Алексиевич светлана александровна введение биография. Биография светланы алексиевич. О Нобелевской премии

  • ...У коммунизма был безумный план - переделать нас. Переделать человеческую природу, изменить "старого" человека, ветхого Адама. "Гомо советикус" - человек, которого вывели в лаборатории марксизма-ленинизма, на одной шестой части суши. Признаемся - это мы. Слово "русский" привычно соединяли со словом "советский". Хотя это не всегда было так как. Но советскими были украинцы и грузины, армяне и таджики, белорусы и туркмены... Что-то нас объединяло, несмотря на разницу культур и религий. В общем-то, все мы были опытным полем для коммунистической идеи. Теперь нам известно, что мы принадлежали к особому типу человеческой генерации, единожды возможному, неповторимому. Но этот тип скоро исчезнет, растворится в мировой цивилизации, в которую мы возвращаемся. Одни утверждают, что это трагический и прекрасный человек, другие с холодным отчуждением нарекли его "совком". Как будто к неизвестным незнакомцам, а не к себе приглядываемся. Кто же мы на самом деле в свете истории и в свете не такой уж длинной человеческой жизни, однажды дарованной? Кто?! Дети великой иллюзии или жертвы массового психического заболевания?..
  • | | (3)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Главные герои не политики, не солдаты, не философы. Главные герои - дети, которые запоминали самые яркие и трагические моменты той войны. Не сами события, а то, что чувствовали. «Я помню маму. Когда ее вели на расстрел, она просила: „Дочку уведите… Закройте дочке глаза…“, - вспоминает одна из героинь». А я не плакал, когда падала бомба, я топал ножкой и приговаривал: «Я буду жить! Я буду жить!». И эти воспоминания детские, беззащитные, до основания обнажают и разоблачают «человеческое безумие в форме войны». Array
    • | | (1)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет – самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».«Последние свидетели» – это подвиг детской памяти.
    • | | (0)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич "Голоса утопии". Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. "У войны не женское лицо" - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.
    • | | (1)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны - не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

    Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в западно- украинском городе Станислав. Отец - белорус, мать - украинка. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию, отец и мать работали сельскими учителями. Мать отца умерла от тифа в партизанах, из троих её сыновей двое пропали без вести, а отец Светланы Алексеевич вернулся с фронта. Отец матери погиб на фронте. Прадед отца тоже был сельским учителем. По её словам, всё своё детство провела в украинском селе, в Винницкой области.

    В 1972 году будущая писательница окончила БГУ. Трудовая биография Светланы Алексиевич началась из работы в школе. Сначала она трудилась воспитателем в школе-интернате, потом преподавала ученикам историю и немецкий язык в Мозырском районе. Писательство давно влекло Алексиевич, и она устроилась корреспондентом в районную газету «Припятская правда». Затем перешла в другую газету - «Маяк коммунизма» в одном из райцентров Брестской области.

    С 1973-го по 1976-ой годы Светлана Алексиевич работала в областной «Сельской газете». В 1976-ом ей предложили место руководителя отдела очерка и публицистики в журнале «Неман». Там Алексиевич трудилась до 1984 года. В 1983-м её приняли в Союз писателей СССР.

    С начала 2000-ых Светлана Алексиевич жила за рубежом. Сначала в Италии, потом во Франции и Германии. Последние 2 года писательница снова проживает в Белоруссии.

    Светлана Александровна Алексиевич говорит, что на каждую книгу уходило от 4 до 7 лет её жизни. В период написания она встречалась и разговаривала с сотнями людей, свидетелей событий, о которых рассказывается в её произведениях. Эти люди, как правило, имели за спиной очень сложную судьбу: они прошли сталинские лагеря, революции, воевали на разных войнах или выжили в Чернобыльской катастрофе.

