Основные закономерности смены типов общества. Законы общественного процесса. Концепции развития общества. Среди основных причин социальных изменений выделяют

«Закономерности» общественного развития

Авторы утверждений о закономерности и повторяемости исторических событий пытались найти какие-то общие характеристики в разновременных реалиях (Гегель, Маркс, Шпенглер, Тойнби), имея ввиду повторение в главном одних и тех же фаз, периодов и т.д., и пытаясь на этом основании прогнозировать дальнейшие события. Различия между авторами носят скорее терминологический характер и принципиально точку зрения на наличие повторяемости периодов истории не меняют.

Другие приходят к выводу, сделанному Бертраном Расселом: …Те обобщения (исторического процесса), которые были предложены, исключая сферу экономики, по большей части настолько необоснованны, что не стоят даже опровержения . И далее Рассел пишет: Я ценю историю за то знание, которое она дает о людях в обстоятельствах, весьма отличных от наших собственных, (это) главным образом, не аналитическое научное знание, но тот вид знания, которым обладает любитель собак по отношению к своей собаке.

Подобный взгляд на «философию истории» высказан и в юбилейном издании, посвященном 50-летию Бахметьевского фонда. Рассуждая о закономерности и случайности в истории, Бахметьев привел свой разговор со знаменитым историком античности М.И. Ростовцевым. Ростовцев говорил на основании своего 50-летнего опыта изучения истории: …В ней нет ничего неизбежного. Большинство событий совершенно случайны.

Многие понимали под социокультурной цикличностью просто чередование этапов взлетов и падений, расцвета и увядания, ускорения и торможения. При этом процесс рассматривается как двухфазный. Однако нередко встречается и разбиение цикла на большее число фаз - от трех до полутора десятков. Длительность изучаемых циклов заключена в пределах от нескольких лет до нескольких столетий. В своем главном труде «Закат Европы» Освальд Шпенглер (1880-1936) выделяет в мировой истории восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, майя и западноевропейскую. Каждая культура трактуется как организм, обособленный от других культур. Время жизни культуры порядка тысячи лет. Умирая, культура перерождается в «цивилизацию», у которой отпадает нужда в художественном творчестве.

Под влиянием Шпенглера английский историк и социолог А.Дж. Тойнби (1889-1975) разработал свою концепцию всемирной истории, говоря уже о тринадцати относительно замкнутых цивилизациях. Каждая цивилизация в своем развитии проходит четыре стадии: возникновение, рост, надлом и разложение. Тойнби пытался вывести эмпирические законы повторяемости явлений общественного развития, оставаясь предельно субъективным в своих оценках. Маркс также говорил о закономерной смене общественно-экономических формаций, высшей стадией которых должен быть коммунизм. Уильям Штраус и Нил Хоу - авторы популярных бестселлеров «Поколения» и «Четвертый виток», вышедших в начале XXI века, тоже посвятили свои книги цикличности истории. Согласно их идее в истории можно выделить 4 витка, которые постоянно повторяются друг за другом. В 2005 г. заканчивается очередной виток, названный авторами «распутывающейся эпохой» -он длился 21 год, который всегда знаменуется гибелью устоявшихся традиций и ценностей, а также изменениями, ведущими к кризису. Плоды этих изменений общество будет пожинать в следующий 22-летний виток, имя которому «эра кризиса». Это время жесточайших войн и радикальных перемен в политике, после которых народы принимают более традиционный стиль жизни и устанавливают общие ценности, которых они будут придерживаться до очередной «распутывающейся эпохи».

Все это не более, чем «подгонка» под желаемый результат, причем о причинах «цикличности истории» ни слова не говорится, если не считать рассуждений о какой-то мистической «пассионарности» Льва Гумилева.

Все проще. Под «закономерности» исторического процесса подгоняют одни и те же, постоянно отмечаемые противоречия между целесообразностью гуманной социализации человечества и реальным развитием цивилизации, стимулом которого является человеческий эгоизм. Поведение человечества похоже на поведение ребенка, идущего по дороге, которая упирается в тупик, но при следующей попытке ребенок выбирает не обходной путь, а снова ту же дорогу и, естественно, снова упирается в тупик. Поэтому идею о «законах общественного развития» можно объяснить тем, что человечество находится на детской стадии развития и не способно осознать, что природный эгоизм не может быть основой прогрессивного развития общества.

Как взрослый не вполне способен понять причины и мотивы поведения ребенка, вольно или невольно наделяя его своим опытом, так и мы, живущие на непрерывно движущемся в будущее гребне человеческой истории, не всегда понимаем, что поведение, поступки и интерпретация событий нашими предками, соответствовали детскому периоду человечества. У ребенка еще нет мудрости и знаний взрослого человека, и поэтому, движимый инстинктом узнавания и своим несовершенным пониманием окружающего мира, он повторяет одни и те же ошибки, не отдавая себе в этом отчета. Но и это лишь этапы узнавания той среды, в которой «ребенку» предстоит жить, как и те действительные причины, которые определяли жизнь в предисторический период. Один религиозный деятель, всю жизнь выслушивавший исповеди прихожан, на вопрос, что он думает о людях в целом, ответил очень коротко: взрослых людей нет . Подобными соображениями -«невзрослостью» наших предков и многих современников - мы должны руководствоваться при оценке многочисленных явлений, событий и взглядов на историю (предысторию), характерных для детства человечества.

