Как формировалась личность царя Петра Великого. Детство Петра Первого и его окружение. Создание академии наук. Становление личности Петра Великого

Петр 1 относится к выдающимся деятелям Русского государства, которые определили путь развития страны на длительное время. В данной статье будет освещена личность Петра 1 и его преобразования, внесшие значительную лепту в историю развития Русского государства.

Факты из детства

Будущий правитель России появился на свет 9 июня 1672 года в Москве. Для своего отца царя Алексея он был уже четырнадцатым ребенком, а для матери Натальи Нарышкиной желанным первенцем. Рождение Петра родители восприняли с особенной радостью. В церквях служились благодарственные молебны, повсеместно раздавались пушечные залпы в честь этого события.

В день крестин царь Алексей велел измерить размеры тела новорожденного (рост Петра 1 при рождении составлял одиннадцать вершков) и написать икону, строго следуя снятым меркам. На одной стороне этой иконы была нарисована Троица, а на другой - апостол Петр. История Петра 1 гласит, что император никогда не расставался с данным творением.

Наталья Кирилловна души не чаяла в своем первенце, хоть у нее родились со временем другие дети. Петра веселили погремушками и гуслями, но мальчика привлекали солдатики и пушки. В 3 года отец подарил будущему всероссийскому императору детские саблю и ружье. Рост Петра 1 уже в раннем детстве был выше, чем у сверстников.

Когда Петру Первому не было четырех лет, его отец ушел из жизни, и Россией стал править пятнадцатилетний сводный брат Петра - Федор.

Юность императора

До 10 лет воспитание Петра 1 проходило под руководством брата Федора. Грамоте мальчика обучал дьяк Никита Зотов. Этот человек, давая волю любознательности и непоседливости царевича, сумел войти к нему в доверие.

В 1682 году царь Федор покинул этот мир, и его место должен был занять его родной брат Иван, но поскольку он страдал слабоумием, приближенные рода Нарышкиных нарекли царем Петра. Однако Милославские, являющиеся родственниками первой жены отца Петра 1, не согласились с этим решением и организовали восстание стрельцов.

Бунтовщики жестоко расправились с близкими будущего императора на глазах у мальчика. История Петра 1 свидетельствует, что эта ситуация повлияла на мироощущение и характер будущего императора крайне негативным образом.

Итогом бунта стала политическая сделка. Царский трон поделили между собой Иван и Петр, а править страной стала их старшая сестра Софья. В годы правления сестры Петр с матерью проживали в селах Измайлове и Преображенском, посещали Кремль довольно редко. Их отношения с Софьей отличались враждебностью.

Приход к власти

Сводная сестра Петра 1 правила страной на протяжении семи лет, вплоть до его совершеннолетия. Она не желала отдавать свою власть, но ее коварному замыслу, конечной целью которого являлось лишение Петра жизни, не суждено было исполниться.

В ночь с 7 на 8 августа 1689 года будущему императору удалось сбежать из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда подоспели "потешные" войска с пушками. На некоторое время в России наступило время двоевластия. Большое количество высших чинов страны и значительная часть армии встало на сторону законного царя, что и привело к победе Петра 1. Сторонники Софьи были арестованы, а она сама заточена в монастырь.

С добровольного согласия брата Ивана, Петр фактически самостоятельно стал править страной, а в 1696 году, когда Иван покинул этот мир, стал полноправным царем в России.

За годы своего правления Петр провел глобальные реформы, целью которых было поднять отсталую Россию до уровня передовых западных стран. В итоге одной из реформ, в 1711 году в стране появился Сенат, в подчинении которого были коллегии, управлявшие хозяйством России и созданные по шведскому подобию.

В 1721 году Петр 1 принял Духовный регламент, согласно которому церковь оказалась в подчинении государства. Патриаршество перестало существовать, а его место занял Святейший Синод.

Огромное значение имело преобразование, в результате которого Россия была поделена на 10 губерний, управляемых губернаторами.

В 1703 году на одном из островов, расположенных на Неве, Петр 1 повелел возвести Петропавловскую крепость. Она стала исходной точкой нового города Санкт-Петербурга, который в 1712 году стал столицей Русского государства.

Преобразования Петра 1 затронули все направления общественной жизни. В России была введена подушная подать, вызвавшая массовое недовольство крестьян.

Петр 1 создал в России регулярную армию и флот, основой которых была рекрутская повинность.

