Госрезерв – ресурс национальной безопасности. ВСЕ это требует специалистов особой квалификации

Государственный резерв - это создаваемые и планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и других продо­вольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходи­мые для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий стихийных бедствий и удовлетворения других по­требностей государства и общества.

Предназначение. Государственный резерв предназначен для:

Обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;

Оказания гуманитарной помощи;

Оказания регулирующего воздействия на рынок.

Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного ре­зерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резер­вам (Росрезерв) , осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными управлениями и организациями, которые образуют единую систему государственного резерва Российской Федерации (далее - система государственного резерва). Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством Российской Федерации.

Законодательное и нормативно-правовое регулирование работы с государственным и материальным резервом:



Общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов материальных ценностей регламенти­руется Федеральным законом от 29.12.1994 года № 79-ФЗ «О государствен­ном материальном резерве».

История:

1. В России общественные запасы появились в IX веке, когда родовую общину крестьян сменила соседская.

2. Рост объемов запасов вызвал необходимость хранения продовольствен­ных запасов в консервированном виде в банках. Наравне с мясными кон­сервами начали изготавливать сушеные овощи, а позже и мясо-раститель­ные консервы. В 1907 году была утверждена «Инструкция по наблюдению за изготовлением, укупоркой и приемом жестяночных томатных консервов, поступающих в неприкосновенные запасы» и устанавливался годичный срок их хранения.

3. В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов и возросшими объемами накопления, постановлением Сов­наркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов). Этот день считается датой ро­ждения системы государственных резервов в СССР.

4. В конце 1939 года Управлением госрезервов была начата работа по подго­товке Положения о госрезервах - первого основополагающего документа о принципах формирования в СССР единой системы государственных матери­альных резервов, размещения, хранения, использования, пополнения и ос­вежения государственных запасов, структуры системы госрезервов, которая в основных чертах сохранена до настоящего времени.

5. Для готовности страны к возможным стихийным бедствиям, авариям и катастрофам Совмин СССР принимает решение об образовании в составе госрезерва фонда материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. С декабря 1990 года в системе госрезервов организована новая структура - Управление материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций .

6. Решающим моментом в современной истории госрезервов стали подго­товка и введение в конце 1994 года федерального Закона «О государствен­ном материальном резерве». Закон установил, что госрезерв является особым федеральным запасом материальных ценностей, предназначенным для обеспечения мобилизационных нужд России, неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания гуманитарной помощи и государственной поддержки предприятиям, организациям и субъектам Российской Федерации, оказание регулирующего воздействия на рынок. Поставлена точка в вопросе приватизации: госрезерв, а также здания, сооружения, земельные участки, на которых они расположены, участки недр, которые используются для хранения запасов независимо от места размещения, являются федеральной собственностью и привати­зации не подлежат. В 1997 году Главным ревизионным управлением при президенте Российской Федерации была проведена длительная и всесто­ронняя проверка системы госрезерва с привлечением органов ВМД, ФСБ, прокуратуры. Было отмечено, что система госрезервов в новых экономи­ческих условиях работает стабильно и заняла свое место в государственной структуре.

Вопрос 16

Структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Порядок разработки номенклатуры и объемов накопления материальных ценностей.

Структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества (является составной частью государственного резерва) :

· федеральные органы исполнительной Власти (Минздравсоцразвития России, Минобороны России, Минтранс России, Управление делами Президента Российской Федерации);

· находящиеся в сфере деятельности (ведении) федеральных органов исполнительной Власти учреждения и организации: федеральные государственные учреждения здравоохранения и федеральные государст­венные учреждения науки (Роспотребнадзора), медицинский центр моби­лизационных резервов «Резерв» (Росздрава), предприятия по производству Медицинских иммунобиологических препаратов Росздрава, центральные Медицинские склады Главного военно-медицинского управления Минобо­роны России, медицинские склады Минтранса России, управления делами Президента Российской Федерации и военных округов (флотов), а на уровне субъектов Российской Федерации - медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» с подведомственными им складами.

Порядок разработки номенклатуры и объемов накопления материальных ценностей .

Осуществляется в процессе формирования мобилизационного плана экономики Российской Федерации.

Федеральные органаы исполнительной власти (Разработчики мобилизационного плана экономики Российской Федерации) в 6-месячный срок после утверждения мобилизационного плана экономики Российской Федерации разрабатывают и после согласования с Минэкономразвития России и Росрезервом своими приказами утверждают номенклатуру и объемы накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве.

Вопрос 17

Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Общие положения по хранению медицинской техники и имущества, хранилища медицинского и санитарно-хозяйственного имущества, классификация.

Бюджет - это совокупность расходов и доходов отдельного субъекта устанавливаемая на определенный период времени. Государственный бюджет - это важнейший финансовый документ страны в котором указываются источники и размеры поступлений в государственную казну, а также потребности, погашаемые за счет государства.

Основные положения

Государственный бюджет влияет на многие экономические факторы страны и принимается на законодательном уровне. Существует даже специальный бюджетный процесс, который включает в себя составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, контроль за исполнением и проведение внешних проверок. Осуществляется бюджетный процесс уполномоченными государственными органами.

Основные функции государственного бюджета:

  • Контролирует и ограничивает действия правительства;
  • Осуществляет регулирование денежных потоков внутри государства и укрепляет финансовые связи между центром и регионами;
  • Определяет экономическую политику государства;
  • Предоставляет информацию о намерениях правительства всем участникам экономической деятельности.

Государственный бюджет служит финансовой базой государства и является необходимой составляющей для нормального функционирования государственной системы. С помощью бюджетных средств, правительство осуществляет выплаты по взятым на себя обязательствам, осуществляет финансирование различных государственных программ, создает государственные резервы.

Экономическое значение бюджета состоит в том, что он во многом определяет конечный потребительский спрос. Это связано с тем, что от величины бюджета во многом зависят доходы населения, за бюджетные средства выполняются различные государственные заказы и закупаются большие объемы продукции. Величина финансовых потоков, которые проходят через государственный бюджет оказывает влияние на такие важные экономические показатели как:

  • Объем производства;
  • Государственные инвестиции;
  • Уровень безработицы;
  • Величина денежной массы;
  • Валютный курс;
  • Учетная ставка Национального банка;
  • Размер внутреннего и внешнего государственного долга;
  • Инфляция.

Все эти экономические показатели взаимосвязаны и негативная динамика одного, незамедлительно повлечет за собой ухудшение значений других показателей. Например, бюджет сокращается за счет уменьшения финансирования какой-либо государственной структуры. В этом случае проблема невыплаты заработной платы решается за счет сокращения части сотрудников данной государственной структуры, что неизбежно приводит к росту безработицы и повышению суммы выплат социальных пособий для безработных граждан.

Другой пример. Правительство решило уменьшить внутренний долг не за счет бюджетных средств, а за счет выпуска дополнительной денежной массы. В этом случае неизбежен рост инфляции, так как денежные средства не подкреплены государственным золотовалютным резервом.

Для эффективной работы с государственным бюджетом выделяют следующие показатели:

  • Доходы;
  • Официальные трансферты;
  • Расходы;
  • Дефицит и профицит.

Доходы государственного бюджета

Государственные доходы выражают экономические отношения, возникающие между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и частными лицами с другой стороны. Выражаются эти отношения в осуществлении денежных платежей предприятиями, организациями и частными лицами, которые направляются для формирования государственного бюджета. Доходы государственного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в государственную казну, согласно действующего законодательства.

Доходы разделяются на текущие и капитальные. Капитальные доходы - это официальные трансферты, доходы от продажи и сдачи в аренду земли, доходы от реализации государственных запасов. Официальные трансферты - это нерегулярные, необязательные и часто единоразовые платежи, поступающие в государственный бюджет из различных источников. Как правило, эти поступления носят характер пожертвований. Например, трансфертом считается сумма, добровольно выделенная частным лицом в государственный бюджет для строительства больницы или школы.

