Отношение к жизни смерти. Объективное время измеряется естественными и искусственными хронометрами и едино для всех существ. Проблема смерти в философии

Наверное, только те, кто понимает, насколько хрупка жизнь, знают, насколько она драгоценна. Однажды, когда я участвовал в конференции, проходившей в Британии, Би-Би-Си брало интервью у ее участников. В это время они беседовали с действительно умирающей женщиной.

Она была в страхе, потому что в повседневной жизни не думала, что смерть реальна. Теперь она это знала. И она хотела сказать тем, кто переживет ее, только одно: относитесь к жизни и к смерти серьезно.

Относиться к жизни серьезно...

Была статья в одной газете об одном тибетском духовном учителе. Ему задали вопрос: «Не кажется ли это несправедливым, что за грехи в прошлых жизнях, о которых я ничего не знаю, я страдаю сегодня в этой жизни?» И учитель ответил: «А Вы, молодой человек, можете это отменить?» - «Нет».

- «Но у Вас есть хороший шанс следующую свою жизнь сделать нормальной, если в этой начнете нормально себя вести».

К этому можно было бы добавить: «Да, и эту жизнь сделать счастливой тоже в Ваших силах. Ведь...

Ночью, перед тем, как уснете, выполните эту 15-минутную медитацию. Это - медитация смерти. Ложитесь и расслабтесь. Чувствуйте, будто умираете и что не можете двигать телом, потому, что мертвы. Создайте ощущение, что вы исчезаете из тела.

Занимайтесь этим 10-15 минут и через неделю вы это почувствуете. Медитируя таким образом, засните. Не разрушайте этого. Пусть медитация превратиться в сон. И если сон вас одолеет, войдите в него.

Утром, в тот миг, когда вы чувствуете себя проснувшимся, не...

Странно, конечно, что представление о смерти как о "стране, из которой не возвращается ни один путешественник", так распространено среди нас и так прочно укоренилось в наших умах. Стоит лишь вспомнить, что во всех странах мира и во все времена, о которых мы хоть что-то знаем, путешественники постоянно возвращались из того мира, и нам становится весьма трудно объяснить популярность этого из ряда вон выходящего заблуждения.

Верно то, что эти поразительно ложные представления в большей степени...

Окончание.

Прикосновение к личной свободе, осознание ее, возникнет у вас только в том случае, если вы ощутите на себе временность существования, временность нынешней личности. Временность. Вы должны понять. Это та деталь, которая чаще всего упускается теми, кого интересуют духовные процессы.

Но факт остается фактом. Скорость познания зависит от уровня сознания, с которым мы приходим сюда. Каждый из нас несет нечто, что можно определить, как «потенциальность». В каждом из нас есть качества...

Понятие смерти стало волновать человека, с тех пор как он осознал себя Homo Sapiens, то есть человеком разумным, то есть стал хоронить своих умерших. Человек - это единственное живое существо, на земле знающее о смерти, но еще не осознающее ее значение в полной мере.

Смерть осознается только теми жизнями, которые обладают самосознанием, и к великому сожалению неверно понимается только человеческими существами.

Что там за завесой, если там другая жизнь или все заканчивается здесь? Эти...

Истинны оба. Когда я называю смерть величайшей из всех истин, я обращаю твое внимание на тот факт, что явление смерти обладает огромной реальностью в этой жизни - в том, что мы называем "жизнью" и понимаем под "жизнью"; в терминах человеческой личности, которая состоит из того, что я описываю как "я".

Эта личность умрет; то, что мы называем "жизнью", тоже умрет. Смерть неизбежна. Конечно, ты умрешь, и я умру, и эта жизнь тоже будет разрушена, обращена в пыль, стерта. Когда я называю смерть...

Нам не переставая задают такой вопрос о жизни в загробном мире: "Найдём ли мы наших друзей и узнаем ли их?". Конечно, да, потому что они изменятся не более, чем мы; отчего же их тогда не узнать? Привязанность остаётся, притягивая людей друг к другу, однако в астральном мире она становится крепче.

Правда и то, что если любимый человек покинул землю уже давно, он может уже подняться выше астрального плана. В этом случае нам нужно ждать, и мы достигнем этого уровня, чтобы присоединиться к нему...

Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти

в различные исторические эпохи и в различных религиях

Введение.

1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.

2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия

в религиях мира.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие , поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно, Жизнь - страдание (Будда: Шопенгауэр и др.); жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь - борьба и странствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир); "Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и т.п.

Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа "Жизнь - копейка". Ортега-и-Гассет определил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Греческий мудрец Эпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".

Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философского ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо.

Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом.

Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно, находясь в постоянном расцвете сил. Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Быть вечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать "насыщения днями" как библейские пророки - может ли быть что-то более заманчивым?

Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие "там" и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, "смертию смерть поправ". Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: "Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант". А еще задолго до этого в "Бхагавадгите" сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби".

Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биолог И.И. Мечников, размышлявший о возможности "воспитания инстинкта естественной смерти", писал о Л.Н.Толстом: "Когда Толстой, терзаемый невозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это - напрасная надежда. К чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина - смерть".

1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.

1. 1. Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия - биологическое, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известно определение Ф. Энгельса: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел", акцентирует космический аспект жизни.

Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенского кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Ф. Энгельса, " с железной необходимостью" порождается жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.

Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.

Это идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в еще плохо познанные законы их жизни черевато экологическим кризисом. Человек предстает как малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя все богатство макрокосмоса. Чувство " благоговения перед жизнью", ощущение своей причастности к удивительному миру живого в той или иной степени присуще любой мировоззренческой системе. Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.

1.2. Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти этот водораздел. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на мучительные пожизненные раздумья о смысле жизни или ее бессмысленности, изводит этим себя, а часто и других, и вынужден топить эти проклятые вопросы в вине или наркотиках. Отчасти это верно, но возникает вопрос: как быть с фактом смерти новорожденного ребенка, который не успел еще ничего понять, или умственно отсталого человека, который не в состоянии ничего понимать? Считать ли началом жизни человека момент зачатия (который невозможно точно определить в большинстве случаев) или момент рождения.

Известно, что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь к окружающим, сказал,

чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели на одного

льва. Безвестная, и никого не трогающая кроме матери смерть, смерть маленького существа от голода где-нибудь в Африке и пышные похороны всемирно известных лидеров перед лицом вечности не имеют различий. В этом смысле глубоко прав английский поэт Д.Донн, сказавший, что смерть каждого человека умаляет все человечество и поэтому "никогда не спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит по тебе".

Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, с успехами и достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно, трагична, но при этом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь действует какая-то не вполне ясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: "Бог прибирает в первую очередь лучших".

В этом смысле жизнь и смерть не охватывается категориями рационального познания, не укладывается в рамки жесткой детерминистической модели мира и человека. Рассуждать об этих понятиях хладнокровно можно до определенного предела. Он обусловлен личной заинтересованностью каждого человека и его способностью к интуитивному постижению предельных оснований человеческого бытия. В этом отношении каждый подобен пловцу, прыгнувшему в волны среди открытого моря. Надеяться надо только на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, Высший разум и т.д. Уникальность человека, неповторяемость личности проявляется здесь в высочайшей степени. Генетики подсчитали, что вероятность появления на свет именно этого человека от данных родителей составляет один шанс на сто триллионов случаев. Если уж это свершилось, то какое же поражающее воображение многообразие человеческих смыслов бытия предстает перед человеком, когда он задумывается о жизни и смерти?

