Охарактеризуйте февронию из повести петр и февронию. Повесть о Петре и Февронии муромских (краткий пересказ). Любили ли друг друга супруги

С чего начинается любовь? С первого взгляда, пленительной улыбки, ласкового слова, страстного поцелуя? Вряд ли бы нашелся чудак, который отказался найти ответ на этот вопрос. Мы жадно вчитываемся в тексты книг и всматриваемся в кадры фильмов, но ответ все время ускользает. Наверное, именно поэтому истории о любви вызывают такой интерес. Ромео и Джульетта, Д′Артаньян и Констанция, Цезарь и Клеопатра – этот список можно продолжать бесконечно. Одна из самых необычных пар на поприще славянской культуры – союз Петра и Февронии.

Рассказ об их жизни считается гимном любви. Что мы знаем об этих героях, почему история их так волнительна и действительно ли это гимн любви? Для того чтобы разобраться в этом, рассмотрим характеристики главных героев. К сожалению, как и в любом другом тексте принадлежащем к периоду древней литературы, не стоит искать описание внешности, сложный сюжет или развернутые диалоги – необходимо делать выводы о личностных качествах исходя из поступков героев.

Начало повествования

Действие повести охватывает длительный период. Начинается повествование в городе Муром в период правления князя Павла. Как-то раз дьявол «послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея». Конечно, такое действие не вызывало восхищение ни у князя, ни у княгини. Обманным путем удалось им узнать, что смерть вредителю «суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча». И пока Павел с женой раздумывают над тем, кто такой Петр и как его найти. Брат князя, которого зовут так же, как и предполагаемого спасителя, не сомневается в своем предначертании.

Что мы знаем о Петре?

Автор ничего не рассказывает нам о детстве и отрочестве этого героя, мы знакомимся с ним, когда он уже взрослый. Петр – истинно верующий христианин, он время от времени любит заходить в церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Она для него привлекательна тем, что побыть здесь можно в одиночестве. Почему это для Петра так важно, мы не знаем. Можно предположить, что присутствие множества людей отвлекает, не дает возможности сосредоточиться на общении с Господом. Однажды в церкви к Петру подошел мальчик. Фактически он тоже выполняет свое предначертание – показывает, где находится губительный для змея меч. Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» – спрашивает он. Петр должен сделать выбор: отказаться или же следовать дальше предначертанию. Однако Петр уверен, в том, что спаситель из предсказания – это он.

Кроме того, им движет желание помочь брату со снохой. «Да увижу, где он!» – отвечает уверенно Петр. С этого момента он становится главным героем «Повести». В дальнейшем ходе повествования мы можем говорить о наличии таких качеств у главного героя как мужество, смелость и решительность. Петр раздобыл меч, но чтобы выйти на бой со змеем необходимо быть не только сильным физически, но и сильным духом. Страх не преобладает над героем даже тогда, когда выясняется, что слуга дьявола принимает облик Павла и Петр может случайно убить своего брата, а не злодея. Проблема решается просто: «Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, авось, с Божьей помощью убит будет лукавый этот змей» – говорит Петр, проявив смекалку.

В этой ситуации проявляется его такое качество как бескорыстность – за убийство змея Петр не просит никакой награды – делает он этот поступок из благородного желания помочь ближним, а не получить какую-либо выгоду для себя.

Он высокоморальный человек, что подтверждает несколько раз повторяющийся эпитет «благочестивый» по отношению к герою, к тому же, решительный – войдя в палаты, он без раздумий наносит смертельный удар, но при этом, кровь врага, попав на тело героя, вызывает заболевание: «появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь». Почему Господь не защитил или не исцелил Петра, тоже фактически остается открытым вопросом. Можем предположить, что таким образом Бог дает сбыться еще одному предзнаменованию – свадьбе Февронии и Петра.

Кто же такая Феврония и в чем ее заслуга?

Сведения об этой девушке довольно скудны. Она живет в деревне Ласково на Рязани, отец ее древолаз. Девушка обладает даром врачевания. Автор нам изображает ее как мудрую, честную, добрую девушку. Петр решил проверить ее и дал ей невыполнимое задание, благодаря своему уму девушка легко выходит из затруднительного положения. Вопрос о бескорыстности Февронии – спорный. О плате за услугу в исцелении сама девушка говорит: «… награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».



Перспектива жениться на простолюдинке знатному человеку не выглядит привлекательно, но желание избавиться от болезни велико. Петр обманывает Февронию обещает супружество, но при это не забывает, что неподобающее «князю дочь древолаза взять себе в жены».

Болезнь возвращается, и князь вынужден выполнить свое обещание. Сожалеет ли Петр о таком вынужденном действии? Нет, по возвращении в Муром, «ни в чем не преступая Божиих заповедей». Да и, несмотря на низкое происхождение, Фервония оказалась хорошей женой, умной и рассудительной супругой. Кажется, что во многих ситуациях она превосходит умом Петра – он часто советуется с ней и советует ее советам, но это не так – она просто умеет увидеть ситуацию под другим углом. Оба супруга обладают высоким уровнем моральных качеств и не отступают от своих предубеждений под влиянием трудных жизненных ситуаций. Даже козни бояр не стали камнем преткновения для их отношений.

Любили ли друг друга супруги?

Для современного читателя, привыкшего к шаблону о страстной, эмоциональной любви, может показаться, что никакой любви между супругами нет. Петр женится на Февронии, потому что он хочет исцелиться, не следует совету бояр жениться «на ровне», потому, что «если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует» – ни о какой любви автор «Повести» нам не говорит. Однако следует внимательнее вчитаться в текст.

Автор называет Февронию святой. И это не удивительно – хлебные крошки, собранные с обеденного стола в ее ладонь, превратились в «ладан благоухающий и фимиам», а маленькие колья с костра, по ее велению, на следующее утро стали «большими деревьями с ветвями и листвой». Феврония отожествляется с Богом, поэтому любовь Петра к своей супруге приравнивается к любви к Господу. А значит о страсти здесь говорить бесполезно.

Супругов любит их народ – благодаря своей благочестивой жизни и справедливости они стали для простых людей примером для подражания и остались такими до конца своих дней.

Подведем итог

Историю Петра и Февронии нельзя приравнивать к рассказу о Ромео и Джульетте или Тристане и Изольде. Здесь чувства героев оторваны от бытовой подоплеки – они перешли на боле высокий уровень. Супруги, несмотря на схожесть в убеждениях, видении мира и отношении к различным жизненным ситуациям, гармонично дополняют друг друга. В целом и Петр и Феврония – положительные персонажи.

4 (80%) 4 votes


Повесть о Петре и Февронии муромских (XV в., окончательный вид - в соч. Ёрмолая-Еразма, ХVIв.)

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил,"что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым - на теле была лишь одна язва, - но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония , вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Фев-ронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем - что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида - у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию - в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Комментарии

Петр - муромский князь, один из главных героев «Повести». Имя героя является вымышленным, так как «Повесть» создавалась Ермола-ем-Еразмом на основе местной народной легенды. В научной литературе принято считать, что в легенде за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена Петра и его брата Павла (также один из героев «Повести») соотносят с двумя братьями - Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г. С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г. на княжеском престоле был младший брат Давид, а затем княжество перешло к его сыну Юрию. Согласно другой точке зрения, князя П. из «Повести» отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI в., который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI в.

«Повесть» делится на четыре части. Петр является действующим лицом во всех четырех частях. В первой части рассказывается история о том, как к невестке Петра (жене его брата Павла) стал ходить змей в образе ее мужа. Петр, достав Агриков меч, убил змея, но его кровь, попав на тело Петра, вызвала тяжелую болезнь. Петр покрылся язвами и струпьями. Этот эпизод «Повести» основан на фольклорном сюжете змееборчества. Но наряду со сходством между князем Петром и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь Петр не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к наму в виде отрока. Главный герой «Повести» не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта). Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. Петр же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою «Повести» приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь Петр получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.

Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь Петр отправляется на поиски лекаря, и его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией. Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя Петра. Затем Феврония соглашается вылечить Петра с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Князь Петр, вылечившись, забывает о своем обещании и поэтому заболевает снова. Он вынужден опять обратиться к Февронии, и та окончательно вылечивает его, после чего главные герои женятся. Эта часть «Повести» также сопоставима с некоторыми сказочными сюжетами (в частности, с сюжетом о мудрой деве). Но при написании «Повести» автор, очевидно, использовал и местную легенду, которая до сих пор сохранилась в Рязанской обл., о том, как крестьянка деревни Ласково вышла замуж за муромского князя.

