Законы общественного процесса. Концепции развития общества. Существует ли закономерности существования и развития общества? Охарактеризуйте источники и движущие факторы развития общества. Раскройте основные позиции по этому вопросу. Чем отличается историч

Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания.

Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия , определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное сознание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.

Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания.В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя в конечном итоге, они находятся в органическом единстве.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:

В преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе достижений предшествующих эпох.

В том, что общественное сознание способно опережать общественное бытие. Такая способность особо присуща теоретическому сознанию (науке и идеологии).

В том, что общественное сознание можетотставать от общественного бытия. Примерами отставания могут служить пережитки прошлого, которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки, традиции, устоявшиеся представления, обладающие большой инерционной силой;

В активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зависит от степени их распространения в массах, от готовности людей применить практические усилия для их реализации.

План 1. Основные закономерности развития человеческого общества. Почему ускоряется история? 2. Закон неравномерного развития народов и наций мира. 3. Социальный прогресс. Реформы и революции.

Развитие истории Исторический процесс Информационное Индустриальное Аграрное общество Охотники и собиратели Историческая эпоха – определенный этап в развитии человеческого общества 50 лет 1200 лет Несколько сот тысяч лет

Закон ускорения исторического времени Уровень развития постиндустриальное общество палеолит мезолит Каменный век доиндустриальное общество к ве ый в зо н неолит ро Железный век Б Век металла

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. 1. Закон ускорения истории На каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую.

Закон ускорения истории Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу. Около 2 млн. лет назад появились первые орудия труда Около 15 тыс. лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры Около 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, 250 лет назад произошла индустриальная революция

2. Закон неравномерного развития народов и наций мира Народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью Начало XXI века (ЯПОНИЯ, РОССИЯ, ЭФИОПИЯ)

3. Социальный прогресс. Реформы и революции РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА ПРОГРЕСС - это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному. РЕГРЕСС -это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, возвращение к предшествующему уровню

3. Социальный прогресс. Реформы и революции Регресс Локальный характер Происходит не повсеместно, а только в определенных сферах общественной жизни Временный характер Происходит не всегда, а только в отдельные периоды истории

Социальный прогресс РЕФОРМА Общественное развитие Это изменения в какой-либо сфере общественной жизни, не затрагивающих фундаментальные основы политические; социальные; экономические; образования и др. РЕВОЛЮЦИЯ Это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя буржуазная; промышленная; научно-техническая; информационная и др.

Социальные реформы: Введение пособий по безработице Политические реформы: Введение гражданских прав Экономические реформы: Введение налога на имущество

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей.

1. Одну из них можно назвать тенденцией , или законом ускорения истории .

Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 3-4 раза. Самым продолжительным был первобытный строй, просуществовавший несколько сот тысяч лет. Археологи, изучающие историю общества по раскопкам памятников материальной культуры, вывели ту же самую закономерность. Каждую фазу в эволюции человечества они называют исторической эпохой.

Оказалось, что каменный век , состоящий из палеолита, мезолита и неолита, длиннее века металла, состоящего из бронзового и железного веков. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее.

Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени .

В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.

Новейшая история составляет всего одну тысячную часть всемирной истории . Но это самый насыщенный социальными, культурными, экономическими и политическими событиями период:

– поток информации удваивается каждые 20 месяцев

– резко сокращается интервал времени между заметными изменениями в социуме. Так, люди, родившиеся в нашей стране в начале ХХ в., пережили практически три типа цивилизации (аграрную, индустриальную и постиндустриальную).

Об ускорении темпов развития общества свидетельствуют такие данные:

– история человечества, начиная с кроманьонца - человека современного типа, насчитывает всего 1600 поколений , если считать, что новое поколение появляется каждые 25 лет. 1200 поколений жили в пещерах, 240 - в условиях существования письменности, 22 - имели напечатанные книги. При электрическом освещении живет лишь пяток поколение. Автомобили, самолеты, радио, кинематограф начали входить в нашу жизнь всего лишь около 100 лет назад, телевидение существует 60 лет, а компьютеры менее 50 лет.

