Виды атак звука и сила голоса. Упражнения для голоса

Атака звука

Звукообразование

Часто бывает так, что, взяв единообразно дыхание, ансамбль начинает петь, а единства, слитного звучания не получается. Внимательно прислушиваясь к певцам (а в процессе работы с ансамблем его руководитель должен знать достоинства и недостатки каждого из них), можно заметить, что звуковая позиция, положение звука у многих певцов различные.

Единство звука для всех певцов имеет очень важное значение в пении. Многие педагоги по постановке голоса не без основания употребляют термин “позиция” звука. В своей работе они добиваются выработки у певцов единой, так называемой “близкой, высокой позиции” звука. Ученые-физиологи, исследуя этот вопрос, пришли к заключению, что “высокая позиция” звука является наиболее правильной. Такая позиция обеспечивает чистоту интонирования, яркость, сочность и полетность звучания голоса. Используя соответствующие записывающие аппараты с помощью вибродатчика, ученые установили, что “звуки, богатые высокими обертонами и, в частности, имеющие хорошо выраженную певческую форманту, квалифицируются термином “высокая позиция”, а звуки, объективно той же высоты, но слабо выраженные высокими составляющими – термином “низкая позиция”. В процессе нахождения и ощущения такой высокой позиции звучания решающую роль играет участие (вибрация) верхних резонаторов. При звучании верхних резонаторов получается легкий, звенящий, очень богатый высокими обертонами звук. Близкое произношение и образование гласных звуков придает пению хорошую дикцию. И наоборот, вибрационное ощущение только в грудной полости делает звучание глухим, массивным, похожим на гудение. При таком пении гласные буквы почти невозможно различить, настолько они похожи друг на друга, слова не разобрать. “Высокая позиция звука связана с интенсивной вибрацией верхних резонаторов всех лицевых тканей, с этой точки зрения высокая позиция – не только чисто акустическое понятие, но в определенной мере и физиологическое, т.к. наряду с другими ощущениями вполне закономерно вызывает ощущение интенсивной вибрации, хорошей озвученности верхних резонаторов певца”.

Голоса всех певцов, обладающих различными индивидуальными тембрами (красками) при едином принципе дыхания, звукообразования, звуковедения, произношения гласных и согласных во время певческого процесса, сливаясь, образуют общий ровный тембр звучания ансамбля.

В практике и в методической литературе существует большое количество разнообразных терминов, характеризующих ту или иную позицию звука, характер звучания голоса: близкий, далекий, плоский, прикрытый, собранный, разбросанный, матовый, звонкий, твердый, мягкий, насыщенный, пустой, тупой, острый, с носовым или горловым призвуком, грудной, головной, напряженный, тяжелый, густой, легкий, прямой, большой, маленький, камерный, энергичный, устойчивый, волевой, опертый, вялый, дряхлый, неустойчивый, серый, цветистый, бытовой, классически-академический и ряд других. Такие и им подобные термины в какой-то степени могут характеризовать определенное, присущее данному певцу, группе певцов или партии звучание и в конечном счете определяются манерой произношения текста, определенным принципом звукообразования, позиции звука, не говоря уже о принципах дыхания, умения пользоваться резонаторами и др.

Атака звука

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.

Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака . Голосовые складки плотно смыкаются до начала вдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку, так называемую “каркающую”, с сильным жестким призвуком, возникающим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для голосообразования.

2. Мягкая атака . Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

3. Придыхательная атака . Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака рассматривается самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями. Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха.

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра. Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образования головного и смешанного регистров. Атака, организуя работу голосовых складок в начальный момент голосообразования, определяет все последующее звучание.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях. Применение того или иного вида атаки определяется индивидуальными особенностями учащегося. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание складок) и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых складок пользоваться более твердой атакой. И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (пересмыкание голосовых складок) и “горление” (горловой призвук звучания), то полезно вначале применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной. Но применение такой атаки должно быть осторожным, чтобы не вызвать “подъездов” к звукам.

Атака является выразительным средством в пении. Вариация видов атак позволяет передать различные настроения. Лирические настроения обычно связаны с применением более мягкой атаки, драматические эмоции выражаются при помощи более твердой атаки звука. В моменты наибольшего звукового напряжения уместно использование твердой атаки; в моменты более спокойного и тихого звучания пользуются приемом мягкой атаки.

Упражнение №1

Наберите немного воздуха, задержите его и, атакуя каждый звук смыканием связок, проделайте упражнение от начала до конца. Это упражнение надо петь с твердой атакой каждой ноты, смыкая связки на каждом отдельном звуке.

