Исследование уровня социальной фрустрированности мигрантов

Описание результатов исследования

Проанализировав результаты исследования по методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге мы получили:

44% выборки это люди с высокой степенью стрессоустойчивости. Для них характерна низкая степень стрессовой нагрузки. Энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

28% выборки это индивиды с средней (пороговой) стрессоустойчивостью. Для них характерна средняя степень стрессовой нагрузки. Стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в Вашей жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер. Религиозный человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

28% выборки респонденты с низкой стрессоустойчивостью (ранимость). Для них характерна высокая степень стрессовой нагрузки. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, в которой до минимума снижен стрессогенный характер. Большое количество баллов (больше 300) - это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Если сумма баллов свыше 300, то вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения. Религиозный человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению. См рис 1.

Рис. 1 Результаты по методике Холмса и Раге

Проанализировав результаты по методике диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана мы получили:

56% -люди с очень низким уровнем фрустрированности. Для таких людей характерно постепенное снижение активности и эффективности деятельности.

33% -люди с пониженным уровнем фрустрированности. Для таких людей характерно безразличие к происходящему, вялость, озлобленность.

11% -люди с низким уровнем фрустрированности. Такие люди дают социально желательные ответы. Довольствуются тем, что имеют, не проявляют желание что-либо менять на данный момент. Всячески скрывают свою неудовлетворенность чем-либо. См. рис 2.


Рис. 2 Результаты по методике Л.И. Вассермана

Сопоставив результаты по методике 1 и методике 2 мы получили следующие данные.

Можно сказать, что у людей с высокой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется очень низкий уровень фрустрированности (50%). Для таких людей характерна низкая степень стрессовой нагрузки, также присутствует снижение активности и эффективности деятельности. В равной степени проявляются неопределенный уровень фрустрированности (12,5%) - это говорит о том, что для этих людей характерно проявление агрессии, которая имеет различную направленность, и низкий уровень фрустрированности (12,5%) - это говорит о том, что для таких людей характерно скрывать свою неудовлетворенность, прятать за чем-либо. Пониженный уровень фрустрированности проявляется у 25% выборки. Это означает, что эти люди безразличны к происходящему вокруг себя, вяло реагируют на что-либо.

У людей со средней степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется очень низкий уровень фрустрированности (60%). Эти люди предпочитают среднюю степень стрессовой нагрузки. При этом интенсивность деятельности снижается. В равной степени проявляется пониженный (20%) - характеризуется безразличием, нежеланием, озлобленностью, и низкий (20%) уровни фрустрированности - такие люди довольствуются тем, что имеют здесь и сейчас, их устраивает все. Неопределенный уровень фрустрированности не проявляется (0%). Отсутствуют люди, с средней степенью стрессоустойчивости, проявляющие агрессию.

У людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется пониженный уровень фрустрированности (60%). Для этих людей свойственно тратить всю свою энергию на борьбу с негативными эмоциями и состояниями. У таких людей присутствует озлобленность к окружающим, отсутствие активности, безразличие ко всему происходящему. В равной степени проявляется неопределенный уровень фрустрированности (20%) - проявление различных сторон агрессии, и очень низкий уровень фрустрированности (20%) - снижение продуктивности деятельности. Низкий уровень фрустрированности не проявляется. У людей с низкой степенью стрессоустойчивости отсутствует нежелание что-либо изменять в своей жизни, скрывать свою неудовлетворенность чем-либо. (см. таблицу).

Таблица 1

Уровень проявления фрустрированности в подгруппах с разными уровнями стрессоустойчивости.

Пониженный уровень фрустрированности

Неопреде-ленный уровень фрустри-рован-ности

Низкий уровень

фрустри-рован-

Очень низкий уровень

фрустрированности

Низкий уровень стрессоустойчивости

Средний уровень стрессоустойчивости

Высокий уровень стрессоустойчивости

Таким образом, мы получили, что для людей с низкой степенью стрессоустойчивости характерна высокая степень стрессовой нагрузки. Личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Также у людей с низкой степенью стрессоустойчивости преобладает пониженный уровень фрустрированности.

Следовательно, наша гипотеза о том, что у людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации проявляется пониженный уровень фрустрированности подтверждена. Задачи решены, цель исследования достигнута.

Вывод к главе 2

Таким образом, целью нашего исследования было изучение особенностей проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Мы составили эмпирическую программу по проблеме исследования, в которую вошли 18 респондентов. Они были протестированы такими методиками, как определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, а также экспресс - диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.

Мы выявили различные типы стрессоустойчивости личности (выкая, средняя, низкая).

Большинство исследуемых обладают высокой степенью стрессоустойчивости. В общих чертах, высокая стрессоустойчивость позволяет не так остро реагировать на различного рода оскорбления, провокации на агрессию и т.д. Благодаря такому качеству можно не только добиться своих целей, но и сохранить здоровье. Энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Средняя и низкая степень стрессоустойчивости обладает у исследуемых в равных пропорциях.

В ходе диагностики мы выявили различные уровни проявления фрустрированности личности (очень низкий, пониженный, низкий, неопределенный).

Большинство исследуемых обладает очень низким уровнем фрустрированности. Для них характерно постепенное снижение активности и эффективности деятельности.

Также во время проведения диагностики определения уровня фрустрированности личности у преобладающего типа стрессоустойчивости личности определился пониженный уровень фрустрированности.

Таким образом, наша гипотеза что у людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации проявляется пониженный уровень фрустрированности подтверждена.

1

Социальная фрустрированность представлена как комплекс переживаний и отношений личности, возникающих в ответ на действие фрустрирующих факторов, которые тесно связаны с системой жизненных целей и ценностей, индивидуальным опытом, а также рядом других факторов, имеющих культурную обусловленность – традициями, нормами и ценностями конкретной культурной общности. Дан анализ взаимодействия социальных, личностных и кросс-культурных факторов социальной фрустрированности педагогов. Выявлена внутренняя факторная структура социальной фрустрированности у педагогов, принадлежащих к различным этническим общностям (русские, кабардинцы, осетины). В целом проведенное исследование позволило установить, что факторы депривации значимых социальных потребностей личности, проявляющие себя в симптоматике социальной фрустрированности, тесно связаны с региональной и этнической культурой, представителем которой является субъект.

личность

агрессия

социальная фрустрированность

культура

кросс-культурная психология

психологические измерения культуры

этно-культурные факторы

народы Северного Кавказа

кабардинцы

1. Алехин А.Н., Вертячих Н.Н. Социально-стрессовые расстройства трудоспособного населения. (Клинико-психологическое исследование). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 3. – URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 07.09.2014).

2. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. – 2013. – № 8. – С. 3–15.

3. Балина Т.Н. Социальная фрустрированность как результат рассогласования между ценностями личности и возможностью их реализации в поведении // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – № 3. – С. 97–102.

