Понятов первый в мире магнитофон. Музей телевидения и радио в интернете - воспоминания. Поручик Белой армии

Маковеев В.Г.

Гений из села Русская Айша!

(О Понятове А.М.).

Александр Матвеевич Понятов, русский инженер и американский бизнесмен – изобретатель, стал широко известен миру в 1956 году как создатель первого в мире видеомагнитофона и основатель знаменитой фирмы «Ампекс», в течение полувека удерживавшей мировое техническое лидерство в области аппаратуры профессиональной магнитной записи звука, изображения и многих специальных сигналов. Мировые электронные гиганты, - Сони, Мацусита, JVC , Филипс, Тошиба и т.д. в течение десятилетий шагу не могли ступить в производстве бытовой видеоаппаратуры без принадлежащих ему патентов.Он прожил 88 лет и был удостоин в США и ряде других стран всех мыслимых для ученого и бизнесмена почестей. Русская диаспора на севере Калифорнии чтит его почти как святого,- он дал работу тысячам русских, помог создать православный женский монастырь, приют для престарелых и не жалел средств на благотворительность. Но на своей родине он до сих пор известен лишь специалистам.

Впервые это имя я услышал еще студентом в 1958 году, когда вышло «широко известное в узких кругах» секретное по форме и свирепое по содержанию постановление Совета Министров СССР о начале разработки линейки советских вещательных видеомагнитофонов. Осенью 1959 года эти работы были резко активизированы после визита тогдашнего руководителя страны Н.С. Хрущева в Америку, - ему подарили видеозапись его встречи с Президентом США Д. Эйзенхауэром, и он очень рассердился узнав, что ее в СССР нет возможности воспроизвести. На кафедру телевидения Московского электротехнического института связи (теперь это МТУСИ), где я тогда учился и работал, по тогдашнему обыкновению «упало как снег на голову» серьезное поручение из несекретного приложения к этому постановлению. Поиск по зарубежной литературе привел к американской фирме «Ампекс» и ее основателю и владельцу Александру М. Понятову, которого по невозможности в то время уточнить отчество именовали на всякий случай «Михайловичем». В научно – технических отчетах эта фамилия вопросов не вызывала, но попытки сослаться на него в печати не проходили через «Главлит» (так сокращенно именовалось тогда цензурное ведомство) ни тогда, ни на 20 года позже. Горжусь тем, что я 1992 году поднял архивы в Казани и Москве, и первым в стране в печати рассказал о заслугах А.М. Понятова, ав 1993 году помог Михаилу Анатольевичу Таратуте сделать телепередачу о Понятове в его тогда знаменитом цикле «Америка с Михаилом Таратутой».

Магнитную запись электрических сигналов на металлический носитель – стальную проволоку изобрел в 1898 году датчанин В. Паульсен. Многие недостатки этого носителя не позволили магнитной записи проникнуть в сферу радиовещания и телевидения. Известно лишь о применении в 30 – е годы прошлого века проволочных магнитных носителей в малосерийных профессиональных диктофонах. Однако другие свойства подобного магнитного носителя в виде стальной ленты (проволоки – «плющенки») привели его во многие виды аппаратуры специальной магнитной записи, в том числе в автоматические бортовые самописцы на самолетах, кораблях и т.д., известные широкой публике как «черные ящики», хотя они обычно имеют шарообразную форму и красятся в ярко оранжевый цвет.

Но в довоенное время в бытовой сфере господствовали и быстро совершенствовались методы механической записи, - снижались скорости вращения пластинок с 78 до 45, а потом до 33 оборотов в минуту, вводилась стереофония, шеллачная основа (смола, вырабатываемая тропическими насекомыми) заменялась синтетическим винилом. Мировым лидером в этих технологиях была возглавляемая выходцем из России Давидом Сарновым гигантская Американская радиокорпорация (RCA), точнее ее дочерняя фирма граммзаписи «Виктор». Нам теперь более известен ее бывший японский филиал «JVC -Джапан Виктор Компани» (в самой Японии ее зовут более нежно, - «Ни – Ви – Ко»), и фирма эта, как мы видим, «высоко несет флаг» своих основателей.

В профессиональной звукозаписи в то время пытались применять «мокрые» кинематографические технологии. В России первая радиопередача с фрагментами таких записей прозвучала в августе 1931 года; позднее была создана специальная студия «Радиофильм» для проведения записи внестудийных радиопередач на кинопленку.

Многочисленные попытки упростить и удешевить эти технологии, сделать их оперативными («говорящая бумага», «говорящий целлофан» и т.д.) успеха в то время не имели. Технологический прорыв состоялся в начале 1940 – х годов в воюющей Германии, где фирмы «АГФА» и «БАСФ» объединенными при выполнении военных заказов усилиями создали дешевый и эффективный носитель для магнитной записи электрических сигналов, - магнитную ленту на пластиковой основе. В конце войны в Германии уже была аппаратура магнитной записи, пригодная для целей радиовещания, - союзники по антигитлеровской коалиции удивлялись отменному качеству музыкальных программ Берлинского радио, когда было доподлинно известно об уничтожении всех его студийных комплексов. Вывезенная победителями из Германии трофейная аппаратура и документация в области магнитной записи дала толчок развитию этих технологий во многих странах. Магнитные ленты в то время имели ацетатную основу, схожую с основой негорючей кинопленки, и делились на два типа: в первом тонкий игольчатый порошок из окиси железа замешивался в саму пластиковую основу ленты, во - втором формировался отдельный магнитный рабочий слой, наносимый с одной стороны основы в виде лакового покрытия, в которое замешивался магнитный порошок. Лет 10 потом эти технологии соперничали, но теперь, как мы видим победила вторая. Трофейные магнитофоны, которые мне приходилось встречать, все были знаменитой в то время фирмы «Телефункен», которая позже, в 1967 году подарила миру систему цветного телевидения «ПАЛ», и растворилась во времени по примеру многих других великих «брендов».

В США «его величество Случай» доверил развитие трофейных технологий магнитной записи А.М. Понятову, владельцу скромной фирмы «Ампекс», аббревиатура названия которой состояла из инициалов основателя и первых букв гордого слова «exellent»- несравненный, превосходный. Фирма Ампекс была основана в начале 1940 – х годовв Калифорнии в г. Редвуд – сити (около 200 км. южнее Сан - Франциско). Начала свою работу она, как это часто бывает, в старом гараже ина первых порах производила сельсины, - электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Первыми сотрудниками фирмы стали три молодых инженера Ч. Андерсен, Ч. Гинзбург и Ш. Хендерсон (фото …). С двумя первыми я был хорошо знаком и встречался последний раз лет 10 назад,- очень симпатичные талантливые люди. Понятов умел выбирать себе сотрудников! Интересно, что позже в 1952 году к этой группе присоединился совсем юный студент Рей Долби, - основатель знаменитой в наше время фирмы «Долби». По окончании войны оборонное производство в США было свернуто, фирма Ампекс осталась без заказов и стала искать « новый хлеб», - по выражению самого Понятова. Новое направление в работе фирмы подсказала трофейная немецкая технология магнитной записи электрических сигналов. Американские радиоэлектронные гиганты, и прежде всего RCA, пренебрегли этой весьма капризной по тем временам технологией, - слишком много средств ими было вложено в распространение и совершенствование технологий механической звукозаписи. К

этому времени был уже подготовлен массовый выпуск профессиональной и бытовой аппаратуры оперативной механической звукозаписи на диск из толстой пластмассовой пленки.(Во времена моей молодости в Москве были в большой моде «песни на косточках», - кустарные граммпластинки из отработанной рентгеновской фотопленки, изготовленные по похожей технологии).