После вдоха и задержки дыхания примерно на 2 секунды нужно начать звук коротким, но энергичным толчком в голосовую щель на гласную "А" (спеть гамму, либо другой любой звукоряд).

Не забывайте о чистоте интонации, попадайте только в "десятку".

Трудности заключаются в скорости исполнения упражнения, начать нужно медленно и по мере получения положительного результата в начальном темпе, постепенно ускорять его.

Следите за тем, чтобы не увеличивать силу звука до чрезмерной напряженности, не свойственной природе Вашего голоса.

Можно менять гласные, добавлять к ним согласные.

Упражнение №2

Проделайте упражнение №1, но с мягкой атакой. Начните звук мягко, аккуратно, как бы осторожно.

Упражнение на достижение мягкой атаки :

Напевайте Колыбельную звуками: М-м-м-м, А-а-а-а, О-о-о-о, У-у-у-у, Э-э-э-э

Постарайтесь добиться мягкой атаки. Ощутите состояние мышечной свободы, «качания» гласных диафрагмой. Раскрывайте рот –это помогает вывести энергию наружу. Нужно добиваться свободы мышц нижней челюсти.

Классическая трактовка.

Атака в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Различают три вида атаки.

Твердая атака характеризуется плотным смыканием до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подскладочного давления. Звук при этом бывает обычно точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировке - жестким.

Певец должен владеть всеми тремя видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач. Разные виды атаки используются в педагогической практике для организации певческого голосообразования, для борьбы с дефектами певческого звука.

Стереотипные заблуждения .

Часто атакой звука считают начало фонации слога, начинающегося с согласного звука. В русском языке существует всего пять гласных, которые можно атаковать описанными способами - У, О, А, Э, И. Йотированные гласные звуки - Е, Ё, Ю, Я являются лишь производными от «чистых» гласных. Перед фонацией А звучит согласный Й, и звук превращается (в самом начале) в Я.

Так же нельзя рассматривать атаку в том случае, если слог начинается с какого-либо другого согласного звука. Например: РА, МУ, НЭ, ДИ и так далее.

Наше дополнение.

В современном вокале, кроме вышеназванных, присутствует и понятие fry-атаки, выполняемой в расслабленном состоянии смыкания (механизм М0).

Придыхательная атака является основой вокальности «фальцет » (или «субтон », если речь идет о нотах низкого а), которая, в свою очередь, занимает в современном вокале очень мощные позиции. Так что некорректно говорить о «подъезде к ноте», такое явление свойственно вокалистам, еще не слишком хорошо владеющим своим вокальным аппаратом.

Наоборот, придыхательная атака, выполняемая всегда при жестком состоянии смыкания , частое явление на современной сцене. И в данном случае потеря «чистоты тембра, яркости, энергии, опоры» как раз служит выразительным задачам, ведь в опере фальцет (субтон) не используется, а «сипловатый» тембр звука часто применяется в современных песнях для оттенения эмоции раздумья, горечи, сожаления, скорби и проч.

Твердая атака звука является потенциально опасной с точки зрения возникновения спонтанного вокального зажима (срабатывания особого сфинктера Ложных Голосовых Связок). Поэтому обучаться использовать твердую атаку звука необходимо после овладения контролем над ЛГС.

Мягкая атака звука является наиболее необходимой (потенциально), поскольку служит навыку получения «тонкого» состояния смыкания


Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука.
Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или способом взятия звука.
Атака звука определяется различными вариантами взаимодсйствия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Различают крайне утрированную твердуто атаку, так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком, возникащим от судорожного пересмыкания, резкого захлопывания голосовой щели.

Эта атака ветречается у необученных певцов, вредна для голосовых мышц и nотому совершенно непригодна для голосообразования.

Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мяrкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения} голосовьгх складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок значительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздука. Придыхательная атака рассматривается самостояrельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

Точно разграничить все приведенные виды атак звука нельзя, поскольку они различаются только на слух, являются слуховыми ощущениями.
Определение их границ зависит от тонкости и натренированности нашего слуха.

Различным видам атак можно научить. Обученный певец сознательно меняет способы подачи звука. Это очень важно, ибо способ подачи звука связан с воспроизведением определенного регистра.

Так, твердая атака, при которой голосовые складки плотно смыкаются, обусловливает образование грудного регистра. А мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, создает условия для образованин головного и смешанного регистров.