Иногда «историческим законам» приписывают даже смысл законов в естественнонаучном смысле, которые являются объективными, т.е. не зависящими от воли человека. При одних и тех же начальных условиях естественнонаучные законы определяют одно и то же поведение и состояние системы. Законы природы - идет ли речь о динамических или статистических законах - выполнялись, выполняются и будут выполняться всегда вне зависимости от того, существует ли человек вообще. Очевидно, что при анализе поведения сообщества мыслящих существ, принципиально невозможно говорить об «одних и тех же» условиях - у объектов живой природы, наделенных сознанием, есть память и содержание , определяемые предшествующим опытом существования, а не просто «состояние ». Поэтому в истории человечества, т.е. в истории «системы-общества», не может быть аналогов воспроизводимых и повторяющихся физико-химических характеристик.

Нелогичность проявилась и в том, что допущение «законов общественного развития» эквивалентно предположению о существовании программы развития: повторяться могут лишь те виды поведения, которые либо запрограммированы, либо являются следствием одних и тех же мотивов или ошибок. Мотивы и ошибки - это тривиальный случай, следовательно -программирование. Но тогда кто-то должен быть «программистом» и возникновения цивилизации и ее будущего. Это уже очевидная религиозность, не имеющая ничего общего с наукой.

Некоторые историки склонны объяснять свои модели закономерностей тем, что они проявляются лишь в среднем, как результирующая, вследствие неизменности природных инстинктов человека, остающихся теми же при разных уровнях технологического развития. Инстинкты, действительно, остаются теми же, но это никогда не мешало их осознанию и выработке все новых правил поведения и моральных норм, т.е. прогрессу общества. Нет никаких природных запретов для продолжения этого процесса - выработке новых правил поведения. Утверждение о существовании «исторических закономерностей», эквивалентно утверждению, что человечество вдруг теряет способность менять правила поведения! Хороша «закономерность», если она покоится на подобном предположении!

Из вышесказанного следует, что закономерность исторического процесса - миф, никаким закономерностям реально не соответствующий. И хорошо, что это - миф! Если бы это было не так, то и размышлять о сознательно конструируемом будущем было бы бессмысленно. Ведь человечество тогда было бы обречено идти путем, определяемым малопонятными закономерностями, какие бы умозрительные картины будущего мы ни строили. Расставание с этим мифом должно продемонстрировать еще один усвоенный урок на пути взросления человечества.

Если вернуться к общебиологическим закономерностям, то во все эпохи первичные биологические инстинкты: размножения, заботы о потомстве, самозащиты, голода, носили непреходящий и объективный характер. Но как только в рассмотрение включается наличие разума, поведение человека становится непредсказуемым, аритмичным и незакономерным. Таким образом, очевидно, что если человек рассматривается только с точки зрения инстинктов, т.е. биологической природы, то его поведение действительно, в определенной степени, предсказуемо и будет подчиняться общебиологическим законам. Однако это будут не «исторические закономерности», а ритмическое воспроизведение одних и тех же этапов жизни животного, определяемое врожденными инстинктами.

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги О текущем моменте №2(38) автора СССР Внутренний Предиктор

4.3. Концепция общественной безопасности в аспекте общественного развития Начнём этот подраздел с разсмотрения возможных алгоритмов общественного развития, т.е. таких алгоритмов, в русле которых протекает деятельность людей персонально и деятельность разнородных

Из книги «О текущем моменте», № 5 (53), 2006 г. автора СССР Внутренний Предиктор

3.1. Демографическая политика, средства управления, ближайшая цель общественного развития Демографическая политика действительно предполагает планирование семьи. Однако планирование семьи - рознь «планированию семьи» как идеологическому обеспечению политики

Из книги Война после войны: информационная оккупация продолжается автора Лисичкин Владимир Александрович

Глава 1 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Из книги «О текущем моменте» № 10(70), 2007 г. автора СССР Внутренний Предиктор

3. Объективность целей общественного развития и бюрократия Дело в том, что:Необходимо видеть совокупность явлений в жизни общества и адекватно понимать причинно-следственные связи в этой совокупности, чтобы оказывать на эти явления в их совокупности благотворное

Из книги Особенности национального суда автора Черкасов Дмитрий

Из книги Загадки Бермудского треугольника и аномальных зон автора Войцеховский Алим Иванович

