Вечные человеческие ценности. Вечные ценности (начало). Виды нравственных идеалов

Вечные ценности

В предыдущем тексте мы говорили о самой обсуждаемой в мире теме - Любви. Оказалось, что

Любовь не имеет определения, хотя это главный мотив человеческого поведения. Но существует и

противоположность Любви - эгоизм, который, по сути, простое ее (Любви) отсутствие. В данном

тексте мы постараемся проследить следствия вышесказанного. И поговорим о Вечных ценностях.

Пролог.................................. ....................... 1

Черное и Белое........................................ . 2

Свобода........................................ ............. 3

Справедливость........................................ 5

Семья........................................ ................. 7

Соборность........................................ ....... 10

Патриотизм........................................ ....... 14

Пролог

За всеми человеческими идеалами - дружбы, понимания, чести и т.д. - стоит Любовь. Всеми

нашими поступками движет либо Любовь, либо её нехватка. Человек может увеличивать в себе

Любовь и уменьшать эгоизм. Правда, процесс этот не быстрый. Нет такой волшебной «таблетки».

Возрастание в Любви - это длительный и кропотливый процесс работы над собой.

Именно Любовь является источником того, что с древнейших времен в философии называется

добродетелью. Если заглянуть в этимологию этого понятия и связать ее со значением самого

слова, окажется: добро-детель - это то, что толкает человека на добро. Это нечто, что подвигает

человека на добрые поступки. Это деятельное стремление к добру. И это Любовь.

Добродетели обеспечивают духовный рост личности. Добродетелей достаточно много (мужество,

честность, искренность, спокойствие, скромность и др.) и все они ведут человека к добру. Обычно

в вопросах добродетелей (личного духовного роста) люди сходятся во мнениях. Все люди

примерно одинаково понимают, что такое добро. Человек на каком интуитивном уровне всегда

чувствует, добрый совершается поступок или нет.

Поэтому пока еще человечество сильно в своих позициях относительно добродетелей и лучших

духовных ценностях отдельного человека.

Мы хотим вступить на зыбкое поле человеческих взаимоотношений и поговорить о том, что

начинает размываться под воздействием современной цивилизации. Именно в области

взаимодействия людей обычно ломается большинство копий. Переплетение Любви и эгоизма в

человеке зачастую принимает настолько запутанный и причудливый характер, что одной

интуиции становится не достаточно.

Черное и Белое

Деление всех мотивов, а также целей и средств их достижения, человека на продиктованные

Любовью или эгоизмом позволяет легко и эффективно отделять черное от белого, доброе от злого.

При должной степени усердия такое понимание позволяет распутать все переплетения Любви и

эгоизма, чтобы следовать Любви. Это в корне отлично от предложений современных горе-

«философов», которые предлагают жить в серости мира, где нет ни черного, ни белого.

Наша позиция выражается в существовании идеалов, истины, а не многочисленных,

относительных и субъективных «правдах».

За свое существование человеческое общество нащупало идеалы, по которым стали строиться в

той или иной степени все цивилизации. Все культуры мира «болтаются» между этими идеалами.

Мы называем их Вечными ценностями. Вечные ценности означают нечто непреложное, истинное.

Вечное. Это ценности всего человеческого рода от начала времен и до их завершения.

Следует понимать, что эгоизм может легко искажать любые идеалы и добродетели. Поэтому

характерна или нет определенная ценность для конкретного временного промежутка данной

цивилизации не столь важно. Важно, что все общества возвращаются к этим ценностям в каком-

либо их проявлении.

Вечные ценности - достаточно интересное явление. Они помогают поддерживать и взращивать

Любовь в человеке за счет взаимодействия с другими людьми.

К нашему глубочайшему сожалению, современный мир насыщен искусственными концепциями,

на которых человечество пытается построить общество «нового типа». Исток этих концепций

коренится в революционных идеях прошлого столетия, болезненной жажде бунта «против всего

старого» и высокого (аристократичного), слепой вере в силу человеческого разума и многих

других ничем не обоснованных фантазиях их основателей.

же идеалов: добра, красоты и Любви. Поэтому человеку, который не проводил глубокий анализ

сложившейся ситуации, трудно разобраться во всех этих хитросплетениях и вывертах

человеческой мысли.

Искусственные концепции, на основе которых пытаются перестроить современного общество,

основаны либо на псевдонаучных выводах гуманитарных ученых (ведь их концепции нельзя

заранее проверить опытным путем, что является единственным критерием истинности в

настоящей науке), либо на откровенных фантазиях все тех же ученых, ничем не отличимых от

Результатом этого являются чудовищные эксперименты, один из которых длился на протяжении

70 лет в нашей стране и закончился грандиозным крахом, отзвуки которого звучат до сих пор.

Другой эксперимент вершится в западных странах, где под видом все тех же благих намерений

медленно, но верно подтачиваются Вечные ценности. Длительность «западного эксперимента»

приводит к одному любопытному факту. Мы уже сегодня можем наблюдать некоторые его

последствия. А ведь «по плодам их узнаете их» [Мф. 7:16].

Мы уверены, когда над головой светит идеал Любови, то идти по кромешной тьме современности

гораздо легче. Поэтому, чтобы не запутаться в хитросплетениях мысли, давайте направим этот

прожектор и взглянем на некоторые тенденции в «цивилизованном» обществе под светом Любви.

Свобода

Термин «свобода» на сегодняшний день является одним из самых затертых. О свободе вещают

СМИ. О свободе говорят на улицах и кухнях. Свободу пропагандируют фильмы. Свободу

воспевают художники, поэты и музыканты. Удивительно, но той свободе, о которой каждый из

нас уверен - «она у меня есть» - не так много лет. Последняя и наиболее общая редакция «свобод»

была принята менее 70 лет назад.

