Коуч-техники «Стратегия Уолта Диснея», «Мировое кафе» и «Колесо развития» как инструмент проектной деятельности, самооценки и самоконтроля обучающихся. Креативная стратегия Уолта Диснея – метод трех мыслительных стульев

Всем известный Уолт Дисней каждое свое решение тщательно продумывал и рассматривал со всех сторон по специальной схеме. Именно поэтому он стал знаменитой личностью и заработал много денег на любимом занятии. В этой статье мы делимся методом, который использовал Уолт Дисней, чтобы принимать верные решения.

Конечно, этот метод не единственный, и существует еще множество способов быстро принять верное решение . Методика Уолта Диснея рассчитана на более глубокий анализ и поэтому требует немного дольше времени.

Метод Уолта Дисней. Как принять правильное решение.

Суть этого способа заключается в том, чтобы примерить на себя три роли: мечтателя, реалиста и критика. Это упражнение широко используется в психологической практике.

Если у кого-то отлично развито воображение, то вам достаточно по очереди войти в каждое состояние. Если же вы не так любите визуализацию, то можно помочь себе подручными средствами. Например, выбрать три стула, которые будут означать данные состояния и поочередно сидеть на них.

Итак, выберите первый стул, который будет ассоциироваться с мировосприятием мечтателя. А теперь примите расслабленную позу и дайте волю своему воображению. В этой роли вам никто не запрещает мечтать. Фантазируйте и представляйте свои идеи уже воплощенными в реальность. В этом состоянии очень важно ни в чем себе не отказывать. У вас еще будет время на критику и опасения. А сейчас вы просто наслаждаетесь жизнью и мечтаете о чем хотите. Находитесь в этом настроении столько времени, сколько вам будет комфортно, а потом запишите все идеи в блокнот.

После этого садитесь на следующий стул, который вам поможет войти в роль реалиста. Находясь в этой позиции вам теперь нужно понять, как вы сможете воплотить свою идею. Вот здесь и начинается основная работа. Необходимо проанализировать данные, составить четкий план, рассчитать смету и тому подобное. На этом стуле вам нужно смотреть на вещи реально и правильно рассчитать, что вам понадобится для реализации своей идеи. Однако помните, что здесь не место страхам и сомнениям. Вам нужны только факты и четкие шаги, которые помогут добиться желаемого.

Если вы чувствуете, что опасения и неуверенность в себе все-таки закрадываются в вашу голову, примените специальные упражнения для избавления от страхов. Но только не поддавайтесь им, ведь наше упражнение не окончено.

Когда вы все тщательно продумаете и подробно распишите каждый шаг, садитесь на третий стул и примеряйте на себя роль критика. Именно с этой позиции вам необходимо как можно детальнее рассмотреть план, составленный реалистом, и придираться к любой мелочи. В этом вам смогут помочь следующие вопросы: «На кого повлияет данный проект? Чего в нем не хватает? Что может помешать его реализации?» и тому подобное. Чем больше вариантов вы продумаете, тем легче будет идти к цели. Важный момент: целью критика не является желание разнести вашу мечту в пух и прах. Критик рассматривает предложенные реалистом проекты, но никак не саму идею, созданную мечтателем.

Проделав данное упражнение, вы увидите картину со всех сторон и будете готовы к любым сложностям. Этот способ по времени может занимать от одного часа до нескольких дней. Если у вас нет возможности на полноценный вариант, то его можно проделать за 15 минут, уделив каждой роли пятиминутку. Ну а чтобы придать себе уверенность, прочтите , которые добились всего, чего хотели. Мечтайте, любите и не забывайте нажимать на кнопки и

Татьяна Мужицкая

Воображение (Имадженииринг)

Способность Уолта Диснея соединять рационализаторское творчество с успешной стратегией в бизнесе и знанием запросов публики позволило ему создать империю развлечений, на десятилетия пережившую своего создателя. Дисней осуществил свои планы по созданию успешной творческой Компании. Он превращает фантазии в конкретные и ощущаемые (живые) образы. Он выбрал свое средство выражения – мультипликационный фильм, характеризующий фундаментальный процесс всех гениальных создателей: он обладал способностью воплотить существующее только в воображении в живой образ, непосредственно и позитивно влияющий на других.