    Первая книга, которой начинается творческая биография Светланы Алексиевич, «У войны - не женское лицо». Это книга о женщинах, которые воевали на фронте во время Великой Отечественной войны. Они были снайперами, лётчицами, танкистами, подпольщицами. Их видение и восприятие войны было совсем иным, чем у мужчин. Они более тяжело переживали чужие смерти, кровь, убийства. А по окончании войны у женщин-ветеранов начался второй фронт: им нужно было адаптироваться в мирной жизни, забыть об ужасах войны и снова стать женщинами: носить платья, туфли на каблуке, рожать детей.

    Книга «У войны - не женское лицо» не издавалась 2 года, пролежав в издательстве. Алексиевич обвинили в искажении героического образа советских женщин, в пацифизме и излишнем натурализме. Произведение увидело свет лишь в годы перестройки и было напечатано в нескольких «толстых» журналах.

    Сложной оказалась и судьба последующих произведений. Вторая книга называлась «Последние свидетели». Она состояла из 100 рассказов детей об ужасах войны. Здесь ещё больше натурализма и страшных подробностей, увиденных глазами детей от 7 до 12 лет.

    Война занимает в произведениях Светланы Алексиевич центральное место. Сама писательница объясняет это тем, что вся советская история связана с войной и пропитана ею. Она утверждает, что все герои и большинство идеалов советского человека - военные.

    Пятое произведение под названием «Чернобыльская молитва» о мире и жизни после чернобыльской катастрофы. Светлана Александровна утверждает, что после аварии на ЧАЭС не только изменился генный код и формула крови населения большой страны, но и скрылся под водой весь социалистический материк.

    Светлана Алексиевич - претендентка на Нобелевскую премию в категории «Литература» с 2013 года. Но тогда премию вручили канадской писательнице Элис Манро. В 2014-ом её получил французский писатель Патрик Модиано.

    Нобелевская премия все же была вручена Светлане Алексиевич 8 октября в Стокгольме. Известие о присуждении премии белорусской писательнице было встречено неоднозначно как в России, так и в Белоруссии.


    Белоруссия Белоруссия

    Род деятельности прозаик , журналист Направление нон-фикшн Жанр повесть Язык произведений русский Премии Нобелевская премия по литературе ()
    Награды alexievich.info Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

    Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо », «Цинковые мальчики », «Чернобыльская молитва », «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма .

    Биография

    Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в западноукраинском городе Станиславе . Отец - белорус, мать - украинка . После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию , отец и мать работали сельскими учителями . Мать отца умерла от тифа в партизанах , из троих её сыновей двое пропали без вести , а отец Светланы Алексиевич вернулся с фронта. Отец матери погиб на фронте . Прадед отца тоже был сельским учителем . По её словам, всё своё детство провела в украинском селе, в Винницкой области .

    В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области.

    В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ , начала работу в «Маяке коммунизма» - районной газете в Берёзе Брестской области. В 1973-1976 годах работала в белорусской «Сельской газете», 1976-1984 годах - руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман» .

    В 1983 году по рекомендации белорусских писателей А. Адамовича , Я. Брыля , В. Быкова и В. Витки , принята в Союз писателей БССР и СП СССР .

    Творчество

    Светлана Алексиевич работает в художественно-документальном жанре. Маша Гессен называет её «хранительницей памяти» . Среди своих учителей она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова . Все книги С. Алексиевич основаны на многочасовых интервью с людьми, пережившими какое-то сложное событие или с их выжившими родными и близкими. На написание каждой книги уходит от пяти до семи лет.

    Первая книга Алексиевич «Я уехал из деревни » - собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город - была подготовлена к печати в 1976 году, однако набор книги был рассыпан по указанию отдела пропаганды ЦК Компартии Белоруссии за критику жёсткого паспортного режима и «непонимание аграрной политики» партии. Впоследствии автор отказалась от публикации, считая книгу излишне «журналистской» .

