таким образом, в фильме исторические границы гораздо более расширены, а детали, указывающие на различные эпохи, гораздо ярче. Насколько узнаваем был «президент свободного города», показывавший пример уборщице, выбиравший нового руководителя («он хуже всех слышит») и объявлявший о мнении выбранного «руководителя» только тогда, когда его уводят. Разве не то же самое наблюдаем мы сейчас во время предвыборных кампаний? Показная забота о благе народа, мнимые гласность и свобода выбора и конечно, иллюзия работы по улучшению жизни общества (по прибытии Ланцелота Бургомистр выставляет свадьбу как подготовленную для героя-победителя) – всё это есть черты и современного политического устройства в том числе.
В образе Ланцелота же, по моему мнению, реализуется мыслящая и действующая часть общества, борющаяся с тоталитаризмом. Если у Шварца в пьесе звучит вера в то, что прогрессивно настроенные умы победят «дракона» в каждом человеке, то создатели фильма – Г. Горин и М.Захаров – проводят совершенно другую мысль, для изображения которой даже изменяют финал. Ланцелот здесь выкрикивает в порыве: «Ну поймите же, он здесь (показывает на голову); я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона… в себе! Вы понимаете?! В себе!», то есть создатели фильма считают, что никто не поможет человеку уничтожить в себе раба, кроме него самого. Горожане поэтому встают перед Ланцелотом на колени и отказываются подниматься, видя в нём нового «вождя», демонстрируя стадность. Одна только Эльза демонстрирует свою индивидуальность (видна с момента её отказа от убийства) и уходит от героя, в повелительном тоне которого действительно просматриваются черты диктатора. Здесь по-настоящему свободной оказывается только она, предпочитающая жизни с новым «повелителем»личную свободу.
Именно финал коренным образом отличает фильм от пьесы. В том далёком 43-м ещё не знали, что будет победа, за которой последуют новые репрессии, смена диктаторов и будет продолжаться «крой» человеческих душ вплоть до сегодняшнего дня. Кроме того, жанр пьесы – сказка, вот почему финал столь оптимистичен: Ланцелот и его соратники мечтают «в каждом убить дракона», а последнее изречение Ланцелота – «И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!» Не правда ли, эта фраза чересчур жизнерадостна для такой сказки? На протяжении же всего фильма звучали такие высказывания: «Я начал завидовать рабам. Они всё знают заранее. У них твёрдые убеждения. Наверное потому что у них нет выбора»; «»Хотите им нового счастья, а они старым дорожат»; «Никто не умеет молиться, потому что не знают, кому». Кроме того, очень ярко показана анархия и безыдейность, отсутствие границ и морали после обретения «свободы». С высоты прошедших лет смотрели на тоталитаризм Горин и Захаров, поэтому в фильме есть ещё одна финальная сцена в заснеженном поле. Казалось бы побеждённое диктаторство теперь протягивает свои щупальца в будущее, подчиняя себе детские души постепенно, сначала через игру в воздушного змея. И Ланцелот уходит в белую даль рядом с «Драконом», в окружении детей, и мы понимаем, что уходят они вместе, и будут вместе строить новый город с новыми людьми, в души и умы которых Ланцелот привнесёт свои идеи, и где Дракон установит такой привычный и удобный порядок с системой полного подчинения.
Лицоева Настя

Евгений Львович Шварц

«Дракон»

