Что такое реконкиста определение. Что такое реконкиста? Определение по истории. История Реконкисты кратко

Иберийский полуостров (где сейчас находятся Испания и Португалия) издавна славился своим выгодным географическим положением, хорошим климатом. В раннем средневековье многим государствам, расположенным у моря, угрожала большая опасность – арабское нашествие. Халифаты набирали силу и захватывали одно племя за другим. А если государство еще раздиралось внутренними конфликтами, это была благодатная почва для завоевания. Испанию населяли христианские племена вестготов (с 410 года н.э.), которые основали здесь свое государство. Столицей был город Толедо. Однако, кроме вестготов, там проживали и другие племена, стремившиеся захватить земли соседей. Еще более сильная угроза таилась на юге – в Северной Африке. К началу 8 века Арабский Халифат вплотную приблизился к границам полуострова.

Почему бы не расширить границы еще больше, решил правитель Халифата Валид I. И занялся этим вопросом. Собрал армию, состоящую из берберов и местных солдат и за три года завоевал почти всю территорию Испании и Португалии. Для христианского мира это была катастрофа – ведь посягнули на святое – веру. Никто не думал, что Пиренейский полуостров сдастся так быстро. Но на то были свои причины. Как уже упоминалось выше, внутри страны бушевали конфликты между королями. Правитель вестготов Родерик восстановил против себя испанских евреев, а также византийский город Сеуту, который был единственным сдерживающим арабов фактором (император отдал город арабам после того, как узнал, что его дочь была обесчещена Родериком). Король вестготов, узнав о нашествии, собрал армию и встретил неприятеля около реки Гвадалета (недалеко от Кадиса).

Битва длилась несколько дней и закончилась победой мавров. Родерик погиб в бою. Испания оказалась лицом к лицу с арабами, которые стремились насадить ислам на этих территориях. Предводитель армии, Тарик ибн Зияд, установил контроль над всей Испанией, кроме небольшого северного куска – современной провинции Астурия. Его успешные вылазки и победы на поле боя обеспечили ему славу в веках (скалистая местность, где Тарик собирал своих воинов по мере прибытия к Испании, носит его имя – Джабаль-аль-Тарик, но нашему уху более знакомо название Гибралтар). Это было в 711 году.

Начало реконкисты

Конечно, вестготы не собирались просто так покоряться завоевателям. Некоторые из местной знати предпочли перейти на сторону врага и получить таким образом земли, власть и жизнь. Многие вестготы отступили в Астурию, где начали планировать отвоевание родных земель. Лидером был выбран Пелайо – аристократ (возможно, бывший телохранитель короля Родерика). В 718 году небольшой отряд Пелайо приблизился к границам халифата, чтобы дать бой.

Испанский губернатор-наместник Минуса выслал своих всадников, чтобы показать, кто здесь хозяин. В битве в долине Ковадонга небольшое количество воинов Пелайо смогло одолеть арабов. Хотя силы были неравны, и вестготы потеряли множество солдат, терпели лишения, в христианах, проживающих на завоеванных землях, зародилась надежда на благополучный исход. Битва в Ковадонге считается началом Реконкисты, от испанского слова Conquistar – завоевывать. Частица Ре означала отвоевание. Борьба христиан против мусульман началась.

История Реконкисты кратко

Надо отметить, что католическая церковь сыграла здесь не последнюю роль – она поднимала испанцев на борьбу против неверных. Еще одним стимулом была зажиточная жизнь – южные провинции Испании были намного богаче и плодороднее, чем северные, поэтому необходимо было как можно быстрее их вернуть назад. Также был брошен клич о помощи всем европейским христианским государствам.

Можно сказать, это был прототип первого крестового похода, только вместо Иерусалима была Испания. На руку сыграли и распри мусульманских правителей на местах. Берберы восставали против своих хозяев, чем воспользовался король Астурии Альфонсо (зять Пелайо). Он совершил набеги на провинции Галисию, Кантабрию, Леон, были захвачены города Порту, Брага, Самора, Саламанка.

Не остался в стороне и король франков . В 778 году он перешел Пиренеи и отнял у арабов территории современных Барселоны, страны Басков и северной Каталонии. Но арабы просто так не сдались и вскоре вернулись с подкреплением. Карлу пришлось отступить.

На протяжении нескольких веков в разных уголках Испании и Португалии вспыхивали локальные очаги конфликта арабов и испанцев, длившиеся с переменным успехом. В течение 12 века португальцы отвоевали Лиссабон и создали Лиссабонское графство. Пришедшие с Африки берберы в борьбе с маврами завоевали все их территории. На севере Испании области Леон, Кастилия объединились под властью короля Астурии. Само королевство стало называться Леон по названию города неподалеку. В 1135 году король Альфонсо VII был коронован, как правитель всей Испании, и с 1139 года начинает полноценную борьбу против захватчиков. Столица мавров Толедо перешла под контроль испанцев.

13 век становится поворотным пунктом реконкисты. Битва при лас Навас де Толоса объединила под своими знаменами правителей Португалии, Наварры, Кастилии, Арагона. Мусульмане в этой битве были разбиты. Вскоре остров Майорка также перешел под контроль Барселоны. В течение 20 лет – с 1230 по 1250 гг. – испанцы отвоевали у мавров Севилью, Кордову, Валенсию, Мурсию, остров Менорка. Во владении арабов остался лишь Гранадский халифат.

Начало 14 века знаменует собой захват Гибралтара. Арабы понимают, что силы становятся неравны – испанцы постепенно вернули себе все земли, которые некогда принадлежали вестготам (то есть им). Город Гранада оставался последним оплотом мусульман. Его безуспешно пытались взять испанские короли в течение многих лет, но пока безрезультатно. Про Гранаду забывают на некоторое время, потому что в середине 15 века король Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская заключают брак и объединяют этим всю Испанию под своим началом. В 1492 году происходит решающее сражение за Гранаду, в результате которого город освобождается от мусульман. Испания вновь становится христианской. Всем жителям предлагают (добровольно-принудительно) принять католичество. Кто не согласен – могут выехать из страны.

Реконкиста в Испании

Несмотря на то, что отвоевание земель происходило и в Португалии, именно испанская Реконкиста знамениты больше всего. Португальские города находились в тандеме с испанскими, но в виду большей территории Испания принимала больше участия в битвах за свободу.

Завершение Реконкисты

1492 год был действительно богат на события – открытие Колумбом Америки, завершение Реконкисты в Испании. После 7 веков арабского завоевания Пиренейский полуостров смог наконец вздохнуть свободно. От арабского влияния осталось лишь культурное наследие в городах. Сейчас о тех далеких событиях нам напоминает легендарный дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде и несколько местных памятников, которые не смогли вытеснить католические короли и священники.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Реконкиста (рус.) История средних веков.

    ✪ Час истины - Испания эпохи Реконкисты - Передача первая

    ✪ Реконкиста. Судьба Пиренейского полуострова в VIII-XV вв. Видеоурок по Всеобщей истории 6 класс

    ✪ Час истины - Реконкиста - XII век

    ✪ Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская (История Испании) - ЛИМБ 20

    Субтитры

Завоевание Иберии арабами

Юлиан послал свою дочь Каву к Толедскому двору, чтобы дать ей воспитание, соответствующее её рождению. Но она приглянулась королю вестготтов Родериху , который её обесчестил. В ответ на это оскорбление Юлиан сдал арабам свой город, предварительно заключив выгодный для себя договор. После этого Юлиан стал убеждать Мусу попытаться завоевать Испанию, обещая своё содействие. Последний, которого подстрекали к походу и испанские евреи , угнетаемые готами, отправил в Испанию , с согласия халифа Валида I, первоначально небольшой разведывательный отряд.

