Конспект письмо строчной буквы ш. Конспект урока «Написание строчной буквы ш. Раунд Робин – по часовой стрелке. Работа на листочке

«Интегрированный урок

обучения грамоте»

в 1 классе

Ильченко Любовь Васильевна,

Учитель начальных классов

МБОУ средняя школа № 36, г. Мурманск

Тема: Заглавная буква Ш. Письмо заглавной буквы в именах людей, кличках животных.

Цели:

Образовательные:

    Знакомство с заглавной буквой Ш; формирование навыка выразительного чтения; учить объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Развивающие:

    Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, расширение кругозора, словарного запаса.

Воспитательные:

    Воспитание прилежного отношения к учёбе, дружелюбия, умения работать в коллективе, стремления к преодолению трудностей, потребность участия в работе на уроке.

Оборудование: картинки яблок с буквами; сумочка с буквами; мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Будем грамотно писать.

Я очень рада видеть вас всех на уроке. Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

II. Основная часть.

    Постановка цели. (слайд № 2)

Учитель: На лесной опушке, в сказочной избушке

Буква “Ша” живёт, не тужит,

Со зверьками она дружит!

Вдруг, откуда-то с небес – гуси!

Хвать её и в лес.

Помогите, помогите,

Букву “Ша” освободите!

И в погоню за гусями

Отправляемся мы с вами…

Чтобы выручить букву из плена и узнать, для кого гуси её похитили, нам нужно быть готовыми к любым испытаниям, активно и дружно участвовать в поиске!

    Повторение изученных букв. (Слайд № 3 и 4)

а) На доске : яблонька со съёмными яблоками, на них написаны буквы: Р, Н, У, ….

Учитель: Вот мы входим в тёмный лес.

Он полон загадок и чудес!

Яблонька – красавица стоит на пути…

Наливные яблочки, ну-ка, собери!

(Учащиеся выходят к доске, “срывают” яблоки и рассказывают о звуках, которые обозначают эти буквы по плану:

1. Гласный или согласный.

2. Если гласный: ударный или безударный.

3. Если согласный: звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.

б) Работа в Букваре стр. 82. (Слайд № 5)

Учитель: На пути молочная река течёт

И нам новое задание даёт:

Откройте книги на стр. 82. Посмотрите на звуковичков. Какие звуки обозначают буквы, держащиеся за руки. Оденьте схемы. Почему буква Ш в наших схемах отказывается идти к другим буквам? (Характеристика и закрашивание схемы-человечка.)

в) Отгадывание букв.

Учитель: А вот и следующее задание:

Из волшебного мешочка

Буквы доставай

И из этих букв слово составляй.

(Достать на ощупь буквы из мешочка и составить слово шапокляк )

Правильно ли мы составили слово? Какую ошибку допустили? (с маленькой буквы составили слово)

Так вот оказывается для кого украли гуси – лебеди нашу букву.

(Слайд № 6)

Вот эта героиня сегодня у нас на уроке, только вы не пугайтесь её, безобразничать она не будет. Сегодня на уроке мы будем говорить и писать её любимую букву и будем надеяться, что старуха Шапокляк заинтересуется работой и станет немного умнее и добрее. Но сначала скажите, что такое «шапокляк»? (Работа с толковым словарём)

г ) Чтение слогов и слов с изученными буквами. (Слайд № 7)

Ша Аш

Шо Ош

Ши Иш

Шу Уш

Прочитайте слоги громко; тихо; от тихого к громкому; от громкого к

тихому. А теперь Шапокляк хочет увидеть, как вы пишите буквы, слоги, слова.

    Работа в прописи стр. 0

Правила посадки при письме.

Я тетрадь свою открою

и наклонно положу,

Я, друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Сравните письменную заглавную и строчную буквы. Что можете сказать?

Элементы каких букв, которые мы прошли, есть в буквах ш, Ш?(Элементы букв м, л, и)

Посмотрите на сову. Где спрятались буквы «ш»?

