Краткое содержание старик в станционном буфете. "Душа о милосердии просила" Урок-размышление по рассказу К. Г. Паустовского " Старик в станционном буфете"

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в
Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет
прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и
понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной
рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись
к его ноге, и дрожала.
Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными
затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и
на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном
матче и не обращали на это внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину,
собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и,
заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.
- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты
беспокоишь людей, Пети?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали
и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка
спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело
подливали себе в стаканы холодное пиво.
Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в
такую стужу совершенно ледяное пиво.
- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять
старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не
может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую
сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не
можешь купить мне такой бутерброд».
- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от
огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика.
Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее
самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не
стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил
собаку.
- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?
Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть
взвизгнула.
- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку
держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас
милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок
колбасы.
- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая
шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на
колбасу.
- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной
мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к
монетам. Пальцы у него дрожали.
- Еще обижается! - сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!
- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из
молодых людей, наливая всем пиво.
Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких
денег на мокрый прилавок.
- Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав
хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
- Один! - сказал старик.
- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...
- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!
Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал
прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый
солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в
серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал
рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Старик в станционном буфете Худой старик сидел в углу станционного буфета в Майори. 10 баллов Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и сидел на деревянном диване, засунув руки в карманы рыбацкой куртки. Вместе со стариком пришла белая собака. Она сидела около его ног и дрожала. Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди. Снег таял у них на шляпах. Вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания. Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к их столику, стала на задние лапы и начала смотреть в рот молодому человеку. - Пети! тихо сказал старик - как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети! Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали. - Пети! снова позвал старик. Пети! Иди сюда! Собака несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, что ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд. - Эх, Пети, Пети! шепотом сказал старик. Наконец один из молодых людей заметил собаку. - Просишь? - спросил он. А где твой хозяин? Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула. - Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. Если собаку держите, должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню просит. Нищенство у нас запрещено законом. Молодые люди захохотали. Один из них бросил собачке кусок колбасы. - Пети, нельзя! крикнул старик. Его лицо и шея покраснели. Нельзя брать у них ничего! Он начал быстро что-то искать, достал немного мелочи и начал пересчитывать ее на ладони. Пальцы у него дрожали. Он подошел к стойке и положил несколько монет на прилавок.

2 - Один бутерброд! сказал он тихо. Собака стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда. - Один! сказал старик. - Берите! сказала продавщица. - Спасибо! Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман. Собака быстро ела, а старик, глядя на нее, говорил: - Ах, Пети, Пети! Глупая собака! Но собака не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал глаза. На глазах были слезы. Вот и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском вокзале. / по К. Паустовскому /

3 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút 2x číta člen poroty Оtázky a kľúč Старик в станционном буфете Да или нет? 1. Старик с собакой зашел в буфет, чтобы погреться. да 2. Собачка была белого цвета. да 3. Собачка подошла к столу, потому что молодые люди громко разговаривали. нет 4. Когда старик заметил, что собака подошла к столику, он ничего не сказал. нет 5. Пети была голодная. да 6. Молодые люди бросили собачке кусок колбасы. да 7. Собака не стала есть, потому что не разрешил старик. да 8. Старик нашел у себя немного денег, чтобы купить себе пиво. нет 9. Продавщица пожалела старика и дала ему два бутерброда. да 10. Старик дал Пети один бутерброд, а другой спрятал в карман. да Беседа / аудирование Как чувствовал себя старик после слов молодых людей? Как, по-вашему,поступила продавщица? Каково было отношение старика к Пети? Почему в конце рассказа автор говорит, что у старика на глазах были слезы?

4 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Čas: 15 minút Odpoveďový hárok súťažiaceho č.: Старик в станционном буфете Да или нет?

5 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Č í t a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 20 minút Text 10 баллов Дмитрий Иванович Менделеев Замечательный русский учёный-химик Дмитрий Иванович Менделеев, имя которого сегодня известно каждому образованному человеку, родился 27 января 1834 года в Сибири, в городе Тобольске, в семье директора гимназии. Он был последним, семнадцатым, ребёнком Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых. Вскоре после рождения сына Иван Павлович тяжело заболел, но продолжал работать. Через несколько лет, после того как он ушёл на пенсию, материальное положение семьи стало трудным. Говоря о детстве Д. И. Менделеева, нельзя не сказать об огромной роли матери в жизни будущего учёного. Мария Дмитриевна была умной, энергичной и очень способной женщиной. Не получив никакого образования, она самостоятельно прошла курс гимназии вместе со своими братьями. Её ум и обаяние были так велики, что в ее доме любили собираться и государственные деятели, и поэты, и ученые, которые жили в Тобольске. Мария Дмитриевна осталась во время болезни мужа почти без денег, с детьми на руках. Она переехала с семьёй в село недалеко от Тобольска, где у её старшего брата был небольшой завод. С согласия брата, жившего в Москве, она стала руководить работой завода. Дела пошли хорошо, и материальное положение семьи поправилось. Через некоторое время семья Менделеевых вернулась в Тобольск, чтобы подготовить младшего сына Дмитрия к учебе в гимназии. 1 августа 1841 года Дмитрий Менделеев успешно поступил в Тобольскую гимназию, но учился без всякого интереса и имел средние результаты почти по всем предметам. Только математика и физика нравились мальчику, и по этим дисциплинам учёба шла хорошо. В 15 лет Дмитрий окончил гимназию. В это время умер его отец. Старшие сёстры тогда уже были замужем, а братья работали. С матерью оставались только младшие дети: дочь Лиза и сын Дмитрий. Мария Дмитриевна заметила способности сына к физике и математике и мечтала, чтобы он поступил в университет и получил хорошее образование. Но сделать это было непросто. Завод брата сгорел, а пенсия, которую получала семья, была небольшой. Тогда Мария

6 Дмитриевна продала все, что можно было, и летом 1849 года с сыном и дочерью навсегда покинула Сибирь. Она отправилась в Москву с надеждой, что ее сын сможет поступить в Московский университет. Пройдут годы, и свою первую работу Дмитрий Иванович Менделеев посвятит своей матери. «Посвящается памяти моей матери Марии Дмитриевны Менделеевой. Вы, - писал знаменитый ученый, - научили меня любить природу с ее правдой, науку с её истиной, родину со всеми её богатствами и больше всего труд со всеми его горестями и радостями».