Если заглянуть вглубь веков и проследить, как развивалась «теория свободы», то достаточно

быстро окажется: идея свободы, как и все «человеческие изобретения», быстро выхолаживалась и

теряла свой истинный смысл. Философски обоснованная попытка юридически защитить индивида

от произвола другого индивида или государства и тем самым обеспечить прогресс общества,

стремительно вырождалась. Человек как-то быстро решает, что может думать, что угодно (свобода

совести), и говорить, что угодно (свобода слова).

Безосновательное отождествление теоретической «свободы» и прогресса приводило и приводит к

тому, что пропаганда свободы сводится к безудержному отвержению всего старого. Иногда без

разбора. Якобы все старое и традиционное априори является сдерживающим фактором

человеческого развития. К сожалению, зачастую это касалось и всего тысячелетнего опыта

духовного роста, накопленного в колыбели христианской цивилизации. И хотя свобода не должна

приводить к отказу от нравственных ориентиров, утрате смыслов и идеалов, искусственное

насаждение «свободы», лишенной главного своего качества - Любви, заканчивается плачевно.

Такая свобода вырождается в нечто абсолютно чуждое любому здравомыслящему человеку.

Русские люди во все века имели какое-то интуитивное понимание той самой правильной свободы.

Поэтому выверты западной философской мысли часто были не понятны нашему народу не в силу

их сложности, а в связи с утратой истинного звучания слова «свобода».

С философской точки зрения человек свободен, когда он (а) волен в своих мыслях, (б) волен в

своих речах и (в) волен в поступках.

Сначала следует оговориться о принципиальном моменте. Абсолютно свободным человек быть не

может. Человек не может контролировать или прогнозировать обстоятельства, в которых он

окажется. Единственное, что ему остается, это возможность выбора того, как поступить в тех или

иных ситуациях. Это свобода выбора.

Однако абсолютная (полная) свобода выбора - это иллюзия. По-настоящему свободный выбор

можно сделать лишь при полноте информации (и средств), что в принципе недостижимо. Любой

выбор диктуется набором знаний (факты, опыт, идеалы) и эмоций. Какие факты подсунуть

человеку, тот выбор он и сделает. У человека можно вызвать также эмоцию, которая спровоцирует

определенный поступок. Это все манипуляции, которые хорошо известны. Поэтому заведомо

ложны заявления о не нужности информационного просвещения, например, по теме аборта.

Якобы женщина сама может решить. Однако практика показывает, когда женщина узнает

реальные факты об абортах, жизни малыша в утробе и материнстве, она отказывается от этой

чудовищной операции.

Другая, более тонкая, ложь заключается в формуле: «Свобода одного кончается там, где

начинается свобода другого». Обычно под «свободой другого» понимается неприкосновенность

его личности (нельзя клеветать, оскорблять) и тела (нельзя бить, убивать). В остальном люди

свободны. Это лукавство. Но чтобы осознать это лукавство, нужно ознакомиться с другим

пониманием свободы.

Дело в том, что идея свободы зародилась в христианстве, где имела куда более глубокий и

потрясающей воображение смысл. Согласно учению Церкви человек был создан Богом. Бог

является всемогущим Творцом всего и вся. И всемогущий Бог, который может управлять,

создавать и разрушать абсолютно все, даровал человеку свободу. Единственное, что Бог не может

контролировать - это человек. Человек волен поступать, как ему заблагорассудится. Но вот как

раз «благого рассудка» человеку и не хватило.

Зачем человеку нужна свобода? Все очень просто. Свобода дана человеку, чтобы он мог просто

жить. Вспомните фразы типа «это не жизнь, а существование». Не это ли тяга к свободе? Да и в

целом, вы же не хотите быть бездушными машинами?

Но есть и другая сторона медали. Нельзя быть честным и верным, пока у тебя не появилось

возможность проявить честность или верность. Есть такое мнение: «Если ты не брал взятку,

значит, плохо предлагали или не предлагали вовсе». Человек может воображать о себе, что

угодно, но когда он в действительности встает перед выбором, один из которых «ну очень

может стать взятка, для кого-то непринужденная жизнь без ребенка, для кого-то «свободные

отношения без обязательств», для кого-то яблоко с древа познания добра и зла.

Противостояние Любви и эгоизма в человеке нарушает свободу выбора. Зараженный эгоизмом

человек всегда склонен делать выбор в пользу эгоизма. Поэтому самая глубокая наша свобода,

есть свобода от нашего собственного зла (эгоизма). Мы можем выбирать между эгоизмом и

Любовью. Но как только мы выбираем эгоизм, нас начинает затягивать в болото зависимости.

Простой пример: не пьющий человек может в любой момент начать пить, а вот пьющий человек

абсолютно точно не сможет с легкостью отказаться от выпивки. Также и с эгоизмом.

Укорененный в каких-то проявлениях эгоизма человек не сможет от них с легкостью отказаться. А

возможно вовсе не сможет.

Поэтому свобода выбора (как это пропагандируется массовой культурой) - это миф глобального

масштаба. Имея выбор, человек всегда будет склоняться к эгоистическому поступку из-за своей

сбитой природы. Путник может иметь свободу выбора, но полезна ли она, когда компас не

работает из-за магнитной аномалии?

Другой часто задаваемый вопрос: свободен ли человек в тюрьме? С одной стороны, очевидно, что

свобода его передвижения ограничена. Однако свобода мыслить и говорить нет. Известны тысячи

примеров, когда во времена гонений, несправедливых арестов и ссылок в лагеря, люди с

ограниченной свободой, сохраняли невероятною свободу воли. Их волю не удавалось сломить

никому. Чего нельзя сказать о людях, зараженных эгоизмом. Такие люди становятся придатком

своих страстей. Имея свободу совести, мысли и передвижения, они лишены главного - воли. Такая

свобода потакания страстям убога и однобока, это свобода наркомана.

