Упражнения выговаривать букву л. Как научить ребенка говорить букву «Л» и причины неудач. Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является «Л». Иногда поставить его произношение получается только к 6 годам. Существует ряд упражнений, которые могут в этом помочь. Важно знать правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука «Л» может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.

Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:

  • двугубный: вместо правильного звука слышится «у» («уапата» вместо «лопата»);
  • носовой (на мягкое небо попадает корневая часть языка, из-за чего поток воздуха устремляется в нос, звук «л» меняется на «нг» — вместо слова луна может слышаться «нгуна»).
  • межзубный (в процессе речи кончик языка помещается в межзубное пространство);
  • Иногда звук не проговаривается вообще (вместо слова лук ребенок говорит «ук»).

Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:

  • на Г – «стог» вместо «стол», вместо «полы» «погы»;
  • на В – вместо «лыжи» «выжи»;
  • на Ё – вместо слова «ложка» проговаривается «ёжка»:
  • на Д – слово «лошадь» произносится как «дошадь»;
  • на мягкий звук Л – «деля вместо «дела».

При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.

В чем причины неправильного произношения «Л»

Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:

  1. в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
  2. анатомически короткая подъязычная связка;
  3. слабость мышечных тканей языка.

Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «Л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции. Нужно обратить внимание на следующие правила:

  • зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
  • чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
  • кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
  • корневую часть языка важно приподнять;
  • чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
  • в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести «Л»

Существует несколько распространенных ошибок, которые возникают при попытке произнести «Л». При этом все способы постановки звука становятся неэффективными. Многие из ошибок вызваны неправильным расположением губ и языка, а потому их просто решить.

Звук «Л» может не получаться из-за того, что:

  • язык оттягивается во внутреннюю часть рта, из-за чего получается произносить «Ы» (вместо слова «лом» получается «ыом»);
  • губы располагаются неправильно, из-за чего слышатся не те звуки – например, сочетание «ува» (вместо «лопата» «увапата»);
  • производится резкий вдох в момент произношения – Л меняется на Ф, если участвуют щеки, и на Н, если поток воздуха проходит через нос.

Иногда дети заменяют звук «Л» на «Р» – особенно часто это происходит, если последний звук уже отработан, а первый – нет. Тогда ребенок может произносить «рук» вместо «лук».

Неправильная постановка губ

Если присутствует двугубный ламбдацизм, ошибки могут быть связаны с неправильной постановкой губ при произношении – например, если малыш их сильно вытягивает, вместо нужного звука получается «у» или «в».

Особенно здесь полезно упражнение «Улыбка»: зубы нужно сжать, а губы – сильно развести в улыбке. Такое положение следует сохранять, как можно дольше, а выполнять движение лучше под счет. Иногда взрослым даже приходится удерживать губы в такой улыбке вручную, чтобы избежать их вытягивания.

Чтобы малыш не напрягал губы при выполнении упражнений на «Л», можно сделать такие задания:

  • «Рыбка»: расслабить губы, а затем похлопать ими друг о друга, подобно аквариумным рыбкам.
  • «Усталость»: сделать глубокий вдох через нос, а выдох – через рот: губы при этом должны быть приоткрыты и расслаблены.
  • «Лошадка»: нужно сделать вдох через нос, а выдох через рот. Губы должны при этом быть расслаблены так, чтобы от потока воздуха началась их вибрация «прр».

Подготовка к упражнениям на постановку «Л»

Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:

  • «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт.
  • «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно.
  • «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука «бл-бл-бл» или похожих.
  • «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть.
  • «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно.
  • «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно.

Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с более подробно.

Тренировка звука «Л» по подражанию

Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.

Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».

На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).

Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).

Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.

Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.

Как сделать правильное произношение автоматическим

Постановка и в домашних условиях может быть очень сложной. Это длительный процесс, поэтому ребенка лучше не перегружать – достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не дольше получаса). Лучше тренировки проводить в игровой форме.

