Лексическая игра по английскому языку. Лексические игры на уроке иностранного языка. Название игры: «Математическое лото»

Елена Шакурова
Картотека «Лексические игры»

Предлагаю несколько лексических игр для детей старшего дошкольного возраста. Эти игры способствуют расширению и обогащению словарного запаса, развивают память и логическое мышление.

1 Игра"Продолжи предложение"

Мама грустная, потому что.

Папа сердится, потому что.

Я не иду сегодня гулять, потому что.

Я не хочу идти спать, потому что.

Мне не разрешают смотреть мультики, потому что.

Мой брат (сестра) не хочет делать уроки, потому что.

Больше всего я боюсь, что.

Я не люблю, когда.

Мне нравится, когда.

2 Игра"Кто чем был?"

Яблоко было. (семечкой)

Лягушка была. (головастиком)

Рыба была. (икринкой)

Листочек был. (почкой)

Машина была. (железом)

Хлеб был. (мукой)

Мука была. (зерном)

Снег был. (водой)

Тетрадь была. (деревом)

Дом был. (кирпичом)

Взрослый человек был. (ребенком)

3 Игра"Снежный ком"

Для этой игры нужно 5-7 участников. Выбирается тема, например "Посуда". Первый участник называет слово по этой теме, например, "Тарелка". Второй участник повторяет это слово и называет свое и так далее. Задача последнего игрока повторить слова всех впередистоящих участников и назвать свое слово.

Публикации по теме:

Хороводные игры. Картотека Карточка №1 «Каравай» Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета,.

Игры - ходилки известны давно, однако, уникальность этих игр в том, что они многофункциональны и в увлекательной для детей форме помогают.

Картотека «Игры малой подвижности» "КРАСКИ" Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его.

Картотека «Игры с бегом» «КУРОЧКИ» Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит, хозяйка.

Картотека «Игры с буквами и звуками» Предлагаемые игры и игровые упражнения можно использовать для коррекции и развития фонематического слуха; закрепления изучаемых звуков и.

Картотека «Игры с книжками» «Прятки с книжкой» Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием.

Картотека «Игры с прыжками» "ВОРОБУШКИ И КОТ" Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий - кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают.

Кубанские народные игры. Картотека Игра: «Передай подкову». Дети стоят по кругу, передают подкову друг другу. У кого последнего подкова останется, тот выиграл. Игра: «Передай.

При обучении детей мы всегда помним про особенности их памяти - запоминают слова легко, впитывают всё новое, как губки. А чтобы было интересно, делаем это, играя!

Для начала, хотелось бы сразу говориться, что все подходят и для детей. То есть точно также следует обращать внимание на каналы восприятия ребенка. Подробнее читайте в вышеуказанной статье.

Игры для запоминания английский слов

Игра «Lexical Chair»

Ставим стулья по кругу, стульев на 1 меньше, чем участников. Объявляется тема, например, «Vegetables», учитель называет различные слова на данную тему, дети обходят стулья по кругу, как только называют слово из другой темы (конечно же, знакомое слово, из изученного ранее), дети быстро занимают стулья. Кто не успел, тот вместе с одним стулом уходит из круга и т.д.

Игра «Hangman»

Всем известная виселица. Ведущий загадывает слово и на доске рисует прочерки, количество которых соответствует количеству букв. Дети по кругу угадывают буквы, если такая есть, её вписывают в соответствующий прочерк, если нет, на виселице начинают рисовать человечка. Я изменила это правило, так как одна девочка о-о-очень расстроилась, из-за того, что не угадала букву и не смогла «спасти человечка» 🙂 Так что теперь мы играем не в «виселицу», а в «слоников», «паучков», «черепашек» и так далее. Никакой ответственности за жизнь существа никто не несёт, просто рисуем и при каждой неразгаданной букве закрашиваем часть тела.

Игра «Same or Different»

Отработка узнавания слов. Играем с карточками, в каждую группу слов я подкидываю «неправильное» слово, из другой категории.

Игра «Crosses and Naughts»

Крестики - нолики, любят все. Делимся на две команды, «крестики» и «нолики». У меня заранее подготовлены вопросы, которые я даю этим командам, они друг другу задают, команды совещаются и отвечают. На доске рисую стандартную решётку для игры в крестики-нолики. Если ответ правильный, то команда говорит, куда поставить их крестик или нолик. Если нет, они пропускают ход. Люблю эту игру, так как обычно ученики надолго и хорошо запоминают то, что мы отрабатываем.

