Элементы психологической войны. Экономика является главным средством пропаганды и психологической войны. Психологическая война. Приемы психологической войны

Работники нередко обращаются в отдел кадров за рекомендательными письмами. Они могут понадобиться для суда, для кредиторов, при трудоустройстве на новую должность. В статье мы рассмотрим образец характеристики на сотрудника с места работы и дадим несколько советов, как ее правильно написать.

Положительная характеристика с места работы: обязан ли работодатель ее выдавать

Характеристика — это документ, в котором работодатель дает оценку личностным и профессиональным качествам сотрудника. Некоторые могут посчитать, что такая бумага — пережиток прошлого, но если в отдел кадров или к руководству организации поступил письменный запрос о ее предоставлении, работнику нельзя отказать. С учетом ст. 62 ТК РФ , процесс написания характеристики с места работы не может превышать трех рабочих дней со дня обращения. Эта норма распространяется не только на тех подчиненных, которые числятся в компании в настоящий момент, но и на тех, с кем трудовые отношения уже расторгнуты (см., например, Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу № 33-28750).

  • при трудоустройстве на новую должность;
  • при оформлении кредита;
  • при обращении в органы опеки;
  • для предоставления в учебное заведение;
  • при награждении премией, государственной наградой;
  • для суда.

В зависимости от места, куда адресуется данный документ, выбираются акценты и формулировки качеств работника.

Разновидности характеристик

Характеристики бывают:

  • внешние;
  • внутренние;
  • положительные;
  • отрицательные.

Внешние — это те характеристики, которые предоставляются в другие организации или государственные органы. Составляя такой документ, необходимо уточнить у работника цель запроса документа, от этого будет зависеть стиль характеристики и форма изложения.

Внутренние характеристики применяются, например, при переводе сотрудника в другой отдел или в другое подразделение, на повышение в пределах организации, где он трудится. В таком документе обязательно нужно сделать акцент именно на деловых качествах и рабочих навыках сотрудника.

В некоторых случаях кадровый специалист может попросить подготовить документ для сотрудника его непосредственного начальника, предварительно дав ему образец, как написать характеристику на работника. Это допустимо и даже правильно, особенно если в отделе кадров работает новый человек, который мало знаком со всеми работниками, или коллектив настолько большой, что кадровику сложно оценивать качества того или иного человека.

Отметим, что работодатель не обязан согласовывать текст характеристики с работником, которому она нужна. Но если тот не согласен с содержанием, то может оспорить документ в судебном порядке.

Пример характеристики с места работы: общие требования

В действующем российском законодательстве отсутствует какой-либо шаблон для составления такого документа. Тем не менее общие правила все-таки существуют.

Характеристика должна быть выдана на официальном бланке организации. Если такой не утвержден внутренним распорядком предприятия, то в любом случае в бланке указываются полные реквизиты, особенно если характеристика с места работы предоставляется по официальному требованию какого-то учреждения.

Так, в данном документе должны быть указаны:

  1. Персональные данные, которые включают в себя Ф.И.О. лица, дату рождения, семейное положение, данные о воинской службе и образовании, а также сведения о наличии различных наград.
  2. Сведения о работе. Данный раздел содержит информацию о стаже работы, о времени принятия, о кадровых перемещениях в пределах данной организации, сведения о трудовых достижениях и профессиональных навыках лица. Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т. д., то об этом также стоит указать в характеристике. Также в данном разделе указываются сведения о наличии у работника различных заслуг (благодарность, поощрение и т. п.) или дисциплинарных взысканий.
  3. Личностные характеристики. Данная информация, наверное, является самой важной частью всей характеристики. Она может содержать различные сведения, касающиеся личных качеств лица. Если работник является руководителем подразделения, то стоит отметить его организаторские качества, наличие или отсутствие ответственности за подчиненных, степень готовности к принятию сложных решений, требовательность к себе и подчиненным, другие качества. Если же работник является исполнителем, то можно указать степень его готовности выполнять поручения руководителя, инициативность, стремление к отличным результатам и т. д. Также в данном разделе можно указать на взаимоотношения лица с трудовым коллективом: пользуется ли он авторитетом и уважением или отношения в коллективе не складываются в связи со сложным характером или иными особенностями сотрудника.

Поскольку это официальный документ, необходимо, чтобы он был подписан руководителем организации. Обязательны подпись и печать, если она есть в компании. Важно не забыть поставить дату составления.

Еще один практический совет: характеристику будет легче использовать, если вся информация поместится на одном листе.

Образец характеристики с места работы на рабочего: о чем писать

Главное требование к документу, конечно, — объективность. В итоге общее описание должно создать образ характеризуемого и помочь сформировать правильное мнение.

При этом содержание может меняться в зависимости от того, для кого он готовится. Если работник намерен пойти в органы опеки с целью усыновления, в характеристике нужно особо отметить его личностные качества, например, упомянуть доброжелательность, заботливость, хорошие манеры. Если рабочего планируется продвинуть по карьерной лестнице или ему нужно трудоустроиться на новом месте, тут пригодятся такие эпитеты, как «исполнительный», «инициативный», «ответственный». Для суда нужны подробности о том, насколько человек честный, как относится к своим обязанностям, какие отношения у него сложились с коллегами.

Но есть и другой, приятный повод подготовить характеристику — награждение государственными наградами Российской Федерации. В этом случае кадровым специалистам следует руководствоваться рекомендациями из Письма Администрации Президента РФ от 04.04.2012 № АК-3560 и Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». В Письме содержатся методические рекомендации относительно оформления документов о награждении. В нем, в частности, сказано, что сведения должны помочь оценить вклад награждаемого, при этом важно упомянуть квалификацию, личные качества, высокие заслуги работника, оценку эффективности его деятельности. Прямо запрещено перечислять трудовые функции, послужной список или описывать жизненный путь специалиста.

Образец такой характеристики можно скачать в приложениях к статье.

Примеры положительной характеристики с места работы

1.

(на бланке организации)

Характеристика

Выдана ______________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)

Ф.И.О. работа(-ет/-л) в ____________________________________________ начиная с «______» _______________ 20___. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам: ___________________________.

Ф.И.О. обладает обширным объемом знаний по имеющейся специальности и всегда находится в курсе последних событий в своей области. Обладает отличными навыками деловых переговоров.

Ф.И.О. зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацеленный на отличный результат, всегда готов к быстрому принятию инновационных решений и несению ответственности за их принятие и за действия подчиненных. Готов к работе в любых условиях, в т. ч. в нерабочее время.

Отличается пунктуальностью, деликатностью в общении с подчиненными и коллегами, за что имеет уважение в коллективе. Требователен к самому себе.

«______» _______________ 20___

Характеристика

Настоящая характеристика выдана Ф.И.О., дата рождения: ___________________________, работающему в ______________________________________________.

(наименование организации и ее реквизиты)

c «______» _______________ 20___ по настоящее время в должности _________________.

Имеет высшее образование по специальности _____________________________________.

Семейное положение: ______________________________________________.

(указать наличие супруг(-а/-и) и детей)

Данный работник является достойным профессионалом. Дисциплинарным взысканиям никогда не подвергался.