Команде Понятова было нечего терять, ифирма Ампекс первой в США занялась разработкой аппаратуры магнитной звукозаписи. Новое направление в деятельности фирмы принесло удачу, хотя и не сразу. Первые профессиональные магнитофоны для радиовещания в США долго не находили спроса, что очень часто бывает с принципиально новыми для рынка товарами. Помощь неожиданно пришла от знаменитого эстрадного певца Бинга Кросби, который был также страстным радиолюбителем. Б. Кросби почему – то патологически страшился микрофона в пустой студии при прямых трансляциях концертов. Он с радостью ухватился за техническую новинку и быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты.Его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы Ампекс, а концерты эстрадной суперзвезды с применением магнитофонов – отличную рекламу. Вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей оперативной деятельности обойтись без магнитофонов. Фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты с собственной маркой. Довольно быстро восстановились старые связи с военными заказчиками, которым потребовалась надежная аппаратура для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Методы магнитной записи здесь оказались вне конкуренции. Вывезенные в США немецкие специалисты по ракетной технике уже имели опыт работы с магнитной записью телеметрии во время испытаний, а с их мнением в первые послевоенные годы очень считались. Начав с вещательных магнитофонов, фирма Ампекс очень скоро по велению времени сосредоточилась на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной, инструментальной магнитной записи.

Почти полвека (с 1946 по 1995 годы) фирма Ампекс держала мировое научно – техническое лидерство в профессиональной аппаратуре магнитной записи вещательных и специальных сигналов. Она также обладала патентами на многие фундаментальные методы и устройства в этой области, что помогало ей десятилетиями сдерживать настойчивые попытки американских, европейских и японских конкурентов разрушить фирму и купить по частям. Однако по – настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона.

Телевизионное вещание в США после войны развивалось взрывоподобным образом. Американская радиоэлектронная промышленность, создавшая в годы войны громадные производственные мощности иоставшаяся в 1945 году без заказов, нашла себе работу в телефикации страны. В итоге уже к 1952 году американский рынок был полностью насыщен черно – белыми телевизорами, а в 1953 году началось практическое внедрение цветного телевизионного вещания по разработанной в короткие сроки системе NTSC. Американские вещательные компании, уже вкусившие прелести новой технологии звукового вещания с магнитной записью и монтажом программных материалов, теперь буквально требовали создать аппаратуру для работы с телевизионным сигналом. Многие фирмы пыталисьи не смогли решить эту головоломно сложную задачу, - ведь телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный. При такой полосе магнитная лента должна «лететь» мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее очевидный путь снижения этой скорости – многодорожечная запись. Но не справилась с этой задачей великая RCA , разработавшая многодорожечный аппарат с частотным разделением спектра видеосигнала; не справился и знаменитый Бинг Кросби, возглавивший и финансировавший разработку многодорожечного аппарата с временным разделением каналов. Лучше всех ираньше всех в мире в 1956 году решила проблему магнитной видеозаписи честолюбивая молодежная команда на фирме Ампекс под мудрым руководством64 – летнего Понятова, прославив на весь мир свою фирму, а также ее основателя и владельца. Они придумали поперечно – строчный метод записи на относительно широкую ленту (50, 8 мм., т.е. два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. При этом достигался компромисс: лента протягивалась в аппарате со обычной скоростью 38 см/сек., но головка «чертила» на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек., причем каждая магнитная строка содержала в себе 16 телевизионных строк. Этот первый в мире стандарт видеозаписи, известный под индексом «Q », применялся почти 20 лет и был заменен стандартом «С» (для однодюймовой ленты), разработанным тем же Ампексом. Кстати заметим, что в ряде стран для самого процесса видеозаписи на магнитную ленту некоторое время бытовал термин «ампексование»!

Во время нашей встречи с Понятовым в мае 1974 года он сказал, что если бы он и его коллеги заранее представляли себе все трудности, преодоленные при создании видеомагнитофона, то никогда не взялись бы за ее решение! Ведь сам видеомагнитофон – лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Непросто было сделать аппарат для магнитной записи звука, но оказалось, что создать видеомагнитофон в десятки и сотни раз труднее. Видеомагнитофон по общему мнению оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов в условиях небольшой фирмы и с ограниченными средствами от Понятова и его команды потребовалось сочетание героических организаторскихусилий с гениальными научно – техническими решениями. Сам Понятов это хорошо понимал и формулировал так: « В течении семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».

Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в 40 км. северо – восточнее Казани в большой семье крестьянина, занявшегося торговлей. В архивах сохранились документы о его крещении, об учебе во 2- м реальном училище г. Казани, о сдаче дополнительного экзамена по латыни (без него нельзя было поступить после реального училища в Университет), о военной обязанности с 1913 года, и т.д. Он в 1909 году поступил и один год проучился на физико – математическом факультете в знаменитом тогда в России Казанском университете, но в 1910 году решил продолжить учебу в столицах. Просил ректорат переслать свои документы сначала в Петербургский университет, потом в Московский, но в итоге по невыясненным причинам поступил в МВТУ на механический факультет. При нашей с ним встрече он сказал, что считает себя учеником профессора Н.Е. Жуковского и под его влиянием «заболел» авиацией. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е. Жуковского продолжать образование в Германию в Политехникум города Карлсруе. Из Германии на наш запрос ответили, что А. М. Понятов значится в списках студентов в 1911-1913 годах, но никаких других документов не сохранилось, в том числе и сведений о завершении образования.

Поскольку А. М. Понятов подлежал призыву в российскую армию в 1913 г., то, по-видимому, он в этом году вернулся в Россию. Со слов его американских родственников и сотрудников фирмы, он в Первую мировую войну был призван в армию из Казани, окончил школу летчиков и служил офицером в авиации, попал в серьезную аварию и долго лечился. Поиски сведений о Понятове в российских военных архивах не дали результатов, - не было точной зацепки. В списках личного состава всех 144(!) авиационных частей Российской армии с 1913 по 1917 года Понятов А. М. не значился. К сохранившимся архивам Белой армии тогда добраться не удалось. Родственников Понятова в его родном селе и окрестностях также не осталось.

Выступая как – то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что в 1918 – 1920 годах «служил в Белой армии и воевал с коммунистами», апотом через Китай в 1927 году добрался до Америки. Есть сведения, что он некоторое время работал пилотом на гражданских авиалиниях, летал на гидросамолетах.

Встретиться мне с Понятовым удалось только один раз в мае 1974 г., когда первая делегация Гостелерадио СССР посетила фирму в г. Редвуд-Сити в Калифорнии. Нам сразу же объяснили, что Понятов в делах фирмы уже не участвует, но на фирме очень чтят основателя, для него сохранен рабочий кабинет, и мы с ним обязательно встретимся. Мы видели, как сам он подъехал наавтомобиле к персональной стоянке (крупными белыми буквами на асфальте было написано "Ponjatoff") и пересел в поданную ему электрическое кресло - коляску (у него были парализованы ноги, - последствия авиакатастрофы в военной молодости). Во время встречи в кабинете нас приветствовал поднявшийся за столом высокий худощавый старик - ему тогда было уже 82 года. По-русски он говорил очень правильно, но иногда долго подыскивал слова. После официальных приветствий он сказал, что выписывает газету "Известия" и старается следить за событиями в России. Мы коротко рассказали ему о развитии телевидения на его родине и о наших работах по видеозаписи, подчеркнув, что считаем себя его последователями. Однако он уклонился от технической беседы, адресовав нас к инженерам фирмы. Потом показав на лежащую перед ним местную газету, обратил внимание на "чудовищную несуразность" - вся первая полоса посвящена "дураку-столпнику" (человек на пари просидел несколько дней на высоком столбе и в итоге разбился), а самая важная информация о том, что средняя продолжительность жизни американцев постоянно сокращается, дана короткой заметкой в глубине толстой газеты.

