Обществознание, политика: тесты, ЕГЭ. Главное свойство Homo Sapiens. Отношение к себе

Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, влекущее за собой юридические последствия.

Не всякий жизненный факт является юридическим. Таковым может быть обстоятельство, предусмотренное нормами права.

Юридические факты являются предпосылками возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

Юридические факты, их характер, перечень определяются соответствующими нормами права.

Примером может служить норма гражданского права, предусматривающая, что в случае явки или обнаружения местопребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом. Здесь явка и обнаружение местопребывания гражданина, объявленного умершим, являются конкретными жизненными обстоятельствами, которые влекут за собой такое юридическое последствие, как отмена судом решения о его смерти.

Следовательно, юридическими фактами являются те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены в гипотезе нормы права.

Как и правоотношения, юридические факты классифицируются по различным основаниям.

В зависимости от того, зависят они от воли людей или нет, юридические факты подразделяются на юридические события и юридические действия.

Юридические события - это такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли людей. К ним относятся: рождение, естественная смерть человека, стихийное бедствие и т. д.

Юридические действия - это жизненные обстоятельства, происходящие по воле людей. К ним относятся различные поступки людей, имеющие правовую значимость.

По количественному составу различают простые и сложные юридические факты.

Простой юридический факт представляет собой одно обстоятельство, влекущее юридическое последствие. Например, неявка на работу без уважительных причин, переход улицы в не установленном месте и т. д.

Сложный юридический факт состоит из двух и более жизненных обстоятельств, каждое из которых или в совокупности порождают юридические последствия.

Так, для получения пенсии по старости требуется:

1) наличие трудовой книжки;

2) достижение определенного возраста;

3) решение органа социальной защиты о назначении пенсии.

Такой сложный юридический факт получил наименование «юридический состав».

По характеру действия такой юридический факт можно классифицировать на правомерное (дозволенное) и неправомерное.

Правомерные действия - это такие поступки людей, которые согласуются с предписаниями норм права.

Разновидностью правомерного действия является юридический поступок.

Юридический поступок - это действие, которое вызывает наступление юридических последствий независимо от того, предвидел ли их субъект права, совершавший его, или нет. Например, драматург пишет пьесу по заказу определенного театра (намеренные действия). Но постановка пьесы другим театром порождает для автора пьесы субъективное право на денежный гонорар в размере, указанном в законодательстве, хотя драматург и не предвидел такого результата.

Другой разновидностью правомерного действия является юридический акт.

Юридический акт - это форма поведения субъекта права, направленная на достижение определенных правовых результатов (заключение договоров, совершение сделок, возбуждение уголовного дела, решение суда и т. д.).

Неправомерные действия - это другая разновидность юридического факта. Она представляет собой запрещенные нормами права формы поведения субъектов права. Они нарушают предписания юридических норм.

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки.


В Интернете опубликованы цитаты из ЕГЭ по обществознанию 2013 года. 10 июня российские выпускники сдавали самый востребованный для дальнейшего поступления экзамен. По итогам проверок пользователи ЖЖ со ссылкой на преподавателей вузов и других источников, опубликовали ЕГЭ-откровения российских выпускников школ (орфография и пунктуация авторов сохранена)…

О человеке

«Человек это антропоморфное существо. Это слово означает его аморфность, то есть, по сути, гниль и склонность к беспределу».

«Примером тому являются опыты, которые проводились над человеком и обезьяной. Так вот человек смог принять правильное решение, а обезьяна нет».

О государстве

«У государства три социальных функции: 1. Развлекательная – организация праздников и карнавалов; 2. Репродуктивная – ремонт лавочек, возведение памятников и реконструкция старых домов; 3. Защитная – война с врагами».

«Государство следит за тем, чтобы соблюдался запрет торговли контрабандной колбасой».

«Государство должно обслуживать обманутых покупателей».

«Общество это объединение людей, проживающих в условиях преодоленной ненависти».

«Институты социализации: семья, общество, тюрьма».

«Охранительская функция политики – обеспечивать сохранность граждан. Судебная – кого не удалось охранить, может попробовать вернуть свою охранность в суде (но не в смысле сесть в тюрьму)».