Человек – это единственное живое существо, осознающее свою смертность. Даже на начальном этапе развития люди понимали, что они не вечны. Потому очевидно, что философия смерти возникла много веков, и отношение к этому вопросу постоянно изменялось в ходе истории.

Понятие смерти в философии

С позиции философии противопоставление жизни и смерти не может быть верным. Ведь жизнь – это процесс, а смерть – прекращение этого процесса. С этой точки зрения понятие смерти в философии противопоставляется рождению.

Если отбросить все религиозные взгляды на умирание человека и остановиться на мнениях философов, то можно выделить несколько основных:

  1. Аристотель опирался на концепцию божественного начала мира и потому верил в существование души на разных уровнях, один из которых предполагает ее бессмертие (как часть божественного разума).
  2. Платон также верил в бессмертие души, разделяя ее на две части: смертную и бессмертную; бессмертная часть при этом, по его предположениям, каким-то образом продолжает «мыслить» и после умирания физической оболочки.
  3. Эпикур считал, что боязнь смерти – это один из источников беспокойства человека; он боролся с этим беспокойством, утверждая, что, пока человек жив, он не имеет отношения к смерти, а когда она приходит, человека уже нет. То есть смерть, в философии Эпикура, не существует как таковая для живого человека.
  4. Лукреций поддерживал в целом мнение Эпикура и считал, что человек, умирая, просто перестает существовать, и его душа никуда не переселяется, следовательно, не испытывает ничего; это, с точки зрения Лукреция, дает основание не волноваться о том, что жизнь конечна.

В средние века отношение к смерти основывается на религиозных убеждениях, а само умирание физического тела воспринимается как один из видов зла. Примерно тогда же начинают развиваться и материалистические концепции жизни и смерти, так как происходит много открытий в области медицины и биологии.

Проблема смерти в философии

Проблема смерти в философии всегда была одной из основных. Античные философы разделились на тех, кто верил в бессмертие души, и на тех, кто считал, что вместе с прекращением физического существования прекращается и любое другое.

Позже настолько развилась идея о существовании жизни после смерти, что людям был внушен не только страх умереть, но и страх перед миром мертвых. Уже к XIX веку мнения возникли два противоположных течения:

  • одни старались не думать о смерти и сконцентрировались на физическом существовании,
  • другие ставили эту проблему во главу угла своих рассуждений и жили под страхом божьей кары после прекращения физического существования.

Многие русские философы XIX века считали, что смерть подчеркивает смысл бытия, и если жизнь действительно конечна, то все существование человека – лишь насмешка над ним (Достоевский). Толстой считал обязательным для человека осознание своей смертности для «нравственной жизни». Соловьев полагал, что человек не должен испытывать страха перед тем, что жизнь имеет финал, так как такая позиция противоречит божественному началу.

Философия жизни и смерти

По сути, вся философия жизни и смерти сводится к определению смысла того и другого. Именно этим занимались философы с античных времен. Основная идея – жизнь должна иметь и другие цели, кроме выживания как такового, иначе и смерть не имеет смысла.

Однако существует и гедонистические представления об этой проблеме. Основатель учения гедонизма – Аристипп – полагал, что мудрый человек будет стремиться к получению удовольствий от тех благ, которые он может получить от жизни.

Философы-стоики относились ко всему, что происходит с человеком на протяжении его жизни, как к неминуемому, верили в существование рока, однако не призывали к бездействию. Наоборот, они считали, что только сохранение внутренней свободы позволит человеку перенести все то, что выпало на его долю.

На сегодняшний день существует великое множество самых разных философских концепций отношения к жизни и смерти. Все они имеют право на существование, и человек может выбрать, какой точки зрения ему придерживаться, или выработать свою собственную позицию.

А как Вы относитесь к вопросу смерти? Поделитесь своим мнением в

Опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации»

(А.А. Баканова, к.п.н., доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина)

Цель опросника - выявление системы отношений личности к основным эк­зистенциальным данностям, себе и кризисным ситуациям.

Диссертационное исследование «Отношение к жизни и смерти в критических жиз­ненных ситуациях», проведенное А. А. Бакаповой в 1999-2000 гг., показало, что лич­ность, находящаяся в критической ситуации, структурирует свое отношение к жизни и смерти по таким эмоциональным и рациональным компонентам, как:

    отношение к жизни: принятие жизни, чувство онтологической защищенности, принятие себя, стремление к росту, ответственность, понимание жизни как роста или потребления, принятие изменчивости жизни;

    отношение к смерти: принятие смерти, принятие чувств по отношению к смерти, понимание смерти как перехода в другое состояние или как абсолютного конца;

    видение смысла: наличие или отсутствие смысла в жизни, смерти И критической ситуации;

    отношение к критической ситуации: критическая ситуация как опасность стра­дания или как возможность роста.

Взаимосвязь этих компонентов позволяет, с одной стороны, выявить систему отно­шений личности к себе, другим, жизни и смерти как базальным экзистенциальным дан­ностям, а с другой - определяет комплекс психологических характеристик личности в критической ситуации и, соответственно, стратегии совладения с ними.

Данный метод позволяет выяснить:

    особенности отношения личности к жизни, смерти и кризисным ситуациям;

    степень психологической зрелости личности, стремления к самоактуализации и личностному росту;

    степень проработанности и актуальности некоторых экзистенциальных проблем (например, жизнь - смерть, ответственность, смысл);

    возможные стратегии совладания с кризисными ситуациями.

Шкалы 1-7 направлены на выявление отношения к различным компонентам жизни, начиная от чувства онтологической защищенности, формирующегося в детстве, и за­канчивая такими базисными параметрами, как принятие своей жизни, себя, ответствен­ности и стремления к личностному росту. Все эти шкалы отражают степень психологи­ческой зрелости, самоактуализации и гуманистической направленности личности.

Шкала 1. Принятие изменчивости жизни

Эта шкала позволяет выявить отношение личности к такой характеристике жизни, как изменчивость. Принятие изменчивости жизни может рассматриваться не только как один из показателей способности личности совладать с кризисными ситуациями, но и как один из факторов стремления к личностному росту. Жизнь каждого человека посто­янно наполнена изменениями - непредсказуемыми и неожиданными ситуациями; кото­рые обычно оцениваются в категориях «хорошо, нравится» - «плохо, не нравится». Оцен­ка любых ситуаций, особенно негативная, ставит их в оппозицию к личности, - ситуации начинают восприниматься как препятствия и, соответственно, преодолеваться.

Высокий балл по этой шкале говорит о том, что у личности развита способность принимать проис­ходящие в жизни изменения, относиться к ним более терпимо, а значит - более эффек­тивно справляться с возникающими кризисными ситуациями, видеть в них возможность получения нового опыта и дальнейшего роста.

