Князь Владимир Красное Солнышко: биография. Святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси (†1015). Князь владимир — история крещения руси

Князь Владимир - кровавое "Ясно Солнышко". Основой взяты материалы из "Никоновской Летописи", летописи "Повесть Временных лет" и Радзивилловского свода. А родился князь Влодимир Киевский согласно летописям приблизительно в 960 году полукровкой, как сказали бы современники. Отцом его был могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простолюдинка Малуша, бывшая в услужении ключницей у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. Узнав, что Малушка ждёт ребёнка от Святослава, разгневанная княгиня сослала её толи под Псков, толи в село Будятине, толи в Гомель, сейчас точно уже не выяснить, так-как разные летописи описывают это по разному. Но факт один - Владимир родился не в Киеве. Далее летописи повествуют о том, что Владимира, годов трёх отроду, забрала к себе княгиня Ольга. Владимир так и рос под присмотром княгини Ольги и воспитывался старшим братом своей матери - варачем (витязем, т.е. офицером) княжеской охранной дружины Добрыней (что развеивает миф о том, что мать Владимира была рабыней). Такой обычай издревле существовал на Руси. Ровно, как и обычай, который давал право сыну, рождённому от простолюдинки, наследовать отцу. Большинство событий в жизни маленького князя Владимира предположительны, поскольку летописи рассказывают мало или были утеряны. В 969 году, повзрослевший князь Владимир оказался в центре тайного заговора против его отца. За это, был сослан в посёлок Орша, где неожиданно проявил себя, как не по возрасту умный и искусный правитель В том же году, князь Светослав, "сменив гнев на милость" направил на княжение в стратегически важный по тем временам, но весьма свободолюбивый город Новгород. Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. Предположительно в начале 972 года, вновь Владимир оказался в центре открытого восстания против князя Светослава, за что был изгнан из страны и буквально милостиво просил убежища в купеческих кварталах Царьграда. За это, в последствии, "расплачивался с купцами щедрой благодарностью. В этом же году, погибает князь Святослав Игоревич и на киевский княжеский престол становится Ярополк. Но Новгород убивает посадников Ярополка и призывает на княжение Владимира. Однако в 977 году, желая заполучить более могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а Владимир бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии Олафа Трюггвасон. Вся Русь достается Ярополку Святославовичу. С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Удрав в Норвегию, Владимир, заручается поддержкой Новгорода и вместе со своим дядей Добрыней, собирает варяжское войско великой численности и уже в 980 году выступает походом на Ярополка. В этом походе его сопровождает первая его жена Мора (единственная из жён князя, которая по непонятной причине совершенно "забыта" официальной историей). Неимоверно жестоким был его поход и методы достижения престола. Князь Владимир жестоко убивает всю семью правителя города Рогволода, который присоединился к Киеву. Насильно берёт в жены его дочь, которая ранее была обещана в жены Ярополку. В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он "держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю". Современные исследователи установили, что имя "Рогволод" - чисто словянское, двусложное, наподобие имени "Володимер". И означает оно "владелец рога", то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения её в Западную Двину. Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало poг: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, "имяше свою волость в Полотьске" - Рогнеда. Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил Великий Путь "из варяг в греки" - торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Светославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, прекрасную Рогнеду. Владимир был по природе своей жесток до такой степени, что публичные казни, совершавшиеся по его приказу доставляли ему истинное удовольствие. Он не знал ни милосердия ни пощады в тех случаях, когда мог действовать безнаказанно. Ярким проявлением этой черты его характера стала и первая жена Владимира Мора. Перед сватовством Владимира к Рогнеде, она неожиданно становится жертвой клеветы одного из приближённых своего мужа и обвинённая в готовящемся покушении, была публично казнена. Несмотря на то, что Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке Юлии, расстриженной православной монахине, первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Оба юные соперника-князя просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила: "Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка". Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке. После непродолжительной осады город был взят, вся княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда стала женой Владимира и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву. Поход на Киев покрыт мрачными легендами, гласящими о предательстве, продажности и безнравственности. И как бы ни было в действительности, но летописцы зафиксировали - князь Владимир зверски убивает Ярополка, а его беременную жену берёт к себе в наложницы. Датируется этот поход в разных исторических источниках разными цифрами. Согласно одним летописям это произошло 980 года, согласно другим 978 года. Вступление в княжество киевское князь Владимир также ознаменовал предательством. Исторические заметки говорят о том, что варяжское войско за свою службу запросило себе дань с киевлян. Владимир, якобы согласившись, в дальнейшем хитростью, не выполнив соглашение, рассредоточил войско по разным местам. Одной из основных черт князя Владимира была крайнее суеверие. Бич, который часто терзает людей, отказавшиеся исполнять традиции Веры. Владимир ни когда не пытался успокоить преступную совесть, изменив свои цели, но тщательно старался заглушить муки раскаяния исполнением суеверных обрядов, строгими покаяниями и щедрыми дарами. Он воздвиг по всей Руси многочисленные капище и Светилища, реформировал даже сам культ, уничтожал первые зачатки христианства, массовыми убийствами создавая первых словянских "мучеников", и этим даже ввёл практику человеческих жертвоприношений. В "Повести Временных лет" описаны его жестокость, приверженность похоти, блуду и неуёмный нрав. В некоторых источниках приводятся различные цифры о количестве его наложниц, развращенных девиц и чужих жен (количеством около 800). Но: "... был князь Владимир "ненасытен в блуде" и после крещения...". Самый яркий случай, по некоторым летописям, произошедший уже после принятия крещения, как и само крещение, связан с знаменитым Корсуньским походом Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. И была у этого византийского наместника красавица дочка (чьё имя летописи умалчивают). Решил Владимир отправить послов в Корсунь. Действуя по уже имевшему место плану, Владимир обвинил свою жену Рогнеду в покушении на него (о действительности этого покушения проповедал лишь в своей поэме "Рогнеда" К. Рылеев, но других источников не найдено) и собирался было казнить. Но помешал его планам их сын четырехлетний княжич Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь родителю, Изяслав сказал ему: "...отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль можешь - убей, жестокий, мать при сыне..." Смилостивившись над Рогнедой, "воздвигнул ей отчину", "устроил город и нарече имя городу тому Изяславль" - по имени своего отважного сына. Но Владимир не отказался от своей цели - женитьбы на дочери Корсуньского наместника. Для этого, он решил принять христианство и "отпустить жену язычницу". Но всё равно и Корсуни получил отказ. И тогда Владимир взял Корсунь (Херсонес) хитростью, как обычно, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал её за предателя замуж. "...а князя Корсуньского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их перед ними беззаконство сотворил. И по трёх днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за предателя замуж выдал и дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...". Если все житие князя Владимира окутано тайной, то его приход к христианству, крещение Руси вообще носит легендарный и почти мифологический характер. И вновь, как будучи язычником, так и приняв христианство, проявилась его суеверная сущность. Летописи повествуют - князь Владимир прошёл "испытание верой". Каждый день ко двору призывались проповедники, слушая их проповеди и общаясь о вере, князь пришёл к мысли, что христианской станет верой и его народа. И тогда на совете бояр (987 год) было принято решение о крещение по закону "греческому". Однако само действо состоялось год спустя, когда в 988 году (в некоторых источниках 2 годами ранее), а сам Владимир возжелал в жены себе сестру императора Василия ІІ Анну, угрожая в случае неповиновения пойти походом на Константинополь. Согласие было дано, потому-ка князь Владимир уже принял крещение, и ни чего не мешало ему "...быть с женой одной веры...". С намерением желанием женится на девице от византийских императоров, князь прибыл в Константинополь. Существует не одна запись и не одного историка (летописца) тех времён рассказывающих о крещении, его якобы точной дате и посылках. Одни уверяют, что крестился князь Владимир Красное Солнышко до взятия Херсонеса, другие что после. Одни утверждают, что год был 986, другие 988. Наречён Владимир был в крещении именем Василий и так совпало, что и у корсуньского князя и у брата Византийской невесты было именно это имя. А иные вообще излагают историю по-своему. Разногласий множество, но факт неизменен князь был крещён, и крещена была Киевская Русь. Так свершилась история!

