Как не обращать внимание на хамство начальства. Как вести себя, если вас окружают хамы? Приоритет - отношения

Всем нам приходится время от времени общаться с хамами - в магазине ли, в автобусе, в присутственных местах. Как противостоять им, как защитить себя от их злобы и как остаться при этом в хорошем настроении?

Разновидностей хамов существует множество. Некоторые "хамоведы" даже пытаются создавать свои классификации. Однако всем хамам присущи некие типичные признаки, позволяющие нам без труда их идентифицировать. Каковы же они?

Многое о человеке говорит его речь (простите за невольный каламбур). Так вот, речь хама изобилует хвастливыми высказываниями, он как бы постоянно бросает вызов окружающим: не дай бог, кто-нибудь окажется хозяином положения вместо него. В речи проявляются его наглость и бесцеремонность. Он презрительно говорит о своих мнимых "соперниках". В разговоре хам частенько использует неприличные выражения, "плоские шутки", фамильярное обращение, обращение на "ты".

Для поведения хама характерно отрицание социальных норм, он их презирает, считает себя выше их. В то же время он может демонстративно разглагольствовать о "правах человека", которые вы якобы нарушили, о чести и достоинстве. Самому же эти понятия чужды. Хам эгоистичен, а потому "защищает" только свою "честь". Поведение хама демонстративно, он важен и всем своим обликом демонстрирует это. Заслышав о новом "сопернике", хам возбуждается, проявляет нетерпение, рвется в драку.

Хамские выгоды

Кому-то это может показаться странным, но именно при помощи хамства человек может удовлетворять некоторые из своих насущных потребностей.

Вам случалось кого-нибудь толкнуть, наступить на ногу или иным способом причинить ущерб? В 99 случаях из ста жертва реагирует вполне адекватно - принимает извинения или вообще не обращает внимания. А это значит, что хамов-то на самом деле не так уж много. Но один хам способен испортить настроение всему трамваю. Зачем он это делает? Если вспомнить реальные ситуации, поводы для трамвайных скандалов и их результаты, то становится очевидно, что ни о какой реальной защите интересов речи не идет. Истинный хам подобно странствующему рыцарю или пит-булю бросается в бой по велению долга, или, другими словами, из чистой любви к самому процессу. Но кое-чего он все-таки добивается.

На самом деле, преследуется несколько целей. Прежде всего, хам испытывает потребность в общении. Человек ограниченный, без явных интеллектуальных интересов, он нуждается в том, чтобы кто-нибудь пообщался с ним (пусть даже на примитивном уровне "автобусной разборки"), дабы таким образом заполнить на время душевную пустоту. Человек нуждается в эмоциональном контакте с окружающими так же сильно, как в воздухе и пище, и если он не может вызвать к себе любовь, то старается вызвать страх или ненависть. Привлечь к себе внимание, заинтересовать собеседника разговором, интеллектуальным спором хам не в состоянии, поэтому использует то, что ему доступно - брань, крик, оскорбления, высказывания, унижающие достоинство оппонента. Таким образом хам и удовлетворяет свою потребность в общении.

Вторая потребность - это потребность в признании. В подавляющем большинстве случаев хам не может достичь одобрения, демонстрируя или проявляя каким-либо образом свои ограниченные интеллектуальные ресурсы, но иногда он испытывает иллюзию признания, притягивая к себе внимание окружающих. В конфликтной ситуации, переросшей в скандал, на хама смотрят, с ним разговаривают (или вступают в перепалку) - а значит, признают его существование. Он понимает, что он - не «пустое место». Так удовлетворяется потребность в признании.

С этим перекликается потребность в демонстрации себя, потребность выделиться из толпы людей. Это присуще, как правило, людям истерического склада, коими хамы чаще всего и являются. Хам всегда из своего выступления устраивает маленький спектакль. Ему недостаточно одного зрителя (по совместительству - участника конфликта), он нуждается в большой аудитории. Пассажиры автобуса, люди на автобусной остановке, очередь в магазине - это Его зрители.

И конечно, хаму необходимо показать собственное превосходство. На самом деле, его самооценка низка. Такой человек в глубине души меньше всего бывает доволен сам собой. Да и за что ему себя хвалить? За то, что не достиг того уровня, который является социально одобряемым (не сделал карьеру, не принес пользу обществу)? Заниженная самооценка и множество других комплексов мешают общению с людьми.

Именно люди с комплексом неполноценности нуждаются в компенсации. А если этот комплекс сочетается с невежеством - то нет лучшего пути, чем хамство. Такому человеку важно продемонстрировать другим, что он «лучше» их, потому что сильнее.

И даже если хамом является человек, сидящий в директорском кресле, это еще не говорит о том, что его самооценка высока. Не исключено, что он понимает свою несостоятельность, свою ограниченность и не видит перспективы, путей своего дальнейшего развития. Проводимая им политика может удовлетворять лишь его эгоистические потребности, не способствуя развитию компании,которой он руководит. Желание доказать собственное превосходство осуществляется путем демонстрации оного любым путем, даже тогда, когда "соперник" будет унижен. Пристыдить, подавить его - цель хама. Как говорят специалисты, вообще-то он считает, что ничего собой не представляет, но если вы позволяете ему «потоптаться» на вас, у него появляется прекрасная возможность доказывать самому себе свое мнимое преимущество.

Порой, удовлетворяя эту свою потребность, хам становится смешон: он начинает говорить с людьми о незнакомых ему вещах. Ему-то кажется, что он умен, хотя невооруженным глазом видно, что он только пыжится показать себя умнее. Хам любит читать нравоучения, поучать даже тех, кто объективно умнее и мудрее его.

Таким образом, хам - это несчастная личность, лишенная любви и признания и заслуживающая не ненависти, а презрения и жалости.

