Певец Волги (Д.Садовников)

Дмитрий Николаевич Садовников родился в 1847 году в Симбирске, умер в 1883 году в Петербурге. Живя в Москве и Петербурге (с 1877 г. - постоянно), он был домашним учителем и заведовал литературно-критическим отделом журнала «Искусство». Известность Садовников приобрел как собиратель и издатель произведений фольклора («Загадки русского народа», 1876; «Сказки и предания Самарского края», 1884). Сотрудничал он во многих периодических изданиях (более чем в 40). Успехом пользовались стихотворные циклы «Из волжских преданий о Стеньке Разине» и «Песни о Стеньке Разине» («Слово», 1881; «Волжский вестник», 1883; «Живописное обозрение», 1883). Кроме оригинальных стихотворений, которые начали появляться с 1868 года, он печатал переводы из А. Тернье, Лонгфелло, Петефи, Эдгара По, Шекспира, Байрона, Рунеберга, Бушора и других поэтов, а также рассказы и критические статьи о поэзии. При жизни Садовникова его стихотворения собраны не были. Некоторые его произведения публиковались посмертно в периодических изданиях 1892–1894 годов и в сб. «Помочь» (под ред. П. Засодимского и А. Коринфского), а отдельными изданиями вышли: «На старой Волге» (Симбирск, 1906) и «Песни Волги» (СПб., 1913, с критико-биографическим очерком Н. А. Державина). Наиболее полное представление о наследии поэта дает издание «Певец Волги Д. И. Садовников», Куйбышев, 1940 (со вступительной статьей В. Ю. Крупянской и списком научных и литературных произведений Садовникова). Среди многих русских поэтов, подражавших фольклору, Садовников занимает особое место. Он разрабатывал сюжеты, навеянные народными преданиями и песнями вольнолюбивого и героического характера. По содержанию и стилю стихотворения Садовникова - один из удачных примеров творческого обращения к фольклорным традициям. Не случайно именно его две песни из разинского цикла удержались в быту едва ли не прочнее, чем соответствующие народные песни.

603. Зазноба

По посаду городскому,

Мимо рубленых хором,

Ходит Стенька кажный вечер,

Переряженный купцом.

Зазнобила атамана,

Отучила ото сна

Раскрасавица Алена,

Чужемужняя жена.

Муж сидит в ряду гостином

Да алтынам счет ведет,

А жена одна скучает,

Тонко кружево плетет.

Стенька ходит, речь заводит,

Не скупится на слова;

У Алены сердце бьется,

Не плетутся кружева.

«Полюбилась мне ты сразу,

Раскрасавица моя!

Либо лаской, либо силой,

А тебя добуду я!

Не удержат ретивого

Ни запоры, ни замки…

Люб тебе я аль не люб?

Говори мне напрямки!»

На груди ее высокой

Так и ходят ходенем

Перекатный крупный жемчуг

С золотистым янтарем.

Что ей молвить?.. Совесть зазрит

Слушать льстивые слова,

Страхом за сердце хватает,

Как в тумане голова…

«Уходи скорей отсюда! -

Шепчет молодцу она. -

Неравно старик вернется…

Чай, я - мужняя жена…

Нешто можно?» - «Эх, голубка,

Чем пугать меня нашла!..

Мне своей башки не жалко,

А его - куда ни шла!

Коль от дома прочь гоняешь,

Забеги через зады

В переулок, где разбиты

Виноградные сады…

Выйдешь, что ли?» - «Неуемный!

Говорю тебе - уйди!

Не гляди так смело в очи,

В грех великий не вводи!..»

- «Ну, коль этак, - молвит Стенька, -

Так, на чью-нибудь беду,

Я, непрошеный, сегодня

Ночью сам к тебе приду!»

Отошел, остановился,

Глянул раз, пообождал,

Шапку на ухе поправил,

Поклонился и пропал…

Плохо спится молодице;

Полночь близко… Чу!.. Сквозь сон

Половица заскрипела…

Неужели ж это он?

Не успела «ах» промолвить,

Кто-то за руки берет;

Горячо в уста целует,

К ретивому крепко жмет…

«Что ты делаешь, разбойник?

Ну, проснется, закричит!..»

- «Закричит, так жив не будет…

Пусть-ка лучше помолчит.

Не ошиблась ты словечком, -

Что вводить тебя в обман:

Не купец - казак я вольный,

Стенька Разин - атаман!

Город Астрахань проведать

Завернул я по пути,

Чтоб с тобой, моя голубка,

Только ночку провести!

Ловко Стеньку ты поймала!

Так держи его, смотри,

Белых рук не разнимая,

Вплоть до утренней зари!..»

1882
604. Песня

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выбегают расписные,

Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,

Обнявшись с своей княжной,

Свадьбу новую справляет,

И веселый и хмельной.

А княжна, склонивши очи,

Ни жива и ни мертва,

Робко слушает хмельные,

Неразумные слова.

«Ничего не пожалею!

Буйну голову отдам!» -

Раздается по окрестным

Берегам и островам.

«Ишь ты, братцы, атаман-то

Нас на бабу променял!

Ночку с нею повозился -

Сам наутро бабой стал…»

Ошалел… Насмешки, шепот

Слышит пьяный атаман -

Персиянки полоненной

Крепче обнял полный стан.

Гневно кровью налилися

Атамановы глаза,

Брови черные нависли,

Собирается гроза…

«Эх, кормилица родная,

Волга матушка-река!

Не видала ты подарков

От донского казака!..

Чтобы не было зазорно

Перед вольными людьми,

Перед вольною рекою, -

На, кормилица… возьми!»

Мощным взмахом поднимает

Полоненную княжну

И, не глядя, прочь кидает

В набежавшую волну…

«Что затихли, удалые?..

Эй ты, Фролка, черт, пляши!..

Грянь, ребята, хоровую

За помин ее души!..»

