Валерия Мессалина: женщина, которая поимела Древний Рим. Скандальная мессалина

13 августа, 2011

"Женщины созданы для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали", - отметил Оскар Уайлд, который понимал женскую сущность лучше многих мужчин. Самые знаменитые женщины навсегда вписали свои имена в историю. И хоть некоторые из них не кажутся нам роковыми красавицами, и они действительно не обладали неземной красотой, но их запомнили в веках.

Римлянка Валерия Мессалина вошла в историю как самая распутная любовница , будучи при этом женой императора, она стала символом похоти и блуда.

Императорский Рим стал в европейской культурной традиции не только символом государственного величия и военного могущества, но и бессмысленной роскоши, и самого откровенного разврата. Валерия Мессалина прожила около 23 лет и все же сумела войти в историю как символ растленной э-э… женщины. В восприятии современников и потомков она в чем-то «переплюнула» и зверские оргии Нерона, и дикие гладиаторские подвиги императора Коммода, и доведенный до чудовищного гротеска трансвестизм Гелиогабала, и детские гаремы Тиберия, и превращенный в бордель императорский дворец Калигулы. Итак, несколько слов в память об этой по-своему потрясающей женщине…

Кузен-суженый

Валерия Мессалина родилась около 25 года н.э. и по рождению принадлежала к узкой группке высшей патрицианской знати. Юлии, Клавдии, Домиции, Эмилии, Валерии, Корнелии составляли клан, связанный теснейшими родственными узами и политическими интересами на протяжении многих веков. Валерия могла гордиться тем, что среди ее предков был первый консул республиканского Рима Валерий Попликола и глава оппозиции Августу просвещенный Валерий Мессала Корвин. Однако ей уже было не до славы предков. В 39 году, в возрасте 14 лет, ее выдали замуж за члена императорской фамилии 50-летнего Клавдия. Тогда еще правил Калигула , - тот самый, что устроил из дворца бордель. Вряд ли Мессалина была в большом восторге от своего супруга (и кузена). Клавдий был немолод, хром, заикался, а также считался в своей семье дурачком. «Да он глупее моего Клавдия!» - говаривала его мать про какого-нибудь не очень умного. Историки не разделяют ее мнение. Клавдий был весьма ученым человеком и неплохим, разумным политиком. Но многолетние насмешки при дворе и постоянный страх за свою жизнь парализовали волю этого человека. Он легко подпадал под чужое влияние. А в самый решительный момент самоустранялся. Дело дошло до анекдота. Как-то он пригласил на обед одного человека, но вдруг передумал и чтобы замять неловкость… просто приказал убить явившегося! Клавдий был чрезвычайно любвеобилен. Мессалина родила ему сына и дочь. Но она не заботилась о них, - так же, впрочем, как не заботились и об ее воспитании. В императорской семье вспоминали о родительском долге только в самых экстремальных, нужных для спасения собственной шкуры случаях… Для Клавдия это был третий брак. Первые два закончились разводами Хитрая девчонка, Мессалина сумела найти ключик к сердцу «старого колпака», - он влюбился в нее без памяти и во всем доверялся юной жене. В 41 году Калигула был убит. Во дворце поднялась суматоха. Клавдий спрятался за занавеску, но солдат нашел его там, вытянул за руку, и… сенат провозгласил его императором! Ведь Клавдий был родным дядей Калигулы. Так кто ж, как не он?..

Только теперь Мессалина смогла оценить подарок судьбы! Муж во всем ей доверился, власть ее безгранична. Она может делать все, что ей заблагорассудится. И Мессалина развернулась вовсю. Понять характер ее очень трудно, если не учитывать, что она все же была полуребенком, и полуребенком весьма запущенным. Вряд ли она даже осознавала всю непристойность своих деяний, - хотя бы на первых порах. Мессалина , как избалованное дитя, непременно хотела иметь то, что ей приглянулось. Тацит описывает любопытный эпизод с Валерием Азиатиком, ее родственником. На беду для себя, он имел едва ли не лучшие парки в Риме. Мессалине они приглянулись. Чтобы получить их, нужно было устранить Азиатика, который от души презирал юную повелительницу. Мессалина обвинила его в заговоре. А так как речь шла о близком родственнике и ее и императора, то Азиатика допрашивал сам Клавдий . Обвиняемый камня на камне не оставил от обвинений зарвавшейся дряни, к тому же воззвал к родственным чувствам императорской четы. Мессалина не выдержала: со слезами на глазах она выскочила из комнаты и вызвала в коридор придворного Нарцисс а: «Сделай же что-нибудь!» Жалость к Азиатику и жажда заполучить его парки боролись в ней. Опытный интриган Нарцисс повернул дело так, что Клавдий , как бы по рассеянности, согласился со смертным приговором. Облив императора и его жену презрением. Азиатик удалился в свои злосчастные сады, устроил роскошный пир, концерт, попарился в бане, позанимался спортом, поговорил с друзьями. Врач то перевязывал его вскрытые вены, то снова отворял их. Так, развлекаясь и веселясь, он легко ушел из жизни. Могла ли знать тогда Мессалина , что и она умрет на траве в парке, - правда, не Азиатика, а Лукулла?..