4. Банщикова Т.Н. Трансформация компонентов профессиональной идентичности с признаками деструктивного характера в ситуациях неопределенности // European Social Science Journal, – 2013. – № 11–2 (38). – С. 276–283.

5. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение: методические рекомендации / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб.: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2004. – 26 с.

6. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2005.

7. Капцов А.В. Карпушина Л.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. – 3-е изд., доп. – Самара: ИПК «Содружество», 2010. – 40 с.

8. Клушина Н.П, Власова О.Г. «Лицей – технический университет»: Проблемы, поиски, решения // Высшее образование в России. – 2004. – № 3. – С. 66–70.

9. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества: монография. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

10. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 351 с.

11. Пфаненштиль И.А., Яценко М.П., Борисенко И.Г. Лимит модернизации системы образования и роль государства // Профессиональное образование в современном мире. – 2014. – № 1 (12). – С. 128–134.

12. Hofstede G. National cultures revisited // Behavior Science Research. – 1983. – № 18. – P. 285–305.

Профессиональная деятельность педагога характеризуется повышенным уровнем ответственности, широтой и интенсивностью социального взаимодействия, динамичностью и неопределенностью профессиональных ситуаций, что обуславливает ее чрезвычайную напряженность и стрессогенность . В последние годы напряженность педагогической деятельности возрастает и в связи с усилением внутренних противоречий системы образования, обусловленных, с одной стороны, ее консервативностью, а с другой стороны, процессами модернизации . Вместе с тем стрессогенность педагогической деятельности определяется не только ее содержанием, но и психосоциальными факторами. Диссонанс между ожиданиями, смыслами, ценностями педагога как субъекта профессиональной деятельности и возможностями их реализации в социальных условиях, составляет основу социальной фрустрированности, оказывающей деструктивное влияние на его личность и профессиональную деятельность.

В отечественной психологии понятие социальной фрустрированности раскрывается в категориях здоровья и адаптации , ценностей и смыслов , психических состояний . Социальную фрустрированность принято рассматривать как ответ на действие фрустрирующих факторов в виде комплекса переживаний и отношений. Эти переживания, субъективно воспринимаясь человеком как депривация его значимых социальных потребностей, порождают разного рода эмоциональные возбуждения, вплоть до агрессивных проявлений. Выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям. Фрустрационные переживания тесно связаны с системой жизненных целей и ценностей индивида, его индивидуальным опытом, а также рядом других факторов, имеющих культурную обусловленность - традициями, нормами и ценностями конкретной культурной общности.

Цель исследования состояла в выявлении и анализе социальных, личностных и кросс-культурных факторов социальной фрустрированности педагогов. Основная гипотеза строилась на предположении об опосредованности социальных фрустрирующих факторов, оказывающих влияние на педагогов культурным контекстом жизнедеятельности, задаваемым, с одной стороны, их принадлежностью к этнической группе, а с другой - личностно-регуляторными особенностями субъекта.

Материал и методы исследования

Выборку испытуемых составили 247 педагогов Юга России, работающих в образовательных учреждениях г. Ставрополя и Ставропольского края (43 человека); г. Краснодара и Краснодарского края (35 человек); Кабардино-Балкарии (59 человек); Северной Осетии - Алании (57 человек); Карачаево-Черкессии (53 человека). Этнический состав выборки представлен русскими (106 человек); кабардинцами (48 человек); осетинами (27 человек); карачаевцами (12 человек); черкесами (8 человек); украинцами, армянами (по 4 человека); абазинами и балкарцами (по 3 человека); даргинцами, грузинами (по 2 человека); кумыками, чеченцами, латышами и белорусами (по 1 человеку). Большая часть испытуемых (223 из 247) - женщины. В связи с разнородностью этнического состава испытуемых по регионам и недостаточной этнической представительностью региональных выборок для сравнительного анализа были выбраны 3 наиболее представительные выборки испытуемых - русские, кабардинцы и осетины.

Сбор эмпирических данных проводился посредством следующих методов.

1. Анкета, включающая в себя вопросы закрытого типа, направленные на выявление социально-демографических характеристик испытуемых.

2. Методика Л.И. Вассермана, разработанная для оценки социального благополучия личности и уровня ее социальной фрустрированности . Опросник включает список из 20 позиций, касающихся неудовлетворенности разными сферами личностно-средовых взаимоотношений. Опросник содержит 5 основных направлений (шкал) по 4 позиции в каждом, включающими в себя удовлетворенность сферами отношений субъекта - с родными и близкими, с ближайшим социальным окружением; удовлетворенность своим социальным статусом, социально-экономическим положением и образом жизни в целом.

3. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) , направленный на выявление мотивационно-ценностной структуры личности, который включает шкалы жизненных ценностей (развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, достижение, сохранение своей индивидуальности), а также перечень жизненных сфер, в которых эти ценности реализуются (профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, общественная активность, увлечения, физическая активность).

Математико-статистическая обработка данных проводилась в среде SPSS c использованием классических методов математического анализа, включающих в себя процедуры нормализации данных, дисперсионного, корреляционного, факторного и кластерного анализа, а также дискриминантного анализа корректности кластеризации. Для уточнения и содержательного описания психологических различий выборок, связанных с уровнем социальной фрустрированности респондентов, применялись процедуры сравнения значимости различий между выборками испытуемых с использованием T-критерия для независимых выборок, а также метод сравнения M-средних с последующим графическим представлением результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проверка статистических гипотез о неравенстве в уровне отдельных сфер социальной фрустрированности с использованием т-критерия Стьюдента для попарного сравнения трех независимых выборок показала наличие ряда значимых различий между группами в сферах социальной фрустрированности и жизненных ценностей (p < 0,005). В графической визуализации обнаруженных различий показатели, значимо различающиеся в выборках, соотнесены со сравниваемыми группами посредством процедуры расчета M-средних.

Выборки осетинских и кабардинских педагогов характеризуются высокой выраженностью, по сравнению с русскими, фрустрированности возможностей проведения отпуска и досуга, а также высокой неудовлетворенностью уровнем своего материального положения.

Группа педагогов-осетин значимо отличается выраженностью потребности в реализации своих жизненных ценностей, в первую очередь собственной индивидуальности, духовного удовлетворения, развития себя, а также семейных и профессиональных ценностей (в попарных сравнениях с русскими и кабардинцами p = 0,000).

Как видно из рисунка, яркой чертой выборки педагогов-кабардинцев является так же, как и для осетин, неудовлетворенность возможностями выбора формы проведения отпуска и досуга. Представленность в этой выборке показателей терминальных ценностей, оказывающих влияние на потребности и мотивацию личности, совпадает с ценностями русских педагогов по всем пунктам, за исключением одного - значимости ценности собственной индивидуальности (p = 0,0000). Данный результат в целом, согласуется с устоявшимися в социологии и психологии концепциями дихотомии восточной и западной культур и идеей психологических измерений культур . В рамках имеющихся научных данных традиции восточных культур (к которым относится кабардинцы), базируются на ценностях коллективистской культуры; поведение человека определяется принадлежностью к группе, а групповые цели превалируют над индивидуальными.