«Правительство должно совершать обходы общества, если, как сказал Путин, общество больное».

О равенстве

«Два человека не равны. Например, один из них с умом, а другой с умственными отклонениями или жил среди животных».

«Если бы все люди были равны, они бы все вокруг разворовали. А так каждый должен добиваться всего своим трудом».

«С древних времен общество делится на элиту, люмпенов и таких, как мы».

«В племени были вожак и его слуги. Сейчас это президент с чиновниками и предпринимателями».

«Социальная мобильность это улучшение социального положения. Например, был человек люмпеном, а стал маргиналом».

«Бюджетники делятся на низкобюджетников и просто бюджетников. Например, учителя и директор школы».

О политике

«Россия – это патриархально-демократическая страна».

«Я рада, что живу сейчас, когда наша власть отменила крепостное право».

«В СССР правительство само плодило убеждения граждан, не доверяя это никому. Сейчас этим занимается США».

«Одно правительство ведет себя как судья на футбольном поле. Другое – как зрители. Главное, чтобы правительство не лезло играть в футбол. Эти принципы называются либеральными. Хочу сказать, что матч без зрителей – это тоже плохо для рынка».

Об экономике

«Много советских людей отдали свои жизни сначала за то, чтобы была рыночная конкуренция, а потом за то, чтобы она была здоровой».

«Я думаю, если ты решил податься в сферу экономики, то не надо оставаться человеком, ибо тебя там обманут».

«В наши дни предложение выше спроса, и поэтому предприниматели грызут друг другу горло не так отчаянно, как в лихие 90-е».

«Сделать хорошо клиенту и плохо другому предпринимателю это суть предпринимательской деятельности».

«Из-за конкуренции человек может быть мягок с покупателями, но груб с женой».

«Почему мало бюджетных мест в российских вузах? – Экономика еще не доросла. Плюс ко всему, с момента выбора президента все стали готовиться к экономическому кризису».

О семье и браке

«Сейчас довольно остро стоит проблема однополых браков. Но пока в однополый брак не вступит сам президент, общество не поймет их пользы».

«В комендантский час дети до 16 лет не имеют права находиться даже на кладбище, хотя там никого нет».

«Женщинам, в отличие от геев, не нужны мужчины в пассивной роли».

«Сегодня браки похожи на союз клеща и собаки. Но ситуация ухудшается тем, что обычно в браке два клеща и ни одной собаки».

«Раньше в половые связи вступали очень осторожно. Сейчас никто ничего не боится. Страх потеряли».

«В стране повышается уровень венерической грамотности».

«Когда человек задумался над продолжением рода, в одиночку это у него не получилось».

«Умный человек из-за огромного количества мыслей в своей голове, может потерять семью».

Об истории, науке и культуре

«Шекспир, как младенец – глаголет истину».

«Женщины добивались права на эмансипацию. Мужчины хотели быть эмансипированными в одиночестве».

«В СССР не было изысков ни на прилавках, ни в политике, ни в сексе».

«Вся наука соткана из ошибок – непонятно, кому верить».

«Во всем я соглашаюсь с политологом Гёте».

«Философия – это наука больного человека, который видит во всем хорошее».

«Один из показателей технического прогресса: в церкви, вместо иконы, повесили плазменный телевизор».

«Только государственные СМИ могут быть свободными – ведь им ничего не платят».

Предмет «Обществознание»

Игра «Я - обществовед»

Участники - 10-11 классы.

Задание № 1 (12 баллов)

выполняют 2-3 человека команды

  1. Фемида - богиня, символ правосудия. (4 балла)

Перечислены символы богини Фемиды, кратко объясните каждый из них.

Весы - ______________________________________________________

Меч -________________________________________________________

Мантия - _____________________________________________________

Повязка на глазах -_____________________________________________

  1. Французские городовые по распоряжению Наполеона должны были носить.. (1 балл) Нужное подчеркнуть.
  • красные повязки
  • зелёные ботинки
  • белые чулки
  1. Первые правила дорожного движения были изобретены... (1 балл)

Нужное подчеркнуть.