Текущие доходы делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируются из предусмотренных законодательством налогов и сборов. Налоговые доходы составляют основную часть доходов государственного бюджета. На их долю приходится около 85% всех поступлений, на долю неналоговых и капитальных доходов приходится 8% и 7% соответственно. Разновидности налоговых доходов:

  • Налог на прибыль;
  • Подоходный налог;
  • Налог на совокупный доход;
  • Лицензионные и регистрационные сборы;
  • Отчисления в государственные социальные фонды;
  • Налоги на имущество;
  • Платежи, отчисляемые за пользование природными ресурсами;
  • Налоги взимаемые с внешнеэкономической деятельности;
  • Прочие налоги и сборы.

Налоги являются важным инструментом фискальной политики государства. Размер налогов определяется законодательными органами страны, а за их неуплату предусмотрена уголовная ответственность. Совокупность налогов образует налоговую систему государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются от непосредственной деятельности определенного субъекта. К их числу относят: налог на прибыль, подоходный налог, налог на совокупный доход.

Косвенные налоги составляют около 70% всех поступлений в государственный бюджет. Они оказывают существенное влияния на ценообразование и структуру потребления. К ним относятся: налог на добавочную стоимость (НДС), акцизы, таможенные сборы и пошлины.

К неналоговым доходам государственного бюджета относят:

  • Административные платежи и сборы;
  • Доходы от имущества находящегося в государственной собственности;
  • Платежи по штрафам;
  • Прочие неналоговые поступления.

К источникам доходов государственного бюджета можно отнести государственные займы и средства, полученные за реализацию государственных ценных бумаг.

Расходы государственного бюджета

Расходы - это все невозвратные платежи, вне зависимости от того являются ли они возмездными или безвозмездными. Расходы государственного бюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределением государственных средств и их использования по отраслевому, целевому и территориальному назначению. С помощью расходов бюджета, государство обеспечивает необходимую финансовую поддержку всех государственных программ проводимых правительством.

Расходы, как и доходы, делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы - это расходы, выделяемые правительством на различные инвестиционные программы. Кроме этого, в данную категорию входят расходы, направленные на кредитование юридических лиц из государственного бюджета. Текущие расходы - это расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также различные дотации и субсидии, предоставляемые государством для отдельных отраслей экономики.

Расходы государственного бюджета предназначены для следующих целей:

  • Социальные. В эту категорию входят расходы на выплату социальных пособий и пенсий, а также расходы на содержание предприятий и учреждений, находящихся в государственной собственности. Этот вид расходов занимает наибольшую долю в бюджете страны.
  • Военные. Эти расходы направлены на повышение обороноспособности государства, финансирование и содержание армии.
  • Экономические. Расходы из этой категории направляются на финансирование государственных инвестиционных и экономических программ, накоплений государственных резервов и выплату государственного долга.
  • Внешнеэкономические. Расходы направленные на обеспечение и реализацию международных договоренностей и выплату взносов в международные организации.
  • Содержание государственного аппарата. Расходы связанные с финансированием органов судебной и законодательной власти.

Дефицит и профицит государственного бюджета

При принятии государственного бюджета в обязательном порядке учитываются размер доходов и расходов. Оптимальным считается бюджет, в котором величина доходов равна величине расходов, так называемый сбалансированный бюджет. Но на практике, такого идеального показателя достичь, как правило, не удается и возникает дефицит или профицит бюджета.

Профицит бюджета - это превышение доходов государства, над его расходами. Данное явление, в современной экономике, встречается не очень часто. В основном странам приходится сталкиваться с дефицитом бюджетных средств.

Дефицит бюджета - превышение расходов государства над его доходами. В современном мире, явление бюджетного дефицита распространено повсеместно и вряд ли найдется государство, которое не сталкивалось с этой проблемой. Допустимым уровнем превышения расходов над доходами принято считать 5% от валового национального продукта.

Большой дефицит бюджета может привести к экономическому краху и даже банкротству государства. Поэтому правительства, всячески стараются предотвратить бюджетный дефицит. На сегодняшний день существуют три основных способа решения этой проблемы:

  • Сокращение бюджетных расходов;
  • Эмиссия дополнительных денежных средств;
  • Одалживание денег.

Сокращение бюджетных расходов один из самых эффективных и наименее популярный способ погашения бюджетного дефицита. В первую очередь это связано с тем, что урезание финансирование в основном скажется на малообеспеченных слоях населения, единственным доходом которых являются социальные выплаты или зарплаты выплачиваемые из госбюджета. Правительство, сделавшее ставку на этот способ решения проблемы, навряд ли будет пользоваться поддержкой населения.

Эмиссия дополнительных денежных средств. Этот способ наиболее легкий и безболезненный, но он приводит к обесцениванию национальной валюты. Поэтому использовать его можно не часто, чтобы не превысить допустимые нормы инфляции.

Одалживание денег - это самый распространенный способ «залатать дырявый бюджет». Этот способ популярен, тем, что деньгами можно воспользоваться сейчас, а отдавать их надо будет потом. Таким образом, переложив проблему возврата долга на следующие поколения.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это займы у иностранных кредиторов, а внутренний - у граждан или организаций собственного государства. Очень часто внутренний заем осуществляется посредством реализации государственных ценных бумаг.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет - главный финансовый документ Российской Федерации в котором отображены основные расходы и доходы государства. Федеральный бюджет является финансовым планом страны на 1 год и утверждается Федеральным Собранием РФ в виде Федерального закона. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса финансовых средств между различными отраслями промышленности и народного хозяйства, между производственным и непроизводственным секторами экономики, а также регионами страны.

Принимается федеральный бюджет Государственной Думой РФ в трех чтениях. В первом чтении принимаются основные положения будущего бюджета, во втором депутаты принимают бюджет по разделам, в третьем - по подразделам. После принятия федерального бюджета Государственной Думой, он утверждается президентом Российской Федерации. Согласно законодательству, правительство РФ должно внести на рассмотрение Госдумы проект бюджета на следующий год, не позднее 1 октября текущего года.

Как и во многих странах, в России поступления в федеральный бюджет из регионов распределены неравномерно. Так, например, в 2013 году Ханты-Мансийский Автономный Округ перечислил в общей сложности 27% бюджетных средств. А это на целых 5% больше, чем 72 региона России.

Федеральный бюджет рассчитывается исходя из валютного курса рубля и мировых цен на нефть. Бюджет России в 2015 году был рассчитан исходя из цены в 96 $ за баррель нефти и по курсу 37.7 рублей за доллар США. Сумма доходов определена на уровне - 15.082 трлн. рублей, расходов - 15.531 трлн. рублей. Дефицит бюджета составил приблизительно 450 млрд. рублей.

Основными «потребителями» бюджетных средств РФ в 2015 году являются: Министерство финансов Российской Федерации - 29.49%, Министерство обороны Российской Федерации - 10.89%, Министерство Внутренних дел - 7.55%. На здравоохранение выделено 1.31% бюджета, а на образование и науку - 2.72%.

Наибольший доход ожидается от таможенных пошлин на нефть и газ - 26.11%, налога на добавочную стоимость - 34.15%, налога на добычу полезных ископаемых - 17.26% и различного рода акцизов - 4.46%.

Государственные бюджеты стран мира

Каждая страна имеет специфику собственной финансовой системы. Поэтому для сравнения экономического потенциала выбираются наиболее важные экономические показатели, расчет которых проводится аналитиками различных международных организаций.

Для сравнительной характеристики бюджетов используются суммы государственных расходов и доходов отраженные в долларах США. При этом дефицит/профицит бюджета отображается в процентном отношении к ВВП страны. В нижеприведенной таблице указаны страны с наибольшим уровнем государственных доходов в 2013 году.