    Первая опубликованная книга Алексиевич «У войны не женское лицо » была написана в 1983 году. Эта документальная повесть, основанная на интервью с советскими женщинами, участвовавшими в Великой Отечественной войне , была впервые опубликована в журнале «Октябрь» в начале 1984 года (в журнальном варианте) , ещё несколько глав вышли в том же году в журнале «Нёман». Книга, чьи героини были санитарками, лётчицами, снайперами, переводчицами, врачами, радистками, представляет особый женский опыт войны. Часть сведений была вычеркнута из книги цензорами (обвинявшими автора в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины) или самим автором [ ] ; в более поздних изданиях многие из этих пропусков восстановлены . В 1985 году книга вышла отдельным изданием одновременно в нескольких издательствах, общий тираж к концу 1980-х достиг 2 млн экземпляров . По книге было поставлено множество спектаклей. Публикации книги предшествовало создание по сценарию Светланы Алексиевич режиссёром Виктором Дашуком одноимённой серии семи документальных телефильмов (1981-1984).

    Вторая книга писательницы, «Последние свидетели : книга недетских рассказов » (1985, в последующих изданиях использовались варианты подзаголовка «Соло для детского голоса», «Сто недетских колыбельных», «100 недетских рассказов») основана на воспоминаниях детей, которым во время Великой отечественной войны было от шести до двенадцати лет. Это свидетельства «невозможности пережить память травмы» . Третья книга - «Цинковые мальчики » (1989) - посвящена Афганской войне и названа так потому, что тела погибших солдат доставлялись на родину в цинковых гробах. Основанием для книги стали интервью с матерями погибших солдат, а также с вернувшимися с войны участниками афганской кампании. Герои этой книги «рассказывают истории своей боли и потерь на фоне двух событий: десятилетней войны в Афганистане и радикального раздора в самой сердцевине советского общества» .

    Книга 1993 года «Зачарованные смертью » посвящена самоубийствам, вызванным эпохой резких социальных перемен в бывшем Советском Союзе . В 1997 году опубликована «Чернобыльская молитва », написанная на основе бесед со свидетелями Чернобыльской катастрофы : ликвидаторами, членами семей погибших пожарных, переселёнными жителями. Книга имеет подзаголовок «хроника будущего» и показывает одновременное развертывание двух катастроф: техногенной и социальной, во время которой «ушел под воду огромный социалистический материк» . В 2013 году выходит книга «Время секонд хэнд », посвящённая феномену «советского человека» и травме, вызванной распадом социализма. С. Алексиевич разъясняла: «За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип - homo soveticus . Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его „совком“. Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он - это я. Это мои знакомые, друзья, родители» .

    Книги Алексиевич образуют цикл, который она определяет как «хронику Большой Утопии» или историю «красного человека» Работа над циклом продолжается .

    В конце 1990-х годов была начата работа над книгой «Чудный олень вечной охоты », включающей рассказы о любви, по состоянию на октябрь 2015 года работа над книгой продолжается .

    Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, французский, немецкий, шведский, польский, китайский, норвежский и другие языки . Общий тираж иностранных изданий «Чернобыльской молитвы» составил более 4 миллионов экземпляров .

    К 2015 году Алексиевич стала лауреатом множества иностранных литературных премий и наград. Среди них - премия Ремарка (2001), Национальная премия критики (США, 2006), приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) за книгу «Время секонд хэнд», премия Курта Тухольского «За мужество и достоинство в литературе», премия Андрея Синявского «За благородство в литературе», российская независимая премия «Триумф», лейпцигская книжная премия «За вклад в европейское взаимопонимание», немецкая премия «За лучшую политическую книгу» и премия имени Гердера. В 2013 году Алексиевич стала лауреатом Международной премии мира немецких книготорговцев ; получила золотую медаль белорусского конкурса «Брэнд года-2013» .

    В 2013 году Светлана Алексиевич считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе , однако премию получила канадская писательница Элис Манро .

    В 2015 году Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время» . Светлана Алексиевич - первый нобелевский лауреат в истории независимой Белоруссии; она стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе . Впервые за полвека премия была присуждена писателю, преимущественно работающему в жанре документальной литературы; при этом впервые в истории Нобелевская премия по литературе присуждена профессиональному журналисту . Денежный приз премии составил 8 млн шведских крон (около 953 тыс. долларов на момент присуждения) .