Мягкий «Л»

Даже если ребенок научился говорить сам звук «Л», а также слоги с его участием, в словах он по-прежнему может его упускать. Тогда лучше начать с тренировки мягкого звука «Ль». Здесь тоже тренироваться следует начать со слогов – Ля, Лю, Ли и других аналогичных. Когда слоги начнут получаться, можно попытаться перейти и ко словам:

  • Лё: лёгкий;
  • Ля: поля;
  • Ле: лень;
  • Лю: лютик;
  • Ли: лиса.

Постановка звука «Ль» в отдельных словах можно закреплять чистоговорками:

  1. Ля-ля-ля - холодная земля.
  2. Лю-лю-лю - печку затоплю.
  3. Ли-ли-ли - мы грибы нашли.

Скороговорки тоже пригодятся. Например, для постановки звука «Л» можно использовать такие:

  • Лала ела халву под покрывалом.
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Люба любит лютики, а Поля — мультики.
  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Если в слогах прямого типа артикуляция звука «л» мягкого начала получаться, можно перейти к обратным. Слоги произносятся такие: Аль, Ель, Оль, Яль, Уль и др. После их постановки можно перейти и на соответствующие слова – например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стульчик.

Звукосочетания можно усложнить, добавив дополнительные согласные – К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Слова для постановки таких звуков подобрать несложно – слива, клюква, слякоть, глюкоза, флюс, слюда, плюс и другие).

Закрепить навык помогут следующие упражнения для постановки Л:

  • ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на дворе капель.
  • ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: полетела моль.
  • ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: ладонь скорей намыль.
  • УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

Можно поиграть в такую игру. Соедините предметы с квадратами в зависимости где встречается буква «л» (в начале, в конце или в середине). Несколько раз проговаривайте каждый предмет.

На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.

Твердый «Л»

Сложнее научиться проговаривать «Л» твердый. Методика здесь аналогична той, которая используется, когда ставится артикуляция звука «Ль», но повторений может потребоваться гораздо больше.

Начать лучше с твердых слогов – Ла, Ло, Лу, Лы, Лэ. Когда удастся поставить их, можно перейти ко словам:

  • Ло: лодка, локоть, лоб;
  • Ла: лампа, лавка, лак;
  • Лы: лыжи, полы, столы;
  • Лу: луна, луг, лук.

Для закрепления результата подойдут такие чистоговорки и скороговорки:

  • Ла-ла-ла - мусор убрала,
  • Лу-лу-лу - подмету золу,
  • Ло-ло-ло - лопнуло стекло.
  1. В лодке Володька.
  2. Клади в угол уголь.
  3. Около Лондона - логово колдуна.

При постановке «Л» твердого и мягкого лучше избегать слов или слогов с «Р». Звуки «Л» и «Р» являются особенно трудными для ребенка, поэтому их лучше не путать между собой. требуется позже, чем «Л».

Звук «Л» — один из самых сложных звуков, который может сформироваться в некоторых случаях только к 6 годам. Чтобы поставить его максимально быстро и эффективно, лучше проконсультироваться с логопедом. Можно попытаться справиться и в домашних условиях с помощью упражнений.

Картавость и шепелявость у детей часто становятся причинами бессонных ночей их родителей. Как научить ребенка говорить букву р и л? Нормально ли, что он их не выговаривает? А если это что-то серьезное?

Во-первых, сразу проясните для себя: до шести лет дефекты речи - нормальное явление. Ребенок может не выговаривать определенные буквы алфавита (как правило, это пресловутые р и л), коверкать слова, неправильно их применять. Это нормально, малыш учится.


А вот после шести это уже определенно проблема. Если у вашего чада уже школа на носу, а звуки речи все еще не поддаются, пора отвести его к врачу. Без консультаций медиков не обойтись, даже если вы считаете, что способны решить детские проблемы самостоятельно. Врач в первую очередь определит, с чем связаны речевые дефекты и назначит лечение.


