Что значит зун. Ключевая проблема современного образования. Критерии сформированности УУД

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЗУНы Компетенции УУД

Знания Умения Навыки Компетенциии?

З У Н ы Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром Умения – это освоенный способ выполнения действия, обеспеченный совокупностью знаний. Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Знания Умения Навыки Способы действия Мотивация Гибкость мышления Компетенции

Универсальные Учебные Действия умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. освоение новых ЗУ и компетентностей (эффективное использование знаний) через новую организацию усвоения

Личностные (ценностно-смысловая ориентация) Регулятивные (организация учебной деятельности) Познавательные (общеучебные, логические, проблемные) Коммуникативные (продуктивное взаимодействие) Виды УУД

Традиционный подход Компетентностный подход

Родной край – частица родины найти на карте родной регион, рассказать о результатах экскурсии в краеведческий музей, беседовать со старшими членами семьи, использовать дополнительную литературу, извлекать из словарей и энциклопедий необходимую информацию обсуждать полученные сведения ученик пересказывает параграф домашнего задания. учитель рассказывает новую тему. учитель задает вопросы по новой теме

Учитель Источник информации Организатор, инициатор поиска информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД. Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

2002 г.

ТРИЗ организация «Восхождение»,

Россия, МО, 140185,
г. Жуковский, а/я 272
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Материал V-ой региональной научно-практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ» 24-26 июня 2002г.,
г. Челябинск.

Актуальность.

Растет динамика изменений в различных областях жизнедеятельности человека. Стремительно меняются геополитические, экономические, социальные и другие условия. Наблюдаются процессы активной трансформации общественных ориентиров и жизненных ценностей. Естественно, эти изменения не обходят стороной и систему образования, испытывающую сегодня значительные трудности в реализации возложенной на нее социальной функции. Каковы причины возникновения проблем в системе образования? Где выход из сложившейся ситуации? Каков перспективный путь развития системы образования? Ответы на эти вопросы и предлагается рассмотреть в этом материале.

Ключевая проблема современного образования.

Существенное рассогласование между предлагаемой образовательной услугой и потребностью общества — одна из особенностей современного состояния системы образования.

Система с трудом обеспечивает оперативность жизненно важного для общества образования. Результатом данного рассогласования является наличие у системы образования множества проблем, вытекающих одна из другой, например:

  • неактуальность предлагаемого образования;
  • отсутствие мотивации обучающихся к образованию;
  • падение дисциплины;
  • снижение уровня и качества образования;
  • падение рейтинга системы образования;
  • снижение обеспечения системы образования ресурсами: финансовыми материальными, человеческими, управленческими, информационными и др.

Таким образом, одной из ключевых проблем современной системы образования является рассогласование между предлагаемым и необходимым обществу образованием.

Анализ проблемы.

С целью поиска решения задачи рассогласования между предлагаемым и необходимым образованием, попробуем разобраться в этой проблеме.

Для начала приведем определение понятия «образование», записанное в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1996), на которое в дальнейшем будем опираться.

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» .

Из определения следует, что образование есть совокупность двух составляющих: воспитания и обучения . Тогда формулы процесса и результата образования могут быть представлены в следующем виде:

Формула процесса образования:
Образование = воспитание + обучение
Формула результата образования:
Образован = воспитан + компетентен

Образование является неотъемлемой характеристикой любого общества. От воспитанности человека зависит результат его согласованности с собой и окружающим миром. От компетентности человека зависит результат решения стоящих перед ним задач. Образованность (воспитанность и компетентность) каждого члена общества в сумме и определяют уровень образованности общества, а это качество является основой текущей и дальнейшей жизни общества.

Новые задачи — условие развития общества.

Одно из условий развития общества — это успешное решение новых, ранее неизвестных задач. Разделим жизненно важные задачи, способные развивать общество, на два вида: внешние и внутренние. К внешним задачам развития общества отнесем проблемы, привнесенные извне (природные катаклизмы, военное вторжение, экономическая блокада и пр.). К внутренним задачам развития общества — проблемы, возникшие внутри и связанные с изменением условий и/или целей. В ходе решения новых проблем в обществе модернизируются известные системы или возникают новые, например, была создана современная система образования.

Главная и рабочая функции системы образования.

Рассмотрим условия возникновения системы образования. Основой сохранения и повышения жизненного уровня общества являются ее образованные члены.