Просторная уютная кухня. Никого нет, только у пылающего очага греется Кот. В дом заходит уставший с дороги случайный прохожий. Это Ланцелот. Он зовёт кого-нибудь из хозяев, но ответа нет. Тогда он обращается к Коту и узнает, что хозяева — архивариус Шарлемань и его дочь Эльза — ушли со двора, а он, Кот, пока старается отдохнуть душой, потому что в семье огромное горе. После настойчивых просьб Ланцелота Кот рассказывает: над их городом четыреста лет назад поселился отвратительный Дракон, который каждый год выбирает себе девушку, уводит её в свою пещеру, и больше её уже никогда никто не видит (по слухам, все жертвы умирают там от омерзения). А сейчас настала очередь Эльзы. Вернувшиеся хозяева очень приветливы с неожиданным гостем. Оба спокойны, Эльза приглашает всех к ужину. Ланцелота поражает их самообладание, но оказывается, они просто смирились со своей участью. Лет двести назад кое-кто сражался с Драконом, однако всех смельчаков он убил. Завтра, как только чудовище уведёт Эльзу, отец её тоже умрёт. Попытки Ланцелота пробудить в Шарлемане и его дочери волю к сопротивлению безрезультатны. Тогда он объявляет, что готов убить Дракона.

Раздаётся нарастающий шум, свист и вой. «Лёгок на помине!» — говорит Кот. Входит пожилой мужчина. Ланцелот смотрит на дверь, ожидая, когда же войдёт чудовище. А это он и есть — Шарлемань поясняет, что иногда Дракон принимает облик человека. После короткого разговора Ланцелот вызывает его на бой. Дракон багровеет и сулит дерзкому немедленную гибель.

Вмешивается архивариус — он напоминает, что 382 года назад Дракон подписал документ, по которому день сражения назначает не он, а его соперник. Дракон отвечает, что тогда был сентиментальным мальчишкой, а сейчас он не собирается обращать внимание на тот документ. Кот выскакивает в окно, обещая всем все рассказать. Дракон негодует, но в конце концов соглашается драться завтра и уходит.

Эльза уверяет Ланцелота, что напрасно он все затеял: умирать ей не страшно. Но Ланцелот непреклонен — надо убить злодея. В это время вбегает Кот с сообщением, что оповестил знакомых кошек и всех своих котят, которые тут же разнесли по всему городу весть о предстоящем поединке. Появляется Бургомистр. Он обрушивается на Ланцелота с упрёками и убеждает его уехать как можно скорее. Вошедший следом сын Бургомистра Генрих (бывший жених Эльзы, а теперь лакей и личный секретарь Дракона) требует, чтобы его оставили наедине с девушкой. Он передаёт ей приказ хозяина убить Ланцелота и вручает для этого отравленный нож. Эльза берет нож, решив, что убьёт им себя.

Встретившись на городской площади, Бургомистр с сыном обсуждают предстоящие события. Генрих сообщает, что его повелитель очень нервничает. Спрашивает отца, не сомневается ли тот в победе Дракона. Бургомистр догадывается, что это тайный допрос по поручению хозяина. В свою очередь он пытается разузнать у Генриха, не приказывал ли Дракон «потихонечку тюкнуть господина Ланцелота», и, не добившись прямого ответа, прекращает разговор.

На площади с фальшивой торжественностью происходит церемония вручения оружия противнику Дракона. На деле ему предлагают медный тазик от цирюльника вместо щита, вручают справку, что копье в ремонте, и сообщают, что рыцарских лат на складе не обнаружили. Но устроившийся на крепостной стене Кот шёпотом сообщает Ланцелоту хорошие новости. Слова его прерваны воем и свистом, после чего появляется Дракон. Он приказывает Эльзе попрощаться с Ланцелотом, а потом — убить его. Она повинуется. Но — это уже не прощание, а объяснение двух влюблённых, и кончается оно поцелуем, а затем Эльза бросает в колодец висевший у неё на поясе нож и больше не хочет слушать Дракона. Придётся драться, понимает Дракон. И уходит.

Кот обращает внимание Ланцелота на нескольких погонщиков с ослом. Те передают Ланцелоту ковёр-самолёт и шапку-невидимку, а также меч и копье. Надев шапку, Ланцелот исчезает.

