Бирма — «Золотая Земля. Переезд из Пьи в Баган. Валюта Бирмы: денежная единица Бирмы - кьят

Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту.
Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства…


Была и еще одна причина – посмотрим в глаза исторической правде – города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии.

И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сикайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.
Счастливое место было трижды указано королю Миндону во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди.
У подножия горы был выбран участок земли, квадрат примерно два на два километра. Его обнесли широким рвом и стеной из красного кирпича с двенадцатью воротами и мостами через ров. Возвели сорок восемь сторожевых башен, установили орудия. Ежечасно слышалась перекличка сторожевых, ходивших по крепостной стене. Правда, такие стены были уже анахронизмом для XIX века, и короткоствольные бирманские пушки не могли противостоять английской артиллерии.
Но за стеной в невиданно короткий срок - через год с небольшим - вырос прекрасный город. Он был весь из дерева – дворец, храмы, монастыри с резными крышами сказочной красоты. Весной 1858 года король Миндон со всем двором торжественно переселился в Мандалай. В считанные дни жители прежней столицы – Амарапуры - разобрали свои дома, погрузили скарб на запряженные буйволами повозки и вслед за королем прибыли в новую столицу, хотя строительство городских стен не было еще завершено.
Через три года в Мандалае жило уже двести тысяч человек – в то время как в Рангуне, возводимом англичанами на юге страны, было втрое меньше жителей.
Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году – через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты. "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья. В Мандалае священнослужителями была создана книга куда более основательная.
Каменные страницы вокруг Кутодо в Мандалае

Пять месяцев длилось совещание. Пять месяцев сличались и выправлялись древние священные тексты. Пять последующих лет резчики выбивали знаки на камне. Так возникла в Мандалае пагода Кутодо – книга из семисот двадцати страниц, белых мраморных плит с выдолбленными на них преданиями, мантрами и именами преданных буддизму королей Бирмы. Мраморные страницы и по сей день длинными рядами окружают центральную ступу пагоды.
Однако времена короля Миндона не были временами благочестия, буддизм не главенствовал в его стране. Монахи-книжники библиотеки-пагоды Кутодо до сих пор считают, что королевский трон Бирмы погубило не что иное, как меры безопасности, принятые при закладке стен крепости Мандалая.
Люди, умершие насильственной смертью, становятся натами-тхейн - могущественными духами, такое суеверие бытовало во времена короля Миндона. Духи умерщвленных людей возвращались на место своей гибели и ревностно оберегали его, ибо это было гарантией и их покоя. Поэтому и возник кровавый ритуал при закладке городов и дворцов заживо погребать людей под массивными столбами ворот и в углах оград.

Этот обычай, сохранявшийся вплоть до середины XIX века, находился в вопиющем противоречии с догмами буддизма, считающего чудовищным грехом лишение жизни любого живого существа. Но решающее слово при дворе бирманского короля принадлежало в те времена звездочетам и прорицателям, брахманам из Индии.
Вместе с жертвами (некоторые источники утверждают, что Мандалаю понадобились пятьдесят два защитника-духа) под фундаментами крепости были закопаны горшки с маслом. Каждые семь лет прорицатели проверяли, надежна ли еще защита натов-тхейн, не нужны ли новые жертвы. Если масло оставалось нетронутым, покровительство духов действовало, город оставался в безопасности.

В 1880 году, в правление короля Тибо, преемника Миндона, взявшего курс на разрыв с Британской империей, при такой проверке обнаружилось, что масло в сосудах либо высохло, либо через трещины вытекло и впиталось в землю.
Это было зловещим предзнаменованием. Разразившаяся эпидемия оспы, не пощадившая даже первенца короля, стала началом бед. Затем из клетки придворного зверинца вырвался тигр и разорвал человека. Встревоженные астрологи предложили королю снова перенести столицу, но эта"" решительная мера вряд ли могла спасти бирманский трон.