Глобальные реформы Петра затронули также сферы культуры и образования: стали открываться учебные заведения, молодые люди получили возможность обучаться за границей.

В 1721 году, благодаря стараниям Петра 1, Россия стала империей, а Петр был объявлен императором и получил звание "Великий".

Петр Великий не обладал богатырским телосложением, он носил обувь 39 размера и одежду 48 размера. У Петра были небольшие руки и узкие плечи, не соответствующие его высокому росту.

Однако, благодаря своему впечатляющему росту (рост Петра 1 составлял 203 сантиметра), император всегда выделялся в толпе. Он был выше остальных на целую голову. Его отличительными особенностями были стремительная походка и рост.

Петра 1 в минуты волнения "посещали" судорожные подергивания лица. Бытует мнение, что они являлись отголосками трагических событий в детском возрасте.

  • Рост Петра 1 и размер ноги абсолютно не соответствовали между собой. Чтобы устранить несоответствия, Петру Великому приходилось носить обувь на размеры больше.
  • Император государства Российского был ярым противником пьянства и пытался бороться с ним разными способами. "За пьянство" он награждал чугунной медалью, вес которой составлял семь килограммов. Данную награду вешали на пьяницу таким образом, что он не мог ее снять, и человек должен был ходить с ней целых семь дней.
  • Петр 1 хорошо разбирался во многих вещах. Он овладел мастерством каменщика, плотника, садовника и многими другими, но не смог научиться плести лапти.
  • Одним из увлечений Петра было удалять у людей больные зубы.

Черты характера Петра 1

Император Петр Великий был подвижным, веселым, умным и непосредственным человеком. Но, в определенных ситуациях, он не мог совладать со своей яростью и был очень жестоким. Взбешенный Петр 1 мог поднять руку на своих приближенных.

Петр 1 мог зло подшутить над теми, кто не одобрял его преобразований и задерживал их проведение. Часто его шутки были адресованы знатным боярам, которые придерживались старых моральных и церковных устоев.

До настоящих времен характер Петра 1 (выдающегося государственного деятеля) вызывает интерес. Он получает противоречивые оценки, но нельзя оспорить тот факт, что этот человек определил путь развития России на много лет вперед.

Время правления Петра I внесло кардинальные изменения в русскую действительность. Россия стала империей, и это многое изменило в сознании людей всех сословий. Империя - это не совсем то, что нам внушалось в советское время и до сих пор внушается разными источниками - как историческими, так и популярными. Это не угнетение, отношение хозяина и раба, взаимное недоверие и борьба народов. Империя в своей идее - это мирное сожительство под одной крышей самых разных этносов и религий, взаимовыручка, взаимопомощь и общее согласие. Такими в общих чертах империи и были вплоть до Нового времени, когда идея империи была извращена захватами, насилием и эксплуатацией большинства входивших в нее народов. Империя - это в самом общем смысле относительно небольшая модель человечества.

И поэтому ее создание, само существование в ее рамках воспитывает в участниках этой модели терпимость, взаимоуважение, чувство локтя, коллективизм. Политика царя, направленная на быстрое военное, политическое и экономическое усиление России, предполагала усвоение научно-технических идей, накопленных к этому времени в Европе. Потребность в квалифицированных специалистах многократно возросла.

Идея Петра подготовить некоторый ученый контингент, отправляя молодежь обучаться за границу, и с его помощью наладить обучение в России вытекала из этой задачи. Тем не менее, В.О. Ключевский, развенчивая обиходное мнение о Петре I как о западнике, в статье «Петр Великий среди своих сотрудников» писал: «Он знал, что хорошо в Европе, но никогда не обольщался ею, и то хорошее, что удалось перенять оттуда, считал не ее благосклонным даром, а милостью провидения» . Таким образом, сближение с Европой было для Петра средством, а не целью. Какова же была цель, задается вопросом историк? В «Курсе русской истории» он отвечает таким образом: «В ответ на этот вопрос надобно припомнить, зачем посылал Петр десятки русской молодежи за границу и каких иноземцев выписывал из-за границы». С их помощью «Петр заводил в России то, что он видел полезного на Западе, и чего не было в России» . Необходимы были свои учебные заведения, готовящие специалистов для военного дела, растущей промышленности и управления. Эпоха Петра вызывала и вызывает серьезные разногласия у историков.