Игра «Snowball»

Снежный ком все знают, по цепочке повторяем слова и добавляем своё и т. д. Я иногда делаю игру немного другой. Мы составляем очень длинное предложение, начиная с одного слова, причём добавлять что-либо можно в любой части предложения. Например, apples - green apples - Nick likes green apples - Nick likes green apples very much - Nick and his sister like green apples very much… и так далее.

Игра «Simon Says»

Если произносим фразу, начиная с Simon says, то команду надо выполнить, если нет, то выполнять не нужно. Например, Simon says «touch your elbow», значит, надо сделать, если просто «touch your elbow», то не нужно. Игра кажется простой, но, когда начинаешь быстро говорить, многие путаются. Детям весело, плюс дополнительная возможность встать с мест, размяться) Особенно, если часто говорить, Simon says «touch your toes».

Игра «Telephone»

Глухой телефон, говорим слово на ушко первому, дети передают то, что услышали шёпотом по цепочке, последний озвучивает. Такие чудеса происходят, иногда какой-нибудь hippo запросто превращается в cat)

Игра «Treasure Hunt»

Очень люблю эту игру! Прячу по классной комнате (или по школе) разные записочки с заданиями и инструкцией, где искать следующее. Либо у детей заранее есть карта, по которой они передвигаются, разделившись на две или несколько команд. Только тут помощники нужны будут. В конце их ждёт «сундук» с сокровищами. Можно набросать туда конфет. «Сокровище» на ваше усмотрение. Если делаю карты, края немного обрабатываю огнём, чтоб были похожи на старинные.

Игра «In The Bag»

Складываем в непрозрачный пакет различные предметы, дети по очереди подходят, закрывают глаза, достают один предмет и на ощупь определяют его, называют по-английски.

Игра «Hot Potato»

Мячик - это горячая картошка! задерживать в руках надолго нельзя, обожжёшься! Бросаем по кругу мяч, называя слова из определённой темы или на какую-нибудь букву.

Игра «Puzzles»

Пишем слова или фразы на листах бумаги, разрезаем на кусочки разной формы. Делимся на 2 команды и собираем puzzle на скорость.

Игра «Card hopping»

Дети очень любят, когда на уроках они могут хорошенько подвигаться. Делаем на листах А4 островки с картинками, делимся на 2 команды, перемешиваем карточки и даём одинаковое количество каждой команде, по очереди, каждый из игроков должен перебраться на другой берег (до противоположной стены), вытягивая по одной карточке, называя предмет по-английски, бросая его на пол и наступая на «островок».

Игра «Unscramble»

Делаем карточки с изученными словами, но в словах перепутаны буквы, нужно это исправить. Делаем на скорость. Можно ещё, чтобы потом сопоставили с картинкой, переводом, дефиницией и т.д.

Игра «Miming Games»

Эту игру легко делать с глаголами, обозначением эмоций. Ученик получает карточку со словом и показывает движениями, выражением лица, остальные угадывают.

Игра «Stand in a Line»

Раздаю детям крупные карточки с буквами, потом называю слово, и детки выстраиваются в линию в определённом порядке. Или составляют предложения из слов, так же выстраиваясь в линию.

Игра «Find Your Match»

Делимся на 2 команды, ученики одной получают карточки со словами, а другой - с картинками, затем все встают с мест и ищут свою пару. После этого можно какую-нибудь парную работу делать, чтобы дети не привыкали работать с одним и тем же партнёром.

Игра «Cakes or Cookies»

Опять же делимся на две команды, на Cakes и на Cookies. Одни реагируют только на вопросы с положительным ответом, другие с отрицательным. Потом меняемся, отлично для отработки простых общих вопросов -ответов.

Игра «Fishing»

Тут надо подготовиться, делаем удочки, на которые цепляем магнитики, а поймать рыбакам нужно карточки со словами, на которых прикреплена железная скрепка.

Игра «Touch and Run»

Шумно, весело, хорошо подходит для маленьких деток, пока они ещё мало говорят, но уже неплохо понимают. Располагаем карточки с картинками по всей классной комнате, по команде, дети должны найти карточку и показать учителю. Тот, кто карточку первый взял и правильно показал, оставляет её у себя. Побеждает ученик с наибольшим количеством карточек.

