Остап и андрий сравнительная характеристика презентация. Презентация по литературе на тему Образы Остапа и Андрия – героев повести «Тарас Бульба»

План-конспект урока литературы Класс: 7 Тема урока: «Остап и Андрий» (Проблема героизма и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» на примере судеб Остапа и Андрия) Цели урока: II. Обучающие: 1. Закрепить понятия образа и характера литературного героя. 2. Закреплять навыки определения и сопоставления характеров персонажей. 3. Проследить судьбы Остапа и Андрия; подвести учащихся к пониманию истоков подвига и предательства, к проблеме нравственного выбора. IIII. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к родной литературе. 2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма. 3. Воспитывать у учащихся нравственность, стремление прийти на помощь товарищам. IIIIII. Развивающие: 1. Развивать речь учащихся (учить анализировать произведение, сравнивать и противопоставлять, находить общее и отличное). 2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма. 3. Воспитывать у учащихся нравственность, стремление прийти на помощь товарищам.

Цели урока: 1. Закрепить понятия образа и характера литературного героя. 2. Закреплять навыки определения и сопоставления характеров персонажей. 3. Проследить судьбы Остапа и Андрия; подвести учащихся к пониманию истоков подвига и предательства, к проблеме нравственного выбора.

Ход урока «… но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек» , — провозглашает Тарас Бульба. Как «породнился» Тарас со своими сыновьями – «по душе» или «по крови» ? Почему сыновья одного отца оказались такими разными? Почему один стал героем, а другой – предателем? Почему братья стали врагами?

Поискам ответов на эти вопросы мы посвятим два последующих урока. Проблема становления характера станет основой для нашего разговора.

Говорят, что имя человека определяет его характер и судьбу. А знаете ли вы, что означают имена Андрий и Остап?

Андрий (Андрей) Происхождение имени Древнегреческое имя, означающее «мужественный, храбрец» . Положительные черты характера Веселый нрав, упорство и настойчивость в достижении цели, умение защитить свои интересы дорогих сердцу людей, честность и благородство, поиски справедливости, участие в решении проблем других людей, но не безоглядно, а до определенного предела. Отрицательные черты характера Ранимость, чувствительность, перепады в настроении, самоуверенность, заносчивость, эгоистичность, гордыня, непредсказуемость в действиях.

Остап Происхождение имени Греческое имя, означающее «устойчивый» . Положительные черты характера Аналитический ум, независимость, упорство, целеустремленность, умение держать себя в руках, выдержанность, рассудительность, уравновешенность, душевность и требовательность. Отрицательные черты характера Честолюбие, категоричность

А теперь поговорим о тех испытаниях, которые выпали на их долю. Обратите внимание на следующие эпизоды…

— Что такое «бурса» ? — Зачем так подробно Н. В. Гоголь рассказывает об этом периоде в жизни героев? — Какие эпизоды из бурсацких будней отбирает писатель? Почему? — Как характеризует автор Остапа и Андрия в их бурсацкой жизни?

ЭПИЗОД ТРЕТИЙ «Остап и Андрий в Сечи» « « Остап и Андрий кинулись со всею пылкостью юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и все, что волновало прежде душу, и предались новой жизни» .

Показаны ли автором различия в характере и поведении братьев? Что объединяет Андрия с Сечью? Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно? Как вы можете прокомментировать сцену отхода Андрия ко сну? (VV глава) Почему Остапа избрали атаманом, несмотря на то, что он был младшим из уманцев?

Какое впечатление производит в бою Андрий? Через какие сравнения автор показывает нам воинские и человеческие качества Остапа? Почему в бою Тарас отдает предпочтение Остапу, несмотря на равную храбрость братьев?

ЭПИЗОД ПЯТЫЙ «Встреча с панночкой и предательство» «Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в груди казака» , — пи- шет Н. В. Гоголь о сложном душев- ном состоянии Андрия.

-Почему Андрий идет в осажденный город? -В какой момент встречи с полячкой Андрий потерял голову окончательно и перешел на сторону поляков? -Какие чувства вызвали в вас слова Андрия? -Является ли поступок Андрия изменой, пре- дательством? ? -Какую оценку этому поступку дает автор? -Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? -Почему в тексте подчеркивается, что погиб «козак» , а не сказано, что погиб Андрий?

В толковом словаре С. И. Ожегова дается такое толкование данных понятий: Измена – – предательство интересов Родины, переход на сторону врага. Предательство – – вероломство, поступок, поведение предателя.

