Каляев иван платонович биография. Иван Платонович Каляев – жизнь и казнь

Сергей МОСОЛКИН

ИВАН ПЛАТОНОВИЧ КАЛЯЕВ: ТЕРРОРИСТ-УБИЙЦА ИЛИ БОРЕЦ ЗА СВОБОДУ

Статья посвящена анализу взглядов видного социаписта-ревопюционера И.П. Каляева. Автор показывает эволюцию его идейных взглядов: об отношении к террору, к смертной казни, об общечеловеческих ценностях, таких как милосердие.

The article is devoted to the analysis of views of a notable socialist-revolutionary I.P. Kaljaev. The author shows the evolution of his attitude towards a terror, a death penalty, universal values, such as mercy.

Ключевые слова:

социалисты-революционеры, терроризм в дореволюционной России, смертная казнь; socialist-revolutionaries, terrorism in pre-revolutionary Russia, death penalty.

4 февраля (по старому стилю) 1905 г. сын Александра II и дядя императора Николая II, московский генерал-губернатор, князь Сергей Александрович Романов возвращался в резиденцию на Тверскую улицу. Когда карета была всего в нескольких кварталах от дома, одетый для маскировки крестьянином 27-летний эсер Иван Каляев метнул бомбу в экипаж.

В письме из тюрьмы Иван Каляев опишет это убийство: «Я бросал на расстоянии четырех шагов, с разбегу, в упор и видел, как разрывалась карета. Помню, в меня пахнуло дымом и щепками прямо в лицо. Потом увидел шагах в пяти от себя, ближе к воротам, комья великокняжеской одежды и обнаженное тело»1.

Что толкнуло молодого человека на убийство? События происходили в начале русско-японской войны, когда русские войска терпели одно поражение за другим. В России, а особенно в обеих столицах, активизировались радикальные террористические группировки. Одним из представителей такой группировки и был Иван Каляев.

Сведения о биографии И. Каляева сравнительно скудны. Некоторые биографические подробности содержатся в его кассационной жалобе в Сенат2. Иван Платонович Каляев родился в 1877 г. в Варшаве, где учился в русской гимназии. Мать его была полькой, из обедневшей шляхетской семьи, отец - русским, полицейским надзирателем, из семьи крепостных крестьян. И.П. Каляев писал о своем отце: «Это был человек честный, не брал взяток, и потому мы очень бедствовали». Уже гимназистом Каляев интересовался идеями Польской социалистической партии. 1897/98 учебный год Каляев провел в Московском университете, а с 1898 г. учился в Петербургском университете. Весной 1899 г. он был арестован за участие в студенческих беспорядках и выслан в Екатеринослав, где примкнул к социал-демократам. В 1902 г. поступил в университет в Львове, но вскоре после этого был опять арестован и выслан в МОСОЛКИН Ярославль. Там он вступил в партию социалистов-революционеров.

Сергей Осенью 1903 г. Каляев уехал за границу и стал членом боевой орга-

Валерьееич - низации ПСР «С тех пор до последнего дня я искал случая выйти

аспирант в качестве террориста. Мои непосредственные чувства в этом на-

Саратовскиго правлении, мои мысли о необходимости подобного рода действий

иосудитствеаного питались вопиющими бедствиями, выпавшими на долю моей ро-

технического -------------

университета

[email protected]

1 Савинков Б.В. Воспоминания террориста. - М. : Мысль, 1991, с. 98.

2 Кассационная жалоба И.П. Каляева в Сенат // Былое, 1908, № 7.

дины. За границей я испытал, с каким презрением все европейцы относятся к русскому, точно имя русского - позорное имя. И я не мог не прийти к заключению, что позор моей родины, это - чудовищная война внешняя и война внутренняя, этот открытый союз царского правительства с врагом народа - капитализмом - есть следствие той злостной политики, которая вытекает из вековых традиций самодержавия».

И. Каляев стал фанатиком террора против самодержавия. Он считал, что террор является задачей номер один, перед которой блекнут все другие задачи революционной борьбы. Когда ЦК партии эсеров публично осудил терроризм в парламентских странах Европы, И.П. Каляев говорил Б.В. Савинкову, что продолжает верить в террор больше, чем во все парламенты мира.

После убийства великого князя И. Каляев был арестован. У его защитника М.Л. Мандельштама был свой взгляд на террор и судьбу Каляева: «Политические убийства были везде и всегда: Карно, Кливеленд. Но там, где террор не опирается на всеобщее недовольство, он гниет на корню... Крамола, не опирающаяся на смуту, - заговор. Крамола, в смуте находящая свою высшую санкцию, - революционная партия. Правительство само толкает людей на террор. Каляев в прошлом социал-демократ. Социал-демократия - партия, признанная во всем мире, это великое историческое движение нашей эры. И только у нас в России за принадлежность к социал-демократической партии людей бросают в тюрьму. Каляев был схвачен в Силезии и выдан нашему правительству, арестован им и выпущен с воспрещением на пять лет селиться в наиболее культурных городах. Он едет за границу, там становится террористом и возвращается в отечество членом боевой организации»1. Таким образом, М.Л. Мандельштам не только не вступал в полемику с Каляевым, но и оправдывал его, уважительно относясь к его убеждениям.