С коллегами находится в дружеских отношениях. Доброжелателен и сдержан, в любой ситуации готов к мирному решению конфликта. Вредные привычки отсутствуют. Имеет правильные жизненные приоритеты и ориентиры. С удовольствием участвует в общественной жизни коллектива.

Данная характеристика выдана для предоставления в ___________________.

___________________ ___________________

Должность И.О. Фамилия Подпись

Пример отрицательной характеристики

Рассмотрим, как выглядит отрицательная характеристика с места работы (составление такого отзыва возможно, например, в случае проведения аттестации персонала).

ООО «Весна»

№ 567/13

Характеристика

Петровой Ольги Ивановны, 08.03.1984 года рождения.

Петрова Ольга Ивановна работает в ООО «Весна» с января 2018 года. Занимает должность менеджера по продажам. В обязанности менеджера входит следующее:

  • продажа продукции предприятия;
  • взаимодействие с клиентами;
  • составление маркетингового плана предприятия;
  • поиск новых каналов сбыта продукции;
  • поддержание контактов с клиентами;
  • ведение картотеки учета клиентов.

С первых дней работы в коллективе Петрова О.И. проявила себя как конфликтный человек. Неоднократно высказывала свое негативное мнение о сотрудниках предприятия, о его руководстве. Выражала пренебрежение по отношению к руководству и клиентам.

Профессиональные навыки Петровой О.И. невысоки. Возможности для повышения профессионального потенциала отсутствуют.

В ходе выполнения поставленных задач неоднократно были срывы сроков поставки продукции по вине данной сотрудницы. Систематически не выполняется план по продаже продукции.

Петрова О.И. неоднократно получала дисциплинарные взыскания и выговоры в связи с опозданиями на работу и неоднократными прогулами. Со своими непосредственными обязанностями данный работник не справляется. Поднимался вопрос о несоответствии занимаемой должности.

Начальник отдела продаж

Сумаркин М.В.

22.05.2019

Чего не должно быть в документе

Как мы уже отмечали, регламента на составление характеристики не существует, но все же есть определенные запреты при написании этого документа. Необходимо избегать:

  • эмоциональных определений;
  • оскорблений в адрес характеризуемого;
  • недостоверной информации;
  • личных взглядов работника на политику, религию и тому подобное;
  • грамматических и стилистических ошибок при составлении документа, а также любых сокращений.

Шаблоны для использования

Все примеры, которые будут ниже, даны для ознакомления. Но их вполне можно использовать в работе, заменив часть информации на данные конкретных сотрудников. В нашем случае будет дан образец характеристики на водителя с места работы для разных ситуаций.

Как написать характеристику на работника — вопрос, который интересует каждого работодателя. Характеристика представляет собой деловой документ, который описывает профессиональных качеств сотрудника и краткое изложение сути его профессиональных обязанностей. В современном деловом мире характеристики несколько изжили себя. В первую очередь из-за своей шаблонности. На их место все чаще приходят рекомендательные письма.

Необходимость оформления бумаги

Несмотря на это, суть характеристики и ее цели должен понимать всякий человек трудоспособного возраста.

Следует узнать, в каких случаях она нужна:

  • при смене должности или переходе на другое предприятие;
  • в условиях аттестации работников;
  • при выдаче крупного кредита;
  • в случае усыновления;
  • при судебных тяжбах;
  • при поступлении в учебные заведения.

Структура характеристики с места работы

Она пишется в свободной форме, но с соблюдением структурных частей.

Анкета. Здесь указываются личные данные работника, наличие образования, ученых степеней, перечисляются учебные заведения.

Рабочая деятельность сотрудника. Здесь указывается, когда и кем работал человек, с какого времени и кем трудится в нынешней организации. Следует указать, осуществлялся ли перевод сотрудника в другие подразделения. В этой графе указывают трудовые «подвиги» сотрудника, что он сделал значимого для организации. Можно дать характеристику личным качествам, проявленным на работе. В случае, когда работник проходил курсы, посещал семинары, получал дополнительное профессиональное образование, это требуется обозначить в документе.

Сведения о человеческих качествах работника. В этой графе указываются профессиональные качества, знания, умения, навыки, приобретенные сотрудником в период нахождения в трудовом учреждении. Можно сделать акцент на трудолюбии человека, его стремлении к личностному и профессиональному развитию.

Отдельно нужно написать про коммуникативные качества человека, его отношения с членами коллектива. Есть ли у сотрудника авторитет среди коллег, насколько он может проявлять агрессию, как решает рабочие конфликты. Следует сакцентировать внимание на психологических качествах, общем уровне культуры и воспитания. В этот же раздел включаются возможные награды, благодарности и поощрения сотрудника.

Заключение. В данной графе следует указать цель и место требования характеристики. Документ подписывает руководитель. Тот, кто составляет характеристику, ответственен за изложенную в ней информацию. Полномочия по составлению документа принадлежат либо инспектору отдела кадров, либо руководителю предприятия. Один экземпляр характеристики забирает сотрудник, другой – организация.

Характеристика бывает двух типов: внутренняя и внешняя. Поэтому и способов, написания характеристики с места работы несколько.

Внутренняя характеристика составляется для пользования в самой организации. Она может требоваться в нескольких случаях:

  • для осуществления взысканий;
  • для награждения либо благодарности;
  • в случае повышения в должности.

Внешняя составляется для отправления в другие структуры и организации. Перед составлением такого документа у работника требуется взять разрешение, зафиксированное на бумаге.

Положительная

ХАРАКТЕРИСТИКА

на психолога Больницы скорой помощи

Соколову Анну Николаевну

Соколова Анна 1984 года рождения. В 2006 году закончила с отличием Государственный медицинский институт. В организацию пришла в апреле 2008 года.

За период работы осуществляла психодиагностическую, психокоррекционную, психообразовательную работу с коллегами и пациентами. В работе использовала современные технологии психогигиены и психопрофилактики, осуществляла консультативную работу по оценке психологического состояния пациентов, проводила необходимые реабилитационные процедуры.

Соколову А.Н. исполнительный и добросовестный работник. Она соблюдает нормы поведения, принятые в рабочем коллективе. С коллегами дружелюбна, вежлива. Ведет себя приветливо и обходительно. В случае конфликта ведет себя дипломатично, предпочитает поиск решений, удовлетворяющий интересы всех сторон. В процессе общения с коллегами и пациентами проявляет внимательность, тактичность. Ее отличает трудолюбие и высокая работоспособность. В сложные для организации времена Соколова А.Н. всячески поддерживает работу, порой оставаясь сверхурочно. Основные качества, отличающие сотрудника: добросовестное отношением к своему делу, стремление к самосовершенствованию, повышение профессионального мастерства. Регулярно проходит различные курсы, семинары, тренинги. Дисциплинарных взысканий нет.

Главврач Н.Я. Вайнштейн


Видео

Отрицательная

ХАРАКТЕРИСТИКА

на Петра Ивановича Короткова

работника Завода подшипников

города Тверь

Петр Иванович занимает должность мастера порядка 1.5 лет. На предприятие пришел в 2012 году. На рабочем месте ведет себя безответственно, халатно относится к выполнению обязанностей.