Обведите элементы оперения разными карандашами так, чтобы получились буквы «ш».

Сравните заглавные буквы «И» и «Ш».

Образец написания буквы Ш.

Что общего, чем различаются буквы?

Начинаем писать с середины междустрочия. Ведём руку вверх вправо, закругляем, пишем наклонную линию с закруглением внизу вправо, ведём наклонную линию вверх до одинакового уровня высоты, пишем наклонную линию с закруглением внизу.

Самостоятельно пишем первую строку. Подчеркните самые красивые буквы.

Написание буквы И (почему две наклонные линии?)

Написание буквы Ш (почему три наклонные линии?)

- Самостоятельная работа: письмо букв И, Ш. (подчёркивание лучших)

Запись слов Шура, Шурик.

Анализ и лексическое значение слов.

Прочитайте слова. Что они обозначают? Кого так зовут: мальчика или девочку? Как звучит полное имя девочки? А мальчика?

Запись слов. Звуко-буквенный анализ слова Шурик: разделить слово на слоги, поставить ударение, обозначить звуки. (Слайд № 8)

А какое ещё слово мы можем записать на этой строке? Как ещё можно коротко назвать мальчика или девочку? (Саша – запись слова)

Физминутка.

Мы писали, мы писали.

Наши пальчики устали,

А теперь мы отдохнём

И опять писать начнём.

Работа над предложением в прописи на стр. 1.

Прочитайте первое предложение. Какие цветы у Шуры?

Обвести предложение. В слове ромашки найти безударную гласную, поставить под ней красную точку.

Изменить порядок слов, объяснить написание нового предложения.

Запись предложения самостоятельно.

Физминутка.

Раз – цветочек, два – цветочек …..

    Работа по Букварю стр. 82.

а) Чтение слов с буквой ш. Наблюдение за написанием буквосочетания ши.

Прочитайте слова первого столбика (хором).

Найдите слово, в котором живёт другое слово. (машина - шина) Слайд № 9

Какой слог выделен в словах, почему?

А если мы поменяем буквы местами, какой слог получится? (иш)

В каких словах он встретился, прочитайте. Когда так говорят? (когда говорят ласково)

Прочитайте слово с большой буквы. Объясните, почему оно так пишется.

Прочитайте слова второго столбика.

Объяснить значение слова – шарили (искали во всех углах)

О чём и о ком мы можем сказать шуршали? (Чтение стих. Усачёва «Шуршащая песенка»)

Чтение текста про Тишу и Глашу.

Прочитайте слова: (Слайд № 10)

Рассмотрите иллюстрацию. Понятно ли по картинке, что произошло с мышатами? (нет)

Прочитайте рассказ про себя.

Чтение вслух, беседа. Как зовут Мышат? Что делали мышата? Почему мышата устроили пир? Ответьте на вопрос текста.

Посмотрите на Шапокляк. Она любит мышат, потому, что у неё есть ….

(крыска Лариска)

А с какой буквы написаны клички мышат. Почему?

Физминутка.

Шапокляк очень понравилось, как вы работаете и она просит вас выполнить её любимую физминутку.

Я буду называть слова, а вы должны определить с какой буквы они пишутся. Если с заглавной, то вы встанете на носочки, если с маленькой, то присядете.

Кошка – Маришка,

Котёнок – Тишка,

Щенок – Дружок,

Цыплёнок – Пушок,

Корова – Бурёнка,

Коза – Найдёнка,

Поросёнок – Хрюша,

И бычок – Гаврюша,

Петух – Крикун,

Козёл – Бодун.

Все их клички до одной

Пишут с буквы прописной!

А какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

(Имена, фамилии, клички, города –

Все с заглавной буквы пишутся всегда.)

Помогите Шапокляк. (Слайд №)

У меня есть три щенка,

Кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите,

Клички для щенков найдите.

Работа по учебнику стр. 82.

Чтение слов в рамках. Кто это может быть?