Проблемы с правильным произношением звуков у детей бывают психологического и биологического характера.

Первые - это когда малыш не может произнести тот или иной звук из-за собственной психики. Например (и это самый распространенный случай), родители все детство сюсюкали и агукали с ребенком, проглатывая и коверкая слова. В итоге, малыш считает, что такое произношение правильное, что в результате отражается на речи. Проблема может быть также связана с тем, что ребенок либо не знает механизм, в результате которого образуется звук, либо просто не хочет его произносить.


Вторые - это биологические особенности ротовой полости малыша. Иногда для того, чтобы ребенок смог произнести буквы, достаточно «подрезать» уздечку языка.


Если проблема психологическая, лучше обратиться за лечением к логопеду. Он не только будет проводить тренировки с малышом, но и подскажет родителям, как научить ребенка говорить букву р и л в домашних условиях.


Чаще всего логопеды, отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить букву р и л, рекомендуют: «Произносите скороговорки, стишки и делайте гимнастику для рта».


Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок - это один из основных элементов методики.
В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»:

«Рыба, рыжик, рысь, рыбак,

Радуга, ракета, рак.
Нет, не рак.
Тогда ромашка,
Рыболов, ружье, рубашка,
Может рама или ручка?
Нет. Сдаетесь? Это Жучка!
Под столом она сидит и рычит»

или «л»:

«Убежало, убежало, убежало молоко.

Я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!»

или

«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,

Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука!»

Забавные упражнения

Одним из элементов обучения является выполнение детьми простых упражнений на тренировку звуков р и л.
«Львенок». Попросите ребенка озвучить, как рычит лев. Пусть это будет громко и продолжительно.
«Распевка». Пусть малыш представит, что он распевается перед выступлением, и пропоет громко «Ла-ле-ло-ли-ле-ла-лу». Повторите примерно 5-7 раз.

Гимнастика

Иногда дети просто не знают, каким должно быть положение губ и языка, чтобы звуки р и л получились. Гимнастика помогает разобраться в этом, а также тренирует мышцы языка.

Вот несколько упражнений:


«Змея». Расположите язык между зубами, рот приоткройте и выдыхайте через него воздух.


«Зубастик». Приоткройте рот и проводите языком по задней стенке верхнего ряда зубов влево-вправо.


«Дразнилка». Приоткройте рот, высуньте язык и двигайте им вверх-вниз и из стороны в сторону.


Нижняя челюсть и голова при выполнении упражнений не должны двигаться.


И самое главное: в любой методике, связанной с тем, как научить ребенка говорить букву р и л, важны систематические занятия. Только постоянные усилия способны увенчаться успехом.

Дефекты речи могут принести ребенку неприятности при общении со сверстниками. Особенно актуальна эта проблема в 5 – 7-летнем возрасте. И для школьника в начальных классах важно четко произносить звуки.

Буква [Л] твердая и мягкая иногда трудно дается детям, но при правильном подходе это поправимо.

Как правило, к 4-5 годам речь детей становится четкой и им удается произносить большинство звуков. Но бывает, что дефекты речи остаются, и этому есть множество причин. Например, в семье кто-то разговаривает нечетко или говорят на двух языках, и ребенок путает звуки. Наиболее весомыми причинами речевых дефектов считаются:

  • проблемы со слухом;
  • проблемы с правильным дыханием;
  • нарушение развития речевого слуха.

Стоит обратить внимание и на артикулярный аппарат (особенности строения языка, губ, расположение зубов). Самая распространенная причина неправильного произношения буквы л — короткая уздечка, когда язычок не достает до верхних зубов.

Все перечисленные анатомические особенности определяются только квалифицированными логопедом и педиатром, сами не делайте никаких преждевременных выводов. И еще: сегодня при проблеме короткой уздечки ее не надрезают, специалисты советуют просто выполнять специальные упражнения для растяжки уздечки.