Распахиваются дворцовые двери. В дыму и пламени видны три гигантские головы, огромные лапы и горящие глаза Дракона. Он ищет Ланцелота, но того нигде нет. Неожиданно слышится звон меча. Одна за другой головы Дракона падают на площадь, взывая о помощи, но никто, даже Бургомистр с Генрихом, не обращает на них внимание. Когда все уходят, появляется, опираясь на погнутый меч, держа шапку-невидимку, Ланцелот. Он тяжело ранен и мысленно прощается с Эльзой: смерть уже близко.

После гибели Дракона власть захватывает Бургомистр. Теперь он именуется президентом вольного города, а место бургомистра досталось его сынку. Все неугодные брошены в тюрьму. Горожане, как и прежде, в подчинении и покорности. Новый правитель, провозгласив себя победителем Дракона, собирается жениться на Эльзе. Но его не оставляет страх, что Ланцелот вернётся. Он подсылает сына поговорить с Эльзой и выяснить, нет ли у неё известий о Ланцелоте. При разговоре с Эльзой Генрих полон притворного сочувствия, и поверившая в его искренность Эльза рассказывает ему все, что знает. Ланцелот не вернётся. Кот нашёл его раненым, уложил на спину знакомого осла и вывел их из города в горы. В дороге сердце героя перестало биться. Кот велел ослу повернуть обратно, чтобы Эльза могла проститься с умершим и похоронить его. Но ослик заупрямился и пошёл дальше, а Кот вернулся домой.

Бургомистр в восторге: теперь ему некого бояться и можно сыграть свадьбу. Съезжаются гости, но невеста неожиданно отказывается стать женою президента вольного города. Она обращается к собравшимся, умоляя их очнуться: неужели Дракон не умер, а воплотился на этот раз во множество людей, неужели никто не вступится за неё?! В это время появляется Ланцелот, которого вылечили друзья в далёких Чёрных горах. Перепуганный Бургомистр старается быть с ним любезным, гости прячутся под стол. Эльза не сразу верит своим глазам. Ланцелот признается, что очень тосковал по ней, она — что любит его больше прежнего.

Генрих и Бургомистр пытаются удрать, но Ланцелот останавливает их. Целый месяц он в шапке-невидимке бродил по городу и видел, какой страшной жизнью живут люди, потерявшие способность сопротивляться злу. А сделали это те, кого он год назад освободил от Дракона! Бургомистра и Генриха уводят в тюрьму. Ланцелот же готов к тяжёлой работе — убить дракона в изуродованных душах. Но это впереди, а сейчас он берет Эльзу за руку и велит музыке играть — свадьба сегодня все-таки состоится!

На кухне у камина греется Кот. Тут в дом заходит прохожий, который только с дороги и чертовски устал. Его зовут Ланцелот. Позвавши хозяева, странник не услышал ответа, и обратился к Коту, который рассказал, что у архивариуса Шарлемань и Эльзы, его дочери, горе, и они ушли. Как рассказал Кот, уже давно над городом живет мерзкий Дракон, которому каждый год приводят молодую девушку, и после того девушек больше никто не видел. В этом году пришла очередь Эльзы.

Возвращаются хозяева. Они ведут себя спокойно и приветливы к гостю. Эльза зовет всех ужинать. За столом Ланцелот поражается их умению держать себя в руках, но просто оказалось, что они давно смерились с этим. Шарлемане рассказал, что давным-давно были смельчаки, рискнувшие бросить вызов чудищу, но всё напрасно – они не выжили. Когда наступит завтрашний день, Эльза отправится к Дракону в пещеру, а её отец наложит на себя руки. Услышав это, Ланцелот всячески пытался подбодрить их, но всё было напрасно, и тут он вскрикивает, что завтра даст бой чудищу, вызвав его на поединок. Тут как раздастся свист и шут. В дом входит мужчина пожилых лет, а Ланцелот все ждёт, когда объявится чудовище. Но оказывается этот мужчина и есть Дракон, ведь они умею принимать человеческий облик. После разговора рыцаря и чудовища, Ланцелот зовёт его на поединок, но по договору, который подписал Дракон триста восемьдесят два года тому назад сказано, что время и место назначает тот, кто бросает вызов чудищу. Дракон уходит, но тут же стали сбегаться жители, и первым был Бургомистр, который пытается убедить самоубийцу покинуть город как можно скорее. В след за Бургомистром приходит секретарь Дракона Генрих с поручениями от хозяина. Тот дал своему подчинённому отравленный нож и велел убить Ланцелота. Но Генрих был влюблён в Эльзу и всё ей рассказал. Она забрала у него нож с предлогом, что сама это сделает.