В ноябре 1885 года части британской колониальной армии поднялись вверх по реке Иравади и без единого выстрела заняли город. Короля вместе с семьей навеки изгнали из страны. Столицей Бирмы стал построенный англичанами Рангун. А за стенами красного кирпича, в мандалайском дворце и монастырях, превратив их в клубы, канцелярии, казармы, поселились английские солдаты.
Склоны Мандалайского холма усыпаны глиняными черепками. Кувшины, в которых доставлены благовония в дар Будде, разбивают, чтобы их нельзя было использовать еще раз. На вершине стоит сохранившаяся со времен строительства города статуя Будды, повелительным жестом указывающая вниз: "Пусть здесь поднимется город, который станет центром Мира!".

Но недолго продлилась земная слава города… А впрочем, не есть ли это задуманное за две тысячи четыреста лет до закладки его первого камня подтверждение буддийского догмата о бренности земного бытия?










"Это как раз то место!" - провозгласил король. (Мандалай – древняя столица Бирмы)

Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту.
Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства…

Была и еще одна причина – посмотрим в глаза исторической правде – города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии.
И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сикайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу.
Счастливое место было трижды указано королю Миндону во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди.
У подножия горы был выбран участок земли, квадрат примерно два на два километра. Его обнесли широким рвом и стеной из красного кирпича с двенадцатью воротами и мостами через ров. Возвели сорок восемь сторожевых башен, установили орудия. Ежечасно слышалась перекличка сторожевых, ходивших по крепостной стене. Правда, такие стены были уже анахронизмом для XIX века, и короткоствольные бирманские пушки не могли противостоять английской артиллерии.

Но за стеной в невиданно короткий срок - через год с небольшим - вырос прекрасный город. Он был весь из дерева – дворец, храмы, монастыри с резными крышами сказочной красоты. Весной 1858 года король Миндон со всем двором торжественно переселился в Мандалай. В считанные дни жители прежней столицы – Амарапуры - разобрали свои дома, погрузили скарб на запряженные буйволами повозки и вслед за королем прибыли в новую столицу, хотя строительство городских стен не было еще завершено.
Через три года в Мандалае жило уже двести тысяч человек – в то время как в Рангуне, возводимом англичанами на юге страны, было втрое меньше жителей.
Миндон провозгласил Мандалай Центром Вселенной. Сюда на Пятый буддийский собор съехались со всего мира две с половиной тысячи монахов. Это случилось в 1871 году – через тысячу девятьсот лет после Четвертого буддийского собора! Тогда на острове Цейлон были впервые записаны священные буддийские тексты. "Бумагой" для записи послужили пальмовые листья. В Мандалае священнослужителями была создана книга куда более основательная.


Пять месяцев длилось совещание. Пять месяцев сличались и выправлялись древние священные тексты. Пять последующих лет резчики выбивали знаки на камне. Так возникла в Мандалае пагода Кутодо – книга из семисот двадцати страниц, белых мраморных плит с выдолбленными на них преданиями, мантрами и именами преданных буддизму королей Бирмы. Мраморные страницы и по сей день длинными рядами окружают центральную ступу пагоды.
Однако времена короля Миндона не были временами благочестия, буддизм не главенствовал в его стране. Монахи-книжники библиотеки-пагоды Кутодо до сих пор считают, что королевский трон Бирмы погубило не что иное, как меры безопасности, принятые при закладке стен крепости Мандалая.
Люди, умершие насильственной смертью, становятся натами-тхейн - могущественными духами, такое суеверие бытовало во времена короля Миндона. Духи умерщвленных людей возвращались на место своей гибели и ревностно оберегали его, ибо это было гарантией и их покоя. Поэтому и возник кровавый ритуал при закладке городов и дворцов заживо погребать людей под массивными столбами ворот и в углах оград.

Этот обычай, сохранявшийся вплоть до середины XIX века, находился в вопиющем противоречии с догмами буддизма, считающего чудовищным грехом лишение жизни любого живого существа. Но решающее слово при дворе бирманского короля принадлежало в те времена звездочетам и прорицателям, брахманам из Индии.
Вместе с жертвами (некоторые источники утверждают, что Мандалаю понадобились пятьдесят два защитника-духа) под фундаментами крепости были закопаны горшки с маслом. Каждые семь лет прорицатели проверяли, надежна ли еще защита натов-тхейн, не нужны ли новые жертвы. Если масло оставалось нетронутым, покровительство духов действовало, город оставался в безопасности.