Образ действия

Сначала объектами любовных поползновений императрицы стали придворные. Они оказались между двух огней: и мстительной государыне не окажешь, и вроде как государственное преступление совершишь. Придворный танцовщик Мнестер выкрутился, например, весьма остроумно. Когда раздосадованная его отказами Мессалина пожаловалась мужу, что Мнестер ее не слушается, танцовщик потребовал, чтобы сам император приказал ему слушаться Мессалину. Император и приказал… С этого момента Мнестер стал одним из ближайших сотрудников императрицы на ложе любви. Для другого придворного любовник а она добилась от Клавдия привилегии снимать с нее чулки в присутствии император а! Но этот полускрытый эксгибиционизм уже мало развлекал юную женщину. Ее тянули к себе притоны Субуры - квартала, где куролесили гладиаторы, грузчики, матросы, рабы. Сатирик Ювенал подробно описывает, как ночью императрица тайно покидает дворец и, в рубище, напялив белокурый парик (Мессалина была брюнеткой), в сопровождении верных соучастников ее оргий она направляется в трущобы Субуры. Здесь, в борделях, где не было подчас даже отдельных комнат, она отдается всем желающим под именем гетеры Лизиски. Гетеры? Да нет же, - проститутки самого низкого разряда. И требует плату, положенную таким, как она здесь: несколько медных монет, которые прячет за пазуху или в рот. Она переходит из борделя в бордель , восхищаясь тем, что ее принимают за шлюху, что ее могут ударить, что к ней выстраивается очередь потных самцов, пахнувших луком и испражнениями… Она - в восторге! Завтра эти гладиаторы будут умирать на ее глазах, а моряки рассказывать друг другу о жгучей профуре Лизиске, к которой как-нибудь снова нужно будет зайти всею командой… Наконец, Мессалина решается перенести эти развлечения во дворец. У себя на половине она устраивает оргии , в которых участвуют знатные матроны и девицы из благородных семей, а императрица заставляет их мужей, отцов и братьев присутствовать при этом… Впрочем, здесь она лишь повторяла «зады» сексуальной практики Гая Калигулы. Не углубляясь в дальнейшие подробности (о которых римские историк и, впрочем, стыдливо умалчивают), попытаемся осмыслить все это.

Мессалина не только предается буйству своих инстинктов, но словно нарочно издевается над традиционными рим скими ценностями и добродетелями. Возможно, на первых порах она даже не отдавала себе отчета в этом, лепя свой причудливый мир-бордель из окружающих привычных реалий рим ской жизни, - «я тебя слепила из того, что было». Однако трудно не заметить в ее действиях и оттенок «пикацизма» (сексуального извращения, когда нарочито пачкают объект похоти, - словесно (брань) или физически). Но ведь и другие развратники в император ском Рим е были похожи на бунтарей, взрывавших своим поведением вековые моральные нормы! Безусловно, разрастался кризис жесткой морали патриархального общества крестьян и воинов, которыми были когда-то римляне . И в то же время это своеобразное преломление побед Рим а над окружающими народами в сознании детей победителей. Если рим ским воинам позволено сокрушать чужие царства, обращая их элиту в своих рабов, почему бы не распространить этот пафос все сокрушающей витальности и на домашний свой быт? И распространяли.

Приведем одну лишь деталь. Довольно обыденным явлением в рим ском богатом доме стали евнухи . Пухлые женоподобные мальчики, еще до полового созревания лишенные половых органов, ублажали хозяина, а мощные мужики, которым отрезали яйца уже во взрослом состоянии, сохранив эрекцию, помогали не заскучать хозяйке. Это было в порядке вещей, и язвили по этому поводу только профессионалы сатирики. Вообще в Риме витальность понималась, прежде всего, в своем самом наглядном выражении, - в могучей телесности. До крайности это дошло при Гелиогабале, который подбирал министров по величине их половых органов. В итоге бродяги и неграмотные погонщики получали все права над телом государства и государя, которого не без взаимного удовольствия поколачивали… Впрочем, все это расцветет через полтораста лет после Мессалины.

При живом муже - замуж

А что же Клавдий ? Знал ли он о подвигах своей супруги? Скорей всего, нет. Он и участия в управлении государством толком не принимал. За него правили влиятельные вольноотпущенники Нарцисс , Паллант и Каллист. Соперничая друг с другом, они были едины в том, что рулили государством, как боги на душу положат, и усиленно набивали карманы.

Об уровне же осведомленности Клавдия говорит один анекдот. Как-то офицер придворной стражи браво доложил ему, что выполнил его приказ и убил одного человека. «Но я не велел его убивать!» - пожал плечами Клавдий. Во дворце все весело посмеялись…

А между тем, Мессалина не на шутку влюбилась. Ее избранником стал один из юных и знатных красавцев Гай Силий . Он был в ужасе от ее преследований, чувствуя, что речь пойдет уже не о пустой интрижке, - что у императрицы теперь «все всерьез». До такой степени, что она приказывает перенести в дом Силия лучшую мебель из императорского дворца! Эта «мебель из дворца» еще сыграет роковую роль в ее судьбе, - за две тысячи лет до рожденья Остапа Бендера… Нахалка зарвалась окончательно и подсунула на подпись мужу… свой брачный контракт с Силием! Муж подмахнул подпись, «не въехав» в содержание документа, и со спокойным сердцем отправился на курорт. Оставшись в Рим е наедине с Силием, Мессалина тотчас отпраздновала свадьбу с перепуганным женихом, с соблюдением всех древних обрядов («как порядочная») и переехала к нему в дом. Трудно сказать, на что она вообще надеялась: о будущем Мессалина , скорей всего, попросту не задумывалась. Начались бесконечные празднества и оргии , пока один пьяный гость, взобравшись на дерево в их саду, не закричал вдруг, что к Рим у приближается императорский кортеж. Всех гостей Мессалины как ветром сдуло. Пыльное облако под копытами императорской свиты сгустилось над ней и Силием грозовой тучей…

Неудачное обольщение

Дело в том, что за проделками Мессалины пристально следил самый влиятельный советник Клавдия Нарцисс . Он-то всей шкурой бывшего раба чувствовал, что ничего хорошего брак Клавдия с Мессалиной ему не сулит. Молодая жена, скорей всего, переживет своего мужа. К тому же наследник Клавдия - ее сын. Беспутства и самоуправство Мессалины затянутся на долгие годы. И уж не среди убеленных сединами советников Клавдия будет она искать опору себе… Ее интрига с Силием пришлась как нельзя кстати. Любопытно, что когда Клавдию, еще на курорте, доложили о проделке его супруги, он первым делом задал вопрос: «Так кто же теперь государь, - я или Силий ?» - «Вы! Вы!» - в один голос закричала обезумевшая от страха императорская администрация. И стала предпринимать героические усилия выпихнуть Клавдия с курорта обратно в Рим . Это ей, наконец, удалось. Как только императорский кортеж приблизился к стенам Рим а, придворные увидели Мессалину, которая стояла, держа перед собой маленьких Британика и Октавию (своих детей от Клавдия) а также старшую весталку, которая своим авторитетом должна была повлиять на императора. Семейный сандал был, таким образом, вынесен из дворца на лоно природы, ибо Мессалина боялась, что к Клавдию ее больше не допустят. А ведь она еще надеялась все изменить в свою пользу! Плач детей, громкие стенания Мессалины и мудрые речи весталки потонули в громовом голосе Нарцисс а, который во всеуслышанье перечислял все «подвиги» и злодейства императрицы. Клавдий , по своему обыкновению, просто отключился от этого спора. Он молча проехал мимо. Однако Нарцисс заметил, что вид детей и любимой жены тронул сердце императора. Оправдываясь, Мессалина отрицала свой брак с Силием. Тогда Нарцисс привел Клавдия в дом «молодоженов» и показал ему драгоценности и мебель из дворца. Этих вещественных доказательств оказалось достаточно.