С этим можно бороться!

Как же быть с хамами, которые постоянно норовят испортить нам настроение?

Существует несколько способов реагирования на атаку хама.

Простейшее решение состоит в том, чтобы использовать принцип ("око за око, зуб за зуб") и "перехамить" хама. Если вы чувствуете в себе недюжинную силу, достаточную для вступления в словесную перепалку, могущую плавно или не очень перейти в рукоприкладство, вы вполне можете преуспеть в этом. Вы лишите хама чувства собственного превосходства, ошеломив его же оружием. Однако, во-первых, вы не лишите его признания того, что он существует и заслуживает внимания, во-вторых, вступая в бой на чужой территории, вы можете и проиграть, и главное - вы потратите собственные силы и нервы.

Следующий сценарий общения с хамом: вам нужно игнорировать все его нападки и нелицеприятные высказывания. Однако если вы делаете это неискренне, демонстративно, то это ни что иное, как та же агрессия. Однако преимущество именно этого оружия заключается в том, что это оружие абсолютное. Если вы сможете молча смотреть хаму в глаза как на стенку (либо смотреть сквозь него, как сквозь стекло), не меняя при этом выражения лица, он просто захлебнется собственной злобой и будет уничтожен. Вы останетесь победителем, но при этом хам уйдет униженным и озлобленным (впрочем, признайтесь, иногда мы хотим достичь именно этого, дабы "отомстить" за наши моральные переживания).

Есть и третий путь! Путь отказа от скандала. Прежде всего, не нужно поддаваться эмоциям. Главное - оставаться на конструктивных позициях. Отнеситесь к хамящему, как к уличному проповеднику или торговцу, который пытается вовлечь вас в свою игру. Покажите, что это вам не интересно. Скажите "Да ну, бросьте, ерунда какая!" или еще что-нибудь в этом роде. Не встретив привычной реакции, запрограммированный на скандал человек тут же переключается, при этом вы не оставите в его сердце ни злобы, ни унижения, а только недоумение, поскольку привычная программа почему-то не сработала.

Наконец, четвертый путь - это путь, которым идут те, кто способен превращать врагов в друзей. Этот путь состоит в том, чтобы вспомнить, как несчастен человек, пытающийся уязвить вас, и отнестись к нему с искренней любовью.

Гареева Анастасия, психолог, психотерапевт-психоаналитик

Родители учат своих детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить старшим, уважительно обращаться с младшими. Но, к сожалению, не все люди следуют таким рекомендациям. Для некоторых хамство - это основной способ доказать другому человеку свою правоту. С такой ситуацией можно встретиться в любом месте: в транспорте, в магазине, на работе. Грубые слова глубоко ранят, и не всегда сразу сообразишь, что ответить обидчику. А настроение на весь день испорчено. Чтобы не происходило подобных ситуаций, следует знать,

В чем причины?

Хамство - это особое желание поступком, словом оскорбить собеседника или окружающих. При этом оно основано на безответственности и анонимности. Если у хама спросить его должность, место работы, фамилию, тональность его разговора заметно изменится.

Именно благодаря безнаказанности грубость так процветает. Раньше с неприятным обращением человек сталкивался в магазине, на работе, в некоторых общественных местах. Сегодня с ростом числа автомобилей и расширением социальных сетей недостойное поведение встречается все чаще.

Чтобы знать, как реагировать на хамство, следует понять, в чем его причины. Итак, психологи считают, что грубое поведение свойственно следующим категориям людей:

  1. Лица, не получившие в детстве достаточно любви. В этом случае человек старается, чтобы окружающие его заметили. Ведь он все время испытывает дефицит внимания, любви, общения. Это люди, которых в детстве не хвалили, не уделяли времени для общения с ними. Ведь каждый ребенок нуждается в любви и понимании родителей. Не получая необходимой ласки и тепла обычным, естественным путем, малыш прибегает к грубому, ужасному поведению. И именно в это время родители осуществляют желаемое - реагируют на него, начинают ему потакать. Такой метод в сознании ребенка формируется как единственный способ привлечь к себе внимание. Соответственно, во взрослой жизни человек продолжает его использовать.
  2. Люди, стремящиеся к самоутверждению. Такая картина наблюдается, если собеседник не может достойно ответить. В этом случае грубиян возвышается в собственных глазах и с еще большей силой продолжает унижать человека. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Зачастую такая ситуация складывается, если грубиян - начальник, обладающий даже минимальной властью, либо хам по определенным причинам вызывает у собеседника боязнь.
  3. Состояние отчаяния, разочарования, усталости. В такой ситуации даже культурный человек может сорваться и нахамить. Конечно, за этим последуют извинения. И вот здесь все зависит от того, какова культура поведения у собеседника. Воспитанный человек примет извинения и конфликт будет улажен. Но если столкновение произошло с хамом, то он уже будет на взводе. Никакие извинения здесь не помогут.

Кроме того, к хамству способно привести неумение четко аргументировать свои доводы. Иногда можно наблюдать следующую картину, когда спорят два человека. Первый приводит конкретные доказательства, подтверждающие его точку зрения. Другой, будучи уверен в своей правоте, аргументировать ее не может, но стремится идти в споре до конца. Зачастую в такой ситуации, не имея веских доводов, он срывается и переходит на хамство. И, как правило, терпит фиаско. При этом в глазах окружающих эта особа демонстрирует, насколько низка у нее культура поведения.

Хамы на дорогах

Любой водитель знает, что на трассе встречаются нормальные и неадекватные участники движения. Ко второй категории относятся те, кто подрезает, перестраивается из одного ряда в другой, требует немедленно пропустить, сигналит без причины, постоянно мигает дальним светом или жаждет разобраться и доказать, иногда даже при помощи кулаков, свою правоту.