Начало реконкисты

Значительная часть вестготской аристократии предпочла остаться на завоёванных территориях, например, сыновья короля Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской короны. Однако остатки вестготской армии и другая часть аристократов и священнослужителей, не пожелавшие остаться на завоёванных территориях, отступили в Астурию , где они впоследствии основали королевство Астурия , и в Септиманию . Летом 718 года знатный вестгот Пелайо , предположительно бывший телохранитель короля Родериха , находившийся в заложниках в Кордове, вернулся в Астурию и был избран первым королём Астурии . Избрание произошло на Поле Хура, между деревней Кангас де Онис и долиной Ковадонга . После получения известия о собрании на Поле Хура, Мунуса отправил донесение об этом эмиру Андалусии .

Но только в 722 году в Астурию прибыл карательный отряд под командованием Алькамы. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через Тарну по берегам реки Налин, прибыл в Лукус Астурум . Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Однако отряд Алькамы был встречен христианами в ущелье и разбит, а сам Алькама погиб.

Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунусы, он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо . Сражение произошло у деревни Олалья (около современного Овьедо), где отряд Мунусы был полностью уничтожен, а сам Мунуса убит. С этого момента историки отсчитывают начало Реконкисты.

Остановка продвижения арабов в Европу

Поскольку практически вся Иберия была завоевана мусульманами, дальнейшая их экспансия могла продолжаться только через Пиренеи . Недавно назначенный вали Аль-Андалуса Аль-Самх ибн Малик в первый раз перешёл горы в 717 году , вторгшись в Септиманию . В 719 году арабы заняли Нарбонну , которая после этого была сильно укреплена и долгое время служила для мусульман военным оплотом во всех их военных кампаниях против франков .

Но уже через несколько лет арабы начали новую наступательную кампанию в Аквитании. В и 726 годах герцог Аквитанский дважды разбивал армию нового вали - Анбасы ибн Сухайм аль-Калби, - причём сам вали в 725 году был убит стрелой при переправе через Рону . Однако Эд Великий - герцог Аквитанский - не смог помешать арабам захватить в 725 году Ним и Каркассон .

Остановив продвижение арабов, Эд Великий, тем не менее, оставался в сложном положении, поскольку его владения граничили с завоёванными арабами землями. Новым вали в этих землях, называемых арабами «восточным пограничьем» (Сердань , Нарбонна , Септимания), был назначен Утман ибн Наисса , которого франки называли Мунуза . Согласно народному преданию, упоминаемому в «Хронике Альфонсо III » , Мунуза, берберский вождь, был одним из четырёх мусульманских военачальников, первыми вступивших в Испанию во время арабского завоевания. В ходе одного из набегов на Аквитанию Мунуза захватил Лампагию - дочь Эда Великого . Красота девушки так поразила Мунузу, что он женился на ней. Благодаря этому браку Мунуза сблизился с отцом жены - герцогом Эдом .

Мунуза, недовольный тем, что на место вали Аль-Андалуса в 730 году вместо смещённого аль-Хайтана ибн Убейды аль-Келаби был назначен Абд ар-Рахман ибн Абдаллах , а не он сам , нуждался в могущественном союзнике. Эд хотел обезопасить свои владения от набегов арабов. В итоге в /731 году между двумя правителями был заключён союз, одним из условий которого было оказание Эдом помощи Мунузе в подготавливаемом восстании против вали Абд ар-Рахмана .

Одновременно у Эда начались разногласия с Карлом Мартеллом (Karl Martell) - франкским майордомом , который хотел подчинить своей власти отпавшие от королевства франков владения. Карл обвинил Эда в измене, заявив, что тот является «союзником неверных». Пользуясь этим надуманным предлогом, он в 731 году совершил два похода в Аквитанию. При этом он дважды захватывал и разорял Бурж , прельщённый богатой добычей. Вторжения Мартелла в Аквитанию разозлили Эда . Обезопасив тылы от арабов, он смог собрать силы, выступить против Карла Мартела и отбить Бурж .

После разгрома Мунузы Абд ар-Рахман решил расправиться с его союзником - Эдом Аквитанским. Имея в своём распоряжении огромную армию и став полновластным правителем Аль-Андалуса, он рассчитывал продолжить завоевания, начатые его предшественниками. Он разделил армию на две группировки. Одна армия Абд а ар-Рахмана вторглась из Септимании и дошла до Роны , захватив и разграбив Альбижуа , Руэрг , Жеводан и Веле . Легенды и хроники говорят также о разрушении маврами Отёна и осаде Санса . Но в отличие от своих предшественников, которые нападали на Франкское государство с востока, Абд ар-Рахман нанёс основной удар с запада.

Можно полагать, что в течение трёх месяцев отряды Абд эль-Рахмана в полном смысле слова обошли все долины, горы и берега Аквитании, не встречая ни малейшего сопротивления в чистом поле. Армия Эвдона была до того разбита на Гаронне , что даже остатки её исчезли и перемешались с массой доведенного до отчаяния населения. Затем Абд эль-Рахман решился идти на Тур , взять его и похитить сокровища знаменитого аббатства. Для этого он соединил свои силы, и во главе всей армии направился к Туру . Прибыв в Пуатье , мавры нашли ворота запертыми, а горожан на стенах, в полном вооружении и с решимостью смело защищаться. Взяв город в осаду, Абд эль-Рахман взял одно из его предместий, где находилась знаменитая церковь святого Гилария, и разграбил её вместе с близлежавшими домами и в заключение поджег, так что от всего предместья осталась куча пепла. Но этим и ограничился его успех. Храбрые жители Пуатье , заключённые в своём городе, продолжали мужественно держаться, и потому мавры, не желая тратить времени, которое надеялись с большей выгодой использовать в Type , направились к этому городу. Некоторые арабские историки утверждают, что город Тур был взят, но это очевидная ошибка: неизвестно даже, дошло ли дело до осады.

Целью Абд ар-Рахмана было, скорее всего, знаменитое аббатство Сен-Мартен-де-Тур. По дороге были опустошены окрестности Перигё , Сента и Ангулема , а сами города захвачены. После этого армия мавров переправилась через Шаранту .

Битва при Пуатье

Бежав из-под Бордо, Эд направился к Луаре. Возможности собрать новую армию у него не было, поэтому Эду осталось только одно: обратиться за помощью к своему недавнему врагу - майордому Карлу Мартелу . Собрав остатки своей армии, Эд направился в Париж , где в это время находился Карл Мартел . Прибыв в город, Эд смог убедить Карла, занятого в это время борьбой с прочими германскими племенами, совместно выступить против арабов .

По-видимому, надвигавшаяся грозная опасность на время прекратила многочисленные раздоры и распри, как среди самих франков, так и между франками и другими германскими племенами. Ради отражения арабской угрозы Карл остановил межплеменную войну, которую он вел против других германцев. Ему удалось за короткое время собрать большое войско, в состав которого вошли, кроме франков , и некоторые другие германские племена: алеманны , баварцы , саксы , фризы . С большой объединённой армией Карл двинулся наперерез войску мавров .

