Когда был построен мкад. История московской кольцевой автомобильной дороги в фотографиях. Мкад: он или она? как правильно говорить

Московская кольцевая автомобильная дорога

Спасские мосты на МКАД

Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) - кольцевая автомобильная дорога , проходящая преимущественно (первоначально - полностью) по административной границе Москвы.

Технические характеристики

Общая протяжённость - 108,9 км. Ширина - 10 полос, по 5 в каждом направлении (4 основных полосы движения шириной по 3,75 м и 5-я непрерывная полоса шириной 4,5 м для разгона, торможения и вынужденной остановки). Среднее удаление от центра города - 17,35 км.

Первоначальное строительство осуществлялось в соответствии с НиТУ 128-55 по параметрам первой технической категории:

  • ширина земляного полотна - 24 м;
  • ширина полосы движения - 3,5 м;
  • число полос движения - 4 (по 2 каждую сторону);
  • ширина разделительной полосы - 4 м;
  • ширина обочины - 3 м (с каждой стороны);
  • габарит мостов и путепроводов - 21 м;
  • высотный габарит под путепроводами - 4,5 м.

Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится «нулевой километр») по часовой стрелке.

В Генеральном плане развития Москвы и Московской области до 2010 года для МКАД принята новая классификация - главная магистральная улица 1-го класса, предназначенная для пропуска смешанных потоков. Движение транспорта - непрерывное, разрешённая скорость - 100 км/ч (расчётная - 150 км/ч), пешеходное движение - в разных уровнях.

Реконструкция

В начале 1990-х на дороге часто случались аварии, большую часть которых составляли лобовые столкновения и наезды на пешеходов. Ежегодно на МКАД погибало более 200 человек и более 1 000 получало увечья. МКАД в народе называли «дорогой смерти». Пропускная способность трассы была практически полностью исчерпана; скорость потока автомобилей составляла 35-40 км/ч, в часы «пик» возникали заторы в движении. Необходимость реконструкции была очевидна.

По решению Правительства Москвы процесс реконструкции предусматривал два этапа. В первую очередь на МКАД предполагалось провести мероприятия по освещению трассы и устройству барьерного ограждения, разделяющего направления движения.

Следующий этап реконструкции, старт которого приходится на весну 1995 года, предполагал расширение дорожного полотна трассы до 50 м и соответствующее увеличение количества полос до пяти в каждом направлении. Чтобы привести дорогу в соответствие с международными стандартами, существующими для магистралей высшего класса с точки зрения технических решений, безопасности и обслуживания дорожного движения, предполагалось выполнить колоссальный объём работ. Помимо строительства новых мостов , тоннелей , путепроводов, целого комплекса мер по обеспечению безопасности и природоохранных мероприятий было необходимо освободить прилегающие к трассе территории, вынести и переложить инженерные сооружения и подземные коммуникации.

По мнению независимых экспертов, проект реконструкции МКАД «по своим масштабам и сложности имеет мало аналогов в мировой практике». К основным осложняющим проект факторам эксперты относят использование конструкций старой дороги, а также дополнительные работы по перемещению трубопроводов и других конструкций, находящихся вблизи.

Реконструкция Московской кольцевой автодороги стала первым значимым транспортным проектом Правительства Москвы. Чтобы обеспечить стабильное финансирование строительства и, соответственно, своевременное и качественное выполнение работ, был изменён принцип формирования бюджета и создан дорожный фонд.

Срок, изначально отведённый на реконструкцию постановлением Правительства Москвы, был в два раза меньше нормативного и составлял 4 года. За это время было необходимо в условиях непрерывной работы существующей трассы преобразовать морально и физически устаревшую дорогу в магистраль европейского класса, способную обеспечить скоростное и безопасное движение с высоким уровнем обслуживания, подобного которому в России прежде не было. Именно на МКАД было внедрено множество перспективных технологий и инженерных приёмов.

При реконструкции МКАД было предусмотрено сохранить ось дороги с существующим железобетонным ограждением парапетного типа с мачтами освещения. Расширение земляного полотна и проезжей части было выполнено в обе стороны от существующей оси, поэтому план дороги и её продольный профиль в основном сохранены. Изменение плана трассы запроектировано в местах расположения 3 новых больших мостов через Москву-реку у села Беседы (19-й км) и у села Спас (68-й км), а также через канал имени Москвы (76-й км); обхода Востряковского и Перловского кладбищ; прохождения вдоль МКАД магистральных нефтепровода и газопровода в районе Кузьминского лесопарка.

На всем протяжении трассы земляное полотно расширено до 50 м (20,2 млн м²), уложено 1 960 тыс. м³ щебня, 4 322 тыс. м³ тощего бетона и устроена 10-полосная дорожная одежда общей площадью около 8 млн м², в том числе 1,3 млн м³ верхнего слоя покрытия.