В 1880 году, в правление короля Тибо, преемника Миндона, взявшего курс на разрыв с Британской империей, при такой проверке обнаружилось, что масло в сосудах либо высохло, либо через трещины вытекло и впиталось в землю.
Это было зловещим предзнаменованием. Разразившаяся эпидемия оспы, не пощадившая даже первенца короля, стала началом бед. Затем из клетки придворного зверинца вырвался тигр и разорвал человека. Встревоженные астрологи предложили королю снова перенести столицу, но эта решительная мера вряд ли могла спасти бирманский трон.

В ноябре 1885 года части британской колониальной армии поднялись вверх по реке Иравади и без единого выстрела заняли город. Короля вместе с семьей навеки изгнали из страны. Столицей Бирмы стал построенный англичанами Рангун. А за стенами красного кирпича, в мандалайском дворце и монастырях, превратив их в клубы, канцелярии, казармы, поселились английские солдаты.
Склоны Мандалайского холма усыпаны глиняными черепками. Кувшины, в которых доставлены благовония в дар Будде, разбивают, чтобы их нельзя было использовать еще раз. На вершине стоит сохранившаяся со времен строительства города статуя Будды, повелительным жестом указывающая вниз: "Пусть здесь поднимется город, который станет центром Мира!".

Но недолго продлилась земная слава города… А впрочем, не есть ли это задуманное за две тысячи четыреста лет до закладки его первого камня подтверждение буддийского догмата о бренности земного бытия?

Переезд из Янгона в Пьи

Утро пришлось посвятить покупке ж/д билета в Пьи (Pyay), что оказалось не так-то просто. Накануне вечером, сразу по приезду в Янгон из Баго, я предпринял первую попытку: дошел до железнодорожных касс, расположенных напротив Sakura Tower, где я неделей раньше покупал билет в Моламьян, в надежде сделать то же самое еще раз. Фигушки: оказалось, ж/д кассы там работают до 15:00, сказали прийти завтра в 8 утра..

Пришел утром: говорят, билеты с отправлением в тот же день продаются непосредственно на вокзале, а то, что находится напротив Sakura Tower, это «кассы предварительного бронирования».. Интересно, зачем они нужны, если заранее билет на этот самый поезд мне там продавать отказались, сказали «приходите в день отправления»? Ладно, пошел на вокзал, подхожу к окошку кассы, описываю суть вопроса. Меня окидывают ленивым взглядом и машут рукой — дескать, тебе не сюда, а в другое окошко. Иду в другое — человек отрывается от заполнения каких-то очень важных бумажек и снова машет рукой — опять не сюда, опять в другое окошко. И так еще два раза. Наконец, я дошел-таки до окна, где сидел тот несчастный, кого остальные сделали «крайним» и ему, видимо, дальше некуда было меня послать — пришлось продавать билет.

Билет в ordinary class до города Пьи стоит 1950 чат (чуть больше полутора долларов), отправление один раз в день в 13:00.

Затем я на вокзале поменял еще 100 баксов (кстати, там оказался самый лучший курс, хотя курс в Мьянме везде почти одинаковый, особого смысла искать более «выгодные» обменники нет — в этом ее отличие от, например, Камбоджи) и пошел обратно в отель, по дороге прогулявшись по центральному рынку и прикупив там бирманских сувениров — магнитики и футболку. Цены там не то чтобы самые низкие, но очень богатый выбор.

О скорости движения бирманских поездов: судя по карте, расстояние между Янгоном и городом Пьи составляет 179 км, поезд его преодолел за 9 (!!!) часов, то есть средняя скорость составила около 20 км/ч — я на велосипеде быстрее езжу. Когда поезд разгоняется быстрее этой средней скорости, пассажиров начинает подбрасывать с сидений и они все ждут не дождутся, когда машинист перестанет «лихачить». В Пьи из поезда я вышел понурый, уставший, с отбитой об деревянное сиденье задницей. Судя по скорости движения поездов, бирманская железная дорога помнит еще Киплинга..

