19 марта день подводника история. «Тайна трех океанов». Почтение труда моряков

В этот день во всем мире празднуют День клиента, а в России моряки-подводники отмечают свой праздник — День моряка-подводника, в Финляндии фины будут отмечать — День равноправия.

Праздники 19 марта 2019 года

Международный праздник — День клиента

19 марта в мире отмечается День клиента. Это совсем молодой праздник и он только начинает завоевывать в мире известность, впервые он отмечался 19 марта 2010 года. Цель этого праздника — привлечь новых клиентов и поощрить постоянных с помощью рекламы производителей товаров и услуг.

Праздник в России — День моряка-подводника

День моряка-подводника отмечается в России каждый год 19 марта как профессиональный праздник всех, кто служит и обслуживает в подводных силах Военно-Морского Флота Российской Федерации.
10 подводных лодок, как новый разряд кораблей, был включен в классификацию судов военного флота в 1906 году по указу императора Николая II. Первая подводная лодка «Дельфин» была построена на Балтийском заводе в 1904 году.
Подводные лодки, как новый класс военных кораблей, впервые приняли участие в мировой истории войн в Русско-японской войне.

Праздник в Финляндии — День равноправия

Сегодня 19 марта финны отмечают День равноправия. Этот праздник совпадает с днем рождения писательницы общественного деятеля, драматурга и журналиста Минны Кант, которая жила во второй половине 19 века в Ульрика Вильхельмина Йонсон и посвящала свои произведения женщинам.
В 2003 году Министерство внутренних дел Финляндии предложило каждый год 19 марта праздновать эту дату, в 2007 году этот праздник вошел в календарь официальных государственных праздников Финляндии.

Необычные праздники

Наступила весна, а значит первые теплые дни дают нам возможность ходить на улице без шапки и отметить Праздник первого дня без шапки. 19 марта вместе с официальными праздниками любители крепкого народного напитка под названием «самогон» могут отметить еще один уж очень необычный праздник — День самогоноварения.

Праздник первого дня без шапки

Первый день без шапки — это праздник для тех, кто впервые расстается с шапкой — очень нужной одеждой, согревающей нас зимой. Эта теплая вещь с 19 марта нам больше не понадобится до следующих холодов, поэтому ее можно запрятать далеко в сундук. Расстанемся с шапками и подставим в этот праздничный день свое лицо весеннему мягкому ветру.

День самогоноварения

Если вы не любите самогон, то этот праздник 19 марта не для вас. Этот древний крепкий напиток был еще с 19-го века частью американской культуры и продолжает интриговать многих любителей и по сей день. Чтобы создать самогон, потребуется не мало времени и терпения. Крепкий алкогольный напиток в некоторых странах является незаконным по причине его скрытного производства и возможности избежать налогов. В некоторых районах самогон и сегодня очень популярен, хотя и незаконен.

Праздник по народному календарю

Константиновы круги

В этот день православные христиане чтят память Константина - одного из 42 мучеников, которых увели в плен, истязали, принуждая изменить вере, а когда не добились своего, то отсекли им головы. По преданию, все мученики были жителями древнего города Аммореи. Сарацины
В этот день на Руси крестьяне вытаптывали вокруг колодцев снег, чтобы растаяв, грязная вода не стекала в колодцы. Для этого колодцы обходили кругами, а самый первый круг обязательно вытаптывал мальчик по имени Константин.
Русский народ ценил чистую колодезную воду, пел об этой воде песни, говорил пословицы и поговорки.
В народе существовали поверья — в этот день обязательно должен был прилететь белый аист. Ласточка обычно задерживалась в пути, поэтому, чтобы она скорее принесла весну, ее «заманивали» в деревни. Если тепло задерживалось, то об этом извещал дятел. В марте предвещая долгие холода, он начинал стучать по дереву.

19 марта - Праздник обретения честного креста и гвоздей в Иерусалиме царицей Еленой, Праздник иконы Богородицы «Благодатное небо», Праздник 42 мучеников в Амморе.

