Как яблоко расколото когда молчанье золото. I. Проверка домашнего задания

XX век... Суровый. Насквозь пронизанный техникой и грохотом. Век рукотворных звезд-спутников, мерцающих на ночном небосводе. Как он бесконечно далек от недалекого прошлого, когда воздух не содрогался от рева самолетов, рокота огромных городов, воя эстрадных оркестров! Тогда тишина казалась естественной паузой в жизни каждого землянина.
Ныне природа все более и более удаляется от людей. Зеленый друг требует охраны и заботы, как и меньшие братья наши. Поэтому, как никогда ранее, особо дороги сердцам художники, тонко, поэтически ощущавшие окружающий мир.
Мастера, умевшие созерцать, слушать красоту, музыку пейзажа. И что самое ценное - выражать эти чувства в лирически наполненных полотнах.

Левитан. Живописец, оставивший одну из самых тревожащих душу страниц в летописи мировой пейзажной школы. Его холсты - строки одной чудесной поэмы - Россия. Много, много положил сил художник, прежде чем рифмы-картины сложились в эту необъятную по радужному многоцветью, лирически единую форму.
Исконно городской житель, он сумел остро, проникновенно отразить неброскую прелесть русской природы, воспел времена года. В его холстах необъятная Волга и родники. Луга, степи, лужайки. Лес, рощи, сады. Летний жаркий полдень и моросящий осенний дождь. Весенняя лазурь и синие сугробы. Все, все цвета Родины вместила клавиатура палитры мастера. Радость. Печаль. Смех. Горе. Все эти чувства выражены в трепетном лике пейзажа. Они безлюдны. Но в них живет сердце народа.
Художник любил читать вслух эти строки Чехова: "В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось; сторожевые и могильные курганы, которые там и сям высились над горизонтом и безграничною степью, глядели сурово и мертво; в их неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдет еще тысяча лет, умрут миллиарды людей, а они все еще будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об умерших, не интересуясь живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой".
Первозданная строгость... Какая-то изначальная мудрость в этой на первый взгляд пессимистической фразе.
Но нельзя не почувствовать величия самой природы. Далеко не равнодушной.
Ибо в самом молчании степи есть та сущность, которая стоит многих слов. Именно тишина возвращает человеку человеческое. Заставляет размышлять. Мечтать...
В умении без эффекта, без жеста сказать что-то глубоко спрятанное, затаенное, отдать эту тишину людям - одно из драгоценных качеств дара Исаака Левитана, человека сложного, ранимого... Зато как пронзительны, осязаемо щемящи его молчаливые, статичные, внешне спокойные мотивы!
„У омута".
Он написан недалеко от Затишья. Когда-то там было имение Берново, принадлежавшее баронессе Вульф. Живописец бродил в его окрестностях и однажды увидел ветхую плотину. Заводь. Отражение деревьев... Мотив ему показался.
Сама баронесса поведала легенду об этом страшном месте. Оказывается, здесь бывал Пушкин, когда гостил в имении Малинники. Великий поэт записал рассказ о трагедии, случившейся у заброшенной мельницы. У старика-мельника - любимая дочь Наташа. Красавица и шалунья. А у деда баронессы Вульф - конюший. Сама судьба свела их. Наталья уже ждала младенца. Какой-то холуй донес об их любви барину. Конюшего секли. Полуживого отправили в солдаты.
Наташа утопилась... Говорят, что эта драматическая легенда дала поэту ткань для „Русалки".
Художник не раз ходил к омуту. Бродил по шатким бревнам. Вглядывался в тяжелые блики заводи.
Кувшинникова, подруга Левитана, позже вспоминала:
"...Целую неделю по утрам мы усаживались в тележку - Левитан на козлы, я на заднее сиденье - и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно".
Но дело не ограничилось неделей. Настала осень. Софья Петровна Кувшинникова уехала.
Художник остался один.
И тут у гостеприимных хозяев начал писать картину. Тоскливая пора года. Одиночество. Все способствовало созданию шедевра. Мы не видим действующих лиц легенды. Не слышим стонов конюшего, последнего крика Наташи. Только высверки водной пучины напоминают о жуткой истории.
Большой холст купил Третьяков. Но Левитан был недоволен картиной. Уже после того, как полотно экспонировалось, художник, по рассказам, переписывал его.
Мы не знаем, что именно исправлял Левитан. В пору увлечения открытиями импрессионистов полотно знатоки считали черноватым.
Ныне, по истечении времени, этот „недостаток" не так уже бросается в глаза.
Сдержанность палитры. Благородство колорита лишь подчеркивает драматизм поэтической основы произведения.
Это картина-песня...
Ее можно „слушать" часами. Так жизненно передано состояние тяжелой тишины этого уголка природы.
Чрезвычайно точны, взволнованны воспоминания Федора Шаляпина:
„Чем больше я виделся и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем острее я стал понимать и ценить то большое чувство и поэзию в искусстве, о которых мне толковал Мамонтов".
- Протокольная правда, - говорил Левитан, - никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку.