Работу выполняется некачественно, в полсилы. В работе безынициативен, требуется опека и контроль. Коротков П.И. медлителен, данные ему поручения запоминает плохо.

Отношения в трудовом коллективе конфликтные, может проявлять агрессию. Теплые, дружеские отношения не поддерживает. Держится особняком. В корпоративных мероприятиях не участвует.

Имеет дисциплинарные взыскания за прогулы.

Отличается слабым интеллектуальным развитием, конкретным мышлением.

Был избран бригадиром, но с должностными обязанностями справиться не смог. В жизни завода не участвует. Наград и благодарностей не имеет.

Отличается регулярным нарушением трудовой дисциплины, проявляет склонность асоциальному образу жизни.

Среди коллектива и руководства не пользуется авторитетом.

Характеристика выдана для представления в ПТУ № 12 города Тверь.

Директор завода (подпись) В.П. Серафимко

Как написать

  1. Степень профессионализма: опыт, умения, навыки, осведомленность в профессиональных вопросах.
  2. Владение знаниями о профессиональной ответственности.
  3. Знание документооборота.
  4. Владение современными методами и технологиями.
  5. Умение планировать работу, предвидеть риски и перспективы.
  6. Степень работоспособности.
  7. Отношение к работе.
  8. Дисциплинированность и ответственность.
  9. Умение поддержать начинания.
  10. Возможность потратить личное время на устранение проблем.
  11. Пунктуальность.
  12. Организованность, инициативность, самостоятельность в выполнении поручений.
  13. Настойчивость.
  14. Скромность.
  15. Коммуникативные качества.
  16. Умение решать конфликты.
  17. Отношения в коллективе.
  18. Объективность, требовательность.

Информация, предоставленная в характеристике, крайне важна для соискателя, поскольку дает работодателю представление о конкурентоспособности человека, его личных и профессиональных качествах.

Как правильно написать характеристику на работника

5 (100%) 5 голосов

Напишите сверху заголовок документа посередине. Подробный образец.

Иванов Иван Иванович проявил себя как инициативный, исполнительный и дисциплинированный работник. Напишите, присутствует ли это в работе вашего педагога, а также то, оформлен ли в группе уголок для родителей или живой уголок для детей.

Оформление производится на фирменном бланке организации (компании).

Каждому сотруднику кадровой службы рано или поздно приходится составлять характеристику или представление на работника.

Перед тем, как написать характеристику на наемного рабочего, следует выяснить у него, для чего она понадобилась. Зачастую, работодатель не хотел бы брать человека "со стороны", и вполне. Характеристика студента с места практики по направлению.

Составление характеристики на сотрудника должно производиться непосредственным руководителем, поскольку только он может дать объективную оценку. Например, при проведении аттестации персонала на каждого аттестуемого сотрудника нужно составить характеристику его личных и деловых качеств. В ином случае справка будет недействительной, и суд не сможет ее принять в качестве доказательства.

Образец характеристики с места жительства.

В новости (ссылка) как рассчитать проценты по кредиту. Отмечается способность сотрудника хорошо работать не только в обычной, но и в стрессовой ситуации, всегда сохраняет оптимизм, выдержку и позитивное отношение к работе и коллегам. Характеристика способна оценить, разнообразные качества работника. Подписывайте характеристику у соседей, которые перечислены в ее содержании.

Что же представляет собой этот вид документа?

Документ стоит оформлять на листах формата А4.

В примерно такой же форме можете составить и характеристику от трудового коллектива, тоже с многочисленными подписями.

Проставляется дата устройства в организацию, указываются сведения о профессиональном росте, а также наиболее значимые результаты работы.

В заключительной части характеристики указываются цели, для которых формировался документ, а также наименование организации, для которой документ предназначался. Она пишется при переводе учащегося из одной школы в другую, из одного класса в другой или из младшей школьной ступени в старшую. Визируют характеристику уполномоченные должностные лица учреждения или компании при помощи подписей и печатей.

Характеристика должна писаться от имени людей, живущих по соседству.

Характеристику с места жительства в настоящее время испрашивают нечасто. Но в ряде случаев она может значительно повлиять, например, на исход судебного процесса тогда, когда других аргументов недостаточно.

Для чего нужна характеристика и где она применяется?

Характеристика с места жительства, по сути, официальным документом не является. Нет законодательных норм, которые бы предъявляли к ней определенные требования, либо указывали, для чего она нужна. На практике она может понадобиться:

  • Органам дознания или следствия при расследовании преступлений. Она может прояснить для следователя, был ли мотив у данного лица совершать преступление, а также покажет, в правильном ли направлении ведется работа
  • Суду при рассмотрении уголовного дела. В уголовном процессе решающей может стать любая деталь. Ст.61 УК гласит о том, что наказание может быть смягчено при наличии соответствующих оснований, к которым можно отнести, например, положительный в целом образ жизни обвиняемого
  • Органу опеки при рассмотрении вопроса об усыновлении. Личность будущего родителя играет огромную роль в принятии данного решения, особенно его бытовое поведение
  • Иногда характеристику истребует учебное заведение, куда собирается поступать абитуриент.

    Характеристику по месту жительства можно получить у следующих лиц и организаций:

    1. участковый
  • председатель ТСЖ, иного органа домоуправления
  • соседи.

    Что писать в характеристике по месту жительства и нужно ли ее заверять?

    Подобная характеристика пишется в свободной форме, от руки или печатным способом. Как правило, в ней содержится следующая информация:

  • Орган, который запросил характеристику (для кого она пишется)
  • ФИО человека, о котором пойдет речь
  • Информация, характеризующая данного человека:
    1. есть ли судимость или нет, привлекался к административной ответственности или нет (если пишет участковый)
  • как характеризует себя в быту данное лицо, участвует ли в жизни жильцов данного дома, исполняет ли обязанность по уплате коммуслуг, есть ли жалобы от жильцов на нарушение им правил проживания в доме (если пишет председатель ТСЖ)
  • взаимоотношения с соседями, были ли конфликты (если пишут соседи)
  • Подпись лица (лиц), составивших характеритику, печать.

    Примеры написания претензионного письма

    Когда нужна так называемая "бытовая" характеристика, или характеристика от соседей, попросите, чтобы ее подписали не менее 3 человек. Чем больше соседей будет задействовано, тем авторитетнее будет данная справка.

    Характеристика от управляющей компании должна быть заверена уполномоченным на то Уставом или решением общего собрания лицом. В ином случае справка будет недействительной, и суд не сможет ее принять в качестве доказательства.

    Если характеристика дается участковым, председателем ТСЖ, она заверяется их печатью. Если же ее пишут соседи, данную справку следует заверить нотариально. Имейте в виду, что нотариус удостоверяет не ту информацию, что написана в характеристике, а то, что ее подписали действительно ваши соседи.

    Не всегда указанные органы и лица могут найти время для написания развернутой характеристики. Поэтому вы можете составить ее самостоятельно, но помните, что информация должна быть максимально правдивой и точной. Затем отдайте характеристику указанным лицам, которые подпишут или поставят печать на ней.