(Ушастик – мышонок. Ириша – девочка и кукла. Шушара – мышь; крыса из сказки А. Толстого «Буратино». Пушок – котёнок, щенок. Тишка – собака или кот. Тортила – черепаха.)

С какой буквы написаны эти слова? Почему?

Какие из перечисленных кличек мы можем предложить для щенков Шапокляк?

А какие ещё клички вы знаете?

Молодцы. Вы хорошо поработали.

А теперь мы отдохнём и с новыми силами

продолжим работу.

Раз, два, три – слушай и смотри.

Три, два, раз – мы продолжим сейчас.

    Работа в прописи стр. 1.

Прочитайте второе предложение. Объясните написание слов.

Обвести предложение. Запись самостоятельно на следующей строке.

Чтение третьего предложения. Обвести с комментированием.

Запись предложения на следующей строке в изменённом виде.

Объяснить, почему слово шарик в обоих случаях написано с большой буквы.

Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют предложения друг у друга.

Фонетическая зарядка.

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись.

Гимнастика для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз

2. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз.

(Слайд № 11)

Старуха Шапокляк решила вас испытать и придумала ребус – зашифровала слово. Кто отгадает, что за слово спрятала Шапокляк? (шутки)

Записать слово шутки 2 – 3 раза самостоятельно.

Но Шапокляк не унимается и даёт новое задание. (Слайд №12)

Отгадайте, какие буквы нужно вставить в слова? (коллективно карандашом вписывают в слова буквы)

Прочитайте слова, которые получились. Запишите их рядом письменными буквами. Покажите Шапокляк, как вы умеете аккуратно и без ошибок писать.

    Работа по учебнику, стр. 83.

Работа над стихотворением Даниила Хармса «Кораблик».

III. Итог урока.

Почему старуха Шапокляк такая вредная? (У неё нет друзей, она не читает добрые и хорошие книги, она не училась в школе и т.д.)

А если бы она училась в нашей школе и в нашем классе, мы бы помогли ей стать добрее?

Вот давайте преподнесем подарок. А какой – отгадайте.

Я и красный и зелёный,

Я и голубой и чёрный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса. (воздушный шарик)

(Слайд № 13)

Почему именно этот предмет мы подарим? (Это слово начинается с буквы ш, с которой начинается и имя гостьи. )

Но одинаковые ли эти буквы? (нет: шарик – пишется с маленькой буквы, а Шапокляк – с большой)

Шапокляк прощается с вами до новой встречи.

Рефлексия. Посмотрите на человечков, с каким из них у вас совпадает в конце урока настроение?

Урок по обучению грамоте (письмо)

Составила учительница начальных классов Калмыкова Оксана Зиновьевна

Тема урока: Заглавная буква Ш.

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с заглавной буквой согласного звука [ш], с особенностью звука, формировать умение выделять звук в речи; формировать навык чтения с новой буквой, слогов, слов, текстов;

Развивающие: развивать фонематический слух, навык осознанного, продуктивного слогового плавного чтения;

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, желание учиться читать, умения работать дружно в паре, самостоятельно, обращаться за помощью;

Форма урока

Интегрированная

Тип урока

Открытие нового знания

Формы контроля

Работа в прописи, тетради.

Ход урока

1.Актуализация знаний

– Откройте с. 82 «Букваря». Рассмотрите разворот и скажите, что мы сегодня будем делать на уроке.

– С чего начнём нашу работу?

– Дайте характеристику звуков первых четырёх букв. Что общего?

– Почему буква Ш в наших схемах отказывается идти к другим бук­вами?

– А что ещё особенного у этого звука?

2.Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

Знакомство с графикой заглавной буквы Ш .

Сравнение печатной и письменной букв, написание заглавной буквы Ш . Подготовленный ученик:

– Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

– Правда можно сделать Е и Ё ? А как?

Работа в прописи. Рассматривание рисунка. Подготовка руки к письму.

– Откройте прописи на с. 0. Посмотрите на картинку.

Кто изображен на картинке?

Сова это кто?

Что общего есть у всех птиц?