В рамках реконструкции было:

  • переустроено 3 365 действующих коммуникаций;
  • построено 76 мостов и путепроводов, в том числе 6 больших мостов через Москву-реку, канал имени Москвы, автомобильные и железные дороги ;
  • возведено 53 пешеходных перехода , в том числе 49 надземных и 4 подземных;
  • построено 11 транспортных и коммуникационных тоннелей;
  • построено 47 развязок, в том числе две 3-уровневые - Ленинградская и Горьковская, а также две 4-уровневые - Ярославская и на пересечении с Новорижским шоссе (последняя введена позднее, в 2011 году);
  • реконструировано 115 водопропускных труб;
  • возведено 26 постов ГИБДД с пуленепробиваемым остеклением, оснащённых современной компьютерной техникой;
  • построены 4 базы дорожно-эксплуатационных участков и база Мосгорсвета;
  • установлено 11,6 км шумозащитных и 6,8 км декоративных ограждений;
  • уложено 270 тыс. м бортового камня и устроено 350 тыс. м барьерного ограждения;
  • укреплено травосеянием 300 га откосов земляного полотна и прилегающих территорий;
  • построено 82 очистных сооружения;
  • создано 7 постов метеообеспечения;
  • обустроены габионными укреплениями берега 76 водных потоков;
  • установлено 4 088 статических и 90 электронных дорожных знаков , 18 информационных табло, 21 камера наружного наблюдения и 34 устройства регистрации нарушений скоростного режима;
  • построено 49 пар автобусных остановок.

Во время реконструкции также была создана кольцевая система связи (КСС МКАД) на основе волоконно-оптического кабеля, проложенного в конструкциях разделительной полосы дороги. Основная задача КСС МКАД - контроль и управление наружным освещением дороги.

  • была внедрена практика страхования строительно-монтажных работ и постгарантийных обязательств;
  • была применена система оперативного управления качеством строительства и научного сопровождения проектных и строительных работ; работу российских подрядных организаций стали оценивать по международным стандартам качества ISO 9000;
  • в городском транспортном строительстве комплексно и эффективно были решены вопросы безопасности и охраны окружающей среды: все вырубленные во время работ деревья были восстановлены, причём новые насаждения прошли специальную обработку для устойчивости к воздействию выхлопных газов и антигололёдных реагентов; также были построены специальные тоннели для беспрепятственного пересечения МКАД дикими животными.

Реконструкция МКАД стимулировала развитие инфраструктуры на прилегающих участках: вдоль новой дороги в большом количестве появились автозаправочные станции, магазины, кафе и т. д.

»

История строительства МКАД не менее увлекательна, чем Беломорканала. Поняв ее, можно приблизиться к логике того самого комплексного подхода при дорожном строительстве, о котором так любят говорить власти. МКАД - это веха истории. Одна из важнейших топонимических координат в столице, смыслообразующая точка в сознании «москвичей» и «замкадышей». МКАД - одна из главных ассоциаций не только с Москвой, но и со всей Россией.

Идея строительства кольцевой автомобильной дороги появилась еще в середине 1930-х годов: тогда, на уровне чертежей, МКАД провели контуром вокруг Москвы. В 1941 проект запустили: Г. Жуков постановил в ударных темпах возводить кольцо. Его проектировали в связках с другими дорогами, а также строили путепроводы. Очевидцы вспоминают, что именно благодаря МКАД появилась возможность организовать контрнаступление на фашистов.

Война заставила пересмотреть планы по дальнейшему строительству МКАД. Стройку возобновили в середине XX в., основной этап - когда кольцо замкнулось - закончился ноябре 1962 года, при Хрущеве. Первый участок проложили между Ярославским и Симферопольским шоссе. Он составлял 48 км.

Историки расходятся в показаниях, как выглядела МКАД. Одни пишут, что в 1956 году уже были заасфальтированы четыре полосы, другие - что даже в начале 1960-х проложили только две полосы. Вторые ссылаются на Хрущева: мол, он был против четырехполосного движения, потому что считал, что такого количества автомобилей в столице просто нет.

Судя по фотографиям начала 60-х, полосы было четыре: а машин действительно мало. Ни фонарей, ни разделителей, ни привычных нам автобусных остановок не было (остановки выглядели утопически и их можно было по пальцам пересчитать). Дорогу тогда считали выездной трассой, которая никак не ассоциируется с Москвой. Правда, в 60-х границы столицы «раздвинули» до МКАД.

Легче всего представить, как выглядела МКАД больше полувека назад, по фильму «Берегись автомобиля». Трасса абсолютно пустая. Такой она, кстати, оставалась вплоть до 1970-х годов. Никаких «спецопераций на грани возможного» (если не считать передовых клеверных развязок, которые и мелькают в «Берегись автомобиля») по модернизации МКАД никто не проводил.