Образование далекого прошлого основывалось на процессе копирования деятельности: молодое поколение наблюдало и повторяло то, что делали взрослые. В прошлом темпы развития общества и темпы получения образования методом копирования были согласованы, поэтому новое поколение успевало пробрести образовательные навыки, соответствующее уровню развития общества.

Со временем, когда темпы развития общества увеличились, потребовалось большее количество образованных людей соответствующих достигнутому социальному уровню. Однако образование, основанное на методе копирования деятельности, уже не успевало давать обществу необходимое количество образованных людей требуемого уровня. В обществе возникло противоречие между потребностью общества сохранять и повышать достигнутый жизненный уровень и отсутствием образованных людей, способных обеспечить эту потребность . Разрешением этого противоречия является создание современной системы образования с конкретными функциями.

Главная функция системы образования:
сохранять и повышать жизненный уровень общества через образование (воспитание и обучение) его членов.
Рабочая функция системы образования:
готовить образованных (воспитанных и компетентных) членов общества соответствующего уровня развития.

На начальном этапе своего становления система образования успешно справлялась с поставленной перед ней задачей. Для этого ей было достаточно выполнять свою рабочую функцию: готовить образованных членов общества соответствующего уровня. Главная функция системы образования — сохранять и повышать жизненный уровень общества, выполнялась автоматически т.к. предлагаемое образование было актуальным для членов общества. Полученное ими образование было востребовано и приветствовалось обществом.

Факторы рассогласования.

В последующий период темпы развития общества были таковы, что система образования успевала изменять содержание образования и обеспечивать новые требования общества к образованию своих членов. Со временем, под воздействием различных факторов вновь возникло рассогласование между быстрым темпом развитием общества и темпами развития системы образования. К наиболее существенным факторам, вызвавшим рассогласование межу обществом и системой образования можно отнести два:

  1. фактор со стороны общества — это постоянно меняющаяся техническая оснащенность общества, позволяющая увеличить темпы его развития,
  2. фактор со стороны системы образования — это длительно не менявшаяся и сегодня морально устаревшая модель образования, переставшая справляться с новыми требованиями общества

ЗУН-модель образования и развитие общества.

Традиционную систему образования обычно представляют следующей моделью:

Знания —> Умения —> Навыки («ЗУН»).

Образовательная модель «ЗУН» статична и линейна, т.к. находится в большой зависимости от имеющихся в ее образовательном арсенале накопленных знаний. Пополнение образовательного арсенала системы образования исторически определяет надсистема — общество, создавшее систему образования. Такая технология обеспечения системы образования необходимыми знаниями была оправдана при незначительных темпах развития общества, требующего только воспроизводства образования ее членов. Образовательного ресурса, вложенного обществом в систему образования, было достаточно для обеспечения жизнедеятельности общества. В настоящее время темпы развития общества, как отмечалось ранее, резко возросли.

Если внимательно посмотреть на ЗУН-технологию, то можно обнаружить, что образовательная модель «ЗУН» — это механизм обеспечения рабочей, но не главной функции системы образования, т.е. система образования нацелена только на подготовку членов общества заданного уровня, но не ставит перед собой генеральной задачи: сохранять и повышать жизненный уровень общества.

Традиционная система образования, работая по образовательной модели «ЗУН», естественно отчитывается перед обществом только заданными обществом (государством) ЗУНами образованных (воспитанных и обученных) ею членов общества. В качестве своих достижений система образования демонстрирует обществу отдельные прикладные результаты применения предоставленных ЗУНов. Ситуация подобна той, когда стрелок по мишеням, отчитывается перед членами команды многоборцев количеством сделанных выстрелов и изредка результатами попадания в цель. Обстоятельство, в котором система образования выполняет только свою рабочую функцию, постепенно отражается в виде проблем общества, а затем бумерангом еще больших проблем возвращается в саму систему образования. Возникает вопрос: «Какие же ЗУНы должны лежать в основе системы образования?».

Виды ЗУНов и их влияние на развитие общества.

Говоря о развитии, мы говорим о качественном изменении
чего-либо во времени. В связи с этим, изучая проблему развития системы образования, мы должны учитывать временную характеристику ЗУНов и ее влияние на развитие общества. В качестве временных характеристик будем использовать: «прошлое», «настоящее», «будущее».

ЗУНы прошлого. Если система образования предлагает образование, в основе которого только ЗУНы прошлого этапа развития общества, то такая ситуация постепенно приведет общества к остановке и даже откату

на ранее пройденный уровень развития. Однако члены общества, а затем и само общество, почувствовав рассогласование между предлагаемым и необходимым в новых условиях образованием, постепенно откажутся от системы образования, предлагающей морально устаревшее образование. Такая ситуация чревата серьезными проблемами для системы образования. Об этих проблемах было уже сказано выше. Процесс, при котором система образования предлагает обществу морально устаревшее образование, назовем «процесс отстающего образования» .

