Опять сон валерий брюсов. Стихотворение "будущее" брюсов валерий яковлевич
Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы неуместной.
Пред строем опасных врагов
Сомкнемся спокойно и тесно.
Не надо обманчивых грез,
Не надо красивых утопий;
Но Рок подымает вопрос:
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости? Орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Все губит в бессмысленной злобе?
Иль мы — тот великий народ,
Чье имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поет
Созвучно с напевом санскрита?
Иль мы — тот народ-часовой,
Сдержавший напоры монголов,
Стоявший один под грозой
В века испытаний тяжелых?
Иль мы — тот народ, кто обрел
Двух сфинксов на отмели невской,
Кто миру титанов привел,
Как Пушкин, Толстой, Достоевский?
Да, так, мы — славяне! Иным
Доныне ль наш род ненавистен?
Легендой ли кажутся им
Слова исторических истин?
И что же! священный союз
Ты видишь, надменный германец?
Не с нами ль свободный француз,
Не с нами ль свободный британец?
Не надо заносчивых слов,
Не надо хвальбы величавой,
Мы явим пред ликом веков,
В чем наше народное право.
Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?
(No Ratings Yet)
Еще стихотворения:
- Половой вопрос, и половой ответ играют немаловажную роль в жизни общества и отдельного индивидуума; видимо-невидимо индивидуумов интересует половой вопрос и половой ответ. Мне уже за 50 лет. Видимо, мне уже...
- Гражданин Молчи, толпа!.. Твой детский ропот Тревожит мирный сон граждан. Ужели был напрасно дан Тебе на свете долгий опыт?.. Тебя, капризную толпу, Ведем мы к истине, к науке, И, яркий...
- Послушать вас — вам все сродни на свете. Заговорят случайно о Гамбетте — Окажется Гамбетта ваш confrere*; Рошфор — ваш кум, граф Бисмарк — друг завзятый, Гюго — земляк, и...
- Леший старый ли, серый волк ли — Все хоронятся в дебрь и глушь: Их беседы с людьми умолкли, Не постигнуть им новых душ, Душ, сегодня держащих власть, Чтобы завтра уйти...
- Domine, libera nos a furore normannorum! Еще один общественный вопрос Прибавился в общественном сознаньи: Кто были те, от коих имя «Росс» К нам перешло, по древнему сказанью? Из-за моря тогда...
- Где волной сребряно-шумной Бьет Нарова о гранит, Тщетно в ярости безумной За волной волну клубит, — На горе есть замок древний. Меч и времени рука, Истребив окрест деревни, Пощадили старика....
- Высокая пред нами цель — Изящное искусство! Прияла нас их колыбель, Воспитывало чувство. Сияет светлый храм вдали, В нем звуки и движенье — Вот наше место на земли, Вот наше...
- Ромашки спрятались, поникли лютики, Когда застыла я от горьких слов. Зачем вы, девочки, красивых любите? — Непостоянная у них любовь. Сняла решительно пиджак наброшенный, — Казаться гордою хватило сил. Eму...
- Поэт ли тот, кто с первых дней созданья Зерно небес в душе своей открыл, И как залог верховного призванья Его в груди заботливо хранил? Кто меж людей душой уединялся, Кто...
- Вся жизнь моя — как сине море, С ветрами буйными в раздоре — Бушует, пенится, кипит, Волнами плещет и шумит. Уступят ветры — и оно Сровняется, как полотно. Иной порою,...
- Есть грустная правда в старинной легенде… Вы этой легенде, прошу вас, поверьте… В узорчатом тереме, дивном и древнем, Жила белолицая дева — царевна. А в каменном замке, под сенью зеленой....
- Зубцами белая ограда, Прорезы узкие бойниц, У стен зеленая прохлада, Кресты и мраморы гробниц. Широкоствольная аллея, Корней извилистый узор. В закатном золоте алея, Сомкнулся лиственный шатер. Гуденье пчел отягощенных, Медвяный...
- Вот и настал последний час… Племянник, слушай старика. Тебя я бранивал не раз И за глазами и в глаза: Я был брюзглив — да как же быть! Не научился я...
- Вы шумите, шумите Надо мною, березы, Колыхайтесь, ведите Свой напев вековой. А я лягу, прилягу Возле старой дороги, На душистом покосе, На траве молодой. А я лягу, прилягу Возле старой...
- Земли, полуднем раскаленной, Не освежила ночи мгла. Заснул Тифлис многобалконный; Гора темна, луна тепла… Кура шумит, толкаясь в темный Обрыв скалы живой волной… На той скале есть домик скромный, С...
