Огэ русский язык 15.1. Университет жизненной речи
Сочинение-рассуждение из задания 15.1 ОГЭ подразумевает собой написание небольшого объема (но не менее 70 слов), в котором Вашей задачей является раскрыть смысл высказывания, приведя аргументы из предложенного текста. В роли текста часто выступает цитата или комментарий на какой-либо лингвистический или околоязыковой феномен.
К примеру, в последние годы задания ОГЭ 15.1 были следующими:
Задание для сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ 2017
Предложенный текст:
Как же написать сочинение-рассуждение ОГЭ 15.1 по такому тексту?
Во-первых, подумайте, внимательно прочтите текст. Какие строки взволновали вас больше остальных? Видимо, именно эти строки Вам и нужно будет проанализировать.
Вспомните, какие аспекты языка существуют, и что Вы можете подвергнуть анализу. Конечно, главное – это слово, но, быть может, средствами выразительности также являются звуки? Знаки препинания? Особые способы построения предложения?
Помните, характерная черта сочинения-рассуждения ОГЭ 15.1 в том, что здесь не может быть ошибочной точки зрения, если, конечно, Вы придерживаетесь тематики и отвечаете на поставленный вопрос. Вся соль в хорошо построенной доказательной базе: если Вы можете аргументировать свою точку зрения – значит она правильная.
Структура сочинения 15.1.
Естественно, Вы не должны забывать, что Ваша задача, построить сочинение в виде рассуждения. Поэтому Вы должны придерживаться четкой структуры. Обычно, для сочинения 15.1 рекомендуют структуру из четырех абзацев. Здесь мы приведем саму структуру, а также пример ответа по предложенному выше заданию.
Введение / тезис – здесь нужно отразить основную идею Вашего сочинения, для чего необходимо отразить предложенную в задании позицию автора цитаты. Также необходимо отразить, как Вы понимаете смысл этой цитаты.
Шаблоны для начала сочинения:
… сказал: “…”. С этим нельзя не согласиться, ведь… / Эту фразу я понимаю так.
Пример начала по предложенному заданию.
Классик русской литературы К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя передать русским словом». С этим нельзя не согласиться, ведь, как известно, лексическое богатство русской речи не только отражено в многочисленных словарях, но и в русской литературе, равной которой, вероятно, в мире нет. Прекрасное подтверждений этому высказыванию К.Г. Паустовского есть и в отрывке из рассказа Б. Васильева. Достаточно будет двух примеров, чтобы доказать оправданность данного высказывания.
1-й аргумент+пример . Во втором абзаце необходимо привести первый аргумент в поддержку своей точки зрения, а также первый пример из текста с личным комментарием.
2-й аргумент+пример . Во третьем абзаце необходимо привести второй аргумент в поддержку своей точки зрения, а также второй пример из текста с личным комментарием.
Вывод по написанному. ОБЯЗАТЕЛЬНО перечитайте еще раз цитату и ваш вывод. Насколько они соотносятся друг с другом. Проверьте себя, не отошли ли вы от темы. Это очень важно, так как если ваш вывод не является выводом по предложенной теме, вы не получите высоких баллов.
Кстати, о баллах, сколько баллов можно получить за сочинение 15.1 и как они начисляются?
Критерии оценивания сочинения-рассуждения 15.1.
В сочинении-рассуждении ОГЭ 15.1 необходимо раскрыть смысл высказывания, приведя аргументы из предложенного текста. Максимальное количество баллов за задание ОГЭ 15.1 – 9 баллов.
Как писать сочинение 15. 1
Как писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему?
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика
(языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая
языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический
материал.
Вам придется рассуждать о различных лингвистических
понятиях
, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах,
фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание?
В задании в каждом варианте будут
разные
высказывания
о языке.
Многих волнует
вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в
экзаменационные тесты?
!
Данная информация
оглашению не подлежит.
Как
сформулировано задание в демоверси?
Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся
основные требования
к сочинению.
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.
Итак, озвучим
основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания
, т.е. написать о том, как вы поняли
цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста
,
аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера
нужных предложений или
применять цитирование;
2. писать работу в научном
или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст
;
2. вместо сочинения пересказывать
или переписывать
исходный
текст.
Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15. 1
Шаг 1.
Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте
высказывание о языке. Осмыслите
его.