Для Каляева террор как революционное средство оправдывался тем, что сам террорист-убийца жертвовал собой. Он говорил Е. Сазонову, что ему страстно хотелось бы погибнуть на месте покуше-

1 Мандельштам М.Л. 1905 год в политических процессах. Записки защитника. - М., 1931, с. 253.

ния, но что было бы еще лучше умереть на эшафоте2. Как человек, призванный к самопожертвованию, террорист, по мнению Каляева, должен быть чист в своей личной жизни. Для него боевая организация была чем-то вроде «святилища», братства товарищей по делу, где убийство детей неприемлемо.

Покушение на великого князя должно было совершиться 2 февраля 1905 г., когда он ездил на спектакль в Большой театр. Но И. Каляев, уже подняв руку, чтобы бросить взрывчатку, увидел, что в карете сидит не только Сергей Александрович, но и его жена, великая княгиня Елизавета Федоровна, и дети великого князя - Мария и Дмитрий. И. П. Каляев не мог убить женщину и детей и опустил бомбу. Впоследствии целая группа террористов согласилась с этим решением.

Через несколько дней после убийства великого князя - вечером 7 февраля - его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, посетила Каляева в Бутырской тюрьме. Мотивы великой княгини неизвестны. В печати писали, что она благородно простила убийцу своего мужа и предложила заступиться за него перед царем. Эсеровская пресса объявила, что это - хитрый маневр со стороны правительства, чуть ли не провокация3. Но мы не имеем оснований сомневаться в том, что великая княгиня была глубоко верующей женщиной, искренней в своем желании простить убийцу мужа. Ясно также, что И. Каляев отверг ее предложение о заступничестве. В своем рассказе о свидании с великой княгиней И. Каляев ни слова не сказал о том, что она предлагала заступиться за него. Он написал, что она сказала ему: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простил вам, что я буду молиться за вас»4, - и просила его взять от нее «на память» иконку. Каляев принял иконку.

Впоследствии, 24 марта, после опубликования в газетах отчета об этом свидании («появление в печати известия о принятии мною иконки в тенденциозно-оскорбительном для меня освещении»), И.П. Каляев написал открытое письмо великой княгине. В этом письме он утверждал, что не выражал какого-либо

2 Сазонов Е. И.П. Каляев // Былое, 1908, № 7, с. 33.

3 Революционная Россия, 1905, № 64, с. 15.

4 Там же, № 68, с. 3-5.

раскаяния: «...мне не в чем раскаиваться, так как моя совесть чиста... Это было для меня символом признания с ее стороны моей победы, символом ее благодарности судьбе за сохранение ее жизни и покаяния ее совести за преступления великого князя».

Суд над Каляевым состоялся в особом присутствии Сената 5 апреля того же года. Защищали Каляева присяжный поверенный В.А. Жданов, тесно связанный с эсерами, помогавший им материально и позднее, в 1907 г., осужденный на четыре года каторжных работ по делу социал-демократов, и присяжный поверенный М.Л. Мандельштам. Но все их усилия спасти И.П. Каляева пропали даром, поскольку никто, в т.ч. и подсудимый, не верил в наказание, не связанное с лишением жизни.

Каляев написал товарищам письмо, которое было передано им его защитником на суде. «Вы знаете мои убеждения и силу моих чувств, - писал в этом письме Каляев, - и пусть никто не скорбит о моей смерти. Я отдал всего себя делу борьбы за свободу рабочего народа... пусть и смерть моя венчает мое дело чистотой идеи.

Умереть за убеждения - значит звать на борьбу, и каких бы жертв ни стоила ликвидация самодержавия, я твердо уверен, что наше поколение кончит с ним навсегда. Это будет великим торжеством социализма, когда перед русским народом откроется простор новой жизни, как и перед все-

ми, кто испытывает тот же вековой гнет царского насилия.»1

Процесс по делу Каляева затронул те вопросы, на которые и в настоящее время нет однозначных ответов. К ним, прежде всего, относится вопрос о применении смертной казни. Вот что по этому поводу высказал в своей речи защитник М.Л. Мандельштам: «.мне говорят, что убийство - всегда убийство; что жизнь человека есть высшее благо, на которое никто, ни личность, ни общество не имеет права посягать. Существует известная юмористическая передача формулы ареста французской полиции: - именем свободы, я Вас арестую. - Так поступает представитель обвинительной власти в нашем процессе, во имя ценности жизни он требует смерти.»2

Личность И.П. Каляева неоднозначна, как противоречивы и неоднозначны все события тех лет. Ясно одно, что исторические события того времени заставляют нас задуматься над вечными вопросами: террор и отношение к нему; необходимость смертной казни; наконец, такие общечеловеческие ценности, как милосердие, каковым видится поступок великой княгини Елизаветы Федоровны, простившей убийцу мужа.

1 Убийство В. К. Сергея Александровича соци-алистом-революционером И. Каляевым. - М.: Современные проблемы, с. 65-66.

