Московский государственный университет печати. А13. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

«Предложение урок» - Чем выражены обособленные определения? Оборудование к уроку: интерактивная доска, Мультимедиапроектор презентация к уроку. 10.Выпишите из предложений 1-7 предложение с двумя обособленными определениями. Дайте синтаксическую характеристику 3,5,7 предложений. 2. Из предложений 18-25 выпишите слова, в которых происходит озвончение согласных (1 вариант) оглушение согласных (2 вариант).

«Осложнённое предложение» - Образец: Свет > свет > светлый> светленький Свет>. Чехов). 1. Анализ текста. Потом я повернул на длинную липовую аллею. Карточка. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. 1. Выполните синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания. Словообразовательный разбор: подумайте, заклеймил.

«Вопросы по предложениям» - Определите тип связи в словосочетании: нравоучительно изрекла. Чем осложнено данное предложение? Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. На месте которых в предложении должны стоять запятые? Назовите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Запятые в предложении выполняют разделительную функцию между однородными членами предложения.

«Сложноподчинённое предложение» - Сложноподчинённое предложение. Последовательное подчинение. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки. Параллельное подчинение. Средства подчинения - союзы, местоимения, наречия. Придаточные изъяснительные - вопросы косвенных падежей. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

«Предложение в русском языке» - Простые и сложные предложения. Предложение – единица речи. Нераспространенные и распространенные предложения. Части слова. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Суффикс. Содержание. Начало предложения пишется с большой буквы.

«5 класс «Предложение»» - Творческое списывание. Средством связи сложных предложений является интонация. Предложение. Точка. Работа с текстом. Словосочетание. Цели урока. Проверь себя. Простые и сложные предложения. Укажите сложное предложение (знаки препинания не проставлены). Работа с толковым словарем. Синтаксис. Анаграмма.

Всего в теме 20 презентаций

Упражнение 388. Перепишите отрывки. При списывании тек-

ста ставьте порядковые номера около поставленного знака и

после текста кратко объясните, почему поставили тот или дру-

гой знак.

жена старосты, (4) Мавра, ^5) женщина здоровая и не-

глупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни

железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома,

(9) за печью, (10) выходя на улицу по ночам.

1-2 - запятыми выделено вводное слово, указыва-

ющее на отношения между мыслями;

3 - запятой отделено главное предложение от при-

даточного;

4-5 - выделено одиночное приложение;

5-6 - выделено распространенное приложение;

7-8 - отделены однородные члены предложения

(однородные дополнения, однородные сказуемые);

9-10 - обособленное уточняющее обстоятельство

10 - обособленное обстоятельство - деепричаст-

ный оборот.

Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной

нашими ногами со двора в густой пахучей духоте мы

рассучивали тесто и делали крендели смачивая их на-

шим потом и мы ненавидели нашу работу острой нена-

вистью мы никогда не ели того что выходило из-под

наших рук предпочитая кренделям черный хлеб. Сидя

за длинным столом друг против друга девять против девя-

ти мы в продолжение длинных часов механически дви-

гали руками и пальцами и так привыкли к своей работе

что иногда уже и не следили за движениями своими. И

мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из

нас знал все морщины на лицах товарищей. Нам не о

чем было говорить мы к этому привыкли и все время

молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать

человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко

в чем может быть виновен человек если он полумертв

если он как истукан если все чувства его подавлены тя-

жестью труда? Но молчание страшно и мучительно лишь

для тех которые все уже сказали и нечего им больше

говорить для людей же которые не начинали своих ре-

чей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели



и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-

нибудь вздыхал тяжелым вздохом усталой лошади и запе-

вал тихонько одну из тех протяжных песен жалобно-

ласковый мотив которых всегда облегчает тяжесть на

душе поющего. Поет один из нас и мы сначала молча

слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет

под тяжелым потолком подвала как маленький огонь

костра в степи сырой осенней ночью когда серое небо

висит над землей как свинцовая крыша. Потом к певцу

плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу не-

становится сильнее громче и точно раздвигает сырые

тяжелые стены нашей каменной тюрьмы...