Как реагировать на хамство? И на каком языке общаться с дорожным грубияном? К сожалению, универсальной инструкции не существует. Поскольку неадекватные ситуации всегда непредсказуемы. Однако психологи рекомендуют придерживаться определенных правил. Их соблюдение позволит не только свести на нет хамство на дорогах, но и в некоторых ситуациях обезопасить жизнь.

Как вести себя в сложных ситуациях? Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Невнимательный водитель. Иногда случается такая ситуация, что загорается зеленый свет, и все машины стоят из-за одного участника движения. Водитель отвлекся либо задумался, и попросту не заметил, как переключился светофор. Люди, которые торопятся, начинают отчаянно сигналить. Это простая ситуация, но она очень раздражает. Если вы оказались в роли «спящего» водителя, то лучшее, что вы можете сделать, это аварийкой сказать спасибо тем, кто вам сигналил. Оказавшись в роли нетерпеливого водителя, постарайтесь «разбудить» помягче. Например, поморгайте дальним светом. Таким образом, борьба с хамством должна начаться именно с вас. Оставайтесь на дороге всегда адекватным.
  2. Экономьте время. На разбирательство с грубияном тратятся не только нервы, но и драгоценные часы. Два водителя, которые на узкой дороге не уступают друг другу, очень напоминают баранов из детской сказки. Если вам не нравится такое сравнение, уступите путь оппоненту. При этом успокойте себя тем, что, в отличие от него, отлично ездите задним ходом. Кроме того, искренне улыбнитесь хаму, и прекрасное настроение вам будет обеспечено на весь день.
  3. Неконтролируемая ситуация. Если встречи с неадекватным водителем избежать не удалось, знайте, что общего языка вы с ним не найдете. Поэтому лучше всего тщательно приготовиться. Закройте окна и двери, в автомобиле включите видеорегистратор либо мобильный телефон. Так вы сможете зафиксировать неправомерные действия, совершенные в ваш адрес. Не пытайтесь самостоятельно что-либо объяснять наглому водителю. Очень легко можно сорваться и пустить в ход подручные средства, кулаки. Но впоследствии доказать, что вы действовали в рамках самозащиты, сложно. Лучше всего попытаться привлечь внимание окружающих гудком либо аварийкой. Можно вызвать на помощь полицию или близких.
  4. Снятие стресса. После встречи с неадекватным водителем всегда остается неприятное чувство в душе. Психологи рекомендуют позвонить родным людям и рассказать о том, что с вами случилось. Попросту пожаловаться. Получив поддержку и понимание близкого человека, вы быстро избавитесь от негатива и сможете спокойно продолжить движение.
  5. Необходимый отдых. Иногда вы сами можете испытывать раздражение при виде других участников движения. Если все вокруг воспринимаются как гонщики или не умеющие ездить водители, вам необходимо немного передохнуть. В такой ситуации очень важно выполнить следующие советы психолога. Выйдите из автомобиля на свежий воздух. Сделаете 10 приседаний. Если такая разрядка не помогла, то проделайте еще десяток упражнений.

Грубости на работе

К сожалению, сегодня это не редкость. Хамство на работе со стороны начальника встречается очень часто. «Жертва» зачастую старается не обращать внимания на грубые высказывания руководства. Ведь сделать замечание вышестоящему коллеге без негативных последствий для себя не всегда возможно.

Конечно же, нельзя постоянно не обращать внимания на неприятные высказывания. Однако как пресечь хамство начальника? В определенных ситуациях, если поведение руководства либо высказывания выходят за нормы допустимого (рамки, установленные законодательством), такие лица могут быть привлечены к суду.

Но зачастую хамство руководства проявляется в постоянном игнорировании. В общении используются повышенные тона, применяется уничижительная интонация. Иногда подчиненный ощущает пренебрежительное отношение. В таких ситуациях привлечь к юридической ответственности грубияна не удастся. Здесь лучше применить рекомендации психологов.

Хамство или конструктивная критика?

Но прежде чем пользоваться советами психолога, следует внимательно разобраться в ситуации. Некоторые люди, в результате своей эмоциональной тревожности, могут воспринимать критику как хамство. В этом случае они теряют очень ценную и важную информацию о себе.

Как же отличить хамство и оскорбление от конструктивной критики? Ответ очень прост. Хамство направлено на разрушение психологической целостности и мешает дальнейшему развитию. Критика позволяет восстанавливаться личности. Она мотивирует к совершенствованию.

Как вести себя на работе?

Если хамское обращение с подчиненными является стилем руководства, то лучше всего отнестись к нему философски. Ведь это просто тренирует вашу выдержку.

В таких ситуациях вам помогут следующие советы психолога:

  1. Отвечайте руководству механически: «Все сделаю», «Вы правы».
  2. Можно честно признаться, что вы теряетесь от крика. Главное, не переходите на ехидный тон. В противном случае начальник подумает, что вы издеваетесь над ним.
  3. Скажите шефу, что дорожите его мнением. Поэтому хотите понять, за что он злится, и обсудить это в спокойной атмосфере. Такое поведение просто обезоруживает хамов.

Многие люди пытаются противостоять грубиянам. При этом они совершают ошибки, которые в еще большей степени вызывают хамство, грубость начальника в ответ. Рассмотрим их:

  1. Оправдание . Подобное поведение напоминает ребенка. Кроме того, оправдание - это признание вины. К тому же достаточно униженное. Такая ситуация только раззадорит руководство. Запомните: оправдания совершенно никому не нужны, их не хотят слышать и не ждут.
  2. Хамство в ответ . Очень легко ввязаться в скандал. В этом случае начальник получит даже больше, чем ожидал. Единственным исключением может быть ехидная ответная реплика острослову.
  3. Молчание . Его часто воспринимают как пренебрежительное игнорирование. Такое поведение вызывает еще большую агрессию. Обязательно отвечайте. При этом сохраняйте холодный, вежливый тон. Отвечайте немногословно. А затем можете замолчать.
  4. Перебивание начальства. Обязательно дайте шефу высказаться. И только дождавшись паузы, отвечайте.