19 марта в истории

1962 г. - Умер Василий Иосифович Сталин, генерал-лейтенант авиации.
1965 г. - В СССР произошло снижение цен на ряд промышленных товаров.
1965 г. - В Румынии к власти приходит Николае Чаушеску.
1970 г. - Советские диссиденты Андрей Сахаров, Валентин Турчин и Рой Медведев, подпитываемые западными спецслужбами, написали открытое письмо на имя Брежнева, Косыгина и Подгорного с призывом провести демократизацию режима.
1987 г. - Умер Луи де Бройль (р. 1882), французский физик, лауреат Нобелевской премии 1929 года «за открытие волновой природы электронов».
1994 г. - В результате взрыва в метро в Баку погибли 14 и ранены около 50 человек.
1999 г. - На Центральном рынке Владикавказа прогремел взрыв. Погибло 64 человека и более сотни ранено.
2007 г. - Взрыв метана на угольной шахте «Ульяновская» в Кемеровской области. Спасено 93 человека, число погибших составило 106 человек, судьба 4 горняков осталась неизвестна.
2008 г. - В МГУ имени Ломоносова запущен самый мощный в России суперкомпьютер «СКИФ МГУ».
2011 г. - Начало интервенции стран НАТО в Ливии.

Профессиональный праздник появился в 1996 году в соответствии с приказом главнокомандующего Военно‑Морским Флотом РФ. Дата для проведения праздника была выбрана не случайно. 19 марта (6 марта по ст. ст.) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по ст. ст.) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится "Государь Император [Николай II], в 6‑й день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки". Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII‑ХIX веков. Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 году как "потаенное судно" Ефима Никонова. В 1834 году была построена подводная лодка по проекту российского военного инженера‑фортификатора Карла Шильдера. Затем по проекту инженера Стефана Джевецкого была создана подводная лодка, ставшая первой серийной. Морским ведомством были заказаны 50 подводных лодок Джевецкого для обороны морских крепостей.

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника.

В конце ХIХ века командование военно‑морского флота и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости создания в составе российского флота нового класса кораблей, способных наносить удары по кораблям противника из подводного положения. Такие корабли были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

4 января 1901 года (22 декабря 1900 года по ст. ст.) Морское министерство создало комиссию для проектирования подводных судов . По проекту комиссии в 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" ("Миноносец № 113").

Русско‑японская война 1904‑1905 годов стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки .

В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

К началу первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

В первую мировую войну 1914-1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, уничтожения надводных кораблей противника, как средство противолодочной обороны, для ведения оперативной разведки и высадки диверсионных и разведывательных групп, а также в качестве транспортных средств.

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.

За период с 1930 года по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов .

В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 года по 1954 год было построено 154 подводных лодки, одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым проектам. К началу 1958 года были построены 260 подводных лодок новых проектов. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка проекта 627 "К‑3" ("Ленинский комсомол"). Уже к 1961 году Военно‑морской флот СССР имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных.

С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами — носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ, обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно‑стратегические и стратегические задачи.

Сегодня основу подводных сил российских ВМФ , которые входят в триаду стратегических ядерных сил государства, составляют современные атомные стратегические и многоцелевые подводные ракетоносцы, имеющие на вооружении баллистические ракеты морского базирования и крылатые ракеты.

В результате реализации госпрограммы вооружения восемь ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок.

В День моряка‑подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдается заслуженная дань уважения всем поколениям подводников.

День моряка‑подводника отмечают не только военные, но и создатели подводного флота — сотрудники проектных организаций, судостроительных и судоремонтных заводов. Благодаря талантливым конструкторам и инженерам, квалифицированным рабочим подводные лодки являются востребованными как в отечественном военно‑морском флоте, так и во флотах иностранных государств.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Профессиональный праздник появился в 1996 году в соответствии с приказом главнокомандующего Военно‑Морским Флотом РФ. Дата для проведения праздника была выбрана не случайно. 19 марта (6 марта по ст. ст.) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 24 марта (11 марта по ст. ст.) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится "Государь Император [Николай II], в 6‑й день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки". Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII‑ХIX веков. Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 году как "потаенное судно" Ефима Никонова. В 1834 году была построена подводная лодка по проекту российского военного инженера‑фортификатора Карла Шильдера. Затем по проекту инженера Стефана Джевецкого была создана подводная лодка, ставшая первой серийной. Морским ведомством были заказаны 50 подводных лодок Джевецкого для обороны морских крепостей.

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника.