Выявленные различия между группами русских, кабардинских и осетинских педагогов позволили предположить, что структура связи между различными элементами их социальной фрустрированности имеет специфику, обусловленную этнокультурно. Для проверки этой гипотезы был проведен анализ факторной структуры социальной фрустрированности во всех трех выборках. С целью выявления общей базовой факторной структуры социальной фрустрированности педагогов был проведен факторный анализ данных, полученных на основной выборке испытуемых (N = 247), что позволило выделить 6 факторов, описывающих 61,9 % дисперсии и образующих удовлетворительную факторную структуру.

Показатели социальной фрустрированности и жизненных ценностей в группах русских, кабардинских и осетинских педагогов

В первый фактор (15,1 % объясненной дисперсии) вошли шкалы удовлетворенности возможностью проведения отпуска (0,747), выбора места работы (0,680), проведением досуга (0,664), интегральный индекс фрустрированности (0,583) и удовлетворенность отношениями с друзьями (458). Условно этот фактор был обозначен как «Возможности». Второй фактор (14,2 % дисперсии), обозначенный как «Профессия», включил в себя шкалы удовлетворенности взаимоотношениями с субъектами профессиональной деятельности (0,758), условиями профессиональной деятельности (0,663), содержанием своей работы (0,590) и взаимоотношениями с коллегами (485). Третий фактор, объясняющий 10,2 % дисперсии «Социально-экономический статус», включил в себя шкалы удовлетворенности своим материальным положением (0,748), жилищно-бытовыми условиями (0,710) и положением в обществе (0,524). В четвертый фактор «Семья» (9,1 % совокупности) вошли шкалы удовлетворенности отношениями с детьми (0,729), родителями (0,641), супругом (0,608) и образом жизни в целом (0,555). Пятый фактор «Общественно-политические условия» объясняет 7,2 % дисперсии и представлен шкалами удовлетворенности обстановкой в обществе (0,820), а также сферами медицинского обслуживания(0,581) и услуг (0,460). Шестой фактор - «Образование» - объясняет 6,1 % и включает в себя шкалы удовлетворенности своим образованием (0,785) и отношениями с администрацией (0,521).

Для выявления этно-культурной специфики проявления социальной фрустрированности педагогов был проведен факторный анализ ее показателей отдельно по группам, что позволило зафиксировать ключевые различия в структуре социальной фрустрированности педагогов трех выборок.

Факторная структура русских педагогов представлена шестью факторами (табл. 1). В скобках обозначен процент объясненной дисперсии по каждому из факторов, а также факторный вес показателей.

Для русских педагогов удовлетворенность возможностями выбора (отдыха, досуга, работы) связана с общим уровнем социальной фрустрированности, а также степенью удовлетворенности медицинским и бытовым обслуживанием. Показатель удовлетворенности отношениями с супругом в выборке русских педагогов переместился из фактора «семья» в фактор «общество» и оказался связанным с отношениями с друзьями и удовлетворенностью обстановкой в обществе.

Таблица 1

Факторы социальной фрустрированности русских педагогов (N = 106, объясненная дисперсия 61,6 %)

1 фактор (16 %)

Возможности

→ медицинское обслуживание (0,704)

→ сфера услуг (0,699)

→ возможность проведения отпуска (0,683)

→ общий уровень социальной фрустрированности (0,673)

→ выбор места работы (0,622)

→ проведение досуга (0,537)

2 фактор (11 %)

Экономический статус

→ жилищно-бытовые условия (0,823)

→ положение в обществе (0,731)

→ материальное положение (0,577)

3 фактор (10,5 %)

Профессия

→ условия профессиональной деятельности (0,690)

→ образ жизни в целом (0,558)

→ отношения с субъектами профессиональной деятельности (0,526)

4 фактор (8,6 %)

Окружение

→ отношения с друзьями (0,642)

→ взаимоотношения с супругом (0,640)

→ обстановка в обществе (-0,508)

5 фактор (8 %)

Образование

→ удовлетворенность уровнем образования (0,761)

→ взаимоотношения с администрацией (0,610)

→ взаимоотношения с коллегами (0,479)

6 фактор (7,5 %)

→ взаимоотношения с родителями (0,779)

→ взаимоотношения с детьми (0,719)

Факторная структура социальной фрустрированности в выборке кабардинских педагогов (табл. 2) имеет характерные отличия, объяснимые с позиций психологических измерений культуры , и, в частности, дихотомии индивидуального и коллективного.

Таблица 2

Факторная структура социальной фрустрированности педагогов-кабардинцев (N = 48, объясненная дисперсия 68,2 %)

1 фактор (17,4 %)

Общество

→ взаимоотношения с коллегами (0,752)

→ обстановка в обществе (0,656)

→ взаимоотношения с администрацией (0,655)

→ образ жизни в целом (0,647)

→ удовлетворенность сферой услуг (0,547)

2 фактор (17,3 %)

Профессия

→ условия проф. деятельности (0,826)

→ образование (0,760)

→ положение в обществе (0,745)

→ материальное положение (0,741)

→ взаимоотношение с субъектами профессиональной деятельности (0,541)

3 фактор (14,3 %)

Возможности

→ проведение досуга (0,777)

→ возможность выбора места работы (0,717)

→ возможность проведения отпуска (0,695)

→ медицинское обслуживание (0,673)

4 фактор (12,2 %)

→ отношения с детьми (0,844)

→ отношения с супругом (0,717)

→ отношения с родителями (0,687)

5 фактор (7 %)

→ взаимоотношения с друзьями (0,845)

→ удовлетворенность сферой услуг (--0,419)

В группе кабардинцев, по сравнению с совокупной мультиэтнической выборкой испытуемых, фактор, условно обозначенный как «Возможности», по своей значимости становится третьим, а на первое место в факторной структуре выходит фактор «Общество», включающий в себя показатели системы формальных и профессиональных отношений. Примечательно, что именно в этот фактор оказалась включенной и шкала удовлетворенности образом жизни в целом, выступающая в определенной мере индикативной в определении наиболее значимой сферы потребностей человека.

Анализируя факторную структуру социальной фрустрированности осетинской выборки педагогов, отметим, что она так же, как и кабардинская, несет на себе элементы коллективистической ориентированности потребностей (табл. 3).