Выберите цвет и обведите.

Анализ заглавных букв И, Ш.

– Какие буквы вы видите на первой строке?

– Что общего и чем отличаются эти буквы?

Написание буквы И .

– Посмотрите на следующую строчку. Почему две наклонные линии на строке вместе с буквой И ?

– Обведите зелёным букву И .

– Найдите свои лучшие буквы И , подчеркните их.

Написание буквы Ш .

– Почему на строке с буквой Ш три наклонные линии?

– Обведите сначала все наклонные линии красным цветом.

Показ учителем под счёт написания заглавной буквы Ш : «и раз, и два, и три». Самостоятельное упражнение в записи заглавных букв И, Ш.

– Найдите предпоследнюю строчку, напишите букву И одним цветом, а букву Ш – другим.

Запись слов Шура, Шурик.

– Что мы сейчас написали? (Имена.)

Мы написали разные имена или формы одного и того же имени?

Физминутка.

3.Применение нового знания.

1. Работа в «Букваре».

Посмотрите на слайд.

– Что там написано?

Найдите и прочитайте среди этих слов фамилии людей, название страны, города, кличку.

– Посмотрите в «Буквари» на с. 82. В первом столбике найдите и прочтите слово в котором 5 букв, 2 слога, ударение падает на первый слог и нет сочетания ши.

Найдите и прочтите слово в котором 6 букв, 3 слога, ударение падает на 2 слог, есть сочетание ши.

Выполните звуко – буквенный анализ этих слов по желанию.

Чтение столбиков слов до конца. Выполните взаимопроверку по образцу.

Игра «Кто они?»

- Прочитайте про себя эти слова.

Что они обозначают?

С какой буквы они написаны?

Прочитайте первое слово, кто это может быть?

4.Итог урока

Какие буквы научились писать?

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Чему научились на уроке?

– Кому сегодня было легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Отметки ученикам первого класса не ставят.

А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Формируемые УУД

составлять слова из слогов.

Личностные умения

Проявлять:

Интерес к изучению темы;

Метапредметные умения

Познавательные умения:

Регулятивные умения:

Коммуникативные умения:

-

Предметные умения

звука [ш]

Тип урока: урок формирования знаний.

Оборудование:

Методы:

Приёмы: коммуникативный, игровой.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Ребята, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.(ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН)

Модель Team Cheer (Тим Чир)

Вы пришли сюда

Не лениться, а

ТРУДИТЬСЯ.

Работать как?

СТАРАТЕЛЬНО.

А слушать как?

ВНИМАТЕЛЬНО.

Если хочешь отвечать…

РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

Если спросят?

II

Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

Как шипит змея? (ш-ш-ш)

III

Теперь посмотрите на письменные буквы. Из каких элементов они состоят? (строчная ш - наклонная с закруглением внизу вправо).

2.- Пропишите элементы буквы ш в воздухе

ш , слогов

- (пропись с. 3, 1 и 2 строки).

Ш- согласный,глухой,твердый
к- согласный,глухой,твердый
о- гласный,ударный
л- согласный,звонкий,твердый
а- гласный,безударный

Правильно

Обведите слово школьник .

Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

Запишите вместо точек слово школьники.

Проверьте друг у друга .

(самостоятельная работа , взаимопроверка )

Физминутка.

Миша шел, шел, шел,

Ягодку нашел.

Ах, какая вкусная!

Раунд Робин - по часовой стрелке. Работа на листочке.

шиш ры

шу мыш

ша ла

шко ша

Гри ка

КА ба

Просмотр мультфильма.

IV .Закрепление . ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН

Ребята, сейчас я буду произносить слова, если вы услышите звук Ш в слове, то встанете, если нет этого звука - сидите, не встаете. Договорились? Играем.

V .Подведение итогов урока.

1

РЕФЛЕКСИЯ.

