Дробные собирательные числительные. Числительные количественного разряда — целые, дробные, собирательные. Примеры склонения числительных

– Количественные числительные обозначают количество предметов (пять яблок, три дерева) или отвлеченное число (сто, два) и отвечают на вопрос сколько?

Количественные числительные делятся на три разряда:

1) целые числительные (обозначают целые числа), например: три километра, сто книг;

2) дробные числительные (обозначают не целые числа, а часть от целого или целое и его часть), например: две третьих огорода, одна пятая процента;

3) собирательные числительные (обозначают определенное количество предметов как одно целое), например: трое друзей, четверо зайчат, обе подруги.

200. I. Прочитайте сказку В. Даля и рассмотрите иллюстрации на с. 147. Попробуйте отгадать загадки.

Старик-годовик

Вышел старик-годовик. Стал он м..хать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – стало жарко.

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половинапера белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой – станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?

II. Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание.

III. Найдите числительные, назовите их морфологические признаки. Определите, к какому разряду по составу они относятся.

В. Конашевич. Иллюстрации к сказке “Старик-годовик”

201. Выпишите из сборника русского фольклора несколько пословиц и поговорок, в состав которых входит числительное пять. Укажите постоянные и непостоянные морфологические признаки этого числительного. Каким членом предложения оно является в каждом случае?

202. Спишите загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите количественные числительные. Отгадайте загадки.

1. Один пастух тысячи овец п..сет. 2. Две сестриц.. в ряд бегут, вместе не сойдутся. 3. Четыре брата одним кушаком* подп..ясаны, под одной шляпой стоят. 4. У маленькой ск..тинки сто серебряных монеток на спинке. 5. У матери двадцать деток, все детки однолетки.

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ

Кушак – пояс.

203. I. Запишите количественные числительные, распределив их в колонки по разрядам.

Тридцать, семеро, две пятых, шесть седьмых, двести сорок один, одиннадцать, полтора, оба, двое, шестеро, пятьдесят семь, девятнадцать.

II. Придумайте и запишите с двумя-тремя числительными по предложению.

204. Со словами в рамке и количественными числительными составьте три словосочетания, запишите их, определите главные и зависимые слова.

Дробные числительные и 1,5 можно прочитать: одна целая и одна вторая; один с половиной; одна целая и пять десятых. Но можно все эти выражения заменить одним словом – полтора у которое тоже относится к дробным числительным, как и слово полтораста (150).

Слово полтора сочетается с существительными мужского и среднего рода (полтора часа, полтора яблока, полтора килограмма). Слово полторы – с существительными женского рода (полторы минуты, полторы ложки, полторы тонны).

205. Прочитайте. Запишите сочетания слов, заменяя цифры числительными. Объясните правописание числительных.

1,5 года ребенку; 1,5 тонны груза; 1,5 часа перерыва; 100,5 килограмма веса; опоздание на минуты.

ПИШЕМ ГРАМОТНО

Секретарь

Программа

Портфель

206. Спишите, вставляя числительное полтора в нужной форме.

1. К… километрам пути неожиданно прибавилось еще и поле. 2. Лес находится в… километрах от лагеря. 3. До цели осталось около… километров. 4. Наша прогулка сегодня… километрами длинней прежней.

– Собирательных числительных небольшое количество. Это числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и оба (обе).

Первые девять собирательных числительных сочетаются: а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола (трое малышей, пятеро мальчиков) или детенышей животных (семеро козлят, трое поросят); б) с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе (трое суток, шестеро ножниц).

Числительное оба употребляется с существительными мужского и среднего рода и имеет в формах косвенных падежей букву о (оба мальчика – обоих мальчиков).

Числительное обе употребляется с существительным женского рода и имеет во всех падежах букву е (обе девочки – обеих девочек).

207. Запишите словосочетания, раскрывая скобки и заменяя числительные словами.

2 (ребята), 5 (болгарин), 2 (учительница), 3 (мужчина), 7 (котенок), 6 (теленок), 4 (сани), 3 (ножницы), 4 (сутки), 4 (солдат), 6 (подруга), 4 (студент).

208. Составьте и запишите с собирательными числительными двое, трое, четверо предложения, подчеркните числительные как члены предложения.