В конце ХIХ века командование военно‑морского флота и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости создания в составе российского флота нового класса кораблей, способных наносить удары по кораблям противника из подводного положения. Такие корабли были названы миноносцами, или полуподводными судами. Настоящее название — подводная лодка — было установлено только в 1906 году.

4 января 1901 года (22 декабря 1900 года по ст. ст.) Морское министерство создало комиссию для проектирования подводных судов . По проекту комиссии в 1903 году была построена первая русская боевая подводная лодка "Дельфин" ("Миноносец № 113").

Русско‑японская война 1904‑1905 годов стала первой в мировой истории, в которой приняли участие подводные лодки .

В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.

Первое соединение России — бригада подводных лодок — было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск".

К началу первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

В первую мировую войну 1914-1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях, уничтожения надводных кораблей противника, как средство противолодочной обороны, для ведения оперативной разведки и высадки диверсионных и разведывательных групп, а также в качестве транспортных средств.

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.

За период с 1930 года по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок.

В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов .

В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 года по 1954 год было построено 154 подводных лодки, одновременно началось расширенное строительство подводного флота уже по новым проектам. К началу 1958 года были построены 260 подводных лодок новых проектов. В 1958 году в боевой состав флота вошла первая советская атомная подводная лодка проекта 627 "К‑3" ("Ленинский комсомол"). Уже к 1961 году Военно‑морской флот СССР имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных.

С оснащением подводных лодок баллистическими и крылатыми ракетами — носителями ядерного оружия, появлением на подводных лодках ядерных энергетических установок подводные силы вышли в океан и стали главной ударной силой ВМФ, обладающей высокой мобильностью, скрытностью, способностью решать оперативно‑стратегические и стратегические задачи.

Сегодня основу подводных сил российских ВМФ , которые входят в триаду стратегических ядерных сил государства, составляют современные атомные стратегические и многоцелевые подводные ракетоносцы, имеющие на вооружении баллистические ракеты морского базирования и крылатые ракеты.

В результате реализации госпрограммы вооружения восемь ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок.

В День моряка‑подводника в главных базах и пунктах базирования флотов проходят торжественные мероприятия, на которых отдается заслуженная дань уважения всем поколениям подводников.

День моряка‑подводника отмечают не только военные, но и создатели подводного флота — сотрудники проектных организаций, судостроительных и судоремонтных заводов. Благодаря талантливым конструкторам и инженерам, квалифицированным рабочим подводные лодки являются востребованными как в отечественном военно‑морском флоте, так и во флотах иностранных государств.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Классный руководитель Гордеева М.В.

Классный час

19 марта - День моряка-подводника. Подводный флот России

6 класс

Цели

формировать основы гражданской идентичности личности;
воспитывать чувства патриотизма, гордости за Отечество, за его славную историю.

Слайд 1.

Подводники – это элита флота. Их служба всегда связана с большой степенью риска и выдержкой. Трудно даже жить в замкнутом пространстве, а не то, что вести определенную работу, решать боевые задачи. Только люди особенного склада могут выдержать эти испытания. Это очень мужественные люди. Недаром их девизом стали слова: «Вместе победить и вместе умереть». И только так! Уходящая в автономное плавание подлодка становится для экипажа и домом, и местом боевой работы, и братской могилой – если более удачливым окажется противник. Поэтому – только вместе. Только победить! Или умереть... Третьего не дано - даже в мирное время. Тем более – во время войны.

Сегодня в России отмечается День моряка-подводника. Этот профессиональный праздник был установлен Главкомом Военно-морского флота России в 1996 году и с тех пор ежегодно отмечается военнослужащими и гражданским персоналом подводных сил 19 марта. Однако история этого праздника уходит своими корнями гораздо ранее 1996 года.

Слайд 2-3.

Впервые идея постройки подводного «потаенного судна» зародилась в России еще в петровские времена, когда в 1718 году к Государю с подобным проектом обратился изобретатель-самородок крестьянин Ефим Никонов, обещавший сделать «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец» . Идея заинтересовала Петра Великого и 1720-1721 годах была построена сначала модель, а затем, к 1724 году и полноразмерное подводное «Потаенное судно», ставшее первой российской подводной лодкой. Однако испытания деревянного судна закончились аварией. Спустя 6 лет первая российская деревянная подводная лодка была построена, но... в самом начале ходовых испытаний она затонула, а сам Ефим Никонов чуть не погиб. Попытки устранить неисправности конструкции не принесли результатов и после смерти Императора Петра Никонов попал в опалу, был разжалован до рядового плотника и сослан на Астраханскую верфь.