Поэтическая тетрадь
Валерий Брюсов "Опять сон"
Введение
http://aforizmy-citaty.ru/wp-content/uploads/2013/05/bryusov.jpg
Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Писать стихи он начал уже в 8 лет. Уже в студенческие годы он заявляет о себе, как о поэте нового направления- символизма: издал сборник «Русские символисты»
Те, кто в своих стихах используют слова-символы.
Опознавательный знак, примета.
Солнце - жизнь, тепло, счастье, радость.
Звезда - рождение нового человека.
В 1899г. Брюсов стал одним из организаторов московского издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Под его руководством создается альманах «Северные цветы», с выходом которого символизм оформился, как самостоятельное течение.
Сборник произведений, посвященных одной теме.
Брюсов организовал высший литературно-художественный институт. Умер Валерий Яковлевич 9 октября 1924г. в Москве.
Чтение с комментированием
Мы сейчас прочитаем одно из замечательных произведений Валерия Яковлевича «Опять сон». Но прежде чем начнем, прочтите название и подумайте о чем, на ваш взгляд, пойдет речь?
К этому вопросу мы вернемся немного позже, а сейчас подумаем над тем, что означают слова ДЕБРИ и ГИППОПОТАМ
Дебри - место, заросшее непроходимым лесом .
http://mypresentation.ru/documents/273836cecf6d5cebbdc5cf094cb2abee/img4.jpg
Гиппопотам - бегемот
Каким представляется лирический герой? Кстати, а кто такой лирический герой? (Лирический герой - тот, кто наблюдает, делится своими впечатлениями, чувствами, переживаниями.)
Кто в произведении является лирическим героем? ( лирический герой - сам автор)
Почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует? (Дебри - это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее.)
Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент? (Восторг, удивление, восхищение)
Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва? (Хитрый, осторожный, решительный, стремительный, наблюдательный)
http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-05/1306778500_www.nevsepic.com.ua_105_predatorprey_pic.jpg
Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему? (Осторожный, т.к. не приближается ко льву; решительный и стремительный - он поставил перед собой цель и хочет ее достичь: наблюдательный - замечает все, что делает лев)
Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? (О человеке)
Какой прием использует поэт? ( Олицетворение)
Подумайте какие чувства вызывает у лирического героя гиппопотам? Как он к нему относится? (Чувство гордости за природу, восторг и восхищение ее силой, мощью обитателей леса)
http://www.pavelin.ru/images/stories/begemot/begenot-017.jpg
Что такое утес? ( Гора)
http://nature.baikal.ru/phs/norm/54/54877.jpg
Предположите, почему лирический герой забирается на утес? (Возможно потому, что здесь безопасно, а может потому, что с утеса лучше видно)
Как вы думаете, что такое видение? (Что-то несуществующее; то, что кажется)
Змей буквально переводится - ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?
(Страх, опасность, отвращение)
Что такое закат? Когда он наблюдается? (Закат - это явление природы. Наблюдается он вечером)
http://www.wallgrad.ru/_ph/4/719517381.jpg
Опишите его и то, какие чувства он вызывает. (Красота. Предвосхищение)
Какими другими словами можно заменить слова «затмят» и «сея» ? (Заслонят, закроют; бросая)
Кто такие карлики? (Маленькие люди. Возможно здесь автор имеет ввиду гномов, которые выходят из камней)
Как вы понимаете выражение «превращая ветви в угли»? (Сжигая, уничтожая все живое )
Как вы считаете какие чувства эта картина пробуждает у лирического героя? (Чувство жалости к природе, сожаления, чувство боли, что такая красота погибает )
Обратите внимание на то, что в 6 строфе мы вновь встречаемся с зеброй, только теперь она уже мчится. (Возможно она мчится от пожара, ото льва )
Почему на ваш взгляд лев тянется к реке? (Мы говорили об огненном змее, который взлетел и сыплет искры, возможно лев тянется реке, спасаясь от пожара )
Представьте себя на его месте, что, по вашему мнению, он испытывает? (Нестерпимую боль, боязнь, грусть, отчаянье )
Можно ли приписать эти чувства лирическому герою? ( Можно, так как он жалеет природу )
Прочитайте последнюю строфу и подумайте, почему «хруст слышнее», почему лирическому герою страшно? (Хруст слышнее, так как все стихло, лес в ожидании чего то, в напряжении и от этой тишины герою не по себе )
По вашему мнению, кто такие духи? (Духи - души умерших людей. )
Как вы считаете кого лирический герой боится больше, духов или медведя? Почему? (Медведя, так как духи ничего не сделают. )
Теперь давайте дадим лирическому герою наиболее полную характеристику. (Любит жизнь и природу. Живет в гармонии с природой. Испытывает восторг от увиденного, удивление,
чувство гордости за красоту родной природы. Человек эмоциональный, благородный, добрый, отзывчивый, щедрый, решительный, наблюдательный, стремительный, осторожный, испытывает чувство жалости к природе. )
Обобщение
Мир очень интересен, богат, таинственен, очень важно уметь восторгаться, восхищаться им, задумываться, что происходит в природе, беречь ее.