209. Назовите в данном списке существительные, с которыми сочетаются собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Мальчишки, дома, книги, сутки, девочки, женщины, мужчины, туфли, козлята, очки.

210. Запишите данные числительные в одну колонку. Переведите их с русского на украинский язык, запишите украинские числительные в другую колонку, сопоставьте написание.

Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.

211. Образуйте нужную форму от слов оба, обе и запишите получившиеся словосочетания.

С (оба) друзьями, с (обе) подругами, к (оба) братьям, с (обе) сестрами, (оба) щенков, (обе) мышей, (оба) воронят.

212. I. Спишите, вставляя числительные оба, обе и согласуя их с существительными. Расставьте пропущенные знаки препинания в пятом предложении.

1. На… стенах висели карты. 2. Мы путешествовали… странами. 3. Договор был заключен с… государствами. 4. … детей, брата и сестру, приняли в секцию. 5. Держитесь крепче, … руками сказала мама. 6. С… сторон нависали густые кроны деревьев. 7. У… ребят отличные оценки.

II. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

213. I. Прочитайте текст. Выпишите слова со значением числа, количества. Спишите второе и последнее предложения, записав цифры словами.

Колли – очень старая порода собак шотландского происхождения. Первые упоминания о ней относятся к XIII веку. Колли пережила несколько взлетов популярности и бурного распространения: впервые при королеве Виктории, во второй раз – накануне Второй мировой войны и в третий раз – вскоре после войны.

Колли – чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, которые любят детей и верны своим хозяевам.

Высота взрослой особи колеблется от 53 до 61 сантиметра, а вес – от 20 до 29 килограммов.

(Из книги “Собаки”)

II. Рассмотрите иллюстрацию и устно опишите изображенную на ней собаку, используя имена числительные.


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    4 класс Предложение Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать предложения. Подчеркнуть однородные члены предложения. 1. На...

    РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 60. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ: ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ, ЗАМЕТКА В ГАЗЕТУ О ПОСТУПКАХ ЛЮДЕЙ – Публицистический стиль реализуется в форме...

    Урок 42. ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА Учимся называть и обозначать значимые части слова 255. Прочитай. Какое настроение передает это стихотворение? Белый снег-снежок Жжется, колется, Выходи, дружок,...

    ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 28. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте слова, данные в...

    Урок 45. РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ В РУССКОМ И УКРАИНСКОМ ЯЗЫКАХ Учимся переводить слова с украинского языка на русский и определять, как они образованы 280....

    Урок 47. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ПРОЧИТАННОМУ МОЛЧА ТЕКСТУ Развиваем умение составлять вопросы к тексту, находить нужный отрывок при просмотре текста 294. Прочитай, правильно проговаривая звуки:... ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 26. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ И ПРЕВОСХОДНОЙ СТЕПЕНИ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте... 38. Однородные члены предложения (продолжение). Говорим: подбираем тематические группы слов. Читаем выразительно 302. Прочитайте текст. Слова в языке можно объединять в группы по разным признакам....

Числительное как часть речи представляет собой непополняемую группу слов.

Термин "числительное" традиционно употребляется также для наименования всех слов с количественно-числовым и счетно-порядковым значениями. Такие слова отвечают на вопросы "сколько?" и "который?": два, три, пятеро, тысяча, миллион, нуль (и ноль); первый, второй, десятый, сотый. Слова эти принадлежат к разным частям речи: к числительным, существительным, прилагательным; их объединяет то что все они являются счетными словами.

Помимо сходства лексической семантики все счетные слова обладают и некоторыми общими грамматическими особенностями: их лексические значения часто препятствуют последовательному выражению в них морфологической категории числа. Например, счетное прил. многие, определяющее существительные в форме множественного числа, не имеет форм единственного числа; соотношение словоформ один - одни не обозначает противопоставления по числу: словоформа одни (за исключением тех случаев, когда она определяет сущ. pluralia tantum или, реже, названия парных предметов: одни ножницы, одни перчатки) выступает в знач. (только) (в группе были одни девочки) или в знач. неопределенного местоимения (какие-то, некоторые) (одни мои знакомые недавно переехали в другой город). Однако грамматическая неоднородность счетных слов значительно сильнее их грамматического сходства: различия в морфологических категориях и парадигматике таких слов, как два и второй, оба и второй, трое и третий, много и многие, определяют их принадлежность к разным частям речи.

