Детей-террористов можно вытащить из игил, но им нанесен непоправимый вред. Дети – жертвы террора

Сценарий для акции «Дети против террора» «Чужого горя не бывает». Сценарий для школьников.


Истраткина Светлана Николаевна заведующая Новогуслевским СДК, Новогуслевский сельский Дом культуры филиал муниципального учреждения Н Ц Д К, Талдомского муниципального района, Московской области., село Новогуслево

Описание: Этот сценарий сделан для того, чтобы люди осознали всю серьёзность от угрозы терроризма. Чтобы привлечь внимание к проблеме террора в нашем обществе, об истории его существования.

Цель: Объяснить что такое терроризм, формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения, изучение правил поведения при теракте.

Задачи: Воспитать у участников акции умение сопереживать, почувствовать глобальную проблему в современном мире от угрозы террора. Привлечь внимание к этой проблеме, показать насколько невнимательно к этому наше сообщество. Обучить детей как вести себя при угрозе террора.

Оборудование: плакаты с различными лозунгами, гуашь, ведёрко с водой, полотенце, короткометражные обучающие мультфильмы, презентация.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийное оборудование, экран.

Ход акции:
(Мелодия «С чего начинается родина»)

«Нет» - терроризму!
Скажем вместе:
- Терроризму-нет!
Миру нужен солнца яркий свет!
Чтоб не проливалась кровь людей,
Чтобы не было погибших детей!
Нет причины для смертей и слёз.
Взрослые,слышите, это всерьёз!
Мы не устанем опять повторять:
- Вы не должны людей убивать!
Не на могилу носить нам цветы -
Цветут они для мирной красоты.
Горе в семью вы нести не должны!
Дружба и счастье людям нужны!
Почему не хотят услышать нас?!
Мы повторить можем тысячу раз:
- Нет – терроризму! Нет –войне!
Мы хотим жить в мирной стане!
(

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами здесь потому, что наша акция связана с трагическим событиям, произошедшим в первые сентябрьские дни 2004 года в г. Беслане. Сегодня 3 сентября День солидарности в борьбе с терроризмом и сегодня мы с вами поговорим о терроре, что это такое и почему это так важно.
Я хочу задать вам вопрос: А что такое вообще «терроризм»? Как вы это понимаете?
(ответы детей)
Терроризм это - угроза обществу, то есть угроза людям, это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями.

А кто такой у нас террорист?
(ответы детей)
Террорист это, тот человек который применяет насилие для устрашения и убеждения кого либо.


Любой террористический акт, война - это боль, слезы, горечь. Это страшное потрясение для здравомыслящего человека. Страдают ни в чем неповинные люди. Погибают дети. В первые сентябрьские дни в школе №1 г. Беслана террористы удерживали 1128 заложников. Погибло свыше 350 человек. Ранено около 500 человек. Из них 186 детей. Самому маленькому из погибших исполнилось 6 месяцев.



Первый терроризм случился в1878 г, это революционный терроризм в Российской империи ещё в период правления Александра Второго. В Российской империи основным видом террора были индивидуальные убийства революционерами высокопоставленных чиновников.


Потом ещё были в период гражданской войны 1919 - в Москве в результате взрыва бомбы в Леонтьевском переулке, организованном анархистами, погибло 12 человек, ещё 55 были ранены.
Террористические акты в СССР где 25 сентября 1919 года левыми эсерами был устроен взрыв в здании Московского горкома РКП(б) на Леонтьевском переулке, где проходило заседание «анархистов подполья». И таких террористических актов было не мало.


Вот это разрушенное взрывом здание Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке.
8 января 1977 - в Москве прогремели три взрыва: в 17:33 в метро на перегоне между станциями «Измайловский парк» и «Первомайская», в 18:05 в продуктовом магазине № 15 Бауманского райпищеторга на площади Дзержинского (ныне Лубянская), в 18:10 в чугунной мусорной урне около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская) - в результате погибло 29 человек.По данным следствия, исполнителями этих терактов являлись жители Еревана: Степан Затикян, Акоп Степанян, Завен Багдасарян. У первого, признанного организатором группы, в квартире была обнаружена схема взрывного устройства, сработавшего в метро, у второго - детали новых взрывных устройств. Все трое являлись членами нелегальной армянской националистической партии. Все трое были приговорены к смертной казни и расстреляны.



Российская Федерация
В современной России самые громкие теракты связаны с Чеченской войной и деятельностью чеченских сепаратистов. Это в основном взрывы и захваты заложников.

Это Норд-ост, взрывы в аэропорту, взрывы в московском метро, покушения, террористический акт во Владикавказе, террористический акт в Ставрополе, террористический акт в Кизляре, всё перечислить мы сегодня не сможем, но мы сделаем вывод, дети всё это очень серьёзно и самое главное – страшно. Какие выводы сделали вы для себя из сегодняшней беседы-презентации?
(ответы детей)
А сейчас я предлагаю посмотреть обучающий короткометражный мультфильм и узнать как же детям вести в различных ситуациях связанные с угрозой терроризма.
(показ мультфильма)

Одна история.
Мама с ребёнком
Шли по дорожке.
Маленький сын
Отставал понемножку.
Вдруг он увидел
Красивый пакет,
И любопытство взяло над ним вверх!
Вот он бежит к дорогому пакету…
Мама увидела картину эту
И закричала она ему вслед:
«Нет, мой малыш, ты не трогай пакет!»
За руку мама сына взяла,
Со страшного места его увела,
Всё – всё сынишке она рассказала
И строго – настрого впредь наказала:
«Нужно быть бдительным, помни сынок,
Есть злые люди – им всё равно,
Что дети гибнут по их вине.
Должен поверить, сыночек, ты мне.
Всем ребятишкам, друзьям рассказать:
Всё, что лежит, нельзя поднимать.»
-Понял,- сказал ей ребенок в ответ.-
- Скажем мы, мама, террору: «Нет-нет!»
Я хочу видеть мирное небо,
Чтобы в достатке у всех было хлеба,
Фруктов, печенья, игрушек, конфет…
Нет! Терроризму – конечно же, нет!
Мама тихонечко грустно вздохнула,
Сына погладила и улыбнулась.
- Правильно, мальчик,- сказала она.-
- Нет, не нужна людям война!
Надо всем дружно мир сохранить!
Нам терроризма не допустить!
(

Ведущий: И чтобы поддержать акцию в эти дни, я предлагаю оформить наш совместный плакат.
(оформление плаката детскими цветными ладошками)