Низкий балл свидетельствует о том, что личность более склонна к построению пси­хологических защит в критических ситуациях и меньше видит в них возможность соб­ственного роста.

Шкала 2. Жизнь как рост

Данная шкала отражает базовое отношение личности к собственной жизни, которое выражается в позициях: «Я - творец жизни» либо «Я - потребитель жизни». Позиция по отношению к собственной жизни, формирующаяся у человека в процессе развития, проявляется в его взаимоотношениях с собой, миром и другими людьми, а также во всех видах его деятельности, в том числе и при совладении с кризисными ситуациями. В данной шкале проявляются взгляды Э. Фромма на природу человека и А. Маслоу об удовлетворении дефицитарных или бытийных потребностей. Высокий балл по этой шкале говорит о понимании жизни как возможности для реализации «бытийных» мо­тивов, а при низких баллах жизнь воспринимается как возможность для удовлетворе­ния «дефицитарной» мотивации.

Шкала 3. Принятие жизни

Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственной жизни в ее временном аспекте, т. е. настоящего, прошлого и будущего. Принятие собствен­ной жизни тесно связано с позитивным отношением личности к себе, а также является важным компонентом в концепции жизни. Принятие собственной жизни на всей ее протяженности от прошлого к будущему позволяет человеку, во-первых, видеть смысл жизни, во-вторых, относиться к ней как к ценности, а в-третьих, принимать идею соб­ственного развития и роста. Данная шкала так же, как и другие, имеет гуманистическую направленность и является одним из факторов стремления к лично­стному росту.

Поэтому высокие баллы по шкале говорят о принятии личностью своей жизни, которая понимается как имеющая смысл, обладающая ценностью и позволяю­щая духовно расти.

Низкие баллы по шкале свидетельствуют о своеобразном «оттор­жении» собственной жизни, исключении себя из ее процесса, непринятии и, следова­тельно, о внутренней дезинтеграции личности.

Шкала 4. Онтологическая защищенность

Эта шкала раскрывает особенности детеко-родительских отношений, степень принятия личностью своего детства и родителей. Понятие «онтологическая защищенность» было вве­дено И. Яломом и понималось им как первичное экзистенциальное чувство, обеспечиваю­щее ребенку уверенность и безопасность. Во взрослой жизни онтологическая защищенность переходит во внутренний план, где чувство безопасности, которое обеспечивалось в детстве поступками и заботой родителей, переживается зрелой личностью как психологический ком­форт, доверие по отношению к себе, другим и миру в целом (эти идеи отражены в работах Э. Эриксона, А. Маслоу и др.). Это можно описать также как чувство «укорененности», т. е. своей тесной связи с родительскими «корнями», переживание собственной жизни как одно­го из звеньев в цепи жизни предыдущих поколений.

Значимость отношений с родителями в формировании полоролевой идентификации ребенка доказано многими исследованиями и не подлежит сомнению.Отношения с родителями и, в частности, чувство онтологиче­ской защищенности, имеют огромное значение для становления морально-нравственных и религиозных убеждений. Принятие родителей тесно связано с приня­тием себя, собственной жизни, а также основных гуманистических ценностей (ответствен­ности, смысла, духовного роста). Помимо этого чувство онтологической защищенности влияет на формирование концепции смерти, где отношения с матерью определяют при­нятие идеи смерти и чувств по отношению к ней. Таким образом, принятие детства и в частности матери не только создает ощущение онтологической защищенности, но и выс­тупает важным компонентом для формирования веры и идеи о бессмертности души.

Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек чувствует онтологи­ческую защищенность, которая выражается не только в принятии своих родителей и детства, но и в наличии базального доверия, безопасности и психологического комфорта.

Низкие баллы отражают присутствие в личном опыте человека актуальных неразре­шенных детских конфликтов, а также недоверия, небезопасности и дискомфорта в от­ношениях с собой, другими людьми и миром.

Шкала 5. Принятие себя

Данная шкала выражает степень принятия личностью своего Я как единства телес­ных и духовных (психологических) аспектов. Принятие себя является одной из сторон отношения личности к себе, которую можно описать через выражение доверия себе, уважения, заботы, понимания своих потребностей и особенностей, сочувствия себе и принятия участия в собственной судьбе. Глубокое понимание и принятие себя, явля­ясь одной из фундаментальных характеристик самоотиошения, выражается вовне че­рез подобное отношение к людям - уважение индивидуальности других, терпимость, признание их ценности и т. п. Поэтому данная характеристика является одним из факторов гармоничной личности, которая не только стремится к интеграции всех своих сторон, но и к реализации имеющихся способностей, но и к реализации имеющихся способностей.

Высокие баллы по шкале свидетельствуют о принятии личностью своей индивиду­альности и в более широком смысле - о гуманистической позиции по отношению к себе, другим и к миру.

Низкие баллы говорят о внутренней дезинтеграции личности, рассогласовании между ее телесными и духовными аспектами, самоотвержении.

Шкала 6. Стремление к росту

Шкала направлена на выявление основного жизненного стремления человека: к личностному росту или, наоборот, к потреблению и стагнации.

Эта шкала похожа по своему содержанию на шкалу 2, однако, в отличие от нее, она измеряет не представления о жизни, а конкретную направленность личности.

Высокий балл по этой шкале говорит о преобладающей «бытийной» направленности личности, а низкий, соответственно, - о «дефицитарной».

Шкала 7. Ответственность

Эта шкала определяет степень принятия человеком ответственности за свою жизнь. Известно, что степень принятия ответственности является в самом общем виде одной из экзистенциальных характеристик человека, определяющей особенности прохождения им своего жизненного пути и разрешения экзистенциальных проблем, в частности - важ­ным фактором совладания с кризисными ситуациями. Высокий балл по этой шкале го­ворит о принятии человеком ответственности за свою жизнь, низкий - об избегании этой ответственности.

Шкалы 8, 10, 11 определяют концепцию смерти, которая включает в себя рациональ­ные и эмоциональные компоненты. Отношение человека к этой экзистенциальной дан­ности представляется особенно важным по двум основным причинам.

Во-первых, принятие смерти является центральным моментом для формирования представлений о других экзистенциальных проблемах.

Во-вторых, рас­сматривая кризисную ситуацию как ситуацию столкновения со смертью (где смерть по­нимается не только в прямом, но и в переносном смысле - как смерть психологическая), отношение к ней становится одним из краеугольных камней выбора личностью страте­гий совладания с кризисом.

Шкала 8. Концепция смерти

Данная шкала направлена на выявление отношения к смерти, а именно на опреде­ление той или иной концепции смерти, которая существует у человека.

Множество представлений о смерти можно разделить на два больших блока: условно говоря, «религиозный» и «атеистический». К первому блоку, названному «Смерть как переход», можно отнести те концепции, которые пред­полагают существование какой-либо формы жизни после смерти (посмертное суще­ствование души, переселение души в другое тело, жизнь души в раю или аду и т. д.). Ко второму варианту - «Смерть как конец» - относятся те представления, которые видят в смерти тела окончательное завершение жизни.

Высокие баллы по этой шкале отражают склонность личности к концепциям первого типа, а низкие -- к концепциям второго.