Водители не любили МКАД. Клеверные развязки, отсутствие разметки, нулевое освещение: трассу прозвали «дорогой смерти». В 1980-х количество аварий увеличилось. А к 1990-м начались пробки.

В 1994-м Лужков принял решение о глобальной реконструкции МКАД. Трассу увеличили до пяти полос, построили мосты и путепроводы, увеличили эстакады. В это же время открыли разделительную, а уже в следующем году взялись за южный и юго-западный сектора.

В 1997-м реконструировали уже все 109 километров: количество полос выросло еще в два раза. Однако съезды по-прежнему были узкими, дублеров не было, а развязки никак не соотносились с реальными запросами автомобилистов.

Вопросом занялись только в 2010-м, при Собянине. В это время начался ренессанс МКАДа. Уже через год было принято решение о реконструкции сразу 11 развязок: сегодня это визитные карточки кольцевой дороги. Роскошный Волгоградский проспект в форме цветка, Дмитровское шоссе с «глазами», четырехкрылая Можайка, «кукольная» Профсоюзная.

Если верить многообещающим планам, Собянин обещает строить по 100 км дорог в год. Такими темпами мы превратимся в Токио через несколько лет. Сегодня в активной работе почти 20 развязок: их модернизируют, строят, открывают, подгоняют под запросы автомобилиста и пешехода. В таком масштабном строительстве - комплексный подход.

За последние семь лет в Москве открыли 670 км новых дорог. При этом основная задача любого дорожного строительства всегда сводится к МКАД: к ее разгрузке. При всей амбициозности проекта начала прошлого века и ее роли в решении транспортного коллапса, кольцевая дорога продолжает ассоциироваться у автомобилистов с пробками (особенно в декабре).

Город проводит «спецоперации», однако задача решается лишь частично. Платные парковки, общественный транспорт, «заманивание» автомобилистов в автобусы, а «замкадышей» на МЦК не решает проблему одним ударом. Именно поэтому дорожное строительство - точнее, модернизация МКАД - все еще актуальна.

Многообещающая история - дублеры. Очевидно, именно к ним и сведется вся реконструкция дорожной сети Москвы (и МКАДа в частности). Так, один из самых громких проектов сегодняшнего дня - Северо-Восточная хорда. Она должна решить проблему со въездом в Москву, а также разгрузить проспекты. А другое решение - строительство дополнительных трасс (как Солнцево-Бутово-Видное), которые и станут дублерами МКАД.

К чему мы пришли спустя почти век? Москва продолжает крутиться вокруг МКАД, это главная магистраль города, ее важнейшее кольцо. И пока не изобрели летающих такси, МКАД продолжит развиваться. Обрастать дублерами и подчинять себе весь город.

«Строить дороги в Москве - это спецоперация на грани возможного», - пишет мэр о современном дорожном строительстве в своем блоге . Сегодня в городе проектируют сотни километров дорог. Согласовывая проекты с десятками инстанций, ища компромиссы с жителями, перекладывая инженерные сети. Большинство проектов расширяют, дополняют и совершенствуют главную дорогу страны, МКАД.

В начале 1990-х пришлось признать, что ресурсы дорожного кольца вокруг Москвы исчерпаны. Водители, которым в те годы приходилось пользоваться МКАД, прекрасно помнят, какое прозвище получила эта транспортная артерия — «Дорога смерти». Кольцо длиной 109 километров было построено еще в 1962 году и тогда совпадало с административными границами города. Проектировать его начали еще в конце 30-х годов, однако реализации планов помешала Вторая мировая война. Строительство МКАД началось в 1956 году, через 4 года открылось движение по первому участку от Ярославского до Симферопольского шоссе, но «закольцевали» дорогу только в 1962 году.

МКАД в 60-е/фото oldmos.ru

Событие это было масштабное, но современных водителей тот МКАД вряд ли поразил бы. Всего две полосы в каждую сторону. Не было ни освещения, ни разделительных ограждений, ни асфальта — вместо него был заливной бетон. Зато были наземные пешеходные переходы. По некоторым данным, изначально хотели построить сразу 4 полосы в каждую сторону, однако Никита Хрущев счел, что такого количества машин в Москве не будет, и проект «урезал».

В 1990-х МКАД прозвали «Дорогой смерти»

К 90-м годам ежегодное количество смертей на этой дороге возросло до двухсот, около тысячи получали различные травмы. Если посмотреть на фотографии МКАД тех времен, становится понятно, почему основными ДТП были лобовые столкновения. С другой стороны, на дороге начали образовываться большие пробки, а средняя скорость не превышала 40 километров в час.


Север МКАД в 1972 году

С историей МКАД теперь неразрывно связано имя градоначальника Юрия Лужкова. Именно при нем началась масштабная реконструкция кольцевой дороги. Политологи и историки сейчас говорят, что это был очень умный ход — Лужкову удалось сразу завоевать симпатию москвичей. На то, чтобы заменить «Дорогу смерти», ушло три с половиной года: с 1995-го по 1998.