Время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло: для бумаги - 1000 лет; паровой машины - 80 лет ; телефона - 50 лет ; самолета - 20; транзисторной; волновых передач - 20 лет ; лазеров - полгода ; а факсов - всего 3 месяца .

Технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу:



– около 2 млн лет назад появились первые орудия труда, с которых и берет свое начало технический прогресс;

– примерно 15 тыс. лет назад наши предки стали практиковать религиозные ритуалы и рисовать на стенах пещеры;

– около 8 - 10 тыс. лет назад они перешли от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству;

– приблизительно 6 тыс. лет назад люди начали жить в городах, специализироваться на тех или иных видах труда, разделились на социальные классы;

– 250 лет назад произошла индустриальная революция, открывшая эру промышленных фабрик и компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев.

2. Второй закон , или тенденция истории гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью . Вот почему в Америке или России с индустриально развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медленнее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее развитой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации коренного населения. В процесс модернизации во второй половине ХХ века, вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вскоре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма и призвано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализма, народные обычаи и нравы.

Все представления о законе общественного развития всегда были основаны на анализе той части истории , которую проживало человечество на момент создания новой теории. Так, Платон и Аристотель , базируясь на фактах появления, расцвета, упадка и распада империй, сменявших друг друга в истории, считали, что развитие носит циклический характер, то есть идёт по кругу (циклу), возвращая империю обратно к началу её развития. При этом получалось, что развиваться могут только отдельные государства, а человечество вообще не развивается, так как по закону цикличности оно должно было бы, возникнув однажды, придти к упадку, апокалипсису.

Однако, исторические факты развития каждой последующей империи на базе всё более совершенных средств производства, дали основание для возникновения теории прогрессивного (поступательного) развития всего человечества по прямой линии. Но как же тогда быть с фактами цикличности развития?

Попытку совместить в одной теории факты циклического и прогрессивного развития общества сделал К. Маркс, взяв за модель развития, как отдельного государства, так и всего человечества, образ спирали. В спирали возврат назад (к началу развития) невозможен, так как конец витка спирали (цикла) поднят над его началом за счёт линейного прогресса в средствах производства (рис.1). За материальную основу процесса развития человечества К. Маркс взял развитие способов производства материальных благ. Каждый из способов производства он назвал общественно-исторической (общественно-экономической) формацией или строем, а именно: первобытная общность (первобытный коммунизм), рабство, феодализм, капитализм и коммунизм с переходным периодом (социализмом) между капитализмом и коммунизмом.

В этой последовательности пяти формаций коммунизм, теоретически основанный на общей собственности, якобы снова возвращает человечество к качественному состоянию первобытной общности, но на более высоком уровне развития производительных сил.

Однако то, что за капитализмом следует коммунизм, является «закономерным» только лишь с точки зрения спиральной модели развития, но эта модель является ошибочной, так как история знает случаи пропуска некоторых формаций в развитии государств, а главное, история не знает случая построения коммунистического общества после капитализма.

Тогда чем же является социализм, если это не переход к светлому будущему? В основе социализма лежит не общая собственность, а государственная, являющаяся «ничейной» с точки зрения её принадлежности какой-либо конкретной личности. Фактически, социализм является всего лишь завершением процесса концентрации всех средств производства в руках одного единственного, но абстрактного собственника - государства, поэтому социалистическая форма единовластия (монархии) является социалистической формой империи (СССР), которая, как и все прежние, рухнула в 1991 году. Распад СССР подтвердил, что судьба всех империй в истории человечества одинакова согласно циклической модели развития.

Распад СССР также окончательно доказал ошибочность формационной теории К. Маркса, поэтому для объяснения процесса развития человечества предпринимались и предпринимаются попытки использовать вместо понятия «формация» другие понятия, например, цивилизация, этнос, нация и пр. Была создана даже специальная наука о будущем - «футурология», но ни она, ни альтернативные теории развития не смогли логично объяснить ни прошлую, ни будущую историю человечества, а тем более объяснить причины современного мирового кризиса.