Слоговая таблица составляется для более быстрого усвоения и правильного произношения буквы

Варианты неправильного произношения звука «л»

Сложный термин «ламбдацизм» объединяет в себе возможные варианты неправильного произношения буквы л, когда:

  • малыш пропускает звуки [Л], [Л’] («имон» (лимон), «апата» (лапата));
  • вместо звука [Л] произносит [у], [в], и т. д.: («уапа» (лапа), «зауатой» (золотой), «вук» (лук));
  • когда слышатся носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (такое наблюдается при ринолалии, когда расщепляются твёрдое и мягкое нёба, при пороках «заячья губа», «волчья пасть»).
  • в словах заменяет твердый звук на мягкий [Л’]: («люк» (лук), «дятель» (дятел)).

Если нет серьезных отклонений, то опытный логопед подскажет, как работать с ребенком именно в вашем случае.

Атмосфера занятий

Кубики с буквами помогут маленькому ребенку быстрее изучить алфавит в игровой форме

Научить говорить звуки [Л], [ЛЬ] в домашних условиях — задача нелегкая, но для любящих родителей вполне выполнимая.

Уловите момент, когда ваша кроха сыта, с хорошим настроением, готова поиграть и погримасничать, и приступайте к работе.

Все упражнения должны проходить в игровой интересной для ребенка форме. Приложите максимум усилий для того, чтобы ваше чадо не испугалось порой сложных логопедических заданий, а, наоборот, хотело почаще поиграть с вами таким образом.

Ваша основная задача — поработать над подвижностью губ, укрепить мышцы языка и гортани.

Начните с 1-2 упражнений в день, постепенно наращивая темп, чтобы не переутомить малыша и не вызвать нелюбовь к логопедическим тренировкам. Занимайтесь обязательно перед большим зеркалом, при достаточном освещении, удобно расположившись на стуле.

За любой, даже самый маленький, успех в занятиях не забывайте хвалить дитя.

Артикуляционные упражнения

  1. «Вкусное варенье!» : широким язычком водим по губкам, как будто облизываем что-то вкусненькое, при этом нижняя губа не помогает языку. Так делаем одну минуту.
  2. «Широкая улыбка» . Улыбаемся во весь рот 10 секунд, при этом губы сомкнуты. Рекомендуемый повтор 7-8 раз.
  3. «Ветерок» . При этом упражнении рот слегка приоткрыт, язычок прикусываем губами и дуем изо всех сил (2-3 минуты за занятие).
  4. Посоревнуйтесь, у кого язычок длиннее , при этом постарайтесь достать им до носа и подбородка.
  5. «Трубочка» . Смешное упражнение для тренировки языка, когда вы сворачиваете его в трубочку.
  6. «Лошадка» . Поцокайте вместе с малышом, как лошадка, при этом постепенно ускоряя темп. Проследите, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  7. «Гамак» : Здесь кончик языка упирается в передние верхние резцы, чтобы по форме он был похож на провисший гамак. Чем дольше язычок удерживается в таком положении, тем лучше.
  8. «Грибок» — самое эффективное упражнение для растягивания уздечки. Язык малыша должен зафиксироваться («прилипнуть») на верхнем небе на 20 — 30 секунд.
  9. «Качели» : при широкой улыбке попеременно упирайтесь кончиком языка то в верхние, то в нижние резцы.
  10. Звук «ы» : попросите ребятенка произносить этот звук долго и протяжно, так чтобы кончик язычка был глубоко спрятан во рту, а спинка касалась неба.

Чтобы научить этому трудному звуку, а также закрепить его, понадобится 3 — 4 недели, не спешите и не останавливайтесь на достигнутом результате.

Выговаривать звуки очень помогают дыхательные упражнения, веселая игра с мыльными пузырями. Также полезно дуть с карапузом на одуванчики, свечки, перышки.