Оценки ее противоречивы, значение несомненно: вся отечественная история обычно подразделяется на до - и послепетровскую эпоху. Отмечаются несравнимые с предшествующими веками технический и технологический прогресс, военные успехи и приобретение Россией статуса мировой державы и империи, укрепление государственности . Но наряду с этими достижениями уже современники Петра говорили о резком падении нравственности в различных сословиях государства, о начале упадка духовенства и церковного устроения, усилении заимствования, наряду с техникой, духовно-культурных особенностей западноевропейского мира.

И если В.О. Ключевский, как и следовавшие ему во многом историки советской школы, отмечали «народно-воспитательные свойства» петровской власти, что можно считать справедливым в отношении самого царя, который понимал свою власть как долг перед отечеством и народом (хотя никак нельзя сказать, следуя убеждению Ключевского, что старомосковские или киевские правители не ощущали этого своего долга!), то уже ближнее его окружение расценивало свои обязанности иным образом. При Петре пышным цветом расцвели всякие поборы, брали за все - за бороду, за платье, даже за браки и сбор меда. «И страсти людские стали доходной статьей: карты, кости, шахматы и другие игральные инструменты, как табак и водка, вошли в число монополий и отдавались на откуп: «заплатя пошлину, вольно играть», замечает современник» .

В екатерининское время князь Щербатов в записке «О повреждении нравов в России» признает реформу Петра отвечающей народным нуждам, но слишком радикальной, считая ее началом многих беззаконий, укоренившихся в обществе в последующие эпохи. С горечью он пишет о нравственных нарушениях в семейной жизни: «Несть ни родительской любви к их исчадию (ребенку - Л.Б.), которые, яко иго с плеч слагая, с радостию отдают воспитывать чуждым детей своих; часто жертвуют их своим прибытком, и многие учинились для честолюбия и пышности продавцами чести дочерей своих. Несть искренней любви между супругов, которые…, хладно терпя взаимственныя прелюбодеяния, или другия за малое что разрушают собою церковью заключенный брак, и не токмо стыдятся, но паче яко хвалятся сим поступком. Несть родственнические связи, ибо имя родов своих ни за что почитают, но каждый живет для себя…» .

Говоря об издержках петровских реформ, кн. Щербатов отмечает, что если бы преобразования шли не насильственным, а естественным путем, то подобных экономических и военных результатов, страна бы достигла к концу XIX века, а между тем, соседи России, пользуясь ее слабостью, оторвали бы от нее части и еще более замедлили бы ее развитие. «Не довольствуясь потребными нововведениями законодательными, военными, экономическими, просветительными, Петр стремился исправлять и частное общежитие, ввести людскость (светскость - Л.Б.), смягчить грубые древние нравы, а это смягчение повело к распущенности и положило начало крайней порче нравов» отмечает Ключевский. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России - виною Петр!» . Неизбежность резкого технического рывка и связанного с ним усиления западноевропейского влияния, сыграли двоякую роль в воспитании общества. С одной стороны, Россия получила в свое распоряжение новейшие знания и технические искусства, создала образовательную систему. С другой, вместе со знаниями и широким образованием в общество пришли обычаи, доселе чуждые и неорганичные для него.

Так, постепенно разрушалась патриархальная русская семья, быт, традиционное воспитание детей. Между тем, сам Петр всю жизнь оставался «верен привычкам древнерусского человека, не любил просторных и высоких зал и за границей избегал пышных королевских дворцов… При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским…» . Эти привычки были следствием воспитания самого Петра, который до 10 лет рос и воспитывался еще более по старым правилам, чем его старшие братья.

Петра начали учить по древнерусскому обычаю с 5 лет. Учитель его, приказной подьячий Никита Зотов, прошел с учеником азбуку, часослов, Апостол и Евангелие, все это по древнерусскому правилу было выучено наизусть. Петр свободно пел на клиросе. Кровавые события юности Петра сбили его с привычной колеи древнерусской жизни. Обучение, начатое Зотовым, возобновилось под другим руководством и в другом направлении. «Место Симеона Полоцкого или Ртищева для него заступил голландский мастер со своими математическими и военными науками, с выучкой столь же мастеровой, технической, как зотовская, только с другим содержанием… Все гражданское настроение его сложилось из ненавистей и антипатий к духовенству, боярству, стрельцам, раскольникам» .