На площади собирается народ, где пытается фальшивой торжественность вооружить рыцаря, дать ему доспех, который не нашли, копье, которое поломано и находится в ремонте. Тут появляется Дракон и велит Эльзе покончить с Ланцелотом, но девушка выбрасывает отравленный нож в колодец и крепко, прямо в губы, целует рыцаря. Дракон понимает, что его хитрости не удались, что состоится поединок, и уходит. Кот зовёт Ланцелота подойти. Он показывает ему на телегу с погонщиком, где ему в дар привезли шапку-невидимку, ковер-самолет и копьё с мечом. Ланцелот, одев шапку, исчезает.

В дворцовых воротах появляется трёхглавый, злой, с красными глазами, огнедышащий Дракон. Он ищет рыцаря, но нигде не видит его. Тут под звон меча падают, моля о помощи, все три головы чудища, и появляется Ланцелот, сняв шапку-невидимку. Он сильно изранен, и ощущая близость смерти, прощается с любимой Эльзой. Его подбирает Кот, улаживает на осла и вывозит из города.

Дракон повержен, власть над свободными людьми подхватывает Бургомистр, назначивши на свою должность сына своего – Генриха. Новый правитель хочет взять в жены Эльзу, но боится, что Ланцелот может вернуться. Когда девушка рассказывает Генриху, что Кот увёз Ланцелота и он больше не вернётся, это придало уверенности Бургомистру. Но как оказалось, Ланцелот в шапке-невидимке уже год ходит среди них. Он садит Бургомистра с сыном в тюрьму, а сам берёт Эльзу в жены.

Когда снимали кадры для самого начала картины «Убить дракона», исполнитель главной роли Александр Абдулов со свойственным ему максимализмом отказался от помощи каскадеров. Режиссер Марк Захаров знал, что спорить с ним не имеет смысла. У актера были свои представления о профессии, которые он никогда не нарушал. Если была хоть малейшая возможность выполнить трюк самому, он так и поступал. И это его подняли краном за ноги на высоту 45 метров.

Поскольку картина была советско-германская, на съемках присутствовал немецкий продюсер. Марк Захаров спросил его, сколько бы тот заплатил за такой трюк немецкому актеру. Тот ответил без колебаний — тридцать тысяч марок. А Абдулову по разнарядке полагались только суточные. Потом актер с режиссером все обсуждали эту невероятную для советских людей сумму 30 ТЫСЯЧ! и фантазировали, как бы ее можно было потратить!

Когда начались съемки, предполагалось, что у картины будет совсем другое название «Странствующий рыцарь». Странствующий рыцарь - это Ланцелот, потомок того самого легендарного Ланцелота, который совершил всем памятный подвиг, убил дракона! Но теперь все КАЖЕТСЯ похожим на то древнее предание, и все-таки ВСЕ по-другому. Когда Лонцелот разговаривает с рыбаками он удивленно замечает, что рыбаков, в принципе, Дракон устраивает. И они совсем не готовы к тому, что Дракона нужно убить.

«Дракон» - это сказочная пьеса драматурга Шварца, вершина его творчества. Евгений Шварц написал ее в 1943 году, когда могло показаться, что она про фашизм, который хочет завладеть миром. Под этим идеологическим прикрытием тогда же, в годы войны "Дракон" был показан в Ленинградском театре Комедии. После московской премьеры спектакля, поставленного Николаем Акимовым, «Дракон» был снят, а пьеса была запрещена. Ведь советские цензоры не ели свой хлеб даром. За виртуозным эзоповым языком Шварца они безошибочно увидели критику советской власти, однопартийной системы, тоталитарного государства.

