Известное крестьянское восстание в эпоху тан возглавлял. Классическая культура китая империя тан. Династия Тан как образец сяокан


Падение империи Хань на рубеже II-III вв. повлекло за собой глубокие перемены. Рушился имперский порядок - устоявшийся за предшествующие четыре столетия тип государственного и социального устройства, который отождествлялся с понятием цивилизации как таковой.

В политической сфере вехами процесса распада были: утрата императором к последним годам II в. реальной власти, установление контроля местных лидеров и полководцев над отдельными районами страны, постоянные междоусобицы. Современники воспринимали это как наступление хаоса, "смутного века", начало "всеобщей ненависти и вражды". С падением дома Хань было утрачено и номинальное единство. На просторах прежней империи образовались три противостоявших друг другу государства: Вэй (иначе - Цао Вэй, 220-265), охватывавшее большую часть Северного Китая от Дуньхуана на западе до Ляодуна на востоке и междуречья Хуайхэ и Янцзы на юге; Шу (иначе - Шу-Хань, 221-263), охватывавшее Сычуань, южные районы Ганьсу и Шэньси, большую часть Юньнани и Гуйчжоу, а также запад Гуанси; У (222-280) в юго-восточных районах бывшей империи. Основатели этих государств пытались организовать управление по имперским образцам: поддерживать представление о сакральности правителя, сохранять названия имперских правительственных учреждений, соответствующий ритуал и т.д. Но их власть приближалась скорее к военной диктатуре, чем к прежним нормативам. Режим жесткой личной власти опирался прежде всего на армии. Причем армии, подчиненные непосредственно правителям. Появление такого рода "личных" армий - характерное явление описываемой эпохи перемен.

Ко времени Троецарствия (220-280) произошли глубокие структурные изменения и на уровне местной власти. Длительные внутренние войны привели к тому, что вместо имперской чиновной администрации преобладающее положение на местах захватили военные и политические вожаки из провинциальной элиты. Сохранившие же позиции главы областей и округов также обзавелись "собственными войсками" и часто присваивали все собираемые с населения налоги. Центральная власть в Вэй (а позже и в других царствах) попыталась изменить такое положение с помощью новой системы отбора чиновников на государственную службу - присвоения "деревенских категорий". Специальные уполномоченные должны были оценивать достоинства кандидатов на местах по особым "категориям", что заменило бы прежнюю практику рекомендаций. Однако эта система не была эффективной и быстро переродилась в чистую формальность, используемую местной элитой для выдвижения своих представителей на чиновные должности.

Опора на армию, на группировку связанных с правителем личными узами людей вкупе с ростом регионализма на местах порождали характерную для всех трех царств непрочность режимов. Внутренняя нестабильность трех царств усугублялась постоянными войнами между ними.

Это "затопление" страны иноземцами нельзя рассматривать как случайность Оно было связано с описываемым разложением и падением здесь имперского порядка. К 316 г. цзиньские войска были разгромлены шаньюем (вождем) сюнну Лю Юанем, столица пала, император попал в плен к сюнну. Власть Цзинь на севере страны перестала существовать. Она сохранилась лишь в центральных и юго-восточных районах, где один из отпрысков правящего дома был провозглашен императором, по сути, новой империи - Восточной Цзинь (317 г.). С этого момента политическая история страны в течение двух с половиной веков протекает в условиях разделения страны на северную и южную части. Это обособление становится одним из стержневых моментов истории Китая в IV-VI вв. Оно продолжало сказываться на всем последующем развитии страны.

В политическом плане отмеченное разделение проявилось наиболее ярко. Север страны, т.е. пространства от Дуньхуана до Шаньдуна, превращается в арену вражды быстро сменяющих друг друга царств и мини-империй, основывавшихся, как правило, некитайскими племенами и народами. В начале IV в. их насчитывалось семь. Апогей раздробленности наступает в 384 - 409 гг., когда здесь возникло 12 различных государств. Основатели этих царств в большей или меньшей степени копировали в своих владениях китайский государственный аппарат и опирались в организации управления на китайских советников. Но в то же время эти правители пытались сохранить для своего племени или подчиненного им кочевого народа особое положение, регулируемое трансформирующейся родовой традицией. Отсюда часто возникала двухслойность управления. Эти властители, по сути, оставались, несмотря на все перенимаемые ими китайские аксессуары (от титулов до одежды, утвари дворцов и быта), военными предводителями или вождями племен. Состояние, близкое к политическому хаосу, сохранялось на севере до 30-х годов V в. Положение на юге страны в IV - начале V в. было не столь драматично. Но следует учитывать, что Восточная Цзинь первоначально охватывала треть территории прежней Цзинь, причем именно окраинные области. Борьба северных аристократов, бежавших на юг из-за постоянных войн, и представителей местных китайских влиятельных кланов пронизывает всю историю Восточной Цзинь. Эта распря ослабляла двор и государство, опять-таки вела к милитаризации страны, к усилению роли армии во внутриполитической жизни. У влиятельных кланов были свои вооруженные отряды. Распри и междоусобицы, восстания и смены придворных клик шли почти беспрерывно

Династия Тан

( 618-907 н.э.). С приходом к власти в 618 н.э. династии Тан начался один из самых славных периодов в китайской истории. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии - Гаоцзу и его сына Тайцзуна позволили восстановить империю. Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая, к императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западноазиатские государства. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии.

В те времена Китай считался не только самой мощной, но и самой гостеприимной державой в мире. Религиозные деятели и философы, вынужденные покинуть родину, находили в Китае убежище и покровительство со стороны императора. Не только религии, распространенные в Персии, но и одна из христианских сект, а именно несторианская церковь, приобрела в Китае немало последователей. Буддисты из Кореи и Японии регулярно совершали паломничество к святым местам в Китае.

Танская эпоха была свидетельницей расцвета китайского искусства и литературы. Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие сами проявляли творческие способности.

Экономические и административные нововведения династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. Был введен в действие новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни. Наиболее значимым достижением стала созданная в Танскую эпоху правовая система, которая в конечном счете порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства.

Вместе с тем первым танским императорам не удалось установить полный контроль над армией. Сильные императоры еще пользовались лояльностью военачальников, однако ослабление трона позволило приграничным сатрапам распространить военную власть на местную гражданскую администрацию. В 755 н.э. один из командующих, согдиец по происхождению, почти уничтожил императорскую династию. Это был Ань Лушань, положивший конец правлению императора Сюаньцзуна и нанесший серьезный урон престижу императорской власти. В стране началась длительная гражданская война, и в целях восстановления династии императорам пришлось опираться на войсковых командиров, а также на наемные войска, состоявшие из иностранцев преимущественно тюркского происхождения.

Изменение политического климата совпало с переменами в административной системе, которые часто рассматриваются как важная эпоха в истории Китая. Города, бывшие прежде административными центрами, превратились в арену деятельности растущего класса буржуазии, который завоевал экономические позиции в результате расширения производства и торговли. Попытки двора сохранить контроль хотя бы над внешней торговлей путем создания в главных торговых портах инспекционных контор, обслуживаемых евнухами, потерпели неудачу. Частные торговцы быстро научились обходить или даже прибирать к рукам эти учреждения.