Абд эль-Рахман находился ещё под стенами или в окрестностях Тура , когда узнал, что франки приближаются к нему большими переходами. Считая невыгодными ожидать их в этой позиции, он снялся с лагеря и отошёл к Пуатье , преследуемый по пятам гнавшимся за ним Карлом Мартелом. Но огромное количество добычи и пленников и большие обозы, которые находились при его армии, затрудняло его марш, и сделало отступление более опасным, нежели сражение. По словам некоторых арабских историков, была минута, когда он думал приказать своим солдатам бросить всю эту пагубную добычу и сохранить только боевых лошадей и оружие. Такой приказ был в характере Абд эль-Рахмана . Между тем, он не решился отдать его и рассудил ожидать неприятеля на полях Пуатье , между рекой Вьеной и рекой Клэн, возлагая всю надежду на храбрость воинов. Около города арабы разграбили и разрушили аббатство Сен-Илэр, однако сам город осаждать не стали, обогнув его и двинувшись дальше в сторону Тура .

Армии встретились между Туром и Пуатье. Ни точное место, ни дата сражения до сих пор историками однозначно не установлены. Историки высказывают много версий, касающихся места проведения битвы, помещая её в разные места между Пуатье и Туром. Также называются разные даты битвы - от октября 732 года до октября 733 года , однако по превалирующей в настоящий момент версии битву относят именно к октябрю 732 года . Эта битва вошла в историю как битва при Пуатье (или битва при Туре).

Итогом этой битвы стал разгром арабской армии и гибель Абд ар-Рахмана. Остатки арабской армии воспользовались наступившей ночью и бежали. «Хроники Сен-Дени » свидетельствуют: «…Герцог Аквитании Эд, приведший во Францию народ сарацин, этот сверхъестественный бич, действовал так, что примирился с государем Карлом и впоследствии убил всех сарацин, уцелевших в этой битве, которых мог достать…» , что может говорить о том, что герцог Эд с аквитанцами выступил для преследования беглецов. В то же время «Мосарабская хроника» рассказывает: «И поскольку эти народы вовсе не озаботились о погоне, они ушли, нагруженные добычей, и с торжеством вернулись в своё отечество» . Это же отмечают и «Хроники Сен-Дени »: «Он [Карл Мартел] взял все шатры врагов и всё их снаряжение и завладел всем, что у них было» . На основании этих и других свидетельств историки предполагают, что вслед отступающим маврам выступил один герцог Аквитании, в то время как Карл Мартел остался на поле битвы собирать оставленную мусульманами добычу. Франки и не думали преследовать неприятеля и весело разделили награбленное маврами у несчастных аквитанцев, которым пришлось таким образом переменить только одного врага на другого. Разделив захваченную добычу, Карл Мартел с почётом вернулся домой .

Тем не менее эта победа франков остановила продвижение арабов в Западную Европу, а Карл Мартел был единодушно признан борцом за христианство и правителем всей Галлии . Однако окончательно арабская угроза ликвидирована не была и Карлу пришлось провести ещё несколько военных кампаний, чтобы выбить арабов из Прованса и Бургундии.

Армия арабов откатилась на юг за Пиренеи . В последующие годы Мартелл продолжил их изгнание из Франции. После смерти Эвдона (около 735 года), который неохотно признал сюзеренитет Мартелла в 719 году, Карл решил присоединить Аквитанское герцогство к своим землям и отправился туда, чтобы собрать с аквитанцев причитавшуюся ему дань . Но аквитанская знать провозгласила герцогом Аквитанским сына Эвдона - Гунольда , и Карл признал его законные права на Аквитанию в следующем году, когда арабы вторглись в Прованс как союзники герцога Мавронтия . У Гунольда , который сначала не желал признавать Карла верховным властителем, вскоре не осталось иного выбора. Он признал верховенство Карла, а Мартелл подтвердил его права на герцогство, и оба стали готовиться к встрече с захватчиками. Мартелл был уверен в том, что арабов необходимо удержать на Пиренейском полуострове и не дать им закрепиться в Галлии.

Не желая связывать свою армию осадой, которая могла длиться годами, и считая, что не перенесёт потерь при фронтальном ударе всеми силами, как было при Арле , Мартелл удовольствовался тем, что изолировал немногих захватчиков в Нарбонне и Септимании . После поражения мавров при Нарбонне угроза вторжения слабла, а в 750 году объединённый халифат погрузился в пучину гражданской войны в битве при Забе .

Хронология

30 апреля 711 г. - смешанное арабо-берберское (мавританское) войско под командованием племенного вождя Тарика ибн Зияда переправляется из Африки на Пиренейский полуостров через Гибралтар (современное название происходит от искаженного арабского Джабаль-Тарик, «гора Тарика»).

19 июля 711 г. - битва при Гуадалете. Гибель короля Родриго . Крушение Вестготского королевства , существовавшего с начала VI в.

711-718 гг. - полуостров подпадает под власть мусульман полностью - за исключением лишь узкой полоски на севере, нынешней провинции Астурия , где укрепились остатки вестготской знати.

Около 1030 по 1099 г. - жизнь и подвиги графа Руя Ди́аса де Бивара по прозвищу Сид Кампеадор , легендарного воина Реконкисты, героя эпической «Песни о моём Сиде », а также многочисленных позднейших произведений Корнеля, Гердера и других.

1151 г. - третья и последняя волна мусульманского вторжения в Испанию. На сей раз пришли Альмохады («объединенные») - приверженцы особого учения внутри ислама, известного как «унитаризм». Проявления крайнего исламского фанатизма. Гонения на христиан.

1252-1284 гг. - правление в Кастилии Альфонсо X Мудрого . Расцвет наук и искусств, взращенных многовековым взаимопроникновением религий и культур. Издание первого «Свода законов».

Инкорпорация

Процесс инкорпорации захваченных у мавров территорий отличался сложностью социально-демографических процессов. Многие мусульмане покидали захваченные христианами территории, уходя далее на юг. Во многих случаях христиане сами заставляли мусульман покинуть занимаемые ими регионы, особенно это касалось стратегически важных городов и крепостей. Распределение захваченных земель между новыми христианскими хозяевами осуществлялось несколькими методами, среди которых выделялись фуэ́роc и присура. На раннем этапе реконкисты земля делилась на наделы, в центре которых стоял замок (кастель), откуда и пошли названия областей Кастилия и Каталония. Расстояние от одного замка до другого примерно равнялось 1 дню пути верхом на лошади.

Центральная Испания никогда не отличалась высокой плотностью населения. Во многих регионах она была очень низкой (например, так называемая Дуэрская пустыня). Поэтому политика привлечения крестьян из северных регионов получила особое название - «репоблация».

В том случае если маврам позволяли остаться в городе в статусе мудéхары , им выделяли отдельный квартал - морери́я, евреям - худери́я. Нехристианские кварталы в целом именовались альхама.

Окончание реконкисты

Реконкиста шла с переменным успехом, связанным с тем, что феодальные распри заставляли христианских государей бороться друг с другом и со своими вассалами. Случались и явные неудачи, например битва при Аларкосе . Закончилась реконкиста в 1492 году , когда Фердинанд II Арагонский и Изабелла I Кастильская изгнали последнего мавританского властителя с Иберийского полуострова. Они объединили бо́льшую часть Испании под своей властью (Наварра была включена в состав Испании в 1512 году).