Хамство в магазине

Очень часто грубость исходит от некомпетентных чужих людей. Они пытаются таким способом подчеркнуть свою значимость и повысить статус. Совершенно не следует воспринимать их всерьез. А тем более переживать по этому поводу.

Конечно, очень трудно сдержаться, если слышишь публичные оскорбления в магазине. Хамство продавцов ставит в неприятное положение.

Итак, если вы столкнулись с грубостью в магазине, как реагировать на хамство? Советы психологов позволяют достойно выйти из ситуации:

  1. Универсальные фразы. Услышав от продавца грубость, необходимо отвечать ему, приводя факты, которые невозможно оспорить. При этом используйте общие фразы: «Люди различны. Они по-разному живут. Их интересует разнообразные вещи. Разные события вызывают различные реакции». Прекрасным примером, иллюстрирующим, как использовать такие фразы, является следующий. Хамство продавца: "Ты чего помидоры тыкаешь грязными пальцами?". Ответ: "Спелость помидоров разные люди проверяют по-разному".
  2. Обращайтесь к вышестоящим органам. Если продавец начинает нагло вам хамить, это расценивается как посягательство на ваши права. Совершенно бесполезно отвечать ему тем же. Это лишняя трата энергии и сил. Но как защититься от хамства? Лучше уточнить у менеджера, кто является руководителем, и обратиться к нему с жалобой. Нельзя оставлять хамство безнаказанным. Можно потребовать книгу жалоб и описать в ней произошедшую ситуацию.

  1. Старайтесь не позволить грубияну захватить контроль над создавшейся ситуацией. Независимо от того, каким является статус вашего оппонента, вы имеете право требовать уважения к себе. Дайте это понять наглецу.
  2. Как реагировать на хамство, если грубиян настолько увлечен своей игрой, что полностью теряет контроль? В этом случае поставьте его на место. Постарайтесь умерить пыл этого человека. Не следует накапливать негативные эмоции. В противном случае вы выплеснете их дома на родных и близких. К тому же многие грубияны полностью верят в безнаказанность. Постарайтесь развеять этот миф. Однако не переходите черту допустимого, не теряйте контроль. В противном случае вы опуститесь до уровня невоспитанного человека. Ваше «выступление» не должно носить показательный характер. Не следует размахивать руками или громко кричать.
  3. Все негативные фразы не принимайте на свой счет. Просто посочувствуйте грубияну. Такой человек недоволен жизнью. Поэтому заслуживает жалости. Особа, опускающаяся до хамства, обладает слабым характером. Следовательно, разве можно воспринимать всерьез ее оскорбления? Полностью проигнорируйте весь тот негатив, который прозвучал в ваш адрес.
  4. Отвечайте на хамство юмором. Постарайтесь пошутить над попытками человека обидеть либо унизить вас. Можно даже улыбнуться в ответ на наглость. Этим вы дадите понять грубияну, что его замечания вам безразличны. Ваша ехидная улыбка спровоцирует бурю негодования. Просто рассмейтесь в лицо такому человеку. Он поймет, что потерпел поражение, и не вызвал у вас в ответ негативную реакцию. Можете «добить» оппонента такими фразами: «Что-то вас задело?», «Почему вы так разнервничались?». Постарайтесь, чтобы последнее слово осталось за вами.
  5. Проявите жалость. Грубиян подпитывается энергетикой конфликта. Поэтому вежливый, умный и совершенно адекватный человек, услышав хамство, не будет отвечать тем же. Он проигнорирует подобное обращение. Прекрасный способ подавить негатив - это пожалеть такого человека. Не забывайте, что зачастую такие люди в детстве от родителей не получили должного воспитания и заботы. Они, как правило, неуспешны в жизни. Их не любит противоположный пол. Они заслуживают сострадания. Поэтому ваше нестандартное отношение к ситуации полностью разрушит планы энергетического вампира «подпитаться» переживаниями и нервами.
  6. Включите свою фантазию. Если грубиян высказывает вам в лицо все, что он думает, постарайтесь представить, будто этот человек находится за стеклом. Вы не слышите того, что он говорит. Данный прием является достаточно забавной тактикой. Ведь вы видите, как грубиян шевелит губами, размахивает руками, но не улавливаете ни единого слова.
  7. Поговорите с человеком. Иногда складывается такие ситуации, когда проигнорировать, а тем более высмеять грубость невозможно. Это касается общения с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами. В таких случаях лучше откровенно поговорить с человеком. Постарайтесь выяснить, что произошло у него сегодня, как его здоровье. Вы поймете, чем спровоцировано подобное поведение. Кроме того, позволите грубияну посмотреть со стороны на себя и переосмыслить недостойное общение.
  8. Настройтесь на позитив. Хамство - это удел людей, обладающих негативным мировоззрением. Поэтому старайтесь контролировать свои мысли. Не притягивайте к себе неуважительного отношения.

И самое важное: будьте в себе уверены! Только такая модель поведения дает возможность красиво выходить из любой ситуации, при этом полностью сохранять собственное достоинство и не ощущать себя жертвой.

Каждый родитель вкладывает в воспитание детей максимум полезных качеств. Подрастающее поколение учат быть вежливыми, доброжелательными, с уважением относиться к старшим. Позднее когда человек переходит во взрослую жизнь, у него уже складывается определённое мышление и привычки. Но, к большому сожалению не все обладают положительными качествами, что называется, от природы.