    Пример характеристики с места жительства

    В Следственный комитет г.Т

    от председателя ТСЖ "Лютик" Калиной А.А.

    Характеристика с места жительства Чекалевой М.М.

    Чекалева Марина Максимовна 12.06.1956г.р. паспорт серии 0000 номер 000000, выдан УФМС г.Т-ска 01.02.2007г. код подразделения 000-000, проживает по адресу г. Т-ск, ул.Сибирска 12-89 с 2007г.

    Чекалева, за годы проживания по данному адресу, проявила себя с исключительно положительной стороны. Женщина соблюдает и уважает все права своих соседей, всегда активно принимает участие в жизни дома. Чекалева добровольно помогает в благоустройстве своего подъезда и детских площадок, делает взносы на текущий и капитальный ремонт.

    Чекалева всегда вовремя оплачивает свои коммунальные счета, не допуская больших просрочек. Женщина проживает со своим мужем-пенсионером Чекалевым Геннадием Маратовичем, который ведет такой же образ жизни, что и жена.

    Конфликтный ситуаций и жалоб от соседей за все время ее проживания не поступало. Чекалева не злоупотребляет алкоголем, не курит. В настоящее время женщина находится на пенсии по возрасту, но подрабатывает вахтером в своем подъезде.

    Председатель ТСЖ "Лютик" ______________ Калина А.А

    Приложение: копия решения ТСЖ "Лютик" об избрании Калиной А.А. председателем

    Если вам требуется такая характеристика, знайте, что:

    1. ее можно получить от вашего участкового, председателя домоуправляющей компании или от соседей
  • форма характеристики с места жительства - свободная, но в любом случае указывается, как человек проявляет себя в обществе
  • характеристика заверяется либо с помощью печати, либо подписями через нотариуса
  • если вы пишите ее сами, старайтесь быть максимально правдивы
  • не берите характеристику от близких родственников - бабушки, тети, взрослых детей, иначе ее посчитают необъективной.

    Как написать характеристику? Образец.

    Характеристика - это официальный документ, который содержит в себе отзыв о работе или деятельности сотрудника, а также отражает его личностные и профессиональные качества. Как правильно написать характеристику - вы узнаете из нашей статьи.

    Написание любой характеристики сводится к соблюдению общих правил.

    Правила составления характеристики

  • В документе необходимо указать фамилию, имя и отчество сотрудника, дату рождения
  • Далее - образование сотрудника, а также указывается, какие учебные заведения он окончил
  • Необходимо указать место работы, с которого дается характеристика. Указываются все занимаемые должности в данной организации и прописываются все выполняемые им обязанности
  • Далее в характеристике указывают положительные качества, которым наделен сотрудник. Тут можно отразить как профессиональные качества, так и личные
  • Необходимо отразить сведения о наградах и достижениях
  • Отразите информацию о пройденных курсах, семинарах и тренингах. Если сотрудник активно участвовал в работе над проектами компании, то такие сведения также указываются в характеристике
  • Последним пунктом характеристики будет указание, для чего составлена характеристика и в какую организацию.
  • Для того чтобы правильно написать характеристику, необходимо грамотно владеть речью, а также использовать деловой стиль письма. Характеристика составляется в свободной форме на листе формата А4. При написании используются общие сведения, представленные выше. Составляется характеристика в двух экземплярах: один отправляется на место требования, а второй остается в архиве организации.

    Характеристику может составить работник сам на себя, а затем заверить ее у руководителя его подписью и печатью организации. В большинстве случаев из-за нагрузки работодателя так и происходит. В этом случае главное не стесняться и перечислять все свои сильные стороны и достижения.

    Образец характеристики

    Характеристика

    на руководителя отдела продаж ООО Строй плюс

    Королёва Андрея Ивановича

    Королёв Андрей Иванович родился 10 апреля 1984 года. В 2006 году окончил Воронежский институт управления, экономики и права по специальности Торговое дело, имеет высшее образование.

    С 2010 года и до настоящего времени работал в ООО Строй плюс в должностях: менеджер по продажам, менеджер по работе с постоянными клиентами, руководитель отдела продаж. Является квалифицированным специалистом, успешно руководил отделом.

    А. И. Королёв проходил курсы по повышению квалификации. Изучал специальную литературу, а также нормативные документы, необходимые для результативной работы. Ответственно относится к выполнению своих должностных обязанностей.

    Руководителем организации отмечено стремление А. И. Королёва к профессиональному росту: сотрудник получает второе высшее образование по специальности Управление персоналом.

    В 2012 году получил звание Лучшего продавца компании.

    В общении с коллегами вежлив и дружелюбен, в коллективе пользуется уважением.

    Характеристика выдана для представления по месту требования.

    Директор ООО Строй плюс

    А. А. Волков

    Памятка для составителя характеристики

    1. Перед тем как составить характеристику, оформите согласие работника на передачу его персональных данных третьим лицам в письменном виде.
    2. Нельзя оценивать данные работника, которые не относятся к профессиональной деятельности (национальность, религия, политические убеждения и т. п.).
    3. Если у учреждения, в которое направляется характеристика, есть установленная форма документа, то необходимо составлять характеристику по данной форме.

    Как написать характеристику на работника

    Проработав в определённой организации не менее 6 месяцев, сотрудник имеет право получить официальный документ от администрации, который определяет его как работника. Такой документ именуется характеристикой. Обычно она требуется для изучения качеств человека работодателями, которые оценивают особенности потенциального работника и могут принять его впоследствии в свою компанию.

    Назначение документа

    Прежде чем приступать к созданию характеристики наёмного рабочего, необходимо выяснить, для чего он в дальнейшем будет её использовать. От этого напрямую зависит содержание официального документа. К примеру, характеристика может быть предоставлена соответствующим правоохранительным инстанциям с целью возвращения прав (водительских). Также довольно часто она нужна для получения банковского кредита. При подобных обстоятельствах в документе будет идти речь исключительно о личностных качествах работника предприятия.

    Если же человек требует характеристику с целью сменить место нынешней работы, тогда помимо качеств характера (коммуникабельность, ответственность, кропотливость в каждом деле) нужно перечислить существенные достижения сотрудника на предприятии (этапы становления профессиональной карьеры, отношение к работе). Стоит учесть, что образование работника не указывается в документе. Если сотрудник действительно отличная кандидатура для новой работы, то допустимо рекомендовать работодателям из другой фирмы должности, где он способен полностью себя раскрыть. Подобные документы также выдаются сотруднику в случае его увольнения или согласно требованию государственных учреждений, например, суда.

    Классификация характеристик

    Как правило, подобные документы разделяются на два основных вида:

    1. Внутренняя характеристика. Создаётся с целью повысить или же понизить подчинённого в должности в рамках одного предприятия. Также она может понадобиться при переведении работника в другой отдел, финансовом вознаграждении.
    2. Внешняя характеристика. Этот вид документа делается сторонней компанией с целью пригласить работника на должность.

    Созданная характеристика заверяется подписью и печатью.

