Г а гапон краткая биография. Кровавое воскресенье: провокатор поп гапон. урок истории

Биография

Деятельность Гапона и его популярность в рабочей среде привлекли внимание как министра внутренних дел В. К. Плеве и начальника московского охранного отделения жандармского полковника С. В. Зубатова , так и антиправительственных группировок.

Петиция Гапона (к событиям 9 января 1905 года)

Государь! Мы рабочие и жители города С.-Петербурга, разных сословий, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и невежества; нас душат деспотизм и произвол, мы задыхаемся. Нет больше сил, государь! Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немного просили, - мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но и в этом нам отказали. Нам отказали в праве говорить о наших нуждах, находя, что такого права за нами не признает закон. Незаконными также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8-ми в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорблений, устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега, копоти и дыма.

Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской администрации, противозаконно, всякая наша просьба - преступление, а наше желание улучшить наше положение - дерзость, оскорбительная для них.

Государь, нас здесь многие тысячи и всё это люди только по виду, только по наружности, в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, даже говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека - значит, совершить тяжкое преступление. Весь народ, рабочий и крестьяне, отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, не только совершенно не заботящихся об интересах народа, но попирающих эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их. Рабочие лишены возможности организоваться в союзы для защиты своих интересов.

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты-эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады, грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь. Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо (народное) представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал и управлял собой. Ведь ему только известны истинные его нужды. Не отталкивай же его помощи, прими её, повели немедленно, сейчас призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, - пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов.

Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все; это главный и единственный пластырь для наших ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти.

Но одна мера все же не может залечить всех наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа.

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собрания, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счет.
  4. Ответственность министров перед народом и гарантии законности правления.
  5. Равенство перед законом всех без исключения.
  6. Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

  1. Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.
  2. Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и передача земли народу.
  3. Исполнение заказов военного и морского ведомств должно быть в России, а не за границей.
  4. Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

  1. Отмена института фабричных инспекторов.
  2. Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий выборных рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
  3. Свобода потребительско-производственных и профессиональных союзов - немедленно.
  4. 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
  5. Свобода борьбы труда с капиталом - немедленно.
  6. Нормальная рабочая плата - немедленно.
  7. Непременное участие представителей рабочих классов в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих - немедленно.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе. Лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно рабочим организоваться для защиты своих интересов от эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их и ты сделаешь Россию и счастливой, и славной, а имя твое запечатлеешь в сердцах наших и наших потомков на вечные времена. А не поверишь, не отзовешься на нашу мольбу - мы умрем здесь, на этой площади, перед твоим дворцом. Нам некуда дальше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу… Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жаль этой жертвы, мы охотно приносим ее!

Примечания

Литература

  • Ксенофонтов И. Н. Георгий Гапон: вымысел и правда. М.: РОССПЭН, 1996. - 320 c. ISBN 5-86004-053-9
  • Савинков Б. В. Воспоминания террориста. Издательство: Захаров. 2002.

Ссылки

  • С.Тютюкин, В.Шелохаев. Кровавое воскресенье. Альманах «Восток», № 12, декабрь 2004.
  • Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи Николаю II
  • Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Известный в советской истории под прозвищем попа Гапона, руководитель общественно-политической рабочей организации начала ХХ века Георгий Аполлонович Гапон долгие годы подавался коммунистическими историками как провокатор, виновный в событиях . Это была уникальная и интересная личность, обладавшая сильным магнетизмом и притягательностью. Те, кто был знаком с ним, отмечали его мужскую красоту и обаяние.

Детство

Георгий Аполлонович родился 5 февраля 1870 года Полтавской губернии, в селе Белики Кобелякского уезда. Его родители были простыми, правда, не бедными крестьянами. Отец был родом из запорожских казаков, долгие годы являлся бессменным волостным писарем. Мать была безграмотной крестьянкой. Украинская фамилия Гапон – это вариант христианского имени Агафон (в переводе с греческого – добрый).

Детство Георгия прошло в селе, где он помогал родителям по хозяйству, пас имевшуюся скотину. В семилетнем возрасте его отдали в начальную школу, где он учился с большим увлечением, проявляя незаурядную восприимчивость к новым знаниям. По рекомендации местного батюшки, отец отправил юношу учиться в духовное училище в Полтаве, куда он по результатам экзаменов был принят сразу во 2-й класс.