ЗУНы настоящего. Если система образования предлагает современный уровень образования, в основе которого ЗУНы настоящего этапа развития общества, то при быстрых темпах развития общества, «ЗУНы

настоящего» быстро перейдут в категорию «ЗУНы прошлого». Активно развивающемуся обществу уже завтра потребуется новое образование, в основе которого должны лежать будущие достижения общества. Даже если система образования будет идти в темпе развития общества, то существующий механизм образовательной модели «ЗУН» все равно будет работать с запозданием, т.к. для его запуска и работы требуется обновление образовательного арсенала, а он обновляется обществом (государством) и на это требуется время. Ситуация напоминает бег белки в колесе: движение белки есть, а поступательного перемещения колеса нет. Процесс, при котором система образования предлагает обществу современное образование, назовем «процесс сателлитного образования» .

ЗУНы будущего. Если система образования предложит необходимое обществу ее будущее образование, т.е. ЗУНы ближайшего этапа развития общества, то общество будет иметь возможность ставить и успешно решать задачи

будущего дня. Для этой ситуации образовательная модель «ЗУН» перестает работать, т.к. в ней неизвестны ЗУНы будущего. Возникает противоречие: нужны ЗУНы будущего (новые знания и умения), а объективно имеются только ЗУНы настоящего (известные знания и умения) .

Нужна другая, принципиально новая, модель образования, способная успешно разрешить это противоречие. Процесс, при котором система образования предлагает обществу будущее образование, назовем «процесс опережающего образования» .

Какой должна быть новая модель образования, способная иметь новые, еще неизвестные знания?

ЗУН + ПТД — модель перспективного образования.

Статичная и линейная образовательная модель «ЗУН», не решающая своей задачи в новых динамично меняющихся условиях жизни общества, в соответствии с законами развития систем, должна согласоваться с этими условиями и тоже стать динамичной. Для этого в технологию образования надо ввести процесс производства новых знаний. Как известно, новые знания появляются в результате познавательной и творческой деятельности. В процессе познавательной деятельности новые знания добываются, в процессе творческой деятельности новые знания создаются. Обе деятельности базируются на уже имеющихся знаниях. Отсюда следует новая образовательная модель.

ЗУН + ПТД => нЗУН

где ЗУН — известные знания, умения, навыки,
П — познавательная деятельность, Т — творческая деятельность, Д — деятельность; нЗУН — новые знания, умения, навыки.

В результате познавательно-творческой деятельности появляются новые знания, являющиеся основой для новых умений и навыков. Новая модель образования «ЗУН+ПТД» по сравнению с моделью «ЗУН» обладает качественно новыми свойствами: динамичностью и

цикличностью (у «ЗУН» — статичность и линейность). Качественно новые свойства позволяют рассматривать систему образования как саморазвивающуюся систему.

Образовательная модель «ЗУН+ПТД» — модель перспективного образования, т.к. дает системе образования перспективные возможности: система образования сама создает необходимый обществу образовательный ресурс, сама активно влияет на сохранение и повышение жизненного уровня общества.

Таким образом, модель перспективного образования действительно позволяет системе образования выполнять свою главную функцию: сохранять и повышать жизненный уровень общества через процесс опережающего образования (воспитания и обучения) его членов.

Заключение.

Эра опережающего образования еще не наступила, но признаки ее появления уже имеются. Модель перспективного образования «ЗУН+ПТД» постепенно начинает наполняться конкретными образовательными механизмами. В прогрессивных образовательных учреждениях системы образования разрабатываются, проверяются и внедряются новые образовательные технологии, в основе которых познавательная и творческая деятельность всех участников образования.

ТРИЗ-образование — одна из образовательных технологий, использующая модель перспективного образования .

Литература

  1. Управление качеством. Руководящие указания по обучению. /Международный стандарт ISO 10015:1999.
  2. Педагогическое ВОСХОЖДЕНИЕ: Сборник статей по «Педагогике Согласований». — Жуковский, 1998. — 35 с.
  3. Современный словарь иностранных слов — М.: Рус. яз., 1992.-740 с.