  • Иван Грозный
  • Юлий Цезарь
  • Людовик XVI
  1. Как называли донос в XVI-XVIII веках? (1 балл) Нужное подчеркнуть.
  • ябеда
  • наговор
  • извет
  1. В Древней Персии людей, которые взимали плату за проезд по дорогам, звали... (1 балл). Нужное подчеркнуть.
  • гады
  • радары
  • гаишники
  1. В средневековье за философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было подвергнуться страшной казни через...(1 балл) Нужное подчеркнуть.
  • щекотку гусиными перьями
  • эпиляцию
  • сверление зубов
  1. Самое экстравагантное наказание провинившимся водителям придумали полицейские индийского штата Бихар. Они заставляют правонарушителей... (1 балл). Нужное подчеркнуть.
  • отстоять целый день на обочине с огромным плакатом в руках о вреде лихачества за рулем
  • собрать отходы жизнедеятельности священных коров у дороги
  • прыгать вдоль обочины и выкрикивать имя любимого политика
  1. Во времена инквизиции провинившихся сжигали на костре. Над ними устраивались показательные процессы с судом присяжных и свидетелями. Но за связи с дьяволом никогда не судили женщин, которые... (1 балл) Нужное подчеркнуть.
  • весили больше 50 кг.
  • имели светлые волосы
  • родили больше семерых детей

9 . Тариф - это... (1 балл) Нужное подчеркнуть.

  • фамилия римского сенатора, придумавшего множество налогов
  • название острова в Средиземном море, где впервые стали брать плату за стоянку в порту
  • должность стражника у городских ворот, решавшего, кого пускать в город

Предварительный просмотр:

Предмет «Обществознание»

Игра «Я - обществовед»

Участники - 10-11 классы.

Задание № 2 (4 балла)

(выполняет 1 член команды)

ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Впишите правовые акты, в которых находятся данные статьи (4 балла).

Б) Семейный кодекс РФ

Г) Конституция РФ

3. "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния".

1.____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Предмет «Обществознание»

Игра «Я - обществовед»

Участники - 10-11 классы.

Задание № 3 (20 баллов)

выполняется 2-3 членами команды

ВИКТОРИНА: «Паспорт гражданина России»

1. Сколько страниц в паспорте?_____________________________________

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? ____________________

3. Что написано на первой странице паспорта?________________________________________________________________

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта?______

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? __________________________________________________________

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте?________________________________________________________________

7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»?________________________________________________________________

8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? _________________

9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? ________________

10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? ________________________________________________________________

11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями здравоохранения?___________________________________

12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? ____________

13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? _____

14. В каком году началась выдача паспорта нового образца?___________ _

15. Указывается ли в паспорте национальностьгражданина РФ? _________

16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? ______________________

17. Сколько цифр в номере паспорта? _______________________________

18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? __________________________________________________

19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. В каких случаях паспорт необходим гражданину страны? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Севастьянова Т.Б.

2015 год

Неделя гуманитарных наук

в ФМЛ № 30

ПРАВОВОЙ ТУРНИР
Задание № 1 (12 баллов)

1. В древнегреческой мифологии богиней правосудия является Фемида , (ЛАРИСА) вторая

супруга Зевса. Иносказательно: Фемида - правосудие, закон, слуги Фемиды - слуги закона,

судьи. Символ правосудия ФЕМИДУ - изображают на эмблемах, ее изваяния осеняют здания

судебных присутствий. Теперь так называется и высшая национальная юридическая премия.

Слово Фемида стало нарицательным: когда, например, говорят "российская Фемида", мы

понимаем, что речь идет о российском суде, правосудии.

Её атрибутами являются весы, меч, мантия, повязка на глазах.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и

зло, вина и невиновность. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается

воспринимающей.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч богини -

обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука -

правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем

определенной церемонии, правосудия. Важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное

платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Правосудие не видит различия

между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

2. Французские городовые по распоряжению Наполеона должны были носить...

а) красные повязки ; (Цвет Французской Республики при Наполеоне.)

б) желтые чулки;

в) зеленые ботинки.

3. Первые правила дорожного движения разработал еще...

а) Иван Грозный; В Др.Риме по его указу в 50хг. До н.э. было введено односторон.