Глава VI ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗЕМЛИ

Из книги Да здравствует «Застой»! автора Буровский Андрей Михайлович

Закономерности карьеры В 1941 году Леонид Ильич принимает участие в мобилизации населения в Красную Армию, занимается эвакуацией промышленности. Затем трудится на политических должностях в действующей армии: заместитель начальника политуправления Южного фронта. Будучи

Из книги По железной земле автора Кублицкий Георгий Иванович

Закономерности и странности политики Современники и участники событий смачно описывали интригу по свержению Н.С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС… Как перерезали телефонные провода на его даче, чтобы Первый не мог поднять армию и госбезопасность, как велись

Из книги Фантастика. Общий курс автора Мзареулов Константин

Аномалии и закономерности КМА. Даже людям старшего поколения три эти буквы знакомы со школьных лет.Временами они мелькали в заголовках на первых страницах газет. Строки Маяковского, которые напомнил диктор на демонстрации в Губкине - это ведь еще 1923 год. А некоторое

Из книги Путь России в начале третьего тысячелетия (моё мировоззрение) автора Приз Николай Васильевич

§ 4. Закономерности развития фантастических идей Будучи одной из главнейших компонент фантастичности и важным композиционным блоком, фантастическая идея непосредственно формирует сюжет произведения и в немалой степени влияет на построение присущей жанру системы

Из книги На «Свободе». Беседы у микрофона. 1972-1979 автора Кузнецов Анатолий Васильевич

1. Взгляд на историю развития человечества через призму преодоления противоречий исторического развития История развития человечества - это история войн между государствами и борьба класса малоимущих за улучшение своего положения.1. Если рассмотреть первый аспект

Из книги Болотная революция автора Сахнин Алексей Викторович

4. Перспектива развития кооперативного общественного строя Кооперативное движение известно в мире уже более 180 лет. За это время кооперативы успешно развивались и конкурировали с чисто капиталистическими предприятиями в Западной Европе. В России кооперативная форма в

Из книги Национально-освободительное движение России. Русский код развития автора Фёдоров Евгений Алексеевич

Закономерности социализма Беседа 1На днях я ехал по одному частному делу к Анатолию Павловичу Федосееву. Он живет в Лондоне, как и я, в доме, который он нашпиговал разными техническими усовершенствованиями, и бывать у него чрезвычайно интересно, особенно человеку, который

Из книги автора

Социологические закономерности массового движения История «Болотного движения» обнажила несколько фундаментальных закономерностей и столь же фундаментальных альтернатив, между которыми шла довольно напряженная борьба. Подводя итоги, о них нельзя не сказать.Три

Из книги автора

Борьба технологий развития. Коды развития

Рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, К.Маркс открыл основные закономерности развития общественного сознания.

Первая закономерность заключается в том, что общественное сознание зависит от общественного бытия , определяется материальными условиями жизни общества. Зависимость общественного сознания от общественного бытия прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. При этом гносеологический аспект означает, что общественное сознание – это духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных социальных чувствах, настроениях, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Социологический аспект означает, что роль общественного сознания определяется общественным бытием.

Второй закономерностью функционирования общественного сознания выступает его относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания – это его способность отрываться от бытия общества и, следуя внутренней логике собственного бытия, развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия.

обусловлена относительная самостоятельность общественного сознания.В гносеологическом аспекте – природой самого сознания как отражения бытия, его активным, творческим характером. В социологическом аспекте – отделением умственного труда от физического, в результате чего духовное производство в некоторой степени «обособляется» от материального, хотя в конечном итоге, они находятся в органическом единстве.

Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется:

В преемственности духовного развития человечества. Общественные идеи и теории в каждую новую эпоху не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе достижений предшествующих эпох.

В том, что общественное сознание способно опережать общественное бытие. Такая способность особо присуща теоретическому сознанию (науке и идеологии).

В том, что общественное сознание можетотставать от общественного бытия. Примерами отставания могут служить пережитки прошлого, которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии, где огромную роль играют привычки, традиции, устоявшиеся представления, обладающие большой инерционной силой;

В активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воли. Сила и действенность общественных идей зависит от степени их распространения в массах, от готовности людей применить практические усилия для их реализации.

Все представления о законе общественного развития всегда были основаны на анализе той части истории , которую проживало человечество на момент создания новой теории. Так, Платон и Аристотель , базируясь на фактах появления, расцвета, упадка и распада империй, сменявших друг друга в истории, считали, что развитие носит циклический характер, то есть идёт по кругу (циклу), возвращая империю обратно к началу её развития. При этом получалось, что развиваться могут только отдельные государства, а человечество вообще не развивается, так как по закону цикличности оно должно было бы, возникнув однажды, придти к упадку, апокалипсису.

Однако, исторические факты развития каждой последующей империи на базе всё более совершенных средств производства, дали основание для возникновения теории прогрессивного (поступательного) развития всего человечества по прямой линии. Но как же тогда быть с фактами цикличности развития?