Отгадайте загадку

Я и красный и зеленый,

Я и голубой и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса.(Воздушный шарик)

Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям - возьмите себе тот шарик, который вам понравился и покажите нам свое настроение, нарисовав на нем смайлик.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка для 1 класса »

Конспект урока русского языка

в 1 классе

Тема урока: «Строчная буква ш»

Цель урока: познакомить с новой буквой.

Задачи:

    научить находить место звука в словах; писать строчную букву ш;

    развивать моторику руки, логическое мышление, внимание, память,

сообразительность, познавательный интерес; пополнять словарь детей;

    воспитывать умение работать в коллективе; аккуратность при письме;

стремление преодолевать трудности.

Формируемые УУД : умение выделять в тексте ключевые слова,

составлять слова из слогов.

Личностные умения

Проявлять:

Интерес к изучению темы;

- позитивное отношение к процессу написания письма;

Осознание успешности при освоении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

Раскрывать значение понятия согласный звук [ш] и буква ш;

- использовать приобретённые знания для грамотного написания слов с изученной орфограммой.

Регулятивные умения:

Выполнять учебные задания в соответствии с цель

Соотносить учебные действия с известным правилам.

Коммуникативные умения:

Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Предметные умения

Грамотно писать слова содержащие звук [ш];

Дополнять предложения словами по смыслу;

Рассказывать правило написания звука [ш]

Тип урока: урок формирования знаний.

Оборудование: тетради «Пропись №4», карандаши,

раздаточный материал (карточка со слогами), ручки.

Методы: словесный, наглядный, практический, дифференцированный

Приёмы: коммуникативный, игровой.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Ребята, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям.(ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН)

Сначала сядут те, у кого имя начинается с гласного звука (Алина,Адиля,Ильгиз),

А теперь те, у кого в имени есть мягкий согласный (Рэсим),

А теперь те, чье имя начинается с твердого согласного (Раяз,Ландыш)

Модель Team Cheer (Тим Чир)

Вы пришли сюда

Не лениться, а

ТРУДИТЬСЯ.

Работать как?

СТАРАТЕЛЬНО.

А слушать как?

ВНИМАТЕЛЬНО.

Если хочешь отвечать…

РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

Если спросят?

НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ!

Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается.

Ребята, давайте расскажем, чем мы занимаемся на уроках письма.

А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы мне сами скажете.

II . Постановка целей и определение темы урока.

Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

Как шипит змея? (ш-ш-ш)

Дети: Будем писать строчную букву ш.

III . Работа по теме урока. Знакомство с новыми буквами.

1. Теперь посмотрите на печатные буквы Ш,ш

На что похожа эта буква? (Ответы детей:вилы, грабли).

Теперь посмотрите на письменные буквы. Из каких элементов они состоят? (строчная ш – наклонная с закруглением внизу вправо).

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.

2.– Пропишите элементы буквы ш в воздухе

3. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш , слогов

Напишите строчную букву ш и слоги с ней (пропись с. 3, 1 и 2 строки).

4. Слого-звуковой анализ слова «школа». Чтение и письмо слов и предложения (с. 3)

Школа (ш к о л а) 5 букв,5 звуков

Ш- согласный,глухой,твердый
к- согласный,глухой,твердый
о- гласный,ударный
л- согласный,звонкий,твердый
а- гласный,безударный

Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.

Давайте прочитаем слова -школа, школьник, шишки, карандаши.

Сравним звук ш в этих словах, какой он? (Согласный, твёрдый, глухой)

Правильно! Запомните, звук ш всегда произносится твёрдо! Поэтому, сочетание ши всегда пиши с буквой и.

– Обведите слово школьник .

В каком числе употреблены слова школьник?

А во множественном числе это слово как будет звучать?

– Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

– Запишите вместо точек слово школьники.

Проверьте друг у друга .

(самостоятельная работа , взаимопроверка )

Физминутка.

Миша шел, шел, шел,

Ягодку нашел.

Ах, какая вкусная!

Раунд Робин – по часовой стрелке. Работа на листочке.

На карточке к слогам из левого столбика подберите нужный слог из правого столбика, чтобы получились слова, проведите стрелочки.