Игра «Blind Artist»

Завязываем ученику глаза и просим нарисовать разные предметы. Получается очень смешно.

Игра «Opposites»

Встаём в круг, бросаем мяч, называя слово, тот, кто мяч поймал, должен назвать антоним, затем назвать своё слово и бросить кому-нибудь мяч. Хорошо при отработке прилагательных. Варианты могут быть какие угодно - степени сравнения, синонимы, (назвать следующее), дни недели (тоже назвать следующее или предыдущее), или называем существительное, а тот, кто ловит мяч, называет соответствующее прилагательное, или слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего и т.д.!

Игра «What’s Missing»

На столе выставляем игрушки, фрукты, карточки, что угодно. Все вместе проговариваем, затем дети закрывают глаза, мы прячем один предмет, они глаза открывают и называют, какой предмет пропал. Можно начать с небольшого количества предметов, потом постепенно увеличивать.

Игра «Secret Picture»

Показываем карточки с картинками, затем картинку почти полностью закрываем, оставляя ма-а-аленький кусочек (кончик хвостика мышки, например), дети должны догадаться и назвать слово.

Игра «Stand Up When You Hear»

Каждому ученику раздать по карточке (или несколько карточек) с изученными словами. Затем учитель читает сказку или историю, как только ученик слышит в ней своё слово, он немедленно встаёт, повторяет это слово, показывает карточку.

Игра «Bingo»

Рисуем решётку из 9 (или более) квадратиков, вписываем любые слова из заданной темы (из главы учебника,чтобы не оказалось неожиданных слов), потом учитель в любом порядке произносит слова, если такое слово у ученика имеется, он его вычёркивает. Первый, кто вычёркивает все слова, говорит Bingo! и он, соответственно, победитель.

Игра «Explain the word»

Делимся на две команды, один из учеников каждой команды садится спиной к доске, учитель записывает слово, участники команд по-английски объясняют его (слово и однокоренные слова называть запрещается), первый, кто угадал, приносит команде один балл, затем игроки меняются местами, чтобы каждый был на месте угадывающего.

Игра «Traffic Lights»

В эту игру мы в детстве играли на родном языке, ведущий отворачивается и называет , перейти дорогу может тот, у кого в одежде такой цвет есть, у кого нет, должен суметь перебежать).

На самом деле, игр очень много, часто импровизируем, что-то переделываем в связи с уровнем, количеством человек и т.д., если дети маленькие, можно придумывать всякие легенды, например, учительницу заколдовали, и она забыла все слова, или «Вы заметили, какой сегодня сильный ветер? Он перепутал нам все буквы в словах.».

В дополнение, несколько игр для запоминания лексики вы узнаете из видео:

А какие игры на запоминание английских слов вы знаете?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Использование лексических игр на уроке английского языка

на начальном этапе обучения .

Игра – путь детей к познанию мира, в котором

они живут и который призваны изменить.

М. Горький.

Современное развитие общества требует от каждого человека все новых знаний и умений, без овладения которыми невозможно ориентироваться в нашем быстроменяющемся мире. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. В связи с этим изменяются требования к начальному образованию, и возникает необходимость раннего обучения иностранным языкам . В качестве конечной цели обучения данному предмету рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. Эта цель подразумевает развитие коммуникативных умений учащихся в устной (говорение и понимание речи на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения, в пределах, обозначенных федеральным компонентом Госстандарта начального общего образования по иностранному языку.

Данная цель корректируется на раннем этапе (2-4 классы) следующим образом:

· Создание устойчивой мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка.

· Накопление лексического запаса в соответствии с Программой

· Формирование когнитивной стратегии.

Из вышесказанного следует, что одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку в начальной школе является работа с лексикой. Приведем требования к лексической стороне речи.

Лексическая сторона речи . Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета , отражающие культуру англоговорящих стран. Начальное представление о способах словообразования : аффиксации (например, существительные с суффиксом - er, - or), словосложении (postcard), конверсии (play-to play). Интернациональные слова (например, doctor, film). (№ 1, стр. 2).

Известно, что одной из ведущих видов деятельности для младшего школьника является игра. Можно предположить, что игра является наиболее эффективной формой усвоения иноязычной лексики в начальных классах .

