На чем базируется суть нод комплексного типа. Конспекты по педагогике "Виды НОД. требования к конспекту НОД.". Методика проведения НОД

Виды занятий: классическое, комплесное, тематическое, итоговое, экскурсии, групповые, игра, труд.

Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:

Структура классического занятия;

Начало занятия;

Предполагает организацию детей.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).

Ход (процесс) занятия

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание занятия

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Комплексное - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

Интегрированные - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми. Итоги занятия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).


3. Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «наши игрушки» и др.

4. Итоговое или контрольное занятие

Выяснение усвоения программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье, почту, на поле, на стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города.

7. Занятие-труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион - кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале, на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие комментированного обучения

Всей группе детей дается задание - образование числа «7». Один из детей говорит вслух, как он составляет данное число, остальные молча выполняют, если говорящий ошибся, начинается обсуждение. Варианты: воспитатель рисует на доске, дети комментируют изображение, составляют рассказ или воспитатель рисует то, о чем рассказывают дети.

15. Занятие-путешествие

Цель - развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу, республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

16. Занятие-открытие (проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

17. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с не все что хочет - рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

18. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

19. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют.

Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

20. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

21. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

Дата публикации: 24.08.17

«Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

в соответствии с ФГОС ДО».

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский .

г. Сургут

Организованная образовательная деятельность

согласно ФГОС ДО

«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательных программ. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач:

  • сохранение здоровья ребёнка;
  • развитие базовых качеств личности;
  • построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.

В основе результативности работы ДОУ лежит постоянное совершенствование воспитательно-образовательного процесса, которое воздействует на результаты работы ДОУ

Главная особенность организации НОД в ДОУ на современном этапе:

  • уход от учебной деятельности (занятий),
  • повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
  • включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Важнейшим условием развития дошкольника является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД), которая строится на адекватных формах работы с детьми и индивидуальном подходе

НОД - основная форма обучения в детском саду.

НОД - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми.

Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Критерии оценки качества образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;

Соответствие целей и задач образовательной деятельности Федеральной

программе и основной общеобразовательной программе ДОУ;

Реализация комплекса задач: обучающих, развивающих, воспитательных;

Интеграция образовательных областей.

Интеграция направлений развития и образования детей

(Образовательные Области) ФГОС

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

ВИДЫ НОД:

1 Комбинированная НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .

2 Комплексная НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме).

3 Интегрированная НОД - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .

Подготовка к НОД включает следующие компоненты :

Интеграция всех 5 образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равнoправной основе, дополняя друг друга )

-Соответствие и продуманн oсть структуры НОД задачам, сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов переход от одной части к другой )

Целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания

Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональн oе размещение и т. п.).

Целевая составляющая (триединство задач - четкое определение обучающих, воспитательных иразвивающих задач с учет oм интеграции ОО)

Обучающая задача : повышать уровень развития ребёнка.

Воспитательная : формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Цели НОД

Цель это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.) , который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их

достижения.

Требования при постановке целей:

Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т.ч. временных), с другой.

Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка).

Цели должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.

Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ.

Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими

Методика проведения НОД

Реализация детских видов деятельности

Они имеют следующие компоненты:

Умение детей принимать познавательную задачу

Активность дошкольников

Готовность дошкольников к проблемным ситуациям

Усвоение детьми программного материала

Использование разнообразных форм организации детей

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются : по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения.

-Индивидуальная (с одним ребенком)

-Подгрупповая (индивидуально коллективная)

-Фронтальная (Обще групповая)

Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности; интереса детей к данному занятию; сложности материала.

Необходимо помнить : Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе

Метод как способ достижения цели

«Метод» - путь к чему-либо, способ достижения цели. , т. е. совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели.

Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Каждый метод состоит из определённых приёмов, который направлен на решение более узкой учебной задачи. (Практические, наглядные, словесные, игровые и.т.д.)

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

«Прием» - это элемент того или другого метода, частное по отношению к общему.