Счетно-порядковые прил. типа второй, третий, десятый (называемые иногда также порядковыми числительными), а также счетно-местоименное слово один не имеют своих собственных, отличающих их от прилагательных морфологических признаков. С другой стороны, такие слова, как миллион, миллиард, нуль, не имеют морфологических признаков, отличающих их от существительных. В особую часть речи - имя числительное - выделяются только те количественные и собирательные слова, которые обладают своими собственными морфологическими признаками, не позволяющими объединить их ни с существительными, ни с прилагательными. Счетно-порядковые прилагательные и счетно-местоименное слово один во всех падежах с определяемым существительным последовательно согласуются. Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Объединение количественных и собирательных числительных в особую часть речи определяется специфическими особенностями этих слов: их морфологическими категориями и общностью их синтаксических функций. Характерной синтаксической особенностью количественных и собирательных числительных является специфическое противопоставление образуемых ими сочетаний в формах им. и вин. п. и в формах др. косв. падежей: в формах им. и вин. п. числительное (количественное и собирательное) управляет неодушевл. существительным в форме род. п.: два стола, пять суток, трое саней; во всех других падежах числительное с таким существительным согласуется: двух столов, двум столам; пяти суток, пятью сутками. Количественные числительные обозначают собственно количество, а собирательные - количество как совокупность: пришли три человека, у троих были в руках цветы; [Маша:] ... а ведь дом принадлежит не ему одному, а нам четверым! (Чех.); Он стоит между двух красавиц, У обеих зрачки в слезах (Асеев).

В пределах первых десяти единиц счета могут иметь место случаи семантического неразличения количественных и собирательных числительных: Двум из осужденных, а всех их было четверо, - Думалось еще - из четырех двоим (Пастерн.); Когда я теперь думаю о тех деятелях в области таланта, которых я знал, то я готов прийти к выводу, что те двое, два странных, юных, небрежных, хохочущих мальчика, - мастера (Олеша).

Количественные и собирательные числительные различаются способами выражения морфологических категорий и системами падежных форм.

По составу количественные числительные делятся на простые, сложные и составные. Простые числительные - это слова с простой основой - немотивированные и суффиксальные: два, пять, десять, сорок, сто, сколько, столько, пятнадцать, тридцать; сложные числительные - это слова со сложной основой: шестьдесят, восемьсот Составные числительные состоят из нескольких слов (двух и более), каждое из которых само является простым или сложным числительным: двадцать пять, восемьсот тридцать восемь. В составное числительное может входить существительное со значением числа; например: тысяча девятьсот семьдесят шесть; (один) миллион пять тысяч сто девяносто пять. При обозначении очень больших чисел или количеств (миллиард, тысячи миллиардов) употребляются сущ. биллион (миллиард) , триллион (число, равное тысяче миллиардов) , квадрильон (условное название числа, изображаемого единицей с пятнадцатью или двадцатью нулями) , которые выступают в разных сочетаниях с числительными или другими существительными: один триллион пять биллионов восемь миллионов сто тысяч двести восемьдесят один.

В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только с одной тысячей рублей, с каждой тысячей рублей).

В некоторых классификациях к составным числительным причисляются так называемые дробные числительные типа две пятых (подразумеваются доли единицы), семь двадцатых, девять тридцать вторых; одна целая шесть десятых, три целых и двадцать пять сотых. Однако такие сочетания не могут быть отнесены к числительным. Они представляют собой имеющие количественное значение сочетания слов (часто с союзом и), относящихся к разным частям речи. В отличие от сочетаний с количественными и собирательными числительными существительное при таком сочетании слов всегда имеет форму родительного падежа единственного числа: пять десятых участка, три пятых суток; пяти десятым участка, трем пятым суток.