Попытку совместить в одной теории факты циклического и прогрессивного развития общества сделал К. Маркс, взяв за модель развития, как отдельного государства, так и всего человечества, образ спирали. В спирали возврат назад (к началу развития) невозможен, так как конец витка спирали (цикла) поднят над его началом за счёт линейного прогресса в средствах производства (рис.1). За материальную основу процесса развития человечества К. Маркс взял развитие способов производства материальных благ. Каждый из способов производства он назвал общественно-исторической (общественно-экономической) формацией или строем, а именно: первобытная общность (первобытный коммунизм), рабство, феодализм, капитализм и коммунизм с переходным периодом (социализмом) между капитализмом и коммунизмом.

В этой последовательности пяти формаций коммунизм, теоретически основанный на общей собственности, якобы снова возвращает человечество к качественному состоянию первобытной общности, но на более высоком уровне развития производительных сил.

Однако то, что за капитализмом следует коммунизм, является «закономерным» только лишь с точки зрения спиральной модели развития, но эта модель является ошибочной, так как история знает случаи пропуска некоторых формаций в развитии государств, а главное, история не знает случая построения коммунистического общества после капитализма.

Тогда чем же является социализм, если это не переход к светлому будущему? В основе социализма лежит не общая собственность, а государственная, являющаяся «ничейной» с точки зрения её принадлежности какой-либо конкретной личности. Фактически, социализм является всего лишь завершением процесса концентрации всех средств производства в руках одного единственного, но абстрактного собственника - государства, поэтому социалистическая форма единовластия (монархии) является социалистической формой империи (СССР), которая, как и все прежние, рухнула в 1991 году. Распад СССР подтвердил, что судьба всех империй в истории человечества одинакова согласно циклической модели развития.

Распад СССР также окончательно доказал ошибочность формационной теории К. Маркса, поэтому для объяснения процесса развития человечества предпринимались и предпринимаются попытки использовать вместо понятия «формация» другие понятия, например, цивилизация, этнос, нация и пр. Была создана даже специальная наука о будущем - «футурология», но ни она, ни альтернативные теории развития не смогли логично объяснить ни прошлую, ни будущую историю человечества, а тем более объяснить причины современного мирового кризиса.

Поэтому человеческая мысль скатилась до простейшего разделения истории развития человечества на три периода: прошлый, настоящий (текущий) и будущий. Новизна подобной периодизации истории в современной интерпретации состояла лишь в том, что социологи А. Турен, а затем Д. Белл, назвали текущий период (эпоха капитализма) «индустриальным» обществом, прошлое - «доиндустриальным», а будущее - «постиндустриальным» или «посткапиталистическим» периодом. В связи с развитием информационных технологий на базе компьютеров, «постиндустриальный» период называют также «информационным» обществом. Но все эти новые названия отражают только лишь происходящие изменения в обществе, не выявляя какой-либо закономерности в его развитии, которую можно было бы использовать для оптимального управления обществом.

В такой ситуации, для выхода из экономического кризиса, основной упор делается на дальнейшее развитие экономической теории. Создаются новые экономические учения, например, информационная, кибернетическая, синергетическая и прочие экономики, так как считается, что «посткапитализм» должен быть основан уже на чём-то ином, а не на товарно-денежном обмене, исследованном К. Марксом ещё в эпоху становления капитализма.

Однако при этом совершенно не учитывается, что неизвестная закономерность развития человечества действовала, действует и будет действовать всегда независимо от воли и сознания людей. Она действовала даже тогда, когда ещё не было ни экономических теорий, ни денег вообще. Она же действует и сейчас, поэтому мы не сможем выйти из современного кризиса, если не поймём сущность закономерного процесса развития человечества.

К сожалению, ни одна из частных наук не может нам дать исчерпывающий ответ на самый общий вопрос нашей жизни. Но мы сможем предсказать закономерное будущее человечества, если выйдем за узкие рамки частных наук и будем считать, что человечество развивается точно так же, как и любые другие объекты природы. При этом нам надо согласиться всего лишь с тем, что природа не так расточительна, чтобы для множества своих объектов иметь множество различных закономерностей их развития.

Желание видеть экономическую науку, способной для любого состояния общества оперативно и достоверно определять направления, пути и сроки развития, наводит на грустные мысли о фактическом состоянии дел. Нужны принципиально новые подходы. Прежде всего, человек не просто разумный, а реальный - со всеми его недостатками, должен быть центром исследований. Все должно рассматриваться во взаимосвязи и в непрерывном развитии. Широта взглядов должна быть максимальной, для наглядности общих закономерностей. Ориентация на эти принципы выводит на интересные и обнадеживающие результаты.

О сознании. Инстинкт самосохранения особи и популяции применительно к человеку и обществу дает богатый спектр чувств и желаний. Заметна их четкая специализация по направлениям жизнедеятельности. Боль и страх заботятся о сохранении организма. Чувства голода и жажды, нужды большой и малой - об обмене веществ для получения энергии. Вкусовые ощущения разбираются с ассортиментом необходимых веществ и элементов. Любовь заботится о размножении, ревность - о генетической чистоте популяции на микроуровне. На макроуровне этим озабочен национализм. На сохранение популяции работают патриотизм и любовь к родине.