В семье отставного полицейского (околоточного надзирателя) Платона Каляева и польки, дочери разорившегося шляхтича. Детство Ивана прошло в предместье Варшавы. В десять лет он поступил в варшавскую Первую Образцовую Апухтинскую гимназию, в аттестате зрелости поровну троек и четверок, а единственная пятерка - по предмету "Закон Божий". В 1897-1899 годах студент Императорских Московского и Петербургского университетов.

С 1898 года член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За участие в 1899 в студенческой забастовке был выслан в Екатеринослав . После возвращения в Петербург ему не позволили восстановиться в университете. В 1902 поехал учиться за границу во Львов ,находившийся в то время на территории Австро - Венгрии, но летом того же года был задержан на германо - австрийской границе с грузом нелегальных русских изданий. Был выдан российским властям и, несмотря на заключение министерства юстиции Российской Империи об отсутствии в действиях И.П.Каляева состава преступления, после 3-месячного заключения в Варшаве выслан в Ярославль, являясь сотрудником газеты «Северный Край», где печатались Н.А.Бердяев , Б.В. Савинков , А.Ремизов , П.Е. Щеголев и другие, которые отбывали ссылку в Вологде переписывался с поэтом В.Я.Брюсовым

В 1903 выехал в Женеву, где вступил в Боевую организацию эсеров. В 1904 году в Петербурге участвовал в покушении на министра внутренних дел В. К. Плеве .

В 1904 году Боевая организация вынесла «смертный приговор» дяде императора Николая II , Великому князю Сергею Александровичу , бывшему московскому генерал-губернатору Великий князь считался главой дворцовой закулисы и серым кардиналом империи, и был одним из тех, кто настоял на вооруженном разгоне шествия 9 января 1905 года в Петербурге. Также известно о его махинациях с благотворительными пожертвованиями

2 февраля 1905 Каляев не бросил бомбу в карету, потому что увидел, что рядом с Великим князем сидят его жена и малолетние племянники. 4 февраля 1905 в Москве, на территории Кремля, он бомбой убил Великого князя Сергея Александровича и был задержан полицией.

7 февраля 1905 года Департаментом Полиции в тюрьме была устроена встреча вдовы великого князя Сергея Александровича великой княгини Елизаветы Федоровны и И.П.Каляева. Описание этой встречи в искаженном виде появилось в газетах, причем источником слухов являлась сама великая княгиня, а сама встреча являлась провокацией Департамента Полиции.

Сам И.П.Каляев говорил об этой встрече: «Правительство решило не только убить меня, но и скомпрометировать… показать, что революционер, отнявший жизнь у другого человека, сам боится смерти и готов… [любой ценой] купить себе дарование жизни и смягчение наказания. Именно с этой целью Департамент Полиции подослал ко мне вдову убитого»

На суде в Москве, в особом присутствии Правительствующего Сената адвокатами у Каляева были В. А. Жданов и M. Л. Мандельштам. 5 апреля 1905 года Каляев произнёс речь.

Каляев, чтобы иметь возможность еще раз защищать дело своей партии, подавал кассационную жалобу, протест этот был отклонён Сенатом. Император Николай II , узнав, что кассационная жалоба отклонена, дал секретное указание директору Департамента Полиции С.Г.Коваленскому добиться у Каляева прошения о помиловании. Тот командировал в Шлиссельбургскую крепость главного военного прокурора А.Федорова, с которым Каляев был знаком по Московскому университету, но А.Федоров не смог убедить Каляева обратиться с прошением о помиловании

Тюремный священник Флоринский рассказывал:

«Я никогда не видел человека, шедшего на смерть с таким спокойствием и смирением истинного христианина. Когда я ему сказал, что через два часа он будет казнен, он мне совершенно спокойно ответил: «Я вполне готов к смерти; я не нуждаюсь в ваших таинствах и молитвах. Я верю в существование Святого Духа, Он всегда со мной, и я умру сопровождаемый Им. Но если вы порядочный человек и если у вас есть сострадание ко мне, давайте просто поговорим как друзья». И он обнял меня!»

Личность Каляева и обстоятельства убийства легли в основу повести «Конь бледный», написанной одним из организаторов убийства - Б. В. Савинковым . К этому сюжету обращались также такие писатели, как Л. Андреев («Губернатор» и, предположительно, «Христиане»), З. Гиппиус («Был и такой»), М. Горький («Жизнь Клима Самгина») А. Грин («Марат»), А. Камю («Праведники»), А. Ремизов «Крепость», «Иван Купал» и "Трагедия о Иуде". В 1926 году Б.Л.Пастернак долго колебался и не мог решить, кому посвятить свою поэму о 1905 годе - Ивану Каляеву или лейтенанту Шмидту - и несмотря на критику М. Цветаевой и В.Маяковского, Пастернак все же выбрал Шмидта, так как ему не импонировала решимость Каляева и его убежденность в собственной правоте.

Одним из памятников, поставленных по т.н. Ленинскому плану монументальной пропаганды, был памятник И.П.Каляеву.

Иван Платонович Каляев родился в Варшаве 6 июля 1877 года в семье отставного полицейского Платона Каляева и польки, дочери разорившегося шляхтича.

В десять лет он поступил в Первую варшавскую образцовую Апухтинскую гимназию.

