Ян амос коменский высказывания цитаты. Афоризмы и высказывания яна коменского - ян амос коменский (1592—1670) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. основоположник дидактики
Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00
Коменский Ян Амос , знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель, родился в 1592 г. в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев. Он учился в братской латинской школе, преподавание там было настолько нудным и неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Два года он проучился в Гейдельбергском университете, затем совершил путешествие по ГЪлландии. Вернувшись в Чехию, Ян Амос стал учителем школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на «Правила более легкой грамматики». В 1616 г. он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1612 г. приступил к работе над полным словарем чешского языка — «Сокровищница чешского языка». Этот труд занял у него 44 года. В 1627 г. Каменский начал работать над «Дидактикой» на чешском языке и закончил ее в 1632 г., почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки — латынь— под названием «Великая дидактика» (1633—1638). Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и иннициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Вместе с тем в определении цели воспитания у Каменского отчетливо прослеживается влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни. В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда вытекали и основные требования к обучению: начинать его надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учащихся.
В 1650 г. Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци. Вернувшись через пять лет в город Лешно, он пережил ужасы новой войны — в 1656 г. город был сожжен и разграблен шведами, воевавшими с Речью Посполитой. Дом самого Коменского был также сожжен, во время пожара погибли все его книги и почти все рукописи.
По приглашению амстердамского сената в 1657 г. он выехал в Голландию, где прожил до самой смерти. В Амстердаме Каменский продолжил работу над начатым еще в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 г., рукописи остальных пять частей найдены только в 30-х гг. 20 в.; полностью этот утопический труд был опубликован в Праге на латинском языке в 1966 г. Итог своим трудами Каменский подвел в книге «Единственно необходимое» (1668).
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
В большинстве педагогических работ Каменский стремится дать свое определение учителю, который, в его понимании, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Умер в Амстердаме в 1670 г.
Цитаты:
- Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
- Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.
- Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.
- Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.
- Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.
- Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее и всего ревностнее — наилучшее.
- Куда не влекут способности, туда не толкай.
- Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.
- Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
- Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
- Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
- Ничто притворное не может быть продолжительным.
- Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
- Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.
- Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.
- Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.
- Тот, кто мало знает, малому может и учить.
- Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
- Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.
- Что такое красивый невежда как не разукрашенный перьями попугай?
- Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.
- Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
- Книги — это инструмент насаждения мудрости.
- Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.
- Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?
- Без примера ничему не выучишься.
- Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
- Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
школьного и муниципального этапа олимпиады по обществознанию в 2015–2016 уч. году
................................... | |
5 класс .......................................................................................................................................... | |
6 класс .......................................................................................................................................... | |
Примерная модель муниципального этапа Олимпиады ..................................... | |
7 класс ........................................................................................................................................ | |
8 класс ........................................................................................................................................ | |
9 класс ........................................................................................................................................ | |
10 класс ...................................................................................................................................... | |
11 класс ...................................................................................................................................... | |
Примерные темы сочинений-эссе для муниципального тура (9-11 класс).............. |
Примерная модель заданий школьного этапа олимпиады
5 класс (45 минут)
1) Отличительной чертой человека является способность мыслить.
2) Человек должен уважать только себя, а не окружающих его людей.
3) Каждая личность обладает собственным взглядом на окружающий мир.
4) Свободу, жизнь и достоинство человека признают общечеловеческими ценностями.
5) Человеку легко контролировать свои эмоции.
2. Установите соответствие между видами деятельности человека и пословицами и поговорками о них. Свой ответ внесите в
«Не сиди сложа руки, так не |
|||
Б) Ученье | будет и скуки». |
||
«Не за своё дело не берись, а |
|||
за своим - не ленись». |
|||
«Мир освещается солнцем, а |
|||
человек знанием». |
|||
«У нашего молодца нет |
|||
забавам конца». |
|||
«Азбука - к мудрости |
|||
ступенька». |
|||
6) «Больше дела, меньше слов». |
|||
3. Определите, кто или что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.
1) вязание крючком, служба в армии, собирание фантиков, оригами;
2) столкновение интересов, единство жизненных ориентиров, понимание друг друга, схожесть взглядов;
3) занятия физкультурой и спортом, соблюдение режима дня, курение, личная гигиена
1) служба в армии – обязанность, остальное – увлечения человека;
2) столкновение интересов – конфликт, остальное – дружба, сотрудничество;
3) курение – разрушает организм, наносит вред человеку и его социальному окружению, остальное – правила здорового образа жизни.
4. Прочитайте фрагмент книги Р.Киплинга «Книга джунглей» и выполните задание.