Выделите ключевые слова.
Шаг 2.
Определяем
основную мысль высказывания
Выясните, о каких
свойствах языка
, о каких
языковых
явлениях
идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
·
о богатстве,
выразительности, точности русской речи;
·
о средствах выражения
мыслей;
·
о роли в русском языке
эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов,
фразеологизмов и т.п.;
·
о взаимосвязи лексики
и грамматики;
·
о роли синтаксиса в
человеческом общении;
·
о гибкости русской
пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3.
Составляем план сочинения
Предлагаю 3 варианта.
План 1
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
План 2
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
План 3
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.
! Помните о том, что
каждый пункт плана - это новый абзац
. Таким образом, минимальное
количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
Пишем сочинение по плану 2.
Шаг 4.
Цитируем
высказывание и объясняем его смысл
Не забудьте о логическом переходе к аргументам!
В приведённых ниже примерах этот переход выделен
красным цветом.
К.Г.Паустовский сказал
: "Нет
ничего такого в жизни и в нашем сознании,
чего нельзя было бы передать русским словом".
Действительно, слова
наиболее
точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей,
всё
многообразие окружающего мира.
Чтобы убедиться в
справедливости данного
высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
Вместо глагола "сказал" можно употребить другие:
утверждал,
рассуждал,
отмечал,
считал и т.д.
Можно обойтись и без цитирования
,
например:
Язык - одно из чудес, с помощью которого
люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель
К.Паустовский утверждал
, что русским словом можно не только назвать
предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства.
Убедимся в этом,
обратившись к тексту Б.Васильева.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так:
нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При
помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние.
Особенно богато для обозначения явлений русское слово.
Докажем это на
примерах, взятых из текста Б.Васильева.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о
том
, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего
многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Попробую доказать это
на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Другие варианты
формулировки последнего предложения данной части:
Присмотримся
повнимательнее к словам в тексте...
(называем фамилию
автора текста)
Обратимся к тексту
русского писателя...
(фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на
примерах из текста...
Попытаемся раскрыть
значение тезиса на примерах, взятых из текста...
Шаг 5.
Аргументируем свой ответ примерами
из прочитанного текста
Далее приводим примеры
, подтверждающие слова писателя и ваши
рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания
примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к
аргументам таковы:
примеров должно
быть 2;
примеры
должны быть из прочитанного текста
;
приводя
пример, нужно не только назвать
языковое явление, но и объяснить
его значение
и указать роль в тексте
.
Например:
Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами
(названо
языковое явление)
- словами, имеющими общее значение и
различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской
(объяснено его
значение).
Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с
предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны,
автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44),
"разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33)
(приведен пример
из текста)
, которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть
душевное состояние своей героини
(указана роль в тексте).
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями.
Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее
продуктивных способов - это суффиксальный
(названо языковое
явление),
т.е. образование новых слов при помощи суффикса
(объяснено его
значение)
. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1
(приведен пример из
текста)
. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса
-ечк-
, который помогает автору выразить симпатию к героине своего
произведения
(указана роль в тексте).
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых
",
"во-вторых
" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 6.
Пишем
заключение
В заключительной части сочинения делается вывод
из всего
сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но
другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что...
Например:
Таким образом
, приведённые примеры
подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно
найти нужные слова для выражения самых сложных
мыслей и различных оттенков чувств.
Примерный образец экзаменационного сочинения:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так:
русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не
только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на
примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Наш язык очень богат синонимами
- словами, имеющими
общее значение и различающимися дополнительными оттенками или
стилистической окраской
.
Синонимы привлекают пишущего или
говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так,
описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и
обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел"
(предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно
раскрыть душевное состояние своей героини
.
Русский язык обладает и богатейшими
словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке
очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов -
это суффиксальный
,
т.е. образование новых слов при
помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения
1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-,
который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения
.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль
К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти
нужные слова для выражения самых сложных мыслей и
различных оттенков чувств.
Ниже вы можете скачать клише сочинения 15.1
Как писать сочинение 15. 2
Как писать сочинение - рассуждение по заданному тексту? (Задание 15.2)
Рассмотрим основные правила и приёмы (клише) выполнения задания 15.2
.