Муромские бояре, недовольные тем, что крестьянка стала княгиней, выгоняют Февронию из города. Получив разрешение взять «самое дорогое», Феврония уводит с собой мужа. Оставшись без князя, бояре не могут справиться с управлением княжеством и просят Февронию вернуться.

Последняя часть «Повести» связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Чувствуя, что умирает, Петр послал к Февронии сказать, что время пришло. Его жена вышивала воздух (покров на сосуд со святыми дарами на престоле в церкви) и попросила мужа не умирать, пока она не закончит дело. Петр еще раз послал сказать, что ждать больше не в силах. Тогда Феврония, не дошив воздух (т. е. отложив богоугодное дело), умерла вместе с мужем, в один час. Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили Петра и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между Петром и Февронией. Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а Петр как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову. И в целом в «Повести» Петр как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.

Феврония - главная героиня «Повести». Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно. На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Феврония - один из немногих персонажей древне-русской литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Феврония создает эту гармонию вокруг себя.

В первой части «Повести» Феврония не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка. Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне «Повесть» и сказка похожи, но в «Повести» речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве: Феврония держит свое слово и исцеляет князя, а тот нарушает его, заранее решив обмануть дочь древолаза. Желая откупиться от Февронии, князь Петр посылает ей дары, но Феврония отвергает их. После этого следуют повторная болезнь Петра и его полное исцеление. Таким образом, высокомерие Петра оказывается побежденным кротостью и благородством Февронии. В «Повести» обращает на себя внимание не только сам факт исцеления, но и то, каким образом оно совершается: Феврония лечит Петра специальной мазью (исцеление наступает в результате использования мази, а не благодаря Провидению, что нетипично для средневековой литературы и, видимо, отражает новый взгляд на самостоятельность личности человека), т. е. она не только мудра, но и обнаруживает знахарские знания и способности.

В третьей части «Повести» описывается конфликт между муромскими боярами и Февронией. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое. Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается. В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера. Конфликт же Февронии с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками Февронии. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка - оставления княжества ради жены. Феврония, в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Феврония разрешает любую ситуацию самостоятельно.

В четвертой части, когда герои умирают. Феврония опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Феврония держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности. Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.

Герои «Повести» и сюжет ее в несколько искаженном виде упоминаются, например, в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Повесть О Петре и Февронии мы начали изучать в 7 классе. На уроке, благодаря повести О Петре и Февронии Муромских, мы узнаем о жизни людей, которые были причислены к лику святых.

Повесть о Петре и Февронии муромских кратко

Если обратиться к содержанию повести О Петре и Февронии Муромских, что была окончательно оформлена Ермолаем Еразма в начале 16 века, мы узнаем замечательную историю любви, любви сильной и непобедимой, как говорится, любви до гроба. Именно такая любовь и описана в повести О Петре и Февронии кратко.

Из повести мы узнаем, как Февронию, которая была умна, мудра и рассудительна, находит посланник Петра в ее избушке. Посланник приехал к Февронии, дабы та явилась к Петру и исцелила его от яда змея. И девушка, с помощью снадобий, исцеляет князя. При этом между ними зарождается истинное чувство любви. Князь женится на девушке, несмотря на разницу сословий, и Феврония становится княгиней. Невзлюбили девушку в округе князя, хотели ее изгнать, но князь и княгиня, отказавшись от своих высоких званий, уходят вместе.

Повесть нам рассказывает о любви всепоглощающей, настоящей, теплой и прекрасной. До последнего дня любили друг друга Петр и Феврония. Они хотели умереть в один день и просили об этом бога, приняв монашество. Так и произошло. Они умерли в один день, но хоронили их, несмотря на завещание двух любящих, в разных могилах. Однако, происходило необъяснимое, тела умерших все время оказывались в одном гробе, поэтому после нескольких попыток разъединить тела, Февронию и Петра больше не разлучали.

Повесть о Петре и Февронии герои

В повести О Петре и Февронии героями являются Петр, который был князем и чей выбор пал на простую девушку Февронию. Она подарила ему жизнь, исцелив от яда, а он же ни разу не пожалел о своем выборе. И Феврония — крестьянская девушка, которая была не только красивой, но и обладала мудростью, была умной, доброй и отзывчивой.