б) Юлий Цезарь : движение. Знатные вельможи обеспечивая себе проезд

в) Людовик XIV. высылали вперед скороходов

4. Как называли донос в русском государстве в XVI-XVIII веках?

а) Ябеда; Изветная челобитная. В Русском гос-ве извет без подписи

б) наговор; назывался подметным письмом.

в) извет.

5 . В Древней Персии людей, взимающих плату за проезд по дорогам, звали...

а) гады; б) радары ; в) гаишники.

6. В средневековье за философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было подвергнуться страшной казни через...

а) щекотку гусиными перьями;

б) эпиляцию;

в) сверление зубов . Примитивная бормашина.

7. Самое экстравагантное наказание провинившимся водителям придумали полицейские

индийского штата Бихар. Они заставляют правонарушителей...

а) отстоять целый день на обочине с огромным плакатом в руках о вреде лихачества за рулем;

б) собрать отходы жизнедеятельности священных коров у дороги;

в) прыгать вдоль обочины и выкрикивать имя любимого политика.

8 . Во времена инквизиции провинившихся сжигали на костре. Над ними устраивались

показательные процессы с судом присяжных и свидетелями. Но за связи с дьяволом никогда не судили женщин, которые...

а) весили больше 50 кг; с читалось 50 кг.,максимальный вес который сможет поднять

б) имели светлые волосы; метла, а без этого ср-ва передвижения невозможно попасть

в) родили больше семерых детей. на шабаш.

9. Тариф - это...

а) фамилия римского сенатора, придумавшего множество налогов;

б) название острова в Средиземном море, где впервые стали брать плату за стоянку в порту:

в) должность стражника у городских ворот, решавшего, кого пускать в город.

Задание № 2 (4 балла)

Назовите правовые акты, в которых находятся данные статьи.

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». (Всеобщая декларация прав человека.)

2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию». (Конвенция о правах ребенка.)

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запре-

щенными законом». (Конституция РФ.)

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности

супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи

актов гражданского состояния». (Семейный кодекс РФ.)

Задание № 3(10 баллов)

Вопросы викторины:

1. Сколько страниц в паспорте? (19.)

2. С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

3. Что написано на первой странице паспорта? (Паспорт гражданина Российской Федерации.)

4. На какой странице ставится личная подпись владельца паспорта? (На с. 2.)

5. Какая информация о владельце паспорта находится на странице рядом с фото? (Фамилия,

имя, отчество, пол, дата рождения, место рождения.)

6. Какие сведения о владельце еще указаны в паспорте? (Воинская обязанность, семейное

положение, дети, сведения о ранее выданном паспорте.)

7. Сколько страниц отведено в паспорте разделу «Семейное, положение»? (Две - 14 и 15.)

8. На скольких страницах паспорта проставлен номер? (На 10.)

9. Обладают ли страницы паспорта водяными знаками? (Да.)

10. Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт? (Немедленно заявить в органы внутренних дел.)

11. Какие отметки по желанию гражданина могут быть сделаны в паспорте учреждениями

здравоохранения? (Отметки о группе крови и резус-факторе.)

12. Каков был возраст получавших паспорт граждан СССР? (16 лет.)

13. Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте? (Нет.)

14. В каком году началась выдача паспорта нового образца? (2001 г.)

15. Указывается ли в паспорте национальность? (Нет.)

16. Встречаются ли в паспорте римские цифры? (Нет.)

17. Сколько цифр в номере паспорта? (10.)

18. Сколько страниц паспорта отведено под раздел «Воинская обязанность»? (Одна - 13-я.)

19. В каких двух случаях паспорт могут вам заменить? (При утрате паспорта и при смене

фамилии.)

20. В каких случаях паспорт необходим? (При устройстве на работу, при покупке билета на поезд или самолет, при получении денег в сберкассе, при записи в библиотеку и так далее.)


Падало ли яблоко на голову Ньютона?