Важное проникновение в суть диснеевской стратегии позволяет сделать комментарий одного из его мультипликаторов, что реально существовало три разных Уолта - Мечтатель, Реалист и Критик (Вредитель) . Никогда нельзя было угадать с кем из них встретишься. Это не только взгляд в творческую лабораторию Диснея, но и непосредственно в процесс творчества - создание идей и решение проблем - процесс, названный самим Диснеем "имадженирингом". Он включает в себя координацию трех процессов: Мечтателя, Реалиста и Критика, каждый из которых вносит свой вклад в эффективное решение проблемы.

Мечтатель без Реалиста не воплотит идею в жизнь. А Критик и Мечтатель без Реалиста просто увязнут в непрекращающемся конфликте. Мечтатель и Реалист могли бы создавать, творить вместе, но насколько хороши будут их воплощенные идеи без Критика. Критик помогает оценить и пересмотреть продукт творчества (Критик - деструктивный - разрушает, конструктивный- отличный советник). Есть смешная история об одном управляющем, гордившимся своими новаторскими идеями, но упускавшим перспективами Критика и Реалиста. Люди, работающие в его компании говорили так: каждую минуту он выдает по идее, ну, одна или две из них ничего себе.

Эффективное решение проблем представляет собой синтез этих трех процессов или фаз: Мечтатель необходим на этапе создания новых идей и целей. Реалист необходим при превращении идей в конкретный опыт. Критик выступает в роли фильтра идей и предвосхищений, избегая их возможные проблемы.

Управление творческим процессом в группе

Творческий процесс Диснея можно применить к группе или команде. Творческий цикл будет представлять собой естественные передвижения между Мечтателем (большой картиной или видением), Реалистом (различием микро-шагов в достижении большей цели) и Критиком (поиск пропущенных звеньев и потенциальных проблем).

Равновесие – вот коренной, главный критерий управления творческим процессом в группе. Так считают многие лидеры организаций. Для эффективного решения проблемы или создания успешного плана нельзя отдавать предпочтение какому-либо из этапов (стилей мышления). Именно благодаря разным типам мышления, представленным Мечтателем, Реалистом или Критиком, когда по-разному воплощаются и применяются идеи, решаются проблемы.

Мечтатель помогает вырабатывать альтернативы и возможности.

Реалист помогает определять действия.

Критик – оценивать неожиданные повороты и помехи.

Итак, для эффективного решения проблем всей группой важно соединять:

1. Все три стадии творческого цикла (Мечтатель, Реалист, Критик)

2. Различные точки зрения всех участников группы на всех трех этапах.

Ключевая часть управления групповым творчеством заключается в способности направлять группу или команду в специфический, когнитивный и интерактивный процесс, в результате которого осуществится весь творческий цикл. Управление творческим процессом группы подразумевает применение и применение физического и психологического давления, необходимого для перехода группы из одной фазы креативности в другую. У Диснея, например, было три разных комнаты- для Мечтателя, Реалиста и Критика. В комнате мечтателя на стенах висели картины и вдохновляющие рисунки, плакаты. Все было в творческом беспорядке – многоцветии. Критиковать в этой комнате не разрешалось – только мечтать! В комнате у реалистов у каждого мультипликатора был свой письменный стол, снабженный всем современным оборудованием, инструментами - всем, что бы понадобилось для физического воплощения мечты-столы были расставлены в большой комнате так, чтобы все могли друг с другом переговариваться. Комната Критика была маленькой каморкой под лестницей, где критики могли рассматривать карандашные наброски и оценивать их. В комнате всегда было тесно и жарко. Ее так и прозвали "парилкой".