28 июля православные вспоминают великие деяния равноапостольного князя Владимира и чтят его светлую память. С именем Владимира связано эпохальное событие, ставшее самым значимым в становлении христианской веры на Руси - Крещение Руси. Именно он стал прародителем государства русского как государства православного, именно его жизнь и мировоззрение преобразили духовную историю Руси, её дальнейшее развитие, а также политические и дипломатические отношения с другими странами и внутреннее государственное самоопределение.

С 2010 года этой дате официально присвоен статус Дня Крещения Руси. День равноапостольного великого князя Владимира, которого народ назвал Владимир Красное Солнышко, гармонично объединяет в себе праздник православия, культуры и государства.

В День Владимира Святого,
Я хочу поздравить вас.
Пусть небесный покровитель,
Не оставит вас на час.

Дарит мир, здоровье, радость,
Бережет от бед, обид.
И поток энергий светлых,
Будет пусть для вас открыт.

С великим днем Владимира,
Сердечно поздравляем,
И радости, достатка,
Мы искренне желаем.

Пусть горести, ненастья, -
Уходят стороной,
Успех и только счастье,
Ваш бережет покой.

Здоровья, мы желаем,
Любви и теплоты,
И самые заветные -
Пусть сбудутся мечты!

Поздравляю с Днём Владимира. Желаю, чтобы ангел-хранитель с тобой был всегда и повсюду, чтобы тебе, Володя, покорялась любая вершина и любая глубина. Желаю здоровья и любви тебе, отважный Владимир, а также вечного мужества сердца, гармонии души и счастья жизни.

Я тебя, Володя, нынче
Поздравляю от души.
Отмечаешь именины,
Дни пусть будут хороши.

Пусть заступник твой небесный
В трудный час поможет.
Пусть тебя печаль и грусть
Никогда не гложет.

У Владимира святого
Попроси здоровья.
Жизнь полна пусть будет миром,
Лаской и любовью.

С Днем князя Владимира! Пусть эта дата
Добавит веселья в хорошую жизнь.
И станет душа добротою богата.
Для этого просто сейчас улыбнись!

Пусть ангел хранит от напастей и горя,
Господь помогает, надежду даря.
Чтоб счастье беспечное и озорное
Сияло звездою всегда для тебя!