Один из педагогов училища, Иван Трегубов познакомил любознательного отрока с воспрещенными произведениями Льва Толстого. Эти книги повлияли на всю последующую жизнь будущего проповедника.

Работа в Полтаве

Он окончил училище и тут же поступил в духовную семинарию. Но здесь у него возник конфликт с руководством этого учебного заведения из-за его не совсем христианских высказываний. Несмотря на успешное окончание семинарии и сдачу экзаменов с высокими показателями, из-за своей неблагонадежности он лишился права на получение диплома 1-й степени, которое открывало бы ему двери в университет.

В Полтаве он устроился в земскую статистику и дополнительно зарабатывал платными уроками. Георгий женился в 1894 году. Послушавшись совета молодой супруги, вознамерился принять духовный сан. По настоянию епископа Иллариона, оказывавшего всяческое покровительство талантливому юноше, Георгий получил должность священника в церкви Всех Святых при кладбище в Полтаве.

В сане священнослужителя у отца Георгия неожиданно раскрылся проповеднический талант. На его проповеди приходили люди из соседних приходов, в результате чего священники тех приходов заволновались и начали строчить жалобы в том, что Гапон переманивает у них паству. Отец Георгий старался помогать беднякам, бескорыстно исполнял духовные требы и службы.

В 1898 году он похоронил жену, и остался вдовцом с двумя детьми: сыном и дочерью. Он тяжело переживал смерть жены и, решив изменить обстановку, уехал в Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург

Пользуясь покровительством отца Иллариона, он, несмотря на 2-ю степень диплома, поступил в духовную академию. Но учеба не оправдала его ожиданий. Предлагаемые религиозные и философские дисциплины, не соответствовали его духовным запросам, были схоластичны и оторваны от жизни.

Гапон махнул на учебу рукой и уехал в Крым. Здесь в какой-то момент родилась мысль уйти в монастырь. Но судьба свела его с художником Василием Верещагиным, посоветовавшим ему отказаться от духовного сана и отдать свои силы ради блага простого народа.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Георгий Гапон был привлечен к работе в богоугодных миссиях в рамках Общества религиозно-нравственного просвещения, возглавляемого протоиереем Философом Николаевичем Орнатским. В 1899 году Гапон начал выступать в качестве проповедника в Церкви Милующей Божьей Матери на Васильевском острове. Старостой этой церкви в то время был Владимир Саблер. Как и в Полтаве, здесь он тоже приобрел славу проповедника. В дни его проповедей в церкви на Галерной гавани собиралось до 2000 человек. Вечерами он встречался с питерскими босяками (или, как бы их сейчас назвали – бомжами), подолгу выслушивал их истории, разговаривал с ними. Он исходил из того, что труд – это основа существования. Отец Георгий стремился пробудить в этих людях чувство самоуважения. Но он не знал, чем может реально помочь им, и такое положение удручало его.

В 1900 году Георгий Гапон был утвержден в должности настоятеля сиротского приюта святой Ольги и в должности учителя Закона Божьего и священника приюта Синего креста. Эти заведения существовали за счет пожертвований представителей высшего света. И очень скоро молодой служитель Церкви стал известным в придворных кругах столицы.

Таким запомнил отца Георгия рабочий Н.М. Варнашёв.

Гапон продолжал встречаться и проповедовать среди рабочих, которые тоже уважали отца Георгия. В 1902 году он был отчислен из академии с 3-го курса за неуспеваемость, но через год по протекции митрополита Антония (Вадковского), он был возвращен в академию. В этом же году из-за конфликта с попечительским советом он был уволен из приюта Синего Креста. Уходя из него, он увел оттуда воспитанницу Александру Уздалёву, ставшую его гражданской (без венчания) женой. Дело в том, что по церковным канонам овдовевшие священнослужители не имели права снова вступать в церковный брак.

Участие в рабочих движениях

Конфликт с попечительским советом стал причиной знакомства Гапона с Особым отделом Департамента полиции, возглавляемым Сергеем Зубатовым. Руководителю отдела полиции было хорошо известно, какой популярностью пользовался отец Георгий среди рабочих, и Зубатов предложил священнику работать на полицию. Зубатов через подставных людей создавал рабочие объединения, подконтрольные полиции, и через них стремился нейтрализовать революционное движение в целом. В Петербурге было создано Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства.