МКАД в 1994 году. Фото ТАСС

Стройка была не только масштабной, дорогостоящей, но и яркой. Коррупционные скандалы буквально сотрясали столицу. Самый расхожий слух — что мэр Лужков присвоил себе деньги, заузив МКАД на 10 сантиметров с каждой стороны. Однако последующие замеры показали, что это не соответствует действительности. На МКАД действительно есть места, где дорога чуть уже, но в других — она шире заявленных размеров. Хищения во время реконструкции МКАД были, но именно в этом случае обвинения оказались несостоятельными. Что же касается масштабности, то здесь все эксперты сходятся во мнении, что объем работ был колоссальным. В ряде источников указывается, что операция по расширению Московской кольцевой дороги практически не имеет аналогов в мировой практике. Ширину полотна дороги довели до 50 метров. Полос для движения в одном направлении сделали 5. Для этого необходимо было очистить от всех строений прилегающую территорию, построить новые мосты и путепроводы, переложить все существующие подземные коммуникации и инженерные сооружения, при этом дорога продолжала действовать во время реконструкции.



Реконструкция МКАД в 90-е/фото oldmos.ru

Водители, разумеется, были очень рады новой дороге. Некоторые даже слишком. На МКАД действовало ограничение скорости — 100 километров в час. «Горячие головы» считали, что можно ехать и намного быстрее. Как писал в 1998 году журнал «За рулем», через некоторое время после открытия реконструированной дороги сотрудники ГИБДД зафиксировали рекордное превышение скорости одним из автомобилистов — 256 километров в час.

Рекордное превышение скорости, зафиксированное на МКАД, — 256 км в час

Время не стоит на месте, в 2011 году началась новая реконструкция МКАД. Давно стало понятно, что старые двухуровневые развязки, сделанные в виде «бабочки» или, как некоторые говорят «клеверные», становятся причиной больших пробок. На сегодняшний день часть развязок уже изменены, но этого недостаточно. В начале этого года в московском правительстве вновь заговорили о новой комплексной реконструкции МКАД. В плане работ обозначено строительство дублеров на некоторых развязках, разгонных полос, приведение в порядок съездов и выездов с МКАД, а также развитие прилегающей территории.

День рождение Московской Кольцевой так и не выяснено.

Толи это 22 ноября 1960 года, когда открылось движение на первом участке легендарной Московской кольцевой автомобильной дороги - от Ярославского до Симферопольского шоссе.

Но кольцевой дорога стала только в 1962 году.

Проектирование кольцевой дороги началось еще до войны - в 1937 году, в 1939 году ее привязали к местности, а в 1940 году «Союздорпроект» завершил составление проектного задания на строительство МКАД.
Но пришла война, и в июле 1941 года Государственный комитет обороны принял решение построить дорогу по упрощённому проекту - всего за один месяц! В сжатые сроки было достроено 30 км новых дорог и реконструировано около сотни километров Тогда была острая в этом потребность – надо было перебрасывать войска и военную технику для обороны Москвы и контрнаступления.

Первоначально дорога не имела асфальтового покрытия - был использован заливной бетон. С августа 1960 года по начало 1984 полоса отвода МКАД служила административной границей города Москвы.


Осень 1941 года - по инициативе Г. К. Жукова было принято решение о срочном строительстве кольцевого обхода Москвы в упрощенном варианте. Чтобы ускорить работы, в кольцо соединяли участки уже существовавших автомобильных дорог, строили путепроводы на пересечении с шоссейными и железными дорогами, через водные преграды наводили наплавные мосты. Эта трасса стала одним из основных поясов обороны столицы и способствовала успешному проведению контрнаступательной операции и разгрому фашистов под Москвой

Строительство дороги (не считая довоенного и военного времени) началось в конце 1956 года около Ярославского шоссе. Первый участок был открыт для движения в 1960 году, движение по всему кольцу – в 1962 году

Фотография 1960-х в сравнении с картиной И. Левитана "Владимирка", 1892 года.


На МКАДе


МКАД у Профсоюзной улицы


На остановках были карты объемные.


Cнимок сделан в 1970 году


МКАД, север 1972 г.


Патрульный вертолет ГАИ над МКАДом


МКАД зимой 1972 г


Место где-то между Можайкой и Рублевкой


Пересечение с Рублёвкой


Наземный переход на МКАДе


1991 год.Неудивительно, что на такой дороге постоянно лоб в лоб сходились машины, нещадно били пешеходов. Ежегодно на МКАД погибало более двухсот человек и более тысячи получало увечья. За это она получила прозвище «дорога смерти».