С Днем Владимира поздравлю
Весь народ славянский,
Ведь когда-то князь Владимир
Дал нам христианство.

До сих пор стоит с крестом
На Днепровской круче,
Защищает свой народ
Верою могучей.

Всем желаю в этот день
Я добра и силы
Чтобы вера во Христа
Мир наш сохранила.

Святой Владимир - твой защитник
Пусть укажет тебе путь.
На мир, отбросив все сомненья,
Позволит с радостью взглянуть.

Пусть дарит этот день надежду,
Радость, исполнение мечты.
Лучше станет жизнь, чем прежде.
Пусть все будет, как захочешь ты.

Гордость в имени Владимир,
Власть над миром и судьбой.
Будешь радостным, любимым,
Ангелок рядом с тобой!

Пусть подарит он успехи,
Тихой мудрости уют!
И здоровье будет крепким,
Пусть все горести уйдут.

Владеешь миром ты, Владимир.
И вот, День ангела пришёл.
По жизни силами своими
Чтоб ты все блага приобрёл!

Желаю быть тебе, Володя,
Таким же сильным и крутым,
Пусть денежки к тебе приходят,
И путь твой будет золотым.

Княгиню встретить я желаю,
Такую, как достоин ты!
Пускай тебя судьба ласкает,
И все сбываются мечты!

Святой равноапостольный Владимир - язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа - Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Князь Владимир I Святославич - внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир , во святом крещении Василий, - инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного . Равноапостольные святые - это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти - 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир - язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне - то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата - Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру - христианство - сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам - обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимир выбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей - чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София - великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. Капище в центре Киева представляло собой композицию из статуй шести главных богов славянского языческого пантеона: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Как говорит предание, фигуру Перуна привязали к конскому хвосту и сбросили в реку Днепр.

По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

В советской историографии всегда находилось место для иронии по поводу якобы насильного и формального массового крещения Руси, но упрямые исторические факты говорят об обратном. Для такого массового события оно было невероятно мирным и практически сразу было глубоко воспринято в народной жизни.

Монеты князя Владимира

Во время своего правления князь Владимир, по примеру Византии, начал чеканить монеты - впервые на Руси. Их делали из золота и серебра, и назывались они, соответственно, «златник» и «сребреник». На монетах изображался князь, сидящий на престоле, и было написано: «Владимѣръ на столѣ», что в переводе значит «Владимир на престоле».

Основание города Владимира

Историки расходятся во мнении, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной версии, город основал в 990 году сам великий князь Владимир Святославич. По другой, в 1108 году - князь Владимир Мономах.

В пользу основания города святым равноапостольным князем Владимиром говорят упоминания о нем в нескольких летописях. Это Супрасльская, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.

Десятинная церковь - церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве

Десятинную церковь в Киеве построили по указу святого равноапостольного князя Владимира. «Повесть временных лет» пишет: «Лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами».

Выходцы из Византии строили церковь 7 лет. В 996-м году ее освятили в честь Божией Матери. Великий князь определил на содержание храма десятую часть своих доходов, поэтому церковь получила название Десятинной.

В храм перенесли мощи великой княгини Ольги, бабушки князя Владимира Святославича. Здесь же позже святой Владимир похоронил свою жену Анну.

В 1240 году монголы под предводительством Батыя разрушили Киев. От Десятинного храма остались южный придел и кусок стены. Развалины простояли нетронутыми четыре века, и лишь в 1636-м году митрополит Петр Могила решил «Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». В храме возобновились богослужения.

Именно митрополит Петр Могила обнаружил среди развалин два саркофага, а в них - останки двух людей. В течение нескольких столетий они почитались как принадлежавшие князю Владимиру и княгине Анне, сейчас же полностью утрачены.

В 1828 на месте первой Десятинной церкви начали возводить новую, по проекту архитектора Василия Стасова. Построили храм за 14 лет, но простоять ему было суждено недолго. В 1936-ом здание разобрали на кирпичи. В 1938-39 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР провела раскопки и нашла фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы и остатки фундамента.
Современные археологи продолжают раскопки на месте Десятинной церкви.

Владимир Красное Солнышко

Владимир Красное Солнышко - именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимира . Как считают исследователи, этот былинный образ - скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.

В былинах Владимир Красное Солнышко - это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж - Дажьбог, бог солнца у славян-язычников.

Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV - начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор.

Смерть и мощи святого равноапостольного Владимира

Великий князь Владимир скончался после болезни 15 июля 1015 года (28 июля по новому стилю). Его похоронили в основанной им Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Саркофаги Владимира и его супруги Анны были изготовлены из мрамора и стояли в центре храма.

В 1240 году Десятинная церковь была разрушена монголами. В 1632-36 годах в Киеве начали разбирать руины древнего храма и обнаружили мраморные гробницы. Мощи святого равноапостольного Владимира и его жены извлекли и вновь похоронили. Спустя два столетия, в 1826 году, исследователи снова вскрыли могилы и раздали мощи в киевские и московские храмы. Сейчас останки супругов утрачены, и современные исследователи и вовсе сомневаются, что в XVII веке среди руин нашли саркофаги именно Владимира и Анны.