(М. Горький)

Предисловие 5

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне 7

§ 1. Проверяемые безударные гласные 7

§ 2. Непроверяемые безударные гласные 9

§ 3. Чередующиеся гласные 9

§ 4. Гласные о-е после щипящих в корне 18

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 20

§ 6. Букваэ 20

Правописание согласных в корне 22

§ 7. Звонкие и глухие согласные 22

§ 8. Двойные согласные 23

§ 9. Непроизносимые согласные 26

Употребление прописных букв 27

§ 10. Прописные буквы в собственных именах 27

Буквы ъ и ь 33

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков 33

§ 12. Буква ь как знак мягкости 33

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы 34

Правописание приставок 37

§ 14. Гласные ыи «после приставок 37

§ 15. Приставки на зи приставка с- 37

§ 16. Приставки пре- и при- 40

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях 43

§ 17. Гласные ои е после шипящих 43

§ 18. Гласные после ц 46

Правописание имен существительных 49

§ 19. Окончания имен существительных 49

§ 20. Суффиксы имен существительных 53

Правописание имен прилагательных 62

§ 21. Окончания имен прилагательных 62

§ 22. Суффиксы имен прилагательных 64

Правописание сложных слов 74

§ 23. Соединительные гласные о и е 74

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных 75

§ 25. Правописание сложных существительных 77

§ 26. Правописание сложных прилагательных 80

Правописание имен числительных 88

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88

Правописание местоимений, 91

§ 28. Отрицательные местоимения 91

§ 29. Неопределенные местоимения 94

Правописание глаголов 97

§ 30. Личные окончания глаголов 97

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах 100

§ 32. Суффиксы глаголов 103

Правописание причастий 109

§ 33. Окончания и суффиксы причастий 109

§ 34. Правописание пни нв причастиях и в отглагольных прилагательных 114

Правописание наречий 125

§ 35. Гласные на конце наречий 125

§ 36. Наречия на шипящую 127

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

§ 38. Слитное написание наречий 129

§ 39. Дефисное написание наречий 137

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений 139

Правописание предлогов и союзов 150

§ 41. Предлоги 150

§ 42. Союзы 152

Правописание частиц 157

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц, 157

§ 44. Частицы не и mi 159

Правописание междометий и звукоподражательных слов 184

§ 45. Дефис в сложных междометиях 187

Повторительные упражнения по орфографии 185

ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 193

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193

Тире между членами предложения 194

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым 194

§ 48. Тире в неполном предложении 199

§ 49. Тире для обозначения пределов пространствен-ных, времетшх, количественных 198

Знаки препинания в предложениях с однородными членами 200

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами 200

§ 51. Однородные и неоднородные определения 200

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 203

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами ч 205

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами 207

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

§ 56. Запятая между повторяющимися словами 215

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217

§ 57. Обособленные определения 217

§ 58. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 59. Обособленные обстоятельства 231

§ 60. Обособленные дополнения 238

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 247

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения 247

§ 63. Обращение 258

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 259

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении 262

Сложное предложение

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 265

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 272

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п 284

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 294

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении 304

Прямая речь

§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору

словаря или употребляемых в ироническом значении 314

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации 318

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения 327

§ 71. Многозначность слова 327

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы 331

§ 73. Значение слов и выражений 341

§ 74. Употребление иноязычных слов 345

Грамматикр-стилистические упражнения 346

§ 75, Употребление форм имен существительных 346

§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348

§ 77. Употребление форм имен числительных 348

§ 78. Употребление местоимений 349

§ 79. Употребление форм глагола 349

§ 80. Строй простого предложения 350

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим 352

§ 82. Согласование определений и приложений 353

§ 83. Некоторые случаи управления А 355

§ 84. Предложения с однородными членами 357

Укажите правильное объяснение написания выделенного слова в предложении:

Дорога скверная, каменистая, сани некова___ые.

а) Пишется нн, так как есть зависемое слово.
б) Пишется н, так как образовано от бесприставочного глагола совершенного вида.
в) Пишется н, так как образовано от глагола несовершенного вида.