1. Что представляет собой сочинение по заданному тексту?
Это сочинение-рассуждение о смысле представленного текста или отрывка текста. Главная задача - написать не
пересказ (!), а собственное мнение.
2. При написании сочинения-рассуждения необходимо придерживаться следующей схему построения высказывания:
1) вступление - тезис, ваше мнение по заданной проблеме;
2) основная часть - аргументы;
3) заключение - вывод.
3.
Шаг 1.
Пишем вступление.
Здесь не обойтись без клише:
Смысл последних строк текста заключается в...
Автор данного текста/ФИО автора привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Я считаю, что автор использует... в тексте, чтобы передать/обратить внимание на...
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем: ...
Смысл данного отрывка ("Можно процитировать") я понимаю так: ...
Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
Шаг 2.
Пишем основную часть.
Сразу оговоримся, чего следует избегать:
- пересказа текста;
- подбора аргументов (примеров из текста), не относящихся к проблеме;
- излишней "воды".
Вы должны доказать истинность, справедливость представленной цитаты.
Алгоритм работы над аргументами:
1) прочитайте текст ещё раз, определите тему (о чем) и основную мысль (для чего) текста;
! Напоминаю:
как правило, основная мысль и заключена в представленной цитате.
2) сформулируйте идею своими словами (не цитируя);
3) найдите примеры (фрагменты текста: слова, словосочетания или предложение), подтверждающие данную мысль;
4) своими словами объясните, как каждый пример подтверждает/ соотносится с определённой вами проблемой.
Вам необходимо привести 2 аргумента
и хотя бы по 1
примеру на каждый аргумент.
Примеры можно оформлять следующими способами:
- цитирование (если предложение небольшое), тогда не забывайте про кавычки;
- указание номера предложения (если оно длинное) либо цитирование с заменой опущенных слов многоточием.
Примеры должны соответствовать аргументам!
Клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...
Справедливость этого тезиса можно доказать на примере... предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что...
В доказательство собственных выводов приведу пример из... предложения текста: "Пример".
Шаг 3
. Вывод.
Задача вывода - подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль.
Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.
Клише:
В заключение отмечу, что...
Итак, ...
Следовательно, ...
Таким образом, действительна верна мысль о том, что...
ВАЖНО!
- Объём сочинения должен быть больше 70 слов.
- Пишите сочинение аккуратно, все исправления должны быть только в черновике!
- Ваше сочинение - 3 или 4 абзаца: вступление, аргументы (один или два абзаца), вывод.
Ниже вы можете скачать примеры сочинений 15.2.
41 цитата из Открытого банка заданий ОГЭ с ссылками на готовые сочинения
1. А веринцев А.А.: «Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств , располагая их в определённой последовательности» .
4. Б услаев Ф.И. : «Вся сила суждения содержится в сказуемом . Без сказуемого не может быть суждения» .
Комментарий к цитате №1 (от Беспаловой Т.В.): Существуют два организующих центра двусоставного предложения - подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.
Комментарий к цитате №2: Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
Комментарий к цитате №3. Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим.
7. В алгина Н.С. считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения , заострить внимание на важных деталях, показать их значимость » .
8. В алгина Н.С.: «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» .
11. В алгина Н.С.: «Современная русская пунктуация - это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощноесмысловое и стилистическое средство » .
12. В етвицкий В.Г.: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» .
13. Виноградов В.В.: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки , воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».
14. В иноградов В.В.: «Все средства языка выразительны , надо лишь умело пользоваться ими» .
15. В иноградов В.В.: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка , в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано» .
Текст и задание взяты из демонстрационного варианта ОГЭ-2017.
Задание для сочинения-рассуждения 15.1 ОГЭ 2017
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Ход мысли:
1 — Тема сочинения лингвистическая, это значит, надо писать о языке и его выразительных средствах.
2 — Как мы знаем, язык состоит из:
- Фонетики (это звуки языка).
- Лексики и Фразеологии (это слова и то, какие пары или группы они могут составлять).
- Морфологии и Грамматики (это то, как образуются формы слов, и по каким правилам слова могут меняться и влиять друг на друга).
- Синтаксиса (построение предложений, знаки препинания).