Таблица 3

Факторы социальной фрустрированности осетинских педагогов (N = 27, объясненная дисперсия 62 %)

1 фактор (15,8 %)

Общество

→ удовлетворенность медицинским обслуживанием (0,785)

→ материальное положение (0,762)

→ обстановка в обществе (0,689)

→ удовлетворенность сферой услуг (0,598)

→ жилищно-бытовые условия (0,557)

→ проведение досуга (0,520)

2 фактор (15,4 %)

Ближайшее социальное окружение

→ взаимоотношения с детьми (0,840)

→ образ жизни в целом (0,832)

→ взаимоотношения с друзьями (0,648)

→ положение в обществе (0,556)

3 фактор (12 %)

Иерархические отношения

→ взаимоотношения с администрацией (0,752)

→ возможности проведения отпуска (0,714)

→ отношения с супругом (0,471)

→ удовлетворенность образованием (0,470)

→ отношения с родителями (0,427)

4 фактор (10,8 %)

Профессия

→ взаимоотношения с субъектами профессиональной деятельности (0,798)

→ возможность выбора места работы (0,637)

→ условия профессиональной деятельности (0,481)

5 фактор (8 %)

Формальные отношения

→ взаимоотношения с коллегами (0, 798)

→ положение в обществе (-0,555)

Так, первым фактором структуры так же, как и у кабардинцев, выступает фактор «Общество», который характеризует в большей мере формальные системы отношений человека - обстановка в обществе, материальное положение, удовлетворенность медициной и сферой услуг, жилищно-бытовые условия и досуг. Второй фактор отражает потребности, связанные с ближайшим социальным окружением. В частности, в него входят показатели удовлетворенности отношениями с детьми, друзьями, которые тесно связаны с удовлетворенностью своим образом жизни в целом.

Особенность факторной структуры осетинской выборки педагогов - содержание третьего фактора, условно названного «Иерархические отношения». В данный фактор вошли показатели шкал взаимодействия в социальных группах, характеризующихся вертикальными связями - администрация и родители. Примечательно, что в этот же фактор вошли и взаимоотношения с супругом, что может быть объяснено влиянием традиций и патриархальной культуры отношений.

Заключение

Выявление особенностей внутренней факторной структуры социальной фрустрированности педагогов, принадлежащих к различным этническим общностям, позволяет утверждать, что факторы депривации значимых социальных потребностей личности, проявляющие себя в симптоматике социальной фрустрированности, тесно связаны с региональной и этнической культурой, представителем которой является субъект. Этническая и региональная культура, представленная в традициях, обычаях нормативах, задает основной вектор и эталоны субъективного оценивания значимости отдельных составляющих социального пространства индивида и потому может рассматриваться как один из факторов его резистентности к стрессу и деструктивным социальным влияниям.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00882.

Рецензенты:

Плугина М.И., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь;

Соловьёва О.В., д.псх.н., профессор кафедры дефектологии Института образования и социальных наук, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 06.10.2014.

Библиографическая ссылка

Мещерина Н.Г., Власова О.Г., Банщикова Т.Н. ЛИЧНОСТНЫЕ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ ПЕДАГОГОВ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-2. – С. 438-443;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35543 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение

Вывод по главе 1

Вывод по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность изучения этой проблемы определяется жизненной необходимостью поиска всех возможных путей выхода из глубокого всестороннего общественного кризиса, отражающегося в массовой психологии как "крушение надежд", ощущение безысходности, снижение веры в завтрашний день. Также актуальность исследования увеличивающимся объемом требований со стороны работодателей к качественной составляющей работы, а, следовательно, и уровню подготовки и опыта специалистов, ее выполняющих. Условия развития большинства экономических систем, производства, существования рынка труда и организации кадровой политики, развитых и развивающихся, в экономическом плане стран, характеризуется высоким напряжением интеллектуальных, психических и соматических ресурсов человека, в ситуации увеличения объемов собственно производства товаров и услуг.

Проблемой стрессоустойчивости личности в условиях трудовой деятельности занимались такие видные ученые как: Г. Селье (основоположник исследований стресса, как явления), И.М. Сеченов и его последователь И.П. Павлов (исследовавшие данный вопрос в приложении к оптимизации условий трудовой деятельности), К.К. Платонов, Е.А. Климов, В. Вундт, У. Джемс, Т. Кокс, К. Маккей, Р. Лазарус. Данной тематики касались в своих работах так же такие видные исследователи, как А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Б.Г. Ананьев и многие другие.

Цель исследования: изучить особенности проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера человека.

Предмет исследования: особенности проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Гипотеза: у людей с низкой степенью стрессоустойчивости социальной адаптации, проявляется пониженный уровень фрустрированности.

Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2.Разработать эмпирическую программу по проблеме изучения особенностей проявления социальной фрустрации у людей с разной степенью стрессоустойчивости.

.Реализовать эмпирическую программу по проблеме исследования.

.Проанализировать результаты, сделать выводы.

Методы и методики: теоретический анализ, тестирование.

.Определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Раге),

2.Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман).

База исследования: данное исследование проводилось в организации ООО "Веста".

Выборка: в данном исследовании приняло участие 18 человек, в возрасте от 20 до 40 лет.

социальная адаптация фрустрация личность

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации

1.1 Стресс и социальная адаптация как психологический феномены

Термин "стресс" (англ. давление, нажим, напряжение) используется в ряде дисциплин для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации .

Выделяют: физиологический стресс вызывается физиологическими стрессорами. К ним относятся чрезмерная физическая нагрузка, повышенная или пониженная температура, перепады атмосферного давления, затруднения дыхания, болевые стимулы, и тому подобное. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. Психологический стресс - состояние крайне высокого психологического напряжения.

Каков бы ни был стресс: психологический или физиологический, один вид часто служит источником другого - эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмоциональное состояние .

Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса, как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них - когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепции профессионального стресса, социально-психологические теории стресса и многие другие.

Понятие угрозы является основным в концепции Р. Лазаруса, когда он описывает установленный в эмпирических исследованиях сложный комплекс явлений, связанных с поведением человека в трудных условиях. Так, по его мнению, угроза порождает защитную деятельность или защитные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направлены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воздействий и выражаются в различном отношении к последним, например, в отрицании, преодолении ситуации или принятии ее. Природа защитных механизмов зависит как от ситуационных (характер стимула, его локализация, временные характеристики и т.д.), так и личностных факторов (интеллектуальные возможности субъекта, мотивация, прошлый опыт, предпочтение тех или иных защитных реакций, убеждения, удерживающие от некоторых решений и т.д.).Р. Лазарус, однако, не раскрывает, каким образом осуществляется эта зависимость, каковы критерии возникновения того или иного защитного механизма. Важной чертой его концепции является требование учитывать индивидуальный, неповторимый характер структуры личности каждого человека, которая обусловливает различия между людьми в отношении процессов оценки угрозы и преодоления стресса .

Основываясь на теории Р. Лазаруса, можно сделать следующие выводы:

.Личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта;

2.Одна и та же личность одно и тоже событие в зависимости от ситуации воспринимать как стрессогенное и наоборот.