страна Доходы бюджета, млрд $ расходы бюджета, млрд $ дефицит/профицит бюджета, млрд $ ВВП, млрд $ отношение дефицита бюджета к ВВП, %
1 США 2 849 3 517 - 668 16 768 3.98
2 Китай 2 118 2 292 - 174 16 173 1.07
3 Япония 1 739 2 149 - 410 4 685 8.75
4 Германия 1 626 1 624 + 2 3 610 -
5 Франция 1 410 1 522 - 112 2 535 4.41
6 Великобритания 1 023 1 112 - 89 2 450 3.6
7 Италия 984 1 052 - 68 2 106 3.23
8 Канада 687.8 740.8 - 53 1 530 3.46
9 Испания 505.1 597.3 - 92.2 1 523 6.05
10 Австралия 494.3 514.4 - 20.1 1 051 1.91
11 Россия 439 450 - 11 3 492 0.31

Как видно из таблицы, только Германия смогла закончить 2013 год с профицитом бюджета. Наибольший дефицит бюджета в денежном эквиваленте у Соединенных Штатов Америки - 668 млрд. долларов, а в отношении к ВВП, самая худшая ситуация у Японии - дефицит составил 8.75% от ВВП. Среди европейских стран, набольший % дефицита у Испании - 6.05, а в среднем ведущие страны Евросоюза имеют дефицит равный 4.32% от ВВП, что в принципе допустимо. У России и Китая одни из лучших показателей 0.31% и 1.07%.

Кратко и актуально о государственном бюджете читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

История формирования государственного резерва

Наименование параметра Значение
Тема статьи: История формирования государственного резерва
Рубрика (тематическая категория) Военное дело

В России общественные запасы появились в IX веке, когда родовую общину крестьян сменила сосœедская. Организационные основы накопления, хранения, учета͵ контроля и формирования централизованной систе­мы управления государственными запасами были заложены при Петре I, а у истоков научного обоснования длительного хранения продукции стояли русские ученые М.В.Ломоносов и Д.И.Менделœеев. Впоследствии отдельные исследования в области длительного хранения выделились в самостоятельные научные направления.

Сведения о сохранении зерна в доклассовом обществе были получены результате раскопок посœелœений Трипольской культуры, относящейся к III тысячелœетию до н.э. и получившей название от села Триполье (недалеко от Киева). В то время зерно хранили в ямах, обмазанных изнутри глиной, или в больших сосудах - корчагах, размещенных в жилищах по 10-15 штук.

Как известно, к V1-V11 вв. славяне прошли большой путь культурного развития и жили осœедло. Οʜᴎ жили патриархально-родовыми общинами в посœелœениях, размещенных на возвышенных местах и огороженных рвом и валом с частоколом. В каждом селœении имелись строения для хранения общинных продовольственных запасов, где зерно хранилось в больших деревянных кад­ках или цилиндрических ямах со сводчатым верхом, вырытых в материковой глинœе. Стены таких ям обычно перед загрузкой зерном обжигали докрасна. Ямы различных размеров и конфигурации, нередко выложенные изнутри де­ревом или берестой, расположенные под жилищем или по сосœедству с ними, были обнаружены при раскопках Донецкого городища вблизи Харькова, на месте древнего Киева, а также при раскопках одного из главных городов Булгарского государства Х-Х1V веков (на территории нынешней Татарии) и сто­лицы Рязанского княжества.

При феодальном строе большие запасы продовольствия хранились в мо­настырях, замках, укрепленных княжеских или боярских усадьбах, на терри­тории которых обязательно находились хозяйственные постройки и помеще­ния: погреба, подземелья, ямы, амбары, клетки и другие приспособления, в которых хранили зерно, вино, мед, орудия труда, вооружение ратников.

Большую роль в хранении продукции играла церковь. Все находившиеся в торговом центре города церкви и монастыри имели складские помещения, что получило отражение и в архитектуре древнерусских церквей, имевших так называемые подцерковья.

В Московском Кремле издавна существовал городской житный двор (го­родские житницы), расположенные вдоль Кремлевской стены от Собакиной башни до Троидких, ворот (эта сторона Кремля была наиболее защищена от вражеских нападений). Улица в Кремле, шедшая от Никольских ворот к Троицким, называлась Житницкой, так как на ней находились хранилища зерна.

Важно заметить, что для создания запасов использовали дань, взимаемую натурой или деньгами, военную добычу, результаты труда эксплуатируемых смердов. Запасы князей и феодалов расходовались на ведение войн, содержание дружин, ᴛ.ᴇ. имели государственное назначение.

В XV веке княжества объединились в единое государство с центром в Мо­скве, при правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) на общегосударствен­ное благо были созданы материальные запасы целœевого назначения, прежде всœего оборонного. Князь добился у Золотой Орды права собирать с русских земель дань для хана, при этом часть ее утаивал и умело использовал для объ­единœения земель вокруг Москвы.

Важно заметить, что для смягчения губительного последствия частых неурожаев, Иван Кали­та учредил во всœех городах магазины, где хранились запасы хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населœения городов. Каждый год 1/3 запасов про­давали и вместо них заготавливали свежий хлеб. При Иване Калите впервые были созданы постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Количество и качество продовольственных запасов подвергали ревизии - проверке.

Большое социально-экономическое явление в истории русского го­сударства ХVI-ХVII веков представляли собой монастыри, которые активно осваивали огромные незаселœенные пространства Древней Руси. Впоследствии они стали держателями больших запасов продовольствия. Дошедшие до нас подробные сведения о Соловецком монастыре свидетельствуют о том, что в нем многочисленные житницы и погреба были заполнены продуктами, которых могло хватить на многие годы.

Усилия государственной власти допетровской России в делœе государст­венной системы снабжения войск продовольствием подготовили предпо­сылки для последующих радикальных реформ. Петр 1 коренным образом преобразовал систему продовольственного снабжения войск, в т.ч. и хранения запасов, создав сеть магазинов (1718 год в Петербурге, 1719 год в Риге, Ревелœе, Смоленске, Киеве и Выборге). В указанных магазинах сверх Плановой нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двух­летней потребности гарнизона города. Большое внимание уделялось каче­ству продуктов, предназначенных для запасов и их сохранности. Петром I был внесен существенный вклад и в создание государственных сырьевых и промышленных резервов (создаются запасы так называемых желœезноделательных и медеплавильных заводов, а также запасы различных руд, включая так называемые болотные руды. Были заложены организационные основы Накопления, хранения и учета запасов, контроля за их расходованием, по­строена система централизованного управления запасами. Но идея Петром I о повсœеместном создании хлебных запасных магазинов на случай неурожая не была реализована, несмотря на то, что к ней неоднократно возвращались в 1733, 1754 и 1758 годах!

При Екатеринœе II была сделана новая попытка создания государственных запасов в городах по указу от 20 августа 1762 года. А в 1766 году ей утверждена ʼʼведомость о запасном хлебе, полагаемом для содержания в магазинахʼʼ.

Запасные хлебные магазины в Петербурге и Москве имели особое значе­ние и находились в непосредственном ведении царицы, а хлеб в них должны были закупать из ʼʼпервых рукʼʼ.

К концу XVIII века наряду с хлебными запасами были созданы двухго­дичные централизованные запасы соли.

С конца XVIII века в России в недрах феодально - капиталистической системы зарождаются капиталистические отношения. В связи с этим суще­ственно меняются организация и содержание запасов, основанная на прин­ципах свободной торговли, присущих капитализму. Государственные запасы заготавливаются подрядным способом по договорам с поставщиками-под­рядчиками и как разновидность ее - комиссионерская закупка. А в 1816 году были разработаны и введены в практику законы, регламентирующие созда­ние постоянных государственных запасов продовольствия для гражданского населœения. В 1834 году при Николае I было разработано ʼʼПоложение о запа­сах для пособия в продовольствиеʼʼ (с 1857 года - ʼʼУстав о народном продо­вольствииʼʼ). После крестьянской реформы устав был несколько переработан и действовал вплоть до 1917 года.

В 1834 году было разработано подробное наставление о строительстве сельских хлебных запасных магазинов, хранении, освежении и отпуске за­пасного хлеба, проверке запасов, обязанностях смотрителя магазина, причем эту должность утверждало волостное начальство или помещики. Смотритель должен был принимать хлеб, следить за сохранностью и выдавать его. Хлеб в магазин принимали только зерном. В наставлении четко регламентирова­лись положения о порядке возведения магазина: фундаменте, высоте от пола до потолка, покрытии крыши, отделœениях с закромами, борьбе с грызунами, проветривании, сроках освежения запасов.