Мотивация в формировании НОД

МОТИВАЦИЯ - совокупность мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности.

Выбор мотивации зависит: от задач и целей, учёт возраста.

Основной мотив участия /неучастия ребёнка в образовательном процессе

– наличие /отсутствие интереса

Виды мотивации (Мотивация общения,личной заинтересованности,проблемно-бытовая,сказочная,познавательная, информационная (после 6 лет) ,семантическая (обозначающая)6-7лет,достижения успеха (5-7 лет),соревновательная (6-7 лет)

Принципы мотивации :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Требования к организации НОД

Санитарно- гигиенические требования.

Дидактические требования.

Организационные требования.

Форма общения педагога с детьми при проведении НОД:

Это - партнерские отношения:

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

Разрешено свободное размещение детей

Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

(На разных этапах НОД партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом)

Особенности организации НОД :

  • организация образовательной деятельности без принуждения;
  • ненасильственные формы организации;
  • развивающий характер обучения дошкольников;
  • чувственный способ познания мира;
  • присутствие субъектных отношений педагога и

детей (сотрудничество, партнерство)

  • игровая цель или другая интересная детям;
  • опора на опыт и знания детей;
  • преобладание диалога воспитателя с детьми;
  • предоставление детям возможности выбора деятельности и

организация проблемно поисковой деятельности;

  • более свободная, в отличии от занятия, структура ОД;
  • создание ситуаций успеха;
  • развитие креативности, самостоятельности, инициативы детей
  • активное участие младшего воспитателя.

Вывод

Основной целью воспитательно-образовательной работы является реализация требования программы воспитания и обучения.

Главная задача – вооружение детей знаниями, умениями, навыками.

А достичь этого можно в процессе правильной организации ОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. От педагога зависит успех и эффективность воспитательно-образовательной работы. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная НОД это:

  • Мотивация.
  • Субъект-субъект, сотрудничество.
  • Интеграция.
  • Проектная деятельность.
  • Партнерство.
  • Комплексный подход к обучению.
  • Самостоятельно-поисковая деятельность.
  • Разнообразие видов деятельности.
  • Совместная деятельность воспитателя и ребенка.
  • Взаимодействие с семьями детей.
  • Учет интересов детей.
  • Эмоциональная насыщенность, интерес к тому, что делают дети

Литература :
1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,
2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12)
3.Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. .
6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.

Приложение 2

Валентина Евгеньевна Приходько
Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды»

Современные НОД в ДОУ . Их наполнение и виды . Практикум для молодых специалистов

Приходько Валентина Евгеньевна

учитель начальных классов

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики

ТИ им. А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ) г. Таганрога

Цель : систематизировать знания педагогов о структуре НОД, их классификации и особенностях, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность

Материалы : оборудование для проведения фрагмента традиционного НОД по рисованию (альбомные листы, краски, кисти, стаканчики для воды, восковые мелки, ватные палочки, игрушка для создания сюрпризного момента; карточки с кратким описанием занятия для определения типа занятия; раздаточный материал для педагогов «Виды нетрадиционной НОД » , «Сравнительная классификация типов НОД» .

Ход практикума:

1. Понятие «НОД» - Что такое занятие? НОД – форма организации обучения в детском саду.

2. Структура занятия - НОД включает в себя три этапа : организация детей, основная часть НОД и окончание НОД. Организация детей :

Проверка готовности детей к НОД (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)

Создание интереса к НОД (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

Основная часть НОД :

Организация детского внимания

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)

Окончание НОД :

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в НОД, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)

Переключение детей на другой вид деятельности

3. Классификация НОД

Основание классификации Название

1. Дидактическая задача НОД усвоения новых знаний и умений

НОД закрепления ранее приобретённых знаний

НОД творческого применения знаний и умений

Комбинированные НОД (одновременно решаются несколько дидактических задач)

Комплексные

Интегрированные

3. Форма организации Традиционные

Нетрадиционные (НОД - соревнования, НОД - театрализованные, НОД – консультации, НОД – сюжетно-ролевые игры, НОД –взаимообучения, НОД – аукционы, НОД – сомнения, НОД – путешествия, НОД – концерты, НОД – игры : следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда, КВН и т. д.)