Какие чувства вызывает у вас сцена трагической смерти Андрия? Почему Андрий покорен и безответен перед отцом? Каково отношение Н. В. Гоголя к разыгравшейся трагедии? Почему Андрий стал предателем?

Как описывает автор появление казаков? Что дает Остапу и его товарищам силы выстоять и героически принять гибель? Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?

В. Г. Белинский писал о повести «Тарас Бульба» , что это «поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей» . — Можно ли эти слова отнести не только к повести в целом, но и к образам ее главных характеров? — В каком герое воплотились лучшие черты героического характера запорожского козака? — О каких качествах Андрия свидетельствует его поведение в боях? Что его привлекает? — Как «породнился» Тарас со своими сыновьями – «по душе» или «по крови» ? — Почему сыновья одного отца оказались такими разными? — Почему братья стали врагами? — Какую мысль утверждает Н. В. Гоголь сценой казни Андрия?

Почему в тексте подчёркивается, что погиб «козак» , а не сказано, что погиб Андрий?

Домашнее задание Собрать материал, характеризующий Тараса. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Подвиг и предательство в повести Н. В. Гоголя « « Тарас Бульба «» » » «Во имя чего можно совершить подвиг? »

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Остап и Андрий Портрет. Портретная характеристика. Литературные образы героев произведения.

Герасим – главный герой рассказа « Муму » Что нужно автору, чтобы создать образ литературного героя? Что создаёт? Как это сделать? Чтобы создать образ автору надо знать:

Средства создания образа литературного героя герой имя портрет внешность одежда Род занятий поведение интерьер Поступки Мы ответили на вопрос «Что создаёт автор?»

Художник рисует красками, а писатель рисует при помощи средств художественной изобразительности: метафор, сравнений, олицетворений, гипербол и проч. Мы ответили на вопрос: Как автор создаёт образ?

Ответим ещё на один вопрос: Чем отличаются термины «портрет» и «портретная характеристика?» Мы выяснили, что термин «портретная характеристика» понятие более широкое, включающее в себя ещё и авторскую оценку характера, поведения героя.

Теперь поговорим о наших героях. Остап Андрий В начале автор даёт общий портрет братьев. Почему? Но здесь же подчёркивает разность братьев. Как? Братья одинаковые или разные? Заполним таблицу

Остап Андрий Где учились? Как учились? Как учились? Шалости и проказы? Шалости и проказы? Ответственность за проступок Ответственность за проступок Отношение к бедной матери своей Получились ли хорошие воины из них? Способен ли предать своих товарищей? Способен ли предать своих товарищей?

Как вы думаете, почему Андрий становится предателем? Приведите аргументы письменно: Чем бы мы могли его оправдать? Можно ли его оправдать?

В начале повести есть указание на то, что Андрий может предать свою Родину. Найдите в тексте Родину, Мать – умей защищать! Мать Какие три центральных слова – символа присутствуют в повести «Тарас Бульба », вокруг которых строится вся повесть? Родина ЛЮБОВЬ

Какие черты характера Андрия привели к предательству? Согласны ли вы с высказыванием: « Андрий мог думать только о себе, поэтому не способен был постоять за общее дело?» Дайте полный письменный ответ на этот вопрос и получите оценку

На следующем уроке мы поговорим с вами о Тарасе Бульбе, о товариществе, о современности повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"

Презентация к уроку...


4 Годы учёбы Остап. Художник Е. Кибрик Андрий. Художник Е. Кибрик. 1945






7 «Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, давай на кулаки! – говорил Тарас Бульба. засучив рукава, – посмотрю я, что за человек ты в кулаке!». Художник А. Герасимов «Тарас Бульба». Глава 1. «Ну, здорово, сынку, почеломкаемся!» Художник А. Герасимов «Тарас Бульба». Глава 1. «Вишь, какой батько! – подумал про себя старший сын, Остап, – все, старый собака, знает, а еще и прикидывается!» Художник А. Герасимов. 1952


8 « А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил?... что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?» « Э, да ты мазунчик,…» «… Добрый будет козак!... Добре, сынку!» «… приникла к изголовью дорогих сыновей своих …» « вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться …» «… просидела до самого рассвета и желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше …»




10 « Тарас Бульба ». Глава 2. Первая встреча Андрия с полькой. Художник П. Соколов « Тарас Бульба ». Глава 1. « Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас? » Художник А. Герасимов. 1952