    Литературная критика

    Отмечая традиции белорусской литературы в творчестве Алексиевич, белорусский поэт Владимир Некляев заметил, что если вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели », то всё творчество Алексиевич - из документальной книги Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника «Я из огненной деревни». Он также отметил, что заслуга Алексиевич в том, что она сделала возможным прорыв белорусской литературы в литературу европейскую .

    Российская критика по-разному оценивает творчество Светланы Алексиевич. Одни критики называют её «блестящим мастером художественно-документальной прозы» , выдающимся гуманистом и «народной писательницей» , другие характеризуют творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику .

    По мнению российской писательницы Татьяны Толстой , Алексиевич работает грубыми методами, «на выжиманиях слезы».

    Книги Светланы Алексиевич определяют как документальную прозу, романы-оратории, романы-свидетельства, коллективные свидетельства, эпический хор, документальные монологи, литературную журналистику, репортаж, нон-фикшн, «живые голоса» . Сама писательница определяла жанр, в котором работает, как «историю чувств» . По оценке писателя, главного редактора «Литературной газеты » Юрия Полякова , книги Алексиевич, написанные в жанре «публицистики-журналистики», так и не стали большой литературой, а представляют собой «имманентное фрондёрство» .

    Американский журналист Александра Альтер ставит Алексиевич в один ряд с такими мастерами жанра нехудожественной прозы в масштабе романа, как Трумен Капоте , Норман Мейлер и Джоан Дидион . Специалист в области этики Линда Хоган считает, что в своих книгах она поднимает сложные философские вопросы . Швейцарский социолог Жан Россио в своей рецензии на «Чернобыльскую молитву» в 2000 году отмечает, что автор не навязывает свою оценку событий и не выдвигает обвинений, но подталкивает читателей к коллективной работе памяти о человеческих и социальных последствиях Чернобыльской катастрофы и что продвигать её книги «этически необходимо». По мнению Елены Гаповой, тексты Светланы Алексиевич представляют собой «образец моральной философии, способ обсуждения этических вопросов, прежде всего проблемы поиска смысла страдания, осуществляемого советским, а затем постсоветским человеком» в условиях огромного социального сдвига .

    Политические взгляды

    Свои убеждения определяет как социал-демократические , так как социал-демократия, по её мнению, «более смягченный вариант перехода» к капитализму . Алексиевич последовательно выступала против политики президента Александра Лукашенко . Государственные издательства Белоруссии прекратили выпуск её книг после прихода А. Лукашенко к власти . В то же время, она критиковала оппозицию за то, что в ней «нет политиков», а есть «культурологи, мечтатели и романтики» .

    На читательской встрече в Варшаве 13 мая 2015 года, посвящённой выходу книги «Время секонд-хэнд», Алексиевич, комментируя вооружённый конфликт на востоке Украины , заявила: «Это страшно, что вместо того, чтобы разговаривать, люди начинают стрелять в друг друга. Но я бы не сказала, что это только в русском народе» [прояснить ] . Она добавила, что литература «должна писать о том, что надо „убивать“ идеи, надо спорить, а не убивать людей», и объяснила идущее кровопролитие наследием прошлого: человек «за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо». Кроме того, считает Алексиевич, жителей постсоветского пространства «вначале 70 лет обманывали, потом ещё 20 лет грабили», в результате чего среди них появились «очень агрессивные и опасные для мира люди» и сформировались низкая ценность человеческой жизни и приоритет величия государства над качеством жизни . С момента вооружённого конфликта регион [прояснить ] не посещала и не планирует .

    На пресс-конференции 8 октября 2015 года, в день присуждения Нобелевской премии, Алексиевич противопоставила «добрый русский мир , гуманитарный русский мир, тот мир, которому до сих пор поклоняются все - литературе, балету, музыке великой» нелюбимому ею миру Берии , Сталина , Путина и Шойгу . Такое отношение вызвано тем, что, по её мнению, ситуацию в России спровоцировали так, что «86 % людей стали рады тому, как убивали людей в Донецке, и смеялись над этими „хохлами“» .