Мечтатель

Фаза мечтателя ориентирована на отдаленное будущее. С этой позиции мысль представляется в виде большой картины и крупного размера разбивки – так вырабатываются новые альтернативы и выборы. Главный аспект фазы Мечтателя- представить широкую перспективу конкретного плана или идеи. Первоначальный уровень внимания - создание содержательного пласта плана или идеи. По Диснею функция Мечтателя – ясно увидеть мысленным взором, как все кусочки картин складываются в одну историю (картину). Чем оперирует мечтатель? Он устанавливает цели в позитивной форме и цели и возможные желаемые состояния.

Чтобы почувствовать себя как Мечтатель- полезно запрокинуть голову вверх, занять удобную позу, симметричную и расслабляющую.

Реалист

Целью Реалиста является воплощение мечты в рабочий план или продукт. Как Реалист, Вы хотите действовать так, как будто мечта осуществима, сосредотачиваясь на действиях, действительно ведущих к осуществлению мечты. Изначальный фокус внимания на том, как осуществить план или идею. Фаза реалиста в творческом процессе более ориентирована на действие, с учетом более краткосрочной временной рамки, чем у Мечтателя. Реалист более сосредоточен на технологиях или операциях.

Чтобы ощутить себя Реалистом, сядьте прямо, с поднятой головой, взгляд устремите вперед или слегка вперед, поза симметрична и чуть устремлена вперед. Мыслительный фокус должен быть таким: мечта достижима, вопрос только в том, как осуществить план или воплотить идею; рассматриваются особые действия и определяются краткосрочные шаги. Полезно на этом этапе поставить себя на месте других людей, вовлеченных в разработку плана и посмотреть на него с разных точек зрения.

Критик

Фаза критика следует за фазами Мечтателя и Реалиста. Цель критика – оценить представленный план или проект, подумать о потенциальных проблемах и упущенных звеньях. Эффективный Критик понимает, как важно увидеть процесс с перспективы людей, которые могут повлиять на план или проект или подвергнуться его влиянию. Первоначальная, основная цель Критика – обнаружить потенциальные проблемы и упущенные (пропущенные звенья) отдельного плана или потенциальные решения. Стратегия критика, помочь избежать проблем, принимая разные перспективы и находя упущенные звенья благодаря логическому расчету и предвидению.

Поза критика – отклониться на стуле, глаза и голова опущены вниз, и глаза слегка сощурены, одной рукой касаетесь подбородка или лица.

Критиков часто считают самыми несносными, трудными в общении людьми из-за из кажущейся негативности и тенденции противоречить идеям и предложениям других. Но самые сложные проблемы возникают, когда критик критикует уже не мечту или план.а самого Мечтателя или Реалиста. Почувствуйте разницу между 2-мя высказываниями: "Идея-глупая" или " Ну и глупец мог такое придумать".

Важно помнить, что критика, как и все другие поведения, имеет позитивное намерение. Два самых эффективных принципа общения с критиком следующие:

1. Найти позитивную цель, стоящую за критикой

2. Перевести критику из заявлений в вопросы

Ниже мы приводим пример:

1 Что Вы критикуете или чему возражаете в решении или плане?

2 Каково позитивное намерение критицизма?

3 Зная теперь эти намерения, какие вопросы Вы хотите задать о мечте или о плане?

Обратите критицизм в вопрос. В частности, к вопросу "что" полезно добавить вопрос "как".

Сумма ключевых физических паттернов, ассоциированных с Мечтателем, Реалистом и Критиком

К Мечтателю, Реалисту и Критику также относятся определенные типы вопросов.

Мечтатель

Какова цель проекта?

Какие потенциальные преимущества?

Какие еще возможности открываются здесь?

К чему еще в будущем приведет осуществление проекта?

Реалист

Какова временная рамка проекта?

Кто исполнители (действующие лица?)

Какой первый, следующий шаг?

Что подтверждает (доказательство или обратная связь) поступательное развитие проекта?

Какими ресурсами мы располагаем для выполнения проекта?