В гимназические годы Каляев под влиянием своего старшего брата Антона, токаря, стал посещать рабочие кружки, читать запрещенные книги. Познакомившись с основами социализма, гимназист начал все дальше отходить от идей, которыми его пичкали апухтинские педагоги. С большим интересом он следил за русской и польской литературой, читал и перечитывал случайно попадавшие к нему издания Польской социалистической партии.

В 1897 году Каляев поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Жил он в «Лялинке» - бесплатном общежитии для студентов университета и учеников Училища живописи и ваяния, устроенном купцами Лялиными.

Осенью 1898 года Каляев перешел на юридический факультет Петербургского университета. Он начинал заниматься социологией, статистикой и политической экономией. В 1898 году стал членом петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Весной 1899 года в городе вспыхнули студенческие беспорядки, и Каляев принял в них участие. Вскоре его арестовали и после трехмесячного заключения в тюрьме выслали на два года в Екатеринослав под надзор полиции.

Там он работал конторщиком на заводе и в управлении железной дороги. Несмотря на угрозы полиции, примкнул к местному комитету социал-демократической партии. Это обошлось ему еще в два месяца тюрьмы.

Летом 1902 года вышел на свободу и начал колесить по стране - Львов, Варшава, Вологда, Ярославль, - перебивался случайными заработками и... занимался революционной работой.

Вскоре он отправился за границу. В эмиграции он сошелся с вожаками боевой организации партии социалистов-революционеров и полностью попал под влияние их тактики индивидуального террора. Осенью 1903 года в Женеве Каляев стал членом боевой организации эсеров, созданной для осуществления террористических актов.

По заданию этой организации в начале января 1904 года Каляев перешел русскую границу и под видом торговца табаком появился в Петербурге. Он был членом группы эсеров, которая готовила убийство Плеве.

Переодетый лоточником, офеней, извозчиком, он принимал участие в слежках за министром. Его подпольная кличка - Поэт.

15 июля 1904 года покушение удалось. После убийства Плеве Каляев скрывался, уехал за границу. Но пробыл он там недолго, вернулся для того, чтобы принять участие в новой охоте - за великим князем Сергеем Александровичем Романовым, дядей царя Николая II. Его обвиняли в пристрастном отношении к евреям, которых среди эсеров было большинство. Ему решили припомнить, что по его настоянию при Александре III тысячи еврейских семейств были выселены из Москвы. Князю инкриминировали также и то, что при его попустительстве произошла давка на Ходынском поле на торжествах по случаю коронации Николая II.

Каляев купил сани и лошадь и систематически стал следить за князем, изучать его маршруты.

Покушение назначили на 2 февраля. Однако, когда Каляев приблизился к карете с бомбой в руках, он увидел, что рядом с князем жена и малолетние дети. Покушение перенесли на 4 февраля.

Покушение произошло в Кремле, на Арсенальской площади. Когда до двигавшейся навстречу княжеской кареты оставалось не больше четырех шагов, Каляев бросил бомбу. Раздался взрыв. Около здания Судебных установлений среди обломков разбитой кареты лежал труп московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича Романова.

Оглушенного взрывом Каляева схватили на месте покушения.

Арестованный признался сразу, что является членом боевой организации партии социал-революционеров и убил великого князя Сергея Александровича по ее приговору.

Вначале заключенного держали в Якиманской части, затем перевели в Бутырскую тюрьму - в Пугачевскую башню. Через несколько дней его посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова убитого князя Сергея Александровича. Во время свидания она подарила ему иконку. Каляев взял ее. Вот что писал по этому поводу защитник заключенного:

«Я был чрезвычайно поражен и обратился к Каляеву с вопросом: «Разве вы верующий человек?» Он ответил: «Я мое дело сделал, как мог, но я был и виновником величайшего человеческого горя неповинной женщины, и я чувствовал себя нравственно обязанным облегчить ей ее страдания, насколько это было возможно».

Суд над Каляевым проходил в Особом присутствии Сената 5 апреля 1905 года в Москве. Дело слушалось при закрытых дверях. В зале находились лишь несколько жандармских офицеров, чинов магистратуры, лиц прокурорского надзора и мать обвиняемого. Она держалась мужественно и не проронила ни одной слезы даже в тот момент, когда прочли смертный приговор сыну.

Когда Каляеву дали слово, он сказал, что суд, который его судит, не может считаться действительным, ибо судьи являются представителями того правительства, против которого борется партия социал-революционеров. Единственно праведным судом может быть суд народный, суд истории. Не он один, Каляев, а вся Россия борется сейчас против самодержавия. Стачки, демонстрации, аграрные беспорядки, вооруженное сопротивление и народные восстания увенчаются успехом. Он верит в это, видит грядущую свободу России и гордо умирает за нее.

После прений сторон и последнего слова подсудимого был зачитан приговор.

Каляева признали виновным. По совокупности решение гласило: подвергнуть Ивана Платоновича Каляева по лишении всех прав состояния смертной казни через повешение.

«Я счастлив вашим приговором, - сказал Каляев судьям. - Надеюсь, что вы решитесь исполнить его надо мной также открыто и всенародно, как я исполнил приговор партии социал-революционеров. Учитесь смотреть прямо в глаза надвигающейся революции».