В следствиях просветительной деятельности Петра также наблюдается раздвоенность: с одной стороны, резкий рост учебных заведений, появление новых, связанных с военным делом, наук (морское дело, навигация, артиллерийское дело, и др.), изучение страны - ее природных, подземных, территориальных богатств, создание образовательной системы; с другой - разделение образования на две ветви - светскую и церковную, что обозначило разрыв - а вскоре и противопоставление образования научного и образования духовного. Начиная с петровской эпохи, уже не стояло вопроса о том, какое богословское образование предпочесть - греческое или латинское, полную победу одержало образование светское. Причем, в светской школе богословское знание вообще не преподавалось, в отличие от европейских школ, где оно существует в некоторых странах и до сего времени. Таким образом, духовное оставалось только для духовенства.

Светская же школа Петра положила начало безбожию и материализму, к научному знанию без Бога. Большое влияние на русскую культуру и просвещение в плане ее отрыва от своих исконных корней оказали реформы церковного управления (упразднение патриаршества и учреждение в 1721 г. Святейшего Синода), гражданского шрифта (упрощение графики, отмена надстрочных знаков, введение арабских цифр), создание научной библиотеки и естественнонаучного музея - Кунсткамеры (1714 г.), учреждение светского научно-учебного заведения - Академии Наук (1724 г.), реформы бытовой сферы (еды, одежды, этикета, которые произвели особенно сильное впечатление на население). В качестве примера двойственности воспитательных систем эпохи Петра приведем две книги, имевшие широкое распространение в то время. Ростовский митрополит Дмитрий (1651-1709), основал в Ростове одно из первых архиерейских училищ. В своем учебном заведении он попытался соединить смысл православного просвещения и западноевропейские формы воспитания и обучения. В архиерейском училище обучалось до 200 человек одновременно; курс продолжался 3 года, в течение которых, кроме грамоты и счета, изучались тривиум, греческий и латынь.

При училище был устроен театр, в котором учениками ставились пьесы духовного содержания - «Кающийся грешник», «Успенская драма», «Рождественская драма» и др. Трудами святителя Дмитрия традиции русского народного воспитания - церковность, семейная простота отношений наставника и учеников, неформальное отношение педагогов к своему делу, разнообразие и оригинальность форм школьной жизни - были продолжены в его школе. Хотя основной задачей школы была подготовка священнослужителей, в нее принимались дети из различных сословий, «лица благородные и неблагородные». В отечественном просвещении вырабатывались новые формы совмещения церковного уклада с научным знанием и искусством .

Делом всей жизни Дмитрия Ростовского стало составление «Келейного летописца» - учебной книги для училища, состоящей из текстов Священного Писания, прокомментированных отцами Церкви, с примерами из житийной литературы. Это было оригинальное пособие, в котором отразилась целостность взгляда на мир через богословскую и научную призму. «Келейный летописец» был составлен на основании огромного количества источников, отобранных и прокомментированных святителем. Из приведенных текстов складывался своеобразный воспитательный кодекс святителя Дмитрия, основанный на евангельском понимании особого места детства и отрочества (развитого затем в творениях св. отцов Церкви), на признании ответственности родителей за воспитание детей, на необходимости тщательного выбора педагога. Усилия воспитателя должны были иметь целью душевное здоровье воспитанника, его нравственное совершенствование, воспитывать не только ум, но волю и чувство.

В петровский же период был создан и другой воспитательный кодекс, имевший своим источником западноевропейские произведения подобного жанра, появлявшиеся в разных странах в XVI-XVIII вв. - «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В нем излагались нравственные нормы, выраженные правилами поведения в обществе. Так, например, закон уважения и почитания родителей выражался следующими правилами: «И когда от родителей что им (детям - Л.Б.) приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать (одевать - Л.Б.), и возле них не садитися, и прежде оных не заседать (рассаживаться - Л.Б.), при них в окно всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними в ряд, но немного уступя, позади оных к стороне стоять, подобно яко паж некоторый, или слуга» .

Облик молодого человека, нарисованный в книге, также и образ нового времени: «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник…». В книге указывалось, что дворянские «младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языками» , чтобы скрыть свои мысли от слуг (как это отличается от включающей в себя всех домочадцев единой семьи Домостроя!), и чтобы их всегда можно было отличить от простонародья. В книге устанавливается, таким образом, закономерность и необходимость особого дворянского воспитания. Идея книги, пишет В.О. Ключевский, «как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете… Таковы качества, приводящие к дворянской цели жизни - стать лощеным светским фатом и придворным пройдохой» . Была и глава о воспитании женщин - здесь все предписывалось делать по старинке, воспитывать кротость, благонравие, богопочитание, целомудрие.