Все эти и множество других чувств и желаний, в разной степени непосредственности, являются мотивацией к труду. Главную роль в этом деле играют лень, жадность, зависть и эгоизм, ибо они отвечают за материальное и социальное благополучие. Усталость и лень заботятся о сохранении биоресурсов организма. Лень - жадность биологического уровня. Она определяет, сколько своего труда человек согласен предоставить в обмен на какую-либо вещь или услугу. Вот где зарождаются потребительная стоимость, стоимость и цена.

О взаимном развитии бытия и сознания. Достигнутый уровень сознания руководит человеком в процессе преобразования бытия в направлении освобождения от очередных проблем. Любое изменение бытия меняет приоритеты чувств и желаний, т.е. влияет на направление и скорость развития сознания. А изменение сознания отражается на скорости и направлении развития бытия. Четко просматривается взаимосвязь бытия и сознания.

Экономическое развитие максимально при соответствии достигнутых уровней бытия и сознания, т.к. перекосы ведут к застоям и революционным скачкам, зачастую в неверном направлении. Динамика экономики определяется уровнем соответствия во взаимном развитии бытия и сознания. Похоже, это наиболее лаконичная формулировка одного из основных законов экономики - закона взаимного развития бытия и сознания.

О цикличности и предсказуемости общественного развития. Любая экономическая формация обычно содержит в себе элементы предыдущих и последующих формаций. Их количество обратно пропорционально отдаленности формаций. Социальная экономика постоянно расширяет свое присутствие в капитальной формации, становится на время доминирующей в социальной формации. Расширение присутствия элементов коммунальной экономики приводит к очередной смене формации. Так последующие формации вытесняют предыдущие. Этот процесс представляется непрерывным, закономерным и неизбежным. Однако пора определиться, в чем же основные отличия формаций.

Общинная экономика - это отсутствие частной собственности и, как следствие, экономических законов. Характер производства, потребления и самой жизни - не законный (не в преступном, а в организационном смысле). Жизнь регламентируется своими желаниями, понятиями и авторитетами вождей. Всё принадлежит всем и никому. Свобода измерению не поддается. Есть элементы полной свободы и абсолютной зависимости одновременно. Скорее само понятие свободы в привычном смысле отсутствует. Хозяина положения нет. Цели у общинной экономики тоже нет.

Рабская экономика - это появление частной собственности и, как следствие, экономических законов в зачаточном виде. Жизнь по понятиям начинает слегка ограничиваться этими законами. Характер производства и потребления не товарный. Появляются понятия личной и экономической свободы. Распределение идет по потребности внешней, которую полностью определяет хозяин положения - рабовладелец. Цель рабской экономики - власть.

Феодальная экономика - это нетоварное производство при товарном потреблении. Распределение по потребительной стоимости внешней, т.е. определяемой феодалом с учетом эквивалентности и возмездности в потреблении, при полном их отсутствии в производстве. Свободы уже больше, чем у раба, но хочется еще больше. Экономическая предпринимательская свобода ограничена феодальными отношениями, хочется устранить преграды. Хозяин положения - феодал. Цель феодальной экономики постепенно меняется от власти к богатству.

Капитальная экономика - это максимальная свобода предпринимателя по части владения и управления производством и потреблением при максимальной отстраненности от этих дел представителей наемного труда. Она отличается товарностью характера производства и потребления, ведущей ролью стоимости и неизбежной конкуренцией. Хозяин положения - работодатель. Цель капитальной экономики - получение максимальной прибыли.

Социальная экономика - это максимальное разделение собственности на владение и управление. Здесь производство - нетоварное, а потребление - товарное. Размер и норма прибыли капитального производства уступают свое место эффективности нетоварного производства. Товар вытесняется продуктом, стоимость - потребительной стоимостью, конкуренция - соревнованием. Хозяин положения - человек труда. Цель социальной экономики - максимальное удовлетворение платежеспособного спроса при минимальных затратах.

Коммунальная экономика - это полная свобода от собственности. Здесь и производство, и потребление - нетоварные. Продукт заменяется результатом развития человека, потребительная стоимость - потребностью, соревнование переходит в сферу потребления. Хозяин положения - потребитель. Цель коммунальной экономики - развитие человека рациональной организацией потребления.

Любопытны формы, принимаемые основной экономической категорией. Желание - потребность внешняя - потребительная стоимость внешняя - стоимость - потребительная стоимость - потребность - и снова желание в новой общинной экономике. Эту простую закономерность, как и закономерности изменения остальных категорий, очень важно знать при идентификации формаций. Заметна цикличность изменения категорий при последовательном прохождении всех шести формаций. Пожалуй, само наличие цикличности и является содержанием периодического закона экономики: между аналогичными формациями категории проходят полный цикл развития. Характер изменений предсказуем. Поэтому любую формацию можно подробно описать и оценить отклонение ее фактического состояния от теоретического. Как в химии на основе аналогичного закона можно предсказать и описать недостающий элемент раньше его открытия. И если нам нежелательны проблемы застойного или революционного характера, то надо быстро и умело (без забеганий и перегибов) исправлять искривления.

