Михаил Лермонтов — Тучи: Стих. Лермонтов михаил - тучи Птички небесные вечные странники

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти сти­хо­тво­ре­ние «Тучи» к жанру элегии?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

М. Ю. Лермонтов, 1840

Называя тучи «вечными странниками», поэт на­де­ля­ет яв­ле­ние при­ро­ды че­ло­ве­че­ски­ми свойствами. Ука­жи­те на­зва­ние со­от­вет­ству­ю­ще­го приема.

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение — изоб­ра­же­ние не­оду­шев­лен­ных пред­ме­тов как одушевленных, при ко­то­ром они на­де­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ: даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать.

Тучки небесные, веч­ные странники!

В ре­аль­ной жизни тучки не стоят на месте, по­это­му Лер­мон­тов срав­нил их с «вечными странниками»

Ответ: олицетворение.

Ответ: олицетворение

Вторая стро­фа сти­хо­тво­ре­ния со­дер­жит «безответные» вопросы. Как они называются?

Пояснение.

Такие во­про­сы на­зы­ва­ют­ся риторическими. Дадим определение.

Риторический — это вопрос, ответ на ко­то­рый не тре­бу­ет­ся или не ожи­да­ет­ся в силу его край­ней очевидности.

Ответ: риторические.

Ответ: риторические|риторический|риторическийвопрос

Какая сти­ли­сти­че­ская фи­гу­ра ис­поль­зу­ет­ся по­этом в при­ве­ден­ных строках?

Или на вас тя­го­тит пре­ступ­ле­ние?

Или дру­зей кле­ве­та ядо­ви­тая?

Пояснение.

В при­ве­ден­ных стро­ках ис­поль­зу­ет­ся анафора. Анафора — единоначатие. По­вто­ре­ние слова «или».

Или на вас тя­го­тит преступление?

Или дру­зей кле­ве­та ядовитая?

Ответ: анафора.

Ответ: Анафора

Арина Звягинцева 05.03.2017 17:28

А это не эпифора? В самом стихотворении эти строки стоят в конце строфы. То есть, это как единая концовка.

Татьяна Стаценко

Нет, речь идёт о конкретных строках в формулировке самого задания.

Укажите сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на со­че­та­нии оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков в стро­ке и уси­ли­ва­ю­щий зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность стиха («С ми­ло­го се­ве­ра в сто­ро­ну южную»).

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся аллитерация. Дадим определение.

Аллитерация — по­вто­ре­ние в сти­хо­твор­ной речи (реже в прозе) оди­на­ко­вых со­глас­ных зву­ков с целью уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти ху­до­же­ствен­ной речи; один из видов звукописи.

«С ми­ло­го се­ве­ра в сто­ро­ну южную»

Повторение звука «с».

Ответ: аллитерация.

Ответ: Аллитерация

Укажите трех­слож­ный размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние М. Ю. Лер­мон­то­ва «Тучи» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Дактиль — трех­слож­ный сти­хо­твор­ный размер, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся че­ре­до­ва­ни­ем од­но­го удар­но­го звука и двух без­удар­ных за ним.

ТУЧки не / БЕС­ные / ВЕЧ­ные / СТРАНники

Ответ: дактиль.

Ответ: Дактиль

Какие про­из­ве­де­ния рус­ских поэтов, отоб­ра­жа­ю­щие связь между внут­рен­ним миром че­ло­ве­ка и природой, со­звуч­ны лер­мон­тов­ским «Тучам»?

Пояснение.

Внутренний мир лирического героя Лермонтова связан с миром природы. Тучки одиноки, как и сам поэт. Куда просится его душа, куда попадёт он, не знает. Герой гоним ветром, как тучи.

Тема взаимосвязи внутреннего мира человека и природы раскрываются в стихотворении Тютчева "Тени сизые смесились", в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Центральной темой стихотворения Ф. Тютчева «Тени сизые смесились» и «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова является тема единения человека и его божественного разума с миром природы. В обоих стихотворениях звучат ночные раздумья лирического героя, его невыразимая тоска. Единственным выходом из мучительного одиночества для души человеческой становится попытка слиться с окружающим миром. В этом стихотворения Лермонтова, Тютчева созвучны.

Пояснение.

Эле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) - жанр ли­ри­че­ско­го рода литературы; в ран­ней ан­тич­ной по­э­зии - стихотворение, на­пи­сан­ное эле­ги­че­ским дистихом, не­за­ви­си­мо от содержания; позд­нее (Каллимах, Овидий) - сти­хо­тво­ре­ние с ха­рак­те­ром за­дум­чи­вой грусти. Эле­гии при­су­щи устой­чи­вые черты: интимность, мо­ти­вы разочарования, не­счаст­ли­вой любви, одиночества, брен­но­сти зем­но­го бытия, опре­де­ля­ет ри­то­рич­ность в изоб­ра­же­нии эмоций. Эле­гия яв­ля­ет­ся клас­си­че­ским жан­ром сен­ти­мен­та­лиз­ма и романтизма. Сти­хо­тво­ре­ние Лер­мон­то­ва «Тучи» от­но­сит­ся к ро­ман­ти­че­ской лирике. В нем как раз и зву­чат мо­ти­вы одиночества, разочарования, под­ни­ма­ет­ся про­бле­ма смыс­лы жизни. Все это поз­во­ля­ет при­чис­лить сти­хо­тво­ре­ние к жанру элегии.