    Требования к документу

    К тексту предъявляются некоторые требования:

    1. Существуют стандартные условия заполнения документа. Перед тем как она будет заполнена, нужно обсудить это с работником и потребовать от него письменное согласие с тем, что сведения о нём будут переданы другим лицам.
    2. Документ не должен раскрывать тему национальности работника, его жилищных условий, религиозных взглядов и прочих вещей, которые не имеют никакого отношения к профессиональным качествам.
    3. Текст документа должен быть написан согласно той форме, которую требует предприятие.
    4. Чаще всего оформлять характеристику нужно на специальных бланках от организации. Когда она запрашивается представителями государственных органов, в ней должна быть ссылка непосредственно на них. Вот примерный шаблон оформления характеристики с прежнего места работы:

    типовой образец характеристики

    Кроме этого, важно учитывать наличие следующих сведений:

    1. Дата выдачи.
    2. Анкетные данные.
    3. Объективная оценка профессиональных качеств и взаимоотношений с коллективом.
    4. Указание квалификационного уровня, а также исполнения поручаемой работы.
    5. Реквизиты фирмы, которая собирается выдать документ.

    Ближе к концу следует указать название организации, откуда поступает характеристика. Обычно характеристику пишет руководитель отдела либо менеджер, занимающийся персоналом. Кроме подписи уполномоченного лица должна стоять печать организации.

    Особенности написания характеристики при увольнении

    Необходимо знать, как написать характеристику на работника правильно в случае его увольнения. Когда человек хочет трудоустроиться на новую работу, ему обязательно понадобится характеристика от предыдущего работодателя.

    Обратите внимание: вы можете скачать еще один пример характеристики с места работы по этой ссылке.

    При этом очень важно уделять внимание оцениванию деловых качеств сотрудника, занимаемой должности, уровне профессионального развития. Иногда (если человек крайне трудолюбивый) рекомендуется рассказать о его способностях идти на контакт с людьми, совершенствовать рабочий процесс и т.д. Согласно законам, человек, работавший на предприятии и впоследствии уволенный, имеет право после этого затребовать характеристику в течение последующих трех лет. Само собой, нередко работники не требуют подобных документов (причины на то могут быть разными).

    Создание характеристики для суда

    Порой возможен вариант запроса судом у предприятия необходимых сведений о личности. Ответственность при написании документа такого рода нужно чётко понимать. Если человека привлекают к административной и даже к уголовной ответственности, то характеристика может существенно повлиять на исход дела. Лучшим решением будет консультация с профессиональным юристом.

    У каждой организации должны быть в наличии бланки для составления деловых документов. При запросе из суда следует указывать полное наименование предприятия, контактные телефоны и почтовый адрес. Сразу под адресной частью нужно писать большими буквами слово «характеристика» и после этого указывать данные сотрудника, для которого документ и создаётся. После составляется информация о гражданстве, какое время он проработал в компании, какова его должность. Не менее важным нюансом является указание всех достижений в карьерной лестнице, персональных вознаграждений за трудовую деятельность (в виде денежных премий или грамот). Нелишним будет указание его отношения к выполнению поставленных обязанностей.

    Основная часть подразумевает собой оценку его трудовых качеств как работника, взаимоотношений с коллегами, уделённого времени общественным трудам и прочим вещам, связанных со сферой деятельности человека. Под конец обязательно должно присутствовать прямое указание того, что документ выдаётся по запросу суда. Составленная характеристика должна быть подписана руководителем предприятия либо самим директором компании. Далее, документ заверяется у менеджера, который занимается кадровой работой. В любом случае, при непонимании какого-то пункта, можно без проблем найти пример характеристики на работника в интернете. Вот один из них:

    Характеристика с работы для суда

    Иногда при проведении судебного процесса, где участвует работник, суд требует характеристику с последнего рабочего места. Если человек не так давно получил новое рабочее место, то ему потребуется предоставить суду написанную характеристику с каждого предприятия. Документы составляются вне зависимости друг от друга. Если у человека было слишком много рабочих мест, то потребуются официальные документы, по крайней мере, от двух последних организаций.

    Написание характеристики для полиции

    Разумеется, если документ создаётся для милиции, то больше всего внимания нужно уделять характеру человека, ведь это играет самую значительную роль. Она составляется на фирменном листе (бланке) организации. Как правило, на ней указаны данные о компании, контактные телефоны, адрес. Посередине листа необходимо начать со слова «характеристика». Затем с новой страницы следует указать все личные данные о работнике, который попал в полицию или как-то по-иному взаимодействует с ней. Необходимо упомянуть о дате вступления в действующий штаб сотрудников. Занимаемая должность учитывается.

    Чаще всего подобные бумаги составляются на тех сотрудников, у которых изъяли водительское удостоверение или с их стороны было совершено административное правонарушение другого рода. В документе нужно «встать на защиту» сотрудника, указав основные его достоинства и исполнение важных заданий, связанных с делом в полиции (например, если у человека по какой-то причине отняли права, то нужно упомянуть о его профессиональных навыках вождения, которые пошли на благо компании). Акцентируется внимание на исполнительность и надёжность. Подписывается характеристика начальством, а заверяется официальной печатью фирмы.

    Составление отрицательной характеристики

    Нередки случаи, когда руководитель недоволен работой своего подчинённого. Тогда он вполне может написать «не совсем лестную» характеристику о его деятельности. Впрочем, в этом моменте есть и обратная сторона – плохая оценка работы вполне способна сказаться на последующей репутации предприятия. То есть, об организации могут плохо подумать, так как она берёт для сотрудничества «плохих» работников. Впрочем, порой она крайне необходима, чтобы получить материальное взыскание. Или же о составлении попросили правоохранительные органы.

    Обратите внимание: вы можете скачать пример отрицательной характеристики по этой ссылке.

    Делается она по стандартному образцу. Основная часть необходима для раскрытия всех отрицательных качеств. Следует перечислять любые недостатки личностного и профессионального характера. Если по истечении срока подчинённый не нарушал дисциплинарных норм, то взыскание аннулируется автоматически.

    Во второй половине XX века было более 300 войн и вооруженных конфликтов, в ходе которых совершенствовалась теория и практика информационно-психологического воздействия. Накопленный в годы 2 мировой войны опыт информационного воздействия был активно использован США в ходе войны в Корее. В США был создан новый центр психологической войны. Этот центр взял на себя не только руководство подготовкой кадров, но и на его основе был создан новый орган – Совет по психологической войне, который занимался оценкой и испытанием новых средств и методов ведения психологической войны.

    Кроме того, здесь начала свою деятельность школа психологической войны, которая была создана на базе специального факультета общевойсковой школы (в настоящее время школа носит название «Центр и школа специальных методов войны сухопутных войск имени Джона Ф. Кеннеди»).

    Понятие «психологическая война» до настоящего времени широко распространено в мировой военно-политической литературе.

    «Психологическая война» – в широком смысле целенаправленное планомерное использование политическими оппонентами пропаганды и других средств (дипломатических, военных, экономических, политических и т. д.) для прямого или косвенного воздействия на мнения, настроения, чувства и в итоге на поведение противника с целью заставить его действовать в угодных им направлениях. Приемы психологической войны – это приемы психологического давления, приемы незаметного проникновения в сознание объекта психологического воздействия, приемы скрытого волнения и искажения законов логики.