Поэтому золотое правило морали (не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе) в

современном мире является необходимым, но недостаточным условием. Если человек испорчен

эгоизмом, не имеет идеалов, не следует нравственному закону, то мазохист вполне может не

вписаться в это правило…

При этом тема, которая напрямую связана со свободой, сегодня замалчивается, т.к. она, якобы,

пережиток «традиционного общества». Это тема обязанностей. Именно из этого, отчасти

противоположного свободе, феномена вытекают такие необходимые для борьбы с собственным

эгоизмом понятия как долг, честь и принципы.

Общество потребления табуирует все, что может ограничить его свободу потакания эгоизму. Ведь

хорошо известно, что ограничения, которые человек свободно на себя накладывает, ведут его к

духовному росту, укреплению воли, уменьшению эгоизма и возрастанию в Любви.

Таковыми являются множество духовных практик: пост, молитва, аскеза, отшельничество,

медитация, послушание и прочее. Достоверно известно, что в многодетных семьях дети вырастают

более приспособленными, социализированными, сплоченными и, главное, более

любвеобильными. В семьях с одним ребенком он, скорее всего, вырастит более эгоистичным.

Таким образом, свобода, в ее настоящем понимании, как свобода от эгоизма, зависимости и

страстей является одной из главных ценностей человека. Истинная свобода заключается в Любви.

И такую свободу нужно охранять справедливостью.

Справедливость

Справедливость является второй Вечной ценностью и, как и свобода, пронизывает все стороны

человеческой жизни. Однако в современном мире значение этого понятия зачастую ускользает от

понимания. Вместо него используется более архаичное «равенство». Хотя до сих пор многие

политические деятели поднимают на свои знамена лозунг «справедливости», в частности,

справедливости социальной, этот лозунг базируется все на том же пресловутом равенстве.

Идея равенства, как и идея свободы, зародилась на базе христианских идеалов. И также как и идея

свободы, в более поздние времена была лишена своего главного измерения - Любви. С точки

зрения христианства все люди равны перед Богом. Это единственное и необходимое их равенство.

Люди равны перед своим Творцом, также как дети равны для, по-настоящему любящих их,

родителей. Дети могут иметь разные таланты, могут по-разному вести себя, могут быть более или

менее вредными и т.д. Но материнская Любовь не будет делать между ними разницы.

В остальном человеческое общество иерархично. И, что главное, иерархичность - это естественное

и правильное устроение любого организма, в том числе социального. Недаром слово

«уравниловка» имеет негативный оттенок.

Если вглядеться в этимологию слова справедливость, то окажется, что сердцевина этого слова -

«правед», близка по смыслу к слову «правда». Помните, был такой первый русский свод законов -

«Русская Правда»? Если копать глубже, то древнеславянское прилагательное «правъ», означает

прямой, не отклоняющийся. Отсюда образуются слова «править» (выпрямлять), «направить»

(указать прямой путь), «выправить» (выровнять), «правило» (способ поведения), «исправлять»

(делать в соответствии с правилом) и др. Слово «праведный» означает соответствие (не

отклонение) правде (нравственной прежде всего). Отсюда справедливость - со-праведность -

дословно означает «вместе с праведностью», т.е. следование нравственному закону, совести.

Из всего этого можно сделать простой и логичный вывод: равенство перед Богом означает

равенство перед нравственным законом, т.е. в конечном итоге мы все после смерти будем судимы

одинаково и в соответствии с данным законом.

Впоследствии с развитием на Западе юриспруденции была выведена новая формула: все люди

равны перед законом. С одной стороны идеология «светского» государства с упомянутой выше

идеей «свободы совести» не может утверждать главенство какой-либо одной религии, хотя

очевидно, что основа законов была взята из христианской нравственности. С другой стороны

законотворчество ощущало себя полноценной юридической наукой, а любая наука может изучать

только то, что принципиально может быть познано. Бог в своей полноте познан быть не может,

поэтому он наукой изучаться не может. Этих двух условий, не считая пафоса атеизма, оказалось

вполне достаточно, чтобы «подменить» Бога абстрактным законом.

Чудовищная ошибка заключается в том, что по аналогии с вышесказанным юридическая наука не

может рассматривать Любовь, как основу и одну из главных действующих сил в обществе. Вы

ведь помните, что у Любви нет определения? Она для науки также сверхъестественна, как и Бог.

Наука не может ее измерить, а значит не в состоянии внедрить в свой инструментарий.

В конечном итоге, примат «закона без любви» приводит к тому, что судья в любом из дел ищет

только одного: соответствует или не соответствует действие имеющемуся своду законов. Суд не

ищет справедливости. А если вспомнить, что законы пишут люди, подверженные эгоизму,

становится совсем грустно. Поэтому несправедливо обвиненные стали часто прибегать к суду

присяжных, надеясь на оправдание другими людьми, которые выносят приговор, основываясь на

внутреннем чувстве справедливости.

В дальнейшем, к нашему глубочайшему сожалению, люди, лишенные нравственной системы

стало заменой Любви и единственным идеалом. Мерилом «правильности» общественного

развития. До сих пор как на дрожжах, появляются всевозможные борцы за равенство, чья борьба

питается не Любовью, а эгоизмом. Нам всем прекрасно знакомы примеры, как в целом

правильные идеи типа равенства полов (перед законом), лишенные нравственного измерения и

Выявление ценностей важно для каждого человека. Когда ребенок взрослеет, он осознает, какие именно ценности имеют для него наибольшее значение.

Понятие ценностей

Ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными. Важно отметить, что ценности определенного общества или человека говорят сами за себя – по этой причине тема ценностей особенно актуальна в переходные времена общественного развития.

