Первое кругосветное путешествие. Кто совершил первое кругосветное путешествие. Какой мореплаватель первым пересек Атлантический океан? Эпоха великих географических открытий и продолжение исследований океана

Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Какие путешественники являются самыми известными и что конкретно открыл каждый из них?

Джеймс Кук

Известный англичанин был одним из самых лучших картографов восемнадцатого века. Он родился на севере Англии и уже к тринадцати годам принялся трудиться вместе с отцом. Но к торговле мальчик оказался неспособен, поэтому решил заняться мореплаванием. В те времена все известные путешественники мира отправлялись в дальние страны на кораблях. Джеймс увлекся морским делом и так быстро продвинулся по карьерной лестнице, что ему предложили стать капитаном. Он отказался и отправился в Королевский флот. Уже в 1757-м талантливый Кук стал сам управлять кораблем. Его первым достижением стало составление фарватера реки Святого Лаврентия. Он открыл в себе талант навигатора и картографа. В 1760-х он изучил Ньюфаундленд, чем привлек внимание Королевского общества и Адмиралтейства. Ему поручили путешествие по Тихому океану, где он добрался до берегов Новой Зеландии. В 1770 году он совершил то, чего прежде не добивались другие известные путешественники, - открыл новый материк. В Англию в 1771-м Кук вернулся знаменитым первопроходцем Австралии. Последним его путешествием стала экспедиция в поисках прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Сегодня даже школьникам известна печальная участь Кука, которого убили туземцы-каннибалы.

Христофор Колумб

Известные путешественники и их открытия всегда оказывали немалое влияние на ход истории, но мало кто оказался настолько знаменитым, как этот человек. Колумб стал национальным героем Испании, решительно расширив карту страну. Христофор появился на свет в 1451 году. Паренек быстро добился успеха, поскольку был прилежным и хорошо учился. Уже в 14 лет он отправился в море. В 1479-м он повстречал свою любовь и начал жизнь в Португалии, но после трагичной смерти супруги отправился с сыном в Испанию. Получив поддержку испанского короля, он отправился в экспедицию, цель которой заключалась в поиске пути в Азию. Три корабля отплыли от берегов Испании на запад. В октябре 1492-го они добрались до Багамских островов. Так была открыта Америка. Местных жителей Христофор по ошибке решил называть индейцами, полагая, что добрался до Индии. Его отчет изменил историю: два новых континента и множество островов, открытые Колумбом, стали главным направлением путешествий колонизаторов в последующие несколько веков.

Васко да Гама

Самый известный путешественник Португалии родился в городе Синеш 29 сентября 1460 года. С юных лет он работал на флоте и прославился как уверенный в себе и бесстрашный капитан. В 1495 в Португалии пришел к власти король Мануэль, который мечтал развивать торговлю с Индией. Для этого необходим был морской путь, на поиски которого и предстояло отправиться Васко да Гама. В стране были и более известные мореплаватели и путешественники, но король почему-то выбрал именно его. В 1497 году четыре корабля отправились на юг, обогнули и доплыли до Мозамбика. Там пришлось на месяц остановиться - половина команды к тому моменту болела цингой. После перерыва Васко да Гама добрался до Калькутты. В Индии он три месяца налаживал торговые связи, а через год вернулся в Португалию, где стал национальным героем. Открытие морского пути, позволявшего добираться в Калькутту мимо восточного побережья Африки, стало его главным достижением.

Николай Миклухо-Маклай

Известные русские путешественники тоже совершили немало важных открытий. Например, тот же Николай Михлухо-Маклай, родившийся в 1864 году в Новгородской губернии. Он не смог окончить Петербургский университет, так как за участие в студенческих демонстрациях его отчислили. За продолжением образования Николай отправился в Германию, где встретил Геккеля - естествоиспытателя, пригласившего Миклухо-Маклая в свою научную экспедицию. Так для него открылся мир странствий. Вся его жизнь была посвящена путешествиям и научной работе. Николай жил на Сицилии, в Австралии, изучал Новую Гвинею, воплощая проект Русского Географического Общества, бывал в Индонезии, на Филиппинах, на полуострове Малакка и в Океании. В 1886 году естествоиспытатель вернулся в Россию и предложил императору основать русскую колонию за океаном. Но проект с Новой Гвинеей не получил царской поддержки, а Миклухо-Маклай серьезно заболел и вскоре умер, так не завершив свою работу над книгой о путешествиях.

Фернан Магеллан

Многие известные мореплаватели и путешественники жили в эпоху Великих Магеллан не является исключением. В 1480 году он родился в Португалии, в городе Саброза. Отправившись служить при дворе (на тот момент ему было всего 12 лет), он узнал о противостоянии между родной страной и Испанией, о путешествиях в Ост-Индию и торговых путях. Так он впервые заинтересовался морем. В 1505-м Фернан попал на корабль. Семь лет после этого он бороздил морские просторы, участвовал в экспедициях в Индию и Африку. В 1513 году Магеллан отправился в Марокко, где был ранен в бою. Но это не умерило тяги к путешествиям - он запланировал экспедицию за специями. Король отверг его прошение, и Магеллан отправился в Испанию, где получил всю необходимую поддержку. Так началось его кругосветное путешествие. Фернан думал, что с запада путь в Индию может оказаться короче. Он пересек Атлантический океан, добрался до Южной Америки и открыл пролив, который позднее назовут его именем. стал первым европейцем, увидевшим Тихий океан. По нему он добрался до Филиппин и почти достиг цели - Молуккских островов, однако погиб в сражение с местными племенами, раненый ядовитой стрелой. Тем не менее, его путешествие открыло Европе новый океан и понимание того, что планета куда больше, чем думали ученые прежде.

Руаль Амундсен

Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства от отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного - за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием - поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.

Давид Ливингстон

Многие известные путешественники связаны с мореплаванием. же стал исследователем суши, а именно африканского континента. Знаменитый шотландец родился в марте 1813 года. В 20 лет он решил стать миссионером, познакомился с Робертом Моффетом и пожелал отправиться в африканские деревни. В 1841-м он приехал в Куруман, где обучал местных жителей ведению сельского хозяйства, служил врачом и обучал грамоте. Там же он выучил язык бечуанов, что помогло ему в путешествиях по Африке. Ливингстон детально изучил быт и нравы местных жителей, написал о них несколько книг и отправился в экспедицию на поиски истоков Нила, в которой заболел и умер от лихорадки.