    В США этот термин впервые стал употребляться в 1941 году после выхода книги сотрудника разведки Л. Фараго «Немецкая психологическая война». С учетом опыта войны в Корее деятельность армейской службы психологической войны США была пересмотрена. В марте 1955 года министерство армии ввело переработанное наставление ФМ-33-5 «Ведение психологической войны». В нем было дано социальное толкование американской концепции психологической войны. «Психологическая война, говорилось в наставлении, – включает мероприятия, при помощи которых передаются идеи и информация для оказания влияния на сознание, чувства и действия противника. Эти мероприятия проводятся командованием в сочетании с боевыми операциями в целях подрыва морального духа противника. Такие мероприятия проводятся в соответствии с политикой, провозглашенной руководящими инстанциями.

    Война во Вьетнаме явилась отправной точкой формирования современных теоретических взглядов на информационно-психологическую борьбу. Постепенно концепция психологической войны была заменена концепцией специальных методов войны. Психологические операции вошли составной частью в проводимые вооруженными силами специальные операции.

    В полевом уставе армии США ФМ-33-1 1987 года дается такое определение: «Психологические операции – это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношения и поведение в благоприятном направлении для достижения, как политических, так и военных национальных целей США».

    В широком смысле психологические операции включают комплекс политических, идеологических и военных мероприятий, проводимых против других стран, как враждебных, так и нейтральных, в целях обеспечения национальных интересов США.

    В узком смысле – это комплекс мероприятий пропагандистского и военного характера, а также психологических акций по поддержанию военных операций и боевых действий своих войск и оказанию психологического воздействия на личный состав противника и его население.

    По взглядам руководства США, психологические операции наиболее эффективно способствуют достижению национальных целей при следующих условиях:

    Полная и твердая поддержка организации и проведения психологических операций высшим государственно-политическим руководством страны;

    Наличие специальных органов психологических операций, непосредственно связанных с правительственным механизмом принятия политических решений в области национальной безопасности;

    Понимание и учет психологических аспектов при принятии политических решений в области национальной безопасности;

    Взаимодействие органов планирования психологических операций со всеми исполнительными органами, учреждениями.

    Американские специалисты особо подчеркивают, что при наличии указанных условий необходимо для повышения действенности психологических операций сочетать их с мощными вооруженными силами и демонстрацией военной мощи.

    В ходе войны во Вьетнаме создавалась американская концепция психологических операций. Началось использование новых форм воздействия на психику человека, направленных прежде всего на подсознательный компонент психики.

    В американских радиопрограммах, листовках и устных передачах, преобладали методы психологического воздействия (вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, записанные на пленку крики диких зверей, которые должны были изображать голоса лесных духов, демонов и т. п.). Так, например, командование 1 бригады 101 воздушно-десантной дивизии в ночь перед наступлением своих войск организовало над районами сосредоточения войск противника передачи записанного на пленку пронзительного крика орла (орел – эмблема 101 ВДД) вперемешку с детскими голосами: «Папа, вернись домой!» одновременно с самолетов сбрасывались литровки с изображением орла, держащего в своих когтях «вьетконговца». На оборотной стороне листовки был изображен следующий текст: «Берегись, Вьетконг! Для вас нет безопасного места, куда бы можно было убежать, нет укрытия, где можно было бы спрятаться. Орел настигнет вас в любое время, в любом месте… без предупреждения он несет неминуемую смерть». Подобная пропаганда имела ощутимые результаты: часть вьетнамских военнослужащих была полностью деморализована, и в дальнейшем крик орла вызывают у них страх, некоторые бойцы еще до начала наступления сдавались в плен.

    Иногда для того, чтобы не дать отдохнуть бойцам фронта национального освобождения южного Вьетнама, психологически истощить их, применялась тактика звуковещания с вертолетов на определенный район в течение всей ночи. Программы звуковещания готовились под видом обращений к своим близким «блуждающих душ». В других случаях по периметру деревни сбрасывались на парашютах магнитофоны с временными реле, которые периодически в течение всей ночи включали и выключали их. С началом применения «криков с неба» количество перебежчиков увеличилось более чем в три раза, со 120 до 380 человек в месяц . Вся эта деятельность проводилась на основе подготовленного в августе 1963 года Д. Принсом и П. Джуридайном по заказу министерства обороны США доклада «Колдовство, чародейство, магия и другие психологические феномены и их значение для военных и паравоенных операций в Конго». В отпечатанных в соответствии с требованиями доклада листовках подчеркивалось, что убитые в ходе боев не будут похоронены на земле предков, что по вьетнамским обычаям является недопустимым. Ровно через 49 дней (срок поминовения умерших во Вьетнаме) на населенные пункты, где проживали семьи и родственники погибших военнослужащих, сыпался дождь листовок со всевозможными небесными угрозами. То же самое повторялось ровно через год. Начало боевых операций планировалось американцами, как правило, на дни, которые по вьетнамским народным поверьям, являлись неблагоприятными и заранее предвещали поражение.

    Американские бомбардировщики основной целью имели не столько уничтожение живой силы и разрушение важных объектов, сколько внушение страха и отчаяния перед военной мощью США.

    В ходе войны во Вьетнаме поручили свое дальнейшее развитие различные элементы искусства ведения информационно-психологического воздействия. В практику ведения психологических операций вошло оказание влияния на население всей страны – объекта воздействия. Появилось новое стратегическое средство информационно-психологического воздействия – телевидение, которое к началу 21 века приобрело колоссальное влияние. Впервые практиковалось распространение среди населения нового средства пропаганды – телевизоров (3,5 тысяч штук). По итогам войны во Вьетнаме, несмотря на поражение в ней США, пропагандистское, психологическое оружие еще больше укрепило свои позиции. За период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника. По подсчетам специалистов, расходы американской армии на то, чтобы убить одного вьетнамца, составили в среднем 100 тысяч долларов, в то время как для переубеждения его перейти на сторону США 125 долларов.

    Недостатки, имевшие место приведении психологических операций во время войны во Вьетнаме, были проанализированы специальной правительственной комиссией и выработаны рекомендации (по увеличению численности личного состава в 10 раз, повышению уровня подготовки сил психологических операций резерва; полное техническое перевооружение, использование в интересах психологической войны средств массовой информации; создание и использование единого банка данных в интересах психологической войны).

    По мнению членов правительственной комиссии, США потерпели поражение во Вьетнаме в тот момент, когда лишились поддержки населения в собственной стране и мирового общественного мнения. Поэтому был сделан важный концептуальный вывод о том, что важно заранее заручиться поддержкой общественности своей страны и мирового мнения по отношению к приближающейся войне. Эти выводы были учтены при подготовке военной операции против Ирака в 1991 году.

    Одновременно должны быть проведены контрпропагандистские мероприятия, с тем, чтобы нейтрализовать пропаганду противника.

    К сожалению, военно-политическим руководством СССР американский опыт не был учтен при планировании боевых действий в Афганистане. Информационно-психологическая борьба между СССР и США за мировое общественное мнение после ввода советских войск в Афганистан закончилась полной победой США. Однако и после этого руководство СССР не приняло никаких мер в информационной сфере.