Смерть на природе

Начались процессы. Все любовники Мессалины были приговорены к суровым карам, зачастую к смерти. Не пощадили даже хитрого Мнестера, который кричал, что всего лишь выполнял приказ императора во всем повиноваться его жене. Сама Мессалина в эти дни укрылась в садах Лукулла, обнесенных крепкой стеной. С ней была только ее мать Лепида. Она уговаривал дочь покончить с собой. Но Мессалина все не решалась. То поднося кинжал к горлу, то к груди, она вдруг роняла его и начинала тоскливо выть. А император все не решался вынести ей приговор. Тогда Нарцисс собственной властью послал офицера, который и помог Мессалине уйти из жизни. Когда Клавдию доложили во время пира, что супруга его мертва, он не сказал ни слова. Пир продолжился. На следующий день он торжественно поклялся перед воинами никогда более не жениться. Впрочем, крепился старый бабник недолго. Вскоре он женился на своей родственнице Агриппине Младшей, которая привела к нему в дом пасынка - будущего Нерона. Когда мальчик вошел в лета, Агриппина отравила Клавдия. Со временем Нерон убил Агриппину. Были убиты Британик и Октавия, и даже старушка Лепида - мать Мессалины, хотя в ее доме Нерон одно время воспитывался в развивающем обществе цирюльника и, кажется, акробата… В общем, все умерли…

В.Бондаренко.

В Римской империи две тысячи лет назад нравы были совсем не строгие. Но жизнь, которую вела жена римского императора Клавдия, Валерия Мессалина (ок. 20-48 гг.) смущала даже весьма свободных в сексуальном отношении римлян.

Достоверных изображений Мессалины до нас почти не дошло. Не сохранились они не только за давностью лет. Дело в том, что после смерти Мессалины римский Сенат решил предать ее имя забвению. Во исполнение этого решения были разбиты все ее статуи и затерты все изображения. Впрочем, так же, как в деле Герострата, полного забвения властям обеспечить не удалось.

Проговорились, и весьма смачно проговорились, историки Тацит и Светоний, а также поэт-сатирик Ювенал. В результате до потомков дошли истории о жене императора, которая не могла пропустить ни одного увиденного мужчину. Многие вполне достойные женщины Древнего Рима развлекали себя рабами, пленниками и гладиаторами.

Императорской супруге тоже не возбранялись эти невинные игры. А уж широкий выбор «игрушек» для подобных забав обеспечивало императорское положение Мессалины. Но сексуальная озабоченность этой дамочки не знала границ. По вечерам Мессалина являлась в публичный дом, где отдавалась всякому посетителю, который платил обычную, не слишком большую, цену за сексуальные услуги. Императрица не слезала с ложа всю «рабочую ночь».

Однажды она даже устроила профессиональное состязание с известной римской проституткой: кто обслужит больше мужчин. За ночь у каждой вышло по 25 клиентов. Нетрудно подсчитать, что на ложе «стахановок» мужчины сменяли друг друга каждые 20-30 минут. Соперница поутру выбыла из соревнования. Мессалина же продолжала отдаваться с прежним жаром и обслужила еще 25 человек. Такие «подвиги», пожалуй, трудно списать только на развратное влияние «внешней среды». Хотя и такого влияния хватало. Валерия Мессалина была родственницей императора Калигулы (12-41 гг.).

В тринадцать лет она потеряла девственность, а едва оформилась как женщина, как стала блистать при императорском дворе и принимать участие в закатываемых правителем оргиях. В двадцать лет Калигула выдал ее замуж за своего дядю, Тиберия Клавдия (10 до н. э. – 54 гг.). После убийства Калигулы в 41 году Клавдий был провозглашен императором. Возвышение Клавдия стало неожиданностью для многих, кто вслед за императором Калигулой считал его тихим заикающимся дурачком, занятым историей и литературой. Вполне возможно, что только эта незавидная репутация спасла Клавдия от зверств предшественника.

С другой стороны, его юная жена и делом, и телом способствовала продвижению Клавдия к императорскому трону. Разница в возрасте между супругами составляла 25 лет, не меньше. Императору Клавдию шел 51 год. По тогдашним меркам он считался уже человеком весьма почтенным, если не сказать старым. Супруга выполнила перед ним свой долг, родив ему в 40 году дочь Клавдию Октавию, а через год сына Британика. Темперамент у императора был не пламенный и прелести юной супруги его не возбуждали. Поэтому Клавдий достаточно спокойно относился к ее сексуальным приключениям, делая вид, что ему об этой части жизни супруги ничего не известно.

Так или иначе, жена Цезаря должна быть вне подозрений... Вполне возможно, что Клавдий сторонился жены не только из-за своего возраста и не только из вполне понятной брезгливости. Живя рядом с этой женщиной, он лучше других чувствовал в ее поведении нечто нездоровое. О психических болезнях древние римляне представления почти не имели, хотя название полового расстройства Валерии Мессалины, «нимфомания», они бы без труда перевели с греческого. «Нимфе» – «невеста», «мания» – «безумие».

При нимфомании многочисленные оргазмы не утомляют женщину и не дают ей удовлетворения. Сексуальная жажда не утихает, и количество партнеров определяется, грубо говоря, устойчивостью влагалища к истиранию. Нечего и говорить, что такое психическое состояние не менее мучительно для женщины, чем физические расстройства или болезни.