Начинает ученик под номером 2.

шиш ры

шу мыш

ша ла

шко ша

Гри ка

КА ба

- А теперь ученик первого стола под №3 зачитает получившиеся слова. (второй стол проверяет).

-Второй стол вы согласны с мнением первого стола?

Чтение и письмо предложения в Прописи, письмо словосочетаний.

Чтение текста (напечатать текст каждому на листочке). Найдите слова с буквой ш и подчеркните.

Просмотр мультфильма.

Ребята а теперь проговариваем те слова с буквой «Ш» которые были прозвучены в ходе просмотра мультфильма(пришла,зимушка, пушистый,шапки…)

IV .Закрепление . ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН

Ребята, сейчас я буду произносить слова, если вы услышите звук Ш в слове, то встанете, если нет этого звука – сидите, не встаете. Договорились? Играем.

ШУБА,МЕТРО,КАРАНДАШ,САМОЛЁТ, ШАЛАШ, КНИГА,ШУТКА,РУЧКА,

КАША, УРОК, ШАПКА, КУКЛА, ДАША, МАМА, АНТОША,ХАЛВА, КРЫША, КАРТОФЕЛЬ, ШКОЛА, СУМКА,ШИПОВНИК.

V .Подведение итогов урока.

1 -Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? (1.Звук [ш] согласный, глухой и всегда твёрдый.

2. -Какое новое правило вы узнали на уроке чтения?

После « ш «слышится звук [ы], но пишется буква и)

РЕФЛЕКСИЯ.

Отгадайте загадку

Я и красный и зеленый,

Я и голубой и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса.(Воздушный шарик)

(- Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.

Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – возьмите себе тот шарик, который вам понравился и покажите нам свое настроение, нарисовав на нем смайлик.

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Урок окончен.

Ход урока:

I. Организация начала урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки)

Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуйте их. Садитесь.

Ребята,покажите нашим гостям, что вы уже настоящие ученики.

(Учитель начинает стих-е, дети отвечают).

Вы пришли сюда

УЧИТЬСЯ.

Не лениться, а

ТРУДИТЬСЯ.

Работать как?

СТАРАТЕЛЬНО.

А слушать как?

ВНИМАТЕЛЬНО.

Если хочешь отвечать…

РУКУ НЕ ЗАБУДЬ ПОДНЯТЬ!

Если спросят?

НАДО ВСТАТЬ, ГРОМКО, ЧЁТКО ОТВЕЧАТЬ!

II. Постановка учебной задачи

Сегодня на первом уроке мы с вами познакомились с буквой …? (буква ш) Слайд №1

- Буква ш на письме обозначает …? (звук ш)

- Дайте характеристику звуку ш . (согласный, всегда твердый, глухой)

- А что ещё интересного вы узнали про букву ш? (буква ш не дружит с буквойы, поэтому надо писать щи с буквой и)

Каждый ученик получает карточку со словами: «мы…», «ма…на».

Ребята, возьмите карточку, слушайте внимательно стихотворение, допишите слово.

(Учитель читает стихотворения, учащиеся «печатают» в слова сочетание ши)

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут… (мыши ). Слайд №3

Слушайте внимательно ещё небольшое стихотворение, вставьте пропущенные буквы..

Не поедут без бензина

Ни автобус, ни… (машина) . Слайд №3

С. Маршак

(проверка карточки через камеру)

– Почему слоги ши вы «печатали »?

- Чему будем учиться на уроке ? Слайд №4

- Слова с какими сочетаниями будем писать ?

III. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.

Пальчиковая гимнастика

Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Замок».

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили

Потянули и открыли!

2. Правила посадки за столом во время письма

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой Слайд №5

Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку

3. Знакомство с написанием строчной буквы ш в «Прописи 4» (с. 3)

Рассмотрите образец строчной буквы ш . Слайд №6

- Сколько элементов в букве ш? Какие?

Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведём вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.