Цель:

Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы «Причастие»

Корректировать знания учащихся

Закрепление умения применять полученные знания на практике

Воспитывать бережное отношение к слову, ответственность, чувство к коллективизму

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы будем работать группами. Это такая форма, когда один работает на всех, а все – на одного. Результаты вашего труда будут оценены двумя оценками: за устное выступление (Знание правила) и практическую работу, выполненную на уроке.

Скажите, что из изученного в шестом классе (какая часть речи) показалось самой трудной, вызвало затруднение (Причастие, Деепричастие и т.д.)

Вот и давайте сегодня поработаем над причастием закрепим уже полученные знания, а если кто что то забыл или не знал, он вспомнит или узнает.

Учитель читает стихотворение П. Чеснокова

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

О какой ч/р эта загадка (о причастие)

Учитель: А вот и первое задание. Что такое причастие?

Учитель: что было трудного при изучение причастия?

(н и нн; не с причастиями; причастный оборот…)

Учитель: Вот вам задание Два: Вспомните правило правописание н и нн в суффиксах причастий.

(команды советуются кто правильно отвечает – получает наклейку-звезду)

Задание Три: Как отличить причастие от отглагольного прилагательного (Совет-ответ)

Сколько букв н пишется у отглагольных прилагательных?

У полных причастий?

У кратких причастий?

Вопрос на засыпку: Запишите слова, вставьте приставку и зависимое слово, что заметили? (например: Печёные яблоки- запеченные яблоки –печенные в духовке яблоки.) Вареный картофель, соленные огурцы, груженые повозки, моченные фрукты.

Учитель: и так мы повторили правила правописания н и нн в суффиксах причастий отглагольных прилагательных а теперь, «Графический диктант» (Задание №5)

Мужественный, решенный, откровенный, увлечена, перечитанный, купленный, линованный, освещена, овсяный, непрошенный, надуманный, наклеенный, раненный.

Что заметили? (есть прилагательные)

Следующая трудность – это правописание причастий с не. Как пишется не с причастия ми? (вопрос-ответ)

Игра «Кто правильнее»

Невспаханное поле, не исправленная во время ошибка, калитка не закрыта, нерасколотый мною орех, не прочитанная мною книга, непрочитанная книга, книга не прочитана. (Пишется под диктовку)

Учитель: Когда я проверяю ваши работы, то часто вижу ваши ошибки в оформлении причастного оборота. Кто из вас может сказать, что такое причастный оборот?

А какое пунктуационное правило вы знаете? (ответ команд)

Найдите предложение с причастным оборотом, расставьте знаки препинания. Последнее предложение разберите по членам предложения.

Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем

Расчищенная дорожка вела к морю

Ветер гнал по дорожкам листья сорванные с деревьев

На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

Колиныч отворил нам избушку увешенную пучками сухих душистых трав

Ребята а зачем нужны причастия? Всегда ли уместно употреблять причастия?

(Учитель читает пример из Фельетона В Ардова «Суконный язык»)

Для примера можно взять высказывания М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина

Вывод: Причастие как и слова других частей речи необходимо умело использовать в речи (Вывод: Формулируют учащиеся)

Тест (Поможет готовиться к ГИА)

В каком слове Н?

А) отправле…ые Б) отправле…ы В)собра…ые г) краше…ый

2. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?

А) (не)отправленное письмо Б)(не)проверенная учителем В)(не)скошена трава.