Прошение о помиловании Каляев подавать не стал. «Помилование я считал бы позором», - писал он в одном из писем товарищам. «Из рук убийцы рабочих 9 января я не приму жизни», - писал он уже царю.

После приговора Каляев подал кассационную жалобу. Он заявил, что убил великого князя Сергея Александровича не как дядю императора, а за его вину перед народом. А в приговоре был сделан упор именно на «дядю императора».

С этим приговоренный не хотел соглашаться.

В одном из последних писем к матери Каляев писал: «...Состояние моего духа неизменно! Я счастлив сознанием, что

поступил так, как этого требовал мой долг. Я сохранил в чистоте мою совесть и не нарушил целости моих убеждений. Вы знаете хорошо, что у меня не было личной жизни для себя, и если я и страдал в жизни, то лишь страданиями других.

Было бы смешно заботиться мне о сохранении жизни теперь, когда я так счастлив своим концом. Я отказался от помилования, и Вы знаете почему. Не потому, конечно, что я расточил все свои силы телесные и душевные - напротив, я сберег все, что мне дала жизнь, ради моего конечного торжества в смерти...»

9 мая 1905 года Каляева привезли на полицейском пароходе в Шлиссельбург - мрачную крепость, овеянную печальными легендами. Его поместили в камеру под надзор двух тюремных жандармов.

Каляев попросил себе бумаги, перо, табаку и спичек. Он долго писал, не отрываясь, часто рвал исписанные листки и вновь писал. Узник будто спешил до своей казни сказать кому-то последнее слово, боясь, что не успеет.

Почти весь день 9 мая Каляев писал, но затем все зачеркнул, оставив только слова, произнесенные Петром I перед Полтавской битвой: «А о Петре ведайте, не дорога ему жизнь, была бы счастлива Россия».

В 9 часов вечера в камеру в сопровождении смотрителя Шлиссельбургской тюрьмы вошел прокурор. Он объявил: казнь будет ночью. Ни один мускул не дрогнул на лице осужденного. Прокурор подал ему для подписи прошение о помиловании. Каляев решительно отказался подписать. Прокурор вышел, однако вскоре снова появился в камере и стал упрашивать заключенного подписать прошение. Восемь попыток сделал прокурор и каждый раз слышал от Каляева категоричное: «Нет!»

Всю ночь Каляев не раздевался и не ложился спать. А в это время во дворе тюрьмы строили эшафот. Строили торопливо, чтобы успеть до рассвета. Стук топоров доносился до слуха обреченного...

Когда в камеру вошел священник, Каляев сказал ему, что он обрядов не признает, что он уже совершенно приготовил себя к смерти и в жизни со всем покончил.

На эшафот Каляев поднимался с гордо поднятой головой, твердым, уверенным шагом. Крест целовать отказался. Подошел палач, накинул на него саван, помог подняться на табурет, накинул на шею петлю и отбросил ногой табурет.

Тело повисло в воздухе. Палач был пьян и накинул петлю кое-как, тело начало биться в судорогах. Сцена была настолько жуткой, что начальник штаба Корпуса жандармов барон Медем зарычал на палача: «Я тебя, каналья, прикажу расстрелять, если сейчас не прекратишь страданий осужденного!»

Через полчаса палач вынул из петли повешенного и положил его на эшафот.

Крепостной врач обнажил покойному грудь, послушал, пощупал пульс - сердце Каляева не билось...

Солдаты уложили тело в деревянный ящик, снесли и закопали его за крепостной стеной - между валом, окаймляющим крепость со стороны озера, и Королевской башней.

ИВАН КАЛЯЕВ

Товарищ с мятежной, но чуткой душой,

Соратник, мой друг и опора,

К тебе обращаюсь пред смертью с тоской

И жду от тебя приговора…

Окончен мой путь и борьбы и тревог,

Готов умереть я без страха,

Я счастлив сознаньем: я сделал, что мог,

Не страшны палач мне и плаха…

Иван Платонович Каляев родился в Варшаве 6 июля 1877 года в семье отставного полицейского Платона Каляева и польки, дочери разорившегося шляхтича. Детство Ивана прошло в предместье Варшавы.

В десять лет он поступил в Первую варшавскую образцовую Апухтинскую гимназию.

Еще в младших классах гимназии Каляев начал писать стихи для рукописного тайного «Листка гимназиста». Увлекался Белинским, знал наизусть Пушкина, Тютчева, Фета, Мицкевича. Изучал историю России и Польши, переводил Горация, Овидия, Лукреция и Софокла. В гимназические годы Каляев под влиянием своего старшего брата Антона, токаря, стал посещать рабочие кружки, читать запрещенные книги. Познакомившись с основами социализма, гимназист начал все дальше отходить от идей, которыми его пичкали апухтинские педагоги. С большим интересом он следил за русской и польской литературой, читал и перечитывал случайно попадавшие к нему издания Польской социалистической партии.

В 1897 году Каляев поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Жил он в «Лялинке» - бесплатном общежитии для студентов университета и учеников Училища живописи и ваяния, устроенном купцами Лялиными, жил голодно и трудно.