Борьба против мавров, впрочем, не удерживала христианские королевства от борьбы друг с другом или заключений временных союзов с исламскими властелинами. Мавританские эмиры зачастую имели христианских жён или матерей. Позже у Королевствa Кастилии и Леонa было достаточно военной мощи завоевать последний маврский эмират - Гранаду , но оно долго предпочитало вместо этого получать дань с Гранадского эмирата . Торговля через Гранаду составляла главный путь африканского золота в средневековую Европу .

Этно-социальные группы населения Пиренейского полуострова в ходе Реконкисты

Переносные значения

В конце XX века в разных регионах мира у понятия Реконкиста возникли новые значения.

Мексика и США

Понятие Реконкиста зачастую используется в ультраправых, консервативных политических кругах США, для описания демографической ситуации на юго-западе страны, где, в результате бесконтрольной нелегальной миграции за последние десятилетия, мексиканцы и другие выходцы из Латинской Америки вновь стали большинством населения (см. Штаты США с преобладанием меньшинства). Для справки, территория юго-запада до войны 1848 года (см. Американо-мексиканская война) являлась мексиканской территорией с пусть и малочисленным (около 50 000), но всё же испаноязычным населением. Поражение Мексики в войне привело к наплыву сюда белых англоязычных переселенцев, которые абсолютно преобладали в регионе до конца 1970-х годов, но начали сдавать свои позиции в последние годы.

Монреаль и Квебек в Канаде

Понятие Реконкиста (фр. La Reconquête ) также нередко можно встретить в англо- и франкоязычных публикациях Канады и США, описывающих развитие демолингвистической ситуации в современной провинции

(исп. Reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII - XV веках территорий, захваченных арабами (точнее - маврами). Мавры - в Средние века в Западной Европе название мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки.

Реконкиста началась в 718 году битвой в долине Кавадонга в Астурии. Решающее значение имело сражение в 1212 году при Лас-Навас-де-Толоса. К середине XIII века в руках арабов остался лишь Гранадский эмират (пал в 1492 году).

Отвоевание сопровождалось заселением и экономическим освоением опустошенных войной землей. Реконкиста оказала большое влияние на экономическое и политическое развитие государств Пиренейского полуострова.

В XI веке мусульманская Испания раскололась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 году наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастилии и других испанских королевств. Христианские королевства Леон, Кастилия, Наварра, Арагон и Графство Барселонское. Альфонсо VI отвоевывает у мавров Толедо, а Сид - Валенсию.

Кастильцы подчиинили своей власти большую часть Андалусии

После длительной борьбы за освобождение Испании от мавританско-арабского владычества (Реконкиста), на территории Испании оставалось последнее мавританское государство - Гранадский эмират, образовавшийся в 1238 году.

К 1250 году христиане оттеснили мавров. Мавританская Испания стала лишь ограничиваться одним эмиратом - Гранадой.

Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 году в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 году (освобождение Гранады).

Реконкиста мусульманской Испании была окончательно завершена со сдачей Гранады католическим монархам в 1492 году.

Пелайо - первый король (умер около 737 года), избранный знатью и духовенством, которые укрылись в горах Астурии от нашествия арабов. В 718 году одержал победу в знаменитой битве при Ковадонге, что явилось началом отвоевания полуострова.

Король Маурегато (VIII век) - незаконный сын испанского короля Альфонса I.

Бернардо дель Карпио - легендарный эпический герой, изображаемый как победитель Роланда в битве при Ронсевале.

Сид Кампеадор (Cid Campeador) Сид, Родриго Диас, прозванный Воителем (1043 - 1099) - полулегендарный освободитель Испании от мавров; воплощение рыцарской доблести.

Настоящее имя Родриго Диас де Бивар (Díaz de Bivar) (между 1026 и 1043-1099 гг.) - испанский рыцарь, прославившийся подвигами в Реконкисте. Воспет в "Песне о моём Сиде" (XII век), в трагедии Пьера Корнеля "Сид".

Родриго Руис де Бивар (1030 - 1099) - народный испанский герой. Подвиги, совершенные им в борьбе с маврами, воспеты в поэму "Песнь о моем Сиде" и в многочисленных романах.

Сид (от арабского "господин") - прозвище Родриго Диаса де Бивара (1030 - 1099), храброго испанского воителя, проявлявшего чудеса героизма в борьбе с маврами, героя бесчисленных хроник и легенд.

В 1072 году в селении Санта-Гадеа в провинции Бургос Сид потребовал у короля Альфонса VI клятвы о том, что он не участвовал в убийстве предыдущего короля. Альфонс дал ему эту клятву, и Сид согласился ему служить.

Гусман Добрый - Альфонс Перес де Гусман, прозванный Добрым или Храбрым (1258 - 1309) - знаменитый испанский воитель, прославившийся в боях с маврами и отказавшийся сдать им крепость Тарифу, несмотря на то, что они за это убили его семилетнего сына. Кастильский капитан, защитник осажденной арабами в 1293 году крепости Тарифа. Перешедший на сторону врага инфант дон Хуан пленил сына Гусмана и потребовал, угрожая убить ребенка, сдачи крепости. Ответом вероломному инфанту был кинжал, брошенный ему под ноги несчастным отцом.

Гонсаль Эрнандес-и-Агилар Гонсало де Кордова (1443 - 1515) - испанский полководец, овладевший в 1492 году Гранадой, последней опорой мавров на Иберийском полуострове.

Альфонс I (Alfonso) Воитель (? - 1134) - король Арагона и Наварры. С 1104 года отвоевал у арабов Сарагосу (1118), разгромил войска Альморавидов у крепости Кутанда (1120), потерпел от них поражение у крепости Фрага (1134).

Альфонс III Великий (838 - 910 или 912) - король Астурии с 866 года. Отвоевал у арабов ряд районов к северу от реки Тахо. Аристократия, возглавленная сыновьями Альфонса I, вынудила его отречься от престола (910 г.).

Альфонс VI Храбрый (1030 - 1109) - король Леона с 1065 года и Кастилии с 1072 года. Отвоевал у арабов Толедо, Валенсия, Альмерию. Потерпев поражение а 1086 году при Салаке, в 1108 году при Уклесе, утратил ряд отвоеванных ранее земель.

Альфонс VII (1104 - 1157) - король Кастилии и Леона с 1126 года. сюзереном Арагона, Наварры, Португалии и ряда французских территорий (Фуа, Коменж, Монпелье). Успешно участвовал в Реконкисте.

Альфонс X Мудрый (1221 - 1284) - король Кастилии и Леона с 1252 года. Отвоевал у арабов Херес, Кадис и др. Централизаторская политика Альфонс X натолкнулась на сопротивление знати. В 1282 году фактически был лишен власти. Править стал его сын Санчо.

Альфонс XI Мудрый (1311 - 1350) - король Кастилии и Леона с 1312 года. Самостоятельно правил с 1325 года. Вел централизаторскую политику. В 1348 году издал устав, фиксировавший личную свободу крестьян. Успешно воевал с арабами. Умер при осаде г. Гибралтар.