Мы попросили его рассказать молодым российским инженерам, как он добился столь выдающихся успехов и что он может им посоветовать. Понятов оживился и сказал, что у него есть несколько собственных правил и они могут быть интересны и другим:

- нужно всю жизнь учиться. Он учится и сейчас, - разрывает нужную книгу на части по 10 – 12 страниц, носит в кармане и читает при любой возможности.

- ничего не надо считать догмой.

- старайтесь всегда сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник. И это будет обязательно замечено.

- избегайте любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у Вас не более 50%.

При расставании Понятов попросил нас прислать ему книгу П.П. Владимирова "Особый район Китая" (АПН, 1973 г., о военных действиях в северо-восточном Китае в 1942-1945 г.г.). О причинах своего интереса к книге он не сказал, но, как я потом выяснил, с этими местами была связана часть его жизни после гражданской войны. Книгу была ему передана через корреспондента Гостелерадио СССР в США.

Поc ле нашего возвращения и доклада «в инстанции», Гостелерадио СССР официально пригласило А.М. Понятова посетить Россию и свою «малую родину», но он вежливо ответил, что не совсем здоров и с некоторых пор принципиально не летает самолетами. Уже потом мы узнали, что дело было здесь сложнее: у Понятова в свое время случился очень неприятный спор с Н.С.Хрущевым о проблемах демократии в СССР и США на его встрече с бизнесменами в Сан – Франциско. Понятов после этой «беседы», видимо, решил для себя, что дорога на родину ему теперь «заказана».

Великий инженер Понятов умер в 1980 году. Через 15 лет умерла и основанная им знаменитая фирма Ампекс. Однако его имя и заслуги перед человечеством не должны быть забыты ни в Америке, ни в России.

Русские на чужбине. Александр Понятов.


Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша, неподалеку от Казани . Его отец был купцом первой гильдии - торговал лесом, держал склады природного камня, имел свою мельницу и пасеку... Но Александр не захотел идти по его стопам. В семь лет он впервые увидел чудо-техники - паровоз, и с того момента решил стать инженером. Он окончил реальное училище и поступил в Казанский императорский университет на физико-математический факультет, но после перевелся на более прикладную специальность - в Императорское московское техническое училище (теперь МГТУ имени Баумана ). Его учителем стал «отец авиации» Николай Жуковский, от которого Понятов заразился любовью к авиации и полетам, затем по его совету уехал доучиваться Германию , в Политехникум города Карлсруэ , где получил степень бакалавра по электромеханике.

В 1913 году Александр вернулся на родину - окончил школу летчиков, и во время Первой мировой войны служил пилотом гидросамолета военно-морского флота. В Гражданской войне он выступал на стороне Белой армии и в 1920 году вынужден был эмигрировать. Сначала он работал помощником инженера в шанхайской компании, потом перебрался во Францию , а в 1927 году оказался в США. Сперва он устроился на работу в General Electric, но тяга к полетам привела его в компанию Dalmo-VictorWestinghouse, где он разрабатывал электроприводы для авиационных радаров.

В Калифорнии он наконец знакомится со своей половинкой - американкой Хейзел Хесс. Впрочем, сам он ее называл Еленой... Детей у них не было, и сведений о личной жизни изобретателя сохранилось очень мало.

Параллельно он экспериментировал со звукозаписью в собственном гараже. И в 1944 году созрел для создания собственной фирмы - Ampex, от собственных инициалов и слова «экспериментальный» - Alexander M. Poniatoff EXperimental. Сперва фирма была субподрядчиком Dalmo-VictorWestinghouse и поставляла электродвигатели для радиолокационных антенн самолетов. Но после войны заказы прекратились - пришлось искать изобретениям мирное применение. И Александр решил сконцентрироваться на только появившихся тогда устройствах магнитной звукозаписи.

Он начал совершенствовать магнитные ленты, чтобы сохранить все тонкости звучания. Фирме удалось заинтересовать популярного в то время певца Бинга Кросби , который вложил в разработку нового магнитофона 50 тысяч долларов. И за семь лет Ampex стала одним из самых популярных в США производителей звуковой аппаратуры!

К тому моменту Понятов стал задумываться над тем, как записать на магнитную ленту не только звук, но и картинку. Основной проблемой была продолжительность записи: для короткого двухминутного ролика требовались километры пленки! Вместе с помощниками он начал экспериментировать со способами записи и в конечном итоге остановился на поперечно-строчной записи вращающимися головками. Это позволило совместить высокую скорость записи с низкой скоростью движения самой магнитной ленты. Таким образом изобретатель смог добиться, чтобы на одном рулоне ленты помещался более-менее продолжительный видеоролик.

Понятов вспоминал: "Если бы я представлял себе все трудности, то ни за что не взялся бы за создание видеомагнитофона!"

Если бы тогда я заранее представлял все трудности, которые предстоит преодолеть при создании видеомагнитофона, мы бы никогда не взялись за эту работу! - вспоминал впоследствии Александр Матвеевич. - Ведь сам видеомагнитофон - это лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Поскольку в любой системе записи первичен носитель, то для видеоленты была выбрана более прочная и более тонкая пластиковая основа, разработан более тонкий, малоабразивный и прочный лаковый рабочий слой (температура видеоголовки в месте соприкосновения с магнитной лентой достигает 700 градусов). В механике потребовалось достижение микронных точностей, в электронике - использование новых методов обработки сигнала; этот перечень можно продолжать бесконечно. В итоге видеомагнитофон оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и, чтобы разработать и организовать производство самого аппарата и видеоленты в условиях небольшой фирмы с очень ограниченными средствами, потребовалось сочетание героических усилий с гениальными научно-техническими решениями. В течение семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!

Первый видеомагнитофон AmpexVRX-1000 был продемонстрирован Понятовым в 1956 году в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов. Меньше чем за полгода аппарат стал использоваться во всех ведущих телестудиях страны. Процесс записи видео даже стали называть «ампексированием» - по имени фирмы. А в 1958 году видеомагнитофоны стали использоваться в NASA для записи космических полетов…

В 1959 году видеомагнитофон был продемонстрирован на выставке в Москве. Причем американский инженер, сопровождавший экспозицию, по распоряжению Понятова разрешал фотографировать всю техническую документацию. По воспоминаниям посетителей выставки, специалист охотно показывал техническое описание видеомагнитофона и призывал журналистов и любопытствующих сфотографировать все нужные электрические схемы.

На этой же выставке Хрущеву подарили кассету с записью его встречи с президентом США Никсоном, но в те времена в СССР просто не на чем было ее посмотреть! Поэтому запись просто отправили в архивы Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи… А позже туда пришла и посылка от Ampex с фотокопией всего технического описания видеомагнитофона. Вскоре в Новосибирске запустили серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1», сделанных на основе американской документации.

