Когда психология стала самостоятельной научной дисциплиной. Основные этапы становления психологии как науки. Что изучает психология

Именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. Он является основателем научной психологии. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания. Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.. Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции.

Создатель теории «потока сознания».На основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. У. Джеймс предложил изучать функции сознания (функционалистский подход) и их роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», согласно функционалистам. У. Джеймс отразил в понятии «поток сознания» – процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.

Внес существенные изменения в представление о предмете и методе психологии, основав парадигму психоанализа. Фрейд обнаружил в психике человека явления, которые существуют помимо его сознания. В процессе заболевания проявляются симптомы, которые являются следствием совсем не того, о чем говорит и думает больной. Главное для психотерапевта, по мнению Фрейда, выявить бессознательное, а добиться этого можно с помощью интерпретации сновидений, свободно возникающих ассоциаций, оговорок, недосказанностей, очиток, описок, ошибочных, симптоматических и случайных действий, забывания слов, словосочетаний, впечатлений и намерений. Это и есть так называемый психоанализ.

Метод психоанализа состоит в том, что в длительных беседах с пациентом выявляется истинная причина его заболевания и он сам начинает осознавать то, что было вытеснено в “предсознание”, что ведет к излечению.Фрейд выделил потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную (сексуальную) и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей приходит в противоречие с интересами окружающих, то они вытесняются в сферу бессознательного.

Основоположником бихевиоризма был.Дж.Уотсон статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Согласно бихевиоризму предметом психологии является поведение,а не сознание. Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S-->R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.

Создатель направления,называемого «рефлексология». В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт - первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как

самостоятельной науки

Экспериментальные методы исследования деятельности нервной системы и органов чувств; формирование психофизики; формирование психометрии; теории ощущений я восприятия

Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки

Проникновение экспериментальных методов в психологию; формирование теоретических программ психологии; возникновение прикладных исследований в психологии; возникновение новых областей психология

середина

Открытый кризис в психологии

Возникновение школ в зарубежной психологии: бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, пони­мающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психо­логии и др.

Возникновение советской психо­логии

Становление советской психологии

Создание теоретических основ психологии на основах марксистской философии: теории установки, куль­турно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие при­кладных областей в отечественной психологии - психотехники и педо­логии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельнос­ти и двигательных актов

Затухание кризиса в зарубежной психологии.

Развитие советской психологии в области теории

Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические

концепции личности и др.

Дискуссии в советской психоло­гии (о перестройке науки на основе

павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельнос­ти в советской психологии. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и поня­тий П. Я.Гальперина

настоящее

Поиски новых теоретических подходов в современной зарубежной и советской психологии

Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология, марксистски-ориентированные теории.

Дискуссии в советской психоло­гии о предмете психологии, по про­блемам бессознательного, общения и др.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Этот декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее - в понятие «Сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж.Локк (1632- 1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. с. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этот окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник - это объекты внешнего мира, второй - деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученогоВ. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Тема 2

Вітчизняна школа. Основні концепції радянської психології. Основні напрямки в психології періоду відкритої кризи (10-30 рр. ХХ ст.). Українські психологи. Г.С. Костюк.

Сучасна українська психологія. Інститут психології АПН України та його дослідження.

Развитие психологии в России с начала XX в. прочно встало на научную основу; утвердился ее статус как самостоятельной отрасли психологии, имеющей важную теоретическую и практическую значимость. Исследования проблем развития заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. Это обеспечило авторитет возрастной психологии не только в научной сфере, но и в решении практических задач обучения и воспитания. И в науке, и в мнении педагогической общественности утвердилась точка зрения, согласно которой познание законов детского развития является основой для правильного построения системы образования, для воспитания будущих граждан страны.

В разработку проблем возрастной психологии включились ученые смежных дисциплин, выдающиеся теоретики и организаторы отечественной науки - В.М.Бехтерев, П.Ф.Лесгафт, И.П.Павлов и другие. Сформировалось сообщество русских психологов, разрабатывавших вопросы изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения: П.П.Блонский, П.Ф.Каптерев, А.Ф.Лазурский, Н.Н.Ланге, А.П.Нечаев, М.М.Рубинштейн, Н.Е.Румянцев, И.А.Сикорский, Г.И.Челпанов и другие. Благодаря усилиям этих ученых развернулась интенсивная теоретическая и научно-организационная деятельность, направленная на углубление и расширение проблемного поля исследований, на пропаганду психолого-педагогических знаний.

