Морфемика изучает состав из частей слова. Морфемика и словообразование. Как рождаются слова

Морфемика - раздел науки о языке, изучающий строение (состав) слова и те значимые части, из которых оно состоит.

При описании состава слова используется понятие морфе­мы. Морфема - наименьшая значимая часть слов и грам­матических форм слов. Например, в глагольной форме стою [Стою один среди равнины голой... (Ее.)] можно выделить две морфемы: 1) сто]- со значением "находиться на определенном месте, не перемещаясь"; ср. другие слова с той же морфемой: простоять, устоять, стойкий, застой, стойбище, стоянка; 2) -у с грамматическим значением 1-го лица ед. ч.; ср. другие глагольные формы с той же морфемой: ид-у, говор"-у и др.

Значит, этот глагол членится на морфемы (является члени­мым), при этом глагольную форму стою можно разбить толь­ко на две морфемы. Дальнейшее морфемное членение глагола стою (например, выделение в его составе частей cm- и -о/"-) не­возможно, так как это привело бы к разрушению смысловых связей данного слова с родственными словами.

Помимо членимых, в русском языке есть и слова нечлени­мые. Это многие неизменяемые слова: несклоняемые сущест­вительные (кино, кофе., пианино), наречия (очень, весьма, где), служебные части речи - предлоги (на, из, через), союзы (как, что, хотя), частицы (не, разве, лишь), а также междометия (ах, ой!, ура!). Каждое из таких слов состоит из одной мор­фемы.

Итак, все слова можно разбить на два класса - слова чле­нимые и нечленимые.

Типы морфем

Различаются морфемы двух типов: корневые морфе-м ы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).

Корень - это морфема, являющаяся центральным элемен­том в составе слова, основным средством выражения его лекси­ческого значения; корень представляет собой общую часть род­ственных по лексическому значению слов (стол, столик, столовая, застолье и т. п.), называемых однокоренны-м и словами.

Аффикс - это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические (стол-ы, стол-ами) или словообразова­тельные (стол-ик, на-столь-н-ый) значения.

Установлен целый ряд различий между корнями и аффик­сами.

1. Корень - центральный и обязательный элемент мор­фемной структуры слова, аффикс - периферийный и факуль­тативный элемент в слове (нет слов без корня, зато множество слов не имеет аффиксов: метро, мини, как, или, эй! и т. п.).

2. Корень всегда имеет значение, используется для обозна­чения того или иного предмета (книг-а), признака (син"-ий), действия (пе-тъ) и т. п., а аффиксы могут и не иметь значе­ния в этом смысле (например, не обозначают никаких предме­тов, признаков или явлений действительности соединитель­ные морфемы в словах типа пил-о-материалы, шест-и-дневка и т. д.).


3. Корневые морфемы обычно не закреплены за определен­ными частями речи (ср. принадлежащие разным частям речи однокоренные слова пила и пилить). Аффиксы же обычно со­относятся со словами вполне определенных частей речи (на­пример, -им - это глагольное окончание, ср.: слышим, пи­лим; суффикс -от- характеризует только существительные типа темнота, длинноты).

4. Корней в языке значительно больше, чем аффиксов; в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Еф­ремовой (М., 1986) отмечено около 5000 морфем, из них кор­ней - более 4400, а аффиксальных морфем - около 600; при этом перечень корней открыт для пополнения новыми морфема­ми, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт.


5. В нашей речи (особенно в разговорной) корневые морфе­мы встречаются реже, чем аффиксальные; так, в отрывке из стихотворения А. Плещеева «Сельская песня» Травка зелене­ет, солнышко блестит... 4 корня (трав-, зелен"-, солн-, блеет"-) и 7 аффиксов (-к-, -а, -ей-, -эт, -ышк-, -о, -ит).