Зачастую ценность рассматривают как полезные предмет, который способен удовлетворить потребности человека и его идеалы. Ценность можно назвать своеобразным ориентиром в жизни каждого человека, и даже если ценность представлена в виде нематериального объекта – в виде веры и любви, - она также является реальной и может выступать в роли жизненного ориентира определенной группы людей.

Во многом именно идеалы и ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление его мыслей.

Вечные ценности

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.

А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.

Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.

Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.

Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации . Понятие "стратегия" сформировалось в сфере военного искусства. Стратегия изучает закономерности и характер борьбы в военной области, в бизнесе, разрабатывает теоретические основы планирования и проведения операций на полях сражений, в сфере бизнеса и часто между людьми. Стратегия вытекает из политики, обслуживает ее. Стратегии разрабатывают и реализуют по заказу политиков.

Сегодня не существует сложившихся понятий стратегии и стратегического управления. Многочисленные определения стратегии сформулированы на основании анализа эмпирического материала, полученного односторонним наблюдением за деятельностью стратегов, стратегических управленцев, аналогично легенде, как слепые изучали слона. Повышенное внимание к стратегическому управлению кадрами сегодня объясняется пониманием важности и сложности проблем в сфере управления трудовыми ресурсами, необходимостью занятости населения и управления персоналом. Теоретически под стратегией можно понимать категорию теории управления, показывающую организационную и технологическую взаимосвязи целей организации, создаваемых структурами и средствами достижения цели (методами, технологиями).
Стратегия - организующее начало деятельности людей, обеспечивающее целостность организации и ее направленность на достижение стратегических целей. Анализ практики показывает, что существуют статическая и динамическая составляющие как в стратегии, так и в деятельности персонала, являющейся объектом стратегии. Стратегия действует совместно с методом реализации интегрирующей и координирующей функций в сфере управления. Стратегия - это модель достижения потребностного будущего, динамически изменяющаяся во времени и сохраняющая пространственную ориентацию, заданную системой координат, базовыми и индивидуальными ценностями. Стратегия реализуется в тактике, в повседневной деятельности через комплекс социальных и психологических технологий, приемы и способы управления персоналом, механизм управления организацией. Стратегия - это абстрактная норма, задаваемая в виде плана, программы, проекта, технологии и т. п.
Трудности разработки и реализации стратегий объясняются необходимостью наличия у людей, занимающихся стратегическим управлением, стратегического мышления. "Секрет" стратегического управления состоит в наличии соответствующего мышления, позволяющего осуществлять стратегическое видение, принимать стратегические решения (на основе анализа обстановки соответствующего уровня), видеть взаимосвязи стратегии и политики, управлять ими. Стратегическое мышление базируется на развитых рефлексивных способностях, навыках, приобретенных эмпирически (в управленческой практике) или на специальных занятиях (организационнодеятельностных, мыслительных играх). Абстрактность, присущая стратегии, затрудняет ее описание привычным языком человеческого общения. Логическое мышление, которое тщательно развивается у человека в течение столетий, не обеспечивает полноты понимания возникающих проблем и последующего их решения.
Стратегии объединяют людей в деятельности по достижению общих целей, используя арсенал средств (социальные и психологические технологии, методы и приемы и т. п.) управления этой деятельностью, направляя ее на реализацию стратегической цели. При этом учитывается весь возможный комплекс внешних и внутренних факторов реальной действительности, создающий определенную обстановку на театре войны или на рынке.
Элементы стратегии обосновываются расчетами и учитываются во взаимосвязи. Стратеги всех времен выделяли в стратегическом управлении статическую и динамическую составляющие, центральной составляющей стратегии определяли человека, придавали большое значение форме (соотношению характеристик противоборствующих сил) и главным системообразующим фактором считали цель деятельности.
В процессе стратегической деятельности решают проблемы, а в тактической - повседневные задачи, определенные стратегией. Стратегия совместно с методом исходит из концепции коллективных и индивидуальных ценностей. Реализация стратегии начинается со стратегического самоопределения (деятельности по выявлению и утверждению собственной позиции стратега и подчиненных ему людей, вошедших в организацию), где, прежде всего, осознаются цель и смысл дальнейшей жизни.
Наглядным и наиболее приемлемым для управленческой деятельности является последовательный тип классификации стратегий. Он охватывает всю область стратегического управления, базируется на иерархическом принципе управления и наглядно интерпретирует совокупность используемых стратегий в виде генеалогического дерева. На высшем (планетарном) уровне размещается стратегия развития человеческой цивилизации, определяющая организационно-управленческие требования к транснациональным, государственным, корпоративным стратегиям. На каждом иерархическом уровне необходимо выделять стратегии управления в политической, материальной и духовной сферах.



9. Для достижения тех или иных целей человек использует различные стратегии. В основе классификации стратегий - определенные признаки: социально-экономическое положение человека; способ разрешения им жизненных противоречий (стратегии защиты, отказа и приспособления); вид действий в борьбе (стратегии наступательные или оборонительные). Наиболее известные стратегии - жизненного благополучия (направление деятельности на достижение жизненных благ), успеха (достижение преуспевания в жизни) и самореализации (смысл жизни в самореализации внутренних потенций).

Проблема смерти в духовном опыте человечества. Жизнь и смерть вечные темы духовной культуры человека. Во всех философских системах осмысливалась и, в той или иной форме, решалась данная проблема. Это обусловлено тем, что жизнь и смерть есть противоречивое единство. Нет жизни без смерти как нет смерти без жизни. Многие мыслители исходят из того, что смерть есть важнейший фактор нашего понимания сущности жизни. Жизнь трактуется как определенная форма бытия. А чем является смерть? Это небытие или бытие, но в иной форме?

Многие мыслители практически у всех народов и во все времена высказывались о жизни весьма негативно. Жизнь понималась как «страдания», «бездна зла», «суета и томление духа», «борьба», «странствие по чужбине», «все пепел, призрак, тень и дым», вечная ночь» и т. п.