Поэтому человеческая мысль скатилась до простейшего разделения истории развития человечества на три периода: прошлый, настоящий (текущий) и будущий. Новизна подобной периодизации истории в современной интерпретации состояла лишь в том, что социологи А. Турен, а затем Д. Белл, назвали текущий период (эпоха капитализма) «индустриальным» обществом, прошлое - «доиндустриальным», а будущее - «постиндустриальным» или «посткапиталистическим» периодом. В связи с развитием информационных технологий на базе компьютеров, «постиндустриальный» период называют также «информационным» обществом. Но все эти новые названия отражают только лишь происходящие изменения в обществе, не выявляя какой-либо закономерности в его развитии, которую можно было бы использовать для оптимального управления обществом.

В такой ситуации, для выхода из экономического кризиса, основной упор делается на дальнейшее развитие экономической теории. Создаются новые экономические учения, например, информационная, кибернетическая, синергетическая и прочие экономики, так как считается, что «посткапитализм» должен быть основан уже на чём-то ином, а не на товарно-денежном обмене, исследованном К. Марксом ещё в эпоху становления капитализма.

Однако при этом совершенно не учитывается, что неизвестная закономерность развития человечества действовала, действует и будет действовать всегда независимо от воли и сознания людей. Она действовала даже тогда, когда ещё не было ни экономических теорий, ни денег вообще. Она же действует и сейчас, поэтому мы не сможем выйти из современного кризиса, если не поймём сущность закономерного процесса развития человечества.

К сожалению, ни одна из частных наук не может нам дать исчерпывающий ответ на самый общий вопрос нашей жизни. Но мы сможем предсказать закономерное будущее человечества, если выйдем за узкие рамки частных наук и будем считать, что человечество развивается точно так же, как и любые другие объекты природы. При этом нам надо согласиться всего лишь с тем, что природа не так расточительна, чтобы для множества своих объектов иметь множество различных закономерностей их развития.

Духовная жизнь и общественное сознание.

Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь - это специфическое "место бытия" объективированного духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.

Особую роль в этой сфере играют духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективированного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют духовную структуру личности, во втором случае - о воплощенных в науке, культуре, массовом сознании (их документах) идеях, идеалах, нормах, ценностях. Оба эти вида духовно-нравственного бытия играют существенную роль в развитии личности (как индивидуализированное духовное) и в совершенствовании культуры (как объективированное духовное).

Но в том-то и заключается смысл проблемы бытия, что все бытийные аспекты имеют равное значение, ибо каждый из них высвечивает бытие в целом - как неразрывное, нерасторжимое единство, как целостность.

Как уже отмечалось выше, внимание человечества и соответственно интерес философии к проблеме бытия обостряется в кризисные, переломные эпохи. А поскольку наше время - XX и наступивший XXI век - отмечено многими угрозами и опасностями, неудивительно, что вопрос о бытии целым рядом крупных мыслителей был признан самым существенным в философском "вопрошании". М. Хайдеггер, автор книги "Бытие и время", подчеркивал: только человек способен вопрошать о бытии, задавать вопрос о том, в чем состоит специфика бытия человека; в этом смысле ему вверена судьба бытия. И отсюда проистекает, быть может, самая главная ответственность и высшая задача человечества.

Материалистическое понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Материальная и духовная стороны общественной жизни не тождественны уже потому, что реальный процесс жизни индивидов не осознается и не охватывается общественным сознанием полностью. Производственная деятельность, труд не только основа жизни индивидов, но и база, на которой формируется, развивается индивидуальное и общественное сознание. Хотя становление общественного бытия и общественного сознания происходит одновременно, главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в общественном бытие, в исторической практике людей.

Наиболее общие законы развития общественного сознания выражают его вторичность, производность от общественного бытия в жизни общества. К ним относятся три основных закона: 1) зависимости общественного сознания от общественного бытия, 2) относительной самостоятельности общественного сознания, 3) активного влияния общественного сознания на материальные процессы.


1. Закон зависимости общественного сознания от общественного бытия.

Поскольку общественное сознание отражает общественное бытие, оно зависит от него. Как известно, общественное сознание не имеет своей абсолютно самостоятельной истории, ступени его развития необходимо выводить и объяснять из ступеней общественного бытия.