Позже, уже в Москве, я не поленился найти точную дату постройки железнодорожной ветки из Янгона в Пьи — оказалось, что она таки действительно была построена во времена Киплинга (может быть, и при его непосредственном участии) — 1877 году!

Пьи (Pyay ) — один из древнейший городов Мьянмы. В 5-7 веках нашей эры на его месте располагалась Терикитара , столица цивилизации Шри Ксетра , от которой остались живописные руины и чью археологическую зону ЮНЕСКО в 2014 году внесла в свой список всемирного наследия. Кроме развалин Шри Ксетры, Пьи известен своей красивейшей пагодой Швесандо , построенной на холме в центре города. Во времена британского колониального правления город назывался Пром (Prome).

Достопримечательности Пьи: пагода Швесандо

Пагода Швесандо (Shwesandaw paya ) была построена в 589 году до н.э. и известна хранящимися в ней четырьмя прядями волос Будды.

Зеди (ступа) этой пагоды на один метр выше, чем главная ступа янгонского Шведагона. Ступу венчают два навершия в виде зонтиков — так называемые «хти» — элемент, нечасто встречающийся у бирманских храмов.


Есть еще две башенки: та, что потолще и пониже сохранилась еще со времен, когда город Пьи назывался Мон. А вторая башенка (повыше и потоньше) была в 1754 году добавлена королем Алаунгпая как символ мира между его королевством и только что им завоеванным государством Мон. В юго-западном углу храмового комплекса находится Зал Священного зуба, где в специальном золотом колоколе хранится настоящий зуб Будды. Колокол открывают раз в год в ноябре, во время празднования полнолуния.

Мне пагода Швесандо очень понравилась, несмотря на то, что уже в голове «каша» из многочисленных бирманских пагод. Но Швесандо выглядит довольно необычно и выделяется среди красивых, но зачастую довольно однообразных бирманских храмов и пагод.


Достопримечательности Пьи: археологическая зона Шри Ксетра

Шри Ксетра (Sri Ksetra ) это памятник цивилизации Pyu —как считается, более древней, чем цивилизации Багана и Мраук У (Mrauk U), археологи датируют город между 5 и 9 веками, расположена примерно в семи километрах к востоку от Пьи.








Что касается Sri Ksetra: чтобы оценить все величие этого археологического памятника, надо быть большим знатоком истории Мьянмы и населявших ее народов и племен. Я, к сожалению, этими знаниями не обладаю и для меня большинство ее уникальных памятников остались не более чем однообразными кирпичными зданиями и пагодами. А на взгляд неспециалиста, оно все может и древнее, и очень для человечества ценное — но визуально не особо красивое. Но тут, конечно все индивидуально — может быть, любители древностей от этих кирпичных домиков будут в глубочайшем экстазе — как та ЮНЕСКО.

Схема Sri Ksetra:

На территории археологической зоны расположены несколько живописных деревень:




Достопримечательности Пьи: Akauk Taung (Customs Hill)

Еще одна яркая достопримечательность расположена в нескольких километрах к юго-западу от города Пьи — это вырезанные на высоком и обрывистом берегу реки реки Иравади изображения Будды:

Где жить в Пьи: мини-подборка отелей

Предлагаю читателям свою подборку лучших отелей Пьи по соотношению цены и качества — правда, следует учитывать, что подобные варианты весьма популярны и разбираются в первую очередь.

Hotel 3D***

Очень дружелюбный и профессиональный персонал, хорошее расположение относительно ж/д вокзала и основных достопримечательностей. Ссылка для бронирования: Hotel 3D .

Jade Motel

Уютный недорогой мотель рядом с автовокзалом (хотя и немного далековато от центра города). Большие чистые номера, удобные кровати. Ссылка для бронирования: Jade Motel .

Naung Yoe Motel

Небольшой семейный отель бунгального типа. Чистые уютные номера, очень предупредительный персонал и хозяева. Ссылка для бронирования: Naung Yoe Motel .