Пропишите элементы буквы ш в воздухе

4. Работа в «Прописи 4» (с. 3). Письмо буквы ш , слогов

Напишите строчную букву ш и слоги с ней (пропись с. 3, 1 и 2 строки).

5. Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо слов и предложения (с. 3)

Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.

Выполните слого-звуковой анализ слов школа Слайд №7

(коллективная работа

– Обведите слово школьник .

- В каком числе употреблены слова школьник ?

- А во множественном числе это слово как будет звучать ?

Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

Запишите вместо точек слово школьники .

Проверьте друг у друга .

(самостоятельная работа, взаимопроверка)

Физкультминутка

Какое сейчас время года? А какой месяц? Осенью часто …. (идут дожди, дует ветер) Давайте отдохнём. Вспомним стих-е про ветер.

6. Знакомство с написанием заглавной буквы Ш в «Прописи 4»(с. 4)

- Сейчас мы будем учиться писать заглавную букву Ш. ) Слайд №8

Найдите сходства и различиястрочной и заглавныхбукв.

Какие слова, начинающиеся на букву ш мы должны писать с заглавной буквы? (письмо имён собственных, первое слово в предложении

(Показ написания заглавной буквы Ш. Работа в «Прописи» с.4)

Напишите заглавную букву Ш и с логии с ней самостоятельно. Обведите самую красивую букву.

- Прочитайте слово (Щура) Почему слово написано с заглавной буквы?

(имя собственное) Краткое или полное имя? (краткое)Это имя женское или мужское? (мужское и женское)Как будет звучать полное женское имя? (Александра) А мужское? (Александр)

- Запишите это слово.

IV. Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта (с. 3)

Прочитайте предложение. Впишите слово пропущенное слово, обведите слово малыши.

Давайте найдём в словах этого предложения ошибкоопасные места. Сколько слов в этом предложении? (3)

Доп задания:

– Подберите слова к слову шишки и запишите
прописными буквами.

– Запишите письменными буквами слово
карандаши.

V. Рефлексивно-оценочный

1.– Какие буквы мы учились сегодня писать
на уроке?

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

(1.Звук [ш] согласный, глухой и всегда твёрдый.

2. После ш слышится звук [ы], но пишется буква и)

Отгадайте загадку

Я и красный и зеленый,

Я и голубой и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса.

(Воздушный шарик) Слайд №9

Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.

Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – раскрасьте возьмите себе жёлтый шарик

Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – возьмите синий шарик.

Возьмите свои шарики за верёвочку и покажите нам свое настроение.

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Урок окончен.


МБОУ СШ№72 г.Ульяновск

Тема урока: «Строчная и заглавная буквы Ш, ш»

Педагогическая цель : создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Ш, ш; навыка письма слов с сочетаниями ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные: осуществляют сравнение печатной и письменных букв; грамотно записывают предложения; дополняют их словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации; владеют правописанием сочетания ши и имен собственных; списывают с печатного шрифта.

Личностные : имеют личностные отношения к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике.

УУД (метапредметные):

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия, термины: буквы: строчная и заглавная, печатная и письменные; предложение, слого-звуковой анализ слов.

Ход урока

I Организация начала урока.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку.

    Артикуляционная зарядка:

    «Щечки»

    «Свеча»

II Актуализация опорных знаний.

Давайте, ребята, вспомним: чему мы учимся на уроках письма?

Назовите секрет красивого письма:

1.Посадка

2. Тетрадь

3. Правильно держать ручку.

Вывод.

На какие группы делятся все звуки?

На какие группы делятся все буквы?

Чем они отличаются?

Вывод.

III Постановка учебной задачи.

1. -- Сегодня на первом уроке мы с вами познакомились с буквой …?

Буква ш на письме обозначает …?

Дайте характеристику звуку ш.

А, что еще интересного вы узнали про букву ш?

Какой букве будет посвящен урок?

Какую задачу будем решать?

Вывод.