Укажите правильное объяснение написания выделенного слова в предложении:

Все войны (их было девяносто человек) были молчаливы и сосредоточены

а) Пишется н, так как это краткое причастие.
б)Пишется нн, так как это краткое прилагательное, образованное от полного с нн.
в) Пишется нн, так как прилагательное с суффиксом -енн-.

А1 Укажите правильно выделенное словосочетание из предложения: Проводник наш в течение получаса наблюдал за аистами,

поправлявшими своё гнездо после проливного дождя.

в течение получаса

проводник наблюдал

гнездо после дождя

наблюдал за аистами

А2 Укажите словосочетание, соответствующее данной схеме: деепричастие + существительное.

загружая полностью

загрузить фуру

загрузивший вагоны

загрузив багажник

А3 Укажите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием.

Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

Картина «Золотая осень» написана И.И. Левитаном.

Архитектурные ансамбли Петербурга изучают архитекторы всего мира.

А4 Укажите предложение, в котором у глагола нулевое окончание – □.

Шоссе блестел.. от дождя.

ТЮЗ открыл.. сезон премьерой.

Кофе подавал.. хозяева с утра.

А5 Укажите предложение с составным именным сказуемым.

Смелый к победе стремится.

Есть в шахматах такой закон.

Стал накрапывать тёплый дождик.

Закон этот применим к теннису.

А6 Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежа­ щим и сказуемым (знаки не расставлены).

Простота есть необходимое условие прекрасного.

Двадцать лет совершенно ничтожный срок в жизни народа.

Слово не воробей...

Снег у крыльца как песок зыбучий.

А7 Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.

Это блюдо приготовлено хуже.

Утаивание правды подчас хуже лжи.

Худшие выбыли уже после первого тура.

Внезапно они попали в список худших вузов.

А8 Укажите правильно выделенное из предложения несогласованное определение.

Городской человек лелеет мечту отдохнуть на природе.

отдохнуть

городской

на природе

А9 Укажите предложения с однородными определениями (знаки не расставле­ны).

По широкому мокрому лугу полились потоки солнечного света.

И чист и тих и ясен свод небес.

Солнце сверкает на жёлтых соломенных крышах.

Дождь хлынул обильным сплошным неиссякаемым потоком.

А10 Укажите неопределённо-личное предложение.

В каждой избушке на пути своём пользуюсь дровишками.

Ему поставили маленькую будку с полевым телефоном.

Со двора пахнет сырым тёсом.

Шила в мешке не утаишь.

А11 Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире.

Во льдах полное безмолвие.

Ломоносов был первым нашим поэтом и первым физиком.

Горы были справа, а река слева.

Между славянскими языками много общего.

А12 Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

Там не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного неба.

По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил в театр.

На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

А13 Укажите предложение, в котором надо выделить приложение запятыми (знаки не расставлены).

На высоком берегу Москвы реки укрепление было построено в середине XII века.

Грачи первые вестники весны опустились на ветви берёзы.

Мы познакомились с учеником 8 класса Антоном.

Я беру тебя с собой как свидетеля.

А14 Укажите предложение, в котором обособленное обстоятельство выражено существительным с производным предлогом.

Вследствие дождливой погоды, темпы жатвы замедлились.

Дед и Андрейка работали не покладая рук.

Над крышей летая, кричат молодые грачи.

Не смотря в афишу, он рассказала о репертуаре театра.

А15 Укажите предложение, в котором сравнительный оборот выделяет­ся запятой (знаки не расставлены).

Проблему как-то надо было решить.

Работа шла как по маслу.

Дождь за окном потрескивал как поленья в костре.

Магеллан известен как исследователь, совершивший кругосветное путешествие.

А16 Укажите предложение с уточняющим членом предложения (знаки не рас­ставлены ).

В начале лета в России отмечается день рождения Пушкина.

Вдруг на рассвете подул сильный ветер.

Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Здесь среди поросших растительностью болот пробирается тоненький ручеёк.

А17 Укажите конструкцию с вводным предложением (знаки не расставлены ).

Дождь не только не утихает но ещё больше усиливается.