Таким образом, воспитательное значение петровского времени состоит и в том, что реформы его сами по себе воспитывали народ, и в действиях властей, направленных на изменение народного сознания. Последнее имело далеко идущие последствия, неоднозначные по своему смыслу, положительные в плане приобретения знаний и скорее отрицательные в плане нравственного развития. Единое русское просвещение с эпохи Петра начинает делиться не только на светское и духовное, но и на элитарное и народное. Взвешенный подход к оценке деятельности Петра встречаем в книге «Русская симфония» митр. Иоанна Снычева: «Впрочем, рассуждая о Петре Великом, его деятельности и его эпохе, важно не впасть в одну из двух крайностей, традиционно свойственных отечественной историографии. Так, неуемные почитатели Петра, безудержно идеализируя как его самого, так и все, что он делал, отстаивают то убеждение, что без великих реформ допетровская Русь безнадежно отстала бы от «просвещенной» и «цивилизованной» Европы.

Это, конечно, не так. Но, с другой стороны, попытки представить «великого преобразователя» в образе демоническом, как едва ли не сознательного врага русского благочестия, тоже грешат искажениями и натяжками» . Вероятнее всего, Петра меньше всего интересовал слом старой русской жизни и его последствия: ему надо было вооружить страну передовыми технологиями и военными средствами, сделать ее мировой державой, способной отстаивать свою культурную, экономическую и политическую независимость. Однако в сознании народа просветительная деятельность Петра представлялась продолжением начавшегося при царе Алексее непонятного посягательства на чистоту родной веры и крепость обычаев, что принесло немалый ущерб результатам реформ. Воспитание в петровскую эпоху имеет значение и для сегодняшнего времени не только в плане научно-историческом, но и практическом: исключительно осторожно надо подходить к заимствованиям из других культур, а также трезво оценивать разновекторные результаты научно-технического прогресса, который никак нельзя ставить во главу образования и воспитания.

Использованная литература

1. Беленчук Л.Н. История зарубежной и русской педагогики / Л.Н. Беленчук, О.Л. Янушкявичене. М.: ПРО-ПРЕСС, 2011. 312 с.

2. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. Изд. 2-е, доп. / Митр. Иоанн (Снычев). - СПб., «Царское дело», 2002. 566 с.

3. История России с начала XVIII до конца XIX века. / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов; отв. ред. А.Н. Сахаров. - М.: «Издательство АСТ», 2000. 544 с.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. / В.О. Ключевский. - М., Соцэкгиз, 1937. 388 с.

5. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 тт. Т. VIII. / В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1990. - 445 с.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII- первая половина XIX в. - М.: «Педагогика», 1973. - 599 с.

7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1974. 527 с. http://old-russian.chat.ru/17sherb.htm (17 июля).

Беленчук Л.Н. (Москва, Россия)

Становление личности Петра Великого

2.1 Воспитание Петра I

Младенчество. Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака - с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Царица Наталья была взята из семьи западника А.С. Матвеева, дом которого был убран по-европейски, и могла принести во дворец вкусы, усвоенные в доме воспитателя; притом и до нее заморские новизны проникали уже на царицыну половину, в детские комнаты кремлевского дворца. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. Некоторые из этих заморских игрушек особенно обращают на себя наше внимание: двухлетнего Петра забавляли музыкальными ящиками, "цимбальцами" и "большими цимбалами" немецкой работы; в его комнате стоял даже какой-то "клевикорд" с медными зелеными струнами. Все это живо напоминает нам придворное общество царя Алексея, столь падкое на иноземные художественные вещи.