3. В этом словосочетание пишется НН:

А) Рва..ый кафтан Б) Деревя… ые сучья В) сгуше… молоко Г)овощи замороже…ы

4. В этом предложение употреблено причастие в котором надо писать Н:

А) в Лугу отава скоше…а, туман стоит у омута.

Б) Кафе «Ручеек» было устрое…о как настоящий ручеек.

В) Кругом стола было несколько выкраше…ых табуретов.

5. Найдите ошибки в написании слов:

А) Вязанная кофта Б)Вязаная спицами кофта В) Семена посеяны Г) Законченный разговор

12) Рефлексия

13) Оценка

14) Домашнее задание: 1)Написать небольшой рассказ, используя причастия

2) Выписать из текстов художественной литературы пять предложений с причастиями. (Задание выполняется по выбору учащихся)

Примечание: Каждой команде – группе раздается карточки с заданиями, командиры групп регулируют работу команд


Бунин Иван Алексеевич

Антоновские яблоки

Иван Алексеевич Бунин

Антоновские яблоки

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето -- осень ядреная"... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и -- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, -- непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге. Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним, но уж таково заведение -- никогда мещанин не оборвет его, а еще скажет:

Вали, ешь досыта, -- делать нечего! На сливанье все мед пьют.

И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Всюду сильно пахнет яблоками, тут -- особенно. В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке -- посуда. Около шалаша валяются рогожи, ящики, всякие истрепанные пожитки, вырыта земляная печка. В полдень на ней варится великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, и по саду, между деревьями, расстилается длинной полосой голубоватый дым. В праздничные же дни коло шалаша - целая ярмарка, и за деревьями поминутно мелькают красные уборы. Толпятся бойкие девки-однодворки в сарафанах, сильно пахнущих краской, приходят "барские" в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее "рога", -- косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка -- плисовая, занавеска длинная, а понева -черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым "прозументом"...

Хозяйственная бабочка! -- говорит о ней мещанин, покачивая головою. -- Переводятся теперь и такие...

А мальчишки в белых замашных рубашках и коротеньких порточках, с белыми раскрытыми головами, все подходят. Идут по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне. Покупает, конечно, один, ибо и покупки-то всего на копейку или на яйцо, но покупателей много, торговля идет бойко, и чахоточный мещанин в длинном сюртуке и рыжих сапогах -- весел. Вместе с братом, картавым, шустрым полуидиотом, который живет у него "из милости", он торгует с шуточками, прибаутками и даже иногда "тронет" на тульской гармонике. И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски...

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду -- костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада -сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет черная рука в несколько аршин, то четко нарисуются две ноги -- два черных столба. И вдруг все это скользнет с яблони -- и тень упадет по всей аллее, от шалаша до самой калитки...

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

Это вы, барчук? -- тихо окликает кто-то из темноты.

Я. А вы не спите еще, Николай?

Нам нельзя-с спать. А, должно, уж поздно? Вон, кажись, пассажирский поезд идет...

Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несется поезд... ближе, ближе, все громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю...

А где у вас ружье, Николай?

А вот возле ящика-с.

Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе.

Ух, здорово! -- скажет мещанин. -- Потращайте, потращайте, барчук, а то просто беда! Опять всю дулю на валу отрясли...

А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

"Ядреная антоновка -- к веселому году". Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит" и хлеб уродился... Вспоминается мне урожайный год.

Тестовая разминка.

В какой строчке все причастия с чередующейся гласной в корне:

а)растущий, закрытый, освещенный, собиравшийся, коснувшийся

б)положенный, прилагательное, расстелившийся, горевший, выращенный, озаренный.

1. Выделите суффиксы причастий;

2.Определите, какие являются действительными, какие - страдательными?

3. Устно расскажите друг другу правила о чередовании гласной в корне.

4. Укажите строчку, где все причастия с чередующейся гласной в корне?

Расставьте знаки препинания в предложении, выделите причастный оборот, подчеркнув как член предложения.

Снег покрывший мертвую землю радовал глаз.

Висевшая над городом туча пролилась дождем.

В середине прошлого века в Новгороде ученые нашли берестяные грамоты написанные без единой капли чернил.

Новгородцы в древности буквально ходили по грамотам брошенным на землю.

Вся изрытая глубокими колеями дорога шла темным хвойным лесом.