Повесть о Петре и Февронии слушать

Характеристика Февронии. Героиня повести -1 дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчётливом образе. Её находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом -- ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние её с природой. Её вопросы и ответы, её тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя. Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют её изгнания.

Феврония загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвести в большое дерево воткнутые для костра ветви. Её животворящая сила распространяется на всё окружающее. Крохи хлеба в её ладони превращаются в зёрна благоуханного ладана. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия её сильных противников. В каждой конфликтной ситуации противопоставляется высокое человеческое достоинство крестьянки низкому и корыстному поведению еёе высокородных противников. Феврония использовала данную ей мудрость не для себя, а для своего мужа. Она вела его, помогала в делах, в том числе и государственных, была ему настоящей помощницей. Феврония Же не заставляла князя делать то, что хотела она. Мудрая жена - всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония, как мы знаем, прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа, Петра. Существует такое изречение, что семейная жизнь - эго корабль и капитан на нем - муж, но всё это огромное судно находится в руках у жены. Таким образом, куда она повернёт руль, туда и поплывёт корабль, а она может повернуть его в сторону тихого и спокойного моря, а может - в сторону рифов. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притча 14,1) Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробу. В 1547 году память их установлено праздновать «в Муроме повсюду» июня в 25-й день. Мощи святого князя Петра и святой княгини Февронии почивают под спудом в одной раке в Муромском соборном храме.

Характеристика князя Петра. Князь Петр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, обвенчавшись, живёт с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти. При том Петр не потакал ей, как бояре, которые предложили ей оставить их город, потакали своим женам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!» И вот благоверный князь Петр, желая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал».

Расскажите о Петре и Февронии. Какие они? (князь Петр - смелый, бесстрашный, благочестивый; Феврония - «мудрая дева»)

Каков иносказательный смысл речей Февронии:

«Плохо дому без ушей, а горнице без очей.» «Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошёл через ноги смотреть смерти в глаза.»? (анализ отрывка из текста)

Что сделала Феврония в ответ на слова князя Петра: «Сия девица хочет, чтобы я взял её в жены ради мудрости её.

Если мудра, то пусть, пока я моюсь в бане, сделает из этого пучка льна мне сорочку, порты и полотенце»? (Феврония в свою очередь дала князю невыполнимое задание) Как ответ Февронии её характеризует? (как мудрую деву)

Как княжили Петр и Феврония? (благочестиво)

Почему бояре изгнали Петра и Февронию? (каждый из бояр сам хотел стать самодержцем)

Когда Петр и Феврония вернулись в город и как княжили? («Вернулись в Муром князь Петр и княгиня Феврония. И княжили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей.»)

Какие имена после принятия монашества получили князь Петр и княгиня Феврония? («Князь Петр был наречен Давыдом, а княгиня Феврония - Ефросинией.»)

Как закончили свою жизнь Петр и Феврония? (тихо, спокойно) Какое чудо неоднократно совершилось после их смерти? (Люди пытались положить их тела в разные гробы, «но на утро обретали их в едином гробу».)

Как вы думаете, почему князь Петр и княгиня Феврония были канонизированы? (князь Петр и княгиня Феврония вели праведную жизнь)

    Итак, летописи - это своды, но при этом не только своды предшествующих произведений, но и своды идей. В них получают свое отражение различные идеологии. Мы видели выше, что в «Повести временных лет» отражены рассказы старых дружинников - Вышаты Остромирича...

    1) До 1564 года русская литература была рукописной. Проблема печатания книг существовала очень долго, вплоть до XVill века, поэтому создание книги было долговременным делом. Книгопечатание почти не изменило способы распространения литературных сочинений....

    Письменность на Руси появилась ещё до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Её возникновение было вызвано прежде всего потребностями государства, заключения договоров с греками и вообще сношения Руси с другими государствами требовали наличия...

    АПОКРИФЫ (от греч. anokpufos - тайный, сокровенный) -возникшие на рубеже нашей эры в древнееврейской и древнесирийской среде, а также на христианском Востоке сочинения о персонажах и событиях Священной истории, не вошедшие в официальные иудейский и христианский...

    Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба - памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. «Чтение» посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, было написано...