Произвольно меняя способ взятия звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых складок. Поэтому атака является важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, не подчиненных нашей воле непосредственно.

В вокально-педагогической практике используется мягкая и твердая атаки, придыхательной атакой пользуются в исключительных случаях.

Применение того или другого вида атаки определяется иидивидуальными особенностями учащегося. Если у него вялая подача звука (вялое смыкание складок) и даже придыхательная атака, то целесообразно на некоторое время для активизации голосовых складок пользоваться более твердой атакой.
И наоборот, если наблюдается жесткая подача звука (пересмыкание голосовых складок) и «горление» (горловой призвук звучания), то полезно вначале применять наиболее мягкую атаку, граничащую с придыхательной. Но применение такой атаки должно быть осторожным, чтобы не вызвать «подъездов» к звукам.

Атака является выразительным средством в пении.

Вариация видов атак позволяет передать различные настроения. Лирические настроения обычно связаны с применением более мягкой атаки, а драматические эмоции выражаются при помощи более твердой атаки звука.

Твердой атаки требуют драматически насыщенные произведения или фрагменты из них. С твердой атакой сопряжено, как правило, исполнение маршеобразных песен.

При этом необходимо следить, чтобы такой способ подачи звука не отяжелял звучание детских голосов.

Правильное певческое звукообразование и звукоизвлечение необходимо для развития вокальных навыков ребенка, и для достижения высокого уровня исполнительского мастерства.

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания, способ взятия звука называется атакой звука. «Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок.» Различают следующие виды атак:

«Мягкая атака», при которой процесс смыкания голосовых складок происходит одновременно с началом выдоха. «Мягкая атака состоит в сближении, но неплотном смыкании голосовых складок, и не перед началом звука, а в самый момент звука.» С этим высказыванием соглашаются и Ф.Ф.Заседателев И.И. Левидов, и А. Музехольд Г.П.Стулова пишет: «Несомненно то, что при мягкой атаке происходит, конечно, раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, и поэтому этот способ атаки звука называется мягкой» З.И. Аникеева и Ф.М.Аникеев в книге « Как развить певческий голос» утверждают: «Мягкая атака характеризуется наилучшим тембром, интонационной точностью, спокойным дыханием и одновременным включением голосовых складок и дыхания в работу.»

Как бы то ни было, при мягкой атаке выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели, слишком плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

«Придыхательная атака». Начало выдоха опережает смыкание голосовых складок, поэтому перед началом звукообразования голосовые складки еще пассивны и расслаблены. Голосовые связки при придыхательной атаки смыкаются не полностью и только после прохождения небольшой «порции» звукового тела, В дальнейшем они (голосовые связки) работают как при мягкой атаке. Образуемому и извлекаемому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Звукоизвлечение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака может рассматриваться как самостоятельный вид атаки и самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

«Твердая атака». При твердой атаке смыкание голосовых складок происходит до начала вдоха. Твердая атака может быть утрированной, жесткой, а извлекаемый звук напоминает «карканье». Это происходит от пересмыкания голосовых складок и судорожного, резкого «захлопывания» голосовой щели. Таким типом певческого звукоизвлечения часто пытаются петь необученные люди, и это крайне вредно для певческого голосообразования

Профессионально владеющий голосом певец может произвольно менять способы подачи звука, а, значит, различным видам атак можно научить. Способ подачи звука, атака, связан со звукообразованием и звукоизвлечением в определенном регистре, как например, в грудном регистре более глубокое смыкание голосовых складок происходит при пении на «форте» и менее глубокое - при пении на «пиано». Для образования головного и смешанного регистров служит мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, Атака, являясь важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, организует их работу в начальный момент голосообразования, и определяет все последующее звучание.

В начальный период формирования и совершенствование навыков певческого звукоизвлечения используются как мягкая, так и твердая атаки, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Так, если у учащегося вялое смыкание голосовых складок, вялая подача звука, то возможно применение твердой атаки для их активизации. Если учащийся поет « на горле», пользуется жесткой атакой звука, то полезно начать с применения мягкой атаки, граничащей с придыхательной.

Но при этом использование разного рода атак должно быть целесообразным и осторожным. От использования различных типов атак звука зависит и сила звука- при исполнении драматических произведений, выражающих сильный эмоциональный настрой произведения и требующих более интенсивного звукоизвлечения, применяется более твердая атака звука. При исполнении лирических произведений - более мягкая атака. Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразие атак звука является выразительным средством в певческом звукообразовании и звукоизвлечении.