Осенью 1898 года Каляев перешел на юридический факультет Петербургского университета. Он начинал заниматься социологией, статистикой и политической экономией. В 1898 году стал членом петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Весной 1899 года в городе вспыхнули студенческие беспорядки, и Каляев принял в них участие. Вскоре его арестовали и после трехмесячного заключения в тюрьме выслали на два года в Екатеринослав под надзор полиции. Там он работал конторщиком на заводе и в управлении железной дороги. Несмотря на угрозы полиции, примкнул к местному комитету социал-демократической партии. Это обошлось ему еще в два месяца тюрьмы.

Вскоре он отправился за границу. В эмиграции он сошелся с вожаками «боевой организации» партии социалистов-революционеров и полностью попал под влияние их тактики индивидуального террора. Осенью 1903 года в Женеве Каляев стал членом «боевой организации» эсеров, созданной для осуществления террористических актов. По заданию этой организации в начале января 1904 года Каляев перешел русскую границу и под видом торговца табаком появился в Петербурге. Он был членом группы эсеров, которая готовила убийство Плеве. Наряду со всеми он принимал участие в «охоте» на Плеве.

Переодетый лоточником, офеней, извозчиком, он принимал участие в слежках за министром Его подпольная кличка Поэт.

15 июля 1904 года покушение удалось. После убийства Плеве Каляев скрывался - уехал за границу. Но пробыл он там недолго - уже в ноябре вернулся в Россию, на этот раз - в Москву, вернулся для того, чтобы принять участие в новой охоте - за великим князем Сергеем Александровичем Романовым - дядей царя Николая II. Его обвиняли в пристрастном отношении к евреям, которых среди эсеров было большинство. Ему решили припомнить, что по его настоянию при Александре III тысячи еврейских семейств были выселены из Москвы. Князю инкриминировали также и то, что при его попустительстве произошла давка на Ходынском поле на торжествах по случаю коронации Николая II. Впрочем, человеку, занимающему такой пост, можно инкриминировать что угодно.

Каляев купил сани и лошадь и систематически стал следить за князем, изучать его маршруты.

Покушение назначили на 2 февраля. Однако, когда Каляев приблизился к карете с бомбой в руках, он увидел, что рядом с князем жена и малолетние дети. Покушение перенесли на 4 февраля.

Покушение произошло в Кремле, на Арсенальской площади. Когда до двигавшейся навстречу княжеской кареты оставалось не больше четырех шагов, Каляев бросил бомбу. Раздался взрыв. Около здания судебных установлений среди обломков разбитой кареты лежал труп московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова.

Оглушенного взрывом Каляева схватили на месте покушения. Когда его везли через Кремль, он кричал во весь голос революционные лозунги: «Долой проклятого царя!», «Да здравствует свобода!», «Долой проклятое правительство!», «Да здравствует партия социал-революционеров!».

Арестованный признался сразу, что является членом «боевой организации» партии социал-революционеров и убил великого князя Сергея Александровича по ее приговору. Каляев не хотел, чтобы установили его личность, когда его фотографировали жандармы, он сделал свирепое лицо, надеясь стать неузнаваемым.

Долго полиция находилась в неведении, кого же она арестовала. Помог один из университетских однокашников Каляева. После этого у всех родственников арестованного произвели обыск.

Вначале заключенного держали в Якиманской части, затем перевели в Бутырскую тюрьму - в Пугачевскую башню. Через несколько дней его посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова убитою князя Сергея Александровича. Во время свидания она подарила ему иконку.

Каляев взял ее. Вот что писал по этому поводу защитник заключенного:

«Я был чрезвычайно поражен и обратился к Каляеву с вопросом: „Разве вы верующий человек?“ Он ответил: „Я мое дело сделал как мог, но я был и виновником величайшего человеческого горя неповинной женщины, и я чувствовал себя нравственно обязанным облегчить ей ее страдания, насколько это было возможно“».

Суд над Каляевым проходил в Особом присутствии Сената 5 апреля 1905 года в Москве. Дело слушалось при закрытых дверях. В зале находились лишь несколько жандармских офицеров, чинов магистратуры, лиц прокурорского надзора и мать обвиняемого. Она держалась мужественно и не проронила ни одной слезы, даже в тот момент, когда прочли смертный приговор сыну.

Обвинял Каляева И. Г. Щегловитов, ставший позже царским министром юстиции, которого прозвали Ванька-Каин. Защищали подсудимого адвокаты М. Л. Мандельштам и В. А. Жданов. Процесс начался с обычного вопроса: «Подсудимый Иван Каляев, вы получили обвинительный акт?» «Прежде всего фактическая поправка: я не подсудимый, я ваш пленник. Мы - две воюющие стороны. Вы - наемные слуги капитала и императорского правительства, я - народный мститель, социалист-революционер…»

Каляев говорил медленно, твердо, спокойно.

«Я вам запрещаю продолжать», - прервал его председатель. На вопрос: признаете ли вы себя виновным? - Каляев ответил: «Признаю, что смерть великого князя Сергея произошла от моей руки, но виновным себя в этом не признаю по мотивам нравственного содержания».