Позиции двора ослабевали, а могущество местных военных лидеров продолжало расти. Итогом этого процесса стали восстания и мятежи, которые в конечном счете привели к крушению династии Тан. Одним из них, охватившим обширную территорию и получившим наибольшую известность, было восстание под руководством Хуан Чао, который во второй половине 9 в. провозгласил себя императором и разграбил торговый город Кантон, уничтожив при этом более 100 тыс. обосновавшихся в нем арабов. Один из местных военачальников убил танского императора (это событие обычно относят к 906 н.э.), принудил наследника отречься от престола и основал новую династию - Лян. Последняя, как и несколько последующих династий, правила страной недолго, в течение т. н. периода "Пяти династий", когда число военных группировок, претендовавших на трон, доходило до 20.

Контакты с Западом во время династии Тан

Вплоть до современной эпохи в китайской истории не было периода, когда страна в такой степени оказалась бы открыта иностранному влиянию, как при танской династии. После монгольского завоевания в Китай пришло немало чужестранцев - как поселенцев, так и наемников, но все они в глазах китайцев были захватчиками, которых одновременно боялись и презирали. Их влияние оказалось кратковременным и преходящим, ибо ему сопротивлялась большая часть нации. Танский же двор приветствовал иностранцев, интересовался чужими религиями и обычаями и раскрывал двери перед миссионерами и путешественниками с Запада. Поэтому и искусство, и мысль танской эпохи находились под воздействием тех народов, с которыми Китай поддерживал отношения. Эта эпоха была свободной от бремени "китайской исключительности".

Танские императоры, уверенные в своем прочном положении и в своей способности отразить агрессию, не считали иностранное проникновение угрозой государству. Царивший тогда дух любопытства и терпимости определял благосклонное отношение к религиозным и художественным течениям, приходившим из-за рубежа. Вплоть до последних дней династии двор поддерживал дипломатические отношения с крупными державами Западной Азии. Торговцы и священнослужители из этих стран легко проникали во все уголки танской империи.

При Тан мир стал гораздо лучше известен китайцам и более доступен. То, о чем при Хань знали лишь понаслышке или благодаря отдельным опасным экспедициям, теперь стало хорошо знакомым. На улицах Чанъани можно было встретить самых разных людей - от обитателей Сибири до жителей южноиндийских джунглей, а также греков, арабов, персов и японцев. Япония, о которой в ханьские времена едва знали, по - прежнему оставалась малоизвестной, хотя она стала направлять посольства в Китай и с энтузиазмом заимствовать культуру и политические институты танской империи. Южные земли: Индокитай, острова Ост-Индии, Цейлон да и сама Индия, до которых в ханьские времена добирались нечасто, стали обычными маршрутами для китайских торговцев и буддийских паломников, искавших святыни и санскритские тексты. Индия, пожалуй, была в ту эпоху лучше известна китайцам, чем в ходе всей последующей и традиционной истории. Чанъань поддерживала дипломатические контакты со многими государствами севера Индии и не единожды вмешивалась в индийские дела. Пока в самом Китае танская династия набирала силу, великие события изменили карту Западной Азии. Битва при Нехавенде в 642 году решила судьбу Персии, павшей под мусульманским натиском. Китайцы знали Персию уже очень давно. Сасанидская империя и северокитайская династия Вэй поддерживали тесные отношения. Великой империи, единственной, успешно соперничавшей с Римом, суждено было уступить место Омейядскому халифату, принесшему мусульманскую веру в сердце Центральной Азии. Эти события напрямую касались Китая, ибо танская империя на западе доходила до границ персидского государства.

На западе мир заканчивался для китайцев "царством Фулинь" - Византийской империей. Китайцы знали эту страну очень хорошо, во всяком случае лучше, чем греки знали их самих. Танские историки зафиксировали четыре византийских посольства между 643 и 719 годами, когда на Византию впервые обрушились армии арабских халифов. Не может быть сомнений, что эти посольства ставили целью сподвигнуть китайцев на войну с мусульманами. Насколько двор заинтересовался этим, остается невыясненным. Танские армии не пошли против арабов, но возможно, что греки переняли у китайцев некоторые технические знания, ведь Китай в то время шел в своем развитии впереди западного мира. В 643 году, когда в Китае правил Тай-цзун, в Чанъань пришло посольство от "Бодэли, царя Фулиня", и предложило красное стекло и золотую пыль. В то время императором Восточной Римской империи был Констанций II, еще ребенок. "Бодэли" - явно не его имя. Предполагается, что транскрипция передает слово "патриарх". В таком случае миссия должна была быть духовной. Но китайские историки однозначно утверждают, что посольство было послано царем. Нити управления Византийской империей находились тогда в руках военачальников, носивших титул "патриций". Поэтому более вероятно, что именно один из этих полководцев и отправил миссию в Китай, а "бодели" - транскрипция "патриция". Китайское название Византийской империи "Фулинь" произошло от "Византии", ибо в произношении VII века "Фулинь" звучало как "Бутцзан".

В танских историях есть раздел, посвященный Фулинь, который, хотя и включает частично ханьское описание Дацинь (Римской империи), но дополняет его новыми сведениями, полученными от этих посольств или же от других путешественников. В истории нет свидетельств того, что какое-нибудь китайское посольство достигало Константинополя. Отрывки из таких описаний скорее напоминают наблюдения уличной жизни города, чем отчет посла: "Фулинь - это древний Дацинь. Находится на берегу Западного моря. На юго-востоке граничит с Персией, на северо-востоке - с землями западных тюрков. В государстве много городов и людей. Стены, окружающие столицу, выложены из гладких камней, а в городе живет более 100 тысяч семей. Ворота высотой в 200 футов полностью покрыты бронзой. В императорском дворце есть золотая фигура, которая каждый час бьет в колокол. Дома украшены стеклом, хрусталем, золотом, костью и ценным деревом. Крыши плоские и сделаны из извести. В летнюю жару водяные машины поднимают воду а крышу. Вода льет сверху перед окнами, подобно дождю. Царю в управлении помогают двенадцать министров. Когда царь покидает дворец, за ним следует человек с сумкой, куда каждый может положить прошение. Мужчины остригают волосы и носят раскрашенные одежды, оставляющие правую руку открытой. Женщины заплетают волосы в форме короны. Народ Фулинь ценит богатство, любит вино и яства. Каждый седьмой день никакую работу делать нельзя.

Это описание, явно составленное на основе наблюдений очевидца, является, к сожалению, единственным в танских записях рассказом о европейских народах. Любопытно, что ничего не говорится о религии греков, хотя в то время китайцы знали о христианстве немало. Путешественник, побывавший в Константинополе, едва ли знал причину, по которой жители "каждый седьмой день не работают".