Правоохранительные органы Стамбула ликвидировали учебный центр террористической группировки «Исламское государство» 1 (организация запрещена в РФ решением Верховного суда - прим. ред.), в котором обучались десятки детей из Узбекистана и Таджикистана. Это далеко не первый случай, когда боевики вербуют тех, чью психику легко извратить ложными ценностями. За последние годы детей посылали на смерть в Чечне, Афганистане, Ираке. Вербовка детей и подростков длится долгие годы, и никто не знает, скольких террористов уже вырастили боевики. Известно одно: дети – легко обучаемое "оружие", на которое подозрение падает в самую последнюю очередь. Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался со специалистом в области психологии терроризма Игорем Карповым , который рассказал, почему дети становятся террористами и смертниками, и как их можно вывести из радикального исламизма. Напомним, что в ходе недавнего рейда в районе Пендик в азиатской части города Стамбула, полиция задержала иностранцев, готовившихся отправиться в Сирию и Ирак. Речь шла о 24 подростках, прибывших из Узбекистана и Таджикистана, которых обучали радикальному исламу и правилам жизни в ИГИЛ 1 . В учебном центре для детей-террористов проводились тренировочные сборы, пишет газета Vatan. Это далеко не первая попытка вовлечь детей и подростков в ряды террористов и террористов-смертников. 29 ноября 2011 года СБ Ирака ликвидировали базу «Туюр аль-Джанна» или «Райские птицы», где «Аль-Каида» 1 (организация запрещена в РФ решением Верховного суда - прим. ФАН) готовила детей к участи террористов-смертников. Организация была создана еще в 2006 году, ее тренировочный лагерь находился в районе города Бани Саад в провинции Дияла. Вычислить лидеров группировки, по данным иракской разведки, помог арест женщины, чей сын совершил теракт в одной из шиитских мечетей. Тогда погибли 34 человека. Дети-смертники подбирались среди оставшихся сиротами сыновей боевиков «Аль-Каиды». Их обучали владению различными видами оружия, технике сбора информации, работе с взрывчаткой. По мнению специалиста в области психологии терроризма, научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, военного эксперта Игоря Карпова, дети настолько доверчивы, что им достаточно просто сказать, что нужно делать, и они пойдут и сделают это. «Понятно, что дети более внушаемы, на них легче воздействовать, чем на взрослых, которые, к примеру, что-то знают об истории страны или религии. Есть момент подражания сильным из старших. Есть категория детей, у которых погибли родители. Для них это святое дело – отомстить по всем законам. И подходов к ним много, – рассказал в интервью ФАН Игорь Карпов. Эксперт уверен, что не нужно быть тонким психологом, чтобы заманить ребенка в ряды боевиков. «Какая воля? Мне кажется, что здесь всё гораздо проще... Вот у меня есть внук, ему четыре года, так он с игрушечным автоматом не расстается, стреляет... А ведь еще такой маленький. Девочки в куклы, а мальчики в войнушку. Как их направить, так они и будут делать, – уверен собеседник агентства. – Если это дети постарше, то здесь идет больше элемент подражания – сильные бородатые мужики с автоматами, деньги дают. Когда была война в Чечне, подростки за 100 рублей фугасы подкладывали (заряд взрывчатого вещества, закладываемый в земле или под водой на небольшой глубине, – прим. ред.), и им этого достаточно было. Если смотреть, почему у нас в России уголовники малолетние есть, - ну и там так же, условия воспитания такие, или отсутствие воспитания как такового». Эксперт говорит, что в вербовке детей всё достаточно просто, и глубинные знания психологии даже не требуются, но, по сути, есть такие общеизвестные факты, как извращение Джихада (Джихадом в исламе является борьба со своими духовными или социальными пороками - например, с ложью, обманом, развращенностью общества – прим. ред), который вовсе не означает "пойти и убить всех, потому что они неверные". «Для них неверные не только мы или американцы; для них неверные те, кто не признает радикальный ислам. Большую лепту в это внес Усама бен Ладен. Они такие фетвы (в исламе - решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики, – прим. ред.) принимают, которые дополняют, и они очень отличаются от настоящего Корана. В Коране и в других источниках в пяти или шести местах упоминается, что самоубийство – страшный грех, – приводит пример Игорь Карпов. – Если ты убил себя, то ты попадешь в ад и будешь постоянно сам себя убивать, снова и снова. Но радикальные исламисты от этого ушли. Это началось еще с Афганистана, когда они детей начали посылать на мины впереди себя». Отдельный и наиболее яркий элемент в вербовке детей и подростков - это мультфильмы. Причем, имеются в виду не картины Уолта Диснея и не наш советский Чебурашка, а мультфильмы, объясняющие юному поколению ложные догматы, обучающие их жестокости. Кадры террористического творчества были размещены на сайте Аш-Шамук, об этом еще в 2011 году сообщал британский центр по противодействию экстремизму Qulliam. Статья с «увлекательными» картинками была написана неким Абу Лаит Йеменом . Речь шла о мультфильме «Аль-Каида» на Аравийском полуострове», в описании которого рассказывалось, какая это увлекательная история о том, кто именно предал ислам и пророка. По словам автора, целью фильма было – убедить молодое поколение пойти по стопам воинов Джихада. Автор написал, что мультфильм содержит сцены вооруженных столкновений и убийств. Можно ли сохранить детскую психику, или же после окончания курса подготовки в террористы в этих детях не остается ничего детского и живого? Карпов считает, что частицы детского в уже ставших террористами ребятах всё же есть, но при этом такие дети могут нанести колоссальный урон - благодаря тем знаниям, которые в них вложили, и тем вещам, которым их научили. «Детское остается. Если попасть в другие руки, где с таким ребенком будут разговаривать и обращаться, как с человеком, еще можно его переориентировать. У нас есть национальный антитеррористический комитет, там показывают ролики, в них подростки рассказывают, что шли за идею, но увидели только убийства, грабежи и прочие бесчинства. Парни уходили просто оттуда, – приводит пример военный эксперт Карпов. – Их немного, но они разочаровываются сами. К этому нужно прийти, нужно осмыслить, что правильно, а что нет. Кроме того, у них нет образования, даже у богатых, а ведь чем лучше знаешь Коран, тем меньше шансов попасть в такую западню. Потому что Коран бывает и с радикальным уклоном, но им же об этом не говорят, не объясняют, что это сказал мулла; обсудили и приняли за основу». Если вспомнить книгу американца Райта Лоуренса «Аль-Каида», то там рассказывается о детстве Усамы бен Ладена, о том, что у его отца было 27 детей и бесконечное количество жен, он был богат. Детей он собирал вместе по религиозным праздникам, а мать Усамы выдал замуж за своего помощника. У ребенка уже в детстве был комплекс, ему хотелось стать великим и сильным. Налицо портрет потенциального боевика, если верить описанию политических психологов.

1 Организация запрещена на территории РФ.

История терроризма приводит в ужас. Особенно ужасает, когда дети становятся террористами. История терроризма пишется до сих пор.

Когда наступают сумерки тысячи босых детей северной Уганды уходят из родных селений в большие города: Гулу, Китгум или Лира. Придя туда, одни идут в здания, другие во дворы, парки или на автобусные остановки. Но, когда наступает рассвет, они возвращаются домой. Что все это значит?