Ничто ни дождь ни снег ни ветер не остановит их в пути.

Пожар в лесу как говорят очевидцы страшное зрелище.

Мы заблудились и он совсем растерялся.

А18 Укажите правильное объяснение постановки знаков препинания в предложении:

И ветер, нарушитель тишины, шумит, скользя во мраке вдоль стены.

однородные подлежащие и уточняющий член предложения

обособленное определение, выраженное причастным оборотом, и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

однородные подлежащие и обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

обособленное приложение и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

А19 Укажите правильный вариант постановки запятых в предложении:

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) дробит сонную воду (2) оставляя после себя (3) медленно разбегающиеся (4) колечки (5) похожие на шлепки дождевых капель.

Упражнение 388. Перепишите текст,ставя знаки препинания. При списывании текста ставьте порядковые номера около поставленного знака и после текста кратко объясните, почему поставили тот или другой знак.

Образец. Говорили, (1) например, (2) о том, (3) что жена старосты, (4) Мавра, 5) женщина здоровая и неглупая, (6) во всю свою жизнь не видела ни города, (7) ни железной дороги, (8), а в последние десять лет сидела дома, (9) за печью,(10) выходя на улицу по ночам.

1-2 - запятыми выделено вводное слово, указывающее на отношения между мыслями;

3 - запятой отделено главное предложение от придаточного;

4-5 - выделено одиночное приложение;

5-6 - выделено распространенное приложение;

7-8 - отделены однородные члены предложения

(однородные дополнения, однородные сказуемые);

9-10 - обособленное уточняющее обстоятельство места;

10 - обособленное обстоятельство - деепричастный оборот.

Изо дня в день в мучной пыли в грязи натасканной нашими ногами со двора в густой пахучей духоте мы рассучивали тесто и делали крендели смачивая их нашим потом и мы ненавидели нашу работу острой ненавистью мы никогда не ели того что выходило из-под наших рук предпочитая кренделям черный хлеб. Сидя за длинным столом друг против друга девять против девяти мы в продолжение длинных часов механически двигали руками и пальцами и так привыкли к своей работе что иногда уже и не следили за движениями своими. И мы до того присмотрелись друг к другу что каждый из нас знал все морщины на лицах товарищей. Нам не о чем было говорить мы к этому привыкли и все время молчали если не ругались ибо всегда есть за что отругать человека а особенно товарища. Но и ругались мы редко в чем может быть виновен человек если он полумертв если он как истукан если все чувства его подавлены тяжестью труда? Но молчание страшно и мучительно лишь для тех которые все уже сказали и нечего им больше говорить для людей же которые не начинали своих речей для них молчание просто и легко... Иногда мы пели и песня наша начиналась так среди работы вдруг кто-нибудь вздыхал тяжелым вздохом усталой лошади и запевал тихонько одну из тех протяжных песен жалобно-ласковый мотив которых всегда облегчает тяжесть на душе поющего. Поет один из нас и мы сначала молча слушаем его одинокую песню и она гаснет и глохнет под тяжелым потолком подвала как маленький огонь костра в степи сырой осенней ночью когда серое небо висит над землей как свинцовая крыша. Потом к певцу пристает другой и вот уже два голоса тихо и тоскливо плавают в духоте нашей тесной ямы. И вдруг сразу несколько голосов подхватят песню она вскипает как волна становится сильнее громче и точно раздвигает сырые тяжелые стены нашей каменной тюрьмы...
(М. Горький)



