Ян амос коменский высказывания цитаты. Афоризмы и высказывания яна коменского - ян амос коменский (1592—1670) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. основоположник дидактики

  • Без примера ничему не выучишься.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности .
  • Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай?
  • Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений.
  • Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в кровь и плоть.
  • Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.
  • Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.
  • Не гонись за похвалой , но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Ум освещает путь воле , а воля повелевает действиями,
  • Куда не влекут способности, туда не толкай.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
  • Книги - это инструмент насаждения мудрости .
  • Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
  • Счастлива та школа , которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
  • Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
  • Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.
  • Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00

    Коменский Ян Амос , знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель, родился в 1592 г. в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев. Он учился в братской латинской школе, преподавание там было настолько нудным и неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Два года он проучился в Гейдельбергском университете, затем совершил путешествие по ГЪлландии. Вернувшись в Чехию, Ян Амос стал учителем школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на «Правила более легкой грамматики». В 1616 г. он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1612 г. приступил к работе над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка». Этот труд занял у него 44 года. В 1627 г. Каменский начал работать над «Дидактикой» на чешском языке и закончил ее в 1632 г., почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки — латынь— под названием «Великая дидактика» (1633—1638). Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и иннициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Вместе с тем в определении цели воспитания у Каменского отчетливо прослеживается влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни. В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учащихся.

    В 1650 г. Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци. Вернувшись через пять лет в город Лешно, он пережил ужасы новой войны — в 1656 г. город был сожжен и разграблен шведами, воевавшими с Речью Посполитой. Дом самого Коменского был также сожжен, во время пожара погибли все его книги и почти все рукописи.

    По приглашению амстердамского сената в 1657 г. он выехал в Голландию, где прожил до самой смерти. В Амстердаме Каменский продолжил работу над начатым еще в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 г., рукописи остальных пять частей найдены только в 30-х гг. 20 в.; полностью этот утопический труд был опубликован в Праге на латинском языке в 1966 г. Итог своим трудами Каменский подвел в книге «Единственно необходимое» (1668).

    Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

    В большинстве педагогических работ Каменский стремится дать свое определение учителю, который, в его понимании, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

    Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Умер в Амстердаме в 1670 г.

    Цитаты:

    • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
    • Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
    • Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.
    • Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.
    • Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.
    • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее и всего ревностнее — наилучшее.
    • Куда не влекут способности, туда не толкай.
    • Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.
    • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
    • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
    • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
    • Ничто притворное не может быть продолжительным.
    • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
    • Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.
    • Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
    • Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.
    • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
    • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
    • Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
    • Что такое красивый невежда как не разукрашенный перьями попугай?
    • Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.
    • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
    • Книги — это инструмент насаждения мудрости.
    • Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.
    • Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?
    • Без примера ничему не выучишься.
    • Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
    • Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    школьного и муниципального этапа олимпиады по обществознанию в 2015–2016 уч. году

    ...................................

    5 класс ..........................................................................................................................................

    6 класс ..........................................................................................................................................

    Примерная модель муниципального этапа Олимпиады .....................................

    7 класс ........................................................................................................................................

    8 класс ........................................................................................................................................

    9 класс ........................................................................................................................................

    10 класс ......................................................................................................................................

    11 класс ......................................................................................................................................

    Примерные темы сочинений-эссе для муниципального тура (9-11 класс)..............

    Примерная модель заданий школьного этапа олимпиады

    5 класс (45 минут)

    1) Отличительной чертой человека является способность мыслить.

    2) Человек должен уважать только себя, а не окружающих его людей.

    3) Каждая личность обладает собственным взглядом на окружающий мир.

    4) Свободу, жизнь и достоинство человека признают общечеловеческими ценностями.

    5) Человеку легко контролировать свои эмоции.

    2. Установите соответствие между видами деятельности человека и пословицами и поговорками о них. Свой ответ внесите в

    «Не сиди сложа руки, так не

    Б) Ученье

    будет и скуки».

    «Не за своё дело не берись, а

    за своим - не ленись».

    «Мир освещается солнцем, а

    человек знанием».

    «У нашего молодца нет

    забавам конца».

    «Азбука - к мудрости

    ступенька».

    6) «Больше дела, меньше слов».

    3. Определите, кто или что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

    1) вязание крючком, служба в армии, собирание фантиков, оригами;

    2) столкновение интересов, единство жизненных ориентиров, понимание друг друга, схожесть взглядов;

    3) занятия физкультурой и спортом, соблюдение режима дня, курение, личная гигиена

    1) служба в армии – обязанность, остальное – увлечения человека;

    2) столкновение интересов – конфликт, остальное – дружба, сотрудничество;

    3) курение – разрушает организм, наносит вред человеку и его социальному окружению, остальное – правила здорового образа жизни.