Начиная с 1095 года и на протяжении двух столетий армии крестоносцев не раз проходили по дорогам Европы и Ближнего востока. Им противостояли мусульмане из Северной Африки и Азии. Обе стороны стремились любой ценой завоевать Иерусалим. Эти «святые воины» в многочисленных битвах рубили друг друга на куски. Мирные жители тоже страдали от топоров и мечей. Священнослужитель Вильям из Тира в двенадцатом веке описал вторжение Крестоносцев в 1099 году такими словами:

«Они носились с копьями и обнаженными мечами. Каждого кто, попадался им на пути они, сбивали с ног и разрубали не щадя никого-ни мужчин, ни женщин, ни детей. Убитых было так много, что все улицы были завалены трупами, и невозможно было пройти, не наступив на мертвые тела. Кровь лилась рекой , ею были заполнены все желоба и сточные канавы города, повсюду лежали груды мертвых тел».

Со временем террористы стали использовать огнестрельное оружие и взрывчатые вещества,что привело к еще большим трагическим последствиям.

Жертв-миллионы!

История терроризма приводит в ужас своей масштабностью.

Один молодой студент застрелил наследника австрийского престола Эрцгерцога Франца Фердинанда. Это произошло 28 июня 1914 года. Этот год считается поворотным годом в истории Европы. Началась первая мировая война, где погибло двадцать миллионов человек.

Вторая мировая война отличалась зверствами. Это и бомбежки мирных жителей, расправа над ни в чем не повинными людьми и концентрационные лагеря. Но этой войной зверства не закончились. В Комбодже в 1970-х годах более миллиона человек стали жертвами резни. В Руанде в 1990-х годах в кровавой бойне погибло более 800 000 человек.

Кровавая история терроризма. Дети террористы.

Терроризм свирепствует вплоть до наших дней. История тех дней так ни чему и не научила. Террористы продолжают хладнокровно убивать. Бомбы взрываются на рынках, гибнут люди, женщины насилуются, детей забирают в рабство, до тла выжигаются целые селения. И этим зверствам нет конца. Никакие законы и общепринятые нормы не помогают.

Некоторые хотят добиться политической свободы и религиозной чистоты путем насилия. Они думают что именно этот метод наиболее эффективный. Даже правительства, чтобы установить порядок, прибегают к террору. Но если бы терроризм был эффективным способом в разрешении проблем, то давно уже наступили бы мирные условия, стабильность и процветание. Но на самом деле все наоборот - это порождает новые репрессии, что вызывает ответную реакцию.

Путь террора - ошибочный путь. Терроризм принес не свободу и счастье, а страдание, разочарование и смерть. Именно такие горестные плоды принес терроризм XX и XX| веку. Одна девушка поделилась:

«Каждый день я с ужасом думаю, что кто-то из моей семьи или друзей может погибнуть… Нам остается надеяться только на чудо ».

Многие тоже пришли к такому же выводу. Людям самим не справиться. Только в силах разрешить все проблемы человечества, в том числе и терроризм. Истории терроризма придет конец!

Терроризм против детей. Голгофа 21 века. Февраль 2015 г.

Звучит песня Офицеры группы Альфа -«Беслан »

Вед. 1 В 19 веке великий русский писатель Антон Чехов сказал:

« Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…»Но думал ли он, что в начале 21 века будут вспоминать эти слова, когда речь идет о жертвах терроризма, раненых, погибших…Особенно, когда это дети. Не стуком молоточка, а набатом должно звучать слов: берегите детей! Перелистаем трагические страницы истории. 21 век… Россия…

Фото 1

Вед.2 23 – 26 октября 2002 года в Москве, в здании Театрального центра на Дубровке, где шел мюзикл «Норд-Ост» и в зале находилось более 800 человек, ворвались вооруженные люди в камуфляже. Террористы объявили всех людей заложниками и начали минировать здание. Отряд чеченских боевиков, среди которых были и женщины, обвешанные взрывчаткой. Они требовали прекращения войны в Чечне.

Фото 2и3

Вед.3 Этот захват заложников планировался по заданию Аслана Масхадова и международных террористических организаций. Боевики начинают убивают заложников.Питание и воду для заложников боевики не принимали. Несколько человек отпустили. Только пропустили Леонида Рошаля из Центра медицины катастроф для оказания медицинской помощи. А в зале были и взрослые, и дети.

Фото 5 и 6

Вед.4 Боевики отказались от переговоров. Тогда спецназ начинает действовать. Был применен газ. Началась перестрелка. Погибли террористы – 36 человек, погибли заложники 0 67 человек, более 750 заложников остались живы. Этот ад длился 58 часов. Но это была, скажем, репетиция того, что произойдет 1 сентября 2004года. А пока – хроника:9 мая 2004года - взорвана бомба в г.Грозном на стадионе, погибли руководители Чеченской республики.

Вед.5

21-22 июня 2004года – нападение боевиков на столицу Ингушетии – г.Назрань, погибло 95 человек, в том числе 25 человеке местных жителей.24 августа 2004года – взрывы самолетов в воздухе над Тульской и Ростовской областями, осуществленные террористами-смертниками. Погибли 90 человек.

Вед.6

31 августа 2004года – женщина-смертница привела в действие взрывное устройство у станции метро «Рижская» в Москве. Погибло более 10 человек, 50 человек были ранены. Ответственность за эти акции, как и за теракт в Беслане, взял на себя Шамиль Басаев.

Фото 7

Вед. 7 В Беслане во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября боевики ворвались на территорию школы №1. Всего на линейке, по данным комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно. Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство - в основном старшеклассники и взрослые - смогли просто разбежаться. Тех,кто не смог это сделать - учеников младших классов и их родителей, часть учителей - бандиты загнали в спортзал...

Фото 8

Вед.8 Террористы разместили заложников в спортивном зале школы, прямо на полу. Весь зал был заполнен так, что людям было почти невозможно прилечь или вытянуть ноги. На улице было около +30 0 тепла, поэтому в зале было очень душно, окна были закрыты. Террористы быстро протянули по периметру всего зала провода, прикрепив к стенам и баскетбольным кольцам самодельные взрывные устройства.

Фото 9

Чтец 1 Ублюдки, недочеловеки,

О двух руках, о двух ногах,

Они пришли к нам в нашем веке,

Чтоб сеять горе, смерть и страх,

Из своего средневековья,

Из самой темной глубины…

Какими б ни были условья,

Мы уничтожить их должны!

Фото 10

Вед.9 Боевиков и оружия было достаточно, чтобы контролировать все здание школы. В спортивном зале постоянно находилось 4-5 боевиков, двое из которых стояли «на кнопках»; держа ногу на взрывных устройствах террористы требовали от властей освобождения боевиков, ранее задержанных по подозрению в участии в нападении на Ингушетию в июне 2004года и вывода российских войск из Чечни.

Фото 11 ,12, 13

Вед.10 Не со всеми представителями из официальных властей бандиты согласились на переговоры. Им предлагали безопасный выезд в Чечню. Отказались. Им предложили заменить заложников-детей на взрослых. Они отказались. Им предложили передать еду и медикаменты для захваченных в заложники. Они отказались. Шли третьи сутки…

Фото 14

Вед.11 03 сентября в 12 часов м55 минут к школе выдвинулись сотрудники МЧС, чтобы забрать тела убитых. Через 10 минут раздались взрывы в здании школы, из здания стали выбегать заложники. После этого спецподразделения российской армии и ФСБ предприняли штурм.