Критик

На кого положительно или отрицательно повлияет проект?

Почему могут возникнуть возражения?

Каковы их потребности или ожидания?

Что упущено?

При каких обстоятельствах лидер не осуществит проект?

Создателя великих мультфильмов можно назвать одним из ярчайших творческих мыслителей. Со своим талантом Дисней преобразовал всю эту индустрию и построил чрезвычайно успешную коммерческую империю. Он был одержим высокими стандартами качества, творчества и совершенства. Его фильмы-это сочетание преувеличенных черт характера, волнующей музыки, сюжетов, основанных на нравах людей, и ярких крайностей в неподвижности и движении, проводящих зрителей через широкий спектр эмоциональных состояний. Среди его самых известных фильмов-"Бемби" (1943), "Пиноккио" (1939), "Остров сокровищ" (1950) и "Белоснежка" (1938), все они и сейчас демонстрируются на экранах во всем мире. Роберт Дилтс, разработчик НЛП с большим опытом, изучил стратегии Уолта Диснея и создал модели, чтобы их могли использовать другие люди. Для создания новых героев, сюжетов и постановок Дисней использовал вполне определенный стиль мышления. Он состоял из трех этапов:
— Мечтатель
— Реалист
— Критик
Мечтатель. Этап мечтателя нацелен на воображение, на поиск возможностей в будущем. С этим образом мышления не связано никаких ограничений, условий и оценок. Это в основном визуальный способ с синтезом звуков и ощущений. Дисней действительно визуализировал симфоническую музыку, придавая ей форму, используя музыку как ключ к своей преобладающей визуальной модальности. Физиология, связанная с мечтателем,-это прямая осанка, голова немного откинута вверх, глаза направлены вправо вверх (визуальное конструирование).

Реалист. Этап реалиста связан с тем, "как" осуществить планы, как выданное мечтателем можно провести в жизнь и реализовать. В нем мы не оцениваем и не критикуем, а исследуем альтернативные способы осуществления грез мечтателя. Чтобы быть эффективным реалистом, главное уметь вовлекаться (ассоциироваться) в разные роли, занимать разнообразные точки зрения на тонкие подробности грез мечтателя. В связи с этим может быть полезно заимствовать физиологию каждой роли.
Критик. Этап критика - этап логики и последствий. Критик ищет проблемы с помощью рамки "а что, если". Чтобы эффективно критиковать работу мечтателя и реалиста, критику нужно быть достаточно отстраненным от ситуации. Критик занят тем, чтобы все получилось как надо. Все должно согласовываться, без никаких неувязок и неоконченных дел.
Это не пессимистическая поза, а ценный вклад в проверку идей и гарантию того, что они будут соответствовать заданным критериям. Критик может быть настолько же творческим, как и мечтатель, определяя недостающую или неподходящую часть плана. Критику нужно постоянно задавать вопрос: "А что, если?". Физиология критика-поза критической оценки со слегка наклоненной вниз головой и рукой, касающейся лица или подпирающей подбородок.
Использование стратегии. Нужно помнить, что у мечтателя нет монополии на идеи. Это творческий процесс выработки идей, и все этапы в равной степени дают свой вклад в творчество. Без реалиста и критика идеи мечтателя вряд ли дошли бы до действий. Есть два способа, которые дополняют вышеназванную стратегию.

Стратегия Уолта Диснея

Уолт Дисней по праву считается одним из самых креативных людей XX века. Используя свои навыки генерации успешных бизнес-идей, он создал один из крупнейших медиаконгломератов в мире. Фантастические идеи Уолта Диснея казались безумными и неосуществимыми на первый взгляд. Обдумывая, как воплотить эти фантазии в жизнь, он проходил через три стадии мышления: мечтатель, реалист и критик.