Одной из самых популярных легенд о великих людях является легенда об упавшем на голову Ньютона яблоке. Милая, наивная и детская история объясняет прозрение, после которого гений открыл, почему предметы падают на землю. История настолько проста, что, казалось бы, не может быть правдой. Так или иначе, легенда отчасти правдива - Ньютон в своей биографии упомянул, что он впервые заинтересовался силой тяжести, когда увидел, как яблоко упало на землю. Существуют достоверные записи, в которых даже указана дата падения чудесного плода: это случилось в 1666-м году, когда Ньютон бежал от чумы в Кембридж. Он сидел на земле в саду своей матери и думал, и ему показалось, что та сила, которая повлияла на падение яблока, может быть применима к Луне и другим небесным телам. Тогда он и решил выяснить, нет ли какой-либо силы, могущей объяснить всё. Современная версия рассказа несколько приукрашена - на голову Ньютона яблоко не падало. Однако именно яблоко косвенно послужило причиной его интересов и последующей работы, так что в основном это история - правда.

Миф о том, что Энштейн был двоечником

Многие нерадивые ученики в оправдание своих оценок приводят такой аргумент: некоторые гении, например Эйнштейн, учились в школе из рук вон плохо. Это не соответствует действительности: да, маленький Альберт не был в числе первых учеников, но и двоечником он точно не был. Всё дело в том, что Эйнштейн большую часть времени учился в Германии, но получал школьный аттестат в Швейцарии, где система оценок была противоположна немецкой: в Германии высшим баллом была единица, чуть ниже двойка и так далее, а швейцарские учителя использовали прямую шестибалльную систему. В школе Эйнштейн особенно преуспел в математике и естественных науках, уделяя меньше времени французскому языку, географии и рисованию - эти предметы его не слишком интересовали, но его средний балл составлял около пяти баллов из шести (по швейцарской системе). Кстати, Нобелевскую премию физик получил отнюдь не за теорию относительности, как многие полагают, а за разработку квантовой теории фотоэффекта.

Мы живём в самую мирную эру за всю историю человеческого рода

На вопрос «наступит ли когда-нибудь окончательный мир на нашей планете» большинство людей отвечает отрицательно. Во-первых, воинственность заложена в нас природой и связана с естественным отбором, а во-вторых, она играла и продолжает играть важную роль в истории развития человеческой цивилизации. Мы живём в самую мирную эпоху за всю историю человечества Стивен Пинкер Психолог из Гарварда Стивен Пинкер много лет занимался изучением истории, связанной с войнами и насилием и обнаружил в ней обнадёживающий тренд: «Мы живём в самую мирную эру за всю историю человеческого рода», - пишет он в своей книге «Лучшие стороны нашей натуры». Пинкер согласен, что воинственность и склонность к постоянному соперничеству, доставшиеся нам в наследство от древних предков, никогда не позволят создать «рай на Земле». Но человек совершенно не обязан быть рабом своих генов, - убеждён он, - поскольку обладает способностью к анализу и самосовершенствованию. Исследователь собрал и проанализировал огромное количество данных, относящихся к войнам, конфликтам, геноцидам, пыткам, бытовому насилию и даже издевательствам над животными, совершавшихся в разные исторические периоды. И почти по каждому пункту обнаружил тенденцию к снижению: количество убийств в современной Европе сократилось со Средних веков в 10–50 раз в зависимости от региона; снизился уровень насилия, связанного с функционированием государственной машины. К ним относятся телесные наказания (отрубания рук за воровство, порка нерадивых учеников) и смертные казни, особенно связанные с пытками (четвертование, сожжение); рабство и деспотизм сегодня - остаточные явления, а 800 лет назад они были нормой; что касается войн, то согласно приведённым Пинкером данным, в до-государственную эпоху от них гибло в среднем около 20% всех людей. Конечно, снижение уровня «спонсируемого» государством насилия не постоянно - достаточно вспомнить жертв Первой и Второй мировых войн и тоталитарных режимов первой половины прошлого столетия. Однако со времён Второй мировой войны не произошло ни одного военного конфликта между крупнейшими государствами мира и историки уже окрестили эту эпоху «Долгим миром». Кроме того, количество жертв менее масштабных конфликтов, включая гражданские войны, мятежи, геноциды и террористические акты, тоже сократилось. За последние 60 лет количество жертв войны снизилось с 500 000 до 30 000 в год. Что касается жертв террористов, то по статистике у человека больше шансов погибнуть от удара молнии, чем от рук террористов. Причинами этой обнадёживающей тенденции Пинкер считает следующие факторы: страны с демократическими режимами редко воюют друг с другом, а их число за последнее время выросло с 12 до 60 процентов; более важную роль в жизни общества стали играть женщины; с ростом международной торговли страны стали больше зависеть друг от друга; благодаря доступу к информации и повышению общего уровня грамотности человек научился относиться к «чужакам» с большей симпатией. Но основной причиной тенденции к всеобщему «умиротворению» Пинкер всё же считает здравый смысл. Мы осознаём разрушительные последствия насилия и пытаемся найти компромисс даже с теми, от кого исходит угроза. Благодаря здравому смыслу мы пришли к необходимости защищать права женщин, детей, сексуальных, национальных меньшинств и других групп людей, часто повергавшихся дискриминации.

Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Человеку не так важно получить помощь, как важно то знание, что он сможет ее получить». Проблема человечности интересовала мыслителей всех времен, и в наше время она актуальна как никогда. На чем же стоит такое понятие, как человечность? Как можно понять, является ли наш коллега по работе или просто случайный знакомый гуманным и отзывчивым?

Главное свойство Homo Sapiens

Человек без человечности не сможет вести нормальную жизнь - он будет страдать сам. Обычно те, кто не проявляет гуманности, не творит добрых дел, ощущают внутреннюю пустоту. Нередко те люди, которым не хватает милосердия в жизни, страдают от одиночества. У них возникает ощущение, что другие попросту пользуются ими. Однако это чувство приходит как раз в тот момент, когда сам человек начинает использовать других только ради удовлетворения своих потребностей - по крайней мере, так говорят психологи.

Человек и человечность - эти два понятия являются нераздельными, поскольку сама человечность является свойством любого представителя вида Homo Sapiens. Каждый предмет обладает теми или иными свойствами. Снег холоден и бел; небо - глубокое и синее; Вселенная - бескрайняя и загадочная; а настоящим человеком, в отличие от животных, может называться только тот, кто проявляет те качества, которые присущи его роду.

Отношение к себе

Чтобы проявлять милосердие, гуманизм, сострадание, необходимо черпать силы в течение всей жизни. И о том, где их брать, знает далеко не каждый человек. Человечность же не может проявляться у той личности, которая не способна позаботиться даже о самой себе. Когда индивид полностью находится во власти обстоятельств, поглощен депрессивным состоянием, не видит радости в жизни, то часто о милосердии и сострадании к другим в этой ситуации приходится только мечтать.

Чтобы отдавать, нужно принимать

Это неудивительно - ведь он сам является тем объектом, которому в данный момент времени необходимы любовь и сострадание. Обычно эти ресурсы может дать только другой человек. Человечность, проявленная по отношению к своему ближнему, - это один из самых благородных поступков, которые могут совершать люди. Ведь когда к тому, кто испытывает несчастье и страдания, было проявлено милосердие, то он тоже будет рад творить добрые дела, отдавать свою любовь. Но здесь действует и обратная связь.

Психология жестокости

Часто из ребенка, которому родители уделяли недостаточно внимания или который мог страдать от несправедливого отношения сверстников, вырастает жестокий человек. Человечность для него - это качество, о котором он ничего не знает и не может знать. Ведь по отношению к нему самому постоянно в том или ином виде проявлялась агрессия. Как он может отдавать другим то, чем не обладает сам? Школьники не изучают психологию в средних классах. Предмет, по которому необходимо пройти тему «Человек и человечность», - обществознание. В 6 классе, однако, учащиеся уже являются достаточно взрослыми, чтобы рассматривать достаточно сложные вопросы. В старших классах и в высших учебных заведениях эта тема будет относиться к области философии, психологии, социологии.

Источники энергии

Есть еще немало источников, из которых может черпать энергию человек. Человечность, как мы уже рассмотрели, избытка внутренних сил, но никак не недостатка. Совершить благородный поступок или правильный выбор можно только при условии постоянного накопления жизненной энергии, в результате чего личность формирует свой внутренний стержень. Откуда же люди обычно берут эти силы?

