План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе тема «почему земля кормит? Конспект нод в подготовительной к школе группе по экологии "состав почвы"

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания, с основными факторами среды, действующими на почву (влажность, ветер, температура, живые организмы)

2. Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, мягкость, твердость, пластичность) .

3. Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента.

4. Воспитывать желание работать с почвой

Предварительная работа:прочитать сказку Г. Андерсена "Дюймовочка" и сказку Н. Павловой "Большое чудо", показать иллюстрации с изображением почвы, рассмотреть макет почвы, рассмотреть почву в горшках в процессе труда. прочитать стихотворение Машковской "Давайте оставим немного земли"

Оборудование:письмо от Подземного царя, коробка с землей, стаканчики из-под йогурта, салфетки, лупы, подносы с образцами почвы, стаканчики с водой.

Материалы и оборудование для игры: две маски с изображением дождевого червя

Ход занятия:

В группу приходит почтальон и приносит посылку (коробка с землей) и письмо.

Воспитатель:Ой, ребята посмотрите что принес нам почтальон. Какая большая посылка, давайте откроем ее? Что это ребята?

Дети:Почва

Воспитатель:А вы знаете, кто и зачем прислал нам эту почву? Давайте прочитаем письмо. "Дорогие ребята! Надеюсь вам понравился мой подарок. Это волшебная земля. Почему это земля волшебная? Потому, что это не просто земля, это почва. Она кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья и ветки. В почве очень много обитателей:дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Хотите с ним познакомиться? Тогда громко меня позовите:"Подземный царь, к нам приди - в свое царство проведи" До встречи! Подземный царь. "

(Дети зовут Подземного царя, и он появляется)

Подземный царь:Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Я хочу вам рассказать о своем подземном царстве. Ой, как у вас светло, у меня под землей так хорошо-темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом, и о нем вам расскажу. А для этого нужно пройти в мое подземное царство (дети садятся за столы) .

Ребята, что вы видите на подносах?

Дети:землю

Подземный царя:Чтобы познакомиться с ней поближе, у меня есть для вас подарки. Посмотрите, что это?

Дети:Лупа

Подземный царь: Правильно, это лупа. Для чего нам нужна лупа?

Дети:Для того, чтобы рассматривать почву

Подземный царь:Молодцы! Посмотрите на почву, какого она цвета?

Дети:Темная, черная

Подземный царь:В почве находятся питательные вещества для растений, это земля плодородная (чернозем, растения очень любят чернозем. Возьмите в руки лупы и внимательно рассмотрите почву. Что в ней вы видите?

Дети:Палочки, сухие листья, камушки

Подземный царь:Давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь?

Дети:Сухая, мягкая, рыхлая (вытирают руки салфеткой)

Подземный царь:А чем мы дышим?

Дети:Воздухом

Подземный царь:А вы знаете, что под землей тоже есть воздухом? давайте проверим, правда ли это?

Опыт "В почве есть воздух". У каждого на столе стоит стакан с водой, возьмите с подноса комочек земли и опустите в стакан. Что вы видите?

Дети: Пузырьки воздуха

Подземный царь:Что это значит?

Дети:В почве есть воздух

Подземный царь:Да, действительно, вода вытеснила из почвы весь воздух, и появились маленькие пузырьки. Вот мы и проверили, что в почве есть воздух. Ребята, а вы поливаете растения?

Подземный царь:А что будет с водой, если налить ее на почву?

Дети:впитается в почву

Подземный царь:А давайте это проверим. Подойдите ко мне. Вот в этот стакан с почвой я налью воды. Что вы видите?

Дети:Вода впиталась, на поверхности видны пузырьки воздуха.

Подземный царь:Да, вода вытеснила воздух из почвы и впиталась. Значит, почва впитывает воду. Ребята, вам понравился опыт?

Подземный царь:Ребята, а теперь мы с вами не много отдахнем и поиграем. Но сначала нужно отгадать загадку.