Почему стихотворение называется «Опять сон»? (Здесь лирический герой говорит и о духах, и о огненном змее, о карликах, об африканских животных и о медведе. Он видит сразу несовместимые вещи, а такое бывает только во сне. )
Итоги
Познакомились с биографией и творчеством Валерия Яковлевича Брюсова. Читали и нализировали его стихотворение "Опять сон". Отметили, что один из ключевых приемов, используемых в произведении — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, а происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.
ИСТОЧНИК
https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0bd5/0000f634-0db13f78.rar
http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3
http://www.wisdoms.ru/avt/b34.html
http://45parallel.net/analysis/valeriy_bryusov/opyat_son.html
Фокина Лидия Петровна В. Я. Брюсов «Опять сон, «Детская». Литературное чтение, 4 кдасс
ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
«ОПЯТЬ СОН», «ДЕТСКАЯ»
Цель: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова
Задачи:
- расширять кругозор учащихся;
- развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь;
- воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова
Ход урока
I. Организационный момент
II.Работа со скороговорками и пятиминутное чтение
СЛАЙДЫ 2 - 4
III. Введение в тему. Актуализация знаний
1.Первичное ознакомление
Учитель:
Сегодня мы открываем новый раздел. Как он называется?
Учащиеся:
Поэтическая тетрадь
Учитель:
Рассмотрите иллюстрации к разделу на с.67 и предположите, о чём мы будем читать произведения, на какую тему.
Учащиеся:
2.Беседа о содержании раздела, его особенностях
Учитель:
Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям?
Учащиеся:
Учитель:
Чем стихи отличаются от прозы?
Учащиеся:
В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью.
Учитель:
Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?
Учащиеся:
(Могут затрудниться с ответом)
IV. Знакомство с жизнью и творчеством поэта.
Учитель:
СЛАЙД 5
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве в купеческой семье, где увлекались философией, литературой, науками. Дед со стороны матери был поэтом-самоучкой, писал сказки, басни. Писал стихи и отец Брюсова. Читать Валера научился в четыре года по газетам и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майна Рида.
Свободная атмосфера родительского дома способствовала тому, что Валерий рос живым и любознательным мальчиком. Вместо игрушек родители покупали ему модели паровых машин и приборы для физических и электрических опытов. Не удивительно, что десятилетний Брюсов мечтает стать изобретателем или путешественником. Но, учась в гимназии, увлекается литературой. Окончив в 1899 году Московский университет, посвящает себя литературной деятельности.
В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк. С первых же шагов Брюсов не желает идти по стопам пушкинских или некрасовских подражателей, он твёрдо верит в свою звезду родоначальника новой поэзии, он убеждён в том, что будущее принадлежит такому искусству, которое с наибольшей силой выразит переживания и стремления яркой и независимой личности.
В 1900 году был напечатан ещё один сборник стихотворений В. Брюсова, на который сам поэт возлагал большие надежды, и он не обманулся. Именно стихотворения сборника «Третья стража» принесли ему признание. После выхода в свет этого сборника он окончательно завоёвывает признание и в петербургских литературных кругах, куда его ввёл Константин Бальмонт.
Но этого ему недостаточно. Брюсов мечтает стать «новым Пушкиным» - поэтом, чьё имя будет известно во всех уголках страны. Он неустанно изучает Пушкина - биографию, стихотворную технику - и даже дописывает его неоконченную поэму «Египетские ночи», в итоге он становится одним из видных пушкинистов начала века. Занимается он и переводами. В 1913 году вышел первый том «Полного собрания сочинений и переводов» В. Брюсова. Задумано было 25 томов, но свет увидели только 8 - из-за закрытия издательства.
После его смерти (9 октября 1924 г.) один из его современников, поэт Владимир Пяст, назовёт Брюсова «вечным работником».
Учитель:
Что особенно запомнилось? Что поразило?
Учащиеся:
…………….
V. Работа над произведениями.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова: «Опять сон» и «Детская».
1.Работа над стихотворением «Опять сон»
Учитель:
Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?
Учащиеся:
…………………
Учитель:
А вот какой сон приснился поэту.
Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».
Учитель:
Какие картины вам представились?
Учащиеся:
Непроходимый лес. Пустыня. Крадётся жёлтый лев. Огромное дерево, ветви котрого подняты вверх. Гиппопотам…
Учитель:
Видели ли вы что-нибудь подобное?
Учащиеся:
Нет
Учитель:
Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?