Америго Веспуччи

Самые известные путешественники мира чаще всего были родом из Испании или Португалии. Америго Веспуччи родился в Италии и стал одним из знаменитых флорентийцев. Он получил хорошее образование и выучился на финансиста. С 1490 г. он работал в Севилье, в торговом представительстве Медичи. Его жизнь была связана с морскими путешествиями, например, он спонсировал вторую экспедицию Колумба. Христофор внушил ему идею о том, чтобы попробовать себя в качестве путешественника, и уже в 1499-м Веспуччи отправился в Суринам. Целью плаванья стало изучение береговой линии. Там он открыл поселение, названное Венесуэлой - маленькой Венецией. В 1500 году он вернулся домой, привезя 200 рабов. В 1501 и 1503 гг. Америго повторил свои путешествия, выступая не только навигатором, но и картографом. Он обнаружил бухту Рио-де-Жанейро, название которой дал сам. С 1505 года служил королю Кастилии и не участвовал в походах, лишь снаряжал чужие экспедиции.

Фрэнсис Дрейк

Многие известные путешественники и их открытия несли пользу человечеству. Но есть среди них и такие, которые оставили по себе и недобрую память, поскольку их имена были связаны с достаточно жестокими событиями. Не исключением стал и английский протестант, с двенадцати лет плававший на корабле. Он захватывал местных жителей на Карибах, продавая их в рабство испанцам, нападал на суда и воевал с католиками. Пожалуй, никто не смог бы сравняться с Дрейком по количеству захваченных иностранных кораблей. Его походы спонсировала королева Англии. В 1577 году он отправился в Южную Америку, чтобы разгромить поселения испанцев. В ходе путешествия он нашел Огненную землю и пролив, который впоследствии был назван в его честь. Обогнув Аргентину, Дрейк разграбил порт Вальпараисо и два испанских судна. Добравшись до Калифорнии, он повстречал аборигенов, которые преподнесли англичанам дары из табака и птичьих перьев. Дрейк пересек Индийский океан и вернулся в Плимут, став первым выходцем из Великобритании, побывавшим в кругосветном путешествии. Его приняли в палату общин и наградили званием сэра. В 1595 он погиб в последнем походе на Карибы.

Афанасий Никитин

Немногие известные путешественники России добились тех же высот, что и этот выходец из тверских земель. Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии. Он совершил путешествие к португальским колонизаторам и написал «Хождение за три моря» - ценнейший литературно-исторический памятник. Успех экспедиции обеспечила карьера купца: Афанасий знал несколько языков и умел договариваться с людьми. В своем путешествии он побывал в Баку, пожил в Персии около двух лет и добрался до Индии на корабле. Посетив несколько городов экзотической страны, он отправился в Парват, где остановился на полтора года. После провинции Райчур он направился в Россию, проложив маршрут через Аравийский и Сомалийский полуострова. Однако Афанасий Никитин так и не добрался домой, поскольку заболел и умер под Смоленском, но его записки сохранились и обеспечили купцу мировую известность.

Всякий образованный человек без труда вспомнит имя того, кто совершил первое кругосветное путешествие и пересек Тихий океан. Это сделал португалец Фернан Магеллан около 500 лет тому назад.

Но нельзя не отметить, что такая формулировка не полностью верна. Магеллан продумал и спланировал маршрут плавания, организовал его и руководил им, но ему суждено было погибнуть за много месяцев до того, как оно было завершено. Так что продолжил и завершил первое кругосветное путешествие Хуан Себастьян дель Кано (Элькано), испанский мореплаватель, отношения с которым у Магеллана были, мягко говоря, не дружеские. Именно дель Кано в конечном итоге стал капитаном «Виктории» (единственного корабля, вернувшегося в родную гавань) и получил славу и богатство. Однако же Магеллан совершил во время драматического плавания великие открытия, о которых речь пойдет ниже, и потому его считают первым кругосветным путешественником.

Первое кругосветное путешествие: предпосылки

В 16 веке португальские и испанские мореплаватели и купцы соперничали друг с другом за контроль над Ост-Индией, богатой пряностями. Последние делали возможным консервирование продуктов, и обойтись без них было сложно. Уже существовал проверенный путь к Молуккским островам, где находились самые большие рынки с самыми дешевыми товарами, но путь этот был неблизким и небезопасным. Из-за ограниченности знаний о мире открытая не так давно Америка представлялась мореходам препятствием на пути в богатую Азию. Никто не знал, есть ли пролив между Южной Америкой и гипотетической Неведомой Южной Землей, но европейцам хотелось, чтобы он был. Они еще не ведали, что Америку и Восточную Азию разделяет огромный океан, и думали, что открытие пролива обеспечит быстрый доступ к азиатским рынкам. Поэтому первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, наверняка был бы удостоен королевских почестей.

Карьера Фернана Магеллана

Обедневший португальский дворянин Магеллан (Магальянш) к своим 39 годам успел неоднократно побывать в Азии и Африке, был ранен в битвах с туземцами и собрал немало информации о путешествиях к берегам Америки.

Со своей идеей попасть на Молукки западным путем и вернуться обычным (то есть осуществить первое кругосветное путешествие) он обратился к португальскому королю Мануэлю. Тот совершенно не заинтересовался предложением Магеллана, которого к тому же недолюбливал за недостаточную лояльность. Зато он позволил Фернану сменить гражданство, чем тот немедленно воспользовался. Мореплаватель поселился в Испании (то есть во враждебной португальцам стране!), обзавелся семьей и соратниками. В 1518 году он добился аудиенции у молодого короля Карла I. Король и его советники заинтересовались поисками короткого пути за специями и «дали добро» на организацию экспедиции.

Вдоль побережья. Бунт

Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него - на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное - отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.

Пролив Всех Святых

Один капитан был убит, другой - казнен, третий - высажен на берег. Рядовых бунтовщиков Магеллан помиловал, чем еще раз доказал свою дальновидность. Только на исходе лета 1520 года корабли вышли из бухты и продолжили поиски пролива. Во время шторма судно «Сантьяго» затонуло. И вот 21 октября моряки наконец-то обнаружили пролив, более напоминающий узкую расщелину между скал. По нему корабли Магеллана плыли 38 дней.

Берег, оставшийся по левую руку, адмирал назвал Огненной Землей, так как на нем круглые сутки горели костры индейцев. Именно благодаря открытию пролива Всех Святых Фернан Магеллан стал считаться тем, кто совершил первое кругосветное путешествие. Впоследствии пролив был переименован в Магелланов.

Тихий океан

Из пролива в так называемое «Южное море» вышли только три корабля: «Сан-Антонио» исчез (попросту дезертировал). Новые воды мореходам понравились, особенно после неспокойной Атлантики. Океан был назван Тихим.

Экспедиция направилась на северо-запад, потом на запад. Несколько месяцев мореходы плыли, не видя никаких признаков земли. Голод и цинга стали причиной смерти почти половины команды. Только в начале марта 1521 года суда подошли к двум еще не открытым обитаемым островам из группы Марианских. Отсюда уже было недалеко до Филиппин.