6. Корневые морфемы в среднем длиннее, чем аффиксаль­ные, состоят из большего количества букв (звуков), аффик­сальные же нередко представлены только одной буквой (зву­ком), ср.: нес"-и, дорог-а и т. п.

7. Аффиксы могут быть нулевыми (стол-\^\), корни - ни­когда.

132. Отделите членимые на морфемы слова от нечленимых.

Кино, яблоко 1 , одинокий, четвертый, кенгуру, весна, ду­мающий, весело, по-новому, пальто, из-за, весна, под, синий, хаки, через, прочитанный, куда.

133. Выделите корни в словах. Подберите к ним однокоренные
слова.

Радость 1 , радуга, хороший, хорист, смельчак, смех, смести.

________________ :_________________________________ &

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм . Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия .

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа- ть - писа- л- (бы - писа- вш-ий
пиш- у - пиш- ущ-ий - пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

плотничал

Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

Основа - плотнича-.

Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.


Морфемика - раздел науки о языке, изучающий строение (состав) слова и те значимые части, из которых оно состоит.

При описании состава слова используется понятие морфе­мы. Морфема - наименьшая значимая часть слов и грам­матических форм слов. Например, в глагольной форме стою [Стою один среди равнины голой... (Ее.)] можно выделить две морфемы: 1) сто]- со значением "находиться на определенном месте, не перемещаясь"; ср. другие слова с той же морфемой: простоять, устоять, стойкий, застой, стойбище, стоянка; 2) -у с грамматическим значением 1-го лица ед. ч.; ср. другие глагольные формы с той же морфемой: ид-у, говор"-у и др.

Значит, этот глагол членится на морфемы (является члени­мым), при этом глагольную форму стою можно разбить толь­ко на две морфемы. Дальнейшее морфемное членение глагола стою (например, выделение в его составе частей cm- и -о/"-) не­возможно, так как это привело бы к разрушению смысловых связей данного слова с родственными словами.

Помимо членимых, в русском языке есть и слова нечлени­мые. Это многие неизменяемые слова: несклоняемые сущест­вительные (кино, кофе., пианино), наречия (очень, весьма, где), служебные части речи - предлоги (на, из, через), союзы (как, что, хотя), частицы (не, разве, лишь), а также междометия (ах, ой!, ура!). Каждое из таких слов состоит из одной мор­фемы.

Итак, все слова можно разбить на два класса - слова чле­нимые и нечленимые.

Типы морфем

Различаются морфемы двух типов: корневые морфе-м ы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).

Корень - это морфема, являющаяся центральным элемен­том в составе слова, основным средством выражения его лекси­ческого значения; корень представляет собой общую часть род­ственных по лексическому значению слов (стол, столик, столовая, застолье и т. п.), называемых однокоренны-м и словами.

Аффикс - это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические (стол-ы, стол-ами) или словообразова­тельные (стол-ик, на-столь-н-ый) значения.

Установлен целый ряд различий между корнями и аффик­сами.

1. Корень - центральный и обязательный элемент мор­фемной структуры слова, аффикс - периферийный и факуль­тативный элемент в слове (нет слов без корня, зато множество слов не имеет аффиксов: метро, мини, как, или, эй! и т. п.).

2. Корень всегда имеет значение, используется для обозна­чения того или иного предмета (книг-а), признака (син"-ий), действия (пе-тъ) и т. п., а аффиксы могут и не иметь значе­ния в этом смысле (например, не обозначают никаких предме­тов, признаков или явлений действительности соединитель­ные морфемы в словах типа пил-о-материалы, шест-и-дневка и т. д.).

3. Корневые морфемы обычно не закреплены за определен­ными частями речи (ср. принадлежащие разным частям речи однокоренные слова пила и пилить). Аффиксы же обычно со­относятся со словами вполне определенных частей речи (на­пример, -им - это глагольное окончание, ср.: слышим, пи­лим; суффикс -от- характеризует только существительные типа темнота, длинноты).