Переезд из Пьи в Баган

Расстояние от Пьи до Багана — 250 км. Вроде бы не так много, но в Мьянме преодоление и этого расстояния может превратиться в непростой ребус. Железная дорога есть, но на ж/д вокзале выяснилось, что поезда между этими городами не ходят. Никакие, вообще. А на автовокзале узнал, что есть только один автобус- отправление в 5 вечера, прибытие в 4 утра на следующий день.. Причем сегодня поедет относительно нормальный междугородний автобус, а завтра — «местный», по виду на нем еще японцы из Бирмы в 45-м отступали. Осмотрев его, я понял, что 11 часов по бирманским дорогам я в нем не переживу, а если и переживу, то после этого мне будет глубоко похер на Баган в частности и на Мьянму в целом.

«Местный» автобус

Междугородний автобус (парень решил, что я фотографирую его и приосанился:-)

Собственно, этот пыльный пятачок и есть автовокзал

Из вокзального сервиса — можно почувствовать себя совсем местным и купить бетель

Именно из-за привычки жевать бетель улыбка многих бирманцев похожа на оскал Дракулы — если жевать регулярно, то разрушаются и выпадают зубы (а оставшиеся торчат в разные стороны как противотанковые ежи), а слюна приобретает кроваво-красный цвет.

В итоге, из-за ситуации с автобусами пришлось на ходу менять планы: плевать на уже оплаченную через Агоду вторую ночь в приличном отеле в Пьи и ехать в Баган на день раньше.

Итак, в 5 вечера на междугороднем автобусе я отправился в Баган, цена билета на «приличный» автобус — 14000 чат, на неприличный «местный» — 12000.

Уж не знаю, каково ездить по Бирме на «местном» автобусе, а «междугородний» из-за качества асфальта всю дорогу мелко трясся как паралитик. К тому же, до 10 вечера в автобусе крутили какие-то бирманские сериалы по телевизору — меня с непривычки (телевизор я не смотрю, дома его вообще нет) это слегка раздражало.

Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

Что касается хорошей работающей туристической страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать то, что лучше всего подходит именно вам:

Продолжение путешествия по Мьянме:

Еще статьи о Мьянме:

P.S. Добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписывайтесь на обновления сайта по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам впечатлений от древней столицы Мьянмы города Пьи!
Ваш Роман Мироненко

М ьянма (в прошлом Бирма) - одна из самых загадочных и красивейших стран юго-восточной Азии, расположенная недалеко от Индии и граничащая с Китаем, Таиландом и Лаосом. Что мы о ней знаем, и почему её стоит увидеть, об этом читайте в нашей статье.

Бирма - «Золотая земля»

Суварнапхуми (สุวรรณภูมิ) в переводе с санскрита - ‘золотая земля’. Так называлось первое королевство, населённое монами, а основано оно было предположительно в III веке до н. э. Китайцы именовали этот народ цянами, но сами моны привыкли к другому имени - ‘мьянма’.

Так, начиная с III века до н. э., мы наблюдаем неразрывную связь веков, дошедшую до наших дней, и благодаря тому, что в стране всего лишь несколько лет назад было отменено военное положение, которое там господствовало в течение многих лет, вплоть до 2008 года, Мьянма наконец-то обретает настоящую независимость, и всё больше интересующихся культурой этой таинственной страны туристов открывают для себя Бирму с её обширнейшим культурно-религиозным наследием буддизма.

Так как же в действительности называть Бирму? Мьянмой или Бирмой? Со времён английской колонизации, которая просуществовала до 1942 года, а начало её отмечено 1824 годом, эту страну называли Бирмой, потому что и местные часто называют её Бама, с ударением на второй слог. После многих событий, последовавших за военным переворотом 1988 года, страну решили переименовать для того, чтобы полностью порвать с прошлым, с воспоминаниями об оккупации и прошлой власти, поэтому новое правительство, которое хоть и состояло из военных, что не сулило стране больших перемен к лучшему, всё-таки приняло решение о переименовании Бирмы в Мьянму, одновременно делая символический жест, как вы уже догадались, в сторону некоторых народов, населяющих эту этнически многообразную страну. Говоря об этносе Мьянмы, нужно сказать, что на территории страны проживают более ста различных этнических групп и народностей (что также означает и наличие некоторых трений между ними), которые в своё время стремились получить независимость и боролись за неё, поэтому история государств, располагавшихся на территории современной Мьянмы и соседствующих с ней стран, богата описаниями вооруженных конфликтов, многие из которых перерастали в войны, что сделало Мьянму одним из наиболее милитаризированных государств юго-восточной Азии.

