Этапы социализации. Этапы социализации личности

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.

4.1.1. Социализация личности

Процесс формирования определяет развитие личности под действием природных и социальных сил. Но даже сформировавшийся человек еще не в полной мере готов жить в обществе: он не имеет образования, профессии, навыков общения; он плохо представляет себе устройство общества, не ориентируется в социальных процессах.

Одновременно с процессом формирования личности идет процесс ее социализации.

Социализация - это внедрение человека в общество, овладение им навыками и привычками общественного поведения, усвоение ценностей и норм данного общества.

Если процесс формирования идет особенно интенсивно в детстве и юности, то процесс социализации интенсифицируется тем сильнее, чем активнее индивид вступает в систему социальных отношений. Детские игры, воспитание и обучение в школе и вузе, овладение специальностью и служба в армии и т. д. – все это и есть внешние проявления процесса социализации.

Отличия социализации от формирования заключаются в следующем:

социализация изменяет внешнее поведение, а формирование личности устанавливает базовые ценностные ориентации;

социализация дает возможность получить определенные навыки (общения, профессии), а формирование определяет мотивацию социального поведения;

формирование личности создает внутреннюю психологическую установку на определенный тип социальных действий; социализация, корректируя эти социальные действия, делает всю установку более гибкой.

Процесс социализации в советской социологии привязывался к трудовой деятельности, которая понималась как оплачиваемая государством работа. При таком подходе выделяются три типа социализации:

дотрудовая (детство, школа, вуз);

трудовая (работа на производстве);

послетрудовая (на пенсии).

Такая периодизация, делавшая упор на трудовую деятельность, неудовлетворительно раскрывала сущность социализации в детстве и неадекватно рассматривала положение пенсионеров.

Более простым и удобным представляется деление процесса социализации на два качественно различных периода:

первичная социализация - период от рождения до формирования зрелой личности;

вторичная социализация (ресоциализация) – перестройка уже социально зрелой личности, связанная, как правило, с овладением профессией.

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей.

Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

Национальные различия, национальные ценности и нормы также оказывают значительное влияние на социализацию личности.

Рассмотрим для сравнения американские и российские национальные ценности (табл. 4).

Понятно, что, испытав одни и те же процессы социализации, но впитывая, приобщаясь к разным нормам и ценностям, американцы и россияне приобретают разные черты личности. Впрочем, следует отметить влияние реформ и общего направления развития российского общества на изменение базовых национальных ценностей и черт национального характера, которые берут свое начало еще в чертах русской общины в сторону сближения их с более рациональными характеристиками развитых постиндустриальных обществ.

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются:

ценности и нормы поведения;

навыки и умения;

статусы и роли;

поощрения и санкции.

Рассмотрим эти средства.

Язык - основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства, заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.

Ценности, как мы уже выяснили, – это идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки, а нормы - усвоенные личностью общественные образы мышления, поведения, общения.

Навыки и умения - это образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую) роль в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так как закрепленные в поведении навыки и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями. Например, овладение компьютером значительно расширяет кругозор специалиста, помогает ему не только получать нужную информацию, но дает новые навыки общения во всемирной электронной сети Интернет.

Для иллюстрации социологического термина «статус» введем понятие «социальное пространство», под которым будем понимать всю совокупность социальных позиций данного общества, т. е. весь объем так называемой «социальной пирамиды». Социальное пространство, как видим, не совпадает с геометрическим. Например, в геометрическом пространстве король и шут почти всегда находятся рядом, но в социальном пространстве их разделяет почти вся высота социальной пирамиды.

Социальный статус - это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д.

Следует отметить личный статус, который характеризуется личными качествами и ярче проявляется в небольшой группе.

Например, в любом давно сложившемся коллективе, особенно в неслужебное время, общение идет на основании личного, а не социального статуса, если различия в должностях невелики.

Одна и та же личность может иметь несколько статусов. Например: инженер, муж, верный друг, футбольный болельщик и т. д.

Статус, полученный от рождения, называется предписанным статусом. Например: сын крупного начальника.

Положение личности в социальной пирамиде, которого она добилась своими усилиями, называется достигнутым статусом.

Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.

Совокупность всех социальных ролей, соответствующая всем социальным статусам личности, называется ролевым набором.

Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами (рис. 3).

Поведение личности

Если поведение человека соответствует общественным (групповым) ценностям и нормам, он получает социальное поощрение (престиж, деньги, похвалу, успех у женщин и т. д.); если не соответствует - социальные санкции (штрафы, осуждение общественным мнением, административные наказания, тюремное заключение и др.) (рис. 3).