С отменой крепостного права с 1861 года изменился и порядок создания запасов продовольствия для гражданского населœения. Сельские магазины перешли в собственность крестьянских обществ, и помимо государственных запасов стали создавать общественные (страховые) запасы продовольствия. Сельский сход назначал смотрителœей и определял размеры ссуд. Сохранность и использование запасного общественного хлеба контролировали сельские старосты и волостные старшины, а с 1864 года - земские учреждения.

После войны с Турцией (1877-1878 годы) были сделаны попытки нако­пить запасы провианта и фуража в количестве, крайне важно м на период мо­билизации и сосредоточения войск в случае войны. Достаточные продоволь­ственные запасы были созданы только в районах примыкающих к западным границам. На других границах продовольственные запасы были незначитель­ными, особенно на Дальнем Востоке на границе с Японией. Война с Япони­ей (1903-1905 годы) показала, что русская армия потерпела поражение из-за необеспеченности не только военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продовольствием. Русско-японская война продемонстрировала острую не­обходимость создания государственных запасов продовольствия и управле­ния ими.

В 1913 году были пересмотрены нормы запасов для муки и крупы, сроки их хранения (минимальные - три года, средние - пять лет и максимальные - десять лет).

Создание в мирное время больших запасов для целœей войны считалось дорогим и хлопотным делом. При этом с первых дней войны 1914 года продо­вольственные запасы нарастали с каждым днем. В централизованном поряд­ке правительство в 1914-1915 годах заготовило 305 млн. пудов хлеба, в 1915-1916 годах - 502 млн. пудов, а в 1916-1917 годах - 540 млн. пудов. Снабжение гражданского населœения продовольствием было недостаточным, и прави­тельство вынуждено было только за период с 1 августа 1915 года по 1 февраля 1916 года передать из армейских запасов 31395 тыс. пудов различного хлеба.

Начало XX века ознаменовалось наступлением технической революции - эры моторов. В связи с чем возросла потребность в его запасах, в первую оче­редь государственных, для оборонных целœей, а также для различных отраслей промышленности и транспорта. Рост добычи нефти и выработки нефтепро­дуктов поставил перед русскими учеными ряд сложных технических проблем по организации транспортирования и хранения. Многие из них были реше­ны В.Г.Шуховым, создавшим первым в России желœезные клепаные хранили­ща, которые использовались для хранения запасов топлива.

Производство цветных металлов (медь, свинœец и цинк) в 1913 году было незначительным, а олово, никель, сурьма, алюминий, редкие металлы им­портировали, что вызвало крайне важно сть создания их государственных запасов.

Рост объёмов запасов вызвал крайне важно сть хранения продовольствен­ных запасов в консервированном виде в банках. Наравне с мясными кон­сервами начали изготавливать сушеные овощи, а позже и мясо-раститель­ные консервы. В 1907 году была утверждена ʼʼИнструкция по наблюдению за изготовлением, укупоркой и приемом жестяночных томатных консервов, поступающих в неприкосновенные запасыʼʼ и устанавливался годичный срок их хранения.

В 1867 году при Военном министерстве был создан технический комитет, в задачу которого входило следить за всœеми новинками и производстве нуж­ной для армии продукции и разрабатывать технические приемы для определœения ʼʼистинного качестваʼʼ продуктов. В 1869 году техническим комитетом наработаны и технические требования к армейским продовольственным складам.

Первые годы после Февральской буржуазной и Октябрьской социалисти­ческой революций происходили в условиях голода, разрухи и развала желœез­нодорожного транспорта и промышленности. Советское правительство при­нимает титанические усилия по выводу страны из создавшегося серьезного Положения. В период индустриализации (1925-1926 годы) в государстве всœе еще нет никаких продовольственных резервов. В истории страны 1926 год занимает особое место, так как в данном году было положено начало образо­ванию постоянного государственного продовольственного фонда, а в 1927 Совет Народных Комиссаров СССР принимает положение о постоян­ном государственном хлебном фонде, регулирующее образование, хранение и использование государственных хлебных запасов.

В первые годы образования государственных продовольственных резер­вов СССР управление и контроль за ними осуществляли Народный Комиссариат внешней и внутренней торговли, Совет Труда и Обороны и в 1927 году воздается мобилизационный фонд пшеницы, ржи, овса и крупы в размере 1, 6 млн. тонн. Проблема государственных хлебных ресурсов нашла отраже­ние и в первом пятилетнем плане народного хозяйственного строительства СССР, утвержденном в 1929 году. Только в результате увеличения производства сельскохозяйственной продукции к 1931 году были созданы постоянные Запасы хлеба и фуража. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, история государственных резервов советского периода фактически началась в конце 20-х - начале 30-х годов XX века.

В связи с расширением номенклатуры закладываемых в резерв товаров и материалов и возросшими объёмами накопления постановлением Сов­наркома СССР от 17 октября 1931 года был образован Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов). Этот день считается датой ро­ждения системы государственных резервов в СССР. Первым руководителœем Комитета резервов был назначен В.В.Куйбышев. В регионах постановлением СНК СССР от 18 ноября 1931 года были организованы отделы и инспекции резервов при уполномоченных НКВД.

С образованием Комитета резервов в его ведение были переданы всœе мо­билизационные запасы, находящиеся в разных учреждениях, организациях и предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фон­ды. В начальный период создания системы госрезервов объёмы накопления материалов устанавливались исходя из годового потребления и производст­ва. Первоначально резервы были незначительными и к концу 1931 года оце­нивались в 30 млн. рублей (2 млн. тонн хлеба, 1827 тыс. тонн угля и т.д..). В 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим мате­риалам отечественного производства по 11 наименованиям и 68 импортным. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах были возложены задачи количественного учета запасов и контроль за экономным расходованием.

В связи с ликвидацией Совета Труда и Обороны постановлением СНК СССР от 29 августа 1937 года Комитет резервов был преобразован в Управле­ние государственных резервов при СНК СССР (Управление резервов), кото­рое возглавил А.П.Розенгольд.

С 1 ноября 1937 года отделы и инспекции резервов из системы НКВД пе­решли в непосредственное ведение Управления госрезервов (на местах было организовано 16 отделов и 19 инспекций, что положило начало образованию современных территориальных управлений - местных органов госрезервов). В 1938 году Управление госрезервов возглавил А.В.Николаев.

В октябре 1938 года руководителœем Управления госрезервов был назначен М.В.Данченко, на долю которого выпали самые тяжелые испытания в исто­рии системы госрезерва.

В конце 1939 года Управлением госрезервов была начата работа по подго­товке Положения о госрезервах - первого основополагающего документа о принципах формирования в СССР единой системы государственных матери­альных резервов, размещения, хранения, использования, пополнения и ос­вежения государственных запасов, структуры системы госрезервов, которая в базовых чертах сохранена до настоящего времени. В систему госрезервов этого периода входило 16 территориальных управлений, численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления находилось от 2 до 10 баз госрезерва, а под контролем находились тысячи пунктов ответст­венного хранения госрезервов.