1992 год ТЭЦ-22.Разделительную на МКАД устроили в 1993-1994 годах, а в 1995-м приступили к расширению полотна (южный и юго-западный сектора).


1998 год. Окончание реконструкции.С реконструкцией МКАД связано много легенд и скандалов. Есть версия, что Лужков украл по 10 сантиметров с кажой обочины и заработал миллионы. Не менее забавная история про столбы - когда ремонтировали МКАД, то, раздавая подряды, пришлось ее перемерить. И оказалось, что километровые столбы стоят как придется - самое большое расстояние меж километровыми столбами оказалось 1800м, а самое маленькое - 700м. Несмотря на всю абсурдность ситуации, местоположение столбов решили сохранить - милиция и дорожные службы привыкли к их местоположению и знают, где что находится, и если пришло сообщение "на таком-то километре - авария" - знают куда ехать.


МКАД сейчас.

Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) - автомобильная трасса в Москве, кольцевая автомобильная дорога, с начала 1960-х годов совпадавшая с административной границей города. С 1980-х годов в состав Москвы стали включать районы за пределами МКАД, и в настоящее время административная граница города проходит по кольцевой дороге лишь частично. На участке от Абрамцева до Ярославского шоссе трасса МКАД пролегает в национальном парке «Лосиный остров». На всем протяжении МКАД освещена, даже под мостами и эстакадами.

Устройство

МКАД на всём протяжении не имеет одноуровневых пересечений с другими транспортными путями, движение осуществляется по пяти полосам в каждом направлении. Пропускная способность - 9 тыс. автомобилей в час, разрешённая скорость движения - 100 км/ч. На пересечении с Северо-Восточной хордой вместе с головным участком скоростной автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург (М11 ) располагается крупнейшая и единственная в России пятиуровневая транспортная развязка - "Бусиновская".

Все пересечения МКАД с другими шоссе имеют ступеньки для спуска-подъема пешехода. Но тротуаров вдоль МКАД нет! Пожалуйста, не пытайтесь перелезать ограждение/отбойник чтобы пройтись по МКАДу пешком. 1. Любой человек на МКАДе нервирует всех водителей и Вы получите "в карму" самые отборные матюки. 2. Сотни автомобилей каждый день налетают на эти самые отбойники и есть немалый шанс оказаться под ними. 3. Кроме п.1-2 еще и очень вредно для здоровья дышать пылью и гарью от тысяч машин.

При необходимости покинуть машину на МКАДе пользуйтесь карманами для автобусных остановок. По МКАДу нет сплошного движения общественного транспорта, но возле каждой магистрали есть автобусная остановка, а часто рядом еще и пешеходный переход. Если у нужного поворота нет автобусной остановки, можно (включив "аварийку") остановиться "на треугольнике" между лепестками развязки.

Особенности автостопа

  • Планируя проехать автостопом по МКАДу заранее посмотрите сервис Яндекс.Пробки и поюзайте настройки на нужный день и час в этом сервисе. Существуют периоды, когда на МКАД лучше не соваться даже на своей машине: 1) пятница и вечер накануне праздников 2) утренняя и вечерняя волна выезжающих офисных работников. Дальнобойщики предпочитают проезжать МКАД ночью, с 2 до 5 утра. В другое время им удобнее проехать по "Большому подмосковному кольцу" А108 . Если Вы предпочитаете стопить именно дальнобойщиков, то пользуйтесь этой же трассой. От пересечения с А108 , как правило, заканчиваются выездные пробки на радиальных трассах, так что и отрываться потом от Москвы удобнее. Легковые транзитные машины объезжают пробки на МКАДе по "Малому подмосковному кольцу" А107 .
  • Полезно поставить на свой телефон/планшет офф-лайн программу 2ГИС. В ней Вы не только выберете правильную позицию для голосования (и покидания машины), но и, в случае попадания в пробку, найдете ближайшую платформу электричек, чтобы уехать до метро без пробок. Электрички в ближнем Подмосковье ходят часто, каждые 15-20 минут, за исключением перерыва в будние дни с 10 до 13 часов. Некоторые новые станции метро уже находятся рядом с МКАДом, как с внутренней, так и с внешней стороны.
  • Если Вам нужно перебраться на противоположный выезд из Москвы, то днем это быстрее сделать на метро. См. описания выездов из Москвы по конкретным направлениям/трассам.
  • Немалый % дурных водителей умудряются таксовать на МКАДе. Если машина перестраивается к Вам через три ряда, подрезая другие машины, то скорее всего, это "таксист". Хорошо что они всегда спрашивают "сколько дашь?" при посадке клиента.
  • Чтобы отсечь таксистов/бомбил полезно одеваться как можно ярче и иметь заметного размера рюкзак. Так же, еще в 90-х годах Валерий Шанин обучил всех московских таксистов жесту "автостоп большим пальцем". Этим жестом теперь удобно прогонять со своей позиции явно корыстных водителей.
  • Идеальная позиция на МКАДе - сразу за примыканием потока с лепестка развязки. Очень удачно, если рядом есть "карман" и можно голосовать в нескольких метрах перед ним. Водитель успевает оценить, среагировать и безопасно остановиться еще не успев перестроиться в дальний ряд.
  • Гораздо хуже голосовать между выездами - большинство водителей в правых рядах готовятся сворачивать и Вы будете с ними передвигаться от развязки до развязки.
  • Совсем плохая позиция - перед съездом с МКАДа. Здесь почти нет шансов поймать машину прямо, т.к. весь поток уплотняется и прижимается к правому краю, готовясь съезжать на развязку. Если Вам тоже нужно сворачивать, лучше пройтись пешком до конца развязки. Если Вам нужно прямо по МКАДу - идите по тропинке за отбойником до того лепестка, где машины будут на МКАД выезжать.
  • Голосование с табличками. Некоторые считают, что написав на табличке "КАШИРКА" они быстрее застопят по МКАДу прямую машину и не будут терять время/силы/здоровье на поиски промежуточных позиций.