Слайд 4. После смерти Петра, по приказу Адмиралтейской коллегии, работа над созданием потаенных судов была остановлена. Хотя интерес к лодкам, которые могут плавать под водой, в России никогда не ослабевал. Лучшее доказательство этому – архивы Адмиралтейства, в которых хранится более 135 проектов подводных лодок с чертежами и полными расчетами. В царствование Императора Павла I, по стопам Никонова пошел житель Кременчуга С.А.Ромодановский, сконструировавший в 1799 году подводное судно и сумевший привлечь внимание к своему проекту со стороны властей. По предложению вице-президента Адмиралтейств-коллегии адмирала Г.Г.Кушелева с проектом Ромодановского ознакомилась специальная комиссия Академии наук, но отклонила его, найдя в нем ряд существенных недостатков и посчитав затею крайне опасной.

Слайд 5.

К идее строительства потаенных военных судов вернулись во времена Государя Николая Павловича. В 1829 году проект железной подводной лодки с цилиндрическим корпусом представил заключенный Петропавловской крепости польский мятежник К.Г.Чарновский, который, впрочем, не был осуществлен. Правда, в дальнейшем ее конструкция была признана неудачной, впрочем, как и конструкция подводной лодки инженера И.Ф. Александровского (1866 год). Особого внимания заслуживают подводные лодки, сконструированные в конце 19-го века видным русским инженером С.К. Двежецким.

Слайд 6-7. Первая подводная лодка, которая хоть отдаленно напоминает современные модели, была построена в 1834 году (за 30 лет до того как Жюль Верн написал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой»). Честь ее создания принадлежит русскому инженеру К. А. Шильдеру. Но уже в 1834 году выдающийся военный инженер генерал К.А.Шильдер создал первую в мире шестиметровую цельнометаллическую подводную лодку, которая могла опускаться на глубину до 12 метров. Для движения лодки под водой были применены поворотные складывающиеся гребки, напоминающие утиные лапы, а вооружение корабля состояло из мины и ракет. Первые испытания лодки Шильдера состоялись 29 го августа 1834 года в присутствии Императора Николая I на Неве. Несмотря на то, что опыт в целом был удачным, явно недостаточной оказалась скорость движения подводной лодки. И вскоре проект заглох - в 1847 году разработки корабля были остановлены в связи с критическим отношением к идее со стороны военного министра А.И.Чернышева и начальника Морского ведомства князя А.С.Меншикова.

Однако от перспективной идеи не отказались. В царствование Императора Александра II , в 1862 году новый проект подводного судна предложил И.Ф.Александровский, но Морской учений комитет в затею не поверил и постановил оставить проект без последствий. Но Александровский не отступил, и в 1866 году в Кронштадте прошло первое испытание изобретенного им судна. Подводную лодку лично осмотрел Император Александр II, в его присутствии лодка погрузилась и прошла некоторое расстояние под водой, после чего было решено продолжить работы по ее усовершенствованию. И после ряда исправлений и перестроек подводная лодка Александровского в 1868 году в 15 часов дня погрузилась на глубину 9 метров с экипажем из 22 человек и оставалась под водой до 8 часов следующего утра. Как сообщалось в донесении, «во время пребывания под водой гг. офицеры и команда нижних чинов пили, ели, курили, ставили самовар. Все это происходило при отличном освещении лампами и свечами. Клапаны были все закрыты, и однако же воздух в лодке нисколько не был испорчен, все лампы и свечи горели светло и ясно, и никто не ощущал ни малейшего неудобства под водой: ели, пили, спали совершенно так, как в обыкновенных комнатах...» . Однако ходовые испытания прошли менее удачно и потому для массового производства лодка не годилась.

Слайд 8-9.