Прославление князя Владимира в лике святых

Точная дата канонизации святого равноапостольного Владимира ученым не известна. Некоторые исследователи предполагают, что почитать Владимира Святославича как святого начали вместе с его сыновьями - святыми Борисом и Глебом. Другие специалисты считают, что житийные рассказы об обращении Владимира в христианство появились сразу после его смерти. Как бы то ни было, к середине XII века он еще не был официально канонизирован.

Но уже XIV веке все Прологи и богослужебные книги упоминают о дне памяти святого равноапостольного Владимира - 15 июля (28 июля по новому стилю). Скорее всего, канонизация состоялась во второй половине XIII века.

Ключевым событием в развитии церковного почитания святого Владимира стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Князь-Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве.

Икона святого равноапостольного Владимира

Иконография святого равноапостольного Владимира - традиционная для всех равноапостольных святых. Равноапостольные - те святые, которые служили Господу, просвещая людей светом Христовым. Например (если речь идет о святых князьях и царях), обращали в христианство граждан страны, в которой царствовали. Эти святые уподобляются апостолам - за распространение Евангелия. Это и святая Мария Магдалина; и император Константин и его мать царица Елена; и святая Нина, просветительница Грузии; и великая княгиня Ольга; и князь Владимир, крестивший Русь.

Равноапостольного князя Владимира традиционно изображают на иконах стоящим. В правой руке у него - крест, символ проповеди Христовой, которую вели все равноапостольные святые. В левой руке - свиток или меч.

Еще один традиционный образ святого Владимира - вместе со святой равноапостольной Ольгой, первой правительницей на Руси, принявшей христианство.

Тропарь равноапостольному великому князю Владимиру

Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.

Кондак равноапостольному великому князю Владимиру

Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых.

Молитва первая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, богоизбранный и богопрославленный, равноапостольный княже Владимире! Ты отринул еси зловерие и нечестие языческое, уверовал еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго Бога и, восприяв Святое Крещение, просветил еси светом Божественныя веры и благочестия всю страну Русскую. Славяще убо и благодаряще Премилосердаго Творца и Спасителя нашего, славим, благодарим и тя, просветителю наш и отче, яко тобою познахом спасительную веру Христову и крестихомся во Имя Пресвятыя и Пребожественныя Троицы: тою верою избавихомся от праведнаго осуждения Божия, вечнаго рабства диаволя и адова мучительства: тою верою восприяхом благодать всыновления Богу и надежду наследования Небеснаго блаженства. Ты еси первый вождь наш к Начальнику и Совершителю нашего вечнаго спасения Господу Иисусу Христу; ты еси теплый молитвенник и ходатай о стране Русской, о воинстве и о всех людех. Не может язык наш изобразити величие и высоту благодеяний, тобою излиянных на землю нашу, отцев и праотцев наших и на нас, недостойных. О всеблагий отче и просветителю наш! Призри на немощи наша и умоли премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас, по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполнения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, благосерде, Человеколюбца Господа, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, на благо же Отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да возсияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да упразднятся вся ереси и расколы, да тако поживше в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святому равноапостольному князю Владимиру

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собор святого равноапостольного князя Владимира находится в Санкт-Петербурге на улице Блохина, 26.

В самом начале XVIII века, сразу после основания города, на этом месте построили деревянный храм, предшественник Князь-Владимирского собора. Это была трехпрестольная мазанковая церковь. Главный престол освятили в честь Успения Богородицы; богослужения совершали в присутствии императора Петра I. По царскому указу, церковь получила статус собора.

В 1740 году рядом с Успенским собором начали строить одноглавый каменный храм, но через два года, когда на престол взошла Елизаветы Петровна, строительство заморозили. Проект переделали - в 1766-ом по чертежам архитектора Ринальди начали возводить пятиглавый собор с трехъярусной колокольней. К 1772 году строительство прервал пожар - огонь уничтожил старинный деревянный Успенский собор и повредил строящийся каменный. Закончили строительство лишь 1 октября 1789 года. Собор освятили в честь святого равноапостольного князя Владимира.

В 1940-2001 годах в Князь-Владимирском соборе хранилась икона Казанской Божией Матери. Сейчас она возвращена в Казанский собор.

Владимирский собор в Киеве

Владимирский собор был построен в Киеве по просьбе митрополита Киевского и Галицкого Филарета, с которой он в 1852 году обратился к императору Николаю I. Храм строился на благотворительные пожертвования по проекту архитектора Ивана Штрома.

Сбор пожертвований шел очень медленно, но когда в 1857 году проектом заинтересовался новый император Александр II, дело сдвинулось с мертвой точки. Смету переделали: храм решили строить меньшего размера и по другому проекту - архитектора Александра Беретти. Первый камень в фундамент собора заложили в 1862-ом, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира.

В 1866 году, когда здание было почти готово - оставалось установить купола, стены вдруг дали трещины. Работы заморозили и создали специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов. Из Петербурга прибыл Иван Штром, автор первоначального проекта собора. Он нашел ошибки в чертежах.

В итоге строящемуся собору снова поменяли архитектора. Владимир Николаев закончил двадцатилетнее строительство в 1882 году. Для росписей Свято-Владимирского собора пригласили Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других художников. Освятили храм в 1896 году, в присутствии императора Николая II и его семьи.

