Методическая разработка по физике (7 класс) на тему: Урок Вес тела. Связь между массой тела и силой тяжести. «Единицы силы. Урок: Единицы силы. Динамометр


Тема:

Класс: 10

Тип урока : комбинированный

Цели урока: Образовательные

Воспитательные

Развивающие

Средства обучения:

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

2. Искусство субъективно

3. Образность (худ.образ)

5. Индивидуальное восприятие)

пространственных искусств временных искусств

3.Изучение нового материла

Тема: Роль экономики в жизни общества

Экономика

потребление

Стр 127 – читают вслух положения

валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения

Уровнем бедности

Читают стр 132- 134

(

(

(

(

5. Домашнее задание

Тема: Роль экономики в жизни общества

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Расширить и углубить знания об экономике, и ее роли в жизни общества

Воспитательные

Развивающие — умение коллективно работать; умение слушать другие точки зрения, задавать вопросы

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 12

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое искусство? (это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литера­туре, музыке, танцах и др.)

2. Назовите особенности искусства (1. Чувственное восприятие

2. Искусство субъективно

3. Образность (худ.образ)

5. Индивидуальное восприятие)

3. Какие вы знаете виды искусства? (Произведения пространственных искусств (живо­пись, скульптура, архитектура и др.) занимают определен­ную часть пространства, не меняются во времени и не на­ходятся в движении. Произведения же временных искусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении того времени, пока ими наслаж­дается зритель или слушатель.)

3.Изучение нового материла

Тема: Роль экономики в жизни общества

Материалы раздела «Общество и человек» познакоми­ли вас с обществом как сложной динамичной системой ос­новными сферами его жизни. Экономическая сфера обще­ства является важнейшей из них, она играет значительную роль в существовании общества: обеспечивает саму возмож­ность жизни людей (производств необходимых благ) деятельности человека (науч­ной, культурной и др.), участие так или иначе каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домаш­нем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.) Экономика – это хозяйственная система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем со­здания и использования необходимых жизненных благ.

Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продлений человеческого рода.

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт, об­разование), так и духовные ценности (предметы искусства, наука и т. д.). _

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования резуль­татов производства для удовлетворения определенных по­требностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влия­ние всех сторон общественной жизни (социальной, полити­ческой, духовной), в свою очередь, также существенно влия­ет на различные явления общественной жизни и общество в целом.

Стр 127 – читают вслух положения

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали прежде всего следствием научно-тех­нической революции, реального превращения науки в непо­средственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производ­ства. На базе всех этих перемен резко возросло материаль­ное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стан­дарты потребления, комфорта и услуг (государства благо­состояния). Здесь важно отметить, что перемены в общест­венном производстве требуют развития творческих, инди­видуальных качеств и способностей основного участника производства - человека.

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товара­ми, услугами и условиями жизни, необходимыми для ком­фортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других на­родов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня бо­гатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами.

Именно эффективное использование производ­ственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эф­фективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще всего используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделен­ная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосо­стояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю­щей среды, степень неравномерности распределения дохо­дов в обществе, доступность культуры, прожиточный ми­нимум и др.

Уровень благосостояния государства в немалой степе­ни зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при реше­нии задач жизнеобеспечения. К таким экономическим ме­ханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тор­говля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производи­телям обмениваться результатами труда на взаимовы­годной основе.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пе­риод, позволяющий обеспечить его физический (физиоло­гический) прожиточный минимум. Представления о бедно­сти в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности.

Условия и способы перехода России к рыночной эко­номике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

Читают стр 132- 134

1. Назовите функции государства в рыночной экономике? (облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики; разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.)

2. Для обеспечения внешней и внутренней безопасности государства, предполагает создание каких институтов?(институты по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие армии.)

3. Назовите важную задачу государства в экономике (охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму.)

4. Каковы же цели государственной политики в сфере экономики? (обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, защита природного комплекса)

5. Чему учат людей условия рыночной конкуренции? (более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений.)

Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами современ­ной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

5. Домашнее задание

В нашей жизни существуют главные и второстепенные роли. Нашу жизнь можно подразделить на разные сферы общественной жизни. Одним из элементов общества является экономическая сфера. Экономическая сфера -- главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. К экономике обычно относят все то, что связанно с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных трудом человека. Главная цель и роль экономики -- это удовлетворение потребностей каждого отдельного человека, потребностей организаций и предприятий, а также всего общества в целом. экономика материальный общество благосостояние

В течение многих столетий проблема -- как удовлетворить многочисленные потребности людей -- решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики: материальное производство и духовное производство. Производство материальных благ - (хлеба, станков, электроэнергии и т.п.) является основой жизни человеческого общества. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности оказываются услуги в области образования, медицины (под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей). Производство должно быть непрерывным.

Уровень развития производства отражается на духовности общества. Если производство развивается по возрастающей, то и потребности в культурных ценностях возрастают. Люди, обретая уверенность в завтрашнем дне, тратят деньги на разнообразные развлечения, приобретают товары для потребления.

Если же производство падает, то растет безработица, появляется неуверенность в завтрашнем дне, растет преступность, наркомания, люди замыкаются как бы в себе. Появляется так называемая субкультура. Преодоление негативных процессов в обществе растягивается на неопределенное время. А это больно ударяет по всем устоям государства: семье, правопорядку и т.п.

Таким образом, уровень жизни зависит от производства и производительности труда. Чем шире и разнообразнее производство, чем выше производительность труда, тем лучше качество жизни и благосостояние народа.

Нам уже известно, что для описания взаимодействия тел используется физическая величина, называемая силой. На этом уроке мы подробнее познакомимся со свойствами этой величины, единицами силы и прибором, который используется для ее измерения - с динамометром.

Тема: Взаимодействие тел

Урок: Единицы силы. Динамометр

Прежде всего, вспомним, что такое сила. Когда на тело действует другое тело, физики говорят, что со стороны другого тела на данное тело действует сила.

Сила - это физическая величина, характеризующая действие одного тела на другое.

Сила обозначается латинской буквой F , а единица силы в честь английского физика Исаака Ньютона называется ньютоном (пишем с маленькой буквы!) и обозначается Н (пишем заглавную букву, так как единица названа в честь ученого). Итак,

Наравне с ньютоном, используются кратные и дольные единицы силы:

килоньютон 1 кН = 1000 Н;

меганьютон 1 МН = 1000000 Н;

миллиньютон 1 мН = 0,001 Н;

микроньютон 1 мкН = 0,000001 Н и т. д.

Под действием силы скорость тела изменяется. Другими словами, тело начинает двигаться не равномерно, а ускоренно. Точнее, равноускоренно : за равные промежутки времени скорость тела меняется одинаково. Именно изменение скорости тела под действием силы физики используют для определения единицы силы в 1 Н.

Единицы измерения новых физических величин выражают через так называемые основные единицы - единицы массы, длины, времени. В системе СИ - это килограмм, метр и секунда.

Пусть под действием некоторой силы скорость тела массой 1 кг изменяет свою скорость на 1 м/с за каждую секунду . Именно такая сила и принимается за 1 ньютон .

Один ньютон (1 Н) - это сила, под действием которой тело массой 1 кг изменяет свою скорость на 1 м/с каждую секунду.

Экспериментально установлено, что сила тяжести, действующая вблизи поверхности Земли на тело массой 102 г, равна 1 Н. Масса 102 г составляет приблизительно 1/10 кг, или, если быть более точным,

Но это означает, что на тело массой 1 кг, то есть на тело в 9,8 раз большей массы, у поверхности Земли будет действовать сила тяжести 9,8 Н. Таким образом, чтобы найти силу тяжести, действующую на тело любой массы, нужно значение массы (в кг) умножить на коэффициент, который принято обозначать буквой g :

Мы видим, что этот коэффициент численно равен силе тяжести, которая действует на тело массой 1 кг. Он носит название ускорение свободного падения . Происхождение названия тесно связано с определением силы в 1 ньютон. Ведь если на тело массой 1 кг действует сила не 1 Н, а 9,8 Н, то под действием этой силы тело будет изменять свою скорость (ускоряться) не на 1 м/с, а на 9,8 м/с каждую секунду. В старшей школе этот вопрос будет рассмотрен более подробно.

Теперь можно записать формулу, позволяющую рассчитать силу тяжести, действующую на тело произвольной массы m (Рис. 1).

Рис. 1. Формула для расчета силы тяжести

Следует знать, что ускорение свободного падения равно 9,8 Н/кг только у поверхности Земли и с высотой уменьшается. Например, на высоте 6400 км над Землей оно меньше в 4 раза. Однако при решении задач этой зависимостью мы будем пренебрегать. Кроме того, на Луне и других небесных телах также действует сила тяжести, и на каждом небесном теле ускорение свободного падения имеет свое значение.