Филиппины. Смерть Магеллана

Обнаружение островов Самар, Сиаргао и Хомонхон очень порадовало европейцев. Здесь они восстанавливали силы и общались с местными жителями, которые охотно делились пищей и сведениями.

Слуга Магеллана, малаец, свободно изъяснялся с аборигенами на одном языке, и адмирал понял, что Молукки совсем близко. Кстати, этот слуга, Энрике, в конечном итоге стал одним из тех, кто совершил первое кругосветное путешествие, в отличие от своего хозяина, которому не суждено было высадиться на Молукках. Магеллан и его люди вмешались в междоусобную войну двух местных князьков, и мореплаватель был убит (не то отравленной стрелой, не то абордажной саблей). Более того, через некоторое время в результате вероломного нападения дикарей погибли его ближайшие соратники - опытные испанские моряки. Команда так поредела, что один из кораблей, «Консепсьон», было решено уничтожить.

Молукки. Возвращение в Испанию

Кто руководил первым кругосветным путешествием после смерти Магеллана? Хуан Себастьян дель Кано, мореход из народа басков. Он был в числе заговорщиков, которые предъявили Магеллану ультиматум в бухте Сан-Хулиан, но адмирал простил его. Дель Кано командовал одним из двух оставшихся судов, «Викторией».

Он позаботился о том, чтобы корабль вернулся в Испанию, загруженный пряностями. Сделать это было нелегко: у берегов Африки испанцев поджидали португальцы, которые с самого начала экспедиции делали все, чтобы расстроить планы своих конкурентов. Второй корабль, флагман «Тринидад», был взят ими на абордаж; моряки попали в рабство. Таким образом, в 1522 году в Сан-Лукар вернулись 18 участников экспедиции. Доставленный ими груз окупил все расходы на дорогостоящую экспедицию. Дель Кано был удостоен личного герба. Если бы в те времена кто-нибудь сказал, что первое кругосветное путешествие совершил Магеллан, его осмеяли бы. На долю португальца приходились только обвинения в нарушении королевских указаний.

Итоги путешествия Магеллана

Магеллан исследовал восточный берег Южной Америки и открыл пролив из Атлантики в Тихий океан. Благодаря его экспедиции люди получили весомое доказательство того, что Земля действительно круглая, уверились в том, что Тихий океан гораздо обширнее, чем предполагалось, и что плавать по нему на Молукки невыгодно. Также европейцы поняли, что Мировой океан един и омывает все материки. Испания удовлетворила свои амбиции, объявив об открытии Марианских и Филиппинских островов, и предъявила претензии на острова Молуккские.

Все великие открытия, сделанные во время этого плавания, принадлежат Фернану Магеллану. Так что ответ на вопрос о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, не так уж очевиден. Фактически этим человеком был дель Кано, но все-таки главным достижением испанца стало то, что мир вообще узнал об истории и итогах этого плавания.

Первое кругосветное путешествие русских мореплавателей

В 1803-1806 российскими мореходами Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским было совершено масштабное путешествие через Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Их целями были: исследование дальневосточных окраин Российской Империи, нахождение удобного торгового пути в Китай и Японию по морю, обеспечение русского населения Аляски всем необходимым. Мореплаватели (отправившиеся на двух судах) исследовали и описали остров Пасхи, Маркизские острова, побережье Японии и Кореи, Курильские острова, Сахалин и остров Иессо, посетили Ситку и Кадьяк, где жили русские поселенцы, а кроме того, доставили в Японию посла от императора. Во время этого плавания отечественные суда впервые посетили высокие широты. Первое кругосветное путешествие русских исследователей имело огромный общественный резонанс и способствовало повышению престижа страны. Его научное значение не менее велико.

Настоящий моряк, профессиональный штурман дол­жен извлекать опыт из своих морских странствий. Если Пирейра воспользовался бы Канарским и Северо-Пассатным течениями, то неизбежно повторил бы ошибку ван Ольмена. Но ему повезло, потому что, начало его экспедиции совпало с наступлением зимнего сезона. Приняв во внимание это обстоятельство, грозившее штормами и ураганами, было решено плыть по запасному маршруту. Кроме того, нужно было не допустить встречи с кораблями под испанским флагом.
Южно-Пассатное течение считается наиболее удобным для пересечения океана в западном направлении. Начинаясь у берегов Гвинейского залива, в акватории с координатами с 1 0 северной долготы и 2 0 –2 0 30 / южной широты (в этом месте ширина течения достигает 300-350 км), оно постепенно расширяется по мере удаления на Запад.
Далее на своем пути океанская река охватывает все пространство от меридиана мыса Пальмы в 2 0 северной широты и переходит даже за 5 0 южной широты. А на 10 0 западной долготы достигает ширины 8 0 -9 0 (800-900 км). На некотором расстоянии к западу от меридиана острова Ферро от течения, движущего свои воды на северо-запад, отделяется рукав шириной в 20 0 , а в некоторых местах достигает границ 30 0 северной долготы. Само Южно-Пассатное течение, приближаясь к мысу Сан-Рока на бразильских берегах, разделяется на два течения – Гвинейское, движущееся на Север к бассейну Карибского моря и Южное Бразильское течение, простирающееся до Южных Ветров.
Интересно, что скорость морского течения, несущего свои воды от Африки до Южной Америки, нестабильна: у самых своих истоков оно в день преодолевает расстояние в 4-5 км, на меридиане мыса Пальмы (в летний период) – 8-12 км, в 10 0 западной долготы снижается до 6 км, но иногда возрастает до 11 км.

Течении на Атлантическом океане

Скорее всего, Дуарти Пирейра вошел в Южно-Пассатное течение у берегов Гвинеи и взял курс на Бразилию. Независимо от его воли, широкая и мощная океанская река привела экспедицию точно в пункт назначения. Будучи картографом, Пирейра наносит на карту очер­тания береговой полосы и определяет координаты широты и долготы этого места и, не теряя времени, возвращается. Такая поспешность не позволила довести дело до конца.