А Ampex тем временем выпустила линейку портативных видеомагнитофонов для домашнего использования, а также серию техники для видеожурналистики. В 1963 году был разработан видеомагнитофон с монтажными функциями и покадровым просмотром, в 1964-м освоили цветную видеозапись, а в 1967-м появилась функция замедленного просмотра. В том же году компания впервые стала использовать для записи 15-дюймовые диски - тогда их хватало на 30 секунд записи…

Параллельно компания занималась инновационными разработками в области звуко- и видеотехники. Например, в 1978 году Ampex создала систему видеографики, а позже освоила цифровые спецэффекты. К тому времени Понятов уже отошел от дел - за ним сохранилась должность почетного председателя совета директоров. В 1974 году по просьбе Гостелерадио с ним записали небольшую передачу, в которой он сформулировал свои главные правила: «Нужно всю жизнь учиться; ничего не надо считать догмой; необходимо всегда стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник (это будет обязательно замечено); следует избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50 процентов».

Я всего достиг, у меня замечательная фирма, - признавался Александр Понятов в конце жизни, - но у меня нет детей, продолжить мое дело некому. Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но… это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать. И я страдаю...

В 1980 году Александр Матвеевич скончался. Русская диаспора в Калифорнии до сих пор чтит его за то, что он дал работу тысячам русских эмигрантов. А Американское общество инженеров кино и телевидения учредило медаль имени Понятова, которую ежегодно присуждают за заслуги в этой области. Заслуги инженера отмечены и многими другими наградами.


Оригинал взят у lubovkrossii в

Originally posted by slavynka88 at Русский эмигрант Александр Понятов: создатель видеомагнитофона

…Когда в 1959 г. в США Хрущёву подарили кассету с записью его встречи с Кеннеди, он рассердился, затопал ногами: оказалось, в СССР нет оборудования, на котором эту кассету можно посмотреть. Чуть позже Никита Сергеевич узнал, что в США видеомагнитофоны и многие другие ноу-хау радиоэлектроники появились благодаря русскому эмигранту Александру Понятову.

«Для американцев Понятов - святой, - рассказывает Николай Комиссаров. - Всё телевидение - и коммерческие, и государственные каналы - боготворят его. В учебных заведениях, где есть кафедры физики или радиоэлектроники, о нём говорят в превосходной степени. Но на своей родине он до сих пор был известен лишь специалистам».

Александр Матвеевич родился в деревне Русская Айша (сейчас дер. Русско-Татарская Айша в Высокогорском районе) в большой зажиточной семье. Понятовы владели складами из природного камня (одна из стен сохранилась до сих пор), домом, пасекой, мельницей.

Окончив реальное училище в Казани, Понятов поступает на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. Юноша мечтает связать свою жизнь с авиацией, поэтому, проучившись в Казани год, переводится в Московское техническое училище (сейчас МВТУ им. Баумана). Затем уезжает учиться в техническое училище в Германию. Когда в 1913 г. родители пересылают ему повестку о призыве на военную службу, возвращается в Россию. В Гражданскую войну поручик Понятов сражается на стороне Белой армии. Когда война проиграна, бежит через Сибирь в Китай, в конце 20-х гг. едет в Америку. В 1944 г. Понятов создает фирму «Ампекс», название которой расшифровывается так: «Александр Матвеевич Понятов - экселенс», (в пер. с англ. -. высшее качество).

С окончанием войны для компании, выпускавшей узлы для радаров, наступают сложные времена, она теряет заказы и оказывается на грани закрытия. Чтобы выжить, Понятов берётся за сверхдерзкую задачу: поставить на промышленную основу вывезенные из побеждённой Германии трофейные технологии магнитной записи. К слову, вначале эту работу предложили фирме RСA, но специалисты во главе с Давидом Сарновым и Владимирым Зворыкиным отказались: «Это невозможно сделать!»

На выпуск первого видеомагнитофона у Понятова уходит 8 лет. Как писал известный журналист Михаил Таратута, разработкой магнитофонов после войны занималось несколько компаний, но «Ампекс» всегда оставался лидером, заложив с самого начала - и это служило предметом особой гордости Понятова - очень высокие стандарты качества в индустрии магнитозаписи. Кроме того, эта компания создала важнейший компонент всей послевоенной технологии: на принципе магнитозаписи была основана память первых компьютеров. Спецоборудование «Ампекса» использовалось в медицине, авиации, космонавтике. Эта же компания принесла в телевидение цвет.

В 50-е и 60-е гг. знаменитая сегодня компания «Сони» могла только мечтать о такой славе и том уровне технологий, которыми обладал «Ампекс». За 10-15 лет империя Понятова прошла путь от никому неизвестной кучки энтузиастов до мирового лидера, гиганта индустрии. В 60-е г.г. на ее заводах трудилось около 12 тыс. человек. Такому успеху компания во многом обязана своему руководителю.

«Понятов выгодно отличался от закрытых американских топ-менеджеров, - говорит Николай Комиссаров. - Он ставил задачу перед подчиненными, вдохновлял их, вёл за собой. Всегда находился в центре событий. Духовность, склонность к добру - это присуще, в первую очередь, русскому характеру».

Александр Понятов всегда гордился своим происхождением. Непременным атрибутом его офисов были русские берёзки, он поддерживал, русский женский монастырь, основал дом Св. Владимира для престарелых людей в Сан-Франциско. Он помогал многим русским уже просто тем, что брал их на работу в компанию.

В конце жизни Александр Понятов признавался: «Я всего достиг, у меня замечательная фирма. Но у меня нет детей, продолжить мое дело некому... Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но… это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать...». Великий инженер умер 24 октября 1980 года в штате Калифорния. Его компания в виде небольшого КБ работает до сих пор.

Правила успеха А. Понятова

Всю жизнь учиться. (У Александра Матвеевича была привычка разрывать нужную книгу на части по 10 - 12 страниц, носить в кармане и читать при любой возможности).

Стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник.

Избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50%.

27-го января 1948 года в США начали продаваться первые бытовые магнитофоны. Этот день смело можно считать именинами прибора, без которого до последнего времени не обходилась ни единая дискотека. Первое, что публично воспроизвел магнитофон — запись шоу американского певца Бинга Кросби.

Это были катушечные приборы фирмы Ampex (модель Ampex 200), с помощью которых можно было даже записывать на магнитную ленту. Цена одного — 149 долларов за штуку. В первую неделю реализации был продан весь складской запас фирмы - 40 000 штук. Кажется, за любимую музыку американцы выкладывали все, что у них было.

Самое забавное, что изобретение принадлежит русскому инженеру Александру Матвеевичу Понятову, впоследствии ставшему бизнесменом. Изобретатель в 1944-м основал фирму Ampex, а в 1948-м выпустил девайс, который сделал его миллионером.

А.М.Понятов (1892-1980)


Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в 40 км. северо-восточнее Казани в большой семье крестьянина, занявшегося торговлей (по другим данным, когда Александр стал студентом, его отец уже был купцом 1-й гильдии, крупнейшим казанским лесоторговцем). В архивах сохранились документы о его крещении, об учебе во 2- м реальном училище г. Казани, о сдаче дополнительного экзамена по латыни (без него нельзя было поступить после реального училища в Университет), о военной обязанности с 1913 года, и т.д.

Он в 1909 году поступил и один год проучился на физико - математическом факультете в знаменитом тогда в России Казанском университете, но в 1910 году решил продолжить учебу в столицах. Просил ректорат переслать свои документы сначала в Петербургский университет, потом в Московский, но в итоге поневыясненным причинам поступил в МВТУ на механический факультет. Он говорил, что считает себя учеником профессора Н.Е. Жуковского и под его влиянием «заболел» авиацией. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е. Жуковского продолжать образование в Германию в Политехникум города Карлсруе.

Поскольку А. М. Понятов подлежал призыву в российскую армию в 1913 г., то, по-видимому, он в этом году вернулся в Россию. Со слов его американских родственников и сотрудников фирмы, он в Первую мировую войну был призван в армию из Казани, окончил школу летчиков и служил офицером в авиации, попал в серьезную аварию и долго лечился.

Выступая как - то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что в 1918 - 1920 годах «служил в Белой армии и воевал с коммунистами», до 1927-го работал в Шанхае, в электроэнергетике. Жил недолго во Франции, переехал в США. Есть сведения, что он некоторое время работал пилотом на гражданских авиалиниях, летал на гидросамолетах.

Работал в Нью-Йоркском НИИ корпорации General Electric, затем опять в электроэнергетике, но в пригороде Сан-Франциско. Женился на американке. Но не мог забыть авиацию и ушёл в дочернюю фирму корпорации Вестингауз. Фирма разрабатывала бортовое электрооборудование для самолётов, как раз появились первые радиолокаторы. Понятов был тогда специалистом по следящим электроприводам. В 1944-м году он основал собственную фирму по разработкам электромеханических устройств и стал субподрядчиком у Вестингауза.

Аббревиатура названия фирмы состояла из инициалов основателя и первых букв гордого слова «exellent»- несравненный, превосходный. Фирма "Ампекс" была основана в начале 1940 - х годов в Калифорнии в г. Редвуд-сити (около 200 км. южнее Сан - Франциско). Начала свою работу она, как это часто бывает, в старом гараже и на первых порах производила сельсины, - электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Первыми сотрудниками фирмы стали три молодых инженера Ч. Андерсен, Ч. Гинзбург и Ш. Хендерсон. Понятов умел выбирать себе сотрудников! Ему удалось собрать очень сильный коллектив, к которому позже, в 1952 году, присоединился и совсем юный студент и знаменитый ныне Рей Долби (автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой оснащены ведущие кинотеатры мира).



Работники А.М.Понятова (слева направо):

Чарльз Андерсон, Шелби Хендерсон, Алекс Макси, Рэй Долби, Фред Пфост, Чарльз Гинзбург

По окончании войны оборонное производство в США было свернуто, фирма Ампекс осталась без заказов и стала искать « новый хлеб», - по выражению самого Понятова. Новое направление в работе фирмы подсказала трофейная немецкая технология магнитной записи электрических сигналов. Американские радиоэлектронные гиганты, и прежде всего RCA, пренебрегли этой весьма капризной по тем временам технологией, - слишком много средств ими было вложено в распространение и совершенствование технологий механической звукозаписи. К этому времени был уже подготовлен массовый выпуск профессиональной и бытовой аппаратуры оперативной механической звукозаписи на диск из толстой пластмассовой пленки. Команде Понятова было нечего терять, и фирма Ампекс первой в США занялась разработкой аппаратуры магнитной звукозаписи. Новое направление в деятельности фирмы принесло удачу, хотя и не сразу. Первые профессиональные магнитофоны для радиовещания в США долго не находили спроса, что очень часто бывает с принципиально новыми для рынка товарами.

Помощь неожиданно пришла от знаменитого эстрадного певца Бинга Кросби, который был также страстным радиолюбителем. Б.Кросби почему - то патологически страшился микрофона в пустой студии при прямых трансляциях концертов. Он с радостью ухватился за техническую новинку и быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты. Его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы Ампекс, а концерты эстрадной суперзвезды с применением магнитофонов - отличную рекламу.

С тех пор Ampex заняли одну из лидирующих позиций в области профессиональной звукозаписывающей аппаратуры, чем хорошенько утерли нос конкурентам из JVC, Philips и другим не менее известным брендам.Вот как выглядел первый магнитофон США, за который американцам не было жалко никаких денег.

Вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей оперативной деятельности обойтись без магнитофонов. Фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты с собственной маркой. Довольно быстро восстановились старые связи с военными заказчиками, которым потребовалась надежная аппаратура для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Методы магнитной записи здесь оказались вне конкуренции. Вывезенные в США немецкие специалисты по ракетной технике уже имели опыт работы с магнитной записью телеметрии во время испытаний, а с их мнением в первые послевоенные годы очень считались. Начав с вещательных магнитофонов, фирма Ампекс очень скоро по велению времени сосредоточилась на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной, инструментальной магнитной записи.



Почти полвека (с 1946 по 1995 годы) фирма Ампекс держала мировое научно-техническое лидерство в профессиональной аппаратуре магнитной записи вещательных и специальных сигналов. Она также обладала патентами на многие фундаментальные методы и устройства в этой области, что помогало ей десятилетиями сдерживать настойчивые попытки американских, европейских и японских конкурентов разрушить фирму и купить по частям. Однако по-настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона.

Телевизионное вещание в США после войны развивалось взрывоподобным образом. Американская радиоэлектронная промышленность, создавшая в годы войны громадные производственные мощности и оставшаяся в 1945 году без заказов, нашла себе работу в телефикации страны. В итоге уже к 1952 году американский рынок был полностью насыщен черно - белыми телевизорами, а в 1953 году началось практическое внедрение цветного телевизионного вещания по разработанной в короткие сроки системе NTSC. Американские вещательные компании, уже вкусившие прелести новой технологии звукового вещания с магнитной записью и монтажом программных материалов, теперь буквально требовали создать аппаратуру для работы с телевизионным сигналом. Многие фирмы пытались и не смогли решить эту головоломно сложную задачу, - ведь телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный. При такой полосе магнитная лента должна «лететь» мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее очевидный путь снижения этой скорости - многодорожечная запись. Но не справилась с этой задачей великая RCA, разработавшая многодорожечный аппарат с частотным разделением спектра видеосигнала; не справился и знаменитый Бинг Кросби, возглавивший и финансировавший разработку многодорожечного аппарата с временным разделением каналов.

Лучше всех и раньше всех в мире в 1956 году решила проблему магнитной видеозаписи честолюбивая молодежная команда на фирме Ампекс под руководством 64 - летнего Понятова, прославив на весь мир свою фирму, а также ее основателя и владельца. Они придумали поперечно - строчный метод записи на относительно широкую ленту (50, 8 мм., т.е. два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. При этом достигался компромисс: лента протягивалась в аппарате со обычной скоростью 38 см/сек., но головка «чертила» на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек., причем каждая магнитная строка содержала в себе 16 телевизионных строк. Этот первый в мире стандарт видеозаписи, известный под индексом «Q», применялся почти 20 лет и был заменен стандартом «С» (для однодюймовой ленты), разработанным тем же Ампексом.

Надо понимать, что сам видеомагнитофон - лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Непросто было сделать аппарат для магнитной записи звука, но оказалось, что создать видеомагнитофон в десятки и сотни раз труднее. Видеомагнитофон, по общему мнению, оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов в условиях небольшой фирмы и с ограниченными средствами от Понятова и его команды потребовалось сочетание героических организаторских усилий с гениальными научно-техническими решениями. Сам Понятов это хорошо понимал и формулировал так: «В течении семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».

14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма А.Понятова впервые продемонстрировала свое творение — видеомагнитофон VRX-1000 (со временем переименованный в «Модель-IV»). А через полгода — 30 ноября 1956 года — Си-Би-Эс впервые использовала «Ампэкс» для отсроченного выпуска в эфир программы «Вечерних новостей» с ведущим Дугласом Эдвардсом. С того времени фирма «Ампэкс» стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники.


В 1958 г. американское космическое агентство NASA избирает видеомагнитофоны «Ампекс» для обслуживания космических полетов и до сих пор не изменяет этому принципу. Через два года Американская киноакадемия присуждает понятовской фирме «Оскар» за технические достижения.
Летом 1959 года на американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-1000. На ней генеральному секретарю КПСС Н. С. Хрущёву подарили видеоленту Ampex с записью его встречи с вице-президентом США Р. М. Никсоном. Видеозапись была направлена во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне — ВНИИТР), но воспроизвести её было не на чем. Первый советский видеомагнитофон "Кадр" появился в 1960 году.



С помощью разработок Ампекса процесс видеозаписи с механической фиксацией и воспроизведением изображения и звука уже в 1963 г. становится управляемым, то есть появляется электронный монтаж. Пройдя этап освоения записи цветных изображений (1964 г.), фирма в 1967 г. создает аппарат замедленного воспроизведения сигналов «Ampex HS-100», который завершает революцию прежде всего в освещении спортивных соревнований, а дальше широко «раскручивается» при создании музыкальных видеоклипов и рекламы.



Трудно перечислить все сделанное фирмой Понятова. Назовем еще два новшества «Ампэкса»: в 1978 г. он разрабатывает систему видеографики, а через три года овладевает цифровыми спецэффектами. Создание Ампексом видеозаписи произвело очень сильное впечатление на создателей телепрограмм. На протяжении многих лет в аппаратных видеозаписи всего мира висели фотографии А.Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли «ампексированием» .


В 1971 был выпущен портативный видеомагнитофон, стоивший 1500 USD. Производственные стандарты высочайшего уровня, установленные Понятовым, стали корпоративной философией AMPEX, завоевавшей роль мирового лидера в производстве аудио- и видеозаписывающих устройств, магнитных лент, систем хранения данных. С 1952 по 2003 фирмой было зарегистрировано 50 патентов.

Алексадр Матвеевич работал президентом корпорации Ampex до 1955, потом его выбрали председателем, а в 1970 почетным председателем совета директоров. По воспоминаниям его друзей и коллег, он жалел, что не мог заниматься своим делом в России, и также его огорчало отсутствие прямых наследников. Скончался А. Понятов 24 октября 1980. Вместе с И. Сикорским и П. Малоземовым Александр Матвеевич Понятов включен в список наиболее значимых бизнес-лидеров Америки.

Он прожил 88 лет и был удостоин в США и ряде других стран всех мыслимых для ученого и бизнесмена почестей. Русская диаспора на севере Калифорнии чтит его почти как святого,- он дал работу тысячам русских, помог создать православный женский монастырь, приют для престарелых и не жалел средств на благотворительность. Но на своей родине (России) он до сих пор известен лишь специалистам.

27-го января 1948 года в США начали продаваться первые бытовые магнитофоны. Этот день смело можно считать именинами прибора, без которого до последнего времени не обходилась ни единая дискотека. Первое, что публично воспроизвел магнитофон - запись шоу американского певца Бинга Кросби. Это были катушечные приборы фирмы Ampex (модель Ampex 200), с помощью которых можно было даже записывать на магнитную ленту. Цена одного - 149 долларов за штуку. В первую неделю реализации был продан весь складской запас фирмы – 40 000 штук. Кажется, за любимую музыку американцы выкладывали все, что у них было.

Изобретение принадлежит русскому инженеру Александру Матвеевичу Понятову, впоследствии ставшему бизнесменом. Изобретатель в 1944-м основал фирму Ampex, а в 1948-м выпустил девайс, который сделал его миллионером.

Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в 40 км. северо–восточнее Казани в большой семье крестьянина, занявшегося торговлей (по другим данным, когда Александр стал студентом, его отец уже был купцом 1-й гильдии, крупнейшим казанским лесоторговцем). В архивах сохранились документы о его крещении, об учебе во 2- м реальном училище г. Казани, о сдаче дополнительного экзамена по латыни (без него нельзя было поступить после реального училища в Университет), о военной обязанности с 1913 года, и т.д.

В 1909 году он поступил и один год проучился на физико-математическом факультете в знаменитом тогда в России Казанском университете, но в 1910 году решил продолжить учебу в столицах. Просил ректорат переслать свои документы сначала в Петербургский университет, потом в Московский, но в итоге по невыясненным причинам поступил в МВТУ на механический факультет. Он говорил, что считает себя учеником профессора Н.Е.Жуковского и под его влиянием «заболел» авиацией. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е.Жуковского продолжать образование в Германию в Политехникум города Карлсруе.
Поскольку А. М. Понятов подлежал призыву в российскую армию в 1913 г., то, по-видимому, он в этом году вернулся в Россию. Со слов его американских родственников и сотрудников фирмы, он в Первую мировую войну был призван в армию из Казани, окончил школу летчиков и служил офицером в авиации, попал в серьезную аварию и долго лечился.
Выступая как-то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что в 1918 – 1920 годах «служил в Белой армии и воевал с коммунистами», до 1927-го работал в Шанхае, в электроэнергетике. Жил недолго во Франции, переехал в США. Есть сведения, что он некоторое время работал пилотом на гражданских авиалиниях, летал на гидросамолетах.

Работал в Нью-Йоркском НИИ корпорации General Electric, затем опять в электроэнергетике, но в пригороде Сан-Франциско. Женился на американке. Но не мог забыть авиацию и ушёл в дочернюю фирму корпорации Вестингауз. Фирма разрабатывала бортовое электрооборудование для самолётов, как раз появились первые радиолокаторы. Понятов был тогда специалистом по следящим электроприводам. В 1944-м году он основал собственную фирму по разработкам электромеханических устройств и стал субподрядчиком у Вестингауза.

Фирма "Ампекс" была основана в начале 1940 – х годов в Калифорнии в г. Редвуд–сити (около 200 км. южнее Сан - Франциско). Аббревиатура названия фирмы состояла из инициалов основателя и первых букв гордого слова «exellent» - несравненный, превосходный. Начала свою работу она, как это часто бывает, в старом гараже и на первых порах производила сельсины - электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Первыми сотрудниками фирмы стали три молодых инженера Ч.Андерсен, Ч.Гинзбург и Ш.Хендерсон. Понятов умел выбирать себе сотрудников! Ему удалось собрать очень сильный коллектив, к которому позже, в 1952 году, присоединился и совсем юный студент и знаменитый ныне Рей Долби (автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой оснащены ведущие кинотеатры мира).

По окончании войны оборонное производство в США было свернуто, фирма Ампекс осталась без заказов и стала искать «новый хлеб» - по выражению самого Понятова. Новое направление в работе фирмы подсказала трофейная немецкая технология магнитной записи электрических сигналов. Американские радиоэлектронные гиганты, и прежде всего RCA, пренебрегли этой весьма капризной по тем временам технологией - слишком много средств ими было вложено в распространение и совершенствование технологий механической звукозаписи. К этому времени был уже подготовлен массовый выпуск профессиональной и бытовой аппаратуры оперативной механической звукозаписи на диск из толстой пластмассовой пленки. Команде Понятова было нечего терять, и фирма Ампекс первой в США занялась разработкой аппаратуры магнитной звукозаписи. Новое направление в деятельности фирмы принесло удачу, хотя и не сразу.
Первые профессиональные магнитофоны для радиовещания в США долго не находили спроса, что очень часто бывает с принципиально новыми для рынка товарами.

Помощь неожиданно пришла от знаменитого эстрадного певца Бинга Кросби, который был также страстным радиолюбителем. Б.Кросби почему-то патологически страшился микрофона в пустой студии при прямых трансляциях концертов. Он с радостью ухватился за техническую новинку и быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты. Его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы Ампекс, а концерты эстрадной суперзвезды с применением магнитофонов – отличную рекламу.
За период расцвета количество сотрудников Ampex выросло до 15 тысяч
С тех пор Ampex заняли одну из лидирующих позиций в области профессиональной звукозаписывающей аппаратуры, чем хорошенько утерли нос конкурентам из JVC, Philips и другим не менее известным брендам.

Вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей оперативной деятельности обойтись без магнитофонов. Фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты с собственной маркой. Довольно быстро восстановились старые связи с военными заказчиками, которым потребовалась надежная аппаратура для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Методы магнитной записи здесь оказались вне конкуренции. Вывезенные в США немецкие специалисты по ракетной технике уже имели опыт работы с магнитной записью телеметрии во время испытаний, а с их мнением в первые послевоенные годы очень считались. Начав с вещательных магнитофонов, фирма Ампекс очень скоро по велению времени сосредоточилась на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной, инструментальной магнитной записи.

Почти полвека (с 1946 по 1995 годы) фирма Ампекс держала мировое научно–техническое лидерство в профессиональной аппаратуре магнитной записи вещательных и специальных сигналов. Она также обладала патентами на многие фундаментальные методы и устройства в этой области, что помогало ей десятилетиями сдерживать настойчивые попытки американских, европейских и японских конкурентов разрушить фирму и купить по частям. Однако по-настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона.

Телевизионное вещание в США после войны развивалось взрывоподобным образом. Американская радиоэлектронная промышленность, создавшая в годы войны громадные производственные мощности и оставшаяся в 1945 году без заказов, нашла себе работу в телефикации страны. В итоге уже к 1952 году американский рынок был полностью насыщен черно-белыми телевизорами, а в 1953 году началось практическое внедрение цветного телевизионного вещания по разработанной в короткие сроки системе NTSC. Американские вещательные компании, уже вкусившие прелести новой технологии звукового вещания с магнитной записью и монтажом программных материалов, теперь буквально требовали создать аппаратуру для работы с телевизионным сигналом. Многие фирмы пытались и не смогли решить эту головоломно сложную задачу - ведь телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный. При такой полосе магнитная лента должна «лететь» мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее очевидный путь снижения этой скорости – многодорожечная запись. Но не справилась с этой задачей великая RCA, разработавшая многодорожечный аппарат с частотным разделением спектра видеосигнала, не справился и знаменитый Бинг Кросби, возглавивший и финансировавший разработку многодорожечного аппарата с временным разделением каналов.

Лучше всех и раньше всех в мире в 1956 году решила проблему магнитной видеозаписи честолюбивая молодежная команда на фирме Ампекс под руководством 64-летнего Понятова, прославив на весь мир свою фирму, а также ее основателя и владельца. Они придумали поперечно-строчный метод записи на относительно широкую ленту (50, 8 мм., т.е. два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. При этом достигался компромисс: лента протягивалась в аппарате со обычной скоростью 38 см/сек., но головка «чертила» на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек., причем каждая магнитная строка содержала в себе 16 телевизионных строк. Этот первый в мире стандарт видеозаписи, известный под индексом «Q», применялся почти 20 лет и был заменен стандартом «С» (для однодюймовой ленты), разработанным тем же Ампексом.

Надо понимать, что сам видеомагнитофон – лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Непросто было сделать аппарат для магнитной записи звука, но оказалось, что создать видеомагнитофон в десятки и сотни раз труднее. Видеомагнитофон, по общему мнению, оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов в условиях небольшой фирмы и с ограниченными средствами от Понятова и его команды потребовалось сочетание героических организаторских усилий с гениальными научно–техническими решениями. Сам Понятов это хорошо понимал и формулировал так: «В течении семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».

14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма А.Понятова впервые продемонстрировала свое творение - видеомагнитофон VRX-1000 (со временем переименованный в «Модель–IV»). А через полгода - 30 ноября 1956 года - Си-Би-Эс впервые использовала «Ампэкс» для отсроченного выпуска в эфир программы «Вечерних новостей» с ведущим Дугласом Эдвардсом. С того времени фирма «Ампэкс» стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники.
В 1958 г. американское космическое агентство NASA избирает видеомагнитофоны «Ампекс» для обслуживания космических полетов и до сих пор не изменяет этому принципу. Через два года Американская киноакадемия присуждает понятовской фирме «Оскар» за технические достижения.
Летом 1959 года на американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-1000. На ней генеральному секретарю КПСС Н. С. Хрущёву подарили видеоленту Ampex с записью его встречи с вице-президентом США Р. М. Никсоном. Видеозапись была направлена во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне - ВНИИТР), но воспроизвести её было не на чем. Первый советский видеомагнитофон "Кадр" появился в 1960 году.

С помощью разработок Ампекса процесс видеозаписи с механической фиксацией и воспроизведением изображения и звука уже в 1963 г. становится управляемым, то есть появляется электронный монтаж. Пройдя этап освоения записи цветных изображений (1964 г.), фирма в 1967 г. создает аппарат замедленного воспроизведения сигналов «Ampex HS-100», который завершает революцию прежде всего в освещении спортивных соревнований, а дальше широко «раскручивается» при создании музыкальных видеоклипов и рекламы.

Трудно перечислить все сделанное фирмой Понятова.
В 1978 г. она разрабатывает систему видеографики, а через три года овладевает цифровыми спецэффектами. Создание Ампексом видеозаписи произвело очень сильное впечатление на создателей телепрограмм. На протяжении многих лет в аппаратных видеозаписи всего мира висели фотографии А.Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли «ампексированием» .
В 1971 был выпущен портативный видеомагнитофон, стоивший 1500 USD. Производственные стандарты высочайшего уровня, установленные Понятовым, стали корпоративной философией AMPEX, завоевавшей роль мирового лидера в производстве аудио- и видеозаписывающих устройств, магнитных лент, систем хранения данных. С 1952 по 2003 фирмой было зарегистрировано 50 патентов.

Алексадр Матвеевич работал президентом корпорации Ampex до 1955, потом его выбрали председателем, а в 1970 почетным председателем совета директоров. По воспоминаниям его друзей и коллег, он жалел, что не мог заниматься своим делом в России, и также его огорчало отсутствие прямых наследников. Скончался А. Понятов 24 октября 1980 года.
Вместе с И. Сикорским и П. Малоземовым Александр Матвеевич Понятов включен в список наиболее значимых бизнес-лидеров Америки.
Он прожил 88 лет и был удостоен в США и ряде других стран всех мыслимых для ученого и бизнесмена почестей. Русская диаспора на севере Калифорнии чтит его почти как святого - он дал работу тысячам русских, помог создать православный женский монастырь, приют для престарелых и не жалел средств на благотворительность. Но на своей родине (России) он до сих пор известен лишь специалистам.

Александр Матвеевич Понятов прославился тем, что изобрел первый в мире видеомагнитофон. Эмигрировав из России после Гражданской войны, он основал в США собственную фирму под названием Ampex, производящую магнитофоны и аппаратуру для студийной записи. В память о родине он распорядился сажать по две березы перед входом в каждый филиал Ampex. В Африке эти деревья даже пришлось накрывать специальными куполами, чтобы создать им нужный климат…

Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Казанского уезда Казанской губернии (ныне - деревня Русско-Татарская Айша Высокогорского района Татарстана) в зажиточной семье. Его отец - Матвей Понятов - происходил из крестьян, но занявшись лесоторговлей, стал купцом первой гильдии. Понятовым принадлежали склады из природного камня, дом, пасека, мельница. Но Александр не захотел идти по его стопам. В семь лет он впервые увидел чудо-техники - паровоз, и с того момента решил стать инженером.