В то же время градоначальник Петербурга Николай Клейгельс, у которого Гапон был своим человеком, поручил ему изучить положение дел в Зубатовских организациях. Гапон добросовестно выполнил поручение градоначальника. С этой целью он даже выезжал в Москву. И по результатам своих расследований, разговоров с рабочими подготовил 3 копии отчета, которые подал градоначальнику Клейгельсу, митрополиту Антонию и самому Зубатову. В своих докладных записка Гапон раскритиковал дестельность зубатовских организаций и предложил сформировать новое рабочее общество, подобное независимым английским профессиональным союзам. Гапон подчеркивал, что зубатовские организации слишком тесно связаны с полицией, о чем рабочие конечно, знали, и это обстоятельство компрометировало их в глазах пролетариев.

В августе 1903 года Зубатов разругался с министром внутренних дел Вячеславом Плеве, после чего был отправлен в отставку и выслан из столицы. После его отъезда петербургское общество оказалось в состоянии безвластия, и Гапон оказался его единственным правопреемником и руководителем.

Гапону удалось добиться от полиции того, чтобы она не проявляла столь пристального внимания к его организации, предложил стать единственным доверенным лицом между полицией и обществом.

В полиции были убеждены в том, что внедрение Гапона в рабочую среду сделает работу профсоюзов более управляемой и прогнозируемой. Сам отец Георгий однажды признался в том, что его политика была построена на хитрости.

Гапон всячески усыплял бдительность полиции. Он старался убедить власти в необходимости доверия к Собранию и ослабить наблюдение за ним. Впоследствии он удалил из руководства организацией всех зубатовцев и к руковуодству отделами, к ответствуенной работе привлек своих людей, которым мог безоговорочно доверять.

В феврале 1904 года МВД официально закрепило Устав организации, разработанный Гапоном. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» получило право на существование. Официально общество обеспечивало взаимопомощь и организовывало образование рабочих. Из числа приближенных рабочих, тех, кому мог доверять, Гапон организовал подпольный комитет, собиравшийся у него на квартире, где они читали запрещенную литературу, изучали европейскую историю пролетарских движений, разрабатывали тактику борьбы рабочих за политические права и экономические интересы.

Чтобы поднять численность организации, привлечь к ней больше рабочих, он привлек к работе в своей организации супругов Карелиных, революционных организаторов. Эта пара пользовалась авторитетом среди рабочих, и, действительно, численность организации стала расти.

Случилось так, что именно священник Гапон, а не большевики стал инициатором первой русской революции 1905 года. Именно он предложил обратиться к царю с петицией, что привело к кровавому воскресенью ().

Когда началась реакция царского правительства на повсеместные волнения рабочих, Георгий Гапон эмигрировал за границу. В начале февраля 1905 года Гапон встретился . По воспоминаниям , Ленин был взволнован этой встречей. Ленин характеризовал Гапона как «человека, безусловно преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного миросозерцания».

Находясь в эмиграции в Англии, Гапон получил заказ на написание книги о своей жизни. К работе он привлек английского журналиста Дэвида Соткиса. Книга была написана довольно быстро, и приобрела большую популярность. Ее перевели на несколько европейских языков, в том числе и на русский.

Гапон не мог долго оставаться в эмиграции, ему там было скучно, душно. Осенью 1905 года он вернулся в Россию.

Организуя, сплачивая рабочих вокруг себя, создавая свою организацию, он, тем не менее, отдалился от революционных партий. Он разошелся с эсерами, социал-демократами. Горький призывал Гапона примкнуть к социал-демократам, но Гапон считал себя неким мессией, на которого возложена особая роль. Он мечтал стать мужицким царем, и не скрывал этого.

Смерть Георгия Гапона

28 марта 1906 года Гапон уехал из Петербурга и не вернулся. А 30 апреля его нашли повешенным на даче в Озерках. Расследование показало, что Гапона душили 3-4 человека, а дачу снимал эсер Петр Рутенберг. Найденного Гапона похоронили на Успенском кладбище в Петербурге.