Для противоположного пола общение с нимфоманкой тоже мучительно, хотя многие из мужчин об этом не догадываются. Одно из тайных мужских желаний – отыскать женщину, которая всегда была бы готова к сексуальному контакту. Беда в том, что нимфоманку мужчина интересует исключительно как носитель пениса. В ее планы входит получение удовольствия от партнера (хотя бы и кратковременного), а не доставление тому удовольствия. В эмоциональном смысле общение с нимфоманкой для мужчины хуже, чем общение с проституткой.

Проститутка хоть вид сделает, что мужчина ее удовлетворил. От нимфоманки этого не дождешься. Нимфомания – болезнь, возникающая чаще всего на фоне гормональных расстройств либо психических сбоев. И как у всякого больного человека, в поведении женщины-нимфоманки есть определенные странности. Мужчины, ищущие легких приключений, должны помнить об этих симптомах и бежать их, как огня.

Например, дорогие мужчины, если женщина смотрит на вас взглядом, полным желания, причем едва ли не с первого мига знакомства, не приписывайте себе сверхъестественных способностей очаровывать противоположный пол. Не пускайте слюнки, если едва знакомая дама начинает вдруг вам рассказывать о том, какой шлейф половых приключений за ней тянется.

Уложить в постель такую подругу, вероятно, будет легко. А вот вырваться из ее объятий – проблематично. Громкий, экзальтированный голос и зацикленность на сексуальных проблемах – тоже плохой признак. Одним словом, счастья нимфоманке вы не доставите. И счастья от нее тоже не получите. Поверьте опыту и чутью императора Клавдия. Клавдий терпел Мессалину довольно долго.

До тех пор, пока в 48 году она не решила сделать императором своего любовника, Гая Силия. Один из слуг Клавдия, секретарь-вольноотпущенник Тиберий Клавдий Нарцисс, донес об этом императору. Более того, зная Клавдия как человека мягкого и податливого, Нарцисс сам от его имени арестовал Мессалину и Силия. Мессалину поместили под домашний арест и вскоре убили: императорский легат предложил ей покончить жизнь самоубийством.

Когда Мессалина отказалась, он заколол ее кинжалом. Императору Клавдию доложили о смерти Мессалины за ужином. Единственной реакцией его на это известие была просьба: «Долейте мне вина»...

По мере роста могущества и богатства Рима одежда римлянок становилась богаче и утонченнее; расширилась цветовая гамма: коричнево-золотистая,золотисто-желтая, лилово-зеленая, светло-лиловая с желтым, голубовато-серая, розовато-сиреневая и.т.д.

Обилие рабов привело к тому, что почти все домашние заботы римских женщин легли на рабские плечи. У римлянок появилось много свободного времени и все больше и больше они могли заниматься собой: своим телом, лицом, прической, нарядами - в общем, красотой. И они покоряли округлостью плеч, широкими бедрами, выпуклой тугой грудью, золотистыми волосами.

Изобретенные Востоком благовония и притирания наводнили Рим и... будоражили римских мужчин призывно-томными ароматами.

Рим вступает в «эпоху кокетства, флирта и... необузданного разврата». Процветали законодательницы мод - свободные куртизанки высокого ранга, всеми доступными и недоступными средствами стремившиеся устроить свою жизнь.

Самый «счастливый билет» «вытянула» Валерия Мессалина (25-48 гг. н. э.) - третья жена императора Клавдия. Эта похотливая красавица с золотисто-пепельными волосами и огромными глазами цвета морской волны, обрамленными очень длинными и густыми ресницами, с высокой упругой грудью и стройными, словно литыми, бедрами стала апофеозом разнузданного разврата в истории Рима. Но рассказ наш не об этом, а том, что Мессалина - одна из тех красавиц античности, что довели уход за своим телом до уровня высокого искусства.

Римлянки злоупотребляли духами, которые изготовлялись из ароматических веществ, привозимых из Египта, Аравии и Индии. Для этой цели часто употреблялись и росшие в Италии лилии, ирисы, нарциссы, пестумские розы, пахучий тростник. Духи добавляли в лорогие вина, подливали в светильники, ими обрызгивали арену цирка и сцену в театре.

Отметим, что духи тогда были не такими, к каким привыкли мы. Это были густые мази. В парфюмерных лавочках продавали все необходимое для ухода за лицом, косметические средства отдельно для женщин и мужчин.

Мессалина имела специальные несессеры, или как их тогда называли, «женский мир», т. е. необходимые наборы женских принадлежностей: серебряные четырехугольные зеркала, покрытые узорами на обратной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки в различных изящных коробочках; ножницы ; баночки с румянами, помадами, белилами; алебастровые сосудики и флакончики из оникса с духами и притираниями и многое другое.

Во времена Империи модницы стали тратить на косметику огромные деньги. Жены императоров, в частности Валерия Мессалина, и вовсе не знали здесь ограничений. Особо ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства.

Для всего имелись свои притирания: тело и лицо обрабатывались пальмовым маслом, руки - мятным маслом, волосы - мазями из майорана (эфирно-масличного растения). Раз в неделю римлянки делали маски для лица из бобовой муки, замешанной на ослином молоке. Особой популярностью пользовались ночные маски для лица из миндального масла и парного молока молодой коровы.

Молодость кожи сохраняли с помощью аппликаций из трав, воска, камеди и разнообразных жирных притираний. В ходу было средство от морщин из душистого льняного масла и животных жиров. Самым действенным средством считался массаж кусочком льда.

Жены римских патрициев ежедневно принимали молочные ванны, при переездах за ними перегоняли стада ослиц, в молоке которых они купались. Не меньшей популярностью пользовались ванны из фруктовых соков и лепестков алых роз. Особо состоятельные дамы выходили в свет лишь после часовой розовой ванны. Куртизанки и патрицианки делали эпиляцию, ежедневно всевозможные притирания различными косметическими средствами интимных частей тела.