В тумане гасли очертания огромного корабля поворачивающегося к устью реки.

Мы ступаем на тропинку (прикрываемый) кустиками вереска (славящийся) своими чудесными свойствами.

на гребнях маленьких чуть (плескавшийся) волн играют голубые блики.

это бегут сотни и тысячи (испуганный) рыб (спасающийся) от преследования.

мы спустились по узенькой речке спокойной полосой (протекавший) между крутыми берегами (поросший) густым лозняком.

Расставьте знаки препинания в предложениях, вставьте пропущенные орфограммы.

1.Как называются слова обозначающие действие предмета?

2.В лугу трава скоше…а туман стоит у омута.

3. Кафе «Ручеек» было устрое…о, как настоящий ручеек.

4. На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея…ые.

5. У меня есть (не) говорящий попугай.

6. В Турции нет людей (не) говорящих по-русски.

7. (Не) разговорчивый он отталкивал от себя окружающих.

8. Мало в мире людей (не) озабоче..ых здоровьем детей.

9.Мужчины в туристических походах бывают (не) умыты (не) бриты.

10. (Не)замече…ые следователем отпечатки помешали в расследовании преступления.

11. Задания (не)сда…ые нами вовремя были оцене…ы учителем отрицательно.

12.Убегая от опасностей не забывай о друзьях.

13.Мальчик стоял в стороне ото всех улыбаясь.

14. Надо учиться каждый день не покладая рук.

15 Весною покрытые зеленью сады – (не)забываемая картина.

16. В коше…ом поле сверкали огоньки светлячков спрятавшихся от нас.

17. Трудно будет с груже…ыми вещами повозками подняться на гору находящуюся перед нами

18. Рассказ недавно написа…ый был прочита(н,нн) заинтересова…ым читателям в торжестве…ой обстановке.

19. В тума…ой мгле пропита…ой лу…ым светом не виден украше…ый белыми цветами стари…ый вишневый сад.

20. Пусты…ые дорожки сада позолоче…ые луной засыпа…ы зеле…ыми

Что такое причастие?

Причастие – это

Причастный оборот – это

Перечислите суффиксы причастий: ущ/ющ,

ом/ем,

Когда причастие с НЕ пишется раздельно?

1.Когда есть противопоставление с союзом А,

Когда НЕ с причастием пишется слитно?

1.Когда нет…

Когда причастный оборот обособляется (выделяется запятыми)?

1.Если относится к существительному и стоит

3. Если имеет обстоятельственное значение.

Когда в причастиях пишется-Н-?

1.В кратких

4. Исключение:

Когда в причастиях пишется - НН-?

1.Есть приставка, кроме НЕ,

5.Исключения:

нежданный,

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технология построения урока: проблемно - диалоговая

Планируемые результаты

Цель: образовательные: - определить совместно с уч - ся, что такое причастие ;

Определить роль причастия в предложении;

Формировать умения отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

Развивающие:

Развивать умения правильно употреблять причастия в речи;

Способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

Воспитательные:

Формировать потребности к получению новых знаний;

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Задачи:

1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.

2. Коммуникативные:

Учить формулировать собственное мнение и позицию;

Развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

Постановка цели и задач урока.

Чтение текста

Отец у Причастия Глагол,

Он как в небе гордый орёл.

От отца у Причастия вид и время,

Для него это не бремя.

Мама - Прилагательное,

Очень привлекательное.

От мамы у Причастия падеж, число и род,

Вот что за славный народ!

Страдательные Причастия страдают,

А Действительных все уважают.

Страдательные могут худеть,

А Действительные не могут на это смотреть.

В общем, в стране Причастий

Всегда счастье!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка

на тему:

« Правописание НЕ с причастиями»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

Повторить и закрепить знания о морфологических и синтаксических признаках причастий, о правописании НЕ с причастиями.

Развивающие:

Формировать навыки правильного написания НЕ с причастиями,

формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Воспитательные:

Методика обучения: развивающее обучение.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 кл.- М., «Просвещение»,2008; раздаточный матриал: текст для анализа.

по порядку

Наименова

ние этапа.

Формы работы

Время, затрачен

ное на этап

Цели

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

Формы контроля

этап

Организационный момент

3 мин

Объявление темы. Постановка целей и задач

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач

Приветствие. Подготовка к уроку

2 этап

Повторение и актуализация знаний.