Король Фернандо III "Святой" (1199 - 1242) осуществил ряд успешных походов против мавров и овладел почти всеми мусульманскими территориями на юге Принейского полуострова. Севилья была им завоевана в 1248 году.

Победа франков над арабами при Пуатье

Завоевание кастильцами Толедо

Образование Португальского государства

Битва при Лас Навас де Толоса

Завоевание кастильцами Кордовы

Завоевание Арагоном Неаполитанского королевства

1462 - 1472 гг.

Крестьянская война в Каталонии

Объединение Арагона и Кастилии в Испанское королевство

Учреждение инквизиции в Испании

1482 - 1484 гг.

Крестьянское восстание в Каталонии

Завоевание Испанией Гранады

Христианская Реконкиста (в переводе - «отвоевание», «возвращение») - это непрерывная многовековая война против мавров, начатая частью вестготской знати под предводительством Пелайо. В 718 г. было остановлено продвижение экспедиционного корпуса мавров при Ковадонга.

Mусульмане заняли территорию на тысячу миль к северу от Гибралтара, захватив полностью Испанию и южную часть Франции до берегов Луары. В октябре 732 года армия мавров во главе с Абд-аль-Рахманом (Abd al-Rahman), конечно, стояла не у ворот Парижа, но всего в двух сотнях миль от него, подойдя с юга к одной из крупнейших святынь франкского государства - монастырю св. Мартина в Туре. Однако на пути из Тура в Пуатье они встретились с войском франков, которые, в отличие от всех других армий христианских государств, как свидетельствует в своей "Хронике" Исидор Севильский, "стояли как стена. . . словно непробиваемая глыба льда". Через неделю Рахмана уже не было в живых, мавры откатывались на юг, а предводитель франков Карл с того дня стал именоваться "Карл Мартелл" - "молот".

Так город Пуатье стал верхней точкой арабской волны, прокатившейся по Европе. Со стороны мавров, конечно, бой с Мартеллом был совершенно безрассудным предприятием, но, если бы они победили, им было бы очень трудно удержаться от искушения пойти дальше - на Париж, к Рейну и еще дальше, и, как пишет Эдвард Гиббон (Edward Gibbon) в "Истории упадка и разрушения Римской империи" (The Decline And Fall Of The Roman Empire), "возможно, теперь в колледжах Оксфорда занимались бы толкованием Корана, а с его кафедр поголовно обрезанному населению доказывали бы святость и истинность откровений Магомета".

Христианской Европы не было бы и в помине. Англы и кельты, заселившие в конце концов Америку, были бы мусульманами. Пуатье, пишет Гиббон, стало "событием, изменившим судьбу всего мира".

В середине VIII в. астурийские христиане под руководством короля Альфонсо I, воспользовавшись восстанием берберов, заняли соседнюю Галисию. В Галисии, как утверждали, был обнаружен гроб святого Иакова (Сантьяго), и Сантьяго-де-Компостела становится центром паломничества, а Реконкиста – чем-то вроде нового крестового похода в защиту христианства и христиан.

В конце VIII – середине IX вв. во время правления Карла Великого франки остановили продвижение мусульман в Европу и создали на северо-востоке полуострова Испанскую марку (пограничную территорию между владениями франков и арабов), существовавшую до распада в IX – XI вв. на графства Наварра, Арагон и Барселону (в 1137 г. Арагон и Барселона объединились в королевство Арагон).

К 914 г. королевство Астурия включало в себя Леон и большую часть Галисии и северной Португалии. Испанские христиане расширили свои владения в горные области между Астурией и Каталонией, построив множество пограничных крепостей. Название провинции «Кастилия» происходит от испанского слова «castillo», обозначающего «замок», «крепость».

Реконкиста привела к тому, что испанские крестьяне и жители городов, воевавшие вместе с рыцарями, получили значительные льготы. Большая часть крестьян не испытала крепостной зависимости, на освобожденных землях Кастилии возникали вольные крестьянские общины, а города (особенно в XII – XIII вв.) получили большие права.

В середине XI в. под правлением Фердинада I графство Леон-Астурия получило статус королевства и стало главным оплотом Реконкисты. На севере в это же время баски основали Наварру, а Арагон слился с Каталонией в результате династического брака. В 1085 г. христиане захватили Толедо.

Альморавиды (1090-1145) ненадолго остановили распространение Реконкисты. К периоду их правления относятся подвиги легендарного рыцаря Сида, отвоевавшего земли в Валенсии в 1095 г. и ставшего национальным героем Испании.

Следующие успехи Реконкисты относятся уже к концу XII – началу XIII вв. Самую внушительную победу над Альмохадами одержали в 1212 г. объединившиеся короли Леона, Кастилии, Арагона и Наварры. В 1236 г. кастильский король Фердинанд III (Святой) повел свое войско в Кордову, а еще через двенадцать лет - в Севилью. Португальское королевство расширилось почти до своих современных размеров, а король Арагона завоевал Валенсию, Аликанте и Балеарские острова. К концу XIII в. на полуострове остался лишь Кордовский халифат, вынужденный платить дань К XIV в. временные союзы христианских королевств распались, и каждое стало преследовать свои личные интересы. Кастилия попыталась присоединить Португалию, однако двухлетняя война закончилась поражением кастильской армии при Алжубаротте в 1385 г. Арагон уступил Генуе контроль над торговлей в Средиземноморье. Только Кастилия в этот период полностью обеспечивает себя и получает прибыли на торговле шерстью с Нидерландами.

Начало Реконкисты

Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.

Постепенно продвигаясь к р. Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зáмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила (зáмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В более восточных районах существовали христианские государства – королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.

В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р.Дуэро до р.Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. «сеид», т.е. «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099.

Кастильский эпос Песнь о моем Сиде , написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты

Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.

Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады – мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бóльшая часть долины p. Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.

На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492. Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Из испанского эпоса «Песнь о моем Сиде» (XII в.)

Испанский героический эпос о Сиде посвящен подлинным событиям и подлинным людям. Его главный герой - испанский рыцарь Родриго (Руй Диас) (ок. 1040-1099), прозванный арабами Сидом (Господином). Руй Диас во главе отряда отчаянных воинов успешно воевал с маврами то как вассал испанского короля, а то и на собственный страх и риск. Порой переходил он на службу и к кому-нибудь из знатных и богатых мавров. В результате его походов и набегов значительная часть Испании оказалась снова под властью христиан.