При нанесении грима они пользовались сажей, сурьмой, белилами и киноварью. Модной считалась сильная бледность, поэтому дамы натирали лицо, спину, грудь и руки меловым порошком, смешанным со свинцовыми белилами, для придания коже белизны. Так модницы зарабатывали себе хроническое отравление свинцом. Пудрились глиной с острова Хиос или порошком из экскрементов крокодила. Особым шиком считалась диасразмата - прообраз современной компактной пудры: прессованная высушенная смесь из бобовой и пшеничной муки. Румянец делали с помощью винных дрожжей и охры, глаза подводили сурьмой, карандашами или просто сажей от сжигания особой эссенции. Губы подкрашивали отстоем красного вина или растительной краской. В употреблении косметики римские дамы не знали меры и не заботились об естественности. Римские женщины времен Империи обязательно утром и вечером чистили зубы толченым жемчугом и кораллом либо порошком из мелко тертого рога или пемзы. В случае необходимости вставляли искусственные зубы. В ходу были и искусственные накладные брови, всяческие утяжки и толщинки для усовершенствования фигуры. Однако все это было доступно лишь знатным женщинам, бедные и рабыни наводили красоту при помощи масок из ячменного теста с яйцом.

Валерия Мессалина, стремящаяся выглядеть элегантной и богато одетой дамой, огромное значение придавала чувственному восприятию форм своего тела, используя для этого некоторые интимные принадлежности женского туалета.

Так, чтобы максимально долго сохранять стройность, она, подобно другим римлянкам, туго бинтовала специальной длинной полосой ткани особой выделки («зона») талию и бедра. Получалось нечто вроде современного женского нижнего белья. Мессалина весьма ревниво следила за формой своей груди, приподнимая ее снизу неким подобием современного бюстгальтера - надетой на голое тело повязкой из эластичной мягкой кожи (мамилларе - сородич греческого аподесмия). Так возникла мода на высокую вздымающуюся грудь. Пояс (строфиум ) она носила высоко, под грудью.

Как известно, Рим во времена Империи сделался средоточием моды подобно теперешнему Парижу и римские куртизанки с патрицианками уделяли огромное значение прическе. Валерия Мессалина обожала менять свой облик с помощью причесок. Ей нравились и кудряшки вокруг лба, и так называемый «греческий узел» с прямым пробором, и круглая завивка с начесыванием волос. Можно было встретить ее с высокой прической из локонов, укрепленных на веерообразном металлическом каркасе, отчасти напоминавшем русский кокошник. На него крепились аккуратными рядами локоны. Остальные волосы, заплетенные в косу, укладывались на затылке в виде «корзиночки». Если своих волос не хватало, добавляли чужие.

Кстати, римлянки от природы обычно имели темные волосы и по римским законам не должны были изменять их цвет, но они считали, что черный цвет волос их грубит, и подобно своим землячкам - итальянкам времен Ренессанса (венецианским и неаполитанским дамам) - предпочитали светлые, золотистые волосы, красиво сочетавшиеся с карими глазами. С этой целью римлянки обычно применяли различные осветлители. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и особых знаний. Поэтому специально обученные рабыни выполняли эту работу в несколько этапов, одна из них мыла и просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая смазывала волосы помадой, а третья укладывала их. Чаще всего для обесцвечивания волосы натирались дрожжами или жидким мылом из козьего молока (либо жира) с золой бука, а затем сушились на солнце. Случалось модница перебарщивала в употреблении сильно обесцвечивающего щелочного состава и даже лысела. Тогда на помощь ей приходил парик.

Особенно модны были парики из белокурых, почти белых (бесцветных) волос, наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить цветные парики. Парики рыжего цвета носили в основном танцовщицы, куртизанки и... императрицы.

Кстати, уже тогда считалось, что рыжие «не как все». Рыжеволосые женщины выглядят намного сексуальнее, нежели обладательницы волос другого цвета. Даже при отсутствии макияжа и в обыкновенном одеянии они притягивают к себе взоры каждого мужчины вне зависимости от возраста и социального положения. Именно среди рыжих во все эпохи было наибольшее количество...стерв! Примечательно, но жрицами в Риме могли стать лишь римлянки с рыжими волосами и зелеными глазами, что в природе, как известно, встречается весьма редко...

Валерия Мессалина отличалась особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Она отдавала предпочтение серьгам в виде маленьких полушарий (их Мессалина надевала по несколько штук одновременно) и в форме больших капель из очень дорогих индийских жемчужин. Но более всего обожала она появляться при дворе вся сплошь усыпанная жемчугом, под которым не было никакой одежды.

Когда наступил упадок, а затем и падение «Вечного города», исчезла и былая роскошь, в том числе и в одежде. Наступила эпоха деградации, естественной и неизбежной. Античность ушла в прошлое.

Плохо закончила свои дни и Валерия Meccaлина - первая модница и первая... куртизанка Римской империи. По приказу ее супруга-рогоносца она была заколота его гвардейцами-преторианцами в знаменитом Лукулловом саду, первый хозяин которого навсегда вошел в историю своим непревзойденным стремлением получить от жизни максимум удовольствий. До сих пор, когда люди хотят выразить свое восхищение увиденным мероприятием, они говорят: «О, это был Лукуллов пир!» Для Мессалины вся жизнь была Лукулловым пиром, на котором она поражала всех не только ненасытностью и плотскими удовольствиями, но чувственными нарядами, которым был столь присущ один из главных принципов современной моды: умелое сочетание открытых и закрытых частей тела..

Valeria Messalina ), иногда - Месаллина (ок. 17/20 - ) - третья жена римского императора Клавдия , мать Британника и Клавдии Октавии , влиятельная и властолюбивая римлянка, имя которой приобрело переносное значение из-за её распутного поведения.

Происхождение

Её мать и отец были двоюродными братом и сестрой по материнской линии. Матерью Марка Валерия была Клавдия Марцелла Младшая , дочь Октавии Младшей от первого брака с Гаем Клавдием Марцеллом . Октавия же родила и Антонию Старшую, после того, как была выдана Октавианом за Марка Антония в 40 году до н. э. Таким образом, по женской линии Мессалина происходила от сестры Августа и принадлежала к императорской семье.