Целью боевиков являлось убийство как можно большего числа мирных жителей, чтобы создать максимальный общественный резонанс от теракта. Отсюда и выбор объекта – школа с детьми. Боевики начали убивать заложников с первых минут захвата школы. Заложников поставили в нечеловеческие условия, начиная со 02 сентября – в сильную жару в полностью забитом людьми душном спортзале не давали воду и не пускали в туалет, дети были вынуждены пить собственную мочу.

Фото 15

Вед.12 Террористы объявили, что заложники якобы добровольно держат сухую голодовку в знак солидарности с требованиями боевиков. Террористы избивали и расстреливали заложников (и взрослых и детей) за то, что они пытались попить, были не в состоянии соблюдать тишину или просто без всякой причины. Они были такими, как мы…

Фото 16,17,18, 19

Чтец 2 Я смотрю телевизор. На экране Беслан!
Там в течение нескольких дней
На глазах всего мира
Убивают детей! Беззащитных детей России!
Вижу я как взрывают спортзал
Как стреляют им не люди в спину
Как рыдают, пытаясь скрыть слезы мужчины

И как падают замертво на кровавый асфальт-

Наши женщины, дочери, матери/

Разуверившись в нас!
Анатолий Морозов.

Группа NTL Песня « Беслан »

Вед.13 3-го сентября перед взрывом в 13 часов 05 минут большинство были в полуобморочном состоянии от обезвоживания, жары и стресса, свыше 20 заложников к этому моменту террористы уже убили. Установленные в спортзале самодельные взрывные устройства привел в действие один из членов банды. Как они сказали по телефону: «Мы пришли сюда умереть. Нам нечего не надо. Аллах Акбар» а один из террористов после взрывов сказал: «Я выполнил приказ своего командира и свой долг».

Фото 20, 21

Чтец 3 Мама, помнишь, ты вчера, читая сказку, Мне сказала, что чудовищ в мире нет? А вон тот высокий дядя в черной маске, Что направил на меня свой пистолет?

Мама, знаешь, все же ты вчера ошиблась, Монстры прячутся под масками людей… Мам, не плачь… прошу… пока не рассердилась Тетя с черным автоматом у дверей.

Мама, веришь? Ведь в саду нам говорили, Что нас школа сразу сделает взрослей, Не соврали, мама, школа – это сила! Посмотри вокруг, здесь больше нет детей…

Мама… слышишь?.. а ведь кто-то там снаружи Прорывается в наш дьявольский капкан! Монстры, мама, есть, но, знать, и Богу нужен Ставший плахой детству наш Беслан

Фото 22, 23

Вед.14 « Террористы не раз предпринимали попытки добраться до семей сотрудников „Альфы“ и „Вымпела“. Они в прямом смысле охотятся за фотографиями ребят, за всем, что позволило бы им вычислить адреса родных и близких. В том числе и по этой причине бойцы Центра специального назначения выполняют задания в масках, а их имена не подлежат разглашению».

Фото 24

Вед.15 года - день в день - в родном селе офицера группы «Вымпел» Михаила Кузнецова (одного из десяти сотрудников Центра специального назначения ФСБ России, погибших при освобождении заложников в Беслане) неизвестными убита его родная дочь Оксана Кузнецова. 18летнюю девушку зарезали на следующий день после того, как в торжественно открыли памятник её отцу. Следствие по делу об убийстве склоняется к тому, что преступление совершил кто-то из знакомых Оксаны, мотив - «личная неприязнь» или ревность.

Фото 25

Вед.1 « Во время штурма школы Кузнецов эвакуировал более двадцати раненых заложников. Прикрывая одну из подгрупп захвата, он вступил в бой с двумя террористами, пулемётчиком и автоматчиком, и, уничтожив обоих, погиб сам. Пуля пробила артерию, и он умер, как и дочь Оксана, от потери крови. Было ему тридцать девять лет. Ветеран по нашим меркам. Его, как минёра высшего класса, держали в резерве, но когда террористы начали эту бойню, было уже не до того, главное - спасти людей, вывести их из зоны огневого поражения. Что и делали наши ребята ценой своих жизней».

Фото 26,27

Вед.2 В результате взрывов, пожара и стрельбы погибло 312 человек, из них 186 – дети. В захвате заложников участвовала группа из 32 боевиков. 31 из них – убиты. Один оказался на скамье подсудимых. Под огнем боевиков, во время пожара спасатели и местные жители вынесли из спортзала раненых и мертвых заложников. Героически погибли, спасая заложников, 10 сотрудников спецподразделений «Альфа» и «Вымпел», а также сотрудники МЧС.

Фото 28

Песня «Не бросайте в них камни» (памяти сотрудников спецназа) на фоне фоторепортажа.Группа СПЕЦНАЗ.

Фото 29,30

Вед. 3 Журналист писал: « Как страшно надрывно воют обессилившие от крика и слез бесланские матери. Боже мой, я до конца жизни не забуду, как страшно в голос рыдают сдержанные осетинские мужчины, отцы, потерявшие своих детей. На каждой улице города настежь распахнуты ворота десятков домов, у которых стоят тихие группы мужчин - знак страшной беды в осетинском доме, из которого несутся неистовые женские крики. А люди все идут и идут в эти открытые ворота, и с каждой новой группой отчаянный плач и крики рвутся в небеса, выплескиваются на улицу с новой силой. »

фоторепортаж

Вед.3 Единственный город в России, где не отмечается праздник День знаний, - Беслан. Этот небольшой городок в Северной Осетии стал территорией горя, все белое стало черным: праздник стал Днем траура и скорби. Вот уже десятый год 1 сентября к зданию бывшей школы № 1 приносят цветы, бутылки с водой, как напоминание о муках жажды заложников, объявляется минута молчания, и в небо выпускают сотни белых воздушных шаров - по числу погибших.

Чтец 4

Пустыми глазницами смотрят окна
Школы, в которой не будет смены.
Школьная пара кровью промокла,
Не будет звонка и большой перемены.
Не будет звенящего детского смеха,
И строгого голоса директрисы.
Не будет здесь двоек, не будет успеха,
Не будет военной игры в Зарницы.
С детьми воевать- это разве мужчины???
Ни с чем не сравниться кровопролитие.
Есть жалость и ласка у птиц и скотины …
Как детям забыть страх и ужас события?
Крики и стоны, снарядов разрывы,
Злые угрозы, безумство в глазах.
Терроры, на теле Земли, как нарывы,
Над ними не властны ни Бог, ни Аллах.
Люди! Постойте! Куда вы спешите?
Мир наш един, как едина Земля.
Сегодня ребёнка вы детства лишите.
Завтра забудется слово семья.