Цитата ИЗ ФИЛЬМА:

— Ради кого идете на смерть? Ходите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? Зачем она им, не думали? Фридрихсен, тебе нужна свобода?

— Мне? Ну зачем?

— А может вам, сударыня?

— Зачем мне свобода? Я замужем!

————————————————

В среде интеллигенции это произведение считалось культовым. Делались даже попытки его поставить. Одна из них, наиболее успешная, была осуществлена начинающим режиссером Марком Захоровым в 1962-м в студенческом театре МГУ. На одну из генеральных репетиций приехали Олег Ефремов, Валентин Плучек и другие звезды постановочного дела. Они не только посмотрели, но и надавили на принимающую комиссию своим авторитетом. Под их нажимом спектакль Захарова был принят, но просуществовал недолго. Как только разразился скандал по поводу знаменитой выставки абстракционистов в московском Манеже, опасную пьесу тут же закрыли. Раз и навсегда. Поэтому, когда Захаров написал председателю Гостелерадио Леониду Кравченко заявку на постановку «Дракона» все ждали решения с оптимизмом: ведь в стране начались новые времена, все запрещенное начали снимать с полок, печатать, публиковать, ставить. Почему бы не поставить и «Дракона». А уже если кто-то возьмется за это - то конечно, режиссер воплотивший до этого «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца Марк Захаров.

Цитата ИЗ ФИЛЬМА:

Во первых он начал большое строительство, а во вторых - запретил цыган

———————————————

Захаров счастлив. Его заветная мечта осуществится. Он уже решил для себя, что Ланцелота сыграет только Александр Абдулов - звезда его театра имени Ленинского Комсомола. А Бургомистра - исключительно Евгений Леонов.

По поводу дракона тоже не было особых сомнений. Безусловно - это Олег Янковский. Марк Захаров пишет даже специальное письмо с просьбой в качестве исключения утвердить этих актеров на свои роли без проб, учитывая их большой опыт работы в кино и что они уже снимались в фильмах Марка Захарова.

На роль отца Эльзы он приглашает актера не из театра, которым руководит, а «со стороны». Вначале ведутся переговоры с Алексеем Петренко, потом уже вроде бы окончательно утверждается Олег Борисов, но в конце концов роль достается Вячеславу Тихонову.

На роль возлюбленной Ланцелота Эльзы утверждается дочь режиссера Александра Захарова.

Несмотря на все старания Николай Караченцов уже не подходит по возрасту на роль лучшего ученика дракона Генриха и здесь мы видим одно из первых появлений на экранах будущей звезды Ленкома Виктора Ракова.

А еще в картине Захаров снимает лицедея Вячеслава Полунина. Он играет очень трудный и нужный фильму образ горожанина, который убил в себе поэзию полета и превратился в человека с тачкой.

Текст песен пишет Юлий Ким, музыку Геннадий Гладков. «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Формулу любви» - Марк Анатольевич делал именно с ними. И в конечном итоге собирается любимая зрителями по предыдущим телевизионным проектам талантливая захаровская команда. Вот только появилась идея, что неплохо бы эту картину сделать не телевизионной, а выпустить ее в широкий прокат на большие экраны.

Для Марка Захарова - это незнакомый опыт. Но проектом заинтересовались немецкие продюсеры и готовы финансово поддержать будущую картину, в том числе и качественной кинопленкой. У Марка Захарова со времен «Обыкновенного чуда» остались прекрасные отношения с кинематографистами Германии. Как и в «Обыкновенном чуде», многие сцены «Дракона» снимались на натуре в средневековых замках. Особенно облюбовали кинематографисты замок в городе Мальборк в Германии. Многие натурные съемки были сняты на старинных улочках немецких городов, которые стали великолепными декорациями. Снимали также в польских городах - Гданьске и Вроцлаве.