Каждый из этих типов НОД будет отличаться структурой основной части.

4. Различие комплексной и интегрированной НОД

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности) . Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные НОД предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированная НОД направлена на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

Например : НОД «Сказочная птица - лебедь» включала в себя следующие методические приёмы :

Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам

Беседа : поведение людей по отношению к животному миру

Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди» , «Сказка о царе Салтане» , «Гадкий утёнок»

Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро» , Сен-Санса «Лебедь»

Выполнение творческого задания : покажи как двигается лебедь под музыку.

Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве» , Врубеля «Царевна Лебедь»

Рисование летящих лебедей.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий : сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.

5. Практическое задание

Педагоги получают карточки с кратким описанием НОД. Необходимо определить, к какому типу НОД они относятся, какие виды деятельности объединяют.

Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые НОД.

6. Подготовка воспитателя к занятиям

Подготовка воспитателя к НОД состоит из трёх этапов : планирование НОД, подготовка оборудования, подготовка детей к НОД.

Планирование занятий :

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход НОД

Составить план – конспект, который включает в себя :

Программное содержание (образовательные задачи)

Оборудование

Предварительную работу с детьми (если необходимо)

Ход НОД и методические приёмы

Планировать необходимо не одну НОД, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования :

Накануне НОД отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

К некоторым НОД нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)

При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающей НОД дети накапливают необходимый личностный опыт : знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающей они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие НОД. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих НОД. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изложения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск, экспериментальная деятельность. Часто в практике такие НОД в дошкольном учреждении называют развивающими. К сожалению, это неверно. Такие НОД лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого. Обучающие и развивающие НОД строятся по абсолютно разным схемам, и воспитатели должны это хорошо знать. Рассмотрим модель обучающей (часто её называют традиционной) и развивающей НОД.

Модель построения обучающей НОД

Модель построения развивающей НОД

Подготовка детей к НОД

Создавать интерес к предстоящей работе

Предупреждать детей о начале НОД заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на НОД

Организовать работу дежурных по подготовке к НОД

7. Подведение итога

Вопросы к кроссворду :

1. Форма организации обучения в детском саду. (Занятия)

2. Одна из разновидностей НОД по форме организации. (Традиционные)

3. НОД, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные)

4. НОД – соревнования, НОД – аукционы, НОД – игры, НОД – концерты и т. д. (Нетрадиционные)

5. НОД, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач (Комбинированные)

6. НОД, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные)

Задания к НОД по теме «Поможем Федоре»

1) К Федоре вернулась посуда, её надо расставить на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, Нужно соотнести цифру с количеством предметов.

2) Федора решила сварить суп, какая посуда ей необходима? (кухонная) Суп готов, надо накрывать стол для обеда, выбери посуду. (столовая) Посуда выбрана, но всё ли есть на столе? Чего не хватает? Нет ложки. Перед детьми ставится проблема : где взять ложку? Ложка потерялась, ведь она очень маленькая, надо идти в лес на её поиски.

3) В поисках ложки Федора попадает в сказку «Жихарка» и наблюдает, как он раскладывает свои ложки. Детям предлагается игра-драматизация по этой сказке.

4) Федора не стала просить ложку у Жихарки. И дети решили сделать ложку для Федоры. Детям предлагается на выбор разные материалы : глина, краски, бумага, трафареты.

Карточка 2

Описание НОД по теме «Путешествие в Носарию»

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Носарию, карта которой напоминает силуэт носа . В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными носами – дятел, верблюд, кабан, слон, пеликан. Дети сравнивают их носы с машинами и орудиями труда. На одной из улиц они встречают Буратино, который никогда «не вешал свой нос» , но «совал свой нос» в чужие дела и удивлялся тому, что «весна на носу» . Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.