На практике часто приходится измерять силу. Для этого используется устройство, которое называется динамометр. Основой динамометра является пружина, к которой прикладывают измеряемую силу. Каждый динамометр, помимо пружины, имеет шкалу, на которую нанесены значения силы. Один из концов пружины снабжен стрелкой, которая указывает на шкале, какая сила приложена к динамометру (Рис. 2).

Рис. 2. Устройство динамометра

В зависимости от упругих свойств пружины, использованной в динамометре (от ее жесткости), под действием одной и той же силы пружина может удлиняться больше или меньше. Это позволяет изготавливать динамометры с различными пределами измерения (Рис. 3).

Рис. 3. Динамометры с пределами измерения 2 Н и 1 Н

Существуют динамометры с пределом измерения в несколько килоньютонов и больше. В них используется пружина с очень большой жесткостью (Рис. 4).

Рис. 4. Динамометр с пределом измерения 2 кН

Если подвесить к динамометру груз, то по показаниям динамометра можно определить массу груза. Например, если динамометр с подвешенным к нему грузом показывает силу 1 Н, значит, масса груза равна 102 г.

Обратим внимание на то, что сила имеет не только численное значение, но и направление. Такие величины называют векторными. Например, скорость - это векторная величина. Сила - также векторная величина (говорят еще, что сила - вектор).

Рассмотрим следующий пример:

Тело массой 2 кг подвешено на пружине. Необходимо изобразить силу тяжести, с которой Земля притягивает это тело, и вес тела.

Вспомним, что сила тяжести действует на тело, а вес - это сила, с которой тело действует на подвес. Если подвес неподвижен, то численное значение и направление веса такие же, как у силы тяжести. Вес, как и сила тяжести, рассчитываются по формуле, изображенной на рис. 1. Массу 2 кг необходимо умножить на ускорение свободного падения 9,8 Н/кг. При не слишком точных расчетах часто ускорение свободного падения принимают равным 10 Н/кг. Тогда сила тяжести и вес приблизительно будут равны 20 Н.

Для изображения векторов силы тяжести и веса на рисунке необходимо выбрать и показать на рисунке масштаб в виде отрезка, соответствующего определенному значению силы (например, 10 Н).

Тело на рисунке изобразим в виде шара. Точка приложения силы тяжести - центр этого шара. Силу изобразим в виде стрелки, начало которой расположено в точке приложения силы. Стрелку направим вертикально вниз, так как сила тяжести направлена к центру Земли. Длина стрелки, в соответствии с выбранным масштабом, равна двум отрезкам. Рядом со стрелкой изображаем букву , которой обозначается сила тяжести. Так как на чертеже мы указали направление силы, то над буквой ставится маленькая стрелка, чтобы подчеркнуть, что мы изображаем векторную величину.

Поскольку вес тела приложен к подвесу, начало стрелки, изображающей вес, помещаем в нижней части подвеса. При изображении также соблюдаем масштаб. Рядом помещаем букву , обозначающую вес, не забывая над буквой поместить небольшую стрелку.

Полное решение задачи будет выглядеть так (Рис. 5).

Рис. 5. Оформленное решение задачи

Еще раз обратите внимание на то, что в рассмотренной выше задаче численные значения и направления силы тяжести и веса оказались одинаковыми, а точки приложения - различными.

При расчете и изображении любой силы необходимо учитывать три фактора:

· численное значение (модуль) силы;

· направление силы;

· точку приложения силы.

Сила - физическая величина, описывающая действие одного тела на другое. Обычно она обозначается буквой F . Единица измерения силы - ньютон. Для того чтобы рассчитать значение силы тяжести, необходимо знать ускорение свободного падения, которое у поверхности Земли составляет 9,8 Н/кг. С такой силой Земля притягивает к себе тело массой 1 кг. При изображении силы необходимо учитывать ее числовое значение, направление и точку приложения.

Список литературы

  1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.
  2. Перышкин А. В. Сборник задач по физике, 7-9 кл.: 5-е изд., стереотип. - М: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

Домашнее задание

  1. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7-9 классов №327, 335-338, 351.