Закон Российской Федерации “Об образовании” - от 5 января 1996 г.
Компетентность - применение знаний, навыков и качеств в деятельности
Сегодня для системы образования «соответствующий уровень развития» определяется государством.
Сателлит [< лат. satelles (satellites) телохранитель; спутник; сообщник] - 2) зависимое, подчиненное лицо, исполнитель чужой воли, приспешник .

Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. Именно в этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное назначение знаний - организовывать и регулировать практическую деятельность.

Знание - это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания.

Знание и действие тесно переплетены. Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. Встречаясь с незнакомыми предметами, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ними обходиться, как их использовать. Если мы имеем дело с новым техническим устройством, то прежде всего знакомимся с инструкцией по его использованию. На основании инструкции движения откладываются в виде двигательных представлений. Однако движений обычно бывает недостаточно для правильного обращения с предметом. Необходимы определенные теоретические знания о некоторых свойствах устройства, о закономерности и особенности явлений, связанных с ним. Эти знания можно приобрести с специальной литературы и использовать их, работая с устройством.

Знание поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Выполнение деятельности невозможно без знаний.

Кроме знаний, необходимыми компонентами деятельности являются умения и навыки. Соотношение этих компонентов объясняется психологами неоднозначно: одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие считают, что умение возникают раньше навыков.

Кроме того, неоднозначно толкуется и понятия умения. Так, умение иногда сводят к знанию конкретного дела, понимание последовательности ее выполнения. Однако это еще не является умение, а только предпосылка для его возникновения. Да, и первоклассник, и старшеклассник умеют читать, но это качественно отличные умения по их психологической структурой. Поэтому следует различать элементарные умения, которые идут сразу за знаниями и первым опытом действий, и умения, которые проявляются как мастерство в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыка. Элементарные умения - это действия, возникающие на почве знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Они могут возникать на основе подражания, из случайных знаний. Умение - мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Таким образом, необходимым внутренним условием умение есть определенная сноровка в выполнении тех действий, из которых состоит данная деятельность.

Итак, умение - это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность. Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по меньшей мере в главных промежуточных пунктах и конечной цели.

Существование большого количества видов деятельности обуславливает существование соответствующего количества умений. Эти умения имеют как общие черты (то, что необходимо для любого вида деятельности: умение быть внимательным, планировать и контролировать деятельность и т.п.), так и отличные особенности, обусловлены содержанием того или иного вида деятельности.

Поскольку деятельность состоит из различных действий, то и умение ее выполнять состоит из ряда отдельных умений. Чем сложнее деятельность, чем более совершенными механизмы и устройства, которыми необходимо управлять, тем большим мастерством должны характеризоваться умение человека.

Навык - это действие, сформированная путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки являются компонентами сознательной деятельности человека, которые выполняются полностью автоматически. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

В результате неоднократного выполнения одних и тех же движений человек имеет возможность выполнять определенное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальной цели сознательно подбирать для нее способы ее выполнения, а не сосредоточивая специально внимания на выполнении отдельных операций.

Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в виде навыков и переходят в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека освобождается от необходимости регулировать относительно элементарные акты, а направляется на выполнение сложных задач.

При автоматизации действий и операций их преобразования в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия и операции сливаются в единый целостный акт, называемый умением (например, сложная система движений человека, который пишет текст, выполняет спортивную упражнение, проводит хирургическую операцию, производит деталь предмета, читает лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль заменяется внутренним, проприоцептивная. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает, становясь оптимальной или максимальной. Все это происходит в результате упражнений и тренировок.

Физиологическим основой автоматизации компонентов деятельности, которые изначально представлены в ее структуре в виде действий и операций и затем превращаются в навыки, является, как показал Н.А. Бернштейн, переход управления деятельностью или ее отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а) система движений, относящихся к одной навыки, соответствует системе движений, относящихся к другой навыки; б) когда реализация одной навыки создает благоприятные условия для выполнения другой (одна из навыков служит средством лучшего усвоения другой) в) когда конец одной навыки является фактическим началом другой и наоборот. Интерференция имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система движений, которые относятся к одной навыки, противоречит, не согласуется с системой движений, которые составляют структуру другой навыки; б) когда при переходе от одной навыки в другую фактически приходится переучиваться, разрушать структуру старой навыки; в) когда система движений, относящихся к одной навыки, частично содержится в другой, уже доведенной до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенной навыки, что приводит к искажению движений, необходимых для нового навыка) г) когда начало и конец последовательно выполняемых навыков не совпадают друг с другом. При полном автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или совсем исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их переноса, то есть распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того, чтобы такой перенос исполнилось нормально, необходимо, чтобы навык стала обобщенной, универсальной, согласованной с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенной до автоматизма.

Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действий, то есть получение в результате надежного итоге действия. Само действие в структуре умения контролируется ее целью. Например, ученики младших классов при обучении письму выполняют действия, связанные с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки содержания карандаша в руке и выполнения элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, ее достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к условиям деятельности, меняются время от времени, с сохранением позитивных результатов работы. Так, умение делать что-нибудь своими руками означает, что человек, имеющий такие умения, всегда будет работать хорошо и способна сохранять высокое качество труда при любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика том, что знает и умеет сам.

Одна из главных качеств, которые принадлежат к умениям, заключается в том, что человек имеет возможность изменить структуру умений - навыков, операций и действий, которые входят в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек может заменять один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, изготовить сам или воспользоваться имеющимися инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умение в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль это главное, что отличает умение от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, которые требуют оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется высшими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, то есть на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющих внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности (например, спортивные), целиком построенные на почве двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способность вести поиск, воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они проявляются в способности человека анализировать, обобщать материал, выдвигать гипотезы, теории, осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки всего оказываются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли. Практические умения проявляются при выполнении практической деятельности, изготовлении конкретного продукта. Именно на их примере можно продемонстрировать формирования и проявление умений в чистом виде.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки часто теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предусматривающие получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычка является негибкой (часто и неразумной) частью выполняемой деятельности человеком механически и не имеет сознательной цели или ярко выраженного продуктивного завершения. В отличие от простой навыки привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (вредные привычки). Привычки как элементы деятельности является наименее гибкой ее частью. Поэтому важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывают положительное влияние на формирование личности в целом.

ЗУН — это аббревиатура. Расшифровывается как «Знание — Умение — Навык».

Каковы этапы нужно прояти человеку, чтобы освоить новый навык:

  • Сначала, появляется Интерес к новому действию (такой интерес может появиться при наблюдении чьего-то умения или навыка).
  • Второй уровень — Вера в то, что какое-либо действие может стать действием человека. И такого результата можно достичь.
  • Третий уровень — получение Знания. На этом этапе у человека появляется представление о том, как то или иное действие делается. Важным фактором является возможность воспроизвести все значимые детали.
  • Четвертый уровень — возникновение Первичного умения. Это значит, что человек умеет делать что-то уверенно. Однако, есть ограничение для первичного умения. Его можно воспроизвести только в привычной для человека ситуации, с заданными условиями. Также человек должен следить за своими действиями, чтобы выполнить все точно.
  • Пятый уровень — Настоящее умение. Это когда человек делает что-то уверенно в широком круге ситуаций.
  • Шестой уровень — появление Навыка. Это действия, которые человек выполняет без контроля сознания, не задумываясь, полностью автоматически.
  • Седьмой уровень — это Привычка. Это действия, которые выполняется сами собой без воли человека. Такие действия совершаются естественно, сами собой, полностью на автомате.
  • Восьмой уровень — Потребность. Это действия, к которым человек привык настолько, что возникает дискомфорт, если их не делать.

Организация контроля

как одной из функций управленческой деятельности .

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Слово «контроль» вызывает у педагогов негативные эмоции. Проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать.

И все же контроль – это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления её коррекции.

Контроль помогает накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям. Бесконтрольность снижает эффективность работы учреждения.

Какими же правилами должен руководствоваться

руководитель дошкольного учреждения?

  1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и плавно, то он воспринимается как норма.

Как же поступить руководителю, если вскрылись недостатки? (Ответы руководителей ДОУ)

Обязательно организовать систему методической помощи.

  1. Тотальный контроль порождает небрежность.

При таком контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполнения работы. И такой контроль не учитывает индивидуальных особенностей конкретного человека.

  1. Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что никогда не указывалось. Скрытый контроль – это субъективная интерпретация того, что наблюдалось.

  1. Не следует контролировать свой любимый участок: группу, объект. Если сосредоточиться на «любимом» объекте, то другие члены коллектива не попадают в поле зрения проверяющего.
  2. Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Иногда руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх – плохие спутники руководителя.

  1. Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает доверие к подчиненным. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимают излишнюю опеку и выводит подчиненных на самоконтроль.

Какие же виды контроля чаще всего проводятся в ДОУ?

(оперативный, тематический, итоговый)

К ним ещё можно подключить фронтальный, сравнительный и самоконтроль.