В связи со сложной международной обстановкой в предвоенные годы возникла крайне важно сть в увеличении мобилизационных запасов для армии и оборонных отраслей промышленности. Материальные ценности для мо­билизационных резервов на всœех этапах накапливали в результате централи­зованного выделœения ресурсов. Порядок накопления и структура материаль­ных ценностей мобилизационного резерва постоянно совершенствовались. Вначале это трактовалось как накопление мобилизационных запасов для войск, а затем как накопление наиболее важных материалов для потребностей оборонных отраслей промышленности. В 1929 году на заседании рассматривались вопросы о мобилизационных фондах как о дополнительном снабжении армии в период мобилизационного развертывания и о создании специальных резервов обороны. Было решено, что на период мобилизации армия должна обеспечиваться за счёт неприкосновенных запасов, а в первые два месяца войны - за счёт мобилизационных резервов. В 1932 году было принято постановление об образовании мобилизационных резервов для нужд армии ветеринарного, вещевого, обозного, медицинского и санитар­ного имущества, а с 1934 года запас хлорной извести. Госплан СССР выделял Специальные фонды на образование мобилизационных запасов. В 1937 году СНК СССР утвердил инструкцию Комитета резервов об освежении моби­лизационных запасов. Предусматривалось освежение запасов без разрыва во времени, а готовых изделий - с разрывом во времени до трех месяцев. С 1939 года расширяется номенклатура материальных ценностей мобилизационного резерва: закладываются изделия и материалы для вооружения, авиационной, автотракторной и другой боевой технике, а также санитарно-хозяйственное, вещевое, обозное и медико-санитарное имущество. Были разработаны табели оснащения медицинским имуществом специальных формирований, расходное медицинское имущество (лекарственные средства, перевязочные материалы и т.п.) для тыловых госпиталей было рассчитано на трехмесячную потребность, а сложное и дорогостоящее оборудование, используемое в ме­дицинских учреждениях в мирное время, приписывалось в мобилизационный период к специальным формированиям. Своевременному накоплению Мобилизационных резервов придавалось большое значение. Этот вопрос пе­риодически рассматривали и наркоматы, и правительство страны. Особенно большое значение придавалось укомплектованию имуществом специальных формирований, подлежащих развертыванию в военное время, в т.ч. службы гражданской обороны.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к 1940 году система государственных материальных резервов располагала широким ассортиментом продовольственных и промышленно-сырьевых товаров, топливных и мобилизационных запасов.

В годы Великой Отечественной войны огромные потери сырья, материа­лов, продуктов питания восполнялись в основном за счёт государственных резервов. С огромным уважением оценивал значение материальных резервов, заложенных накануне войны, прославленный маршал Г.К.Жуков: ʼʼΟʜᴎ преследовали цель обеспечить перевод хозяйства на военный лад и питание войск до тех пор, пока хозяйство не заработает целиком на нужды войны. Эти запасы, хотя и были довольно скромными, помогли народному хозяйству, не­смотря на тяжелый 1941 год, быстро взять темп и размах, необходимые для успешного ведения войныʼʼ. Все работы с государственным резервом были Подчинœены бесперебойному снабжению фронта͵ промышленности, сель­ского хозяйства и населœения. В начале войны часть накопленных резервов была израсходована, но, как это ни парадоксально, объёмы государственных резервов в годы войны не только не уменьшились, но по некоторым видам возросли в 1,8 раза (хлеб, мясные консервы, никель, алюминий, олово, цинк и др.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1946 года были образованы Министерство государственных продовольственных резервов СССР (руководитель Д.И.Фомин) и Министерство государственных мате­риальных резервов СССР (руководитель М.В.Данченко) и ведутся работы по восстановлению разрушенных во время войны и строительству новых баз госрезервов. Для послевоенного периода работы системы госрезервов харак­терны неоднократные значительные структурные преобразования органов управления и баз хранения. За период с 1946 по 1953 годы центральные ор­ганы четыре раза меняли свое название, дважды система делилась на парал­лельные, дублирующие структуры и дважды соединялась. Постановлением Совмина СССР от 15 марта 1953 года создано Главное управление государст­венных резервов при Совминœе СССР (руководитель до 1960 года А.М. Тибабишев, а с 1960 года Г.С.Хламов).

В 1959 году ЦК КПСС и Совмин СССР утвердили мобилизационный план на расчетный год, в котором предусматривалось значительное увеличе­ние мобилизационных резервных запасов.

Середина 60-х годов - особый период по укреплению мобилизационных резервов. Только за 1968 год по инициативе руководства госрезерва прави­тельство приняло около 10 постановлений по организации и совершенствова­нию мобилизационной подготовки народного хозяйства. Утверждено новое положение о мобилизационном резерве. Разработана система заимствования материалов из мобилизационного резерва, их возврата͵ порядок накопления, пересмотрели инструкции по хранению, в которой были установлены сроки хранения, условия, а также порядок проведения консервации, проверки на работоспособность материалов и механизмов, лабораторного контроля мате­риалов и др.. На предприятиях министерств созданы постоянные технические комиссии для контроля за накоплением и хранением мобилизационного ре­зерва, за ходом работ по созданию мобилизационных мощностей, разработ­ки документации на расчетный год. В штатах этих предприятий включены дополнительно работники по мобилизационным резервам.

На развитие системы госрезервов в 1970-1980 годы существенное влия­ние оказали многие внешние факторы (период застоя в экономике страны, спад сельскохозяйственного производства и обострение продовольственной проблемы, начало перестройки), а также изменения в системе (структурные преобразования, сиена трех руководителœей отрасли - в мае 1969 года систему госрезервов возглавил А.А.Кокарев). Постановлением Совмина СССР от 25 декабря 1978 года Главное управление материальных резервов при Совминœе СССР было преобразовано в Государственный Комитет СССР по государст­венным резервам (Госкомрезерв СССР), который в декабре 1980 года возгла­вил А.В.Коваленко, а с 1986 года Ф.И.Лощенков. При изменении структуры Сивмина СССР в сентябре 1989 году Госкомрезерв был преобразован в Глав­ное управление по материальным резервам при Совминœе СССР, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в 1990 году возглавил В.Н.Ладыгин.

Для готовности страны к возможным стихийным бедствиям, авариям и катастрофам Совмин СССР принимает решение об образовании в составе госрезерва фонда материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. С декабря 1990 года в системе госрезервов организована новая структура - Управление материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций .

Запасы материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций являются составной частью единой государственной системы чрезвычайных резервных фондов, включающих в себя финансовые, продовольственные, медицинские и материально - технические ресурсы. Οʜᴎ созданы для принятия первоочередных мер при ликвидации чрезвычайных ситуаций общегосударственного масштаба. Номенклатура и объёмы этих ресурсов разработаны Госрезервом совместно с МЧС России и утверждены правительством. В основу положены результаты анализа статистических данных, экспертные оценки по выпуску материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях, среднестатистические сведения о численности пострадавших. Запасы разме­шаются на собственных предприятиях госрезерва или в пунктах ответственного хранения во всœех регионах России.

Выпуск государственных резервов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется по распоряжению правительства России и по согласованию с МЧС России. Последнее десятилетие ХХ века стали временем поиска путей реформирования механизма функцио­нирования системы государственных резервов в условиях децентрализации управления и перехода к рыночной экономике, временем межгосударствен­ного раздела единого общесоюзного резервного фонда, становления и развития российской структуры государственных резервов, ликвидация союзной и создание российской системы госрезерва, образование новой структуры управления материальными резервами для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В связи с реорганизацией правительства СССР в апрелœе 1991 года Главное управление по материальным резервам при Совминœе СССР реорганизуется в Комитет по государственным резервам при Кабинœете Министров СССР. В связи с провозглашением союзными республиками суверенитета и независимости, Комитет по государственным резервам при Кабинœете Министров СССР издал приказ от 23 ноября 1991 года о созда­нии ликвидационной комиссии, которой поручалось осуществить передачу Объектов системы госрезерва и всœех материальных ценностей на территорию союзных республик, в ведение правительства суверенных государств. К 15 декабря 1991 года передача базовых фондов и резервы всœех видов на 56 Предприятиях и многих пунктах ответственного хранения были переданы в владение правительств бывших союзных республик.

А в ноябре 1991 года указом ʼʼО формировании системы государственного резерва РСФСРʼʼ был образован Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР, который стал правопреемником союзного комитета. В связи с изменением Конституции и структуры правительства Российской Федерации в сентябре 1992 года Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР переименован в Комитет Российской Федерации по государственным резервам, который возглавил В.Н.Бешкарев.