Фото 52,53,54

Вед.4 В Беслане никому в голову не придет назвать малыша ангелочком, потому что почти двести детей – на кладбище, которое называется Город ангелов. С памятников смотрят веселые счастливые лица с ангельскими глазами, а дети, оставшиеся в живых, ведут себя как маленькие старички: они не играют, не бегают, не смеются – у них недетское выражение лица, в их глаза невозможно смотреть.

Фото 55,56

Вед.5 В Беслане никто не посмеет пожелать женщине долгих лет жизни, потому что нет ни одной семьи в городе, которой бы не коснулось это горе, и уже десять лет все женщины-матери буквально живут на кладбище, где покоятся их дети В одном из тысяч писем, присланных в поддержку жителей Беслана, были такие слова: «Превратите свой город в цветущий сад. Все ангелы вернутся к своим родным местам тогда, когда увидят, что вы их действительно ждете». Матери Беслана ответили, что их дети вернутся тогда, когда будут уверены, что этот кошмар больше не повторится. Как хочется поверить в чудо…Беслан назвали Голгофой 21 века.

Вед.6 Ливан, Афганистан, Ирак, Сирия…Где в 21 веке гибнут дети …Почему? Они рождаются на этот свет, чтобы радоваться солнышку, но взрослые убивают их, чтобы сделать их родственникам больно…

Фото 57,58

Вед.7 Сирия…Мирная шиитская семья жила своей обыденной жизнью в пригороде Дамаска Сеида Зейнаб, когда в их дом ворвались псевдореволюционеры, так любимые Западом. Когда на глазах четырехлетнего мальчика стали убивать его родителей и бабушку, он подошел к одному из террористов и ударил его своим крошечным кулачком. Больше малыш ничего сделать не мог. Террористы повесили его и засняли казнь на видео, чтобы страшить «неверных». Это была семья иракских беженцев, которых несколько лет назад приютила Сирия. Они многого насмотрелись в «отдемократизированном» Ираке и верили, что нашли надежный приют, но и там их достала «демократия». Вед.8 Мальчишка гораздо старше. Он охвачен так называемой романтикой «революции», и террористы дают ему боевое задание. Он должен отрубить голову пленному военному. И мальчик берется за работу. У него долго не получается, и взрослые бандиты добивают пленного. Мальчик жив, но душа его уже непоправимо покалечена – взрослые «демократы» сделали из него малолетнего садиста.

Фото 59,60

Вед.9В Сирии была озвучена тяжелая статистика. 2362 школы разрушены, разграблены захвачены или взорваны террористами. Во многих из них бандиты делали свои штабы… А некоторые школы вообще больше не подлежат восстановлению.
Еще одна проблема состоит в том, что школьные здания пришлось отдать под центры временного проживания для беженцев. Таких школ 1956.

120 учителей подверглись террористическим нападениям, убийствам, похищениям, пыткам. 112 из них погибли. Кого-то чудом удалось спасти.
фото 61,62,63,

Вед.10

ООН призвала беречь детей. Но только вряд ли этот благородный призыв будет услышан теми, кто вооружает и поддерживает информационно и политически бандитов, для которых все равно, что громить – полицейский участок или школу, для которых все равно, кого убивать – военнослужащего или учителя, для которых все равно, что взрывать – здание МВД или школьное здание…
Терроризм – он везде терроризм, в Штатах или в Сирии, в Норвегии или в Сербии, в России или Франции.

Чтец 5 Они долго способны терпеть.
Но нет боли сильнее на свете.
Вам не стыдно в глаза их смотреть?
В мире правду и честь ищут дети.

Вы от зла их спасти не смогли.
Только свечи вы ставить пригодны.
Лишь болтать о спасенье земли,
Воровать и кричать вы способны.

Вы! Бессильные мира сего!
Сколько будет детей еще мертвых?
Власть дана вам зачем? Для чего?
Чтоб сидели вы в креслах протертых?

В состоянье вы только сказать,
Что за мир, за страну вам обидно.
И продолжите спать, есть и ждать.
Но из кресел вам смерти не видно .

Вед.11 Сейчас рвутся снаряды, в детских садах, в детских больницах, на улицах - это происходит на Украине! М ы с ужасом каждый день смотрим новости- двое детей погибли, пятеро детей погибли…Пришла к власти фашиствующая хунта …Это славяне..идет гражданская война…

Чтец 6 Сочинение « Мое лето украла война..»

Фото 64

Вед.12 Имя 9-летнего Вани Воронова из украинского Шахтерска сегодня знает вся страна. Горе и боль, окутавшие маленького человека, не сравнимы ни с чем. Во время очередного обстрела жилых кварталов украинской артиллерией снаряд попал во двор семьи Вороновых. Погиб младший брат. Истекавшего кровью, без сознания, ребенка госпитализировали в больницу, где врачи сделали все возможное, чтобы спасти ему жизнь. Но мальчику пришлось ампутировать ноги и часть руки. Все лицо иссечено осколками, и теперь ему пытаются сохранить зрени е.

Вед.13 Детский комиссар ООН объявил: на Украине пострадали за год 2 миллиона детей. 21 век…И дети бегут с родителями через границу…чтобы жить. В Ливане, Ираке, Сирии, на Украине…\

фото 65,66,67

Чтец 7 Стихотворение про беженцев

Мама, а куда мы уезжаем?

Ой, сынок, сама не знаю.

Можно я возьму с собою мишку?

Нет, родной, вещей и так, уж, слишком.

Мама, а с нами едет Оля, Нина?

Мама промолчала без причины.

Стой, а как же Васька, кот игривый?

Мы его не можем взять, мой милый.

Места не хватает даже деткам,

Завтра я отдам его соседке.

Знаешь, мама, я сегодня слышал,

Будто сильный дождь стучал по крышам.

Стекла в моей комнате дрожали,

Люди за окном все так кричали.

Милый, ты не бойся, я с тобою,

Знай, я от любой беды тебя укрою.

Спи пока, малыш, а завтра утром

Ждут уже нас новые маршруты.

Мам, а мы сюда еще приедем?

Ваську заберем мы у соседей.

С мишкой вновь играть своим я буду,

Буду строить с Олей халабуду?

Да, конечно, милый, очень скоро,

Сразу, как закончатся все споры.

Вновь вернемся в дом родной и светлый,

Снова будем здесь встречать рассветы.

Вдруг малыш уснул, у мамы слезы,

Где найти ответы на вопросы?

Как все объяснить ей крохе-сыну?

То, что не вернуться им в руины,

То, что не играть ему с тем мишкой,

Вновь вдали слышны грозы раскаты,

Где-то там стреляют автоматы.

Собран чемодан и ждет рассвета,

Нет в нем ни игрушек, ни конфеты.

Вещи и вода, как в худшей драме…

И еще…иконки две в кармане.