С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия, и в некоторых мелочах этого детского арсенала отразились тревожные заботы взрослых людей того времени. Так, в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками. На четвертом году Петр лишился отца. При царе Федоре, сыне Милославской, положение матери Петра с ее родственниками и друзьями стало очень затруднительно. Другие люди всплыли наверх, овладели делами. Царь Алексей был женат два раза, следовательно, оставил после себя две клики родственников и свойственников, которые насмерть злобствовали одна против другой, ничем не брезгуя в ожесточенной вражде. Милославские осилили Нарышкиных и самого сильного человека их стороны, Матвеева, не замедлили убрать подальше на север, в Пустозерск. Молодая царица-вдова отступила на задний план, стала в тени.Павленко Н.И "Петр Великий" М.,1990 стр.5-6

Придворный учитель. Не раз можно слышать мнение, будто Петр был воспитан не по-старому, иначе и заботливее, чем воспитывались его отец и старшие братья. В ответ на это мнение люди первой половины XVIII в., еще по свежему преданию рассказывая о том, как Петра учили грамоте, дают понять, что по крайней мере до десяти лет Петр рос и воспитывался, пожалуй, даже более по-старому, чем его старшие братья, чем даже его отец. Рассказ записан неким Крекшиным, младшим современником Петра, лет 30 трудолюбиво, но довольно неразборчиво собиравшим всякие известия, бумаги, слухи и предания о благоговейно чтимом им преобразователе. Рассказ Крекшина любопытен если не как документально достоверный факт, то как нравоописательная картинка. По старорусскому обычаю, Петра начали учить с пяти лет. Старший брат и крестный отец Петра, царь Федор, не раз говаривал куме-мачехе, царице Наталье: "Пора, государыня, учить крестника". Царица просила кума найти учителя кроткого, смиренного, Божественное Писание ведущего. Как нарочно, выбор учителя решен был человеком, от которого слишком пахло благочестивой стариной, боярином Федором Прокофьевичем Соковниным. Дом Соковниных был убежищем староверья: они придерживались раскола. Две родные сестры Соковнина - Феодосья Морозова и княгиня Авдотья Урусова - еще при царе Алексее запечатлели мученичеством свое древнее благочестие: царь подверг их суровому заключению в земляной Боровской тюрьме за упрямую привязанность к старой вере и к протопопу Аввакуму.

Другой брат этих боярынь - Алексей - впоследствии сложил голову на плахе за участие в заговоре против Петра во имя благочестивой старины. Федор Соковнин и указал царю на мужа кроткого и смиренного, всяких добродетелей исполненного, в грамоте и Писании искусного: то был Никита Моисеев, сын Зотов, подьячий из приказа Большого Прихода (ведомства неокладных сборов). Рассказ о том, как Зотов введен был в должность придворного учителя, дышит такой древнерусской простотой, что не оставляет сомнения в характере зотовской педагогики. Соковнин привез Зотова к царю и, оставив в передней, отправился с докладом. Вскоре из комнат царя вышел дворянин и спросил: "Кто здесь Никита Зотов?" Будущий придворный учитель так оробел, что в беспамятстве не мог тронуться с места, и дворянин должен был взять его за руку. Зотов просил повременить немного, чтобы дать ему прийти в себя. Отстоявшись, он перекрестился и пошел к царю, который пожаловал его к руке и проэкзаменовал в присутствии Симеона Полоцкого. Ученый воспитатель царя одобрил чтение и письмо Зотова; тогда Соковнин повез аттестованного учителя к царице-вдове. Та приняла его, держа Петра за руку, и сказала: "Знаю, что ты доброй жизни и в Божественном Писании искусен; вручаю тебе моего единственного сына". Зотов залился слезами и, дрожа от страха, повалился к ногам царицы со словами: "Недостоин я, матушка-государыня, принять такое сокровище". Царица пожаловала его к руке и велела на следующее утро начать учение. На открытие курса пришли царь и патриарх, отслужили молебен с водосвятием, окропили святой водой нового спудея (так называли учащихся духовных учебных заведений) и, благословив, посадили за азбуку. Зотов поклонился своему ученику в землю и начал курс своего учения, причем тут же получил и гонорар: патриарх дал ему сто рублей (с лишком тысячу рублей на наши деньги), государь пожаловал ему двор, произвел во дворяне, а царица-мать прислала две пары богатого верхнего и исподнего платья и "весь убор", в который, по уходе государя и патриарха, Зотов тут же и перерядился.

Крекшин отметил и день, когда началось обучение Петра, - 12 марта 1677 г., следовательно, Петру не исполнилось и пяти лет. Выслушав этот рассказ, и не говорите, что Зотов мог посвятить своего ученика в новую науку, обучить его каким-нибудь "еллинским и латинским борзостям". Ключевский В.О "О русской истории" М.,1993 стр.411-412.