Что касается отца Марка Валерия, то существуют две теории:

  • по первой, наиболее распространённой, он был сыном Марка Валерия Мессалы Барбата Аппиана (консула 12 года до н. э.), урождённого Гая Клавдия Пульхра, усыновлённого в род Валериев Мессал. В пользу этой теории говорит так же то, что у отца Валерии была родная сестра, носившая имя Клавдия Пульхра , поскольку была рождена до усыновления Гая Клавдия.
  • по второй версии Марк Валерий был сыном Марка Валерия Мессалы Мессалина (консула 3 года до н. э. и 3 года н. э.), сына знаменитого политика и оратора Марка Валерия Мессаллы Корвина (консула 31 года до н. э.).

Жизнеописание

О детстве Мессалины известно немногое. Однако в юные годы она была весьма популярна и влиятельна при дворе Калигулы . Её дядя Гней Домиций Агенобарб был мужем Юлии Агриппины - сестры императора. Скорее всего именно та обстановка, которая царила на разгульных пирах Калигулы и сформировала характер этой женщины, хотя античные авторы утверждают, что Мессалина начала разгульную жизнь ещё в возрасте 13 лет.

В 38 году император Калигула выдал её замуж за своего дядю Клавдия, который вдобавок приходился двоюродным братом её матери. Брак этот, скорее всего, был средством объединения двух ветвей династии Юлиев-Клавдиев - собственно Клавдиев и Домициев Агенобарбов.

Развратное поведение

Имя Мессалины, благодаря античным историкам, стало нарицательным в описании развратных и сексуально озабоченных женщин. В основном её поведение характеризуют как оскорбительное и постыдное, а саму её - как жестокую, скупую и глупую нимфоманку . Наиболее часто в своих работах её упоминают Тацит и Светоний . Оба они пишут о том, что под вымышленным именем Лициска Мессалина либо сама владела одним из римских лупанариев , либо же приходила туда в качестве , чтобы удовлетворить свою похоть.

Об этом же пишет древнеримский поэт Ювенал в своих «Сатирах» :

Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было С Клавдием: как он заснёт, жена его, предпочитая Ложу в дворце Палатина простую подстилку, хватала Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой Блудная эта Августа бежала от спящего мужа; Чёрные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась В тёплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем, Лезла в каморку пустую свою - и, голая, с грудью В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лициски; Лоно твоё, благородный Британник, она открывала, Ласки дарила входящим и плату за это просила; Навзничь лежащую, часто её колотили мужчины; Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила Грустно она после всех, запирая пустую каморку: Всё ещё зуд в ней пылал и упорное бешенство матки; Так, утомлённая лаской мужчин, уходила несытой, Гнусная, с тёмным лицом, закопчённая дымом светильни, Вонь лупанара неся на подушки царского ложа. (Сатира VI. 115-133, Перевод Д. С. Недовича)

Также описывают, что Мессалина устроила соревнование с известной римской проституткой : кто сможет обслужить больше мужчин. Начав вечером, Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек. Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов.

Развратных женщин история знала немало, и распутным поведением в Риме никого было не удивить в то время, но ненасытный сексуальный аппетит Мессалины поражал даже видавшую виды римскую общественность. Обывателей больше всего возмущало, что Мессалина, потерявшая невинность в возрасте тринадцати лет, выставляла своё беспутство напоказ, безмерно гордясь им.

Всё вышеописанное происходило не только во времена Калигулы, но и позже, когда Клавдий уже стал императором. Около 40 года Мессалина родила ему дочь, Клавдию Октавию, а в 41 году - сына и наследника, которому Клавдий дал когномен Британник в честь своего планируемого в то время похода в Британию.

Историки в жизнеописаниях Мессалины проявили удивительное единодушие: по их мнению, Мессалина не пропускала ни одного красавчика. И долгое время ей всё чудесным образом сходило с рук. Клавдий пламенно осуждал и изобличал разврат придворной знати, но не ведал, что творится у него дома. Приближённые не решались открыть ему глаза, опасаясь гнева коварной женщины. Ведь, хоть Клавдий и правил Римской империей, самим императором безраздельно правила Мессалина. Однажды, например, прелестница влюбилась в первого среди римских актёров Мнестера . Красавчик попытался увильнуть от чести быть возлюбленным жены императора. Тогда Мессалина пожаловалась Клавдию, что какой-то актёришка осмеливается не подчиняться её воле, не уточняя, правда, какой именно. Император призвал Мнестера к себе и приказал тому выполнять все пожелания своей жены. Молодому человеку пришлось подчиниться приказу императора и занять его место в супружеской постели.

Власть

Мессалина обладала полным влиянием на нового императора. Видя это, римский Сенат признавал в ней полноправную правительницу. В честь дня её рождения проводились игры, ей воздвигались статуи. Также Сенат собирался провозгласить её Авгу́стой, однако Клавдий запретил делать это.

Поскольку Клавдий был намного старше её и далеко не молод, то в политике Мессалина сосредоточилась на том, чтобы после смерти Клавдия обеспечить переход власти к своему сыну - Британнику . Ради этого она всегда старалась показать себя вторым человеком в государстве. Даже на триумфе Клавдия в 43 году она ехала сразу за его колесницей, и только после неё шли полководцы. Такое её положение давало ей возможность стать номинальной правительницей, если смерть Клавдия случится до совершеннолетия сына.

Необходимо отметить, что среди римской знати были не только противники, но и союзники Мессалины. Одним из них был Луций Вителлий , консул 34 года , правитель Сирии в ранге проконсула в 35 году , цензор 48 года , отец будущего императора Вителлия . За его поддержку Мессалина дозволила ему заботиться о её обуви. Показывая свою преданность, он носил одну из туфель Мессалины у себя на груди, под тогой , и, периодически вытаскивая оттуда, прилюдно покрывал её поцелуями.

При помощи своих союзников Мессалина либо удаляет из Рима, либо лишает жизни всех, кто, по её мнению, мог встать на её пути. Среди её врагов были почти все члены династии Юлиев-Клавдиев, которые сами, или дети которых, могли претендовать на место императора: Юлия Ливилла ; Юлия Ливия ; Гай Азиний Поллион , консул 23 года , сын Випсании Агриппины от Гая Азиния Галла ; Поппея Сабина Старшая , дочь римского консула и триумфатора времен Тиберия Гая Поппея Сабина ; консул и 46 годов Децима Валерия Азиатика , поскольку он являлся шурином одной из жен Калигулы, Лоллии Паулины , и, теоретически, мог претендовать на власть. Также из Рима был удалён Сенека .