3 — В разных сочетаниях и проявлениях эти четыре аспекта дают много средств художественной выразительности языка, или тропы и фигуры речи, которые называются страшными греческими словами, и которые все равно никогда не запомнить, поэтому смотрите их на Википедии или в учебнике. Потому что суть не в том, как они называются, а как их вообще найти в тексте.
4 — Читаем текст, а к этому времени, если вы делали предыдущие тестовые задания, вы прочитали его уже раз пять, и отмечаем все необычное, что относится к:
- Фонетике (повтор похожих по звучанию слов, или изображение звуков природы или техники с помощью букв и слов),
- Лексике (необычное сочетание слов или образование новых слов, или использование слов с противоположным скрытым смыслом для описания противоположных личностей),
- Морфологии и грамматике (использование уменьшительных суффиксов, когда рассказывается об одном человеке, и «увеличительных», когда говорят о другом, например усики/усищи )
- Синтаксису (необычное строение предложений, например несколько коротких резких фраз подряд).
5 — Выберите что-то, что заметите, и пишите об этом. Не думайте о том, «правильно» вы выбрали или «неправильно», просто подумайте, логично это или нет. Главное — как вы сможете объяснить свою точку зрения.
Пример сочинения рассуждения 15.1 ОГЭ 2017.
Для этого примера мы взяли такие аспекты языка, как морфология (словообразование) и лексика и рассмотрели их как выразительные средства языка. Другими словами, мы постарались связать то, какой смысл передается в тексте, с тем, как автор использует грамматические и лексические средства языка.Чтобы не углубляться в текст, мы работали с материалом из первых двух абзацев.
Известный русский писатель К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя передать русским словом». Я понимаю это так, что с помощью языковых средств русского языка возможно выразить любые мысли или чувства, передать тончайшие оттенки в восприятии мира вокруг нас. Я могу только согласиться с этим утверждением. Оно подтверждается каждый день - в устной речи, в журнале, или в прочитанной книге. Достаточно подтверждений этому высказыванию Паустовского есть и в отрывке из рассказа Б. Васильева. Я приведу только два примера.
Словообразование русского языка - это один из мощнейших способов передачи ощущений и смысла высказывания. Изменяя всего лишь форму слова, мы можем выразить десятки разных значений слов. Например, в самом начале рассказа автор называет внучку Анны Федотовны «Танечка». Сама она обращается к бабушке: «бабуля». Автор использует уменьшительные суффиксы, и мы видим, как бережно и нежно относятся они друг к другу, в каком хрупком мире они живут.
Второй пример я возьму из соседнего абзаца, чтобы показать, как разные выразительные средства языка могут работать вместе. Лексика, слова, которые мы используем, могут многое сказать о том, что мы чувствуем. Посмотрим, какими словами мальчик обращается к Анне Федотовне в предложениях 4, 5 и 6: «убили сына», «мы взяли почин», «ослепли от горя». Он прямо и бесстрастно перечисляет факты. Кажется, что он ничего не чувствует. Его слова и отношение совсем не похожи на тот нежный мир, в котором живут «Танечка» и ее «бабуля». Ставя их рядом, автор ярко показывает контраст между персонажами рассказа, но не называет различий между ними прямо.
Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.
Как написать сочинение - рассуждение по предложенной цитате
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
- Внимательно вдумайтесь в смысл предложенной фразы . Нужно понять каждое слово в ней, не упустить основную мысль. Помните, что за правильное объяснение смысла фразы вы получаете на экзамене 2 балла.
- Во вступлении объясните, как вы поняли смысл высказывания. Выскажите свою точку зрения, отметьте, что приведёте примеры для её доказательства из текста.
Пример
В высказывании Лихачёва Д.С. подчёркнута мысль о том, что легко узнать о человеке, о его умственном развитии, характере, моральных качествах по его речи, по тому, как он говорит. Я полностью согласна с автором, тоже считаю, что по речи человека, по его умению общаться, высказывать свои мысли, доказывать точку зрения легко понять, каков человек. Докажу это, приводя примеры из предложенного текста (далее называется автор текста).
- Следующий этап - написание основной части сочинения. Она состоит из двух абзацев. В каждом нужно привести по одному аргументу . Имейте в виду, что аргументы должны пояснять разные стороны проблемы.
Пример (по тексту из демоверсии 2016 года)
1 пример. В нём даём характеристику Анны Фёдоровны по её речи.
В отрывке из произведения Б.Л.Васильева несколько героев - пожилая женщина Анна Фёдоровна, потерявшая на войне сына, её внучка Татьяна и ученики школы, пришедшие к ней за материалами для создающегося в школе музея. Всего несколько фраз произнесли герои, а как по ним легко понять, что это за люди. Анна Фёдоровна – добрая, отзывчивая и гостеприимная женщина, приглашает детей в дом, выслушивает их, хочет им помочь (предложения № 3, 9).Её речь приветливая, спокойная. Несмотря на горе, она сохранила чистоту души и даже с юмором говорит с детьми (№21).Легко общаться с ней, женщина располагает к себе детей.
2 пример. По речи характеризуются дети.
Совершенно иначе говорят с ней ребята, особенно мальчик. Его речь даже несколько высокомерная. Тон мальчика Анне Фёдоровне не понравился (№ 14).Желание получить оригиналы писем любой ценой приводят к тому, что дети несколько грубы с женщиной, не могут понять, как ей дороги письма, и речь их – официальная (№ 19). В ней – безразличие к судьбе героини. И читатель не удивился, когда понял, что дети просто украли эти письма. Речь – отражение сухости, чёрствости и эгоизма детей.
Комментарий.
Как видно из примеров, они посвящены не одной героине, а нескольким. По речи героев можно понять о доброте и порядочности Анны Фёдоровны и о безразличии и душевной чёрствости детей.
- Заключение
В последней части сочинения делается вывод по поднятой проблеме, по основной мысли предложенной цитаты. Необходимо ещё раз высказать свою точку зрения, предположения по поводу того, как можно решить проблему.
Пример
Таким образом, прав был Лихачёв Д.С., высказывая мысль о том, что речь человека во многом характеризует его как личность. Поэтому необходимо развивать свою речь, учиться, пополнять свой словарный запас, много читать, чтобы говорить красиво и убедительно. А ещё нужно помнить, что надо следить за тем, что и как мы говорим, чтобы не обидеть собеседника. Пусть язык, наша речь будут друзьями, а не врагами.
Комментарий
- Не забывайте о критериях оценки сочинения. Целых 2 балла вы можете получить за последовательность изложения, связность. И хотя план писать не требуется, вы должны для себя его составить или хотя бы мысленно представлять, о чём и как будете писать. Нельзя перескакивать от одной мысли к другой. Сочинение - это связный текст , а не разрозненные предложения, пусть и написанные на одну тему.
- Продумайте композицию сочинения. За композиционную стройность тоже можно получить 2 балла. Чётко делите текст за абзацы, не пишите единым большим абзацем. Не забывайте, что каждая часть сочинения (вступление, основная часть, заключение) имеет свои особенности и задачи.
- И, конечно, хорошо проверяйте своё сочинение. Оно должно быть написано грамотно.
Критерии оценивания задания 15-1.
Наличие обоснованного ответа - 2б.
Наличие примеров-аргументов – 3 б.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения – 2 б.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л. Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Ю. Максимова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
На что нужно обратить внимание:
- любое сочинение 15.1 целиком и полностью о языковых явлениях . Здесь будут идти рассуждения об абзацном членении текста, о предложениях и их соединениях, о знаках препинания, о тропах (метафора, эпитет, сравнение и пр.), о синтаксических фигурах (анафора, эпифора и пр.), о лексических средствах выразительности (экспрессивной лексике, лексический повтор, просторечные слова, книжные слова, жаргонизмы и пр.). Вот почему это сочинение называют сочинением "на лингвистическую тему";
- сочинение пишется по высказыванию, которое Вы должны подтвердить. Всё Ваше сочинение должно быть направлено на такую мысль: "Да, автор высказывания абсолютно прав. Примеры тому мы видим почти в каждом предложении. Вот это предложение подтверждает, что данное языковое явление действительно служит тому-то. Другое предложение также говорит нам о том, что языковое явление такое-то помогает достичь того-то";
- рекомендованное количество абзацев - 4:
1 - вступление, тезис;
2 - первый аргумент;
3 - второй аргумент;
4 - вывод; - аргумента в доказательство нужно приводить два ;
- оба аргумента нужно приводить из текста . Находите предложение, в котором есть языковое явление, о котором сказано в цитате, и пишете его в качестве первого аргумента вместе с конкретным словом или словосочетанием. Если нас просят доказать, что метафора служит построению особенных образов, мы не только пишем, что "метафора представлена в предложении 7", но еще и указываем, что "перед нами метафора "план лопнул";
- кроме предложения с конкретным примером Вы должны указать еще и функцию этого примера. Зачем в этом предложении стоит эта метафора, к примеру? Чего с помощью неё автор хочется добиться? Чему она служит? Какой эффект создает? Чей образ передает?