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Комбинированный урок, 7-й класс

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе.
  • Повторить понятия: «сила», «сила тяжести», «вес тела», «сила упругости».
  • Познакомить с единицами измерения силы.
  • Установить связь между силой тяжести и массой тела.

Воспитательные:

  • Продолжить:
  • воспитание отношения к физике, как к интересной и необходимой науке о мире частью которого являемся мы;
  • воспитывать в ребятах уважение друг к другу и преподавателю посредством положительной установки на доброжелательность через контакт;
  • воспитывать у учащихся умение слушать ответ товарища;
  • формировать у учащихся аккуратность, при работе с записями в тетради, личным примером у доски.

Развивающие:

  • Продолжить:
  • формирование умения высказывать умозаключения;
  • развитие самостоятельности в суждениях;
  • вырабатывать умение воспроизводить полученные знания по плану;
  • развитие логического мышления;
  • развивать у учеников память, внимание.
  • Научить переводить числовое значение силы из одних единиц измерения в другие.
  • Формирование умения изображать силы в заданном масштабе.

Ход урока:

  1. Организация начала урока

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение плана урока для учащихся.

  1. Всесторонняя проверка знаний.

Проверка полноты, систематичности, осознанности и прочности знаний, умений и навыков.

Опрос по карточкам.

На доске заранее нарисованы картинки для каждой из карточек (под номерами). К доске вызываю пятерых учащихся, которые тянут по одной карточке и в течение пяти минут готовятся к ответу у доски. Во время ответа одного из учащихся остальные его слушают, и если отвечающий испытывает некоторые затруднения, то помогают ему выстроить правильный ответ. После того, как учащийся ответил на один, из поставленных вопросов, учитель может, с целью закрепления, либо еще раз повторить его ответ, либо попросить одного из учащихся повторить ответ на этот вопрос.

Карточка №1

  1. Зависит ли сила взаимного притяжения между телами от их массы и расстояния между ними? Если да, то как?
  2. Почему сила тяжести на полюсах Земли несколько больше, чем на экваторе, и других широтах?
  3. Два тела, разной массы (м1 и м2) притягиваютcя друг к другу с силой равной 6 ед. силы. Изобразите силы взаимного притяжения между телами графически.

Карточка №2

  1. Какую силу называют силой тяжести? Как направлена сила тяжести? Как она обозначается?
  2. Как зависит сила тяжести от массы тела?
  3. Масса одного тела в пять раз больше массы другого. Изобразите графически действующие на тела силы тяжести.

Карточка №3

  1. Возрастет, уменьшится или не изменится значение силы тяжести действующей на тело, если его поднять на вершину горы?
  2. Тело, подвешенное на пружине, подняли на вершину горы, при этом пружина:
  1. растянулась;
  2. сжалась;
  3. не изменила свою длину.

Обоснуйте ответ.

  1. Изобразите графически действующие на тела силы тяжести в каждой из ситуаций:

Карточка №4

  1. Что такое деформация?
  2. Какая сила называется силой упругости? Как обозначается сила упругости?
  3. Изобразите графически действующие на тела силы упругости в каждой из ситуаций.

Карточка №5

  1. Какая сила называется весом тела? Как обозначается вес тела.
  2. В чем заключается существенное отличие веса тела от силы тяжести?
  3. Изобразите графически вес тела в каждой из ситуаций:

Ответы на карточки:

Карточка №1

  1. Силы взаимного притяжения между телами зависят от массы тел и расстояния между ними. Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.
  2. Земной шар немного сплюснут у полюсов, поэтому тела, находящиеся около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.

Дано:

m 1 2

Решение:

Изобразить графически силы

Карточка №2

  1. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Сила тяжести обозначается буквой F с индексом: Fтяж. Она всегда направлена вертикально вниз.
  2. Сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела. Во сколько раз масса одного тела больше массы другого, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело больше силы тяжести, действующей на второе. Когда массы тел одинаковы, то и одинаковы и действующие на них силы тяжести.

Дано:

m 2 =5m 1

Решение:

Изобразить графически F тяж

Карточка №3

  1. Так как силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними, то сила тяжести на вершине горы будет несколько меньше, чем у ее подножия.
  2. Так как значение силы тяжести, действующей на тело, на вершине горы будет меньше, чем значение силы тяжести у подножия, то и сила упругости, действующая на тело, со стороны пружины на вершине горы будет меньше. Следовательно, меньше будет и деформация пружины. Пружина сожмется.