Предисловие

ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне

§ 1. Проверяемые безударные гласные

§ 2. Непроверяемые безударные гласные

§ 3. Чередующиеся гласные

§ 4. Гласные о-е после щипящих в корне

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне

§ 6. Буква э

Правописание согласных в корне

§ 7. Звонкие и глухие согласные

§ 8. Двойные согласные

§ 9. Непроизносимые согласные

Употребление прописных букв

§ 10. Прописные буквы в собственных именах

Буквы ъ и ь

§ 11. Употребление б и ь как разделительных знаков

§ 12. Буква ь как знак мягкости

§ 13. Буква ь как показатель грамматической формы

Правописание приставок

§ 14. Гласные ы, и после приставок

§ 15. Приставки на -з и приставка с-

§ 16. Приставки пре- и при-

Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

§ 17. Гласные о и е после шипящих

§ 18. Гласные после ц

Правописание имен существительных

§ 19. Окончания имен существительных

§ 20. Суффиксы имен существительных

Правописание имен прилагательных

§ 21. Окончания имен прилагательных

§ 22. Суффиксы имен прилагательных

Правописание сложных слов

§ 23. Соединительные гласные о и е

§ 24. Сложные слова без соединительных гласных

§ 25. Правописание сложных существительных

§ 26. Правописание сложных прилагательных

Правописание имен числительных

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные

Правописание местоимений

§ 28. Отрицательные местоимения

§ 29. Неопределенные местоимения

Правописание глаголов

§ 30. Личные окончания глаголов

§ 31. Употребление буквы ь в глагольных формах

§ 32. Суффиксы глаголов



Правописание причастий

§ 33. Окончания и суффиксы причастий

§ 34. Правописание н и нн причастиях и в отглагольных прилагательных

Правописание наречий

§ 35. Гласные на конце наречий

§ 36. Наречия на шипящую

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия

§ 38. Слитное написание наречий

§ 39. Дефисное написание наречий

§ 40. Раздельное написание наречий и наречных выражений

Правописание предлогов и союзов

§ 41. Предлоги

§ 42. Союзы

Правописание частиц

§ 43. Раздельное и дефисное написание частиц

§ 44. Частицы не и ни

Правописание междометий и звукоподражательных слов

§ 45. Дефис в сложных междометиях

Повторительные упражнения по орфографии

ПУНКТУАЦИЯ

Простое предложение

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие

Тире между членами предложения

§ 47. Тире между подлежащим и сказуемым

§ 48. Тире в неполном предложении

§ 49. Тире для обозначения пределов пространствен-ных, временных, количественных

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

§ 50. Однородные члены, не соединенные союзами

§ 51. Однородные и неоднородные определения

§ 52. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами

§ 53. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами

§ 54. Однородные члены, соединенные двойными союзами

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах

§ 56. Запятая между повторяющимися словами

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

§ 57. Обособленные определения

§ 58. Обособленные и необособленные приложения

§ 59. Обособленные обстоятельства

§ 60. Обособленные дополнения

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

§ 62. Вводные слова и предложения. Вставные предложения

§ 63. Обращение

§ 64. Междометие. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова

Повторительные упражнения по пунктуации в простом предложении

Сложное предложение

§ 65. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

§ 66. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

§ 67. Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п

§ 68. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Повторительные упражнения по пунктуации в сложном предложении

Прямая речь

§ 69. Знаки препинания при прямой речи

§ 70. Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении

Повторительные упражнения по орфографии и пунктуации

ЛЕКСИКА И СТИЛИСТИКА

Лексико-фразеологические упражнения

§ 71. Многозначность слова

§ 72. Синонимы, антонимы, омонимы

§ 73. Значение слов и выражений

§ 74. Употребление иноязычных слов

Грамматико-стилистические упражнения

§ 75, Употребление форм имен существительных

§ 76. Употребление форм имен прилагательных

§ 77. Употребление форм имен числительных

§ 78. Употребление местоимений

§ 79. Употребление форм глагола

§ 80. Строй простого предложения

§ 81. Согласование сказуемого с подлежащим

§ 82. Согласование определений и приложений

§ 83. Некоторые случаи управления

§ 84. Предложения с однородными членами

§ 85. Причастные обороты

§ 86. Деепричастные обороты

§ 87. Сложное предложение

Приложение к разделу «Грамматико-стилйстические упражнения»

Повторительные упражнения по лексике и стилистике

Вопросы произношения

§ 88. Ударение в некоторых словах и формах

Грамматический разбор

Морфологический разбор

§ 89. Разбор по составу слова

§ 90. Разбор по частям речи

Синтаксический разбор

§ 91. Простое предложение

§ 92. Сложное предложение

Пунктуационный разбор

§ 93. Объяснение знаков препинания