Род. 25 апреля 1847 г. в довольно образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Отец его, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербурге в Педагогическом институте, был долгое время домашним учителем у многих помещиков Симбирского края. Женат он был на симбирской же дворянке Татьяне Ивановне Полянской, в доме которой, в гор. Симбирске, родился и провел первые годы своего детства молодой С., находясь до 6-летнего возраста при тетке и бабушке. По-русски читать он выучился рано, по шестому году, и очень скоро; читал все, что ни попадалось под руку. У отца его имелась довольно хорошая библиотека и сын скоро перечел в ней все, что нашлось. С годами эта любовь к чтению перешла у него в какую-то ненасытную страсть, к удовлетворению которой он постоянно стремился. Вместе с этим явилась потребность делиться с кем-либо мыслями по поводу прочитанного, и вот вследствие такой потребности Д. Н., будучи еще только 9 лет от роду и живя в Репьевке у Бестужевых, задумал составить сборник всего им прочитанного по естественным наукам (что составило толстую тетрадь в несколько сот листов), озаглавленного им: "Жаркие страны". До 14-летнего возраста молодой С. находился безотлучно при отце и рос под его сильным влиянием. Отец его был человек серьезный и сына держал в большой строгости, отчего последний вышел тихим и скромным и остался таким на всю жизнь. Сделав еще одну попытку составления сборника из прочитанных материалов, озаглавленного им "Космос для детей", он скоро перешел к стихотворным подражаниям русским поэтам. Это было при жизни отца, которого он лишился в 1861 г. Стараниями своей тетки С. был определен вскоре после смерти отца в Симбирскую гимназию. Будучи до этого времени одиноким домоседом, он вдруг очутился среди шумной толпы товарищей. Впрочем, его радовал, как и всех детей, гимназический мундир с блестящими пуговицами и новые знакомства. Через год он уже сделался менее застенчивым мальчиком, нежели был при отце: товарищи оказали на него свое влияние, хотя особенной бойкости в нем никогда не проявлялось. В гимназии С. удалось основательно изучить английский язык и познакомиться в подлиннике со многими выдающимися произведениями английской литературы. Но зато эти занятия отвлекли его от изучения математики, которая давалась ему с трудом и которую он недолюбливал за сухость и, как он сам выражался, "за бессердечность". Печататься С. стал тогда еще, как находился в 5 классе гимназии. Первые печатные строки его - две корреспонденции из Симбирска - помещены в "Северной Пчеле" за 1864 г. за подписью: "Ю. Подгорин". В 1866 г. им был окончен поэтический перевод поэмы Лонгфелло "Песнь о Гайавате", но выбор предмета для перевода оказался неудачным, в том смысле, что поэма была уже переведена до него г. Михайловским и напечатана в Современнике. В следующем 1867 г. С. вышел из 7 класса гимназии и уехал на деньги, скопленные от давания уроков в бытность в гимназии в Симбирске. В Москве он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка. Тут он проводил все время в постоянном чтении, успел познакомиться с французскою литературою 18-го столетия и много переводил. Между прочим, два его стихотворения, посланные В. Р. Зотову, одно - переводное из Лонгфелло "Стрела и песня", другое - оригинальное "Первый снег" - были напечатаны в № 47 Иллюстрированной Газеты за 1868 г. за подписью: С-ъ. Лишь по прошествии многих месяцев по приезде в Москву С. удалось пристроиться к одному богатому купцу в качестве учителя английского языка и с ним отправиться за границу. Относительно этой поездки в одном из некрологов С. находим следующие сведения: "Южная Россия, где он успел побывать, благодаря любознательности и подвижности своей натуры, произвела на него сильное впечатление. Он прожил два месяца в Одессе, был в Константинополе и в Крыму. Последний особенно ему понравился своим голубым небом, живописными долинами и роскошною растительностью. К морю он как-то даже привык, так что потом несколько скучал о нем". Вернувшись из Крыма, С. проехал опять в Москву, где и прожил около трех месяцев. Из Москвы он переселился в свой родной Симбирск и поступил там на место домашнего учителя в одно помещичье семейство. К этому времени относится его женитьба на Варваре Ивановне, дочери симбирского помещика И. Д. Лазарева. После 6-летней супружеской жизни С. овдовел, оставшись после смерти жены с тремя малолетними детьми. Поручив их попечению своих родных, С. все это время проживал то в Москве, то в Петербурге, печатал в разных изданиях свои стихотворения и те многочисленные и ценные труды в прозе, которые доставили ему известность далеко за пределами литературных кружков. Это статьи, имеющие отношение к истории и особенно к этнографии Поволжья. В издававшемся в Москве Н. И. Алябьевым журнале для народного чтения и школ "Грамотее" за 1872 г. С. напечатаны: два перевода из Лонгфелло: "На рассвете" (кн. V, май, стр. 25) и "Сон невольника" (кн. VI, июнь, стр. 29-30), и побасенка "Лень перекатная" (кн. X, октябрь, стр. 22-24). В московском ученом, литературном и политическом журнале "Беседа", выходившем под редакциею С. А. Юрьева за 1872 г., в XI и XII кн., в отделе Внутреннего обозрения - Русская Земля, С. поместил первый свой собственно этнографический труд: "Жегули и Усолье на Волге. (Наброски путем-дорогой.) I-II". В предисловии к этой статье указывает он на важность этнографических задач: "предлагаемый мною очерк заключает в себе и собственные путевые наблюдения, и свод того, что известно о Жегулях и Самарской луке, и преимущественно с исторической стороны. История этого небольшого клочка земли, игравшего свою роль в жизни русского народа, не должна, по-моему, обходиться молчанием и не может иметь интерес лишь местный". К следующему 1873 г. относится новый и ценный труд С., имеющий целью проследить историю заселения Сибири выходцами из России, в целом ряде хотя и популярных рассказов, напечатанных в "Грамотее" под общим заглавием: "Подвиги простых русских людей (Покорение Сибири)", но написанных после изучения многочисленных исторических материалов. В начале І-ой главы автор замечает: "впереди мы будем вести речь о тех людях, которые в несколько лет прошли от Уральских гор до далекой оконечности Сибири, терпя всевозможные лишения: и голод, и холод, и непогоду. Люди эти (он их называет "землепроходцами") совершали великую путину..., покоряли дорогой разные племена, прибавляли к нашей земле новые края и населяли их". В заключении автор сказал о своем труде: "Наши рассказы, которые можно назвать историческими, потому что в них описывались правдивые события из истории жизни целого народа, были также и жизнеописательными. Мы старались в них на сколько можно ближе познакомиться с теми землепроходцами, которые, благодаря силе своего характера, твердо направленной воле, сделали больше всех, вели вперед других. Припомните Ермака, Дежнева, Пояркова, Хабарова. Они были образчиками того сорта людей, который мог выйти в то время из русского народа... Наши землепроходцы не встретили сильного отпора. Бессилие и полное невежество уступили дорогу силе и знанию". В 1874 г. эти статьи вышли и отдельным изданием в Москве под заглавием: "Наши землепроходцы. Рассказы о заселении Сибири. 