Что в наше время теория и практика впаривания народу второсортных и залежалых товаров достигла высочайших вершин. Но по сравнению с теорией и практикой впаривания второсортных, залежалых и совсем тухлых идей и идеологий, эта теория отстаёт и отстаёт значительно, хотя и та, и другая используют глубокие знания психологии человека, лазейки в его подсознании, способы организации массового психоза и прочая, и прочая. В мы говорили о том, как Википедия травила газом тамбовских крестьян. Посмотрим, как изворачивается Вики, преподнося историю Кровавого Воскресения, очередную годовщину которой мы отмечаем 9 января. Берём статью "Гапон, Георгий Аполлонович". Пишет Вики: "Другой расхожий миф о Гапоне состоял в том, что он был платным агентом царской охранки. Исследования современных историков не подтверждают этой версии, так как она не имеет под собой документальных оснований. Так, согласно исследованиям историка-архивиста С. И. Потолова, Гапон не может считаться агентом царской охранки, так как никогда не числился в списках и картотеках агентов охранного отделения . "Расхожий миф" создан товарищем Сталиным в его "Кратком курсе истории ВКП(б)". Пишет товарищ Сталин : "Ещё в 1904 году, до путиловской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих -- "Собрание русских фабрично-заводских рабочих". Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга. Когда началась стачка, поп Гапон на собраниях своего общества предложил провокаторский план: 9 января пусть соберутся все рабочие и в мирном шествии с хоругвями и царскими портретами пойдут к Зимнему дворцу и подадут царю петицию (просьбу) о своих нуждах. Царь, дескать, выйдет к народу, выслушает и удовлетворит его требования. Гапон взялся помочь царской охранке: вызвать расстрел рабочих и в крови потопить рабочее движение". Как же опровергает ВИКИ утверждения товарища Сталина о связи попа Гапона с царской охранкой? А вот как. Ниже в этой же статье ""Гапон, Георгий Аполлонович" русским по белому утверждается: Осенью 1902 года Гапон был познакомлен с начальником Особого отдела Департамента полиции Сергеем Зубатовым. Зубатов занимался созданием подконтрольных полиции рабочих союзов, и Гапону было предложено принять участие в этой работе. Цель Зубатова состояла в том, чтобы созданием легальных рабочих организаций парализовать влияние, оказываемое на рабочих революционной пропагандой. То есть, платным агентом охранки поп Гапон не был, но был на связи лично у товарища Берия тех времён - начальника Особого отдела Зубатова, автора и режиссёра печально знаменитой "зубатовщины". Ничего себе, кульбит! Но и это ещё не всё. Далее в той же(!) статье: Последней финансовой операцией Гапона была сделка о получении 100 тысяч рублей от Департамента полиции за информацию о террористических замыслах партии эсеров То есть, платным агентом полиции Гапон не был, но на связи у руководства полиции состоял, и денюжки из их рук исправно получал. Интересная логика у Википедии и её кукловодов! Дальше - больше. В той же самой статье Вики, наконец-то пишет прямо и недвусмысленно, открытым текстом: Гапон, безусловно, сотрудничал с Департаментом полиции и даже получал от него крупные суммы денег. Но это сотрудничество не носило характера агентурной деятельности. По свидетельству генералов А. И. Спиридовича и А. В. Герасимова, Гапон был приглашён к сотрудничеству с Департаментом полиции не в качестве агента, а в качестве организатора и агитатора. Задача Гапона состояла в том, чтобы бороться с влиянием революционных пропагандистов и убеждать рабочих в преимуществах мирных методов борьбы за свои интересы. В соответствии с этой установкой Гапон поставил дело агитации в отделах "Собрания", где сам Гапон, его ученики из числа рабочих и приглашённые лекторы разъясняли рабочим преимущества легальных методов борьбы. Департамент полиции, считая эту деятельность полезной для государства, поддерживал Гапона и время от времени снабжал его денежными суммами. Сам Гапон, как руководитель "Собрания", ходил к должностным лицам из Департамента полиции и делал им доклады о состоянии рабочего вопроса в Петербурге. Выходит, товарищ Сталин-то был прав, оценивая деятельность попа Гапона! Правы были и эсеры, включая , которые вынесли приговор провокатору Гапону и исполнили его, ни минуты не сомневаясь в справедливости содеянного. А Вики - ну, что Вики? "Служба такая!", - как говаривал один из героев Ильфа и Петрова. То же самое можно сказать и про "исследования современных историков", на которые ссылается Вики. 2 января 2013 года Москва

ИЗ СВЯЩЕННИКОВ В РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ?

О Кровавом воскресенье, которое произошло в Петербурге 9 января 1905 года, многое известно еще из школьной программы. Георгий Гапон - очень популярный в ту пору деятель, создатель авторитетной организации под названием Собрание русских фабрично-заводских рабочих Петербурга - стал инициатором трагически закончившегося шествия к царю. Священник, который был во главе одной из рабочих колонн, получил ранение возле Нарвской заставы. Из-под огня его вытащил Петр Рутенберг , который спустя год с небольшим, вероятно, участвовал в его убийстве.