7 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Č í t a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 20 minút Оtázky a kľúč Дмитрий Иванович Менделеев 1. Отец Д. И. Менделеева работал...гимназии. директором служащим преподавателем 2. Дмитрий был в семье...ребёнком. вторым младшим старшим 3. Семья Менделеевых испытывала серьёзные материальные трудности, потому что Иван Павлович умер. в семье было много детей. Иван Павлович стал пенсионером. 4. Мария Дмитриевна была женщиной веселой, образованной. обаятельной, беззаботной. способной, умной, энергичной. 5. Семья Менделеевых стала жить лучше после Мария Дмитриевна купила в Тобольске завод. того, как Мария Дмитриевна начала управлять заводом брата. брат Марии Дмитриевны купил себе небольшой завод в Москве. 6. В Тобольской гимназии Дмитрий имел почти по всем предметам...результаты. отличные средние неудовлетворительные 7. В гимназии Дмитрий с удовольствием занимался химией и физикой. биологией и географией. физикой и математикой. 8. Мария Дмитриевна мечтала, чтобы её сын успешно закончил гимназию. получил высшее образование. стал учёным химиком. 9. Мария Дмитриевна продала все, что можно было, и осталась жить с детьми в Сибири. с дочкой и сыном уехала в Москву. отдала все деньги Дмитрию. 10. Содержанию текста более всего соответствует название... «Сибирский период жизни Д. И. Менделеева» «Детство и юность Д. И. Менделеева» «Роль матери в судьбе Д. И. Менделеева»

8 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Č í t a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 20 minút Odpoveďový hárok súťažiaceho č.: Дмитрий Иванович Менделеев 1. Отец Д. И. Менделеева работал...гимназии. директором служащим преподавателем 2. Дмитрий был в семье...ребёнком. вторым младшим старшим 3. Семья Менделеевых испытывала серьёзные материальные трудности, потому что Иван Павлович умер. в семье было много детей. Иван Павлович стал пенсионером. 4. Мария Дмитриевна была женщиной умной, но пассивной. обаятельной, но беззаботной. способной, умной, энергичной. 5. Семья Менделеевых стала жить лучше после Мария Дмитриевна купила в Тобольске завод. того, как Мария Дмитриевна начала управлять заводом брата. брат Марии Дмитриевны купил себе небольшой завод в Москве. 6. В Тобольской гимназии имел Дмитрий почти по всем предметам...результаты. отличные средние неудовлетворительные 7. В гимназии Дмитрий с удовольствием занимался химией и физикой. биологией и географией. физикой и математикой. 8. Мария Дмитриевна мечтала, чтобы её сын успешно закончил гимназию. получил высшее образование. стал учёным химиком. 9. Мария Дмитриевна продала все, что можно было, и осталась жить с детьми в Сибири. с дочкой и сыном уехала в Москву. отдала все деньги Дмитрию. 10. Содержанию текста более всего соответствует название... «Сибирский период жизни Д. И. Менделеева» «Детство и юность Д. И. Менделеева» «Роль матери в судьбе Д. И. Менделеева»

9 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU T e s t z k u l t u r o l ó g i e Čas: 25 minút Odpoveďový hárok súťažiaceho č.: 30 баллов 1. Какое слово лишнее? Почему? 3 балла скрипка день рождения микроволновая печь пианино именины тарелка джаз свадьба миксер флейта День Победы кипятильник 2. Составьте словосочетания:. 4 балла А детские a) игры Б олимпийские б) ёлки В новогодние в) сады Г весенние г) цветы д) школы А Б В Г 3. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Да или нет? 4 балла 1. П. И. Чайковский автор романа «Евгений Онегин». 2. В 1980 году в Москве проходили летние Олимпийские игры. 3. Словак Душан Маковицки был личным врачом Л. Н. Толстого. 4. Петергоф расположен в 30-ти километрах от Москвы. 4. Назовите два памятника Санкт - Петербурга: 2 балла 5. Кто они или чем известны? 4 балла 1. Анна Павлова 2. П. О. Гвездослав 3. Д. М. Менделеев 4. Екатерина ll 6. Напишите три государства, с которыми граничит Российская Федерация 3 балла

10 7. Напишите по одной фамилии русского 4 балла поэта прозаика ученого художника 8. Какая река протекает через город Санкт Петербург и какая через Волгоград? 2 балла 9. Назовите три типичных русских сувенира: 3 балла 10. Какой город старше - Москва или Санкт-Петербург? 1 балл

11 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU T e s t z k u l t u r o l ó g i e Čas: 25 minút Оtázky a kľúč 1. Какое слово лишнее? Почему? 3 балла скрипка день рождения микроволновая печь пианино именины тарелка джаз свадьба миксер флейта День Победы кипятильник джаз - это не музыкальный инструмент День Победы это не семейный праздник тарелка это не электроприбор 2. Составьте словосочетания:. 4 балла А детские a) игры Б олимпийские б) ёлки В новогодние в) сады Г весенние г) цветы д) школы А Б В Г в а б г 3. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Да или нет? 4 балла 1. П. И. Чайковский автор романа «Евгений Онегин». нет 2. В Москве проходили в 1980 году летние Олимпийские игры. да 3. Словак Душан Маковицки был личным врачом Л. Н. Толстого. да 4. Петергоф расположен в 30-ти километрах от Москвы. нет 4. Назовите два памятника Санкт - Петербурга 2 балла «Медный всадник», Адмиралтейство, Зимний дворец / Эрмитаж /, Петропавловская крепость Кто они или чем известны? 4 балла 1. Анна Павлова балерина 2. П. О. Гвездослав словацкий поэт 3. Д. М. Менделеев учёный - химик 4. Екатерина ll. русская царица 6. Напишите три государства, с которыми граничит Российская Федерация 3 балла 1. Украина 2. Белоруссия 3. Китай...