11 « Тарас Бульба ». Глава 1. « Прощайте и детство, и игры, и все, и все! » Художник А. Герасимов « Тарас Бульба ». Глава 2. « Эх, как важно развернулся! фу ты, какая пышная фигура! » Художник А. Герасимов « Тарас Бульба ». Глава 2. « При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах... » Художник А. Герасимов. 1952










А что мне отец, товарищи и отчизна! - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто - нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! 16






«Тарас Бульба». Глава 9. Смерть Андрия. Художник Е. Кибрик «Тарас Бульба». Глава 6. «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына». Художник А. Герасимов «Тарас Бульба». Глава 9. «Я тебя породил, я тебя и убью!» Художник А. Герасимов. 1952


20 «Тарас Бульба». Глава 11. Казнь Остапа. Художник М. Деригус «Тарас Бульба». Глава 11. Остап перед казнью. Художник Е. Кибрик «Тарас Бульба». Глава 11. «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» Художник А. Герасимов. 1952


21 Открытый, упрямый, настойчивый, честный, верный. Замкнутый, способный, изобретательный, хитрый, любит рисковать. Готов вступить в драку с отцом. Сдерживается на насмешки отца. Мысли о матери, законы жизни Запорожской Сечи принимает спокойно, в бою хладнокровный, уверенный, способен вести за собой. Мысли о панночке, приходит в ужас от жизненного уклада запорожцев, наслаждается опасностью, готов к безрассудному риску. Любовь к Родине, матери, товарищам. Видит красоту природы, ценит женскую красоту. Любовь к прекрасной панночке. Выносит все муки пыток, героическая смерть. Убит отцом. Бесславная смерть предателя.



При составлении презентации использовались иллюстративные материалы сайта: Урок в формате а

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок литературы в 7 классе. Учитель Фатеева О.В. ГБОУ СОШ №104 им.М.С. Харченко

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Две жизни, две судьбы. Образы Остапа и Андрия – героев повести «Тарас Бульба» Сравнительная характеристика

4 слайд

Описание слайда:

Цель урока Выяснить, какие проблемы, кроме проблемы национального самосознания, раскрывает Н.В.Гоголь, сравнивая, сопоставляя образы героев повести «Тарас Бульба»- Остапа и Андрия-, выявив их сходство и различие

5 слайд

Описание слайда:

Этапы сравнительной характеристики Остапа и Андрия Впечатление от первого знакомства с сыновьями Тараса Бульбы Остапом и Андрием Братья во время учебы в бурсе Поведение молодых казаков в Запорожской Сечи, в бою Сыновья Тараса в последние минуты жизни и в момент гибели

6 слайд

Описание слайда:

« Это были два дюжих молодца… Крепкие здоровые лица их были покрыты первым пухом волос,которого еще не касалась бритва.Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.» Первая встреча с героями повести

7 слайд

Описание слайда:

Остап и Андрий. Первое впечатление от знакомства с братьями Внешне братья похожи. Оба комично выглядят в нелепых одеяниях, оба смущены приемом отца Остап, защищая свое достоинство, характеризуется Тарасом как «добрый козак», «славно меня тузил» Андрий-утонченная натура: в отличие от Остапа он не стал колотить отца в ответ на колкости и шутки, за что Тарас назвал его «мазунчиком».

8 слайд

Описание слайда:

Остап и Андрий в бурсе О такой черте характера Остапа как упрямство можно судить по его поступкам (Четыре раза бежал из бурсы) Смог преодолеть себя(несмотря на нелюбовь к учению, стал одним из лучших учеников в бурсе) «Его (Остапа) секли бесчеловечно» ,что ожесточило его характер и воспитало в нем твердость воли. Остап считался лучшим товарищем, никогда не предавал, любил войну и разгульные пирущки. «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Он охотно учился, имел изобретательный ум, что позволяло ему избегать наказаний за участие в проделках бурсаков. Его отличает пылкое воображение,скрытность, любовь к уединению,впечатлительность, любовь к женской красоте.

9 слайд

Описание слайда:

Остап и Андрий в Сечи Оба на хорошем счету у козаков,оба заметны прямой удалью и удачей во всем (метко стреляют,переплывают Днепр) НО на Андрия более всего произвела впечатленья страшная казнь за смертоубийство «…долго чудился ему страшный обряд»

10 слайд

Описание слайда:

Остап и Андрий в бою Оба храбры, достойны звания воин Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя», хладнокровие, изобретательность в бою. «Со временем будет добрый полковник»,-говорит о нем Тарас. «Андрий же весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». Он видит в бою «бешеную негу и упоенье», в сраженьях он запальчив и безудержно храбр. Именно дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры объединяет Андрия с Сечью. Тарас, знающий толк в военном деле, хвалит удаль Андрия, но ставит Остапа выше.