Яна Солдатова

Фото 68

Вед.14 . Когда США одних террористов провозглашает «героями», а других преступниками, одних детоубийц именует «повстанцами» и «борцами с диктатурой», а других злодеями, - происходит смещение ценностей, и как плачевный итог – гибель и слезы невинных… Детей убивают Взрослые - обкуренные, наколотые, им без разницы, кого убивать: дети зарезанные, изнасилованные, их пытают и убивают..В Ираке, в Сирии, в Ливане, на Украине…

Вед.15

Остановите поддержку безумных террористов ради политических целей! И подумайте о том, что жизнь детей не стоит всех ваших планов по насаждению «демократии», не стоит всей вашей прибыли и выгод, которые вы можете извлечь от борьбы с неугодными государствами. Ведь у тех, кто совершил преступления в Беслане и в Аль-Вафидене – одна и та же сущность. фото 69

Вед.1 В январе 2015 года был казнен террористами японский журналист:он писал о детях во время войны! Поддерживая терроризм в одних странах, невозможно удержать его в других, и политика двойных стандартов порождает только еще больший терроризм, от которого страдать невинным.

Вед.2 В 19 веке знаменитый писатель Федор Достоевский сказал:ни одна революция в мире не стоит слезинки невинно пострадавшего ребенка…И в Сирии, и в США, и в России дети плачут одинаково…

Фото 70

Чтец 8 (зажигает свечи)

И я...и я скорблю со всеми вами,
И я хочу зажечь свою свечу,
И невозможно выразить словами,
Все то, что я сказать сейчас хочу.
Стекают слезы скорби по щекам,
Они,ведь как и мы...хотели жить,
И радоваться...солнцу...облакам,
Как мы...страдать...надеяться...любить.
Одним рывком безжалостной руки,
Их жизнь оборвалась в один момент,
Скорбит народ...скорбят наши стихи...
И для родных сильнее горя нет.
Зажжем свечу и молча постоим...
Здесь от букетов некуда деваться,
Скорбим...скорбим...скорбим...скорбим...
Да, сколько ж это будет продолжаться?

А.Войнаровская

Песня «Так не бывает, в детей не стреляют» на фоне фоторепортажа

Амина Качмазова, 18 лет. Cтудентка Северо-Осетинского государственного университета во Владикавказе

Когда у меня были зашиты глаза, я трогала игрушки. Пыталась наощупь определить, какие они. Мама сказала, что у меня в руках тигр, и что он белый, а я не верила. Это было единственное, чего я хотела: увидеть его.

Это было в больнице. У меня было осколочное ранение в лицо. Когда я наконец открыла глаза и увидела тигра, я заплакала.

У всех терактников с головой проблемы, я знаю. Я очень нервная. У меня руки дрожат. Я могу расстроиться из-за любой фигни! Мне так бывает стыдно иногда! Это бесит. И так все чаще и чаще. Мне кажется, я сойду с ума когда-нибудь. Какое-то время я думала: убью себя, возьму нож… У меня пару раз реально так было — я уже его брала, а потом думала, если я себя убью, я точно не попаду никуда. Точно не попаду в рай. А там — все мои друзья. Мне нужно в рай. Поэтому я остаюсь жить.

Я ненавижу 31 августа. Потому что понимаю: сегодня я была еще нормальным, обычным ребенком, но уже завтра произойдет то, что полностью изменит мою жизнь. Каждое 31 августа я закрываюсь в ванной и начинаю выть. Серьезно. Не плакать, не хныкать, а выть.

Я лежала на полу в захваченной школе, а снаружи шел сильный дождь, и я думала: блин, вода просто пропадает даром... а мы так хотим пить. Отпустили бы нас хоть на пять минут под дождем постоять, а потом обратно. Я, наверное, боготворю воду. И чтобы искупаться, и чтобы пить. Если тебе плохо — попей воды. Я не ем таблетки. Никогда не мерила давление. Потому что знаю: попью воды и станет лучше. После теракта у нас часто отключали воду, и я всегда плакала. Отключали на два часа, а я набирала семь ведер и три бидона. Я очень боялась остаться без воды.

Летом в нашей старой школе зажигали свечи по погибшим на Украине. Я не люблю эти вещи. По мне так лучше выслать их семьям материальную помощь. Я не могу сочувствовать людям, попавшим в катастрофы. У меня нет этого качества — сочувствия или сопереживания. Иногда я думаю, что я камень. У меня не бывает вообще никаких чувств. Мне кажется, что там, где я, там жизнь проходит, а там, где нет меня — идет.


Фариза Митдзиева, 18 лет, учится на психолога

Я не верю в рай, в этих святых людей, у которых нимб на голове. И в ангелочков я не верю. Я верю в инопланетян. Они реально существуют. Если бы Бог был, он бы всем помог. Он бы не допустил этого.

Террористы ходили по залу и расстреливали тех, кто шевелился. Мы притворялись мертвыми. Мама лежала рядом, я ее трогала, а она не реагировала. Я тогда очень испугалась. А какая-то девочка пела. Или мне показалось. Взрывы гремели, а она пела.

У нас вся семья была в теракте: я, мама, брат и бабушка. Кроме папы. Мне кажется, ему было даже хуже, чем нам. У него там жена, мама, дети. И вот как он себя чувствовал? Я бы не хотела быть на его месте.

На фото я вижу, как в школе сгорали люди, и мне не по себе становится. А тогда я спокойно могла на это смотреть. Я ползла, там лежали части тел, люди умирали. Девочка умирала у меня на глазах, а я проползла мимо. Мне стыдно сейчас. Я понимаю, что я была ребенком и ничего не могла сделать. Но я могла хотя бы закричать «помогите!». Если б я сейчас попала в теракт, я бы умнее была. Я бы постаралась кому-нибудь помочь. Честно.

Мне стыдно оттого, что я заложница. Наверно, люди думают, что мы этим пользуемся. В интернете писали: «Отобрать льготы! Зажрались!» А мне стыдно. Я никому не буду говорить, что я заложница. Я своим детям не буду про это рассказывать. Я не хочу, чтобы они знали, что их мама там была. Зачем им это знать? Вдруг они будут меня жалеть? Оказывается, заложникам можно без очереди проходить в поликлинике. Я только недавно узнала. Какие-то бабушки заходили, толкали меня, кричали на меня — я боялась взять результаты. Мне надо было только спросить! Но мне никто не поверил.

Я всегда буду помнить своих одноклассников, которые там остались. Но я не хочу, чтобы Беслан ассоциировался с тем, что тут умерли дети. Сюда же только из-за этого приезжают? А я хочу, чтобы что-нибудь веселое было! Чтобы у нас музей какой-нибудь построили… Лувр, Эйфелеву башню!

Недавно приезжала журналистка из New York Times и заставляла нас рисовать террористов. Даже шахидку. Амина Качмазова всего террориста голубым нарисовала. Она любит голубой цвет. Но рисунок выкинули. Он получился слишком веселым.


Амага Цибирова, 22 года. Студентка Горно-металлургического института во Владикавказе

В моей голове все очень четко. И не размывается. И не размоется, я думаю, не пройдет. И я не хочу, чтобы проходило.