4. Корней в языке значительно больше, чем аффиксов; в «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Еф­ремовой (М., 1986) отмечено около 5000 морфем, из них кор­ней - более 4400, а аффиксальных морфем - около 600; при этом перечень корней открыт для пополнения новыми морфема­ми, новые же аффиксы в языке практически не появляются, их список закрыт.


5. В нашей речи (особенно в разговорной) корневые морфе­мы встречаются реже, чем аффиксальные; так, в отрывке из стихотворения А. Плещеева «Сельская песня» Травка зелене­ет, солнышко блестит... 4 корня (трав-, зелен"-, солн-, блеет"-) и 7 аффиксов (-к-, -а, -ей-, -эт, -ышк-, -о, -ит).

6. Корневые морфемы в среднем длиннее, чем аффиксаль­ные, состоят из большего количества букв (звуков), аффик­сальные же нередко представлены только одной буквой (зву­ком), ср.: нес"-и, дорог-а и т. п.

7. Аффиксы могут быть нулевыми (стол-\^\), корни - ни­когда.

132. Отделите членимые на морфемы слова от нечленимых.

Кино, яблоко 1 , одинокий, четвертый, кенгуру, весна, ду­мающий, весело, по-новому, пальто, из-за, весна, под, синий, хаки, через, прочитанный, куда.

133. Выделите корни в словах. Подберите к ним однокоренные
слова.

Радость 1 , радуга, хороший, хорист, смельчак, смех, смести.

________________ :_________________________________ &

Что изучает морфемика?

Морфемика - это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?

Что такое морфема?

Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.

Какие есть части слова (виды морфем)?

  • Приставка,
  • корень,
  • суффикс,
  • окончание,
  • соединительная морфема (интерфикс),
  • постфикс.
  • К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- - корень, общая часть схожих слов, составляет базу лексического значения слова;
  • под- - приставка, показывает на положение в пространстве - ниже чего-либо;
  • -ник - суффикс, показывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание - показывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
  • Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?

    Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?

    Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку - корень;
  • ¬ - приставка;
  • ^ - суффикс;
  • Ø - нулевой суффикс (см. Как отыскать нулевой суффикс в слове?);
  • см. ссылку - окончание;
  • постфикс обозначают или как суффикс, или как перевёрнутый суффикс, или как окончание, или как повёрнутый справа влево символ приставки, так как у учёных-лингвистов и создателей учебников по лингвистике нет одного представления по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают или чертой сверху, или чертой снизу (подчёркивают);
  • // - символ чередования (либо /).
  • См. План разбора слова по составу.

    Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?

    Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова в отсутствие окончания - это база слова . Окончание в базу не заходит. См. тщательно Что такое окончание как часть слова?
  • Чтоб отыскать базу слова и окончание, нужно слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся в отсутствие конфигураций, - база. Часть слова, которая меняется, - окончание. Есть слова, которые не меняются; в их нет окончания, всё слово - база. См. В каких словах нет окончаний?
  • Формообразовательные морфемы также в базу не входят: захоте -л-о- сь . См. Какие морфемы относятся к формообразовательным?
  • База слова выражает лексическое значение слова, а окончание - грамматическое значение. См. тщательно Какие грамматические значения выражает окончание?
  • Изменяемые слова состоят из базы и окончания, окончание может быть нулевым (боль- О , бол-и ), а неизменяемые слова состоят только из базы (вчера , шоссе ). См. Какие слова относятся к неизменяемым (список частей речи и форм слов)?
  • В словах с постфиксами и (либо) формообразовательными морфемами база может быть прерывающаяся : купа-ет -ся , как-ой-нибудь, обиде-ть-ся .
  • База слова бывает 2-ух видов - непроизводная и производная . Непроизводная база состоит только из корня: дым-О , син-ий . В состав производной базы, не считая корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый .
  • Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной - к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

    Что такое корень слова?

    Основная морфема в слове - корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.