С помощью средств социализации (язык, ценности и нормы, навыки и умения, статусы и роли) становится возможным постоянное взаимодействие между личностями, личностью и институтами социализации, т. е. теми группами, которые и обеспечивают процесс вхождения молодого поколения в общество.

Рассмотрим подробнее основные институты социализации.

Семья - один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.

Группа ровесников - выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.).

Школа - действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему. Другое дело - призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений. Для этого служит специальная подготовка (допризывные сборы, курс молодого бойца), на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Старослужащие, прошедшие вторичную социализацию, не столько протестуют, сколько «примеряют» на себе новые роли «гражданской» жизни.

Если протест принимает открытые формы и действует постоянно, это означает так называемую неудачную социализацию.

Социологические исследования показывают, что когда в процессе социализации используют исключительно авторитарное давление, рассчитанное на слепое подчинение, то человек, попавший затем в нестандартную критическую ситуацию и оказавшийся без начальника, не может найти правильный выход. Результатом такого кризиса социализации может быть не только невыполнение задания, но и стресс, шизофрения, самоубийство. Причина этих явлений кроется в упрощенных представлениях о реальности, страх и подозрительность, недостаток эмпатии (сопереживания), конформизм личности, сформированные при неудачной социализации.

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

2. Социальные ценности и социализация личности Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем

Из книги Непостижимое автора Франк Семен

4. Тайна личности Изложенное соотношение может быть уяснено еще и с другой стороны. При рассмотрении непосредственного самобытия мы усмотрели в нем первично-нераздельное двуединство «непосредственности» и «самости». Но существенно в нашей нынешней связи, что связь

Из книги Проблема личности в философии классического анархизма автора Рябов Петр

Из книги Условия абсолютного добра автора Лосский Николай Онуфриевич

2. ЛЮБОВЬ К ЛИЧНОСТИ Вся жизнь движется любовью к ценностям. Виды любви чрезвычайно различны, как и виды ценного бытия. Основное различие типов любви есть любовь к неличным ценностям и любовь к индивидуальной личности. Займемся рассмотрением существенных свойств личной

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

а. Первичная социализация Так как общество существует в виде объективной и субъективной реальностей, для его адекватного теоретического понимания необходимо уяснить оба эти аспекта. Как мы уже говорили, эти аспекты получают свое собственное признание, если общество

Из книги Психическая болезнь и личность автора Фуко Мишель

б. Вторичная социализация Можно представить себе общество, где по окончании первичной социализации больше не будет никакой социализации. Конечно, такое общество должно было бы иметь очень простой запас знания. Все знание было бы общепризнанным и релевантным для всех с

Из книги Сочинения в двух томах. Том 1 автора Юм Дэвид

От личности к истории… от «Психической болезни и личности» к «Психической болезни и психологии»Помещая в книгу данное приложение, мы ставили перед собой цель не только показать сам факт пересмотра Фуко некоторых идей работы «Психическая болезнь и личность», т. е.

Из книги Русский народ и государство автора Алексеев Николай Николаевич

[О тождестве личности] Я питал некоторую надежду на то, что, как бы ни была недостаточна наша теория интеллектуального мира, она окажется свободной от противоречий и абсурда, неотделимых, по-видимому, от всякого объяснения, которое человеческий разум может дать миру

Из книги Бытие как общение автора (Зизилуас) Иоанн

Из книги Теория справедливости автора Ролз Джон

1. От маски к личности: Зарождение онтологии личности 1. Многие писатели представляют древнегреческую мысль в основном"без -личностной". В её платоновском варианте всё конкретное и"индивидуальное"в конечном итоге относится к абстрактной идее, которая составляет ее

О свободе и личности Я хочу побеседовать с вами о «свободе и личности», рассматривая их не как две, а как одну идею. Понятие «свободы» одно заключало бы в себе слишком много значений; соединение с «личностью» направляет мысль на более определенный путь. Свобода в смысле

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

7. Развитие личности Защитники «свободной любви» охотно говорят о свободном развитии личности в свободном любовном союзе и о пожизненном тюремном заключении в браке, насилующем свободные проявления индивидуальности. Всем этим фантазерам рекомендую для отрезвления

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

Разносторонность личности У каждого должно быть два кармана; иногда нужно залезть в один, иногда – в другой. В одном кармане лежат слова: «Ради меня был сотворен мир», а в другом: «Я – просто прах земной». Хасидская пословица, цит. по Мартину Буберу, «Десять колец» Если я

Из книги автора

2. Любовь и социализация индивида Всякая социальная группа, как и общество в целом, предполагает определенную систему ценностей. Последняя обеспечивает не только конечное единообразие оценок, выносимых входящими в эту группу или общество индивидами, но и известное

Жизненный путь личности. 1.Социализация личности: механизмы, аспекты, стадии.