Счетно-местоименное прилагательное один при счете употребляется в одном ряду с количественными числительными: один (одна, одно), два (две), три, четыре, пять... В тех случаях, когда счет обращен непосредственно на считаемые предметы, наряду со словом один возможно употребление слова раз (разг.): раз, два, три... С количественными числительными слово один сближает его участие в формировании составных числительных: двадцать один, сто один, тысяча двести тридцать один. Таким образом, слово один при счете (во всех родовых формах им. п. ед. ч.) и в составных числительных (во всех формах ед. ч.) совмещает в себе формальные признаки прилагательного с функциями количественного числительного.

Курс русского языка в школьной программе предусматривает изучение всех служебных и знаменательных частей речи. Для изучения каждой из них есть свой раздел языка, которому уделяется определенное количество времени. Одной из объемных тем является "Имя числительное". Она вмещает в себя множество разделов. Это и структура данной части речи, в которой есть количественные, порядковые, целые, дробные и собирательные числительные. А также способы употребления слов, обозначающих числа в предложении, их изменение по родам и склонение по падежам.

Определение

Изучение раздела об начинается с третьего класса и продолжается на протяжении всего школьного курса. В учебнике по русскому языку определение звучит приблизительно так: это самостоятельная часть речи, которую образует непополняемая группа слов, указывающих на количество и число предметов, а также на их порядковый номер при счете и отвечающих на вопросы какой? и сколько? Начальная форма имени числительного - именительный падеж.

Морфологические признаки числительного

Как и другие имя числительное имеет изменяемые и постоянные признаки. К первым относятся род, число и падежная форма, а к другим - принадлежность к разряду и типу в системе имен числительных. Именно эти морфологические признаки и являются основанием для признания данной части речи самостоятельной.

Разряды числительных

По значению все числительные делят на два разряда:

  1. Количественные. Как правило, слова, относящиеся к данному разряду, обозначают количество и число предметов. Среди количественных числительных выделяют три вида: целые (пять, восемь, двадцать ), дробные (одна пятая, три четвертых ) и собирательные (двое, оба, пятеро ). Следует отметить, что некоторые виды количественных числительных могут употребляться одновременно, образуя смешанные числа. Например: две целых и три четвертых, одна целая и одна вторая. Не могут употребляться вместе собирательные и дробные числительные.
  2. Порядковые. Слова, которые относятся к этому разряду, указывают на порядковый номер предмета или лица при счете. Например: пятый, седьмой, тридцать третий, сто пятьдесят восьмой . Как видно из примера, такие числительные могут состоять как из одного слова, так и из нескольких.

Структура числительных по составу

В зависимости от того, из скольких слов состоит имя числительное, оно бывает простое (один, сорок ), сложное (шестьдесят, семьдесят ) и составное (двадцать пять, две третьих ). Следует отметить, что сложными являются те имена числительные, которые строятся на основе простых, к примеру, пять и десять - пятьдесят.

Собирательные числительные и их признаки

Собирательные числительные - это особая группа слов, которые указывают на совокупность предметов или лиц. Достаточно часто школьники путают простые числительные с собирательными. Чтобы этого не происходило, их нужно научиться различать. Например: два рыбака - простое числительное; двое рыбаков - собирательное числительное. Это вид образуется на основе количественного числительного путем добавления суффикса -о- или -ер- и окончания -е или -о . Например: два - двое, три - трое, четыре - четверо, пять - пятеро, шесть - шестеро, семь - семеро, восемь - восьмеро, девять - девятеро, десять - десятеро.

Склонение числительных

Как уже говорилось, одним из непостоянных признаков данной части речи является изменение по падежам. Эта тема достаточно сложная для усвоения, и многие допускают ошибки при склонении числительных по падежам даже будучи взрослыми. И причина тому - особые формы склонения некоторых слов. Каждый вид числительных склоняется по определенным правилам:

  • Склонение собирательных числительных производят так же, как и в случае с прилагательными, стоящими во множественном числе.
  • При изменении падежной формы дробного числа первую часть склоняют, как простое целое число, а вторую - как порядковое, стоящее во множественном числе.
  • Количественные числительные при склонении имеют свои особенности: число «один» склоняется по типу местоимения «этот», а остальные числа следует рассматривать на примере. Стоит также отметить, что при склонении склоняются все части числа.