1581-1812" в 8° и были сочувственно встречены отзывами в журналах: "Народная школа" (1876 г. № 3) и "Дело", хотя тогда же были указаны и некоторые промахи и недостатки. В 1873 же году С. напечатал в журнале "Семья и Школа" (№ 9) стихотворение: "Усолка. Народное предание", с которого началось появление в печати ряда поэтических переложений в стихах исторических сказаний и преданий Поволжского края. "С ранних лет", говорит г. Ап. Коринфский в своей биографической заметке о С., "он почувствовал непреодолимое тяготение к народу; как истый волжанин, он полюбил Волгу и родное Поволжье, объездил и даже обошел его вдоль и поперек, узнавая народ и его жизнь путем личного, непосредственного общения с ним. Благодаря этому, он и обогатил отечественную этнографию ценным вкладом собранных и на месте записанных преданий и образцов простонародного творчества; при этом сам, невольно поддавшись неотразимому обаянию этого творчества, он и в своих оригинальных поэтических произведениях придерживался народного колорита и миросозерцания". В 1874 г. печатается в "Симбирск. Губернских Ведомостях" № 34 и 40 ряд собранных им памятников народного творчества, известных под названием заговоров (8 №№), в №№ 46, 47 и 51 - Детские песни, а в журнале "Нива" без подписи статьи по этнографии, географии и истории. В следующем 1875 г. появился в "Ниве" новый ряд его статей, также не подписанных, и перевод сочин. Эмиля Золя в "Пчеле". Отдельной книжкой вышли без имени переводчика: "Норвежские сказки", очень одобрительно принятые отзывами в "Голосе" и "Педагогическом Листке". В 1876 г., кроме целого ряда статей и стихотворений без подписи в "Ниве", - в "Вестнике Европы" появилась одна из лучших поэм Садовникова "Попутный ветер. Народная сказка" 1-7. Канвой автору послужил слышанный им в селе Озерки Ставропольского уезда Самарской губернии вариант напечатанной А. Н. Афанасьевым сказки "О драчливой жене и смирном мужике". В том же журнале помещен им и перевод из Байронова "Манфреда". Особенно же следует здесь указать на появление в печати обширного труда С.: "Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач"; свыше 2504 №№. Сочувственные отзывы об этом труде можно найти в "Русском Филологическом Вестнике" проф. М. Колосова, 1879 г., № 1, стр. 134, и в "Гражданине", № 2 за 1876 г. Трудом этим автор составил себе имя в этнографической науке. Немало труда положено было С. на собрание такой массы загадок из бесчисленного множества печатных книг, газет, редких изданий и из рукописей Архива Имп. Русского Географического Общества. Достаточно сказать, что до сих в издании С. мы имеем единственное полное собрание этого рода памятников народного творчества, ничем другим еще не замененное, несмотря на 20 лет, отделяющие нас от времени появления его в печати. В том же (1876 г.) в "Русской Старине" напечатаны С.: 1) Народные рассказы про старину, Иван Грозный, т. XV, № 2, 2) Народные рассказы. Разин в Симбирске. - Пугачев в Симбирске т., XV, № 4, и 3) Расправа с Пугачевцами. Народный рассказ, т. ХVII, № 9. В 1877 г., кроме нескольких статей без подписи в "Ниве" и "Кругозоре" - в "Вестнике Европы" напечатаны лучшие его стихотворения: "Небесной равниной, послушны дыханью...", "Я не рожден для злобы дня..." (исповедь поэта), "Ребенку. (Посвящается Ольге С.)" и "В Степи". В стихотворении "Ребенку" поэт обращается к своей дочери; тон этого обращения говорит о мягкой, почти женственной натуре поэта. К 1878 г. относится стихотворение "Над Экклезиастом", напечатанное в "Свете". В 1879 г. С. напечатаны: стихотворения в Огоньке: "Из веселых песен". Из Бушора, Сюлли, Терье. Из современного Фауста; рассказ: "Как он ездил в Персию" (подписанный: "Жанрист") и "Аннабель Ли" (стихотворение из Э. По); в "Живописном Обозрении" переводное стихотворение: Аист (из Петефи). В "Еженедельном Новом Времени" - стихотворение из Свиньерна и рассказ: "Шут". В "Стрекозе" ряд фельетонов "На полях книг" (за подписью: "Неон 2-й") В "Будильнике" стихотв. "Странствующие комедианты" (из Бушора), "Ах, надо мной мои друзья" (перев. оттуда же), перевод из Гонгоры и др. 1880 г. в поэтической деятельности С. особенно богат оригинальными стихотворениями; так в "Огоньке" им были помещены стихотворения: "Сон" (№ 4), "Тоска" (№ 5), "Песня колосистой ржи" (там же), "На старой Волге: Полонянка. (Жегулевское преданье)" (№ 11). В выноске автор указал, что "под этим общим заглавием он намерен, время от времени, помещать те устные предания, которые тесно связаны с поэтическим прошлым Волги". По случаю открытия в Москве А. С. Пушкину памятника, С. послал из Симбирска стихотворение: "26 мая 1880 г. (1799-1880). "В отрадный миг желанного рожденья...", прочитанное в Москве на празднике Пушкина в зале Дворянского Собрания, 7 июня, В этом же журнале и два переводных стихотворения из А. Терье "Малиновка" (№ 16, с. 313) и "Ласточки" (№ 17, стр. 326). В "Слове" стихотворение: "Надейся и нового дня подожди" и др. В "Живописном Обозрении" рассказ: "Сила Ерофеич" и перевод из Бушора. В "Будильнике" стихотворение "Тройка" и др. В 1881 г. напечатано большое переводное произведение в "Огоньке" (№№ 12, 13, 14, 15 и 16, с гравюрой и 3 виньетками): "Король Фьялар. Поэма И. Л. Рунеберга, в пяти песнях. Посвящается Я. П. Полонскому"; (№ 35) стихотворение: "Перепелка" пер. из А. Терье; а также: в "Слове": Песни о Стеньке Разине: I. Астраханский загул, II. Стенькина шуба. В "Иллюстрированном Мире": "Из песен об умершей"; в "Осколках": "На распутье"; в "Живописном Обозрении": "Певец"; во "Всемирной Иллюстрации": "Названец", "Дорогой", "Путеводные звезды"; в "Русской Мысли": "Настасьина могила. Волжское предание. (Посвящается В. М. Максимову)"; в "Модном Свете": Ночная греза, Летняя сказка, Я искал тебя, я ждал; в "Новом Русском Базаре": из Сюлли: "Из старых песен" и др. В 1882 г. в "Русской Мысли" помещены: "Вальтер фон дер Фогельвейде (Легенда)", "Зазноба. (Из волжских песен)"; в "Волжско-Камском Слове" - "Письма из Петербурга", за подписью: С-ъ. В 1883 г. в "Русской Мысли" напечатан перевод из Лонгфелло: "Эмма и Эгингард". (Посвящается М. В. Бородиной); в "Волжском Вестнике": "Атаман и есаул" и "Из волжских песен" (три стихотворения). После смерти С. изданы: 1) в 1884 г. в "Записках Имп. Русского Геогр. Общ." по отдел. этнографии, т. ХII: "Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д. Н. Садовниковым". В предисловии к этому наиболее важному его труду Л. Н. Майков, под редакцией которого был выпущен этот объемистый и ценный сборник, указывает на значение этнографических трудов автора, 2) в "Историческом Вестнике", т. ХLVII, январь, напечатано, с сопровождением портрета Д. Н. Садовникова и вводной заметки г-на Аполл. Коринфского, одно неизданное произведение С. в стихах: "Кума. Поэма из волжских преданий", I-X. В своей заметке г-н Коринфский отмечает: "Кроме "Кумы", у родных Дм. Н-ча остались ненапечатанными еще несколько мелких, отрывочно записанных лирических и эпических стихотворений, из которых иные могли бы, без всякой дополнительной отделки, быть напечатаны даже самим взыскательно строгим к себе покойным автором, с такою любовью работавшим над каждой своей вещицей...". С., никогда не обладавшему достаточными материальными средствами, а в последние годы почти, можно сказать, бедствовавшему, и под конец его жизни судьба не улыбнулась. Долгое время подыскивал он случая поступить на казенную службу, чтобы иметь что-либо, более или менее определенное; особенно его привлекала, отвечавшая его наклонностям, служба в Статистическом Губернском Комитете, но ни в Симбирске, ни в Казани ему не удалось занять этого места, хотя по своим трудам он имел право на занятие его. Эта и другие неудачи в том же роде сломили окончательно его и без того некрепкое здоровье. Он умер в Петербурге, в клинике проф. Боткина, после тяжкой болезни 19 декабря 1883 г.