Внимание к сценарию возрастает и появляются серьезные замечания со стороны комиссии Мосфильма. Захарову рекомендуют выровнять ритмику обеих частей, более выразительно прописать образы положительных и отрицательных героев, определиться с жанром своего произведения, отказаться от публицистических реплик на злобу дня, переработать финал. И еще: картину просят удешевить. Новые времена - трудные. Бюджет студии сокращается. Режиссеру рекомендуют подумать об отказе от сложных трюков и дорогостоящих сцен.

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА:

Смелые люди, но всего боятся.

—————————————————

Но тонкое чутье подсказывает Захарову: трудности заключаются не в рекомендациях худсоветов, которых за свою жизнь он наслушался предостаточно. Нет, сложности будущего фильма заключались в другом: в бурных переменах, происходивших в обществе. Он понимает, что зрителю сегодня может уже и не понадобится шварцевский Дракон со всеми его зашифрованными образами, тонкими намеками и юмором с потайными смыслами.

Он обращается к своему проверенному соавтору Григорию Горину, чтобы совместно с ним решить, как преподнести Дракона зрителям во взбудораженной стране. В какой-то степени они становятся заложниками этого бурного времени. Ведь все уже начали говорить буквально. Никому больше не нужны пародии. Никто не собирается читать между строк. Зачем? Все что приходит на ум можно выкрикнуть на площади, напечатать в газете, прочитать в Огоньке. Драконов, которые правят столетиями, кажется, больше никогда не будет. Образы, показанные в фильме воспринимаются как ретро. Зачем вообще нужно вспоминать былых генсеков, увешанных орденами?

Им тогда показалось, что мало кто услышал идею, о которой в голос кричал мудрый Шварц, и из-за которой за постановку «Убить дракона» взялись Захаров, Горин и вся их команда.

Сначала в фильме жители города не готовы к тому, что Дракона вообще нужно убивать. Это делает иноземец, который не ценит местных традиций. Жители Драконии умудряются придумать для себя, как оправдать любой поступок и любую жестокость своего тоталитарного хозяина. Они готовы не видеть, не слышать, не думать, не обсуждать.

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА:

Это не народ, это хуже народа. Это лучшие люди города.

——————————————

Критика была в восторге от работы Олега Янковского. Иностранная пресса писал о нем: Невероятно! Он играет одними глазами!

Его трехголовый дракон - это и образ трех страшнейших диктатур двадцатого века. Это и триединство армии, тайной полиции и бюрократии. Он и циничный злодей и тонкий психолог.

Дракон - это и ловкий мудрец, который лучше Ланцелота понимает, что жители Драконии просто не готовы существовать без жесткого подчинения. И правда: город в котором никогда ничего не случалось, без дракона начинает переживать свои самые худшие времена.

Ланцелот, который хотел освободить, принес только вред. Рабская психология не уходит из душ горожан вместе с драконом. Ведь дракон поселился в каждом из них. Лишиться дракона - это все равно что лишиться смысла жизни.

ЦИТАТА ИЗ ФИЛЬМА:

Единственный способ избавиться от дракона - это иметь своего собственного

——————————————-

Вот почему бургомистр очень быстро переписывает миф про победу над драконом под себя и занимает его вакансию. Если использовать старую схему, то руководить этими людьми можно очень легко. Достаточно только один абсурд поменять на другой. И красавица невеста уже с ним собирается под венец.

Ланцелот в растерянности. Все происходит не так, как должно происходить в сказке! В сказке добро побеждает зло - и все! А здесь на смену зла приходит новое зло, и неизвестно какое из них хуже! Более того, от этого что-то неправильное начинает происходить в душе самого Ланцелота. Он тоже в чем-то делается Драконом.