1.Социализация личности: механизмы, аспекты, стадии.

Человек – существо социальное. С первых дней он уже включён в социальные отношения и взаимодействие. В процессе взаимодействия человек получает определённый социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится частью личности.

Социализация – это есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта .

С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный индивидуальный опыт. Это положение лежит в основе двух различных процессов – социализации и индивидуализации .

В социализации выделяют две стороны: воспроизведение социального опыта и усвоение социального опыта. Понятие социализации связано с понятиями «развитие», «обучение», «развитие психики». Социализация происходит как в условиях целенаправленных воспитательных действий, так и в условиях стихийного влияния обстоятельств жизни на личность .

По мнению отечечственных психологов, социализация происходит в трёх сферах жизни человека: в деятельности, в общении, в сфере самосознания.

Социализация в деятельности. Понятие ведущей деятельности ввёл А.Н. Леонтьев. Б.Д. Эльконин развил и углубил это понятие, изучая детей. Современные знания психики человека в онтогенезе позволяют выделить виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное общение ребёнка со взрослыми;

2. Предметно-манипулятивная деятельность;

3. Сюжетно-ролевая игра, характерная для детей дошкольного возраста;

4. Учебная деятельность;

5. Общественно-полезная деятельность;

6. Профессионально-учебная деятельность;

7. Трудовая деятельность.

Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определённые стадии становления. Её формирование осуществляется под воздействием микросреды, в процессе обучения и воспитания .

Социализация в общении. В сфере общения социализация проходит в в ходе постепенного расширения круга общения, углубления самого процесса общеяния, связанного с изменением его содержания и форм. М.И. Лисицина разработала концепцию развития общения ребёнка со взрослыми, в которой общение рассматривается как особый вид коммуникативной деятельности. Содержание параметров общения, по её мнению, зависит от периода психического развития, на котором находится ребёнок .

В сфере самосознания социализация выступает в плане формирования Я-концепции, становления образа самого себя – это очень широкая проблема, затрагивающая самые различные исследования. О Я-концепции речь пойдёт в следующей лекции.

Социализация в сфере самосознания. В сфере формирования самосознания рассматриваются следующие механизмы: идентификация и обособление.

Идентификация – представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.

Это механизм социализации личности, осуществляющий “присвоение” индивидом своей человеческой сущности. Идентификации обычно противоспоставляется процесс обособления – мехнизм индивидуализации личности, воплощённый в стермлении человека выделится из числа других, закрыться, отстраниться. Обособление даёт возможность сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства .

Вообще же, механизмов социализации значительно больше. К примеру, к основным механизмам социализации относят:

1) идентификация,

2) подражание,

3) внушение,

4) социальная фасилитация;

5) конформизм.

Социальная фасилитация - повышение скорости (или продуктивности) деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека, выступающего в качестве сооперника или наблюдателя:

Идентификация оказывает двойное воздействие на личность: с одной стороны, она формирует способность к установлению значимых качеств, с другой – может способствовать растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

Подражание – способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта (например, ребёнок подражает взрослому). Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния.

Конформизм (от лат. conformis - подобный, сообразный) - проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций - порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все.

Внушение – это процесс подачи информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на ряд психических процессов человека. Психологическое внушение используется для того чтобы изменить поведение человека, блокируя при этом его мышление. Данный метод приобретает особую силу при неоднократном повторении. С первого раза человек может не воспринимать внушаемую ему информацию, но прослушав одно и то же несколько раз, он примет ее как должное.

Согласно психологу А.В. Петровскому стадий социализации всего три:

Адаптация;

Индивидуализация;

3) интеграция .

Адаптация – освоение действующих норм и видов деятельности в группе. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения новообразований личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень .

Индивидуализация – поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, самовыражения.

Эта стадия порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворённой потребностью индивида в максимальной персонализации.

Интеграция – взаимное приспособление личности и группы: личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости группового развития и собственной потребности осуществлять вклад в жизнь группы.



Эта стадия детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей стадии стремлением субъекта быть идеально представленным в своих особенностях и значимых отличиях и соответствовать ценностям, стандартам группы, которые способствуют успешной совместной деятельности .

До 3-х лет доминирует процесс адаптации, отрочество - эпоха индивидуализации, юность - эпоха интеграции.

Существуют подходы к выделению стадий социализации, когда они привязываются к периодам жизни человека. К примеру, автор учебника А.Л. Свентинский придерживается именной такой позиции. Он называет стадии социализации:

1)ранняя (от рождения до поступления в школу);

2) обучение (с момента поступления в школу до окончания обучения);

3) социальная зрелость;

4) завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности до смерти) .