Н. Агафонов, "Заволжская вивлиофика. Сборник археологических, исторических, этнографических и биобиблиографических материалов. Вып. І. Казань. 1887". - Аполл. Коринфский, предисловие к поэме С. "Кума" в "Историческом Вестнике", 1892 г., январь. - В. Чуйко, "Современная русская поэзия в ее представителях", СПб., 1885.

Пав. Симони.

{Половцов}

Садовников, Дмитрий Николаевич

(1846-1883) - поэт и этнограф. Сочинения его: "Русская земля, Жегули и Усолье на Волге", набросок путем-дорогою ("Беседа", 1872, №№ 11 и 12), "Подвиги русских людей" ("Грамотей", 1873, №№ 1, 2, 3, 8, 11 и 12), "Наши землепроходцы", рассказы о заселении Сибири (М., 1874, 2 изд., 1897), "Загадки русского народа" (СПб., 1875), "Из летней поездки по Волге" ("Век", 1883, кн. I), "Сказки и предания Самарского края" ("Записки Имп. Русск. геогр. общ.", 1884, т. XII) и множество мелких статей, этнографических рассказов и стихотворных переводов. Стихом С. владел хорошо. Обыкновенные его псевдонимы - "Д. Волжанин" и "Жанрист". См. "Рус. ведомости" (1883, № 353), "Исторический вестн." (1884, 2) и Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей".