12 7. Напишите по одной фамилии русского 4 балла поэта Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Маршак, Бродский... прозаика Чехов, Толстой, Горький, Пастернак, Булгаков... ученого Ломоносов, Менделеев, Павлов, Королёв, Ковалевская... художника Серов, Шишкин, Левитан, Перов, Репин Какая река протекает через город Санкт-Петербург и какая через Волгоград? 2 балла Нева, Волга 9. Назовите три типичных русских сувенира: 3 балла Палехские шкатулки, матрёшка, гжель, хохлома Какой город старше? Москва или Санкт Петербург? 1 балл Москва / основана в 1147 году / Санкт Петербург / основан в 1703 году /

13 Ú s t n a r e č k o n v e r z a č n é t é m y Čas: 1 min príprava, 3-4 min odpoveď OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU 1. Я и другие Каким должен быть председатель Вашего класса? Охарактеризуйте его по отношению к учебе, к одноклассникам. Вы можете сказать, что Ваш класс это хороший коллектив? О чем Вы любите говорить с друзьями? 2. Профессия Как Вы думаете, может ли школа, учителя повлиять на выбор Вашей будущей профессии? О какой профессии Вы мечтаете? Что Вам лично надо сделать для того, чтобы Ваша мечта сбылась? 3. Семейные праздники традиции и Как Вы празднуете свой день рождения? Что бы Вы предложили своим гостям в качестве угощения и развлечения? Какие семейные праздники Вы любите отмечать? 4. Человек и природа 5. Увлечения и свободное время Мне нравится / не нравится / весна, потому что... (Аргументируйте свой ответ). «Каждое время года красиво» - Вы согласны с этим высказыванием? (Объясните, почему) Где Вы хотите провести летние каникулы - в горах или на море? (Дайте развёрнутый ответ) Расскажите о своих увлечениях. Какую музыку Вы любите слушать? Как Вы проводите свободное время зимой, весной, летом, осенью?

14 Ú s t n a r e č k u l t ú r a a r e á l i e Čas: minút OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU История России и Словакии Какие исторические события в истории России Вы считаете самыми важными и почему? Если к Вам приедут русские друзья, какие места Вы бы им показали, чтобы лучше представить историю нашей страны? Русский фольклор Какие русские народные сказки Вы знаете? Назовите главных героев этих сказок. Считаете ли Вы, что песня «Катюша» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера) стала народной? Аргументируйте свою точку зрения. Искусство театра и кино современной России. Какие театры Москвы и Петербурга Вы знаете? Какие балетные спектакли известных русских авторов приобрели мировую известность? Назовите авторов музыки. Какой русский фильм Вам больше всего понравился, почему? Ученые Словакии и России Кого из словацких учёных Вы могли бы назвать и в какой области науки они прославились? Кто из русских ученых был награжден Нобелевской премией? Изобразительное искусство Кого бы Вы включили в список выдающихся художников Словакии и России? Объясните Ваш выбор. Опишите одну из ваших любимых картин.

15 OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU S l o h o v á p r á c a Čas: 45 minút (do 80 slov) Téma: Autor: Beata Vasinová Recenzent: doc. Svetlana Ordynskaya, PhD. Vydal: IUVENTA Slovenský inštitút mládeže, Bratislava 2011


P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Последний лист (по О. Генри) На окраине города стоял небольшой дом. В этом доме жили две сестры. У них был сосед старый

44. ROČNÍK OLYMPIÁDY V RUSKOM JAZYKU P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Детский врач Юрий Степанов был лётчиком. Ему нравилась эта профессия. Но

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Kategória: B1 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Злой мальчик Иван Иванович, симпатичный молодой человек, и Анна Семеновна, молодая девушка, спустились к реке

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Kategória: B1 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Они познакомились в Санкт-Петербурге Антон приехал в Санкт-Петербург на медицинский конгресс. В

ТЕСТ 1. «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» Вариант 1 1. У меня нет (брат, сестра). 2. В моей комнате нет (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет (дождь, снег). 4. У него не было (виза). 5. На этой улице нет

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА Цель: привлечь внимание обучающихся к чтению книг С.Я. Маршака. Задачи: рассказать обучающимся о жизни и творчестве писателя; провести с обучающимися викторину по произведениям

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

1. СЕМЬЯ 1. Прочитайте текст. НЕМНОГО О СЕБЕ Я студе"нт. Я прие"хал из А"нглии и сейча"с изуча"ю ру"сский язы"к. Я учу"сь на пе"рвом ку"рсе. На ро"дине у меня" есть семья". Мой оте"ц рабо"тает на заво"де.

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Kategória: A2 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Отдых на море в городе Сочи. 10 баллов Пришло лето! Виктор решил поехать на юг.

Тест по русскому языку как иностранному для подготовки к комплексному экзамену ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Инструкция по выполнению субтеста Время выполнения субтеста 15 минут. Субтест включает 25 заданий. При

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

Урок 1 СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЕ 1. а) Напишите вопросы к выделенным словам. Образец: Анна рассказывала об этом старом московском парке. О каком парке рассказывала

ОБРАЗЕЦ ТИПОВОГО ТЕСТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (фрагмент) Время выполнения теста 45 мин. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест имеет 3 части: Грамматика/Лексика, Чтение и Письмо. Вы получили

Соревнование соревнования Часто бывают соревнования? Они возвращаются / вернутся в Китай 15-ого июня. Они едут / поедут в Китай 15-ого июня. Можно использовать настоящее время, если мы точно знаем, что

O L Y M P I Á D A V R U S K O M J A Z Y K U 46.ročník P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Константин Ушинский «Четыре желания» Коля весь день спускался на санках

Russian Language Placement Test В тесте слева даны предложения (1, 2 и т.д.), а справа варианты выбора. Выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву в матрице ответов. Например: 0. У меня

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Мама вчера была в.... А. в музее В. музея

Али и его фотоаппарат Али живет в Стамбуле, большом городе в Турции. Он живет в старом доме рядом со знаменитой Голубой мечетью. После школы Али вернулся домой и сел у окна. Он рассматривал лодки, выходившие

Самуэль Чамбел Белоснежка и двенадцать горняков Сказка, которую 27 сентября 1900 года рассказала Самуэлю Чамбелу Анна Бенчокова из Хонтинских Госар Жила на свете королева, она была беременна и сидела у

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m OLYMPIÁDA V RUSKOM JAZYKU Kategória: A2 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Белые ночи в Петербурге Санкт Петербург город рек и каналов. Если вы хотите

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 04 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH ĐẠI HỌC NĂM 2009 Môn: TIẾNG NGA; Khối: D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Mã đề thi 136 Họ, tên thí sinh:...

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут) Прочитайте следующие микротексты и подчеркните ответ, соответствующий содержанию прочитанного. Микротекст 1 -- Антон, скажите, пожалуйста, все факультеты МГУ находятся

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 06 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH CAO ĐẲNG NĂM 2010 Môn: TIẾNG NGA; Khối D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Họ, tên thí sinh:... Số báo danh:...

Тест по русскому языку «Базовый уровень» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я

Тест 3. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время 45 минут. Инструкция В этой части теста вы должны выполнить 1 задание (85 позиций). Сначала прочитайте предложения и данные справа варианты. Выберите правильный, по вашему

Kategória: 2 A 1. Počúvanie s porozumením text číta člen poroty 2x Царéвич Дмитрий Когдá рýсский царь Ивáн Грóзный ýмер, остались два его сына: Фёдор и Дмитрий. Царём стал его пéрвый сын Фёдор. Но Фёдор

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и фамилию

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

УРОК 2 Повторите окончания винительного падежа существительных и прилагательных, а также личных местоимений (учебник «Жили-были. 12 уроков русского языка», стр. 27 28). 1 Раскройте скобки, поставьте слова

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

28 сенября 2016 года. Сегодня среда. Наступила осень. Скоро будет холодно и темно. Отец научил меня водить машину. Упражнение 34 / стр. 134. Она не умеет читать. Она научится читать. Где ты научился так

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ ОДИНАКОВОЕ, РАЗНОЕ ИЛИ ДРУГОЕ? Цели урока: во-первых, познакомить учащихся с многообразием конструкций, имеющих значения тождества и равенства/неравенства, и, во-вторых, научить их использовать

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Kategória: B1 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Про нашу семью /по А. Алексину/ У нас с отцом одинаковые имена: он Сергей и я Сергей. «Своим поведением

O L Y M P I Á D A V R U S K O M J A Z Y K U Čas: 15 minút P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m тext - 10 баллов číta člen poroty 2x Влколинец Влколинец это бывшая деревня, а теперь часть города Ружомберок.

Г. В. Мокина Школа 258 Работа с речевыми образцами как средство формирования правильной речи учащихся - инофонов (комментарий к фрагменту урока «Составные именные сказуемые») Работа с речевыми образцами,

РУССКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПОВСЕДНЕГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест «ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА» Инструкция по выполнению субтеста Время выполнения субтеста 30 минут. Субтест включает 60 позиций. При

Я уже обошёл весь город. Видно? Вам видно? (Вы хорошо видите, что на доске? Вы можете видеть?) Она хотела переехать в Зеленогорск, но потом передумала. Я не знаю, куда пойти. Мы были в церкви в Зеленогорске.

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 6 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH CAO ĐẲNG NĂM 2014 Môn: TIẾNG NGA; Khối D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Họ, tên thí sinh:... Số báo danh:...

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 6 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH CAO ĐẲNG NĂM 2014 Môn: TIẾNG NGA; Khối D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Mã đề thi 693 Họ, tên thí sinh:...

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ПЕРЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста. ремя выполнения теста 60 минут. Тест включает 165 позиций. При выполнении теста пользоваться

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА БЕЛОРУССКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ Л. А. ВАКУЛИЧ, Н. Г. МАТВЕЕВА, Л. А. МЕРЕНКОВА ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ

Где вы были в выходные дни? Я никуда не ходила. Я читала рассказ. Как назывался этот рассказ? «Что я люблю» куча времени = много времени Я читала книгу. Я читала учебник. Как вы отдыхали в выходные дни?

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ Субтест 1. Лексика. Грамматика Инструкция по выполнению теста Время выполнения субтеста 60 минут. Тест включает 100 позиций. При выполнении теста пользоваться словарём

43 ročník Celoštátne kolo 2012/2013 Kategória: A2 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Улыбка (По рассказу Варвары Карбовской) 10 баллов Это произошло неожиданно

Почему он опаздывает? Почему ты опаздываешь? Я завтракал. Что вы ели на завтрак? Я ел яблоко. Так долго!!! Я была (стояла) в ужасной пробке пробка стоять Я стояла в пробке и волновалась. волноваться Не

УРОК I. Фонетическая зарядка 4 четвертый 1 Слушайте, повторяйте, читайте. а) нет моби"льного телефо"на нет персона"льного компью"тера не" было большо"го аквапа"рка не" было косми"ческой раке"ты не" было

LCM II Ключи к контрольным работам Контрольная работа V (стр. 90-92) Задание 1. Бутылка, кусок, пачка, бутылка, пакет, батон/буханка Задание 2. 1. Кто каждый месяц платит за квартиру? 2. Что она делает

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Kategória: B1 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text 10 баллов Как я болел разными болезнями (По Д. К. Джерому) Однажды мне показалось, что я болен. Я пошёл в

Kategória: B1 P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Баня Без бани невозможно представить русский народный быт. Деревенская баня это деревянная избушка, расположенная

Наушники Уши Я вчера встречал Китайский Новый год. Ну и как? Какие у вас впечатления? (впечатление) впечатления европейца Мы были в гостях +(у кого?) у Чуньгуана Когда? В часов Мы начали готовить в час.

Они хотят переехать на новую квартиру. Они хотят найти новую квартиру. Они ищут новую квартиру. переезжать переехать искать найти Они не придут? Нет, не придут. Да, не придут. 9 часов 5 минут = 5 минут

Благотворительная акция «Новогодняя сказка» 24 декабря в Образовательном центре встречали гостей из школы-интерната 73. На новогоднюю сказку «Новогодний переполох» приехали ученики младших классов, педагоги

BỘ GIÁO DỤC VÀ ĐÀO TẠO ĐỀ CHÍNH THỨC (Đề thi có 6 trang) ĐỀ THI TUYỂN SINH CAO ĐẲNG NĂM 2013 Môn: TIẾNG NGA; Khối D Thời gian làm bài: 90 phút, không kể thời gian phát đề Họ, tên thí sinh:... Số báo danh:...

Урок в 5 классе Решетников, Федор Павлович (1906 1988) русский советский художник. Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. С 1974 г. вице-президент Академии Художеств СССР.

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Брат вчера был.... А. театру В. театр C.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Русский язык как иностранный Время

P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Kategória: A2 Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text Чаепитие в России 10 баллов Чай в России это национальный напиток. Слово «чай» китайское, что и понятно, ведь

Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк» МБОУ «Северная СОШ» Сценарий утренника для детей второй младшей группы «Красная шапочка» (к празднику 8 марта) Подготовила: воспитатель первой

O L Y M P I Á D A V R U S K O M J A Z Y K U P o č ú v a n i e s p o r o z u m e n í m Čas: 15 minút číta člen poroty 2x Text ТРЕНЧИН Город Тренчин раположен в западной части Словакии в долине реки Ваг,

ЭКЗАМЕН ПО РАЗГОВОРУ I, II I СЕМЕСТР Монологи: 1. О себе 2. Моя семья 3. Моя подруга (мой друг) 4. Мой обычный день и выходные 5. Мои интересы и мое свободное время 6. Моя группа 7. Моя учеба и мои планы

С т р а н и ц а 1 Таня часто думает о друзьях и об Америке. Таня с мамой и сестрой Верой живут в Вене, а её папа и сестра Оля живут в Сиэтле. Таня часто думает о старых друзьях и об Америке. Она каждый

Проект

урока литературы на тему:

«Роль художественной детали в рассказе К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»» (6 класс)

1. Решаемые учебные проблемы:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление художественной детали в произведении;

Подведение учащихся к понимаю принципов взаимоотношений между людьми разных социальных групп, отношений между людьми и животными;

Формирование общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений;

Воспитание любви к книге; чувств милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации.

2. Задачи для учащихся:

- познакомиться с содержанием рассказа;

Определить, какие проблемы поднимает автор произведения;

Находить художественную деталь и раскрывать ее роль в характеристике героев произведения, ситуациях и реализации авторского замысла;

Определить основные черты характера главного героя, принципы и правила его жизни;

Выявить значение второстепенных героев рассказа в решении авторского замысла.

3. Планируемые результаты:

Личностные : развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; формирование собственного отношения к героям рассказа К.Г. Паустовского, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари и др.)

Метапредметные:

    Познавательные : расширение представления детей о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

    Регулятивные : умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные : формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в микрогруппе (паре); проявление взаимопомощи, поддержки, умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:

    В познавательной (интеллектуальной) сфере : формирование компетенций грамотного читателя через выявление и осмысление художественной детали в произведении, лексическую работу; владение литературоведческой терминологией при анализе повести, различными формами творческой работы (кластер, синквейн).

    В ценностно-ориентационной сфере : приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы, развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; воспитание любви к книге, чувств милосердия и отзывчивости, достойного поведения в сложной ситуации.

    В сфере физической деятельности : восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог; понимание роли изобразительно-выразительных средств в создании образов рассказа; поиск и выделение необходимой информации.

Запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах работы с текстом рассказа К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»

4. Учебный материал урока: текст рассказа К. Паустовского «Старик в станционном буфете», краткая информация о взаимоотношениях писателя и читателя, о книге К. Паустовского «Золотая роза», высказывание С.Е. Маршака, словари.

5. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Виды деятельности: работы с эпиграфом, составление кластера, аналитическая беседа, словарная работа, работа в группах, составление синквейна.

7. Тип урока по форме: диалогический.

8. Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.

9. Форма оценивания результатов обученности: сертификат грамотного

читателя.

10. Оборудования и наглядные пособия : компьютер, проектор,

презентация, книги (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев), текст рассказа, сертификаты.

11. Вид используемых на уроке ИКТ: презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить наглядность в обучении,

повысить уровень визуализации изучаемого материала

12. Ресурсы сети Интернет:

Портрет К.Г. Паустовского.

Обложка К.Г. Паустовского «Золотая роза».

Иллюстрации к содержанию рассказала.

13. Межпредметные связи:

МХК

Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»

Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель»

С.Я. Маршак

Ход урока:

Предтекстовый структурный элемент урока.

1 этап. Вхождение в тему урока:

Учитель объявляет тему урока, направляет работу учащихся по самоопределению деятельности на уроке (общие цели и задачи), знакомит с учебным материалом, объявляет виды деятельности на уроке.

Слайд 2 2


а) объявление темы урока:

Тема нашего урока: «Художественная деталь в рассказе К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»» (запись в тетрадь учащихся).

б) самоопределение к деятельности (целеполагание):

Найдите ключевое слово в теме урока (деталь).

Знаком вам этот термин? (5 класс Чехов)

Подумайте, какой может быть цель нашего урока? (продолжить учиться быть грамотным читателем).

Что предстоит сделать, чтобы цель была достигнута? (познакомиться с содержанием рассказа, найти яркие детали в произведении, понять, для чего писатель их использовал).

в) работа с эпиграфом:

Слайд 4

Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова С.Я. Маршака. Прочитайте их. Какова главная мысль? (Писатель всегда ждет умного грамотного читателя). Отвечает он поставленным вами задачам на сегодняшний урок.

2 этап. Актуализация ранее полученных знаний.

а) слово учителя «Книга - писатель - читатель»

Слайд 2

В мире очень много книг. Зайдите в школьную библиотеку. Молча стоят они на полках: толстые и тонкие, в красивых и простеньких обложках. Молчаливые, бумажные... Автор, название произведения... А если бы они могли говорить? Они наперебой стали бы предлагать себя, потому что только они знают, какие муки творчества в поисках вдохновения и единственно верного слова преодолели их авторы...

    Прочитай меня, - просил бы томик А.С. Пушкина, - мой поэт, совершенствуя стихи, менял слово в строке до 30 раз!

    Прочитай меня, - умоляла бы книга Н.В. Гоголя, - сколько пережег он своих рукописей, бросал писать, чтобы я получилась!

- Лучше прочитай нас, - кричали бы романы великого французского писателя Флобера. - Создавая нас, он стал маяком. И их можно понять. Флобер был мучеником. Он писал так медленно, что с отчаянием говорил: «Стоит самому себе набить морду за такую работу». Он работал по ночам, а его окно в темные ночи стало маяком для рыбаков на Сене и даже для капитанов морских пароходов. Чтобы не сбиться с фарватера они «держали курс на господина Флобера». Но вряд ли моряки знали, что за окном великий писатель Франции, измученный борьбой за совершенство прозы.

И только книга И.С. Тургенева смущенно молчала. Её взял почитать ученик 5 класса. И когда его спросили, о чем рассказ «Муму», он ответил: «Да, там Герасим свою собаку утопил». Ничего он не понял, ведь за историей собачки и дворника скрывался трагический период в жизни нашего государства - крепостное право, отношение к которому хотел высказать И.С. Тургенев в своём произведении.

Чтобы приступить к работе с текстом художественного произведения, вспомните, что называется художественной деталью, дайте определение. (выразительная яркая подробность в произведении).

б) составление кластера:

Проверьте, все ли особенности такого художественного приёма, как деталь, вспомнили.

Слайд 5

в) о сборнике «Золотая роза» К.Г.Паустовского:

Деталь как приём художественной литературы вам уже знакома. И сегодня на уроке постарайтесь воспользоваться своими знаниями и докажите, что вы грамотные читатели и в мастерской писателя не гости, а сотрудники. Поможет нам вам в этом презентация.

Рассказ «Старик в станционном буфете» входит в книгу К.Г.Паустовского «Золотая роза» - книгу «о прекрасной сущности писательского труда». В ней есть небольшой секрет, о нём вы узнаете в конце урока. А сейчас включаем воображение и в путь, дорогие художники-читатели.

Слайд 6

Текстовый структурный элемент урока

3 этап. Вхождение в текст.

Учитель информирует учеников об основных учебных проблемах, связанных с анализом текста К. Паустовского «Старик в станционном буфете», конкретизирует задачи урока, уточняет формы работы (что и как будут делать школьники на уроке), предупреждает, с какой целью будет использоваться на уроке ИТК, как будут подводиться итоги урока и оцениваться результаты обученности.

а) чтение рассказа учителем (текст (см. Приложение 1) на парте у каждого ученика).

Б) о бмен впечатлениями от прочитанного.

Понравился вам рассказ?

Какие чувства он вызвал? (жалость, сочувствие старику и собаке, неприязнь к молодым людям, стыд за их поведение, благодарность продавщице).

4 этап. Практическая работа с текстом. Анализ содержания через поиск и осмысление художественной детали.

В каком месте разворачиваются события, описанные в рассказе? (станционный буфет; нет постоянных посетителей завсегдатаев, трудно сформировать отношение к людям, но есть общепринятые правила взаимоотношений, культура поведения; не место красит человека, а человек - место).

Время действия? (зима - зимние шквалы, толстый лед, крепкая ледяная закраина).

Перечислите всех героев рассказа. Кто понравился больше всего?

Понаблюдайте, какими предстают герои рассказа К.Г. Паустовского.

а) описание героев:

Слайд 8

Старик (неухоженный, одинокий, бесприютный, бывший рыбак).

Слайд 10

Собачка (разделяет положение старика, голодная, замерзшая).

Слайд 11

Молодые люди

Какими в рассказе предстают «молодые люди»? (здоровые, но равнодушные) Какая деталь подчеркивает это?

Обратите внимание на словосочетание «тугие затылки». (возможна работа «дежурного по словарям») Объясните, что хотел сказать писатель, употребив этот эпитет. Есть ли описание продавщицы? (интересная деталь - отсутствие описания)

б) наблюдение над поведением и речью героев

Слайд 12

Согласны ли вы с тем, что домашнее животное способно испытывать такие сложные чувства?

Что заставляет хозяина так настойчиво убеждать собачку не клянчить еду у посторонних?

Почему чувство собственного достоинства старика вызывает такое озлобление у молодых людей? И др.

Слайд 13

Обратите внимание на выделенную в тексте подробность. О чём она говорит?

Почему старик взял бутерброды? Ведь это тоже милостыня.

Слайд 14

Как вы думаете, о чём говорит выделенная на слайде деталь?

Слайд 15

Предположите, для кого оставлен второй бутерброд?

Согласны ли вы с Паустовским, что глаза старика слезились от ветра?

Посттекстовый структурный элемент урока.

5 этап. Выводы, достижение цели.

а) беседа

Для чего художник написал рассказ? (проблема)

Зачем была рассказана история Пети? (учит милосердию, отзывчивости, достойно выходить из сложной ситуации)

б) т ворческое задание. Синквейн на тему: «Милосердие»

Создайте синквейн на тему «Милосердие».

Слайд напомнит вам структуру синквейна.

Слайд 17

Как будем работать, индивидуально или в парах?

Примеры синквейна:

Милосердие.

Постоянное, повседневное.

Помогает, лечит, возвышает.

Милые сердцу чувства и поступки.

Человечность.

Милосердие.

Бескорыстное, необходимое.

Заботится, радует, окрыляет.

Милосердие – это деятельная доброта.

Сердечность.

6 этап. Рефлексия.

Понравился вам урок?

Чьи выступления понравились больше всего?

Поставьте оценки друг другу.

Можем мы назвать ребят, получивших «4» и «5», грамотными читателями?

Вручение сертификатов (см. Приложение 2).

7 этап. Домашнее задание:

2) Помните, в начале урока я обещала вам рассказать секрет книги «Золотая роза». Каждый рассказ состоит из двух частей. Прочитайте вторую часть рассказа (размышление о художественной детали) и напишите мини-сочинение на тему «Значение художественной детали в прозе».

Приложение 1

СТАРИК В СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд".

- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.

- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить.
А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено
законом.

Молодые люди захохотали.

    Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

    Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
    Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

    Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

- Еще обижается!-сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!

- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая

всем пиво.

Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.

    Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица
    подала старику на тарелке два бутерброда.

    Один! - сказал старик.

    Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...

    Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:

- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.

Зачем я ее рассказал?

Начав писать ее, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если ее описать без одной главной подробности - без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле.

А если выбросить и другие подробности - неумело заплатанную куртку, свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.

В последние годы подробности начали исчезать из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых писателей.

Без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается в ту сухую палку от копченого сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, а торчит одна тощая щепка.

Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем.

С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей - без отбора, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.

Например, чтобы дать представление о начавшемся крупном дожде, достаточно написать, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.

Или, чтобы дать страшное ощущение смерти грудного ребенка, достаточно сказать об этом так, как сказал Алексей Толстой в "Хождении по мукам":

"Измученная Даша уснула, а когда проснулась, ее ребенок был мертв и легкие волосы у него на голове поднялись".

"- Покуда спала, к нему пришла смерть... - сказала Даша, плача, Телегину. - Пойми же - у него волосики встали дыбом... Один мучился... Я спала.

Никакими уговорами нельзя было отогнать от нее видение одинокой борьбы мальчика со смертью".

Эта подробность (легкие детские волосы, вставшие дыбом) стоит многих страниц самого точного описания смерти.

Обе эти подробности верно бьют в цель. Только такой и должна быть подробность - определяющей целое и, кроме того, обязательной.

В рукописи одного молодого писателя я наткнулся на такой диалог:

"- Здорово, тетя Паша! - сказал, входя, Алексей. (Перед этим автор говорит, что Алексей открыл дверь в комнату тети Паши рукой, как будто дверь можно открыть головой.)

Здравствуй, Алеша, - приветливо воскликнула тетя Паша, оторвалась от шитья и посмотрела на Алексея. - Что долго не заходил?

- Да все некогда. Собрания всю неделю проводил.

- Говоришь, всю неделю?

- Точно, тетя Паша! Всю неделю. Володьки нету? - спросил Алексей, оглядывая пустую комнату.

- Нет. Он на производстве.

- Ну, тогда я пошел. До свиданьица, тетя Паша. Бывайте здоровы.

- До свиданья, Алеша, - ответила тетя Паша. - Будь здоров.

Алексей направился к двери, открыл ее и вышел. Тетя Паша посмотрела ему вслед и покачала головой: - Бойковитый парень. Моторный".

Весь этот отрывок состоит, помимо небрежностей и разгильдяйской манеры писать, из совершенно не обязательных и пустых вещей (они подчеркнуты). Все это ненужные, не характерные, ничего не определяющие подробности.

В поисках и определении подробностей нужен строжайший выбор.

Подробность теснейшим образом связана с тем явлением, которое мы называем интуицией.

Интуицию я представляю себе как способность по отдельной частности, по подробности, по одному какому-либо свойству восстановить картину целого.

Интуиция помогает историческим писателям воссоздавать не только подлинную картину жизни прошедших эпох, но самый их воздух, самое состояние людей, их психику, что по сравнению с нашей была, конечно, несколько иной.

Интуиция помогла Пушкину, никогда не бывшему в Испании и в Англии, написать великолепные испанские стихи, написать "Каменного гостя", а в "Пире во время чумы" дать картину Англии, не худшую, чем это могли бы сделать Вальтер Скотт или Берне - уроженцы этой туманной страны.

Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом - или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе.


только часть работы.

Остальное должен дополнить

своим воображением художник-читатель»

С. Я. Маршак

Настоящим сертификатом подтверждается, что

_______________ _______________ ,

учащемуся

присваивается звание «Грамотный читатель»

Литература

2014г

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.

Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

Еще обижается! - сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!

А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво.

Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.

Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.

Один! - сказал старик.

Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь…

Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:

Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.

Зачем я ее рассказал?

Начав писать ее, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если ее описать без одной главной подробности - без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле.

А если выбросить и другие подробности - неумело заплатанную куртку, свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.

В последние годы подробности начали исчезать из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых писателей.

Без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается в ту сухую палку от копченого сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, а торчит одна тощая щепка.

Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем.

С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей - без отбора, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.

Например, чтобы дать представление о начавшемся крупном дожде, достаточно написать, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.

Или, чтобы дать страшное ощущение смерти грудного ребенка, достаточно сказать об этом так, как сказал Алексей Толстой в «Хождении по мукам»:

«Измученная Даша уснула, а когда проснулась, ее ребенок был мертв и легкие волосы у него на голове поднялись».