Смерть же понимается не как конец, а как венец жизни. Именно она организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой своё существование. Неизвестно, где поджидает нас смерть, а раз так, то необходимо ожидать её всюду. Древние мудрецы на этот счет высказались вполне определенно: «mеmento mori» (лат.) – помни о смерти! А зачем? Для чего нужно помнить о смерти? Помнить о смерти – значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. Поэтому надо научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Исследуя проблему жизни и смерти, всегда присутствует бессмертие. Можно говорить о триаде: жизнь-смерть- бессмертие . К последнему тоже не однозначное отношение. В иных культурах оно воспринимается как благо, заветная цель, к которой необходимо стремиться. А в других – по-иному. К примеру, в древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека - это бессмертие.

Представьте себе, что вы бессмертны. Умерли уже все ваши родные, друзья, дети ваших детей, а вы все живете. Абсолютно одиноки, забыты, неизвестны, где все чужое и непонятное: ни время, ни культура.

Вместе с этим, идея бессмертия жива. Выделяют несколько видов бессмертия.

Первый – в детях, внуках, правнуках, т. е. в генах потомства.

Второй – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

Третий – упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», вечный кругооборот материи, тем более что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы; действуют законы сохранения вещества, энергии и, как полагают, информации, а также организация сложных систем. Следовательно частицы нашего «Я» после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «Я».

Четвертый – связан с результатами жизненного творчества человека, плодами материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества (научные открытия, произведения литературы и искусства и др.).

Пятый - связан с достижением различных состояний, которые наука называет измененные состояния сознания. Тут возможны «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, мистическое ощущение причастности к Вечности.

Шестой – связан с достижениями техники конца ХХ века. Стала возможной и уже применяется в США криогенезация (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего оживят и, если необходимо вылечат от ныне неизлечимых болезней, тем самым дадут новую жизнь в будущем нашему современнику.

Итак, можно сформулировать несколько подходов к пониманию проблемы жизни и смерти.

1. Жизнь и смерть являются различными сторонами одного феномена. В мире ничего нет вечного. Есть его величество – цикл , которому все подчинено. С этим надо мириться и принимать как должное.

2. Необходимо активно способствовать увеличению индивидуальной и биологической продолжительности человеческой жизни . Но здесь возникает вопрос: для чего это необходимо личности и обществу? И необходимо ли? Особенно если вспомнить, что на нашей планете уже более 6 млр. человек, и темп прироста составляет 3 человека каждую секунду. Эта ситуация оценивается как «демографическая бомба»,взрыв которой чреват непредсказуемыми последствиями.

3. Нужно каждому дать право выбора – жить или умереть . Проблема эвтаназии (греч. еuthanasia –тихая, легкая, блаженная смерть) - в последние годы дискутируется довольно активно с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Нравственно ли это? Как избежать злоупотреблений, когда вопрос о праве на жизнь должны решать другие лица?

Принято различать несколько видов эвтаназии:

· активная, добровольная;

· активная, недобровольная;

· пассивная, добровольная;

· пассивная, недобровольная.

Решая проблему эвтаназии , медики стоят на распутьи: с одной стороны , врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны , он должен облегчить участь страждущего. В мире пока только два государства, где эвтаназия разрешена законом (Нидерланды и Австралия).

Однако, проблема существует и требует своего решения

4. Нечего проявлять беспокойство, так как после смерти тела определенная часть человеческого существа (психика, душа, разум, сущность, сознание) переходит в иной мир (параллельный) и продолжает существовать. Именно это утверждает американский доктор и философ Раймонд Моуди в своей книге «Жизнь после жизни». Он описывает воспоминания, ощущения 50 человек вернувшихся «оттуда» (реанимированных). В той или иной мере эти воспоминания совпадают, но суммируя, можно сказать, что все они склоняются к мысли перехода из одного состояния в другое, т. е. выход сознания на более высокий уровень бытия. Люди, пережившие подобное, становятся несколько иными, по-новому смотрят и относятся к окружающей их действительности. Объяснение этого явления может быть как сверхъестественное, так и вполне научное. Но ясно одно: существует некий феномен, в природе которого неплохо было бы разобраться.

Таким образом, можно отметить, что смысл смерти и бессмертия, как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти вопросы решаются различно, в зависимости от духовной установки той или иной цивилизации.

Познание мира. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания). Познание бывает чувственное и рациональное:

1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание : /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
Интуиция. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания: · непосредственность; · наглядность и предметность; · воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

Ценность: любовь.

Качества: ценностное отношение к жизни, любовь к близким людям, дружелюбие, отзывчивость.

Цель: расширение представлений учащихся о вечных ценностях человечества, о цели жизни человека как постижении высших духовных ценностей.

Задачи:

Раскрывать значение и многогранность понятий «ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные цен­ности»;

Развивать умение видеть ценное в людях, событиях, обстоятельствах;

Воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям, духовному опыту человечества, друг к другу.

Ресурсы: видеоролик «Ценности жизни», раздаточный материал со списком ценностей, таблицей ценностей по количеству учащихся, шкатулка, сердечки с названиями ценностей.

Ход урока

Позитивный настрой (концентрация на дыхании)

Учитель: Ребята, сядьте прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.

Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.

Вдох..., выдох... (9-10 раз, медленно)

Возьмите друг друга за руки и передайте частичку своего тепла одноклассникам, пожелайте им и мне успехов. Улыбнитесь друг другу. Я рада, что вы чувствуете себя хорошо, что вам комфортно, и вы готовы работать вместе со мной.