Информационная компетенция

Коммуникативная компетенция

Приложение 1.

Приложение 2.

8 минут

Повторение знания о морфологических и синтакси

ческих признаках причастий, о правописании НЕ с причастиями.

Актуализация знаний,задаются вопросы.

Словарный диктант

1.Отвечают на вопросы

2.Один ученик излагает правило у доски, заполняет таблицу; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры.

3. Написание диктанта, проверяют диктант соседа, выставляют оценку.

Промежуточ

ный контроль

Фронтальный опрос.

Индивидуаль

ный опрос

Контроль ответов

3 этап

Закрепление

Коммуникативная компетенция

Приложение 3

10 мин

Формирова

ние навыка правильного написания Не с причастиями.

Организация учебной деятельности, консультация, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы.

Работа с текстом

1 учащийся читает текст, все учащиеся работают над текстом.

Индивидуальная работа с текстом.

Промежуточ

ный контроль

Фронтальный опрос.

Индивидуаль

ный опрос

Контроль ответов

4 этап

Работа с учебником

Коммуникативная компетенция

15 мин

Мотивировать обучающихся к деятельности;

координиро

вать деятельность обучающихся;

контролиро

вать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

Записать упражнение 366. Объясните правописание НЕ с причастиями.

Обучающиеся выполняют упражнение по заданию.

Промежуточ

ный контроль

5 этап

Рефлексия. Итоги работы

Коммуникативная компетенция

5 мин

Оценить результаты собственной деятельности

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Обсуждение проделанной работы

Участвуют в обсуждении

Промежуточ

ный контроль

6 этап

Домашнее задание

Информационная компетенция

4 мин

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, самостоятель

но выполнять упражнение.

Изучает материал учебника, выполняет упражнение № 368.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЧАСТИЯ

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1.От глаголов с приставкой недо - краткие причастия:

роман недооценен

1. Краткие причастия:

не огорожено

2. Полное причастие без противопоставлений

и зависимых слов:

неисследованная пустыня

2. Полное причастие имеет зависимые слова:

не исследованный учеными

3.Причастия на -мый, если пояснительные слова при них не начинаются на ни:

для него незаменимые лекарства

но: ничем не заменимое вещество

3. В противопоставлении с союзами а, но, и:

не удлиненный, а короткий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (словарный диктант)

Книга не прочитана

Недоумевающий взгляд

Не скошенная, а срезанная трава

Не отправленное мною письмо

Неотправленное письмо

Не озаренная лучами солнца долина

Незащищенный дом

Нераспечатанное письмо

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Прочитайте текст, раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с данными словами.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в 3 веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не) описуемой красоты цветка, который рос на одном из (не) ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудотейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Прочитайте текст, раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с данными словами

Никогда, ни разу с того часа, как муж ушёл на войну, (не) приходило Марии в голову то, что он (не) вернётся домой. Она знала, что он живой, и ждала его ровным, (не) спадающим ни на день ожиданием. Пропал без вести, ведь (не) убитый же. Никому (не) верила, одному сердцу. Живой, в плену где-нибудь в чужой стране. Никак и (не) выберешься - (не) отпускают домой, держат в неволе. Она то во сне, то наяву ясно видела одну только ставшую за многие годы очень близкой картину: по широкой, по ровной дороге идёт усталый муж... Никто (не) шёл по дороге… И теперь тревога и страх перед (не) избежным чем-то сменились вдруг ясной и страшной от этой ясности мыслью: “(Не) придёт. Нет, видно, уж. (Не) придёт никогда”.

Задание : каждому ряду дается лист с написанными глаголами (их по 10), необходимо написать страдательные причастия, потом краткую форму:

Зависеть, удостоить, вручить, обвеять, покрасить, спилить, связать, читать, подстрелить, настрелять.

  1. Тестовый контроль
  1. В этом страдательном причастии, употребленном в краткой форме, ударение поставлено верно :

/ / / / / /

А) начат; Б) начата; В) начаты; Г) взята; Д) взяты; Е) переведены; Ж) переведена; З)

переведено.

  1. В этом предложении на месте пропуска пишется НН :

А) Ночь лучезарная смотрит на скоше…ый луг.