Развитию речи способствуют творческие занятия рисованием, мозаикой, лепкой, шитьем, т. е. всем тем, что связано с мелкой моторикой.

Не расстраивайтесь, если твёрдый звук [Л] сначала у чада говорить не получается. Мягкий [Л´] допустим, он появляется у детей из-за излишнего напряжения в губных мышцах, которое быстро проходит.

Когда нужен логопед?

Вообще родителям в домашних условиях поставить звук «л» своим детям реально, но иногда только квалифицированный логопед может помочь. Например, в семье говорят с акцентом, или у родителей есть проблемы с дикцией. В таких случаях трудно качественно демонстрировать малышу произношение звуков.

Если вы достаточно долго занимаетесь с карапузом, но безрезультатно, тоже стоит обратиться за помощью к логопеду. Возможно, ваш ребенок лучше воспринимает информацию от чужого человека.

Резюме

Будьте терпеливы и мудры по отношению к своим детям, и тогда обязательно добьетесь результата.

Еще не забывайте учить с ними и время от времени повторять всевозможные потешки, скороговорки, смешные стишки для тренировки звуков. Все они эффективны в логопедии, а главное — дети их очень любят и даже с удовольствием придумывают сами.


Развитие речи ребенка – важная задача, стоящая перед родителями. Многие хотят как можно скорее научить ребенка правильно говорить букву Л. Точнее, звук [л] – один из самых проблемных для многих малышей. Помогут в этом специальные упражнения, разработанные логопедами. Данный звук не относится к числу сложных, и скорректировать ошибки в его произнесении можно, как правило, в домашних условиях, однако важно помнить, что работа должна вестись регулярно. Посещение логопеда поможет родителям определиться с теми основными упражнениями, которые нужно будет выполнять малышу.

Причины ошибок

Прежде всего следует разобраться, почему ребенок может допускать ошибку в произнесении звука [л]. Причин может быть несколько.

  • Нарушение слуха. Ребенок неправильно слышит звук и оттого начинает неправильно его выговаривать.
  • Нередко малыш копирует речевые ошибки старших, поэтому если один из родителей имеет дефект в произношении [л], то и ребенок может столкнуться с подобной проблемой.
  • Часто проблема с артикуляцией возникает в двуязычных семьях: слыша речь на разных языках, ребенок может запутаться и не сразу разобраться, где какой звук ему следует говорить.
  • Причина ошибки может быть и физиологической – если уздечка укорочена, то [л] верно произнести не получится – язык не достает до верхних зубов.

Какой бы ни была причина, ее в любом случае можно устранить – посредством особых упражнений или же с помощью специалиста. Чаще всего научиться верно произносить все звуки, в том числе [л], ребенок должен к 4-5 годам, поэтому если родители наблюдают обратное, следует немедленно посетить логопеда и приступить к корректировке.

Варианты ошибок

Малыш может допускать следующие ошибки при произнесении [л]:

  • пропускать эту букву в словах (вместо «лось» — говорить «ось»);
  • заменять согласный звук гласным [у] (уось);
  • употреблять вместо [л] [j] («колобок» будет звучать как «койобок»).

Также может наблюдаться ситуация, когда ребенок путает твердый и мягкий варианты Л, используя их в неверной форме, смягчает звук или, напротив, использует твердый вариант.

Как произносить букву?

Родителям важно самим понимать верное расположение органов речи, которое позволяет получать звук Л.

  • Кончик языка находится у корней верхних зубов, упираясь в них. Возможное положение – упор в щель между нижними и верхними зубами.
  • Воздух сильным воздушным потоком проходит по бокам языка.
  • Язык не должен упираться в зубы своими боковыми краями.

Чаще всего этот процесс у ребенка особых затруднений не вызовет и через несколько занятий он уже сможет правильно произносить звук. Но если изучать правила произношения вместе с малышом, результат будет лучше.

