Понятие интеграция обучения. Понятие интегрированного обучения и его виды. Интеграция в образовании

Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня озна­чает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей (Назарова Н.М., 2000).

Интеграция основывается на концепции «нормализации» (Nirje, 1976), в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общест­ва, в котором они живут. Принципы «нормализации» закреплены рядом между­народных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Деклара­цией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов.

Применительно к детям это означает следующее.

    Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке.

    Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени при­ближающуюся к нормальной.

    Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обя­занность местных властей - способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в сво­их семьях.

    Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяже­лыми ни были нарушения развития, должна предоставляться воз­можность получить образование.

В истории развития человеческой цивилизации отношение об­щества к людям с ограниченными возможностями в форме социальных «полок» или «ниш», которые им отводились, манере обращения с ними. Некоторыми из таких «ниш» или моделей являются (Wolfensburger, 1969):

«Больной человек» (лица с огра­ниченными возможностями - больные люди, рассматриваемые как объект лечения).

Следует помнить, что образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие.

Эта модель стимулировала развитие научных исследова­ний клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдель­ных заболеваний, следствием которых является ограничение воз­можностей человека. В современных условиях эта модель недостаточна, так как сама по себе является ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

Модель «Недочеловек» (человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное сущест­во, приближающееся по своему уровню к животному) лежала в основе применения негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями.

Модель «Угроза обществу» (некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представ­ляют угрозу обществу) опиралось на мнение, что эти люди могут «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и мораль­ный ущерб. Общество ограждало себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было не­достаточным.

Главной задачей м одели «Объект жалости» (к человеку с ограни­ченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, ко­торый не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда) является только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окру­жающего мира через обособление его от общества, создание ком­фортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образова­нии и развитии.

Сущность модели «Объект обременительной благотворительности состоит в том, что траты на содержание лиц, страдающих различными нарушениями, рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие» (наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию): общество ответственно за бо­лее полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благопри­ятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям, человек с ограниченными возможностями имеет те же права и привилегии, что и все ос­тальные члены общества (право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ни­ми, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все).

Проблема интегрированного обучения является в настоящее время дискуссионной, так как интеграция, по мнению Т.В.Вареновой, имеет свои положи­тельные и отрицательные стороны. Хорошо, что дети с особыми образовательными потребностями не будут изолированы от об­щества, но плохо, что в массовых школах возможности специаль­ного интегрированного обучения ограничены. Следует учитывать при этом и мнение родителей, которые по-разному от­носятся к интеграции, особенно в принудительном ее варианте.

Интегрированное обучение имеет свои достоинства и недо­статки. Сторонники совместного обучения выделяют такие его положительные моменты:

    стимулирующее воздействие более способных одноклассников;

    наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;

    развитие навыков общения и нестандартного мышления

    (у обеих сторон);

    возможность проявления гуманности, сочувствия, мило­сердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания;

    снижение опасности возникновения снобиз­ма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исклю­чительности;

    исчезновение страха у здоровых, нормально разви­вающихся школьников перед возможной инвалидностью.

В 40-х гг. ХХ века был проведен ряд экспериментов с различ­ными структурами взаимодействия в классе, воспроизводящи­ми демократическую, автократическую и анархическую модель (К. Левин и др.). Результаты исследования показали, что демо­кратические ценности необходимо прививать заново каждому новому поколению, целенаправленно создавая в школах необхо­димые для этого условия, ибо они усваиваются значительно труд­ нее, чем авторитарные установки (Н.М.Назарова, 2000).

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргу­менты:

    неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо ус­певающим учащимся, лишая их возможности продвигать­ся в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост спо­собных учеников;

    дети с трудностями в обучении находятся вне выгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;

    учителя стоят перед неразрешимой нравственной пробле­мой: кого обделить вниманием, заботой и временем;

    стране нужны граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

Некоторые отечественные педагоги считают возникновение интегрированного обучения в нашем обществе «дитем социаль­ного кризиса и разочарования в ценностях традиционной педа­гогики». Ряд дефектологов весьма скептически настроен по от­ношению к совместному обучению, не отрицая необходимости интеграции в целом (ребенок с особенностями психофизического развития находится в специальной школе, как равный среди равных, и его подготовка к интеграции в общество здесь может быть осуществлена наиболее успешно, так как весь процесс обучения и воспитания осуществляется специально подготовленными квалифицированными кадрами, с применением специальных средств и методик, в таком темпе и с таким распределением учеб­ного материала, которые соответствуют познавательным возмож­ностям каждой категории детей). Обучение, помимо коррекцион­но-компенсаторной направленности, носит также лечебно-реаби­литационную, что оказывается невозможным в полной мере в условиях массовой школы. В специальных школах есть мастер­ские для профессионально-трудового обучения, которое в массо­вых школах вообще не практикуется. Содержание ребенка в спе­циальной школе обходится государству в 3-5 раз дороже, чем в массовой, но издержки, по мнению их сторонников, оправдыва­ют себя.

Можно выделить несколько ключевых вопросов интегриро­ванного обучения:

Кто учится, т. е. для каких групп детей с ограниченными возмож­ностями интегрированное обучение в массовой школе доступно и благоприятно?

Где, т. е. каковы организационные формы возможного обуче­ния детей с ограниченными возможностями в массовой школе (в специальном классе общеобразовательной школы, в обычном массовом классе, в реабилитационном центре и т. д.)?

Чему, т. е. каково содержание специального образования в ус­ловиях интеграции, каковы варианты обучения, возможности гибкого перехода с одного варианта на другой?

Когда, т. е. каковы сроки начала интегрированного обучения (в дошкольном, младшем школьном или среднем и старшем школь­ном возрасте)?

Кто учит, т. е. какова должна быть подготовка учителя массо­вой школы для работы с детьми, имеющими отклонения в разви­тии, каковы функции специального педагога и специального пси­холога в общеобразовательной школе?

Основной идеей интегративной педагогики является положение: от интеграции в школе - к интеграции в обществе. Совместное обучение не толь­ко призвано гарантировать право ребенка с дизонтогенезом не быть изолированным от основной массы (Закон о правах ребен­ка РБ, статья 27), но и обеспечить ему возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.

Основной принцип интегративной педагогики - как можно меньше внеш­ней и как можно больше внутренней дифференциации. По мнению ряда авторов, интеграции нет при формуле 2х4х6х20 (2 – страницы ­переплета одной книги, 4 - стены в одной комнате, 6 - количе­ство уроков в день, 20 - наполняемость класса).

Основные виды интеграции: социальная и образовательная. Некоторые ученые выделяют еще и физическую (нахождение детей в одном помещении) интеграцию, функциональную (деятельностную: предметно-пространственное объе­динение) и социоэтальную (включен­ную: полное снятие со­циальной дистанции, равноправное партнерство в совместной де­ятельности).

Формы интеграции: интернальная и экстернальная. Интер­нальная интеграция имеет место внутри системы специального образования. Экстернальная предполагает взаимодействие спе­циального и массового образования. Примером интернальной интеграции может служить совместное обучение глухих и сла­бослышащих, слепых и слабовидящих, детей с задержкой пси­хического развития и с тяжелыми речевыми нарушениями и др.

Трудности в переходе к интеграции, как отмечают российские авторы (Назарова Н.М., Гонеев А.Д. и др.), связаны с финансово-экономическими проблемами; с не­соответствием государственных стандартов высшего специально­го образования требованиям современной специальной (коррек­ционной) школы и интегрированному обучению детей с пробле­мами в развитии; с отсутствием необходимой нормативно-право­вой базы; с ограниченностью учебной, учебно-методической и на­учной литературы по теоретическим и практическим проблемам современного специального образования и др.

УДК 378.22

А.И. Маренков, доцент Ю.А. Жаравина, доцент

ФГОУ ВПО «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина»

Интегративное образование

Аннотация: В доступной форме рассматриваются вопросы кризиса системы высшего образования. Представлены качественные критерии для отбора и подготовки специалистов по преподаванию в вузе, формированию необходимого уровня концептуального и педагогического мышления.

Ключевые слова: кризис, образованность, обученность, интегративное образование, дидактика, педагогическое мышление.

Главной характеристикой 21 века, как ни печально сознавать, является кризис во всех сферах жизни мирового сообщества - политической, экономической и общественной на национальных и региональных уровнях, в личной жизни многих миллионов людей.

Следствием этого является и кризис системы высшего образования, который заключается в том, что современная высшая школа осуществляет обучение, развивает отдельные способности, формирует некоторые навыки, подготавливает к профессиональной деятельности, т. е. делает достаточно много, но по общему признанию, не образовывает и не воспитывает. В настоящее время произошло смешение понятий «обучение» и «образование». Однако не так давно эти понятия четко различались. Один из основоположников современной педагогики И. Г. Песталоцци еще в начале 19 столетия дал определение образованию: это гармоничное и равновесное развитие в процессе воспитания и обучения всех сил человека - нравственных, умственных и физических.

Задача высшего образования состоит в том, чтобы приучить выпускника думать самостоятельно, свободно распоряжаться научными знаниями, вырабатывать личные взгляды, а не без-

думно впитывать преподавательские поучения. Классическое образование, первоначальная организация которого заложена гуманистами, было нацелено на всестороннее развитие ума и воли, независимо от профессии и производственной деятельности.

Таким образом, образованность обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет свою деятельность; обученность же представляет собой готовность к профессиональной деятельности. Отставание образованности от обученности неминуемо ведет к утрате истинного смысла деятельности человека. Этот разрыв стал возможным только из-за того, что основной акцент в подготовке специалистов был сделан на обученности в ущерб образованности. Именно подменой (а не гармоничным сочетанием) понятий «обучение» и «образование» объясняется кризис систем образования.

Фундаментом для понимания проблемы образования является качественно иное, интегративное образование. Интеграция в дидактике понимается многоаспектно. Во-первых, это диалектический путь познания действительности, выраженный в создании не только принципиально новых учебных курсов,

но и в создании новых специальностей и специализаций, интегративных уже по определению. Таких как генетическая инженерия, экологический менеджмент и маркетинг, ветеринарная биофизика и многих других.

Во-вторых, это системная организация содержательного компонента, образования, в котором любое понятие представляется студенту на столько целостно, насколько это возможно на данном этапе обучения.

В-третьих, это кадастр педагогических технологий, с помощью которых создается особая среда (аура) обучения, чтобы студент не только мыслил целостно, но и поступал в соответствии с высокими нравственными категориями.

Совершенствование мышления связано так же и с оптимизацией управления мыслительной деятельностью студентов. Интегрированное представление информации в силу ее сжатости, концентрации, обобщения выступает эффективным инструментом рационализации внимания, понимания и запоминания.

Таким образом, переход к новому содержанию образования требует времени и значительных усилий. Трудности такого перехода связаны с отсутствием или незначительным количеством специалистов, ученых и преподавателей, готовых выйти за рамки привычных, устоявшихся взглядов на специальность.

Современная традиционная подготовка преподавателей вузов не отвечает требованиям интеграции обучения. Справедливо предположить, что полноценное интегрированное обучение под силу лишь высокообразованным педагогам - специалистам, глубоко проникающим в существо интегрированного образования. Суть высокопрофессионального педагогического уровня преподавателя заключается в том, что доступность в обучении достигается максимально возможным сжатием и

упрощением материала без снижения научной и социальной значимости. Такой уровень преподавания чрезвычайно сложен и обычно достигается через 20-25 лет работы преподавателя. Следовательно, надо менять существующие подходы в обучение студентов в наших вузах и институтах повышения квалификации. Вот минимум качественных критериев для отбора и подготовки специалистов по преподаванию в вузе:

Глубокая контекстная специализация в конкретных науках;

Свободное ориентирование в общекультурных областях знания;

Серьезная психолого-педагоги-ческая подготовка;

Владение методологическим аппаратом и коммуникативной техникой;

Высокий креативный и нравственный потенциал.

Но это еще далеко не все. Достижение высокого личного преподавательского уровня - только половина дела. Интегративные процессы 21 века требуют не только специальной подготовки отдельных преподавателей, но и подготовки преподавательских коллективов, работающих со студентами с первого по пятый курсы, объединенных общей задачей, общим пониманием путей ее решения, технологией осуществления.

Тем не менее, решение проблемы надо начинать не с ломки сложившейся модели учебного процесса, а прежде всего с формирования необходимого уровня концептуального и педагогического мышления преподавательского состава.

A.I. Marenkov, Assistant Professor

Yu.A. Zharavina, Assistant Professor

FGOU VPO the Vereschagin Vologda State Dairy Farming Academy

Integrative Education

Abstract: The article considers the problems of higher education system crisis. The authors present qualitative criteria used for the selection and training of the teaching staff for higher educational institutions and for the formation of the proper level of conceptual and teaching way of thinking.

Keywords: crisis, scholarship, integrative education, didactics, teaching mentality.

Черепкова Ирина Владимировна
Должность: зам.дир увр,учитель физики
Учебное заведение: МКОУ Казинская СОШ
Населённый пункт: С.Большая Казинка Павовский район Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности реализации интегративного подхода в обучении с учетом требований ФГОС"
Дата публикации: 29.01.2017
Раздел: среднее образование


«Особенности реализации интегративного подхода в обучении с учетом

требований ФГОС»

Черепкова И.В
Вхождение России в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями общественного и научно- технического прогресса. Одной из главных задач образования является подготовка ребенка к современной жизни. Эта подготовка должна проходить через формирование у учащихся ключевых компетенций. Одним из способов формирования ключевых компетенций является интеграция. Сегодня мы должны рассмотреть: 1.Что такое интеграция? 2.Что такое интегративный подход в образовании? 3.Как осуществлять интегративный подход к организации образовательного процесса? Философский словарь дает следующее толкование понятия интеграции.
Интеграция
является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. Таким образом
,

интеграция
– это процесс и результат взаимодействия различных элементов, которое приводит к возникновению чего-то нового, целостного. Интеграцию в образовательном учреждении можно представить как
внутреннюю и

внешнюю
.
Внутренняя интеграция
характеризует образовательный процесс в самом учреждении.
Внешняя интеграция
– взаимодействие учреждения с социумос, другими структурами. Внутренняя или внутришкольная интеграция предполагает:  Осуществление внутренних связей используемого средства (внутрипредметные связи)  Осуществление связей между педагогическими средствами (межпредметные связи)  Интегрирование одних средств в систему другого средства (интегрированный урок)  Интеграция средств, которая приводит к возникновению нового педагогического средства (разновозрастные группы, проблемно-тематический день) Также Различают

Вертикальные
–между классами, учебными группами, которые отличаются по возрасту
Горизонтальные
– межпредметная(междисциплинарная) Междисциплинарная интеграция призвана обеспечить единый подход преподавателей различных учебных дисциплин школы к решению общеобразовательных задач на основе мировоззренческого обобщения знаний. На современном этапе педагогу мало обладать глубокими теоретическими знаниями «своей» дисциплины. Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, т. к. требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению. Актуальность интеграции продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Основные идеи, провозглашаемые общей частью государственных учебных программ: 1. Уменьшение учебной нагрузки учащихся, содействие использованию активных методов обучения. 2. Интеграция по предметным циклам. 3. Интеграция между предметными программами и общей частью ГУП с учетом провозглашаемых основных ценностей, общих компетенций сквозных тем, а также других требований и принципов. Основная задача новых программ – сделать школьное образование междисциплинарным, сформировать междисциплинарное видение творчества, которое сегодня занимает доминирующее место в решении проблемы развития компетенций школьников. Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.
Цель интегративного обучения
– формирование целостного видения мира. Интегративное образование реализует органическую целостность образовательного процесса (содержание, принципы, методы, формы обучения, все компоненты целостной деятельности: целеполагание, планирование, практическая деятельность, самоконтроль, коррекция), системность в комбинировании элементов в различных концепциях. Развитие интеграционных процессов в ОУ способствует разностороннему развитию детей, удовлетворению их потребностей и интересов, обеспечивает координацию влияний на все сферы индивидуальности ребенка (когнитивную, мотивационную, эмоциональную, действенно-практическую, сферу саморегуляции, волевую). Системообразующими приоритетными идеями интегративного образования являются личностная направленность обучения, обобщенные предметные структуры и способы деятельности, смыслообразующие мотивы в обучении, системность в обучении, проблемность обучения, диалогичность, рефлексия деятельности
Высокий уровень интегративного подхода в образовательном процессе предполагает использование педагогических средств, которые не регламентируются классно- урочной системой, а представляют собой новое качественное образование.. Его сложно отнести к учебной или внеучебной деятельности, это комплексное педагогическое средство. Эффективность образовательного процесса значительно повышается, если осуществляется интеграция педагогических средств, которая ведет к рождению новых образовательных технологий. Среди таких технологий можно выделить 
Конструктивная
(комплексная) технология – интегрированный урок, урок- аукцион, творческий отчет, общий смотр знаний 
Технология интенсивного обучения

Суггестивные приемы воздействия

Личностно-ориентированный подход

Проектные технологии
(подготовка и защита творческих проектов и использование ИКТ) 
Дискуссионные технологии
(дебаты, урок- суд, защита – нападения) 
Игровые технологии
(деловые игры, урок-исследование, урок- экскурсия) ролевые игры, урок, пресс – конференция, урок-театрализация), уроки –познавательные игры «Поле чудес», «Слабое звено» , «Что? Где? Когда?» 
Предметные технологии
(изготовление поделок), наглядные пособия, подготовка иллюстрации к литературным произведениям. 
Технология интеграции общего и дополнительного образования
(деятельность объединений по интересам при подготовке общешкольных дел)
Общешкольные «ключевые» дела
(в основе лежат яркая, привлекательная, значимая идея, тема, проблема – например «Мне о России надо говорить», «Знаешь ли ты свой край?», фестивали творчества, слет туристов, «Алло, мы ищем таланты» 
День свободного выбора и творчества
. Это эффективное интегративное комплексное образовательное и диагностическое средство. В этот день у ребенка есть возможность сделать осознанный выбор, принять самостоятельное решение, чем ему заниматься. В этот день можно проводить уроки по выбору, занятия по интересам- час свободного общения школьников и педагогов, коллективное творческое дело. 
Урок-исследование.
Важнейшим условием успешности проведения урока- исследования является то, что бы его участники владели методикой «мозговой атаки». Класс может принять статус научно-исследовательского института, лаборатории, где создаются проблемные группы, временные творческие коллективы, для решения определенных, иногда неожиданно возникающих проблем. Роль педагога на таких занятиях специфична: с одной стороны, он организатор и руководитель «научного поиска», с другой стороны, он должен предоставлять учащимся самостоятельность и достаточную независимость в принятии решения. Очевидно, что ему принадлежит роль научного консультанта. 
Дидактический театр
. 
Издание рукописных сборников
. Данная технология может быть использована как на уроке, так и в деятельности объединений учащихся по интересам.
Сборник может иметь исследовательский характер, реферативный, литературный, может быть сборник воспоминаний о путешествии, летнем отдыхе. Сборник может быть заранее запрограммирован при изучении темы на уроке или в работе клубного объединения. 
Педагогическая технология «погружение».
На сегодняшний день известно несколько моделей «погружения»: -межпредметные «погружения»; -метапредметные«погружения»; -эвристические«погружения»; -выездные«погружения»; -«погружение» как средство коллективного способа обучения; -«погружения» в культуру. Данная технология делает возможным усвоение учащимися большего количества информации за счет большей её систематизации и использования активных методов, средств, форм, способствует целостности восприятия и осмысления информации, содействует творческому сотрудничеству уч-ся, родителей, учителей, созданию ситуаций успеха для каждого субъекта деятельности. (Древняя Русь, Древний Рим, Эпоха возрождения и Просвещения) 
Праздник знаний и творчества
(творческий отчет). Праздник можно провести в масштабах всей школы, водном классе. В нем могут участвовать дети всех возрастов. Целесообразно, чтобы праздник стал традиционным (ключевым) делом коллектива. Где Деятельность учителей и руководителей кружков, клубов взаимосвязана и направлена на развитие познавательных интересов школьников, их творческих способностей. Этому способствуют разработка и последующая реализация интегрированных программ, междисциплинарных проектов. К празднику готовят выставки, художественные выступления, выпускают газеты, рукописные журналы, отчеты по исследованиям, рефераты. На некоторое время школа превращается в творческий центр. Во время праздника школьники покажут, чему они научились на уроках, но будет это сделано в нетрадиционной творческой форме. Переход на ФГОС общего образования предусматривает существенные изменения в определении результатов образования, организации образовательного процесса, связанные с реализацией системно-деятельностного, индивидуально-ориентированного, рефлексивного и интегративного и других современной из форм организации образовательного процесса является
проблемно-тематические дни
.
Главная цель проблемно-тематического дня:
сформировать у детей целостный, системный взгляд на окружающий мир, помочь им осознать личностный смысл проживания в этом мире.

Что дает такой день ребенку?
- взаимосвязь знаний, приобретаемых в школе, с проблемами, которые придется решать в жизни; - взаимосвязь всех явлений окружающей жизни и взаимосвязь всех учебных предметов; - необходимость приобретать знания, чтобы решать жизненные проблемы; - любую жизненную проблему может и способен решать сам человек; - личную ответственность за принятие решений; - важность и полезность обучения в школе.
Что дает проблемно-тематический день педагогу?
- реализовать целостный, системный подход к организации образовательного процесса в сельской школе, в частности в начальной школе; - интегрировать усилия взрослых и детей для организации крупных воспитательных доз, которые могут ярко завершать учебную неделю; - на каждом этапе образовательного процесса определять для ребенка привлекательную перспективу, которая станет ярким мотивом его учебной деятельности; - целенаправленно организовывать внеучебную работу, органично соединив ее с учебным процессом, избавиться от случайности в организации воспитательной работы. Возможны разные подходы к определению содержания таких дней.. У такого дня должно быть яркое, привлекательное название, отражающую главную идею, значимую для детей. Например проблемы тематического дня 1. «Я и вода»  Какую воду мы пьем?  Как защитить внутренние воды своего региона?  Как вести себя на воде? 2. «Я и моя семья 3. «Я и мое здоровье»  Как природа влияет на здоровье?  Что такое здоровый образ жизни?  Зачем нужно знать свой организм?  Что делать если ты заболел?  Крепка семья –крепка держава», в ходе которого на каждом учебном предмете рассматривалась конкретная проблема, связанная с этой Возможны и другие варианты, определения содержания проблемно-тематического дня. Существует Порядок определения содержания дня Определение темы дня Выбор предметов Определение проблемы по предмету Определение темы для класса
Например. Посмотрите на слайд Физкультура –как сохранить и улучшить здоровье семьи?
класс

тема

пояснение
1-2 «Безопасный путь домой» внеурочное мероприятие с приглашением работника полиции 2-4 «Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить» урок-викторина 5-6 «История здорового образа жизни» интегрированный урок физкультуры, биологии и истории. 7-8 «Растения в интерьере квартиры» урок –проект (биология и технология) 8-9 «В здоровом теле здоровый дух» интегрированный урок биологии и физкультуры 10-11 «Правильное питание- залог здоровья» интегрированный урок биологии, английского языка, математики и технологии. Математика- как улучшить благосостояние семьи?
класс

тема

пояснение
5-6 «Праздничный обед, во сколько он обойдется?» занятие –практикум (технология, математика) 6-7 «Сколько стоит электричество?» комбинированное занятие (технология, физика, математика) 7-8 «Расчет стоимости ремонта квартиры» занятие –проект (технология, математика, ИЗО) 8-9 «Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи» занятие – практикум (математика, экономика) 9-10 «Отпуск за рубежом» занятие – путешествие (экономика, математика, иностранный зык) 10-11 «Куда пойти учиться? Желания и возможности» занятие – проект (экономика, математика, география) Литература –как найти нравственную опору для семьи?
класс

тема

пояснение
5-6 «Берегите друг друга» уроки доброты 7-9 «Семья –точка опоры человеческого счастья» уроки нравственности
8-10 «Один день из жизни моей семьи урок-киносценарий «Психологический портрет моей семьи» «Заветная книга нашей семьи» «На чем семья держится?» (И.С.Тургенев «Отцы и дети» Л.Н.Толстой «Война и мир урок –погружение в анализ художественного произведения 10-11 «Проблема «отцов и детей» в романе Тургенева «Отцы и дети», М. Горький «Мать» урок-дискуссия «Тип семейной женщины в художественной литературе» (Л.Н.Толстой) Толстой «Война и мир» и А.П.Чехов «Три сестры» урок -семинар «Семья или свободная любовь?» урок-дебаты о семье нового века. Завершается день творческой встречи, где представлено творчество детей (рисунки, стихи, сочинения по теме дня). В этом случае используется соответствующий учебный материал из разных дисциплин при рассмотрении конкретной проблемы. Проблемно-тематический день является не только эффективным средством интеграции, но и рациональным способом решения проблемы организации внеурочной деятельности детей в школе. В последнее время более популярными в педагогической практике становятся
интегративные образовательные экспедиции
.
Главная идея
– это заочное путешествие по историко-культурным и литературным местам, в ходе которых происходит знакомство с историей, с выдающимися людьми, с памятниками архитектуры. Экспедиции способствуют духовно-нравственному, эмоциональному развитию личности и воспитанию «чувства Родины». «Чувства Родины» рождаются в экспедиции как отклик на увиденное своими глазами и услышанное сердцем. Учащиеся сами выбирают маршруты, собирают информацию, разрабатывают программу экспедиции, распределяют обязанности, поручения. Экспедиция становится частью жизни, проживаемой ребенком. В экспедициях реализуется мысль С.Соловейчика о том,
что «нравственное воспитание

– это воспитание без воспитания, потому что один миг общения дает для

воспитания больше, чем целые часы поучения.»

Результаты экспедиции носят интегрированный характер, потому что включают в себя весь механизм развития личности, весь потенциал образовательных возможностей человека. Этапы 1. Подготовительный 2. Экспедиционный 3. Исследовательский 4. Рефлексивный. Примеры: «Пушкинские места России», «Ясная Поляна в жизни Л.Н.Толстого» ,»Литературный Петербург» , «Древняя Русь»,Дворянские усадьбы 2-й половины 19 века»
В нашей школе реализуется проект «Край родной навек любимый»

Маршрут№1 «Исторический портрет села»

Маршрут №2 «Живи, цвети моё село»

Маршрут №3 «Школьный двор- зона активного отдыха»
В реализации данного проекта принимают уч-ся 5-11 классов и учителя литературы, истории, краеведения, информатики, биологии, классные руководители. Творческим результатом явились многочисленные работы- путевые заметки, эссе, рассказы, рисунки. Итог данного проекта: презентация, фотоальбом, стендовый доклад. Еще планируется оформление экспозиции в школьном музее. Оформление зоны отдыха в школьном дворе
Межпредметный (междисциплинарный) проект
Нельзя недооценивать роли проектов в реализации межпредметных связей. Междисциплинарные проекты приучают детей к систематичности, умению структурировать материал, правильно и выразительно расположить и представить его, и, конечно, разнообразным образом использовать телекоммуникации и для поиска, и для анализа, и для грамотного опубликования материалов. "Взращивание" такого нового стиля мышления, такого гибкого междисциплинарного "прочтения" задачи должно начинаться достаточно рано и систематически продолжаться в течение всех лет обучения. Цели и проблемы межпредметного проекта должны определяться, исходя из характера интеграции и соотношения объемов материала по предмету (физика) и материала интегрируемых с ней предметов Необходимо участие учителя-предметника, чтобы проект достигал не только целей предмета (физики), но и давал прирост в знаниях по интегрируемым дисциплинам Применение этой технологии в учебной и деятельности позволяет строить обучение на активной основе, в соответствие с личными интересами учащегося, расширив рамки любого предмета. Дает возможность овладеть множеством приемов работы в сообществе, показать применимость полученных на уроках умений в жизни. Осваивать способы
деятельности, способствующие самостоятельности в познавательном процессе, формировать ключевые компетентности, коммуникативную и информационную. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Межпредметные и надпредметные проекты и исследования разрабатываются на стыке нескольких дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков.
В начальной школе
Темы детских работ могут быть близки к содержанию учебных предметов, но обязательно должны находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка и обеспечивать мотивацию включения его в самостоятельную работу. Тема работы класс Вид деятельности Межпредметная интеграция Зубная паста или зубной порошок? 2 исследование  Окружающий мир  Экология здоровья  ОБЖ  Русский язык  Литература Загрязнение атмосферы Павловского района 4 исследование  Окружающий мир  Экология  Информатика  Русский язык  Литература Азбука динозавров 4 проект  Окружающий мир  История  Информатика  Русский язык  Литература
В основной школе
На первый план у подростка выступают цели освоения коммуникативных навыков. Поэтому проектно-исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в группах, но не стоит лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы. Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области (предметной, межпредметной, внепредметной). Тема работы класс Вид деятельности Межпредметная интеграция Сравнение эффективности мытья рук различными влажными салфетками 6 исследование  Гигиена  Биология, микробиология  Химия  Информатика  Русский язык  Литература Влияние красного и зеленого лазерных лучей на организм мотыля 7 исследование  Физика  Биология  Информатика
 ОБЖ  Русский язык  Литература Волшебные кристаллы 5 проект  Естествознание  Физика  Химия  Русский язык  Литература
В старшей школе
К концу 10 класса мотивированным учащимся необходимо достичь формирования надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности, а именно - самостоятельного практического владения методом проектов или технологией исследования. Темы проектных или исследовательских работ должны находиться в области самоопределения в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Формы работы - индивидуальные или мини-групповые. Тема работы класс Вид деятельности Межпредметная интеграция Влияние деятельности бобров на создание экологического поселения 10 исследование  География  Биология  Экология  Информатика  Русский язык  Литература Комплексное тестирование некоторых свойств зубных паст 9 исследование  Гигиена  Химия  Экология  Информатика  Русский язык  Литература В результате выполнения исследования или проекта у обучающихся вырабатываются 
информационно - аналитические умения
: видеть проблему; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям, классифицировать, экспериментировать, задавать вопросы; 
информационно

поисковые

умения:
уметь наблюдать; уметь общаться; уметь работать с книгой, с текстом; владеть словом; уметь искать информацию в интернете. Работа над учебными проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пе режить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс, из скучной «принудиловки» в результативную созидательную творческую деятельность. Уместно в связи с этим напомнить слова Л.Н.Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное предложение этих сведений».
Одним из таких успешных проектов стал межпредметный
проект “Никто не забыт,

ничто не забыто ”

Учебный предмет: литература, история, краеведение. Искусство, внеклассная

работа.

Участники:
учащиеся всей школы
Цели:
1. Развитие познавательной активности при изучении литературы, истории посвященной Великой Отечественной войне 2. Воспитание чувства уважения к своей семье, к истории своего народа. 3. Формирование чувства ответственности перед историей за неразрывность связи поколений.
Предполагаемый продукт
:  Сборник творческих работ учащихся (портретные очерки, рассказы на основе услышанного, стихи, синквейны и т.д)  Сборник исторических материалов “Портрет поколения Великой Отечественной Войны” (биографии, письма, фотографии, другие документы)  Литературно-музыкальная композиция посвященная детям блокадного Ленинграда « Я из блокады и войны»  Выставка рисунков  Выставка Современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности. Сложностей при внедрении данного подхода, безусловно. Много.Но как говорит В.Ф.Шаталов:»Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное – учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес в познании себя, жизни, мира…»

На сегодняшний день нет единого мнения о том, что такое интеграция, хотя сама эта идея существует давно.

Касаясь проблемы интегрированного обучения, В.И. Вернадский писал: «...рост научного знания в ХХ в. быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой - расширять охват его со всех точек зрения».

Предлагаю путешествие в прошлое. Корни интегрированного урока уходят аж в 18 век.

«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» (Я.А. Каменский).

Комплексная система обучения с самого начала складывалась как альтернативная. Критикуя классно-урочную систему Коменского за разобщенность изучения обособленных учебных предметов и формально-логические связи между ними, ее основоположники предлагали объединить обучение вокруг интересующих ребенка процессов и явлений и связать с естественными жизненными ситуациями. Одним из первых эту проблему поставил еще Руссо. Его французские последователи Карпантье и Робен разработали несколько программ «интегрального воспитания» и обучения школьников, согласно которым центральное место в образовании отводилось ручному труду. Вокруг этой ремесленной работы постепенно выстраивались и все остальные «теоретические» занятия.

В Германии комплексной метод отстаивал один из основоположников экспериментальной психологии и дидактики Иоганн Фридрих Гербарт. Главным стержнем образования он считал географию, «науку ассоциирующего характера», вокруг которой естественно объединить математику, историю и естествознание. Последним, крупным немецким теоретиком, одобрявшим комплексный метод, был Рудольф Штайнер. Его «эпохи» стали своеобразными учебными формами глубокого погружения детей в культуру, науку или ремесло.

Огромное воздействие на формирование государственной системы образования в Бельгии оказал и ярый «комплексник» Жан Овид Декроли. Созданная им в 1907 году в Брюсселе «Школа для жизни, через жизнь» предусматривала организацию обучения вокруг «центров интереса ребенка». Одним словом, идеи комплексной, «интегрированной» педагогики имеют достаточно серьезное и славное зарубежное прошлое.

Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О. Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской коле для 6 летних детей. Это интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.

Пропедевтический курс рассматривался К. Д. Ушинским как интегрированный . Он писал о том, что разнообразие предметов первоначального обучения возможно только при условии, чтобы в нем не было никаких отдельных предметов, а все сливалось в одно разумное воздействие взрослого лица, дающего пищу деятельности детей и направляющего всю эту разнообразную деятельность . Идея интеграции отдельных областей научного знания - русского языка и литературы, естествознания, истории - была заложена в “Детский мир”, который изначально предназначался в качестве книги для чтения в младших классах средней школы (гимназии и уездные училища). Отечественной истории в нем посвящены раздел “Первое знакомство с Родиной” в первой части и раздел “Из русской истории” - во второй . Исторические разделы “Детского мира” состоят из рассказов, дающих отдельные сведения из политической истории, истории культуры Российского государства, изложенных в хронологическом порядке. К. Д. Ушинский начал переработку “Детского мира” для начальной школы, но работа не была закончена. Развивая идею интегрированного обучения в начальной школе, К. Д. Ушинский писал, что при слиянии различных предметов в один пропедевтический курс не должна быть утеряна индивидуальность отдельных наук , что обучение такому курсу может осуществлять один педагог , а не учителя-предметники.

Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин (интегрированные курсы, интегрированные уроки), которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира.

Термин «интеграция» все чаще и чаще используется в научной педагогической литературе и в практике преподавания.

Развитие любой науки, и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием ее терминологии. Поэтому неудивительно, что и в методике время от времени появляются новые слова-названия типа методист-исследователь, новатор, оптимизация обучения и т.д. Последняя новация такого рода, получившая распространение в 90-е годы, - это интеграция учебных предметов. Что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения. интегральный обучение воспитание урок

На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что латинское слово «интеграцио» - восстановление, восполнение, «интегр» -целый принято к употреблению в двух значениях: 1) объединение в целом каких-либо частей, элементов и 2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем. Первое значение признается книжным, второе - экономическим, т.е. терминологическим для данного рода наук. Такое же наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина «интеграция» и в методике, т.е. науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью.

Интегрированные уроки занимают все более прочное место в учебно-воспитательном процессе. Они приносят в школу дух творчества, возвращают детям радость учения, веру в себя и в жизнь. Раскроем факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков.

Прежде всего выясним, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основе таких уроков - близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.

Уроки обучения грамоте, внеклассное чтение, математика - изначально интегрированные курсы. Изначально интегрированный курс - природоведение.

Кроме названных следует выделить возможное сочетание таких предметов, как чтение-природоведение, чтение-ИЗО, чтение-музыка и т.д. Для более системного подхода к работе над интеграцией учебного процесса необходимо пересмотреть программы. Оказывается, сочетания предметов возможны самые неожиданные: литература и биология; русский язык, математика и музыка; математика и физкультура; физика и литература. Так учителя русского языка, музыки и начальных классов провели урок «Сказки и речевой этикет».

Любой урок - интегрированный. Голого разрозненного знания просто не бывает. К примеру, о воде мы говорим на уроках биологии, химии, географии, физики, знание должно быть цельным, и получится интегрированный урок (такие уроки провели учителя в начальной школе: «Круговорот воды в природе», где не только объединились такие предметы как природоведение и чтение, но и ИЗО, и музыка, и в 8 классе урок химии с биологией «Самое необыкновенное вещество в мире»).

Надо искать «точки соприкосновения» различных знаний, интересов, способностей. И тогда дети «откроют» для себя необъятный океан науки и будут черпать знания, и будут наконец-то видеть эту науку на каждом шагу. Все мы знаем, что часто дети очень любят биологию, но достаточно «прохладно» относятся к физике. Как биологов заинтересовать, а затем научить электричеству? Может, через «Электричество в живых организмах?». А затем проведены уроки «Живые приборы», «Локация в природе и технике», «Глаз и солнце».

Когда в 1960-е гг. человечество начало осознавать серьезность встающих перед ним экологических проблем возник вопрос: «Сколько времени у нас осталось?» Ответом было: 30-35 лет. Прогноз был недалек от истины, т.к. на лицо - потепление климата, «озоновые дыры», повсеместное присутствие токсичных химических веществ и др. Особенностью современной экологической ситуации является глобальный характер экологических проблем, поэтому необходима интеграция естественно-научных, технических, гуманитарных и других знаний.

Пришло время действия учителя, т.к. он призван формировать новую культуру.

Особое место в системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала экологической культуры детей.

Практика работы учителей начальных классов свидетельствует о том, что они осознают важность этой проблемы, прикладывают много усилий для ее решения, но при этом испытывают немалые трудности в работе по формированию экологической культуры своих воспитанников. Основные принципы такого положения в том, что учителя не имеют четкой программы непрерывного экологического образования, определяющей систему работы.

В трудах ученых межпредметные связи рассматриваются как принцип экологического образования. Их руководящая роль обусловливается триединством основных частей реального мира: «природа - общество - человек», т.е. идеями интегрального характера о материальном единстве мира, целостности природы, естественнонаучными и социальными закономерностями, определяющими природопользовательную и природоохранительную деятельность человека.

Междисциплинарный подход в области экологического образования предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.

В Российской педагогике еще на рубеже 19-20 веков была выдвинута идея создания интегрированного курса по ознакомлению детей младшего школьного возраста с природным окружением. В настоящее время в нашей стране и за рубежом существуют попытки создать интегрированные курсы, направленные на экологическое образование школьников. Так, в современные учебные планы начальной школы уже включен предмет «окружающий мир». Это говорит о том, что идея интеграции в экологическом образовании признана на современном этапе важным средством формирования ответственного отношения школьников к среде своей жизнедеятельности. Межпредметные связи также создают условия для достижения единого воспитательного результата - формирования таких свойств личности, как готовность и способность активно действовать по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Все это помогает при минимальных затратах учебного времени повысить емкость учебного содержания.

Интегрированные уроки трудового обучения и изобразительного искусства способствуют проявлению творческого интереса учащихся к работе, прочному усвоению знаний, активизации их мыслительной деятельности, формированию эстетического вкуса и нравственных качеств.

На таких уроках используются как индивидуальная работа, так и коллективное творчество, вводятся игровые моменты, осуществляется связь с музыкой, литературой, историей. Все задания носят ярко выраженный творческий характер. Таким был интегрированный урок, проведенный в1-ом классе (мною) «Осение дары» (природоведение и художественный труд, музыка).

И все-таки интегрированный урок - вещь в школе неожиданная. Очень сложно проводить его и при этом сохранять стандарты по предмету. Даже, исходя из расписания, очень сложно соединить, историю, музыку и, предположим, литературу. Должна быть система в проведении таких уроков, иначе это будет погоня за формой, лишь способ вызвать интерес у школьников, и хотя это не плохо, но этого мало.

Интегрированные уроки должны отвечать следующим требованиям: во первых, урок должен дать ребенку самые различные знания, во вторых, учитель должен должен повысить познавательный интерес школьников, в третьих, учитель должен активизировать мыслительную деятельность учащихся, и, наконец дети должны проявлять творческие способности, ум.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Составители:

Начальник отдела организационно-методической работы и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ»,

Начальник отдела координации и прогнозирования повышения квалификации педагогических кадров МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ»,

Руководитель центра интеллектуального развития личности МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ»,

Методист МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ»,

Методист МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ»

Рецензенты:

Директор МОУ ДПО(ПК) СОГИУУ»,

кандидат педагогических наук;

Зам. директора по ОПВиАПД МОУ ДПО(ПК) «СОГИУУ»

Старый Оскол

2010 г.

Методические рекомендации «Организация различных форм интегрированного образования для детей с проблемами в развитии» составлены для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений Старооскольского городского округа Белгородской области .

В данных методических рекомендациях представлена нормативная база, регулирующая образование детей с ограниченными возможностями здоровья, приведены основные определения и понятия интегрированного, инклюзивного образования, определены основные формы интеграции и условия, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями. В рекомендациях представлены критерии оценки школьной среды для создания условий интегрированного образования, имеются приложения: Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 01.01.2001г. (Приложение 1); рекомендации Министерства образования и культуры по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями (Приложение 2); полезные ресурсы (Приложение 3).


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует сеть специализированных образовательных учреждений. Вместе с тем, в настоящее время, в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, совместно со здоровыми детьми.

В Российской Федерации вопросы, связанные с образованием инвалидов регулируют довольно большое количество нормативных актов , включая международные (Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 01.01.01 года) (Приложение 1), федеральные, акты субъектов Федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления .

Основными федеральными законодательными актами, регулирующими вопросы образования инвалидов, являются: Федеральный закон от 01.01.01 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 01.01.01 г.), далее закон о социальной защите инвалидов и Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. № 000-1 (в редакции от 01.01.01 года) далее Закон об образовании, протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 01.01.2001 года №30 (пункт 11.3, раздел 1), рекомендации Министерства образования и культуры по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации . (Приложение 2)

В Старооскольском городском округе вопросы о реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование регулируются приказами: департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 01.01.01 года № 000 «О реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование», управления образования администрации Старооскольского городского округа от 01.01.01 года № 000 «О реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование»; рекомендациями областной августовской педагогической конференции «Итоги формирования инновационного образовательного пространства Белгородчины и перспективы развития национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» о создании безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Закон о социальной защите инвалидов регулирует достаточно широкий круг отношений, субъектами которых являются люди с инвалидностью, ст. 18 и 19 данного Закона содержат общие положения, касающиеся образования инвалидов и устанавливают, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.


Закон об образовании имеет общий характер и регулирует вопросы образования в целом. Применительно к данному анализу его нормы можно разделить на две группы: нормы, регулирующие общие вопросы получения образования, и нормы, непосредственно касающиеся образования инвалидов.

Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон об образовании

устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по состоянию здоровья могут быть установлены только законом.

· учебники;

· информация о школьных мероприятиях;

· другая информация о работе школы.

В частности, информация может быть предоставлена:

· на языке Брайля;

· крупным шрифтом;

· на аудиокассете;

· посредством языка жестов;

· посредством использования символов.

1. Совместная работа над усвоением материала.

2. Обучение стратегии усвоения материала.

3. Дифференциация учебного материала.

4. Развитие способности к самоопределению.

5. Ясная, структурированная подача материала.

6. Оценка усвоения учебного материала

7. Обучение применению освоенных навыков в реальных условиях.

8. Сотрудничество.

9. Профилактика нежелательного поведения.

10. Поддержка сверстников.

При этом подчеркиваем, что важное значение имеет не каждый подход сам по себе, но их совокупность. В зависимости от школы и ее учащихся, содержание и процесс реализации этих подходов могут приобретать свои индивидуальные черты.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Оценка доступности зданий.

Проведите полную оценку здания школы и прилегающих территорий. Старайтесь привлекать к этому процессу детей везде, где это возможно. Составьте список необходимых работ по обеспечению доступности и определитесь с предстоящими расходами. Если вы до конца не уверены, что необходимо предпринять для обеспечения полной доступности школы, обратитесь к профессионалам или людям с инвалидностью.

2. Оценка доступности образовательной среды .

Проведите анализ информации, программного и технического обеспечения, используемого в образовательном процессе и потенциально вызывающего сложности у некоторых детей. Постоянно будьте в курсе новых адаптивных технологий, применимых в образовательных процессах (брайль, язык жестов и соответствующие материалы, сенсорные экраны, ноутбуки и т. д.). Храните всю письменную информацию в компьютере, чтобы в любой момент можно было предоставить ее в альтернативных форматах. Сегодня многие школы обмениваются своими инновациями, методическими материалами и т. д. для ускорения процессов инклюзии.

3. Включите вопросы понимания инвалидности в образовательные программы.

Планируя образовательные программы для школы, задумайтесь о том, насколько тема инвалидности отражена в этих программах. Используйте недискриминационные ресурсы и книги. Старайтесь всячески придерживаться социального подхода к инвалидности. Убедитесь, что персонажи с инвалидностью присутствуют в детских книжках. Если вы не можете найти такие книжки, придумайте и сделайте их сами. Используйте присущую детям доброту и честность, чтобы избежать дальнейшей дискриминации.

4. Использование положительных образов людей с инвалидностью.

Убедитесь, что для всех детей доступна информация и положительные примеры о детях и взрослых с инвалидностью. Опять-таки, если вы не можете их найти, придумайте или напишите их своими силами. Пригласите людей с инвалидностью рассказать детям о себе и о своей жизни. Убедитесь, что настенные плакаты включают людей с инвалидностью и отражают многообразие учеников школы.

5. Внесите разнообразие в образовательные программы. Используйте разнообразные подходы и методы.

Планируя образовательные программы, задействуйте разнообразные методы и подходы, раскрывая все способности и склонности учеников школы. Создайте единый банк идей и методов, потратив некоторое время, работая вместе с коллегами-учителями. Свяжитесь с другими школами и организациями для обмена подходами, идеями и методическими материалами. Введите систему оценки учителей их коллегами и детьми.

6. Разработайте подходы совместного обучения и обучения учениками друг друга.

Самый мощный образовательный ресурс в любой школе – это ее ученики. Используйте работу в группах и парах, задействуя детей с различными способностями и детей разного возраста. Избегайте постоянного вялотекущего изложения, от разнообразия все только выиграют.

7. Оценка внутренних правил. Насколько они инклюзивны?

Убедитесь в том, что оценка каждого ученика производится в соответствии с его предыдущими достижениями, а не с некими нормативными стандартами. В противном случае некоторые будут чувствовать себя ущербно по отношению к другим детям. Убедитесь в том, что все процессы оценки доброжелательны по отношению ко всем ученикам и не мешают процессу и практике инклюзии.

8. Эффективная командная работа при планировании программ и поддержке учащихся.

Убедитесь в том, что в школе хорошо налажена работа в команде, что отводится достаточно времени и ресурсов для поддержки процессов обучения, что в разработке программ принимают участие команды учителей, работников с маленькими детьми и другие заинтересованные лица. Совместная работа всего персонала является необходимым условием достижения инклюзии.

9. Дети изучают и используют язык жестов.

Если в школе обучаются неслышащие дети, обязательно задействуйте специальных переводчиков и учителей. Предоставляйте неслышащим детям возможность общаться с носителями языка жестов, также предоставьте всем детям возможность изучить язык жестов в рамках программы. Всех детей необходимо обучить основным словам и фразам на языке жестов. Сегодня лишь небольшая доля неслышащих людей владеют языком жестов.

10. Доступное общение школы с родителями детей.

Помните, что не все люди общаются одинаково, устно или письменно. Проведите оценку коммуникационных потребностей внутри школы и у родителей учеников школы и предоставляйте всю информацию, включая анонсы, отчеты, замечания и т. д. в подходящем формате (к примеру, брайль, крупным шрифтом, на аудио или видеокассете , на языке жестов, в электронной форме и т. д.) помните, что ваша школа предоставляет услуги не только ученикам, но и их родителям и опекунам. Убедитесь, что акустически здания школы доступны для общения слабослышащих людей.

11. Использование подходящих слов об инвалидности.

Прислушайтесь, какие слова используются персоналом школы и детьми при разговорах на тему инвалидности, при описании учеников, во время уроков. Некоторые слова могут быть обидны для детей с ограниченными возможностями, например, неполноценный, хромой, тупой и т. д. Разработайте специальные тренинги для учителей и учеников, где расскажите о том, какие слова адекватны и необидны, а какие нет. Противодействуйте всяческим нападкам на детей с инвалидностью со стороны других учеников, присваиванию ярлыков и меток отдельным детям, дразнению детей. Разработайте новые правила, направленные на искоренение подобной практики. Объясните в правилах, насколько обидно слышать в свой адрес те или иные слова.