Карточка №4

  1. Любое изменение формы и размера тела называется деформацией.
  2. Сила, возникающая в результате деформации тела, и направленная в сторону противоположно перемещению частиц тела, называется силой упругости. Сила упругости обозначается буквой F с индексом упр: Fупр

Карточка №5

  1. Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. Вес тела обозначается буквой P.
  2. Сила тяжести приложена к телу, а вес приложен к опоре или подвесу.

Предложения учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей…

  1. Изучение нового материала

Метод : объяснение с элементами беседа

В : Давайте вспомним, что же такое сила?

О1 : Сила - это физическая величина.

О2 : Сила - это векторная величина.

О3 : Сила является мерой взаимодействия тел.

О4; Сила является причиной изменения скорости движения.

В: Раз сила - это физическая величина, то значит, ее можно измерить? Что же значит измерить какую-нибудь физическую величину?

О: Измерить какую-нибудь величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

У: Действительно, силу, как и любую физическую величину можно измерить, т. е сравнить с силой, принятой за единицу. Единицы физических величин, как вы помните, выбирают условно. Например, можно в качестве единицы силы принять силу тяжести, действующую на то или иное тело. За единицу силы можно принять и силу упругости какой-то пружины, растянутой до определенной длины.

Вы знаете, что сила является причиной изменения скорости тела. Именно поэтому за единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

В честь английского физика Исаака Ньютона эта единица названа ньютоном (1Н). Часто применяют и другие единицы - килоньютоны (кН), миллиньютоны (мН):

1кН=1000Н, 1Н=0,001 кН.

Таким образом, единицей измерения силы является ньютон (Н).

Давайте теперь попробуем определить величину силы в 1Н.

Установлено, что 1Н приблизительно равен силе тяжести, которая действует на тело массой 1/10 кг, или более точно 1/9,8 кг.

В: 1/9,8 кг... сколько же это грамм?

О: Так как в 1 кг - 1000 г, то в 1/9,8 кг - 1000/9,8 г или приближенно: 1/9,8 кг - 102 г.

В: Ребята, а можете ли вы привести пример какого-нибудь тела, масса которого будет равна 100 г?

О: Плитка шоколада имеет массу равную 100г.

У: Действительно, плитка шоколада имеет массу 100 г, но ведь она еще завернута в фантик! Фантик ведь то же имеет какую-то массу. Значит, масса шоколадки с фантиком должна быть чуточку больше, чем масса шоколадки без фантика. Если масса фантика равна приблизительно 2 г, то масса шоколадки с фантиком равна 102г. Значит, на плитку шоколада будет действовать сила тяжести равная 1Н.

Таким образом, на тело массой 102г. (на шоколадку) действует сила тяжести равная 1Н.

В: От чего зависит сила тяжести, действующая на тело?

О1: Сила тяжести, действующая на тело, зависит от массы тела. Чем больше масса тела, тем больше сила тяжести, действующая на него.

О2: Сила тяжести, действующая на тело, зависит от географической широты, на которой находится тело.

О3: Сила тяжести, действующая на тело, меняется, при изменении высоты над поверхностью Земли.

У: Так, как сила тяжести действующая на тело прямо пропорциональна массе тела, то во сколько раз масса одного тела больше массы другого, во столько же раз сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе тело. Если известно, что единицей силы является 1Н, то как рассчитать силу тяжести, которая действует на тело любой массы?

Если мы возьмем одну шоколадку, то на нее будет действовать сила тяжести равная 1Н. Если мы возьмем две шоколадки, то на них уже будет действовать сила тяжести равная 2Н. Если мы возьмем три шоколадки, то на них будет действовать сила тяжести, равная 3Н... Посмотрите, если мы берем тело массой 1/9,8 кг (одна шоколадка), то на нее действует сила тяжести равная 1Н. Если мы берем тело массой 2/9,8 кг (две шоколадки), то на него действует сила тяжести равная 2Н. ...3/9,8 кг - 3Н. ...4/9,8 кг - 4Н. ...9,8/9,8 кг - 9,8Н, т.е. 1кг - 9,8Н.

Значит, если на тело массой 1кг действует сила тяжести равная 9,8 Н, то на тело массой 2 кг действует сила, в два раза большая. Она равна 19,6Н. На тело массой 3 кг - в 3 раза большая и равная 29,4 Н и т. д.