Верная организация обучения

При работе с ребенком важно учитывать особенности возраста, поэтому лучшая форма подобных тренировок – игровая. Родителям необходимо продумать программу занятий, которая должна постоянно быть разнообразной.

Дети еще не понимают важности упражнений для постановки произношения, поэтому занятие должно быть построена таким образом, чтобы вызывать заинтересованность, увлеченность. Новая игра каждый день – ключевой фактор успеха.

Какие игры можно использовать при выполнении упражнений?

  • В мяч.
  • С игрушками, которые будут «учиться» говорить слова или фразы.
  • Рисование.
  • Лепка из пластилина.
  • Магазин, товары которого — это слова с буквой Л.

Такое занятие станет веселым и полезным времяпровождением, малыш незаметно для себя будет учиться произносить звуки правильно.

Принципы работы

Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно. Однако родителям важно придерживаться ряда правил.

  • Работа перед зеркалом поможет малышу контролировать свою мимику.
  • Тренировки не должны утомлять и надоедать, 1-2 упражнения, повторяемых несколько раз, для одного дня будет достаточно.
  • Похвала – важная часть процесса, рождающая желание заниматься тщательно и оправдать ожидания родителей, поэтому надо вместе с ребенком радоваться его малейшему успеху.

Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.

Основные упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Л, следует выполнять ряд упражнений, которые помогут верно поставить ребенку произношение.

  • «Улыбка». Наиболее простое в исполнении упражнение для детей, которое поможет приступить к занятиям и улучшит настроение малыша. Выполняется оно так: ребенку следует как можно шире улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Далее застыть в таком положении на несколько секунд. Сначала достаточно 3-5 секунд, постепенно время увеличивается до 10. Улыбка делается один раз, но в течение дня желательно повторить (оптимальное число – 8 раз за сутки).
  • «Ветерок». Рот слегка приоткрыть, чуть прикусить язык губами и как можно сильнее подуть. Такое упражнение также повторяется несколько раз за день, общая продолжительность должна быть примерно 3 минуты.

Родителям следует самостоятельно поработать перед зеркалом, наблюдая за собственной мимикой, и только после этого показывать пример ребенку.

  • «Цоканье». Ребенок имитирует цокот лошади. Важно при этом следить, чтобы нижняя челюсть оставалась полностью неподвижной. Темп выполнения следует постепенно ускорять, якобы лошадь начинает бежать быстрее. Далее – вносится еще одно изменение, цокать надо тише, словно лошадь идет очень тихо, крадучись.
  • «Вкусности». Малышу дается установка представить, что он облизывает нечто сладкое, вкусное (например, шоколадную пасту). Для этого необходимо вращать языком по кругу, облизывая губы. Выполняется по 1 минуте в сутки.
  • «Трубочка». Простое и веселое упражнение, которое придется по нраву самым маленьким. Губы складываются в трубочку, для этого следует вытянуть их максимально вперед.
  • «Длинный язык». Ребенок высовывает свой язык на максимальное расстояние. Можно предложить попробовать дотянуться языком до носа, подбородка.
  • «Звук [ы]». Кончик языка находится в глубине рта, спинка поднята к небу. В таком положении следует протянуть звук «ы», стараясь, чтобы он звучал как можно четче.

Подобный комплекс лучше сочетать с развитием мелкой моторики, это станет отличным способом развития речи, а также интеллектуального потенциала ребенка. Эти упражнения нравятся детям, не вызывают особых сложностей и выполняются с удовольствием.

Для наилучшего результата тренировки следует сочетать с артикуляционной гимнастикой, которая укрепит губную и язычную мускулатуру.

Постановка верного произношения

Чтобы научиться говорить твердый [л] правильно, следует работать над произношением каждый день. Занятие лучше всего начинать с разминки.