После кризиса 2008 г. многие заговорили о неизбежности изменения экономики и о возникновении новых проблем в ней развития многих стран обусловлены рядом причин, исследуемых в Новейшей философии, из которых одной из наиболее важных является традиционное (устаревшее) понимание экономики. Оно уже безнадежно отстало от жизни и не соответствует современным экономическим и общественным в целом реалиям. В отношении этой проблемы следует указать ряд моментов, с которых можно было бы начинать понимать экономику по-новому и в соответствии с имеющимися реалиями, а не с иллюзиями экономистов, и решать насущные задачи. Например, модернизации (в современной политической экономии экономика давно уже осмысляется не на основе устаревших экономических теорий, а по-новому: на основе фундаментальных знаний и новых исследовательских инструментов, см. ниже). экономика отождествляется с производством, но с учетом комплекса сопутствующих факторов и аспектов, в т.ч. управленческих и социальных. Например, для «полного понимания сути» экономики авторами известного учебного пособия (2010) под редакцией А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной и А.Ю. Юданова кроме производства рассматриваются потребности людей, ограниченность ресурсов, проблемы выбора и др.

А также базовые вопросы производства, методы исследований и т.д., включая а) фундаментальные проблемы, в частности, проблемы производства («что производить?», «как производить?» и «для кого производить?») и б) социальные и иные аспекты производства («организационно-правовые формы производства», «распределение», «социальная стабильность» и др.). При этом в учебном пособии обозначаются даже такие вопросы, как «полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара вынуждена была бы сокращать производство другого», или «решение вопроса "как производить?" связано с выбором определенной технологии и необходимых ресурсов», одним словом, рассматриваются многие специфические установки производства, включая целевые и плановые моменты. Таким образом, факт сведения экономики к производству, но, вместе с тем, постепенное обогащение ее понятия целевыми, социальными и другими аспектами является одной из современных тенденций при понимании экономики (а вот конкретного определения самой экономики в учебном пособии, кстати, нет…). Итак, приведенный подход, обремененный фактором дополнительности - дополнение исходного определения - предполагает добавление новых аспектов в понятие «экономика».

Поэтому под экономикой следует понимать более многогранный комплекс, чем только производство, пусть даже с указанием многих его граней и аспектов.

Действительно, обобщая, можно сказать, что, как известно из многочисленной литературы, под экономикой (или экономикой общества) обычно понимается общественное производство в целом, в единстве всех его сторон, или общественное хозяйство в конкретном виде как совокупность различных сторон и моментов деятельности человека, включающая средства, технологии и объекты производства. Их формы организации и уровень, иными словами, всё то, что используется и организуется людьми для создания благ и условий своего существования и для удовлетворения своих материальных потребностей путем трудовой деятельности.

Итак, экономику нельзя отождествлять только с общественным производством, и необходим учет многих факторов и аспектов. Указанные аспекты, в свою очередь, подтверждают марксистское понимание экономики, тесно связанное с собственностью, вид которой регламентирует распределение, и даже с определенными общественными процессам, ибо, по Марксу, «… революционное движение находит себе как эмпирическую, так и теоретическую основу в движении частной собственности, в экономике».

Например, Ю.М. Осипов обосновал, что «экономика начинается с обменом, с обменом она и существует»; иными словами, производство не является ее единственным признаком, «а вся экономика, по сути, - сложнейший, как-то сам собою реализующийся, общественный обменно-оценочный процесс…», и «моральное ей, как правило, мешает». Итак, экономика - не только и не столько производство и распределение, сколько, нечто, наперво существующее в обмене. При этом обмен, согласно современной политической экономии, кроме всего прочего, заставляет создавать производство. Однако это насилие, и оно есть следствие противоречия, которое имеется в экономике, заставляет ее жить и двигаться; по Гегелю, противоречие есть корень всякого движения и жизненности. С другой стороны, именно производство, обратно, создает излишек, который в денежной форме составляет прибыль, и порождает стремление к ней, и нажива составляет главный стимул производства, основанного на капиталистической частной собственности. Таким образом, как, оказывается, имеется еще и субъективный фактор (развития) экономики; это в целом понятное и очевидное утверждение, но именно его манифестация позволила осуществить теоретический прорыв в современной политической экономии. Итак, именно внутреннее противоречие экономики определяет как ее развитие, так и ее социальный характер, что уже дает основание для обоснования социальных вопросов из экономики, но уже не через производственные отношения, как это было в марксизме; этот вывод крайне важен для рассмотрения социальных вопросов и, главное, для теоретизаций в области социального проектирования, в частности, модернизации (и для нее, как получается, требуется учитывать противоречие, чего не делается ни учеными, ни чиновниками). Таким образом, экономика, согласно современной политической экономии, необходимым образом включает в себя противоречие, которое является диалектико-философическим атрибутом экономики, лучше, наверное, сказать - ее жизненным атрибутом. При этом противоречие в экономике раскрывается очень многогранно, причем не только в указанных смыслах, но это уже отдельный разговор, в большей мере касающийся бизнес процессов, развития экономики в целом и социальных вопросов (в т.ч. модернизации). Остается добавить, что и потребление играет существенную роль для экономики: без него экономика как производство бессмысленно. По­треб­ле­ние является спецификой общественной жизни людей, а влияние потребления на спрос, инициирующий производство, наглядно показал Дж.М. Кейнс в своей общей теории. Отдельно следует отметить, что диалектическое понимание экономики, как, впрочем, и иных вопросов, невозможно без соответствующих инструментов познания. Итак, понимание и изучение экономики и, соответственно, экономического вырываются за пределы современной экономической науки.