Мечтатель генерирует креативные идеи. Это безграничное поле для воображения, которое может унести вас куда угодно. Представьте, что у вас есть волшебная палочка. У мечтателя кошки умеют летать, дома сделаны из мороженого, телевизоры танцуют и у них есть ноги. На этом этапе ваша цель – создать и записать как можно больше идей, и чем они безумнее – тем лучше. Потом вам еще не раз представится возможность взвесить все свои идеи, но, став мечтателем, отключите аналитическое полушарие.

Реалист отвечает на вопрос: «Как воплотить эту идею в жизнь?» На этой стадии вы решаете, как приспособить или модифицировать идею таким образом, чтобы она продалась на рынке. Даже если потом вы откажетесь от нее, сначала нужно поразмыслить, каким образом ее можно осуществить и как объединить с другими вашими идеями. Каждая идея имеет право на существование, прежде чем будет раскритикована.

Став критиком, вы должны выявить все возможные недостатки идеи. Почему она может провалиться? Какие потенциальные проблемы и препятствия могут возникнуть на пути к ее осуществлению?

Самое главное – перейти к критике и оценке только после того, как вы прошли стадии мечтателя и реалиста. Большинство критикует свои идеи уже на первом этапе, тем самым не только блокируя процесс развития идеи, но и зарубая ее на корню. Часто идея, которая сначала кажется безумной, вырастает в успешное предприятие, если ее слегка модифицировать или объединить с другими идеями.

В 1943 году Эдвин Лэнд сфотографировал свою трехлетнюю дочь. Она спросила: «Пап, почему я не могу сразу посмотреть фотографию, которую ты сделал?» Эдвин размышлял над тем, как претворить эту идею в жизнь, и через 4 года появился первый фотоаппарат Polaroid. Если бы дочка Эдвина Лэнда знала, почему фотографии не делаются мгновенно, или если бы Эдвин не задумался над ее вопросом, мир никогда бы не увидел фотоаппарата Polaroid.

Всегда разделяйте понятия «мечтать» и «судить», которые несовместимы друг с другом. Эта простая стратегия мышления может существенно повлиять на количество и качество ваших идей.

Из книги Психология трейдинга. Инструменты и методы принятия решений автора Стинбарджер Бретт

Консолидация Уолта В психотерапии Уолта консолидация произошла уникальным образом. Мы создали диалог между Уолтом и его телом. Я намекнул Уолту, что он состоит из двух «я»: 1) человека, которого он привык считать Уолтом, со всеми его обычными мыслями и чувствами; и 2) его

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

12 отличий между «медленными» (стратегия «богатей не спеша») и «быстрыми» миллионерами (стратегия «богатей, пока молодой») 1. У «медленных» миллионеров уходит 30 и более лет на то, чтобы заработать свои миллионы. «Быстрым» миллионерам требуется 10 и менее лет.2. «Медленные»

Из книги Победить финансовый рынок: как зарабатывать каждый квартал. «Короткие» инвестиционные стратегии автора Аппель Джеральд

Стратегия 2. Трехмесячная направленная стратегия выбора между рынками Европы, Японии и развивающихся стран Как мы рассматривали в главе 4, вложение капитала в инвестиционные активы, продемонстрировавшие наибольшую доходность в предыдущем квартале, способствовало

Из книги Пять шагов к богатству, или Путь к финансовой свободе в России автора Эрдман Генрих Викторович

Стратегия инвестирования Ваши инвестиции я рекомендую разбить на две части. Первую часть - 20% - размещайте в интервальных фондах акций. Не трогайте эти деньги на протяжении 30 лет - программа «Калькулятор мечты» покажет какой пенсионный фонд вы

Из книги Игра на бирже автора Дараган Владимир Александрович

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

36. Что такое маркетинговая стратегия и чем она отличается от просто стратегии? Когда мы говорим о лидерах по издержкам и дифференциаторах – это стратегия маркетинга или стратегия бизнеса? Вопрос терминологии.Маркетинговая стратегия есть стратегия маркетинга.