11 слайд

Описание слайда:

Андрий во время осады г. Дубно «…он не мог заснуть и долго глядел на небо. Оно все было открыто перед ним; чисто и прозрачно было в воздухе. Гущина звезд, составлявшая Млечный Путь, поясом переходившая по небу, вся была залита светом.Временами Андрий как будто позабывался, и какой-то легкий туман дремоты заслонял на миг перед ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно» Андрий не остался глух и к красоте природы

12 слайд

Описание слайда:

Путь Андрия в осажденный город «Он с любопытством рассматривал сии земляные стены, напоминавшие ему киевские пещеры». «Весь алтарь… показался вдруг в сиянии…Андрий не без изумления глядел…на чудо, произведенное светом.» «…и дивился Андрий с полуоткрытым ртом величественной музыке» органа. «Движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб.» «Андрий уже издали видел дом, непохожий на другие,…строенный каким-нибудь архитектором итальянским. «Вдвое прекраснее и чудеснее была она (полячка) теперь…это было произведение, которому художник дал последний удар кисти. …эта была красавица-женщина во всей развившейся красе своей.» «И ощутил Андрий в своей душе благоговейную боязнь и стал неподвижен перед нею.» «Душевные движенья и чувства, которые дотоле как будто кто-то удерживал тяжкою уздою, теперь почувствовали себя освобожденными, на воле…»

13 слайд

Описание слайда:

Андрий у паночки « Кто сказал, что моя отчизна Украина?Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего…Нет у меня никого! Никого, никого!.. Отчизна моя- ты… И все, что ни есть,продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

14 слайд

Описание слайда:

Почему Андрий отрекается от Отчизны, отца, товарищей? Что заставляет его так поступить? Как можно назвать поступок Андрия? Можно ли однозначно утверждать, что Андрий - предатель? Андрий – предатель?!

15 слайд

Описание слайда:

Последняя встреча Андрия с отцом Андрий при виде отца не бежал, не просил пощады, а лишь побледнел и «покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом» «Бледен как полотно был Андрий …тихо шевелились уста его…и произносил он чье-то имя; но это не было имя отчизны или матери, или братьев- это было имя прекрасной полячки…»

16 слайд

Описание слайда:

Осознает ли Андрий свою вину? Раскаивается ли он в содеянном? Андрий сознает свою вину, молчаливо признает за отцом право право наказать его, но не говорит с ним. Он боится смерти. Но не просит о пощаде. Сознание своей вины не подвигает его к раскаянию. Умирает Андрий с именем полячки, не смирившись. Он уже сделал выбор и менять его не стал даже перед лицом смерти. Андрий перед лицом смерти

17 слайд

Описание слайда:

Смерть Андрия как смерть предателя?! «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни …слова» «Пропал,пропал бесславно, как подлая собака!» «…такое позорное дело, чтобы собственный сын его продал и веру и душу»

18 слайд

Описание слайда:

Андрий – предатель?! Андрию присущи такие качества характера, как тонкая душевная организация, жажда подвига, безумная смелость, способность переживать прекрасное (красоту женщины, природы), то, что он не такой, как все. Для Андрия превыше всего красота, те впечатления, которые она производит в его тонко организованной душе. Красота для него является ценностью сама по себе, а в случае с полячкой для того, чтобы обладать красотой, он вынужден предать Родину, веру, отца, брата и товарищей. Для Андрия превыше всего та красота, те впечатления, которые находят отклик в его душе. Красота для него является ценностью сама по себе, а в случае с полячкой для того, чтобы обладать красотой, он вынужден предать Родину, веру, отца, брата и товарищей.

19 слайд

Описание слайда:

Погиб «козак» Речь идет не о смерти конкретного человека. Андрий, отрекшись от всех идеалов Сечи (любви к родине, верности данному слову, товарищества), перестал быть запорожцем. Уступив своей страсти, он перестал быть Сыном Своей Отчизны.Андрий воспринимал жизнь более полно, а не только как исполнение долга. Его влекла красота, «его чувства были более развиты».А это-ценности мирной, а не военной жизни.Он не вписывается полностью в свою козаческую среду.

20 слайд

Описание слайда:

Остап в последнем бою «Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа… «Эх, Остап, Остап!»