    Литературные произведения

    Фильмы и театральные постановки

    Фильмы по сценариям Светланы Алексиевич

    Фильмы по мотивам книг Светланы Алексиевич

    Театральные постановки и телеспектакли

    По книгам «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» было поставлено несколько театральных спектаклей .

    Две постановки «У войны не женское лицо» вышли на экраны как телеспектакли :

    Также ставились спектакли по книгам «Зачарованные смертью», «Чернобыльская молитва» ; по книге «Последние свидетели» композитор Владимир Магдалиц написал и поставил симфонию-реквием.

    Награды

    Примечания

    Комментарии Источники

    1. Кто есть кто в Республике Беларусь - Białystok : Podlaski Instytut Wydawniczy , 2000. - С. 14. - 313 с. - ISBN 978-83-913780-0-7
    2. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 1: А - Аршын - Мінск : 1996. - С. 243. - 552 с. - ISBN 978-985-11-0036-7
    3. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Том 1 - Мінск : (untranslated) , 1993. - С. 100. - ISBN 978-5-85700-074-8
    4. Светлана Алексиевич: Фильмография
    5. Нобелевскую премию по литературе получила Светлана Алексиевич , Газета.Ru (8 октября 2015). Дата обращения 8 октября 2015.
    6. Светлана Алексиевич опровергла слухи о своей смерти (неопр.) . Вести.Ru (18 мая 2017).
    7. Светлана Алексиевич (неопр.) . Иносми.Ru (18 мая 2017).
    8. РИА «Новости», 21 июня 2017. Запад - о русских без цензуры. Что на самом деле сказала Алексиевич
    9. Светлана Алексиевич, Галина Дурстхофф. Светлана Алексиевич - биография (неопр.) . Литературное агентство Галины Дурстхофф. Дата обращения 14 октября 2015.
    10. Моя единственная жизнь (Беседу со Светланой Алексиевич вела Татьяна Бек) // Вопросы литературы . - 1996. - №. 1. - С. 204-223.
    11. http://www.alexievich.info/knigi/U_voiny.pdf
    12. Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич: «Бандеровцы» спасли мою жизнь
    13. Ціхан Чарнякевіч. Як змагаліся за Святлану Алексіевіч (белор.) . "Літаратурная Беларусь" . Саюз беларускіх пісьменнікаў (7 декабря 2015). Дата обращения 29 июня 2017. перевод: Как боролись за Светлану Алексиевич (рус.) . Русский Монитор (14 декабря 2015). Дата обращения 29 июня 2017.
    14. Алексіевіч Святлана // Беларускія пісьменнікі (1917-1990): Даведнік (белор.)
    15. Интервью для Радио Свобода (27.07.2011)
    16. «Ты рядом с котлеткой по значимости и не мечтай встать»: Интервью писательницы Светланы Алексиевич - Meduza (рус.) . Meduza. Дата обращения 8 октября 2015.
    17. Masha Gessen. The Memory Keeper // New Yorker. - 2015. - 2 октября.
    18. Алексиевич: это победа не только моя, но и нашей культуры и страны
    19. Биография Светланы Алексиевич (неопр.) . Премия мира Союза немецких книготорговцев (2013). Дата обращения 14 октября 2015.
    20. Скатов, Николай Николаевич . Алексиевич, Светлана Александровна // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: библиографичский словарь в 3 т.. - Олма-пресс . - М. , 2006. - Т. 1. - С. 53-55. - 1920 p. - ISBN 5-94848-211-1 .
    21. Алексиевич С. У войны - не женское лицо // Октябрь. - 1984. - № 2 .
    22. «У войны не женское лицо» - С. 14-20.
    23. Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе - первую в истории Белоруссии
    24. Ушакин, Сергей. Осколки военной памяти: «Все, что осталось от такого ужаса?» // Новое литературное обозрение (НЛО). - 2008. - № 93 .
    25. Irina Novikova. Lessons on the Anatomy of War: Svetlana Alexievich’s Zinky Boys // War Discourse, Women’s Discourse. Essays and Case-Studies from Yugoslavia and Russia. Topos. Vol. 2. Ljubljana: Topos and ISH. - 2000. - С. 100 .
    26. Алесиевич, Светлана. В поисках вечного человека (неопр.) .
    27. Алексиевич, Светлана. Время секонд хэнд. - М: Время, 2013.
    28. Алексиевич, Светлана. В поисках вечного человека (неопр.) .
    29. Светлана Алексиевич: Голоса страны Утопии
    30. Алексеева, Оксана . Родились , Коммерсантъ (30 мая 1998). Дата обращения 14 октября 2015.
    31. Белорусская писательница Светлана Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год , БЕЛТА (8 октября 2015). Дата обращения 14 октября 2015.
    32. Светлана Алексиевич: издания
    33. Лауреатом Нобелевской премии в области литературы стала Светлана Алексиевич
    34. Победители Профессионального конкурса БРЭНД ГОДА 2013
    35. Литературные и общественные премии
    36. Светлана Алексиевич стала фаворитом Нобелевской премии по литературе
    37. Нобелевская премия по литературе 2015 года - официальный пресс-релиз Нобелевского комитета
    38. «Нобеля» по литературе впервые за 28 лет получил русскоязычный автор
    39. http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-34475251 Svetlana Alexievich wins Nobel Literature prize
    40. «Нобель» заговорил по-русски
    41. Някляеў: Шанцы Беларусі на Нобелеўскую прэмію як ніколі высокія
    42. Цинковые мальчики, с. 126-168
    43. Светлана Алексиевич. Коллективный Путин (неопр.) . Frankfurter Allgemeine. Дата обращения 4 июля 2014.
    44. Евгений Ермолин. Мультиверс. - М. , 2017.
    45. Сергей Морозов. Сэконд хэнд // Литературная Россия . - М. , 2014. - № 27 .
    46. Олег Пухнавцев. Литератор нужного калибра // Литературная газета. - М. , 2015. - № 40(6528) .
    47. Дмитрий Чёрный. Премия «Чёрного города» // Литературная Россия. - М. , 20015. - № 36 .
    48. Ольга Труханина. Нобелевский позор (неопр.) . Наша ніва, 14 декабря 2015.
    49. Наташа Румянцева. Татьяна Толстая в «Буквоеде», 9.10.15 (неопр.) (11 октября 2015). Дата обращения 28 июля 2016.
    50. Ришина, Ирина. “Чернобыльская молитва’. Мне кажется, я записываю будущее …” // Литературная газета. - 1996. - 24 апреля.