автора Армстронг Майкл

СТРАТЕГИЯ Чтобы стратегия человеческого капитала стала руководством к действию, ее необходимо дополнить данными измерения человеческого капитала и их анализом. Согласно модели организационной эффективности Mercer (Институт персонала и развития – CIPD, 2004), стратегия

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СТРАТЕГИЯ Чтобы достичь желаемого соглашения, следует четко спланировать стратегию ведения переговоров, включая максимум того, что участник переговоров готов уступить, отойдя на подготовленную для отступления позицию. Необходимо принять два решения:1. Какие шаги

Из книги Бархатная революция в рекламе автора Зимен Сержио

СТРАТЕГИЯ Эффективная стратегия торговой марки начинается с тщательной экспертизы элементов, несущих о ней первичную информацию, то есть с экспертизы ДНК марки. ДНК вашей марки - это ее строительные блоки, определяющие образ вашей компании в глазах потребителей и то,

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Южная стратегия? Caterpillar отрицает, что следует «южной стратегии» при размещении новых предприятий в штатах, где не охваченные профсоюзом сотрудники имеют право на работу, – прежде всего на юге США. Компания в своей деятельности даже не употребляет этот термин. Тем не

Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан

«Стратегия цитадели» В древности города окружали стенами, защищавшими живущих в них людей от мародерствующих племен и вражеских армий. Города росли, их население увеличивалось, и, чтобы защитить новых жителей, строились дополнительные концентрические круги защитных

Из книги Ключевые стратегические инструменты автора Эванс Воган

77. Хорошая стратегия, плохая стратегия (Румельт) Инструмент«У многих людей, занятых в бизнесе и образовании или работающих в органах власти, слово “стратегия” вызывает оскомину. Но на самом деле слово, которое может означать все что угодно, уже перестало быть

автора Лайонс Томас

Стратегия развития Стратегия развития IA предполагает обучение ремесленников навыкам, улучшающим и расширяющим степень их профессионализма в области бизнеса. Успех достигается за счет следующих факторов: Связывания доступа на рынокс новаторскими методами обучения.

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Стратегия будущего Цель 1: создание и масштабирование в стране поддерживающих сетей для экологических компаний на ключевых развивающихся рынках. New Ventures успешно вовлекала стратегических партнеров и заинтересованных лиц в строительство сильного поддерживающего

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

«Тефлоновая» стратегия Несколько лет назад один из номеров Newsweek был посвящен ИКЕА. В частности, описывалось наше неожиданное сотрудничество с Гринписом. ИКЕА назвали «тефлоновой», а под «тефлоном» подразумевалась хорошая компания. Компания, которая стремится

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Шаг 3: Стратегия Что вы собираетесь делать теперь? Я ни за что не посоветую вам тут же начинать искать новую работу. Разве вы хотите быть отчаявшимся человеком, который напился в баре и так нуждается в комфорте, что готов отправиться домой с первым встречным(ой)? Ну уж нет!

Уолт Дисней - тот самый, основатель той компании, которая сейчас называется «The Walt Disney Company» - был не только отличным бизнесменом, но и гениальным мультипликатором. И у него была замечательная стратегия. В первый день все сотрудники заходили в светлый зал и начинали мечтать о великолепном мультфильме. Во второй день они уже заходили в студию с мольбертами, красками, карандашами и рисовали, как это может выглядеть. А в третий день они собирались в коморке и конструктивно критиковали, что сделали до этого. На следующий день шли в зал…

Роли в технике:

Мечтатель.

Творчески мечтает на "полную катушку". Он создаёт максимально совершенную и восхитительную мечту. При этом он может быть довольно сильно оторваны от "текущей" реальности. Мечтатель не отвлекается на мысли о том, как этого можно достичь или какие могут быть проблемы - это задачи Реалиста и Критика соответственно.

Реалист.

Человек дела. Фокусируется на достижении поставленной цели. Думает о том что нужно сделать. Не отвлекается на возможные препятствия - это задача Критика.

Критик.

Критик фокусируется на возможных препятствиях. Но при этом он остаётся максимально "конструктивным" по отношению как к самой мечте, так и к способам её достижения. Его задача найти и сообщить о возможных трудностях и ошибках.