В годы советской власти собор не разрушили, но с 1929-го разместили в нем Музей антирелигиозной пропаганды. В период немецкой оккупации в Великую Отечественную войну Свято-Владимирский собор оставался действующим. Сейчас он принадлежит неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Московский Епархиальный дом с храмом святого князя Владимира

Московский Епархиальный дом находится практически на Садовом кольце в Лиховом переулке, 6.

Это здание, построенное новомучеником святым митрополитом Владимиром в 1901 году для целей народного просвещения, в 1917–1918 годах использовалось для проведения заседаний исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви, в нем располагались Епархиальная библиотека, музей, а с 1918 года Богословский институт.

В 1920-е годы Епархиальный дом был закрыт, разграблен, передан центральной студии документальных фильмов и изуродован перестройкой. В 2003 году мемориальное здание было незаконно продано в частные руки в результате ложного банкротства.

Возвращение здания государству стало возможным благодаря объединенным поистине героическим усилиям сотрудников госадминистрации, юристов и членов Попечительского совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ). Было проведено более 30 арбитражных судов, выплачено более 2 млн. долларов.

В настоящее время получено распоряжение Росимущества и заключен договор о праве ПСТГУ на безвозмездное пользование зданием. К 1000-летию со дня кончины св. князя Владимира, которое будет отмечаться в 2015 году, здание должно быть полностью отреставрировано. Это единственный большой (есть еще только приделы и домовые храмы) Владимирский храм в Москве.

Многие люди в свои школьные годы не очень любили историю. Поэтому они с удовольствием наверстывают упущенное в более зрелом возрасте. Ведь именно тогда приходит понимание, что наша страна имеет великую историю, которой должен гордиться каждый ее житель. А так как нельзя гордиться тем, чего не знаешь, многие как раз и садятся за учебники, чтобы обогатить свой интеллектуальный багаж. В этой статье мы поможем чуть лучше узнать историю и о Владимире Красное Солнышко. Почему его так назвали, а также интересные факты из жизни князя читайте ниже.

Детство

Точная дата рождения Владимира неизвестна. Официально считается, что год его рождения - 960, но это может быть не так. Он мог родиться и в 945 году, просто в 960 году будущий впервые упоминается в летописи. Его отцом был Святослав, а мать - ключница Ольги. С глаз долой ненужного ребенка бабушка отправила в деревню Будутино. Именно там и воспитывался Владимир Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы узнаем дальше.

Неизвестно, сколько мальчик прожил с матерью, но, по данным летописи, назад в Киев он вернулся в 969 году. Судьба его родительницы дальше неизвестна. По некоторым данным, она счастливо прожила жизнь в деревне, другие источники говорят, что великодушный сын после вступления на престол забрал мать к себе во дворец. Так или иначе, верить можно в любую версию, ведь достоверных сведений просто нет.

Юность

Переезд Владимира к бабушке упоминается в летописи в связи с осадой Киева. Оборона города прошла успешно, но будущему правителю было не суждено остаться в южной столице княжества. В конце года Святославу приходит извещение из Новгорода, что правитель скончался и им срочно нужен новый. Выбор князя пал на Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы еще выясним, а пока расскажем о первых самостоятельных шагах юноши.

Переезд в Новгород стал первым важным событием в жизни мальчика. Так как он был слишком юн для того, чтобы стать полноправным правителем, то ему в помощь дали воеводу Добрыню. Он должен был следить за образованием юного князя, а также помогать принимать важные государственные решения. В Новгороде Владимир обзаводится друзьями, в основном это были соседи скандинавы. А также юный правитель построит каплицу Перуна. Благодаря этому поступку, который был, скорее всего, подсказан Добрыней, Владимир смог быстро завоевать расположение жителей Новгорода.

Семья и дети

Почему называли Красное Солнышко? Кратко об этом можно сказать так: Владимир стал первым святым на Руси и положил начало возникновению христианства на русской земле. А какая же личная жизнь была у князя? Владимир отличался большой любвеобильностью. Языческая вера это поощряла: «чем больше у правителя будет жен, наложниц и детей, тем крепче будет государство», так гласило предание. Но тот, кто выдвигал эту теорию, сильно ошибся. Мир может быть только в моногамии. К концу своей жизни к этой мысли пришел и Владимир. Но изменить своих поступков он уже не мог. Официально у него было 5 жен. Первую - Олофи - он нашел в Скандинавии, вторую - Рогнеду - забрал силой из Полоцка, третья - Адель - была родом из Чехии, Манфреда - из Болгарии. Юлия, жена брата Владимира, была взята в наложницы уже беременной.

Анна была первой женой русского князя после крещения, а второй женой его была внучка Оттона I, немецкого правителя. Помимо официальных связей, у Владимира было много любовниц. Признанных детей у правителя было более 20, 11 из них - мальчики, а значит, наследники престола.

Крещение Руси

988 год официально считается годом принятия христианства на Руси. Но, как и про все далекие события, точно нельзя сказать, что это достоверная информация. В 988 году состоялась свадьба Анны и Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали? Именно по той причине, что правитель ввел официальную монотеистическую религию. Как проходило крещение? Конечно, покрестить все государство было невозможно. Люди, которые верили в языческих богов всю свою жизнь, не могли в одночасье переменить свои убеждения. Язычество жило на Руси еще минимум 50 лет после ее крещения. Но все же принятие христианства было большим шагом к объединению страны и учреждению в ней нового института власти. Некоторые историки считают, что христианскую религию Владимиру могла навязать еще его бабушка - княгиня Ольга. Но эта теория маловероятна, так как общение с этой женщиной у князя было слишком ограничено. Скорее всего, Владимир Великий Красное Солнышко пошел на такой серьезный шаг из-за внешнеполитических факторов.