    Какие слова именуются однокоренными (схожими)?

    Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).

    К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».

    Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, потому что содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».

    Что такое словообразовательное гнездо?

    Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

    Словообразовательное гнездо - это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

    Пример словообразовательного гнезда

    Начальное слово «губерния».

    губерн(и-я) [ губерниj-а ]

    губерн-атор

    губернатор-ш

    губернатор-ств

    губернатор-ск -ий

    губернатор-ствова -ть

    вице-губернатор

    вице-губернатор-ск -ий

    генерал-губернатор ср. генеральный

    генерал-губернатор-ств

    генерал-губернатор-ск -ий

    губерн-ск -ий

    (Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. - М., 1990. - Т. 1. - С. 262)

    Как отыскать корень в слове?

  • Чтоб отыскать корень в слове, нужно подобрать однокоренные (схожие) слова и отыскать в их общую часть.
  • К примеру,

    1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

    2) в слове высказывать корень -сказ- , потому что это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из 1-го звука (пой ти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень - вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).

  • 2. В сложных словах выделяются два и поболее корня.
  • К примеру, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.

    К примеру, кор пункт - кор (респондентский) пункт, университет - в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

    Какие корешки именуются омонимичными?

    Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.

    К примеру,

    1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

    2) нос, носовой, носик, носище, переносица - тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».

    Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их - омонимичные.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

    Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?

    При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.

    К примеру,

    1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в каком имеются чередования с//ш и о//а ;

    2) в словах рот - рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная .

    Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ишакепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.

    Упражнения к теме «Омонимичные корни»

    1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

    аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м - слова, схожие слову водить.

    2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

    горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м - слова, схожие слову пылать.

    Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

    1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление ?

    1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

    Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

    2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец ?

    Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, папе) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .

    3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено . Сколько тут представлено вариантов корня?

    Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

    4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец .

    Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

    Источник материала Интернет-сайт

  • rus.1september.ru - статья Е.В. Муравенко «Морфемика».
  • Дополнительно:

  • Морфемный и словообразовательный анализ слова (много примеров, однако анализ глаголов не соответствует школьной программке)
  • Электрические морфемные и словообразовательные словари российского языка
  • Упражнения к теме «Корень слова»
  • Упражнения к теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
  • Упражнения к теме «Основа и окончание»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие есть методы образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как метода образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?
  • Что такое аббревиация?
  • Помогите, пожалуйста, ответить на вопросы. 1.Что изучается в морфемике? 2. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных сло

    3. Как найти окончание и и основу слова?

    4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

    5. Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.

    6. Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.

    7. Приведите примеры слов с беглыми главными в корне, суффиксе и приставке.

    8. Как различить, когда надо писать на конце приставки з, а когда - с?

    9. Как мы определяем, какую гласную надо писать в конях - лаг - - - лож -, - раст - - - рос -?

    10. Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?

    11. Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

    1.Что изучается в морфемике?






    1.Что изучается в морфемике?

    2.Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
    3.Как найти окончание и основу слова?
    4.Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
    5.Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
    6.Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
    7.Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
    8.Как различить, когда надо писать на конце приставке з, а когда с?
    9.Как мы определяем,какую гласную надо писать в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-?
    10.Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
    11.Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?

    1.Что изучается в морфемике?

    2.Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
    3.Как найти окончание и основу слова?
    4.Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
    5.Покажите на двух-трех примерах, что окончание, суффикс и приставка действительно являются значимыми частями слова.
    6.Приведите примеры с чередованием гласных в корне слова; с чередованием согласных в корне слова.
    7.Приведите примеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке.
    8.Как различить, когда надо писать на конце приставке з, а когда с?
    9.Как мы определяем,какую гласную надо писать в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-?
    10.Какая буква - о или е - пишется, как правило, в корне слова после шипящих?
    11.Ы или и пишется после ц в корне у большинства слов?
    Если можно подробно но кратко:)