Дуарти Пашеку Пирейра (1469-1533)

Можно предположить, что одним из главных пору­чений, данных королем Жуаном II при отправке сек­ретной экспедиции на запад Атлантики, после дос­тижения берегов столь необходимой им земли, моряки, не теряя времени должны были поспешить на Родину со счастливыми новостями. Судя по истории этой экспедиции, поручение короля было выполнен.
На пополнение запасов воды и ремонт судна ушло бы около месяца. Это было большой ошибкой, которую спустя шесть лет повторил Кабрал.
В чем же состояла эта ошибка? Исследование открытой земли повлекло бы потерю времени, что было бы прямым нарушением королевских инструкций. По этой причине, обнаружив землю, португальские моряки должны были сразу удалиться от берегов. Именно из-за этого, не нашедший возможности проверить берега открытой земли Пирейра решил, что лежащая перед ним земля не материк, а какие - то острова. Ведь и Колумб, вернувшись из первого путешествия, объявил об открытии им на Западе океана группы многочисленных островов. Также и Кабрал впервые высадившись на этих землях, подумал, что это большой остров.
Несмотря на все это, вероятно, что Пирейра вер­нулся в Лиссабон в первом квартале 1494 года. Каждая деталь представленного отчета подверглась подроб­ному изучению. В нем нашли отражения все рас­стояния до бразильских берегов, от Лиссабона, от удаленного западного побережья Африки, от Мадейры и островов Зеленого Мыса. Главное внимание уделя­лось координатам долготы этой вновь открытой и хранившейся до определенного времени в тайне местности. Изучив несколько вариантов, с учетом коор­динат, я пришел к выводу, что Пирейра высадился на берега Бразилии, примерно, поблизости от городов Люис и Белен, находящихся на 1 0 южной широты и 42 0 -43 0 западной долготы, но в силу сильной изрезанности береговой линии полосы, в особенности на полуострове Сан-Луис, принял их за группу островов.
Здесь может возникнуть вопрос, почему я считаю, что Пирейра достиг тех мест, где сейчас располагается современный Сан-Луис? По моему предположению, Пирейра направился на запад, воспользовавшись знако­мыми ему Южно-Пассатным течением, берущим свое начало вблизи Гвинейских берегов и при приближении к Южной Америке, встречается с Гвианским и Бра­зильским течениями. Дальнейший свой путь до 1 0 южной широты он продолжает уже по Гвианскому течению, несущему свои воды строго на Север и поднимающемуся до широты расположения Пиренейского полуострова. К тому же это самый подходящий вариант для того, чтобы вернуться в Европу не теряя времени.
Несмотря на то, что координаты в отчете Христофора Колумба были зашифрованы, португальцам было известно, что к Западу от 50 0 западной долготы испанцы встретили землю. До начала 1494 года вопрос о географических широтах не интересовал Пирейру. Важнейшую роль в этом играли два фактора. Согласно Алькасовасскому договору испанцы не имели юридического права вести поиски ниже 28 параллели северного полушария. Второе, из-за того, что выполнение королевского приказа пришлось на зимний период, Пирейра принял решение воспользоваться Южно-Пассатным течением, движущимся в западном направлении, ниже эква­ториальной линии. В результате, португальцам удалось достичь успеха. Однако, им и в голову не могло прийти, что обнаруженная земля является частью огромного материка.


Христофора Колумба (1451-1506)

Прошло 6 лет и король Мануэль I снаряжает экспедицию под руководством Педру Кабрала. Флот, первоначально движущийся на Юг от островов Зеленого Мыса, вскоре подхваченный Южно-Пассатным течением, уст­рем­ляется на Запад. Но на этот раз при приближении к материку, они подплывают к берегу благодаря Бра­зильскому течению, несущему свои воды на Юг. Конечно, огромная заслуга в этом деле принадлежит Дуарти Пирейре. Но не повредит ли секретности этой миссии присутствие в команде таких опытных известных мореходов как Бартоломеу Диаш, Гонсалу Коэльо и Дуарти Пирейра? При каких обстоятельствах хочешь невозможно представить, что такие профессиональные моряки не могли потеряться в водах Атлантического океана. Как бы там ни было, осведомленный обо всем, Бартоломеу Диаш, унес эту тайну вместе с собой в глубины океана.
В экспедиции Кабрала принимали участие самые опытные, способные и известные на Пиренейском полуострове мореходы – Бартоломеу Диаш и Дуарти Пирейра. Никакой, даже самый свирепый шторм не заставил бы их отклониться от курса. В отличие от Кабрала, южные воды Атлантики были им хорошо знакомы. К тому же, они оба были выпускниками самой престижной в Португалии навигаторской школы и близкими друзьями. Возвращаясь в Лиссабон после открытия мыса Доброй Надежды на южной оконеч­ности Африканского материка Бартоломеу Диаш спас потерпевшего крушение Пирейру.


Педру Алвариш Кабрал (1467-1520)
( Из гравюры начало XIX века )

Разница между ними заключалась в том, что Бартоломеу Диаш изучил все западное побережье Африки, с Севера на Юг. А Пирейра хорошо знал все известные португальским морякам в Атлантическом море острова и архипелаги, и без труда плавал в этой акватории. Уже хотя бы в силу его высоких профессиональных качеств и знаний Атлантики, открытие Бразилии должны были поручить ему. Учитывая предыдущие события Пирейра, как профессионал, не должен был допустить те ошибки, которые совершили Вогадо, Теллес, ван Ольмен и другие мореплаватели.
Но судьба распорядилась по иному и путешествие в Индию с Кабралом, стало последним для Б. Диаша, открывшего для европейцев мыс Доброй Надежды. В исторических документах сообщается, что покинувшая Бразилию экспедиция при подходе к мысу Доброй Надежды попала в ужасную бурю, увлекшую на океанское дно четыре корабля со всем экипажем. С этого трагического дня имя Бартоломеу Диаша вошло в историю.
Из этого плавания не вернулся также и один из посвященных в тайну открытия Бразилии, летописец экспедиции Перу Ваш Каминья. Пятьдесят членов экипажа, в том числе и П. В. Каминья были убиты во время стычки между португальцами и населением индийского города Каликута. Главные свидетели и носители тайны открытия Бразилии, унесли её с собой в могилу. Что, впрочем, было выгодно королю.


Перу Ваш де Каминья (1450-1500)

Итак, стараниями Дуарти Пирейры, португальское королевство овладело обширными территориями. Хотя, если бы эта экспедиция, как и все предшествовавшие ей завершилась бы неудачей, то Португалия была бы вынуждена удовлетвориться обнаруженными ею ост­ровами в Атлантическом океане.
Обладавшие всеми необходимыми сведениями пор­ту­гальцы, делая вид, что и понятия не имеют о сущест­вовании Бразилии, во имя торжества справедливости, требуют перемещения демаркационной линии до 50 0 западной долготы. Поскольку сферичность Земли еще не была доказана, большинство представляло её форму в виде плоскости. Португальцы прекрасно понимали, что в ходе Тордесильясских переговоров именно благо­даря этому заблуждению, им удается обмануть Римского папу. Раз уж поверхность Земли плоская, то все земли, находящиеся с Запада на Восток должны принадлежать португальцам.