Критик преимущественно говорит в форме "что добавить".

Наблюдатель.

Нейтральное лицо.

Эта позиция служит в первую очередь для "разбивки" состояний.

метапозиция.

По шагам

0. Цель.

Определите цель или желание, которую вы хотели бы реализовать.

1. Определите четыре места в пространстве для каждой роли.

Чаще всего используются четыре стула, каждый из которых является пространственным якорем . Но так же можно просто передвигаться в пространстве. В принципе, можно вообще обойтись без передвижений, но при этом крайне важно разделить и заякорить каждое состояние.

2. Войдите в позицию Мечтателя.

Создайте максимально восхитительную и привлекательную мечту. Разрешите себе быть максимально творческим.

3. Войдите в позицию Наблюдателя.

Кратко сообщите о том, что придумал Мечтатель.

4. Войдите в позицию Реалиста.

Подумайте и расскажите о том, что нужно сделать для достижения цели, описанной Мечтателем.

5. Войдите в позицию Наблюдателя.

Кратко сообщите о том, что рассказал Реалист.

6. Войдите в позицию Критика.

Подумайте и расскажите о возможных препятствиях и трудностях. Старайтесь говорить преимущественно о том, что нужно добавить.

7. Войдите в позицию Наблюдателя.

Кратко сообщите о том, что рассказал Критик.

8. Вернитесь на шаг 2.

Войдите опять в позицию Мечтателя, но трансформируйте свою мечту с учётом полученной информации.

Продолжайте перемещаться по шагам 2-7 до тех пор, пока у Критика не останется возражений..

9. Интеграция.

Поочерёдно войдите в позиции Мечтателя, Реалиста и Критика, минуя позицию Наблюдателя. Сфокусируйтесь на характерных особенностях каждого состояния. Интегрируйте их в себе.

10. Подстройка к будущему.

Каковы будут ваши первые шаги по реализации задуманного?