Начало XX в. в развитии русской психологии характеризовалось возрастанием интереса к гуманистическим и демократическим идеям 60-х гг. прошлого века, к творчеству Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, стремлением поставить в центр теоретических обсуждений высоконравственную личность. Детальному анализу в психологических исследованиях были подвергнуты вопросы сущности личности, факторов ее становления, о возможностях и пределах воспитания, о всестороннем и гармоничном ее развитии.

После 1917 г. Россия вступила в новый, советский этап своего исторического развития. Этот период развития общественной и гуманитарной мысли характеризуется сильной зависимостью научных исследований от политических реалий жизни и от партийно-идеологических установок. Единственно правильным мировоззрением был признан марксизм, на его фундаменте выстраивалось здание советской науки.

Процесс создания марксистской психологии проходил в острой борьбе ее идеологов-основателей с представителями традиционной психологии. Видный русский психолог Г.И. Челпанов отстаивал идею независимости психологии от какой бы то ни было идеологии и философии. Согласно его взглядам, марксистская психология возможна лишь как психология социальная, изучающая генезис общественных форм сознания и поведения людей. Г.И.Челпанов считал, что научная психология не может быть марксистской, как не может быть марксистской физика, химия и т.д.

В борьбу с Г.И.Челпановым вступил его ученик К.Н.Корнилов. Он исходил из противоположных убеждений и активно внедрял в психологию марксизм. Одной из первых версий марксистской психологии выступило разработанное К.Н.Корниловым реактологическое учение. Ключевое понятие этого учения - реакция - обозначало поведение, сходное по механизму с рефлексом. Психологическая реальность человека сводилась к связке реакций; основным в реактологии стало изучение скорости и силы реакций человека. В категориях поведения определяли предмет марксистской психологии П.П.Блонский и М.Я.Басов. Не избежал увлечения поведенческой психологией на начальном этапе своей научной деятельности и Л.С.Выготский.

В 1907 г. М.В. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот период, период формирования экспериментальной психологии в России. Работа этих институтов продолжалась и после революции, причем в 20-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехтерева - В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

После революции психология в теоретическом отношении представляла чрезвычайно пеструю картину. В ней выделялись различные течения: эмпирическая психология, поведенчество (в различных его вариантах - реактология, рефлексология), фрейдизм, социально-ориентированные области психологии; наряду с материалистическими, естественно-научными, сохранялись и продолжали развиваться, по крайней мере в первые послереволюционные годы, воззрения религиозно-идеалистического толка. Сложившийся плюрализммнений и подходов в атмосфере высокой социальной активности общества стал реальной почвой для развития интенсивных научных поисков и развертывания продуктивных дискуссий. Примером тому служат серьезные теоретические обсуждения ключевых проблем науки, развернувшиеся в философской науке в начале 20-х гг. Уже к середине 20-х гг. вычленяются два основных методологических принципа марксистской психологии: материализм (психика - продукт деятельности материальных структур и процессов) и детерминизм (внешняя причинная обусловленность психических явлений). В качестве основного метода выделился диалектический метод, ориентирующий на исследование качественных преобразований психики в ходе эволюции, истории, онтогенеза.

Росло осознание необходимости интеграции усилий всех ее течений, их объединения на почве общего методолого-теоретического подхода. В этом многие ученые того времени видели выход из кризисного состояния психологии, идентифицируемого с ее теоретической и организационной раздробленностью и разобщенностью. Именно в "осознанной потребности отдельных дисциплин в руководстве", в необходимости "критически согласовать разрозненные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы", то есть создать "общую психологию", видел Л.С. Выготскийоснову для преодоления кризиса психологии. Традиционным является представление о том, что в 20-30-е годы в советской психологии существовало два направления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходили к вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики. В литературе того времени часто можно встретить упоминание об этих двух школах и полемические статьи П.П. Блонского (1884-1941) и А.Б. Залкинда (1888-1936), считавшихся лидерами биогенетического и социогенетического направлений. Однако разница во взглядах представителей этих двух направлений весьма неточно отражена в их названиях. Разрабатывая проблему биологического и социального, ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что является условием, а что источником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблема механизма развития. Несмотря на малую изученность, этот вопрос был наиболее важным для практической психологии, для разработки развивающих программ обучения и коррекции психики.