Решающим моментом в современной истории госрезервов стали подго­товка и введение в конце 1994 года федерального Закона ʼʼО государствен­ном материальном резервеʼʼ. Закон установил, что госрезерв является особым федеральным запасом материальных ценностей, предназначенным для обеспечения мобилизационных нужд России, неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания гуманитарной помощи и государственной поддержки предприятиям, организациям и субъектам Российской Федерации, оказание регулирующего воздействия на рынок. Поставлена точка в вопросœе приватизации: госрезерв, а также здания, сооружения, земельные участки, на которых они расположены, участки недр, которые используются для хранения запасов независимо от места размещения, являются федеральной собственностью и привати­зации не подлежат. В 1997 году Главным ревизионным управлением при президенте Российской Федерации была проведена длительная и всœесто­ронняя проверка системы госрезерва с привлечением органов ВМД, ФСБ, прокуратуры. Было отмечено, что система госрезервов в новых экономи­ческих условиях работает стабильно и заняла свое место в государственной структуре.

В марте 1998 года после объявления об отставке правительства был сфор­мирован новый состав кабинœета министров и новым председателœем Госкомрезерва назначен С.Г.Новиков. Правительством была поставлена задача систематизации подходов к госрезервам и в частности уточнить процедуру работы с товарами и материалами, хранящимися в резерве на федеральном уровне и в регионах, закупки товара в резерв, отдавая предпочтение отечест­венным производителям. В 1999 году Госкомрезерв возглавил И.Х.Юсуфов, а в 2001 году А.А.Григорьев. После утверждения Указом Президента Россий­ской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 структуры федеральных органов исполнительной власти Госкомрезерв переименован в Федеральное агентст­во по государственным резервам (Росрезерв) и стало подведомственным Ми­нэкономразвития России.

Всего в 2001-2006 годах резерв использовался в 28 операциях по лик­видации последствий ЧС, а также обеспечил оперативное оказание гума­нитарной помощи более 20 иностранным государствам Европы, Африки и западного полушария, включая США. 17 октября 2006 года госрезервы отметят свое 75-летие. В рамках подготовки к этому юбилею Федеральное агентство по государственным резервам решило приоткрыть завесу секрет­ности и допустило небольшую часть журналистов на ʼʼсекретный комби­натʼʼ (так в агентстве называют хранилища) Росрезерва. На вопрос журна­листов, допущенных ʼʼв святая святых - запасники национальных кладо­выхʼʼ, на сколько хватит стране ее стратегических запасов, А.А.Григорьев ответил ʼʼна 90 суток со дня полного прекращения снабженияʼʼ. Даже после апокалипсиса три месяца сладкой жизни нам гарантированы, такой вывод сделал корреспондент еженедельной общественно-политической газеты ʼʼТрибунаʼʼ от 26 мая 2006 года № 20, в спецрепортаже ʼʼНеприкосновенный запасʼʼ.

К концу XX века система госрезервов вновь приобрела свое значение в обществе, сохранив на протяжении многих десятилетий работоспособ­ность, оперативность, надежность. В условиях рыночной экономики гос­резервы России должны укрепляться и развиваться, как во всœех промышленно-развитых странах мира. В структуру госрезерва входят отраслевой научно-исследовательский институт, специализированное учебное заведе­ние - Торжокский политехнический колледж, Хомяковский опытно - экспериментальный механический завод и информационно-вычислительный центр.

Накоплению материальных средств придается большое значение и в за­рубежных государствах. Так, чтобы обеспечить наращивание выпуска воен­ной продукции в США с 1961 года продолжают хранить в государственных запасах стратегические сырье и дефицитные материалы на сумму около 2 млрд. долларов, хотя по расчетам американских специалистов на трехлетний период его крайне важно иметь на сумму 4 млрд. долларов.

Среди запасов стратегического сырья в США имелось: алюминия - 1720 тыс. тонн, никеля- 997 тыс. тонн, меди - 910 тыс. тонн, цинка - 1290 тыс. тонн и т.д..

Наряду с запасами стратегического сырья в США имеются значительные запасы продовольствия на сумму около 8 млрд. долларов, которые могут по­крывать потребности страны в течение двух лет войны.

Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, сохранение, своевременное освежение (замена) и поддержание в готовности к использованию по предназначению. Особого подхода к рассредоточению и защите требуют нефтепродукты, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные вещества, медицинские иммунобиологические препараты, отравляющие и ядовитые вещества, кото­рые при их уничтожении или разрушении хранилищ могут вызвать вторич­ные поражения и значительно усложнить обстановку как в районах боевых действий, так и в далеком тылу.

Государственный резерв является особым федеральным (общероссий­ским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использова­ния в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о государственном материальном резерве.

В состав государственного резерва входят запасы материальных ценно­стей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее мобилиза­ционный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

История формирования государственного резерва - понятие и виды. Классификация и особенности категории "История формирования государственного резерва" 2017, 2018.

XV век

Создание на Руси материальных запасов целевого общегосударственного назначения

Во время правления Ивана III (1462-1505) были созданы общегосударственные материальные запасы, прежде всего оборонного назначения. Впервые в русской истории установлены перечень и нормы накопления запасов, а также порядок поддержания их качественной и количественной сохранности: «запасы создавать, дабы возможность была выдержать осаду в течение трех лет и ежегодно одну треть освежать». По велению Ивана III основаны постоянные правительственные учреждения, названные впоследствии приказами. Один из таких приказов, получивший название Житного, занимался заготовкой и хранением хлебных запасов. Чтобы смягчить губительные последствия частых неурожаев, во всех городах Великого княжества учреждены магазины для хранения запасов хлеба.

XV I -XVII вв.

Учреждение особых денежных и хлебных приказов по сбору продовольственных запасов для военных целей

Образование единого российского государства с центральным административным аппаратом и единым войском выдвинуло задачу создания централизованной системы снабжения войска и увеличения государственных запасов продовольствия и вооружения.

С конца XVI в. хранение и выдачу казенного хлеба армии осуществляли созданные во всех городах житные дворы - местные государственные учреждения в системе Житного приказа. Государственным хлебным запасам велся строгий учет, они были неприкосновенны и могли расходоваться только по распоряжению из столицы.

Правительственные акты этого времени содержат многочисленные указания о том, как сохранять запасы продовольствия. В «Наказной памяти о хранении хлебных запасов», посланной в 1629 году царем и великим князем всея Руси Михаилом Федоровичем Романовым оскольскому воеводе Даниле Яблочкову, говорится: «А к житницам и хлебным запасам береженье держать великое, чтобы житницы были укрыты, а в житницах наши хлебные запасы ничем не испортились, и потери б хлебным запасам однолично никакие не было».

1700-1725 гг.

Создание Провиантского приказа - центрального органа управления государственными продовольственными запасами, завершившее построение в России системы государственных резервов

Правление Петра I вошло в историю российского государства как эпоха масштабных преобразований. К этому времени относится и возникновение единой системы государственных запасов, охватывавшей не только продовольствие, но в дальнейшем и запасы для зарождавшейся промышленности.

18 февраля 1700 г . был учрежден Провиантский приказ, обязанностью которого стало создание государственных запасов продовольствия для армии. Это позволило ввести рекрутскую повинность и создать регулярную армию, которая находилась на полном государственном обеспечении.

К концу правления Петра I был разработан и сформулирован принципиально новый подход к решению проблемы обеспечения населения продовольствием - направлять усилия властей не на борьбу с последствиями кризиса, а на предупреждение проявлений «народной нужды». В 1723 году Петр I предписал создать специальное подразделение Камер-коллегии, которое должно было контролировать продовольственную ситуацию в стране. Однако идея создания государственных запасов для населения не была полностью реализована ни при Петре I, ни при его преемниках, хотя к ней неоднократно возвращались и в XVIII, и в XIX вв.

1797-1839 гг.

Издание свода правительственных постановлений и законов, регламентирующих создание постоянных запасов для снабжения армии и гражданского населения

Первым законодательным актом Павла I, касавшимся управления государственными запасами, стало «Учреждение об императорской фамилии» 1797 года, предусматривавшее создание запасных магазинов в поселениях удельных крестьян «для предотвращения могущаго случиться от недорода хлеба недостатка». В 1799 году Павел I повелел создавать хлебные запасные магазины также в казенных и владельческих селениях.