Позиции для автостопа и ближайшие станции метро на пересечениях с радиальными улицами

  • 0 км. Шоссе Энтузиастов М7 "Волга"
    • По внешней стороне : голосуем на автобусной остановке «Горьковское шоссе» чуть дальше развязки. Если движение не очень плотное, можно выйти чуть ближе и голосовать в полосе разгона.
    • По внутренней стороне : либо сразу после примыкания, либо через 50 метров возле подземного перехода.
  • 1,6 км Ивановский мост
    • По внешней стороне : за примыканием позиций нет. Голосуем на треугольнике между лепестками.
    • По внутренней стороне : у въезда на АЗС "Лукойл"
  • 4 км Кетчерская улица/Носовихинское шоссе
    • По внешней стороне : 1 км до ст. м. "Новокосино". Голосуем на асфальтовом треугольнике. Место шикарное - можно вертолет сажать)
    • По внутренней стороне : голосуем либо на полосе разгона, либо, если на ней пробка, на треугольнике между лепестками.
  • 6 км Улица Николая Старостина
    • По внешней стороне : в конце длинного кармана автобусной остановки у надземного перехода.
    • По внутренней стороне : в полосе разгона, не доходя до столба 6 км.
  • 7 км Улица Молдагуловой/Новоухтомское шоссе, Муромская улица
    • По внешней стороне : голосуем либо сразу за примыканием, либо проходим до кармана автобусной остановки.
    • По внутренней стороне : отличный карман у въезда на АЗС.
  • 8 км Косинская эстакада (Магистраль Вешняки - Люберцы)
    • По внешней стороне : в полосе разгона за последним лепестком.
    • По внутренней стороне : в конце полосы разгона, сразу за мостом.
  • 9 км Рязанский проспект/Лермонтовский проспект Р105
    • По внешней стороне : 1 км до ст. м. "Лермонтовский проспект". Голосовать негде - сразу начинается мост через ЖД. Проще дойти до первого отворота на Косинскую эстакаду и голосовать на треугольнике между лепестками.
    • По внутренней стороне : карман за подземным переходом.
  • 11 км Волгоградский проспект/Новорязанское шоссе М5 "Урал"
    • По внешней стороне : 2 км до ст. м. "Котельники". Голосовать на полосе разгона за последним лепестком.
    • По внутренней стороне : 4.5 км до ст. м. "Кузьминки". Голосовать на полосе разгона за последним лепестком.
  • 14 км Улица Верхние Поля/Новоегорьевское шоссе
    • По внешней стороне : 1. На асфальтовом треугольнике между лепестками. 2. В кармане автобусной остановки за надземным переходом.
    • По внутренней стороне : На асфальтовом треугольнике между лепестками. У въезда на "Садовод" позиций нет, а дальше стоит знак "остановка запрещена".
  • 16 км Улица Капотня/Улица Энергетиков (Дзержинский)
    • По внешней стороне : перед надземным переходом, на повороте в автомаркет, асфальтовый треугольник.
    • По внутренней стороне : Отличный треугольник напротив градирни.
  • 20 км. Бесединское шоссе
    • По внешней стороне : если разгонная полоса занята, пройти чуть вперед, будет карман у въезда к кирпичному одноэтажному домику.
    • По внутренней стороне : не доходя до ЛЭП, в "технической" полосе.
  • 24 км Каширское шоссе А105
    • По внешней стороне : позиций нет. Кругом заборы, тоннели и эстакады.
    • По внутренней стороне : 1.2 км до ст. м. "Домодедовская". В начале протяженного кармана автобусной остановки. Перед надземным переходом к ТРК "Вегас".
  • 27 км Липецкая улица/М4 "Дон"
    • По внешней стороне : за последним лепестком разгонная полоса очень короткая, и сразу начинается забор. Лучше пройти чуть ближе к эстакаде и голосовать между лепестками. От ТРЦ "Вегас" каждые 20 минут бесплатные маршрутки до м. "Домодедовская". Расписание .
    • По внутренней стороне : Небольшой карман и разрыв в заборе есть под указателем "БИРЮЛЕВО 3"
  • 31 км Улица Подольских Курсантов
    • По внешней стороне : через 100 метров после ЛЭП специальный карман для остановки грузового транспорта.
    • По внутренней стороне : кафешка сразу за трансформаторной будкой.
  • 33 км Варшавское шоссе, Симферопольское шоссе М2 "Крым"
    • По внешней стороне : у въезда в ТРК «Чайнатаун» удобный карман.