После 9 января в сознании Гапона произошел перелом. Если до этого дня он верил в царя, то теперь под влиянием случившегося в столице расстрела написал листовку с призывом к немедленному восстанию. Он сделал это в квартире знаменитого писателя Максима Горького , который очень тепло встретил батюшку.

Вскоре Рутенберг отправил Гапона в имение людей, сочувствовавших революционерам. Там отец Георгий должен был дожидаться, когда его перебросят за рубеж. Однако по дороге священник разминулся с проводниками, и ему пришлось переходить границу самостоятельно. Вблизи городка Таураге в него стрелял пограничник, но Гапон ушел невредимым.

ГЕРОЙ ЗАПАДНОЙ ПРЕССЫ

Георгий Гапон был популярен среди осевших в Западной Европе российских революционеров всех мастей. Даже Владимир Ленин , который не испытывал почтения к религии, перед встречей с ним сильно волновался. Выступая затем на III съезде РСДРП, Ленин охарактеризовал Гапона как «человека, безусловно, преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выдержанного революционного миросозерцания».

Но отец Георгий имел успех не только в революционной среде. О нем стала писать и западная пресса. Батюшка отлично смотрелся в роли преданного народу героя: красивый, обаятельный мужчина, да и говорит хорошо.

Известность приносила деньги: журналисты неплохо платили за интервью. И у служителя культа, выражаясь современным языком, поехала крыша. В Петербурге Георгий Аполлонович был скромен в быту, но за границей почувствовал вкус красивой жизни. Священник отметился рядом романов со светскими львицами, стал наведываться в Монте -Карло.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ НЕВЕЖДА

Гапон, пока фартило, ринулся в политику. Но служитель культа оказался абсолютно невежественным. Он совершенно не разбирался в сути идеологических разногласий между оппозиционными силами.

Священник решил объединить всех эмигрантов, причем не только революционеров, но и либералов. Понятное дело, вокруг себя: он всегда был достаточно честолюбивым. 24 апреля 1905 года Георгий Аполлонович созвал в Женеве конференцию, на которую съехались представители одиннадцати партий. На ней приняли решение о создании общего комитета, в задачу которого входило «революционное воспитание масс». Гапона включили в состав.

Однако вскоре авторитет отца Георгия в революционной среде стал стремительно падать. Достаточно образованных по тем временам лидеров левых партий раздражала политическая безграмотность батюшки, его чрезмерное стремление к лидерству. Да и общаться с простыми рабочими священнику было гораздо проще, нежели с «высокоумными интеллигентами».

ТРОЙНАЯ ИГРА

И тогда Гапон написал письмо председателю Совета министров Сергею Витте, параллельно вступив в контакт с департаментом полиции. Суть его предложений заключалась в следующем: разрешить деятельность фактически разогнанного после 9 января Собрания русских фабрично-заводских рабочих и использовать батюшку в качестве информатора. Властей эта инициатива заинтересовала. Во многом потому, что собрание могло стать противовесом нарождающимся профсоюзам, где имели влияние левые партии.

После Манифеста 17 октября 1905 года отец Георгий вернулся в Россию и стал вести даже не двойную, а тройную игру. Перед властями выступал как «умиротворитель рабочих». Перед революционерами позиционировал себя как радикал, который вынужден скрывать свои истинные намерения. В пролетарской среде хотел быть своим в доску. Однако и те, и другие, и третьи чувствовали неискренность батюшки, теряли к нему доверие.

С появлением Манифеста пресса получила некоторую свободу, и журналисты начали выкапывать неприятные для Георгия Аполлоновича факты. В частности выяснилось, что батюшка запускал руку в карман Собрания.

И тут Гапон решился на неординарный шаг. Священник заявил Департаменту полиции, что его старый знакомый эсер Петр Рутенберг готов за «адекватную сумму» сдать полиции боевую организацию этой партии. Отметим, что тот не мог этого сделать даже при всем желании: он не имел никакого отношения к боевикам. Получив согласие властей, отец Георгий сделал соответствующее предложение Рутенбергу.

ПОВЕСИЛИ СТОРОННИКИ?