{Брокгауз}

Садовников, Дмитрий Николаевич

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Садовников, Дмитрий Николаевич" в других словарях:

    Дмитрий Николаевич Садовников Дмитрий Николаевич Садовников (25 апреля (7 мая) 1847 … Википедия

    Русский фольклорист, этнограф, поэт. Составил самый полный и лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа» (1876). В сборнике «Сказки и предания Самарского… … Большая советская энциклопедия

    Садовников (Дмитрий Николаевич, 1846 83) поэт и этнограф. Сочинения его: Русская земля, Жегули и Усолье на Волге, набросок путем дорогой (Беседа, 1872, № 11 и 12), Подвиги русских людей (Грамотей, 1873, № 1, 2, 3, 8, 11 и 12), Наши… … Биографический словарь

    Дмитрий Николаевич Садовников (25 апреля (7 мая) 1847, Симбирск 19 (31) декабря 1883, Санкт Петербург) русский поэт, фольклорист и этнограф. Учился в Симбирской гимназии, служил педагогом. Составитель наиболее полного и наилучшего в научном… … Википедия

    - (25 апреля (7 мая) 1847, Симбирск 19 (31) декабря 1883, Санкт Петербург) русский поэт, фольклорист и этнограф. Учился в Симбирской гимназии, служил педагогом. Составитель наиболее полного и наилучшего в научном отношении сборника «Загадки… … Википедия

    Русская фамилия. Известные носители: Садовников, Александр Алексеевич (р. 1948) российский дипломат. Садовников, Борис Иосифович (1940) советский физик и математик, лауреат Гос. премии СССР (1983; совместно с Н. Н. Боголюбовым… … Википедия Википедия электронная книга


(7.05(25.04).1847, г. Симбирск - 31(19).12.1883, г. Санкт-Петербург),

поэт, переводчик, собиратель русского фольклора, историк литературы.

Родился в Симбирске в довольно образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Его отец, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербургском Педагогическом институте, долгое время работал домашним учителем у помещиков Симбирского края. Отец был женат на симбирской дворянке Татьяне Ивановне Полянской. Раннее детство Дмитрий Садовников провёл в доме его тетки по матери Ю. И. Полянской, находившемся рядом с Петропавловским спуском (ныне спуск Степана Разина). Рано выучившись читать, прочёл всё, что нашлось в отцовской довольно хорошей библиотеке. В 1864 г. Д. Садовников поступил в четвёртый класс Симбирской мужской гимназии. Литературные способности проявились довольно рано: с восьми лет он сочинял стихи - подражания русским поэтам, печататься начал находясь в пятом классе гимназии. Первые печатные строки его - две корреспонденции из Симбирска - помещены в «Северной Пчеле» (1864 г.) за подписью: «Ю. Подгорин». В 1866 г. им был окончен поэтический перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате», но выбор предмета для перевода оказался неудачным, в том смысле, что поэма была уже переведена до него Михайловским и напечатана в «Современнике». В 1867 г., не закончив полного гимназического курса, Садовников переехал в Москву. Он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка, проводил много времени за чтением и переводом. По прошествии нескольких месяцев, поступил на работу к богатому купцу в качестве учителя английского языка и с ним отправился за границу. Прожил два месяца в Одессе, был в Константинополе и в Крыму. В 1868 г. в «Иллюстрированной газете» (г. Санкт-Петербург) начал печатать свои первые стихи. Переселившись из Москвы в свой родной Симбирск, поступает на место домашнего учителя в помещичье семейство. В 1871 г. женится на Варваре Ивановне Лазаревой, сестре одного из гимназических товарищей. Спустя шесть лет после женитьбы, остался вдовцом с тремя малолетними детьми на руках, и, как писал его первый биограф , «безо всяких определённых средств». С этого времени и до конца жизни преимущественно жил в Петербурге, каждый год, летом, приезжая в Симбирск к детям, которые были оставлены на попечение Ю. И. Полянской. В 1873 г. в журнале «Семья и Школа» (№ 9) было напечатано стихотворение Садовникова «Усолка. Народное предание», с которого началось появление в печати ряда поэтических переложений в стихах исторических сказаний и преданий Поволжского края, многочисленные и ценные труды в прозе, имеющие отношение к истории и этнографии Поволжья. А. А. Коринфский в своей биографической заметке о Д. Садовникове писал: «С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина. В раннюю пору запала в сердце богато одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения изустного народного творчества. Мысль эта в последствии, в более зрелые годы и была приведена им в исполнение, - когда он прошёл, что называется, вдоль и поперёк всё жигулёвское побережье, занося в свою походную книжку «сказания местного слова» (Коринфский А. Д.Н. Садовников и его поэзия. - СПб., 1900. - С. 108.). В 1876 г. Д. Н. Садовников подготовил самый полный и лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа». Ему принадлежит честь открытия одного из российских сказочников - , крестьянина (ныне находится в ), записи 72 рассказов которого вошли в сборник «Сказки и предания Самарского края» (1884). Лучшие из стихов Д. Н. Садовникова, ставшие народными песнями, навеяны фольклором о Степане Разине: , «По посаду городскому» и др. Для Садовникова как исследователя был характерен интерес к естественно-бытовым основам фольклора. Это сказалось в его просветительской деятельности, в написании им книг для народных школ и училищ «Наши землепроходцы» (1874), «Языческие сны русского народа» (1882) и др. В конце жизни подготовил к печати две историко-литературные публикации: «Письма А. Пушкина к Н. Языкову» и «Отзывы современников о Пушкине» (материалы для его биографии). В последний, петербургский период своей жизни Садовников много работал над переводами стихотворений Байрона, Лонгфелло, Теннисона, Эдгара По и других поэтов, безуспешно добивался места секретаря губернского статистического комитета. 31(19) декабря 1883 г. после недолгой болезни, скончался в клинике профессора Боткина в Петербурге, похоронен на Новодевичьем монастырском кладбище.

Библиография:

Загадки русского народа : сборник загадок, вопросов, притч и задач / сост. Д. Н. Садовников. - СПб. : Тип. Н. А. Лебедева, 1876. - 333 с.

Сказки и предания Самарского края / собраны и записаны Д. Н. Садовниковым. - СПб. : Тип. МВД, 1884. - 388 с.

Садовников Д. Н. Наши землепроходцы : рассказы о заселении Сибири (1581-1712 гг.). - М. : Изд. В. Д. Карчагина, 1905. - 189 с.