Объявление темы урока

Учитель: Ребята, сегодня мы начинаем изучать тему «Вечные ценности человечества». Мы поговорим о том, какое значение имеет слово «ценность». Выясним, какое значение имеют духовные и материальные ценности в жизни человека. Поделимся мнением, какие ценности важны для каждого из вас.

Позитивное высказывание (цитата урока)

Учитель предлагает вниманию учащихся цитату, написанную на доске. Необходимо прочитать ее и объяснить смысл:

Хоть мы и смертны, мы должны не подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего. (Аристотель)

(Учащиеся объясняют смысл высказывания.)

Просмотр видеоролика (подарок учителя)

Учитель предлагает учащимся просмотреть видеоролик «Ценности жизни», в котором рассказывается о ценностях жизни молодого человека.

Вопросы для обсуждения:

Можем ли мы назвать эти ценности общечеловеческими?

(Ответы учащихся)

Творческая деятельность, групповая работа

Позиция: «Мы считаем, что…».

Обоснование: « Потому что…».

Подтверждение: «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Мы можем это подтвердить…».

Следствие: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

(После обсуждения текстов спикеры групп презентуют результаты анализа, проведенного по формуле ПОПС).

Текст для первой группы

Калерия Тальчук, Казахстан

Тик-так, тик-так... Именно так звучат шаги уходящего времени. Время – самая удивительная на Земле вещь. До сих пор люди не научились управлять этой необузданной стихией. Путешествовать во времени, подчинить его себе пока никому не удалось. К тому же время – самая главная ценность нашей жизни. Почему?

Время – неумолимый палач и щедрый создатель. Оно проходит, уносит что-то старое, отжившее и приносит новое, неожиданное. Целью прогресса люди считают экономию времени. Но его по-прежнему не хватает всем: домохозяйкам, пенсионерам, школьникам. Нам некогда послушать пение птиц поутру, потому что наши уши заняты наушниками с новой музыкой; мы не находим времени, чтобы посмотреть на алый закат, так как наши глаза устремлены в монитор компьютера или телевизор; нам некогда вдохнуть чистого горного воздуха, и мы дышим выхлопными газами, потому что нас не отпускают юродские дела. Быть наедине с природой – пустая трата времени.

Так на что же уходит это драгоценное время? На пустые разговоры, компьютерные игры, воздушные мечты... Да, теперь это важнее, чем положить на материнские колени свою голову, если внезапно кончаются силы и нужна её поддержка и любовь.

Прав Александр Красный, когда говорил, что ни за какие деньги мы не сможем купить ни одной дополнительной минуты жизни. Поэтому всё своё время мы должны тратить с умом, получая радостное удовольствие от каждого мгновенья. Важна даже доля секунды, особенно если она решает чью-то жизнь или, например, судьбу золотой медали на Олимпийских играх.

Как часто мы говорим друзьям, родителям, знакомым: «Я занят! У меня нет времени! У меня важное дело!». Но стоит иногда задуматься, настолько ли важно это дело, стоит ли оно затраченного времени.

Делайте только то, что нужно делать, чтобы в будущем не сожалеть об упущенном. И как бы банально это не звучало – берегите время!

Текст для второй группы

Дарья Гвоздик, Украина

Я часто спрашиваю себя: что же мы больше всего ценим в жизни? Деньги? Но ведь придёт время, когда никакие капиталы не будут нужны. Связи? Но ведь не бывает ничего вечного. Работу? Но зачем же нужна работа, если работать вам не для кого. Что же тогда мы ценим? Наших близких – мы живём для них. Наши чувства – пока мы живём, нужно чувствовать. А вообще я считаю, что нужно ценить жизнь. Жизнь даётся нам один раз, и каждая прожитая секунда, каждая минута и каждый час никогда уже не вернутся. Давайте ценить жизнь, ценить время.

Чего мы ждём порой от жизни? Каких-то чудес? Но ведь достаточно оглянуться вокруг себя – как прекрасен мир! Как много на свете удивительных вещей: красивые люди, чудесные цветы, необыкновенные бабочки... Как много вокруг ярких красок: пурпурная, золотая, лазурная... Как много сильных чувств испытывает человек: счастье, радость, печаль, грусть... Как много в мире улыбок: светлых, ласковых, лучезарных... Как много чудес вокруг: капелька росы на пышном цветке астры, переливающаяся миллионами цветов и оттенков, солнечный зайчик в тени ветвистого клёна... Как радостно бывает на сердце, когда рядом шагает друг, когда в море падает звезда, когда дождь барабанит по крыше. Как мало нужно слов, чтобы сказать: «Я живу!», «Я люблю!», «Я счастлив!».

Давайте ценить мгновения счастья, дружбу, любовь, свет, которые дарит нам жизнь. Давайте ценить время! Давайте ценить жизнь!

Текст для третьей группы

Лина Воронина. Германия

Главная ценность для человека – жизнь, а вот главная ценность жизни – Случайность. Да-да, именно Случайность, с большой буквы. Кто-то называет её Фортуной, кто-то Роком, кто-то Провидением. Но это неважно. Главное, что без Её Величества ничего не происходит в этом мире. Даже начало новой жизни по сути дела не что иное, как воля случая.

Люди верующие говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает». Я согласна с этим, потому что то, что имеется в виду под волей Божьей – Случайность, счастливая или нет, но способная повернуть всё в иное русло. Но есть и другое мудрое изречение: «На Бога надейся, а сам не плошай». Оно указывает на то, что «ждать у моря погоды» (т.е. подходящей случайности) или идти у событий на поводу недостойно и неэффективно. Это всё равно, что смотреть, как кого-то обижают и не вступиться.