Длинный, скользкий и прямой

Роет норки под землей. Кто это?

Дети: Дождевой червь

Подземный царь:Правильно. И наша игра называется "Дождевой червь"

(выбрать два участника) Представьте себе, что вы дождевые черви, и должны проползти по подземному коридору. (обозначить начальные и конечные точки, между которыми дети будут проползать) Какой червяк быстрей доползет до цели.

Молодцы ребята! Все червяки у нас быстрые и проворные. А теперь давайте сядем на свои места.

Ребята, а вы любите пирожки?

Дети:Да.

Подземный царь:Как вы думаете можно ли слепить пирожок из земли?

Дети:Нет

Подземный царь:А давайте проведем опыт "Пластичность почвы"

Возьмите в руки влажный комочек земли, сожмите его. Что с ним стало?

Дети:Он уменьшился, стал маленьким

Подземный царь:Правильно, он уменьшился. Он может принимать любую форму и так ребята мы узнали, что почва пластична.

Подземный царь:ну, вот ребята теперь вы много знаете о моем подземном царстве, а мне пора спешить к своим подземным жителям. До свидание.

Дети: До свидание.

Воспитатель:Ребята вам понравилось занятие? Что вы узнали о подземном царстве? Какие опыты вы делали?

Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию подготовила воспитатель Бурдукова Н.Ю., детский сад «Солнышко», поселок Преображение. Тема занятия в детском саду - земля. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Цели занятия в детском саду:

  • познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой;
  • подвести к выводу о том, что в почве есть все необходимые для жизни живых существ компоненты;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Ход занятия в детском саду:

Дети находятся за столами, перед ними стаканчики с водой и в тарелочках разные образцы почвы: глина, песок, чернозём.

Воспитатель: — Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что перед вами? Какого цвета? Потрогайте пальчиками, какие они на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.)? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные.

— В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.

— И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.

Весною буйно всё растёт,
Деревья расцвели!
Когда придёшь на огород –
Возьми комок земли.
Смотри – он тёплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нём корешки цветов живут,
Он червякам даёт приют,
В нём влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной.

Опыт 1:

— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Как образовалась почва?

— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

— Ребята, так что же такое почва? Из чего она состоит? Кто живёт в почве? Как она образовалась? Как растения сохраняют почву? Почему почву называют Кормилицей?

Конспект занятия для детей подготовительной группы.

Курсы повышения квалификации. Тема: «Добрый мир. (Духовно-нравственная культура. Основы религиозных культур и светской этики в ДОУ. Православная культура»

Тема: « Земля. Вода. Растения ».

Воспитатель: Борисова Р. И.

МБДОУ №52 Сергиево Посадский р-н. п. Березняки

Средства: Чтение рассказа, стихотворений, обсуждение, вопросы к детям, музыкальное сопровождение, игры.

Хрестоматия 1. Прогулки по дням творения.

Прогулка третья: « Земля, вода, растения». Стр. 26 – 41.

Стихотворения: «День третий», «Урожай».

Рассказ « Откуда взялся хлеб».

Физкультурные минутки: «Клен зеленый».

« Путешествие капелек». Музыкальное сопровождение: Вальс цветов из балета «Щелкунчик». Музыка П.И. Чайковского

Программные задачи:

Образовательные : познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения»

Развивающие : формировать у детей понятия земля, вода, растения;

Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем;

Использовать в процессе ознакомления с миром творений

произведения художественной литературы, музыки, живописи;

Воспитательные: формировать представления о труде взрослых, прививать детям желание любить и беречь землю, созданную Богом.

В ходе НОД реализуются задачи по следующим образовательным областям:

«Коммуникация»

– развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

«Познание»

– формирование духовно-нравственной культуры.

«Социализация»

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми (в том числе моральным, нравственным).