Шкала 10. Принятие чувств по отношению к смерти

Шкала позволяет выявить степень принятия личностью собственных чувств по от­ношению к смерти. Этот параметр является важным с точки зрения «проработанности» темы смерти и поэтому может служить одним из показателей актуальности для человека данной эк­зистенциальной проблемы. Принятие собственных чувств по отношению к смерти сви­детельствует о проделанной личностью внутренней работе, которая помогает сформи­ровать осмысленное отношение не только к собственной смерти, но и к жизни. Непринятие смерти и своих чувств по отношению к ней, блокирует формирование не только кон­цепции смерти, но и представлений о жизни как о возможности роста. Также избегание чувств не позволяет личности научиться извлекать опыт из кризисных ситуаций.

Высокие баллы говорят о принятии личностью чувств по отноше­нию к смерти, а также об осмысленном отношении к ней как к части собственной жизни.

Низкие баллы свидетельствуют не только о психологической защите против размышлений о смерти, но и являются символом низкой рефлексии над экзистенци­альными проблемами, своей жизнью и в частности опытом, получаемым из кризис­ных ситуаций.

Шкала 11. Принятие смерти

Эта шкала позволяет увидеть, принимает ли человек смерть как данность, либо стре­мится избежать размышлений о ней, что отражает его сопротивление по отношению к факту смертности и конечности. Как показывают исследования, существует тесная вза­имосвязь между принятием смерти и принятием изменчивости жизни, а значит, и спо­собностью личности справляться с различными кризисными ситуациями в жизни.

Высокие баллы по этой шкале говорят о том, что человек принимает существование смерти и стремится относиться к ней сознательно, подготовиться к ее приходу.

Низкие баллы свидетельствуют о стремлении избежать размышлений о смерти, а следователь­но, и самого факта присутствия смерти в опыте всего живого.

Шкалы 9, 12, 13 раскрывают наличие смысла в жизни, смерти и кризисной ситуации. Поиск смысла в происходящих событиях и в жизни в целом, несомненно, является для личности важнейшим процессом, отражающим этапы ее становления, дальнейшего раз­вития, самоактуализации. Поиск смысла в собственной жизни и смерти является харак­теристикой рефлексирующей личности, стремящейся выйти за свои пределы, познать не только себя, но и бытие. В этом контексте представляется важным исследовать также поиск человеком смысла собственных страданий, кризисных ситуаций, которые, с одной стороны, являются частью жизни, а с другой - сталкивают его с постоянной изменчиво­стью, непостоянством, конечностью и, наконец, смертью.

Шкала 9. Наличие смыла жизни

Эта шкала направлена на выявление подчиненности жизни высшему смыслу. Вы­сокие баллы говорят о наличии в жизни человека какого-то высшего смысла, подчи­ненности этой идее, а низкие - наоборот, об отсутствии смысла, а также об отсутствии стремления его искать.

Шкала 12. Наличие смысла смерти

Эта шкала выявляет понимание личностью смысла смерти, что отражает степень реф­лексии над ней. Таких смыслов в основном несколько. Однако здесь важно не столько, ка­кой именно смысл видит человек в смерти, сколько видит ли он этот смысл вообще.

Высокие баллы соответствуют наличию у личности каких-либо представлений о смысле смерти, а низкие - об их отсутствии.

Шкала 13. Наличие смыла в кризисной ситуации

Данная шкала позволяет выявить отношение к кризисной ситуации, в частности, насколько человек склонен осмыслять происходящее с ним, брать ответственность за нахождение выхода, интегрировать психотравмирующий опыт.

Высокие баллы обнаруживают стремление личности искать в происходящих с ним несчастьях смысл, а значит пытаться понять «урок», извлечь позитивный опыт, чему-то научиться. Низкие баллы говорят об отсутствии таких попыток, о низкой осмысленнос­ти кризисных ситуаций и, как следствие, о невозможности реформировать негативный опыт в позитивный, а значит, более эффективно справиться с возникшими трудностями.

Шкала 14. Концепция кризисной ситуации

Шкала позволяет выявить, как человек понимает кризисную ситуацию и, следова­тельно, как он к ней относится и как будет в ней действовать.

Выделяются два на­правления в отношении к кризису. «Кризисная ситуация как возможность» характе­ризуется отношением к ней как к опыту, позволяющему человеку развиваться дальше, самосовершенствоваться, получать через кризисы, помимо негативного, также и пози­тивный опыт. Как показало наше исследование, эта концепция связана с более гармо­ничным образом Я, стремлением к росту, принятием своей жизни и себя. О таком отно­шении к кризисным ситуациям будут свидетельствовать высокие баллы по этой шкале. «Кризисная ситуация как опасность» будет характерна для людей, ориентированных в кризисе лишь на его негативные стороны, потери, страдания, мученичество. Такое от­ношение будут характеризовать низкие баллы по данной шкале.

Диссертация

Баканова, Анастасия Александровна

Ученая cтепень:

Кандидат психологических наук

Место защиты диссертации:

Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Психология личности

Количество cтраниц:

Глава I. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

1.1. Проблемы жизни и смерти в философии.111.2. Понятия жизни и смерти в психологической науке и их историческое развитие.

1.2.1. Представление о жизни и смерти в психоаналитической концепции

1.2.2. Понимание жизни и смерти в экзистенциально-гуманистической парадигме.

1.3. Критическая ситуация как столкновение со смертью в отечественной и зарубежной психологии

1.3.1. Кризис в понимании зарубежных психологов .

1.3.1. Критические ситуации и их значение для становления личности в отечественной психологии.

1.4, Влияние на личность опыта столкновения со смертью.

Г л а в а П. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Этапы исследования.

2.2. Характеристика обследованной выборки.

2.3. Организация, методы и методики изучения отношения личности к жизни и смерти в критических ситуациях.

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАжизни свободы.

3.1.1. Понимание жизни и смерти заключенными.

3.1.2. Взаимосвязь концепций жизни и смерти у заключенных по результатам корреляционного анализа.

3.1.3. Влияние критической ситуации лишения свободы на отношение заключенных к жизни и смерти по результатам факторного анализа

3.2. Особенности отношения военноелужащих, принимавших участие в боевых действиях, к жизни и смерти.

3.2.1. Понимание жизни и смерти участниками боевых действий

3.2.2. Взаимосвязь представлений о жизни и смерти у военнослужащих, прошедших "горячие точки", по результатам корреляционного анализа

3.2.3. Особенности критической ситуации участия в боевых действиях по результатам факторного анализа.

3.3. Особенности отношения к жизни и смерти женщинами с онкологическим заболеванием.

3.3.1. Понимание жизни и смерти онкологическими больными женщинами

3.3.2. Взаимосвязь отношения к жизни и смерти по результатам корреляционного анализа.!.

3.3.3. Особенности переживания критической ситуации онкологическими больными женщинами по результатам факторного анализа.

3.4. Сравнительный анализ общих и специфических особенностей отношения к жизни и смерти в различных критических ситуациях .