Учащиеся:
«Мне опять приснились дебри..» Возможно, этот сон поэт видел несколько раз, поэтому и сохранились воспоминания о нём
2.Словарная работа
Учитель:
СЛАЙД 6
Объясните значения слов:
ДЕБРИ
Учащиеся:
Место, заросшее непроходимым лесом
Учитель:
СЛАЙД 7
ГИППОПОТАМ
Учащиеся:
Бегемот
Учитель:
СЛАЙД 8
УТЁС
Учащиеся:
Высокая скала
Учитель:
СЛАЙД 9
ВОРОХ
Учащиеся:
Куча, груда
Учитель:
ВИДЕНЬЯ
Учащиеся:
Что-то возникшее в воображении
Учитель:
СУМРЧНЫ (СУМРАК)
Учащиеся:
Охвачены сумраком (неполная темнота)
Учитель:
СЛАЙД 10
ЗАТМИТЬ
Учащиеся:
- закрыть
- превзойти в чём-то кого-либо
Учитель:
Подберите синоним к слову УПРЯМО
Учащиеся:
Настойчиво
Учитель:
Подберите антоним к слову ВОЗМУЩАТЬ
Учащиеся:
Успокаивать
Проектор нужно выключить
3.Работа над выразительностью
- Чтение - мальчики, девочки
- Чтение хором
4.Работа над стихотворением «Детская»
Учитель:
Другое стихотворение расскажет вам об одной из любимых детьми игр.
Прочитайте стихотворение друг другу (работа в парах).
Учитель:
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Учащиеся:
Весёлым, задорным …
Учитель:
О какой игре рассказал поэт?
Учащиеся:
Палочка-выручалочка или догонялки, пятнашки
Учитель:
В какие игры вы любите играть?
Учащиеся:
……………….
5. Работа над выразительностью
- Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд
- Чтение - мальчики, девочки
- Чтение хором
- Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)
Будущее!
Интереснейший из романов!
Книга, что мне не дано прочитать!
Край, прикрытый прослойкой туманов!
Храм, чья постройка едва начата!
(No Ratings Yet)
Еще стихотворения:
- Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Но, как веревочка ни вьется, Добру вовеки быть добром, И непрощенным остается Зло,...
- Рыцари из романов С гонором боевым Нежно и неустанно Служили дамам своим. Если же сердце дамы Охладевало вмиг, Рыцари из романов Не упрекали их. Рыцари из романов Умели все понимать:...
- Вот и рухнула, как лавина, Жизни первая половина. и густа еще пыль обвала, Прах былого еще клубится, Оглянуться еще не смею. Только будущее маячит. Только будущее маячит И еще ничего...
- Христос!.. Где ты, Христос, сияющий лучами Бессмертной истины, свободы и любви?.. Взгляни,- твой храм опять поруган торгашами, И меч, что ты принес, запятнан весь руками, Повинными в страдальческой крови!.. Взгляни,...
- Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. Их звон призывный Через могилы Гудит так дивно И так уныло! К себе он тянет Неодолимо, Зовет и манит Он в край...
- Ах, как же нужно бережно со светом, Когда — свеча! И пылкого сиянья, вроде, нету — А горяча. И потому погаснет, встрепенувшись, Едва дохнешь, — Без нежности она приходит в...
- Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты — женщина,...
- Мы пришли в этот храм не венчаться, Мы пришли этот храм не взрывать, Мы пришли в этот храм попрощаться, Мы пришли в этот храм зарыдать. Потускнели скорбящие лики И уже...
- Одинок месяц плыл, зыбляся в тумане, Одинок воздыхал витязь на кургане. Свежих трав не щипал конь его унылый, «Конь мой, конь, верный конь, понесемся к милой! Не к добру грудь...
- Расстались мы, но твой портрет Я на груди своей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И, новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм...
- Я не люблю тебя; страстей И мук умчался прежний сон; Но образ твой в душе моей Все жив, хотя бессилен он; Другим предавшися мечтам, Я все забыть его не мог;...
- После тех самых путей и перепутий, Мимо зеркала теней, все напевы в мечтах, Под семицветием радуги медля в пышном приюте, Где девятой Каменой песнь была начата, — Я роком был...
- (31 декабря 1916 г.) Куранты пробили…и вот под бранный дым и гром Сатурн венчает Новый год железом и огнем. Встаем мы вновь среди друзей, бокалами звеня, И есть для Родины...
- Рите Как летом хорошо — кругом весна! то в головах поставлена сосна, то до конца не прочитать никак китайский текст ночного тростника, то яростней горошины свистка шмель виснет над пионами...
- Тревожно мне И не с кем поделиться Бессрочным одиночеством своим. Вон той звезде простуженной не спится. Открыл окно — давай поговорим. Я тишины окрестной не нарушу, Лишь чье-то имя вымолвлю...