Я не собиралась уже выходить оттуда. Я пыталась и не могла встать: на мне лежали. Готовилась к смерти, думала, быстрей бы уже прошло. А потом услышала, кто-то по-осетински как будто говорит: «Вставайте! Поднимайтесь!» Я пыталась встать, видела, что кто-то встает, а потом — автоматная очередь.

У моей сестры были осколочные ранения в сердце и живот. Несовместимые с жизнью. Потом оказалось, судмедэксперты всем ставили одно и то же. «Ранения, несовместимые с жизнью». Наверно, родителям было бы тяжело слышать, что она могла быть еще живой, когда горела.

Кого, Путина что ли винить? Я вот ждала Дзасохова почему-то, думала, сейчас он придет и всех спасет. На второй день глючили уже все. Боевики занесли в комнату физкультурников какие-то пакеты, желтые большие пакеты. Нам показалось, что там еда. И кто-то сказал, что это президент Осетии Дзасохов передал пироги и салат, а боевики не раздают и там будут сами хомячить.

У меня были галлюцинации там, такие реалистичные. Мой мозг пытался, наверно, объяснить весь этот грохот вокруг, а я как раз все лето смотрела сериал «Зачарованные», мне казалось, что если кто-то стреляет или падает — то это что-то взрывают ведьмы. Потом мне привиделись какие-то русалки… А потом мне показалось, что мама уехала с новым мужем, оставила нас… Когда очнулась, я спросила: «Ма, а ты почему в Австралию улетела?»

У того, кто меня спас, никого в Беслане вообще не было. Он приехал из села и все три дня был возле школы. И внутрь школы одним из первых прошел. Он меня вытащил оттуда и в раздевалку занес. А мне казалось, что это мой парень, он мне показывает свой новый дом, который хочет купить, и тут где-то бассейн есть.

Все бумаги по льготам я пыталась скрыть. И медицинские справки я скрывала. Я не поступала в институт с основной массой детей Беслана. Я не хотела, чтобы ко мне испытывали жалость. Меня наоборот злость берет! Я ничем не отличаюсь от других — я такая же!

Когда в первый раз ко мне пришел психолог, к концу разговора вышло так, что я ее успокаивала. Она плакала, медсестры прибежали, отпаивали ее корвалолом. Что ты ей рассказала, спрашивают. Она попросила рассказать, что было в школе, и я рассказала.

Я делала и говорила то, что они хотели услышать, чтобы они от меня отвязались. «Расскажи, как ты себя чувствуешь? Ты можешь цветом описать свое внутреннее состояние?» А у меня тогда был только серый цвет. Я поняла, что из-за этого нарвусь на идиотские разговоры и говорила: «Голубое небо вижу. Облака. Солнце». Потом они выходили и говорили маме: «Она очень легко это перенесла».

Они на самом деле хотели помочь, но они не сталкивались с такими случаями. Растерянные были. Вообще в России вся эта система плохо развита: психологи, психоаналитики…

Я думала, если ты вышел из той мясорубки, то всё, у тебя зеленый свет на всю жизнь. Оказалось, это не так.


Заур Абоев, 26 лет. Занимается бизнесом, живет во Владикавказе

На Кавказе всегда находили оправдание кровной мести. Но терроризм — это не кровная месть. Понятно, что среди этих боевиков, может быть, были люди, у которых тоже умерли дети. Тогда иди и убивай того, кто убил твоего ребенка! Но не убивай чужого ребенка.

Забыть эти три дня — значит забыть всех этих людей, которых больше нет. Не дай Бог. Я хочу помнить их последние слова. Я не вижу в этом никаких минусов. Как можно взять и забыть мечты девочки, которая умерла?

В первый день хотелось есть. Во второй день — хотелось пить. В третий день уже не хотелось ни есть, ни пить. Просто хотелось жить. Но были моменты, когда думал: слушай, ну давай уже все закончится.

Одно дело — когда ты просто сидишь со всеми. Другое — когда террорист говорит: я убью тебя. Когда тебя бьет террорист, потому что ты выпил воды. Когда взрывают шахидок, и этой волной тебя выкидывает в зал.

Многие стыдятся того, что было в спортзале. Сходили по нужде при ком-то или еще что-то… Но это глупо. Это вообще такая мелочь! Как можно этого стыдиться? Это не от хорошей жизни! Такие были условия. Я никогда никого не осудил, я не посмею даже кому-то, не дай Бог, сказать: «А ты там пила мочу!» Не дай Бог. Чтоб я ее сам тогда выпил.

Посидев на перекрестке двух миров, понимаешь, что самое главное в жизни — это жизнь.

Вот Оксана Кокова. Она же не может умереть? А она берет и умирает. Инна Туаева не может умереть? Умирает! Хасан Рубаев не может умереть? Ну как же так? Они же люди… Они же дети! И тут ты понимаешь, что умереть могут все. И ребенок, и мать, и беременная, и пьяный, и трезвый. Кто угодно. В любой момент. И от тебя это не зависит.

Хочется прожить несколько жизней еще и за тех, которые погибли. Хочется выпить две кружки воды. Одну за себя, другую за того, кто так и не смог ее выпить.

Всю жизнь, кроме этих трех дней, со мной случаются хорошие вещи. Эти три дня не могут, не должны оказать на меня давление, перечеркнуть все позитивное и прекрасное. Это невозможно. Нам сейчас всем по 20-25 лет. Мне 26. Дай Бог, чтоб все до ста дожили. Как же это так — еще семьдесят пять лет думать о том, что было? А жить когда?


Вика Каллагова, 22 года, закончила медицинский, поступает в аспирантуру

Оля скрытная. Мама умерла, когда мне было 12 лет. И с 12 лет я с ней не как сестра с сестрой, а как мама с дочкой. Я не проявляю свою любовь к ней. У нас нет этих «муси-пуси». Мы никогда в жизни вот так не сидели, не обнялись при встрече. Потому что резко детство кончилось. И я не привыкла проявлять свою любовь. Я наоборот, могу ударить, но сказать: «Я тебя люблю». У меня как-то все по-другому. Я люблю, но не показываю. Я не умею. Не привыкла.

Когда я убегала, я не думала. Просто бежала, как по инерции. Инстинкт самосохранения. Спасала свою жизнь. Возможно, те, кто бежал со мной, потом пожалели, что убежали. А я просто рада, что у меня вовремя включилась голова, и я поняла, что Оля там осталась.

Я не считаю себя ни героем, ни особенным человеком. Герой делает что-то для страны, для народа. Все, что я делала, я делала для себя, для своей семьи. Я четко понимала: если не вернусь — Оля оттуда не выйдет. Она худенькая, такая стеснительная... Ее даже если бы убивали, она б ничего не сказала.

Когда я ее нашла, она сидела в колготках и туфлях. От жары люди раздевались, а эта так и сидела, и сказала: «Всё, нам сейчас надо идти домой. У меня завтра день рождения».