Осмысление экономики по-новому или новое понимание экономики позволяет теоретически обоснованно подходить к ее анализу и к предвосхищению определенных моментов в ее ближайшем будущем, что, всем понятно, предельно важно для решения ряда задач, например, как для конкретной экономической деятельности, так и для выработки программ социально-экономического развития. Принципиально важным становится также и актуализация конкретных прикладных теоретических изысканий и разработок, например, в области современной политической экономии, таких как новая экономическая максима и прибавочное благо (принципиально новые политэкономические категории). Осмысления противоречия экономики, новой экономической максимы и прибавочного блага, а также прибавочной стоимости существенны и для других видов познания и деятельности, например, для Новой экономики.

Итак, новые теоретические разработки получают актуальные развития в виде новых экономических решений и инструментов, что, в свою очередь, уже на новом витке познания оказывается важным и для только что выше указанных анализа экономики, предвосхищения определенных моментов в ее ближайшем будущем и решения ряда задач, в т.ч. социально-экономического развития. Новый виток экономических теоретизаций и актуальный подход к решению насущных социально-экономических, инновационных и бизнес задач. Это немногое из того, что обеспечивает новое, диалектическое понимание экономики; в частности, на его основе теоретическое (наука) может объективно сближаться с практикой (инновации), что предельно важно для понимания и осуществления модернизационных преобразований и, главное, дает им как теоретическое обоснование, так и реальное основание.

Например, интересен концепт актуальных новаций.

Без нового понимания экономики построение теории современной модернизации невозможно.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

  • 1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);
  • 2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
  • 3) рационалистический;
  • 4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

1. Формальная логика - это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

  • 1. Анализ и синтез. Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.
  • 2. Метод индукции и дедукции. Метод индукции - метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции - метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

  • 3. Сравнение - метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.
  • 4. Аналогия - метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
  • 5. Гипотеза - это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.
  • 6. Доказательство - обоснование истинности одной мысли с помощью других.
  • 7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).
  • 2. Диалектический метод. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.

1. Процесс развития личности.

4. Развитие и воспитание.

5. Деятельность как фактор развития.

1.Процесс развития личности.

Процесс – движение вперед, изменение. Процесс развития личности – это целый ряд количественных и качественных изменений происходящих под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов. Результат развития - становление человека, как биологического вида и как социального существа. Для того, чтобы разобраться в проблемах развития личности необходимо выяснить сущность некоторых понятий, в частности таких, как «человек» и «личность».

Человек – величайшее произведение природы, замечательный результат социо-культурной эволюции. Только человек обладает уникальной способностью самопознания и саморазвития, познания и преобразования окружающего мира.

Мы многое знаем о человеке, но еще больше не знаем. И вам – будущим педагогам – предстоит продолжить бесконечный путь познания Человека и одновременно участвовать в его создании. что потребует от вас изучения Человека.

В процессе изучения педагогики мы не раз встретим такие лексические конструкции, как развитие человека, социализация личности, образование человека и т.д.

Проведя небольшой анализ мы придем к выводу, что приведенные понятия не тождественны. Рассмотрим определения приведенных понятий.

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, пользоваться ими в процессе труда, представляющего собой единство физического и духовного, природного и социального. наследственного и приобретенного.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:



· развивающимся самосознанием

· активностью

· наличием «Я- образа»

· направленностью – устойчивой системой мотивов

· способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности

· характером;

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему присущи от рождения, тогда как личностные качества – психические и социальные – формируются и развиваются прижизненно, можно сделать следующие выводы:

объектом и предметом пед. теории и пед. деятельности могут и должны быть:

· личность человека во всем многообразии ее природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений;

· процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.

По этой причине нам необходимо знать как происходит развитие личности. Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В советской педагогике и психологии этот вопрос изучали П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Рубинштейн, А.Р.Лурия; в Европе Э.Геккель, Ф.Мюллер, Й.Шванцара.