    Имя: Светлана Алексиевич (Svetlana Alexievich)

    Возраст: 70 лет

    Деятельность: писательница, журналистка, обладатель Нобелевской премии-2015

    Семейное положение: не замужем

    Светлана Алексиевич: биография

    Творчество Светланы Алексиевич вызывает неоднозначные отзывы. Одни по ее книгам снимают фильмы и ставят спектакли, другие считают писательницу рупором постсоветской чернухи. Ей приписывают изобретение нового жанра в литературе – романа-исповеди от лица конкретного человека. Сама Алексиевич в интервью сказала, что мечтает собрать сотню историй, рассказанных 50 женщинами и 50 мужчинами, чтобы получился рассказ о душевных переживаниях свидетелей жизни и падения советской империи.

    «Самое интересное сейчас - не политика, не передел мира, а вот это пространство маленького человека. Но в то же время через это пространство высвечивается и наша культура, и наша история».

    Детство и юность

    Светлана Александровна Алексиевич родилась в украинском городе Ивано-Франковске (тогда Станислав) 31 мая 1948 года. Семья писательницы интернациональная. Отец родился в Беларуси, мама в Украине. После демобилизации глава семьи перевёз родных в Беларусь, в Гомельскую область. Там Светлана Алексиевич в 1965 году окончила школу и поступила в университет, выбрав факультет журналистики. В 1972 году будущая писательница получила диплом Белорусского государственного университета.