Учение. По словам Котошихина, для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих - "учительных людей тихих и небражников". Что Зотов был учительный человек, тихий, за это ручается только что приведенный рассказ; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму требованию, любил выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой, президентом шутовской коллегии пьянства.

Историки Петра иногда винят Зотова в том, что он не оказал воспитательного, развивающего влияния на своего ученика. Но ведь Зотова позвали во дворец не воспитывать, а просто учить грамоте, и он, может быть, передал своему ученику курс древнерусской грамотной выучки если не лучше, то и не хуже многих предшествовавших ему придворных учителей-грамотеев. Он начал, разумеется, со "словесного учения", т. е. прошел с Петром азбуку, Часослов, Псалтырь, даже Евангелие и Апостол; все пройденное по древнерусскому педагогическому правилу взято было назубок. Впоследствии Петр свободно держался на клиросе, читал и пел своим негустым баритоном не хуже любого дьячка; говорили даже, что он мог прочесть наизусть Евангелие и Апостол. Так учился царь Алексей; так начинали учение и его старшие сыновья. Но простым обучением грамотному мастерству не ограничилось преподавание Зотова. Очевидно, новые веяния коснулись и этого импровизированного педагога из приказа Большого Прихода.

Подобно воспитателю царя Алексея Морозову, Зотов применял прием наглядного обучения. Царевич учился охотно и бойко. На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с "кунштами", картинками. Зотов сказал об этом царице, и та велела ему выдать "исторические книги", рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки, и заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Так составилась у Петра коллекция "потешных тетрадей", в которых были изображены золотом и красками города, здания, корабли, солдаты, оружие, сражения и "истории лицевыя с прописьми", иллюстрированные повести и сказки с текстами. Все эти тетради, писанные самым лучшим мастерством, Зотов разложил в комнатах царевича. Заметив, когда Петр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. При этом он, как пишет Крекшин, касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, царя Ивана Грозного, восходил и к более отдаленным временам, Димитрия Донского, Александра Невского и даже до самого Владимира. Впоследствии Петр очень мало имел досуга заниматься русской историей, но не терял интереса к ней, придавал ей большое значение для народного образования и много хлопотал о составлении популярного учебника по этому предмету. Кто знает? Быть может, во всем этом сказывалась память об уроках Зотова. И на том подьячему спасибо!

В.А. Жуковский - выдающийся исторический деятель XIX века

«Поэзия должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели. Поэзия принадлежит к народному воспитанию» В.А. Жуковский Василий Андреевич Жуковский - знаменитый поэт XIX века...

Воспитание в Спарте

Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)

В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного"...

Николай II как личность

Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в строгой обстановке. Отец и мать принципиально не допускали никаких слабостей и сантиментов в деле воспитания детей. У Николая было два брата...

Образование и основные этапы развития государственности в Спарте

Реформы Ликурга коснулись всех сфер жизни, в том числе и воспитания детей. Ю.С. Крушкол пишет о том, что спартиаты занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиатов. Для того чтобы воспитать сильных и крепких воинов...

Общественные и государственные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)

Воспитание детей было подчинено одной задаче - подготовить крепкого и выносливого воина, в любую минуту готового выступить против илотов...

Преобразования Петра Великого в области государственно-административного управления

Обращаясь к ранним летам жизни необыкновенного царя, невольно стремишься найти на берегах пресловутой реки времени свидетельства неординарности Петра и поэтому особенно внимательно рассматриваешь его учебные тетради, первые письма, записки...

Рыцарское воспитание

Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух. Вооруженный колом, имитирующим копье, и воображая каждое дерево врагом...

Социально-экономические преобразования Петра I

петр экономический промышленность торговля Задача преодоления экономической отсталости России требовала адекватных своей сложности путей решения. В Западной Европе преобразования происходили постепенно, по мере экономического развития...

Спарта и здоровый образ жизни

Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении всех детей подвергали осмотру старейшин, которые решали здоровы ли они, сильны и не увечны ли. В последнем случае дети...

Спартанский полис

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов...

Матерью Фридриха была принцесса Ганноверская, дочь Георга I, курфюрста Ганноверского и короля Англии. По мужской линии он был Гогенцоллерном. Идеи короля об образовании сына были ограниченными, суровыми и несколько странными: Фридриху...

Учиться грамоте Петр начал с 5-летнего возраста, а учителями его были: дьяк челобитного приказа Н.М.Зотов, Лефорт, Тиммерман. Последние двое учили его геометрии и фортификации. Петр не любил попусту тратить время, он постоянно чему-то учился, во что-то полезное играл.