Почему люди хамят

  1. Нехватка любви - самый главный фактор. Когда человек не получает в детстве достаточно внимания, заботы, любви со стороны родителей, он растёт отчуждённым и злым. Такое поведение проявляется в желании выделиться, индивид пытается быть замеченным. Дефицит внимания сподвигает человека включаться в словесные перепалки по каждому удобному случаю, хамить, относиться неуважительно к людям старше себя. Всё это идёт из детства. При неправильном воспитании и нехватке любви ребёнок сильно капризничает, чтобы родители, наконец, уделили ему порцию своего «драгоценного» времени. Такое поведение переходит во взрослую жизнь. Сознание автоматически запоминает метод манипулирования, как единственный вариант привлечения внимания.
  2. Самоутверждение - ещё один критерий, который определяет грубого человека. Такой сценарий наблюдается лишь в тех случаях, когда индивид хамит своему оппоненту, который по каким-то признакам уступаем ему (в силе, материальном благополучии и пр.). То есть получается, что сильный обижает слабого и за счёт этого утверждается. Чаще всего так себя ведут люди, наделённые властью или те, кто имеет средний вес в определённом кругу общения.
  3. Неумение аргументировать свою позицию - третий аспект, влияющий на поведение человека в обществе. Зачастую когда начинается словесная перепалка или дискуссия, к хамству прибегает тот, кому банально больше нечего сказать. Современное общество называет такое поведение «переход на личности». Человек пытается задеть своего собеседника указанием недостатков во внешности последнего, его материальной обеспеченности, семейном плане. Когда индивид не имеет доводов, он переходит на откровенную грубость.
  4. Усталость - банальный фактор, определяющий межличностное поведение человека и его отношение к окружающим. Частая подверженность стрессам, постоянный недосып, плохие отношения с родственниками и многие другие аспекты могут непроизвольно спровоцировать индивида на хамство в самый неподходящий момент. С этим сталкивается каждый современный человек, даже обладающий выдержкой «удава» и стабильной психикой.
  1. Экономьте своё время. Если вы попали в ситуацию, при которой другой участник движения начинает хамить, не тратьте на него своё время и здоровье. Водители, которые на узкой проезжей части не могут разъехаться и стоят капот к капоту, напоминают двух баранов. В такой ситуации действуйте мудро, пропустите дурака, ему ведь «горит». Успокаивайте себя тем, что вы прекрасно ездите задним ходом, а он ни на что не способен, кроме как двигаться по прямой. При этом улыбнитесь хаму, обеспечивая себе спокойствие на весь день.
  2. Отдыхайте от дороги. Если вы по роду службы вынуждены часто передвигаться по городу на машине, выделяйте время на отдых. Необязательно останавливаться на обочине в городе и спать. Достаточно передохнуть, сделать разминку для всего тела и глаз. Такие рекомендации психологи дают потому, что зачастую водитель сам провоцирует хамство других участников движения. Если вы начнёте «тормозить» на дороге, другие будут сигналить и махать руками. К разминке и отдыху следует прибегать, когда все водители вокруг воспринимаются в роли нетерпеливых гонщиков.
  3. Учитесь вести себя в неконтролируемых ситуациях. Некоторые водители, в особенности молодые, не обладают тактичностью и сдержанностью на дорогах общего пользования. Если вам не удалось избежать стычки с хамом, не пытайтесь поговорить с ним нормальным языком. Сначала закройте двери и окна автомобиля, направьте видеорегистратор на обидчика. Таким образом вы зафиксируете неправомерные действия со стороны другого человека. Не нужно вести светские беседы и пытаться что-то доказать наглецу. Зачастую такие разглагольствования заканчиваются дракой. Попробуйте покинуть место происшествия или позвоните в полицию, назвав регистрационный знак второго водителя.
  4. Будьте внимательны за рулём. Приведём пример, чтобы было легче понять, о чём идёт речь. Вы стоите на светофоре первым, зазевались, отвлеклись, загорелся зелёный сигнал. Сзади стоящие водители начинают непрерывно сигналить, чтобы сподвигнуть вас начать движение. Ситуация с виду простая, но вызывает массу раздражения. Не нужно сигналить и махать руками в ответ. Строньтесь с места и поморгайте водителям аварийкой, извиняясь за свою оплошность. Чтобы бороться с хамством на дороге, необходимо не быть виновником этой грубости. В то же время, если вы застали впереди стоящего водителя врасплох, не сигнальте ему что есть мочи. Поморгайте дальним светом, призывая начать движение.
  5. Снимайте стресс от вождения. Каждый современный человек хотя бы раз в жизни сталкивался с хамством на дороге. После тяжёлого дня и нападок других водителей индивид чувствует себя морально истощённым, как выжатый лимон. Психологи дают свои советы на этот счёт. Они рекомендуют позвонить близким и банально пожаловаться, чтобы снять стресс и обозвать хама всеми возможными словами. Поверьте, вам станет легче.

Как бороться с хамством в магазине

  1. Обращение к руководству. Если вы регулярно сталкиваетесь с хамством работников магазина, нет смысла тратить нервы на разбирательства напрямую. Попросите книгу жалоб, изложите ситуацию. Затем обратитесь к вышестоящему руководству с просьбой призвать хама к ответственности. Если начальство не пойдёт на это, пишите жалобу в прокуратуру с целью прислать проверку в указанный павильон. Никогда не оставляйте хамство безнаказанным.
  2. Обзаведитесь универсальными фразами. Если вы не относитесь к числу лиц, которые будут заморачиваться с жалобами и прокуратурой, поступите иначе. Когда услышите очередную грубость от работников магазина, приведите ему факты, которые сложно оспорить. К примеру, начните разговаривать о размножении осьминогов или вспомните историю Испании. Неважно, что конкретно вы будете говорить. Главное, делайте это с умным видом и рассуждайте философски. Постарайтесь ввести продавца в ступор, чтобы он почувствовал себя глупым и замолчал.