  1. Широко улыбнуться, показав зубы, далее кончиком языка надавить на передние зубы (можно сказать ребенку, что он словно нажимает на кнопку звонка), далее начать гудеть. Сначала звук будет получаться мягким, со временем малыш научится произносить твердое Л верно.
  2. Следующее упражнение направлено на смягчение звука. Необходимо улыбнуться, стараясь максимально показать зубы. Затем аккуратно прикусить зубами кончик языка. Теперь следует начать дышать ртом (словно пес, которому очень жарко). Чтобы избежать дыхания через нос, его можно на время зажать. Погудев с зажатым зубами языком, словно паровоз, необходимо сделать небольшую паузу, поместив язык на нижнюю губу и проговаривая звук [а]. Когда ребенок выучит этот несложный способ, можно разучить с ним песенку «ла-ла-ла».
  3. Следующий шаг – многократное произнесение слогов: ЛА-ЛО-ЛУ и так далее. Это поможет ребенку закрепить произнесение звука и не делать ошибок в его дальнейшем использовании.

После того, как все слоги малыш научился выговаривать четко, а звук [л] в его воспроизведении звучит верно, необходимо приступать к более сложному заданию – произнесению целых слов. Важно выбрать такие из них, которые содержат букву Л: сало, лампа, ложка, алоэ, пила, лошадь.

Если ребенок испытывает трудности с выговариванием, начать необходимо с межзубного произношения, а затем переходить к воспроизведению звука, держа язык за зубами. Мы учим ребенка тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни, поэтому спешить нельзя.

Профессиональная помощь

Если после ряда занятий улучшение не наблюдается, обязательно необходимо посетить профессионального логопеда, который выявит проблему, вызвавшую затруднение, и предложит рекомендации по ее решению.

Также визит к специалисту обязателен в следующих случаях:

  • если один из членов семьи испытывает проблемы с дикцией и невольно подает ребенку плохой пример;
  • когда русский язык не является родным для семьи или дома разговаривают на разных языках либо с акцентом.

Узнав о проблеме и приступив к ее решению своевременно, можно помочь ребенку обрести правильную четкую речь и избавить его от множества проблем в дальнейшей жизни.

Звук «л» - один из самых простых, и обычно легко поддается коррекции. Но прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо посетить логопеда, который определит причины дефекта речи и подскажет, как нужно заниматься именно в вашем случае.

Причины дефектов речи у детей

Большинство звуков, в том числе «л», должно сформироваться у ребенка к 4-4,5 годам. И если этого не произошло, то следует задуматься о причинах. Например, он может не выговаривать все звуки из-за того, что в семье кто-то имеет дефект речи, и малыш просто его копирует. Часто такое происходит и в двуязычных семьях, когда детям сложно разобраться - где, что и как надо произносить. Причиной может служить и нарушение развития речевого слуха (неправильно слышит звуки), а также патологии речевого дыхания и снижение слуха. Немаловажное значение имеет строение артикулярного аппарата (языка, губ, зубов): например, укороченная уздечка мешает произносить звук «л» правильно, потому что язык просто не достает до верхних зубов.

Анатомические особенности может определить только специалист, поэтому не пытайтесь делать самостоятельные выводы. И не пугайтесь, если врач увидит укороченную уздечку - сегодня в большинстве случаев ее предпочитают растягивать с помощью специальных упражнений, а не надрезать.


Варианты неправильного произношения звука «л»

  • Звук «л» отсутствует - ребенок эту букву просто пропускает (лопата - опата);
  • Замена «л» на «у» (лошадь - уошадь);
  • Замена «л» на «й» (ложка - йошка, молоко - мойоко);
  • Иногда ребенок правильно произносит твердую «л» и коверкает мягкую, и наоборот.

Если ваш логопед не выявил никаких серьезных отклонений, то можно смело начинать упражнения по постановке звука «л» в домашних условиях. Прежде всего, необходимо определить, каким образом мы получаем этот звук (интересно, что у разных людей с нормальной дикцией положение языка может немного отличаться).