Ираклий Андроников писал: «Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и восхищению его поэзией примешивается чувство сожаления и горечи».

Печалью, отчаянием, одиночеством, предчувствием будущей разлуки с родной землей проникнуто и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи». Что побудило поэта обратить свой взор к вечным небесным странникам - тучам?

Стихотворение написано в день отъезда в ссылку на Кавказ, на квартире у Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с поэтом. По свидетельству В.А. Соллогуба, Лермонтов слагал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Невою и Летним садом…

«Тучами» Лермонтов заключил сборник своих стихотворений и поставил дату: апрель 1840, тем самым обозначив и дату своего изгнания.

Этому стихотворению и посвящён наш урок.

Продолжаем знакомиться творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова (рис. 1), проанализируем стихотворение «Тучи».

Рис. 1. П. Заболотский. Портрет М.Ю. Лермонтова. 1837 г. ()

В 1840 году М.Ю. Лермонтов за дуэль снова был сослан на Кавказ (рис. 2). (Первый раз, в 1837 году, он был отправлен туда за стихотворение «Смерть поэта» - отклик на смерть А.С. Пушкина). На Кавказе шла война, царь распорядился назначить М.Ю. Лермонтова в полк, который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери.

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март - апрель 1838. ()

Поэт понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знаменит: о нем писали критики, спорили читатели. М.Ю. Лермонтов хотел подать в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе, но этому не суждено было осуществиться.

Один из современников вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!». Несколько человек гостьей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез...» (по воспоминаниям В.А. Соллогуба).

Обратимся к стихотворению.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В начале первой строфы поэт обращается к тучам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины, они всю жизнь путешествуют по небу. Небо поэт называет «степью лазурною», потому что бескрайняя степь словно отражается в небесном зеркале, а отражаясь, приобретает голубоватый оттенок. Так поэт будто бы расширяет пространство, делая его бесконечным.

Прием инверсии помогает выразить настроение устремленности, неуспокоенности, тревоги.

ИНВЕРСИЯ - необычный порядок слов в предложении.

Первое употребление инверсии «степью лазурною» привлекает внимание к прилагательному.

Эпитет «жемчужною» говорит о том, что тучи не грозовые, тяжёлые и тёмные, они лёгкие, белые и маленькие, словно жемчуг.

СТРОФА - группа стихов, объединенных повторяющимся размером, способом рифмовки, интонацией и т. п.

ЭПИТЕТ - образное определение.

Эти средства языка помогают Лермонтову, талантливому художнику, нарисовать картину словесную.

Выражение «…цепью жемчужною» следует называть метафорой .

МЕТАФОРА - употребление выражения в переносном значении на основании сходства предметов.

Тучи цвета жемчуга плывут одна за другой, словно жемчужины, нанизанные на нитку. Этим поэт словно подчёркивает связь природы и человека.

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своей.

СРАВНЕНИЕ - изобразительное средство языка; создание образа путем сопоставления уже известного с неизвестным (старого с новым). Сравнение создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных.

Смысл этого сравнения заключается в том, что поэт нигде не может найти понимания и приюта. Он вынужден скитаться в поисках любви. Однако поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» - горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей - что может быть страшнее?

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - выразительное средство языка: утверждение в форме вопроса, не предполагающего ответа.

АНАФОРА - выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.

В последней строфе герой отрицает свою первоначальную мысль о том, что тучи - изгнанники: ведь у них нет родины, а значит, им нечего терять.

Им чужды и страсти, и страдания. Не случаен повтор слова «чужды». Тем самым автор подчеркивает, что у них разная судьба: тучки и лирический герой «чужды» друг другу. Тучи не способны страдать, так, как страдает и чувствует лирический герой, у туч нет родины - значит, они вовсе не изгнанники. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно холодные, вечно свободные». Тучи не могут страдать, они свободны от чувства долга, любви к родине. Только тот, кто глубоко любит родину, может переживать горечь изгнания так, как её переживает поэт.

Таким образом, можно сказать, что стихотворение построено на приеме антитезы (противопоставления): свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя. Однако именно благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение.

АНТИТЕЗА - композиционный приём, в основе которого лежит противопоставление, создающее эффект резкого контраста образов.

Список литературы

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - художник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Государственный музей-заповедник «Тарханы». Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

  1. Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучки небесные, вечные странники!»
  2. Учимся анализировать лирическое произведение.

    Проиллюстрируйте примерами из стихотворения следующие предложения:

    1. Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире. Например: …
    2. Использование риторических вопросов позволяет поэту показать кульминацию в настроении лирического героя. Например: …
    3. Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание. Например: …

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Поэтому заключительная строфа проникнута огромным пессимизмом. Лермонтов устал от жизни, он ни в ком не мог найти понимания и сомневался в значимости своего творчества. Ему стали «чужды… страсти и… страдания». Вечное одиночество наскучило поэту. Будучи горячим патриотом, он делает страшное признание: «Нет у вас родины». Если поэта уже второй раз изгоняют из России, которой он хотел посвятить свою жизнь, то ему трудно остаться оптимистом. Без ощущения России не может быть и изгнания, поэтому Лермонтовым овладевает полное равнодушие к своей судьбе.