Следующий заметный шаг в развитии русского подводного флота сделал русско-польский изобретатель, участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг., награжденный за храбрость Георгиевским крестом, С.К.Джевецкий. Построенная им одноместная подводная лодка, движимая силой ног человека, испытывалась в 1878 году на одесском рейде. А в следующем году Джевецкий предложил проект уже четырехместной подлодки, которая была построена в Санкт-Петербурге в 1879 году и успешно прошла испытания, по итогам которых поступил заказ на 50 подобных судов, предназначенных для обороны приморских крепостей. К 1881 году лодки Джевецкого были построены и распределены по крепостям, но боевого применения не имели (все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным кораблям противника). Между тем, Джевецкий продолжал совершенствовать свое изобретение и в 1885 году создал первую в мире подводную лодку с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора, что послужило началом принципиально нового направления в подводном судостроении. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с А.Н. Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году Джевецкому была присуждена первая премия.

Слайд 10-11.

Но по настоящему за дело строительства подводного флота России взялись лишь с начала XX века. С декабря 1900 года Морское министерство приступило к проектированию первых подводных лодок. А к 1902 году практически была завершена работа над «миноносцем 150», более известным как подводная лодка «Дельфин». В 1903 году лодка прошла первые испытания, а в следующем, 1904 году, первый командир первой русской боевой подводной лодки «Дельфин» капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев был назначен временно заведующим подводным плаванием. В 1905-м, во время Русско-японской войны, вместе с другими подводными лодками («Сом» и «Касатка») «Дельфин» неоднократно принимал участие в боевом патрулировании в районе бухты Преображения. И в том же году в России появляется должность Заведующего подводным плаванием, на которую был назначен контр-адмирал Э.Н.Щенснович.

Слайд 12-14.

После окончания Русско-японской войны, когда стало очевидно, что за подводными лодками будущее, было решено развивать строительство Российского подводного флота. И в скором времени по указу Императора Николай II в классификацию судов Российского военного флота был включен новый класс боевых кораблей - подводные лодки.

Произошло это событие следующим образом. Морской министр вице-адмирал А.А.Бирилев 6/19 марта 1906 года подготовил доклад, в котором говорилось о необходимости внести в установленную еще в 1891 году классификацию судов военного флота разряд подводных лодок. Ознакомившись с доводами министра, Государь дал свое высочайшее соизволение и по результатам доклада 11/24 марта 1906 года был издан соответствующий приказ по морскому ведомству за подписью А.А.Бирилева. «Государь Император, в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил... включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки» , - отмечалось в приказе по Морскому ведомству.

Только в 1904 году усилия российских инженеров увенчались успехом. На Балтийском заводе была построена первая действующая подводная лодка, которая успешно прошла испытания. 19 марта 1906 года император Николай II издал указ о создании нового класса боевых судов – подводных лодок. Буквально спустя 10 дней, 27 марта 1906 был сформирован первый Учебный отряд подводного плавания. Одновременно с этим, в России появился и новый праздник – День моряка-подводника, который ежегодно отмечался до 1917 года 19 марта.

Таким образом, Высочайшее соизволение монарха и подпись морского министра превратили подводные лодки России в самостоятельный класс кораблей Российского Императорского Флота. Именно с этого дня подводные лодки получили свое настоящее название (до этого их относили к миноносцам и «катерам малой видимости»), и были отнесены к кораблям 3-4 ранга. А уже 27 марта / 9 апреля того же года был учрежден Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве (Лиепаи). Здесь базировались учебное судно и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Сиг», позже появились «Макрель» и «Окунь». К 1911 году здесь была сформирована первая бригада подлодок российского флота, включавшая в себя 11 подводных кораблей и 2 плавучие базы («Европа» и «Хабаровск»). К началу Первой мировой войны в составе Российского Военно-морского флота числились уже 22 боеспособные подводные лодки, еще 24 строились на верфях. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане.

В первую мировую войну 1914–1918 гг. подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

С той поры и было принято считать дату 6/19 марта «Днем моряка-подводника», однако после революции 1917 года о ней забыли.

Слайд 15-17.

За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. Организационно они сводились в бригады, дивизионы и группы. Управлял ими командующий флотом, боевой и повседневной деятельностью руководил подводный отдел флота. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота.

Несмотря на то, что в советские годы в развитии отечественного подводного флота были сделаны огромные успехи (достаточно напомнить, что к началу Второй мировой войны подводный флот СССР был крупнейшим в мире - 267 боевых единиц, а в годы «холодной войны», став ракетно-ядерным он не уступал никому в мире ни по количеству, ни по скорости хода и глубине погружения), а многие командиры и экипажи подводных лодок навсегда вписали свои имена золотыми буквами в героическую летопись России (116 подводников были удостоены звания Героя Советского Союза, Героя России или Героя Социалистического Труда), собственного праздничного дня у подводников не было.