Украинская психология

История украинской психологической мысли имеет свои прочные традиции, истоки которых восходят к дооктябрьскому периоду ее развития. В университетах Украины преподавательскую и научно-исследовательскую работу осуществляла плеяда крупных прогрессивных ученых. Достаточно назвать такие широкоизвестные имена, как А.А. Потебня, Н.Н. Ланге, Г.И. Россолимо, С.А. Ананьин, Г.И. Челпанов, И.А. Сикорский и др.

Великая Октябрьская социалистическая революция не только не прервала развитие этой яркой традиции, она положила начало ее качественно новому этапу. С этого момента по всей нашей стране, в том числе и на Украине, начинается коренная перестройка психологии на базе марксистско-ленинской методологии, открывшей неограниченные горизонты для плодотворного и интенсивного развития всех отраслей психологической науки.

Уже в первые послеоктябрьские годы развертывается научная и практическая деятельность ряда молодых психологов и педагогов, которые впоследствии внесли крупный вклад в становление и развитие советской психологической науки, стали ее ведущими деятелями. К ним прежде всего следует отнести А.С. Макаренко , творческое наследие которого вошло неотъемлемой составной частью в социально-психологическую теорию коллектива, в марксистско-ленинскую теорию воспитания, включая ее психологические основы. Значительный вклад в их разработку внесли такие видные украинские психологи, как Г.С. Костюк , А.С. Залужный, А.Н. Раевский, Д.Ф. Николенко и ряд других. Теоретико-методологический фундамент советской психологии пополнялся в этот период работами харьковской школы психологов, среди которых былиА.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия , А.В. Запорожец, Л.И. Божович и др . В этом направлении в Одессе вел исследованияС. Л. Рубинштейн. Несколько позже развернулась плодотворная исследовательская деятельностьП. И. Зинченко , положившая начало становлению харьковской школы психологов, занимающейся исследованием проблем памяти (С.П. Бочарова, Г.К. Середа, Г.В. Репкина и др.). В развитии прикладных отраслей психологии заметную роль сыграл Украинский институт труда, организованный в Харькове в 1921 г. В нем работалиФ.Р. Дунаевский, Ю.М. Сыркин, П.М. Рубинштейн, З.И. Чучмарев и др. Крупной вехой в развитии психологической науки на Украине явилось создание в октябре 1945 г. в Киеве Научно-исследовательского института психологии Министерства просвещения УССР. Сосредоточив в своих стенах научные силы в области детской и педагогической психологии, институт стал вместе с тем координирующим центром психологических исследований в республике.

Деятельность Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины направлена на исследование фундаментальных теоретико-методологических проблем психологической науки, разработку актуальных прикладных вопросов, требующих серьезного психологического обеспечения. Можно выделить такие основные направления исследований: I Теоретико-методологические основы психологической науки II Психология личности. Социальная психология III Психология обучения и воспитания IV Психологические основы творчества и одаренности V Практическая психология VI Психология профессионального образования, организационная психология и психология труда VІI Возрастная психология и физиология. Психология здорового образа жизни

Основатель Института Григорий Силович Костюк придавал большое значение методологической проблематике – невзирая на существенные ограничения и «подводные камни», с которыми сталкивались исследователи методологии в советские времена. В разработку методологических и фундаментальных проблем психологии Г.С. Костюк и его школа сделали весомый.

В первую очередь, это раскрытие целей, форм и содержания взаимодействия психологии как самостоятельной науки со смежными дисциплинами (физиологией, педагогикой, социологией, логикой, кибернетикой), обоснование таких путей этого взаимодействия, которые обеспечивают взаимное обогащение контактирующих наук, и их плодотворное общее использование в общественной практике.

Кроме того, это анализ структуры деятельности – как структуры синхронизма, которая выражается в существовании и взаимодействии мотивационной, содержательной и операционной сторон деятельности, так и диахронической, раскрывающейся через характеристику систем решаемых субъектом задач. Г. С. Костюк и его ученики (Г. А. Балл, Ю. И. Машбиц) обосновали задачный подход к исследованию, проектированию и построению деятельности (в частности, осуществляемой учениками и педагогами), сформировали его понятийный аппарат и организовали конкретные исследования и разработки в его русле.