Так, когнитивная теория стресса основана на положениях о ведущей роли в его развитии:

·психического отражения явлений действительности и их субъектной оценке;

·познавательных процессов преобразования информации с учётом значимости, интенсивности, неопределённости событий;

·индивидуальных различий реализации этих процессов в оценке субъективной опасности, степени угрозы стимулов.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Впервые понятие "стресс" было введено Гансом Селье, который считается родоначальником теории стрессов, в 1935-1936 гг. Но само слово еще древнее, оно уходит своими корнями в латинский язык, где имеет значение "затягивать". Так, сквозь современный облик проступает древнее значение слова, достаточно точно отражающее то, что испытывает человек, находясь в определенных, часто неблагоприятных условиях. Начиная с Селье, под стрессом понимается неспецифическая реакция организма в ответ на любые действия (чаще - неблагоприятные) и возросшие требования .

В момент возникновения стрессовой ситуации в организме происходит ряд психофизиологических изменений, что может привести в ряде случаев к расстройствам физической, психической и социальной составляющих целостности человека. Введением понятий "эустресс" и "дисстресс" Селье дифференцировал понимание стресса.

Эустресс - положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам; дистресс - эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований и приводящие к патологическим нарушениям. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был - положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Таким образом, можно отметить, что стресс присущ самой нашей жизни, он - неотъемлемый компонент существования. Полностью избежать стрессов нельзя, но можно научиться управлять стрессовыми ситуациями.

Ганс Селье определил следующие стадии стресса, как процесса:

.непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2.максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

.нарушение адаптационного процесса (стадия истощения) .

; вид взаимодействия личности с социальной средой .

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз ). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.) .

Выделяют две особые формы социальной адаптации: девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения); патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики) .

Среди разнообразия понимания адаптации как социально-психологического процесса можно выделить следующие подходы: адаптация как приспособление, адаптация как удовлетворенность, адаптация как функция развития личности. Первый подход сводит адаптацию к реакции на раздражающее воздействие и рассматривается на уровне упрощенной бихевиористской схемы "стимул - реакция"; второй подход напрямую связывает адаптацию с потребностной сферой человека; третий подход рассматривает адаптацию в структуре внутреннего стремления человека как неотъемлемую функцию. Некоторые авторы, пишущие об адаптации, напрямую соотносят адаптацию с процессом перевода общественных ценностей в ценности личные; другие полагают, что в процессе адаптации человек реализует только те устремления, которые у него уже есть. Есть обобщающий эти взгляды подход, который предполагает в процессе адаптации наличие субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности продуктивно, без внешних и внутренних конфликтов, осуществить профессиональную и жизненную деятельность, удовлетворяя при этом свои "социогенные потребности". В целом в исследованиях по адаптации в настоящее время наметилась интеграционная фаза, стягивающая известные концепции в единую теорию адаптаций .

Главная особенность жизненного процесса адаптации у человека состоит в том, что адаптация возникает, как правило, как вынужденный процесс, источник которого находится вне человека. Дестабилизирующие факторы или проблемная социально-психологическая ситуация нарушают социальную устойчивость, вызывают психическое напряжение, поэтому адаптационный процесс традиционно связывают также с потребностями самосохранения, обеспечения основной деятельности, приведения себя к норме общего развития в балансе личностного и общественного .

В структуру социальной адаптации входят такие компоненты как субъекты (индивиды, адаптанты), факторы (комплекс условий и обстоятельств - политических, правовых, экономических, социально-исторических, культурных, психологических, медико-биологических) и объекты (фрагменты реальности, имеющие непосредственное отношение к субъекту и процессу адаптации). Динамический аспект адаптационного процесса (адаптогенез) предполагает рассмотрение его пространственно-временных характеристик. При этом предлагаются разделения этапов адаптации по качественным основаниям; например, разделение на такие этапы:

) уравновешивание (как стадию взаимной терпимости индивида и среды);

) псевдоадаптацию (как стадию, сочетающую внешнюю приспособленность к обстановке с внутренне отрицательным отношением к ее требованиям и нормам отношения);

) приноровление (как признание основных ценностей новой ситуации, связанное со взаимными уступками);

) уподобление (как результат психологического переориентирования индивида, выраженный в трансформации прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией). Существует и другое разделение, где этапы названы так: ориентировочный (ознакомление со средой), оценочный (интенсивная критическая и отборочная деятельность) и совместимости (преодоление разобщенности вплоть до свободного ориентирования в новой социокультурной среде) .

1.2 Эмоциональное проявление фрустрации личности

Фрустра́ция (лат. frustratio - "обман", "неудача", "тщетное ожидание") - психическое состояние , возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей , или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая .

Фрустрация в психологии - это состояние человека, которое выражается в характерных переживаниях, а также поведении, вызываемое при этом непреодолимыми объективными трудностями, возникшими перед достижением цели или поставленной задачи.

Причинами возникновения фрустрации могут являться:

незаметные для самого человека, но в то же самое время постоянные стрессы <#"center">Вывод по главе 1

Проанализировав литературу по данной теме можно сделать вывод о том, что

организма (или организма в целом).

В психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Фрустрация-это психическое состояние, для которого характерны такие состояния, как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов. Фрустрация возникает по причине невозможности удовлетворения потребностей или несоответствии желаний с имеющимися возможностями. Это явление относят к травмирующим эмоциональным состояниям.

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации

2.1 Описание эмпирической программы

Основной целью в программе исследования стоит изучение особенностей проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Объектом исследования является эмоционально-волевая сфера человека.

Предметом исследования являются особенности проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Программа включает в себя следующие задачи:

) Разработка эмпирической программы по проблеме изучения особенностей проявления социальной фрустрации у людей с разной степенью стрессоустойчивости.

) Реализация эмпирической программы по проблеме исследования.

) Анализ результатов, выводы.

Гипотеза исследования: у людей с низкой степенью стрессоустойчивости социальной адаптации, проявляется пониженный уровень фрустрированности.

Программа исследование включает в себя два метода (теоритический анализ и тестирование). Используются такие методики, как методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс,Раге), экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман).

Выборка составляет 18 человек в возрасте от 20 до 40 лет.

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Методика представляет собой психометрическую шкалу самооценки актуального уровня стресса в течение последнего года. Разработана Holmes и Rahe в 1967 году. Доктора Холмс и Раге изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Отличительной особенностью шкалы является тот факт, что стрессогенность события определяется только интенсивностью переживания, и не имеет знака. То есть болезнь или вступление в брак считаются практически одинаково стрессогенными.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Шкала состоит из перечня травмирующих событий, ранжированных по баллам, определяющим их степень стрессогенности.

Методика диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.

Опросник представляет собой оригинальный исследовательский инструмент, разработанный для оценки социального благополучия, в т. ч. социальной составляющей качества жизни <#"justify">Основными показаниями применения методики являются массовые скриниюовые и плановые психопрофилактические исследования различных контингентов испытуемых, в том числе и организованных популяционных групп населения (педагогов, врачей, рабочих-вахтовиков, военнослужащих и т.п.). В этих случаях применение методики в батарее с другими методами исследования необходимо для уточнения факторов риска нарушений психической дезадаптации в связи со сложными, подчас стрессогенными и патогенными условиями внешней среды или профессиональной деятельности (экологически неблагоприятные или суровые в климато-географическом отношении регионы, напряженная или опасная для здоровья работа и др.).