В начале царствования Александра I была проведена реформа системы центральных государственных органов. В состав основанного в 1802 году Министерства военно-сухопутных сил вошли все учреждения, отвечавшие за снабжение и создание запасов для армии: Провиантская, Комиссариатская, Артиллерийская и Инженерная экспедиции.

В рамках Министерства внутренних дел в 1802 году начала работать Первая экспедиция, в функции которой входило обеспечение податного населения хлебом в неурожайные годы. Заведование продовольственной частью в каждой губернии возлагалось на Комиссии народного продовольствия. С 1822 года губерниям предоставляется право самим выбирать средство борьбы с неурожаем - создавать денежный капитал или запасы в зерне. В результате в 12 губерниях были учреждены денежные капиталы, а в 40 - запасные магазины с хлебом. Однако принятые меры не спасли население от голода в 1833 году.

В 1834 году при Николае Iбыло издано «Положение о запасах для пособия в продовольствии», в котором вновь было предписано ввести во всех губерниях запасные хлебные магазины и одновременно создать продовольственные денежные капиталы.

В 1838-1839 гг. Николаем I издается «Свод военных постановлений», которым на Провиантский департамент возлагается снабжение армии продовольствием, создание запасов продовольствия, постройка запасных магазинов, а также сбор сведений об урожае и ценах на хлеб.

1864-1917 гг.

Государственные запасы во второй половине XIX века и накануне революции 1917 года

Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. положило начало военной реформе 1860-х годов. В 1864 году создано Главное интендантское управление военного министерства, ведающее снабжением армии, в том числе продовольственными запасами. Запасы подразделялись на три группы: хозяйственные (запасы для текущего снабжения армии), крепостные (для обеспечения питанием гарнизонов на случай войны) и неприкосновенные (для обеспечения снабжения войск на начальном этапе войны).

В 1870 году на фабрике петербургского предпринимателя Азибера изготовлены первые образцы жестяночных мясных консервов, выдерживающих длительное хранение. В 1875 году Главным интендантским управлением принято решение заложить консервы на хранение для обеспечения нужд армии.

После войны России с Турцией 1877-1878 гг. были сделаны попытки накопить запасы провианта и фуража в количестве, достаточном на период мобилизации и сосредоточения войск на начальном этапе войны. Однако такие запасы удалось создать только в районах вдоль западных границ, особенно тяжелой оставалась ситуация с запасами на Дальнем востоке.

Война с Японией 1903-1905 гг. показала, что российская армия потерпела поражение не только из-за необеспеченности военным снаряжением, но и одеждой, обувью, продуктами питания. Очевидной стала необходимость создания значительных запасов продовольствия во всех пограничных районах.

С начала войны 1914 года продовольственные затруднения нарастали с каждым днем, над армией и населением нависла угроза голода. В 1915 году командующие военными округами получили право запрещать вывоз из подведомственных губерний продовольствия, необходимого для армии, устанавливать по своему усмотрению цены на продукты и реквизировать их при отказе продавать добровольно. Пытаясь решить проблему, правительство в централизованном порядке в 1914-1917 гг. заготовило 1340 млн пудов хлеба. Однако снабжение гражданского населения продовольствием оставалось недостаточным, и правительство вынуждено было передавать населению продовольствие из армейских запасов.

29 ноября 1916 г. министр земледелия подписал постановление о проведении принудительной продразверстки, реализовать которое так и не удалось. Накануне февральской революции 1917 года в распоряжении правительства запасов продовольствия не было.

1927 год

Образование государственного хлебного фонда

В 1925-1926 гг. в советском государстве начинается работа по восстановлению продовольственных запасов, утраченных в годы революций и гражданской войны. В 1926 году было положено начало созданию резервного государственного фонда хлеба, на первых порах в размере 50 млн. пудов. В 1927 г. запас хлеба достиг 1,6 млн. тонн. Тогда же в Наркомате внешней и внутренней торговли был сформирован мобилизационный фонд пшеницы, овса, крупы.

В 1927-1928 гг. в соответствии с новой хозяйственно-политической установкой определилась задача ближайших лет: образование бюджетного, валютного, хлебного, товарного, сырьевого и топливного резервов, необходимых как для хозяйственного маневрирования, так и для обеспечения обороноспособности страны.

1931 год

Учреждение Комитета резервов при Совете Труда и Обороны

Постановлением Совнаркома СССР от 17 октября 1931 г. создан специализированный орган, объединивший в себе основные функции управления государственными резервами, - Комитет резервов при Совете Труда и Обороны (Комитет резервов). В ведение Комитета резервов были переданы все мобилизационные запасы, находившиеся в разных учреждениях и на предприятиях, а также мобилизационный и государственный хлебные фонды, ранее находившиеся под управлением Народного комиссариата по снабжению. На Комитет резервов, отделы и инспекции при уполномоченных НКВД на местах был возложен учет запасов и контроль за их расходованием строго в пределах утвержденного правительством плана.

В 1931 году была утверждена номенклатура резервов по стратегическим материалам отечественного производства из 11 наименований, по импортным товарам - из 68.

Запасы государственного резерва были использованы для борьбы с голодом 1932-1933 гг.

1937 год

Образование территориальных органов управления государственными резервами - территориальных управлений и инспекций

В 1937 году Комитет резервов при Совете Труда и Обороны был преобразован, при сохранении всех его функций, в Управление государственных резервов при Совете Народных Комиссаров СССР.

С ноября 1937 г. отделы и инспекции резервов из системы НКВД перешли в непосредственное ведение Управления госрезервов. Было организовано 16 отделов и 19 инспекций на всей территории страны.

1938 год

Создание научной и учебной базы системы госрезервов

В 1938 году в Торжке открылся политехникум - учебный центр по подготовке специалистов для работы в системе государственных резервов.

В 1939 году в составе Управления государственных резервов начала работать Центральная научно-исследовательская лаборатория, на базе которой был создан Научно-исследовательский институт проблем хранения. Таким образом, система госрезервов получила научный центр для разработки технологий длительного хранения товаров и материалов.

1939-1940 гг.

Госрезерв накануне Великой Отечественной войны

В 1939 году в систему госрезервов СССР входит уже 16 территориальных управлений с общей численностью 1500 человек. В ведении каждого территориального управления - от 2 до 10 баз и тысячи пунктов ответственного хранения. В этот период в системе государственных резервов начинается строительство первых специализированных нефтебаз.

Общая стоимость государственных материальных резервов за предвоенный год увеличилась в 1,9 раза, значительно была расширена номенклатура закладываемых на хранение товаров. На 1 января1941 г. в госрезерве имелось 5876 млн тонн хлеба; 42,9 тыс. тонн мяса; 108,5 тыс. условных банок мясных консервов; 310 тыс. тонн сахара; 3,0 тыс. тонн натурального каучука; 1583,7 тыс. тонн нефтепродуктов; 501,2 тыс. тонн нефтяного сырья; около 30 наименований металлов, 20 наименований кабельной продукции и другие материалы стратегического назначения. Мобилизационные запасы промышленности увеличились почти на 60%, но и этого было недостаточно. Правительство намечало направить в резерв сырья, материалов и товаров на сумму, составляющую 6,3% от общего национального дохода страны. Эти задания не были выполнены из-за нападения фашистской Германии на СССР.

1941-1945 гг.

Госрезерв в период Великой Отечественной войны

С 22 июня 1941 г. в центральном аппарате Управления материальных резервов, во всех территориальных управлениях и базах системы госрезервов был установлен круглосуточный режим работы. Перед системой были поставлены задачи предоставления резервов для обеспечения мобилизационного развертывания Красной Армии и Флота, разбронирования мобилизационных резервов на предприятиях для перехода на выпуск оборонной продукции, эвакуации запасов из угрожаемых территорий в восточные районы страны.

В связи с передислокацией государственных резервов в восточный районы страны строились новые базы в районах Волги, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. В мае 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве нефтебаз для госрезерва, по которому за годы войны ввели в эксплуатацию первые очереди шести нефтебаз.