    Таким образом, Вьетнам для США явился полигоном для отработки основных положений американской концепции психологических операций.

    США, другие ведущие страны Запада сделали соответствующие вывода из опыта ведения психологической войны во Вьетнаме. Этот опыт послужил основой для дальнейшего развития теории и совершенствования искусства ведения психологических операций в локальных конфликтах 80-90-х годов 20 века.

    Основной урок, который был извлечен из вьетнамского опыта – это роль и значение мирового общественного мнения. Его недооценка привела к международной изоляции США, стимулировала рост антивоенного движения в самих Соединенных Штатах.

    Первой пыталась на практике вызвать положительную реакцию мировой общественности Великобритания путем проведения психологических операций в ходе англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова (1982 г.)

    Так как правительству Великобритании весной 1982 года удалось достаточно быстро добиться поддержки своего военного курса внутри страны, оно сразу же включилось в борьбу за мировое общественное мнение.

    Таким образом, во Вьетнаме получило свое дальнейшее развитие искусство ведения информационного воздействия. Психологические операции вошли составной частью в проводимые вооруженными силами специальные операции. С Вьетнама в практику ведения психологических операций вошло оказание влияния на население всей страны – объекта воздействия, появилось новое стратегическое средство информационного воздействия – телевидение.

    В начале 80-х годов роль и значение психологических операций в системе обеспечения национальной безопасности США резко возросла (после прихода в Белый дом президента Р. Рейгана). Начался поиск новых форм и методов воздействия.

    Апробация новых подходов была осуществлена во время вторжения американских войск на Гренаду (1983 г.). На основе результатов успешной психологической операции проведенной на Гренаде, в начале 1984 года президент США Рейган отдал распоряжение министерству обороны воссоздать структуру и потенциал психологических операций вооруженных сил США. В соответствии с этим распоряжением министром обороны США была организована всесторонняя оценка возможностей нужд военного ведомства в области психологических операций. В результате этой работы был сделан вывод о том, что за прошедшее после войны во Вьетнаме десятилетие, потенциал психологических операций в вооруженных силах пришел в состояние упадка. Неразбериха была во всем: в целях психологических операций, их задачах, политической доктрине, организации и структуре подразделений, концепции применения, планировании, программировании, материально-техническом обеспечении, взаимодействий с разведкой, мобилизационной готовности и, что наиболее важно, все это накладывало отпечаток на отношение к службе психологических операций со стороны других военных структур.

    Одобренный в середине 1986 года министром обороны США К. Уайнбергером план перестройки системы психологических операций содержал рекомендации по значительному увеличению потенциала психологических операций американских вооруженных сил в целях поддержки глобальных интересов США в мирное время, угрожающий период и на всех этапах вооруженного конфликта.

    В соответствии с планом была разработана всеобъемлющая единая концепция, определяющая сущность, содержание и направленность психологических операций, способы их координации и проведения в мирное время угрожаемый период и в ходе войны. Психологические операции рассматривались как своего рода умножитель боевого потенциала войск во всех видах боевых действий. В феврале 1987 года концепция была утверждена комитетом начальников штабов (КНШ).

    Принятые теоретические разработки были апробированы на практике подразделениями психологических операций в ходе вторжения вооруженных сил США в Панаму (декабрь 1989 года). Одним из немногих военных конфликтов, где поставленные перед аппаратом психологических операций цели практически были полностью реализованы, явилась война в Персидском заливе в 1991 году.

    Общую группировку формирований психологических операций многонациональных сил возглавлял полковник Джефф Джоунс. Первые подразделения психологических операций прибыли в Саудовскую Аравию 31 августа 1990 года.

    Впервые планирование психологических операций на период подготовки и ведения войны в заливе осуществлялось наряду с планированием боевых операций и было включено в общий план проведения операций «Щит пустыни» и «Буря в пустыне». В августе 1990 года главнокомандующий Объединенным центральным командованием вооруженных сил США генерал Н. Шварцкопф направил доклад президенту США, в котором настаивал на организации психологических операций на всех уровнях в целях содействия проведению военных мероприятий. На основе этого доклада Дж. Буш подписал три секретные директивы, определяющие порядок организации и ведения психологических операций на весь период кризиса в Персидском заливе, регламентирующие деятельность разведывательных служб, научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами арабского мира, психологов и целого ряда армейских органов.

    Сам факт принятия этих документов – свидетельство того, что армейское командование ставило психологические операции в один ряд с операциями боевыми. Ход выполнения изложенных в директивах требований был взят на необычайно жесткий контроль.

    В качестве основных задач психологических операций были определены:

    Дезинформация командования вооруженных сил Ирака и широкой общественности относительно планов военных действий;

    Подрыв доверия населения Ирака к президенту Саддаму Хусейну;

    Поддержка движения сопротивления в Кувейте и оказание помощи оппозиционным силам в самом Ираке;

    Показ бесперспективности сопротивления многонациональным силам.


    Для реализации поставленных задач и координации действий всех привлекаемых служб непосредственно при штабе командования ВС США в Саудовской Аравии была создана рабочая группа.

    Психологические операции подразделялись на два направления.

    Первое из них относилось к внешнеполитической области. Здесь главными целями являлись: со стороны многонациональных сил – обеспечить поддержку осуществляемых в отношении Ирака контрмер, укрепить позиции антииракской коалиции и ослабить агрессора; со стороны Ирака – оправдание своих действий и поиск союзников.

    Второе направление психологических операций имело объектом непосредственно военную сферу. Они должны были усилением постоянного психологического давления, порождаемого военной обстановкой, способствовать ухудшению морально-психологического состояния населения и личного состава вооруженных сил противника, снижая тем самым его боеспособности.

    Психологические операции в ходе всего конфликта проводились по следующим каналам:

    1) Глобальные телеканалы (Си-ЭН-ЭН)

    2) национальные средства массовой информации;

    3) федеральные ведомства (ЦРУ, ЮСИА и т. д.);

    4) вооруженные силы.


    Опираясь на этот мощный аппарат, Соединенным Штатам удалось подготовить почву для противодействия Ираку: мобилизовать против него мировое общественное мнение, способствовать созданию антииракской коалиции, углубить существующий раскол в арабском мире, разжечь эйфорию «ура-патриотизма» в США» и других странах Запада. Попытка же Ирака найти поддержку в мировом сообществе фактически провалилась.

    Своеобразным штрихом психологического воздействия на Ирак явилось оперативное насыщение международного рынка товарами с антииракской символикой. Примером могут служить трикотажные изделия с изображением летящей ракеты и надписями «Привет Саддаму от морской пехоты США», «До встречи в Багдаде» и т. п.

    В ходе проведения разнообразных мероприятий с помощью радиовещания, видеопропаганды, печатных пропагандистских материалов, звуковещания и других средств осуществлялось информационно-психологическое воздействие на психику военнослужащих иракской армии.

    При этом особая роль отводилась средствам массовой информации, чья работа строилась на основе специальных инструкций и наставлений Пентагона для корреспондентского корпуса.