Методика может с успехом использоваться в клинико-психологической практике на разных этапах: амбулаторной, стационарном, реабилитационно-восстановительном. Основная задача методики при этом - уточнение уровней и содержания социальных факторов (социальных фрустраторов), затрудняющих адаптацию больных различного профиля не только к болезни (ее последствиям), но и социальному прогнозу, оценке перспектив. Методика также может быть полезной для оценки эффективности лечения и качества жизни больных в зависимости от уровней притязаний и субъективной оценки ценности здоровья больными, наличия (или отсутствия) социальной поддержки.

2.2 Описание результатов исследования

Проанализировав результаты исследования по методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге мы получили:

% выборки это люди с высокой степенью стрессоустойчивости. Для них характерна низкая степень стрессовой нагрузки. Энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

% выборки это индивиды с средней (пороговой) стрессоустойчивостью. Для них характерна средняя степень стрессовой нагрузки. Стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в Вашей жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер. Религиозный человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

% выборки респонденты с низкой стрессоустойчивостью (ранимость). Для них характерна высокая степень стрессовой нагрузки. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, в которой до минимума снижен стрессогенный характер. Большое количество баллов (больше 300) - это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Если сумма баллов свыше 300, то вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения. Религиозный человек, как правило, более стрессоустойчив, благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению. См рис 1.

Рис. 1 Результаты по методике Холмса и Раге

Проанализировав результаты по методике диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана мы получили:

% -люди с очень низким уровнем фрустрированности. Для таких людей характерно постепенное снижение активности и эффективности деятельности.

% -люди с пониженным уровнем фрустрированности. Для таких людей характерно безразличие к происходящему, вялость, озлобленность.

% -люди с низким уровнем фрустрированности. Такие люди дают социально желательные ответы. Довольствуются тем, что имеют, не проявляют желание что-либо менять на данный момент. Всячески скрывают свою неудовлетворенность чем-либо. См. рис 2.

Рис. 2 Результаты по методике Л.И. Вассермана

Сопоставив результаты по методике 1 и методике 2 мы получили следующие данные.

Можно сказать, что у людей с высокой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется очень низкий уровень фрустрированности (50%). Для таких людей характерна низкая степень стрессовой нагрузки, также присутствует снижение активности и эффективности деятельности. В равной степени проявляются неопределенный уровень фрустрированности (12,5%) - это говорит о том, что для этих людей характерно проявление агрессии, которая имеет различную направленность, и низкий уровень фрустрированности (12,5%) - это говорит о том, что для таких людей характерно скрывать свою неудовлетворенность, прятать за чем-либо. Пониженный уровень фрустрированности проявляется у 25% выборки. Это означает, что эти люди безразличны к происходящему вокруг себя, вяло реагируют на что-либо.

У людей со средней степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется очень низкий уровень фрустрированности (60%). Эти люди предпочитают среднюю степень стрессовой нагрузки. При этом интенсивность деятельности снижается. В равной степени проявляется пониженный (20%) - характеризуется безразличием, нежеланием, озлобленностью, и низкий (20%) уровни фрустрированности - такие люди довольствуются тем, что имеют здесь и сейчас, их устраивает все. Неопределенный уровень фрустрированности не проявляется (0%). Отсутствуют люди, с средней степенью стрессоустойчивости, проявляющие агрессию.

У людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации в большей степени проявляется пониженный уровень фрустрированности (60%). Для этих людей свойственно тратить всю свою энергию на борьбу с негативными эмоциями и состояниями. У таких людей присутствует озлобленность к окружающим, отсутствие активности, безразличие ко всему происходящему. В равной степени проявляется неопределенный уровень фрустрированности (20%) - проявление различных сторон агрессии, и очень низкий уровень фрустрированности (20%) - снижение продуктивности деятельности. Низкий уровень фрустрированности не проявляется. У людей с низкой степенью стрессоустойчивости отсутствует нежелание что-либо изменять в своей жизни, скрывать свою неудовлетворенность чем-либо. (см. таблицу).

Таблица 1

Уровень проявления фрустрированности в подгруппах с разными уровнями стрессоустойчивости.

Пониженный уровень фрустрированности %Неопреде-ленный уровень фрустри-рован-ности %Низкий уровень фрустри-рован- ности % Очень низкий уровень фрустрированности %Низкий уровень стрессоустойчивости 60 20 0 20 Средний уровень стрессоустойчивости2002060Высокий уровень стрессоустойчивости2512,512,550

Таким образом, мы получили, что для людей с низкой степенью стрессоустойчивости характерна высокая степень стрессовой нагрузки. Личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Также у людей с низкой степенью стрессоустойчивости преобладает пониженный уровень фрустрированности.

Следовательно, наша гипотеза о том, что у людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации проявляется пониженный уровень фрустрированности подтверждена. Задачи решены, цель исследования достигнута.

Вывод по главе 2

Таким образом, целью нашего исследования было изучение особенностей проявления социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации.

Мы составили эмпирическую программу по проблеме исследования, в которую вошли 18 респондентов. Они были протестированы такими методиками, как определение стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, а также экспресс - диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.

Мы выявили различные типы стрессоустойчивости личности (выкая, средняя, низкая).

Большинство исследуемых обладают высокой степенью стрессоустойчивости. В общих чертах, высокая стрессоустойчивость позволяет не так остро реагировать на различного рода оскорбления, провокации на агрессию и т.д. Благодаря такому качеству можно не только добиться своих целей, но и сохранить здоровье. Энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Средняя и низкая степень стрессоустойчивости обладает у исследуемых в равных пропорциях.


Заключение

Проанализировав литературу по теме исследования мы выявили что:

Стресс - совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз , а также соответствующее состояние нервной системы организма.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды ; вид взаимодействия личности с социальной средой.

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Фрустрация-это психическое состояние, для которого характерны такие состояния, как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов. Фрустрация возникает по причине невозможности удовлетворения потребностей или несоответствии желаний с имеющимися возможностями. Это явление относят к травмирующим эмоциональным состояниям (или организма в целом).

Составив эмпирическую программу по проблеме исследования мы провели эксперимент в ходе котороговыявили различные типы стрессоустойчивости личности (выкая, средняя, низкая).

Большинство исследуемых обладают высокой степенью стрессоустойчивости. Она позволяет не так остро реагировать на различного рода оскорбления, провокации на агрессию и т.д. Благодаря такому качеству можно не только добиться своих целей, но и сохранить здоровье. Энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

В ходе диагностики мы выявили различные уровни проявления фрустрированности личности (очень низкий, пониженный, низкий, неопределенный).