До моря известно стало о Сиде. С вассалами он в веселье великом: Победу ему ниспослал Всевышний. Ночами с ним ходит в набеги дружина, В Гухеру с Хативой с боем вступила, В Денью ворвалась, к югу спустившись. До моря разграбил он край сарацинский, Пенья-Кадьелья ему покорилась. Покорилась Сиду Пенья-Кадьелья. Хатива стонет, скорбит Гухера, Валенсия тоже в горе безмерном. Так, грабя врагов, разоряя всю область, Днем отсыпаясь, в набегах ночью, Беря города, он прожил три года. Валенсийцам урок преподал мой Сид: Не выйти им из ворот городских. Сады он их вырубил, вред им чинит. Мешает в город хлеб подвозить. Валенсийцы в горе: что делать им? Не подводят хлеб ни с какой стороны. Ни сына отец, ни родителя сын, Ни друга друг не научат, как быть. Плохо дело, сеньоры, коль нет еды, Коль мрут от голода жены с детьми. Валенсийцы не знают, как им спастись. Королю Марокко шлют весть они, Но им пособить у него нет сил - Войну за Атласом он должен вести. Рад Кампеадор* этой веста был... Велел, чтоб в Касгилье кликнули клич: Тот, кто быть хочет богат, а не нищ, Пусть к Кампеадору примкнуть поспешит - Валенсией он овладеть решил. «Кто хочет идти на Валенсию с нами По доброй воле - других мне не надо,- Тех в Сельфском ущелье три дня ожидаю». Промолвил это Кампеадор, Вернулся в Мурвьедро, что им покорен. Везде его клич разнесен молвой. Прослышав, как щедр и удачлив он, Валят к нему христиане валом. Повсюду молва шумит про него. Кто примкнул к нему, тот уже не уйдет. Мой Сид де Бивар* все богаче казной. Рад он, что рать у него растет, Не медлит, в поле выводит ее. Валенсию взял биварец в кольцо, Подступы занял со всех сторон, Маврам отрезал и выход, и вход, Давали ему валенсийцы отпор Девять месяцев ровно - немалый срок. Настал десятый - их войско сдалось. Большое веселье царило кругом, Когда в Валенсию Сид вошел. Стал конным тот, кто был пеш до сих пор. Разжились все золотом и серебром. Сделался там богачом любой. Взял пятую часть мой Сид от всего - Тридцать тысяч марок ему пришлось, А прочей добыче кто знает счет? Ликует мой Сид, что в час добрый рожден: Взвилось над алысасаром* знамя его... Богаты изгнанники*, всеми довольны, Все щедро взысканы Кампеадором, Даны дома и земли любому. Платит мой Сид, не скупясь нисколько, Даже тем, кто пришел в Валенсию позже. Но видит мой Сид: всем уйти охота И добычу свою увезти с собою. По совету Минайи* приказ он отдал: Коль, руки не целуя, домой без спросу Уйдет кто-нибудь и окажется пойман, Пусть отберут все добро у такого, На кол посадят нещадно и тотчас. Мой Сид все дела устроил как должно, Призвал Минайю, так ему молвил: «Коль вы согласны, узнать мне угодно, Скольким богатство дано было мною. Пусть всех людей перепишут по счету, И если кто убежать захочет, Пусть отберут у него нажитое И тем отдадут, кто не бросил город». «Вот мудрый приказ» - Минайя одобрил. Мой Сид созвал дружину на сбор, Велел сосчитать пришедших бойцов. Тридцать шесть сотен их было всего. Улыбнулся мой Сид - и рад он, и горд. «Славен Господь наш во веки веков! Не столько нас из Бивара ушло. Мы богаты, а станем богаче еще. Я вас, Минайя, коль вы не прочь, Пошлю в Кастилью: там у нас дом, Там наш сеньор, король дон Альфонс. Из того, что добыть нам здесь удалось, В дар ему сто коней возьмите с собой. За меня поцелуйте руки его, Просите, чтобы дозволил мне он Супругу с детьми увезти оттоль. Скажите, что я пришлю за семьей, Что доний Химену, Эльвиру и Соль С почетом великим и честью большой Доставят в край, что мной покорен». Ответил Минайя: «Исполню все». И стал собираться без лишних слов. С собой сто воинов взял посол, Чтоб не знать в пути ни забот, ни тревог... Покуда мой Сид веселился с дружиной, Пришел к ним с востока достойный клирик, Епископ Жером, господний служитель, Разумный и сведущий в мудрости книжной, Отважный и в пешей, и в конной стычке. Наслышался он про подвиги Сида И с маврами жаждал помериться силой: Позволь ему только схватиться с ними - Вовек бы слез христиане не лили. Был рад ему очень мой Сид Руй Диас. «Мне, Бога ради, Минайя, внемлите. В благодарность Творцу за великую милость Епархию здесь на земле валенсийской Для дона Жерома решил учредить я, А вы эту весть доставьте в Кастилью». Речь Сида пришлась Минайе по нраву. Епископский стол Жеромом был занят. Получил он землю, зажил в достатке. О Боже, как все христиане рады, Что епископ в Валенсию к ним назначен!

(Кампеадор («воитель») - прозвище Сида. )

( Бивар - название замка Сида. )

( Алькасар - в Испании название городской цитадели, кремля. )

( Сид и его вассалы были изгнаны королем Альфонсом VI из Кастилии, но позже за победы над маврами прощены. )

Есть войны, которые стали легендами. Не только из-за большого количества героических сражений, хитрых ходов государей или использования новых видов оружия, но и из-за роли, которую сыграл исход войны. Легендой стала и Реконкиста. Это целая цепь сражений, которая оказала значительное влияние на современную историю. Её можно назвать освободительной войной, определившей судьбу христиан Кровопролитные бои унесли много жизней. Завершение Реконкисты настало только спустя восемь веков после её начала. Это были сложные столетия для всех завоеванных народов. Но освобождение от гнета было героическим. И, конечно, не может не интересовать, взятие какого города завершило Реконкисту.

Причины войны

В 711 году на тех землях, где в настоящее время располагается прекрасная Испания, жили племена вестготов. Они не были дикарями и язычниками. Благодаря Риму вестготы приняли христианство. Однако оно отличалось от веры римлян. Вестготы на передний план выдвигали человеческую сущность Иисуса. Времена те невозможно назвать спокойными. Арабы уже завоевали всю северо-западную Африку и, считая, что им сопутствует военная удача, не желали останавливаться. Впереди были земли вестготов.

Есть несколько историй о том, как арабы смогли подчинить себе племена. Первая — это история о любви и мести. Если верить ей, то в то время жила красавица Ла Кава, которая своим ликом затмевала солнце. Конечно, не смог не влюбиться в неё и король Родриго. Но гордая красавица отказывалась связывать с ним свою судьбу. Тогда Родриго взял девушку силой. Семья Ла Кавы не смогла оставить без наказания такое преступление. Ночью отец несчастной красавицы пустил арабов в город, чтобы те наказали Родриго.

По другой версии Родриго не должен был стать королем. Прежний правитель называл наследником своего сына, но тот не пользовался поддержкой знатных семей. Гораздо сильнее им нравился Родриго. И тогда они помогли ему стать во Но сторонники наследного короля не готовы были смириться. Один из них заключил союз с арабами, чтобы те вошли в город, убили Родриго и его сторонников. В награду им обещали казну столицы. Но арабы, убив короля, не остановились. Им мало было казны. Они хотели получить все государство.

За год арабы смогли подчинить себе всю территорию, которая спустя века будет названа Испанией. Христианское государство было завоевано мусульманами. Вестготов никто не принуждал принимать ислам. Арабские халифы терпимо относились к чужой религии. Однако налоги и непрекращающиеся военные действия все равно делали период Реконкисты сложным временем для завоеванных народов.

Непокорная Астурия

Вестготы не были готовы дать достойный отпор арабам. У них не было большой, крепкой армии и достаточного количества оружия. Потому многие города сдавались захватчикам без боя. Не зная сложностей, арабы двигались на север. Но на их пути была Астурия - город, который не хотел сдаваться. Большая часть испанской аристократии осталась жить там, где и жила. Арабы помиловали их. Но остатки разгромленных войск и люди, не желавшие жить в подчинении, бежали в Астурию. Именно этот город приблизил конец Реконкисты.