Первые сведения об исламе были принесены в Китай посольством Йездигерда III, последнего сасанидского царя Персии, пришедшим в Чанъань в 638 году. Персидский правитель, отчаянно защищая последний уголок своей империи - Мерв, обращался к Китаю с просьбой помочь в борьбе с арабами. Тай-цзун не откликнулся на просьбу, полагая, что его собственное государство, лишь недавно очнувшееся после гражданских войн и набегов тюрков, слишком нуждается в мире, а Персия слишком далека, чтобы посылать туда армию. Тем не менее, не получивших военной помощи персов готовы были принять как беженцев. Фируз, сын Йездигерда, которого китайцы продолжали называть царем, прибыл в Чанъань в 674 году, когда арабы полностью захватили его родину. Он был обласкан при дворе и сделан генералом императорской гвардии. Некоторое время спустя он умер в Чанъани. Его сын Ни Ни-ши (известно только китайское имя) также жил в Чанъани и упоминается в историях. Персидским беженцам разрешалось строить храмы и исповедовать зороастрийскую веру, процветавшую среди диаспоры долгие годы. От этих беженцев и, возможно, от китайских путешественников двор узнал о мусульманстве и об исповедующих его арабах. Аравия называлась "Даши", от персидского "Тази".

"Даши, - сказано в "Синь Тан шу", - ранее была частью Персии. У людей там большие носы и черные бороды. Они носят серебряные мечи на серебряном поясе. Они не пьют вина и не слушают музыку. Женщины у них - белые и скрывают лицо, когда выходят из дома. Большие залы для поклонения вмещают несколько сот человек. Пять раз в день они молятся божеству Неба. Каждый седьмой день их правитель, сидя на возвышении, обращается к подданным: "Погибшие в бою возродятся в раю. Храбро сражающиеся обретут счастье". Поэтому они - очень храбрые воины. Земля скудная, и на ней не вырастишь урожая. Они охотятся, едят мясо и собирают мед среди скал. Их жилища похожи на верхи повозок. Виноград там порой вырастает с куриное яйцо. В период Да-е правления династии Суй (605-616) один человек из западного народа (ху), персидский подданный, пас овец в горах недалеко от Медины. Человек-лев сказал ему: "К западу от этой горы, в пещере, есть меч и черный камень (черный камень Кабы) с белыми письменами. Кто обладает этими двумя, правит миром". Человек пошел туда и нашел то, что было предсказано. Буквы на камне говорили: "Подними". Он взял камень и провозгласил себя царем. Его соплеменники пытались сопротивляться, но он победил их всех. Затем Даши стало могущественно. Оно уничтожило Персию, нанесло поражение царю Фулиня, вторглось в Северную Индию и напало на Самарканд и Ташкент. Их империя простирается от юго-западного моря до наших западных границ".

Вскоре эти сведения дополнились непосредственным контактом с новой державой. Между 707 и 713 годами Кутайба, полководец халифа Валида, начал завоевание Центральной Азии и Афганистана, бывших, как то доказывает путешествие Сюань - цзана, буддийскими. Самаркандское и Бухарское царства, а также западные тюрки обратились за помощью к Китаю. Центральноазиатские государства признавали сюзеренитет Чанъани или же спешили это сделать перед лицом неминуемого мусульманского вторжения. Танский двор только что пережил последовавшие за смертью У-хоу волнения, поэтому новый император Сюань-цзун был более расположен принять предложение арабского посла о мире, чем слушать соседей. В 713 году ко двору прибыли посланники халифа и были любезно приняты, несмотря на то, что гордые чужеземцы отказались выполнить ритуал "кэу тоу", "простирания ниц", который был положен по китайскому этикету всем в присутствии императора. Мусульмане заявили, что они падают ниц только перед Богом, а в присутствии царя лишь кланяются. Мудро решив, что "придворные церемонии во всех странах различны", император все же принял их. Более тысячелетия спустя манчжурский двор отказал в такой же милости английскому послу, лорду Амхерсту, что и положило конец его миссии. Арабы не хотели, чтобы Китай помогал центральноазиатским государствам, и, были ли китайцы слишком испуганы, чтобы противостоять мусульманам, как говорят арабские историки, или же двор посчитал расстояние слишком большим, чтобы вмешиваться, но цели своей они достигли - китайские императоры в то время ничего не сделали для сдерживания продвижения арабов. Однако в 751 году китайская империя все-таки столкнулась с новым Аббасидским халифатом. У аббасидов были черные флаги, поэтому китайцы называли их "черными арабами". Один офицер-кореец, находившийся на китайской службе и командовавший войсками в Туркестане, был послан двором разрешить разногласия между двумя маленькими государствами в верхнем течении Инда. Китайская армия, выполнив приказ, на обратном пути вошла в ташкентское царство, что не было санкционировано двором. Командующий, видимо, считал, что на таком удалении от столицы он может делать все, что ему вздумается. В Ташкенте он совершил предательство, пленив правителя царства после заключения договора о дружбе.

Этот поступок вызвал возмущение всех центральноазиатских государств, уставших от сюзеренитета Китая, ничего не делавшего для того, чтобы защитить их от мусульман. Маленькие государства заключили союз и призвали на помощь арабов. Соединенные силы полностью уничтожили китайцев в долине Или, и это событие, вкупе с последовавшим вскоре мятежом Ань Лу-шаня, положило конец китайскому влиянию в Туркестане. Западные царства были сметены мусульманскими нашествиями, а восточные попали в руки тибетцев. В этой войне, где арабской армией командовал полководец Зияд, преданный халифу Абу"л-Аббасу, китайцы и арабы единственный раз за всю историю сошлись на поле боя.

Дружественные отношения с халифом вскоре восстановились, ибо посланные в 756 году Абу Али Джафар ал-Мансуром воины помогли танскому императору нанести поражение Ань Лу-шаню и выбить его из столицы. Впоследствии этим миссионерам суждено было сыграть в истории Китая еще более важную роль, ибо именно они основали китайскую мусульманскую общину.

После окончания войны арабские войска не вернулись на родину, потому ли, что воины переженились на китаянках и не захотели сами, либо же, согласно арабским источникам, они боялись, что соотечественники будут презирать их как долго проживших в стране, где едят свинину. Как бы то ни было, они остались в Китае, смешались с китайцами, но сохранили веру. К сожалению, точных данных об их изначальной численности нет. По разным сведениям она варьируется от четырех до ста тысяч. Удивительно, что в китайской истории зафиксировано появление несторианства и манихейства, хотя вскоре они исчезли, а о возникновении ислама, распространенного в Китае до сих пор, нигде не сказано. Эта тема - одна из самых темных в позднекитайской истории. Ныне мусульман очень много в Ганьсу, где они составляют большинство, а также в Шэньси и Юннани. Мусульманская диаспора есть во всех провинциях, хотя в южных (кроме Юннани) они немногочисленны. Однако очень мало известно о происхождении и распространении этой диаспоры.

Мусульманская стела в главной мечети Чанъани помечена танской датой, но, к несчастью, это всего лишь подделка под подлинную несторианскую стелу, выполненная в эпоху Мин (1368-1644). Мусульманской традиции доверять нельзя, ибо она полагает, что ислам пришел в Китай при династии Суй. Сегодня мусульмане одеваются и говорят по-китайски. И хотя они полностью, за исключением религии, натурализовались, инородное происхождение просматривается по-прежнему. Мусульмане Юннани не похожи на китайцев, а в исламской общине Чанъани преобладает армянский тип. Густые бороды и орлиные носы резко отличают их от гладколицых китайцев.