«Здоровье»

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Словарная работа: севалка, снопы, овин

Предварительная работа: прогулка к озеру, наблюдение за окружающим

миром (деревьями, кустами, птицами, небом и т.д.), посещение зернохранилища, подробный рассказ агронома о зерновых культурах.

Путешествие с книгой.

Ход занятия :

Ребята, прежде чем начать путешествие с книгой по дням творения, давайте вспомним с вами, как называется книга, в которой рассказывается о Боге? (Библия)

В этой книге рассказывается, как возник наш мир. Бог сотворил мир.

Бог очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир тоже был добрым.

Вопросы на закрепления.

Что сотворил Бог в первый день? (День и ночь)

Что сотворил Бог во второй день? (Небо – облака и воздух)

Послушайте стихотворение: (стр. 26)

В третий день Отец Небесный (Бог)

Твердь земную сотворил,

Ароматными плодами,

Древом жизни одарил.

Зелень яркими коврами

Расстилается кругом.

Все в садах, цветах, деревьях –

Это наш с тобою дом.

На третий день Бог создал землю (сушу), море и океан. Потом Он повелел вырасти растениям; деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом. И Бог порадовался этому.

Обсуждение:

Что Бог сотворил в третий день? (землю (сушу), моря и океаны)

Кто из вас видел озеро?

Озеро – это вода или суша? (вода)

Какого цвета вода в озере?(голубая)

Кто купался летом в речке, в море?

Река- это вода или суша? (вода)

Море- это вода или суша? (вода)

Какого цвета вода в реке?(голубая)

Какого цвета вода в море? (сине-зеленая)

Давайте поиграем в игру, путешествие капелек.

(звучит музыка П.И. Чайковского « Щелкунчик».)

Я – мама тучка, а вы детки – капельки. Вам пора отправляться в путь.

Под музыку капельки прыгают. Разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю… Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли веселыми ручейками . (б ерутся за руки) Встретились ручейки и стали большой рекой. (ручейки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки в большой реке, а река попала в океан (дети делают круг) Плавали, плавали капельки в океане, но тут солнышко пригрело. Тали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, ве селые вернулись к маме Тучке. (Д ети приседают, поднимаются на носки и вытягивают руки вверх, разбегаются и собираются у мамы Тучки)

Кому только ни нужна вода на земле! И траве, и зверю, и птице, и человеку. Вот почему Бог наполнил водою большие моря и океаны.

Наше путешествие по дням творения продо лжается.

Потом Бог повелел вырасти растениям: (деревья, кусты, травы, грибы, хлебные растения)

Деревьям – у дерева один толстый ствол, много сучьев и веток. На ветках

или листья, или колючие иглы- хвоинки.

Какие мы знаем деревья? (береза, дуб, рябина, ясень, ель)

Кустам – у куста не один ствол, а несколько тоненьких стволов.

Хлебным растениям- у хлебных растений вместо стебельков- пустые

соломинки, наверху- колоски с зёрнышками.

Какие вы знаете хлебные растения? (рожь, пшеница, овес)

Травам – у травы – тоненький стебелек.

Какие вы знаете травы? (клевер, мятлик)

Грибам – у гриба нет листьев, ни веток: только сверху шляпка, а снизу-

Какие вы знаете грибы? (подберезовик, сыроежка, белый)

Овощам– у одних овощей мы едим корни (морковь)

у других – листья (капуста)

Какие вы знаете овощи? (картофель, помидор, огурец, фасоль и т.д.)

Молодцы ребята, много интересного вы знаете о растениях, Бог – Творец всем плодам, овощам, злакам.

Вы хорошо потрудились, правильно отвечали на мои вопросы, я предлагаю вам отдохнуть поиграть в игру: « Клен зеленый». (стр.42)

Для того, что бы все это росло и приносило благо людям, Бог сотворил землю.

Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудиться люди, поле дало рожь для черного хлеба, пшеницу для белой булки, гречку для каши…

Рассказ откуда взялся хлеб . (стр.37)

Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудиться люди на родной матушке земле, что бы она отблагодарила дарами своими.

Лето подходило к концу. Стоял август месяц. Петин отец с утра выехал в поле. Еще раньше вспахал он его, взборонил, а теперь ходит с севалкой через плечо и то одной, то другой рукой разбрасывает зерна ржи. Долго ходил он, наконец, засеял все поле.

Ну, слава Богу, посеял хлебушко! Какой – то урожай на будущий год Бог пошлет?

Вот пришла зима. Долго тянулись зимние холодные вечера. Наступила весна. На поле зазеленела рожь. За лето рожь выросла. Отец и мать с раннего утра и до позднего вечера трудились на поле. Рожь жали серпами, связывали в снопы. Снопы сушили и молотили зерно. Много муки намолотили для хлеба. Вкусный и душистый хлеб выпекали в русских печах!

Обсуждение рассказа:

Почему земля кормит человека?

Что растет на земле?

Кто творец всего, что растет на земле?

Из муки какого растения выпекают черный хлеб?

Легко ли достается человеку хлеб?

Стихотворение. « Урожай » (стр.36)

Посмотрю пойду,

Полюбуюся,

Что послал Господь

За труды людям:

Выше пояса

Рожь зернистая

Дремлет колосом

Почти до земли.

Бережное отношение к хлебу – это проявление уважения к заботе Бога и труду человека. Хлеб нельзя выбрасывать, нельзя им играть. Сухими корочками можно покормить домашних животных или птиц зимой.

Прекрасный окружающий мир создал Бог, мы должны беречь и приумножать его добрыми делами и помыслами.

Подошло к завершению наше путешествие по дням творения.

Образовательная область : «Познание»

Цель: Формирование у детей основ целостной «экологической» картины окружающего мира с учётом гендерных особенностей.

Программные задачи: Расширять и уточнять представления детей о растениях луга, сада, леса, о способах правильного взаимодействия с растениями и животными. Продолжать знакомить с лекарственными свойствами этих растений. Дать понятие о жизненном цикле растения. Закреплять умения устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Упражнять детей в умении петь коллективно с музыкальным сопровождением. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами цветов, работа по схеме «Рост и развитие одуванчика».

Этапы развития:

1)Знакомство с растением – одуванчик (рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, беседа о том, как он растёт.)

2) знакомство с игрой- схемой (рассматривание игры, карточек к игре, объяснение последовательности роста и развития одуванчика при помощи карточек)

3)Составление рассказа- образца воспитателем про одуванчик, упражнение детьми в составлении рассказа.

4) На итоговом занятии игра–схема для составления рассказа используется детьми без помощи воспитателя, заучивание стихов, составление рассказов о цветах по схеме, изготовление шапочек цветов - девочками, а мальчиками шапочек насекомых. Разучивание песни «Не рвите цветы, не рвите…»

Словарная работа: Обогащение словаря словами: пыльца, опыление. Активизация в речи детей слов: рассада, саженцы, нектар.

Закреплять умения согласовывать слова в предложения.

Методы и приемы: Словесные: беседа о растениях, вопросы к детям, составление описательного

рассказа – загадки о ромашке, художественное слово: стихи о цветах.

Наглядные: работа по схеме - «Строение растения», «Рост и размножение

растения», «Кто лишний», внесение макета «Ромашки».

Игровые: разгадывание ребуса, составление целого из частей, физминутка, сюрпризный момент- появление «цветов – детей» (мальчик - Василёк, девочка- Роза).

Практические: трудовая деятельность: посадка рассады, использование технических средств.