Такая политика не могла не сформировать партию недовольных. В середине сороковых годов эти люди сплотились вокруг племянницы императора - Юлии Агриппины. Пользуясь любовью императора, Агриппина смогла устоять против козней Мессалины, направленных против неё и её сына, малолетнего Нерона , а открыто настоять на расправе с Агриппиной Мессалина не могла.

Судьба детей Мессалины тоже была трагичной. 1 января 49 года Клавдий женился на Агриппине. Наследником был признан Нерон, который позже и стал императором. Клавдия Октавия стала его первой супругой, которую по его приказу убили в 62 году в ссылке. Британник погиб ранее. Он был отравлен Нероном в 55 году вследствие интриг Агриппины.

В искусстве

Образ в кинематографе

  • Я, Клавдий () - Мерл Оберон
  • Мессалина () - Мария Феликс
  • Деметрий и гладиаторы () - Сьюзен Хэйворд
  • Мессалина () - Белинда Ли
  • Я, Клавдий () - Шейла Уайт
  • Мессалина, Мессалина (), Калигула () - Аннека ди Лоренцо
  • Наша эра () - Дженнифер О’Нил
  • Римская империя: Нерон () - Соня Аквино
  • Нимфоманка. Том II () - Табея Тарбиат

Литература

  • Рафаэлло Джованьоли , «Мессалина» (итал. Messalina , 1885)
  • Роберт Грейвз , «Я, Клавдий » (1934), «Божественый Клавдий (и его жена Мессалина)» (1935)

В честь неё названы

  • (545) Мессалина - астероид, открытый в 1904 году.
  • Pheidole spinulosa messalina
  • «Мессалина» - песня группы Jane Air
  • «Мисс Мессалина» - песня А.Ф.Скляра на стихи Е.В.Головина

Напишите отзыв о статье "Мессалина"

Литература

  • Дион Кассий , «Римская история», LX, 14-18, 27-31
  • Иосиф Флавий , «Иудейские древности», XX, 8
  • Иосиф Флавий, «Иудейские войны», II, 12
  • Ювенал , «Сатиры», «Сатира VI», 115-133
  • Плиний Старший , «Естественная история », 10
  • Плутарх , «Жизнеописания»
  • Светоний , «Жизнь двенадцати цезарей », «Божественный Клавдий», 17, 26, 27, 29, 36, 37, 39; «Нерон», 6; «Вителлий», 2
  • Публий Корнелий Тацит , «Анналы», XI, 1, 2, 12, 26-38

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мессалина

– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.
Кутузов зачмокал губами и закачал головой, выслушав это дело.
– В печку… в огонь! И раз навсегда тебе говорю, голубчик, – сказал он, – все эти дела в огонь. Пуская косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя. Дрова рубят – щепки летят. – Он взглянул еще раз на бумагу. – О, аккуратность немецкая! – проговорил он, качая головой.

– Ну, теперь все, – сказал Кутузов, подписывая последнюю бумагу, и, тяжело поднявшись и расправляя складки своей белой пухлой шеи, с повеселевшим лицом направился к двери.
Попадья, с бросившеюся кровью в лицо, схватилась за блюдо, которое, несмотря на то, что она так долго приготовлялась, она все таки не успела подать вовремя. И с низким поклоном она поднесла его Кутузову.
Глаза Кутузова прищурились; он улыбнулся, взял рукой ее за подбородок и сказал:
– И красавица какая! Спасибо, голубушка!
Он достал из кармана шаровар несколько золотых и положил ей на блюдо.
– Ну что, как живешь? – сказал Кутузов, направляясь к отведенной для него комнате. Попадья, улыбаясь ямочками на румяном лице, прошла за ним в горницу. Адъютант вышел к князю Андрею на крыльцо и приглашал его завтракать; через полчаса князя Андрея позвали опять к Кутузову. Кутузов лежал на кресле в том же расстегнутом сюртуке. Он держал в руке французскую книгу и при входе князя Андрея, заложив ее ножом, свернул. Это был «Les chevaliers du Cygne», сочинение madame de Genlis [«Рыцари Лебедя», мадам де Жанлис], как увидал князь Андрей по обертке.
– Ну садись, садись тут, поговорим, – сказал Кутузов. – Грустно, очень грустно. Но помни, дружок, что я тебе отец, другой отец… – Князь Андрей рассказал Кутузову все, что он знал о кончине своего отца, и о том, что он видел в Лысых Горах, проезжая через них.
– До чего… до чего довели! – проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, очевидно, ясно представив себе, из рассказа князя Андрея, положение, в котором находилась Россия. – Дай срок, дай срок, – прибавил он с злобным выражением лица и, очевидно, не желая продолжать этого волновавшего его разговора, сказал: – Я тебя вызвал, чтоб оставить при себе.
– Благодарю вашу светлость, – отвечал князь Андрей, – но я боюсь, что не гожусь больше для штабов, – сказал он с улыбкой, которую Кутузов заметил. Кутузов вопросительно посмотрел на него. – А главное, – прибавил князь Андрей, – я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жалко было оставить полк. Ежели я отказываюсь от чести быть при вас, то поверьте…
Умное, доброе и вместе с тем тонко насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:
– Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, если бы все советчики служили там в полках, как ты. Я тебя с Аустерлица помню… Помню, помню, с знаменем помню, – сказал Кутузов, и радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании. Кутузов притянул его за руку, подставляя ему щеку, и опять князь Андрей на глазах старика увидал слезы. Хотя князь Андрей и знал, что Кутузов был слаб на слезы и что он теперь особенно ласкает его и жалеет вследствие желания выказать сочувствие к его потере, но князю Андрею и радостно и лестно было это воспоминание об Аустерлице.
– Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – это дорога чести. – Он помолчал. – Я жалел о тебе в Букареште: мне послать надо было. – И, переменив разговор, Кутузов начал говорить о турецкой войне и заключенном мире. – Да, немало упрекали меня, – сказал Кутузов, – и за войну и за мир… а все пришло вовремя. Tout vient a point a celui qui sait attendre. [Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать.] A и там советчиков не меньше было, чем здесь… – продолжал он, возвращаясь к советчикам, которые, видимо, занимали его. – Ох, советчики, советчики! – сказал он. Если бы всех слушать, мы бы там, в Турции, и мира не заключили, да и войны бы не кончили. Всё поскорее, а скорое на долгое выходит. Если бы Каменский не умер, он бы пропал. Он с тридцатью тысячами штурмовал крепости. Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время. Каменский на Рущук солдат послал, а я их одних (терпение и время) посылал и взял больше крепостей, чем Каменский, и лошадиное мясо турок есть заставил. – Он покачал головой. – И французы тоже будут! Верь моему слову, – воодушевляясь, проговорил Кутузов, ударяя себя в грудь, – будут у меня лошадиное мясо есть! – И опять глаза его залоснились слезами.
– Однако до лжно же будет принять сражение? – сказал князь Андрей.
– До лжно будет, если все этого захотят, нечего делать… А ведь, голубчик: нет сильнее тех двух воинов, терпение и время; те всё сделают, да советчики n"entendent pas de cette oreille, voila le mal. [этим ухом не слышат, – вот что плохо.] Одни хотят, другие не хотят. Что ж делать? – спросил он, видимо, ожидая ответа. – Да, что ты велишь делать? – повторил он, и глаза его блестели глубоким, умным выражением. – Я тебе скажу, что делать, – проговорил он, так как князь Андрей все таки не отвечал. – Я тебе скажу, что делать и что я делаю. Dans le doute, mon cher, – он помолчал, – abstiens toi, [В сомнении, мой милый, воздерживайся.] – выговорил он с расстановкой.
– Ну, прощай, дружок; помни, что я всей душой несу с тобой твою потерю и что я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец. Ежели что нужно, прямо ко мне. Прощай, голубчик. – Он опять обнял и поцеловал его. И еще князь Андрей не успел выйти в дверь, как Кутузов успокоительно вздохнул и взялся опять за неконченный роман мадам Жанлис «Les chevaliers du Cygne».
Как и отчего это случилось, князь Андрей не мог бы никак объяснить; но после этого свидания с Кутузовым он вернулся к своему полку успокоенный насчет общего хода дела и насчет того, кому оно вверено было. Чем больше он видел отсутствие всего личного в этом старике, в котором оставались как будто одни привычки страстей и вместо ума (группирующего события и делающего выводы) одна способность спокойного созерцания хода событий, тем более он был спокоен за то, что все будет так, как должно быть. «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, – думал князь Андрей, – но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной волн, направленной на другое. А главное, – думал князь Андрей, – почему веришь ему, – это то, что он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки; это то, что голос его задрожал, когда он сказал: „До чего довели!“, и что он захлипал, говоря о том, что он „заставит их есть лошадиное мясо“. На этом же чувстве, которое более или менее смутно испытывали все, и основано было то единомыслие и общее одобрение, которое сопутствовало народному, противному придворным соображениям, избранию Кутузова в главнокомандующие.