«- Покуда спала, к нему пришла смерть… - сказала Даша, плача, Телегину. - Пойми же - у него волосики встали дыбом… Один мучился… Я спала.

Никакими уговорами нельзя было отогнать от нее видение одинокой борьбы мальчика со смертью».

Эта подробность (легкие детские волосы, вставшие дыбом) стоит многих страниц самого точного описания смерти.

Обе эти подробности верно бьют в цель. Только такой и должна быть подробность - определяющей целое и, кроме того, обязательной.

В рукописи одного молодого писателя я наткнулся на такой диалог:

«- Здорово, тетя Паша! - сказал, входя, Алексей. (Перед этим автор говорит, что Алексей открыл дверь в комнату тети Паши рукой, как будто дверь можно открыть головой.)

Здравствуй, Алеша, - приветливо воскликнула тетя Паша, оторвалась от шитья и посмотрела на Алексея. - Что долго не заходил?

Да все некогда. Собрания всю неделю проводил.

Говоришь, всю неделю?

Точно, тетя Паша! Всю неделю. Володьки нету? - спросил Алексей, оглядывая пустую комнату.

Нет. Он на производстве.

Ну, тогда я пошел. До свиданьица, тетя Паша. Бывайте здоровы.

До свиданья, Алеша, - ответила тетя Паша. - Будь здоров.

Алексей направился к двери, открыл ее и вышел. Тетя Паша посмотрела ему вслед и покачала головой:

Бойковитый парень. Моторный».

Весь этот отрывок состоит, помимо небрежностей и разгильдяйской манеры писать, из совершенно не обязательных и пустых вещей (они подчеркнуты). Все это ненужные, не характерные, ничего не определяющие подробности.

В поисках и определении подробностей нужен строжайший выбор.

Подробность теснейшим образом связана с тем явлением, которое мы называем интуицией.

Интуицию я представляю себе как способность по отдельной частности, по подробности, по одному какому-либо свойству восстановить картину целого.

Интуиция помогает историческим писателям воссоздавать не только подлинную картину жизни прошедших эпох, но самый их воздух, самое состояние людей, их психику, что по сравнению с нашей была, конечно, несколько иной.

Интуиция помогла Пушкину, никогда не бывшему в Испании и в Англии, написать великолепные испанские стихи, написать «Каменного гостя», а в «Пире во время чумы» дать картину Англии, не худшую, чем это могли бы сделать Вальтер Скотт или Берне - уроженцы этой туманной страны.

Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом - или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе.

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.
Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.
- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.
Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.
- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд".
- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.
- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?
Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.
- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.
- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.
- Еще обижается!-сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!
- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво.
Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.
- Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
- Один! - сказал старик.
- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...
- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!
Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.
Зачем я ее рассказал?
Начав писать ее, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если ее описать без одной главной подробности - без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле.
А если выбросить и другие подробности - неумело заплатанную куртку, свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.
В последние годы подробности начали исчезать из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых писателей.
Без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается в ту сухую палку от копченого сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, а торчит одна тощая щепка.
Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем.
С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей - без отбора, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.
Например, чтобы дать представление о начавшемся крупном дожде, достаточно написать, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.
Или, чтобы дать страшное ощущение смерти грудного ребенка, достаточно сказать об этом так, как сказал Алексей Толстой в "Хождении по мукам":
"Измученная Даша уснула, а когда проснулась, ее ребенок был мертв и легкие волосы у него на голове поднялись".
"- Покуда спала, к нему пришла смерть... - сказала Даша, плача, Телегину. - Пойми же - у него волосики встали дыбом... Один мучился... Я спала.
Никакими уговорами нельзя было отогнать от нее видение одинокой борьбы мальчика со смертью".
Эта подробность (легкие детские волосы, вставшие дыбом) стоит многих страниц самого точного описания смерти.
Обе эти подробности верно бьют в цель. Только такой и должна быть подробность - определяющей целое и, кроме того, обязательной.
В рукописи одного молодого писателя я наткнулся на такой диалог:
"- Здорово, тетя Паша! - сказал, входя, Алексей. (Перед этим автор говорит, что Алексей открыл дверь в комнату тети Паши рукой, как будто дверь можно открыть головой.)
- Здравствуй, Алеша, - приветливо воскликнула тетя Паша, оторвалась от шитья и посмотрела на Алексея. - Что долго не заходил?
- Да все некогда. Собрания всю неделю проводил.
- Говоришь, всю неделю?
- Точно, тетя Паша! Всю неделю. Володьки нету? - спросил Алексей, оглядывая пустую комнату.
- Нет. Он на производстве.
- Ну, тогда я пошел. До свиданьица, тетя Паша. Бывайте здоровы.
- До свиданья, Алеша, - ответила тетя Паша. - Будь здоров.
Алексей направился к двери, открыл ее и вышел. Тетя Паша посмотрела ему вслед и покачала головой:
- Бойковитый парень. Моторный".

Весь этот отрывок состоит, помимо небрежностей и разгильдяйской манеры писать, из совершенно не обязательных и пустых вещей (они подчеркнуты). Все это ненужные, не характерные, ничего не определяющие подробности.
В поисках и определении подробностей нужен строжайший выбор.
Подробность теснейшим образом связана с тем явлением, которое мы называем интуицией.
Интуицию я представляю себе как способность по отдельной частности, по подробности, по одному какому-либо свойству восстановить картину целого.
Интуиция помогает историческим писателям воссоздавать не только подлинную картину жизни прошедших эпох, но самый их воздух, самое состояние людей, их психику, что по сравнению с нашей была, конечно, несколько иной.
Интуиция помогла Пушкину, никогда не бывшему в Испании и в Англии, написать великолепные испанские стихи, написать "Каменного гостя", а в "Пире во время чумы" дать картину Англии, не худшую, чем это могли бы сделать Вальтер Скотт или Берне - уроженцы этой туманной страны.
Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом - или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе.