План-конспект урока по естествознанию (8 класс) на тему: Конспект урока по естествознанию. Конспект по естествознанию. отличительные признаки разных групп растений

  1. изучить группы животных по типу питания, познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе;
  2. развивать у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы;
  3. способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни животных.

Оформление, оборудование:

  1. На доске план урока, начерчен кроссворд.
  2. Картинки животных (ёж, тигр, змея, кузнечик, гусь, рыба, медведь, синица, стрекоза, жук короед, дятел, щука, карась, окунь), рисунки сосны и осины.
  3. Конверты для групповой работы с заданиями.

Ход урока

I. Проверка д/з:

Вы любите отгадывать загадки, кроссворды? Попробуем вместе разгадать кроссворд. (Ученик заполняет кроссворд, учитель прикрепляет картинки с изображением животных).

У кого колючий плащик?
Кто на спинке завтрак тащит?
У кого не видно ножек?
Ну конечно, это … . (Ёж.)

В чёрную полоску
рыженькие киски,
Не рекомендую подходить
К ним близко.
Мягоньких лапок неслышны шаги,
Острые когти, большие клыки. (Тигр.)

Будто бы кольчугу
И в мороз и в зной
Носят кожу
С жёсткой чешуёй.
А когда наступит срок,
Шкура слезет как чулок,
И она с обновой –
Нежной кожей новой. (Змея.)

Всегда готов к прыжку
Зелёный чуткий конь!
Поймать его попробуй
В открытую ладонь! (Кузнечик

В воде купался,
А сух остался. (Гусь.)

Кто это? (животные)

Какое слово увидели ещё? (жизнь)

Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока? (Жизнь животных).

Назовите к каким группам относятся животные которых мы отгадали, и перечислите главные отличительные черты этих групп.

(Тигр, ёж –звери; змея – пресмыкающиеся; гусь – птица; кузнечик – насекомое.)

Каких групп животных здесь не хватает? (земноводные, рыбы)

Картинки: лягушка, карась.

- (Запись на доске.)

Дышат, заводятся, двигаются, ломаются, питаются, рождаются, умирают.

- Прочитайте слова. Перечислите существенные признаки живых организмов.

(Лишние слова убирают).

II. Изучение нового материала.

1) - Так что же необходимо для роста и развития животных? (питание)

Сегодня на уроке узнаете “Кто что ест?”. Это тема урока. А ещё вы научитесь составлять цепи питания.

План на доске.

  1. Типы питания.
  2. Цепи питания.
  3. Роль хищников в природе.

Давайте вспомним, чем питаются животные.(Выслушивается мнение детей)

Из ваших ответов видно, что питание у животных разнообразно. Давайте попробуем разделить всех животных на группы в зависимости от вида их пищи.

  1. Как называются животные, которые питаются другими животными?
  2. Чем ещё питаются животные? Приведите примеры. Как называют животных, которые питаются растительной пищей?
  3. А как будут называться животные, которые питаются насекомыми?
  4. А ещё есть животные, которые называются всеядными.

На доске появляется таблица:

Задание: распределите животных, изображения которых представлено на доске, по типам питания, разъясняя свою точку зрения.

Я тоже хочу привести примеры: медведь – всеядное животное, синица – насекомоядное, стрекоза – хищник. Согласны ли вы со мной? (прикрепляются картинки)

Какой вывод по первому пункту плана мы можем сделать? (Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных.)

2) – Животные питаются растениями и животными, поэтому говорят, что живые организмы связаны между собой в “цепи питания”.

Рассмотрим второй вопрос нашего плана. Попробуем определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить. Попробуйте составить схему, используя опорные слова: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения. (На доске выносятся варианты, предложенные учениками. Идёт их обсуждение.)

Уч-ся приходят к выводу:

Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные и всеядные. Растительноядными питаются насекомоядные, хищники и всеядные. Насекомоядными – хищники и всеядные. Хищниками – всеядные животные.

Задание: Давайте вместе составим цепочку. Я вам предлагаю такие звенья: осина, волк, лось.

На доске: осина-лось-волк

3) - Как вы думаете, что произойдёт с цепочкой, если убрать одно звено?(бумажная цепочка)

А в природе возможно разорвать цепочку? Что произойдёт, если на Земле не останется лягушек, змей и т.д.

Подтвердите своё мнение аргументами из статьи в учебнике на стр.

Какой вывод сделаем по третьему пункту плана? (роль хищников очень высока в природе, как и всех остальных звеньев. Нельзя разрывать пищевые звенья. Надо охранять природу.)

III. Закрепление нового материала.

Работа в группах. Дети выбирают задания в конвертах.

1. “Составь цепочку”.

Используя текст, составь цепь питания.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородью – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые деревья.

2. “Продолжи цепочку”

Сосна – жук-короед - ?

3. “Найди ошибку”.

Полёвка – орешник – ласка – лиса

После обсуждения в группах командиры докладывают у доски о результатах выполнения задания.

IV. Подведение итогов урока.

Какие выводы можно сделать после сегодняшнего урока?

Д/з: с. 79-82, тетрадь.

План-конспект урока по природоведению для учащихся 5 класса "Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе"

Титова Виктория Викторовна, учитель биологии Запорожской общеобразовательной школы I-III ступеней №12 Запорожского городского совета Запорожской области

Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока по предмету "Природоведение" (естествознание) для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Данный материал будет полезен учителям – предметникам. Урок направлен на формирование представлений о природоведении как об учебном предмете; развитие интереса к изучению естественных наук; воспитание бережливого отношения к природе.

Тема: Науки, изучающие природу. Источники знаний о природе.

Цели: ознакомить учащихся с науками, которые изучают природу и источниками информации о природе; формировать представления о природоведении как об учебном предмете; развивать интерес к изучению естественных наук;воспитывать бережливое отношение к природе.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: учебник “Природоведение” для 5 класса; раздаточный материал: смайлики для определения настроения, заготовки таблиц (для каждого учащегося) “Естественные науки”, задания для игр “Паучок”, “Найди пару”, разноцветные карточки для игры “Верю, не верю”; карта с обозначением стран под названиями “Физика”, “Химия”, “Биология”, “География”, “Астрономия”, “Экология”; портреты: Аристотеля, Демокрита, Гиппократа, Эратосфена, Н. Коперника, В. Вернадского; справочная литература: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы.

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствие
Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы сможем отправиться в чудесное путешествие в таинственный мир природы. А вы этого желаете? (Ответы учащихся) Тогда вперед!
Давайте определим, с каким настроением Вы пришли на сегодняшний урок. У каждого на парте есть смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению, и подымите вверх. Я вижу, что у большинства из Вас отличное настроение. Надеюсь, что в процессе нашей работы оно не испортится, а у тех, кто поднял грустные смайлики – улучшится.

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотивация учебной деятельности
Мир, в котором мы живем, интересный и разнообразный. Человек всегда хотел найти ответ на вопрос: как этот мир устроен? Много сотен лет понадобилось человеку, чтобы побывать во всех уголках планеты, узнать, из чего состоят облака, почва, откуда течет река, почему растет лес, какой возраст имеет Вселенная, какое место занимает Земля во Вселенной.
Изучая элементы природоведения в начальной школе, вы уже открыли для себя много интересного в мире, который нас окружает, сделали первые шаги в разгадывании тайн природы. Дальнейшее изучение этого предмета позволит сформировать у Вас представление о целостности природы и месте человека в ней, усвоить знания о Земле и других небесных телах, составе и свойствах воздуха, воды, форме поверхности Земли и других факторах, влияющих на жизнь на нашей планете.

Актуализация опорных знаний
Вопросы к учащимся:
- Что такое природа? (Природа – это все то, что окружает человека)
- Приведите примеры природы? (Солнце, Земля, человек, вода, воздух, растения, животные...)
- Какой может быть природа? (Живой и неживой)
- Чем отличается живая природа от неживой? (Живет, рождается, дышит, растет, питается, отмирает)

ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Науки, изучающие природу.
Каждый человек имеет свой взгляд на мир, но каким бы он ни был, человек всегда любовался красотой природы и пытался понять: почему это именно так? Почему небо синее? Куда исчезает вода после дождя? Почему трава зеленая?
Природа постоянно меняется. Все эти изменения в природе называются явлениями. Примеры явлений природы: идет дождь, светит солнце, дует ветер, желтеют листья. Явлений много. Человек пытался их объяснить, предусмотреть, чтобы их не бояться и жить в согласии с окружающим миром. Для облегчения изучения природы ее явления разделяют на группы, объяснением которых занимаются различные науки.
Знание о природе люди накапливали издревле и передавали из поколения в поколение. Без них они просто не смогли бы жить.
В результате познания человеком природы возникли различные науки, которые называются естественными. Сейчас мы с вами заглянем в гости к каждой науке. Осуществляя путешествие, мы познакомимся с местными жителями -учеными, узнаем, чем они занимаются в своих странах, что они исследуют. Каждый из вас получил заготовку таблицы, которую вовремя путешествия вам нужно заполнить самыми важными сведениями. Будьте внимательны. Итак, поехали!

Первая остановка “Физика”. В переводе с греческого означает “природа”. В этой стране ученые-физики изучают физические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их форм, температуры и т.д. Например, движется автомобиль, нагревается вода, летит мяч, горит свет, действует магнит.
Вопрос к учащимся:
- Давайте вспомним, с курса начальной школы, какие еще физические явления вы знаете? (Ответы учащихся)
Первым жителем страны был древнегреческий ученый Аристотель, который утверждал, что тела движутся, только когда на них действует какая либо сила. Уважаемыми жителями страны Физики были Альберт Эйнштейн, Ю. Кондратюк, С. Королев, И. Сикорский, которые помогли развиваться науке Физике.
Едем дальше и следующей нашей остановкой будет страна “Химия”. Химия это наука о веществах и их взаимном превращении. Например, горение угля, гниение листьев.

Вопрос к учащимся:
- Давайте вспомним, а какие еще химические явления вы знаете? (Ответы учащихся)

Основателем современной химии считается английский ученый Роберт Бойль. Первыми жителями страны “Химии“ являются Демокрит, Джозеф Пристли, Антуан Лавуазье, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев. С их помощью и многих других ученых-химиков наука Химия развивается и нашу современную жизнь невозможно представить без нее.
Следующей остановкой в нашем путешествии будет страна “Биология”. В переводе с древнегреческого языка дословно означает “наука о жизни”. В стране ученые-биологи изучают биологические явления, которые происходят с живыми организмами. Например, прорастание семян растений, как человек дышит, трава отмирает.

Вопрос к учащимся:
- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете биологические явления? (Ответы учащихся)
Основателем Биологии считают древнегреческого врача Гиппократа. Он был также основоположником медицины. Почетными жителями страны “Биологии” являются Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Чарльз Дарвин, Иван Павлов, Владимир Вернадский и многие другие ученые, которые работали над развитием биологии.
Четвертой нашей остановкой будет страна “География”. В переводе означает “наука о земле”. Явления, которые изучает география, характерны для определенных местностей Земли. Например, ветер, землетрясение, извержение вулкана.
Основателем науки географии считают Эратосфена. Начали географию (сами того не подозревая) купцы-мореплаватели, открывая новые пути выгодные для торговли государства. Это такие, как Марко Поло, Христофор Колумб, и многие другие. А вот уже с XVI в. начиная с экспедиции Фернана Магеллана, который доказал шарообразность Земли, начинается эра исследования.
Следующей остановкой будет страна под названием “Астрономия”, которая в переводе означает “наука о космосе”. Жители этой страны исследуют и изучают астрономические явления, которые связаны с движением небесных тел. Например, смена дня и ночи, движение комет, падения метеорита.
Первым мыслителем этой страны был польский ученый Николай Коперник, который утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Наиболее известными жителями страны Астрономии считают Джордано Бруно, Галилео Галилея, а также Юрия Гагарина, Леонида Каденюка.
И вот мы с вами добрались до последней страны нашего путешествия, в последнее время нам с вами очень необходимой. Это страна “Экология”. Она возникла совсем недавно. Изучает и исследует Экология взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой. Знания этой науки помогают защитить организмы от негативного воздействия, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Основателем “Экологии” считают Владимира Вернадского.

2. Источники знаний о природе.
Упорная работа ученых по исследованию природы принесла весомые результаты. Каждый ученый использует достижения своих предшественников. Узнать о них ему помогают разнообразные справочные издания: энциклопедии, словари, справочники, определители растений, животных, атласы и др. Настоящей сокровищницей тел живой и неживой природы является природоведческие музеи.
Сегодня каждый, в том числе и вы, можете ознакомиться с научными достижениями. Для этого достаточно воспользоваться бумажными справочными изданиями либо Интернетом.
Как работать с энциклопедиями и словарями (демонстрируется учителем):
1.Ознакомиться с содержанием издания.
2.Выяснить, какие имеются разделы либо темы, в какой последовательности излагается материал, где искать
информацию, которая вас интересует.
С изобретением компьютера значительно расширились возможности поиска информации. Сегодня для получения необходимых знаний по природоведению пользуются услугами всемирной сети Интернет. С ее помощью можно за считанные минуты получить любую информацию – текстовую, видео, звуковую, картографическую.
Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами посетили страны, о которых вы знали, которые вы изучали в младшей школе, но не знали их имена.

IV. ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Для того чтобы закрепить все, что вы изучили во время нашего путешествия мы немножко поиграем.
Игра "Паучок"
Учитель раздает ученикам подготовленные заранее листы с заданием, на которых изображено тело паучка с лапками. На теле написано “Естественные науки”, а на лапках ученики дописывают, какие они запомнили науки.

Игра “Найди пару?”
Класс объединяется в две группы. Каждой группе раздаются карточки с названиями явлений, а также с названиями наук (физика, химия, биология, география, астрономия, экология). Задача для команд, как можно быстрее соединить явление с наукой, которая изучает его.
Карточки с названиями явлений:
1. Падение листьев с дерева.
2. Горение угля.
3. Прорастание семян растений.
4. Извержение вулкана.
5. Движение планет.
6. Охрана природы.

Игра “Верю, не верю”
Учащиеся отвечают на вопросы при помощи карточек: красная – не верю, зеленая – верю.
1. Физика изучает движение тел. (В)
2. География изучает только живую природу. (Н)
3. Экология исследует взаимодействие живых организмов между собой. (В)
4. Химия исследует только природные явления. (Н)
5. Технику полета голубя исследует химия. (Н)
6. Особенности поведения воробья исследует биология. (В)
7. Биология изучает живую природу. (В)
8. Химия изучает процессы превращения и взаимодействия веществ. (Н)
9. Образование новых веществ в процессе горения изучает география. (Н)
10. Физика исследует только искусственные механизмы. (Н)
11. Дыхание животных изучает биология. (В)

1 к іші төбындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспекттер

Конспект организованной учебной деятельности в 1-ой младшей группы Өткізу к үні. Дата проведения: 11 января

Тәрбиеші. Воспитатель: Жангонова А.Б.

Білім беру саласы. Образовательная область: Познание

Пән - Предмет: Естествознание

Өтпелі тақыры п - Сквозная тема: «Как зимуют звери?»

Тақырыбы- Тема : «Кто живет в лесу?»

Мақсаттары - Цели:

1.Тәрбиелік - воспитательная: воспитывать доброжелательное, бережное отношение ко всему живому, отзывчивость.

2.Дамытушылық – развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику; активизировать качественный словарный запас.

3.Оқыту – обучающая: закрепить знания детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни; знания об основных цветах, умение узнавать и называть их; умение различать геометрические формы и фигуры; уточнить представления детей о качестве предметов (длинный – короткий, большой - маленький); о количестве (один - много).

Педагогикалык технологиялар – пед. технологии: игровые,здоровьесберегающие,развивающие.

Ресурстармен қамтамасыз ету - ресурсное обеспечение: картинки животных,мольберт,игрушки животных.

Билингвалдық компонент - билингвальнный компонент: заяц – коян.

1.Ұйымдастырылған кезені - организационный момент.

Сюрпризный момент.

С добрым утром, глазки! Указательным пальцами поглаживать глаза

Вы, проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него

С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши

Вы проснулись? Приложить ладони к ушам «чебурашка»

С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку+

Вы проснулись? Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок

Вы проснулись? Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

Я – проснулся! Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

(проснулась) (посмотреть вверх).

Отправляются в путешествие на лесную полянку. Дети садятся в машины и едут в лес.

2.Негізі бөлімі - основная часть.

На полянке детей встречает лиса: спрашивает детей кто – это?(лиса)

Просит детей рассмотреть лису, какая она? Спрашивают у лисы, как зовут твоих деток? (лисята).

Где живет лиса?(в норке).

Ой, кто это там прячется за елкой? (Ответы детей).

Да это зайчик.

У него шубка зимой белая. В такой шубке лиса его не увидит. На белом снегу зимой он будет не заметен. А летом у него шубка …(серая).

Ребята давайте скажем слово заяц на казахском языке коян

Физминутка.

Раз, два (присядка, руки на пояс)

Это заячья зарядка, ушки на макушке.

А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)

Любят долго потянуться.(потягиваемся)

Обязательно зевнуть (имитация зевания)

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата-спину выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

С зайкой вместе долго топчется на месте.

Встречают спящего медведя.

Загадка. Кто в берлоге спит зимой

Под большущею сосной?( Медведь, мишка)

Он какой?( Большой, косолапый)

Как зовут детей медведя?(медвежата)

Ребята а что любит медведь?(мед)

Рассказывают о том, что дикие животные сами о себе заботятся, сами добывают пищу.

Приглашает всех детей назад в группу.

Приглашает детей сесть за стол и на листочках подобрать каждого животного и соединить нужные картинки линиями найти домик кто где живет.

Индивидуальная работа с Алисой,Кирой,Женей. Игра «Чей хвост?»

3.Қорытынды - итоговая часть.

Ребята, а куда мы свами ездили?(на поляну в лес)

А кого мы видили?(лису,зайца,медведя)

А у лисы какой хвост?(пушистый)

Ау зайца уши какие?(длинные)

А медведь какой?(большой)

Молодцы, ребята, лесные звери очень довольны за то, что вы приехали в гости.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Экспериментирование с температурой воды" с использованием учебного модуля "Температура". Ребенку с детских лет хорошо знакомы слова "горячо" и "холодно". Опираясь на уже имеющиеся у ребенка знания, педагог подводит детей к понятию "температура" и ставит перед ними проблему. Например, почему чай горячий, а лед холодный, почему мороженое тает, откуда мама знает, что ребенок болен? У воспитанников есть возможность на объектах-индикаторах увидеть, как влияет температура на их жинедеятельность. Работая в лаборатории, дети приходят к выводу, что разные объекты имеют разную температуру, которая может изменяться в зависимости от условий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в Наурандии» «Экспериментирование с температурой воды»

Цель: научить детей измерять температуру холодной и горячей воды, опытно-экспериментальным путём определить влияние температуры воздуха на температуру воды с использованием учебного модуля «Температура».

Задачи:

Обучающие: учить находить причинно-следственные связи, ставить задачи, планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат, упражнять в умении сравнивать . Закрепить понятие «термометр», показать его значение; познакомить детей с работой термометра; учить определять температуру на термометре (тепло, холодно); развивать интерес к явлениям неживой природы. Познакомить детей с работой прибора в виде божьей коровки, который обладает способностью чувствовать окружающий мир.

Развивающие: развитие познавательного и исследовательского интереса, интереса к устройству окружающего мира, умения внимательно слушать воспитателя, отвечать полным ответом, делать выводы.

Воспитательные: воспитание аккуратности при работе с приборами в лаборатории, культуры совместной деятельности, формирование навыка сотрудничества.

Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.

Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;

регулятивные : освоение алгоритма работы, формулирование учебной проблемы совместно с воспитателем;

познавательные : формирование представления о температуре холодной и горячей воды;

коммуникативные : формирование умения работать, в паре, в группе.

Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная вода из-под крана, горячая вода, кусочки льда.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Начинается занятие.
Оно пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на занятии не зевайте
.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно. Я снова приглашаю вас в гости к мальчику Наураше из страны Наурандии в Лабораторию интересных исследований.

  1. Мотивационная игра

Наураша: Привет, ребятишки, девчонки и мальчишки! Сегодня я приготовил для вас подарок, lap book. Хочу проверить ваши знания, что вы запомнили на прошлых занятиях. Самому активному от меня, как всегда, титул Профессора и допуск к работе в моей лаборатории. Помогите мне, Маргарита Юрьевна, передайте детям мою lap папочку, а я понаблюдаю за работой детей!

Дети: Маргарита Юрьевна, о чем говорил Наураша, о какой папочке?

  1. Затруднения в игровой ситуации.

Воспитатель: Вот она папочка - lap book называется, здесь много интересных картинок, но что на них изображено – не знаю, Наураша сказал, что вы все знаете!

Дети рассматривают папку, рассказывают о картинках, находящихся внутри.

  1. Актуализация знаний.

Воспитатель: Рассматривая картинки с различными изображениями, вы говорили о предметах, применяя слова "холодно", "горячо", что вы имели ввиду?

Дети: Мороженое – холодное, а чай горячий, на другой картинке – чайник холодный и горячий, утюг горячий и холодный!

Воспитатель: Как вы это определили?

Дети: Мороженое имеет определенную форму – значит оно холодное, а если бы оно было горячим, то представляло собой жидкость. Из носика чайника идет пар, значит он - горячий, а на этой картинке пар из носика чайника не идет, значит, он - холодный!

Воспитатель: Но он может быть теплым?

Дети: Нет!

Воспитатель: А как вы определяете, какие предметы перед вами - холодные или горячие?

Дети: Достаточно дотронуться рукой до посуды, чтобы определить какая вода перед нами - горячая или холодная вода, тоже самое с чайником и утюгом. Заболели - дотрагиваемся рукой до лба.

Воспитатель: Можно точно определить заболели вы или нет, дотронувшись до лба? Можно точно определить какая вода, не дотрагиваясь до нее?

Дети: Нет! Для этого нужно использовать термометр!

Воспитатель: А чтобы одеться нам по погоде, о чем мы задумываемся?

Дети: О температуре.

Воспитатель: Какую температуру показывают деления синего цвета? Красного? Когда замерзает вода? (когда температура опускается ниже 0) При какой температуре кипит вода? Какие виды термометров вы знаете? Найдите соответствующие картинки. Какая температура тела здорового человека? Что происходит с температурой тела заболевшего человека? Найдите картинки, связанные с температурой тела человека. На каком термометре температура здорового человека, на каком заболевшего.

Воспитатель: Молодцы, ребята, Наураша вами доволен.

Наураша: Да, вы, молодцы! Настоящие ученые все свои предположения проверяют опытами. Вы хотите проверить свой ответ, проведя опыт?

Дети: Да.

Наураша: Наурандия ждет вас! Каким прибором мы будем измерять температуру в лаборатории?

Дети: Электронным датчиком «Божья коровка».

  1. Постановка цели занятия

Наураша: В нашей лаборатории мы с вами будем учиться измерять температуру какого объекта?

Дети: Сегодня мы должны измерить температуру воды.

Наураша: Правильно, температуру холодной и горячей, а еще при какой температуре замерзает вода, при какой температуре кипит вода, как получить лёд дома.

А в конце занятия вы должны рассказать мне, как работает водопроводный кран. Но сначала физкультминутка!

«Вверх – вниз»

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

  1. НАУРАША. Опытно-экспериментальная часть.

Объяснение нового материала.

Воспитатель: Итак, мы начинаем. Загружаем компьютерную программу «Наураша в стране Наурандии». Термометр в лаборатории оснащен электронным табло, следите за изменением температуры по нему и за индикаторами. Назовите их.

Дети: В лаборатории стоит цветок и плавает рыбка в аквариуме.

Воспитатель: Правильно, следите за ними! А еще за поведением Наураши, обо всех изменениях сообщайте мне!

  1. Фронтальная работа.

Воспитатель: Измерьте температуру воды в синем стакане (холодная вода)

Дети измеряют температуру воды в синем стакане и сообщают воспитателю показание термометра.

Воспитатель достает стакан с холодной водой, выставленный за окно, на мороз.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, что образовалось на поверхности воды в стакане, который я выставила за окно. Почему это произошло?

Дети: На поверхности воды образовался лед, потому что на улице мороз и вода начала превращаться из жидкости в твердое вещество.

Воспитатель: Правильно! На поверхности стакана только корочка льда, потому что вода стоит на морозе недолго, а что произойдет с водой и стаканом, если я оставлю стакан за окном на всю ночь?

Дети: Вся вода превратиться в лед, а стакан лопнет!

Воспитатель: Молодцы! Этот опыт мы сделаем с вами на следующем занятии. Давайте измерим температуру воды, выставленной на мороз, и сравним с температурой воды в синем стакане, налитой из-под крана.

Дети измеряют температуру воды в стакане с холодной водой, выставленный на мороз (– 15 0 ), сообщают воспитателю показание термометра и рассказывают об индикаторах программы.

Воспитатель: Скажите, в каком стакане температура вода холоднее.

Дети: В стакане с холодной водой, выставленной на мороз.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что вода в синем стакане давно стоит в комнате, и температура ее повысилась, т.к. температура воздуха в комнате + 18 0 и теплый воздух согрел воду.

Воспитатель: Правильно, температура воздух за окном - 15 0 . А что будет с этой водой, если она подольше постоит в комнате?

Дети: Температура этой воды повыситься.

Воспитатель: А как получить лед в домашних условиях?

Дети: Нужно поставить воду в холодильник?

Воспитатель: Налить в холодильник?

Дети: Нет, надо взять формочки для заморозки льда, налить в них воду и поставить в морозильную камеру.

Воспитатель: Правильно. В холодильнике температура +3 0 +4 0 , при такой температуре вода не замерзнет, а в морозильной камере – 18 0 – 24 0 . Я налила воду в контейнеры и поставила в морозилку – то место в холодильнике, где температура очень низкая со знаком «-», вода замерзла. При какой температуре замерзает вода?

Дети: Вода замерзает при температуре ниже 0 градусов. Приступаем к измерениям.

Воспитатель с детьми наблюдают сквозь прозрачные стенки стакана, как лёд тает.

Воспитатель: Что такое 0 градусов?

Дети: 0 градусов – это граница между теплом и холодом.

Воспитатель: Найдите на термометре положение 0 градусов, найдите 0 на термометре лаборатории. Добавьте в стакан с холодной водой несколько кубиков льда и снова измерить температуру.

Дети измеряют температуру воды в стакане со льдом и сообщают воспитателю показание термометра, рассказывают об индикаторах программы.

Дети: Вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т.к. вода теплее льда.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку .

Физкультминутка «Мышка»

8. Закрепление нового материала.

Работа в паре.

Воспитатель: Вода кипит, при какой температуре? Это легко заметить и как?

Дети: Вода кипит при температуре 100 градусов, превращается в пар.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как нужно обращаться с горячими жидкостями.

Дети: С горячими жидкостями нужно обращаться очень осторожно!

Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.

1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.

2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падения или опрокидывания.

3. Начинать работу можно только с разрешения воспитателя.

4. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.

Воспитатель: Ребята, давайте перейдем за другой стол и измерим температуру воды в красном стакане.

Измерить температуру воды в красном стакане (горячая вода)

Дети измеряют температуру воды в красном стакане и сообщают воспитателю показание термометра, рассказывают об индикаторах программы.

9. Обобщение

После выполнения практической работы обобщаем знания, полученные в течение занятия.

Воспитатель: А теперь главный вопрос, который задал вам Наураша - принцип работы водопроводного крана.

Дети: В водопроводном кране холодная и горячая вода смешивается и получается теплая вода.

Воспитатель: Правильно! А, чтобы получить воду погорячее нужно больше какой воды добавить?

Дети: Горячей!

Воспитатель: Правильно! Смешайте холодную и горячую воду, измерьте температуру получившейся воды!

Дети измеряют температуру воды и сообщают воспитателю показание термометра.

10. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Что сегодня на занятии вы узнали нового?

Дети: Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда –0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура. Когда смешивается теплая и холодная вода, получается теплая! Так работает водопроводный кран.

Воспитатель: Что научились делать?

Дети: Сегодня на занятии мы научились измерять температуру холодной, горячей воды, льда, смешивали холодную и горячую воду и измеряли температуру получившейся теплой воды.

Воспитатель: Вы довольны результатом своей работы. Почему? Объясни.

Дети: Дают ответы.

Воспитатель: А теперь предлагаю построить дерево из ладошек: если вам легко было работать в лаборатории у Нараши, то возьмите зеленую ладошку (знак Фиксиков), были затруднения – желтую, а было трудно и не понятно – красную.

Дети: Делают выбор.

Воспитатель: Давайте эти ладошки прикрепим к доске в виде дерева!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.