Ученые искали ответ на вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от чего зависит этот процесс и его результат?

Исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека зависит от ряда внешних и внутренних условий.

Внутренние условия:

Физиологические свойства организма;

Психические св-ва человека;

Внешние условия:

Окружение человека:

Среда обитания в которой он

живет и развивается;

2. Наследственность и развитие.

Наследственность – один из факторов влияющих на развитие человека, иначе данный фактор еще называют природным.

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них со всем окружающим миром.

Отражение биологического – наследственность .

Под наследственность понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены.

Наследственная программа развития включает устойчивую и переменную части.

Устойчивая часть обеспечивает продолжение человеческого рода и предполагает передачу от родителей к детям таких качеств, как речь, прямохождение, мышление; внешние признаки: особенности телосложения, цвет глаз, волос, кожи, сочетание различных белков, группа крови, резус. особенности развития нервной системы и т. д.

Переменная часть обеспечивает способность приспосабливаться к реальной жизни. Эта часть дает возможность для воспитания, саморазвития, самосовершенствования.

В проблемах наследственности самыми актуальными для педагогики являются вопросы- передаются ли по наследству такие качества, как:

· уровень интеллекта,

· специальные качества,

· моральные качества.

По поводу передачи по наследству уровня интеллекта существует множество разных мнений, но одно из самых распространенных – ученые считают, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта но может быть неблагоприятная для развития интеллекта наследственность и среда.

Рассматривая проблему передачи специальных качеств необходимо сказать что специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Специальными задатками называются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие др.

Ученые утверждают, что по наследству могут передаваться специальные задатки, которые могут перерасти в способности в случае наличия специальных условий.

Самый сложный и спорный вопрос возникает по поводу наследования моральных качеств. Споры по поводу наследования моральных качеств имеют долгую историю и сегодня трудно с полной уверенностью говорить о верности одной или другой версии. Но сегодня все больше ученых приходят к утверждению о том, что моральные качества передаются по наследству.

3. Влияние среды на развитие личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общение, взаимодействие с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой . На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные.

По интенсивности влияний выделяют ближнюю и дальнюю среду.

К ближней среде относят влияния семьи, родственники, друзей. К влияниям дальней или социальной среды относят влияния общественного строя, системы производственных отношений, материальных условий жизни и т.д.

Как же среда влияет на развитие человека?

Конечно, человек достигает более высокого уровня развития, когда ближнее и дальнее окружение предоставляют ему наиболее благоприятные условия.

Наиболее интенсивным и действенным в жизни человека является влияние семьи, в которой закладываются основные моральные и нравственные нормы.

Кризис семьи о котором много говорят в современном обществе несомненно плохо отражается на воспитанности молодежи и развитии подрастающего поколения.

Ученые, представители различных течений- биогенетического и социогенетического пытаются доказать преобладание влияний наследственности или среды. Но никто с полной уверенностью не сможет сказать какой из факторов преобладает так как в каждом случае это соотношение будет индивидуальным.

4. Развитие и воспитание.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание призвано помочь качественной социализации человека.

Эффективность воспитательного влияния в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия в то время, как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека невозможно. Воспитание призвано заполнить пробелы в программе развития человека. Одна из основных задач воспитания – выявить склонности и дарования человека и развивать их на максимальном уровне возможностей.

5.Деятельность как фактор развития.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется очень важным фактором – деятельностью человека. Под деятельностью понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает.

Чтобы деятельность привела к формированию запроектированных результатов, ее нужно правильно организовать и направить.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение и труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая и др. виды деятельности. особый вид деятельности – общение. Деятельность может быть как активной так и пассивной. Для полноценного развития важна не просто деятельность сама по себе а активная, осознанная деятельность. Для того чтобы деятельность была активной необходимо, чтобы в основе ее лежали потребности.

6. Диагностика развития.

Проблема выявления уровня развития очень актуальна в современной педагогике, т.к. для эффективного обучения и воспитания необходимо знать исходный, первоначальный уровень.

Диагностика – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Физическое развитие диагностируется сравнительно просто. Для этого во всем мире используются специально разработанные тесты, измеряющие степень развития как общих, так и специальных качеств.

Духовное и социальное развитие диагностировать гораздо сложнее. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя используют методики для изучения отдельных качеств личности, но по результатам этих исследований сложно дать оценку общему развитию человека. Для будущего педагога очень важно овладеть простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых. Очень важно научится диагностировать особенности умственной деятельности обучаемых, мотивация поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развитие социального поведения и многие др. качества. Наиболее распространенный метод изучения выделенных качеств – тестирование.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Подвергните анализу термины «человек» и «личность».

2. Проанализируйте биосоциальный путь развития человека.

3. Какова взаимозависимость факторов, влияющих на развитие человека?

Практические задания:

1. Проанализируйте собственное развитие и выявите факторы, влиявшие и влияющие на ваше развитие. Выполните работу в виде описательного сочинения или тезисно.