Когда Каляеву дали слово, он сказал, что суд, который его судит, не может считаться действительным, ибо судьи являются представителями того правительства, против которого борется партия социал-революционеров. Единственно праведным судом может быть суд народный, суд истории. Не он один, Каляев, а вся Россия борется сейчас против самодержавия. Стачки, демонстрации, аграрные беспорядки, вооруженные сопротивления и народные восстания увенчаются успехом. Он верит в это, видит грядущую свободу России и гордо умирает за нее. После прений сторон и последнего слова подсудимого был зачитан приговор.

Каляева признали виновным. По совокупности решение гласило: подвергнуть Ивана Платоновича Каляева, по лишении всех прав состояния, смертной казни через повешение.

«Я счастлив вашим приговором, - сказал Каляев судьям. - Надеюсь, что вы решитесь исполнить его надо мной так же открыто и всенародно, как я исполнил приговор партии социал-революционеров. Учитесь смотреть прямо в глаза надвигающейся революции».

Прошение о помиловании Каляев подавать не стал. «Помилование я считал бы позором», - писал он в одном из писем товарищам.

«Из рук убийцы рабочих 9 января я не приму жизни», - писал он уже царю. После приговора Каляев подал кассационную жалобу. Он заявил, что убил великого князя Сергея Александровича не как дядю императора, а за его вину перед народом. А в приговоре был сделан упор именно на «дядю императора».

С этим приговоренный не хотел соглашаться.

В одном из последних писем к матери Каляев писал: «…Состояние моего духа неизменно! Я счастлив сознанием, что поступил так, как этого требовал мой долг. Я сохранил в чистоте мою совесть и не нарушил целости моих убеждений. Вы знаете хорошо, что у меня не было личной жизни для себя, и если я и страдал в жизни, то лишь страданиями других. Было бы смешно заботиться мне о сохранении жизни теперь, когда я так счастлив своим концом. Я отказался от помилования, и Вы знаете почему. Не потому, конечно, что я расточил все свои силы телесные и душевные - напротив, я сберег все, что мне дала жизнь, ради моего конечного торжества в смерти…» После суда петербургский защитник Каляева встретился с подзащитным. «Он вышел ко мне совершенно спокойный, бодрый, в шляпе с воткнутой зеленой травой, - описывал защитник встречу. - Я спросил, что обозначает зеленая трава?.. - „Помните, - отвечал Каляев, - в начале романа Толстого „Воскресение“ говорится: как люди ни старались убить весну, как ни старались вырвать зеленую траву между камнями на площади перед тюрьмой, - а весна была весною, и трава зеленела даже около тюрьмы… Так и здесь, в Петропавловской крепости. Представьте себе, даже здесь трава пробивается между камнями…“»

9 мая 1905 года Каляева привезли на полицейском пароходе в Шлиссельбург - мрачную крепость, овеянную печальными легендами. Его поместили в камеру под надзор двух тюремных жандармов.

Каляев попросил себе бумаги, перо, табаку и спичек. Он долго писал, не отрываясь, часто рвал исписанные листки и вновь писал. Узник будто спешил до своей казни сказать кому-то последнее слово, боясь, что не успеет. Кончив писать, он прилег на кровать, накрылся одеялом. Его знобило. «Не думайте, что я дрожу от страха, - обратился он к караулившим его жандармам, - мне просто холодно, и я попросил бы дать мне второе одеяло». Его желание исполнили.

Почти весь день 9 мая Каляев писал, но затем все зачеркнул, оставив только слова, произнесенные Петром I перед Полтавской битвой: «А о Петре ведайте, недорога ему жизнь, была бы счастлива Россия».

В 9 часов вечера в камеру в сопровождении смотрителя Шлиссельбургской тюрьмы вошел прокурор. Он объявил: казнь будет ночью. Ни один мускул не дрогнул на лице осужденного. Прокурор подал ему для подписи прошение о помиловании. Каляев решительно отказался подписать Прокурор вышел, однако вскоре снова появился в камере и стал упрашивать заключенного подписать прошение. Восемь попыток сделал прокурор и каждый раз слышал от Каляева категоричное: «Нет!» Всю ночь Каляев не раздевался и не ложился спать. А в это время во дворе тюрьмы строили эшафот. Строили торопливо, чтобы успеть до рассвета. Стук топоров доносился до слуха обреченного.

Когда в камеру вошел священник, Каляев сказал ему, что он обрядов не признает, что он уже совершенно приготовил себя к смерти и в жизни со всем покончил, однако в пришедшем к нему священнике чувствует доброго человека. «А потому, - заключил Каляев, - дайте мне вас, просто как человека, поцеловать». Они поцеловались, и священник ушел.

На эшафот Каляев поднимался с гордо поднятой головой, твердым, уверенным шагом. Крест целовать отказался. Подошел палач, накинул на него саван, помог подняться на табурет, накинул на шею петлю и отбросил ногой табурет. Тело повисло в воздухе. Палач был пьян и накинул петлю кое-как, тело начало биться в судорогах. Сцена была настолько жуткой, что начальник штаба корпуса жандармов барон Медем зарычал на палача: «Я тебя, каналья, прикажу расстрелять, если сейчас не прекратишь страданий осужденного!»

Через полчаса палач вынул из петли повешенного и положил его на эшафот.