Но не только правильное звукообразование, звукоизвлечение и певческое дыхание обеспечивают успешное исполнение музыкального произведения. Перед голосовым аппаратом человека ставится задача ясного и четкого произношения текста, а также эмоционально- выразительное донесение его до зрителя.

Методическая разработка занятия по разделу «Постановка голоса»

«Организация дыхания у певца»

Тема: «Атака звука у молодых певцов»

Продолжительность – 45 минут.

Возраст - 14 лет лет.

Год обучения – 6.

Тип занятия – практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков.

Цель: получение и закрепление дыхательных и фонетических вокальных навыков.

Задачи:

Развивающи е - выявление и развитие индивидуальных природных данных ребёнка;

Обучающие - воспитание исполнительских навыков:

Воспитательные - формирование культуры поведения.

Материально-техническое обеспечение. Оформление.

    Оборудование (стул,стол).

    Технические средства (компьютер, звукоусиливающая аппаратура).

    Музыкальный инструмент (фортепиано).

    Наглядность (ноты упражнений, плакаты «Певческое дыхание. Типы дыхания», « Зоны ощущений вибрации в резонаторах при пении» ).

План занятия.

1. Организационный этап

    Проверка физического состояния детей.

    Тема занятия.

2. Проверочный этап

    Проверка усвоения предыдущей темы.

3. Подготовительный этап

    Рассказ о визуальных образах.

    Представление о необходимости правильного дыхания.

4. Основной и контрольный этап:

Объединяет 3 этапа:

    Дыхательная гимнастика

    Распевания на включение разных видов атаки

    Пропевание репертуарных произведений, акцентируя внимание на различные виды атак.

5. Итоговый этап

    Подведение итогов занятия

6 . Информационный этап

    Домашнее задание

Ход занятия:

Организационный этап –

Педагог: Здравствуй! Как ты себя чувствуешь? Здорова?

Предполагаемый ответ: Да!

Чтобы вам правильно петь, нужно держать голос в певческой позиции, помогает в этом ощущение опоры.

Проверочный этап –

Педагог: На прошлом занятии мы говорили о том, что такое опора, дифрагма, атака звука. Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц. Диафрагма - тонкая мышечно-сухожильная перегородка, изогнутая в виде купола, обращенного выпуклой поверхностью в грудную полость, которая отделяет ее от брюшной полости.

Подготовительный этап-

Педагог: Мы уже говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце, легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра - это и есть реберное, грудное дыхание. Известный педагог И.П.Пряничников советует "учиться набирать в легкие воздух". Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат. У певца иногда не хватает дыхания даже на короткую вокальную фразу, так как взятый во время вдоха воздух непроизвольно расходуется. Излишнее, непроизводительное расходование воздуха, как правило, есть следствие вялой работы голосовых складок и неорганизованного дыхания. Лишь постепенное усвоение навыков правильного звукообразования приводит к значительному улучшению дыхания. Этому в значительной мере способствуют предлагаемые упражнения на координацию выдоха со звуком. Они служат целям освоения длительного и плавного фонационного выдоха.

Основной и контрольный этап-

Первое упражнение - положи руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохни. Не поднимай плечи. Руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что ты взяла приличный объем воздуха. Сбрось дыхание, выдохни. Руки должны ощутить, как опали ребра.

Второе упражнение - форсированный выдох.

Стоим прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены вниз, спина прямая, смотрим прямо перед собой. Выполнение упражнения напоминает пыхтение паровоза. Сделай через нос несколько резких вдохов-выдохов сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Плечи и корпус при этом должны оставаться неподвижными. Резкие вдохи-выдохи выполняй сначала 5 раз и постепенно доводите до 15 раз. Затем, откинув голову до предела назад и глядя вверх, повторяем упражнение. То же упражнение проделываем, глядя на пол на расстоянии полутора шагов от пальцев ног, а затем - опустив подбородок на грудь и глядя на кончики пальцев ног

Проделываем упражнения вместе с воспитанником .

Сейчас мы с тобой проделаем следующие упражнения с включением в дыхание звуковых форм:

Упражнение 1.

Встань прямо. Ноги поставь на ширину плеч. Подними руки, сцепленные в замок, над головой. На «полузевке» сделай вдох через нос. Теперь на выдохе протяжно, негромко, на удобной высоте звучания голоса произнеси звук м . Следи за его плавностью. Ощущение легкости, свободы и «удобности» звучания голоса, а также звучания его в грудной клетке - один из основных показателей правильно выполненного упражнения.