(Продолжения статьи – «Хитроумные действия Дуарти Пашеку Пирейры
и Христофора Колумба »)

Писатель-исследователь Рамиз Дениз
Президентский стипендиат по литературе,
лауреат премии «Золотой перо»

Фернан Магеллан (Фернан ди Магальяйнш) — (рожд. 20 ноября 1480 г. – смерть 27 апреля 1521 г.)

Что открыл Магеллан Фернан

Выдающийся португальский мореплаватель Магеллан Фернан, его экспедиция совершила первое в истории кругосветное путешествие, предполагавшее поиск западного пути к Молуккским островам. Это доказывало наличие единого мирового океана и представляло практическое доказательство шарообразной формы Земли. Магеллан открыл все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, который был назван его именем, и Патагонскую Кордильеру; первым пересек Тихий океан.

Биография Фернана Магеллана

Среди людей, совершивших глобальные перевороты в сознании людей и развитии человечества, немалую роль смогли сыграть и путешественники. Самой яркой фигурой из них является португалец Фернан ди Магальяйнш, который стал известен всему миру под испанизированным именем Фернан Магеллан.

Фернан Магеллан родился в 1470 году в местности Саброза, в глухой северо-восточной провинции Португалии Траз ош Леонтиш. Его семья относилась к знатному, но обедневшему рыцарскому роду и пользовалась уважением при дворе. Незря король Жуан II отца Фернана, Педру Руй ди Магальяйнша, назначил старшим алькальдом* важной в стратегическом отношении гавани Авейру.

(* Алькальд – судебный или муниципальный чиновник, который обладал исполнительной властью. Глаавной его задачей было следить за сохранением общественного порядка).

Обучение

Связи при дворе дали возможность алькальду в 1492 году пристроить старшего сына пажом королевы Элеоноры. Так, Фернан получил право воспитываться в королевской резиденции. Там, кроме рыцарских искусств – верховой езды, фехтования, соколиной охоты, – он смог овладеть астрономией, навигацией и картографией. При португальском дворе эти предметы со времен принца Генриха Мореплавателя были обязательны для изучения юными придворными. Именно им доводилось отправляться в дальние морские экспедиции с целью завоеваний и открытия новых земель. Недаром за их уроками наблюдал сам король Мануэль, сменивший на троне Жуана.

Честолюбивый Фернан серьезно увлекся мореплаванием. В стремлении оказаться подальше от дворцовых интриг, он в 1504 году попросил короля отпустить его в Индию под руководством вице-короля Индии Франсишку ди Алмейда и, получив согласие, весной 1505 года покинул Лиссабон.

Карьера Магальяйнша-мореплавателя

Экспедиция Алмейды носила чисто военный характер и имела цель усмирение непокорных мусульманских правителей от Софалы до Ормуз и от Кочина до Баб-эль-Мандеба. Надо было стереть с лица земли мусульманские укрепления и вместо них заложить португальские крепости.

Магальяйнш принимал участие в морских и сухопутных сражениях при Кильве, Софале, Момбасе, Каннануре, Каликуте, а также в разграблении этих городов и со временем превратился в доблестного воина, опытного и привыкшего к любым жестокостям и злоключениям своей суровой эпохи. Быстро приобрел он и репутацию храброго капитана, искусного в бою и мореплавании. При этом уже тогда забота о братьях по оружию стала одной из основных черт будущего пионера кругосветных плаваний.

1509 год — во время боев под Малаккой Магальяйнш смог прославиться, почти в одиночку придя на помощь горстке своих соотечественников, которые подверглись нападению малайцев. Так же благородно он поступил и во время возвращения из Малакки в Индию. Во главе всего 5-ти человек Фернан поспешил на помощь португальской каравелле и помог одержать победу.

В самом начале 1510 года карьере Магальяйнша-мореплавателя чуть было не пришел конец: при неудачном штурме Каликута его тяжело ранили, причем вторично. Первая рана, полученная во время похода на Марокко, сделала его на всю жизнь хромым. Удрученный Фернан решил возвратиться на родину.

Маршрут Магеллана

Весной небольшая флотилия из трех судов отправилась из Кочина в Португалию. На борту одного из кораблей находился и Магальяйнш. Но домой в этот раз он так и не попал. В ста милях от индийского берега два корабля наскочили на подводные камни опасной Падуанской мели и пошли ко дну. Офицеры и знатные пассажиры решили на оставшемся судне возвратиться в Индию, оставив без воды и пищи на узкой песчаной мели своих безродных спутников, которым не было места на корабле. Фернан отказался плыть с ними: знатность и высокий чин были своего рода гарантией того, что за оставшимися все-же могут прислать помощь. В конце концов так и произошло. Спустя две недели потерпевших крушение спасли и по прибытии в Индию они повсюду рассказывали о необычайной твердости их покровителя, который сумел в тяжелых условиях пробудить в людях надежду и укрепить стойкость.

Фернан еще какое-то время оставался в Индии. Согласно документам, он смело высказывал свое мнение в тех случаях, когда другие капитаны молчали. Это, вероятно, и могло стать основной причиной его разногласий с новым вице-королем Афонсу ди Альбукерки.

Португалия

1512 год, лето — Магальяйнш возвратился в Португалию. Об этом свидетельствует запись в платежном листе королевского двора, по которой ему назначалась ежемесячная королевская пенсия в 1000 португальских реалов. Спустя 4 недели ее увеличили почти вдвое, что может свидетельствовать о том, что заслуги доблестного капитана были признаны двором.

Во время войны с маврами Азаморы (современный Аземмур в Марокко) Фернана назначили майором, т. е. он получил довольно престижную и выгодную должность. В его полном распоряжении были пленные и все захваченные трофеи. Пост предоставлял неограниченные возможности для личного обогащения, потому недостатка в недоброжелателях у Магальяйнша не было.

Спустя какое-то время его безосновательно обвинили в том, что он организовал нападение мавров на стадо и позволил угнать 400 голов скота, получив за это немалые деньги. Через некоторое время обвинение сняли, однако оскорбленный Фернан подал в отставку.

Оставшись без достаточных средств к существованию, известный своей доблестью воин надеялся на милость короля. Он просил Мануэля увеличить ему пенсию всего на 200 португальских реалов. Но король не любил людей с твердым характером и, по словам хрониста Барруша, «…всегда питал к нему отвращение», а потому отказал. Возмущенный Магальяйнш в 1517 году тайно покинул родину и перебрался в Испанию.

Испания

С этого времени и начинается история небывалого по тем временам морского похода вокруг Земли, о шарообразности которой тогда только предполагалось. А заслуга его организации и осуществления целиком принадлежит Фернану Магальяйншу, ставшему отныне Фернаном Магелланом.