Поскольку общественное бытие не однородно, а раздвоено на неравнозначные стороны – труд и отношения, зависимость общественного сознания от общественного бытия двойственна: оно зависит от труда как такового и от производственных отношений, сложившихся на его основе. Поэтому возможен в известной мере непосредственный перевод содержания общественного бытия в те или иные духовные принципы (труд и соответствующие его природе нравственные, этические и др. принципы) и опосредованный (труд, экономический базис и соответствующие им нравственные, эстетические и иные принципы)

Зависимость общественного сознания от общественного бытия имеет две стороны. Качественной стороной этой зависимости является их содержательное сходство, или соответствие; количественной – степень этого сходства, соответствия. Сознание отражает общественное бытие не полно, не точно, в лучшем случае приблизительно верно. При этом оно всегда содержит в себе иллюзии, заблуждения, ошибки, которые возникают в силу игнорирования действительной основы исторического процесса, скольжения по его поверхности, непосредственного перевода экономических принципов в духовные. Взгляды классов в целом тоже таковы, каково их реальное положение в системе производства. Важнейшая закономерность общественного сознания – непрерывный рост общечеловеческого содержания.

2. Закон относительной самостоятельности общественного сознания.

Как производное, вторичное общественное сознание обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Когда появляется разделение материального и духовного труда, становится возможным его отрыв от общественного бытия, появляется возможность представить общественное сознание как полностью независимое от материального бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания означает, что, будучи зависимым, от общественного бытия, оно вместе с тем обладает собственными закономерностями, присущими его собственной природе и выраженными в ряде тенденций: 1) отставании, в конечном счете, от общественного бытия, 2) преемственности, 3) неравномерности развития уровней и форм сознания.

Отставание общественного сознания от общественного бытия обусловлено в значительной мере консервативностью, живучестью идей, традиций, чувств, их способностью быть активными и тогда, когда они уже устарели, не соответствуют коренным образом изменившейся действительности.

Относительная самостоятельность общественного сознания выражается в преемственности идей, традиций, чувств и т.д.

Удержание и накопление духовной культуры вместе с тем зависит и от поставленных тем или иным классом целей или задач, которые, в свою очередь, зависят от глубины осознания этим классом объективных процессов, происходящих в обществе, и, соответственно, от возможности и способности достижения им поставленных целей.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в неравномерном развитии форм общественного сознания: экономического, экологического, политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного и философского. Эта неравномерность зависит от степени близости той или иной формы сознания к целесообразной деятельности и экономическому базису. Наиболее тесно связаны с трудом и экономическими отношениями экономическое, политическое, правовое сознание, и потому они изменяются быстрее остальных форм сознания.

3. Закон активного влияния общественного сознания на материальные процессы.

Будучи производным, от общественного бытия, общественное сознание не является пассивным, а оказывает активное влияние не материальные, в том числе экономические, процессы и при известных условиях может играть решающую роль.

С позиции марксизма общественное сознание активно, однако набольшей активностью обладает не оно, а общественное бытие, материальный труд. Роль идей тем выше, чем ближе они к действительности, теснее связаны с жизнью, более полно и точно ее отражают, являются достоянием не одиночек, а масс. К тому же одно дело – активность научных идей, другое – религиозных. Чем большую роль в обществе играют религиозные идеи, тем меньше остается места для влияния научных идей, и наоборот.

Наибольшая активность сознания вообще, общественного в частности проявляется в его способности опережать наличное бытие, предвосхищать будущее. В своей способности предвосхищать будущее сознание реализует свою относительную самостоятельность, ибо оно лишь обнаруживает элементы, ростки будущего. Оно опережает не общественное бытие, а наличное, не глубинные тенденции, заключенные в нем, а лишь реализованные. Идея опережает реализованную часть бытия, а не глубинные тенденции, заложенные в нем. Э. Фромм пришел к выводу, что социальный характер формируется экономическими условиями. Этот характер представляющий собой совокупность черт, свойственных той или иной социальной группе, определяет ее мысли, чувства, действия. Экономический фактор как ведущий обладает наибольшей самостоятельностью, ибо экономика развивается по собственным объективным законам. Однако, будучи зависимыми, от экономики, психология и идеология оказывают на нее активное воздействие.