    • По внутренней стороне : 650 м до ст. м. "Аннино". Голосовать на автобусной остановке возле надземного перехода.
  • 35 км Улица Поляны
    • По внешней стороне : 1 вариант - на треугольнике между въездом/выездом. 2 вариант - сразу за примыканием до начала забора.
    • По внутренней стороне : 250 метров до станции метро «Лесопарковая». Голосовать в конце полосы разгона.
  • 38 км ул. Карамзина/дорога к ШК СВР
    • По внешней стороне : отличная позиция на треугольнике между въездом и выездом. Если там уже кто-то остановился, то на технической полосе чуть дальше.
    • По внутренней стороне : 2 км. до станции метро «Ясенево». Голосовать на технической полосе между последним примыканием и автобусной остановкой.
  • 41 км Калужское шоссе А130 /Профсоюзная улица
    • По внешней стороне : ??
    • По внутренней стороне : 1.3 км. до станции метро «Тёплый Стан». Голосовать в полосе разгона, карманов нет.
  • 45 км Ленинский проспект/Киевское шоссе М3 "Украина"
    • По внешней стороне : 1.2 км. до станции метро «Румянцево». Ближайшая позиция для автостоп - у въезда в красный автосалон "Киа Моторс". Ближе ничего нет (
    • По внутренней стороне : 1.2 км. до станции метро «Топарёво». Место для голосования есть сразу за Востряковским прудом. До него лучше пройти тропинками по Лесопарку, чтобы не перелазить через эстакады.
  • 47 км Боровское шоссе
    • По внешней стороне : Широкая полоса разгона напротив ОБИ. Пешком 1 км. до станции метро "Говорово"
    • По внутренней стороне : хороших позиций нет. Можно попробовать между последней эстакадой и мостом через ЖД. Но обочина узкая. Пешком 1.4 км до ст. метро "Озёрная" Солнцевской линии.
  • 53 км. Сколковское шоссе
    • По внешней стороне : зеленого забора не пугаемся, проходим к концу полосы разгона, чуть на горочку.
    • По внутренней стороне : супер-позиция у закрытого поста ДПС.
  • 54 км. Можайское шоссе М1 "Беларусь"
    • По внешней стороне : Хороший карман на въезде в строительный рынок.
    • По внутренней стороне : 4 км. до станции метро «Кунцево». Голосовать у обширного кармана перед надземным переходом.
  • 55 км Улица Горбунова
    • По внешней стороне : пока не достроили ТРК "Вегас-Кунцево", позиций нет. Строительный забор все загораживает. Есть автобусная остановка дальше этой стройки, у надземного перехода.
    • По внутренней стороне : техническая полоса перед надземным переходом.
  • 57 км Молодогвардейская улица/Северный объезд города Одинцово - "Платная М1 "
    • По внешней стороне : 2.8 км. до станции метро «Молодёжная».
    • По внутренней стороне : для голосования на выбор три позиции, последовательно, от эстакады идя: 1. У въезда к станции сотовой связи. 2. У въезда в ресторан "Сахара". 3. на асфальтовом треугольнике между лепестками.
  • 60-61 км Рублёвское шоссе и Рублёво-Успенское шоссе
    • По внешней стороне : голосовать можно 1. на технической полосе сразу за отвороткой к автоцентру. 2. На треугольнике в конце Успенской развязки (60 км).
    • По внутренней стороне : 3.3 км. до станции метро «Крылатское». Голосовать на остановке возле надземного перехода.
  • 63 км. проспект Маршала Жукова, Новорижское шоссе М9 "Балтия"
    • По внешней стороне : 1. АЗС "Роснефть" между лепестками. 2. разрыв в заборе у въезда в автосалон.
    • По внутренней стороне : на выезде из тоннеля есть небольшой карман заезда в АЗС.
  • 65 км. Мякининский проезд
    • По внешней стороне : Напротив въезда Крокус-Сити, 500 метров станция метро «Мякинино». Для автостопа проходим мимо рынка автозапчастей и сразу за АЗС "ТНК" будет асфальтовый треугольник между въездом и выездом.
    • По внутренней стороне : 1 км. до станции метро «Строгино». Позиция на автобусной остановке за надземным переходом. Ближе к развязке места нет.
  • 68 км. Волоколамское шоссе