Просмотрев учебно-методические пособия, учебники по методике, мы выяснили, что в них даются только рекомендации по использованию той или иной игровой ситуации и применение данной игры на уроке зависит полностью от желания или возможностей учителя. Нам интересно исследовать путь лексической игры с начала (то есть с момента, когда возникает необходимость использования данного вида деятельности на определенном этапе работы с лексикой) и до конца (то есть до того момента, когда она имела бы какой-то результат). Исходя из этого, цель данной статьи – проследить, как использование лексических игр на уроке иностранного языка влияет на результативность обучения, а именно на формирование лексического запаса учащихся. Основной упор сделан на исследование младших школьников 2 и 3 класса . В данной статье мы показываем те игры, которые были наиболее интересны детям и имели положительный результат как на этапе введения лексики, так и в процессе совершенствования лексических навыков речи. Учащиеся участвовали в естественном эксперименте, то есть непосредственно работали на уроке, выполняя команды учителя, а мы в свою очередь пытались как можно более объективно проанализировать эффективность использования данной лексической игры на том или ином этапе работы над темой и что наиболее важно, оценить ее результативность. Прежде чем приступить непосредственно к описанию игр, нужно вспомнить, что значит само понятие игра для младшего школьника с точки зрения его психического развития. Дети 8-10 лет сохраняют в структуре мышления наглядно-образные компоненты, но наряду с этим увеличивается способность к абстрактному мышлению, обобщению. Все это создает благоприятные условия для овладения иностранным языком. На первом году обучения срабатывает интерес к новому учебному предмету и еще не вступают в силу законы забывания. В меньшей степени проявляется также внутриязыковая интерференция. Кроме познавательной мотивации действует и собственно коммуникативная, ученику хочется поскорее заговорить, читать и писать на новом языке. Они лучше переносят тренировочную работу и включаются в игру. Говоря об особенностях организации речевой деятельности на уроке иностранного языка, следует помнить, что обучение детей раннего школьного возраста все еще легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легко моделируются в игре, которая продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности для детей. Познавательный интерес младших школьников становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, они одновременно выполняют действие – раскрашивание, рисование, вырезание фигур из бумаги, конструирование. Чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность урока.. Таким образом, можно сделать вывод, что психологические особенности детей этого возраста дают возможность, благодаря использованию игровых приемов, не только осваивать большие дозы материала, но и систематизировать его с помощью занимательных приемов, схем и т. д. Напомним, что в данной статье мы рассматриваем игру как средство обучения. Дадим следующее определение игры. Игра – это ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками: эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого высказывания. Безусловно, игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемого, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся думать, волноваться и переживать. Во время игры дети непроизвольно находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и друг друга, многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивает хорошее усвоение языкового материала.

Все игры делятся на языковые и речевые. Языковые игры : фонетические , игры-задачи, лексические (кроссворды, чайнворды, игра в слова: каждое последующее слово начинается на конечную букву предыдущего и т. д.), грамматические, игры с фразами, игры для обучения чтению, аудированию, говорению, смешанные и коммуникативные игры. Речевые игры включают в себя сюжетно-ролевые игры сказочного и бытового содержания, имитационно-ролевые игры познавательного содержания.

Ниже даны примеры лексических игр, которые мы предлагаем на определенном этапе работы над лексикой.

1. Цель: первичное закрепление лексики по теме «Writing letters to your friends». После введения лексики по картинкам можно дать такое задание: Find all words with a word letter / post . (Ответы: letter-box, postcard, postman, post-office).

2. Для наиболее лучшего усвоения лексических единиц используется прием систематизации лексики под названием кластер. Например, перед детьми ставим вопрос: What can we do with letter? На доске пишем ключевое слово letter и обводим его в кружок, от него ставим стрелочки, под ними пишем write , read , post , send , get . Затем можно попросить детей поставить глаголы в логической последовательности.