Демонстрация

Тренер : - Мне нужен добровольный доброволец, у которого есть мечта. Которую он хочет воплотить в жизнь. Именно мечта, а не фантазия. Фантазия - это то, о чём возможно приятно думать, вы получаете от процесса удовольствие, но вы не собираетесь фантазию воплощать в реальность:
«Классно было бы, чтобы у меня было три руки.»
«Ты действительно этого хочешь?»
«Нет конечно. Но подумать приятно.»
Итак, у кого есть мечта?
Клиент: - Я хочу начать собственный бизнес.
Т: - Отлично. Владимир. Как обстоят дела сейчас с организацией собственного бизнеса?
К: - Ну так я уже несколько лет собираюсь.
Т: - А ты знаком с областью, в которой собираешься работать?
К: - Да, вполне. Просто пока я наёмный работник, а хотелось бы быть более самостоятельным.
Т: - Замечательно. Вот у нас три стула - на одном ты будешь мечтать, на втором думать о воплощении мечты, а на третьем будешь конструктивно критиковать. Где что будет?
К: - Ну пусть здесь буду мечтать, а здесь критиковать.
Т: - Хорошо. Итак, садись на стул Мечтателя. Здесь твоя задача отпустить своё воображение и намечтать по-максимуму. Сейчас не сдерживай себя, воображай на полную катушку.
К: - Я хочу собственную фирму. Небольшую, человека на 2-3.
Т: - Это действительно мечта по-максимуму? Я даже стесняюсь спросить, какая она у тебя в меньшем размере. Разреши себе выйти за привычные ограничения, пофантазируй.
К: - Хорошо. Я представляю себе большую фирму, мы контролируем большую часть рынка, на меня работает несколько тысяч человек.
Т: - А чем вы занимаетесь?
К: - Оптовая торговля, как говорится, товарами народного потребления
Т: - Опиши мне, как выглядит твой офис, здание, в котором он находится и прочее.
К: - Центральный офис в высотке в Москва-сити, занимаем несколько этажей. Мой кабинет большой, стол такой прозрачный, на нём компьютер, бумаги. А так же у меня склады по всей стране, машины, офисы в разных городах.
Т: - Представь себе эти склады, машины, людей, которые там работают.
К: - Да.
Т: - А как выглядишь ты?
К: - Я представляю как вхожу в офис, пью кофе, читаю и подписываю бумаги. После работы еду за город в свой дом. У меня хорошая машина, с шофёром.
Т: - Замечательно. Теперь выйди за круг, на место Наблюдателя. Ты слышал, что сказал Мечтатель. Кратко перескажи, что он сказал.
К: - Я сказал...
Т: - Стоп! Наблюдатель диссоциирован, он говорит об остальных ролях в третьем лице.
К: - Мечтатель сказал, что он хочет собственную фирму, она занимается оптовой торговлей. У этой фирмы офис в центре Москвы, склады и офисы по всей стране.
Т: - Хорошо. Теперь садись на этот стул - здесь ты будешь думать, как реализовать свою мечту, что надо сделать.
К: - Сначала нужно эту фирму организовать - зарегистрировать, найти кредиты, вложить деньги. Нужно найти людей, офис, складские помещения, транспорт. Подписать договора, организовать логистику. Много чего нужно. Но делать всё это с ориентиром на дальнейший рост.
Т: - Выходи сюда, ты опять Наблюдатель. Что сказал Реализатор?
К: - Он сказал, что нужно пройти обычные этапы организации фирмы, но с прицелом на будущее.
Т: - Владимир, здесь ты Критик. Но конструктивный. Твоя задача - исследовать препятствия.
К: - Насколько я понимаю, главный вопрос - это где и подо что взять деньги. Второе - договора. Пока ты неизвестен на рынке, с этим довольно сложно. В-третьих, отсутствие подробного плана. Это основное.
Т: - Хорошо, ты Наблюдатель. Что сказал Критик.
К: - Он обозначил три основных проблемы: деньги, репутация, подробный план.
Т: - Садись на место Мечтателя. Ты слышал, что сказали Реализатор и Критик. Учитывая их соображения, как изменится твоя мечта?
К: - Сейчас я себе представляю небольшую, но хорошо работающую фирму, задача которой закрепиться на рынке. Офис небольшой, возможно один или два склада, работает всего человек 15-20.
Т: - А о себе что можешь сказать?
К: - Ну как, машина скорее всего старая и живу там же - деньги идут в бизнес.
Т: - Хорошо, что скажет Наблюдатель?
К: - Мечтатель представляет себе небольшую, хорошо работающую фирму.
Т: - Теперь ты Реализатор.
К: - Для того, чтобы организовать даже небольшую фирму нужно сделать кучу дел. Хоршо бы найти партнёров, чтобы не делать всё самому. Оформление можно поручить фирме, которая этим занимается. Но вот найти деньги, помещения, договориться - тут лучше найти партнёров.
Т: - Наблюдатель.
К: - Реализатор сказал, что не обязательно делать всё самому - стоит найти партнёров, что-то заказать на стороне.
Т: - Теперь ты Критик.
К: - Тут нужно аккуратно найти партнёров, спланировать - но это я бы не назвал основными препятствиями.
Т: - Наблюдатель.
К: - У Критика особых возражений нет.
Т: - Тогда давай "соберём" тебя обратно - просто последовательно сядь на места Мечтателя, Реализатора и Критика, прочувствуя эти состояния.
...
К: - Да, сделал.
Т: - Отлично. Тогда отойди в сторону и скажи, что дал тебе этот процесс? Как изменилась твоя мечта?
К: - До этого это действительно мечта была - а сейчас конкретная цель, с представлением о том, что именно нужно делать. И, главное, я понял, что нужно разделить ответственность - найти партнёров, часть дел поручить специалистам и так далее.
Т: - И с чего ты начнёшь?
К: - Буду искать партнёров.
Т: - Хорошо. Спасибо.