2. Знакомство с новой буквой. Анализ составляющих элементов буквы Ш, их пространственного расположения (создание образа буквы)

Вывод.

3. Упражнение на развитие мелкой моторики руки. Игра с пальчиками.

А теперь подготовим наши пальчики для письма.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою,

Ручку так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

IV Усвоение новых знаний и способов деятельности.

3. Знакомство с написанием строчной буквы ш в «Прописи №4» - стр.3

Рассмотрите образец строчной буквы ш.

Сколько элементов в букве ш? Какие?

Посмотрите, как нужно писать букву «ша» прописную.

1.Показ учителем на доске.

2.Письмо в воздухе

-- Начинаю писать от верхней линии рабочей строки. Веду наклонную линию, закругляю, касаюсь строчки, пишу вверх вправо так, чтобы высота второй линии была такой же, как и первой, затем пишу линию вниз, закругляю, касаюсь строчки, пишу вверх вправо так, чтобы высота третьей линии была такой же, как и первой, и второй, затем пишу линию вниз, закругляю: «раз и, два и, три и»..

4. Работа в «Прописи №4»- письмо буквы ш, слогов

Напишите строчную букву ш и слоги с ней (пропись – стр.3, 1-2 строки)

Физминутка

5.Запись с комментированием. Слого-звуковой анализ слов. Взаимопроверка.

Чтение и письмо слов и предложения (стр.3)

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают (Школа)

Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом

Выполните слого-звуковой анализ слов школа (на доске – схема) -- самостоятельная работа

Вывод.

6. Коллективная работа. Запись с комментированием. Взаимопроверка.

Обведите слово школьник

В каком числе употреблено это слово?

А во множественном числе это слово как будет звучать?

Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

Запишите вместо точек слово школьники

Физкультминутка

Какое сейчас время года?

А какой месяц?

Осенью часто … (идут дожди, дует ветер)

Давайте отдохнем.

Вспомним стих про ветер.

7. Знакомство с написанием заглавной буквы Ш в «Прописи №4» - стр.4

Обучающиеся ставят цель письма.

Да, мы сегодня будем учиться писать заглавную букву Ш.

Найдите сходства и различия строчной и заглавной букв.

Какие слова, начинающиеся на букву ш мы должны писать с заглавной буквы?

Показ написания заглавной буквы Ш в «Прописи №4» - стр.4

Напишите заглавную букву Ш и слоги с ней сам-но. Обведите самую красивую букву.

Прочитайте слово … (Шура)

Почему слово написано с заглавной буквы?

Краткое или полное?

Это имя женское или мужское?

Как будет звучать полное женское имя?

Мужское?

-- Запись с комм. этого слова

V Закрепление знаний и способов деятельности. Списывание с печатного шрифта – стр.3

Прочитайте предложение. Впишите пропущенное слово, обведите слово малыши

Сколько слов в этом предложении?

Давайте найдем в словах ошибкоопасные места.

Доп.задания:

Подберите слова к слову шишки и запишите прописными буквами.

-- Запишите письменными буквами слово карандаши.

VI Рефлексивно-оценочный. Оценка работы по шкале оценивания (в прописях)

-- Как звучала задача урока?

Справились с поставленной задачей?

Какие буквы мы научились сегодня писать на уроке?

-- Какой звук они обозначают?

-- Какое правило закрепили на уроке?

-- Отгадайте загадку:

Я и красный и зеленый,

Я и голубой и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса. (Воздушный шарик)

Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.

Я прошу проанализировать вашу работу на уроке

Если вам было интересно, легко справились с заданиями, вам понравилось работать на уроке – возьмите себе зеленый шарик.

Если вам что-то не удалось, вам было скучно работать - возьмите себе синий шарик.

Возьмите свои шарики и покажите мне свое настроение.

Спасибо за урок.

Литература:

    В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. Учебник для 1 класса. М.: «Просвещение» 2015; ч.2

    В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова. Пропись №4 к «Азбуке». М.: «Просвещение» 2015;

    О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. М.: «ВАКО» 2015.