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях"

Человеческая мысль всегда пыталась проникнуть во все неизвестное и таинственное, но, по-видимому, самым неизведанным была и остается для человека смерть, которая пугает неопределенностью опыта и одновременно точностью знания о своей неизбежности. По мнению некоторых ученых (Ф. Ариес, М. Вовель, О. Тибо, Л.-В. Тома, П. Шаню), смерть -один из коренных параметров коллективного сознания и отношение к смерти может служить даже индикатором уровня развития цивилизации. Поэтому" изучение установок в отношении смерти, которые заслуживают внимания и сами по себе, может пролить свет и на установки людей в отношении к своей жизни и к основным ее ценностям.

Отношение людей к смерти менялось вместе с мировоззрением на протяжении хода всей истории человечества, что можно увидеть, обратившись к работам великих философов разных эпох. Эти отношения строились от понимания смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их разрыва в сознании человека, разведения их как двух различных сущностей, их взаимоотрицания.

Проблема смерти в настоящее время исследуется не только философами, но и медиками, биологами, этнографами, археологами, историками литературы и даже физиками. Исследование проблемы жизни и смерти приобретает новый виток в связи с изменением духовной ситуации не только у нас в стране, но и во всем мире.

В настоящее время растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. Современная психология предполагает формирование представления о психическом и духовном развитии личности в контексте транскультурального и многоуровневого подхода к решению тех проблем, которые встают перед человечеством на рубеже

XX и XXI века.

В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматривает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различньрс Критических ситуаций, которые, по словам Э. Иоманс "можно обозначить кйк этапы разрушения, когда происходит ломка, отмирание или "позитивная дезинтеграция" некоторых наших естественных способов видения мира, познания себя и отношения к окружающему" .

Самыми сильными критическими ситуациями личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Однако в экзистенциально - гуманистической парадигме любые критические ситуации можно рассматривать как своеобразное "столкновение со смертью". Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенствование новых более адекватных изменившимся условиям.

Критическая ситуация переживается личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, - придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации. Все отмеченное выше позволяет говорить о необходимости пси хологической помощи лицам, находящимся в критической жизненной ситуации.

Однако анализ литературы показывает, что на современном этапе развития психологии, несмотря на социальную востребованность и практическую направленность, теория кризисов развита недостаточно - не разработана собственная система категорий, не прояснена связь используемых понятий с академическими психологическими представлениями, не выявлены пути и механизмы преодоления критических ситуаций, не изучена психология личности в критических ситуациях. Все выше сказанное позволяет говорить об актуальности данного диссертационного исследования, которое призвано восполнить некоторые пробелы в теоретическом и эмпирическом изучении проблемы отношения к жизни и смерти личности в критических ситуациях.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи клиентам, находящимся в критической жизненной ситуации или переживающих посттравматический стресс. Психотерапевтическая работа в этих направлениях требует наличия знаний о том, как понимается смерть и, соответственно, собственная жизнь в подобных состояниях, а также какие личностные ресурсы и жизненные стратегии задействуются для совладания с критическими ситуациями.

Материалы диссертации используются в лекционных курсах при подготовке практических психологов по психологическому консультированию, психологической помощи и коррекции, в виде спецкурса для магистрантов по психологии личности и индивидуальности, а также в психологическом тренинге для студентов-психологов.

Цель нашего исследования - выяснить отношение личности к жизни и смерти и их взаимосвязь в различных критических ситуациях.

Гипотеза заключается в предположении о том, что отношение личности к жизни и смерти включает в себя рациональные и эмоциональные компоненты, по-разному взаимодействующие в различных критических ситуациях, что определяет жизненные стратегии совладания с ними.

Частные гипотезы:

1. Рациональные и эмоциональные компоненты отношения к жизни и смерти имеют различную степень выраженности в критических ситуациях.

2. Отношение к жизни и смерти в различных критических ситуациях имеет как общие, так и специфические особенности.

1. Провести теоретический анализ философской и психологической литературы по предмету исследования.

2. Подобрать и разработать диагностические методики, адекватные цели и гипотезе исследования.

3. Выявить эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти в критических ситуациях.

4. Изучить взаимосвязи между отношением к жизни и смерти в различных критических ситуациях - заключении в места лишения свободы, участия в боевых действиях и при онкологическом заболевании.

5. Определить общие и специфичные особенности отношения к жизни и смерти.

Объект исследования: мужчины 20 - 45 лет, заключенные в места лишения свободы (35 человек); женщины 35 - 60 лет с онкологическим заболеванием (36 человек); мужчины 18 - 25 лет, принимавшие участие в боевых действиях в "горячих точках" и получившие ранения (35 человек). Всего в исследовании принимало участие 106 человек.

Предметом исследования являются эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти, их взаимосвязь и влияние на жизненные стратегии совладания с критическими ситуациями.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в построении эмпирической типологии жизненных стратегий совладания с критическими ситуациями. Личность структурирует эти ситуации по таким эмоциональным и рациональным компонентам отношения к жизни и смерти, как: отношение к жизни - принятие жизни, жизнь как рост, жизнь как потребление, непринятие жизни; онтологическая защищенность, принятие себя, ответственность, стремление к росту; отношение к смерти - принятие смерти, смерть как переход в другое состояние, смерть как абсолютный конец; непринятие смерти, страх; видение смысла - наличие и отсутствие смысла в жизни и смерти.

Такая типология позволяет выявить систему отношений личности к сещ/ бе, другим, жизни и смерти, а также определяет комплекс психологических характеристик, присущих личности в различных критических ситуациях и помогающих ей совладеть с ними.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают; ведущие методологические принципы психологического детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности, комплексности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова , Л.С. Выготский, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн ); представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как жизнь - смерть, свобода - ответственность, одиночество - общение, смысл - бессмысленность жизни (Дж. Бьюдженталь , В. Франкл, Э. Фромм); личность как субъект жизненного пути и система субъектно-оценочных и избирательных отношений к действительности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев , Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева, А.Ф. Лазурский , В.Н. Мясищев С.Л. Рубинштейн); совладание личности с критическими жизненными ситуациями; конструктивные и неконструктивные стратегии такого совладания (Л.И. Анцыферова , Р. Ассаджиоли, Б.С. Братусь, лоу, К. Роджерс, Н.В. Тарабрина , В. Франкл, Э. Фромм, Дж. Якобсон).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Отношение к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце.

2. Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненных стратегий совладания с ними: "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни", "Страх перед жизнью", "Захват жизни", "Страх изменений", "Самоуничижение" и "Гедонизм".

3. Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.

4. В совладании с критической ситуацией можно выделить два основных направления, связанных с отношением личности к этой ситуации -"Критическая ситуация как возможность роста" и "Критическая ситуация как страдание".

Диссертационное исследование выполнялось в течение 1995 - 2000 г.г. в следственном изоляторе № 6 Главного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (пос. Горелово Ломоносовского района Ленинградской области), в Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова и в организации социально - психологической поддержки онкологических больных Ассоциации "Надежда".