Где находится Бирма

Вы хотите знать, где находится Бирма и тысячи золотых пагод, известных нам с самого момента основания Баганского царства? Бирма или Мьянма находится в западной части полуострова Индокитай и граничит с Индией, Бангладешем, Китаем, Лаосом и Таиландом. Такая география и соседство со множеством стран могут нам многое сказать и об истории страны и её отношениях с окружающими её соседними странами, некоторые из которых не были хорошими друзьями для Бирмы в прошлые века, при этом вражда между ними шла не на жизнь, а на смерть, отчего каждый раз и происходили войны между тем же Сиамом или Аютаёй (ныне входящих в состав Таиланда) и правителями Бирмы. Территория, которую мы привыкли считать Мьянмой и которая даже в наше время остаётся самой большой по площади страной в южно-азиатском регионе, а также занимает 40-е место в мире, значительно раньше, несколько веков назад, была гораздо обширнее, о чём говорит тот факт, что моны населяли Суварнапхуми, золотую землю, которая находится на территории современного Таиланда, и что ещё более примечательно, что в этом регионе построен главный международный аэропорт с одноимённым названием. Так что, прилетая в Таиланд с запада, вы ступаете на «золотую землю», которая когда-то принадлежала правителям Бирмы.

Между XVI и XVIII веками велось много войн между соседними государствами: Туангу (так называлась Мьянма в период 1510–1752 гг.) и королевством Сиама. Согласно историческим летописям, Туангу зачастую выходило победителем. Такая непростая история объединяет современный Таиланд и Мьянму. Опора на военное сословие - это одна из культурно-исторических черт современного государства Мьянма, где вплоть до наших дней военные находятся на особом положении.

Бирма и религия

Бирма неслучайно в последнее время привлекает так много туристов. Многие из тех людей, которые хотят посетить страну, интересуются не только её историческим прошлым, но и богатым духовным наследием.

Буддизм, который является главенствующей религией в стране с почти 60-миллионным населением, пришёл на эту территорию ещё приблизительно в III веке до н. э., но экспансия этого философского учения началась со II века до н. э., когда гонцы царя Ашоки прибыли в места, населённые древними монами. С тех пор индийские влияния тесно переплетались с буддийской духовностью.

Однако расцветом буддийской культуры можно называть тот самый период Баганского царства, продолжавшийся со второй половины IX века до конца XIII века н. э., отмеченный постройкой города Баган, который первоначально служил в качестве крепости. Пройдёт ещё не менее двух веков, прежде чем на трон взойдёт король Аноратха, известный тем, что под влиянием буддийского монаха, посланного в Баган другим королем, Манухом, принял буддизм как основу своего мировоззрения, а вместе с этим и многочисленные подарки от короля Мануха в виде реликвий и буддийских текстов. Но спустя некоторое время Манух стал сомневаться в чистоте помыслов Аноратхи и повелел вернуть подаренные реликвии, на что Аноратха ответил отказом и повёл войска против Мануха, захватив его в плен и сделав его и всех его потомков вплоть до сего дня храмовыми рабами, которые обязаны следить за чистотой и поддержанием храмов. Во время правления Аноратхи и после него в Багане было возведено более 10 000 храмов, пагод и ступ. Так что даже после многочисленных разгромов и переворотов, которые происходили за это время на территории Багана, до наших дней сохранилось около 2 000 священных построек, которые непременно стоит увидеть!