Число мусульман значительно увеличилось при монголах, ведь в то время многие народы устремились вслед за ними в Китай. Тогда они нередко покупали китайских детей и воспитывали их в своей вере. Этот обычай разбавил кровь общины, и теперь мусульманина не всегда можно узнать по внешнему облику. Лишь немногие взрослые китайцы принимали новую веру, да и то не в первые столетия ее существования. Арабский путешественник, посетивший Китай в конце Тан, сообщает, что он не слышал ни об одном китайце, который принял бы ислам, хотя и нашел мусульманские общины процветающими.

Ислам избежал религиозных гонений конца Тан, нанесших смертельный удар другим инородным вероучениям. Непонятно, почему была проявлена такая снисходительность, ибо в записях той эпохи он не упоминается. Возможно, потому, что халиф был слишком могущественным соседом, который не позволил бы столь вольно обращаться с единоверцами, а возможно, мусульман просто оставили в покое, потому что они иностранцы. Как бы то ни было, количество новообращенных медленно росло в течение последующих столетий, и, несмотря на кровавое подавление мусульманских восстаний в Юннани и Ганьсу в XIX веке, ислам сегодня процветает в Китае и гораздо более тесно контактирует с мусульманскими центрами Западной Азии, чем в предшествующие века.

Мятеж Ань Лу-шаня, завоевание тибетцами Восточного Туркестана и неспокойная обстановка в Центральной Азии после арабского завоевания - все это привело к тому, что Великий шелковый путь оказался в запустении, и предпочтение отдавалось новому морскому маршруту, ведшему в Кантон (Гуанчжоу). Этот фактор также повлиял на подъем южных провинций и одновременный упадок Шэньси и северо-запада. В ханьские времена китайцы мало пользовались морским путем, хотя египетские греки доходили им до Тонкина (часть Вьетнама). В период раздробленности значение морского пути возросло, ибо на северо-западе царил хаос. Фа-сянь и другие пилигримы-буддисты путешествовали в Индию и Цейлон по морю. При Тан Кантон превратился в крупный центр морской торговли, находившийся в основном в руках арабов. В городе были арабские и многие другие общины. Мусульмане сами выбирали кади и подчинялись суду шариата, им и вершимому. Это, пожалуй, самый ранний прецедент экстерриториальности. Абу Саид, арабский путешественник, посетивший Китай в конце Тан, свидетельствует, что когда в 879 году армия Хуан Чао захватила город, 120 тысяч иностранцев: мусульман, иудеев, зороастрийцев и христиан, - были убиты вместе с китайским населением.

Абу Саид, возможно, и преувеличил число жертв, но это все равно свидетельствует о существовании в Кантоне в то время значительной иностранной диаспоры. Интересно упоминание иудеев. В танской истории о евреях не говорится ничего, и если Абу Саид прав, то его сведения - первые о евреях в Китае. Разграбление Кантона и резня, устроенная войсками Хуан Чао, кладет конец эпохе взаимных контактов Китая и Запада. Многие годы морская торговля не могла оправиться от этого удара, а когда при сунской династии порядок был восстановлен, на первое место уже вышел порт в Ханчжоу. При танской династии тесные отношения поддерживались не только с мусульманскими государствами, представлявшими самую близкую и значительную политическую силу. Беженцы из Персии принесли свою религию - зороастризм, который, хотя особых препятствий ему не чинили, так и не смог завоевать сердца людей. Зороастрийские храмы были построены в Чанъани и, может быть, в Кантоне, ибо Абу Саид упоминает об "огнепоклонниках". Более влиятельным и получившим распространение оказалось другое персидское вероучение - манихейство, просуществовавшее несколько веков.

Основателем религии, заимствовавшей элементы и христианства, и зороастризма, был перс Мани, казненный в 274 году. После его смерти она распространилась на запад - до Франции, где ее исповедовали еретики-альбигойцы, и на восток до Китая, где она впервые упоминается в 694 году. В 732 году буддисты пытались было инициировать гонения на манихеев, но их действия не получили поддержку правительства, жаждавшего снискать расположение центральноазиатских "ху", ее последователей. Раз буддисты увидели в новой религии соперника, значит, она имела определенное влияние. Решение двора было обусловлено тем, что новый, доминирующий тюркский народ - уйгуры - почти поголовно являлись манихеями. Во время войны с Ань Лу - шанем они очень помогли императору, дав ему конницу. В благодарность за это их единоверцам, жителям империи, были сделаны послабления.

Археологические находки в Центральной Азии показывают, что манихейство довольно прочно укрепилось в Турфане и других местах и не ограничивалось кругом живших в Китае иностранцев. В 768 и 771 годах были изданы специальные указы, разрешающие строительство манихейских храмов, причем во втором даже перечисляются города - Цзинчжоу в Хубэе, Янчжоу, Нанкин и Шаосин. Все эти города находятся в бассейне Янцзы, отнюдь не там, где проживало много иностранцев или кочевников-уйгуров. Среди членов общин было немало и китайцев. Манихейство оставалось в силе, пока были могущественны его защитники уйгуры. Когда же поддержка прекратилась, с ним быстро покончили.

Чуть раньше манихейства теплый прием в Чанъани оказали еще одной западной религии. Несторианская стела рассказывает об истории появления и последующей судьбе этого направления христианства в Китае, и сведения в основном подтверждаются китайскими документами. В 635 году несторианский монах по имени Олобэнь (в китайской транскрипции) - о. Вигер полагает, что его звали Рубен, - прибыл ко двору Тай-цзуна. Император принял его и приказал перевести его книги на китайский язык. Некоторое время спустя монах был удостоен аудиенции, на которой изложил императору суть своего вероучения. Произведенное христианством благоприятное впечатление побудило Тай-цзуна в том же году выпустить следующий эдикт: "У Дао не одно имя. В мире не один совершенномудрый. Учения в различных землях отличаются друг от друга, их благодеяния распространяются на всех людей. Олобэнь, человек великой добродетели из Дацинь, издалека привез свои образы и книги, чтобы показать их в нашей столице. Изучив их, мы нашли это учение глубоким и мирным. Узнав о его принципах, мы нашли их благими и значительными. Его учение немногословно и обоснованно. Оно несет добро всем людям. Пусть его свободно исповедуют в нашей империи".

Не стоит однако думать, будто император стал христианином. Тай-цзун также принял и почтил буддийского паломника Сюань-цзана, поддерживал даосизм, благоволил конфуцианцам и разрешал зороастризм. В этом отношении Тай-цзун оставался человеком своей эпохи.