Трудно представить, сколько Захаров с Гориным переписали финалов для фильма «Убить Дракона»! Подобно времени за окном, он писали жесткое и в чем-то реалистичное произведение. Ну не получалось здесь никакого хэппи-энда! Не получалось безграничной солнечной любви! Не получалось сказки! Даже улыбнуться для Лонцелота - теперь большое усилие. Эльза немного помогает этому, но как можно улыбаться в городе, в котором дракон проник в душу каждого человека.

Пророчество оказалось пророческим. Через четверть века остановившись, чтобы отдышаться, можно наконец-то посмотреть на себя в захаровское зеркало и пусть с опозданием расслышать все предупреждения, которые двадцать пять лет назад могли, как казалось, относится к кому угодно, но только не к себе.

В 1962 году Марк Захаров фактически начинает свой путь в режиссуру с «Дракона». В 1988 году он выпускает «Убить дракона» на большие экраны и после этого порывает с кинематографом. Он сам себя чувствует Ланцелотом, у которого опускаются руки и разочарование отравляет душу. Но бывают случаи, когда фильмы со временем не стареют. И тогда им обязательно нужно дать новый шанс, чтобы посмотреть их новыми глазами.

Просторная уютная кухня. Никого нет, только у пылающего очага греется Кот. В дом заходит уставший с дороги случайный прохожий. Это Ланцелот. Он зовет кого-нибудь из хозяев, но ответа нет. Тогда он обращается к Коту и узнает, что хозяева - архивариус Шарлемань и его дочь Эльза - ушли со двора, а он, Кот, пока старается отдохнуть душой, потому что в семье огромное горе. После настойчивых просьб Ланцелота Кот рассказывает: над их городом четыреста лет назад поселился отвратительный Дракон, который каждый год выбирает себе девушку, уводит её в свою пещеру, и больше её уже никогда никто не видит (по слухам, все жертвы умирают там от омерзения). А сейчас настала очередь Эльзы. Вернувшиеся хозяева очень приветливы с неожиданным гостем. Оба спокойны, Эльза приглашает всех к ужину. Ланцелота поражает их самообладание, но оказывается, они просто смирились со своей участью. Лет двести назад кое-кто сражался с Драконом, однако всех смельчаков он убил. Завтра, как только чудовище уведет Эльзу, отец её тоже умрет. Попытки Ланцелота пробудить в Шарлемане и его дочери волю к сопротивлению безрезультатны. Тогда он объявляет, что готов убить Дракона.

Раздается нарастающий шум, свист и вой. «Легок на помине!» - говорит Кот. Входит пожилой мужчина. Ланцелот смотрит на дверь, ожидая, когда же войдет чудовище. А это он и есть - Шарлемань поясняет, что иногда Дракон принимает облик человека. После короткого разговора Ланцелот вызывает его на бой. Дракон багровеет и сулит дерзкому немедленную гибель.

Вмешивается архивариус - он напоминает, что 382 года назад Дракон подписал документ, по которому день сражения назначает не он, а его соперник. Дракон отвечает, что тогда был сентиментальным мальчишкой, а сейчас он не собирается обращать внимание на тот документ. Кот выскакивает в окно, обещая всем все рассказать. Дракон негодует, но в конце концов соглашается драться завтра и уходит.

Эльза уверяет Ланцелота, что напрасно он все затеял: умирать ей не страшно. Но Ланцелот непреклонен - надо убить злодея. В это время вбегает Кот с сообщением, что оповестил знакомых кошек и всех своих котят, которые тут же разнесли по всему городу весть о предстоящем поединке. Появляется Бургомистр. Он обрушивается на Ланцелота с упреками и убеждает его уехать как можно скорее. Вошедший следом сын Бургомистра Генрих (бывший жених Эльзы, а теперь лакей и личный секретарь Дракона) требует, чтобы его оставили наедине с девушкой. Он передает ей приказ хозяина убить Ланцелота и вручает для этого отравленный нож. Эльза берет нож, решив, что убьет им себя.

Встретившись на городской площади, Бургомистр с сыном обсуждают предстоящие события. Генрих сообщает, что его повелитель очень нервничает. Спрашивает отца, не сомневается ли тот в победе Дракона. Бургомистр догадывается, что это тайный допрос по поручению хозяина. В свою очередь он пытается разузнать у Генриха, не приказывал ли Дракон «потихонечку тюкнуть господина Ланцелота», и, не добившись прямого ответа, прекращает разговор.

На площади с фальшивой торжественностью происходит церемония вручения оружия противнику Дракона. На деле ему предлагают медный тазик от цирюльника вместо щита, вручают справку, что копье в ремонте, и сообщают, что рыцарских лат на складе не обнаружили. Но устроившийся на крепостной стене Кот шепотом сообщает Ланцелоту хорошие новости. Слова его прерваны воем и свистом, после чего появляется Дракон. Он приказывает Эльзе попрощаться с Ланцелотом, а потом - убить его. Она повинуется. Но - это уже не прощание, а объяснение двух влюбленных, и кончается оно поцелуем, а затем Эльза бросает в колодец висевший у нее на поясе нож и больше не хочет слушать Дракона. Придется драться, понимает Дракон. И уходит.

Кот обращает внимание Ланцелота на нескольких погонщиков с ослом. Те передают Ланцелоту ковер-самолет и шапку-невидимку, а также меч и копье. Надев шапку, Ланцелот исчезает.

Распахиваются дворцовые двери. В дыму и пламени видны три гигантские головы, огромные лапы и горящие глаза Дракона. Он ищет Ланцелота, но того нигде нет. Неожиданно слышится звон меча. Одна за другой головы Дракона падают на площадь, взывая о помощи, но никто, даже Бургомистр с Генрихом, не обращает на них внимание. Когда все уходят, появляется, опираясь на погнутый меч, держа шапку-невидимку, Ланцелот. Он тяжело ранен и мысленно прощается с Эльзой: смерть уже близко.

После гибели Дракона власть захватывает Бургомистр. Теперь он именуется президентом вольного города, а место бургомистра досталось его сынку. Все неугодные брошены в тюрьму. Горожане, как и прежде, в подчинении и покорности. Новый правитель, провозгласив себя победителем Дракона, собирается жениться на Эльзе. Но его не оставляет страх, что Ланцелот вернется. Он подсылает сына поговорить с Эльзой и выяснить, нет ли у нее известий о Ланцелоте. При разговоре с Эльзой Генрих полон притворного сочувствия, и поверившая в его искренность Эльза рассказывает ему все, что знает. Ланцелот не вернется. Кот нашел его раненым, уложил на спину знакомого осла и вывел их из города в горы. В дороге сердце героя перестало биться. Кот велел ослу повернуть обратно, чтобы Эльза могла проститься с умершим и похоронить его. Но ослик заупрямился и пошел дальше, а Кот вернулся домой.

Бургомистр в восторге: теперь ему некого бояться и можно сыграть свадьбу. Съезжаются гости, но невеста неожиданно отказывается стать женою президента вольного города. Она обращается к собравшимся, умоляя их очнуться: неужели Дракон не умер, а воплотился на этот раз во множество людей, неужели никто не вступится за нее?! В это время появляется Ланцелот, которого вылечили друзья в далеких Черных горах. Перепуганный Бургомистр старается быть с ним любезным, гости прячутся под стол. Эльза не сразу верит своим глазам. Ланцелот признается, что очень тосковал по ней, она - что любит его больше прежнего.

Генрих и Бургомистр пытаются удрать, но Ланцелот останавливает их. Целый месяц он в шапке-невидимке бродил по городу и видел, какой страшной жизнью живут люди, потерявшие способность сопротивляться злу. А сделали это те, кого он год назад освободил от Дракона! Бургомистра и Генриха уводят в тюрьму. Ланцелот же готов к тяжелой работе - убить дракона в изуродованных душах. Но это впереди, а сейчас он берет Эльзу за руку и велит музыке играть - свадьба сегодня все-таки состоится!