3. Игра «Snowball» проводится с целью активизации лексических навыков. Данную игру можно провести как между командами, так и между несколькими учениками, вызвав их к доске. Например, задаем тему «Food». Первый ученик называет одно слово, второй должен повторить его слово и сказать свое. Таким образом, у детей развивается память, внимание и умение слушать друг друга. 4. Игра «Wordchain». Цель: развивать умение правильно соотносить графический и слуховой образ слова. Дети должны составить цепочку слов, чтобы каждое последующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего. Чтобы усложнить задание, можно ограничить тему или нарисовать на доске длинный прямоугольник, разделить его на квадраты, определив тем самым количество букв в каждом слове. И, наоборот, под каждым предполагаемым словом разместить картинку, чтобы ребенок знал какое слово надо вписать в клеточки. Таким образом, ему останется только правильно его написать. 5. Игра «Подбери подпись к картинке». Цель: тренировка употребления в речи слов-исключений по теме « Множественное число существительных». Дети делятся на команды. Каждая команда получает по пять карточек, на каждой из которых написано существительное в единственном или множественном числе и пять картинок, соответствующих надписям. Дается задание: кто быстрее и правильнее подберет подпись к картинкам.

6.Игра «What can you see? ». Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления. Детям показываются картинки на тему « Животные». Но каждая из картинок закрыта листком бумаги, в котором прорезана круглая дырка. Учитель водит по картинке этим листком и дети, видя только фрагменты данной картинки, должны догадаться, кто там изображен. Игра может проводиться по любой теме.

7. «Лото». Данная игра может иметь множество вариантов исполнения в зависимости от того, какие цели перед ней поставлены. Цель: развитие умений использования транскрипции. Учащимся даются карточки, в которых все слова записаны в транскрипции. Учитель произносит слово, а ученик должен найти на своей карточке это слово и если оно есть, закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто быстрее всех закроет слова на своей карточке. После игры проводится проверка.

8. Игра «Капризный ребенок». Цель игры: введение речевого образца « I want a …». На столе у учителя стоят разные игрушки-животные. «Дети, представьте, что вы зашли в магазин игрушек, но вы такие невоспитанные, что сразу стали просить у мамы все подряд: « I want a frog. I want a dog…». Давайте поиграем в капризных детей».

9. Цель: тренировка употребления речевого образца «Do you have…?» в речи. Четыре человека встают лицом к классу, держа за спиной игрушечных животных. Те, кто находится в классе, должны отгадать этих животных, задавая вопрос «Do you have a lion? Do you have a bear? …». Таким же образом можно тренировать вопрос « Is it…?».

10. «Кроссворд». Цель: развитие орфографических навыков. Решения разнообразных кроссвордов помогает детям не только запомнить произношение слова, но и его правописание.

11. Игра «Переводчик». Цель: активизация навыков употребления глаголов в 1 и 3 лице. Дети встают в круг. Один ученик бросает мяч и рассказывает о себе, второй ученик ловит мяч и рассказывает о первом ученике; затем он бросает мяч следующему и рассказывает о себе: «I like to play».- «She likes to play. I can play the piano». – « He can play the piano. I want to swim». – « He wants to swim…».

12. Игра «Назови антоним ». Цель: совершенствование лексических навыков. Учитель называет слово, а ученики подбирают к ним антонимы: fat - slim, clean - dirty, nice – ugly, old - new, good – bad, big - small.

13. Игра «Назови рифму». Цель: активизация ранее изученной лексики по программе; развитие внимания, логического мышления. Учитель называет слово, ученики должны подобрать рифму к этому слову: green - clean, fat - hat, light – night, house - mouse .

14. Цель: активизация лексических навыков по теме «My flat». Класс делится на команды. Каждая команда получает листок с описанием комнаты и чистый лист бумаги. Дети должны прочитать это описание, понять и на чистом листе изобразить все предметы, которые находятся в комнате.

15. Игра «Оркестр». Цель: тренировка введенной лексики по теме «Музыкальные инструменты» в изученных речевых образцах. «Ребята, давайте создадим музыкальный оркестр. Выберите себе инструмент, на котором вы хотите играть». Дети, выбирая инструмент, говорят: « I want to play the drum. I want to play the violin. I want to play the piano». После того, как все выбрали себе инструменты, они говорят: «I can play the piano. I can play the violin».

16. Игра «Agree. Disagree». Учитель в быстром темпе произносит слова или утверждения с различными словами, например, по теме «Продукты». Задание для учеников: выразить согласие, если учитель прав, не согласится с ним, если он не прав. «You like honey. – I don’t like honey. You like sweets. – I like sweets».

Данные игры апробированы нами в ходе описанного выше эксперимента и доказали свою эффективность в процессе усвоения лексики во 2-4 классах на уроке иностранного языка.