Это также выяснение психологических предпосылок эффективности педагогических влияний, требований к методу как способу организации деятельности учеников с учебным материалом, а также к построению самого этого материала и учебных ситуаций, в которых он функционирует.

И наконец, фактически самое важное направление – изучение закономерностей психического развития, генезиса способностей, становления личности, характеристика движущих сил, детерминант и стадий этих процессов; раскрытие роли в их детерминации собственной активности субъекта, а также внешних влияний, в том числе педагогических, которые стимулируют и организуют такую активность.

В исследовании Г.С. Костюком и его последователями психологических проблем и воспитания оказались тесно связанными две идеи. Первая – идея активности субъекта деятельности (в частности, ученика), подчеркивания ключевой роли, которую играет в развитии этого субъекта разворачивания и решения внутренних противоречий. Вторая – идея рационального, научно обоснованного педагогического управления указанной активностью – управление, учитывающее индивидуальное своеобразие ученика и направленное на совершенствование его субъектных свойств. Указанные идеи были развиты в трудах С.Д. Максименко по основам генетической психологии и В.А. Моляко – в его психологической теории творчества.

Стоит отметить также творческое развитие деятельностного подхода к психике Павлом Романовичем Чаматой (1898-1969) в его исследованиях развития сознания и самосознания в детском возрасте. Было показано, что истоки этого развития следует искать в осуществляемой ребенком деятельности, предопределяемой как внешними так и внутренними факторами. Движущей силой развития личности ребенка на начальных этапах Чамата выделял потребность личности в познании себя и других, потребность в овладении внешним миром и собой, а также стремление к самостоятельности, которая выражается в борьбе за свою эмансипацию, «автономию». Впоследствии линию Г.С. Костюка и П.Р. Чаматы в исследовании личностного развития (и саморазвития) продолжил М. О. Боришевский, указав значение самой “активности” ребенка.

Тема 3

Сучасна зарубіжна психологія. Екзистенціальна психологія. Витоки, базові принципи та основні концепції екзистенціальної психології. Когнітивна психологія. Неофрейдізм. Логотерапія.

В конце 50х начале 60х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос - судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) -одно из направлений «гуманистической психологии». Экзистенциальная психология изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования. Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей,В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Источником этого направления в психологии стала экзистенциальная философия, основы которой были заложены в конце 19 века датским философом Сёреном Кьеркегором. В 20 веке на фоне напряженной социально-политической обстановки и трагических событий мировых войн философия экзистенциализма получила развитие в трудах Э. Гуссерля, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя, Н. Бердяева, Л. Шестова. Многие исследователи считают, что экзистенциальная философия родилась как отражение социального и духовного кризиса цивилизации. Вместе с тем, она вобрала в себя черты воззрений Ф. Ницше, К. Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма. Традиционные для экзистенциализма мотивы замечают и в творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Ф. Кафки.

С. Кьеркегор ввел одно из главных понятий экзистенциализма – «экзистенция», под которым понимается неповторимое бытие человека, устремленное к «ничто» и сознающее свою «конечность». Вообще экзистенциальные философы считали социальный мир «неподлинным», «враждебным». Об истинном существовании можно говорить только когда человек остается в одиночестве, наедине с собой, своими мыслями о неотвратимости смерти и абсурдности существования. Нередко именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь. В экзистенциальной психологии самое главное – мысль об уникальности каждой человеческой жизни. «Мы незаменимы, мы неповторимы», – рассуждал мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Иными словами, эта психология сконцентрирована не на исследовании отдельных проявлений психики, а на конкретной жизни в ее взаимосвязи с окружающим миром в целом. Итак, в экзистенциальной психологии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека и общества.

Когнитивная психология изучает поведение высших животных, включая вербальное поведение человека, и пытается реконструировать сложную организацию внутренних когнитивных состояний, вызывающих это поведение. К сфере когнитивной психологии относится множество исследований, занятых всем спектром познавательных способностей (например, памятью, вниманием, речью, рассуждением). Акцент при этом делается навнутренних вычислительных свойствах когнитивных состояний , например на том, что реально происходит, когда кто-либо «вспоминает» объект или событие. Когнитивные

исследования имеют ярко выраженный эмпирический характер: предметом изучения

является познание как естественно протекающий процесс, а теории подразделяются

в зависимости от того, чье поведение изучается – человека или животных.