Прозвище

Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Конечно, такое прозвище дал святому не народ. Ведь фигура князя у его современников одобрения не вызывала. Многие подданные не поддерживали перехода к христианству. Да и распутный образ жизни мало говорит о святости человека. Но все-таки стоит верить, что люди меняются. И изменить их может одно судьбоносное событие или, как в случае с Владимиром, человек. Ведь есть версия, по которой крещение князь принял именно благодаря одной из своих жен, а именно святой Анне. Сложно описать, какой огромный вклад в развитие Руси внес Владимир. Да потому, что столько света и мира, сколько наше отечество получило столетием позже, наша родина никогда не видела.

Перемены в стране

Что же существенно изменил в укладе жизни государства Владимир? Ну, конечно, это крещение Руси и изгнание язычества. Объединение нашей страны в руках одного правителя - тоже большое достижение. Конечно, потом князь совершил большую ошибку, разделив свои владения между сыновьями, но нужно отдать ему должное, он не сильно хотел этого делать. Бразды правления Владимир намеревался передать в руки любимого сына Бориса, но можно себе представить, как к такой идее отнеслись другие дети.

Последние годы жизни

Правление Владимира Красное Солнышко продолжалось 46 лет. Под конец своей жизни князь правил в Киеве и очень опасался за свою жизнь. И это неудивительно. Ведь он хотел написать завещание, по которому наследником становился лишь один из его сыновей. Конечно, такой расклад не понравился детям, и в 1014 году на войну с отцом отправляется Святополк. К тому времени он успел жениться на дочери польского князя, так что военный отряд у него был собран в довольно быстрые сроки. Кроме того, многие подданные Владимира поддержали Святополка. Ведь он был не родным сыном князя, а приемным. Настоящим отцом его был Ярослав, которого Владимир, садясь на киевский престол, хладнокровно убил. Но военный поход не увенчался успехом. Войско было разгромлено, а Святополк заключен в темницу.

В 1015 году против отца выступил второй сын - Ярослав. Но он не пошел войной, просто захотело независимости и перестало платить дань. Такой расклад не понравился Владимиру, и он отправил войско урегулировать этот вопрос. Но дожить до развязки этой войны киевскому князю не удалось, 15 июля он умирает. Похоронили Владимира в Киеве в Десятинной церкви рядом с христианской женой Анной.

След в истории

Князь Владимир прожил очень насыщенную жизнь, и, конечно, былины и легенды не могли обойти стороной такую колоритную фигуру. Киевский правитель фигурирует в «Слове о полку Игореве», именно ему посвящал свои произведения Феофан Прокопович. Немудрено, что образ Владимира отразился и в былинах, например, он фигурирует как главный герой сказаний о трех богатырях. Даже сегодня о крестителе Руси кинематографисты снимают свои ленты. Одна из последних вышла в 2016 году и носит название «Викинг».

Но, конечно, каждый школьник знает Владимира Красное Солнышко именно благодаря тому, что князь крестил Русь. Наше государство было очень отсталым относительно даже соседей, не говоря уже о европейских странах. Именно поэтому христианство не только помогло народу стать сплоченнее, но еще и стало толчком к развитию грамотности.

Владимир Красное Солнышко, годы правления которого - 969-1015, смог существенно повлиять на ход истории. Вот самые интересные факты о князе:

  • Владимира канонизировали как святого только в 1888 г. Событие это было приурочено к 900-летию христианства в России.
  • В 978 г. Владимир убил своего брата Ярополка и таким образом захватил киевский престол.
  • Князь ввел первые монеты на Руси. Назывались они златники и сребреники. Несмотря на то что в ходу было византийское золото, чеканка собственных денег позволила поднять государственную экономику.
  • Благодаря принятию христианства на Руси стала распространяться грамотность. Именно потому, что было необходимо читать хотя бы Библию, просвещение в первую очередь затронуло церковь и монахов.
  • Официально признанных сыновей у Владимира было 11.

(ок. 890 -11.07. 969 гг.), сыном великого князя Святослава Игоревича (942–972 гг.). Матерью Владимира была ключница княгини Ольги Малуша (ок.940/944 г. - ?) - дочь Малка Любечанина (?–946 г.), которого многие историки отождествляют с Древлянским князем Малом.

Годом рождения Владимира Святославича принято считать 960-й. Как сообщают Никоновская и Устюжская летописи, будущий креститель Руси родился в селе Будутине (Будятине).

Информации о дальнейшей судьбе Малуши, матери Владимира, не имеется. В Киеве Владимир находился под присмотром своей бабушки по отцу - княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался его дядя по матери Добрыня, поскольку на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

Стоит заметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой - еще в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пробовала приобщить к вере и Святослава, но тот и не думал послушать ее.

В 970 году, незадолго до своей гибели, великий князь Святослав поделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был отдан на княжение Ярополку (?- 11.06.978 г.), Овруч, центр Древлянской земли, - Олегу (955–977 гг.), а Новгород - Владимиру.