Примеры склонения числительных

Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный
кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?
два двух двум двух, два двумя о двоих
один одного одному одного, один одним об одном
пятьсот двадцать пятисот двадцати пятистам двадцати пятьсот двадцать пятьюстами двадцатью о пятистах двадцати
сорок сорока сорока сорок сорока о сорока
тысяча четыре тысячи четырех тысяче четырем тысяча четыре тысячью четырьмя о тысяче четырех
триста три трехсот трех тремстам трем трехсот трех тремястами тремя о трехстах трех
четыре четырех четырем четыре, четырех четырьмя о четырех

Стоит также отметить, что такие количественные числительные, как мало, немало, могут употребляться лишь в именительном и А вот слова немного, много, несколько и сколько при употреблении в приобретают окончания, схожие с прилагательными во множественном числе.

Синтаксическая сочетаемость числительного

Еще одой важной темой в разделе об имени числительном является употребление данной части речи. Достаточно часто в повседневной жизни приходится с собирательными числительными, а потому следует знать, как правильно их произносить и писать. И чтобы не допустить ошибки, следует изучить не только склонение числительных по падежам, но и тему, которая раскрывает, с чем можно сочетать собирательное числительное. Существительное - это основной компаньон числительного по синтаксической сочетаемости. И здесь есть масса особенностей, которые следует знать каждому образованному человеку.

Употребление количественных целых и порядковых числительных

Если числительное в предложении употребляется в именительном и винительном падежах, то существительное должно иметь форму родительного падежа. Например: девять тетрадей, двадцать роз, пять человек.

Следует также отметить, что такие числительные, как полтора, четыре, три и два, сочетаются лишь с существительными в единственном числе, а все остальные - во множественном. Например: две тетради, три розы, четыре человека.

Рассмотренные выше примеры показывают синтаксическую сочетаемость, которая называется управлением, так как падеж существительного зависит от числительного.

Другой тип сочетаемости - согласование, когда и одна и другая части речи употребляются в одном падеже. Исключением в данном случае является лишь слово один , которое согласуется с существительным во всех падежах.

При согласовании порядковых числительных с именем существительным они ведут себя так же, как и прилагательные. Например: восьмая неделя, десятые сутки, четвертый день . Склоняя такое числительное по падежам, следует учитывать, что изменяется лишь окончание последнего слова. Например: сто пятьдесят пятым параграфом .

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные сочетаются с именами существительными лишь в родительном падеже. Исключением является слово оба , при котором у компаньона должно быть только Например: семеро котят и оба друга.

В случае, если числительные обозначают количество предметов в виде единого целого, то их называют собирательными числительными. В статье описаны их особенности употребления с примерами, свойства. Для лучшего усвоения материала представлена таблица, в которой описаны все варианты склонений собирательных числительных.

Слова, которые обозначают количество предметов как одно целое, в русском языке представляют небольшую группу: их всего 11. Эти слова называются собирательными числительными .

Во всех числительных данной категории ударение падает на первый слог: дво́е, пя́теро, де́сятеро .

Примеры собирательных числительных и порядок их образования можно изучить по следующей таблице:

Особенности употребления собирательных числительных

Слова данной категории имеют свойство сочетаться только с определёнными существительными, которые могут иметь несколько значений. Все эти особенности употребления отражаются в следующей таблице:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой


Числительные

Двое-десятеро

Значения существительных, с которыми обычно сочетаются

1. Лица, принадлежащие к мужскому полу: двое мальчишек

Сущ. муж. и ср. рода: оба брата, оба существа

Сущ. женск. рода: обе сестры

2. Существительные, относящиеся к общему роду: шестеро задир

3.Люди, дети, ребята, лица (в значении «личность»): пятеро ребят, четверо загадочных лиц

4. Субстантивированные прилагательные: пятеро рабочих

5. Детёныши живых существ: пятеро котят

Все собирательные числительные кроме слов оба, обе имеют свойство сочетаться также с личными местоимениями, например: их восьмеро, а нас - пятеро.

Нельзя сочетать собирательные числительные со следующими категориями слов:

  • Существительными, которые обозначают представительниц женского пола: трое школьниц, пятеро гимнасток .
  • Неодушевлёнными существительными: четверо столов, двое тортов.
  • Существительными, которые обозначают наименования взрослых животных: шестеро волков, четверо лошадей.