Материал и оборудование: Слайды с изображением цветов, использование схемы Васильевой С.А- Тематический словарь в картинках: Цветы. Деревья. (Составление рассказа -загадки про ромашку), макет -«Ромашки» с отрывными лепестками-заданиями, схемы: «Строения цветка» (Роза), Роста и размножения растения» (иллюстрированный материал из пособия « Воздух-невидимка» НА Рыжова.) Я использовала инновационные технологии при разработке и создании этой игры – схемы, которая позволила детям с интересом и лёгкостью составлять описательный рассказ. Игра состоит из 3-х частей: 1. Внизу приклеена картинка – подземная часть одуванчика, которая закрыта коричневым квадратом (почва).2. Во втором кармане картинка с изображением сугроба (зима). По мере составления рассказа карточки из среднего и верхнего карманов вынимаются. (Дополнительные карточки – солнце и ветер.) 3.По ходу рассказа вынимается карточка с сугробом 4. убирается коричневый квадрат. 5.Убирается картинка с зелёными листьями одуванчика. 6. Затем 3 карточки по одной по ходу рассказа вынимаются из 3-го кармана. 6. В заключении убирается последняя карточка с 3-го кармана. Игра - схема «Кто лишний», костюмы Василька и Розы, шапочки цветов для девочек, и шапочки насекомых для мальчиков, ребус, портрет Розы из частей, фартуки для работы, земля, саженцы цветов (Бархатцы) совочки, горшочки.

Интеграция образовательных областей: «Б езопасность», «Художественная литература», «Коммуникация», «Труд», «Музыка».

Ход занятия: Ребята я вас приглашаю прогуляться и окунуться в мир прекрасного, в царство цветов (идёт просмотр видео слайдов о цветах)

- Ребята как вы думаете, кто создает эту красоту?

А вы хотели бы принять участие и оказать помощь в создании царства цветов в нашем детском саду. Я предлагаю сегодня, посадить своими руками и вырастить садовые цветы и украсить ими нашу клумбу. Потому, что народная мудрость гласит: Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, цветы украшают нашу жизнь, мы любуемся их красотой, поём о них песни, слагаем стихи и даже знаем поговорки о цветах.

Назовите их ребята.

Цветы, что дети, уход любят

Где цветок там и медок.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Маленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылёк.

На цвет и пчёлки летят.

И красивыми цветики ядовитыми бывают.

Мир цветов таинственен и чудесен, и люди издавна устраивали праздники цветов. В Древней Греции в честь Гиацинтов и лилий. В Англии в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов. Во Франции в честь Розы и фиалки. В наше время особенно ярко отмечаются праздники Роз в Болгарии. На Руси праздник Ивана-Купалы (ребёнок берёт картинку «Ваза с цветами» и читает стихотворение):

Розы Тюльпаны, Пионы и Лилии

Дарят нам радость своей красотой,

Везде продаются цветы в изобилии

И люди довольно несут их домой.

Букету цветов будут рады родители,

С улыбкой в подарок получат друзья.

Как весело мама смеялась, мы видели,

Когда в Майский день подарил цветы я.

Назовите одним словом, - о чём говорится в стихотворении?

(о цветах).

Какие цветы вы знаете?

Мне не нужен огород, ягода клубника,

Лучше клумбу разобью, пусть растёт Гвоздика.

Посажу Тюльпан, Нарцисс, розу, незабудку.

Ты зайди не поленись в сад мой на минутку.

Первый опыт у меня, не совсем удачен.

Но Тюльпаны посмотри, выросли на даче.

Быть садовником хочу, когда встану взрослым.

Буду разводить цветы хоть это и непросто.

Как называются цветы, которые разводит человек? (садовые)

А еще, какие есть? (луговые, полевые, лекарственные, лесные)

И прежде чем мы приступим к созданию «Царства цветов». Мы немного поговорим о них сегодня.

Как вы думаете, какой цветок является королевой в царстве цветов». И ещё его называют царицей из цариц. Во все времена все народы поклонялись ей и воспевали с незапамятных времён. Если вы не догадались, какой это цветок, давайте мы из частей составим целое и увидим его. (А если дети сразу назвали его, то педагог предлагает проверить так ли это и собрать из частей целое)

Правильно это цветок - Роза.