«Ба, – подумал Маугли, – болтовня, болтовня. Слова, слова. Люди
– кровные братья Бандар-лога. Теперь ему нужно промыть рот водой. Потом понадобится выпустить из губ дым; а после этого он начнёт рассказывать. Нечего сказать – мудрое племя – люди! … ».
Какая черта, по мнению Маугли отличает человека от других живых существ? Что еще отличает человека от животного? Назовите не менее трех отличий.
Речь. Учащиеся могут назвать другие отличительные черты:
1) Умеет производить орудия труда
2) Осознает самого себя
3) Способен действовать по плану
4) Способен к творчеству
5) Способен к прямохождению
5. Какая сфера жизнедеятельности общества отражена на представленных ниже картинках? Свой ответ запишите в таблицу.
экономическая | политическая | социальная | духовная |
6. Выберите высказывание, которое по вашему наиболее верно характеризует такую черту человека как самостоятельность. Приведите два примера, подтверждающие вашу точку зрения.
1) Человек становится взрослым и самостоятельным, когда
начинает | принимать | чувствовать | ||||
них ответственность. |
2) Человек становится самостоятельным, когда приобретает собственный взгляд на окружающий мир, но при этом прислушивается к советам и рекомендациям, если у него возникают сомнения.
Если учащийся выбрал первую точку зрения, то он может привести примеры, связанные, например, с выбором образовательного учреждения, профессии и т.п.
Если учащийся выбрал вторую точку зрения, то он может ее подтвердить примерами героических поступков, поведения в сложных ситуациях и т.д.
7. Представьте, что вам необходимо выступить в классе с сообщением на тему «Уважения все возрасты достойны». Составьте план своего рассказа. Он должен содержать не менее трех пунктов.
1. Стадии жизни человека.
2. Самый беззаботный период жизни – детство.
3. Переходный возраст.
4. Взрослая жизнь.
5. Уважение - основа хороших взаимоотношений между людьми.
6 класс (45 минут)
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.
2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.
3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.
4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.
5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека,
взрослые | предоставляют | ||||||||
самостоятельность в поступках. | |||||||||
2. Установите соответствие между правами и обязанностями российских граждан. Свой ответ внесите в таблицу.
А) права Б) обязанности
2) свободный выбор места сил жительства
3) соблюдение законов
3. Прочитайте высказывания известных людей. О каком обществоведческом понятии они говорят? Свой ответ запишите.
1) «Это определенные предписания, согласно которым наш долг - управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах»
(Марк Туллий Цицерон)
2) «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» (В. Г. Белинский)
__________________________________________________________________
«Под ее именем мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений».
(Я. Коменский)
__________________________________________________________________
Ответ: 1) обязанности; 2) патриотизм; 3) нравственность, мораль.
4. Вставьте пропущенные в тексте слова.
Умственный и физический ____________ - две взаимосвязанные стороны человеческой _________________. В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек строит свою практическую деятельность _____________, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. С возникновением _______________, классов и государства _____________ труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть ______________ труда падает на долю угнетенных масс. В условиях ______________ революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе. В будущем оба вида труда станут элементами целостной
деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах
Является первой жизненной _____________.
1) Потребность
2) Труд
3) Деятельность
4) Частная собственность
5) Аграрная
6) Научно-техническая
7) Сознательный
8) Общество
9) Умственный
10) Физический
11) Общение
12) Институт
13) Созидательный
14) Творчество
Ответ: 2, 3, 7, 4, 9, 10, 6, 8, 1.
5. Ниже приведен ряд понятий, одно из которых лишнее. Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.
Мамины украшения, свадебный альбом, бабушкин пирог, дедушкины награды, елочные игрушки.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ответ: бабушкин пирог, так как не может быть предметом длительного пользования.
6. Из приведенных ниже изображений выберите те, которые относятся к символам международных организаций, защищающих права и свободы людей. Назовите их. Свой ответ запишите в таблицу.
Номер изображения | Название организации |
Номер изображения | Название организации |
||||||||||||||||||||
Международное Движение Красного |
|||||||||||||||||||||
Креста и Красного Полумесяца |
|||||||||||||||||||||
Юнеско (Организация Объединённых |
|||||||||||||||||||||
Наций по вопросам образования, |
|||||||||||||||||||||
науки и культуры) |
|||||||||||||||||||||
ООН (Организация Объединенных |
|||||||||||||||||||||
7. Решите кроссворд. | |||||||||||||||||||||
По горизонтали:
1. Реальная причина социальных действий, лежащая в основе деятельности человека (Интерес)