Тем не менее, несторианство нашло в Китае немало последователей, и особенно, в отличие от других инородных религий, среди простых людей. Надпись на стеле гласит, что при Гао-цзуне, сыне и преемнике Тай-цзуна, в каждой области были построены церкви. Это означает, что в VII веке христианство получило большее распространение, чем сейчас. В 698 году, в правление императрицы У-хоу, ревностной буддистки, несторианство попало в немилость благодаря буддистам, чувствовавшим в нем сильного конкурента. Однако уже по восшествии на престол Сюань-цзуна гонения прекратились, а император даже поручил своим братьям проследить за восстановлением алтаря в главной церкви Чанъани. Последующие императоры следовали Тай-цзуну и не единожды посещали несторианские церковные богослужения. К 781 году - времени создания стелы - несторианская церковь процветала, а среди ее благодетелей и защитников был знаменитый Го Цзы-и, главнокомандующий армией и первый министр империи, которому танские императоры были обязаны восстановлением трона. Го Цзы-и - один из самых ревностных поборников верности и преданности в китайский истории. Если, как позволяет предположить стела, этот великий человек действительно был несторианином, то христианам посчастливилось обрести своим покровителем самого могущественного и честного человека в Китае. Считается, что он жертвовал большие суммы на восстановление и перестройку церквей, давал милостыню монахам и священникам и участвовал в диспутах с несторианскими иерархами. Если Го Цзы-и и не крестился, то, во всяком случае, был близок к христианской вере.

Кажется странным, что, имея таких покровителей - первых лиц двора (ибо дочь Го Цзы-и была императрицей, а его сын женат на принцессе), христианство полностью исчезло в течение столетия после этого. Католические теологи объясняют это "ересью" несторианства, но такой аргумент, который в любом случае едва ли удовлетворил бы апологетов протестантства, игнорирует тот факт, что буддизм, не являясь даже христианской ересью, благополучно пережил преследования, которым подвергся наравне с несторианством и другими чужеродными религиями и которые оказались для них фатальными. Великие гонения, положившие конец религиозной терпимости Тан, начались в 843 году с манихейства. Оно существовало только благодаря могущественным уйгурам. Но после того, как в 840 году уйгуры потерпели поражение от киргизов, император У - цзун, ревностный даос, немедленно подавил манихейскую веру. В Чанъани было казнено 70 монахинь, храмы уничтожены, земли конфискованы в пользу государства, а священнослужителей заставили сменить свои одеяния на одежду мирян. Манихейство не выдержало такого удара. Хотя случайные упоминания о нем относятся еще к монгольскому периоду, а отдельные замкнутые общины в горах продолжали совершать ритуалы и еще несколько столетий спустя, манихейство быстро угасло и полностью исчезло на Дальнем Востоке.

Два года спустя, в 845 году, император принялся и за остальные инородные религии, включая буддизм, самую распространенную из них, который разрешили исповедовать, но при жестких ограничениях: в городе должно быть не более одного монастыря, а количество монахов не может превышать тридцати. Всех остальных священнослужителей вернули в мир, а храмы и монастыри разрушили. Христианские и зороастрийские церкви смели все без исключения, священникам запретили проповедовать учения, а монахов насильно обратили в мирян. Всего было уничтожено 4 600 храмов трех религий, 265 тысяч служителей и монахов вернули к мирской жизни. Из этого числа христианских церквей - 200, зороастрийских - 1000, остальные - буддийские. Процент монахов среди верующих-буддистов был намного выше, чем христианских священников по отношению к их пастве, поэтому точно определить количество христиан трудно.

Однако гонения, хотя и жестокие, оказались непродолжительными. В следующем году У-цзун умер, а его преемник изменил политику по отношению к почитаемым им буддистам. Буддизм моментально вернул себе утерянные позиции. Но христианство и зороастризм - нет. В 987 году, сто лет спустя, арабский писатель Абу Фарадж писал, что незадолго до того встретил в Багдаде вернувшегося из Китая монаха-несторианца, посланного туда партиархом, чтобы разузнать о состоянии вероучения при только что воцарившейся династии Сун. Монах нашел церкви разрушенными и опустевшими, христианскую общину - вымершей. Так как единоверцев, которым он мог бы помочь, просто не было, он возвратился в Багдад.

Все-таки христианство оставило какую-то память о себе у китайского двора, свидетельством чему является показанное императором И-цзуном хорошее знание чужеродных религий, когда в 872 году, тридцать лет спустя после гонений, он принял арабского путешественника Ибн Вахаба из Басры, рассказавшего об этом по возвращении в Ирак Абу Саиду: "Когда я получил аудиенцию у императора, - говорил Ибн Вахаб, - он попросил переводчика спросить меня, могу ли я узнать своего Учителя, если увижу его. Я ответил: "Как я могу увидеть его, ведь он на небесах вместе со всемогущим Аллахом". - "Я говорю о его образе", - сказал император. "Тогда я бы узнал", - ответил я. Затем император попросил принести ящик со свитками, поставил его перед собой и подал свитки переводчику: "Дайте ему посмотреть его Учителя". Я узнал портреты пророков и произнес молитву. "Почему вы двигаете губами?" - спросил император. "Потому, что я славлю пророков". - "Как вы узнали их?" - спросил он. "По их признакам, вот это, например, Ной со своим ковчегом, в котором спаслись он и его семья, когда Бог ниспослал Потоп на землю". Тут император рассмеялся и сказал: "Конечно, Ноя вы узнали. Но мы не верим в Потоп. Воды не покрыли весь мир. Они не дошли ни до Китая, ни до Индии". - "Это Моисей со своим народом", - сказал я. "Да, но он не был велик, а людей у него было немного". - "Здесь, - сказал я, - Иисус на осле в окружении апостолов". - "Да, - сказал император. - Он жил недолго, ведь он проповедовал всего тридцать месяцев". Наконец я увидел Пророка и его спутников на верблюдах. Растроганный, я прослезился. "Почему вы плачете?" - спросил император. "Потому что я вижу Пророка, моего предка". - "Да, это он, - сказал император. - Он и его люди основали великую империю. Ему не суждено было увидеть дело завершенным, но это удалось его преемникам". Над каждой картиной была надпись, которая, думаю, описывает историю. Я видел и другие картины, но не знал, кто изображен на них. Переводчик сказал, что это пророки Китая и Индии". При дворе была библиотека с обширными материалами о западных религиях, но еще интереснее то, что сам император был хорошо знаком с основными событиями и действующими лицами этих религий. Аудиенция происходила всего за несколько лет до того, как восстание Хуан Чао бросило империю в пучину хаоса и раздробленности. Международные контакты в то время значительно уменьшились и были восстановлены лишь столетия спустя, когда династия Сун восстановила порядок.



Именно в эпоху Тан назначения на все ад-министративные должности начинают производиться в соответст-вии с конкурсным отбором на основании экзаменов, сданных пре-тендентами на ту или иную должность. Те, кто успешно сдавал экзамен специальной комиссии, получали первую степень, а затем могли попытаться сдать экзамен на вторую и, при успешном исходе, на третью. Из числа обладателей третьей степени назначались чи-новники административного аппарата, начиная с уездных началь-ников.

Таким образом, в Китае, в отличие от Западной Европы, главными качествами администратора были не его военная подго-товка и ратные подвиги, а образованность и управленческий та-лант. При этом новый управленец мог быть представителем любого социального слоя: его деловые качества и верность интересам им-перии были намного важнее его социального происхождения.

Для сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних мудре-цов, прежде всего классические конфуцианские каноны, уметь творчески ин-терпретировать сюжеты из истории , отвлечённо рассуждать на темы фило-софских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи.