Это направление появилось в американской науке в 60 - х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей возникновению нового направления, это - Д. Миллер и У. Найссер.

В центре внимания находятся главным образом познавательные процессы.

Когнитивная психология возникла на рубеже 50 - 60 годов 20 века и представляет собой столь же неясное по очертаниям направление. У. Найссер трактует когнитивную психологию как направление, задачей которого является доказательством решающей роли знания в поведении субъекта. Когнитивные психологи исходят из следующей “философии человека”: -человек - это своего рода компьютер, занятый получением, переработкой, хранением и использованием информации, и одной из важнейших причин появления когнитивной психологии стало широкое распространение в этот период компьютерной техники.

Вместе в ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к

когнитивной деятельности, такие как: информация, вход, переработка,

кодирование и подпрограмма .

Целью нового направления в психологии стало проследить, какие изменения

претерпевает информация, поступившая на “вход ”, т. е. на органы

чувств человека, в различных “блоках ” ее последующей переработки.

Когнитивная психология - типично номотетическое направление ,

которое видит свою задачу в обобщении получаемого фактического материала и

установлении законов. Тем не менее, уже с самого начала стала очевидна

ограниченность такого подхода. Во - первых , этопсихология

лабораторного человека ”.Во - вторых , человек выступал больше

как Думатель, чем как Деятель , т. е. практически исключалась активность

субъекта. В - третьих , опятьвозрождались постулаты элементаризма

: возможность “собрать” целостный образ познания человека из разрозненных

процессов и “блоков” переработки информации. В - четвертых , отдельные

концепции и частные теории оказались плохо согласованными друг с другом и не

имеющими единой объединяющей их основы.

Серьезное достоинство когнитивной психологии - точность и конкретность

полученных данных, однако точность достигается за счет упрощения и

игнорирования неоднозначности человеческой психики.

Ознакомившись с материалом, Вы узнаете, кто является основоположником психологии.

Кто является основоположником психологии?

Основоположником психологии является Вильгельм Вундт . Он был первым, кто создал экспериментальную лабораторию в 1881 году . Этот же год и является годом рождения психологии как науки. В своей лаборатории он использовал научные методы для изучения человеческого поведения и разума. Вундт из смеси биологии и философии сделал психологи как уникальную, отдельную науку.

Человечество еще с античных времен занималось изучением психологии. Но как наука психология достаточно молодая. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Кто является основоположником русской педагогической психологии?

Педагогическая психология являются отраслью психологической науки, которая изучает закономерности и логичность психической деятельности, а также условия формирования индивидуума в процессе воспитания, обучения, овладения навыками, знаниями и умениями. Педагогическая психология занимается изучением особенностей взаимоотношений и взаимодействия педагогов и учащихся, их индивидуальные и возрастные особенности, способы оптимизации учебного процесса, самообразования и образования. Большое внимание уделяется профессиональному воспитанию и обучению. Результаты педагогической психологии используются в других отраслях этой науки.

Основоположником русской педагогической психологии является . Возникла наука в XIX столетии. Актуальными проблемами, которыми занимается русская педагогическая психология, является обновление организации, содержания, методов и принципов образования, обоснование его гуманизации, последовательной демократизации и гуманитаризации.

Кто основоположник психологии как науки в России?

Основоположник русской психологии Его главная книга под названием «Рефлексы головного мозга» изложена психологическая трактовка основных психологических процессов. Ученый сделал набросок так званой «мозговой машины», которая является не простым передаточным устройством внешнего раздражающего фактора на движение, а механизмом. Данный механизм снабжен 4-мя центральными придатками. Они влияют на конечный результат и эффект импульса. Главные психические элементы психологии по Сеченову — это действие и чувствование.

Последнее обновление: 12/12/2018

На этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку слишком много людей способствовали зарождению, становлению и развитию современной психологии. Давайте посмотрим, кого же из учёных именуют «родоначальником» психологии?

Вильгельм Вундт

Как оказалось, именно его чаще всего награждают этим «званием». Почему его? Ведь уже на самой заре психологии выделялись такие мыслители, как, например, Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер или Эрнст Вебер… Так почему же заслуг любого из них недостаточно, чтобы считаться основателем психологии?