Для некоторых главной ценностью в жизни является знание. Такая личность обычно черпает вдохновение, посвящая свое время изучению различных научных областей. Для других людей самое главное - это работа на благо общества. Психологами замечено: если люди выбирают для себя цели, которые непосредственно не связаны с другими людьми, нередко эти цели так никогда и не достигаются. Ведь в случае, когда нет надобности взаимодействовать с другими, нести перед ними обязательства, то для выполнения задачи может попросту не хватить мотивации.

Жизнь как творчество

Для третьих источником энергии служит творчество - один из самых больших источников позитива, которым только может воспользоваться человек. Человечность (6 класс - обычно учащиеся именно на этом этапе занимаются рассмотрением такого непростого вопроса) не всегда является свойством творческой личности. Классические пример - это Адольф Гитлер, который хотел стать художником, но стал самым страшным тираном прошлого столетия. Однако когда в процессе созидания личность реализует себя, наслаждается полетом фантазии, проявляет интерес к предмету своей работы, то это не может на нем не сказаться. Те люди, которые действительно находят себя в творчестве, обретают умиротворение и согласие с окружающим миром, что нередко делает их более человечными.

Пример человечности в литературе

Одним из писателей, который стремился обличить любое оправдание жестокости, является Ф. М. Достоевский. Настоящим примером в его произведении «Преступление и наказание» является Эта героиня является полной противоположностью Раскольникова. Она проявляет истинную человечность своими поступками - чтобы спасти от голода детей, идет торговать собственным телом. Раскольников же, напротив, считает, что «общее благо» может быть допустимо ценой крови отдельно взятых людей, которые к тому же не приносят пользы обществу. У него нет истинного сострадания - ведь это слово состоит из двух частей. Сострадание буквально означает «страдать вместе».

Раскольников считает, что то преступление, которое было совершено «по совести», на самом деле преступлением не является. Соня же, напротив, сохраняет истинное человеколюбие. Она жертвует своей жизнью во имя высших принципов. Несмотря на то, что ее посещают тяжелые мысли, она хочет покончить с собой, образ голодающих детей останавливает ее от этого поступка. И зесь также героиня проявляет человеколюбие, думая не о своих интересах. И с такой же самоотверженостью, с которой она спасает жизнь детей, Соня бросается спасать Раскольникова.

«Человек и человечность»: презентация (6 класс, обществознание)

А иногда учащиеся получают такое задание, как подготовить презентацию по данной тематике. Такая работа для некоторых может быть даже интереснее, чем простое прочтение параграфа или написание сочинения. Как же ее можно оформить? Рассмотрим примеры, которые можно использовать в создании презентации.

  • Слайд 1: Определение понятий «человек и человечность» в обществознании.
  • Слайд 2: Примеры человечности из различных источников: СМИ, литература, кино.
  • Слайд 3: Категории людей, которые могут нуждаться в милосердии.
  • Слайд 4: человека как вида.
  • Слайд 5: Рассказ о великих гуманистах. Например, это могут быть такие персоналии, как Томас Мор, Эразм Роттердамский.
  • Слайд 6: Отношение к старикам, родителям.
  • Слайд 7: Описание поступков, которые можно расценивать как гуманные.

Это лишь приблизительный план, по которому можно создать презентацию «Человек и человечность». Обществознание в 6 классе - один из самых интересных предметов. А с помощью этого задания можно как проявить свои творческие способности, так и узнать много новой информации о милосердии, гуманизме. Однако этот план могут использовать в своей работе не только для изучения детьми темы «Человек и человечность» в 6 классе. ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) урока во многом пересекается с теми тезисами, которые освещены в плане презентации, поэтому он будет полезен и учителям.

Уважение к почтенному возрасту

Также необходимо помнить и о таком проявлении милосердия и гуманизма, как уважение к Во многих религиозных течениях к старикам принято относиться с уважением. Это не только морально-этическое требование. В юности много сил, а в старости уже сложнее делать обычные движения, появляется неповоротливость. Такова реальность человека. Человечность в 6 классе проходят не просто так - это еще один способ научить школьников уважительному отношению к старшим.