В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в ходе этой вражды. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему (ок.937–995 гг.). Ярополк стал править всей Русской Землей.

Находясь в Скандинавии, Владимир с Добрыней собрали войско и в 980 году возвратились в Новгород, выгнав оттуда посадника Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода (ок. 920 – 978 гг.), а его дочь, княжну Рогнеду (ок.960 - ок. 1000 гг.), взяв в жены. Известно, что ранее Владимир сватался к Рогнеде, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: полоцкая княжна считала недопустимым выйти замуж за сына ключницы Малуши.

Затем Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

В Киеве Владимир вокняжился в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким языческим нравом, порочностью. Вскоре после восшествия на Киевский престол он на холме близ своего дворца поставил изваяния языческих богов. Однако в то же время Владимир являлся мудрым правителем. Скажем, он совершил несколько удачных военных походов на запад и восток, подчинил племена радимичей и вятичей, присоединил к Руси «Червенские города» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червен и другие).

Языческая реформа - попытка создать один общий для всех пантеон богов, проводимая князем Владимиром, потерпела поражение, поскольку у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример живших рядом с ним христиан все чаще заставляли молодого князя задуматься о необходимости перемен в жизни Русского государства.

Крещение Руси князем Владимиром

Крещение Руси летопись называет результатом сознательного «выбора вер» князем Владимиром: к его двору приглашались проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства, пока Владимир, как сообщается в летописи, после общения с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда.

Немаловажным импульсом к Крещению Руси стало требование Владимира дать ему в жены Анну - сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Вардой Фокой (? – 13.04.989 г). Византийские правители согласились, но в свою очередь затребовали от киевского князя креститься. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму и только после этого состоялся брак.

О размере русской военной мощи и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:

Тогда весь народ Рузов (руссов), бывший там (в Армении, около 1000 года) поднялся на бой; их было 6000 человек - пеших, вооруженных копьями и щитами, - которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа .

Датой Крещения Руси считают 988 год. В крещении Владимир взял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир был поражен слепотой, а сразу после того, как крестился, зрение вернулось. Известно, что в Киеве крещение народа проходило сравнительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещением руководил Добрыня и оно сопровождалось восстаниями язычников, карательными методами со стороны крестителей. В Ростовской и Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена были не полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, и после князя Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Во время крещения Руси была учреждена и церковная иерархия. Русь стала Киевской митрополией Константинопольского патриархата, в Новгороде была создана епархия. После крещения Руси князь Владимир состоял в двух последовательных христианских браках: с уже упоминавшейся византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с 1018 года со второй супругой, которая упоминается как «мачеха Ярослава». У князя Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Наиболее известными среди них были Святополк, Ярослав Мудрый, .

Князь Владимир - мудрый правитель

Русь после Крещения продолжила активную внешнюю политику: борьба с Польшей, с белыми хорватами, война с печенегами, которая продолжалась до 990-х годов. Впоследствии на основе воспоминаний о печенежской войне слагались легенды (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и другие). Для обороны от печенегов были построены несколько крепостей по южному рубежу киевской Руси, а также частокол на земляной насыпи.

Владимиру приписывается авторство «Церковного устава», который определил компетенцию церковных судов. Кроме того, князь Владимир начал чеканку собственной монеты по византийским образцам - золотой («златников») и серебряной («сребреников»). На большинстве монет киевский князь изображен сидящим на престоле, а рядом надпись: «Владимръ на стол, а се его злато (или: сребро)»; есть также варианты с погрудным изображением.

Время правления князя Владимира ознаменовано началом книжной образованности на Руси, что стало следствием крещения Руси. Детей стали брать из семей и отправлять учиться. Вот как об этом сообщает «Повесть временных лет»:

Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.

Учителями выступали не только византийцы, но чаще даже болгары, ранее учившиеся на Афоне. Уже скоро на Руси выросли замечательные риторы, знатоки литературы, такие как, например, один из первых писателей на Руси, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати» митрополит Иларион (990–1055 гг.)

При киевском князе начинается активное каменное строительство на Руси, хотя известные нам первые такого рода постройки относятся уже ко времени правления сына Владимира - Ярослава Мудрого. Закладываются такие города, как Владимир на Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.).

В последние годы жизни князь Владимир, вероятно, решил нарушить принцип престолонаследия и передать власть любимому сыну Борису. Преставился киевский князь Владимир 15 июля 1015 года в Берестове.

Церковное почитание князя Владимира

Точных данных о начале церковного почитания князя Владимира нет. Возможно, Владимир изначально поминался вместе со своими сыновьями святыми князьями Борисом и Глебом.

Почитание князя Владимира святым и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Может быть, потому что еще не было забыто его языческое поведение, подробно описанное в летописях. Но для Руси были очевидны заслуги Владимира перед Отечеством: Владимир - креститель Руси, мудрый правитель, полководец, щедрый и милосердный человек.

Еще одним препятствием для церковного почитания князя Владимира называлось отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации Киевского князя неизвестно. Умер Владимир в 1015 году, а самые ранние сохранившиеся письменные сведения об его официальном почитании относятся к XIV веку. Богослужебные книги отмечают днем памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).