После отъезда государя из Москвы московская жизнь потекла прежним, обычным порядком, и течение этой жизни было так обычно, что трудно было вспомнить о бывших днях патриотического восторга и увлечения, и трудно было верить, что действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву. Одно, что напоминало о бывшем во время пребывания государя в Москве общем восторженно патриотическом настроении, было требование пожертвований людьми и деньгами, которые, как скоро они были сделаны, облеклись в законную, официальную форму и казались неизбежны.
С приближением неприятеля к Москве взгляд москвичей на свое положение не только не делался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее, как это всегда бывает с людьми, которые видят приближающуюся большую опасность. При приближении опасности всегда два голоса одинаково сильно говорят в душе человека: один весьма разумно говорит о том, чтобы человек обдумал самое свойство опасности и средства для избавления от нее; другой еще разумнее говорит, что слишком тяжело и мучительно думать об опасности, тогда как предвидеть все и спастись от общего хода дела не во власти человека, и потому лучше отвернуться от тяжелого, до тех пор пока оно не наступило, и думать о приятном. В одиночестве человек большею частью отдается первому голосу, в обществе, напротив, – второму. Так было и теперь с жителями Москвы. Давно так не веселились в Москве, как этот год.
Растопчинские афишки с изображением вверху питейного дома, целовальника и московского мещанина Карпушки Чигирина, который, быв в ратниках и выпив лишний крючок на тычке, услыхал, будто Бонапарт хочет идти на Москву, рассердился, разругал скверными словами всех французов, вышел из питейного дома и заговорил под орлом собравшемуся народу, читались и обсуживались наравне с последним буриме Василия Львовича Пушкина.
В клубе, в угловой комнате, собирались читать эти афиши, и некоторым нравилось, как Карпушка подтрунивал над французами, говоря, что они от капусты раздуются, от каши перелопаются, от щей задохнутся, что они все карлики и что их троих одна баба вилами закинет. Некоторые не одобряли этого тона и говорила, что это пошло и глупо. Рассказывали о том, что французов и даже всех иностранцев Растопчин выслал из Москвы, что между ними шпионы и агенты Наполеона; но рассказывали это преимущественно для того, чтобы при этом случае передать остроумные слова, сказанные Растопчиным при их отправлении. Иностранцев отправляли на барке в Нижний, и Растопчин сказал им: «Rentrez en vous meme, entrez dans la barque et n"en faites pas une barque ne Charon». [войдите сами в себя и в эту лодку и постарайтесь, чтобы эта лодка не сделалась для вас лодкой Харона.] Рассказывали, что уже выслали из Москвы все присутственные места, и тут же прибавляли шутку Шиншина, что за это одно Москва должна быть благодарна Наполеону. Рассказывали, что Мамонову его полк будет стоить восемьсот тысяч, что Безухов еще больше затратил на своих ратников, но что лучше всего в поступке Безухова то, что он сам оденется в мундир и поедет верхом перед полком и ничего не будет брать за места с тех, которые будут смотреть на него.
– Вы никому не делаете милости, – сказала Жюли Друбецкая, собирая и прижимая кучку нащипанной корпии тонкими пальцами, покрытыми кольцами.