Позднее король Мануэль спохватился и с упорством, достойным лучшего применения, начал препятствовать Магеллану в осуществлении его планов. Но ошибку исправить уже не удалось, и Португалия второй раз после истории с утратила шанс извлечь пользу из открытий своих великих сынов, недооценив их потенциальные возможности.

«Молуккская Армада» - корабли Магеллана

Известно, что еще в Португалии он внимательно изучал морские карты, завязывал знакомства с мореходами и много занимался проблемами определения географической долготы. Все это очень помогло ему в реализации его идеи.

Согласно папской булле Inter cetera 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу – Испании. Но способ исчисления географической долготы, принятый в те времена, не давал возможности для четкой демаркации Западного полушария. Потому Магеллан, а также его друг и помощник, астролог и космограф Рюй Фалейру, полагали, что Молуккские острова должны принадлежать не Португалии, а Испании.

1518 год, март — они представили свой проект в Совет Индий. После продолжительных переговоров он был принят, а испанский король Карлос I (он же император Священной Римской империи Карл V) обязался снарядить 5 судов и выделить запасы на 2 года. В случае открытия новых земель компаньонам давалось право стать их правителями. Они также получали 20% от доходов. При этом права должны были передаваться по наследству.

Незадолго до этого знаменательного события в жизни Фернана произошли серьезные перемены. Прибыв в Севилью, он примкнул к колонии португальских эмигрантов. Один из них, комендант севильской крепости Алькасара, Дьогу Барбоза, ввел доблестного капитана в свою семью. Его сын Дуарти стал близким другом Фернана, а дочь Беатрис стала его женой.

Очень не хотелось Магеллану оставлять молодую, горячо любящую его супругу и недавно родившегося сына, но долг, честолюбие и стремление обеспечить семью настойчиво звали его в море. Не смог остановить его и неблагоприятный астрологический прогноз, сделанный Фалейру. А ведь именно из-за этого Рюй отказался от участия в плавании, и Магеллан стал единоличным ее начальником и организатором.

Кругосветное путешествие Магеллана

В Севилье были подготовлены 5 судов – флагман «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». 20 сентября 1519 года Фернан Магеллан попрощался на пристани с беременной Беатрис и новорожденным Родриго и приказал поднять якорь. Больше им не суждено было увидеться.

В списках небольшой флотилии числилось 265 человек: командиры и кормчие, боцманы, канониры, рядовые матросы, священники, плотники, конопатчики, бондари, солдаты и люди, не имевшие определенных обязанностей. Весь этот разношерстный многонациональный экипаж (в его составе кроме испанцев и португальцев были также итальянцы, немцы, французы, фламандцы, сицилийцы, англичане, мавры и малайцы) необходимо было держать в повиновении. А недовольство началось едва ли не с первых недель плавания. Агенты португальского короля проникли на корабли, а усердием португальского консула в Севилье Алвариша трюмы частично были заполнены гнилой мукой, заплесневелыми сухарями и тухлой солониной.

26 сентября мореплаватели дошли до Канарских островов, 3 октября взяли курс на Бразилию, а 13 декабря вошли в бухту Рио-де-Жанейро. Отсюда путешественники направились на юг вдоль южноамериканского побережья в поисках прохода в «Южное море», при этом двигались лишь днем, чтобы в темноте не пропустить его. 1520 год, 31 марта — корабли вошли в бухту Сан-Хулиан у берегов Патагонии для зимовки.

Мятеж

Фернан Магеллан — подавление мятежа

В скором времени Магеллану пришлось отдать приказ о сокращении рациона. Но часть экипажа воспротивилась такому решению и стала требовать возвращения в Испанию, но получила решительный отказ. Тогда во время празднования Пасхи главари мятежников, воспользовавшись тем, что основная часть экипажей сошла на берег, смогла захватить три судна.

Магеллан решил применить силу и хитрость. Нескольких верных людей он отправил на «Викторию» с письмом к мятежному казначею Луису де Мендосе. Он был заколот во время чтения письма, а экипаж не оказал никакого сопротивления. На другой день два мятежных капитана, Гаспар де Кесада и Хуан де Картахена, попытались вывести свои корабли из бухты, но путь им преградили «Тринидад», «Сантьяго» и отбитая у мятежников «Виктория». «Сан-Антонио» сдался не сопротивляясь. Командовавшего им Кесаду тут же арестовали, а спустя какое-то время был пленен и Картахена.

По приказанию Фернана Магеллана мертвое тело Мендосы четвертовали, Кесаде отрубили голову, а Картахену и предателя-священника Педро Санчеса де ла Рейна оставили на берегу. Но мятежные матросы не пострадали. Им была дарована жизнь, главным образом потому, что они были нужны для судовых работ.

Магелланов пролив

В скором времени эскадра, потерявшая при рекогносцировке «Сантьяго», двинулась дальше на юг. Но предательства на этом не прекратились. 1 ноября, когда эскадра уже шла искомым проливом, в последствии названным Магеллановым, кормчий Иштебан Гомиш, воспользовавшись тем, что его судно оказалось вне пределов видимости с остальных кораблей, захватил «Сан-Антонио» и бежал в Испанию. Магеллан так никогда и не узнал о предательстве, как не узнал и того, какую роковую роль сыграл Гомиш в судьбе его семьи. Прибыв в Испанию, дезертир обвинил своего генерал-капитана в измене королю. Как результат Беатрис с детьми была подвергнута домашнему аресту и дознанию. Она была лишена казенного пособия оставлена в жестокой нужде. Ни она, ни ее сыновья не дожили до возвращения экспедиции. А Гомиш за «выдающиеся заслуги, оказанные флотилии Магеллана», был удостоен королем рыцарского звания.

Открытие Марианских островов

28 ноября корабли Фернана Магеллана вышли в океан, по которому еще не плавал ни один европеец. Погода, к счастью, оставалась хорошей, и мореплаватель назвал океан Тихим. Пересекая его, он прошел не меньше 17 тысяч км и обнаружил много мелких островов, но неточные исчисления не позволяли отождествить их с какими-то конкретными точками на карте. Бесспорным считается только открытие в начале марта 1521 года двух обитаемых островов, Гуама и Рота – самых южных из группы Марианских островов. Магеллан назвал их Разбойничьими. Островитяне украли у мореплавателей лодку, и генерал-капитан, высадившись с отрядом на берег, сжег несколько туземных хижин.

Почти 4 месяца длилось это плавание. Несмотря на отсутствие характерных для этого района ураганов, людям приходилось очень несладко. Они были вынуждены питаться сухарной пылью, смешанной с червями, пить гнилую воду, есть воловьи кожи, древесные опилки и корабельных крыс. Эти твари казались им чуть ли не деликатесом и продавались по полдуката за штуку.