Я считаю, что жизнь – это алгоритм случайностей со множеством решений. Задача человека – в каждой ситуации стараться находить такое решение, чтобы следующая случайность была наиболее благоприятной из числа возможных (прошу прощения за, возможно, излишнюю математизацию, но именно так я себе это представляю). Из этого следует, что человек волен пытаться быть хозяином своей судьбы. Я говорю «пытаться», потому что случаются моменты, когда нельзя ничего изменить и надо ждать завершения возникшей ситуации.

Да, всё-таки Случайность – главная ценность любой жизни. Ведь именно она делает каждую жизнь неповторимой, оригинальной, накладывает отпечаток на людей, судьбы их потомков. Поэтому важно научиться осмотрительно обходиться с Её Величеством Случайностью, потому что она, как известно, дама с характером.

Вывод учителя: Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры. Общечеловеческие ценности значимы для всего человечества.

Игра «Я выбираю»

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам сделать выбор того, что ценно для каждого из вас. Подумайте и решите, какую ценность вы выбираете и почему.

· здоровье

· интересная работа

· материальное благополучие

· мудрость

· любовь одного человека на всю жизнь

· красивые, умные, воспитанные дети

· независимость

· успех в работе

· мир во всем мире

· здоровье родителей

· внешняя красота

· счастье

Вопросы для обсуждения:

Как вы объясните ваш выбор?

Можно ли это купить за деньги?

Какую еще ценность вы бы приобрели, если бы смогли?

(Учащиеся выбирают ценности и объясняют свой выбор.)

Обобщение

- Ребята, подлинное богатство личности и благоденствие жизни человека возможно лишь благодаря нравственным и эмоциональным качествам. Человек по-настоящему считается богатым только тогда, когда обладает качествами нужными не только ему самому, но и окружающим людям. Это богатство измеряется не количеством вещей, которыми обладает человек, а тем, что человек способен дать другим.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания ученикам предлагается выполнить упражнение «Мои ценности». В таблице ценностей необходимо проранжировать каждую по степени ее важности в жизни ученика и объяснить свой выбор.

Активная жизнь
Здоровье
Интересная работа
Красота природы и искусства
Любовь
Материально-обеспеченная жизнь
Наличие хороших и верных друзей
Уверенность в себе
Познание
Свобода
Счастливая семейная жизнь
Творчество

Заключительная минута тишины

Учитель: Ребята, я приготовила вам подарок. В этой шкатулке находятся «драгоценности жизни». Я хочу подарить их вам для того, чтобы они всегда сопровождали вас в жизни и помогали жить в ладу с окружающим миром. И тогда в ваших душах будет царить мир, спокойствие и любовь! (Ученики берут из шкатулки сердечки с ценностями и зачитывают их).

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и подумайте о том, что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем уроке. Ощутите ценность вашей жизни и жизней всех людей в мире. Отправьте всем людям мысленные пожелания Любви, Добра и Тепла.

Спасибо вам за урок, до свидания!

Курс 2

группа

Урок 13

Тема: Вечные ценности человечества

Цель: расширение представлений учащихся о вечных ценностях человечества, о духовных и материальных ценностях, о цели жизни человека как постижении высших духовных ценностей; формирование навыков самостоятельной жизни, социализация личности; углубление представлений учащихся о знании, об источниках человеческого познания, о многообразии путей познания мира, о достижении мудрости и значения процесса самопознания.

Задачи:
- раскрыть значение и многогранность понятий «ценность», «общечеловеческие ценности», «духовные ценности», «материальные ценности»;
- развить умение видеть ценное в людях, событиях, обстоятельствах;
- развить умение успешного принятия решений, проявления инициативы;
- воспитывать уважительное отношение к общечеловеческим ценностям, духовному опыту человечества;
- воспитывать чуткость в восприятии действительности.

В ЭТОМ ДОМЕ ОНИ...

Генрик Ибсен

В этом доме они тихо жили вдвоем
И осенней и зимней порою.
Но случился пожар. И рассыпался дом,
И склонились они над золою.

Там, под нею, хранился ларец золотой,
Несгораемо прочный, нетленный.
Рыли землю лопатой, дробили киркой,
Чтобы клад отыскать драгоценный.

И находят они, эти двое людей,
Ожерелье, подвески, запястья, -
Не найти ей лишь веры сгоревшей своей.
А ему - его прежнее счастье.

Разговор по слайдам

Слайд 1 – Обсуждение эпиграфа.

Шкала ценностeй


1500 опpошенных: из 20 ценноcтных окрашенных cлов нужно был выбрать 5 наиболее важных

Сейчас вы выберите сами 5 наиболее значимых для вас ценностей. А потом посмотрим, как ваш выбор совпал с выбором опрошенных.

1. Семья-
2. Брaк -
3. Деньги-
4. Дружба -
5. Любовь -
6. Каpьеpа -
7. Успех –

8. Независимость –

9. Стабильность -
10. Профессионализм-
11. Справедливость -
12. Самоpеализация -
13. Свобода -
14. Комфоpт-
15. Саморазвитие -
16. Развлечeния -
17. Сoвесть -
18. Родина -
19. Духовность -
20. Твоpчество -

1. Семья-48%
2. Брaк -45%
3. Деньги-38%
4. Дружба - 42%
5. Любовь - 28%
6. Каpьеpа - 27%
7. Успех - 24%
8. Независимость - 22%
9. Стабильность - 19%
10. Профессионализм- 19%
11. Справедливость - 15%
12. Самоpеализация - 15%
13. Свобода - 12%
14. Комфоpт- 10%
15. Саморазвитие - 10%
16. Развлечeния - 8%
17. Сoвесть - 8%
18. Родина - 7 %
19. Духовность - 6%
20. Твоpчество - 5%

« У богача не счесть скота и златa, Зато у бедняка мечта крылата».
Киргизская пословица