При династии Тан значительно увеличилось количество горо-дов, росло их богатство. Происходило это прежде всего за счёт буд-дийских храмов. В городах проживали чиновники, аристократы, монахи, слуги знатных людей , представители богатых сельских кла-нов, ремесленники и торговцы, актёры, врачи и предсказатели. За порядком в городах следили специальные чиновники и подчинён-ная им городская стража. Они также отвечали за соблюдение чисто-ты на мощённых камнем улицах и за водоснабжение. В богатых до-мах имелись бани и бассейны, для остального населения строились платные городские бани.

Императоры династии Тан стремились распространить свою власть и на соседние государства . Китайские войска окончательно подчинили Северный Вьетнам, Тюркский каганат и вторглись в Среднюю Азию, но в 751 г. были разгромлены арабами в битве на р. Талас. Материал с сайта

Внешнеполитическая активность требовала немалых затрат, что привело к росту недовольства широких слоёв населения. В 874 г. в Китае разразилась грандиозная крестьянская война под руково-дством Хуан Чао, который в 881 г. занял столицу и провозгласил себя императором. Но никакой программы переустройства китайского общества Хуан Чао предложить не смог. Он лишь заменил танских чиновников своими сторонниками. Поэто-му к 884 г. силы старой аристократии смог-ли восстановить свою власть. Однако власть поздних императоров династии Тан была крайне непрочной. В 907 г. послед-ний танский император был свергнут, по-сле чего начался полувековой период меж-доусобных войн. Лишь в 60-е гг. X в. пред-ставителям династии Сун удалось вновь объединить Китай под своей властью.

Сил начал проводить прогрессивную политику. Именно эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, когда она опережала остальные современные ей страны мира в своём развитии.

Империя Тан
唐朝
империя
618 — 907

Идеология

С самого начала династия Тан сделала ставку на совмещение исконно-китайского и степного начал. Сам основатель династии, которого Л. Гумилёв сравнивает в этом отношении с Александром Македонским, был человеком, хорошо знакомым с народами Великой Степи, их нравами и обычаями; таковыми же были и многие люди из его окружения. Первая часть правления Тан стала периодом интенсивного культурного обмена между двумя регионами; степь дала танскому Китаю передовое войско в виде тяжёлой одоспешенной кавалерии, в свою очередь, потомки кочевников были увлечены его богатством и древней, утончённой культурой. Для кочевников танский император одновременно выступал и в качества хана / кагана равного им народа табгач; именно такое восприятие, в частности, закреплено в эпитафии тюркютскому хану Кюль-Тегину , который упоминает о себе и своём народе как о «кул» (вассалах, рабах) табгачского кагана и народа табгач, а не китайских подданных.

Имперская идея объединения Китая и Степи, как физического, так и культурного, под властью танского императора, в течение столетий определяла вектор внутренней и внешней политики государства. Вместе с тем, со временем танская (табгачская) династия стала воспринималась составлявшими в Империи численное большинство этническими китайцами(хань) как нечто чуждое, а её политика по отношению к «варварам», в частности, покровительство буддизму — как неприемлемая. По мнению Л. Гумилёва, именно последовательная реализация этой идеи «сочетания несочетаемого» привела династию Тан и к стремительному взлёту и расцвету, и к не менее стремительному и кровавому падению.

Культура и экономика

Мир и порядок в стране позволил сосредоточить все силы народа на благо Китая . Процветали сельское хозяйство , кустарные ремесла и торговля . Новых успехов достигли технологии ткацких ремесел , красильного дела , гончарного производства , металлургии , кораблестроения . Вся страна покрылась сетью сухопутных и водных путей сообщения. Китай установил широкие экономические и культурные связи с Японией , Кореей , Индией , Персией , Аравией , многими другими государствами при Тайцзуне.

Развиваются наука и техника. В 725 году нашей эры мастерами И Сином и Лян Линцзанем сконструированы первые механические часы с анкерным механизмом. Распространяется пороховое оружие: сначала в виде устройств для фейерверков, ракет и «огненных змеев» на флоте, затем и в виде настоящих орудий для стрельбы снарядами.

По всей стране распространилась традиция чаепития. Формируется особое отношение к чаю: чайное искусство (Ча И, 茶艺), благодаря которому чай, ранее рассматривавшийся как лекарство или один из продуктов питания, превратился в ключевой элемент китайской культуры в самом широком смысле этого слова. Китайская классическая литература увековечила имена знаменитых мастеров чайной церемонии эпохи Тан — Лу Туна и Лу Юя.

Упадок

Причины упадка династии Тан достоверно не установлены, однако серия восстаний и военных поражений в VIII веке обозначила начавшееся ослабление центральной власти. К 40-м годам арабы из Хорасана — в то время провинции халифата Аббасидов — закрепились в Ферганской долине и Согдиане . В ходе Таласской битвы ( г.) наемные отряды китайского войска покинули поле боя, что вынудило командующего Гао Сяньчжи к отступлению. Вскоре после этого великое восстание Ань Ши ( — гг.) разрушило процветание, созидавшееся многие годы. Династия была ослаблена, и впоследствии уже никогда не достигала прежней славы и величия. Империя Тан утратила контроль над Средней Азией , и китайское влияние в этом регионе прекратилось до объединения обеих стран монголами при династии Юань .

Ещё одним следствием восстания Ань Ши стал постепенный рост влияния провинциальных военных губернаторов-цзедуши , которые со временем стали соперниками центральной власти. Танское правительство полагалось на этих губернаторов и их войска в деле подавления вооруженных восстаний на местах. Взамен правительство признавало права этих губернаторов содержать войско, собирать налоги, и даже передавать свой титул по наследству. Падение престижа центрального правительства в провинциях сказалось и в появлении большого количества бандитов и речных пиратов, которые, объединяясь в группы по сто и более человек, безнаказанно грабили поселения по берегам Янцзы, не встречая отпора со стороны властей.IX веке оно оказалось беспомощным в борьбе с подобными бедствиями.

Согласно мнению традиционной историографии, одним из факторов упадка династии стало засилие евнухов при дворе. Они составляли специальный консультативный орган шуми-юань 樞密院 и к 9-му веку имели достаточную власть чтобы влиять на политические решения, распоряжаться казной и, предположительно, даже убивать императоров. После восстания Чжу Цы 朱泚 (783—784) под их командованием оказались армии Шэньцэ 神策軍. Активную кампанию против евнухов вёл император Вэньцзун 唐文宗 (809—840, на троне с 827 до смерти), после того, как его старший брат император Цзинцзун 唐敬宗 был убит кликой евнухов в 817. Однако, кульминировав в 835, кампания Вэньцзуна не увенчалась успехом.

Конец династии

В последний период царствования династии Тан наблюдалось ослабление центральной власти и усиление провинциальных военных губернаторов, которые стали вести себя почти как независимые правители. Некомпетентность императоров и коррупция среди чиновников в сочетании с неблагоприятными природными условиями — засухами и голодом — послужили причиной ряда восстаний. Окончательно господство династии было подорвано восстанием под предводительством Хуан Чао и его последователей и борьбой между различными группировками господствующего класса. Повстанцы захватили и разграбили обе столицы, Чанъань и Лоян . Подавление восстания заняло свыше 10 лет, но династия уже не смогла оправиться от такого удара. Последнего императора династии Ли Чжу).