    • По внешней стороне : 900 м. до станции метро «Волоколамская». Для автостопа мест нет - сразу за развязкой начинает мост через реку Москву. Единственный вариант - маленький разрыв в ограждении, где въезд к красному кирпичному домику на самом берегу реки. К воде есть ступеньки, и река здесь еще чистая)
    • По внутренней стороне : 1-ый вариант для голосования - асфальтовый треугольник перед путепроводом ЖД, если он уже занят, то 2-ой вариант - техническая полоса у АЗС "ТНК".
  • 72 км. Новокуркинское шоссе
    • По внешней стороне : разрыв в заборе напротив бизнес-парка "Гринвуд". Дальше полоса уходит в этот самый бизнес-парк.
    • По внутренней стороне : идти вдоль леса до самого конца развязки. Там будет небольшой участок "технической полосы" пригодной для остановки, между Куркинской и Химкинской развязками. Карманов нет.
  • 74 км. Молодёжная и ул. Свободы
    • По внешней стороне : 1-ый вариант - асфальтовый треугольник перед АЗС "ТатНефть". 2-ой вариант - въезд на эту самую АЗС.
    • По внутренней стороне : 2.2 км. до станции метро «Планерная». Голосовать на автобусной остановке у надземного перехода.
  • 75 км. Ленинградское шоссе/М10 "Россия"
    • По внешней стороне : Автобусная остановка «Новобутаково» возле надземного перехода.
    • По внутренней стороне : 3.6 км. до станции метро «Речной вокзал». Голосовать на автобусной остановке перед каналом им. Москвы. От ТРЦ "Капитолий" раз в 30 минут ходит бесплатная маршрутка до метро. Расписание .
  • 77 км. СВХ/М11
    • По внешней стороне : в конце самой высокой эстакады будет автобусная остановка «Госпиталь».
    • По внутренней стороне : 700 метро до строящейся станции метро «Ховрино» (открытие в конце 2017 г.). Голосовать лучше всего за закрытым постом ДПС.
  • 78 км. Лихачёввское шоссе/Бусиновский проезд
    • По внешней стороне : Автобусная остановка «79 км» с надземным переходом.
    • По внутренней стороне : техническая полоса возле розовой АЗС. Перед котельной.
  • 82 км.Дмитровское шоссе А104
    • По внешней стороне : техническая полоса на мосту через ЖД, А больше негде! Небольшой карман будет только возле леса, за коллектором р. Лихоборки. От ТРЦ "Рио" каждые 30 минут отправляются бесплатные автобусы до ст. м. Алтуфьево и Медведково.
    • По внутренней стороне : проходим по тротуару вдоль заброшенного бетонного монстра, как только он кончится, будет въезд на его стройплощадку. Это единственный разрыв в ограждении. Еще через 300 метров будет въезд в KFС. Там намного удобнее.
  • 85 км. Алтуфьевское шоссе
    • По внешней стороне : 1-ый вариант: треугольник на въезде-выезде. 2-ой вариант - техническая полоса перед теплотрассой.
    • По внутренней стороне : 1.2 км. до станции метро «Алтуфьево». Отличная позиция для автостопа на треугольнике въезда-выезда. Если он уже занят остановившимися фурами, то через 300 метров будет еще один такой же треугольник. От ТЦ "Ашан" бесплатная маршрутка через м. "Алтуфьево" до платформы "Лианозово".
  • 90 км. Осташковская улица
    • По внешней стороне : техническая полоса под белым указателем до поворота на АЗС "Газпром". И возле АЗС тоже пригодно.
    • По внутренней стороне : 1.4 км. до станции метро «Медведково», но к метро ближе выходить у АЗС "Ека" в самом начале 90-го км. Голосовать можно на просторной автобусной остановке «Осташковское шоссе» (91 км.)
  • 94 км. Ярославское шоссе/М8 «Холмогоры»
    • По внешней стороне : голосовать можно на технической полосе прямо на мосту через ЖД (Транссиб).
    • По внутренней стороне : просторная остановка «Ярославское шоссе» на 95-ом км. Где арочный надземный переход.
  • 103 км. Хабаровская улица/Абрамцево
    • По внешней стороне : широкая техническая полоса у километрового столба "102".
    • По внутренней стороне : широкая техническая полоса под белой табличкой-указателем.
  • 105 км. Щёлковское шоссе А103
    • По внешней стороне : голосовать на технической полосе перед надземным переходом или в кармане остановки сразу за ним.
    • По внутренней стороне : 2.5 км. до станции метро «Щёлковская». Позиций для автостопа нет - между забором и первой полосой едва ли метр.