По окончании Первого реального училища в Казани А. М. Понятов в 1909-1910 годах проучился в Императорском Казанском университете на математическом отделении физико-математического факультета, но после перевелся на более прикладную специальность - в Императорское московское техническое училище (теперь МГТУ имени Баумана. Его учителем стал «отец авиации» Николай Жуковский, от которого Понятов заразился любовью к авиации и полетам.


В то время в Москве многие студенты разделяли революционные настроения, и Понятов не стал исключением. Он участвовал в нескольких митингах и, опасаясь преследований со стороны властей за участие в студенческих сходках в Москве, А. М. Понятов переезжает учиться в Карлсруэ, где получил образование в Высшей технической школе, где получил степень бакалавра по электромеханике. На учёбу в Германию он уезжал с рекомендациями профессора Н. Е. Жуковского. .

В 1913 году Александр вернулся на родину - окончил школу летчиков, и во время Первой мировой войны служил пилотом гидросамолета военно-морского флота. В Гражданской войне он выступал на стороне Белой армии и в 1920 году вынужден был эмигрировать. Сначала он работал помощником инженера в шанхайской компании, потом перебрался во Францию, а в 1927 году оказался в США. Сперва он устроился на работу в General Electric, но тяга к полетам привела его в компанию Dalmo-VictorWestinghouse, где он разрабатывал электроприводы для авиационных радаров.

В Калифорнии он наконец знакомится со своей половинкой - американкой Хейзел Хесс. Впрочем, сам он ее называл Еленой... Детей у них не было, и сведений о личной жизни изобретателя сохранилось очень мало.

Параллельно он экспериментировал со звукозаписью в собственном гараже. И в 1944 году созрел для создания собственной фирмы - Ampex, от собственных инициалов и слова «экспериментальный» - Alexander M. Poniatoff EXperimental. Сперва фирма была субподрядчиком Dalmo-VictorWestinghouse и поставляла электродвигатели для радиолокационных антенн самолетов. Но после войны заказы прекратились - пришлось искать изобретениям мирное применение. И Александр решил сконцентрироваться на только появившихся тогда устройствах магнитной звукозаписи.

Он начал совершенствовать магнитные ленты, чтобы сохранить все тонкости звучания. Фирме удалось заинтересовать популярного в то время певца Бинга Кросби, который вложил в разработку нового магнитофона 50 тысяч долларов. И за семь лет Ampex стала одним из самых популярных в США производителей звуковой аппаратуры!

Ровно 70 лет назад, 27 января 1948 года поступил в продажу первый бытовой магнитофон Ampex Model 200 (или просто Ampex-200), предназначенный не только для профессионального применения на радиостудиях, в научных организациях или в спецслужбах, но и для широкой продажи частным лицам. Хотя, цена этой первой модели была весьма суровой - 4000 долларов, что соответствовало цене хорошего автомобиля, всего через 8-10 лет магнитофоны подешевели более чем в 20 раз и выпускались десятками компаний в десятках миллионов экземпляров.

Магнитофон Ampex Model 200 с открытыми дверцами

К тому моменту Понятов стал задумываться над тем, как записать на магнитную ленту не только звук, но и картинку. Основной проблемой была продолжительность записи: для короткого двухминутного ролика требовались километры пленки! Вместе с помощниками он начал экспериментировать со способами записи и в конечном итоге остановился на поперечно-строчной записи вращающимися головками. Это позволило совместить высокую скорость записи с низкой скоростью движения самой магнитной ленты. Таким образом изобретатель смог добиться, чтобы на одном рулоне ленты помещался более-менее продолжительный видеоролик.

Если бы тогда я заранее представлял все трудности, которые предстоит преодолеть при создании видеомагнитофона, мы бы никогда не взялись за эту работу! - вспоминал впоследствии Александр Матвеевич. - Ведь сам видеомагнитофон - это лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Поскольку в любой системе записи первичен носитель, то для видеоленты была выбрана более прочная и более тонкая пластиковая основа, разработан более тонкий, малоабразивный и прочный лаковый рабочий слой (температура видеоголовки в месте соприкосновения с магнитной лентой достигает 700 градусов). В механике потребовалось достижение микронных точностей, в электронике - использование новых методов обработки сигнала; этот перечень можно продолжать бесконечно. В итоге видеомагнитофон оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и, чтобы разработать и организовать производство самого аппарата и видеоленты в условиях небольшой фирмы с очень ограниченными средствами, потребовалось сочетание героических усилий с гениальными научно-техническими решениями. В течение семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!

Первый видеомагнитофон AmpexVRX-1000 был продемонстрирован Понятовым в 1956 году в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов. Меньше чем за полгода аппарат стал использоваться во всех ведущих телестудиях страны. Процесс записи видео даже стали называть «ампексированием» - по имени фирмы. А в 1958 году видеомагнитофоны стали использоваться в NASA для записи космических полетов…

В 1959 году видеомагнитофон был продемонстрирован на выставке в Москве. Причем американский инженер, сопровождавший экспозицию, по распоряжению Понятова разрешал фотографировать всю техническую документацию. По воспоминаниям посетителей выставки, специалист охотно показывал техническое описание видеомагнитофона и призывал журналистов и любопытствующих сфотографировать все нужные электрические схемы.

На этой же выставке Хрущеву подарили кассету с записью его встречи с президентом США Никсоном, но в те времена в СССР просто не на чем было ее посмотреть! Поэтому запись просто отправили в архивы Всесоюзного научно-исследовательского института звукозаписи… А позже туда пришла и посылка от Ampex с фотокопией всего технического описания видеомагнитофона. Вскоре в Новосибирске запустили серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1», сделанных на основе американской документации.

А Ampex тем временем выпустила линейку портативных видеомагнитофонов для домашнего использования, а также серию техники для видеожурналистики. В 1963 году был разработан видеомагнитофон с монтажными функциями и покадровым просмотром, в 1964-м освоили цветную видеозапись, а в 1967-м появилась функция замедленного просмотра. В том же году компания впервые стала использовать для записи 15-дюймовые диски - тогда их хватало на 30 секунд записи…

Параллельно компания занималась инновационными разработками в области звуко- и видеотехники. Например, в 1978 году Ampex создала систему видеографики, а позже освоила цифровые спецэффекты. К тому времени Понятов уже отошел от дел - за ним сохранилась должность почетного председателя совета директоров. В 1974 году по просьбе Гостелерадио с ним записали небольшую передачу, в которой он сформулировал свои главные правила: «Нужно всю жизнь учиться; ничего не надо считать догмой; необходимо всегда стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник (это будет обязательно замечено); следует избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50 процентов».

Я всего достиг, у меня замечательная фирма, - признавался Александр Понятов в конце жизни, - но у меня нет детей, продолжить мое дело некому. Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но… это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать. И я страдаю... В память о родине изобретатель распорядился сажать березы у входа в филиалы своей комапнии.

В 1980 году Александр Матвеевич скончался. Русская диаспора в Калифорнии до сих пор чтит его за то, что он дал работу тысячам русских эмигрантов. А Американское общество инженеров кино и телевидения учредило медаль имени Понятова, которую ежегодно присуждают за заслуги в этой области. Заслуги инженера отмечены и многими другими наградами."