Мощам князя Владимира не было дано дара чудотворения, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира перед Русским государством были значимы и велики для всех русских людей, и поэтому народное почитание князя Владимира возникло уже в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый былинный цикл. Народная память сохранила представление о Владимире как о радушном, милосердном князе, «Красном Солнышко». Князя Владимира Святославича до сих пор почитают как человека, жившего для пользы и славы Отечества.

Тропарь и кондак святому князю Владимиру

Тропарь, гл. 4.

Уподобивыися купцу, ищущу добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя, матере градом Богоспасеннаго Киева. И испытуя посылаше к Царскому граду, уведети Православную веру. И обрете безценнаго бисера Христа, избравшаго тя яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Тем же празднуем ти успение, людие твои суще, моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

Кондак, гл. 8.

Подобствовав великому во апостолех Павлу, в державных сединах всеславныи Владимире, вся яко младенческая мудрования оставль, и иже о идолех тщание. И яко муж совершен украсися, Божественнаго Крещения багряницею. И Спасителю Христу в веселии предстоя. Моли спастися державы ти русския начальником, и множеству владомых.

————————

Библиотека Русской веры

Святой князь Владимир. Иконы

Достоверные изображения князя Владимира Святославича домонгольского периода неизвестны, что контрастирует с большим количеством сохранившихся изображений князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, с образами которых уже на ранних этапах развития почти всегда была связана иконография Владимира Святославича. В кон. XIV - 1-й пол. XV века изображения Владимира Святославича получили широкое распространение. К этому времени сформировались основные варианты иконографии Владимира Святославича и наиболее устойчивые признаки, зафиксированные позднейшими иконописными подлинниками: седины, тип прически и кудрявой раздвоенной бороды, отличный и от прижизненных изображений на монетах, и от миниатюр Радзивиловской летописи:

Образом и брадою аки Иоанн Богослов, а власы на главе кудреваты, аки Минины (Большаков. Подлинник иконописный. С. 116; см. также: Иконописный подлинник новгородской редакции кон. XVI в. М., 1873. С. 120).

В ряде произведений XVI и особенно XVII вв. Владимир Святославич изображается с более широкой, лишь слегка раздвоенной бородой. Постоянными атрибутами Владимира Святославича являются меч в левой руке и крест в правой. В некоторых ранних памятниках Владимир Святославич представлен в традиционном для древнейших княжеских изображений плаще-корзне, на воздухе 1389 года он показан в накинутой на плечи шубе.

Совместные изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба в XV–XVI вв. послужили моделью для формирования иконографии древнерусских князей: Феодора, Давыда и Константина Ярославских, Константина, Михаила и Феодора Муромских. В большинстве таких композиций в центре стоит князь-отец, по сторонам - юные сыновья, варианты этой схемы известны на иконах XVI века. Иконы с изображением Владимира Святославича, Бориса и Глеба получили широкое распространение в XVI–XVII вв., часто в сочетании с житийным циклом Бориса и Глеба на полях. Произведения такого типа могли предназначаться как для храмов, освященных во имя святых Бориса и Глеба, так и для немногочисленных храмов и приделов во имя равноапостольного князя Владимира.

Святые Владимир, Борис и Глеб с житием равноапостольного Владимира. Вологда, середина — 3-я четверть XVI в. Из церкви кн. Владимира в Вологде (?). Позднее находилась в Богородицкой Верхнедольской церкви. Вологда, Вологодский музей

Храмы в честь святого князя Владимира

Во имя святого князя Владимира существует церковь в Москве в Старых Садех. Она была построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином (Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты был пристроен в 1677 году. В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй северный придел в честь святых Бориса и Глеба был пристроен в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Богослужения были возобновлены в 1991 году.

Во имя святого князя Владимира освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря, которая была построена в 1554 году.

Также в честь святого Владимира освящен придел (между 1113 и 1125 гг.) Спасо-Преображенской церкви на Берестове в Киеве и придел (1635 г.) церкви Воскресения Словущего в селе Исаиды Рязанской области.

Памятники крестителю Руси

Памятники князю Владимиру есть во Владимире, Великом Новгороде (памятник «Тысячелетие России», где слева от Рюрика изображен Владимир), Белгороде.

Княжеская статуя расположена и в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Также скульптуры князя Владимира есть в Киеве, Севастополе, Коростене.

Памятники крестителю Руси установлены в Торонто (Канада), Лондоне (Великобритания), Брисбене (Австралия).

В 2015 году московские власти приняли решение установить на Воробьевых горах памятник князю Владимиру. Однако это заявление вызвало бурную общественную дискуссию. Появились как сторонники, так и противники этого намерения. Противники установки памятника крестителю Руси в качестве причин называли «неудобное» место для скульптуры, которое портит вид Воробьевых гор. Кто-то из представителей общественности высказывался, что из-за слишком большого веса памятник сползет в Москву-реку. Также высказывались сугубо обывательские протесты: скульптура будет мешать фотографировать главное здание МГУ, также памятник будет нарушать освещение ближайшей территории. Однако, как заявил заместитель исполнительного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов: «Если бы мы задались целью собирать подписи за установку памятника, я считаю, счет шел бы на сотни тысяч и на миллионы». В итоге 4 ноября 2016 года, в праздник , в центре Москвы, на Боровицкой площади, прошла церемония открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру.