Кюхельбекер вильгельм карлович биография. В. К. Кюхельбекер. Уход поэта-декабриста. «Поэт в России больше, чем поэт»

Значение в Краткой биографической энциклопедии

КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович - писатель и декабрист (1797 - 1846). Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным и Дельвигом. Служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 - 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где сошелся с Грибоедовым. 1823 - 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник "Мнемозина", (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: "человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд". Как издатель "Мнемозины", Кюхельбекер был одним из распространителей шеллингизма в России. От искусства он требовал самобытности: "для славы России нужна поэзия истинно русская; вера праотцев, нравы отечественности, летописи, песни и сказания народные - лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности". Основные черты его творчества - идеализм и пиетизм с мистическим оттенком. В крупных произведениях Кюхельбекер мало самостоятелен как по мысли, так и по исполнению; лучшая часть его наследия - лирика, где редки гражданские мотивы и преобладают религиозные и космические. Стиль Кюхельбекера вообще риторичен, местами до вычурности; язык бледен и богат славянизмами и архаизмами; поэтические формы однообразны. Написанное им еще не собрано; сам он издал отдельно поэму "Смерть Байрона" (М., 1824), тяжеловесную шутку "Шекспировы духи" (СПб., 1825), мистерию "Ижорский" (ib., 1835). Несколько десятков его пьес помещены в "Собрании стихотворений декабристов" (Лейпциг, 1862). "Избранные стихотворения В.К. Кюхельбекера" изданы в Шо-де-фон (1880). В "Русской Старине" были напечатаны его дневник и поэма "Вечный Жид".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ
    (1797-1846) русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825). Приговорен к тюремному заключению и вечной …
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР, ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ
    ? известный писатель (1797-1846). К. учился в Царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина; дружба не мешала последнему преследовать эпиграммами поэтические …
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Вильгельм Карлович , русский писатель, декабрист. Из дворянской семьи обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей (1817), где …
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ
    известный писатель (1797-1846). К. учился в Царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина; дружба не мешала последнему преследовать эпиграммами поэтические упражнения …
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ
    (1797 - 1846), русский поэт, декабрист. Приговорен к тюремному заключению и вечной ссылке. Оды, послания, трагедии, романтическая драма "Ижорский" (опубликована …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Словаре Русского железнодорожного сленга:
    электровоз …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ
    Вильгельм I Гогенцоллерн (1797—1888 гг.) — король Пруссии с 1861 г. и германский император с 1871 г. В 1862 г. …
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР в Литературной энциклопедии:
    Вильгельм Карлович — русский поэт из обрусевших немцев, мелкопоместных дворян. Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным. Позднее тесно …
  • КАРЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Karlowicz) Мечислав (1876-1909) польский композитор, дирижер. Симфония "Возрождение" (1902), симфонические поэмы, в т. ч. "Станислав и Анна Осьвецимы" (1907); концерт …
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Вильгельм Карлович) - известный писатель (1797 - 1846). К. учился в царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина; дружба не мешала …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (нем. Wilhelm; французск. Guillaume; англ. William; итал. Gulielmo) — имя многих государей и принцев. См. соотв. …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Энциклопедическом словарике:
    I Завоеватель (William the Conqueror) (около 1027 - 87), английский король с 1066 из Нормандской династии. С 1035 герцог Нормандии. …
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР
    КЮХЕЛЬБ́ЕКЕР Вильгельм Карлович (1797- 1846), рус. поэт, декабрист. Друг А.С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825). Приговорён к тюремному …
  • КАРЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КАРЛ́ОВИЧ (KarLowicz) Мечислав (1876-1909), композитор, дирижёр. Ученик А. Никиша (дирижирование). Автор первых польск. программных симф. сочинений. Симфония "Возрождение" (1902), симф. …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИЛЬЃЕЛЬМ ТЕЛЛЬ, см. Телль …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИЛЬЃЕЛЬМ III ОРАНСКИЙ (1650-1702), штатгальтер (правитель) Нидерландов с 1674, англ. король с 1689. Призван на англ. престол в ходе гос. …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИЛЬЃЕЛЬМ I ОРАНСКИЙ (Willem van Oranje) (Вильгельм Нассауский) (1533-84), принц, деятель Нидерл. рев-ции, лидер антиисп. дворянской оппозиции. Убит исп. …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИЛЬЃЕЛЬМ I Завоеватель (William the Conqueror) (ок. 1027-87), англ. король с 1066; из Нормандской династии. С 1035 герцог Нормандии. В …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИЛЬЃЕЛЬМ II (Виллем) Фредерик Георг Лодевейк (1792-1849), король Нидерландов с 1840, вел. герцог Люксембурга. Команд. нидерл. войсками при Ватерлоо (1815). …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИЛЬЃЕЛЬМ I, Виллем (Willem) Фредерик (1772-1843), король Нидерландов в 1815-40 (до 1830 - голл.-бельг. Нидерл. кор-ва), вел. герцог Люксембурга; из …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИЛЬЃЕЛЬМ II Гогенцоллерн (1859-1941), герм. император и прус. король в 1888-1918, внук Вильгельма I. Свергнут Ноябрьской революцией 1918 …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВИЛЬЃЕЛЬМ I (Wilhelm) Гогенцоллерн (1797- 1888), прус. король с 1861 и герм. император с 1871. Управление страной фактически находилось в …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (нем. Wilhelm; французск. Guillaume; англ. William; итал. Gulielmo) ? имя многих государей и принцев. См. соотв. …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Словаре Кольера:
    (англ. William, голл. Willem, нем. Wilhelm), имя многих европейских императоров и королей. (Правителям, перед именами которых стоит звездочка, посвящены отдельные …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВИЛЬГЕЛЬМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Вильгельм, (Вильгельмович, …
  • КЮХЕЛЬБЕКЕР
    Вильгельм Карлович (1797-1846) , русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825). Приговорен к тюремному …
  • КАРЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Karlowicz) Мечислав (1876-1909) , польский композитор, дирижер. Симфония «Возрождение» (1902), симфонические поэмы, в т. ч. «Станислав и Анна Осьвецимы» (1907); …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Нидерландов из Оранско-Нассаугкой династии, правивший в 1849-1890 гг. Сын Вильгельма II и Анны Русской. Ж.: 1) София, дочь короля …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ II в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Нидерландов из Оранско-Нассауской династии, правивший в 1840—1849 гг. Сын Вильгельма I и Вильгельмины Прусской. Ж.: с 1816 г. Анна, …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ I ЗАВОЕВАТЕЛЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ВИЛЬГЕЛЬМ I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ВИЛЬГЕЛЬМ III в биографиях Монархов:
    Король Англии и Шотландии в 1689-1702 гг. Ж.: с 1677 г. Мария, дочь короля Англии Иакова II (род. 1662 г. …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ II в биографиях Монархов:
    Король Пруссии и император Германии в 1888—1918 гг. Сын Фридриха III и Виктории Английской. Ж.: 1) с 27 февр. 1881 …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ I ЗАВОЕВАТЕЛЬ в биографиях Монархов:
    Король Англии, правивший в 1066— 1087 гг. Родоначальник Нормандский династии Ж.: г 1056 г. Матильда, дочь графа фландрского Балдуина (Умер …
  • ВИЛЬГЕЛЬМ I в биографиях Монархов:
    Из рода Гогенцоллернов. Король Пруссии в 1861 — 1888 it. Император Германии в 1871 — 1888 гг. Сын Фридриха Вильгельма …
  • ЭРДМАНЕДЕРФЕР МАКСИМ (МАКСИМИЛИАН КАРЛОВИЧ)
    Эрдманедерфер (Максим [Максимилиан Карлович]) - известный капельмейстер, пианист и композитор. Родился в 1848 г. в Нюрнберге; музыкальное образование получил в …
  • ЩЕБАЛЬСКИЙ ПЕТР КАРЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Щебальский (Петр Карлович, 1810 - 1886) - историк и публицист, из дворян Псковской губернии. Окончил курс в артиллерийском училище; служил …
  • ШУФ АЛЕКСАНДР КАРЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шуф (Александр Карлович, умер в 1884 г.) - историк. По окончании курса на юридическом факультете Московского университета (1859) состоял учителем …
  • ШТОРХ АНДРЕЙ КАРЛОВИЧ (HEINRICH STORCH) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шторх (Андрей Карлович, Heinrich Storch, 1766 - 1835) экономист, после Христиана Шлецера первый в России популяризатор идей Адама Смита. Уроженец …
  • ШМИДТ ВИКТОР КАРЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шмидт (Виктор Карлович) - русский зоолог, родился в 1865 г. в Санкт-Петербурге; по окончании гимназии церковного Петровского училища в Санкт-Петербурге, …
  • ШМИД ГЕОРГ КАРЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шмид (Георг Карлович) - филолог и педагог, сын Карла-Адольфа Шмида. Родился в 1836 г., учился в Тюбингенском и Эрлангенском университетах. …
  • ШИМАНОВСКИЙ ЮЛИЙ КАРЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шимановский (Юлий Карлович, 1829 - 1868) - хирург; образование получил в ревельской гимназии и Дерптском университете, по окончании курса (1856) …
  • ШИЛЬДЕР НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шильдер (Николай Карлович, 1842 - 1902) - историк, генерал-лейтенант; сын известного военного инженера и боевого генерала. Учился в пажеском корпусе …
  • ШЕЛЛЬ ЮЛИАН КАРЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шелль (Юлиан Карлович) - русский ботаник. Воспитывался в виленской гимназии и по окончании курса поступил на естественный факультет Казанского университета. …

Русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825). Приговорен к тюремному заключению и вечной ссылке. Оды, послания ("Смерть Байрона", 1824; "Тень Рылеева", 1827), трагедии ("Аргивяне", 1822 — 25, "Прокофий Ляпунов", 1834), романтическая драма "Ижорский" (опубл. 1835, 1841, 1939), поэмы "Вечный жид", опубл. 1878), роман "Последний Колонна" (1832 — 43; опубл. 1937). Критические статьи; "Дневник", написан в заключении (опубл. 1929).

Биография

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 — 1846), поэт, прозаик.

Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. Уже в 1815 печатался в журналах "Сын Отечества", "Амфион", принимал активное участие в "Вольном обществе любителей российской словесности", на одном из заседаний которого в 1820 читал стихи, посвященные ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А. Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение "К Прометею". В Париже читал лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызвала недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 Кюхельбекер подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь написал несколько лирических стихотворений, закончил трагедию "Аргивяне", сочинил поэму "Кассандра", начал поэму о Грибоедове.

Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с Одоевским, вместе с которым начал издавать альманах "Мнемозина", где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер писал стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение "Участь русских поэтов".

В 1825 поселился в Петербурге, вошел в круг декабристов, был принят в члены Северного общества. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих "штатских" среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вел себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной длительной каторгой.

После десяти лет одиночного заключения в Динабургской и Свеаборгской крепостях был сослан в Сибирь на поселение. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма "Сирота", трагедии "Прокофий Ляпунов" и "Ижорский", повесть "Последняя Колонна", сказку "Иван, купецкий сын", воспоминания "Тень Рылеева", "Памяти Грибоедова". Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артемова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулезом и слепой, поселился в Тобольске.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825). Приговорён к тюремному заключению и вечной ссылке. Оды, послания ("Смерть Байрона", 1824; "Тень Рылеева", 1827), трагедии ("Аргивяне", 1822 - 25, "Прокофий Ляпунов", 1834), романтическая драма "Ижорский" (опубл. 1835, 1841, 1939), поэмы "Вечный жид", опубл. 1878), роман "Последний Колонна" (1832 - 43; опубл. 1937). Критические статьи; "Дневник", написан в заключении (опубл. 1929).

Биография

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 - 1846), поэт, прозаик.

Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. Уже в 1815 печатался в журналах "Сын Отечества", "Амфион", принимал активное участие в "Вольном обществе любителей российской словесности", на одном из заседаний которого в 1820 читал стихи, посвящённые ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А. Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение "К Прометею". В Париже читал лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызвала недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 Кюхельбекер подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь написал несколько лирических стихотворений, закончил трагедию "Аргивяне", сочинил поэму "Кассандра", начал поэму о Грибоедове.

Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с Одоевским, вместе с которым начал издавать альманах "Мнемозина", где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер писал стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение "Участь русских поэтов".

В 1825 поселился в Петербурге, вошёл в круг декабристов, был принят в члены Северного общества. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих "штатских" среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вёл себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорён к смертной казни, впоследствии заменённой длительной каторгой.

После десяти лет одиночного заключения в Динабургской и Свеаборгской крепостях был сослан в Сибирь на поселение. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма "Сирота", трагедии "Прокофий Ляпунов" и "Ижорский", повесть "Последняя Колонна", сказку "Иван, купецкий сын", воспоминания "Тень Рылеева", "Памяти Грибоедова". Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом.
После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артёмова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулёзом и слепой, поселился в Тобольске.

О декабристах писали много и по-разному. Одни с холодным сердцем анализировали их социальные программы. Другие с душевным восторгом обращались к анализу их жизненной позиции.

Почему же с таким неослабевающим увлечением учёные и писатели изучают их жизнь? 170 лет назад о них говорила вся просвещённая Россия, о них "переписывались" монархи и правительства, составлялись секретные доклады. Об их жизни - тысячи публикаций, диссертаций, поэм и романов. Одни их ругали, другие ими восхищались.
Пушкин причислял себя к декабристам, с грустью вспоминая в стихотворении "Арион": "Нас было много на челне. . . ".

Судьбы этих людей противоречивы. И, думается, неоднозначно, что было бы с Россией, если бы они победили. В критических ситуациях (арест, допрос, камера, ссылка, каторга) они вели себя по-разному.

Меня заинтересовала судьба одного из этих людей - поэта-декабриста Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Его жизненный путь был тернист и труден. Особенно трагична судьба его произведений.

Исследователь жизни и творчества В. К. Кюхельбекера Юрий Николаевич Тынянов писал:"Поэтическая судьба Кюхельбекера - это, быть может, наиболее яркий пример уничтожения поэта, которое произвело самодержавие". Поэту было 28 лет, когда он, волей самодержавия, был вычеркнут из литературной жизни России: после 1825 года имя Кюхельбекера совершенно исчезло со страниц журналов; безымянные или подписанные псевдонимами, его произведения появлялись редко. Он умер в безвестности и нищете, после него осталось огромное количество тетрадей с неопубликованными стихотворениями, поэмами, драмами, повестями. Перед смертью, Кюхельбекер отправил В. А. Жуковскому гордое и скорбное письмо: "Говорю с поэтом, и сверх того полуумирающий приобретает право говорить без больших церемоний: я чувствую, знаю, я убеждён совершенно, точно так же, как убеждён в своём существовании, что Россия не десятками может противопоставить европейцам писателей, равных мне по воображению, по творческой силе, по учёности и разнообразии сочинений. Простите мне, добрейший мой наставник и первый руководитель на поприще поэзии, эту мою гордую выходку! Но, право, сердце кровью заливается, если подумаешь, что всё, мною созданное, вместе со мной погибнет, как звук пустой, как ничтожный отголосок!" (1).

На протяжении почти столетия после его смерти крупнейшие произведения поэта не были опубликованы; за эти годы многочисленные исследования литературоведов - пушкинистов вывели на свет огромное количество острот и пародий, карикатур и нелепых случаев, связанных с именем Кюхельбекера (2, 3). Поэт был заранее уничтожен в глазах своих возможных читателей, которые ещё не знали и не читали его произведений. Только в 1930-е годы, трудами русского писателя Ю. Н. Тынянова (1894-1943), поэт был впервые воскрешён. Его известный роман "Кюхля" увидел свет в 1925 году.

Referatyk.com›biografii/13866-diplomnaya_rabota:_…

Задача данной статьи - выяснить, как заложен уход из жизни от туберкулёза поэта-декабриста ВИЛЬГЕЛЬМА КЮХЕЛЬБЕКЕРА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека"

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 42 64 70 82 111 113 119 130 136 153 156 166 178 207 211 217 229 258 271 282 283 300 312 327 330 340 364
К Ю Х Е Л Ь Б Е К Е Р В И Л Ь Г Е Л Ь М К А Р Л О В И Ч
364 353 322 300 294 282 253 251 245 234 228 211 208 198 186 157 153 147 135 106 93 82 81 64 52 37 34 24

3 13 25 54 58 64 76 105 118 129 130 147 159 174 177 187 211 222 253 275 281 293 322 324 330 341 347 364
В И Л Ь Г Е Л Ь М К А Р Л О В И Ч К Ю Х Е Л Ь Б Е К Е Р
364 361 351 339 310 306 300 288 259 246 235 234 217 205 190 187 177 153 142 111 89 83 71 42 40 34 23 17

КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ = 153-ОТ ОТЁКА ЛЁГКИХ + 211-\ 63-ГИБЕЛЬ + 148-ЗАВЕРШЕНИЕ ЖИЗНИ \.

118 = ВИЛЬГЕЛЬМ, ЗАБОЛЕВАНИЕ ТУ(беркулёзом), ОТЁК ЛЁГКИХ.

93 = КАРЛОВИЧ, ЧАХОТКА.

153 = КЮХЕЛЬБЕКЕР, БАЦИЛЛА КОХА + УГАС, (гиб)ЕЛЬ ОТ ОТЁКА ЛЁ(гких).

364 = 187-\ 28-(туберку)ЛЁЗ + 159-ОТРАВЛЕНИЕ КРОВИ \ + 177-(пало)ЧКОЙ КОХА ЗАГУБЛЕН.

Проверим дешифровку таблицей:

12 19 28 43 62 79 80 83 95 101 115 125 131 142*159*174**177**187**
(туберку)Л Ё З + О Т Р А В Л Е Н И Е К Р О В И
364 352 345 336 321 302 285 284 281 269 263 249 239 233 222*205**190**187**

211**222**237 247 258*273 295 296 305 306*310**330*332 344 350 364
(пало)Ч К О Й К О Х А + З А Г У Б Л Е Н
177**153**142*127 117 106* 91 69 68 59 58** 54* 34* 32 20 14

Таблицы содержат по 2 цепочки из 6-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 159-174-177-187-211-222 142-153-177-187-190-205

А также по 6 совпадающих столбцов: 174**\\205** 177**\\190** 187**\\187** 211**\\177** 222**\\153** 58**\\310**

В дешифровках:

(палочка)КОХ(а) + ГИБЕЛЬ + БОЛЬНОЙ ЛЁГОЧНЫМ ТУ(беркулёзом) = 264.

ЗАРАЖЕНИЕ ТУБЕРК(улёзом) + КОНЧ(ина) + (гиб)ЕЛЬ ОТ ОТЁКА ЛЁ(гких) = 264

Мы также увидим по 6 совпадающих столбцов.

В дешифровке: (за)БОЛЕ(вание) ЛЁГ(ких) + (гиб)ЕЛЬ ЯДАМИ + (гибе)ЛЬНОЕ ОТРАВЛЕНИЕ ЛЁ(гких) = 364

7 совпадающих столбцов.

Рассмотрим дешифровку с 10-тью совпадающими столбцами:

(бактерии отра)ВИЛИ ЛЁГ(кие) + (гиб)ЕЛЬ БОЛЬНОГО + (гиб)ЕЛЬ ОТ ОТЁКА ЛЁ(гких) = 364.

3** 13** 25** 35 47 54* 58** 64** 76** 105** 107 122 134 163 177*192 196 211*
(бактерии отра)В И Л И Л Ё Г(кие) + (гиб)Е Л Ь Б О Л Ь Н О Г О +
364**361**351**339* 329 317 310** 306**300**288** 259*257 242 230 201 187*172 168

217**229**258** 273 292 307 326 333 344 345 357 364
(гиб)Е Л Ь О Т О Т Ё К А Л Ё(гких)
153**147**135** 106* 91 72 57 38 31 20 19 7

Таблицы содержат по 2 цепочки из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 54-58-64-76-105 259-288-300-306-310

По 3 цепочки из 4-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 211-217-229-258 106-135-147-153 339-351-361-364

И по 1-й цепочке из 3-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 3-13-25

А также по 10 совпадающих столбцов: 3**\\364** 13**\\361** 25**\\351** 58**\\310** 64**\\306** 76**\\300** 105**\\288** 217**\\153** 229**\\147** 258**\\135**

Код ДНЯ СМЕРТИ: 128-ОДИННАДЦАТОЕ + 66-АВГУСТА = 194 = 20-(ух)ОД (из жизни) + 174-ИНТОКСИКАЦИЯ.

15** 20** 30** 44** 58 59 64 87* 88 107*122 128* 129**132 136 156 174*193 194
О Д И Н Н А Д Ц А Т О Е А В Г У С Т А
194**179**174**164**150*136 135 130 107*106 87* 72 66** 65* 62 58 38 20* 1

15** 20** 30** 44** 63 78 89 107*117 128*129**152 162 194
(ух)О Д + И Н Т О К С И К А Ц И Я
194**179** 174**164**150*131 116 105 87* 77 66** 65* 42 32

Таблицы содержат по 1 цепочке из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 150-164-174-179-194

И по 1 цепочке из 4-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 15-20-30-44

А также по 5 совпадающих столбцов: 15**\\194** 20**\\179** 30**\\174** 44**\\164** 129**\\66**

Дешифровки: (ух)ОД + ИНТОКСИКА(ция) ВЕДЁТ К ГИ(бели) = 194

И (ух)ОД + ИНТОКСИКА(ция) + В Л(ёгких палочк)А КОХА = 194

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 76-СОРОК + 94-ДЕВЯТЬ = 170 = ЖИЗНЬ ОКОНЧЕНА.

364 = 170-СОРОК ДЕВЯТЬ + 194-МИКОБАКТЕРИИ В ЛЁГКИХ, ОДИННАДЦАТОЕ АВГУСТА.

Думается, что универсальной дешифровкой при туберкулёзе лёгких будет такая:

170 = СОРОК ДЕВЯТЬ = С(мерть) ОР(ганизма) +(б)АКТЕ(рии) В (лёгких) + Я(д) + (смер)ТЬ.

Проверим дешифровку таблицами:

18** 33** 50** 65 76 81*87** 90**122**141**170**
С О Р О К Д Е В Я Т Ь
170**152**137**120*105 94 89** 83** 80** 48** 29**

18** 33** 50** 51 62 81* 87** 90** 122** 141**170**
С(мерть) О Р(ганизма) + (б)А К Т Е(рии) В (лёгких) + Я(д) + (смер)Т Ь
170** 152**137** 120*119 108 89** 83** 80** 48** 29**

Таблицы содержат по 1 цепочке из 6-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 81-87-90-122-141-170

По 1 цепочке из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 29-48-80-83-89

По 1 цепочке из 4-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 120-137-152-170

И по 1 цепочке из 3-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 18-33-50

А также по 8 совпадающих столбцов:

18**\\170** 33**\\150** 50**\\137** 87**\\89** 90**\\83** 122**\\80** 141**\\48** 170**\\29**

Из цифр, относящихся к предложению СОРОК ДЕВЯТЬ, мы видим только две, идущие друг за другом.

Смотрим нижнюю таблицу кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

76 = (соро)К ДЕВЯТ(ь); 105 = (соро)К ДЕВЯТЬ.

105 = (соро)К ДЕВЯТЬ
______________________________________________
288 = ГИБЕЛЬ + ИНТОКСИКАЦИЯ ОРГАН(изма)

288 - 105 = 183 = СМЕРТЬ ПРИШЛА, где СМЕРТЬ ПРИШ(ла) = 170 = СОРОК ДЕВЯТЬ.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846), писатель, декабрист.

Родился 21 июня 1797 г. в Петербурге. Происходил из дворянской семьи обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей (1817 г.), где началась его дружба с А. С. Пушкиным и А. А. Дельвигом.

Затем служил в Коллегии иностранных дел, преподавал русский язык и латынь. В 1820- 1821 гг. путешествовал по Европе; читал в Париже публичные лекции о русской литературе, при этом вёл речь и о необходимости политических преобразований в России. Выступления прервались по приказу русского посольства.

В 1822 г. Кюхельбекер служил на Кавказе чиновником особых поручений при генерале А. П. Ермолове. В ноябре 1825 г. он был принят К. Ф. Рылеевым в тайное Северное общество. Во время восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге Кюхельбекер стрелял в великого князя Михаила Павловича, выстраивал солдат для контратаки.

После провала восстания пытался бежать за границу, но был арестован в Варшаве и приговорён к смертной казни, заменённой затем каторгой в Динабургской крепости.

С 1836 г. жил на поселении в Сибири.

Кюхельбекер стал печататься с 1815 г. В ранних стихах следовал традиции элегической поэзии В. А. Жуковского, с начала 20-х гг. XIX в. активно выступал против сентиментализма, защищая романтизм. Он написал программную статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (опубликована в 1824 г. в альманахе «Мнемозина», который Вильгельм Карлович издавал вместе с В. Ф. Одоевским).

В противовес «камерной лирике» Кюхельбекер создаёт тираноборческую трагедию «Аргивяне» (1822-1825 гг.), стихотворения «К Ахатесу», «К друзьям на Рейне» (оба 1821 г.) - произведения, исполненные гражданственного пафоса.

В заточении и в ссылке Кюхельбекер не изменил своим прежним идеалам (стихотворения «Элегия», 1832 г.; «На смерть Якубовича», 1846 г., и др.), хотя в его лирике усилились мотивы одиночества, обречённости («19 октября», 1838 г.; «Участь русских поэтов», 1845 г.; трагедия «Прокофий Ляпунов», 1834 г.).

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович родился — поэт.

Детство провел в Эстонии. Первоначаль-ное образование получил в частном пан-сионе города Верро.

В 1811 поступил в Царско-сельский лицей, и его друзьями стали Дельвиг и Пушкин. Большое влияние на него оказал патриотический подъем, вызванный войной 1812.

В 1815 появилось первое стихотворение Вильгельма Карловича — «Песнь Лапландца» появилось в сентябрь-ской книжке журнале «Амфион». С тех пор он регулярно печатался на страницах повременных изданий. Свободолюбивые настроения Кюхельбекера проявились очень рано. В лицее он стал членом «Священной арте-ли», большинство участников которой вошли затем в тайное общество декабристов «Союз спасения».

В 1819 он был избран в Вольное общество любителей россий-ской словесности и на одном из его засе-даний прочел революционное стихотворение «Поэ-ты», обращенное к Дельвигу, Баратын-скому и написанное в связи с ссылкой Пушкина.

После окончания лицея Вильгельм Карлович вмес-те с Пушкиным и Грибоедовым служил в архиве министерства иностранных дел. Кроме того, преподавал в пансионе при Педагогическом институте.

В 1820 Кюхельбекер уехал за границу, жил в Германии, Италии, Париже. В Париже он с успехом читал лек-ции по русской литературе, встречался с Бенжаменом Констаном, в Германии — с Гёте, рассказывал им о достижениях новейшей русской литературы. В Запад-ной Европе все напоминало Вильгельму Карловичу о револю-ционных событиях (французская рево-люция, греческое восстание, пьемонтская революция), о «вооруженной свободе, борьбе народов и царей».

В августе 1821 возвратился в Петербург. Друзья помог-ли оказавшемуся на подозрении у властей юноше поступить на службу при «прокон-суле Кавказа» генерале Ермолове.

В октябре 1821 Кюхельбекер приехал в Тифлис, но уже в мае 1822 оставил службу и вернулся в Рос-сию. В Москве он совместно с В. Ф. Одо-евским начал издавать альманах «Мнемозина» (1824—25), в котором решительно выступил за создание национальной лите-ратуры и против пассивного элегического романтизма. В статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в по-следнее десятилетие» Кюхельбекер широко развернул свои эстетические принципы. Он ратовал за высокие жанры—большую героическую поэму, гражданскую оду и трагедию. Поэт был неудовлетворен камерностью, узостью элегий и посланий, изысканно-стью и стертостью поэтического языка, за-сильем мелких лирических форм (дружеские послания, буриме, шарады, мадригалы).

В 1825 Вильгельм Карлович переехал в Петербург, где вступил в тайное Северное общество. Во время декабрьского восстания он действовал активно, и смело: собирал в строй рас-сеянных выстрелами солдат, стрелял (не-удачно) в великого князя Михаила Павловича и генерала Воинова. После подавления восстания Кюхельбекер переоделся в тулуп и бежал из Петербурга, но был схвачен в Варшаве, доставлен в столицу и посажен в Петро-павловскую крепость.

Смертная казнь, к которой он был приговорен, была заме-нена двадцатилетними каторжными рабо-тами, впоследствии и эта мера изменена: вместо каторги поэт более десяти лет про-сидел в одиночном заключении в разных крепостях, а в 1835 сослан в Сибирь.

Больной туберкулезом, потерявший зре-ние, он скончался в Тобольске.

До последних дней Кюхельбекер находил твор-ческие силы для занятий литературным трудом. Его не сломили ни болезни, ни тяжелое материальное положение, ни уг-нетенное моральное состояние. Он писал стихи, поэмы, драматические произведе-ния, вел дневник, переводил шекспиров-ские трагедии. Лишь ничтожная доля из написанного им в эти годы была анонимно напечатана при жизни, главным образом благо-даря стараниям Пушкина.

Творчество Вильгельма Карловича Кюхельбекера своеобразно и противоречиво: в нем соче-тались гражданские традиции русского классицизма с принципами декабрист-ского романтизма.

Поэтический путь Кюхельбекера начался со стихотворений, написанных в подражание Жуковскому. Ранние его произведения выдержаны в сентименталь-но-элегическом духе, в них сильны мотивы одиночества, унылого элегизма и мрач-ной безысходности. Однако постепенно поэт освобождается от них и все больше проникается гражданскими и вольнолюбивыми настроениями. В его поэзии воспе-вается дружба как союз людей, посвятив-ших себя высоким идеям свободы, брат-ства и справедливости. Лирический герой поэта — борец против тирании, готовый принять смерть, но смело ринуться в бой.

Излюбленная тема творчества Кюхельбекера— тема поэтического служения. Поэт предстает в его лирике певцом-пророком, певцом-гражданином, борцом за народное благо. И хотя он чувствует неизбежность и не-отвратимость тяжелых испытаний и жертв, он не уклоняется от борьбы, а, напротив, смело идет ей навстречу. В этом акте ост-рее подчеркивается его гражданская доблесть. Вместе с тем поэт предстает в сти-хах Кюхельбекера учителем людей, способным пред-видеть и предсказывать будущее.