Апробация результатов исследования: основные теоретические положения докладывались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, в СНО Института биологии и психологии человека, а также через публикации и выступления на научно - практических, научно - методических и межвузовских конференциях (Царскосельские чтения - 1999; Ананьевские чтения - 1999, Психология и экология человека). Содержание диссертации использовалось в лекционных курсах по психологическому консультированию и в спецкурсе по психологии индивидуальности для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты исследования были представлены на семинарах Международной школы консультирования, психотерапии и ведения групп при Институте психотерапии и консультирования "Гармония", на их основе была разработана программа психологического тренинга "В поисках себя: дар принимать изменения*, а также в индивидуальном психологическом консультировании. По теме исследования опубликовано 6 печатных работ.

Диссертация состоит из 3 глав, введения, заключение библиографии, приложений. В первой главе изложено философское и психологическое понимание проблем жизни и смерти, а также психологическая теория кризиса и критических ситуаций; вторая глава посвящена описанию методов и организации исследования; в третьей представлены результаты исследования и их анализ. Приложения содержат экспериментальные материалы, авторскую методик}" "Принятие" и Анкету на выявление отношения к жизни и смерти.

Заключение диссертации по теме "Психология личности", Баканова, Анастасия Александровна

Результаты исследования и сформулированные выше для каждой выборки стратегии позволили построить эмпирическую типологию жизненных стратегий совладания с критическими ситуациями (см. рис. 25).

Личность структурирует эти ситуации по таким эмоциональным и рациональным компонентам отношения к жизни и смерти, как: отношение к жизни - принятие жизни, жизнь как рост, жизнь как потребление, непринятие жизни; онтологическая защищенность, принятие себя, ответственность. стремление к росту; отношение к смерти - принятие смерти, смерть как переход в другое состояние, смерть как абсолютный конец; непринятие смерти, страх; видение смысла - наличие и отсутствие смысла в жизни и смерти.

Такая типология позволяет выявить систему отношений личности к себе, жизни и смерти, а также определяет комплекс психологических характеристик, присущих личности в различных критических ситуациях и помогающих ей совладеть с ними.

Жизненные стратегии совладания с критическими ситуациями

Смерть как перехода в другое состояние, принятие смерти

Наличие смысла

Смерть как конечность; непринятие смерти

Страх перед жизнью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем исследовании мы ставили цель выяснения психологической природы отношения личности к жизни и смерти в различных критических ситуациях. Это позволило бы определить жизненные стратегии совладания с ними, а также основные направления психологической помощи лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Исследование показало, что отношение личности к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце.

Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненных стратегий совладания с ними (под стратегией мы понимаем систему отношений к жизни и смерти, выбранную личностью и направленную на преодоление критической ситуации): "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни", "Страх перед жизнью", "Захват жизни". "Страх изменений", "Самоуничижение" и "Гедонизм". Стратегией, специфичной для заключенных, является "Гедонизм"; для онкологических больных - "Страх перед жизнью"; для военнослужащих - "Поиск смысла жизни" и "Захват жизни".

"Стремление к росту". Эта стратегия характеризуется пониманием жизни как постоянного роста, движения к целям и достижениям. Такое отношение к жизни связано с принятием ответственности за себя и близких людей: направленностью личности на заботу. Знание о собственной смертности способно усилить стремление личности к дальней

178 шему развитию, благодаря чему личность более склонна к принятию смерти и осознанному отношению к ней.

"Самоуничижение", В этой стратегии имеются такие особенности, как непринятие личностью себя и своей жизни, чувство онтологической незащищенности и отсутствие смысла в жизни. Смерть в данном случае воспринимается как своеобразное избавление от тягот земного существования, но при этом она вселяет чувство страха.

"Гедонизм". Этот вариант характеризуется потребительским отношением к жизни, при котором отрицается идея личностного роста и развития. Такой подход к жизни выражается в озабоченности собственным здоровьем, принятием болезней и страданий. Концепция смерти в этом случае может быть любой.

"Любовь к жизни". Для этой стратегии характерно воспринимать жизнь как высшую ценность, что связано с принятием себя, своего тела и жизненного пути. В результате этого значимость прошлого значительно повышается, а любые изменения воспринимаются как угроза стабильности, Смерть лишается смысла и понимается, скорее, как абсолютный конец.

"Захват жизни". Эта стратегия характеризуется чувством онтологической защищенности, а также сильной идентификацией с мужской ролью, что тесно связано с опытом непосредственного уничтожения противника. Такое мировоззрение влечет за собой отрицание смысла в смерти, а смысл жизни видится в эмоциональной насыщенности. Такая личность не видит смысла в росте и развитии.

"Поиск смысла жизни". Для этой стратегии характерным является неясные представления о собственной жизни, стремление найти ее глубинный смысл, Жизнь понимается здесь скорее как постоянный рост, а в смерти видится переход на другой уровень развития.

"Страх перед жизнью". Эта стратегия характеризуется наличием внутренних противоречий в структуре личности. Концепция смерти как перехода выступает в этом случае как психологическая защита.

"Страх изменений". В этой стратегии основными характеристиками являются забота о здоровье, высокий уровень контроля, непринятие настоящего, сосредоточение на стабильности жизни. Смерть понимается как абсолютный конец.

Исследование показало, что критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации. Нами выделены два таких отношения - "Критическая ситуация как возможность роста" и "Критическая ситуация как страдание".

В первом случае критическая ситуация воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия и включает в себя такие компоненты; принятие судьбы, чувство онтологической защищенности, осмысленность жизни, ответственность, стремление к росту, принятие духовного и телесного аспекта своей личности, терпимость к изменчивости жизни, а также принятие чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души.

Во втором варианте критическая ситуация воспринимается как наказание или искупление и выражается в концентрации на своих страданиях - болезнях, старости, страхов, зла, беспомощности и одиночества. Такое отношение к жизни связано с представлениями о смерти как абсолютном конце и страхом по отношению к ней.

Критическая ситуация, таким образом, как ситуация столкновения с основными экзистенциальными категориями, предоставляет личности возможности как для роста, так и для "ухода в страдания", Выбор в этом

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Баканова, Анастасия Александровна, 2000 год

1. Абрамова Г.С., Юдич Ю.А. психология в медицине. М.: Кафедра М. -1998,

2. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. - 1991.299 с,

3. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дезадаптационных расстройств; Методическое руководство, М.; МО СССР . 1980.

4. Алферов ЮА, Козюля В.Г, Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово, 1996.

5. Ананьев Б.Г, Человек как предмет познания. Л.; Изд-во ЛГУ . 1968. -339 с.

6. Ананьев В.А, Введение в психологию здоровья. СПб,: Балтийская Педагогическая Академия. 1998.

7. Антология мировой философии, В 4-хт, Т.1 М,: Мысль, 1969,- 576 с

8. Антонов В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия. Саратов, 1994.

9. Анцыферова Л.И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразования ситуаций и психологическая защита /У

10. Психологический журнал. 1994. № 1.

11. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологииличности /7 Вопросы психологии, 1978, № 1.11 .Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности/7Психологический журнал. 1981, №2,

12. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет, Вопросы психологической теории и практики, М., 1997,

13. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 526 с.180случае зависит только от самой личности, что подтверждает основные идеи экзистенциально-гуманистического направления.