Для того чтобы одержать победу, аристократам из Астурии пришлось объединиться с бедными, необразованными жителями Васконы. Эти два города были непохожими друг на друга мирами. Но их объединила общая цель. Во главе Астурии встал дон Пелайо. Арабы не могли понять, как небольшая группа сопротивляющихся людей может наносить им одно поражение за другим. Благодаря дону Пелайо, ставшему национальным героем Испании, жители Астурии и Васконы поняли, что арабов победить можно. Много неприятностей причиняли завоевателям христиане, развязавшие партизанскую борьбу в тылу, а также набеги с севера, совершаемые викингами.

Начало Реконкисты

Независимость Астурии выводила из себя завоевателей. Потому в 722 году туда направился карательный отряд, который был призван разгромить сопротивление и подчинить город. Во главе встал Алькама. Вместе с епископом Оппа он пытался уговорить христиан сдаться. Ведь в противном случае они бы все погибли. Но Алькаме не удалось сломить их дух. Казалось, что у Астурии нет шанса. Но войско христиан подкараулило Алькаму и его солдат в ущелье и разбило их. Сам же Алькама был в тот день убит.

Захватчики все же продолжали попытки подчинить себе непокорный город. В том же году в наказание за смерть Амалькамы на Астурию двинулся еще один отряд, во главе которого встал Мунуса. Но и этот отряд потерпел поражение. Мунуса был убит. И его неудача ознаменовала начало Реконкисты.

Боевые действия во Франции

Арабы принимают решение продолжить свои завоевательные походы и двинуться глубже в Европу. На пути была Франция. О том, как героически сражалась эта страна, есть много легенд. Пожалуй, самым известным литературным произведением, дошедшим до нас, стал эпос о Ронсевале.

В то время франками правил Карл Великий. За помощью к нему обратился губернатор Сарагосы. За содействие в военных действиях он пообещал королю воинскую славу и большое богатство. Карл принял соблазнительное предложение. Было сказано, что войску короля не придется сражаться. Им откроют двери города, чтобы пропустить. Но ворота не были открыты. Не открывались они и спустя некоторое время. Карл понял, что он и его армия попали в ловушку. Он взял в плен губернатора, а его сыновей отправил обратно во Францию вместе со своим племянником. Карлу казалось, что он не сможет живым вернуться домой. Но он ошибался.

Какого было удивление Карла, когда, вернувшись домой, он узнал, что его племянник Роланд вместе с пленниками еще не прибыл. Карл отправился на поиски. Нашел он их в Ронсельванском ущелье. Его глазам открылось ужасное зрелище: армия была практически растерзана, не осталось ни одного живого человека. Каждый солдат был ограблен, на них не осталось даже одежды. Среди груды мертвых тел Карл нашел своего племянника, но маленьких пленников там не было. До сих пор остается загадкой, кто убил Роланда и его воинов. Считается, что это были христиане. Но в таком случае можно считать, что христиане пошли войной на христиан.

Междоусобные войны во время Реконкисты

Медленно христиане набирали сил. Солдаты отвоевывали все новые земли, основывали новые города и даже государства. Многие из них достигли расцвета. Такими были Арагон, Кастилия, Наварра, Каталония и Леон. Порой правители этих государств враждовали между собой, но иногда они могли заключать союзы благодаря династическим бракам. Например, король Фернандо I смог объединить Леон и Кастилию, два процветающих государства. Казалось, что позже к ним можно присоединить и другие, начать собирать земли. Но неожиданно Фернандо решает, что после его смерти королевства должны быть разделены между сыновьями, а дочерям должны достаться прекрасные города, славящиеся своим богатством. Так и сделали.

Жажда власти лишила молодых людей рассудка. Братья и сестры завязали междоусобную войну. И каждый из них желал, убив своих самых родных людей, встать во главе большого количества земель. Победу одержал средний сын Альфонсо. После войны с братьями и сестрами он пошел на мусульман и отбил у них город Толедо, расширив границы христианского мира. Наследник Альфонсо, Альфонсо VII, будет называться королем Испании. Хоть далеко не вся Испания была освобождена, христиане уже чувствовали, что приближается завершение Реконкисты. Междоусобные войны не были редкостью для того времени. Многие братья и сестры затевали борьбу между собой. Подобные ссоры были только на руку мусульманам. Их враги уничтожали себя сами.

Благословение Папы

В XI веке жизнь христиан под гнетом арабов значительно усложнилась. К власти пришли Альморавиды. Это были жестокие люди, которые не принимали чужую религию. Они с особым садизмом казнили людей и наводили порядок на своих землях. Наступило время воинствующего ислама.

Не мог оставить без внимания гибель большого количества христиан Папа. В 1212 году он объявляет о том, что начинается крестовый поход. Те христиане, которые примут в нем участие и освободят родные земли от мусульман, попадут в рай, им будут отпущены все грехи. Призыв имел свой результат. 16 июля состоялось сражение, в котором огромное христианское войско разбило войско Альморавидов. С тех пор мусульманская армия больше никогда не была настолько сильна. Медленно началось освобождение испанских земель от захватчиков.

Разгар Реконкисты

XIII и XIV века — это настоящий расцвет войны. Наконец те народы, которые проживали на захваченных и уже освобожденных территориях, осознали себя единым целым. Они считали себя испанцами, которые должны освободиться от гнета мусульман, объединиться в единое государство и начать строить новую жизнь под властью испанского короля. Большую роль в освобождении земель играли рыцари-крестоносцы. С переменным успехом продвигалась Реконкиста. Кратко об этом рассказать не удастся, можно лишь отметить, что закончить бои с минимальными потерями не удавалось. Некоторые города несколько раз переходили из рук христиан в мусульманские и обратно.

Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский

В 1469 году состоялась свадьба Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Никто не мог и предположить тогда, что именно эта пара сможет изменить не только жизнь всей Испании, но и всего мира. Приближался год завершения Реконкисты. Благодаря хитрости и военному таланту Фердинанд смог объединить большое количество земель. Но он и его жена обладали исключительным честолюбием и большим количеством амбиций. Потому и такое королевство было для них маленьким. Изабелла и Фердинанд были истинными католиками. Для них их вера была единственной правильной и допустимой на территории Испании.

Конец политики «трех религий»

До прихода к власти этой семейной пары в Испании старались ужиться три религии: христианство, мусульманство и иудейская вера. Однако Папе не нравилось, что на освобожденных территориях жили люди, которые отказывались принимать христианство. Правители Испании не требовали от них принять католичество, потому как боялись, что иноверцы начнут восстания.

Все изменилось, когда к власти пришли Фердинанд и Изабелла. Они, будучи католиками и заручившись поддержкой Рима, стали насаждать христианство. Это поспособствовало дальнейшему освобождению земель от мусульман-захватчиков. В 1487 году началась осада Малаги, одного из главных городов мусульман в Испании. Фердинанд и его жена смогли одержать успех. Впереди была только Гренада. Приближался год, когда завершилась Реконкиста.