Обстоятельства гибели священника до сих пор окутаны тайной. Хотя полиция и возбудило уголовное дело, обвинение в убийстве никому не предъявили. Итак, 28 марта 1906 года Гапон выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге и не вернулся обратно. По сведениям рабочих, он следовал на деловую встречу с представителем партии эсеров. В середине апреля в газетах появилась информация, что священник задушен веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Вскоре эти сообщения подтвердили официально.

Некоторые подробности стали известны из публикаций в российской и зарубежной прессе, а также из мемуарной литературы. 28 марта 1906 года Рутенберг назначил Гапону встречу в Озерках. Якобы для достижения окончательной договоренности. Во время беседы в соседней комнате находись двое приглашенных Рутенбергом рабочих. Это были сторонники Гапона, если можно так выразиться, участники Кровавого воскресенья. Поняв, каким нечистоплотным человеком был их кумир, пролетарии без долгих разговоров повесили батюшку.

Было это запланированное убийство или рабочие действовали под влиянием эмоций, так и осталось загадкой.

КСТАТИ

Незадолго до гибели Георгий Гапон обещал обнародовать документы, касающиеся его отношений с Сергеем Витте. «Когда они станут достоянием общественности, многим не поздоровится», - уверял священник. Он договорился с адвокатом, что в случае его смерти тот опубликует эти материалы.

После убийства Гапона юрист выехал в Европу, чтобы предать информацию огласке в зарубежной прессе. Но по дороге он внезапно скончался от желудочных болей, при этом документы бесследно исчезли.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Весной 1906 года Петр Рутенберг тоже отправился за границу. Возможно, скрывался от следствия. Он вернулся в Петроград после Февральской революции, стал одним из руководителей городской Думы. 24 октября 1917 года защищал Временное правительство. Его арестовали и посадили в Петропавловскую крепость. Через несколько месяцев большевики освободили Рутенберга.

Он эмигрировал из советской России, перебрался в Палестину , где наряду с политикой занимался электрификацией. Был знаком с Уинстоном Черчиллем и Бенито Муссолини . Создал Палестинскую электрическую компанию. Имя Рутенберга носит электростанция вблизи Ашкелона.


Все, кто учился в советской школе, помнят страшный миф о "Кровавом воскресенье". Как предатель, провокатор "поп Гапон" по заданию царской охранки вывел под пули безоружных людей, чтобы утопить в крови рабочее движение. Миф этот был создан в сталинскую эпоху и впервые изложен в "Кратком курсе истории ВКП(б)". Оттуда он и попал в учебники истории, книги и художественные фильмы. Как любил говорить Геббельс, чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят. История Гапона - как раз такой случай. Кем же на самом деле был священник Гапон?

Георгий Гапон был одним из выдающихся людей своего времени. Сын крестьянина, священник, он с ранних лет посвятил свою жизнь служению простому народу. Будучи последователем Льва Толстого, он мечтал вывести народ "из тьмы невежества, бесправия и нищеты". Как впоследствии мать Тереза, он посещал беднейшие трущобы Петербурга и проповедовал нищим, стараясь вернуть их к человеческой жизни. Свидетели вспоминали, как Гапон отдавал последние деньги и вещи нуждавшимся людям, сам оставаясь в лохмотьях. Девизом своей жизни он избрал слова Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный". И стремился воплотить эти слова в жизнь. Однако вскоре Гапон понял, что одними проповедями нельзя помочь бедным людям. Необходимо коренное изменение условий их жизни и труда. Работая священником пересыльной тюрьмы, он подолгу беседовал с политическими заключёнными и слушал их рассказы о несправедливости социального строя. В голове молодого священника созрел дерзкий план: создать массовую рабочую организацию, которая будет в состоянии бороться за права простого народа. Но создать такую организацию в России можно было только с одобрения царских властей. И Гапон сблизился с Зубатовым, руководителем сети подконтрольных полиции рабочих организаций. Скрывая свой план, Гапон обещал, что его организация будет надёжным оплотом против влияния революционной пропаганды. Зубатов, которому нужны были толковые помощники, допустил Гапона к работе с людьми. Вскоре Зубатов был отравлен в отставку, и рабочая организация, получившая название "Собрание русских фабрично-заводских рабочих", оказалась в руках Гапона. Это был его звёздный час. Священник развернул лихорадочную деятельность, стараясь завербовать в "Собрание" как можно больше членов. Он приглашал в организацию всех - рабочих как революционных, так и монархических убеждений. В беседах с верными людьми он говорил, что если в организацию войдёт несколько десятков тысяч человек, она превратится в такую силу, с которой должны будут считаться и капиталисты и правительство. В марте 1904 года Гапон вместе с четырьмя рабочими принял тайную программу, предусматривавшую широкие социальные и политические реформы. Эта программа, известная как "программа пяти", впоследствии легла в основу петиции 9 января.