Б) Молчу, потер…ый, на на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада,-

И кружится еще, приюта не найдя,

Грачей встревоже…ое стадо.

В) Каждый шаг моей некова…ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

Г) И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьяне…ые весной

Бабочки ночные.

  1. В этом предложении на месте пропуска пишется Н:

А) …Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая рокот колёс непреста…ый,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Б) Дремотой розовой объята трава некоше…ой межи.

В) Звонко цокает кова…ый конь о булыжник в каком-то проезде…

  1. В этом словосочетании пишется на месте пропуска НН:

А) рва…ый кафтан, Б) деревя…ые сучья, В) жела…ые гости, Г) броше…ая бичева.

  1. В этом слове пишется Н:

А) даль тума…а, Б) белье поглаже…о, В) платье дли…о, Г) пуговица оторва…а, Д) модель совреме…а.

  1. В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать НН:

А) Дверь была оторва…а, я вошел.

Б) Вьюга, холод, но печальная сосна

Неизме…а, как весною, зелена.

В) Рассеяны деревни – там за ними скривилась мельница.

Г) Живее сердца наслажденья,

И мысль возвыше…а, светла…

  1. В этом предлжении употреблено причастие, в котором надо писать Н:

А) В лугу отава скоше…а, туман стоит у омута.

Б) Кафе «Ручеек» было устрое…о, как настоящий ручеек.

В) На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея…ые.

  1. В этом предложении на месте пропуска надо писать НН:

А) Над лампой тихою подвеше…ый кружок вертится призрачною тенью.

Б) И, ране…ый осколком, споткнулся баянист.

В) Так после битвы, во мраке ночном, ране…ый стонет, зовет, проклинает.

Г) Все небо было расчерче…о прожекторами.

  1. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать Н:

А) пробужде…а весною; б) в кожа…ом кресле; в) изреза..ые полоски; г) ветре…ый день.

Правильные ответы : 1- а, г, ж, з; 2- а, б, г; 3-б, в; 4- б, в, г; 5-а, в, е; 6- г; 7- а, б; 8- а, б; 9- а, б, г.

3. Объяснительный диктант.

Цель : правописание НЕ с причастиями.

Не исправленная вовремя ошибка, невспаханное поле, несжатая рожь, неуспокоившееся море, незабываемое впечатление, нескошенный луг, не отмечена, неприятель не обнаружен, телефон не отремонтирован, калитка не закрыта, не написанное вовремя сочинение, вовсе не далекий (это не причастие), некрашенный забор (тоже прилагательное, пишется так же), дорожки не выровнены, еще не окрепший после болезни, нерасколотый орех, не нашедший дороги, непогасший костер.

4. Диктант «Проверяю себя».

Цель : объяснить орфограммы в причастиях.

Не знаю большего удовольствия, чем идти по незнакомой дороге к лесному озеру. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится в голове. Вот доносится тревожный крик неуснувшей птицы или неопределенный звук, напоминающий голос.

5. Проверочный диктант.

Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены бухты и заливы. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесенными им на карту, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.

Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затей отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рожденному фантазией Стивенсона.

6. Игра «Слабое звено» по теме «Причастие», 7 класс.

Тур 1
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? (-ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? (два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.Сколько Н в «прожаренная рыба»? (две)
8. Сколько Н в «посаженый отец» ? (одна)
9. Сколько Н в «балованный малыш»? (две)
10. Сколько Н в «названный в честь героя»? (две)
11. Сколько Н в «домотканая ткань»? (одна)
12. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
14.Сколько может быть лиц у причастия? (ноль)
15.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)

Тур 2
1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? (первого)
3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
4.Сколько Н в «тучи рассеяны ветром»? (одна)
5.Сколько Н в «рассеянная девочка»? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в «не знающий усталости турист»? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в «трава еще не покошена»? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в «неподсудное дело»? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)

Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в «совсем немытое стекло»? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в «далеко не мытое стекло»? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в «совершенно некошеный луг»? (слитно)
4. Сколько Н в «линованная тетрадь»? (две)
5. Сколько Н в «недоваренный картофель»? (две)
6. Сколько Н в «срезанная ветка»? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)

Финал
1. Сколько Н в «золоченый перстень»? (одна)
2. Сколько Н в «посеребренное колечко»? (две)
1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)
1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)