  1. Если ваш начальник относится к властным людям, никогда не упускает возможности нахамить, заучите механические фразы. Отвечайте ему автоматически: «Да, вы правы», «Согласен с вашим мнением», «Хорошо, сделаю».
  2. Когда руководство постоянно кричит, признайтесь, что теряетесь от крика. Постарайтесь поговорить с начальником нормально, чтобы он не воспринял ваши слова за ехидство.
  3. Дайте шефу понять, что его мнение важно для вас. Попросите не кричать и предложите обсудить ситуацию в спокойной обстановке. Открытость к диалогу выбьет из колеи любого хама.
  4. Некоторые совершают ошибку, когда начинают оправдываться перед начальством. Это ни к чему. Вам сказали сделать, сделайте. Не ведите себя, как маленький ребёнок.
  5. Не хамите в ответ, если не желаете быть уволенным с должности. Крайне легко ввязаться в скандал, когда всё надоело и больше нет сил работать. Эта рекомендация не относится к коллегам, не позволяйте им себя унижать.
  6. Многие опытные руководители воспринимают молчание подчинённых как игнор. Поэтому всегда ищите слова, чтобы выразиться правильно. Не молчите, как рыба, в случае необходимости аргументированно отстаивайте своё мнение.
  7. Чтобы не спровоцировать ещё большую грубость со стороны шефа, дайте ему высказаться. Мотайте на ус всё, что скажет руководитель. Не перебивайте, отвечайте только после завершения монолога начальства.

Как реагировать на хамство коллег по работе

  1. Умейте преподнести себя правильно. Если вы только вошли в новый коллектив, старайтесь показаться доброжелательным человеком. Одновременно с этим дайте понять, что вас не следует обижать. Всегда выражайтесь внятно и чётко, чтобы не выглядеть «тряпкой».
  2. Никогда не показывайте свою неуверенность чужим людям. Эту вашу черту могут знать близкие, но не коллеги по работе. Верьте в себя и не позволяйте хамам задевать ваше самолюбие. Всегда улыбайтесь в ответ на грубость, выражайтесь монотонно, но громко.
  3. На работе помните о социальной значимости. Если ваш коллега стоит выше по рангу, не набивайтесь к нему в друзья. Когда грань между начальником и приятелем будет преодолена, менеджер начнёт хамить вам чаще остальных (ввиду дружбы).
  4. Покажите себя как истинного профессионала в той области, в которой работаете. Не стоит открыто проявлять некомпетентность. Новичкам вечно достаются все шиши, им хамят, на них срываются. Не проявляйте себя таковым, будьте профессионалом.
  5. Не будьте белой вороной. Это правило пригодно для жизни, но в рабочей обстановке лучше слиться с толпой и не вызывать отрицательных эмоций. Уважайте ценности коллектива, чтобы они пришли к вам на выручку в момент столкновения с хамом.

Как реагировать на хамство в интернете

  1. Современные люди не могут представить свою жизнь без глобальной сети. Нередко, оставляя комментарии в социальных сетях и блогах, можно встретиться с хамством. Люди часто провоцируют друг друга к агрессии. Отсюда начинается словесная перепалка. К сожалению не все способны ответить на грубость.
  2. Нередко люди сидят на форумах, во время переписки начинается ссора различного характера. Отсюда возникает неестественный интерес, кто окажется в итоге правым. На протяжении дня можно многократно проверять сообщения и прокручивать в голове дальнейшее развитие событий. Вы думаете о том, как ответить на грубость и отстоять свою точку зрения.
  3. Не стоит в этом случае расстраиваться и накручивать себя, как минимум, это не правильно. Ваши переживания никому не интересны и направленны в пустоту. Стоит хорошенько подумать о том, что чрезмерно агрессивные люди не совсем здоровы. Они не могут выплеснуть свой гнев нигде, кроме интернета. Думайте о том, что такие личности ничтожны.
  4. Поэтому не стоит остро реагировать на хамство под постами и на форумах. Самодостаточный и адекватный человек может сделать вам замечание и пояснит, в чём вы не правы, агрессии он не проявит. В этом случае можно продолжить диалог и выяснить, за кем стоит правда. Не отвечайте агрессией на хамство, как правило, такие бессмысленные разговоры не заканчиваются.
  5. Есть выход при общении с неадекватными людьми. Рекомендуется вести с ними диалог, как с маленькими детьми. На все грубые фразы отвечайте спокойствием и сарказмом. Не напрягайтесь и не переживайте тем более. Все никчёмные угрозы останутся в пределах интернета. Не стоит растрачивать свои нервы на хамство и пустые замечания.
  6. В другом случае, если перепалка началась между вами и вашем знакомым, здесь лучше не продолжать диалог и встретиться в реальной жизни. Обсудите проблемы с глазу на глаз без публичных унижений. Нередко люди, которые подавляют агрессию в реальном мире, часто выплёскивают её в виде хамства в интернете. В этом случае поберегите свои нервы, это не ваша забота.


Проявите жалость

  1. Если вы не можете спокойно реагировать на колкие слова и обидные фразы, проявите сострадание и пожалейте неудачника. Его действия говорят о том, что в душе хам несчастен. Скорее всего, у него проблемы или попросту никчёмная жизнь.
  2. В этом случае агрессивные люди пытаются компенсировать недостаток внимания агрессией и грубостью. Отнеситесь к такому человеку с состраданием. Поймите, что он слаб, тогда реакция изменится в корне. Главное, не оправдываться.

Шутите в ответ и грузите философией

  1. В ответ на грубость постарайтесь выкинуть умную и сложную фразу. Прямым текстом задайте хаму риторический вопрос, сложный для восприятия. Агрессивный неудачник не поймёт, чего от него хотят, и забросит диалог.
  2. Постарайтесь на грубые фразы ответить тонкой шуткой со смыслом. В такой ситуации обидчик останется в проигрыше. Если вы не можете пошутить в тему, стоит проявить сочувствие. Придерживайтесь несложных фраз и не принимайте колкие слова близко к сердцу.

Отвечайте грубостью

  1. Такой способ не совсем правильный. Прибегать к нему или нет - ваше личное дело. Может всё повернуться не так, как вы задумали. Это не совсем корректно отвечать хамством на хамство. Обычно подобный способ первым приходит в голову.
  2. Если вы решили нагрубить в ответ, важно понимать, что вы опускаетесь до уровня неудачника, который вам нахамил.
  3. Таким образом теряете чувство собственного достоинства. Если часто прибегать к подобному методу, в скором времени вы сами превратитесь в хама.

Умейте воспринимать критику

  1. Важно понимать, что критика и хамство - совершенно разные вещи. В первом варианте можно вести относительно спокойный диалог и отстаивать свою точку зрения. В случае с хамством не следует вообще отвечать такому человеку.
  2. Неоправданная агрессия не стоит ваших нервов и внимания. Обычно такое поведение направленно не конкретно на вас, а на других участников диалога или посторонних лиц. На хамство следует отвечать с чувством достоинства, не опускайтесь до такого уровня.

Не обращать внимания

  1. Для своего спокойствия вы можете полностью игнорировать агрессивного человека. В результате таких действий хам в скором времени потеряет к вам интерес. Человек будет искать новый объект для перепалки.
  2. Агрессивные люди, провоцирующие подобный диалог, всегда ждут ответной реакции. Чем эмоциональнее развивается беседа, тем больше хамства вы услышите в свой адрес. Не стоит в этом случае показывать свою обиду, это цель хама. Скажите, что такой диалог вам неприятен, не более.

С хамством можно встретиться на работе, в общественном транспорте, по дороге домой и даже в интернете. Чтобы не тратить свои нервы, необходимо реагировать на грубость правильно. Никогда не опускайтесь до уровня обидчика, именно этого он и ждёт. Имейте чувство собственного достоинства, не робейте перед хамом.

Видео: как реагировать на оскорбления

Родители учат своих детей вежливо относиться к другим людям. Ребятам прививаются правила культурного поведения: не хамить старшим, уважительно обращаться с младшими. Но, к сожалению, не все люди следуют таким рекомендациям. Для некоторых хамство - это основной способ доказать другому человеку свою правоту. С такой ситуацией можно встретиться в любом месте: в транспорте, в магазине, на работе. Грубые слова глубоко ранят, и не всегда сразу сообразишь, что ответить обидчику. А настроение на весь день испорчено. Чтобы не происходило подобных ситуаций, следует знать, как реагировать на хамство.

В чем причины? Хамство - это особое желание поступком, словом оскорбить собеседника или окружающих. При этом оно основано на безответственности и анонимности. Если у хама спросить его должность, место работы, фамилию, тональность его разговора заметно изменится. Именно благодаря безнаказанности грубость так процветает. Раньше с неприятным обращением человек сталкивался в магазине, на работе, в некоторых общественных местах. Сегодня с ростом числа автомобилей и расширением социальных сетей недостойное поведение встречается все чаще.

Чтобы знать, как реагировать на хамство, следует понять, в чем его причины. Итак, психологи считают, что грубое поведение свойственно следующим категориям людей:

1) Лица, не получившие в детстве достаточно любви. В этом случае человек старается, чтобы окружающие его заметили. Ведь он все время испытывает дефицит внимания, любви, общения. Это люди, которых в детстве не хвалили, не уделяли времени для общения с ними. Ведь каждый ребенок нуждается в любви и понимании родителей. Не получая необходимой ласки и тепла обычным, естественным путем, малыш прибегает к грубому, ужасному поведению. И именно в это время родители осуществляют желаемое - реагируют на него, начинают ему потакать. Такой метод в сознании ребенка формируется как единственный способ привлечь к себе внимание. Соответственно, во взрослой жизни человек продолжает его использовать.

2) Люди, стремящиеся к самоутверждению. Такая картина наблюдается, если собеседник не может достойно ответить. В этом случае грубиян возвышается в собственных глазах и с еще большей силой продолжает унижать человека. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Зачастую такая ситуация складывается, если грубиян – начальник, обладающий даже минимальной властью, либо хам по определенным причинам вызывает у собеседника боязнь.

3) Состояние отчаяния, разочарования, усталости. В такой ситуации даже культурный человек может сорваться и нахамить. Конечно, за этим последуют извинения. И вот здесь все зависит от того, какова культура поведения у собеседника. Воспитанный человек примет извинения и конфликт будет улажен. Но если столкновение произошло с хамом, то он уже будет на взводе. Никакие извинения здесь не помогут.

1. Старайтесь не позволить грубияну захватить контроль над создавшейся ситуацией. Независимо от того, каким является статус вашего оппонента, вы имеете право требовать уважения к себе. Дайте это понять наглецу.

2. Как реагировать на хамство, если грубиян настолько увлечен своей игрой, что полностью теряет контроль? В этом случае поставьте его на место. Постарайтесь умерить пыл этого человека. Не следует накапливать негативные эмоции. В противном случае вы выплеснете их дома на родных и близких. К тому же многие грубияны полностью верят в безнаказанность. Постарайтесь развеять этот миф. Однако не переходите черту допустимого, не теряйте контроль. В противном случае вы опуститесь до уровня невоспитанного человека. Ваше «выступление» не должно носить показательный характер. Не следует размахивать руками или громко кричать.

3. Все негативные фразы не принимайте на свой счет. Просто посочувствуйте грубияну. Такой человек недоволен жизнью. Поэтому заслуживает жалости. Особа, опускающаяся до хамства, обладает слабым характером. Следовательно, разве можно воспринимать всерьез ее оскорбления? Полностью проигнорируйте весь тот негатив, который прозвучал в ваш адрес.

4. Отвечайте на хамство юмором. Постарайтесь пошутить над попытками человека обидеть либо унизить вас. Можно даже улыбнуться в ответ на наглость. Этим вы дадите понять грубияну, что его замечания вам безразличны. Ваша ехидная улыбка спровоцирует бурю негодования. Просто рассмейтесь в лицо такому человеку. Он поймет, что потерпел поражение, и не вызвал у вас в ответ негативную реакцию. Можете «добить» оппонента такими фразами: «Что-то вас задело?», «Почему вы так разнервничались?». Постарайтесь, чтобы последнее слово осталось за вами.

5. Проявите жалость. Грубиян подпитывается энергетикой конфликта. Поэтому вежливый, умный и совершенно адекватный человек, услышав хамство, не будет отвечать тем же. Он проигнорирует подобное обращение. Прекрасный способ подавить негатив - это пожалеть такого человека. Не забывайте, что зачастую такие люди в детстве от родителей не получили должного воспитания и заботы. Они, как правило, неуспешны в жизни. Их не любит противоположный пол. Они заслуживают сострадания. Поэтому ваше нестандартное отношение к ситуации полностью разрушит планы энергетического вампира «подпитаться» переживаниями и нервами.

6. Включите свою фантазию. Если грубиян высказывает вам в лицо все, что он думает, постарайтесь представить, будто этот человек находится за стеклом. Вы не слышите того, что он говорит. Данный прием является достаточно забавной тактикой. Ведь вы видите, как грубиян шевелит губами, размахивает руками, но не улавливаете ни единого слова.

7. Поговорите с человеком. Иногда складывается такие ситуации, когда проигнорировать, а тем более высмеять грубость невозможно. Это касается общения с близкими, друзьями, знакомыми, коллегами. В таких случаях лучше откровенно поговорить с человеком. Постарайтесь выяснить, что произошло у него сегодня, как его здоровье. Вы поймете, чем спровоцировано подобное поведение. Кроме того, позволите грубияну посмотреть со стороны на себя и переосмыслить недостойное общение.

8. Настройтесь на позитив. Хамство - это удел людей, обладающих негативным мировоззрением. Поэтому старайтесь контролировать свои мысли. Не притягивайте к себе неуважительного отношения.

И самое важное: будьте в себе уверены! Только такая модель поведения дает возможность красиво выходить из любой ситуации, при этом полностью сохранять собственное достоинство и не ощущать себя жертвой.

Вам нагрубил продавец в магазине, обматерил водитель на дороге, соседка устроила скандал из-за пустяка? Увы, от подобных случаев никто не застрахован. Общение с грубиянами и хамами никогда не бывает приятным.

Чтобы хамство и грубость никогда не стали причиной вашего плохого настроения, нужно уметь правильно вести себя с хамами.

Улыбайтесь

Иногда достаточно просто открытой улыбки в ответ на грубое слово, чтобы охладить пыл хама. Он-то рассчитывал как следует поругаться с вами и вытрепать вам все нервы, а вы в ответ неожиданно для него улыбаетесь. Это обезоруживает любого грубияна.

Соглашайтесь с ним

Иногда люди хамят по какой-то объективной причине. К примеру, вы нечаянно наступили на ногу человеку или не заметили того, как заняли чье-то место в очереди. Это, все, конечно, мелочи, и такие неурядицы можно решить по-любовно, просто указав на проступок, не повышая голоса. Но хамы склонны преувеличивать степень случившегося, так что не стоит удивляться, если на вас обрушили целый словарный запас матерного русского языка из-за того, что вы просто нечаянно кого-то толкнули.

Согласитесь с хамом. Говорите это спокойно и без негативных эмоций. Скажите ему спасибо, что он заметил случившееся недоразумение. Это тоже охладит его негатив в отношении к вам.

Не принимайте его слова на свой счет

Старайтесь не подавать вида, что вас задели слова грубияна, да и вообще, они никак не могут вас задевать, ведь вы же не думаете о себе так, как он говорит. Не дайте ему почувствовать свое превосходство и унизить вас. Просто пожалейте его, так как, видимо, ему и так не легко приходиться в жизни, если он кроет ваш трехэтажным матом буквально ни за что ни про что.

Уделите ему внимание

Поинтересуйтесь, что случилось у человека, что он так огрызается и хамит. Вдруг, у него сейчас и вправду черная полоса в жизни и свою злость он пытается вылить на окружающих людей! Спросите его: «почему вы так нервничаете?», «У вас что-то случилось?», «Неужели вы хотели этим меня обидеть?», «Не переживайте так сильно, все у вас будет хорошо».

Переключите его внимание на него самого

Когда человек хамит, он хочет выставить вас в не самом лучшем свете. Ваша задача — переключить его внимание на него же самого. В ответ на грубое замечание или ругательство, скажите: «Мне очень жаль, что я доставил вам так много неудобств», «Мне так жалко вас, что вы имеете дело с таким негодяем, как я», «Как же сложно вам приходится по жизни, когда вас окружают такие как я».

Главное оружие против хамства — это ваша правильная реакция. Ничто и никто не может вам испортить настроение, кроме вас. За целый день к нам поступает огромное количество информации, мы встречаем разных людей, сталкиваемся с различными ситуациями, и только нам решать, как ко всему этому относиться и как на это реагировать. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и