Слайд 18-19.

Переломным этапом в истории советского Морфлота явилось внедрение на подводные лодки в 50 годы ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Слайд 20.

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и, с учетом царской России, свыше 1000 дизельных подводных лодок.

Слайд 21-24.

Сейчас для ВМФ России создана группировка подводных атомных крейсеров с крылатыми ракетами. В ее составе - подводные лодки проекта 949а, вооруженные 24 ракетами типа «Гранит». Эта группировка способна с высокой эффективностью решать задачи поражения группировок надводных це-лей, в том числе авианосных соединений.

Слайд 25-26.

Возродился «День моряка-подводника» лишь 15 июля 1996 года, когда Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал флота Ф.Н.Громов подписал приказ № 253, в котором предписывалось отмечать «День моряка-подводника» ежегодно, 19 марта. И с этого дня стало доброй традицией поздравлять наших доблестных моряков-подводников, несущих сложную и опасную службу, и награждать особо отличившихся из них государственными наградами, памятными подарками, грамотами и благодарностями от командования.

Проложен курс и время нас не ждет,

И командир дает добро на погруженье

Отчизной славною мы призваны к служенью

Где флот России - враг точно не пройдет.

В дни лихолетий спорил ты с судьбой

В строю сегодня лодки новых поколений,

И ветеранам героических сражений

За ратный подвиг вам поклон земной.

(«Подводники России» , Л.Алексеев, А.Скворцов).

Традиции дня моряка-подводника

День моряка-подводника отмечается 19 марта на самом высоком уровне. Каждый год Главнокомандующий ВМФ адресует морякам-подводникам праздничные обращения, в которых благодарит их за мужественный и нелегкий труд, безупречный профессионализм и самоотверженное служение Родине. 19 марта традиционно проходят торжественные собрания, концерты, приемы. За особые заслуги моряки-подводники награждаются орденами, почетными грамотами и ценными подарками.

Морская пучина - холодная, волнующая и окруженная неизвестностью. Если открыть учебник по истории, то можно убедиться, что вода не только порождает жизнь на нашей земле, но и кишит угрозами. Только воистину отважные мужчины, которые любят Родину и готовы её защищать, могли пойти на такой решительный шаг и соединить свою судьбу с кораблем. Особенно это касается тех, кто отважился служить на подводной лодке. Каждый день эти не известные никому герои рискуют своей жизнью, чтобы мы могли спокойно спать и не переживать о том, что на нашу страну нападет враг.

19 марта - День моряка-подводника. Почему именно эта дата стала основанием для торжества? Для того чтобы это узнать, следует окунуться в прошлые столетия, ведь насчитывает более двухсот лет. И за это время наши моряки успели прославиться даже в самых отдаленных уголках мира.

В глубину истории

Первым, кто предложил идею создания судна, был, как ни странно, великий творец в области культуры Леонардо да Винчи. Он презентовал модель боевой лодки, но вскоре её уничтожил, так как опасался военного положения.

Решительными действиями отличился голландец Корнелиус Дребелль в 1620-м. Он спроектировал судно для английского короля Якова I, после чего план был воплощен в реальность на судостроительном заводе в Лондоне.

В России же попытки создать такое морское чудо предпринимались при Петре Великом. За этот нелегкий объект взялся самоучка из народа Ефим Никонов. Но после смерти царя дело закрыли, и проект остался невоплощенным.

Возрождение морского флота России

Только лишь в 1906 году, 19 марта, был принят указ Николая II, в котором говорилось про формирование войск на После этого началось активное сооружение подводных лодок. Все силы ученых в данной области были направлены на усовершенствование боевых возможностей таких судов, ведь в случае опасности они должны по максимуму устоять в сражении.

Военный период

В 1912 году на Балтийском судостроительном заводе был спроектирован корабль модернизированного типа на дизельном топливе. Уже тогда власть готовилась к нападению и предчувствовала наступление войны.

В начале Первой мировой силы морского флота России включали в себя бригаду подводных лодок (восемь кораблей) и учебный отряд (три корабля). В 1917-м уже была сформирована целая морская военная база под названием «Тосна». Она включала по семь дивизионов, которые содержали 4-5 кораблей.