Лирике Вильгельма Карловича были присущи известные слабости. Круг тем и идей его лирических произве-дений был ограничен и довольно одно-образен. За пределами лирики остались сложные и необъясненные внутренние противоречия русской жизни и сознания современного поэту-декабристу человека, которые понимались им и его друзьями-единомышленниками романтически-отвле-ченно.

Основной жанр лирики Кюхельбекера — граждан-ская ода, близкая по форме к одам клас-сицизма. В этом жанре поэт утверждал декабристский идеал борца за свободу. Таковы ода

«Грибоедову»,

«Ода на смерть Байрона».

Другим важным жанром в творчестве Кюхельбекера были трагедии. В них с осо-бенной остротой Выявилась противоречи-вость декабристского романтизма.

В начале 20-х гг. Кюхельбекера создал трагедию «Арги-вяне». В основу ее был положен античный сюжет, но содержание трагедии насквозь современно. Античный материал в соот-ветствии с политическими и эстетическими принципами декабристов служил лишь ширмой, прикрывавшей агитационно-пропагандистские цели. Тираноборче-ская направленность трагедии очевидна: в «Аргивянах» обличались жестокость и деспотизм тирана, предсказывалась его неизбежная гибель. Современник легко ус-танавливал связь между вымышленным ан-тичным миром и российской действитель-ностью. Вместе с тем сложные историче-ские и современные проблемы решались романтически-абстрактно: игнорировался принцип историзма, эпоха воспроизводи-лась в общем, типовом, а не конкретном художественном изображении. Реальные детали античного мира не имели для ав-тора серьезного значения: вместо слова «тиран» Кюхельбекер употребил «царь», а вместо слова «форум» — древнерусское «вече». Намеренно отвлекаясь от конкретной ис-торической эпохи, поэт впадал в риторику и декларативность.

После 1825 творческие силы поэта не ослабевают. В его лирике начинают зву-чать ноты отчаяния, скорби, примирения, но не ими определяется основной ее пафос. Кюхельбекера В. К остался «нераскаявшимся декабристом». Причины пессимистических настрое-ний — в поражении декабрьского восста-ния, в оторванности от друзей, от настоя-щей жизни, невозможность вновь бороться за дорогие поэту идеи. Герой последекабрьской лирики Кюхельбекера — стойкий чело-век, не потерявший веру в справедли-вость своих идейных убеждений,

«Мое предназначение», (1834),

В стихотворении «Участь русских поэтов» (1845) Кюхельбекер вновь возвращается к теме поэтиче-ского служения, воспевает героический подвиг во имя идеалов своей декабрист-ской юности.

Лирика Вильгельма Карловича становится раз-нообразнее по жанрам и темам. Стихотво-рения, в которых продолжаются декаб-ристские мотивы

«Герой и певец»,

«Три те-ни», 1840, опубликовано в 1862), отличаются не-обычной для Кюхельбекера энергией, точностью и сжатостью выражения. Поэт проявляет вкус к художественной детали, его стиль становится более ясным и простым. Стро-гий гонитель элегии и послания, поэт пере-сматривает свои взгляды, обращаясь к ли-рической медитации, поэтическому раз-мышлению. Новые эстетические принци-пы коснулись и больших форм в творчестве поэта. Конечно, во многом это были лишь первые попытки, робкие поиски, но они нашли выражение в

драматической сказке «Иван, купецкий сын» (1832—42, опубликовано в 1939),

Их появле-нию способствовали переводы шекспиров-ских пьес. Особый интерес в этом смысле представляет мистерия «Ижорский» и тра-гедия «Прокофий Ляпунов».

В «Ижорском» Вильгельм Карлович изобразил «лишнего человека», и осудил его. Художественная манера ми-стерии, ясный и естественный, почти раз-говорный язык свидетельствовали о пе-ресмотре прежней поэтики.

В еще боль-шей мере такая попытка предпринята Кюхельбекером в трагедии «Прокофий Ляпунов», где впер-вые поэт обратился к изображению народа. Трагедия Прокофия Ляпунова, по мысли автора, заключалась в оторванности от народа. Новые эстетические искания — следствие идейной эволюции Кюхельбекера— не во-плотились в его творчестве с достаточной полнотой и определенностью. Поэт остал-ся декабристом и по мировоззрению, и по эстетическим взглядам, но он уловил дух времени, хотя был насильственно отторг-нут от русской жизни, от идейной и ли-тературной борьбы, от русской литера-туры, воспринявшей пушкинский реали-стический метод.

Умер - , Тобольск.