Если проследить китайскую историю с самых древних династий, можно увидеть, что она постоянно повторяется, как будто подчиняясь величественному ритму времени. Из руин и хаоса появляется талантливый правитель, который основывает новую династию, возрождающую империю. Государство достигает небывалых высот в развитии, затем начинается упадок, империя распадается, вновь погружаясь в хаос. Так было и с династией Тан, основанной Ли Юанем в 618 году.

Ли Юань вошел в историю под посмертным именем Гао-дзун, а правил под именем У-ди. Это был талантливый феодал и полководец, любивший охоту, пышные представления и верховую езду. Говорят, что свою прекрасную жену он выиграл, состязаясь в стрельбе из лука и поразив мишень - оба глаза нарисованного павлина.

При императоре столица была перенесена в Дасин, переименованный в Чанъань в честь расположенной неподалеку древней столицы Поднебесной. Император потратил около 10 лет на достижение мира с соседними государствами и внутри страны. Постепенно благодаря разумным дипломатическим мерам он смог привлечь на свою сторону мятежников и разбитые отряды противника.

Продолжилось восстановление денежного обращения и системы экзаменов; торговля стала жестко контролироваться центральным правительством. Одно из главных достижений императора Гао-дзуна - создание нового свода законов, насчитывающего 502 статьи. Эти законы, в основе которых лежала философия инь-ян, теория пяти первоэлементов и , просуществовали вплоть до XIV века и стали образцом для законодательных систем Японии, Вьетнама и Кореи.

У Гао-дзуна было три сына, наследником был объявлен старший из них, однако, на трон метил сын Ли Шиминь, принимавший активное участие в действиях, направленных на подавление мятежей внутри страны. Узнав, что братья стараются настроить против него отца, он перешел к решительным действиям и объявил об их незаконной связи с наложницами из императорского гарема. Браться отправились во дворец, чтобы оправдаться перед Гао-дзуном, но у ворот их поджидал Ли Шиминь со своими сторонниками. Ли Шиминь пронзил стрелой наследника, а второй брат был убит его людьми. Император, узнав о случившемся, уступил свой трон сыну и уехал доживать свой век в сельской глуши. Ли Шиминь приказал казнить десятерых детей своих братьев, чтобы избавиться от возможных противников.

Так в 626 году на трон взошел впоследствии самый могущественный император танской династии, получивший тронное имя Тай-цзун. Этот великий руководитель до сих пор считается образцом конфуцианского идеала правителя, который выступал за интересы крестьян, купечества, интеллигенции и землевладельцев.

Императору удалось окружить себя мудрыми и преданными чиновниками, чуждыми коррупции. Чиновники спали посменно, чтобы быть в распоряжении императора в любое время суток. Если верить истории, император трудился без устали, развешивая на стенах своей спальни бесчисленные доклады своих подданных и изучая их по ночам.

Бережливость, реформы в области военного строительства и власти на местах, улучшенная система транспорта и развитое сельское хозяйство принесли процветание всей стране. Танская империя стала уверенным и стабильным государством, значительно обогнавшим в развитии другие страны этого периода. превратился в настоящий город-космополит, принимавший многочисленные посольства. За образованием сюда стекались отпрыски аристократов из ближайших стран, формировались национальные общины. С наибольшим энтузиазмом гостеприимством Китая пользовались японцы, которые после нескольких лет обучения и работы заграницей возвращались на родину, где формировали государственную структуру по примеру своих соседей. Именно в этот период оказал огромное влияние на становление японской культуры.

Период правления Тай-цзуна также ассоциируется историками с попыткой создания синтетической культуры, которая бы объединило китайскую цивилизацию со степными тюркскими кочевниками. Помимо китайских мудрецов, при дворе Тай-цзуна находились и преданные степняки, среди которых - однорукий уйгурский военачальник Киби Хели.

Во время правления Тай-цзуна империя значительно расширила свои границы: войска императора отходили от столицы на расстояние 9 тыс. км, по дороге покорив более 70 городов Средней и Центральной Азии.

На 50-м году жизни император Тай-цзун внезапно заболел неизвестной болезнью, сопровождающейся головокружением, упадком сил и нарушением зрения, и в 649 г. умер, оставив после себя могущественную империю и память о себе, как о мудром, честном и великом правителе.

Трон занял 9-й сын императора, взявший себе имя Гао-цзун. Новый император, обладавший слабым характером и здоровьем, фактически стал марионеткой в руках своей жены У-хоу, бывшей служанки наложницы императора Тай-цзуна. С помощью своего ума и красоты У-хоу смогла занять место законной жены Гао-цзуна и жестоко расправилась с женой и любимой наложницей императора: женщинам отрубили руки и ноги и оставили умирать в бочке из-под вина.

Очень скоро У-хоу стала единолично править страной, подчинив себе и императора, и правительство, жестоко расправляясь со всеми врагами. Необычайно честолюбивая императрица, готовая пойти на все ради власти, в 674 году присвоила себе и своему мужу титулы Небесной Императрицы и Небесного Императора.

После смерти мужа У-хоу правила страной за спиной сына - императора-марионетки, а в 690 году и вовсе объявила себя законной «властительницей Поднебесной», став первой и единственной женщиной-императором. В общей сложности У-хоу находилась у руля власти на протяжении 40 лет, пока в возрасте 82 лет ее не сверг вернувшийся из ссылки сын Чжун-цзун.

Еще несколько лет управление государством фактически находилась в руках женщин - распутной жены нового императора Вэй и ее дочери Ан-ло, коррупцией сколотившей себе целое состояние. В 710 году после смерти императора Чжун-цзуна обе женщины были убиты, номинально власть перешла к Жуй-цзуну, а фактически - к его дочери, царевне Тай-пин. За годы правления императрицы У-хоу и последующие за ним годы борьбы за власть в высших слоях общества начался хаос, коррумпированная администрация напрочь прогнила. В 712 году императором стал брат царевны Тай-пин - Ли Лун-цзы. После того как царевна попыталась его отравить, а также после неудачной попытки военного переворота, император приказал казнить сторонников царевны прямо перед залом приемов, а саму Тан-пин вынудили совершить самоубийство.

Так власть наконец-то оказалась в руках разумного правителя, взявшего себе императорское имя Сюань-цзун. Администрация была полностью заменена, новые реформы вновь начали восстанавливать страну после экономического и военного кризиса.

Империя переживала новый виток расцвета. В этот период в Китае было изобретено книгопечатание, сыгравшее огромную роль в сохранении, распространении и развитии знаний. и достигли небывалых высот и отличались роскошью и утонченностью. Знаменитый , ювелирные изделия, мебель, украшенная росписями и инкрустацией перламутра, и поэзия эпохи Тан стали образцом наивысшего мастерства китайских художников, поэтов и ремесленников.

Сельское хозяйство, торговля, кустарные ремесла процветали. Развивались и гончарное производство, кораблестроение и металлургия. Развитая транспортная система способствовала процветанию торговли, тесные экономические связи были установлены с Японией, Индией, Кореей, Персией и Аравией. Именно в эту эпоху становится ключевым элементом китайской культуры.

О причинах упадка могущественной династии Тан до сих пор ведутся споры. В целом центральная власть стала ослабевать в середине VIII века, когда Китай потерпел ряд военных поражений, и страну вновь стали сотрясать восстания. Самым разрушительным стало великое восстание Ань Ши, честолюбивого наместника, в жилах которого текла согдийская и тюркская кровь. В результате 7-летней гражданской войны, развернувшейся после мятежа, согласно официальным записям, погибло около 36 млн. человек, что составляло 6-ю часть мирового населения того времени. Эта война стала самым крупным по числу жертв вооруженным конфликтом в истории человечества до Второй мировой войны и нанесла непоправимый ущерб Танской империи.

После восстания постепенно стало расти влияние провинциальных военных губернаторов-цзедуши, престиж центральной власти неотвратимо падал. Стихийные бедствия - наводнение и неурожай, повлекшие за собой ужасный голод, посеяли в народе молву о том, что династия прогневала небеса и утратила право на трон. Все эти события послужили поводом для ряда восстаний, среди которых власть окончательно подорвал мятеж Хуан Чао и его последователей. Мятежникам удалось захватить древние столицы Чанъань и Лоян. Подавление бунта, сотрясавшего империи на протяжении 10 лет, к сожалению, не принесло мир в пошатнувшийся Китай. Столица, когда-то процветающий многонациональный богатейший город, была разрушена: улицы поросли боярышником, по ним бегали лисы и зайцы. Последний император династии Ли Чжу был свергнут в 907 году военачальником Чжу Вэнем. Династия Тан лишилась своего Мандата Неба не без участия природы. Чжу Вэнь основал свою династию Поздняя Лян. Страна вновь распалась на несколько государств, как это уже случалось несколько раз в истории Поднебесной. Начался период .

Династия Суй, как и многие другие императорские династии в истории Китая, появилась практически на развалинах страны и ушла с исторической сцены в самый разгар смуты и экономического упадка. Императоры Суй, несмотря на непродолжительность правления, смогли провести важные социально-экономические реформы, поднять страну и оставить после себя немало монументальных архитектурных и искусно сделанных произведений искусства. Тем не менее, на закате династии вспыхивали уже не только крестьянские восстания, но и мятежи знати. В 617 году Ли Юань, один из родственников Ян Гуана, второго императора Суй, захватил третий город страны Тайюань и столицу Чанъань, где и провозгласил династию Тан (618 - 907 гг с перерывом в пятнадцать лет).

Ли Юань - основатель династии

Ли Юань (Гао-цзу) происходил родом из земли табгачей. Изначально проживавшие на территории современной России табгачи, «косоплеты», были кочевниками, все более попадавшими под культурное влияние . В эпоху правления династии Тан государство объединило в своей идеологии степное и китайское начало. Именно в этом факте, как считал Гумилев, и крылась основная причина последующего падения империи: ханьцы, основная китайская народность, попросту видела в императорской династии чужаков, носителей чуждой ментальности.

Гаоцзу основал новую династию и стал первым императором Тан, когда ему уже перевалило за 50 лет. За несколько лет до этого крупный феодал и провинциальный чиновник Ли Юань принял участие в военной экспедиции против Когурё, одного из раннефеодальных государств на территории нынешней Кореи. После успешного начала военной карьеры немолодой, но амбициозный аристократ защищает перевал Тонг во главе гарнизона, подавляет восстание возле Тайюаня и становится его военным губернатором. Здесь Юань с легкостью предает своего правителя Ян-ди, захватывает его внука Гуан-ди и объявляет императором его, получая от новоявленного монарха княжеский титул. После гибели Ян-ди, Ли Юань отстраняет от власти его внука и провозглашает себя императором Гаоцзу, основывая династию Тан.

Гаоцзу любил пышные празднества, охоту и езду на лошадях. Он был настоящим асом в стрельбе из лука и, как говорили, выиграл свою красавицу-жену, пронзив двумя стрелами два глаза нарисованного павлина. Порядка десятилетия у нового правителя ушло на подавление восстаний, разгром конкурентов и достижение мира с государствами-соседями. Гаоцзу оказался неплохим воином и хорошим дипломатом, благодаря чему ему удалось привлечь на свою сторону значительную часть вчерашних противников.

Первые реформы династии Тан

Гаоцзу создал государство на развалинах Суй. Экономика страны, сильно подорванная политикой императора Ян-ди, многочисленными восстаниями и междоусобицами, нуждалась в срочном восстановлении. Ли Юань ввел подушный налог и трудовую повинность для крестьян; начал чеканить единую для Тан монету и взял под жесткий контроль торговлю по всей стране. В армии император делал основную ставку на кавалерию. Для регулирования всех аспектов существования нового государства, правитель издал новый свод из 502 законов, основанных на конфуцианстве и легизме. Существовавшие при династии Тан северные укрепления никак не помогали в борьбе с восточными тюркютами, с которыми будущий монарх начал сражаться еще в бытностью свою губернатором Тайюаня. Для обороны от них на восточной границе Тан поставили ряд крепостей.

Тай-цзун (Ли Шиминь)

Тайцзун, преемник Ли Юаня, стал самым могущественным правителем династии Тан. Когда Ли Шиминь взошел на престол, страна еще находилась в руинах. При династии Суй число жителей Поднебесной сократилось почти втрое, а в первые годы правления династии Тан еще продолжалась смута. Придя к власти, новый властитель отказался от практики предыдущих правителей поддерживать исключительно знать. Формируя централизованное феодальное государство, он, тем не менее, не забывает о простых ремесленниках, крестьянах и торговцах.

Ли Шиминь укрепляет армию, заодно усиливая ее кочевыми тюрками, служившими в кавалерии. Степная конница представляет собой самую мобильную часть войска и довольно грозную силу. Он реорганизовывает управленческий аппарат, составляет свои законы, вводит обязательные госэкзамены на должности чиновников. Именно во времена его правления происходит попытка наиболее гармонично соединить элементы степной кочевой культуры с традиционными ценностями китайской цивилизации. Он считает себя не только и не столько китайским императором, но и ханом (каганом) степняков. Степняки отвечают Ли Шиминю взаимностью.

Наследие династии Тан

С падением династии Тан историкам и по сей день многое не ясно. Однако ясно одно - этот период оказался одним из самых интересных в истории древнего Китая. От этой эпохи осталось немало шедевров искусства и архитектуры. В Сиане, возле которого расположена гробница Цинь Шихуанди со знаменитой , находится - самый яркий пример танской архитектуры. Пагода Диких Гусей была построена через пару лет после смерти Тай-цзуна. При династии Тан делали невероятно искусные фарфоровые изделия, даже более утонченные, чем работы последующих эпох Сун и Юань. Весьма интересные образчики живописи и керамики той эпохи можно увидеть в , и многих других. Годы правления Тан также стали временами расцвета культуры выращивания чая. О значении чая в жизни современного Китая можно понять по посещению рынка в Пекине или экскурсионной поездке на одну из многочисленных чайных плантаций КНР, занимающих около 1,2 миллионов гектаров.

И не стоит забывать, что эпоха Тан – это время формирования культуры празднования именно таким, каким его каждый год отметают современные китайцы.