Частью этой НОД был разговор о том, какую роль в жизни человека играют органы обоняния и как следует ухаживать за своим носом.

В заключении дети сделали «нос» способом оригами, так как все, кто побывал в Носарии, уходили оттуда с носом.

Аношина Анна Александровна – Старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №4 «Семицветик» г. Ивантеевка Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 15.06.2017г.

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС.

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания. Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели.

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
Например:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) называние детьми осенних примет;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми поговорок об осени;
г) дидактическая игра «С какого дерева лист»... и т.д.
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) чтение рассказа об осени;
б) прослушивание грамзаписи П.И. Чайковского «Сентябрь»;
в) обобщение воспитателя;
д) анализ занятия {о том какие знания показали дети).
Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей - при необходимости помещается план размещения. Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Например:
Воспитатель: «Дети, какое время года изобразил художник на своей картине?»
Дети: «На картине изображена осень"
Воспитатель: "Правильно, на картине изображен осенний пейзаж. Художник передает красоту осенней природы красками, писатель и поэт - словами, эпитетами, а композитор музыкой. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Сентябрь» (включаю магнитофон).

То есть после прямой речи, в середине строки в скобках указываются действия воспитателя («включаю», «вывешиваю», «убираю» и т.д.).
Занятие завершается словами анализа.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта , выглядит следующим образом:
1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей.
2. Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).
3. Словарная работа.
4. Оборудование занятия.
5. Демонстрационный материал.
6. Раздаточный материал.
7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
8. Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуально).
9. Индивидуальная работа с детьми на НОД (какая, с кем, в ка-кой части занятия).
10. Структура занятия и методические приемы.
11. Организаций детей на занятии.
12. Ход занятия (в прямой речи). В конце завершающие фразы или анализ занятия.
Напоминаем типы занятий:
1. Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). Интеграция может быть по тематическому принципу.
Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

Наталия Трубач
Типы и структура занятий в ДОУ

Семинар ДОУ

«Типы и структура занятий в ДОУ . Составление конспекта занятия »

Составила : музыкальный руководитель Трубач Н. В.

Цель : - систематизировать знания педагогов о структуре занятий , их классификации и

особенностях;

Повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность.

План семинара :

1. Подготовка воспитателя к занятиям .

2. Структура занятия .

3. Классификация занятий .

5. Сравнительный анализ занятий .

6. Практическое задание.

7. Подведение итога семинара.

Занятие – форма организации обучения в детском саду. Сейчас это понятие заменено другим – непосредственно образовательная деятельность (НОД) .

1. Подготовка воспитателя к занятиям .

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов :

1. Планирование занятий ;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к занятию .

Планирование занятий :

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия .

Составить план – конспект, который включает в себя :

Программное содержание (образовательные задачи) ;

Оборудование;

Предварительную работу с детьми (если необходимо) ;

Ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования :

Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).

При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

Создание интереса к предстоящей работе

Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие

Организация работы дежурных по подготовке к занятию .

2. Структура занятия . Занятие включает в себя три этапа :

1. Организация детей;

2. Основная часть занятия ;

3. Окончание занятия . Организация детей :

Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания) ;

Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) .

Основная часть занятия :

Организация детского внимания;

Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) ;

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Окончание занятия :

Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии , сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);

Переключение детей на другой вид деятельности.

3. Классификация занятий

Название Основание классификации

Дидактическая задача Содержание знаний Форма организации

Занятия усвоения новых знаний и умений

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний

Занятия творческого применения знаний и умений

Комбинированные занятия

(одновременно решаются

несколько дидактических

задач) Тематические (классические занятия по разделам обучения)

Комплексные

Интегрированные Традиционные

Нетрадиционные (занятия - соревнования , театрализованные занятия , занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия – путешествия , ззанятия – игры : поле чудес, Что? Где? Когда, КВН и т. д.)

Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части .

4. Формы проведения НОД в ДОУ.

Виды занятий

Комбинированное занятие В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т. д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т. д.)