Взятие Гренады

Для всех людей, изучающих эту цепь боевых столкновений, самым важным является вопрос о том, взятие какого города завершило Реконкисту. Это была Гренада. Фердинанд и Изабелла тщательно готовились к решающему сражению. Для того чтобы оно прошло успешно, нужно было много денег. Потому они приняли решение поднять налоги, а Папа разрешил им использовать для своих целей те деньги, которые получала от верующих церковь. Благодаря этому смогла призвать в свою армию и наемных рыцарей, воевавших с мусульманами за деньги.

Король и королева сделали все для того, чтобы укрепить свой авторитет в народе. Они общались с воинами и старались во всем принимать самое деятельное участие. королей при содействии партизан, развязавших борьбу в тылу, смогла одержать победу. Теперь каждый знал, взятие какого города завершило Реконкисту. Город пал в 1491 году. Его можно назвать годом рождения Испании. Каждый современный испанец без труда ответит, в каком году завершилась Реконкиста. Тогда земли наконец смогли освободиться от многовекового подчинения мусульманам.

После окончания войны

Когда закончилась Реконкиста в Испании, во главе государства встали любимые народом Фердинанд и Изабелла. Они были мудрыми правителями, без которых расцвета не достигла бы не только Испания, но и Америка. Ведь именно эти государи помогли Колумбу совершить его великое географическое открытие. Фердинанд и Изабелла превратили Испанию в сильное католическое государство. Представители других религий не смогли найти себе место на этих землях. Король и королева прогнали из своей страны мавров-мусульман и евреев.

Эта королевская семья осталась самой известной на протяжении многих веков. И сейчас они почитаемы в Испании. Они много сделали для своего государства, католичества, а также оказали значительное влияние на другие страны. В Гренаде все говорит о том, взятие какого города завершило Реконкисту. Испанцы гордятся своей историей и той героической страницей, когда родные земли были освобождены от захватчиков. Важно помнить, в каком году завершилась Реконкиста. Этот год стал одним из решающих в истории всего мира.

отвоев. испанцами и португальцами земель, захвач. в нач. 8 в. арабами и берберами (арабы и берберы получили впоследст. общее назв. мавров) на терр. Пиренейского п-ова. Р. началась битвой при Ковадонге (Астурия) в 718.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕКОНКИСТА

исп. reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание народами Пиренейского п-ова в 8-15 вв. терр., захваченных арабами и берберами (получившими впоследствии общее назв. - мавры). Р. началась битвой 718 при Ковадонге (Астурия), приостановившей дальнейшее наступление мавров. До 11 в. продвижение к югу исп. гос-в, образовавшихся в ходе Р., было замедленным. Распад Кордовского халифата (1031) облегчил освобождение земель на юге п-ова. 11-13 вв. - решающий этап Р. В 1085 кастильцы взяли Толедо. Вторжения Альморавидов и затем Альмохадов лишь на нек-рое время задержали успешный ход Р. 16 июля 1212 при Лас-Навас-де-Толоса объединенные силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войсками Альмохадов. В 1236 кастильцами была взята Кордова, в 1246 - Хаэн, в 1248 - Севилья; королевством Арагон были отвоеваны у мавров в 1229-1235 Балеарские о-ва, в 1238 - Валенсия, португальцы освободили в 1249-50 обл. Алгарви (Ю. совр. Португалии). К сер. 13 в. в руках мавров остался лишь Гранадский эмират, к-рый пал в 1492. До недавнего времени исп. Бурж. историки рассматривали Р. преим. как цепь воен. предприятий, к-рые велись под знаком религ. борьбы христиан против "неверных", и недооценивали ее экономич. мотивы, ее влияние на социально-экономич. и политич. историю народов Пиренейского п-ова (А. Бальестерос-Беретта, П. Энрике Эррера и др.). Почти все совр. исп. бурж. историки сходятся во мнении об исключительно большом влиянии и араб. завоеваний и Р. на ход истории Испании и Португалии (Р. Менендес Пидаль, К. Санчес Альборнос, X. Висенс Вивес и др.). Р. в значит. мере определила экономич. и политич. развитие стран Пиренейского п-ова. Р. не представляла собой лишь цепь воен. походов, она являлась прежде всего широким колонизационным процессом закрепления и экономич. освоения отвоеванных у мавров терр. В ходе ее складывались социально-экономич., политич. особенности каждого из гос-в, образовывавшихся на этих терр. Гл. движущей силой Р. были крестьяне, с оружием в руках отстаивавшие независимость родины. В начальный период Р., когда земли освобождались от мавров местным населением в значит. мере стихийно (особенно в Кастилии), без участия феодалов, крестьяне, оседавшие на этих землях, добивались в своем большинстве личной свободы. Постоянная угроза набегов мавров вызывала у колонистов необходимость селиться целыми коллективами в укрепленных местах. С этим начальным этапом Р. связано образование крест. общин (в частности, бегетрий) и гор. общин. Активное участие в Р. принимали города, в ходе ее получившие относительную автономию. Права и привилегии сел. и гор. общин фиксировались в фуэрос (португ. - фораиш). В дальнейшем королев. власть, укрепившаяся благодаря воен. успехам Р., взяла в свои руки (при активном участии светских и духовных феодалов) распределение отвоеванных земель. Заинтересованная в экономич. освоении этих земель, в воен. силах для дальнейшей борьбы с маврами, королев. власть была вынуждена поддерживать общины, предоставлять вновь возникающим нас. пунктам хартии поселения. 11-13 вв. - период расцвета гор. и сел. общин, определившего и характер кортесов Кастилии, в состав к-рых наряду с горожанами входили представители крест. общин. И хотя с оттеснением мавров на юг п-ова усилился натиск феодалов на крестьян, в Леоне и Кастилии крестьянство в 11-13 вв. все еще сохраняло личную свободу; в ряде др. гос-в Пиренейского п-ова крестьяне к 13 в. оказались закрепощены. С Р., к-рая велась под лозунгом религ. борьбы с "неверными", связан рост идеологич. влияния и экономич. могущества католич. церкви в Испании и Португалии; духовно-рыцарские ордена (Калатрава, Алькантара, Ависский орден и др.) превратились в крупнейших собственников-латифундистов. Р. определила и др. особенности феодализма на Пиренейском п-ове (по сравнению с др. европ. гос-вами): многочисленность слоя мелкого рыцарства (в ряды к-рого был открыт доступ и крестьянам, и горожанам, если они были в состоянии снарядить коня), сыгравшего большую роль в социально-экономич. и политич. жизни гос-в п-ова; сохранение в осн. за монархией политич. власти, диктовавшееся необходимостью консолидации сил в борьбе с общим врагом. С Р. связан процесс формирования народностей - испанской и португальской, складывания их нац. культуры, нац. характера. В исп. лит-ре Р. нашла яркое отражение в героич. эпосе о Сиде, романсеро и др. памятниках. Особая роль Кастилии в Р. сказалась на формировании нац. исп. яз., в основу к-рого лег распространявшийся на освобожденных терр. кастильский диалект. Лит.: Арский И. В., Р. и колонизация в истории ср.-век. Каталонии, в сб.: Культура Испании, (М.), 1940; Фрязинов С. В., Проблема Р., как колонизационного движения, в освещении исп. ученых, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та, серия историко-филологич.", 1959, в. 46; La Reconquista espa?ola у la repoblaci?n del pa?s, Zaragoza, 1951. См. также общие работы по истории Испании при ст. Испания. И. С. Пичугина. Москва. -***-***-***- Реконкиста