Список литературы.

1. ИЯШ №5, 2005.

2. ИЯШ №8, 2005.

3. « Методика обучения иностранному языку в средней школе », М., Просвещение, 1991.

4. « Поурочные разработки по английскому языку», М., Вако, 2007.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Языковые игры предназначаются для формирования произносительных лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком. Языковые игры включают в себя: фонетические, грамматические, орфографические и лексические игры.

Лексические игры преследуют следующие цели:

Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

Активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

Развивать речевую реакцию учащихся;

Познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Игры могут быть предназначены как для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, например: числительных, прилагательных, так и соответствовать определенным темам, например, «Покупки», «Одежда» и т. д.

В данном сборнике представлен материал для учителей, работающих в 5-6 классах, а также - 3-4 классах, при условии изучения английского языка с 1-2 класса, на примере темы «Моя семья». Лексические игры можно использовать на уроках, дополнительных занятиях (групповых или индивидуальных), внеклассных мероприятиях. Лексические игры, как и любые другие виды игр, могут быть использованы на уроках английского языка во всех классах, достаточно лишь переработать и адаптировать материал под изучаемую тему.

Лексические игры различной тематики

Числительные

Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

Запретное числительное

Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: учитель называет запретное числительное. Обучаемые хором считают (сначала называют количественные, затем порядковые числительные). «Запретное»числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.

Последняя буква

Ход игры: образуется две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово.

Рассказ по рисунку

Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы. Характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.

Самый интересный рассказ

Цель: активизация лексики по изученным темам развитие навыков монологической речи.

Ход игры: образуется две команды. Каждой дается задание составить рассказ на определенную тему («В зоопарке», «Спортивные игры», «Поездка за город» и т. д.). выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньшее количество ошибок.

Синонимы

Ход игры: на контрольном листе в левой колонке приводятся прилагательные, в правой – их синонимы или прилагательные, близкие по значению. Из картона или бумаги вырезается 36 прямоугольных карточек, на каждой пишется прилагательное из левой колонки контрольного листа. Карточки кладутся в одну коробку. Во вторую кладут 36 таких же карточек с прилагательными-синонимами или прилагательными, близкими по значению, записанными в правой колонке контрольного листа. Участники игры получают одинаковое количество карточек с синонимами. Ведущий вынимает из первой коробки по одной карточке, читает вслух прилагательные. Играющие должны быстро подобрать синонимы к называемым прилагательным. Выигрывает тот, кто подберет больше синонимов.

Чайник (английская игра)

Цель: формирование и развитие контекстуальной догадки.

Ход игры: ведущий выходит за дверь. В это время играющие выбирают несколько омонимов и придумывают фразу. Когда ведущий входит в комнату, играющие по очереди произносят придуманные ими фразы, вставляя в них вместо одинаково звучащих слов слово «чайник» (teakettle).

Например: I said good teakettle when I went to the little store teakettle the bank to teakettle some meat. (я сказал «хороший чайник», когда пошел в маленькую лавочку чайник банком, чтобы чайник немного мяса). Здесь teakettle заменяет слова bye, by, buy. Ведущий должен догадаться, что вся фраза означает «Я сказал «до свидания», когда пошел в лавочку рядом с банком, чтобы купить немного мяса».

Испорченный телефон

Ход игры: играющие садятся в кружок. Каждый получает номер. Ведущий шепчет игроку под номером 1 на ухо какое-нибудь сообщение. Игрок под номером 1 передает шепотом то, что услышал, игроку под номером 2. Так сообщение передается по кругу, пока в игру не вступит участник, сидящий справа от ведущего. Этот последний игрок громко повторяет то, что он услышал. Почти наверняка это будет совсем не то сообщение, с которого началась игра.

Найди рифму

Цель: развитие лексического навыка.

Ход игры: один из играющих называет любое слово, пришедшее ему в голову, желательно короткое. Второй должен назвать слово, рифмующееся с первым, третий – добавить еще слово в рифму и т. д. Тот, кто не может назвать слово в рифму, получает минус. Когда у кого-нибудь из играющих наберется 3 минуса, он выходит из игры. Выигрывает оставшийся последним.

Цель: закрепление лексики по пройденной теме.