На старой Волге : песни и легенды Дмитрия Николаевича Садовникова. - Симбирск: Типо-литография А. Т. Токарева, 1906. - 92 с.

Певец Волги Д. Н. Садовников . Избранные произведения и записи / сост. В. Ю. Крупянская. - Куйбышев, 1940. - 168 с.

Загадки русского народа : сборник загадок, вопросов, притч и задач / сост. Д. Н. Садовников. - М. : Изд-во МГУ, 1959. - 335 с: ил.

Садовников Д. Н. Избранные произведения / сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. Н. Болдырев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989. - 221 с. : ил.

Садовников Д. Н. Сказки и предания Самарского края . - Самара: Самар. НМЦ НТ, 1993.
Вып. 1. - 1993. - 248 с.

Вып. 2. - 1993. - 204 с.

Садовников Д. Н. Марина-русалка : записано со слов симбирской мещанки Екатерины Григорьевны Извощиковой // Мономах. - 1996. - № 3. - С. 40-42.

О нём:

Бейсов П. С. Дмитрий Николаевич Садовников // Славные даты / сост. Н. И. Никитина. - Ульяновск, 1967. - С. 46-49.

Болдырев В. Н. Д. Н. Садовников - поэт и фольклорист // Садовников Д. Н. Избранные произведения. - Саратов, 1989. - С. 5-10.

Гиривенко А. Н. Дмитрий Садовников - переводчик А. Теннисона // Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России: тез. докл. - М. , 2001. - С. 43-47.

Гофман Л. Он пел о Волге и воле // Гофман Л. Одиссея Александра Рославлева. - М., 1984. - С. 78 - 88.

Коринфский А. Д. Н. Садовников и его поэзия : сообщение, сделанное 17 марта 1900 г. в кружке имени Я. П. Полонского. - СПб. : Изд. П. П. Сойкина, 1900. - 112 с.

Крупянская В. Ю. Дмитрий Николаевич Садовников // Певец Волги Д. Н. Садовников. Избранные произведения и записи. - Куйбышев, 1940. - С. 5-20.

Петров С. Б. Д.Н. Садовников и музыка // Гуманитарная мысль на рубеже веков: межвуз. сб. науч. тр. / ред. В. И. Зеркалов. - Саратов, 2000. - С. 100-103.

Рассадин А. П. К биографии Д. Садовникова: (о месте упокоения и похоронах поэта) // Краеведческие записки. - Ульяновск, 2012. - Вып. 15. - С. 255 -260.

Селиванов К. А. Д. Н. Садовников (1847-1883) // Селиванов К. А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. - Куйбышев, 1953. - С. 133-135.

Селиванов К. А. [Дмитрий Николаевич Садовников] // Селиванов К. А. Литературные места Ульяновской области. - Саратов, 1969. - С. 65-68.

Смолицкий В. История одного песенного сюжета / В. Смолицкий, Г. Смолицкий // Народное творчество. - 2003. - № 6. - С. 52-53.

Стихотворение Д. Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Шинкарова Н. В. Архивные материалы Д. Н. Садовникова в фондах Ульяновского областного краеведческого музея // Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры. - Ульяновск - Жигули, 2002. - С. 19-25: фот.

Трофимов Ж. А. Детские и школьные годы Д. Н. Садовникова; «Из-за острова на стрежень…»: (к истории песни Д. Н. Садовникова); А. А. Коринфский о Д. Н. Садовникове // Трофимов Ж. А. Симбирск литературный: (поиски, находки, исследования). - Ульяновск, 1999. - С. 284-303, 312 - 321.

Он был яркий, оригинальный литератор, фольклорист, критик, талантливый переводчик. В России до сих пор поют песню «Из-за острова на стрежень», - песню о Волге и Степане Разине, которую многие считают народной, но на самом деле автором её слов является замечательный русский поэт XIX века Дмитрий Николаевич Садовников (рис. 1).

Он родился 25 апреля (по новому стилю – 7 мая) 1847 года в городе Симбирске в образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Его отец, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербургском Педагогическом институте, долгое время работал домашним учителем у помещиков Симбирского края.

Отец был женат на симбирской дворянке Татьяне Ивановне Полянской. Своё раннее детство Дмитрий провёл в доме его тетки по матери Ю.И. Полянской, находившемся в Симбирске рядом с Петропавловским спуском (ныне спуск Степана Разина). Рано выучившись читать, мальчик прочёл всё, что нашлось в отцовской довольно хорошей библиотеке, и в 1864 году он поступил в четвёртый класс Симбирской мужской гимназии.

Литературные способности у юного воспитанника проявились довольно рано. Уже с восьми лет Дмитрий сочинял стихи, которые поначалу были только подражанием известным русским поэтам, но очень быстро в его творчестве появились и свои собственные, оригинальные сюжеты и настроения. Печататься юноша начал, находясь лишь в пятом классе гимназии. Первые печатные строки его (две корреспонденции из Симбирска) были помещены в 1864 году журнале «Северная Пчела» за подписью: «Ю. Подгорин».

Затем начинающий литератор стал пробовать себя в переводах. В 1866 году он закончил работу над произведением американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Лишь позже юноша узнал, что предмет для перевода он выбрал не слишком подходящий, так как поэма Лонгфелло к тому времени была уже переведена Михайловским, и даже напечатана в «Современнике». Однако это обстоятельство не слишком огорчило начинающего переводчика, тем более, что впоследствии литераторы старшего поколения признали перевод Садовникова весьма удачным.

В 1867 году, ещё не закончив полного гимназического курса, Дмитрий Садовников переехал в Москву. Здесь он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка, и проводил много времени за чтением и переводами. Лишь через несколько месяцев молодой человек поступил на службу к богатому купцу, которому нужен был учитель и переводчик с английского языка, и вместе с ним отправился за границу. В этой поездке Садовников два месяца прожил в Одессе, а затем побывал в Константинополе и в Крыму.