14. Примечательным оказался тот факт, что в критической ситуации выбор стратегии ее преодоления связан с принятием или отвержениемсмысла в происходящих событиях, а также отношением к жизни и смерти.

15. Говоря о специфических особенностях отношения к жизни и смерти в различных критических ситуациях, можно отметить следующее.

16. Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.

17. Принятие смерти выступает вероятным элементом личностногороста в критической ситуации.

18. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.185

19. М.Ассаджиоли Р. Динамическая психология и психосинтез // В кн.:

20. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В JE. Кагана. М.: Смысл, 1997. 298 с. С,12 - 39,

21. Бабурин СВ., Баканова А.А, Психологическая помощь в острых кризисных ситуациях I Научно-методическая конференция, посвященная 190-летию СПГУВК / Тезисы докладов, СПб., 1999. - С, 262-264.

22. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И, Герцена, 1999, С, 207 - 209,

23. Бах Р. Чайка Джонатан Левингстон. Иллюзии. М.: София. 1999.224 с,

24. Бердяев Н.А, О назначении человека. М.: Республика, 1993, 382 с.186

25. Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М.: Леман и Сахаров, 1916. 358 с,

26. Бородай Ю.М. Эротика, Смерть, Табу: трагедия человеческого сознания, М., 1996.

27. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: "Рэфл-бук".1997.

28. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.:

29. Рос. Пед, Агентство. 1988,

30. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.1999,

31. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.: Независимая фирма "Класс".-1998.

32. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. /У Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А,Е, Тарас, К.В. Сельче-нок. Мн.: Харвест, 1999. - 480 с.

33. Василюк Ф.Е, Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ , 1991. 200 с.31 .Водолазский Б.Ф, Психологические особенности личности осужденного. Омск. 1982.

34. Глоточкин АД, Пирожков В.Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. Лекция. М., 1968.

35. Гнездилов А,В, Некоторые аспекты психотерапевтической помощи вработе с умирающими больными // Юбилейный сборник научных р&* бот онкологического диспансера, СПб, 1996.

36. Гнездилов A.B. Путь на Голгофу: Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе, СПб.: Изд-во Петербург XXI век, 1995.- 136 с.

37. Головаха Е.И. Кроник А.А, Психологическое время личности. К.: Наукова думка, 1994. 207 с.187

38. Годфруа Ж. Что такое психология? М. 1992,

39. Гомер, Илиада. М.: Художественная литература, 1985. - 615 с,

40. Губин В.А., Ворохов А.Д. Армия и молодежь: социальнопсихологические и медицинские аспекты. Л, 1990.

41. Грейсон Б., Харрис Б. Советы переживающему предсмертное состояние /У В кн,: Духовный кризис, Статьи и исследования. М,: МТМ , 1995.-256 с, С. 208-219.

42. Гроф С. За пределами мозга. М,: Изд-во Трансперсонального института, 1993. 504 с.

43. Гроф С.5 Гроф К, Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. Н В кн.: Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ,1995,-256 с,

44. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996.-246 с.

45. Гуревич П.С. Размышления о жизни и смерти // Психология смерти и умирания: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок , Мн,: Харвест, 1998.656 с, С, 608 626,

46. Гуревич П.С. Уйти, чтобы вернуться.// Наука и религия.№ 5, 1990.

47. Гуревич П.Я, История формирования образа смерти в философии и психологии //Философия и жизнь. № 4, 1991. М.: Изд-во "Знание".1991,

48. Гуревич П.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии.// Одиссей, Человек вистории. Исследования социальной истории и истории культуры. М.,1989,

49. Дворецкая Е.В. Проблема смерти в русской религиозной филосо-фии//Тема смерти в духовном опыте человечества: материалы международной конференции, Санкт-Петербург, 2-4 октября 1993 г.1. СПб.,1993,188

50. Деев В.Г. Изучение психологических особенностей осужденных, содержащихся в ИТУ , Рязань, 1975,

51. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1986. 590 с.

52. Дроздов В.Н., Беридзе М.З., Разин П.С. Медицинские, социальнопсихологические, философские и религиозные аспекты смерти. Киров, 1992,51 .Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности. // Философские науки, № 5, 1990.

53. Евграфов А.П., Романенко Н.М., Шмаров И.В. Изучение личности заключенного и организация индивидуальной работы с ним, М.,1964.

54. Египетская "Книга мертвых" // Наука и религия,№ 1-12, 1990,

55. Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Художественная литература, 1987, -351 с,

56. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.:

57. Специатьна* Литература, 1996. 454 с,

58. Исаев С А, Теология смерти. Очерки протестантского модернизма.

59. М.; Прогресс, 1991.-217 с.

60. Исупов К.Г. Русская философия смерти.// Смерть как феномен культуры, Сыктывкар, 1994,189

61. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения /У В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред,

62. A.A. Бадхена, В.Е. Кагана . М.: Смысл, 1997. 298 с. С. 154 -196.

63. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. //В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. A.A. Бадхена,

64. B.Е. Кагана. М,: Смысл. 1997, С. 108-136,

65. Калиновский П.П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. М.:1. Новости, 1991.-189 с.

66. Кардаш С. Измененные состояние сознания. Д.: Сталкер, 1998. -416 с.

67. Карцева Т.Б, Изменение образа "Я" в ситуациях жизненных перемен ¡1 Автореф. дис. . канд. психол . наук. М. 1989.

68. Кастанеда К, Учения дона Хуана: Сочинения, М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 704 с.

70. Кораблина Е.П, Становление личности женщины //Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова , JI.A.

71. Коростылевой , СПб,: Изд-во СПбГУ, 1997. - 240 с. С, 174-185.

72. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова A.A., Родина А.М. Психологическая помощь и коррекция. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 60 с.

73. Коротко» К.Г, Свет после Жизни. СПб., 1994, 236 с.

74. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения

75. Психологические проблемы самореализации личности /Под ред,

76. A.A. Крылова , JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1997. - 240 с. С. 75 - 88.

77. Коупленд Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1960. 135 с.190

78. Крук И.И. Метод цветовой символики в традиционной культуре белорусов, Ü Жизнь, Смерть, Бессмертие: материалы научной конференции. СПб. -1993.

79. Ксендзюк А, Тайна Карлоса Кастанеды, Анализ магического знаниядона Хуана: теория и практика. Одесса, Хаджибей, 1995. 480 с.

80. Кэсон Э., Томпсон В, Работа со стариками и умирающими // В кн.;

81. Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. / Составитель В. Хохлов, Мн,: "Вида - Н", 1998. -320с. С. 296-311.

82. Лаврин А,П, Что такое смерть. //Психология смерти и умирания: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест. 1998. - 656 с. С. 35 -182,

83. Лазарев Е. Призыв к бесстрашию./УНаука и религия. №10.1990.

84. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.81 .Левин Кто умирает? К.; София, 1996,- 352 с.

85. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО ). М.:1. Смысл, 1992. -15 с.

86. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Хрестоматия по патопсихологии , М., 1980,

87. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия.1. М. 1988,1?

88. Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь. /У Принципыразвития в психологии, М.; Наука. 1978. С, 156 - 212.

89. Льюис Д.Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. Ростов на - Дону, 1996.