Ход игры: Первый играющий говорит Today I had for dinner some и называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы “A” (apples). Второй ученик говорит Today I had for dinner some apples and bananas, повторяя то, что назвал его товарищ, и называя слово на букву “B”. И так далее, пока все ребята не выполнят условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него учащимися, и назвать свое слово, выбывает из игры.

Аналогичны условия игр: My grandmother’s trunk (My grandmother keeps an anorak in her trunk), My neighbour’s cat (My neighbour’s cat isan awful cat).

Цель: развитие лексического навыка.

Ход игры: составить рассказ таким образом, чтобы каждый играющий по очереди добавлял к предыдущему одно слово, пока не получится небольшой рассказ 1)One 2)day 3)Jack 4)met 5)a hippopotamus 6)walking 7)down 8)the road.

Цель: развитие лексического навыка.

Ход игры: построение лестницы из слов, в которых постепенно увеличивается количество букв. Один из играющих выбирает букву, а остальные записывают лестницу слов, например: I, in, ink, into, image, inside, illness, illusion, important, impossible, improvement, indifference, intelligently, implementation.

Цель: развитие лексического навыка.

Ход игры: составление слов при помощи добавления 1-2 букв к слову и перестановки букв в слове, например: Nose+c=scone, vest+o=stove, lead+i=ideal.

Цель: развитие лексического навыка.

Ход игры: наугад выбираются 9 букв и в течение заранее определенного времени играющие должны составить из данных букв наиболее длинное слово, например: аtenoriml –terminal.

Варианты кроссвордов с числительными 0-12

Лексические игры по теме «Семья»

Члены семьи.

Ход игры: образуется две команды. Справа и слева на доске записываются вразброску одинаковое количество слов на английском языке (русском языке). Учитель называет слова на русском языке (английском языке) одно за другим. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названное слово на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Синонимы

Цель: формирование лексического навыка.

Ход игры: две команды. Справа и слева на доске записываются вразброску одинаковое количество слов на английском языке (русском языке). Учитель называет слова на русском языке (английском языке) одно за другим. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названное слово на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием. Например: grandmother – Granny.

Притяжательный падеж существительных

Игру Синонимы можно провести по-другому, предложив учащимся соединить перепутанные синонимы, при этом закрепить притяжательный падеж существительных на примере темы «Моя семья»:

My mother’s sister my brother

My mother’s son my aunt

Пять слов

Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков.

Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен назвать пять слов по данной теме (количество слов можно увеличивать, начиная с пяти слов). Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.

Женщины, мужчины

Цель: повторение лексики по теме «Моя семья».

Ход игры: первой команде предлагается назвать членов семьи, относящихся к женскому роду, а второй – к мужскому. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

Больше слов

Цель: активизация лексики по изученной теме.

Ход игры: образуется две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную тему. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.

Цель: активизация изученной лексики.

Ход игры: команды получают наборы карточек с буквами. Учитель произносит слово; обучаемые, у которых находятся составляющие его буквы, должны составить из карточек слово. Команда, которая быстрее и без ошибок составит слово, получает очко. Итоги игры подводятся после того как составлено несколько слов.

Анаграмма

Цель: закрепление лексики по теме.

Ход игры: учащиеся получают карточки с набором букв, из которых нужно составить слово по теме «Семья», например: OTEMRH – MOTHER.

Угадай название

Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.

Озвучивание картинки

Цель: активизация лексики по изученным темам, развитие навыков диалогической речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

Морской бой

Цель: активизация лексики по теме.

Ход игры: оба играющих рисуют сетку, например 10х10 клеток. Вертикальные клетки обозначаются цифрами, горизонтальные – буквами. Каждый учащийся пишет заранее обусловленное количество слов по теме «Семья». Слова могут пересекаться, как в кроссворде. Рядом воспроизводится вторая координатная сетка, куда будут вписываться слова противника по мере их обнаружения и угадывания. Каждый играющий по очереди называет число и букву клетки. Противник говорит, есть ли в этой клетке буква или нет. Имея несколько отгаданных букв, можно попытаться угадать слово целиком. Как вариант этой игры можно называть букву алфавита. В этом случае противник называет все цифры и буквы клеток, где встречается данная буква. В предлагаемом варианте игры предпочтительнее использовать большое поле и большое количество слов. Играющим следует отмечать, какие буквы были уже названы.