Правильное положение артикулярных органов

  • Кончик языка упирается в основание верхних зубов (он также может находиться на верхних альвеолах или упираться в щель между верхними и нижними зубами).
  • Воздух проходит по боковым сторонам языка (воздушный поток нужен довольно сильный).
  • Боковые края языка не упираются в верхние или нижние боковые зубы.

Обычно звук «л» ставится без особых затруднений (иногда достаточно несколько занятий). Мы дадим советы, как помочь малышу научиться выговаривать букву «л» в домашних условиях. Сочетайте упражнения с артикуляционной гимнастикой, которая поможет улучшить подвижность губ, языка, мышц гортани. Обычно эти занятия нравятся детям, потому что можно вволю погримасничать.

Упражнения для тренировки «л»

  1. Улыбка. Нужно улыбнуться во весь рот, не размыкая губ, и в таком положении находиться до десяти секунд (7- 8 раз в день).
  2. Ветерок. Чуть-чуть открыть рот, немного прикусить язык губами и сильно дуть (до трех минут в день).
  3. Вкусное варенье. Круговые движения языка по губам, будто слизываем что-то вкусное (1 минуту).
  4. Цоканье. Попросите малыша поцокать, как лошадка, постепенно ускоряясь. При этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Затем проведите то же упражнение, только тише, как будто лошадка крадется.
  5. Длинный язык. Предложите малышу максимально далеко высовывать язык и стараться достать им то подбородок, то нос.
  6. Трубочка. По несколько раз в день сворачивайте язык в трубочку - и полезно, и забавно.
  7. Звук «ы». Попросите произнести потянуть «ы-ы-ы», но чтобы кончик языка был в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу.
  8. Дыхание. Чаще занимайтесь дыхательными упражнениями: выдувайте мыльные пузыри, дуйте на одуванчики и зажженные свечи, привейте ребенку интерес к пению.
  9. Мелкая моторика. Чаще занимайтесь лепкой, шитьем, рисованием, аппликацией - стимуляция нервных окончаний на кистях поможет в становлении речи и интеллектуальном развитии в целом.

Как правильно организовать занятия

Прежде всего надо помнить, что все упражнения должны проходить в виде игры. Заранее продумайте, как вы будете заниматься со своим малышом, ведь всего одно неверное движение или слово может оказать давление на ребенка, и он откажется от процедуры. Учтите, что малыш не всегда может понять глубокий смысл и значение логопедических упражнений для его будущего, поэтому атмосфера игры очень важна. Начните с малого, по 1–2 упражнения в день, чтобы не переутомить кроху. Проводите занятия так, чтобы ребенок хорошо видел свое и ваше лицо, то есть перед зеркалом, с нормальным освещением, и лучше в положении сидя. Главное - не забывайте хвалить свое чадо как можно чаще.

Когда нужен логопед

Хотя звук «л» и является одним из самых простых в русской речи, не всегда удается поставить его дома даже при добросовестном выполнении всех упражнений.

Ситуации, требующие обращения к логопеду:

  • родной язык вашей семьи не русский , и вы говорите с акцентом - многие звуки будет поставить крайне сложно;
  • один или несколько домочадцев испытывают трудности с дикцией - проводить полноценные занятия с ребенком будет затруднительно;
  • вы долго и упорно занимаетесь с малышом, а эффекта нет - без помощи специалиста не обойтись. Он поможет освоить «упрямый» звук или подскажет, как скорректировать домашние занятия в конкретной ситуации.

Научить ребенка говорить букву «л» совсем не сложно, если сразу задать процессу положительный настрой. Кроха должен получать удовольствие от обучения, поэтому ни в коем случае не ругайте его, если что-то не получается или малыш отказывается заниматься. Помните, что для маленького человека это совсем не просто, поэтому здесь понадобится все ваше терпение и смекалка.