Пристального и особого внимания заслужила крейсерская подводная лодка, которая была спроектирована в 1935 году, накануне Второй мировой.

К ВМФ имел в своем арсенале 212 кораблей. Их команды отличались хорошей морской выучкой.

В наши дни вооружена мощнейшими реактивными подводными лодками, которые без труда решают любые боевые задачи.

Море рифмуется

В День моряка-подводника стихи сыплются отовсюду. Ведь наши соотечественники склоняются перед великими подвигами героев.

Множество народных изложений было написано с того времени, как праздник обрел популярность в обществе. Вот одно из них:

На водном глянце их не видно,

И лишь радар увидеть может.

Они скрываются в глубинах -

Под толщей вод их курс проложен.

Исследуя морей просторы,

Границы бережет подводник.

Защита наша и опора,

Мы поздравляем вас сегодня!

Также подобным поздравлениям уделяют немало внимания на традиционных концертах, которые проводятся 19 марта. День моряка-подводника каждый год отличается какими-то новыми презентациями творческих наработок. Самые лучшие и эксклюзивные работы представляют на суд общественности и самим виновникам торжества.

Почтение труда моряков

Каждый год в День моряка-подводника поздравления принимают все мужчины, чья трудовая деятельность связана с ВМФ. Это в том числе конструкторы, работники проектных организаций и судостроительных заводов.

Чествование ознаменовывается не только митингами и праздничными концертами, но и организацией бесплатных туров в различные музеи, связанные с кораблями и открытыми водами.

В день 19 марта мероприятия осуществляются во многих городах России в независимости от того, есть там порт или нет.

Прямые трансляции парадов и митингов доступны в любой точке страны, а вручение наград и медалей проводят по месту жительства черноморцев или в столице.

ВМФ в Петербурге

День моряка-подводника в России всегда отмечается с большим размахом. Каждый служитель флота не обделен вниманием: столько песен, стихов и поздравлений слышится ото всюду.

В 2014 году в День моряка-подводника поздравления в Санкт-Петербурге принимали все, кто причастен к этому торжеству. На праздничной церемонии российские корабельщики почтили память героев ВМФ и воздали им славу.

У монумента «100-летие подводных сил России» встретились ветераны флота, курсанты, сотрудники верфей, конструкторы и инженеры.

Этот мемориал открыли в 2008 году по инициативе ветеранов и работников «Адмиралтейских верфей». Основная составляющая произведения представляет собой конструкцию подводного судна. В это сооружение была помещена оболочка с посланием к морякам и судостроителям 21 века.

«Тайна трех океанов»

Также накануне 19 марта праздник прочувствовали во Владивостоке. Там был представлен фильм, посвященный всем подводникам СНГ. Над его созданием работали два года, главным организатором данного проекта стал «Тайна трех океанов» - такое название получил документальный фильм. Съемки проводились в разных местностях и за пределами России: в США, Исландии, Норвегии и Панамском канале.

Режиссер старался наполнить атмосферу фильма реалистичными образами и картинками, но все же не обошлось без компьютерной графики, которая помогла в реконструкции исторических событий.

Главная цель экранизации - показать обычным гражданам, насколько флот был значимым в период Великой Отечественной войны.

С тех пор День моряка-подводника в России не обходится без трансляции этого фильма. Ведь знание истории - основа всех основ для состоявшегося гражданина.

Реконструкция морского боя

В 2015 году праздник отличился весомыми событиями. Торжество уже по традиции проходило в Санкт-Петербурге, на «Адмиралтейских верфях» была заложена очередная подводная лодка проекта 677 «Великие Луки», и тем же временем на «Семваше» состоялась презентация пятой атомной субмарины «Архангельск».

Также 19 марта (День моряка-подводника) был сформирован полноценный совет ветеранов Сестрорецка, была организована реконструкция боя на озере Разлив. А Клуб сотрудников ВМФ провел праздничный вечер уже в Зале революции знаменитого корпуса Петра Великого.

Благодаря этим мероприятиям 19 марта праздник выдался очень динамичным и полным эмоций, возрастная категория посетителей торжества очень различалась. Это демонстрирует то, что любому поколению нашей страны небезразлична судьба действующих моряков и ветеранов военных действий, которые бороздили и бороздят глубинные просторы, несмотря на сложность ситуаций.