Большинство исследуемых обладает очень низким уровнем фрустрированности. Для них характерно постепенное снижение активности и эффективности деятельности.

Также во время проведения диагностики определения уровня фрустрированности личности у преобладающего типа стрессоустойчивости личности определился пониженный уровень фрустрированности.

Таким образом, наша гипотеза что у людей с низкой степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации проявляется пониженный уровень фрустрированности подтверждена.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. / Г.С. Абрамова - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2003. - 496 с.

Абульханова К.А. Стратегия жизни. / К.А. Абульханова - 5-е изд., перераб. - М.: Мысль, 2000. - 299 с.

Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник. / А.Г. Асмолов - 10-е изд., перераб. - М.: Смысл, 2001. - 401 с.

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. / А.Г. Асмолов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Смысл, 2001. - 160 с.

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности (в норме и отклонения) / Г.М. Бреслав - 9-е изд., перераб. - М.: Знание, 2006. - 126 с.

7. Булкин В.А. Педагогическая диагностика при управлении тренировочным процессом / В.А. Булкин, Е.Н. Ершова - 11-е изд., перераб. - М.: Знание, 2006. - 337 с.

Волкова С.Ю. Влияние уровня тревожности на оценку времени. / С.Ю. Волкова - 4-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 200с.

9. Гозмаи Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман - 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2004. - 175с.

Дэвид Ли. Практика группового тренинга / Ли. Дэвид - 9-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2007. - 227 с.

11. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов - 4-е изд., перераб. - СПб.: Речь, 2005 г. - 20с.

12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов - 3-е изд., перераб. - СПб.: ВМИИ, 2008. - 212 с.

13. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы / Т.В. Корнилова - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 208 с.

Ли Д. Практика группового тренинга. / Д. Ли - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

15. Носс И.Н. Психодиагностика / И.Н. Носс - 2-е изд. - М.: Смысл, 2009. - 320 с.

Обозов Н.Н. Психология взрослого человека / Н.Н. Обозов - 9-е изд., перераб. - СПб.: Речь, 2002. - 112 с.

Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов - 14-е изд., перераб. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

Приложения

Приложение 1

Результаты по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

№Высокая сопротивляемость стрессуСредняя сопротивляемость стрессуНизкая сопротивляемость стрессуРеспондент 1+Респондент 2+Респондент 3+Респондент 4+Респондент 5 +Респондент 6+Респондент 7+Респондент 8+Респондент 9+Респондент 10 +Респондент 11+Респондент 12+Респондент 13+Респондент 14+Респондент 15+Респондент 16+Респондент 17 +Респондент 18+


Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Социальная фрустрированность - это вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением индивида в социальных иерархиях. Предлагаемый опросник фиксирует степень неудовлетворенности личности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Испытуемым предлагается оценить тестовый материал в соответствии со следующей шкалой: 0 - полностью удовлетворен; 1 - скорее удовлетворен; 2 - затрудняюсь ответить; 3 - скорее не удовлетворен; 4 - полностью не удовлетворен. Эти оценки соответствуют количеству начисляемых за каждый ответ баллов.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Удовлетворены ли вы?..

  • 1. Своим образованием.
  • 2. Взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе).
  • 3. Взаимоотношениями с администрацией на работе.
  • 4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т.п.).
  • 5. Содержанием своей работы в целом.
  • 6. Условиями профессиональной деятельности (учебы).
  • 7. Своим положением в обществе.
  • 8. Материальным положением.
  • 9. Жилищно-бытовыми условиями.
  • 10. Отношениями с супругом (супругой).
  • 11. Отношениями с детьми.
  • 12. Отношениями с родителями.
  • 13. Обстановкой в обществе (государстве).
  • 14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
  • 15. Сферой услуг и бытового обслуживания.
  • 16. Сферой медицинского обслуживания.
  • 17. Проведением досуга.
  • 18. Возможностью проводить отпуск.
  • 19. Возможностью выбора места работы.
  • 20. Своим образом жизни в целом.

Сумма набранных баллов делится на 20 (число вопросов)- По каждому пункту определяется уровень социальной фрустрированности:

  • 3,5 -4 балла - высокий уровень;
  • 3,0-3,4 балла - повышенный уровень;
  • 2,5-2,9 балла - умеренный уровень;
  • 2,0-2,4 балла - неопределенный уровень;
  • 1,5-1,9 балла - пониженный уровень;
  • 0,5-1,4 балла - очень низкий уровень;
  • 0-0,5 балла - фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.

Диагностика переживания одиночества (Е. Е. Рогова)

Деятельность педагога постоянно протекает среди людей, однако внутренне учитель может ощущать себя непричастным к окружающим. В этом случае можно говорить о возникновении переживания одиночества. Ощущение одиночества сопровождается раздражением, отчуждением, депрессией. Оценить уровень переживания одиночества поможет опросник, разработанный Е. Е. Роговой.

Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства его личности. Варианты ответов: "да", "нет".

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Иногда я сомневаюсь, действительно ли моим знакомым интересно то, что я говорю.
  • 2. С детства я окружен заботой и лаской.
  • 3. Я тяжело переживаю свое одиночество.
  • 4. Я стараюсь избегать оставаться в одиночестве.
  • 5. К сожалению, меня не понимают в кругу моих знакомых.
  • 6. Бывает, я чувствую, что я один на всей земле.
  • 7. В детстве я обычно играл один.
  • 8. Одиночество для меня безрадостно и неприятно.
  • 9. У меня есть компания, в которой я могу развлечься и отдохнуть.
  • 10. Одинокому человеку не на что надеяться в нашем обществе.
  • 11. Мне иногда хочется, чтобы рядом был человек, на которого можно опереться.
  • 12. Никому в действительности нет до меня дела.
  • 13. Одиночество, как правило, доставляет мне радость, а не огорчение.
  • 14. Если я захочу, то легко попадаю в любую компанию.
  • 15. Я точно знаю, что в трудную минуту окружающие поддержат меня.
  • 16. Иногда я чувствую себя изолированным от других.
  • 17. Мои близкие тонко чувствуют мое состояние и настроение.
  • 18. Мне одиночество больше напоминает серое пасмурное утро, чем солнечное ясное утро.
  • 19. Если есть возможность, то я предпочитаю все делать сам.
  • 20. Я чувствую, что я полезен и необходим окружающим.
  • 21. Бывает, мне хочется побыть одному.
  • 22. Люди вокруг меня, но не со мной.
  • 23. Находясь в одиночестве, я чувствую себя хорошо.
  • 24. Мне проще прочесть о том, что меня интересует в книге, чем узнать об этом у друзей.
  • 25. Вся моя жизнь бесполезна.
  • 26. Случается, что я не разделяю взглядов окружающих.
  • 27. Часто я чувствую себя покинутым.
  • 28. Мне скучно и неинтересно среди сверстников.
  • 29. Я не люблю откровенничать даже с очень близкими людьми.
  • 30. Мне не хватает поддержки людей, которые бы меня понимали.
  • 31. Временами у меня возникают проблемы в общении с окружающими.
  • 32. К сожалению, я часто не вписываюсь в компанию.
  • 33. Когда я испытываю чувство одиночества, мне нелегко его преодолеть.
  • 34. Общению с людьми я предпочитаю уединение.
  • 35. У меня нет друзей, с которыми бы меня связывали общие интересы и увлечения.
  • 36. Порой меня выбивает из колеи то, что я не имею возможности реализовать свои планы и замыслы.
  • 37. Мне всегда не хватало по-настоящему хорошего друга.
  • 38. Я чувствую себя несчастным, будучи отверженным другими.
  • 39. Мне всегда хотелось вести дневник.
  • 40. У меня много единомышленников.
  • 41. Обстоятельства могут сложиться так, что я окажусь одинок.
  • 42. Родители одобряют меня в моем выборе друзей.
  • 43. Для меня невыносимо быть в одиночестве.
  • 44. Лучший отдых для меня - чтение книги.
  • 45. Думаю, что окружающие не готовы понять и принять мои высказывания.
  • 46. Не в каждой группе я чувствую себя своим и желанным.
  • 47. Я постоянно ощущаю себя одиноким.
  • 48. Мне не нравится заниматься каким-либо делом в одиночку.
  • 49. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
  • 50. Мне кажется, что окружающие сами часто не знают и не понимают, чего они хотят от меня.