90. Маклаков А.Г., Чермянин C.B., Шустов Е.Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. М., 1998. Т. 19. №2, с. 15 26.191

91. Мангасарян В.Н. От этики выживания к этике жизни.// Жизнь.

92. Смерть, Бессмертие; материалы научной конференции. СПб.Л 993.

93. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. - 304 с.

94. Материалисты Древней Греции. М.Д955.

95. Мерабишвили В,Н, Заболеваемость населения Санкт-Петербурга злокачественными новообразованиями Н Актуальные вопросы онкологии, СПб, -1996,

96. Минеев В.В., Нефедов В.П. От смерти к жизни. Красноярск. 1989.

97. Михайлов Л А, Михеев ГД Военная психология; учебное пособие,

98. Вып.1. Психология личности военнослужащего /Под ред. В.П. Соколина СПб.: Образование. 1993.

99. Михлин А.С., Пирожков В.Ф. Отношение к совершенному преступлению и характеристика личности осужденного. М.; Изд-во Политотдел ИТУ МВД СССР, 1971.

101. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рэфл бук, Ваклер, 1997. - 376 с.

102. Наказание и исправление преступников / Под ред, проф. Ю,М. Анто-няна: Пособие. М.: НИИ МВД РФ, 1992. - 392 с.980 смерти и бессмертии, /7 Философия и жизнь. М, № 4, 1991.

103. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела.

104. СПб,: Восточно-европейский институт психоанализа. 1997.

105. Петрова Л.Н. Преодоление страха в религиозном сознании. // Жизнь. Смерть. Бессмертие: материалы научной конференции, Спб.,1993.л

106. Поливанова К, К. Психологический анализ кризисов возрастного развития. И Вопросы психологии. № 1. 1994. С. 115 -119.

107. По ту сторону смерти. М.; Летавр, 1994.Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998.- 656 с,192

108. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Подред. А.А, Бадхена, В,Е, Кагана, М.; Смысл, 1997. 298 с.

109. Практикум по психодиагностики . Психодиагностические материалы. /Под ред, A.A. Бодалева . М,: Изд-во МГУ, 1988, 141 с

110. Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Шод ред. Д.Я. Райгородского Самара.; Издательский Дом "Бахрах", 1998-672 с.

111. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной , М.; Изд-во Ассоциации строительных ВУЗов. СПб.: "Дидактика плюс". -1997.

112. Прямицин В.Н. Выход из кризиса как философская проблема. Ав-тореф. дисс. . к. филос. н. СПб., 1993. 22 с.

113. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. A.B. Брушлинского . М.: Изд-во "Институт психологии РАН ", 1997. - 576 с.

114. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.

115. Тарас, К.В. Сельченок , Мн,: Харвест, 1999, - 480 с,

116. Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья: Хрестоматия. -Мн,: Харвест, 1999, 640 с,

117. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.: Политиздат, 1949. 559 с.

118. Ранк О. Страх жизни и страх смерти. СПб.: Питер. 1997. -178 с.

119. Реан А.А, Личность преступника как криминальнопсихологическая проблема./ Вопросы борьбы с преступностью. Материалы VI Международного конгресса, М., 1998,

120. Рейну отер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом . М,: Прогресс. 1993, -240 с.

121. Роджерс К. К науке о личности./ В кн.: История зарубежной психологии, Тексты. М, 1986.193

122. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.1976,-416 с,

123. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: Спикс, 1994. 319 с.

124. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни. СПб.: Питер. 1995.

125. Сартр Ж.-П, Экзистенциализм это гуманизм /Сумерки богов. М., 1989.

126. Светлов П,Я, О страхе смерти. /У Киевлянин, № 25,1901.

127. Светлов П.Я. О смысле смерти. /У Киевлянин. № 53. 1901.

128. Семичев С.Б, Теория кризисов и психопрофилактика // неврозы и невроподобные состояния. Труды ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева. Т.63,1983, С. 98- 104,

129. Социально-психологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих: Материалы социально-психологического исследования в зоне военного конфликта. СПб.: BMA им. С.М. Кирова. 1998.

130. Ташлыков В,А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, 1984. 191 с.

131. Тома Л,- В. Смерть. М,: Педагогика, 1990. 87 с.

132. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1996, 181 с.

133. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре //

134. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок , Мн.: Харвест, 1998. - 656 с. С. 8 - 35.

135. Фигуры Танатоса, Символы смерти в культуре,СПб., 1991.

136. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: ПрогрессЛ 990. - 368 с.

137. Фрейд 3. Мы и смерть // Психология смерти и умирания: Хресто-матия/Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998.- 656 с. С. 182 -198.

138. Фромм Э. Искусство любить, М,: Педагогика, 1990,-160 с.194

139. Харониан Ф. Подавление Высшего // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А, Бадхена, В,Е, Кагана. М.: Смысл, 1997. 298 с. С. 92 -107.

140. Хуземан Ф, Об образе и смысле смерти. М.: Энигма. - 1997.

141. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

142. Хей Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Силы внутри нас. Кишинев, 1996.

143. Цицерон. О старости; О дружбе; Об обязанностях. М.: Наука,1993, 245 с,

144. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смертии бессмертии. Древний мир эпоха Возрождения. М,: Республика, 1991.

145. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Философия XIX века. М.: Республика. 1995. 528 с.

146. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку, М.: Академия. -1997.

147. Шахнович М,М, Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство.// Жизнь. Смерть. Бессмертие: материалы научной конференции. СПб., 1993,

148. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М., 1964.

149. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1998. 606 с.

150. Шуте В. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб., 1993.X

151. Шуценберг А, Драма смертельно больного человека, пятнадцать лет работы с больным раком // Психодрама : вдохновение и техника. М.; Независимая фирма "Класс", -1997

152. Эриксон Э. Эго идентичность. М.: Педагогика. 1996. - 356 с195

153. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

154. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.; Независимая фирма "Класс". 1999. 685 с.

155. Angyal A, Neurosis and Treatment, N.Y.; Wiley, 1965.

156. Aries Ph. L"Homme devant la Mort.

157. Borst A. Zwei mittelalterliche Sterbefalle, /7 Mercur, 1980. Bd. 34, S, 1081 -1098.

158. Crisis; Intern, j. of suicide a, crisis studies/ Publ, under the auspices ofthe Intern, assoc. for suicide prevention (IASP).- Toronto etc.: Hogrefe &1. Huber publ, 1991.

159. Lifton R. Odson E. Living and dying. N.Y., 1974.

160. Lindemann E, Symptomatology and management of acute grief -Amer. Journ. of psychiatry, 1944, v. 101. №2.

161. Moos R„ Tsu V, D, The crisis of physical illness an overview // Coping with Phvsical Illness. N.Y. 1977. P. 152 210.

162. Reich W. The Function of the Orgasm: Sex-Economic Problems of Biological Energy. N.Y.: Farrar, Strauss & Giroux. 1961.

163. Sandvoss Ernst R, Gedanken uber den Tod von Heraklit bis Reinhold Messnor. Вейт, 1990.

164. Yacobson G, Programs and techniques of crises intervention // American handbook of psychiatry. N.Y. 1974. 825 p.т

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.