    View this post on Instagram

    Светлана Алексиевич

    Трудовая биография Светланы Алексиевич началась с работы в школе. Сначала она работала воспитателем в школе-интернате, потом преподавала детям историю и немецкий язык в Мозырском районе. Писательство давно влекло Алексиевич, и она устроилась корреспондентом в районную газету «Припятская правда». Затем перешла в другое издание – «Маяк коммунизма» в одном из райцентров Брестской области.

    С 1973-го по 1976-й Светлана Алексиевич работала в областной «Сельской газете». В 1976-м ей предложили место руководителя отдела очерка и публицистики в журнале «Неман». Там Алексиевич трудилась до 1984 года. В 1983-м принята в Союз писателей СССР.

    С начала 2000-х Светлана Алексиевич жила за границей, сначала в Италии, потом во Франции и Германии, в итоге вернулась в Беларусь.

    Книги

    Светлана Александровна Алексиевич говорит, что на каждую книгу уходило от 4 до 7 лет жизни. В период написания она встречалась и разговаривала с сотнями людей, свидетелями событий, о которых рассказывается в произведениях. Эти люди, как правило, имели за спиной очень сложную судьбу: прошли сталинские лагеря, революции, воевали на разных войнах или выжили в чернобыльской катастрофе.

    View this post on Instagram

    Писательница Светлана Алексиевич

    Первая книга, которой начинается творческая биография Светланы Алексиевич - «Я уехал из деревни», разоблачающая отношение государства к сельским жителям. Издание подготовили к печати еще в середине 70-х, но до читателя книга так и не дошла. Типографский набор запретило партийное руководство, а позже и сама автор отказалась от публикации.

    «У войны – не женское лицo» - это книга о женщинах, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Они были снайперами, лётчицами, танкистами, подпольщицами. Их видение и восприятие войны – совсем иное, чем у мужчин. Они тяжелее переживали чужие смерти, кровь, убийства. А по окончании войны у женщин-ветеранов начался второй фронт: им нужно было адаптироваться в мирной жизни, забыть об ужасах войны и снова стать женщинами: носить платья, туфли на каблуке, рожать детей.

    View this post on Instagram

    Светлана Алексиевич - «У войны – не женское лицo»

    Книга «У войны – не женское лицo» не издавалась 2 года, пролежав в издательстве. Алексиевич обвинили в искажении героического образа советских женщин, в пацифизме и излишнем натурализме. Произведение увидело свет в годы перестройки и было напечатано в нескольких «толстых» журналах.

    Сложной оказалась и судьба последующих произведений. Вторая книга называлась «Последние свидетели». Она состояла из 100 рассказов детей об ужасах войны. Здесь ещё больше натурализма и страшных подробностей, увиденных глазами детей от 7 до 12 лет.

    В третьем произведении Светлана Алексиевич поведала о преступлениях Афганской войны. Книга «Цинковые мальчики» была напечатана в 1989 году. Её выход сопровождался волной негативных рецензий и критики. А ещё – судебным разбирательством, остановленным после того, когда на защиту опального литератора встали западные правозащитники и общественность.

    View this post on Instagram

    Светлана Алексиевич подписывает книги поклонникам

    Война занимает в произведениях Светланы Алексиевич центральное место. Сама писательница объясняет это тем, что вся советская история связана с войной и пропитана ею. Она утверждает, что все герои и большинство идеалов советского человека – военные.

    Четвёртая книга, названная «Зачарованные смертью», вышла в 1993 году и также вызвала неоднозначные отклики. Это произведение о самоубийствах, зарегистрированных в первые 5 лет после исчезновения СССР. В ней автор пытается понять причины и «очарование» смерти, уносящей жизни тысяч людей – простых коммунистов, маршалов, поэтов, чиновников, покончивших с собой после развала гигантской империи. Как утверждает сама Алексиевич, это размышление о том, как страна выходила из-под «наркоза прошлого» и «гипноза великого Обмана».

    View this post on Instagram

    Светлана Алексиевич - «Чернобыльская молитва»

    Пятое произведение под названием «Чернобыльская молитва» о мире и жизни после чернобыльской катастрофы. Светлана Александровна считает, что после аварии на ЧАЭС не только изменился генный код и формула крови населения большой страны, но и скрылся под водой весь социалистический материк.