В конце 1904 года на Путиловском заводе произошёл инцидент: были уволены четверо рабочих - членов гапоновского "Собрания". Переговоры с администрацией ни к чему не привели, и руководство "Собрания" постановило объявить забастовку. Это была грандиозная забастовка. По указанию Гапона один за другим останавливались крупнейшие заводы Петербурга, и к 8 января 1905 года бастовали все 625 предприятий города. Остановились даже электрические станции, и город погрузился в темноту. Конечно, переговоры с фабрикантами остались безрезультатными. Требования рабочих оказались завышенными, и никто не хотел идти на компромисс. Вот тогда-то Гапон и его товарищи решили, что пришло время для политического выступления. Если правительство не поддерживает рабочих в борьбе с фабрикантами, если чиновники становятся на сторону капиталистов, значит, корень зла таится в несправедливом политическом строе, при котором трудовой народ лишён политических прав. Эта мысль легла в основу петиции, составленной Гапоном в ночь с 6 на 7 января. Главным требованием петиции было введение народного представительства на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Петиция требовала также введения свободы слова, печати, собраний, свободы совести, равенства всех перед законом, ответственности министров перед народом, гарантий законности правления и многого другого, вплоть до 8-часового рабочего дня. Выступая перед толпами народа, Гапон зачитывал петицию и призывал рабочих явиться в воскресенье на площадь Зимнего дворца, чтобы вручить её царю. Популярность священника достигла в эти дни небывалых размеров. Многие видели в нём пророка, посланного Богом для освобождения рабочего люда. Не исключено, что и сам Гапон думал так же, - склонность к мистике была у него с детства. Конечно, власти были напуганы. Грандиозное народное движение, возглавляемое неуправляемым священником-социалистом, грозило смести с лица земли непрочное уже самодержавие. Допустить скопление в центре города возбуждённой 100-тысячной толпы с политическими лозунгами было невозможно. И власти решили действовать силой.

Утром 9 января многотысячные толпы рабочих двинулись со всех концов города к Зимнему дворцу. На пути их движения были расставлены воинские заставы. Во главе самой крупной процессии, двигавшейся от Нарвской заставы, шёл Гапон. Он был в священническом одеянии, его товарищи несли взятые в ближайшей церкви иконы, хоругви и портреты царя. Все уже знали, что столкновение с войсками неизбежно, но остановить стихийное народное движение было нельзя. Рабочие шли плотно, взявшись за руки, с пением молитв и верой в чудесное вмешательство Божества. В глубине души Гапон ещё надеялся, что солдаты не посмеют стрелять в безоружный народ. Но надежды были тщетны. У Нарвских триумфальных ворот процессию встретили отряды пехоты и кавалерии. После кавалерийской атаки на толпу последние иллюзии рассеялись, но священник упорно продолжал идти вперёд, и массы, повинуясь его воле, неумолимо надвигались на солдатскую цепь. В воздухе зависла тишина... В этот момент пехота начала стрелять. Ружейными залпами были убиты ближайшие сподвижники Гапона, шедшие рядом с ним. Сам Гапон, получив лёгкое ранение в руку, был повален на снег и закрыт телами рабочих. Всего солдаты произвели пять залпов - больше, чем где-либо в этот день. Передние ряды были выбиты, задние обратились в бегство. В других районах города произошло то же самое, хотя стреляли не везде, во многих местах толпы были разогнаны нагайками и шашками. Гапона увели с площади товарищи-рабочие и эсер Рутенберг, его будущий убийца. В подворотне священника остригли и переодели в рабочую одежду. Скрывшись на квартире Максима Горького, Гапон продиктовал воззвание, в котором призывал рабочих к вооружённому восстанию и свержению самодержавия. Иллюзий больше не осталось: режим, расстрелявший безоружных людей, утратил право на существование. О необходимости свержения самодержавия в те дни заговорили все - даже самые далёкие от политики люди. Священный ореол царя был развеян навсегда. Началась русская революция, нашедшая своё логическое завершение в 1917 году. Но начало этой революции положил священник с крестом...