    4. Прочитайте фрагмент книги Р.Киплинга «Книга джунглей» и выполните задание.

    «Ба, – подумал Маугли, – болтовня, болтовня. Слова, слова. Люди

    – кровные братья Бандар-лога. Теперь ему нужно промыть рот водой. Потом понадобится выпустить из губ дым; а после этого он начнёт рассказывать. Нечего сказать – мудрое племя – люди! … ».

    Какая черта, по мнению Маугли отличает человека от других живых существ? Что еще отличает человека от животного? Назовите не менее трех отличий.

    Речь. Учащиеся могут назвать другие отличительные черты:

    1) Умеет производить орудия труда

    2) Осознает самого себя

    3) Способен действовать по плану

    4) Способен к творчеству

    5) Способен к прямохождению

    5. Какая сфера жизнедеятельности общества отражена на представленных ниже картинках? Свой ответ запишите в таблицу.

    экономическая

    политическая

    социальная

    духовная

    6. Выберите высказывание, которое по вашему наиболее верно характеризует такую черту человека как самостоятельность. Приведите два примера, подтверждающие вашу точку зрения.

    1) Человек становится взрослым и самостоятельным, когда

    начинает

    принимать

    чувствовать

    них ответственность.

    2) Человек становится самостоятельным, когда приобретает собственный взгляд на окружающий мир, но при этом прислушивается к советам и рекомендациям, если у него возникают сомнения.

    Если учащийся выбрал первую точку зрения, то он может привести примеры, связанные, например, с выбором образовательного учреждения, профессии и т.п.

    Если учащийся выбрал вторую точку зрения, то он может ее подтвердить примерами героических поступков, поведения в сложных ситуациях и т.д.

    7. Представьте, что вам необходимо выступить в классе с сообщением на тему «Уважения все возрасты достойны». Составьте план своего рассказа. Он должен содержать не менее трех пунктов.

    1. Стадии жизни человека.

    2. Самый беззаботный период жизни – детство.

    3. Переходный возраст.

    4. Взрослая жизнь.

    5. Уважение - основа хороших взаимоотношений между людьми.

    6 класс (45 минут)

    1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

    2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.

    3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.

    4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.

    5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека,

    взрослые

    предоставляют

    самостоятельность в поступках.

    2. Установите соответствие между правами и обязанностями российских граждан. Свой ответ внесите в таблицу.

    А) права Б) обязанности

    2) свободный выбор места сил жительства

    3) соблюдение законов

    3. Прочитайте высказывания известных людей. О каком обществоведческом понятии они говорят? Свой ответ запишите.

    1) «Это определенные предписания, согласно которым наш долг - управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах»

    (Марк Туллий Цицерон)

    2) «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» (В. Г. Белинский)

    __________________________________________________________________

    «Под ее именем мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений».

    (Я. Коменский)

    __________________________________________________________________

    Ответ: 1) обязанности; 2) патриотизм; 3) нравственность, мораль.

    4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

    Умственный и физический ____________ - две взаимосвязанные стороны человеческой _________________. В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек строит свою практическую деятельность _____________, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. С возникновением _______________, классов и государства _____________ труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть ______________ труда падает на долю угнетенных масс. В условиях ______________ революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе. В будущем оба вида труда станут элементами целостной

    деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах

    Является первой жизненной _____________.

    1) Потребность

    2) Труд

    3) Деятельность

    4) Частная собственность

    5) Аграрная

    6) Научно-техническая

    7) Сознательный

    8) Общество

    9) Умственный

    10) Физический

    11) Общение

    12) Институт

    13) Созидательный

    14) Творчество

    Ответ: 2, 3, 7, 4, 9, 10, 6, 8, 1.

    5. Ниже приведен ряд понятий, одно из которых лишнее. Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

    Мамины украшения, свадебный альбом, бабушкин пирог, дедушкины награды, елочные игрушки.

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Ответ: бабушкин пирог, так как не может быть предметом длительного пользования.

    6. Из приведенных ниже изображений выберите те, которые относятся к символам международных организаций, защищающих права и свободы людей. Назовите их. Свой ответ запишите в таблицу.

    Номер изображения

    Название организации

    Номер изображения

    Название организации

    Международное Движение Красного

    Креста и Красного Полумесяца

    Юнеско (Организация Объединённых

    Наций по вопросам образования,

    науки и культуры)

    ООН (Организация Объединенных

    7. Решите кроссворд.

    По горизонтали:

    1. Реальная причина социальных действий, лежащая в основе деятельности человека (Интерес)