Крепостной врач обнажил покойному грудь, послушал, пощупал пульс: сердце Каляева не билось…

Солдаты уложили тело в деревянный ящик, снесли и закопали его за крепостной стеной - между валом, окаймляющим крепость со стороны озера, и Королевской башней. Здесь было место захоронения всех казненных в крепости в 80-х годах прошлого столетия.

Кто-то сказал, что революции делают герои, а плодами их пользуются проходимцы - очень точное замечание.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СН) автора БСЭ

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

ИВАН КАЛЯЕВ Товарищ с мятежной, но чуткой душой, Соратник, мой друг и опора, К тебе обращаюсь пред смертью с тоской И жду от тебя приговора… Окончен мой путь и борьбы и тревог, Готов умереть я без страха, Я счастлив сознаньем: я сделал, что мог, Не страшны палач мне и

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Князь Олег - Владимир Святой - Андрей Боголюбский - Иван Калита Иван Великий Собрание жизнеописаний великих россиян по справедливости должно открываться биографиями тех деятелей, которые вошли в нашу историю как «собиратели земель» и основоположники государства.

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Иван Федоров - Николай Новиков - Иван Сытин По словам Ключевского, типография и книжная лавка это еще не само просвещение, но его действенные и могущественные орудия. Ив самом деле - книгоиздательство в громадной степени способствует распространению грамотности и

Из книги Великие советские фильмы автора Соколова Людмила Анатольевна

Иван Иванович и Иван Никифорович Персонажи «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834) Н. В. Гоголя (1809-1852).Иносказательно о бывших друзьях, которые поссорились по ничтожному поводу

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Иван Повесть (1957)Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только,

Из книги автора

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года 1885. Государственная Третьяковская галерея, МоскваВ центре композиции из синевато-холодного тревожного полумрака вспышкой света выхвачены две фигуры. Сцену убийства можно легко вообразить во временном развитии. Вначале была

Россия - одна из стран, в наибольшей степени пострадавших от терроризма. Начиная еще с XIX столетия, Российская Империя немало претерпела от революционного террора, подготовившего трагические события 1917 года, и, соответственно, - крушение самой Империи. Одним из самых страшных терактов начала века прошлого стало убийство великого князя Сергея Александровича, совершенное в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым. На месте этой трагедии был установлен памятник-крест, снесенный 1 мая 1918 года при непосредственном участии Ульянова-Ленина, и восстановленный в 2017 году по личному поручению Владимира Путина, который на открытии памятника особо подчеркнул трагическое значение этого злодеяния:

"Это преступление стало одним из предвестников драматических событий, смуты, гражданского противостояния, с которым столкнулась Россия. Они обернулись тяжелейшими потерями, настоящей национальной катастрофой, угрозой утраты самой российской государственности..."

Мы давно привыкли, что российские города и веси, их улицы и переулки, железнодорожные станции и станции метро носят имена революционных деятелей. Большинство из них известны не только своей причастностью к терроризму, но имя Ивана Каляева, до сих пор "украшающее" многие российские улицы, связано исключительно с террором. И Общество развития русского исторического просвещения "Двуглавый орел" во главе с генерал-лейтенантом Леонидом Решетниковым неслучайно обратилось к главам российских городов с призывом избавить нашу страну от имени, равнозначному понятию "терроризм".

Из Обращения к главам городов и других населенных пунктов России:

"Общество развития русского исторического просвещения "Двуглавый орел" призывает сделать шаг, логически вытекающий из позиции, обозначенной президентом России. Следует отказаться от прославления имени террориста и переименовать разбросанные во множестве по всей стране улицы, связанные своим названием с деятельностью Каляева..."

Действительно, только в двух подмосковных городах подобных топонимов - пять! В сердце Русского Православия - Сергиевом Посаде - есть целых две Каляевских улицы - 1-я и 2-я, причем на месте старинной Гефсиманской улицы. А в подмосковном Павловском Посаде в честь террориста Каляева названы и улица, и переулок, и даже проезд. А потому актуальность инициативы общества "Двуглавый орел" очевидна любому здравомыслящему человеку.

Как подчеркнул в интервью телеканалу Царьград, председатель Совета этого Общества генерал-лейтенант в отставке Леонид Решетников:

"Наш глава государства открывает крест, восстановленный на месте убиения великого князя Сергея Александровича, четко и ясно называет убийцу словом "террорист", говорит, что этому преступлению нет оправданий, и полная тишина..."

Больше месяца прошло с момента открытия Владимиром Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом креста-памятника в Московском Кремле, но ни один из руководителей российских населенных пунктов, где по-прежнему прославляется имя террориста Каляева, пока не отреагировал. Это и побудило Общество "Двуглавый орел" инициировать свое обращение. Леонид Решетников убежден:

"Если мы не развенчаем этих каляевых, желябовых, халтуриных, всех этих убийц, то нам будет очень трудно бороться с притоком молодых людей в террористические организации. Очень трудно..."

Словом, инициатива генерала Решетникова и возглавляемого им Общества имеет значение не только для восстановления исторической справедливости, но и важна, в том числе для национальной безопасности нашей страны. И есть надежда, что воля главы государства Российского, поддержанная общественными и экспертными инициативами, сможет избавить нашу страну от остатков кровавого революционного наследия.