За годы войны из госрезерва было отпущено для нужд армии и экономики около 20 млн тонн хлеба, около 3 млн тонн продовольственных товаров, около 2 млн тонн металлов, угля - 16 млн тонн, нефтепродуктов - 9 млн тонн, лесоматериалов - 6 млн кубометров. Значительная часть продуктов и материалов, поставляемых союзными державами по ленд-лизу, также проходила через базы госрезерва, откуда распределялась в армию и оборонную промышленность.

К маю 1945 года число территориальных управлений доведено до 40, территориальных инспекций - до 11. Общая численность работников территориальных управлений составила 2246 человек.

Объемы государственных резервов за годы войны не только не уменьшились, но и в результате огромного напряжения сил и жесткой экономии ресурсов возросли по некоторым видам почти в два раза.

1946-1948 гг.

Послевоенное восстановление

Планом послевоенного восстановления народного хозяйства предусматривалось существенное наращивание государственных резервов. Не было ни одной отрасли народного хозяйства, которой не выделялись бы ресурсы из госрезерва. Одновременно велись работы по восстановлению разрушенных и строительству новых баз. За короткий срок были построены уникальные элеваторно-складские, крупные продовольственные базы и первые холодильники.

На систему была возложена важнейшая задача - обеспечить отмену карточной системы снабжения. В конце 1947 года в центральном аппарате сформировали несколько бригад, которые выехали в регионы для обеспечения одновременного на всей территории страны выпуска в торговлю накопленных запасов.

1 января 1948 г. правительство отменило карточную систему. Только с этого дня система госрезерва перешла с режима военного времени к мирной работе.

1960-1991 гг.

Госрезерв мирного времени

1960 -е годы стали временем бурного развития и глубоких преобразований в системе государственных резервов. Значительно увеличилась номенклатура закладываемых в госрезерв материалов, особенно металлов и их соединений, появилось много товаров органической химии, топливных материалов.

С 1965 года установлено постоянное международное сотрудничество с органами стран-членов СЭВ, ведающими вопросами хранения государственных материальных резервов.

К 1970 году общий объем емкостей для хранения продовольственных товаров по сравнению с уровнем 1959 года вырос на 144%, в частности холодильные емкости - на 262%, резервуарные - на 380%, отапливаемые хранилища - на 698%.

В 1972 году в системе государственных резервов создан информационный вычислительный центр.

Сотрудники госрезерва принимали участие в ликвидации последствий землетрясений в Ташкенте (1967 год), Спитаке (1988 год). В 1986 году тысячи тонн свинца для сооружения саркофага над энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции в кратчайшие сроки были отгружены со специальных хранилищ госрезерва. С конца 1990 года в системе государственного резерва началась работа по созданию особого фонда товаров и материалов, предназначенного для принятия первоочередных мер при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи.

1991-1994 гг.

Разделение системы госрезервов СССР и создание государственного резерва России

В связи с провозглашением союзными республиками СССР своего суверенитета и независимости Комитет по государственным резервам при Кабинете Министров СССР 23 ноября 1991 г. издал приказ о создании ликвидационной комиссии. Ей поручалось осуществить передачу объектов системы госрезервов и материальных ценностей, размещенных на территориях бывших союзных республик, в ведение правительств суверенных государств. К 15 декабря 1991 года передача основных фондов и резервов была завершена.

Указом Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. образован Комитет по государственным резервам при Правительстве РСФСР.

В 1990 -е годы система государственных резервов внесла существенный вклад в сохранение социально-политической стабильности: до 50 процентов ежемесячного потребления продуктов в некоторых регионах обеспечивалось государственным резервом. В результате за годы перестройки государственные резервы в части запасов продовольственных товаров уменьшились по мясным продуктам - в 2,5-3 раза, по маслу растительному - более чем в 3 раза, по сахару - в 4,5 раза.

В 1990 -х годах по распоряжениям правительства осуществлялся выпуск из государственного и мобилизационного резервов цветных металлов, топлива, редкоземельных элементов, на вырученные от продажи средства закупались продовольственные товары.

29 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», который установил общие принципы формирования, хранения и использования запасов государственного материального резерва.

2003 год - наши дни

Стратегический резерв государства

В 2003 году было установлено финансирование расходов на содержание системы государственного резерва за счет средств федерального бюджета. Ранее в период с 1992 по 2002 год финансирование государственного резерва в федеральном бюджете не предусматривалось. Запасы при неизбежных затратах на их освежение и поддержание основных фондов сокращались, но государственный резерв удалось в основном сохранить.

В марте 2004 года Указом Президента Российской Федерации Российское агентство по государственным резервам преобразовано в Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв) и передано в ведение Министерства экономического развития и торговли, на которое возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного материального резерва.

В конце 2004 года на волне интеграционных процессов на пространстве СНГ по инициативе Росрезерва создан Консультативный совет руководителей органов управления государственной (исполнительной) власти, осуществляющих управление государственными материальными резервами в государствах - участниках СНГ.

Система госрезерва обеспечивает снабжение необходимыми товарами и материалами неотложных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории Российской Федерации. За счет ресурсов государственного материального резерва за последние 10 лет проведено 82 акции по оказанию гуманитарной помощи 40 государствам.

28 декабря 2010 г. приняты поправки в Федеральный закон «О государственном материальном резерве», значительно расширяющие полномочия Росрезерва. Изменения направлены на совершенствование норм, регулирующих работу системы государственного материального резерва, и приведение их в соответствие с новыми экономическими условиями и нормами современного законодательства.

23 ноября 2016 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Указ №620 о передаче руководства деятельностью Федерального агентства по государственным резервам Правительству Российской Федерации. Этим же указом Росрезерву переданы функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере управления государственным материальным резервом, которые ранее были закреплены за Министерством экономического развития Российской Федерации.

Государственный бюджет (от англ. budget - сумка, кошелек) - это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Функции государственного бюджета:

 регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации;

 легально контролирует действия правительства;

 несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности;

 определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются государственные резервы).

Основными требованиями к бюджету являются:

 он не должен иметь жесткой привязки доходов к расходам. Правительство должно иметь возможность беспрепятственно решать какие задачи являются первоочередными, и какими способами их решать. Это обеспечивает гибкость экономической политики;

 должна соблюдаться иерархия бюджетов. То есть в бюджет федерального уровня не должны включаться потоки других уровней, что способствует автономности бюджетов;

 в бюджет должны быть включены все доходы и расходы подконтрольные правительству.

Важнейшие части государственного бюджета - это его доходная и расходная части:

доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;

расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов . Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.



Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Они делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.

Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся:

Налог на прибыль;

Подоходный налог с физических лиц;

Налоги на совокупный доход.

К косвенным налогам , составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся:

Налог на добавленную стоимость (НДС);

Таможенные пошлины и сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы - это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых - высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина колеблется от 12-15 до 35%. Прямые налоги это вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.

Налоги делятся на федеральные , региональные и местные.

К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.

Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т. е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость.

Неналоговые доходы составляют:

 доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

 доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

 доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

 штрафы, компенсации;

 доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

Расходование средств государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов государственной власти.

Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной и пр.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

национальная оборона ;

финансирование науки ;

финансирование реального сектора ;

образование гос. резервов ;

обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);

регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:

 господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);

 обеспечение правоохранительной деятельности;

 обеспечение противопожарной безопасности;

 науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы - это:

 текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

 отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

 новое строительство;

 реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

 социальные расходы;

 военные расходы;

 образование и здравоохранение.

Структура расходной части бюджета в развитых странах:

социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);

обслуживание государственного долга ;

предоставление дотаций предприятиям;

развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики государства.

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три варианта :

сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета;

дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета;

профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

Источниками покрытия бюджетного дефицита являются:

Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования);

Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации);

Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций;

Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

На состояние государственного бюджета влияют следующие факторы:

Долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;

Фаза экономического цикла в стране;

Текущая политика государства.