А про следующий цветок вам загадает загадку Ульяна (составление загадки по схеме (Васильевой С. А) про ромашку). А затем у педагога в руках появляется Ромашка (объёмный цветок с отрывными лепестками). Ромашка ребята это не только красивый цветок, но и самый любимый цветок влюблённых. Потому что во все времена на ромашке гадали девушки. Они отрывали лепесток и приговаривали: Любит, не любит…. Да и наша Ромашка не простая, мы тоже по ней будем гадать, и отгадывать другие цветы (отрывают 1 лепесток и отвечают на вопрос).

Как называется цветок, в котором нашли Дюймовочку? (тюльпан).

Расскажите о том, какие действия нужно выполнять, чтобы вырастить эти цветы. (Вскопать землю, разбить клумбу, посадить луковицы и полить).

А еще, какой цветок вы знаете, который можно вырастить из луковицы? (Нарцисс)

Каково он бывает цвета? (жёлтого и бело - жёлтого).

Назовите цветы, которые бывают разных цветов? (тюльпаны и Розы)

Стихотворение читает воспитатель.

Нарядились все Тюльпаны в разноцветные кафтаны

И у каждого наряд очень ярок и богат.

Чтобы отгадать следующий цветок надо разгадать РЕБУС (гвоздика).

Люди дарят друг другу цветы. И чаще всего это происходит на праздники. Назовите эти праздники? (8 марта, день Победы, цветы дарят ветеранам в День Победы, в день защитника отечества, в день рождения.)

Ребёнок отрывает следующий лепесток и читает стихотворение про одуванчик.

Жёлтая головушка розовая ножка

Одуванчик солнышко, подержу в ладошке.

Появилось солнышко весною на лугу,

На него любуюсь очень берегу.

Давайте на примере Одуванчика проследим, как происходит рост и размножение этого растения и других цветов. (Рассказ по схеме про Одуванчик):


Жил был одуванчик. Прошла холодная снежная зима. Наступила весна. Растаял снег, и на голой земле появились длинные резные листочки.

Из чего появились листочки? (из корня)

А почему весной тает снег, и растут листочки? (солнце светит и греет землю)

Что ещё есть у Одуванчика кроме листьев? (затем появляется стебелёк и бутон, который раскрывается жёлтым цветом).

Почему когда нюхаешь цветок - нос становится жёлтым? (в цветах есть жёлтый порошок, мелкий как пыль, он называется ПЫЛЬЦА).

А что ещё цветы содержат? (цветы содержат НЕКТАР, которые очень любят насекомые – карточка). Прилетит пчела попить нектар и испачкается в пыльце. Потом полетит за нектаром на другой Одуванчик и отряхнёт там пыльцу с лапок. И тогда вместо цветов у Одуванчика появляются семена с пушинками - парашютиками. Постарел наш Одуванчик стал седым, а подул ветер и разлетелись парашютики по белу свету а полетав приземлялись. И на этом месте вновь вырастали новые Одуванчики-детки нашего старого друга.

Физминутка

1-2-3- превращаю девочек в цветы, (девочки надевают шапочки цветов, сделанные своими руками, и расходятся по залу).

1-2-3-4- мальчиков мы в насекомых превратили. Но чтоб без дела не летать, нужно вам с цветов пыльцу собрать, (мальчики надевают шапочки насекомых и летают над цветами).

Насекомые с цветами по дружились. (мальчики протягивают девочкам руки)

И в цветочном вальсе быстро закружились.

1-2-3-4-5- превращаю вас в мальчиков и девочек опять. (дети снимают шапочки)

Тёмным лесом и зелёным лугом в детский сад шагаем друг за другом.

4 (лепесток оторвали)

Загадка - детям: Он расцвёл в глуши лесной.

Граммофончик голубой

А звенит он или нет

Только лес нам даст ответ (колокольчик).