Ему подобрали 600 мальчиков, из которых сформировали 2 пехотных батальона. В селе Преображенском это «войско» сильно увеличилось, и часть его поселилась в селе Семеновском. Из них были образованы Семеновский и Преображенский полки. Петр часто встречался с новыми людьми, учился у них нужному для жизни и государственной деятельности.

Подростку-царю привезли из Франции астролябию - прибор для определения широты и долготы в астрономии. Голландец Франц Тиммерман научил Петра пользоваться прибором. Отремонтировав старый английский бот, Пе6тр плавал на нем по Яузе. Потом, найдя в 120 км от Москвы озеро Плещеево, Петр увлекся кораблестроением, работая топором, молотком, нося тяжелые грузы. Когда в 1695 г. русские войска потерпели поражение при осаде Азова в Черном море, Петр начал строить флот под Воронежем. Было построено 2 военных корабля, 23 галеры, 1300 стругов, 300 лодок. И в июне 1696 г. русский флот одержал победу. После этого Петр умножил флот и сделал расчет: 10 кораблей - на свой счет, 6 кораблей - патриарха, 5 кораблей - духовенства, 34 корабля - боярам, 11 кораблей - городам. За 3 года у флота стало 2506 пушек, 11 мортир и 16800 человек. По этим делам можно смело считать Петра основателем русского флота.

Чтобы удержать как-то сына, мать решила женить Петра на Евдокии Лопухиной - дочери окольничего. В январе 1689 г. состоялась свадьба. Приверженность жены к старинным порядкам, богомольству, предрассудкам раздражала Петра. Она не могла поддерживать его стремления к новшествам.

Недалеко от Преображенского, в Немецкой слободе, где жили иностранцы, Петр приметил Анну Монс, увлеченность которой делала его отношения с Евдокией более напряженными. Жена постоянно жаловалась, упрекала Петра. Евдокию насильно увезли в Суздаль и заключили в Покровский девичий монастырь.

Петр посетил много зарубежных стран. В 1697 г. было назначено Великое посольство в Европу, в которое входил сам царь. Лифляндия, Курляндия, Голландия с заездом в Амстердам, Кенигсберг, Митаву. Петр обращал внимание на земледелие, зарисовывал орудия, расспрашивал, записывал. Одевался матросом, рабочим, ходил за продуктами, иногда готовил сам еду. Был в Гааге, в Лейдене осмотрел университет, в Лондоне встречался с корабельными плотниками, двоих из которых отправил в Москву. Царь нанимал художников, мастеров, собирал птиц, рыб, картины, нанял гравера, который впоследствии украшал книги, печатаемые в России. Большое количество мастеров было приглашено и отправлено в Россию.

Петр I был высокого роста, обладал большой физической силой, сгибал в трубу серебряную тарелку и разгибал подкову. Он был вспыльчив, легко выходил из себя, при этом лицо его дергалось, что возможно было следствием пережитых в детстве потрясений от стрелецких бунтов.

Царь тянулся к наукам и государственным делам. Он был волевым энергичным человеком. Хорошо знал историю, математику, изучал финансовое дело, любил работать физически, на его руках всегда были мозоли. Петр прекрасно разбирался в кораблестроении, военно-морском деле, артиллерии и фортификации.

В процессе своей деятельности Петр становился искусным дипломатом, талантливым полководцем, радеющим за благо отчизны. Он глубоко понимал необходимость экономических, государственных, культурных преобразований в России. Вся деятельность царя пронизана практическими делами, преобразованиями, строительством и введением нового, изменениями, реформами.

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Образование при Петре 1 в России очень важная тема, поскольку сегодня часто приходиться слышать, что Петр Первый поднял образование, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук. Проблема здесь том, что образование, как и большинство петровских реформ, имело парадоксальный характер - на первый взгляд все отлично функционирует, но если разбираться глубже - видны серьезные проблемы.

Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:

  • Массовое создание школ различной направленности
  • Введение гражданской азбуки в 1708 году
  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года
  • Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году
  • В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей
  • Создание академии наук в 1724 году

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы - учили математику, а 3 класс - навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 - уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример - в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт - в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример - в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы - ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике). До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву - абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого...

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Создание академии наук

Академии наук - это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра - скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.


Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно . Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.