Экипаж замучила цинга, много людей умерло. Но Магеллан продолжал уверенно вести эскадру вперед и как-то на предложение возвратиться заявил: «Мы будем идти вперед, хотя бы пришлось съесть всю воловью шкуру».

Открытие Филиппинских островов

1521 год, 15 марта — экспедиция оказалась вблизи острова Самар (Филиппины), а спустя неделю, продвигаясь по-прежнему на запад, прибыла к острову Лимасава, где раб Магеллана, малаец Энрике, услышал родную речь. Это означало, что путники находятся где-то вблизи островов Пряностей, т. е. почти выполнили свою задачу.

И все же мореплаватель стремился дойти до заветных островов. Но он решил на некоторое время задержаться, чтобы обратить филиппинцев в христианство.

1521 год, 7 апреля — флотилия бросила якоря у острова Себу, где был расположен крупный порт и резиденция раджи. Искренне религиозный Магеллан настаивал, чтобы островитяне приняли христианство без расчета на какие-то материальные выгоды, но, сам того не желая, убедил туземцев, что на благожелательное отношение со стороны могущественного испанского короля они могут рассчитывать только в том случае, если отрекутся от старой веры и станут поклоняться кресту.

14 апреля властитель Себу Хумабон решил креститься. Хитрый раджа, именовавшийся теперь Карлосом, заручился поддержкой Магеллана против своих недругов-язычников и, таким образом, в один день подчинил себе всех, кто оспаривал его власть. Кроме этого, Хумабон заручился обещанием, что когда Магеллан возвратиться на Филиппины во главе большого флота, то сделает его единоличным правителем всех островов в награду за то, что раджа принял христианство первым. Больше того, к повиновению стали приводить и правителей близлежащих островов. Но вождь одного из таких островов, Мактана, по имени Силапулапу, не желал подчиниться Карлосу-Хумабону. Тогда мореплаватель решил применить силу.

Смерть Магеллана

Смерть Магеллана

1521 год, 27 апреля — 60 вооруженных мужчин в латах, с несколькими небольшими орудиями, сели в лодки и направились на Мактан. Их сопровождали несколько сот воинов Хумабона. Но удача отвернулась от испанцев. Генерал-капитан недооценил противника, не вовремя вспомнив историю завоевания Мексики , когда горстка испанцев смогла овладеть целой страной. В битве с воинами Мактана его закаленные в битвах спутники потерпели поражение, а сам генерал-капитан сложил голову. Во время отступления к лодкам туземцы настигли его в воде. Раненный в руку и ногу, и без того хромой Магеллан упал. Дальнейшее красноречиво описано хронистом экспедиции Антонио Пигафеттом:

«Капитан упал лицом вниз, и тут же его закидали железными и бамбуковыми копьями и стали наносить удары тесаками до тех пор, пока не погубили наше зерцало, наш свет, нашу отраду и нашего истинного вождя. Он все время оборачивался назад, посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки…»

Дальнейшая судьба моряков

Последующие события свидетельствовали о правоте Пигафетты, назвавшего Магеллана «истинным вождем». Как видно, только он мог держать в узде эту алчную свору, готовую в любое время на предательство.

Его преемники не сумели удержаться на завоеванных позициях. Первым делом они с лихорадочной поспешностью доставили на корабли выменянные товары. Потом один из новых вожаков бездумно оскорбил малайца Энрике, и тот склонил Хумабона к предательству. Часть испанцев раджа заманил в ловушку и приказал убить, а за оставшегося в живых капитана «Консепсьон» Хуана Серрау потребовал выкуп. Видя в нем соперника, временно назначенный командиром флотилии Жуан Карвалу бросил товарища и приказал поднимать паруса.

В живых осталось около 120-ти человек. На трех судах они на ощупь, часто изменяя курс, все же добрались до Молуккских островов, по дороге уничтожив изъеденную червями «Консепсьон». Здесь они, не думая о возможной опасности со стороны местного населения, где испанцев не слишком любили, и трудностях пути на родину, бросились скупать пряности. В конце концов «Виктория» под командованием Эстебана Элькано покинула Молукки, а тяжелогруженый «Тринидад» остался для ремонта. Наконец его экипаж, сделавший неудачную попытку добраться до Панамы, попал в плен. В течении долгого времени его члены томились в тюрьмах и на плантациях, вначале на Молуккских островах, а потом на островах Банда. Позднее их отправили в Индию, где они жили подаянием и находились под неусыпным надзором властей. Лишь пятерым в 1527 г. посчастливилось вернуться на родину.

А «Виктория» под командованием Элькано, старательно обходя пути следования португальских кораблей, пересекла южную часть Индийского океана, обогнула мыс Доброй Надежды и через острова Зеленого Мыса 8 сентября 1522 года прибыла в испанскую гавань Сан-Лукар. Из ее экипажа в живых осталось всего 18 человек (по другим данным – 30).

На родине морякам пришлось нелегко. Вместо почестей им досталось публичное покаяние за один «потерянный» день (в результате движения по часовым поясам вокруг земли). С точки зрения церковников, это могло произойти только в результате нарушения постов.

Элькано, правда, почестей удостоился. Он получил герб, изображающий земной шар с надписью «Ты первый объехал вокруг меня», и пенсию в 500 дукатов. А о Магеллане никто и не вспомнил.

Истинную роль этого замечательного человека в истории смогли оценить потомки, и, в отличие от Колумбовой, она никогда не оспаривалась. Его плавание произвело революцию в представлении о Земле. После этого путешествия полностью прекратились какие-либо попытки отрицания шарообразности планеты, было доказано, что мировой океан един, получены представления об истинных размерах земного шара, окончательно установлено, что Америка является самостоятельным континентом, найден пролив между двумя океанами. И недаром Стефан Цвейг в своей книге «Подвиг Магеллана» написал: «Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое самосознание. И в этом смысле подвиг, совершенный Магелланом, превосходит все подвиги его времени».

Когда 4,5 миллиарда лет назад возникла наша планета, она была раскалена и состояла из жидких горных пород. На протяжении следующих миллионов лет Земля остывала, а её внешняя поверхность постепенно обретала твердую оболочку.

Однако это происходило неравномерно. Поскольку уже затвердевшие слои горных пород погружались в ещё жидкие, возникали обширные углубления, которые позднее стали глубоководными бассейнами. Земля медленно охлаждалась, при этом поднимался горячий водяной пар и образовывался плотный слой облаков.

Когда Земля в достаточной степени остыла, из этой тучи пошел дождь, который лил непрерывно тысячи лет. Попадая на горячую горную породу, вода испарялась, и снова поднимался пар, вследствие чего дождь только усиливался. Когда температура на Земле упала, воды стало испаряться все меньше и осадки собрались в огромных глубоководных бассейнах.