Упражнение 2

Сделай бесшумный вдох через нос и задержи дыхание. Открой широко рот, мысленно подумай, что произносишь гласную а . Затем, не закрывая рот, натяни губы и легко произнеси звук м . Звучание будет правильным, если указательные пальцы, приложенные к крыльям и спинке носа, ощутят легкую вибрацию хрящей

и костей носа. Такая же вибрация должна ощущаться губами, зубами и областью переднего отдела твердого нёба.

Плакат - «Зоны ощущений вибрации в резонаторах при пении»

Педагог: Мы говорим о головных резонаторах, то есть о месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается?

Атака” звука – это посыл дыхания в момент начала звука. Физиологи говорят, что атака звука – это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения. Различают три типа атак. Какие?

Ответ: мягкая, твёрдая, придыхательная.

Для овладения верной атакой мы сейчас проделаем упражнения на staccato .

Сделаем упражнение на стаккато (piano ), а затем тут же повторим его, не прерывая потока воздуха (на forte ), оттолкнувшись при атаке звука. Звук как бы отскакивает как мячик от пола:

о о о о о о

стаккато ( p ) отталкивание ( f )

Упражнение идет на непрерывном дыхании, поэтому вдох надо сделать по возможности более глубоким.

Звук в этом упражнении должен быть на мягкой атаке – лёгкий, прозрачный.

Педагог : следующее упражнение «Забивание гвоздя»

Если представить, что в центре дыхания и звука находится гвоздь с большой шляпкой и при наклоне в предыдущем упражнении ударять кистями рук по гвоздю, как бы забивая его в «дно колодца», то получается очень твердая (жесткая) атака на forte с насыщенным, напряженным звуком.

Упражнение полезно для тренировки мышц «нижней диафрагмы» и для драматизации звучания.

Воспитанник повторяет упражнения вместе с педагогом.

Педагог: Сейчас мы перейдём к инструменту и будем пропевать упражнения на различные виды атак.

Упражнения:

Атака нижней ноты трезвучия « о » методом «укалывания»;

Атака верхней ноты (квинта) трезвучия « у » («укалыванием»);

Упражнение выполняется в медленном темпе.

Педагог: следующие упражнения пропеваются с согласными.

1. В этом упражнении необходима мягкая подача йотированной гласной.

2. Каждый верхний тон требует особо точной подачи звука, для чего его следует акцентировать. Чтобы выработать чёткость каждого звука в быстром темпе, полезно сначала петь его медленно – сольфеджируя.

3. Упражнение для развития техники стаккато. Петь чётко, на мягкой и атаке, акцентируя указанные ноты.

Педагог : Пришло время заняться репертуаром. Повторяем песню. Скажи - где, исходя из текста, можно выделить различные виды атаки?

Ответ ученика.

Пропевание произведений.

Итоговый этап

Итак, наилучшей является мягкая, но точная атака, при которой звук рождается без толчков и придыхания, без жёсткого удара по голосовым связкам. Это обеспечивает плавное голосоведение, наиболее красивый тембр голоса, охраняет связки от переутомления. Но, в отдельных случаях, при вялости голоса или как средство выразительности, надо применять твёрдую атаку. Всё это мы с тобой сейчас посмотрели и попробовали сделать в твоём репертуаре.

Информационный этап

Педагог : а сейчас мы с тобой прощаемся, до следующего занятия.

До свидания!

Методическое обеспечение :

Занятие - беседа, практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков;

метод обучения - частично – поисковый, репродуктивный.

Система заданий разработана с учётом особенностей возраста и состоит преимущественно из заданий, позволяющих самому контролировать свою певческую установку. Это позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

В ходе прослушивания определяется уровень развития важнейших компонентов музыкальности: звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, эмоционально-творческий потенциал, состояние вокального аппарата, диапазон голоса.

Критерии оценки работы учащихся:

    Воспитанник музыкально отзывчив на восприятие музыки.

    Быстро оценивает свои навыки и умеет исправить недостатки.

    Испытывает радость от процесса познания.

    Способен выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных.

    Свободно выполняет упражнения разных видов (дыхательные, фонетические, вокальные).

    Умеет эмоционально переживать создаваемый в пении образ.

Главный итог занятия «Атака звука» шестого года обучения – это

    активное накопление детьми разнообразного художественного опыта,

    умение применять средства художественной выразительности через использование различной атаки звука,

    формирование правильного отношения к здоровью вокального аппарата.

Литература:

    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968

    Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992

    Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988

    Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Издательство «Музыка», 1987