Стоит заметить, что буддизм в Мьянме наследует традиции Тхеравады, или Хинаяны, Малой Колесницы, и это означает, что за основу принят Палийский канон, а строгого пути отречения придерживаются только монахи, остальные жители следуют срединным путём, как и положено буддистам. Продолжая тему истории, переименований и переноса столиц из одного города в другой нельзя не вспомнить о Янгуне, в прошлом столице Бирмы, а ныне большом туристическом центре этой страны. Одна только пагода Шведагон, расположенная в Янгуне (Рангун), стоит того, чтобы проделать длинный путь и посмотреть на этой чудо бирманской архитектуры. Пагода видна далеко за пределами храмового комплекса, она полностью покрыта золотом и отделана 4 500 бриллиантами, самый крупный из которых весом в 72 карата венчает это монументальное строение.

Валюта Бирмы: денежная единица Бирмы - кьят

После очередного переворота, случившегося в Бирме в 1988 году, страна стала меняться, последовали, как это обычно и бывает, денежные реформы: валюта страны осталась прежней, её называют «кьят», но в результате реформы 1989 года из обращения были изъяты купюры достоинством 25, 35 и 75 кьят, что привело к уменьшению денег в обращении почти на 80 %. За такими мерами последовали массовые беспорядки, особенно на улицах Янгуна. Во время написания этой статьи курс кьята равен 0.00074 доллара США, т. е. банкнота в 10 000 кьят равна 7.4 долларов США. Код валюты - «ММК», а название сокращённо пишется одним символом «К». Интересный факт для тех, кто хочет поехать в эту страну, что наряду с местной валютой в ходу также и доллары США, но для того, чтобы их у вас приняли, они должны быть, что называется, «хрустящими». Да и в целом, если вы планируете обменять доллары на кьяты, то лучше выбрать самые чистые купюры, при этом желательно достоинством не ниже 50 долларов, а лучше, если у вас будут 100-долларовые гринбэки, потому что в Мьянме банкноты такого достоинства гораздо легче обменять, и их примут по более выгодному курсу.

Столица государства Бирма. Народ Бирмы

Янгун многие годы был столицей Бирмы, но после переворота в 1988 году многое изменилось, и если столица всё ещё продолжала находиться в старом месте, то можно было почти предугадать, что недолго ей там оставаться во времена, когда почти в буквальном смысле переписывалась история страны. После переименования многих городов пришло время и для смены столицы. В 2005 году было решено перенести её в Нейпьидо. Этот город построили специально для того, чтобы он стал главным городом страны. Неподалёку от него (в 17 км) находится более известный ранее Пьинман. Оба города находятся в округе Мандалай.

Выяснив насущные вопросы о деньгах Бирмы, мы подошли к самой интересной части рассказа: о народе Бирмы. И действительно, что может быть примечательней и разнообразней в любой стране, если не её народ. По некоторым данным Бирму населяют более 135 различных этнических народностей. Это и потомки тех самых монов, от чьей цивилизации ведёт свой отсчёт государство Бирма, их осталось примерно около 2 % от общего населения страны, а также шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, качины и, конечно, бирманцы. Последние составляют большинство. Их около 67 % . И в заключение хотелось бы привести слова известного путешественника XIII века Марко Поло, который писал о том, что на просторах Мьянмы много золота и драгоценных камней, что, впрочем, остаётся верным и по сей день, так как, например, бирманские рубины считаются самыми чистыми в мире и ценятся очень высоко. О Багане он записал следующее: «Башни этого города сделаны из чистейшего золота. Одна покрыта золотом толщиной с палец, так что кажется, будто вся башня полностью отлита из цельного золота. Другая покрыта серебром таким же образом, как и предыдущая, и выглядит, будто бы сделана из чистого серебра. Они искусно отделаны и расположены так, что увидеть их можно даже с самого большого расстояния». Звучит завораживающе, не правда ли?

Марко Поло повидал в своей жизни немало стран. Но, в конце концов, не важно, сколько бы там ни было башен или пагод (хотя правительство Мьянмы принялось вновь отстраивать ещё больше пагод и новых храмов, так что, наверное, скоро мы увидим новый Баган с его когда-то 10 000 храмовыми строениями), главное то, что для нас открылись двери в неизведанный мир одной из самых таинственных стран юго-восточного региона, которую можно посетить тогда, когда вам этого захочется.