    В соответствии с инструкциями, в структуре органов военного управления многонациональными силами было создано около 40 журналистских пулов (пресс-бюро), в каждом из которых 2 места отводились для представителей прессы Саудовской Аравии, два других – для остальных журналистов. В каждый пул входил офицер по связи с общественностью. Его функции заключались в подборке и «шлифовке» разнообразных материалов, которые военное руководство считало наиболее «подходящими» для передачи представителям прессы. Ими же предоставлялись в распоряжение телекомпаний специально отснятые клипы, изображавшие в нужном для командования союзников свете ход подготовки к ведению боевых действий. Американские, английские и французские журналисты, включенные в состав аккредитованных при командовании национальных сил пулов, в письменной форме обязались соблюдать жесткие нормы в отношении характера и содержания передаваемых сообщений, установленные военным руководством. Следует обратить внимание на то, что данная технология была активно применена и при оккупации Ирака в 2003 году. Отдельные компоненты данной модели применялись и в августе 2008 года проамериканским режимом Саакашвили в ходе агрессии против Южной Осетии.

    Одновременно осуществлялось целенаправленное информационно-психологическое воздействие на военнослужащих иракской армии силами подразделений психологических операций армии США. Для проведения этой работы в район Персидского залива были заблаговременно переброшены: 8-й батальон психологических операций непосредственной поддержки, 96-й батальон по работе с гражданским населением, 352-е командование по работе с гражданским населением. Они имели в своем составе подвижные типография, теле– и радиостанции, звуковещательные станции различного класса.

    Итоги войны в Персидском заливе во многом были определены глобальным и комплексным применением средств и сил информационно-психологического воздействия на информационно-психологическую среду иракского общества. США и страны коалиции применив к Ираку методы «информационной блокады» и информационной экспансии, навязали военнослужащим и населению Ирака восприятие происходящих событий в соответствии с поставленными целями операции. Страны Запада создали благоприятную для реализации своих военно-политических целей информационно-психологическую среду (иракского общества и мирового сообщества).

    Таким образом, война в Персидском заливе показала суперэффективность информационно-пси холо гического воздействия. Психологические операции сыграли ключевую роль в достижении результата.

    После удачного применения сил и средств психологических операций в Персидском заливе перед военно-политическим руководством США встал вопрос о расширении сферы их применения. Такой областью стала миротворческая деятельность и проводимые в ее рамках военные операции. В декабре 1992 года в миротворческой операции «Возрождение надежды» в Сомали принял участие личный состав 96 батальона по работе с гражданским населением ВС США.

    Специалисты психологической операции США попытались механически перенести опыт, полученный в Персидском заливе, на совершенно отличную обстановку в стране, где шла гражданская война. Определенную роль сыграло также слабое знание военнослужащими ВС США культурных и религиозных традиций местного населения, наличие языкового барьера, отсутствие у аппарата психологических операций опыта работы в условиях уникальной по своему характеру акции. В результате США не удалось добиться понимания и поддержки целей операции «Возрождение надежды» со стороны местного населения и основных вооруженных группировок страны. Об этом свидетельствовал рост недовольства и антиамериканских настроений в ряде районов страны, падение авторитета США среди сомалийцев.

    После провала в Сомали, руководителями американских подразделений информационно-психологического обеспечения были сделаны серьезные выводы. Об этом свидетельствует эффективное применение сил и средств информационно-психологического воздействия на территории Югославии в конце 20 века (в Боснии и Герцеговине и в ходе Косовского кризиса).

    Таким образом, опыт военных конфликтов второй половины 20 века показал, что психологические операции прочно трансформировались в одну из основных составных частей современных боевых операций.

    В армиях Североатлантического союза организация психологических операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями, разработанными как для вооруженных сил отдельных стран блока, так и для НАТО и в целом. В масштабе НАТО действует единая директива «О принципах планирования и ведения психологических операций».

    Психологические операции планируются и проводятся в соответствии с решением главнокомандующих, командующих и командиров различных уровней в мирное и военное время, а также в кризисных ситуациях.

    Концептуальную основу разработки психологических операций составляют следующие принципиальные положения:

    Психологическим операциям принадлежит решающая роль в формировании решимости общества достичь целей национальной безопасности, обеспечении поддержки со стороны своего народа проводимых политических и военных мероприятий;

    Психологические операции, если их осуществление было начато заблаговременно и они проводились с высокой эффективности, могут позволить вообще отказаться от применения военной силы;

    Тщательная организация психологических операций и их учет при планировании и принятии военных решений значительно повышают боевой потенциал войск;

    В военном конфликте с применением обычных средств ведения вооруженной борьбы психологические операции могут повышать боевую эффективность войск, способствовать достижению успеха, победы при сохранении живой силы, боевой техники и вооружения;

    Психологические операции обеспечивают поддержку боевых действий всех уровней путем снижения боеспособности войск противника;

    Проведение психологических операций не ограничивается международными правовыми актами, обладает высокой экономической эффективностью и допускает применение разнообразных форм и методов.


    Объектами психологических операций могут быть: население, армия и правительства враждебных, дружественных и нейтральных стран, а в некоторых ситуациях население и армия своей страны.

    Психологические операции – представляют собой пропагандистскую деятельность и психологические действия.

    Пропаганда – это систематическое, целенаправленное распространение с помощью разнообразных средств связи и информации определенных идей с целью оказания влияния на мнения, чувства, состояния и отношения или поведение объектов воздействия с тем, чтобы достичь прямых или косвенных выгод для своей страны.

    Если указываются объективный источник полученной информации – говорят о «белой» пропаганде, если этот источник не обнажается – «серая», при ложном источнике – «черная».

    Система психологических операций, подчиненных общим стратегическим целям, составляет психологическую войну, рамки которой значительно шире периода собственно боевых действий.

    Психологические действия – это осуществление конкретных мероприятий, как в мирное, так и в военное время, направленных на подрыв позиций противоборствующей стороны и укрепление своих позиций. Психологические операции могут проводиться и в форме акций (политических, экономических, пропагандистских).

    Как правило, подготовка психологической операции проходит через ряд последовательных этапов:

    Анализ задачи поддерживаемого объединения, соединения, части;

    Сбор информации;

    Анализ объекта воздействия;

    Выбор тем и символов;

    Выбор средств распространения пропаганды;

    Подготовка пропагандистских материалов;

    Предварительная проверка эффективности планируемых мероприятий;

    Получение окончательного разрешения на проведение операции;

    Распространение пропагандистских материалов;

    Оценка эффективности пропагандистских материалов.


    Основными методами проведения психологических операций являются методы по распространению визуальных, звуковых и видеозвуковых пропагандистских материалов, а также метода осуществления психологических (практических) действий.

    Организация противодействия психологическим операциям противника должна отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

    Активность;

    Актуальность;

    Систематичность;

    Комплексность;

    Динамичность:

    Доходчивость;

    Эмоциональность.


    С нашей точки зрения, эффективность противодействия будет выше, если осуществлять его с помощью выбора стратегии противодействия.

    1. Прогностическая стратегия – проведение мероприятий противодействия начинается с работы системы прогнозирования по определению действий потенциального противника.

    2. Реактивная стратегия – осуществление мероприятий противодействия начинается после начала психологических операций противоборствующей стороной.