В 1868 году он начал печатать свои первые стихи в петербургской «Иллюстрированной газете». Вскоре Садовников вернулся из Москвы в свой родной Симбирск, где нашёл место домашнего учителя в помещичьем семействе. В 1871 году он женился на Варваре Ивановне Лазаревой, сестре одного из своих гимназических товарищей. Однако спустя шесть лет его жена скончалась от чахотки. Дмитрий Садовников остался вдовцом с тремя малолетними детьми на руках, и, как потом указывалось в его биографии, «безо всяких определённых средств». В Симбирске заработков у него почти не было, и в итоге молодой литератор решил уехать из захолустного Симбирска в российскую столицу, оставив детей на попечении тетки по матери Ю.И. Полянской. Ей он регулярно присылал деньги для детей со всех своих писательских доходов. Кроме того, к детям он приезжал раз в год в летние месяцы, но всё остальное время жил и работал преимущественно в Санкт-Петербурге.

В 1873 году в журнале «Семья и Школа» было напечатано стихотворение Дмитрия Садовникова «Усолка. Народное предание», с которого и началась публикация его творческого цикла в стихах, созданного на основе народных сказаний и преданий Поволжского края, а также многочисленные статьи и рассказы в прозе.

Писатель А.А. Коринфский в своей биографической заметке о Д.Н. Садовникове писал так: «С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина. В раннюю пору запала в сердце богато одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения изустного народного творчества. Мысль эта впоследствии, в более зрелые годы и была приведена им в исполнение, – когда он прошёл, что называется, вдоль и поперёк всё жигулёвское побережье, занося в свою походную книжку «сказания местного слова».

В 1876 году Д.Н. Садовников подготовил самый полный в XIX веке и самый лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа». Ему по праву принадлежит честь открытия одного из самых талантливых российских сказочников – А.К. Новопольцева, крестьянина из села Ясашное Помряскино (ныне оно находится в Ульяновской области). Записи 72 лучших рассказов Новопольцева впоследствии вошли в сборник «Сказки и предания Самарского края» (1884 год). Лучшие из стихов Д.Н. Садовникова, ставшие затем народными песнями, в том числе «Из-за острова на стрежень» и «По посаду городскому», также имеют народную основу.

Для Садовникова как исследователя был характерен интерес к естественно-бытовым основам фольклора. Это сказалось в его просветительской деятельности, в написании им таких пособий для народных школ и училищ, как «Наши землепроходцы» (1874год), «Языческие сны русского народа» (1882 год), и другие.

Как уже говорилось, основным источником, питавшим поэзию Садовникова, была Волга, на берегах которой он родился, вырос и провел значительную часть своей жизни. «Волга была моей первой любовью, - писал поэт, - первое представление о прекрасном неразрывно связано с ней». При этом лучшие стихи Садовникова (легенды, сказания, пейзажи) написаны о Степане Разине, который является одним из главных героев его поэзии.

Облик Разина у Садовникова глубоко народный, социально заостренный. Это русский добрый молодец, полный широкой удали и беззаветно увлекающей отваги, народный богатырь (рис. 2-4).



«За Степаном - только свистни -

Колыхнется весь народ…

А кому охота биться

За царевых воевод?»

Разин у Садовникова - горячий патриот: его долг - защищать народ, оберегать границы «свято-русской земли». На вопрос народа «Где, кормилец, пропадал?», Разин отвечает: «За святую бился Русь». Человек большого сердца, романтического порыва, Разин в творчестве Садовникова высоко ценит товарищество. Даже любовь к прекрасной женщине не может заставить его изменить чувству товарищества, которое связывается у него с борьбой за волю.

Под стать Разину и другие герои Садовникова - энергичные, волевые люди, способные на самоотверженный подвиг. Такова русская богатырка Усолка, которая, несмотря на свой преклонный возраст, в грозный час опасности берет меч, садится на коня, бросается в гущу битвы и добивается победы.

«И память о той богатырке жива!

Ее сохранила людская молва…

Так билися в старые годы

За право труда и свободы».

Сюжет многих стихотворений поэта, основанных на легендах и преданиях, в том числе «Полонянка», «Усолка», «В Жигули», и других. Волга у Садовникова - колыбель воли, мощи, славы, русского народа, его любимая река. Обращаясь к Волге, поэт говорит:

«Тебе несу стихи, река моя родная,

Они - навеяны и созданы тобой -

Мелькали предо мной, окраскою сверкая,

Как рыбки вольные сверкают чешуей.

Простор песков твоих, лесов живые краски.

Разливы вешние ликующей воды

И темных Жигулей предания и сказки

На них оставили заметные следы».

(«К Волге»).

Значительное количество стихотворений Садовников посвящает Жигулёвским горам, в том числе «В Жигулях», «Молодецкий курган», «Жигулевские клады», и так далее. Но красота Жигулей для Садовникова - это не основное. Жигули для него - «свидетели давнишних дел, старинной пережитой были…» А еще Жигули - это родина самобытной народной песни (рис. 5-9).





«Да и где родиться песням,

Как не здесь - у этих гор…

Песни «удали и воли», такой, что

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разобьет!..»

Прекрасные волжские пейзажи у Садовникова тоже связаны главным образом с Жигулями.

«Ущелья залиты весеннею водой…

Меж небом и землей, на голубом просторе,

Красавцы-Жигули вздымаются грядой,

Как остров, брошенный в раскинутое море.

Овраги темные кой-где еще таят

Пласты тяжелые подтаявшего снега,

И горные ручьи, сливаясь в водопад,

Шумят и на реку кидаются с разбега…

Водой подмытые, несутся с крутизны,

Шумя и прыгая, тяжелые каменья,

С собою унося покорных жертв весны,

Прибрежные кусты, в широкое теченье».

(«Волжские эскизы»).

Поэтическое своеобразие, сердечность и мелодичность - отличительные черты пейзажной лирики Садовникова.