Тематический контроль

итоговый

персональный

Планируется 1 раз в квартал, в полугодие, в учебный год. Продолжительность его от 1 до 3 дней.

В каких случаях планируется персональный контроль?

(с целью изучения системы работы и распространения ППО; с целью выявления состояния работы и устранения недочетов)

Фронтальный контроль

предварительный

текущий

итоговый

Помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (использовать при принятии ДОУ для управления)

Общее представление о деятельности педагога, об уровне педагогического процесса. Изучается работа 2-х педагогов в течение дня или нескольких дней.

В процессе аттестации, при выявлении готовности детей к обучению в школе.

Продолжительность от 3-х дней до недели

Итоги обсуждаются на педсоветах, планерках, выносятся на совещание при заведующей, заседание местного комитета. Оперативный контроль

Предупредительный проводится в форме наблюдения, беседы, анализе педагогической документации для вновь поступивших, для воспитателей, работающих в инновационном режиме. Воспитатели предупреждаются заранее.

Выборочный . Основные его формы: просмотр занятий, других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.

Экспресс – диагностика включает анкетирование, тестирование для определения уровня развития детей по разным видам деятельности, уровня педагогического мастерства педагогов.

Работа 2-х

параллельных групп

Сравнительный

контроль

Работа 2-х

воспитателей

Взаимоконтроль (взаимопосещение)

Чтобы охватить контролем все аспекты деятельности ДОУ, необходимо четко распределить обязанности между руководителем и его помощниками.

Заведующая контролирует:

  1. работу административной группы: зам. Заведующей ДОУ по воспитательно-образовательной работе, завхоза, медицинский персонал;
  2. выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно – гигиенического режима, норм охраны труда;
  3. проверку исполнения инструктивно – методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;
  4. качество знаний. Умений, навыков детей;
  5. выполнения решений педагогических советов;
  6. сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;
  7. ведение документации зам.зав. ДОУ, завхозом, медицинским персоналом и воспитателями;
  8. организацию и осуществление работы с родителями;
  9. финансово – хозяйственную деятельность;
  10. выборочный контроль за работой воспитателей.

Зам. зав. ДОУ по воспитательно – образовательной работе контролирует:

  1. Состояние воспитательно – образовательной работы в группах;
  2. Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;
  3. Календарные планы и документацию педагогов;
  4. Наличие и хранение детских работ;
  5. Работу педагогов по повышению квалификации.

Каких негативных проявлений должен избежать руководитель

при организации контроля?

  1. Отсутствие у руководителя ДОУ ЗУН разработки системы контроля и неверное определение приоритетных объектов контроля;
  2. Бессистемный контроль;
  3. Слабая разработка критериев оценки многих видов деятельности педагога;
  4. Ориентация на процесс вместо ориентации на достижения определенных результатов;
  5. Слабое развитие анализа собственной деятельности, отсутствие рефлексии;
  6. Недостаточная гласность, открытость и демократичность в организации контроля;
  7. Отсутствие методик отслеживания результатов развития ребенка (педагогические и психологические) с учетом специфики организации педагогического процесса по конкретной программе;
  8. Низкий уровень профессиональной подготовленности специалистов к проведению диагностики развития ребенка, самооценки своей деятельности;
  9. непродуманное методическое обеспечение и непрофессиональное исполнение.

Примерные вопросы для системного контроля.

  1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
  1. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
  2. Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
  3. Результаты медицинского осмотра детей.
  4. Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
  5. Организация питания.
  6. Посещаемость.
  7. Выполнение режима дня.
  8. Выполнение санэпидемрежима.
  9. Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
  10. Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
  11. Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
  12. Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
  13. Работа с неблагополучными семьями.
  14. Соблюдение правил внутреннего распорядка.
  15. Техника безопасности.
  16. Сохранность имущества.
  17. Укрепление материальной базы.
  18. Финансово – хозяйственной деятельности.
  1. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.
  1. Анализ заболеваемости.
  2. Выполнение натуральных норм питания.
  3. Выполнение плана по детодням.
  4. Проведение физкультурных досугов, развлечений.
  5. Состояние документации в группах.
  6. Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
  7. Выполнение решений педсовета.
  8. Документация и отчетность подотчетных лиц.
  9. Снятие остатков продуктов питания.
  10. Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
  11. Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
  12. Подведение итогов смотров и конкурсов.
  1. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.
  1. Участие в работе методических объединений.
  2. Анализ детской заболеваемости.
  3. Проведение дней здоровья.
  4. Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
  5. Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
  6. Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.