Таким образом, чтобы определить силу тяжести, действующую на тело любой массы, необходимо 9,8 умножить на массу этого тела. Давайте выясним, какую же размерность имеет величина 9,8. Для этого, нам необходимо вспомнить, единицы измерения силы.

В: Как называется единица измерения силы?

О: Сила измеряется в ньютонах (Н).

В: А в каких единицах измеряется масса тела?

О: Масса тела измеряется в кг, г, т.

В: А какая единица измерения массы тела является основной?

О: Основной единицей измерения массы является кг.

У: Таким образом, у нас получается, что Fт=9,8m Н= кг, для того, чтобы выполнялось наше равенство необходимо, чтобы наш коэффициент 9,8 имел размерность Н/кг.

Вместе делаем вывод:

F тяж =9,8 Н/кг * m

Величину 9,8 Н/кг обозначают g, и формула для силы тяжести имеет вид:

F тяж =gm

где m - масса тела, g - называют ускорением свободного падения.

Понятие ускорения свободного падения будет изучено вами в девятом классе.

Обратите внимание на то, что при подстановки массы того или иного тела в эту формулу ее надо выражать в кг.

При решении задач, когда не требуется большой точности, g=9,8Н/кг округляют до g=10Н/кг.

Теперь вы знаете, как зная массу того или иного тела, рассчитать численное значение силы тяжести, действующей на него.

В: А можем ли мы зная массу тела рассчитать численной значение еще какой-нибудь силы? Давайте вспомним, какую силу мы называем весом тела?

О: Весом тела называется сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

В: А можем ли мы что-то сказать о числовом значении веса тела?

О: Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то вес тела по своему числовому значению равен силе тяжести, т.е.

P=Fтяж

У: Действительно, если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то P=Fтяж. Следовательно, вес тела можно определить по формуле:

Например, на столе стоит чайник массой 1,5 кг. Необходимо определить силу тяжести и вес чайника, и изобразить эти силы графически.

Дано:

m=1,5 кг

g=10Н/кг

Fтяж-?

Ответ: Fтяж=P=15Н.

Решение:

Fтяж=gm.

P=gm,

Fтяж=P=10Н/кг * 1,5кг=15Н.

Теперь изобразим силы графически.

В: Для этого нам необходимо вспомнить, как же изображается сила на чертеже?

О: На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце. Начало отрезка - точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в выбранном масштабе модуль силы.

У: Таким образом, для того, чтобы нам изобразить наши силы нам необходимо выбрать масштаб.

В: Какой бы вы выбрали масштаб?

О: Пусть 1Н будет равен отрезку длиной 0,5см.

В: Если мы выберем такой масштаб, то какова будет длина отрезка условно обозначающего модуль силы тяжести?

О: Длина отрезка, обозначающего модуль силы тяжести, в выбранном нами масштабе, будет равна 7,5 см.

В: Не слишком ли длинный этот отрезок? Может удобнее будет выбрать другой масштаб?

О: Удобнее будет изображать силы на чертеже, если, например, 1Н будет равен отрезку длиной 0,2 см. Тогда силу в 15Н необходимо будет начертить отрезком длиной 3 см.

В: Для того, чтобы изобразить ту или иную силу нам необходимо знать к чему эта сила приложена. Давайте вспомним, к чему приложена сила тяжести?

О: Сила тяжести приложена к самому телу.

В: А к чему приложен вес тела?

О: Вес тела приложен к опоре или подвесу.

Изобразим силы на чертеже…

  1. Закрепление нового материала

Метод : мини фронтальный опрос.

В: Что значит измерить какую-либо силу?

О: Измерить какую-либо силу, значит сравнить ее с силой, принятой за единицу.

В: Что принято за единицу силы?

О: За единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

В: Какие единицы силы вы знаете?

О: Н, кН, мН.

В: Чему равна в ньютонах (Н) сила равная 200кН?

О: 200кН=200000Н

О: Для того, чтобы определить силу тяжести, действующую на тело любой массы, необходимо 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела:

F тяж =9,8 Н/кг * m

В : По какой формуле можно определить вес?

О : Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то P=Fтяж. Следовательно, вес тела можно определить по формуле:

P=gm

В : Как изображают силу на чертеже?

О : На чертеже силу изображают в виде отрезка прямой со стрелкой на конце. Начало отрезка - точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в выбранном масштабе модуль силы.