    Через все книги Алексиевич проходит развенчание коммунистической идеи или, как утверждает писательница, «великой и страшной Утопии – коммунизма, идея которого не умерла окончательно не только в России, но и во всём мире».

    «Чудный олень вечной охоты» - произведение о любви, но снова под специфическим углом зрения Алексиевич. Прежде в сочинениях Светланы герой попадал в экстремальные ситуации. В новой повести любовь становится таким окружением, в котором человеческие качества проявляются с не меньшим рвением и глубиной.

    View this post on Instagram

    Светлана Алексиевич - «Время секонд хэнд»

    «Время секонд хэнд» («Конец красного человека») посвящена воспоминаниям 20 человек о времени с начала перестройки и до начала 21 века. Эти люди рассказывают о надеждах, которые связывали со сменой политической системы в стране, о том, как выживали в «лихие 90-е», когда на продажу шло все, что стоило хоть каких-то денег, о том, как гибли близкие в никому не нужных чеченских конфликтах.

    Светлана Алексиевич – претендентка на Нобелевскую премию в категории «Литература» с 2013 года. Но тогда премию вручили канадской писательнице Элис Манро. В 2014-м её получил французский писатель Патрик Модиано.

    Вручение Нобелевской премии Светлане Алексиевич

    В 2015-м Алексиевич снова попала в число кандидатов, которые, помимо премии, могли бы стать обладателем денежного вознаграждения в 8 млн шведских крон ($953 тыс.). Кроме неё, рассматривались кандидатуры японского писателя Харуки Мураками , кенийского Нгуи Ва Тхионго, норвежского Юна Фоссе и американца Филиппа Рота.

    8 октября в Стокгольме Нобелевская премия все же была вручена Светлане Алексиевич. Известие о присуждении премии белорусской писательнице было встречено неоднозначно как в России, так и в Беларуси.

    Многие говорят о политическом выборе претендента. Алексиевич – ярая антисоветчица, известная своей критикой внутренней и внешней политики президентов и . Писательницу обвиняют в спекулятивно-тенденциозной журналистике и антироссийской позиции.

    Личная жизнь

    На вопросы о личной жизни Алексиевич отвечает, что не получается быть счастливой. Мужа, как разузнали СМИ, у Светланы нет, как и собственных детей. Писательница воспитала племянницу Наталью, дочь преждевременно умершей сестры. У девушки своя семья, названной матери она подарила внучку Яну. В прессе фото близких практически не появляются, публикуются в основном снимки Алексиевич.

    +

    Без этой книги, давно ставшей мировым бестселлером, уже невозможно представить себе ни историю афганской войны – войны ненужной и неправедной, ни историю последних лет советской власти, окончательно подорванной этой войной. Неизбывно горе матерей «цинковых мальчиков», понятно их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в Афгане их сыновья. Но узнав эту правду, многие из них ужаснулись и отказались от нее. Книгу Светланы Алексиевич судили «за клевету» – самым настоящим судом, с прокурором, общественными обвинителями и «группами поддержки» во власти и в прессе. Материалы этого позорного процесса также включены в новую редакцию «Цинковых...

    • 27 марта 2014, 05:08

    Жанр: ,

    +

    Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич «Голоса утопии». Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. «У войны не женское лицо» – опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях...

    • 27 марта 2014, 05:08

    Жанр: ,

    +

    Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет – самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».

    «Последние свидетели» – это подвиг детской...

    • 27 марта 2014, 05:07

    Жанр: ,

    +

    Несколько десятилетий Светлана Алексиевич пишет свою хронику «Голоса Утопии». Изданы пять книг, в которых «маленький человек» сам рассказывает о времени и о себе. Названия книг уже стали метафорами: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва»… По сути, она создала свой жанр – полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш XX век.

    Главной техногенной катастрофе XX века – двадцать лет. «Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции, с добавлением нового текста, с восстановлением фрагментов, исключенных из прежних изданий по цензурным...