- сочинение должно иметь не менее 70 слов. Рекомендуем писать его объёмом от 70 до 95, ведь чем больше слов, тем более велик шанс совершить ошибку.
Структура сочинения 15.1:
(1)Я не любила эту куклу. (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла - трудно понять! - восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня - «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» - этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец - делу венец! - услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать - я сообразила уже тогда - очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала - они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? - вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила: - (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, - возразила я.
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! - уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
(По А. Алексину) *
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) - писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
1 абзац
Это вступление. В нём же должен обозначиться тезис, который Вы далее будете доказывать. Тезис, правда, уже обозначен за Вас: это то самое высказывание, та цитата, по которой Вы пишете сочинение. Именно поэтому в самом задании Вам рекомендуют начать именно с неё. Мы так и поступим. Подать её мы можем двумя способами: переписать прямо так, как она дана, с помощью прямой речи или использовать речь косвенную. Мы воспользуемся вторым способом.
Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Докажу это на примерах из прочитанного текста.
Абзац состоит всего из двух предложений. Это нормально. Но здесь могло быть и 3 предложения. Между первым и вторым здесь можно было добавить собственный комментарий по теме. Получилось бы примерно так:
Российский лингвист Л. Ю. Максимов писал о том, что абзацный отступ выделяет наиболее важные группы предложений или предложения. Действительно, абзацное деление текста помогает читателю правильно воспринимать события текста, обращать своё внимание на отдельные моменты. Докажу это на примерах из прочитанного текста.
Такое второе предложение можно писать, а можно и не писать, это не возбраняется. А вот первое и третье в Ваших сочинениях должны быть максимально похожи на те, что Вы видите в примере выше. Их выкидывать нельзя, но можно в них менять слова.
2 абзац
Это 1 аргумент. Так как в данном примере сочинения речь идет об абзацах, мы будем указывать для аргумента не предложение, а группу предложений: какой-то конкретный абзац из текста. Это может быть абсолютно любой абзац, так как каждый из них - скопление группы важных мыслей. Помним, что мы должны указать не просто абзац, но и его функцию, то есть: почему эти предложения объединены в абзац, какая мысль в них заключена, на чем содержание этого абзаца заостряет наше внимание? Абзац может состоять из 2-3 предложений. 1 предложение - указание на сам пример, в нашем случае на абзац, 2 и последующие - на его функцию. Получается так:
Предложения 12-16 объединены в один абзац не случайно. Этот отрывок концентрирует внимание читателя на внутреннем мире девочки и на том, как он находил своё отражение в её мире игрушек.
3 абзац
Это 2 аргумент. Логика рассуждений точно такая же, как и в предыдущем аргументе. Выбираем понравившийся абзац, рассказываем о его функции. Получается:
Абзац, начинающийся с предложения 17 и заканчивающийся предложением 20, также несет особую смысловую нагрузку. Он знаменует начало нового этапа в жизни главной героини, резкую смену её привычного мироощущения: теперь кукла, какая-то кукла, лучше, выше и красивее неё.
4 абзац
Это вывод. Мы доказали, что высказывание автора - чистая правда. Именно это мы и должны написать. Можно этим и ограничиться. Тогда вывод будет выглядеть так:
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо.
Но мы рекомендуем пояснить, в чем именно автор цитаты был прав. Ваш вывод будет очень похож на тезис по смыслу, но слова одни и те же лучше не употреблять. Ваш вывод - это измененный, краткий тезис. Дополняем предыдущее предложение:
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что высказывание российского лингвиста Л. Ю. Максимова неоспоримо. Красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.
Можно поступить и по-другому: убрать первое предложение, так как оно не несет особого смысла. Получится так:
Таким образом, красная строка служит грамотному сложению композиции текста, выделению конкретных мыслей и событий. С этим трудно не согласиться.