  1. Подведение итогов

Сегодня на уроке мы повторили понятия: понятие «сила» и ее характеристики (точка приложения, направление, величина); понятие «сила тяжести»; понятие «вес тела»; понятие «сила упругости». Вы познакомились с единицами измерения силы. Научились переводить числовое значение силы из одних единиц измерения в другие. Выяснили, как зависит сила тяжести от массы тела. Научились: рассчитывать значение силы тяжести, действующей на то или иное тело; рассчитывать значение веса тела, если оно находится на горизонтальной и неподвижной (или равномерно движущейся) опоре, изображать силу тяжести и вес тела графически, в выбранном вами масштабе.

  1. Домашнее задание
  1. §27;
  2. Упр. 9 стр. 64 – письменно.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Дьяковка Краснокутского района Саратовской области

Методическая разработка

урока физики в 7 классе:

«Вес тела. Единицы силы.

Связь между силой тяжести

и массой тела».

Разработала:

учитель физики

МОУ сош с. Дьяковка Тарабрина Л.А.

Пояснительная записка.

Активная форма обучения с использованием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на обычные занятия. Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов: все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности. Достоинство урока: активное участие самих ребят в освоении нового материала; многократное повторение решаемых проблем; соответствие выполняемых заданий; отражение каждого этапа урока в наглядном эквиваленте - слайдах презентации.

Тема: «Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

Цель: образовательные - уяснить понятие «Вес тела», получить первые представления о нем. Определить единицы силы – ньютон. Познакомить с формулой, определяющей связь между силой тяжести и массой тела.

Развивающие – развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.

Воспитательные - способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация, дидактические карточки.

    Штатив

    Груз, подвешенный на нити

    Металлическая линейка

    Два бруска

    Тело произвольных размеров

Ход урока

    Орг. момент

Урок начинается с вступительного слова учителя: - Жизнь очень интересна и многогранна. Кажется, что все уже знаешь, но перелистывая новую страницу жизни, убеждаешься в том, что многое ещё впереди…

    Подготовка к восприятию нового материала

На предыдущих уроках мы говорили о том, что всё в мире взаимодействует и мерой этого взаимодействия является сила.

    Актуализация знаний учащихся

Фронтальный опрос.

Что такое сила?

От чего зависит результат действия силы на тело?

Мы уже познакомились с двумя видами сил. Какими?

    Сила тяжести. Что это за сила?

    Сила упругости. А что вы знаете о силе упругости?

(Слайд презентации)

Для того, чтобы переступить ещё одну ступень познания, я предлагаю вам выполнить задание: у каждого из вас имеется лист с вопросами. Вам необходимо ответить на каждый из вопросов и взять из ответа определенную букву, вписав её в окошко трафарета.

    вариант

(взять из ответа 1 букву)

Ответ:

2. Один из видов деформации (взять из ответа 7 букву)

Ответ:

(взять из ответа 8 букву)

Ответ:

4. Мера взаимодействия тел (взять из ответа 3 букву)

Ответ:

5. Изменение формы и размеров тел

(взять из ответа 10 букву)

Ответ:

    вариант

1.Тело, со стороны которого действует сила тяжести

(взять из ответа 1 букву)

Ответ:

2. Мера взаимодействия тел (взять из ответа 4 букву)

Ответ:

3. Единица измерения массы тела в системе «С.И.»

(взять из ответа 1 букву)

Ответ:

4. Изменение формы и размеров тел

(взять из ответа 4 букву)

Ответ:

5. . Один из видов деформации

(взять из ответа 8 букву)

Ответ:

Ребята, на следующем этапе нашего урока Вы должны будете высказать свое мнение о правильности рисунков, изображенных на слайдах.

    Точка приложения силы тяжести, её направление

    Точка приложения силы упругости, её направление

    Правильность написания формулы закона Гука

    Сравнение модуля силы тяжести, действующей на тела разной массы.

F тяж. F упр.

3. F тяж = к * ΔХ 4.

F тяж1 > F тяж2

На слайде отражается правильность ответов учащихся.

    Открытие нового знания

Следующий этап урока начинается с привлечения внимания учащихся на тело, подвешенное на нити.

Объясните, пожалуйста, что происходит с данной системой тел?

Предположите, что произойдет с телом, если нить обрезать?

(На опыте подтверждается ответ и объясняется полученный результат).

Затем на линейку, опирающуюся на два бруска, ставится гиря. Линейка прогибается – деформируется, но гиря не падает под действием силы тяжести.