В больнице я впервые увидела папу. Он подбегает, и я ему говорю: «Па, не плачь». А он и не плакал. Не знаю с чем сравнить даже. Не страх, не испуг. Просто в глазах была такая пустота, будто все уже рухнуло, но вдруг появилась какая-то искра. Он на меня такой взгляд кинул! Словно он заново жить начал.

Я не была готова к тому, что кто-то вообще погибнет. Хотя, когда был взрыв, я же сама видела, что умирали люди. Но не была готова. Приехала домой, и тут идет наш сосед. Естественно, все, кто видели меня, плакать начинали, обнимать. Я спрашиваю: «А как Белка? Где Белка?» И он начинает просто плакать. И я понимаю, что моей подруги Белки нет.

В прошлом году я потеряла отца. Я была в институте. Четвертая пара, телефон на беззвучном в сумке, еще надо в деканат… И тут я достаю свой телефон, и у меня куча пропущенных звонков. Под сто. И разные номера. Я сразу поняла, что случилось. Набрала папин номер, Оля подняла. Она плачет: «Папе плохо. Приезжай». То есть — всё. В эту секунду я поняла, что реально всё… Даже когда теракт, даже когда мама умерла, я не так это почувствовала. Состояние, что земля из-под ног ушла. Его нету. Я думала о том, как дальше жить, что нам дальше делать.

Мы с Олей остались одни. В нашей жизни было уже много чего плохого. И больше я просто не смогу. У меня просто нет сил.


Лидия Цалиева, 83 года, бывший директор школы №1

В Великую Отечественную я девочкой была. Это было страшно. Но тогда я, наверно, плохо поняла, что значит «страх».

Это был 25-й год моего директорства. Я и училась в этой школе, и работать меня сюда прислали. Начала с начальной школы: начальные классы, потом завучем, У меня все награды есть! У меня была така-ая красивая жизнь! Я бы заново прожила каждый ее день. Но только не это первое сентября. Не первое сентября четвертого года.

Я отказалась от директорства. Я сказала, что не смогу. У меня такое было состояние... Вам не понять, и не хочу, чтоб вы понимали. И не дай Бог, чтоб вы меня поняли. Это, это... Десять лет скоро будет... Еще ни одного часа, ни одного мгновения нет, чтобы я об этом не думала, чтобы я не видела перед собой детей, умирающих с голоду и без воды. Падают дети, на меня смотрят! Я же старше всех, я же главнее всех! А я ничего не могу сделать. Ничего не могу.

Я унижалась перед этими... Террористами. Я даже слово это ненавижу! Я стояла перед ними на коленях, когда зашел Аушев — это были переговоры. Он меня, правда, поднял, я ему благодарна, он меня за руку взял и посадил на диван. Они в учительской расположились. У нас такая учительская была — просто дом отдыха! Я принесла накидки, на диваны набросить. Это было чудо! И что они сделали с моей школой!? Я не хочу видеть ее в таком виде! Я любовалась раньше своей школой, хоть она и была старая... Я ею любовалась! Я была от нее без ума! А теперь я просто отворачиваюсь, когда проезжаю мимо.

Если бы меня спросили, я б назло всем врагам из нее сделала куклу! Заменила бы окна, крышу, изменила фасад, и сделала бы на этом месте новую школу! Я бы очень этого хотела.

Рядом сидел мой Рубаев Хасан. Я его никогда не забуду. Он мне помогал. Он остался на второй год в шестом классе. Он ко мне подсел и говорит: «Лидия Александровна, вы меня оставите на второй год?» Я говорю: «Хаса-ан, да ты что? Ты же у меня герой! Никогда!» Вы бы видели эти глаза, эти счастливые глаза... Взрывы огромнейшие, сильнейшие, а он от радости перескочил через весь зал к моей внучке: «Залина! Меня Лидия Александровна не оставит на второй год!»

Он погиб. Очень много детей погибло.


Касполат Рамонов, 65 лет, смотритель городского кладбища.

В первый год тут по газонам росли колючки. Идет мать, крест подопрет и уходит. Чтоб территорию отчистить, я становился на колени, брал кухонный широкий нож, втыкал его в землю возле колючки, расшатывал и с корнем выдирал. Так на коленях я прополз всю территорию.

А сейчас делают музей: «Мы — заложники. Мы — герои». Вышли из школы, и сейчас кайфуют в жизни. А дети ихние — здесь.

Среди заложников люди были разные. Некоторых готов сейчас поставить к стенке и расстрелять. Вот так они себя показали.

Мужик один, красавчик, увидишь его, скажешь: «Настоящий осетин!» И по поступкам он будет красавчик,по всем статьям... Сын у него здесь. Попал в заложники, бежал, сына оставил. Потом его ребята спрашивают: «Как же ты так? Сына своего бросил, Давидика?» «Херня, — говорит, — я таких детей еще много наштампую»

Люди очень разные. Некоторые здесь цветы возлагают для ритуала. А другие... Министр один. Не республиканского — российского масштаба. Зашел, встал на колени и плакал. Министр! А один генерал со свитой прошел через арку, перед газончиком на колени встал, фуражку снял, ткнулся лбом в землю и ревел. Я полчаса его успокаивал, он не мог в себя прийти. Генерал. Который войны прошел.

За пределом кладбища — я его называю «Город ангелов» — мне труднее. Я как в другой жизни. Может, я отвык от людей? Может жизнь стала другой? Или я ее представляю вот такой идеальной? Но здесь я дома.

Приезжаю в обед, на тропинке стоит несколько женщин и как-то громко они разговаривают. Подбегаю: «Что такое? Дайте посмотреть, что там интересного».

Посередине баба с двумя пакетами. Лет тридцать. Чашки, светильники, вазочки, все, что есть на могилках, в два больших пакета ходила, собирала. Так, — говорю, — оставьте ее в покое, не трогайте. Я ее в поле за мемориал отвез, лопату дал, говорю: «Копай». С полметра она уже выкопала, и тут сзади голоса какие-то. Поворачиваюсь — наши бабы стоят. «Пожалуйста, не делай этого». Если б не они, ее живую я там бы и закопал.

Мы в детстве друг друга пугали: кто сможет на кладбище прийти ночью? Кто посмеет? А сюда ночью маленькие дети приходят. Им не страшно. Сюда тянет людей. Здесь спокойно, тепло. Но многие из ребят-охранников работать тут не смогли — по ночам на погосте им слышались детские голоса.

Под «Древом скорби» есть цветник. Там могила. Маленькие неопознанные фрагменты, которые остались в лабораториях Ростова, положили в один большой гроб и похоронили. Бывают такие дни: вообще не облачно, листочки на деревьях не шевелятся, ветра нет. И вот оттуда начинается смерч. Какой по телевизору показывают. Все, что есть по дороге: ведра, венки, игрушки — все поднимается в воздух. Доходит до границы старого кладбища и падает.

В зале находились мои жена, дочь и сын. Третьего сентября дочь, Марианна, погибла. Я не помню, что было потом: говорят, я спал у могильного креста дочери несколько недель, а все кругом считали меня сумасшедшим. Я не помню.

Фото героев: Анна Кабисова