Изменение собирательных числительных

Особенности склонения числительных данного лексико-грамматического разряда можно отразить в следующей таблице:

Числительные

Особенности изменения


Примеры

Двое, трое

Как прилагательные в форме множ. числа с основой на мягкий согласный. Всего получено оценок: 270.

Тема: Имя существительное

Урок: Собирательные количественные числительные

1. Значение собирательных числительных и их сочетаемость с именами существительными.

Собирательные числительные обозначают количество чего-либо как целое.

К этой группе относятся 10 слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, вóсьмеро, дéвятеро, дéсятеро, оба/обе.

Эти числительные сочетаются только с некоторыми существительными:

С существительными, которые называют лиц мужского пола (двое мужчин ); числительное обе сочетается также и с существительными, обозначающими лиц женского пола (обе подруги ),

С существительными дети, ребята, люди, лицо (трое детей/ребят/лиц/людей ),

С названиями детенышей животных (пятеро котят, семеро козлят ),

С существительными, имеющими формы только множественного числа (четверо суток, двое ножниц, трое саней ); с этими существительными сочетаются преимущественно числительные двое, трое и четверо ,

С существительными, называющими парные предметы (двое туфель ), а также с личными местоимениями мы, вы, они (Не было вас троих ).

Сочетаемость собирательных числительных

+ лица мужского пола

двое мужчин

оба +

лица мужского пола

лица женского пола

оба друга

обе подруги

+ дети, ребята, люди, лицо

трое детей, ребят, лиц, людей

+ названия детенышей животных

пятеро котят, семеро козлят

+ сущ., имеющие только формы мн.ч.

четверо суток, двое ножниц, трое саней

+ сущ., обозначающие парные предметы

двое туфель

+ мест.мы, вы, они, все

Не было вас троих.

Таблица 1. Сочетаемость собирательных числительных

2. Морфологические признаки собирательных числительных.

Собирательные числительные изменяются по падежам и не имеют категорий рода и числа, за исключением числительного оба , которое имеет форму м. р и ср. р. - оба и форму ж.р. - обе .

Я послушал оба диска.

Обе книги показались мне интересными.

3. Склонение собирательных числительных.

Собирательные числительные склоняются, как прилагательные во множественном числе.

При этом оба/обе склоняется в двух родовых формах.

м.р. и ср.р.

мн.ч.

Тв.п.

хорошими

Пр.п.

о хороших

трое

пятеро

мн.ч.

Тв.п.

пятерыми

хорошими

Пр.п.

о пятерых

о хороших

Таблица 2. Склонение собирательных числительных

При сочетании собирательных числительных с неодушевленными существительными, имеющими только форму множественного числа, и с неодушевленными существительными, обозначающими парные предметы, собирательное числительное используется только в формах И. п. и В. п. В остальных падежах используется соответствующее количественное числительное.

трое суток

двое туфель

трое суток

двое туфель

трёх суток

двух туфель

трём суткам

двум туфлям

трое суток

двое туфель

тремя сутками

двумя туфлями

о трёх сутках

о двух туфлях

Таблица 3. Склонение собирательных числительных с неодушевленными существительными, имеющими только форму множественного числа, и с неодушевленными существительными, обозначающими парные предметы

При сочетании собирательных числительных с существительными существительное стоит в форме Р. п.

При сочетании с оба + Р. п. ед. ч.. Остальные собирательные числительные + Р. п. мн. ч.:

оба сапога, трое мужчин.

4. Синтаксическая функция собирательных числительных.

В предложении количественные числительные составляют один член предложения с существительным, при котором они стоят.

Однако собирательные числительные могут использоваться и без существительного.

Приехала она домой через двое с половиной суток (А. Чехов).

Семеро одного не ждут.

В коляске сидели двое (А. Чехов).

Перед полуднем все трое садятся на берегу реки (А. Чехов).

Домашнее задание

Замените число «7» словами. Укажите пословицу с собирательным числительным.

Задание №2

Вставьте числительные оба/обе в нужной форме.

1. На (…) стенах висели картины.

2. Добрососедские отношения установились между (…) государствами.

3. (…) детей, брата и сестру, отправили отдыхать в летний лагерь.

4. Во время движения держитесь за поручни (…) руками.

1. Московский государственный университет печати ().

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.