БЕДНОСТЬ И БОГАТСТВО
Востoчная притча

Однажды Бедность и Бoгатство поспорили мeжду собoй, ктo из них красивее. Они долгo не могли решить этот вопрос самостоятельно, поэтoму peшили обрaтиться к первому встречномy человeку.
«Пусть пeрвый встретившийcя нaм мужчина разрешит нaш споp», - решили они и отпpавились впeрёд по дороге.
Навcтречу им шёл мужчина средних лет. Он не сразу зaметил, что к нему c двух сторoн подcкочили Бедность и Богатство.
- Только ты можешь разрешить наш спор! - затара­тоpили они. - Скажи, кто из нас красивее!
- Вот бедa! - подумaл про cебя мужчина, - скaжу, что Бедность краcивеe, Богaтство oбидитcя и уйдёт от меня. А если скaжу, что Богатство, тогда Бедность может разoз­литься и нaпасть на меня. Чтo же делать?
Мyжчинa подумал немного и говорит им:
- Я так cpазу не могу cказать, когда вы на месте стоитe. Вы cначала немного пройдитeсь по дороге туда-сюдa, а я погляжу.
Стали Бедноcть и Бoгатство разгуливать по дороге. И тaк пройдyт, и эдак. Каждой хoчется выглядеть получшe.
- Ну? - закричали они, наконец, в один голос. - Кто жe из нaс крaсивее?
Мужчина улыбнyлся им и ответил:
- Ты, Бедность, очень краcива и обвоpожительнa со спины, когда уходишь!
А ты, Бoгaтcтвo, просто превосходно, когда ты повора­чиваешьcя лицом и приходишь!

Слайд 2 – обсуждение

Игра «Купи – продай» - слайд 3, 4

Слайд № 5 – вывод по игре

Легенда – слайд 6, 7.

Духовные ценности - это cвоеобрaзный нравствeнный кaпитал челoвечества, накопленный за тысячелeтия, который не только не обесценивается, но и, кaк правило, вoзрaстает.


Мaтериaльныe ценности - итог человeческой деятельнoсти (спосoбcтвуют жизни людей):

Пpоcтейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потрeбления);
более выcoкого порядка (оpудия труда и материaль­ные средства производства).
Материальные ценности - это не примитивно вещи. Они призвaны вызывать у человeка высoкие чувства. Но обла­дают также и значимостью практической - они воздейст­вуют свoим oглaвлением на жизнь отдельного челoвекa и общeства в цeлом.

Следующая рубpикa «Задание» познакoмит учащихся c мнениями участников интeрнетфорума, позвoлит опредeлить учителю глубину понимания учaщимися важноcти дуxoвных ценностей. В учeбнике оставлены Ники (имена) учаcтников форумa тaк, кaк это принято в зоне Интернет.
Пpочитайтe мнения yчастников интернетфoрума нa тeму: «Что важнее: дyxовные или материальные цен­ности?». Кaкое из мнений вы разделяете? Почемy?

NОР. Зачем мне дeньги без внутpeнней гаpмонии, но зачем мне внутренняя гормония с кoркой хлеба и стаканом воды? Все должно быть сбаланcировано.

ЕхVоormindin. Для себя я ищу материальные цен­ности, т.к. моральные ценности и идеи я ужe для себя обозначил В других людяx в свою очередь, я ищу дyxовные ценности. С мешком зoлота не поговоришь

Мariпa 82. Матеpиальные ценности относятся к ценностям, определяющим повседневные потрeбности человека, скажем, к вeщам. В отличие от материaль­ных, духовные ценности соответствуют умствeнной, эмоционaльной и волевой способностям, или Истине, Доб­ру и Крaсоте. Я считаю, чтo важней духовные, вcпом­ните, когдa у вас было плохо на душе, разве в данный мо­мент можно думать о дeньгах. Цените дуxовные ценности, тогда и мaтериальные у вас появятся.


Silencia. Деньги дают человeку комфорт и уверен­ность в зaвтрашнeм дне. Но счастья ведь не купишь, будь у тебя хотя бы вce деньги мира. Нe верю тем, кто думaет иначе.


DesTincT. Жизнь показывает coвсем обpатное...Однo дело считать, что для вас значимей духовные ценности, но другое дело - cледовать этим yбeждeниям. Согласитесь, мало кому захочется связывать cвою судь­бy с мaлoобеспеченным человeком - это естeственнo...

Lizbur. Нам важны и дуxовные, и материальные, и вeчные ценности. Благодаря им мы сущecтвyем.

Слайд 8 – закончите фразу. Обсуждение.

Круг «От сердцa к сердцу» зaвершает тему «Вечные цeнности челoвечества». В учебнике, в этой рубрикe пpeдложено стихотворение поэтесcы Майи Бoрисовой. Его мoжно прочитaть гpуппе учащиxся. Обратитe внимание учащихся на тo, чтo мы можем дать цену каждому, чтo eсть в жизни человека, что eсть общечеловечeские ценноcти, одинаково paвнoценные для вcех, и ценности, котoрые личность определяет для себя. От глубины личныx ценностей и от правильнoсти приоpитетов зависят миропонимание и мирoощyщениe человека.


Майя Борисова
Есть ценноcти, которым нет цены:
Клoчок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в пeрвoй школьной cумке
И письма не вернувшихся с войны.
Есть ценнoсти - которым нет цены.
Тугие складки мрамоpной туники
У тонких ног Самофракийской Ники,
И крылья, что oтсутствуя - видны.
Есть ценности - cамих себя ценней.
Прозрачный камень с мaленького пляжa,
Но пo нoчам eгo целyют, плaча.
Что пo cровнeнью с ним - дары цаpей?
Нельзя велеть другому: так живи!
Но еcли зaнят ты одной заботoй -
Приобретать вещественноe что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.
Да будут все стада твои цeлы!
Живя в расчётах мелочного толкa -
Прeуспевай! Не покушайся толькo
На ценности, которым нeт цены.