«Широкой полосой к реке сбегает сад,

Усыпаны душистым белым цветом -

Как снегом, старые в нем яблони стоят,

Дыша знакомым мне и радостным приветом.

На скользкую траву откидывая тень,

Они сбегают вниз - весенней жажды полны -

Туда, где сторож их, извилистый плетень,

Не в силах задержать вступающие волны.

Река торжественно и медленно идет,

Подходит и опять поспешно отступает -

Как будто яблоней сверкающий налет

Про зимы снежные ей вдруг напоминает».

(«Волжские эскизы»).

Творчество Садовникова-фольклориста было тесно связано с Самарской губернией, которую за свою жизнь он хорошо изучил. Особенно влекло его Жигулёвское побережье, где поэт часто бывал, тщательно исследуя и записывая местные предания. В результате в 1872 году в журнале «Беседа» появилась большая историко-этнографическая статья Садовникова «Жигули и Усолье на Волге». В последующие годы были напечатаны и другие статьи Садовникова на ту же тему: «Жигулевские горы», «Виды Волги», «Царев курган», «Из волжских преданий о Стеньке Разине», «Из летних поездок по Волге», и так далее.

В первой половине 70-х годов Садовников записал много фольклорного материала в Заволжье, на территории Ставропольского, Волжского, Красноярского, и других современных районов Самарской области. Собранные им материалы вошли в известные сборники «Загадки русского народа» (1875 год) и «Сказки и предания Самарского края» (1884 год), которые явились ценнейшим вкладом в фольклористическую литературу (рис. 10, 11).

В конце жизни Садовников подготовил к печати две историко-литературные публикации: «Письма А. Пушкина к Н. Языкову» и «Отзывы современников о Пушкине» (материалы для его биографии). В это время он много работал над переводами стихотворений Байрона, Лонгфелло, Теннисона, Эдгара По, и других поэтов.

Смерть поэта от чахотки была быстрой и для всех неожиданной. Она последовала 19 (по новому стилю 31) декабря 1883 года в клинике профессора Боткина в Санкт-Петербурге. Садовников был похоронен на Новодевичьем монастырском кладбище (рис. 12).

При этом специалисты считают, что по причине внезапной смерти Дмитрия Николаевича Садовникова многое из собранного им так и осталось не напечатанным, и, по-видимому, погибло вместе с частью его обширного архива.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

Бейсов П.С. Дмитрий Николаевич Садовников. Славные даты. Сост. Н.И. Никитина. Ульяновск, 1967. стр. 46–49.

Болдырев В.Н. Д.Н. Садовников – поэт и фольклорист. - Садовников Д.Н. Избранные произведения. Саратов, 1989, стр. 5–10.

Гиривенко А.Н. Дмитрий Садовников – переводчик А. Теннисона. - Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России. Тез. докл. М., 2001, стр. 43–47.

Гофман Л. Он пел о Волге и воле. - Гофман Л. Одиссея Александра Рославлева. М., 1984, стр. 78–88.

Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. Сост. Д.Н. Садовников. М. Изд-во МГУ, 1959. 335 с., илл.

Коринфский А. Д.Н. Садовников и его поэзия. Сообщение, сделанное 17 марта 1900 г. в кружке имени Я.П. Полонского. СПб, Изд. П.П. Сойкина, 1900. 112 с.

Крупянская В.Ю. Дмитрий Николаевич Садовников. - Певец Волги Д.Н. Садовников. Избранные произведения и записи. Куйбышев, 1940, Стр. 5–20.

Певец Волги Д.Н. Садовников. Избранные произведения и записи. Сост. В.Ю. Крупянская. Куйбышев, 1940. 168 с.

Петров С.Б. Д.Н. Садовников и музыка. - Гуманитарная мысль на рубеже веков. Межвуз. сб. науч. тр. (под. ред. В.И. Зеркалова). Саратов, 2000, стр. 100–103.

Рассадин А.П. К биографии Д. Садовникова. О месте упокоения и похоронах поэта. - Краеведческие записки. Ульяновск, 2012. Вып. 15, стр. 255 –260.

Садовников Д.Н. Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. СПб. Тип. Н. А. Лебедева, 1876. 333 с.

Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. СПб. Тип. МВД, 1884. 388 с.

Садовников Д.Н. Наши землепроходцы: рассказы о заселении Сибири (1581–1712 гг.). М. Изд. В.Д. Карчагина, 1905. 189 с.

Садовников Д.Н. На старой Волге: песни и легенды. Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1906. 92 с.

Садовников Д.Н. Избранные произведения (сост., авт. вступ. ст. и примеч. В.Н. Болдырев). Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1989. 221 с., илл.

Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. Самара. Самар. НМЦ НТ, 1993. Вып. 1. – 1993. 248 с.; Вып. 2. - 1993. 204 с.

Садовников Д.Н. Марина–русалка: записано со слов симбирской мещанки Екатерины Григорьевны Извощиковой. - «Мономах». 1996. № 3, с 40–42.

Селиванов К.А. Д.Н. Садовников (1847–1883). - В кн.: Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев, 1953, стр. 133–135.

Селиванов К.А. [Дмитрий Николаевич Садовников]. - В кн.: Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области. Саратов, 1969, стр. 65–68.

Смолицкий В. История одного песенного сюжета. – В сб. «Народное творчество». 2003, № 6, стр. 52–53.

Трофимов Ж.А. Детские и школьные годы Д.Н. Садовникова; «Из-за острова на стрежень…». К истории песни Д. Н. Садовникова; А.А. Коринфский о Д.Н. Садовникове. В сб. «Симбирск литературный: поиски, находки, исследования. Ульяновск, 1999, стр. 284–303, 312–321.

Шинкарова Н.В. Архивные материалы Д.Н. Садовникова в фондах Ульяновского областного краеведческого музея. – В сб. «Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры». Ульяновск–Жигули, 2002, стр. 19–25.