21 слайд

Описание слайда:

Остап во время казни «Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью …Впереди всех шел Остап… Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги…, хотел бы он увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине.»

22 слайд

Тип урока: урок развития речи

Цель урока: подготовка к написанию домашнего сочинения на тему: “Две жизни - две судьбы”.

Задачи урока:

  • обучать сопоставительной характеристике литературных героев;
  • развивать навыки аналитической работы;
  • воспитывать нравственные качества (патриотизм, товарищество)

Оборудование: тексты повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба” для анализа, мультимедийный проектор.

Ход урока

Учитель: Сегодняшний урок является заключительным в изучении исторической повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. Мы готовимся к домашнему сочинению “Две жизни- две судьбы”, в котором вы сравните героев постараетесь ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? (слайд1, 2) (Приложение 1)

Учитель: Что значит сопоставлять, сравнивать?

Дети: Находить сходства и отличия. (слайд 3)

Учитель: Как вы думаете, чего больше в сыновьях Тараса Бульбы: сходств или различий? Обсудим ваши ответы, опираясь на текст произведения.

Годы учёбы. (слайд 4)

Учитель: Как проявлял себя каждый из братьев в годы учёбы? (слайд 5) Приведите примеры.

Дети (ответы заносятся в таблицу):

Возвращение домой. (слайд 6)

Учитель: После долгого обучения сыновья Тараса дома. Как их встретили родители? Какие надежды возлагают они на своих сыновей? (слайд 7)

Готов вступить в драку с отцом. Сдерживается на насмешки отца.

(для матери сыновья одинаковы, обоих она любит, но младший более мягок, нежен. Остап никому не даст себя в обиду, даже отцу; Тарас видит и понимает это.)

Запорожская Сечь. (слайд 9)

Учитель: О чём думают Остап и Андрий по дороге в Сечь? (слайд 10)

Учитель: О чём они мечтают? (слайд 11)

Учитель: Какое впечатление произвела на них Запорожская Сечь? (слайд 12)

Учитель: Как показали себя в Запорожье?

(слайд 13) Мир чувств.

Учитель: Сравните чувственный мир героев. Кто из них больше переживает, видит, подмечает, любуется?

Дети: Андрий более мягок, нежен, склонен видеть красоту.

Учитель: На кого и на что направлены их чувства?

Любовь к Родине, матери, товарищам. Любовь к прекрасной панночке.

Учитель: Можем ли мы назвать Остапа патриотом? А что скажете об Андрии?

Учитель: Считаете ли вы предательством любовь к девушке другой национальности?

Дети: Нет, любовь не знает границ. Любовь - это не преступление.

Учитель: В какой момент происходит нравственное падение Андрия, и он превращается в предателя?

(слайд 16,17) (чтение учителем фрагмента)

Последние минуты. (слайд 18)

Учитель: Как Тарас принял весть об измене сына?

Учитель: Был ли готов Андрий отказаться от любимой?

Учитель: Какие качества проявил Остап в последние минуты жизни?

Вывод (сводная таблица) (слайд 21) (Приложение 2)

Учитель: Почему Н.В.Гоголь сопоставляет Остапа Бульбу и Андрия? (Остап и Андрий родились в одной семье, воспитывались одними родителями, вместе обучались в бурсе, но в характерах и поступках братья разные)

Учитель: В чём главное отличие двух братьев? (слайд 22) (Остап верен казачеству, товариществу, Родине, он достойный сын своего отца, своего народа; Андрий верен своим чувствам, личное для него выше общественного.

Реминисценция.

Учитель: С какими произведениями литературы перекликается предательство Андрия?

Дети: А.С.Пушкин “Станционный смотритель”, “Притча о блудном сыне”.

Учитель: Сравните финалы этих произведений.

Дети: Блудный сын покаялся и был прощён отцом; Дуняша осознала свою вину, но пришла слишком поздно к своему отцу; Андрий остался верным любви, отрёкся от Отчизны - умер от руки отца.

Учитель: Повесть написана 170 лет назад, но вопрос патриотизма является актуальным и в наше время, а потому и произведения художественной литературы продолжают жить и в творчестве наших современников. (Приложение 3 , http://www.youtube.com/watch?v=MjAnxNpG3tk )

Д\З. Написать сочинение “Две жизни - две судьбы”. Ответить на вопрос: Почему Н.В.Гоголь показал сыновей Тараса Бульбы с такими разными судьбами? Выразить собственное отношение к теме.