Что происходит с линейкой?

Почему не падает цилиндр под действием силы тяжести?

На основе совместных рассуждений приходят к выводу: так как действие тел друг на друга носит взаимный характер, то есть, всё вокруг взаимодействует, значит, не только деформируется линейка, но и гиря.

Как линейка действует на тело с силой, которую назвали силой упругости.

Так и тело действует на линейку с силой, которую назвали весом тела.

- Тему сегодняшнего урока: Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Деформированное, сжатое тело давит на опору или подвес с силой, которую назвали весом тела. Если тело подвешено на нити (подвесе), то растянута не только нить, но и само тело.

Вес тела- это сила, с которой тело вследствие своего притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Вес тела- векторная величина и обозначается буквой P.

Однако следует помнить, что сила тяжести приложена к телу, а вес приложен к опоре или подвесу.

Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то вес тела равен силе тяжести:

P=F тяж.

Вы знаете, что сила является причиной изменения скорости, поэтому за единицу силы принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

Обозначается сила буквой F.

В честь английского физика И. Ньютона эта единица названа Ньютоном (1Н)

Применяются и другие единицы- килоньютон (кН) и миллиньютон(мН)

Всё это дети воспроизводят в тетради, и показывается на очередных слайдах презентации.

Если единицей силы является 1 Н, то как рассчитать силу тяжести, которая действует на тело любой массы?

Оказалось, что на тело массой 1 кг действует сила тяжести, равная 9,8 Н. Значит на тело массой 2 кг действует сила, в 2 раза большая. Она равна 19,6 Н. На тело массой 3 кг- в 3 раза большая и равная 29,4 Н и т.д.

Таким образом, чтобы определить силу тяжести, действующую на тело любой массы, необходимо 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела.

F тяж=9,8 Н/кг*m

g =9,8 Н/кг = 10 Н/кг – ускорение свободного падения

F тяж= g m

P =F тяж=gm

Давайте посмотрим, как изображаются сила тяжести и вес графически. Для этого откроем учебники на странице 64, рис. 68. Кто ответит, как приложены эти силы на рисунке?

    Применение полученных знаний

На следующем этапе нашего урока попробуйте применить полученные знания для решения задач по теме.

На слайде изображены краткие условия задач, которые необходимо решить устно и числовой результат каждой задачи должен соответствовать порядковому номеру буквы в алфавите, который предоставляется заранее на каждую парту.

m = 2,1кг m=1,4 кг Р=150Н

g= 10 Н/кг g= 10 Н/кг g= 10Н/кг

4. m -? 5. F тяж -? 6. . Р -?

Для закрепления основных понятий, полученных на уроке, на каждую парту раздаётся комплект игры «ПАЗЛ», состоящий из двух карточек, на одной из которых вопросы, а на другой, разрезанной на несколько частей, ответы. Ученики должны составить определенную картинку, накладывая разрезанные части ответов на соответствующие вопросы.

Неразрезанная карточка:

Сила, действующая на тело со стороны Земли

Найти силу тяжести, действующую на тело массой 2кг.

Точное числовое значение коэффициента пропорциональности между силой тяжести и массой тела

Запишите формулу закона Гука

Сила, действующая на тело со стороны опоры

Р = ? * g

Изменение формы и размеров тела

Величина, единица измерения которой 1 Н

Сила, действующая на опору со стороны тела

Разрезанная карточка:

Сила тяжести

F =20Н

g= 9,8 Н/кг

F = - к * ΔХ

Сила упругости

Деформация

Сила

Вес тела

Результаты проверяем на слайде.

Результаты работы учащихся отражаются на очередном слайде презентации к уроку.

    Итог урока

После выполнения задания урок заканчивается вопросом, обращенным к учащимся:

Что мы узнали нового? Для чего люди должны знать, что такое вес тела? Какую определенную ступень в освоении жизни преодолели?

7. Домашнее задание

На предпоследнем этапе урока задаётся домашнее задание и даётся комментарий к его выполнению: §26,27; упр. 9(1,2,4) стр64

    Рефлексия

Ваше настроение в конце урока. Проанализируйте, пожалуйста, «движение» своих мыслей, чувств, ощущений, которые возникли у вас в течение урока:

Удивлен,

Безразличен,

Радостно восхищен,

Встревожен,

Раздражен,

Спокоен.