Откуда колокольчик получил своё название?

5 (лепесток оторвали)

А теперь угадайте, кто здесь лишний? И почему? (в схеме 4 квадрата в трёх 3 разных дерева, а в 4- цветок- василёк).

Правильно - это тоже наш цветок. И он у нас в гостях. Сегодня от всех наших мальчиков он даст полезный совет.

ребёнок: « Здравствуйте - я Василёк. Сегодня я вам дам полезный совет, как использовать мой цветок. Если у вас болят глаза, то вы можете их промыть настоем Василька. Использовать его при сухом кашле».

А от девочек вам даст совет-цветок Роза.

ребёнок: « Из моих лепестков можно сделать настой и протирать им лицо, чтобы кожа стала чистой, нежной гладкой, свежей, красивой. А лучше настой заморозить и кубиками льда тоже протирать лицо... А ещё из моих лепестков полу чается очень вкусное варенье.

6(лепесток оторвали)

А что вы можете рассказать об этом цветке? (ландыш, показать картинку)

Это, Ландыш. Он растёт в лесу. Это лекарственное растение. Из него делают лекарство для сердца. Это растение занесено в Красную книгу. Когда Ландыш отцветает, на месте цветов появляются красные ягоды. Они очень ядовитые. Их нельзя рвать.

Какие ещё цветы занесены в Красную книгу? (Белая лилия, жёлтая кубышка, первоцветы показать) Показать Красную Книгу.

Почему многие цветы занесены в Красную Книгу? (ответы детей)

Стихотворение педагога: Берегите цветы!

Они нужны, Они как - нежность.

Как - любовь, как - дети.

Цветы как люди на добро щедры.

И щедрость, нежно людям отдавая

Они цветут сердца отогревая

Как маленькие тёплые костры

Я славлю тех, кто вырастил цветы.

Ну что ребята я думаю, что мы уже много поговорили о цветах и пора приступить к работе. Как мы и договорились в начале нашей беседы. У меня в зимнем саду как раз подросла рассада цветов. (показать детям)

Как вы думаете, почему она называется рассадой? (ответы детей).

Вот этим мы и займёмся. Что нам предстоит делать?

Нам нужно перемешать землю и засыпать её в горшочки. В этой работе нужна сила, ловкость и аккуратность.

Как вы думаете, кто может справиться с этой работой девочки или мальчики? (ответы детей)

А девочкам предстоит рассадить цветы отдельно в горшочки, так как у них пальчики тоненькие, ловкие и нежные, такие же, как наши саженцы цветов. И их нужно очень аккуратно посадить и не сломать.

Дети надевают фартуки, и идёт практическая работа.

Ребята то, что мы с вами сделали сегодня, это очень полезное и нужное дело. Но это только начало нашего большого дела.

Чтобы вырастить эти, саженцы-какие условия им необходимы? (свет, тепло, вода.)

В конце занятия ПЕСНЯ.

«Не рвите цветы не рвите

Пусть будет нарядна земля

А вместо букетов дарите

Васильковые, незабудковые и

Ромашковые поля…. ».

Литература:

1.Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.и др. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.; Мозаика- синтез, 2010.

2. Васильева С.А Тематический словарь в картинках: Мир растений и грибов: Цветы. Деревья. (Программа: « Я – человек»). –М. :Пресса 2003

3. Плешаков А.А. Природа - учебное пособие для начальной школы. Издательство Вентана – Граф 1996.

4. Рыжова Н.А. - «Воздух невидимка» пособие по экологическому образованию дошкольников. М.; Линка-пресс,1998.

«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000890, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075589

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша. А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу Кубанскую землю, в нашем краю почва щедра, здесь поля богатые дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит кубанская земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, и Кубанская Земля дарит вам сюрприз- целую корзину душистых, спелых, румяных яблок, за то, что вы заботитесь о ней, и она любит вас.