Стадии социализации , согласно социальному психологу Г.М. Андреевой :

а) ранняя социализация, охватывающая период от рождения до поступления в школу, т.е период, который в возрастной психологии именуется периодом детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится всё время обучения в школе.

в) трудовая стадия – охватывает период зрелости человека.

г) послетрудовая стадия - период пожилого возраста, связанный с выходом на пенсию, изменением социального окружения, завершением жизненного цикла .

К институтам социализации Г.М. Андреева относит: дошкольные детские учреждения, школу, семью, вуз, трудовой коллектив .

Следует отметить, что в настоящее время психологи не ограничивают процесс социализации только детством и юностью . Общепринято, что социализация продолжается всю жизнь. Это подразумевает непрерывность социального развития личности .

Данные стадии примерно соответствуют принятой возрастной периодизации человеческой жизни – детство, юность, зрелость, старость.

Факторы социализации:

Мезофакторы – это те социальные и природные условия развития и социализации личности, которые обусловлены её проживанием в составе больших социальных общностей, таких как страна, государство. К мезофокторам относится культура – система материальных и духовных ценностей, обеспечивающих жизнедеятельность и социализацию человека .

Микрофакторы – это те институты общества, которые осуществляют сам процесс социализации (к примеру, семья) и для которых человек оказывается прежде всего объектом воздействия. По своему статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Например: школа – формальный, а группа сверстников – неформальный.

Индивидуально-личностные факторы – это уровень развития интеллектуальной сферы личности, уровень способностей личности, личностные качества, характер человека и т.д. По-сути социализация и представляет собой процесс формирования личности .

Основные направления социализации:

а) поведенческая,

б) эмоционально-чувственная,

в) познавательная,

г) морально-нравственная,

д) межличностная,

е) бытийная.

В процессе социализации люди учатся как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать различные чувства, кроме того, в процессе социализации люди усваивают социальные установки и нормы.

Социальная установка (аттитюд) - это предрасположенность (склонность) субъекта к определённому социальному поведению.

Иногда происходит так, что социализация индивида не успешна, в таком случае говорят о ресоциализации.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих .

— сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как .

Социологию интересует в первую очередь типическое – и в этом плане надындивидуальное – в личности, объясняемое как следствие неоднозначного взаимовлияния общества и человека. Поэтому одной из основополагающих проблем социологии личности является изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса социализации как:

Усвоения социальных норм, умений стереотипов,

Формирования социальных установок и убеждений,

Обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами

имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.

В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Многочисленные сравнительные исследования, проведенные социологами и этнографами в XX в., показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности) не являются, как это долго считалось, «естественными», т.е. природно-биологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). Они формируются доминирующими в том или ином обществе взглядами на образ мужчины и женщины. Так, в одном из африканских племен существует «обратное» распределение половых ролей: женщины несут в себе активное, влиятельное, предметно-ориентированное начало. Они занимаются примитивным производством и являются кормилицами семьи, а мужчины выполняют легкие вспомогательные работы: шьют одежду, делают украшения, убирают жилище и вообще занимают пассивное, подчиненное положение (См.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988).

История возникновения термина «социализация» связана с недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых – формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации. Согласно первому подходу , социализация – это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда активной стороной является общество, а сам человек – пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход , с которым согласны в настоящее время подавляющее большинство социологов, основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Рассматривая социализацию как трехкомпонентный процесс (адаптация – идентификация – интериоризация) необходимо особо выделить 1) адаптацию человека как приспособление к изменениям окружающей среды и его адаптивное поведение как результат адаптации; 2) идентификацию как определение статусов себя и других в системе статусной диспозиции; 3) интериоризацию как перенесение социальной действительности в факт и план индивидуального сознания.

Принято выделять первичную социализацию , охватывающую период детства, и вторичную социализацию , занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

Изменение себя, «стать как все»;

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Различия между социализацией взрослых и детей. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Вместе с этим в процессе социализации следует учитывать хрупкость психики молодежи, ее определенную социальную инфантильность, ибо в возрасте 13-19 лет проявляют себя такие особенности юношей и девушек, как:

Формирование отношения к противоположному полу,

Возрастание агрессивности, стремления к риску, независимости и самостоятельности,

Изменение роли агентов социализации,

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей,

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих,

Несовпадение между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом,

Противоречие между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является

Ресо циализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Таким образом личность в обществе является как субъектом, так и объектом социализации и социальных действий.

Рис. 1.3. Личность как субъект общественных отношений

Рис. 1.4. Личность как объект общественных отношений