Древние океаны

Около 300 миллионов лет назад вся суша на нашей планете была объединена в один огромный континент, который назывался Пангея. Этот суперконтинент окружал один гигантский океан - Панталасса . Некоторые учёные предполагают, что за 1-2 миллиарда лет до появления Пангеи существовала еще большая часть суши, окруженная ещё большим праокеаном. Но эта теория до сих пор не имеет подтверждений.

Древний океан Тесис

Существовал еще один древний океан — Тесис . Это огромный океан, который существовал приблизительно от 250 до 65 миллионов лет назад. Когда континент Пангея раскололся на две части, этот океан возник между образовавшимися северной (Лавразия) и южной (Гондвана) частями. Современное Средиземное море между Южной Европой и Северной Африкой - остатки Тетиса .

Изменения морей и океанов

Моря и океаны постоянно изменяются - расширяются и сужаются. Так, например, около 300 миллионов лет назад, когда столкнулись все части суши, возник суперконтинент Пангея. При этом большинство морей сжалось. Около шести миллионов лет назад Средиземное море практически высохло, когда на пути воды встала неожиданная преграда. Это произошло потому, что Гибралтарский пролив оказался перекрыт после столкновения Африки с Европой. Лишь спустя миллион лет Средиземное море снова наполнилось водой. Вода в Атлантическом океане поднялась и огромным водопадом выплеснулась на высохший участок. Во время последнего ледникового периода около 10 000 лет назад так много воды превратилось в лёд, что уровень моря упал на 90 метров. Представь себе: из Америки в Африку можно было добраться пешком!

Люди и океаны

Долгое время люди считали, что море - спокойно текущая и глубокая река. Также они думали, что Земля имеет форму диска. На древней карте, нарисованной 2500 лет назад, видно, что эта «река» омывает дискообразную Землю со всех сторон. Но уже в те времена существовали смелые мореплаватели, которые отваживались уйти далеко в неизведанное море. Несмотря на полученные новые знания, представление о море и нашей планете в человеческом сознании менялось очень медленно.

Первые исследовательские экспедиции

Уже тысячи лет назад люди садились в каноэ или на плот и отправлялись к неизведанным материкам. Люди, которые жили в каменном веке, аборигены Австралии, 60 тысяч лет назад переплыли море на пути из Юго-Восточной Азии. Известно, что за 3000 лет до нашей эры некоторые народы Океании предпринимали исследовательские экспедиции к островам, расположенным в южной части Тихого океана. Уже 4000 лет назад моряки и торговцы переплывали на кораблях через Аравийское море.

Самые известные европейские мореплаватели Средневековья

Самыми известными европейскими мореплавателями раннего Средневековья (800-1000 годы) были викинги из Северной Европы, которые переплывали Атлантический океан, переселяясь в Гренландию, Исландию и на Ньюфаундленд. Существует версия, что викинги доходили до Северной Америки. Сегодня исследователи сходятся во мнении, что именно они, а не Христофор Колумб, открыли Америку.

Что доказал Тур Хейердал

Тур Хейердал (1914-2002) - норвежский естествоиспытатель, исследователь и путешественник, который прославился тем, что отправился на плоту «Кон-Тики» из Перу к островам Полинезии. Тем самым он доказал, что люди задолго до европейских моряков могли предпринимать такие путешествия.


Путешественник Тур Хейердал

В 1970 году Хейердал на парусной лодке собственной постройки успешно проделал путь из Марокко до Карибских островов (Атлантический океан), обосновав свою теорию, согласно которой древние египтяне уже тысячи лет назад могли плавать на подобных судах из Северной Африки в Америку.

Лодка из звериной кожи

Британский путешественник Тим Северин в 1976-1977 годах прошёл под парусом на лодке «Брендан», сделанной из бычьих шкур, от Ирландии до Ньюфаундленда (Канада). Из древних источников он узнал, что ирландский монах приблизительно в 570 году нашей эры доплыл на судне, изготовленном из кожи животных, до Северной Америки. Своим путешествием Северин хотел доказать, что это возможно на подобном судне - и ему это удалось.

Путешествия мореплавателей — поиски морских путей

Основная причина поисков морских путей в Азию - торговля товарами , которые отсутствовали в Европе. Прежде всего - это были специи и другие ценные вещи. Мореплаватели хотели наладить устойчивое торговое сообщение, так как в то время торговля контролировалась арабами. Европейцам приходилось переправлять товары через арабские страны и, соответственно, платить высокую пошлину. Кроме того, в начале XV века на арабской территории то и дело вспыхивали войны. Мореплаватели считали, что смогут без проблем доставлять товар в Европу, если найдут морской путь в Восточную Азию. Инициатором поисков стал Генрих Мореплаватель (1394-1460), принц Португалии, который подтолкнул европейских моряков к великим открытиям.

Знаменитое путешествие Колумба

Великий итальянский мореплаватель Христофор Колумб (1451-1506) отправился по поручению испанской короны на поиски западного морского пути из Европы в Индию. На кораблях «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» он поплыл через Атлантику и достиг Багамских островов, решив, что это острова, расположенные перед Индией. Так была открыта Америка - двойной материк, ранее в Европе неизвестный.


Итальянский мореплаватель Христофор Колумб

На обратном пути «Санта-Мария» потерпела кораблекрушение. В 1493 году Колумб на двух оставшихся кораблях вернулся в Испанию.

Кто первым обогнул Землю

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан (1480-1521) первым совершил путешествие вокруг Земли. Свое плаванье он начал из Испании в 1519 году, отправившись с пятью кораблями на запад. Магеллан пересек Атлантический и Тихий океаны, в 1521 году открыл Филиппины, однако на одном из островов был убит в столкновении с аборигенами. Хуан Себастьян Элькано - один из его капитанов - взял на себя командование, и в 1522 году лишь один из пяти кораблей вернулся в Испанию.

После первого кругосветного путешествия было окончательно доказано, что Земля - круглая. Также узнали, что Христофор Колумб не открыл путь в Индию, а обнаружил новый, неизвестный доселе континент. Кроме того, стало ясно, что существует Мировой океан, который омывает нашу Землю.

Первый европеец, открывший морской путь в Индию

Португальский мореплаватель Васко да Гама (1469-1524) первым нашел морской путь в Индию. По поручению португальского короля в 1497 году он отправился в плавание на 4 кораблях. Его маршрут лежал от Португалии до мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки, оттуда вдоль восточного побережья Африки до Малинди (Кения) и, наконец, на северо-восток до западного побережья Индии, которого да Гама достиг в 1498 году.