КЛЮЧ

одиночества

Номер вопроса и вариант ответа

Временное

(ситуативное)

Постоянное

Эмоциональное

Поведенческое

Когнитивное

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Полученные результаты сопоставляются с ключом. За каждое совпадение прибавляется I балл. Максимальное количество по каждому виду одиночества - 10 баллов. Различают следующие уровни переживания одиночества:

  • 10 -7 баллов - высокий уровень;
  • 6-4 балла - средний (адаптивный) уровень;
  • 3-0 баллов - низкий уровень.

Временное одиночество - наиболее распространенная форма такого состояния, относящаяся к кратковременным приступам одиночества. Реже наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть близкого человека или разрыв каких-либо отношений (при этом одинокий индивид после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество).

Постоянное одиночество развивается, когда в течение длительного времени индивид не может установить удовлетворяющих психосоциальных связей.

Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной привязанности с каким-либо лицом или разрыва подобных эмоциональных связей, если таковые уже были (положительные или отрицательные эмоции, связанные с переживанием одиночества; принятие или неприемлемость одиночества для индивида). Такое одиночество может возникать при эмоциональной холодности родителей и окружающих взрослых, отвержения со стороны сверстников.

Поведенческое одиночество проявляется в конфликте, потере связи с окружающими, отсутствии доступного круга социального общения (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности, невключенность в референтную для индивида группу). Такое одиночество может выражаться как активно (стремление, избегание), так и пассивно.

Когнитивное одиночество - состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации (внутреннее ощущение одиночества, опустошенности). Оно может быть следствием резкой смены приоритетных установок во взаимоотношениях с окружающими, несовпадения интересов, взглядов.

Методика диагностики невроза (К. Хек, X. Хесс)

Методика предназначена для экспресс-диагностики вероятности невроза у испытуемого. Обследуемому предлагается ознакомиться с суждениями и ответить на них "да" или "нет".

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. Я внутренне напряжен.
  • 2. Я часто так сильно во что-то погружен, что не могу заснуть.
  • 3. Я чувствую себя легкоранимым.
  • 4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  • 5. Часто без особых причин у меня возникает чувство безучастности и усталости.
  • 6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  • 7. Меня часто преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя я стараюсь от них избавиться.
  • 8. Я довольно нервный.
  • 9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  • 10. Я довольно раздражительный.
  • 11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  • 12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  • 13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  • 14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  • 15. Мне бывает то радостно, то грустно без видимых причин.
  • 16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  • 17. Мое настроение легко изменить.
  • 18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  • 19. Я хотел бы быть таким же счастливым, какими кажутся другие.ноли.
  • 20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  • 21. Мое настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее.
  • 22. Иногда я испытываю чувство страха даже при отсутствии реальной опасности.
  • 23. Критика или выговор меня очень ранят.
  • 24. Временами я бываю так беспокоен, что даже не могу усидеть на одном месте.
  • 25. Иногда я слишком сильно беспокоитесь из-за незначительных вещей.
  • 26. Я часто испытываю недовольство.
  • 27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  • 28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  • 29. Большей частью я счастлив.
  • 30. Я недостаточно уверен в себе.
  • 31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным.
  • 32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  • 33. Я много копаюсь в себе.
  • 34. Я страдаю от чувства неполноценности.
  • 35. Иногда у меня все болит.
  • 36. У меня бывает гнетущее состояние.
  • 37. У меня что-то с нервами.
  • 38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  • 39. Самая тяжелая борьба.для меня - это борьба с самим собой.
  • 40. Иногда я чувствую, что трудности велики и непреодолимы.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл. Сумма баллов более 24 говорит о высокой вероятности невроза.

Шкалы: социальная фрустрированность

Назначение теста

Инструкция

Вам предлагается опросник, который фиксирует степень вашей неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.

Прочтите каждый вопрос и укажите наиболее подходящий ответ в цифрах: полностью удовлетворен (0 баллов), скорее удовлетворен (I балл), затрудняюсь ответить (2 балла), скорее не удовлетворен (3 балла), полностью не удовлетворен (4 балла).

Тест

Удовлетворены ли вы:

1. Своим образованием.
2. Взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе).
3. Взаимоотношениями с администрацией на работе.
4. Взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной деятельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.).
5. Содержанием своей работы в целом.
6. Условиями профессиональной деятельности (учебы).
7. Своим положением в обществе.
8. Материальным положением.
9. Жилищно-бытовыми условиями.
10. Отношениями с супругом(ой).
11. Отношениями с детьми.
12. Отношениями с родителями.
13. Обстановкой в обществе (государстве).
14. Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
15. Сферой услуг и бытового обслуживания.
16. Сферой медицинского обслуживания.
17. Проведением досуга.
18. Возможностью проводить отпуск.
19. Возможностью выбора места работы.
20. Своим образом жизни в целом.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка данных

По каждому пункту определяется (в баллах) уровень фрустрированности. Высчитывается набранная сумма баллов и делится на 20 (число вопросов).

Интерпретация результатов

Если испытуемый набирает:

3,5-4 балла, то у него очень высокий уровень социальной фрустрированности;
. 3,0-3,4 балла - повышенный уровень фрустрированности;
. 2,5-2,9 балла - умеренный уровень фрустрированности;
. 2, 0-2,4 балла - неопределенный уровень фрустрированности;
. 1,5-1,9 балла - пониженный уровень фрустрированности;
. 0,5-1,4 балла - очень низкий уровень;
. 0-0,5 балла - фрустрированность отсутствует или почти отсутствует.