Всё из-за (или, скорее, благодаря) первой экспериментальной лаборатории, созданной Вундтом - именно её появление считается официальным рождением психологии как обособленной науки. Создав лабораторию, в которой использовались научные методы изучения человеческого разума и поведения, Вунд сделал из смеси философии и биологии, какой тогда являлась психология, отдельную, уникальную науку.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года. Окончил Гейдельбергский университет, получив степень в области медицины. В течение некоторого времени он был учеником Иоганна Мюллера и Германа фон Гельмгольца. Работа с ними оказала огромное влияние на его научную деятельность.

Позже он написал книгу «Принципы физиологической психологии» (1874), которая способствовала популярности экспериментальной деятельности в психологических исследованиях. Получив должность в Лейпцигском университете, Вундт основал первую экспериментальную лабораторию.

Он верил, что психология - наука о сознательном опыте, и что в ходе интроспекции человек может описывать свои мысли, чувства и эмоции.

Впрочем, Вундт проводит чёткую границу между интроспекцией, которую он считал неточной, и внутренней перцепцией.

По мнению Вундта, внутренняя перцепция подразумевает осознание человеком стимула в процессе предъявления. Предложенный же Вундтом метод требовал, чтобы испытуемый был заранее предупреждён о стимуле и во время его предъявления следил за своей реакцией. Естественно, этот процесс основывается на личном опыте, а потому носит субъективный характер.

Вундт верил, что систематическое изменение условий эксперимента приведёт к обобщению выводов.

Стоит отметить: в 1875 году - за четыре года до Вундта и за восемь лет до Холла - свою лабораторию при Гарвардском университете основал Уильям Джеймс.

Так почему же большее значение придают именно лаборатории Вундта? Потому что его лаборатория использовалась скорее для учебных демонстраций, чем для экспериментальной и исследовательской деятельности. Поэтому знаменательной для всех психологов датой стала именно дата открытия лаборатории Вундта.

Кстати, у Вундта было множество учеников, которые впоследствии стали влиятельными психологами и также способствовали развитию этой науки. Например, Джеймс МакКин Кеттел, Грэнвилл Стэнли Холл или Иван Павлов. Кеттел первым в Соединённых Штатах получил звание профессора психологии, Холл основал первую в США экспериментальную лабораторию. А уж о заслугах Павлова и упоминать не будем.

Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?

Целый ряд именитых психологов так или иначе претендует на это звание. Давайте вспомним тех, кто отличился в той или иной области:

  • Уильям Джеймс. Один из первых в США психологов; способствовал формированию в Америке научной школы. Благодаря своей книге «Принципы психологии» мгновенно обрёл известность.
  • Зигмунд Фрейд. Отец психоанализа; его теории и труды сделали психоанализ крупнейшим направлением в психологии.
  • Гуго Мюнстерберг . Основатель прикладной психологии; он первым начал применять психологические знания в других сферах - так появились клиническое, судебное и индустриально-организационное направления в психологии.
  • Джон Боулби . Создатель теории привязанности.
  • Курт Левин . Основоположник социальной психологии; первым стал использовать научные методы исследования для изучения социального поведения.
  • Эдвард Торндайк . Основатель современной педагогической психологии, изучал процесс познания.
  • Жан Пиаже . Основатель психологии развития; его теория когнитивного развития позволила исследователям по-новому взглянуть на интеллектуальное развитие ребёнка.
  • Ульрик Найссер . Основоположник современной когнитивной психологии - в 1967 году вышла его книга «Когнитивная психология», которая и вернула популярность этому разделу психологии.
  • Лайтнер Уитмер . «Отец» современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвящённый клинической психологии.
  • Гордон Олпорт . Создатель психологии личности, был одним из первых психологов, занимавшихся изучением личности человека.

Очевидно, что не все согласятся с этим списком. Кто-то сочтёт «отцом» психологии Фрейда, поскольку тот является одним из самых знаменитых учёных. Кто-то предположит, что этого звания достоин Аристотель, теоретически и философски обосновавший то, что позднее сформировалось в психологию. Кому-то больше понравится идея отдать пальму первенства Гельмгольцу или Фехнеру, которые, несомненно, этого заслуживают.

    Психология … Орфографический словарь-справочник

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

    ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

    психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Психология , Жарова М.Н.. Учебник создан в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения для всех специальностей медицинского и фармацевтического…