Тематическое занятие

Комплексное

занятие Занятие посвящено конкретной теме

Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности) . Комплексные занятия , как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например : прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, празднике 8 марта, читают стихотворения.

Интегрированное занятие

Занятие , включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий , реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Например : Занятие «Серый волк» включало в себя следующие методические приёмы :

Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим животным.

Беседа : поведение людей по отношению к животному миру.

Обсуждение образа волка из сказок «Иван царевич и Серый волк» , «Лиса и волк» , «Зимовье зверей» .

Выполнение творческого задания : покажи как двигается волк под музыку.

Рассматривание картины Репина «Иван царевич и Серый волк» .

Рисование волка.

В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий : сформировать у детей представление о волке.

Нетрадиционные занятия

Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку» , «Придумаем несуществующее животное. Растение» .

Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.

Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту» , героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты» .

Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» , «Форд Боярд» , «Умники и умницы» и другими.

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

5. Сравнительный анализ занятий .

Тип занятия

Обучающие

Структура основной части занятий

Усвоения новых знаний Учить….

Знакомить…

Давать представление… Мотивация

Подача нового материала

Закрепление

Закрепления ранее приобретённых знаний

Обобщать.

Систематизировать.

Закреплять…. Мотивация.

Игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала

Творческого применения знаний и умений Развивать…

Направлять…. Мотивация

Повторение

Применение имеющихся знаний в новой ситуации

Комбинированное Повторять.

Знакомить…

Давать представление.

Закреплять…. Мотивация.

Повторение ранее изученного

Подача нового материала.

Закрепление

Комплексное

На каждом из занятий решаются задачи каждого вида деятельности

Мотивация

Повторение (может и не быть) .

Введение в новую тему по определяющему виду деятельности.

Практическая деятельность

с решением задач данных

видов деятельности

Интегрированное Задачи определяются конкретным видом, а средствами деятельно для их решения являются другие виды деятельности

Мотивация

Повторение (может и не быть) .

Введение в новую тему.

Закрепление в других видах

деятельности

6. Практическое задание.

А) Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий . Необходимо определить, к

какому типу занятий они относятся , какие виды деятельности объединяют.

Карточка 1

Задания к занятию по теме «Девочка чумазая» . (и)

1) К мальчику из произведения К. И. Чуковского вернулись вещи, надо разложить их на полки, каждая обозначена цифрой от 2 до 5, Нужно соотнести цифру с количеством предметов.

2) Девочка решила умыться, какие принадлежности ей необходимы? (умывальные) Девочка умылась, что теперь ей необходимо сделать? Чего не хватает? Нет полотенца. Перед детьми ставится проблема : где взять полотенце? Полотенце потерялось, надо идти на его поиски.

3) В поисках полотенца девочка попадает в произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр» и наблюдает за происходящими действиями. Детям предлагается игра-драматизация по этому произведению.

4) Девочка не стала просить полотенце у Мойдодыра. И дети решили нарисовать для девочки красивое полотенце. Детям предлагается на выбор разные материалы : краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки, бумага, трафареты.

Карточка 2

Описание занятия по теме «Путешествие в Лицерию. (ком) »

Воспитатель приглашает детей совершить путешествие в необыкновенную страну Лицерию, карта которой напоминает силуэт лица. В этой стране детей ждут незабываемые встречи в зоопарке, где живут звери и птицы с необычными мордочками. На одной из улиц они встречают Петрушку, который может «перемениться в лице» , и «трудиться в поте лица» , знает «как не ударить в грязь лицом» , удивляется когда «на тебе лица нет» . Дети объясняют эти словосочетания, подбирая к ним картинки.

Частью этого занятия был разговор о том , какую роль в жизни человека имеет гигиена и как следует ухаживать за своим лицом.

В заключение дети нарисовали «мордочку понравившегося животного» . Все, кто побывал в Лицерии, уходили оттуда «положа руку на сердце» радостными.

Б) Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами занятия , имея конспекты занятий , проанализировать занятия , выявить ошибки и провести работу над ними.

7. Подведение итога.